Камуфляж германских войск. Танковый камуфляж вермахта


Танки Вермахта - Панцерваффе

Содержание

Панцерваффе (Panzerwaffe) – это танковые войска Вермахта, появившиеся под данным названием в 1936 году и закончившие существовать в 1945. Танки стали одной из главных сил немецкой армии и основой тактики блицкрига, им уделялось внимание со стороны самого Адольфа Гитлера.

В 1931 году Освальд Луц, служащий инспектором автомобильных войск под начальством Гейнца Гудериана, предложил использовать крупные танковые соединения. Согласно Версальскому договору, Германия имела право создавать бронированные машины массой до 5 тонн, что значительно осложняло производство танков, а на учениях немецкие солдаты были вынуждены использовать деревянные макеты танков.

Тем не менее, Германия совместно с СССР создала танковую школу в Казанской области, где было подготовлено 30 офицеров. Параллельно под видом тракторов для гражданского применения шёл выпуск лёгких танков.

В 1933 году появился Panzer I, ставший первым немецким танком Вермахта. Он создавался для обучения будущих танкистов, но стал основой немецкого танкового парка.

В 1935 году Эрих фон Манштейн предложил создать штурмовую артиллерию, способную поддерживать огнём атакующую пехоту. Идея легла в основу САУ StuG III, выпущенной в количестве более 8600 единиц.

Немецкие танки вермахта Второй мировой войны

Танки Вермахта - Панцерваффе

Легкие: Pz.Kpfw I, Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw II "Luchs".

Средние: Pz.Kpfw III, Pz.Kpfw IV, "Panther".

Тяжёлые: Pz.Kpfw. VI "Tiger I", Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Tiger II", Pz.Kpfw. VIII "Maus".

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Окраска

Танки Вермахта - Панцерваффе

Начиная с 1939 года немецкие танки были окрашены в тёмный сине-серый, так называемый шаровый, цвет. Им полностью покрывались все наружные части и внутренние стороны люков, открывающихся наружу. Изнутри использовалась светло-кремовая краска.

Пренебрежительное отношение к маскировке объясняется доминированием немецких войск в то время и их применении при тактике блицкрига, подразумевавшей стремительные атаки.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении Танки Вермахта - Панцерваффе

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера.

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

На восточном фронте

В момент нападения на Советский Союз на восточном фронте было сосредоточено 4711 танков и штурмовых орудий, для сравнения у СССР было 15857 единиц.

В период с 1943 по 1944 год вермахт наращивал количество танков, дойдя до 9149 машин в начале 1944 года. Тем не менее, впечатляющие потери и постоянный недостаток топлива, снижал качество панцерваффе.

Потери

В период с 1941 по 1942 год Германия потеряла до 80% бронетехники. Согласно советским данным, к концу войны Германия потеряла более 32000 единиц бронетехники. Значительная часть была уничтожена огнём артиллерии и танками, лишь небольшая авиацией.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Камуфляж вермахта

Нeerres-Splittermuster-31- cамый ранний камуфляж , использовавшийся германцами в годы Второй мировой войны. Датируся июнем 1930 года, когда появилась накидка треугольной формы (Dreieckszeltbahn), которая с 1931 г начала вытеснять в войсках серую накидку Viereckige Zeltbahn прямоугольной формы. Именно тогда родилась знаменитая накидка "Zeltbahn-31", вероятно самая массовая камуфлированная одежда в истории. Такие накидки имел практически каждый солдат вермахта, войск СС, люфтваффе, береговой артиллерии кригсмарине и даже полицейский. Рисунок камуфляжа данных накидок известен пол названием "Нeerres-Splittermuster". Этот камуфляж характерен мелкими вертикальными штрихами- "Strich", нанесенными поверх традиционных пятен. Деталировка камуфляжа накидки Zeltbahn очень позднего изготовления с пятнами черного цвета, которые появились в 1945 г. Вероятно, это - самый поздний вариант камуфляжа вермахта. Пятна черного цвета нанесены теплоизоляционной тканью, снижающей ИК излучение тела человека в целях недопущении обнаружения тепловизорами, которых ох как много появилось у союзников. Пятна геометрической формы, "Splitter" восходят к различным типам разрушающего камуфляжа, использовавшегося в годы Первой мировой войны. Надо сказать, что на практике данная схема оказалась не сильно эффективной - на расстоянии разноцветные пятна сливались в один цвет.Многие исследователи не относят накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, отмечая тот факт, что из них обычно сооружались палатки и тенты , на худой конец их носили для защиты от непогоды, но не для маскировки на местности, зря они так считают. Противную точку зрения, то есть - использование накидок в качестве маскировочной одежды, потверждают многочисленные фотографии и воспоминания недобитых ветеранов. Heeres Splintermuster Tarnhemd и Slahlhelm Tarnhelmumberzug - Куртка и чехол из камуфлированной ткани появились в вермахте после успешного опыта использования аналогичного камуфляжа в войсках СС. хотя камуфляж для вермахта никогда не выпускался в таких масштабах, как камуфляж для войск СС. Качество ткани, из которой шили армейский камуфляж , было ниже, чем качество ткани камуфляжа войск СС. На протяжении более чем десятилетия накидки Zeltbahn-31 оставались единственным видом камуфлированной одежды германской армии (не войск СС!) , пока в 1942 г, не появились крутки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны на чехлы и куртки наносился камуфляж , аналогичный камуфляжу накидок Zeltbahn-31, другая сторона делалась белого цвета, под цвет снега. Появление камуфляжа в частях вермахта было инспирировано камуфляжем войск СС. Кмуфлированные куртки вермахта и войск СС имели очень свободный покрой, что позволяло одевать их поверх стандартной полевой униформы. В куртках по бокам делали большие вертикальные прорези для доступа к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также к карманам мундиров. Из ткани с рисунком Herres-Spliltter-31 также шились зимние парки Winltertarnanzug, брюки , капюшоны, рукавицы. Теплая одежда появилась в апреле 1942 г, на основе опыта, приобретенного вермахтом в первую военную "русскую" зиму. Хотя шить зимний камуфляж начали еще в апреле 1942 г.. ко второй военной зиме в войсках его имелось совсем немного. Большинство теплой одежды с одной стороны было почти белого - очень светлосерой, а с другой - стандартного полевого серого цвета. Справа - куртка Wintertarnanzug, сшитая из облегченной искусственной ткани. Куртка реверсивная - содной стороны камуфлированная, с другой -белая. Типичный предмет униформы. Необычен камуфляж куртки с горизонтальными штрихами. Обычно ткань кроили так, чтобы штрихи располагались вертикально. Брюки комплектные с курткой Wintertarnanzug. Брюки , как и куртка , реверсивные Крупный план рукакиц и куртки Wintertarnanzug. У ранних моделей рукавиц отсутствовал палец, на более поздних моделях, скроенных по типу советских рукавиц, указательный палец появился.

forma-odezhda.ru

Камуфляж германских войск | SmolBattle

История камуфляжа СС

Весь камуфляж Третьего Рейха делился на 2 группы: камуфляж вермахта и камуфляж войск СС. Рисунок камуфляжа вермахта включал параллельные линии - так называемый эффект дождя. На камуфляже войск СС "эффект дождя" отсутствовал.Рисунки камуфляжа имели "растительно-древесные" названия по типу рисунка: Erbsen (в горох). Eichenlaub (дубовые листья), Platanen (листья платана).

Широко распространено заблуждение насчет первенства войск СС в использовании камуфлированной униформы. В отношении униформы - приоритет войск СС действительно существует, но первые камуфлированные плащ-накидки появились в армии Италии еще в 1929г., а знаменитая камуфлировнная накидка «Zeltbahn» стала общепринятой в вермахте с 1931 г.. то есть еще до создания ваффен-СС.

