Прожекторные танки Canal Defence Light (Великобритания). Танковый прожектор


Прожекторные танки Canal Defence Light (Великобритания) » Военное обозрение

Во Второй мировой войне участвовали боевые бронированные машины различных типов, а также разнообразная вспомогательная техника на их базе. Задолго до начала войны в Великобритании была предложена концепция т.н. прожекторного танка – специальной бронемашины, построенной на базе существующего танка и оснащенной мощными осветительными приборами. В дальнейшем оригинальные идеи были реализованы на практике. Интереснейший проект остался в истории под названием Canal Defence Light.

Идея строительства самоходной машины на танковом шасси, оснащенной мощным прожектором, появилась еще во время Первой мировой войны. В 1915 году офицер британского Королевского военно-морского флота Оскар де Торен предложил устанавливать прожекторы большой мощности на серийные грузовики. По его задумке, подобная техника позволила бы войскам вести бои в темное время суток. При этом прожектор мог бы не только подсвечивать местность, но и слепить противника, мешая ему обороняться и тем самым оказывая дополнительную поддержку войскам. Специалисты военного ведомства ознакомились с этой идеей, но не одобрили ее практическую реализацию.

Музейный танк CDL Matilda. Фото Tankmuseum.org

После окончания войны де Торен вновь поднял вопрос строительства самоходной техники с прожекторами. Идя в ногу со временем, теперь он предлагал делать подобные машины на основе танковых шасси. Изобретатель был настолько уверен в правильности своих идей, что даже был готов лично оплатить строительство опытного прожекторного танка. В начале двадцатых годов был изготовлен прототип подобной машины, основой для которого стал тяжелый танк Mark V. До 1922 года машина показывала свои возможности на полигоне, но потом военные потеряли всякий интерес к ней, и испытания были прекращены.

Работы по созданию оригинальной военной техники остановились на несколько лет. В 1933 году О. де Торен основал собственную компанию De Thoren Syndicate. Вместе с ним основателями фирмы стали инженер Марсель Мицакис, «тактический советник» генерал-майор Дж.Ф. Фуллер, а также герцог Вестминстерский, взявший на себя финансирование новых проектов. Вскоре после этого был разработан новый проект прожекторного танка, предлагавший использование современного шасси.

В 1934 году такой проект был предложен армии Франции. В конце года опытный образец новой машины подали на испытания, по результатам которых французские военные отказались от дальнейших работ. В этом проекте, как и в предыдущих, предлагалась открытая установка прожектора без применения какой-либо защиты. Как результат, многообещающая машина по определению не могла иметь приемлемую живучесть на поле боя. Франция не решилась закупать подобные прожекторные танки, и «Синдикат де Торена» был вынужден разрабатывать новый вариант проекта.

Опытный образец прожекторной машины 1932 г. Фото Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В январе 1937 года компании De Thoren Syndicate удалось вновь привлечь внимание британской армии. Военные согласились испытать предлагаемую технику на полигоне и дать ей оценку. Через несколько недель на один из полигонов был доставлен комплекс в составе прожекторов и генераторов требуемой мощности. До марта на полигоне испытывались три комплекта такого оборудования, после чего военные пожелали получить еще три аналогичные системы. Шесть прожекторов на самоходных шасси испытывались до самого начала 1938 года.

В ходе очередных испытаний военное ведомство убедилось, что предложенная О. де Тореном вспомогательная техника действительно может быть полезной для армии. В то же время, в существующем виде она не представляла особого интереса из-за наличия ряда серьезных проблем. Бронированная машина нуждалась в защите прожекторной установки и генератора, а также должна была строиться на современном шасси отечественного производства. Кроме того, в определенный момент появились оригинальные идеи, связанные с расширением круга решаемых задач.

Изначально прожекторный танк предназначался исключительно для подсветки вражеских позиций с одновременным ослеплением противника. Позже появилось предложение об использовании более совершенных систем, способных не только слепить, но и дезориентировать противника. В теории это позволяло не только затруднить оборону, но и снизить вероятность ответного удара по носителям прожектора: было очевидным, что такая техника станет приоритетной целью артиллерии и авиации.

Ранний (слева) и поздний (справа) варианты башни CDL. Рисунок Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В январе 1938 года компания De Thoren Syndicate получила заказ на серийный выпуск прожекторов и другого специального оборудования. Также к проекту была привлечена компания Vickers, задачей которой должно было стать строительство требуемых шасси. Совместными усилиями две компании должны были разработать броневую башню для защиты прожектора. В качестве основы для перспективной техники планировалось использовать один из последних танков. После недолгих поисков в качестве базы для прожектора был выбран пехотный танк Mk III Valentine, отличавшийся достаточными размерами и хорошей защитой.

В соответствии с контрактом 1938 года, первые серийные прожекторные танки должны были поступить в армию в середине 1939 года. Тем не менее, вскоре эти планы были пересмотрены. В связи с некоторыми проблемами производственного характера, а также из-за невозможности получения требуемых характеристик было решено изменить тип базового шасси. Теперь прожекторный танк должен был основываться на шасси пехотного Mk II Matilda II. Из-за необходимости серьезнейшей переработки существующего проекта сроки поставки серийных машин сдвинулись более чем на год.

Примерно в это время проект получил официальное обозначение Canal Defence Light или CDL – дословно «Освещение для защиты канала». Такое имя проекта, далеко не в полной мере соответствовавшее его сути, было выбрано из соображений секретности. Узнав о системе «освещения защиты канала», противник мог сделать неверные выводы, и реальное применение танков CDL на поле боя оказалось бы для него весьма неприятным сюрпризом.

Конструкция прожекторной установки. Рисунок Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В июне 1940 года военное ведомство разместило заказ на производство 300 куполов башен для новейших прожекторных танков. В связи с большой загрузкой компании «Виккерс» и всей британской промышленности в целом было заключено несколько контрактов с отечественными и американскими предприятиями. Примечательно, что из США должна была прибыть большая часть требуемых агрегатов. На заводах фирмы Vickers строились требуемые шасси, а задачей компании De Thoren Syndicate стал выпуск электрического оборудования. Окончательная сборка танков должна была проводиться на специально организованной учебно-сборочной базе в графстве Лоутер-Касл. Сборка машин на существующих заводах исключалась в связи с секретностью проекта.

Проект CDL, доведенный до серийного производства, подразумевал переоснащение существующих пехотных танков Mk II Matilda II. В ходе подобной модернизации базовая машина лишалась родной башни и всего вооружения. Кроме того, высвобождалось пространство в боевом отделении корпуса. В остальном шасси оставалось прежним. Оно имело корпус из литых и катаных деталей толщиной до 78 мм, оснащалось двумя двигателями мощностью по 87 л.с. и комплектовалось ходовой частью с пружинной подвеской сблокированных попарно опорных катков. Компоновка оставалась прежней – отделение управление в передней части, боевое отделение в центре и моторный отсек в корме. Экипаж был сокращен до двух человек – водителя и оператора прожекторной установки.

Схема прожекторного танка CDL Matilda. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Часть высвобожденного боевого отделения отдавалась под установку электрогенератора требуемой мощности. Генератор при помощи ременной передачи соединялся с валом двигателя, для чего пришлось незначительно изменить конструкцию силового отделения. Вблизи от генератора находились средства управления электрическими системами.

Для защиты прожектора была разработана специальная башня характерной формы. На погоне корпуса предлагалось монтировать круглую платформу с крупным проемом в центре, над которым находился колпак. Последний имел овальную в плане форму и оснащался вертикальным лобовым листом. В центральной его части со сдвигом вправо предусматривалась щель-амбразура шириной 2 дюйма (51 мм) и высотой 24 дюйма (610 мм). Через нее прожектор должен был освещать местность, оставаясь под защитой брони. Слева от щели прожектора находилась многоугольная опора пулеметной установки. Над ней поместили смотровой прибор и открываемый круглый лючок, предназначенный для стрельбы из личного оружия. На левой части кормы предусматривался круглый проем для люка.

Башни более поздних серий лишились круглого лючка-амбразуры на лобовой детали. Кроме того, было решено отказаться от бортового люка в пользу традиционного верхнего. Также в ходе развития проекта неоднократно изменялся и дорабатывался состав дополнительного внешнего оснащения башни.

Единственный сохранившийся танк CDL на базе "Матильды". Фото Wikimedia Commons

Компоновка башни была достаточно простой. Правая и центральная ее части отдавались под размещение прожектора. Прочие объемы предназначались для оператора, от которого требовалось наводить луч, обслуживать лампу и использовать для самообороны пулемет BESA. В связи с большой мощностью прожектора внутри башни предусматривалась перегородка с лючками для обслуживания. Оператор должен был менять положение угольных электродов по мере их выгорания.

Танк CDL под защитой брони нес угольную дуговую лампу, излучавшую свет силой до 12,8 млн кандел. На качающемся основании помещалась металлическая опора с креплениями для лампы и необходимой проводкой. Перед лампой имелось вогнутое зеркало, необходимое для перенаправления светового потока назад. Далее свет отражался прямым зеркалом и выводился через окно-амбразуру. Перед лампой располагалась подвижная шторка затвора. Там же могли помещаться светофильтры двух цветов. Средства монтажа позволяли лампе качаться в пределах вертикально сектора шириной 10°. Горизонтальное наведение производилось поворотом всей башни.

Свет от угольной дуговой лампы выходил через щелевую амбразуру и освещал сектор шириной 19° по горизонтали и 1,9° по вертикали. На дистанции 1000 ярдов (914 м) это позволяло осветить пространство шириной 310 м и высотой 31 м. Механические приводы затвора позволяли открывать и закрывать амбразуру до двух раз в секунду. Также предусматривалось перекрытие щели светофильтрами голубого и янтарного цветов.

Он же, вид спереди. Фото Wikimedia Commons

Дополнительные шторки и светофильтры были предложены для повышения потенциала машины в деле противодействия противнику. Так, мигающий прожектор лишал противника возможности адаптироваться к свету или темноте, серьезно затрудняя наблюдение за наступающими войсками. Цветные светофильтры, в свою очередь, за счет специфики распространения световых волн должны были мешать определению местоположения прожекторного танка. Наблюдателю казалось, что машина с голубым фильтром находится дальше, чем на самом деле. Янтарный и голубой лучи двух танков, направленные на одну зону, «смешивались» и давали ровное белое освещение.

Боевое применение танков «защиты канала» было достаточно простым. Перед началом ночного наступления они должны были выходить на поле боя и выстраиваться в одну линию с заданными интервалами. От расстояния между машинами зависела дистанция, на которой расходящиеся лучи образовывали сплошное поле подсветки, а также ширина последней. После выхода и построения можно было включать лампы и двигаться на врага, применяя светофильтры и шторки затвора, дополнительно ухудшающие его положение.

Первые шасси типа «Матильда-2», прожекторы и башни были поставлены на базу в Лоутер-Касле к середине 1941 года. Вскоре военные собрали первые танки CDL и испытали их на полигоне. По результатам испытаний были сделаны некоторые выводы. Во-первых, машину сочли действительно пригодной для эксплуатации в войсках. Кроме того, не исключалась возможность строительства большего числа такой техники. При этом военных перестало устраивать использованное шасси. Танк Mk II уже не в полной мере отвечал имеющимся требованиям, из-за чего требовалось найти иную базу с более высокими характеристиками. Кроме того, новое шасси должно было оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих лет.

Прожекторная установка, вынесенная из башни. Фото Wikimedia Commons

В 1942 году появился обновленный вариант проекта Canal Defence Light, подразумевавший применение среднего танка M3 Grant американской разработки. При перестройке в прожекторный танк такая машина лишалась родной башни, вместо которой монтировался новый агрегат с прожектором. С целью маскировки на лобовом листе башни типа CDL помещался муляж ствола 37-мм пушки. Прожекторный танк на базе «Гранта» отличался от своего предшественника более высокими техническими характеристиками. Кроме того, важнейшим отличием стало сохранение 75-мм орудия в спонсоне корпуса. Управлять таким танком должен был экипаж из трех человек: водитель, командир и оператор.

Начало производства прожекторных танков на базе среднего M3 привело к завершению сборки техники предыдущей модели. Имеющиеся производственные возможности позволяли продолжать выпуск CDL в течение достаточно длительного времени. В общей сложности за несколько лет британская промышленность при содействии зарубежных предприятий смогла передать армии не менее 300 танков CDL на шасси типа «Матильда-2» и 335 машин аналогичного назначения на базе «Гранта». Серийная техника передавалась различным соединениям армии Великобритании. Первым ее эксплуатантом стал 11-й Королевский танковый полк. В дальнейшем прожекторные танки отправлялись служить в другие полки сухопутных войск.

Количество передаваемой техники было разным. К примеру, 42-й танковый полк, служивший в Египте, получил свыше 40 прожекторных танков и только 19 линейных. Кроме того, ему передали несколько инженерных танков на базе Mk II Matilda II, оборудованных подъемными кранами. С помощью такой техники предполагалось осуществлять обслуживание прожекторов и их башен.

Инженерный танк Matilda II обслуживает прожекторный CDL Matilda. Рисунок Panzerserra.blogspot.fr

В 1942 году британские военные в ходе одного из учебных мероприятий показали новейшую разработку американским коллегам. Командование армии США проявило большой интерес к прожекторным танкам и инициировало разработку собственных машин такого класса. Вскоре было создано несколько проектов, основанных на идеях О. де Торена. Некоторые из них являлись прямой копией британских разработок, тогда как другие представляли собой дальнейшее их развитие с использованием собственных идей.

Начало боевых действий в Нормандии открывало прожекторным танкам дорогу к полноценной боевой работе. Тем не менее, массовое применение такой техники не началось. Проект CDL изначально имел высокую секретность, что в дальнейшем негативно сказалось на применении серийной техники. Со временем выяснилось, что некоторые офицеры из командования соединений, имеющих на вооружении прожекторные танки, попросту не знают об их наличии. Другие командующие, в свою очередь, знали о новой технике, но не могли найти ей применение на поле боя. Секретность и отсутствие необходимости в ведении боевых действий ночью приводили к тому, что экипажам CDL приходилось участвовать в жизни армии в новых ролях. Танки с прожекторами использовались в качестве тягачей, носителей тралов и иных машин вспомогательного назначения.

Первый известный случай массового применения бронемашин CDL по прямому назначению относится к операции «Клиппер» и боям в районе г. Гайленкирхен. Ранним утром 18 ноября 1944 года, еще до рассвета, несколько танков 375-й прожекторной батареи начали подсвечивать вражеские позиции, позволяя боевым машинам с тралами проделать проходы в минных полях. После этого яркий свет помог наступлению пехоты на вражеские позиции.

Прожекторная бронемашина CDL M3 на базе танка "Грант". Фото UK War Office

В марте 1945 года «освещение для защиты берегов» получило возможность оправдать свое официальное название. В ходе взятия г. Ремаген войскам союзников удалось предотвратить уничтожение железнодорожного моста Людендорфа, связывавшего берега реки Рейн. Этот мост позволил достаточно быстро перебросить войска на северный берег, что не устраивало противника. В течение нескольких недель немецкие войска пытались уничтожить мост и сорвать подготовку плацдарма. Для защиты моста от боевых пловцов было решено использовать прожекторные танки, имевшиеся в наличии.

Постоянное наблюдение за Рейном, в том числе и ночью, привело к выявлению немецких диверсантов. Они были обнаружены и уничтожены. Примечательно, что из-за ряда особенностей конструкции танки CDL имели весьма ограниченные возможности в деле охраны акваторий. Тем не менее, ввиду отсутствия альтернатив войска были вынуждены использовать в таком качестве именно подобную бронетехнику. Вскоре танки заменили прожекторными системами других моделей, взятыми в качестве трофея.

Есть основания полагать, что это был последний случай боевого применения британских прожекторных танков в Европе. Дальнейшее наступление антигитлеровской коалиции обходилось без необходимости применения подобной техники. Специальные бронемашины вновь вернулись к решению вспомогательных задач иного рода.

CDL M3 с импровизированной маскировкой. Фото Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

Уже после окончания боев в Европе армия Великобритании отправила несколько танков Canal Defence Light в Индию. Оттуда их планировалось перевезти к Японским островам и использовать в последующих наступательных операциях. Однако и на этот раз интересной технике не удалось поучаствовать в боях. Боевые действия на Тихом океане завершились раньше, чем прожекторные танки были доставлены к местам будущих сражений.