Zeltbahn CC расцветки rauchtarnmuster

Впервые камуфлированная униформа была направлена в части войск СС для полевых испытаний в конце 1937 г., а в июне 1938 г. были официально утверждены следующие элменты камуфляжа: двусторонний камуфлированный чехол для каски (Tarnhelmuberzug), куртка (Tarnjacke или Tarnhemd) и маска для лица. В 1940 г. была разработана усовершенствованная технология нанесения камуфляжного рисунка на ткань, после чего изготовление камуфлированной одежды ограничивалось только запасами качественной водонепроницаемой хлопковой ткани.

Идея переодевания личного состава войск СС в камуфляжную форму связана с именем Штурмбанфюрера СС Вима Бранда, командира разведывательного подразделения организации Verfugungstruppe, которая предшествовала войскам СС.

Первые варианты рисунков камуфляжа разработал профессор Отто Шик, создавший их на анализе прохождения лучей солнца через листву и ветки деревьев.

Вероятно, профессору Шику принадлежит авторство большинства, если не всех, вариантов камуфляжа войск СС.В первые три года войны доминировал камуфляж образца 1937 г, наряду с неофициально сшитыми куртками и штанами из накидок Zelltbahn. В 1942 г. на снабжение приняли кепи, пошитое из камуфлированной ткани, появились куртки и чехлы на каски усовершенствованного образца, снабженные петлями предназначенными для крепления маскировки. В 1943 г появились реверсивные комбинезоны для экипажей танков и бронемашин, а также полноценный зимний комплект, который состоял из брюк, парки, капюшона и рукавиц. С одной стороны одежды выполнялась белой, с другой - камуфлированной.

От камуфлированной куртки типа пуловера отказались в 1944 г. в пользу камуфлированных комплектов из куртки и брюк, пошитых по типу обычной формы полевого серого цвета - getarnter Drillichanzug. От комбинезонов Panzerkombination также отказались, им на смену пришли кaмyфлиpoвaнньe костюмы geiamier Panzer Drillichanzug, сшитые по типу черной формы панцерваффе. Изначально комплекты обоих типов шили из ткани с рисунком Eiсhenlaubmuster, более известном как "всесезонье". Ранее камуфляж шили из ткани с рисунком «весна/осень».

Куртки (и возможно) брюки парашютистов, введенные в 1944 г., пошивались из той же камуфляжной ткани Eichenlaubmusier, эти куртки пришли в парашютно-десантных частях на смену мундирам люфтваффе.Большое количество камуфляжа для вермахта и войск СС в 1944 было сшито из реквизированного в Италии сукна с камуфляжным рисунком местного образца. В начале 1945 г. появился камуфляж нового типа, «срисованный» с британской формы, а также совершенно новый камуфляж, получивший наименование «Leibermuster».

Очень часто камуфляж вермахта и войск СС шили в полевых условиях или у частных портных из плащ-накидок Zеltbahn.

SS-Platanenmuster Камуфляжная реверсивная куртка, расцветки platanenmuster осенней стороной наружу

Камуфляж Platanenmuster, вероятно, был самым ранним из используемым в войсках СС, егоможно увидеть и на предвоенных фотографиях. Данный тип и его вариация Eich-Platanenmuster отличались тем, что его темные пятна различались и нумеровались цифрами от 1 до 6. Назначение цифр остается предметом дискуссий. Одна теория гласит, что номера позволяли солдатам проще подбирать к костюму соответствующую по рисунку и цвету плащ-накидку/ Однако, с трудом можно представить солдата войск СС на фронте, который перебирает кучу плащ-накидок в поисках подходящих рисунка и расцветки.Изготовление камуфляжа с рисунком Platanenmuster первого типа завершилось в 1942,. с рисунком Eich-Platanenmuster - в 1943 г., прежде всего из-за затратного в военных условиях метода нанесения рисунка камуфляжа на ткань.Впрочем, из запасов уже сделанной ткани камуфляжPlatanenmuster и Eich-Platanenmuster шился и в первой половине 1944 г. В конце производства камуфляж наносился по соображениям экономии на накидки Eichenlaub только с одной стороны, внутренняя поверхность оставалась белой, неокрашенной. Из материала с рисунком камуфляжа типа Platanenmuster и Eich-Platanenmuster шились также чехлы для касок. Расцветка Platanenmuster, слева осень-зима, справа весна-лето

SS-Rauchtarnmuster Солдат СС в камуфляжной куртке расцветки SS-Rauchtarnmuster, осенней стороной наружу.Данный камуфляж выпускался в нескольких вариациях, цвет самых темных пятен варьировался от темно-коричневого до черного.Фактически это был вариант Platanenmuster с идентичным рисунком весеннегои осеннего типа. Фотографии подтверждают использование камуфляжа данного типа в войсках СС с 1939г, как минимум, до 1944 г. Камуфляж SS-Rauchtarnmuster, летняя сторона

Вариаций камуфляжа данного типа, вероятно существовало значительно больше, чем любою другого, причем некоторые варианты крайне редки. Рисунки SS-Rauchtarnmuster можно встретить на накидках, чехлах для касок первого и второго типов, кепи, куртках, включая самой последней военной модели. Известны экземпляры Wintertarnanzug с рисунком Rauchtarn.

SS-Palmenmuster Куртка из камуфляжа Palmenmuster, летней стороной наружуОдин из самых известных и самых загадочных камуфляжей войск СС - Palmenmuster. Экземпляров камуфляжа такого типа у коллекционеров хранится довольно много. Первые фотографии военных в подобном камуфляже датированы 1939 г. Они были сделаны в Польше, это были Tarnhemd самого первого типа с эластичными манжетами и дополнительным клапаном.Насколько известно, из камуфляжа Palmenmuster выпускались только куртки, хотя известны чехлы для касок (например в 3-й дивизии СС "Мертвая Голова»), но их, скорее всего, выкроили из курток. осенняя сторона palmenmusterВпрочем, производство чехлов с рисунком Palmenmuster в дополнение к курткам такого же рисунка выглядело б логичным, однако данных и серийном пошиве таких чехлов ничего не известно. Вероятно, после 1942 г. куртки из ткани с рисунком Palmenmuster не выпускались. Курток "второго типа" для крепления маскировки не обнаружено, но известна сделанная 27 августа 1943 г фотофафия оберстштурмбанфюрера Эрнста Хаусслера из дивизии СС "Мертвая Голова" в новенькой куртке рисунка Palmenmuster, снабженной петлями для крепления маскировки. Впрочем, совсем не обязательно, что куртку Хауселер пошил не у портного.Камуфляж рисунка Palmenmuster пользовался в войсках СС огромной популярностью. Его носили все, от рядовых до офицеров. Снимки воинов СС в камуфляже Palmenmuster делались даже зимой 1944 - 1945 в Арденнах. На куртках раннего образца рисунок частично выполнялся в виде полос, за которые в войсках их прозвали «тигриными».Существует масса фототрафий, сделанных в основном в дивизии «Мертвая Голова», периода начальной фазы операции «Барбаросса», на которых запечатлены бойцы в куртках с камуфляжем Palmenmuster куртки доработаны карманами, сделанными по типу карманов мундиров, возможно - заводской вариант, а возможно - доработка портняжных мастерских дивизии.Известны также и снимки солдат, полностью облаченных в камуфляж рисунка Palmenmuster.Скорее всего в этих случаях брюки кроил из куртки какой-нибудь портной. До сегодняшнего дня уцелела куртка, в которую вшита молния, а на плечах вшиты крепления под погоны.

SS-Eich-Platanenmuster

Комбинезон расцветки Eich-Platanenmuster летней стороной наружу

Данный камуфляж сочетает рисунки типа «дубовые» листья и «листья платана». Мелкие пятна в духе дубовых листьев наложены на крупные темные пятна по типу рисунка "платана". Анализ фотографий позволяет утверждать, что ткань с рисунком камуфляжа Eich-Platanenmuster выпускалась в 1942 - 1943 годах. Обычно из такой гкани шили куртки так называемого "Второго типа". Камуфлированная рисунком Eich-Platanenmuster ткань также шла на изготовление чехлов для касок. Обычно куртки первого типа молва увязывает с камуфляжем типа Platanenmuster, а куртки второго типа - с камуфляжем Eich-Platanenmuster.Из ткани с рисунком Eich-Platanenmuster шили еще накидки Zeltbahn, полевые кепи и комбинезоны танкистов. Где-то в первой половине 1943г, камуфляж Eich-Platanenmuster исчез из войск, хотя отдельные экземпляры встречались и в 1944 г.