После окончания Второй мировой войны все остававшиеся в армии прожекторные танки были возвращены в Великобританию. Такая техника основывалась на шасси устаревших типов, что исключало ее дальнейшую эксплуатацию. Со временем почти все подобные машины были списаны и утилизированы за ненадобностью. До наших дней сохранились только два танка CDL. Один из них, построенный на шасси Mk II Matilda II, хранится в бронетанковом музее г. Бовингтон. Единственный сохранившийся прожекторный танк на базе M3 Grant находится в военном музее индийского г. Ахмеднагар.

Изначальной целью проекта Canal Defence Light было создание самоходной бронированной машины, оснащенной мощным прожектором и способной помочь войскам при ночном наступлении. После нескольких лет работы авторам оригинального предложения удалось заинтересовать британских военных и даже получить заказ на производство серийных прожекторных танков. Тем не менее, в силу разных обстоятельств такая техника за все время Второй мировой войны лишь несколько раз смогла поучаствовать в реальной боевой работе. Необычное предложение, лежавшее в ее основе, далеко не в полной мере соответствовало имевшимся взглядам на способы ведения войны. Как следствие, прожекторные танки не смогли поучаствовать в большом числе сражений и оказать заметное влияние на ход войны.

По материалам:http://tankmuseum.org/http://militaryfactory.com/http://nevingtonwarmuseum.com/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/http://panzerserra.blogspot.fr/Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971

topwar.ru

Империя — Поисковый онлайн видео сервис

Tired of missing premieres at the cinema because of the frenzied rhythm of life? Tired of the fact that on television, the films are being broadcasted at an inconvenient time for you? In your family, often your relatives divide the remote from the TV? The child asks to see cartoons for children, when you are busy, and on the channels there are no good cartoons? And, in the end, Do you just want to relax after a hard day on the sofa in your home clothes for watching an interesting movie or series?

To do this, it is best to always have a favorite site in your bookmarks, which will become your best friend and helper. And how to choose such a site, when there are so many? - you ask. The best choice for you will be imperiya.by

Why our resource? Because it combines many positive features that make it universal, convenient and simple. Here is a list of the main advantages of the resource.

  1. Free access. Many sites ask customers to buy a subscription, than our portal does not deal with, because it believes that people should have free access to the Internet in everything. We do not charge viewers for our viewers!

  2. You do not need any registration and SMS for questionable phone numbers. We do not collect confidential information about our users. Everyone has the right to anonymity on the Internet, which we support.

  3. Excellent video quality. We upload content exclusively in HD format, which certainly can please your favorite users. It is much more pleasant to watch a good movie with a quality picture than with a picture of poor quality.

  4. A huge choice. Here you will find a video for every taste. Even the most inveterate moviegoer will always find what to see from us. For children there are cartoons in good quality, cognitive programs about animals and nature . Men will find interesting channels for themselves about news, sports, cars, as well as about science and technology. And for our beloved women, we picked up a channel about fashion and style, about celebrities, and of course music videos. Having arranged an evening with your family, or with friends, you can pick up a merry family comedy. A loving couple to luxuriate in watching a love melodrama. After a day of work, a thrilling series or a detective helps to relax. Movies in HD format of the new time and past years are presented to absolutely any taste and can satisfy the needs of any viewer.

  5. Ability to download video. Absolutely any material on the site can be downloaded to your computer or USB flash drive. If suddenly you are going to a dacha with a laptop where there is no internet, or you want to watch a movie on a big screen of the TV, you can always download in advance, and then look at the right time. In this case, you do not have to wait for your turn to download the video, as it happens on torrents or other similar sites.

  6. Security. We monitor the cleanliness of the content, every file is checked before uploading. Therefore, there are no viruses and spyware on our site, and we carefully monitor this.

  7. New. We regularly update and add new animations, serials, TV shows, music videos, news, reviews, animated series, etc. to the portal. and all this you can see for free, without registration and SMS. We are trying for you, for our favorite visitors.

  8. Online browsing. On our site, it is not necessary to first download a movie to view it, simply turn it on and enjoy it. Thanks to the professional setup, there will be no braking, and nothing can stop you from watching an interesting movie.

  9. Bookmark. On the site you can click a button with an asterisk to poison the video in the bookmarks and return to it later. Everyone, for certain, happened that he saw on the site an interesting video that you want to see, but right now there is no possibility. This button will help you with this and, having freed yourself, you can easily see what you like.

  10. User-friendly interface. Finding the right video will not take you long, as the site is best adapted to users, and everything is intuitively understandable. Even a child will be able to understand and include for himself a cartoon or some program about animals, nature.

Cinema as art appeared relatively recently, but already managed to closely intertwine with our lives. A lot of people because of the haste of our time for years did not go to the theater, to the gallery or museums. However, it is difficult to imagine a person who did not watch the series or the film for at least a month. Cinema is a synthesis of theater, music, fine arts and literature. Thus, it gives even the most busy person, who does not have time to go to theaters and galleries, to be closer to art and to improve spiritually.

The cinema also occupied the sphere of public entertainment. Watch comedies, fighters, westerns, etc. perfectly fits into any some evening with my family. Horrors perfectly tickle the nerves of even the most fearless person. Cartoons adore children, and some can be viewed by the whole family. Cognitive videos help to expand knowledge, look at the world wider and satisfy your own natural curiosity.

A man in the twenty-first century can no longer imagine his life without the technology of the future, it seems that in the future, machines, robots and technics can replace a person, or rather perform many automatic works, so everyone wants to see what technologies will be in the future. On imperiya.by you do not need to postpone the scan, just add the video to the bookmarks and at any time you can return to it and have a great time watching the quality video.

Do not deny yourself the pleasure, start watching right now! Meet the updates, with new items, choose what you would like to see later. Pleasure yourself and your family with interesting films in good quality!

imperiya.by

Субтитры из youtube

Видео

  • КОРОЧЕ ГОВОРЯ, Я В КАМЕННОМ ВЕКЕ [От первого лица] | КАМЕННЫЙ ВЕК ИККЕРО

  • Мои детские травмы

  • Что если затопить блютус колонку?

  • ФОКУСНИКИ РАЗБИЛИ IPHONE X | ВЫДАЛИ СЕБЯ ЗА РАБОТНИКОВ COMFY

  • ДЕВУШКА УПАЛА на МОТОЦИКЛЕ с ГОРЫ! ужасный конец ...

  • 1 ГОД ПОД ЗЕМЛЁЙ 💀 Выкопали Японца, Немца и Русского

  • Как бездомная кошка спасла ребенка, брошенного матерью у мусоропровода, и что случилось потом

  • Звёздная принцесса и силы зла - Серия 8, сезон 1 | Мультфильмы Disney

  • Что делать, когда скучно - 12 идей!

  • Корыто за 280 тр для наивной девочки.

  • Eşkıya Dünyaya Hükümdar Olmaz 108. Bölüm

  • Приколы в FIFA 19 | WDF 130 | FIFA BATTLE ROYALE!

  • Давай поженимся! Исправляющийся. Выпуск от 25.09.2018

  • Пушной Ядерный Зверёк

  • Папаньки - 2 серия - 1 сезон | Комедия - Сериал 2018 | ЮМОР ICTV

  • "Канцелярская крыса". 4 серия

  • Мураев, Еспресо, Бурбак и Дepипаска

  • Митинг у Госдумы против пенсионной реформы #СергейУдальцов

  • ЗАКУСОЧНЫЕ ШТУЧКИ к чаю! Тают во рту!

  • Моя Извращенная Учительница

  • VERSUS ЛИШИЛСЯ БАРА «1703» | FEDUK | KIZARU | LOC-DOG | ПИКА #RapNews 357

  • Вечер с Владимиром Соловьевым от 25.09.18

  • DK vs СЛАВА КПСС на РЭПЙОУ Баттл \ Анонс

  • ✅Скутер на ВОДОРОДЕ 🔥 Первые испытания чистого альтернативного топлива

  • УРОК РИСОВАНИЯ!!!ЛЮБИМЫЕ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ!!!

  • !ОПАСНО! ЗАЛИВАЕМ РУЛЕТ КИПЯЩИМ МАСЛОМ!