Камуфляж Eich-Platanenmuster осенней-зимней стороной наружу

SS-Beringt-Eichenlaubmuster

Летняя сторона Beringt-Eichenlaubmuster

«Круглые дубовые листья» - вариант «дубового» камуфляжа с пятнами округлой формы. Не исключено, что данный вариант является самым ранней версией камуфляжа «дубовые листья». Исследователи датируют начало производства камуфляжа данного рисунка 1942 г. На черно-белых фотоснимках военного времени отличить «крутые дубовые листья» oт просто «дубовых-листьев» почти невозможно. Ткань рисунка Beringt-Eichenlaubmuster шла на изготовление чехлов для касок, курток, кепи и накидок, возможно и на комбинезоны танкистов. Отличия Beringt-Eichenlaubmuster oт Eichenlaubmuster наиболее заметны на зимних парках Wintertarnanzug. На зимние парки наносился только "осенний" камуфляж.

SS-Eichenlaubmuster

Камуфляж Eichenlaubmuster летней стороной наружу

К рисунку «дубовые листья» нередко добавляют слово «регулярный» для отличия от «круглых лубовых листьев». Камуфляж Eichenlaubmuster наиболее типичен для курток, уцелевших со времен войны до настоящего времени, что, однако, не снижает его ценность, особенно дляя коллекционеров, специализирующихся на Нормандии и Арденнах. Рисунок камуфляжа данного типа появился не ранее 1942 г - до сих пор не обнаружено аутеничных курток первого типа, пошитых из ткани с рисунком Eichenlaubmuster. Зато куртки и чехлы для касок второго типа, сшитые из материала Eichenlaubmuster, обычны. Предположительно, накидки Zeltbahn из ткани с рисунком Eichenlaubmuster шили до самого окончания войны.

Осенняя сторона камуфляжа Eichenlaubmuster

SS-Erbsenmuster

Камуфляж SS-Erbsenmuster. Куртка слева реплика, а справа оригинал. Камуфляж SS-Erbsenmuster считался всесезонным и не разделялся на осенне-зимний и весенне-летний.

Приказ от марта 1944 г. установил ношение формы одежды, состоящей из двух предметов камуфлированного цвета getarnter Drillichanzug. Данный вид одежды предназначался для замены рабочей формы почти белого цвета и для ношения в боевой обстановке. Форма шилась по лекалам упрощенного мундира и прилагаемых к нему брюк, введенных для вермахта и войск СС в 1943. В январе 1944 ввели взамен комбинезонов камуфлированные брюки с куртками для танкистов.

Точная дата начала изготовления формы нового типа пока не установлена. Предположительно, она появилась еще в 1943 г.. но широкое распространение получила именно в 1944 г. Как уже неоднократно отмечалось, первые экземпляры данной формы шились из "стоковой" камуфлированной ткани рисунка Eichenlaubmuster. Согласно спецификации новую форму следовало шить из камуфляжа «всесезонного» рисунка, поэтому отпадала необходимость в выполнении ее реверсивной. Новый камуфляж получил название "Erbsenmuster" - в горошек.Уцелевшие экземпляры камуфляжа"Erbsenmuster" пошиты, в основном, из гладкой хлопковой ткани и рубчатой ткани НВТ, которая высоким качеством не отличалась, быстро изнашивалась и сильно грязнилась.

Ткань Erbsenmusier шла и на изготовление зимних парок, хотя фотографии таких парок, сделанные в годы войны, довольно редки. Скорее всего, такие парки шили только в последнюю военную зиму, а до фронта таких теплых курток дошло совсем немного. К примеру, в Арденнах такие парки почти не воевали. В официальном порядке чехлы для касок и кепи из ткани с рисунком "Erbsenmuster" не шли, тем не менее на фронте подобные экземпляры хождение имели.SS-Leibermuster

Информация о последнем типе камуфляжа войск СС почерпнута в бумагах квартирмейстера армии США Фрэнсиса Ричардсона, который вскоре поеле окончания войны составил докладную о типах камуфляжа вооруженных сил Германии. По данным сэра Ричардсона, самый последний камуфляж, как и самый первый камуфляж войск СС, был разработан профессором Шиком. Самый последний камуфляж стал единственным, который получил официальное наименования, названия всех других рисунков камуфляжа - неофициальные.Новый камуфляж предназначался для замены всех видов камуфляжей вермахта и войск СС. Рисунок наносился на ткань специальной свето-поглощающей краской, которая также снижала ИК излучение. Процесс изготовления такой камуфлированной ткани был более сложным и длительным, нежели производство материи с камуфляжными рисунками предшествующих типов. Согласно Ричардсону, новая ткань предназначалась в первую очередь для зимней одежды и плащ-накидок. Получить новый камуфляж до окончания войны успело совсем немного солдат. В бумагах Ричардсона нет никаких данных о пошиве из саржевой ткани Leibermuster полевых комплектов образца 1944 г.. которые появились на рынке в течение нескольких последних лет. Ричардсон описал несколько примеров камуфлированной рисунком Leibermiister одежды, но все они пошиты из гладкой ткани, которая ассоциируется с тканью плащ-накидок и зимних парок. Все известные коллекционные экземпляры формы из ткани НВТ с рисунком Leibermuster изготовлены предприимчивыми дельцами стран Восточной Европы, впрочем есть данные, что подобные камуфляж шили в первые послевоенные годы в Чехословакии (в 50-е годы там выпускали собственный вариант камуфляжа Leibermuster), причем крой чехословацкого военного костюма был скопирован с германского, а иногда форму шили те же фабрики, которые в годы войны работали на Рейх. Фотографии камуфлированной униформы с рисунком Leibermuster. датированные военным периодом, крайне редки. Известна фотография бойца в куртке с рисунком Leibermuster, очень похожую на куртку из ткани НВТ Sumpfmuster 44. Ричардсон мог и не знать о куртках НВТ с рисунком Leibermuster, так как описывал только камуфляж. который встречался на западом фронте и не затрагивал военную одежду Восточного фронта.Italienischestarnmuster

Солдат в куртке из итальянского камуфляжа

Итальянская схема камуфляжа впервые появилась в 1929 накидках-пончо. Итальянский рисунок камуфляжа применялся самое длительное время в истории, оставаясь практически неизменным до 90-х годов XX века. В 1943 немцам достались значительные запасы итальянской камуфлированной ткани. Одежда из итальянского камуфляжа широко представлена на фотографиях солдат и офицеров 1-й танковой дивизии СС лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 12-й панцергренадерской дивизии СС "Гитлерюгенд". Не менее известны фотоснимки в итальянском камуфляже генералов Зеппа Дитриха и Курта «Панцера» Мейера.Из итальянской камуфлированной ткани шились практически все варианты германской полевой военной формы, причем как массово в фабричных условиях, так и у чатных предпринимателей. Фабрики выпускали в том числе и мундиры с четырьмя карманами модели 1943 г.. парки с капюшонами, треугольные плащ-ггакидки, идентичные накидкам Zeltbahn, но кaмyфлиpoвaнныe только с одной стороны. Известны фотографии курток кроя войск СС., но сшитых из итальянского камуфляжа. Итальянский камуфляж шел также на пошив кепи и танковых комбинезонов заводского изготовления.

 

smolbattle.ru

Окраска и камуфляж немецких танков. - Бронетехника и артиллерия - Мастерская - Каталог статей

Окраска и камуфляж танков  Вермахта.

 Перед нападением на Советский Союз германские танки, машины и бронетранспортёры полностью покрывались различными оттенками тёмно-серой краски. Для ясности необходимо добавить, что все немецкие красители, разработанные после 1925 года, кроме названия имели индекс (RAL) Deutsches Institut fur Guesicherung und Kennzeichnung e.V. (Германского института по контролю качества и идентификации), стандартизующий производство красок на предприятиях. Краски, разработанные до 1925 года, и отдельные из красителей (по крайней мере, известна одна такая распространенная краска, которая была введена, но не стандартизована) после 1925 года индексов RAL не имели. Для сухопутных войск вермахта и полевых войск это был утвержденный и стандартизованный в 1935 году Schwarz Grau (RAL 7021). И если до 1939 года в германских войсках использовался двухцветный камуфляж из Schwarz Grau и тёмно-коричневого Signal Braun (RAL 8002) в виде «облакообразных» пятен (соотношение 2/3 к 1/3 соответственно), то согласно циркуляру (Heeres Memorandum — НМ) № 864 от 31 июля 1940 года, камуфляжная окраска для немецкой техники была отменена. Новая окраска была принята из предположения, что в боевых условиях техника будет маскироваться в тени деревьев или зданий, для чего камуфляж не требуется, а нужен только более тёмный фон. Авиаполевые дивизии, а также дивизия люфтваффе «Герман Гёринг» до 1943 года окрашивали технику серым цветом ещё более тёмного оттенка Antrazit Grau (RAL 7016).

 Данный подход в камуфлировании, отличающий германскую технику от тёмно-зелёной техники стран антигитлеровской коалиции, позволял немецкой пехоте, артиллерии и авиации легко производить визуальную идентификацию «свой-чужой». Поэтому советские танки, в достаточно большом количестве захваченные летом 1941 года, в обязательном порядке также перекрашивались в традиционный Schwarz Grau с нанесением опознавательных знаков германского образца увеличенного размера. Кроме немецкой и советской техники на советско-германском фронте в больших количествах использовались чехословацкие танки PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38(t), которые также окрашивались RAL 7027, производимой пражской компанией Tebaz. Несмотря на переданные немцами выкраски, чешская краска была несколько светлее германской. Французские и английские трофейные танки, окрашенные, как правило, RAL 7021, встречались достаточно редко.

 С наступлением зимы (и неопределенностью перспектив «Восточной кампании») потребовалось сделать менее заметными немецкие тёмно-серые танки и автомобили. 18 ноября 1941 года германским командованием был выпущен циркуляр №1128, регламентирующий использование водорастворимой белой защитной краски для камуфлирования вооружения и техники в условиях снежной зимы. Однако, несмотря на наличие приказа, белую пасту, которую можно было разводить водой до необходимой консистенции, надо было сначала запустить в серийное производство, что сражающиеся на советско-германском фронте немецкие части совершенно не устраивало. Поэтому в ход шли все подручные материалы: различные белые краски, белый материал, которым маскировали технику, а также используемый для маскировки белый снег. Краску наносили кистью различными способами: могли побелить как всю машину, так и нанести различного вида камуфляж в виде белых полос. С наступлением весны водорастворимую краску предполагалось смыть, использовав базовый тёмно-серый защитный слой в летних кампаниях. Однако к весне 1942 года однотонно-серого защитного оттенка для камуфлирования германской техники было явно недостаточно. «Блицкриг» окончательно провалился и обе сражающиеся армии то наступали, то переходили к обороне. К тому же, до 1 марта 1942 года обе стороны потеряли большое количество танков и каждая машина в войсках была на вес золота. Поэтому новая германская техника, поступавшая на фронт с весны 1942 года, кроме базовой тёмно-серой окраски имела камуфляж в виде крупных зелёных, а иногда и тёмно-коричневых пятен или полос.

 Зелёной была краска Olive Grun, а коричневой — Signal Braun (RAL 8002). Ранее официально зелёный цвет использовался в люфтваффе, так как немецкие ВВС приняли его для окраски наземных сооружений и оборудования. Signal Braun — выглядел как «тускло-коричневый», что в целом соответствовало требованиям маскировки.

 Для боевых действий в Африке, в конце 1941 г, были разработаны более светлый серый RAL7027 и коричневый RAL 8020 цвета, не имевшие официальных названий, однако большая часть окрашенных ими машин попала в СССР.

 Летом 1942 года во время боев в Крыму и на Кавказе на советско-германском фронте отмечено появление германской техники, окрашенной по раннему образцу немецкого Африканского корпуса жёлто-коричневой краской Grun Braun (RAL 8000) или более поздней RAL 8020, официально введённой циркуляром 8470; 315 от 25 марта 1942 года. Данное явление можно объяснить прежде всего схожестью климатических условий Kрыма и Кавказа с северо-африканскими (особенно в летний период), а также переброской на Кавказ наряду с корпусом «F», предназначенным для действий в тропических условиях, других бронетанковых частей, так и не отправленных в Африку. По другой версии, прежде чем перейти на новый вариант базовой окраски, в германских войсках в полевых и боевых условиях проводились широкомасштабные испытания как отдельных танков и САУ, так и целых соединений. Уже осенью 1942 года вместе со стандартно закамуфлированными боевыми машинами в войска стали поступать тёмно-жёлтые САУ 51-и С III Р. Данное положение подтверждается не только фотографиями Сталинградских боев, но и хроникой об осеннем параде немецких войск во Франции, где боевые машины StuG III F уже были окрашены в тёмно-жёлтый цвет.

 Но несмотря на обилие различно камуфлированных машин, основу германского танкового и автомобильного парка в 1942 году составляли однотонно окрашенные в серый цвет танки и автомобили. Время обороны еще не наступило. Только после разгрома Германии под Сталинградом немецкому командованию стало окончательно ясно, что никакой «блицпобедой» на отдельном ТВД одержать вверх над Советским Союзом не удастся. Производственная победа была также затруднена — в СССР производилось гораздо больше танков и самолетов, чем во всех странах Третьего Рейха. Оставался один выход — создать более качественное и эффективное оружие, сведя на нет количественное преимущеcтво Красной Армии в вооружении. К этой задаче немецкие конструкторы и военные подошли комплексно: не только созданием новой техники, в частности танков Т-V «Пантера» и Т-VIН «Тигр», и новых версий известных бронированных машин, но и созданием современных эффективных камуфляжных схем. Циркуляром №181 от 18 февраля 1943 года в бронетанковых силах вермахта, люфтваффе и полевых войсках СС была введена единая камуфляжная схема. Базовым защитным цветом стал тёмно-жёлтый оттенок Dunkel Gelb (принят без индекса RAL), окраска которым танков, самоходных орудий, машин и прочей военной техники производилась прямо на предприятиях. Данный цвет был выбран базовым после долгих исследований, и не последнюю роль здесь сыграло следующее положение.

Тёмно-серый Panzer Grau удовлетворительно маскировал германскую технику на фоне лесных массивов и хорошо — на фоне улиц германских городов. В России подобными по фоновой структуре была только местность западных и северо-западных фронтов, где велась, в основном, позиционная борьба и маневрирование было затруднено. Поэтому и танковых частей там было существенно меньше, чем в юго-восточном и южном степных регионах, где развертывались основные операции 1942-1943 годов. Да и здания в российских городах были окрашены, как правило, в светлые оттенки. Именно с учетом фоновых особенностей лесо-степных зон советско-германского фронта, тёмно-жёлтый цвет был выбран в качестве наиболее эффективной базовой защитной окраски. Если же ландшафт конкретной местности имел специфические особенности фона, экипажи с помощью зелёной и коричневой красок могли создать необходимый деформирующий или маскирующий камуфляж. В густотертом виде данные краски упаковывались в 2-х и 20-килограммовых ёмкостях и разводились бензином, а некоторые варианты этих красителей — и обычной водой.

 В соответствии с циркуляром от 18 февраля 1943 года было также предписано перекрасить всю имеющуюся наземную технику в тёмно-жёлтый цвет. Малоразмерное оборудование — радиостанции, ящики для инструментов — разрешалось не перекрашивать до поступления новых образцов, окрашенных на предприятии. Немцы — народ исполнительный, и к весне 1943 года в германских войсках появилось множество техники, где на тёмно-серый и базовый цвет или серо-зелёный камуфляж старого образца с помощью распылителя или кисти наносились пятна или полосы тёмно-жёлтого цвета, площадь покрытия которых составляла больше 50% поверхности объекта.