  • Дельфин — 387 (Премьера)

  • 60 минут по горячим следам от 26.09.2018

  • МАРМАЖ: ЗАБЫТОЕ И НЕ ВОШЕДШЕЕ (анимация)

  • 14072 - СЕКРЕТНЫЙ КУПОН KFC / БЕСПЛАТНО ПОЕЛ / КФС / БЕСПЛАТНАЯ ЕДА

  • "Когда все дома" у Малахова. Анонс

  • Arvadını Başqa Kişi İlə Tutdu Videoya Çəkdi - Azərbaycanda Şok Video

  • ОТЕЦ МАКГРЕГОРА НЕ ВЫДЕРЖАЛ И ЖЕСТКО ОТВЕТИЛ ХАБИБУ

  • Порошенко в УЖАСЕ! Трамп ЗАБЫЛ про Украину на выступлении в ООН

  • Массовый протест против пенсионной реформы у Госдумы РФ / LIVE 26.09.18

  • Seni Axtarıram 25.09.2018 Tam Verliş

  • Ўгай Она 5-Серия | O'gay ona 5-qism

  • Топ10 Дорогих ИДИОТСКИХ Вещей!

  • Появилась надежда на отмену ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 26.09.2018

  • 10 глупых вопросов АКТРИСЕ | Полина Максимова

  • КОНОРУ ОТВЕТИЛ ЧЕЧЕНСКИЙ МИНИСТР ЗА РАМЗАНА КАДЫРОВА ! ХАБИБ СПАРРИНГУЕТ С ПРАЙСОМ !

  • Электро Волга. Установили двигатель, готовим к покраске.

  • Жара у Госдумы, депутаты выходят к народу

  • Торт "ДИАНА"💖. Шоколадный бисквит/Вишня/Орех/Йогуртовый мусс - Я - ТОРТодел!

  • Қора Бозор Авжига Миниб Кетмоқда

  • Антистресс канцелярия против сквиши канцелярии. Челлендж – 9 идей

  • Вечерний Ургант - Яна Чурикова и Тутта Ларсен. 1006 выпуск от 25.09.2018

  • Особое мнение / Евгения Альбац // 25.09.18

  • Измеряем разгон и максималку, гоняем по кроссовой трассе. Лада Веста Спорт: тест в Тольятти

  • Путин отомстит Навальному уголовным делом

  • След - Маугли

  • У прошлого в долгу 11-12 серия Украинский сериал Русские мелодрамы 2018 фильмы 2018 Премьера 2018

  • Такого не ожидал НИКТО! Россия, Китай и Евросоюз объявили о создании КОАЛИЦИИ против США!

  • КЫРГЫЗДЫН ЭҢ БАЙ 10 АЙЫМЫ!

  • Госдума подпишет себе смертный приговор. Тема дня

  • 🔥 Полуфеодальная экономика. Мусорный коллапс. Мэр для Екатеринбурга

  • Акварели. 11 и 12 серия (2018) Мелодрама @ Русские сериалы

  • Мужское / Женское - ДНК покажет. Выпуск от 25.09.2018

  • Без выкройки. Свитшот легкого кроя из лодена. Построение выкройки. Часть 1.

  • ЭКСТРЕННЫЕ НОВОСТИ! ТАКОГО никто НЕ ОЖИДАЛ ! НОВЫЙ РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН 2019!

  • Аутистичный Мальчик Записал на Микрофон Своих Учителей...Через День Их Уволили...

  • Самый сложный маршрут 2018 года, много машин не смогло доехать (часть 1)

  • Такой САЛАТ готовь хоть Каждый День! САЛАТ "Чайка" из самых ПРОСТЫХ ингредиентов.

  • НАШЕЛ ВОЗЛЕ ДОРОГИ НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В МЕШКАХ НО КТО ИХ ПОТЕРЯЛ

  • ПЕСНЯ ОГОНЬ!🔥 БЕРЁТ ЗА ДУШУ! ПОСЛУШАЙТЕ! В. Сидоренко

  • В день рождения Поротшенко предрекли скорое падение и бегство из страны

  • 30 НЕРЕАЛЬНЫХ ПРАНКОВ НА 1 СЕНТЯБРЯ / ДЛЯ ШКОЛЫ / ШКОЛЬНЫЕ ЛАЙФХАКИ

  • ПЛАН КОНОРА НА БОЙ С ХАБИБОМ ! МЫ БУДЕМ МНОГО ДВИГАТЬСЯ !

  • Юрий Пронько: 25.09.2018

  • Успейте Сделать Это До Заморозков! И Будете С Клубникой На Будущий Год.

  • 10 САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В МИРЕ

  • Лавров высмеял Порошенко, Рубль удивляет, Трамп на такое не рассчитывал и др. НОВОСТИ 26.05.18

www.youtubesubsearch.com

танковый прожектор - это... Что такое танковый прожектор?

 танковый прожектор

Military: tank-mounted searchlight

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • танковый прицел для ведения огня прямой наводкой
  • танковый прорыв

Смотреть что такое "танковый прожектор" в других словарях:

  • Словесные названия российского оружия — …   Википедия

  • Тяжелый танк "Пантера" — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ          Пантера безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал… …   Энциклопедия техники

  • Артиллерийские катера проекта 1204 — Артиллерийские катера проекта 1204, шифр «Шмель» Проект Страна …   Википедия

  • "Центурион" в бою —        ВВЕДЕНИЕ         Любопытно, что Британцы, традиционно весьма уважительно относившиеся к лошадям, смогли дважды в своей истории создать оружие, которое уменьшило роль этого животного на поле битвы. Уэльский longbow (длинный лук) при Креси и …   Энциклопедия техники

  • Т-72 — …   Википедия

  • Пантера (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пантера (значения) …   Википедия

  • М3 "Ли"/"Грант" — М3 Ли / Грант …   Энциклопедия техники

  • "Центурион" - универсальный танк —        ПРОЕКТ И РАЗВИТИЕ         В ходе Второй Мировой войны британские танки были сильно скомпрометированы неудачной доктриной использования трех специфических типов танков для проведения бронетанковых операций. Маленькие скоростные легкие танки …   Энциклопедия техники

  • БМП "Мардер" — БМП Мардер …   Энциклопедия техники

  • Т-26 — Т 26 …   Энциклопедия техники

  • Пантера Pz.Kpfw V —         Немецкий тяжелый танк PzKpfw V «ПАНТЕРА» сегодня является, пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых. Количество выпущенных изданий и отдельных публикации, посвященных ему, может сравниться только с таковыми о его родном брате танке «Тигр».… …   Энциклопедия техники

universal_ru_en.academic.ru

Страница не найдена

  • Страница не существует!
  • Музыка
  • Фильмы
  • ТВ Шоу
  • Категории видео
Или воспользуйтесь поиском.
  • Меню
  • Музыка
  • Фильмы
  • ТВ Шоу
  • Категории видео
© 2011 - 2018Страница не найдена FB TW VK G+

android-mafia.net

Прожекторные танки Canal Defence Light (Великобритания)

Во Второй мировой войне участвовали боевые бронированные машины различных типов, а также разнообразная вспомогательная техника на их базе. Задолго до начала войны в Великобритании была предложена концепция т.н. прожекторного танка – специальной бронемашины, построенной на базе существующего танка и оснащенной мощными осветительными приборами. В дальнейшем оригинальные идеи были реализованы на практике. Интереснейший проект остался в истории под названием Canal Defence Light.

Идея строительства самоходной машины на танковом шасси, оснащенной мощным прожектором, появилась еще во время Первой мировой войны. В 1915 году офицер британского Королевского военно-морского флота Оскар де Торен предложил устанавливать прожекторы большой мощности на серийные грузовики. По его задумке, подобная техника позволила бы войскам вести бои в темное время суток. При этом прожектор мог бы не только подсвечивать местность, но и слепить противника, мешая ему обороняться и тем самым оказывая дополнительную поддержку войскам. Специалисты военного ведомства ознакомились с этой идеей, но не одобрили ее практическую реализацию.

Музейный танк CDL Matilda. Фото Tankmuseum.org

После окончания войны де Торен вновь поднял вопрос строительства самоходной техники с прожекторами. Идя в ногу со временем, теперь он предлагал делать подобные машины на основе танковых шасси. Изобретатель был настолько уверен в правильности своих идей, что даже был готов лично оплатить строительство опытного прожекторного танка. В начале двадцатых годов был изготовлен прототип подобной машины, основой для которого стал тяжелый танк Mark V. До 1922 года машина показывала свои возможности на полигоне, но потом военные потеряли всякий интерес к ней, и испытания были прекращены.

Работы по созданию оригинальной военной техники остановились на несколько лет. В 1933 году О. де Торен основал собственную компанию De Thoren Syndicate. Вместе с ним основателями фирмы стали инженер Марсель Мицакис, «тактический советник» генерал-майор Дж.Ф. Фуллер, а также герцог Вестминстерский, взявший на себя финансирование новых проектов. Вскоре после этого был разработан новый проект прожекторного танка, предлагавший использование современного шасси.

В 1934 году такой проект был предложен армии Франции. В конце года опытный образец новой машины подали на испытания, по результатам которых французские военные отказались от дальнейших работ. В этом проекте, как и в предыдущих, предлагалась открытая установка прожектора без применения какой-либо защиты. Как результат, многообещающая машина по определению не могла иметь приемлемую живучесть на поле боя. Франция не решилась закупать подобные прожекторные танки, и «Синдикат де Торена» был вынужден разрабатывать новый вариант проекта.

Опытный образец прожекторной машины 1932 г. Фото Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В январе 1937 года компании De Thoren Syndicate удалось вновь привлечь внимание британской армии. Военные согласились испытать предлагаемую технику на полигоне и дать ей оценку. Через несколько недель на один из полигонов был доставлен комплекс в составе прожекторов и генераторов требуемой мощности. До марта на полигоне испытывались три комплекта такого оборудования, после чего военные пожелали получить еще три аналогичные системы. Шесть прожекторов на самоходных шасси испытывались до самого начала 1938 года.

В ходе очередных испытаний военное ведомство убедилось, что предложенная О. де Тореном вспомогательная техника действительно может быть полезной для армии. В то же время, в существующем виде она не представляла особого интереса из-за наличия ряда серьезных проблем. Бронированная машина нуждалась в защите прожекторной установки и генератора, а также должна была строиться на современном шасси отечественного производства. Кроме того, в определенный момент появились оригинальные идеи, связанные с расширением круга решаемых задач.

Изначально прожекторный танк предназначался исключительно для подсветки вражеских позиций с одновременным ослеплением противника. Позже появилось предложение об использовании более совершенных систем, способных не только слепить, но и дезориентировать противника. В теории это позволяло не только затруднить оборону, но и снизить вероятность ответного удара по носителям прожектора: было очевидным, что такая техника станет приоритетной целью артиллерии и авиации.

Ранний (слева) и поздний (справа) варианты башни CDL. Рисунок Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В январе 1938 года компания De Thoren Syndicate получила заказ на серийный выпуск прожекторов и другого специального оборудования. Также к проекту была привлечена компания Vickers, задачей которой должно было стать строительство требуемых шасси. Совместными усилиями две компании должны были разработать броневую башню для защиты прожектора. В качестве основы для перспективной техники планировалось использовать один из последних танков. После недолгих поисков в качестве базы для прожектора был выбран пехотный танк Mk III Valentine, отличавшийся достаточными размерами и хорошей защитой.

В соответствии с контрактом 1938 года, первые серийные прожекторные танки должны были поступить в армию в середине 1939 года. Тем не менее, вскоре эти планы были пересмотрены. В связи с некоторыми проблемами производственного характера, а также из-за невозможности получения требуемых характеристик было решено изменить тип базового шасси. Теперь прожекторный танк должен был основываться на шасси пехотного Mk II Matilda II. Из-за необходимости серьезнейшей переработки существующего проекта сроки поставки серийных машин сдвинулись более чем на год.

Примерно в это время проект получил официальное обозначение Canal Defence Light или CDL – дословно «Освещение для защиты канала». Такое имя проекта, далеко не в полной мере соответствовавшее его сути, было выбрано из соображений секретности. Узнав о системе «освещения защиты канала», противник мог сделать неверные выводы, и реальное применение танков CDL на поле боя оказалось бы для него весьма неприятным сюрпризом.

Конструкция прожекторной установки. Рисунок Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

В июне 1940 года военное ведомство разместило заказ на производство 300 куполов башен для новейших прожекторных танков. В связи с большой загрузкой компании «Виккерс» и всей британской промышленности в целом было заключено несколько контрактов с отечественными и американскими предприятиями. Примечательно, что из США должна была прибыть большая часть требуемых агрегатов. На заводах фирмы Vickers строились требуемые шасси, а задачей компании De Thoren Syndicate стал выпуск электрического оборудования. Окончательная сборка танков должна была проводиться на специально организованной учебно-сборочной базе в графстве Лоутер-Касл. Сборка машин на существующих заводах исключалась в связи с секретностью проекта.

Проект CDL, доведенный до серийного производства, подразумевал переоснащение существующих пехотных танков Mk II Matilda II. В ходе подобной модернизации базовая машина лишалась родной башни и всего вооружения. Кроме того, высвобождалось пространство в боевом отделении корпуса. В остальном шасси оставалось прежним. Оно имело корпус из литых и катаных деталей толщиной до 78 мм, оснащалось двумя двигателями мощностью по 87 л.с. и комплектовалось ходовой частью с пружинной подвеской сблокированных попарно опорных катков. Компоновка оставалась прежней – отделение управление в передней части, боевое отделение в центре и моторный отсек в корме. Экипаж был сокращен до двух человек – водителя и оператора прожекторной установки.

Схема прожекторного танка CDL Matilda. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Часть высвобожденного боевого отделения отдавалась под установку электрогенератора требуемой мощности. Генератор при помощи ременной передачи соединялся с валом двигателя, для чего пришлось незначительно изменить конструкцию силового отделения. Вблизи от генератора находились средства управления электрическими системами.

Для защиты прожектора была разработана специальная башня характерной формы. На погоне корпуса предлагалось монтировать круглую платформу с крупным проемом в центре, над которым находился колпак. Последний имел овальную в плане форму и оснащался вертикальным лобовым листом. В центральной его части со сдвигом вправо предусматривалась щель-амбразура шириной 2 дюйма (51 мм) и высотой 24 дюйма (610 мм). Через нее прожектор должен был освещать местность, оставаясь под защитой брони. Слева от щели прожектора находилась многоугольная опора пулеметной установки. Над ней поместили смотровой прибор и открываемый круглый лючок, предназначенный для стрельбы из личного оружия. На левой части кормы предусматривался круглый проем для люка.

Башни более поздних серий лишились круглого лючка-амбразуры на лобовой детали. Кроме того, было решено отказаться от бортового люка в пользу традиционного верхнего. Также в ходе развития проекта неоднократно изменялся и дорабатывался состав дополнительного внешнего оснащения башни.

Единственный сохранившийся танк CDL на базе "Матильды". Фото Wikimedia Commons

Компоновка башни была достаточно простой. Правая и центральная ее части отдавались под размещение прожектора. Прочие объемы предназначались для оператора, от которого требовалось наводить луч, обслуживать лампу и использовать для самообороны пулемет BESA. В связи с большой мощностью прожектора внутри башни предусматривалась перегородка с лючками для обслуживания. Оператор должен был менять положение угольных электродов по мере их выгорания.

Танк CDL под защитой брони нес угольную дуговую лампу, излучавшую свет силой до 12,8 млн кандел. На качающемся основании помещалась металлическая опора с креплениями для лампы и необходимой проводкой. Перед лампой имелось вогнутое зеркало, необходимое для перенаправления светового потока назад. Далее свет отражался прямым зеркалом и выводился через окно-амбразуру. Перед лампой располагалась подвижная шторка затвора. Там же могли помещаться светофильтры двух цветов. Средства монтажа позволяли лампе качаться в пределах вертикально сектора шириной 10°. Горизонтальное наведение производилось поворотом всей башни.

Свет от угольной дуговой лампы выходил через щелевую амбразуру и освещал сектор шириной 19° по горизонтали и 1,9° по вертикали. На дистанции 1000 ярдов (914 м) это позволяло осветить пространство шириной 310 м и высотой 31 м. Механические приводы затвора позволяли открывать и закрывать амбразуру до двух раз в секунду. Также предусматривалось перекрытие щели светофильтрами голубого и янтарного цветов.

Он же, вид спереди. Фото Wikimedia Commons

Дополнительные шторки и светофильтры были предложены для повышения потенциала машины в деле противодействия противнику. Так, мигающий прожектор лишал противника возможности адаптироваться к свету или темноте, серьезно затрудняя наблюдение за наступающими войсками. Цветные светофильтры, в свою очередь, за счет специфики распространения световых волн должны были мешать определению местоположения прожекторного танка. Наблюдателю казалось, что машина с голубым фильтром находится дальше, чем на самом деле. Янтарный и голубой лучи двух танков, направленные на одну зону, «смешивались» и давали ровное белое освещение.

Боевое применение танков «защиты канала» было достаточно простым. Перед началом ночного наступления они должны были выходить на поле боя и выстраиваться в одну линию с заданными интервалами. От расстояния между машинами зависела дистанция, на которой расходящиеся лучи образовывали сплошное поле подсветки, а также ширина последней. После выхода и построения можно было включать лампы и двигаться на врага, применяя светофильтры и шторки затвора, дополнительно ухудшающие его положение.

Первые шасси типа «Матильда-2», прожекторы и башни были поставлены на базу в Лоутер-Касле к середине 1941 года. Вскоре военные собрали первые танки CDL и испытали их на полигоне. По результатам испытаний были сделаны некоторые выводы. Во-первых, машину сочли действительно пригодной для эксплуатации в войсках. Кроме того, не исключалась возможность строительства большего числа такой техники. При этом военных перестало устраивать использованное шасси. Танк Mk II уже не в полной мере отвечал имеющимся требованиям, из-за чего требовалось найти иную базу с более высокими характеристиками. Кроме того, новое шасси должно было оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих лет.

Прожекторная установка, вынесенная из башни. Фото Wikimedia Commons

В 1942 году появился обновленный вариант проекта Canal Defence Light, подразумевавший применение среднего танка M3 Grant американской разработки. При перестройке в прожекторный танк такая машина лишалась родной башни, вместо которой монтировался новый агрегат с прожектором. С целью маскировки на лобовом листе башни типа CDL помещался муляж ствола 37-мм пушки. Прожекторный танк на базе «Гранта» отличался от своего предшественника более высокими техническими характеристиками. Кроме того, важнейшим отличием стало сохранение 75-мм орудия в спонсоне корпуса. Управлять таким танком должен был экипаж из трех человек: водитель, командир и оператор.

Начало производства прожекторных танков на базе среднего M3 привело к завершению сборки техники предыдущей модели. Имеющиеся производственные возможности позволяли продолжать выпуск CDL в течение достаточно длительного времени. В общей сложности за несколько лет британская промышленность при содействии зарубежных предприятий смогла передать армии не менее 300 танков CDL на шасси типа «Матильда-2» и 335 машин аналогичного назначения на базе «Гранта». Серийная техника передавалась различным соединениям армии Великобритании. Первым ее эксплуатантом стал 11-й Королевский танковый полк. В дальнейшем прожекторные танки отправлялись служить в другие полки сухопутных войск.

Количество передаваемой техники было разным. К примеру, 42-й танковый полк, служивший в Египте, получил свыше 40 прожекторных танков и только 19 линейных. Кроме того, ему передали несколько инженерных танков на базе Mk II Matilda II, оборудованных подъемными кранами. С помощью такой техники предполагалось осуществлять обслуживание прожекторов и их башен.

Инженерный танк Matilda II обслуживает прожекторный CDL Matilda. Рисунок Panzerserra.blogspot.fr

В 1942 году британские военные в ходе одного из учебных мероприятий показали новейшую разработку американским коллегам. Командование армии США проявило большой интерес к прожекторным танкам и инициировало разработку собственных машин такого класса. Вскоре было создано несколько проектов, основанных на идеях О. де Торена. Некоторые из них являлись прямой копией британских разработок, тогда как другие представляли собой дальнейшее их развитие с использованием собственных идей.

Начало боевых действий в Нормандии открывало прожекторным танкам дорогу к полноценной боевой работе. Тем не менее, массовое применение такой техники не началось. Проект CDL изначально имел высокую секретность, что в дальнейшем негативно сказалось на применении серийной техники. Со временем выяснилось, что некоторые офицеры из командования соединений, имеющих на вооружении прожекторные танки, попросту не знают об их наличии. Другие командующие, в свою очередь, знали о новой технике, но не могли найти ей применение на поле боя. Секретность и отсутствие необходимости в ведении боевых действий ночью приводили к тому, что экипажам CDL приходилось участвовать в жизни армии в новых ролях. Танки с прожекторами использовались в качестве тягачей, носителей тралов и иных машин вспомогательного назначения.

Первый известный случай массового применения бронемашин CDL по прямому назначению относится к операции «Клиппер» и боям в районе г. Гайленкирхен. Ранним утром 18 ноября 1944 года, еще до рассвета, несколько танков 375-й прожекторной батареи начали подсвечивать вражеские позиции, позволяя боевым машинам с тралами проделать проходы в минных полях. После этого яркий свет помог наступлению пехоты на вражеские позиции.

Прожекторная бронемашина CDL M3 на базе танка "Грант". Фото UK War Office

В марте 1945 года «освещение для защиты берегов» получило возможность оправдать свое официальное название. В ходе взятия г. Ремаген войскам союзников удалось предотвратить уничтожение железнодорожного моста Людендорфа, связывавшего берега реки Рейн. Этот мост позволил достаточно быстро перебросить войска на северный берег, что не устраивало противника. В течение нескольких недель немецкие войска пытались уничтожить мост и сорвать подготовку плацдарма. Для защиты моста от боевых пловцов было решено использовать прожекторные танки, имевшиеся в наличии.

Постоянное наблюдение за Рейном, в том числе и ночью, привело к выявлению немецких диверсантов. Они были обнаружены и уничтожены. Примечательно, что из-за ряда особенностей конструкции танки CDL имели весьма ограниченные возможности в деле охраны акваторий. Тем не менее, ввиду отсутствия альтернатив войска были вынуждены использовать в таком качестве именно подобную бронетехнику. Вскоре танки заменили прожекторными системами других моделей, взятыми в качестве трофея.

Есть основания полагать, что это был последний случай боевого применения британских прожекторных танков в Европе. Дальнейшее наступление антигитлеровской коалиции обходилось без необходимости применения подобной техники. Специальные бронемашины вновь вернулись к решению вспомогательных задач иного рода.

CDL M3 с импровизированной маскировкой. Фото Hunnicutt R.T. "Sherman. A History of the American Medium Tank"

Уже после окончания боев в Европе армия Великобритании отправила несколько танков Canal Defence Light в Индию. Оттуда их планировалось перевезти к Японским островам и использовать в последующих наступательных операциях. Однако и на этот раз интересной технике не удалось поучаствовать в боях. Боевые действия на Тихом океане завершились раньше, чем прожекторные танки были доставлены к местам будущих сражений.

После окончания Второй мировой войны все остававшиеся в армии прожекторные танки были возвращены в Великобританию. Такая техника основывалась на шасси устаревших типов, что исключало ее дальнейшую эксплуатацию. Со временем почти все подобные машины были списаны и утилизированы за ненадобностью. До наших дней сохранились только два танка CDL. Один из них, построенный на шасси Mk II Matilda II, хранится в бронетанковом музее г. Бовингтон. Единственный сохранившийся прожекторный танк на базе M3 Grant находится в военном музее индийского г. Ахмеднагар.

Изначальной целью проекта Canal Defence Light было создание самоходной бронированной машины, оснащенной мощным прожектором и способной помочь войскам при ночном наступлении. После нескольких лет работы авторам оригинального предложения удалось заинтересовать британских военных и даже получить заказ на производство серийных прожекторных танков. Тем не менее, в силу разных обстоятельств такая техника за все время Второй мировой войны лишь несколько раз смогла поучаствовать в реальной боевой работе. Необычное предложение, лежавшее в ее основе, далеко не в полной мере соответствовало имевшимся взглядам на способы ведения войны. Как следствие, прожекторные танки не смогли поучаствовать в большом числе сражений и оказать заметное влияние на ход войны.