 Не повторяя ошибок первой зимы 1941-1942 гг, в течение зимы следующего года на советско- германский фронт поступала немецкая техника, окрашенная поверх Panzer Grau, а затем и базовой тёмно-жёлтой краски, белым защитным пигментом, который в процессе эксплуатации приобретал жёлто-соломенный цвет, вполне пригодный для использования в камуфляжной схеме в летний период, особенно для степной полосы. В некоторых частях, действующих на южном крыле советско-германского фронта, так и поступали: размывали часть бело-соломенного зимнего покрытия до серой основы и в итоге получали деформирующий камуфляж из тёмных и светлых пятен неправильной формы. Но уже к лету 1943 года значительную часть бронетанковых сил фашистской Германии стали составлять новые образцы, изначально окрашенные в тёмно-жёлтый цвет. Однако, таким образом были окрашены машины танковых и автомобильных частей. Только 11 октября 1943 года был издан циркуляр № 322, регламентирующий перекраску оборудования и техники инженерных подразделений из Panzer Grau в тёмно-жёлтый цвет. До этого приказа сборные мосты, понтоны и другие переправочные средства оставались серыми.

 Трофейную советскую технику, которую продолжали широко использовать в германских войсках, с весны 1943 года также перекрашивали в тёмно-жёлтый Dunkel Gelb или жёлтая краска напылялась таким образом, чтобы базовый советский тёмно-зеленый (4БО) образовывал с вновь нанесённой краской двухцветный крупнопятнистый камуфляж. В случае капитального ремонта советской техники в немецком тылу на тёмно-жёлтый базовый цвет наносили германский камуфляж: зеленые (RAL 6003) или коричневые (RAL 8017) пятна-полосы. Зимой советская трофейная техника, также как и немецкая, имела защитную белую окраску.

 Касаясь непосредственно камуфляжа, используемого на танках и автомашинах германских вооружённых сил, то, несмотря на приверженность немцев к систематизации, в различных частях вермахта, наземных частях люфтваффе и полевых частях войск СС, он сильно различался как по конфигурации наносимых пятен, так и по их цветовым оттенкам.

 Предполагалось, что оливково-зелёная и красно-коричневая краска, поступавшая на фронт в густотёртом виде, будет разводиться бензином, а затем с помощью компрессора в виде пятен-полос наноситься на тёмно-жёлтую основу. Однако на практике, особенно на советско-германском фронте, совершенно отсутствовали условия и время для камуфлирования техники. Часто камуфлирование приходилось производить с помощью кисти прямо из банки, а краска, нанесённая таким способом, имела несколько другие оттенки: тёмно-зелёный и шоколадно-коричневый. В других случаях, особенно после бомбардировок союзниками немецких химических заводов в 1944-1945 годах, краска перестала поступать регулярно, и это также отразилось на камуфляже бронетанковой и автомобильной техники. В случае окраски последней с помощью компрессора из-за жидко разведённой краски камуфляж мог иметь светло-зелёные и светло-коричневые оттенки. Когда камуфлирующей краски совсем не было, а особенности местности требовали изменить защитный фон, танк или самоходку обмазывали грязью.

 В германских войсках практиковались как маскирующий мелкопятнистый, так и деформирующий крупнопятнистый камуфляж. Мелкопятнистый камуфляж был характерен для средних и лёгких танков, автомобилей, тягачей и бронетранспортёров. Он представлял собой извилистые зелёные и (или) коричневые полосы, своеобразной «сеткой» покрывающие всю площадь объекта. Реже использовался крупнопятнистый камуфляж из зелёных и коричневых пятен неправильной формы, покрывающей не менее 50% объекта. Деформирующий камуфляж из крупных пятен использовался в первую очередь в подразделениях танков типа «Пантера» и «Тигр», иногда — в частях истребителей танков. В 1944 году появился оригинальный вариант окраски, предназначенный в первую очередь для ведения боевых действий из засад. Он представлял из себя трёхцветный деформирующий камуфляж, по всему фону которого наносились «точечные» жёлтые на зелено-коричневом и зелёные (или коричневые) на жёлтом пятна. Таким образом, в одной камуфляжной схеме сочетались достоинства как маскирующей, так и деформирующей защитных схем. Краски поставлялись в войска в сухом виде в железных банках по 10 и 15 кг, а затем их растворяли в бензине, керосине или воде.

 С лета 1944 года в германской армии обозначился острый дефицит бензина и краски приходилось разводить водой, что породило множество цветовых оттенков, крайне неустойчивых к погодным условиям. С октября 1944 года, в целях экономии краски, загрунтованные в красно-коричневый цвет машины, не окрашивали полностью в жёлтый, а лишь дополняли жёлтыми пятнами. Иногда к ним добавлялись поля белого цвета, который, будучи жидко разведён, просвечивал, или же, впитывая красный пигмент из грунтовки, казался скорее цветом слоновой кости.

 Наиболее интенсивно новые окраски и схемы применялись в батальонах тяжёлых танков типа PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw IV В «Королевский тигр», а также в соединениях САУ-истребителей танков. Однако уже зимой 1944-1945 годов поставки краски на германские танковые заводы практически прекратились. Ещё раньше они кончились в войсках. Поэтому за исключением отдельных элитных танковых частей войск СС, у которых снабжение было лучше, последнюю зиму войны немецкие танки встретили в однотонном тёмно-жёлтом камуфляже. Как и в первую военную зиму, белого пигмента также не хватало. В 1945 году в войска стали поступать танки и самоходки, окрашенные в тёмно-серый цвет Panzer Grau из старых запасов. Одновременно продолжали вводить новые варианты камуфляжа. Так, в 1945 году американцами было захвачено несколько истребителей танков «Хетцер» с полосами-пятнами, нанесёнными белой краской. С 1943 года часть немецких танков и САУ покрывалась циммеритом — своеобразным цементом, защищающим объект от магнитных мин и кумулятивных снарядов. В неокрашенном виде этот материал имел светло-серый оттенок, поэтому после покрытия циммеритом корпуса или отдельных элементов бронировки машины тёмно-желтая фоновая окраска выглядела ещё темнее. Техника, покрытая циммеритом, окрашивалась и камуфлировалась обычным порядком.

 Кроме искусственных красителей, достаточно отличимых от естественного фона при фотосъёмке, для камуфлирования техники в различных бронетанковых частях германской армии с успехом использовали естественные материалы. Кроме вышеупомянутых снега и грязи, которые укладывали или которыми обмазывали корпус, для маскировки использовали ветки кустарника и деревьев, пропорции и цветовая гамма которых компенсировали различия техники с естественным фоном. Таким образом, в ходе Второй мировой войны германская система камуфлирования претерпела большие изменения. Они были в первую очередь вызваны фактами тактического характера, а не развитием психологической, инженерной и химической науки. Если в начале войны, когда немецкие части доминировали на театре военных действий, при камуфлировании во главу угла ставился принцип необходимой достаточности и на первое место выдвигалось взаимоопознавание войск, то на заключительном этапе войны, когда без авиационной и артиллерийской поддержки каждый танк становился опорным пунктом сопротивления, специальный камуфляж был незаменим.

Краски и номера

 Германская промышленность стала основоположником стандартизации в производстве. Одним из стандартов стала система цветов RAL, которая используется и по сей день. Тем не менее, в 1953 году некоторые номера цветов в этом стандарте были изменены, поэтому в исследованиях по вопросам использования цветов согласно RAL при окраске германской бронетехники, следует пользоваться источниками, датированными до 1953 года.Практически все цвета, использовавшиеся в окраске бронетехники, имели свои RAL-номера. В некоторых случаях новые цвета использовались ещё до их добавления в список цветов RAL. В реальности, банки с краской имели различную маркировку цвета, но в армейских документах всегда присутствовали таблицы приведения кодов красок различных производителей к стандарту RAL.

Отклонения от стандарта

 Краска на танки наносилась очень тонким слоем, в некоторых случаях из-под слоя краски даже просвечивала грунтовка. Кроме этого эффекта, визуально отличие одного и того же цвета RAL, могло происходить из-за неполного соответствия красок различных производителей требуемому номеру RAL. Но это реальными документами до сих пор не подтверждено и относится к разряду предположений. Несмотря на это, можно сделать вывод, что отличия по определённому цвету RAL красок различных производителей были минимальными. Документы подтверждают, что вся цепочка производства танков, включая производство красок, исполнялась с характерной немецкой аккуратностью. После месячного нахождения танка под открытым небом, краска, естественно могла менять свой цвет в результате атмосферного воздействия, а так же в результате воздействия солнца, пыли и грязи. Во второй половине войны были введены несколько различных схем камуфляжа бронетехники. Хорошо известно, что наносились они разбавленной краской, что тоже послужило появлению выпадающих из стандарта RAL цветов.

Грунтовка

 В ходе сборки бронетехники в цехах, вся она изначально красилась тёмной коричнево-красной грунтовкой RAL 8012, которая обладала защитным эффектом против ржавчины (использование красной грунтовки в машиностроении является частью германской инженерной культуры). Некоторые исследователи настаивают, что существовало 2 оттенка грунтовки: красный и коричнево-красный, но оказалось, что и та и другая по документам проходила как RAL 8012.

 На готовых машинах двигательный отсек, как правило, оставлялся покрашенным лишь грунтовкой. Единственное исключение составляют двигательный и радиаторный отсеки ранней версии Tiger I, которые окрашивались в серо-зелёный цвет. Грунтовка выступала практически на всех неокрашенных частях танка, возможно и под корпусом, а также иногда на фасках люков и башенных погонах. Но эти моменты возникали лишь в случаях, когда во время покраски люки были задраены или башня уже была установлена на корпусе. Германские маляры были достаточно аккуратными в своей работе, поэтому представляется более убедительным, что они скорее перекрасят неудовлетворительные участки, чем оставят их неокрашенными. Особенно это относится к начальному периоду войны. Вот пример тщательности их работы: верхняя лобовая плита на ранних Panzer III и IV изнутри была также окрашена (а вот уже на некоторых поздних StuG III бывало, что рамка, окружающая командирский люк, оставалась неокрашенной, а сам люк и крыша - красились). По видимому, грунтовкой окрашивались и траки, но впоследствии во время движения, естественно, она исчезала. На фотографиях Panther в заводском цеху видно, что траки окрашены темной краской, но уже там заметны светлые участки, образовавшиеся после нескольких метров движения по бетону.

Два официальных цвета внутренней окраски

 В начальный период войны (возможно, и до войны) официальная цветовая схема для боевого отделения танка предписывала полностью закрашивать красную грунтовку. Использовалось два цвета: жёлтый цвет, называвшийся Elfenbein (слоновая кость) для верхней части боевого отделения, и серо-зелёный цвет для нижней части.

 Elfenbein соответствовал RAL 1001, который представлял собой светло-лимонный цвет. Тем не менее, до сегодняшнего дня сохранился лишь один Panzer IV 1941 года выпуска, боевое отделение которого было окрашено именно в такой цвет. Хотя никаких документов об изменении схемы окраски обнаружено не было, скорее всего, после 1941 года стандартный цвет Elfenbein был заменён на светло-бежевый. Несколько сохранившихся машин окрашены изнутри светло-бежевым цветом, а приведённый выше Panzer IV также был перекрашен внутри в светло-бежевый цвет, вероятно после модернизации по установке длинноствольного орудия.

 Серо-зелёный цвет соответствовал RAL 7009. Проводилось сравнение имеющегося RAL 7009 на Tiger из Бовингтона (Bovington) с подлинными картами RAL того времени. Результат оказался впечатляющим: даже через 50 лет, после окончания войны цвет совпадает с картами полностью.

Цветовая схема внутренней окраски

 Хотя у нас и нет возможности точно определить цвет, но в нашем распоряжении есть достаточное количество фотографий внутреннего вида бронетехники. В нижней части танка серо-зелёным окрашивалось практически всё. Трансмиссия и другие агрегаты, которые изготавливались различными производителями, должны были поставляться заказчику уже окрашенными в серо-зелёный цвет. Торсионы, тяги и валы трансмиссии, пол корпуса (обе поверхности), различные ящики и т.д. всё красилось в серо-зелёный цвет.В конце 1942 года заводам приказали прекратить использовать серо-зелёный цвет и больше не окрашивать им днище танков, а оставлять их покрытыми только красной грунтовкой. Все поверхности, которые до этого времени окрашивались серо-зелёным цветом, теперь должны были также оставаться красными. Это, конечно, был шаг, ухудшающий общую эргономику, так как этот красный цвет был довольно тёмным. Тем не менее, многие из сохранившихся танков наглядно демонстрируют, что данный приказ исполнялся. В некоторых случаях встречаются окрашенные красным внутренние отсеки танка, с установленными трансмиссией или башенным мотором, окрашенным в серо-зелёный цвет. Это происходило, когда использовались заранее завезённые на склад агрегаты.

 Что касается верхней части отсеков танка (которая окрашивалась цветом "Слоновая кость"), то все агрегаты в ней, которые можно назвать подвижными, окрашивались в чёрный цвет. Они включали в себя крепёжи пулемёта, поворотные ручки, наблюдательные инструменты, ручки наведения и пр. Также, все места крепления спецоборудования были промаркированы (в ранний период вручную, позднее с помощью декалей). В обоих случаях буквы были чёрными, и не имели никакого дополнительного фона.

 В сентябре 1944 года поступил приказ прекратить использовать цвет "Слоновая кость" и оставлять впредь всю внутренность танка окрашенной в красный цвет грунтовки. Это кажется полнейшим идиотизмом, но до наших дней сохранилось несколько Panther и Hetzer с полностью красными внутренними отсеками. Наряду с упрощением окраски, в танковой промышленности были введены и некоторые другие: например, было прекращено покрытие бронетехники пастой Zimmerit. С фронта стало поступать большое количество жалоб, и в самом конце 1944 года танки в верхней части внутренних отсеков стали снова окрашиваться цветом "Слоновая кость".

 Казённая часть танкового орудия, наряду с остальными частями интерьера, также должна была окрашиваться "Слоновой костью". Большинство германских танковых орудий имели очень схожую компоновку с несколькими регуляторами уровня и переключателями с правой стороны казённой части. Эта сторона казённой части оставалась полностью неокрашенной (в том числе не покрывалась и грунтовкой). Вполне возможно, что она покрывалась лёгким машинным маслом. Внутренности казённой части также оставались неокрашенными, в остальном же, казённая часть орудия окрашивалась в цвет "Слоновой кости".

 Граница между цветом "Слоновой кости" и вторым (серо-зелёным или красным) до сих пор вызывает споры. Исследования бронетехники дали следующие результаты: башни полностью выкрашены изнутри "Слоновой костью", а башенный пол - вторым цветом. Стойки, поддерживающие башенный пол, как правило, окрашивались обоими цветами. Граница цвета проходила на уровне башенного погона.Для Panzer III и IV: "Слоновая кость" на боковых и задних стенках башни до самого пола. Пол, места хранения боезапаса и агрегаты трансмиссии - другой цвет. Также другим цветом окрашивались нижние части стенок корпуса и передняя стенка башни. Разделительная линия на Panzer III и StuG III проходила наискосок позади водителя, на Panzer IV это была мысленная вертикальная черта на несколько сантиметров впереди места, где тормозной барабан пересекает корпус.Tiger: низ надгусеничных арок использовался как место хранения боезапаса, и разделительная линия цветов проходила через заднюю стенку на этом уровне. Это хорошо видно на фотографиях. Для Tiger II, похоже, для стенок полностью использовался цвет "Слоновая кость", а второй цвет использовался только для пола. Исключение составляют лобовые плиты корпуса, где разделительная черта проходила на половине высоты верхней лобовой плиты.