По материалам:http://tankmuseum.org/http://militaryfactory.com/http://nevingtonwarmuseum.com/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/http://panzerserra.blogspot.fr/Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971

www.globalwarnews.ru

Прожекторный танк «E» / T52 (США) » Военное обозрение

С конца тридцатых годов британская военная промышленность занималась созданием т.н. прожекторных танков. В 1942 году работы в этом направлении начали Соединенные Штаты. С определенного времени американские инженеры занялись разработкой специальной техники на базе серийного среднего танка M4 Sherman. Первая подобная попытка дала неплохие результаты, но не привела к началу перевооружения армии. Развитие оригинальных идей было продолжено. Этот проект прожекторного танка получил названия «E» и, значительно позже, T52.

Первый американский проект прожекторного танка T10 Shop Tractor основывался на британских идеях, ранее реализованных в машинах серии Canal Defence Light. В качестве основы для этой машины был взят средний танк M3 Lee. С него предлагалось снимать штатную башню, на место которой следовало монтировать новый броневой агрегат с прожекторной установкой. Такая бронетехника могла решать поставленные задачи с приемлемой эффективностью, однако не была лишена недостатков. В первую очередь, возникла проблема с перспективами техники. Танк «Ли» устаревал и не в полной мере устраивал военных даже в качестве базы для специальных бронемашин.

В первой половине 1944 года американские военные и инженеры разработали проект прожекторного танка, получившего условное обозначение «E» (также известны названия M4 Leaflet и T10E1). Основой этого образца стал средний танк M4 «Шерман». Вместо родной башни на нем планировалось устанавливать новый броневой колпак с усовершенствованным внутренним оснащением. В имеющемся объеме удалось поместить рабочее место оператора, пулеметную установку и два прожектора большой мощности. В остальном прожекторная машина соответствовала конструкции базового образца.

Опытный танк "E" на площадке хранения Абердинского полигона. Башня оригинальной конструкции развернута назад. Фото сделано после Второй мировой

В мае и июне 1944 года опытный образец M4 Leaflet / «E» вышел на испытания. На полигоне было установлено, что новая бронемашина с двумя прожекторами имеет заметные преимущества перед существующими танками T10. Новое шасси показывало более высокие характеристики подвижности, а имеющийся корпус лучше защищал экипаж. Кроме того, определенные преимущества давало наличие сразу двух прожекторов, имевших возможность одновременной работы.

Тем не менее, такой танк не был рекомендован к принятию на вооружение. Танк «E» был вооружен только двумя пулеметами винтовочного калибра, тогда как предыдущий T10 помимо пулеметов сохранял 75-мм пушку в спонсоне корпуса. Принятие на вооружение такой бронемашины посчитали нецелесообразным. Армия была заинтересована в получении прожекторного танка на шасси «Шермана», но при этом не желала принимать на вооружение машину с недостаточно мощным вооружением.

Уже в мае 1944 года, одновременно с началом испытаний первого M4 Leaflet, стартовала разработка второй версии прожекторного танка на основе «Шермана». К этому времени уже стали понятны возможные претензии заказчика к существующему проекту, из-за чего основной задачей новых работ стало создание танка, оснащенного и прожектором, и орудием достаточной мощности. Разработка башни и боевого отделения с требуемыми возможностями должна была отличаться высокой сложностью, но успешное решение поставленных задач давало танку необходимые боевые возможности, а также открывало ему путь в войска.

Как следует из имеющихся данных, новый проект рассматривался в качестве прямого развития предыдущего, пусть даже и предполагавшего кардинальное изменение основных устройств и целевого оборудования. Как следствие, разработка сохранила существующее название – «E».

Вновь прожекторный танк следовало разрабатывать путем незначительной переделки существующей машины, тем не менее, подразумевающей удаление одних агрегатов с установкой других. Основой перспективной бронемашины должно было стать шасси серийного танка M4 Sherman той или иной модификации. При этом следовало учитывать, что разные версии такого танка имели определенные отличия, способные привести к необходимости доработок и изменения отдельных элементов перспективного проекта. С корпуса среднего танка следовало удалить штатную башню, вместо которой нужно было установить новый агрегат схожего назначения, имеющий как вооружение, так и световое оборудование.

При строительстве нового опытного образца по проекту «E» использовался серийный танк модели M4A1. Такая машина имела литой броневой корпус с лобовой частью толщиной 51 мм и традиционной для американских танков компоновкой. В передней части корпуса, позади крупной литой крышки узнаваемой формы, находилась трансмиссия, рядом с которой расположили двухместное отделение управления. Центральный отсек корпуса отдавался под боевое отделение, а корма вмещала двигатель.

Танки M4A1 комплектовались радиальным бензиновым двигателем Continental R975 C1 мощностью 350 л.с. Через карданный вал, проходящий вдоль корпуса, двигатель соединялся с механической трансмиссией переднего расположения. В основе ходовой части имелось по шесть опорных катков на каждом борту. Катки попарно устанавливались на тележках с пружинной амортизацией. Следует учесть, что подобная конструкция машины, силовой установки и ходовой части была характерна только для конкретной модификации. При использовании шасси «Шермана» других версий облик прожекторного танка «E» мог быть иным.

Предыдущие проекты предлагали удаление родной башни с пушечно-пулеметным вооружением и демонтаж различного оснащения боевого отделения, в первую очередь, укладок боекомплекта орудия. Новый вариант проекта «E» не позволил отказаться от стеллажей, однако их размещение и объемы были заметным образом изменены. За счет этого удалось высвободить пространство для установки электрогенератора, необходимого для работы прожектора. Через отдельные элементы трансмиссии генератор сопрягался с основным двигателем.

Специфические требования к машине не позволили использовать башни существующих типов. Имеющаяся башня танка M4 не имела свободных объемов для размещения прожектора, а в объемы башни M4 Leaflet никак нельзя было вписать пушку. Как следствие, понадобилась разработка полностью нового боевого отделения. Все требуемые системы должны были располагаться внутри совершенно новой башни требуемой формы.

В рамках проекта «E» создали специальную башню, изготавливать ее предлагалось методом литья. В основе башни лежала невысокая круглая опора, помещавшаяся на погоне корпуса и плавно переходившая в прочие элементы. Башня оснащалась незначительно наклоненными внутрь лбом и бортами. На лобовой ее части предусматривался монтаж креплений для орудийной установки, заметно вынесенных вперед. Орудие и его крепления дополнительно прикрывались прямоугольной броневой маской с выступающим центральным элементом. Для правильного использования внутренних объемов орудийная установка была сдвинута от центра к левому борту. Справа от маски находился прямоугольный выступ, в передней стенке которого имелось щелевое окно-амбразура прожектора. Предлагалось использование сравнительно крупной кормовой ниши, заметно выступающей за пределы проекции погона.

Внутренний объем новой башни при помощи вертикальной перегородки разделялся на отсеки разного размера. Более крупный левый отсек выполнял функции боевого отделения и был связан с внутренними объемами корпуса. Изолированный правый отсек башни отличался меньшими размерами и вмещал прожекторную установку. В связи с сокращенными размерами боевого отделения удалось обойтись только одним люком в крыше. Он располагался у левого борта башни, на командирской башенке с набором смотровых приборов.

Наличие прожекторного отсека привело к сокращению доступных объемов, а кроме того, накладывало определенные ограничения весового характера. По результатам анализа имеющихся возможностей было решено использовать облегченное нарезное танковое орудие M6 калибра 75 мм. Эта пушка отличалась от аналогичных систем уменьшенной до 39 калибров длиной ствола и сокращенной толщиной его стенок, что привело к некоторому снижению массы. Основным носителем пушки M6 являлся легкий танк M24 Chaffee.

Для более рационального использования внутренних объемов башни имеющееся облегченное орудие оснастили противооткатными устройствами концентрической конструкции. Тормоза отката и накатник располагались вокруг ствола в непосредственной близости от него. Качающаяся артиллерийская часть имела механические и ручные приводы вертикального наведения. Кроме того, она оснащалась стабилизатором. Последний также был связан с качающимся прожектором. Несмотря на использование части внутренних объемов танка для размещения новых устройств, в боевом отделении удалось разместить 83 унитарных снаряда для пушки.

Имеющиеся ограничения не позволили оснастить прожекторный танк «E» спаренным пулеметом. Тем не менее, корпус сохранял лобовую шаровую установку с одним пулеметом M1919 винтовочного калибра. Амбразуры для стрельбы из личного оружия не использовались.

В правом отсеке башни, отделенном при помощи перегородок, помещалась угольная дуговая лампа с системой зеркал. Как и в предыдущих проектах, световой поток должен был поступать на переднее вогнутое зеркало, отражаться на кормовое прямоугольное и после этого выводиться через лобовую амбразуру башни. Вновь предлагалось использовать подвижные шторки и светофильтры, призванные мешать противнику вести наблюдение. Прожекторная установка могла качаться в вертикальной плоскости.

Любопытной особенностью обновленного проекта прожекторного танка «E» стало сохранение экипажа, характерного для «Шерманов» в базовой конфигурации. Машиной должен был управлять экипаж из пяти человек. Водитель и стрелок находились в передней части корпуса, слева и справа соответственно. Над их местами находились люки, лобовой лист корпуса имел проемы для смотровых приборов. Трое других танкистов располагались в боевом отделении. Наводчика поместили в передней части башни у левого борта. Сразу за ним находился командир, над местом которого располагалась башенка с единственным люком. Появление прожекторного отсека привело к переносу места заряжающего. Теперь он находился непосредственно за казенником пушки.

С точки зрения габаритов, массы и подвижности новый образец бронетехники, в целом, соответствовал танкам базовой модели. В то же время, должны были присутствовать некоторые отличия того или иного рода. Кроме того, характерным отличием была возможность подсветки противника. Благодаря прожектору новый танк «E» мог самостоятельно действовать в темное время суток либо обеспечивать работу другой бронетехники.

В последних месяцах 1944 года стартовало строительство первого опытного «E» новой модели. На переделку отправился серийный средний танк модификации M4A1, оснащавшийся 76-мм нарезной пушкой. В ходе перестройки по новому проекту танк лишился башни и части внутренних агрегатов, после чего в корпусе установили генератор и другие системы. Со штатной башни срезали крупные участки лба и кормы, вместо которых наварили новые литые агрегаты требуемых форм и размеров. Также внутри купола появились необходимые перегородки и т.п. устройства.

Перестройка серийного танка в опытный образец завершилась в самом начале 1945 года, и вскоре машину «E» вывели на испытания. Проверки осуществлялись на базе Форт-Нокс. В течение нескольких следующих месяцев специалисты организаций, участвовавших в разработке, и представители армии тщательно изучали полученную машину в разных условиях в рамках решения разнообразных задач. На полную проверку опытного прожекторного танка ушло несколько месяцев. Окончательный отчет о проведении испытаний был выпущен только в июне того же года.

Схема башни с пушечно-пулеметным вооружением и прожектором

Испытатели отмечали, что обновленный вариант бронемашины «E», оснащенный прожекторной установкой и 75-мм орудием, имеет значительные преимущества перед всеми ранее созданными образцами семейства CDL американской и британской разработки. Современное шасси среднего танка M4 Sherman давало более высокую подвижность, усиленная броня защищала от многих угроз, а максимальная унификация облегчала эксплуатацию. При этом танк мог подсветить цель мощным прожектором и, при необходимости, самостоятельно уничтожить ее выстрелом из орудия M6. По совокупности технических, эксплуатационных и боевых характеристик танк «E» признавался лучшей машиной своего класса.

После успешного прохождения испытаний перспективный прожекторный танк мог быть принят на вооружение и поступить в серийное производство. Тем не менее, проверки завершились только в самом начале лета 1945 года. Боевые действия в Европе к этому времени завершились, а война на Тихом океане уже подходила к концу. В связи с этим командование начало сокращать расходы на создание новых образцов оружия и техники, вследствие чего ряд проектов был закрыт, а некоторые уже одобренные программы отменены.

Вместе с другими проектами под сокращение попал и прожекторный танк нового типа. Запуск серийного производства такой техники посчитали нецелесообразным. Единственный построенный прототип отправили на Абердинский полигон для долговременного хранения. Опытная машина должна была несколько лет простоять на хранении, после чего ее отправили бы на утилизацию ввиду отсутствия реальных перспектив. Вероятно, принимая решение об отправке танка на хранение, военные не думали, что к интересному проекту придется возвращаться в будущем.

Серийное производство танков «E» не было начато. Кроме того, американская армия не имела опыта использования прожекторных машин в реальных конфликтах. Эти факторы могли быть причиной того, что в течение нескольких следующих лет работы по теме специализированных прожекторных танков не велись. Ситуация изменилась только после начала нового вооруженного конфликта.

В 1950 году американское военное ведомство вновь заинтересовалось тематикой танков с собственными прожекторными установками. Исходя из желания получить преимущество перед противником, армия проявляла интерес к различным образцам оружия и техники. Среди прочего, военные вспомнили о закрытом ранее проекте «E». Имевшие место успехи этого проекта привели к его возобновлению.

В том же году стартовали работы по проекту с условным обозначением T52. Его целью было создание обновленной версии ранее разработанного прожекторного танка «E». Обновлять машину планировалось, в первую очередь, при помощи более нового шасси. Новый вариант танка должен был основываться на шасси «Шерман» модели M4A3.

От первого прототипа, строившегося на базе танка M1A1, новый T52 должен был отличаться использованием сварного корпуса со схожими параметрами защиты, 500-сильным бензиновым двигателем Ford GAA, ходовой частью с применением горизонтально расположенных пружин и т.д. Также могли быть обновлены некоторые элементы боевого отделения. В частности, электрические системы можно было переработать с использованием современных изделий.

По некоторым данным, проект прожекторного танка T52 прошел стадию разработки и дошел до строительства опытного образца. При сборке нового прототипа могла использоваться готовая башня, изготовленная в середине сороковых годов и предназначавшаяся для опытного «E». Можно предполагать, что получившийся опытный танк сохранил все положительные особенности предыдущей машины с аналогичным боевым отделением и осветительным оборудованием. Как следствие, он имел определенные шансы поступить на вооружение.

Однако и в этот раз прожекторный танк не смог дойти до серийного производства. При всех своих преимуществах, новая машина T52 имела определенные недостатки экономического характера. Специфической чертой предлагаемого танка было наличие одного мощного прожектора, размещенного под защитой брони. Башня с пушкой и прожектором отличалась высокой стоимостью, беспокоившей потенциального заказчика. В качестве альтернативы светотехническому оборудованию в специальной башне мог рассматриваться 18-дюймовый (457 мм) прожектор, открыто устанавливаемый на серийных башнях танков M4. Подобная аппаратура уже производилась промышленностью и осваивалась войсками, заметно повышая их потенциал в сложных условиях.

Как показали несложные подсчеты, стоимость одного танка T52 равнялась цене закупки и установки 18-дюймовых прожекторов на все боевые машины четырех танковых батальонов. Более дешевая навесная аппаратура проигрывала башенной установке в мощности и дальности подсветки, а также не имела никакой защиты и, как следствие, не отличалась высокой живучестью. Тем не менее, даже при таких недостатках дополнительный внешний прожектор выглядел куда интереснее и выгоднее специальной башни с внутренней прожекторной установкой.

По результатам такого сравнения американское военное ведомство решило обходиться без новых специализированных боевых машин. Оснащение существующей и новой техники собственными внешними прожекторами выглядело более выгодным с точки зрения экономии. Отдельный прожекторный танк T52, в свою очередь, посчитали чрезмерно сложным, неоправданно дорогим и поэтому ненужным. После успешных испытаний, открывавших ему большое будущее, интереснейший проект был закрыт.

Работы по проекту T52 были прекращены уже в 1950 году. Вместе с закрытием проекта было принято принципиальное решение, касавшееся дальнейшего развития боевых бронированных машин. Для обеспечения возможности боевой работы в темное время суток все танки и прочие бронемашины должны были оснащаться собственными прожекторами. Кроме того, к этому времени удалось получить определенные результаты в области приборов ночного видения. Такое оснащение тоже должно было использоваться при создании новой техники. Необходимость в разработке специальных прожекторных танков отпала. T52 стал последним представителем своего класса, созданным в США.

По материалам:http://aviarmor.net/http://network54.com/https://panzerserra.blogspot.fr/Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971

topwar.ru