 Ящики из листового металла в процессе своего изготовления чаще всего окрашивались в матовый чёрный цвет. Будучи прикрученными на свои посадочные места внутри танка, они перекрашивались согласно цветовой схеме внутренней окраски танка. Тем не менее, если они имели откидные или снимающиеся крышки, их внутренняя окраска оставалась матово-чёрной. Это относилось ко всем ящикам, как снаружи, так и внутри танка. Объёмные хранилища боезапаса, очевидно, красились так же. Сиденья и защитные подушки, скорее всего, всегда изготавливались из чёрной кожи или чёрной резины (в случаях с маленькими защитными подушками).Электрощиты, чаще всего окрашивались чёрным, но один в башне, окрашивался в бледно-голубой цвет. Этот же цвет применялся при окраске одного маленького ящика на передней стенке двигательного отсека, а также небольшого рубильника системы пожаротушения (небольшой прямоугольный ящик 10 см длиной на верхней правой стороне блока казённой части орудия). Эти два ящика являлись стандартным оборудованием, практически одинаковым на всех типах танков. Крупные силовые кабели имели металлическую неокрашенную оплётку, либо пропускались по трубам, которые окрашивались так же, как и прилегающая к ним поверхность.

 Танковые люки в бою часто оставались открытыми, поэтому обычно внутренняя их сторона окрашивалась тем же цветом, что и внешняя поверхность танка в ходе его сборки. Тем не менее, они редко имели тот же цвет, что и остальная поверхность танка, так как та часто была перепачкана грязью, маслом, перекрашена или покрыта камуфляжем, а внутренняя часть люков сохраняла свежий заводской цвет.

 Варианты окраски двигателей разнятся настолько, что невозможно вывести какой-то системы. Одно известно точно: полуглянцевый чёрный цвет был основным для двигателей Maybach.

 

Цвет год RAL Краски Примечание

Schwarz Grau(Танковый серый)

приказ НМ 1940 N 864 от 31.07.40

1940-1943 RAL 7021 Tamiya XF-63 По некоторым источникам некоторая партия танков окрашивалась в серый и в конце 1944 года, когда возникла острая нехватка темно желтой краски.
Тёмножёлтый

приказ НМ 1943 N 181 от 18.02.43

1943-1944 RAL 7028 Tamiya XF-60  
Грунт. красный   RAL 8012 Humbol 73 В ходе сборки бронетехники в цехах, вся она изначально красилась тёмной коричнево-красной грунтовкой RAL 8012, которая обладала защитным эффектом против ржавчины (использование красной грунтовки в машиностроении является частью германской инженерной культуры). Некоторые исследователи настаивают, что существовало 2 оттенка грунтовки: красный и коричнево-красный, но оказалось, что и та и другая по документам проходила как RAL 8012.
Оливково-зелёный   RAL 6003 Revell 361Humbrol 117Federal Standart 34102Gunze Sangyo 303Testors/Model Master 1591Hobby Color h403  
Красно-коричневый   RAL 8017    

Белая на водной основе

приказ НМ 1941 N 1128 от 18.11.41

       
слоновая кость(Elfenbein)   RAL 1001   В начальный период войны (возможно, и до войны) официальная цветовая схема для боевого отделения танка предписывала полностью закрашивать красную грунтовку. Использовалось два цвета: жёлтый цвет*, называвшийся Elfenbein (слоновая кость) для верхней части боевого отделения, и серо-зелёный цвет для нижней части.

Elfenbein соответствовал RAL 1001, который представлял собой светло-лимонный цвет. Тем не менее, до сегодняшнего дня сохранился лишь один Panzer IV 1941 года выпуска, боевое отделение которого было окрашено именно в такой цвет. Хотя никаких документов об изменении схемы окраски обнаружено не было, скорее всего, после 1941 года стандартный цвет Elfenbein был заменён на светло-бежевый**. Несколько сохранившихся машин окрашены изнутри светло-бежевым цветом, а приведённый выше Panzer IV также был перекрашен внутри в светло-бежевый цвет, вероятно после модернизации по установке длинноствольного орудия.

Серо-зелёный цвет соответствовал RAL 7009. Проводилось сравнение имеющегося RAL 7009 на Tiger из Бовингтона (Bovington) с подлинными картами RAL того времени. Результат оказался впечатляющим: даже через 50 лет, после окончания войны цвет совпадает с картами полностью.

Серо-зелёный

  RAL 7009  
Примечание:* - На самом деле краска не желтая, а белая с желтым отливом (если кто видел слоновую кость то может представить себе ее цвет). Кстати говоря за три года присутствия в форумах я часто сталкивался с моделистами утверждающими что боевое отделение красилось белой краской, очевидно путая с советской техникой. Сразу оговариваюсь что я занимаюсь на данный момент лишь танками (самоходки пока не в моей сфере).** - При загрязнении честно говоря становится без разницы - слоновка это или бежевая.

                                                      Варианты окраски на примере танка "Тигр".

 

    

 

   

 

   

 

  

zona-interesov.ru

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945 ~ Military of Art

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение. Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью. Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки. В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа. Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса. В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»). Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

  Без претензий на последнюю инстанцию:

         На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей! 

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. ( книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).

Возможно самая простоя и доступная схема, встречающаяся в сети.
RAL — немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы   (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.

Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.

В 1935г при производстве бронетехники  стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

   

              Vallego

RAL 7021  Dunkelgrau

                 995

RAL 7017 Dunkelbraun

         ------------

                 822

В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".

Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.
Pz III после полной реставрации. 
Pz II 

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый  и имел несколько оттенков.

     

      RAL  Цвет:

              Vallego

RAL 7028  Dunkelgelb

                882

Февраль 1943 года. На базовый цвет (RAL 7028  Dunkelgelb) наносится специально разработанный  камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

 

            Gunze

 

             Vallego

                 979

                 826

               

 882
Реплика Stug III в  камуфляже.
Pz VI Ausf B после реставрации в камуфляже.

Август 1944 года.  С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung  - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb,  Rotbraun, Olivgrun.

 

           

Tamiya

 

   

         882
Hetzer в засадном камуфляже
Hetzer в засадном камуфляже

Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили  

 

RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028  Dunkelgelb и

 

RAL 8017 Rotbraun. 

           

 

Tamiay

              

Gunze

 

            Vallego

             XF-58

        

 

h403/ TC-5

             

 979

            

 XF-64

             

 TC-6

 

              826

 

       

XF-60/XF-55

 

              

h503

 

              882

             

XF-63

               

TC-1

               

995

                h23

               982

      

Продолжение следует.....

militaryofart.blogspot.com

Камуфляж вермахта - Униформа и знаки различия

Нeerres-Splittermuster-31 - cамый ранний камуфляж, использовавшийся германцами в годы Второй мировой войны. Датируся июнем 1930 года, когда появилась накидка треугольной формы (Dreieckszeltbahn), которая с 1931 г начала вытеснять в войсках серую накидку Viereckige Zeltbahn прямоугольной формы. Именно тогда родилась знаменитая накидка "Zeltbahn-31", вероятно самая массовая камуфлированная одежда в истории. Такие накидки имел практически каждый солдат вермахта, войск СС, люфтваффе, береговой артиллерии кригсмарине и даже полицейский. Рисунок камуфляжа данных накидок известен пол названием "Нeerres-Splittermuster". Этот камуфляж характерен мелкими вертикальными штрихами- "Strich", нанесенными поверх традиционных пятен.

Деталировка камуфляжа накидки Zeltbahn очень позднего изготовления с пятнами черного цвета, которые появились в 1945 г. Вероятно, это - самый поздний вариант камуфляжа вермахта. Пятна черного цвета нанесены теплоизоляционной тканью, снижающей ИК излучение тела человека в целях недопущении обнаружения тепловизорами, которых ох как много появилось у союзников. 

Пятна геометрической формы, "Splitter" восходят к различным типам разрушающего камуфляжа, использовавшегося в годы Первой мировой войны. Надо сказать, что на практике данная схема оказалась не сильно эффективной - на расстоянии разноцветные пятна сливались в один цвет.Многие исследователи не относят накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, отмечая тот факт, что из них обычно сооружались палатки и тенты, на худой конец их носили для защиты от непогоды, но не для маскировки на местности, зря они так считают. Противную точку зрения, то есть - использование накидок в качестве маскировочной одежды, потверждают многочисленные фотографии и воспоминания недобитых ветеранов.

Heeres Splintermuster Tarnhemd и Slahlhelm Tarnhelmumberzug - Куртка и чехол из камуфлированной  ткани появились в вермахте после успешного опыта использования аналогичного камуфляжа в войсках СС. хотя камуфляж для вермахта никогда не выпускался в таких масштабах, как камуфляж для войск СС. Качество ткани, из которой шили армейский камуфляж, было ниже, чем качество ткани камуфляжа войск СС.

На протяжении более чем десятилетия накидки Zeltbahn-31 оставались единственным видом камуфлированной одежды германской армии (не войск СС!) , пока в 1942 г, не появились крутки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны на чехлы и куртки наносился камуфляж, аналогичный камуфляжу накидок Zeltbahn-31, другая сторона делалась белого цвета, под цвет снега. Появление камуфляжа в частях вермахта было инспирировано камуфляжем войск СС. Кмуфлированные куртки вермахта и войск СС имели очень свободный покрой, что позволяло одевать их поверх стандартной полевой униформы. В куртках по бокам делали большие вертикальные прорези для доступа к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также к карманам мундиров. Из ткани с рисунком Herres-Spliltter-31 также шились зимние парки Winltertarnanzug, брюки, капюшоны, рукавицы. Теплая одежда появилась в апреле 1942 г, на основе опыта, приобретенного вермахтом в первую военную "русскую" зиму. Хотя шить зимний камуфляж начали еще в апреле 1942 г.. ко второй военной зиме в войсках его имелось совсем немного. Большинство теплой одежды с одной стороны было почти белого - очень светлосерой, а с другой - стандартного полевого серого цвета.

Справа - куртка Wintertarnanzug, сшитая из облегченной искусственной ткани. Куртка реверсивная - содной стороны камуфлированная, с другой -белая. Типичный предмет униформы. Необычен камуфляж куртки с горизонтальными штрихами. Обычно ткань кроили так, чтобы штрихи располагались вертикально.

Брюки комплектные с курткой Wintertarnanzug. Брюки, как и куртка, реверсивные

Крупный план рукакиц и куртки Wintertarnanzug. У ранних моделей рукавиц отсутствовал палец, на более поздних моделях, скроенных по типу советских рукавиц, указательный палец появился.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Окраска танков вермахта - Амуниция и снаряжение

В ходе Польской кампании 1939 года, кампании на западе в 1940 году и операции "Barbarossa" летом 1941 года, вся германская бронетехника была окрашена в серый танковый цвет. Он представлял из себя тёмный сине-серый цвет, и покрывал все внешние стороны машины, в томчисле внутренние стороны крышек люков. Данный цвет был настолько тёмным, что танки Pz.Kpfw. I, воевавшие в составе легиона Condor во время гражданской войны в Испании получили кличку "negrillos" (негры). Единственными дополнительными цветами, использовавшимися для окраски бронетехники, были светло-кремовый (окрашивались внутренние отсеки) и красный, использовавшийся обычно как грунтовка и, естественно, становившийся невидимым после окраски поверху другим цветом. Столь малое проявление интереса к камуфляжу бронетехники объясняется доминировавшей в тот период в командовании Вермахта наступательной тактикой ведения боевых действий. Германские танки того периода были сконструированы исключительно для стремительной атаки, а когда они уже в атаке и не собираются отступать, то какая разница как они окрашены.

Германия оказалась совершенно не готова к ведению зимней кампании 1941-42 г.г. в СССР. В связи с этим танковые экипажи, кто во что горазд, придумывали свои импровизированные типы зимнего камуфляжа. Часто единственным средством нанесения зимнего камуфляжа были раствор извести, мел или даже белая (светлая) одежда. В последующих зимних кампаниях поставка белил и других покрытий для нанесения зимнего камуфляжа была налажена. Зимой же 1941 года кроме отсутствия снабжения красками для зимнего камуфляжа, не была налажена даже поставка инструментов для окраски танков. Экипажам приходилось использовать для этих целей мётлы, связки веток и т.д., что приводило к тому, что камуфляж был нанесён неравномерно и с разрывами.

На заводах Германии новая бронетехника окрашивалась в серый танковый цвет (с сезонными перерывами на белый) до 18 февраля 1943 года, когда была принята новая система камуфлирования бронетехники (постановление HM 1943 Nr.181). Новым заводским цветом, называвшемся тёмно-жёлтым, стала "серая горчица", которая была очень близка по тону к светло-песочному цвету. Дополнительно каждая единица бронетехники комплектовалась ещё двумя красками: оливково-зелёной и красно-коричневой, которые могли быть нанесены поверх заводской для создания камуфлированной окраски. Эти краски поставлялись в двух- или двадцатикилограммовых банках. Никаких инструкций по нанесению камуфляжа не прилагалось, решение данного вопроса возлагалось на командиров подразделений. Те, в свою очередь, при выборе схемы камуфляжа, руководствовались местными природными условиями. Новые машины прибывали с заводов окрашенные только в заводской тёмно-жёлтый цвет. После нанесения на них камуфляжа, и более старые машины подразделения получали такой же камуфляж.

Новая система предполагала гибкий подход к нанесению камуфляжа в зависимости от местных природных условий, но это не всегда срабатывало. В 1943-44 годах многие вновь прибывшие на Восточный фронт машины, так и оставались окрашеными в заводской тёмно-жёлтый цвет. Это был не лучший цвет для европейского театра военных действий, так как такой танк легко обнаруживался и с воздуха, и наземными наблюдателями. Дело в том, что нанесение камуфляжа возлагалось целиком и полностью на экипаж данной машины, но часто экипаж был занят выполнением гораздо более важных задач, чем перекраска танка.

В последние годы войны Вермахт ввёл новые правила, оговаривающие схемы нанесения камуфляжа. Германская бронетехника начала окрашиваться в новые варианты камуфляжа 1943 года, используя те же цвета, но ограничиваясь строгими схемами нанесения. Схемы камуфляжа включали в себя широкие с чёткими краями полосы, покрытые маленькими точками тёмно-жёлтого цвета. Такой камуфляж получил название "Засадная схема", так как данный камуфляж как нельзя лучше подходил для машин, оперирующих в лесистой местности. Он повторял рисунок опавших жёлтых листьев на лесной подстилке. Ближе к окончанию войны налаженная система снабжения начала давать сбои. Всё чаще на заводах для окраски новых машин вновь стали применять старый серый танковый цвет, когда с поставками стандартного тёмно-жёлтого возникали проблемы. Машины, производившиеся в Чехословакии, например Hetzer, начали выпускаться окрашенными в цвета чешской армии, включавшими в себя основной тёмно-зелёный цвет, по которому располагались кремовые и тёмно-красные мазки.

Хороший камуфляж становится эффективным только при наличии налаженного снабжения и вводе в боевые действия более совершенных типов бронетехники. Древесная листва и ветки вероятно являются наиболее приемлемыми фигурами хорошего камуфляжа, хоть его эффективность и является кратковременной. Иногда, в отсутствии других средств, танки камуфлировались при помощи обыкновенной грязи, чтобы хоть как-то прикрыть легко заметную серую или тёмно-жёлтую заводскую краску. Одним из способов защиты германских танков от магнитных мин, было заводское нанесение на вертикальные стенки машины специализированной антимагнитной пасты Zimmerit. Это не влияло на окончательный цвет машины, так как Zimmerit наносился на корпус до окраски. В основном период использования пасты Zimmerit на германских штурмовых самоходных установках и танках ограничивается 1943-44 годами.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai