Топ-10 лучших танков Второй мировой войны. Танки вов сравнение


Лучшие танки Второй мировой войны. ТОП-10

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.

10

M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США — Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9

«Шерман-Светлячок» (Великобритания)

Sherman Firefly — британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

8

Т-IV (Германия)

PzKpfw IV — один из самых широко используемых и массовых (8 696 единиц) немецких танков во время Второй мировой войны. Был вооружён 75-мм пушкой, которая могла уничтожить советский Т-34 на дальности 1200 метров.

Изначально эти машины применялись для поддержки пехоты, но в итоге приняли роль танка (Т-III), и начали использоваться в бою как основные боевые единицы.

7

Т-34 (Советский Союз)

Этот легендарный танк был самым массовым в годы Войны и вторым самым производимым за все время (около 84 тыс. машин). Он также является одним из наиболее долгодействующих танков из когда-либо произведённых. До сих пор многие уцелевшие единицы обнаруживаются в Азии и Африке.

Популярность Т-34 отчасти объясняется наклонной 45-мм лобовой бронёй, которая не пробивалась немецкими снарядами. Это была быстрая, манёвренная и прочная машина, взывающая серьёзное беспокойство у командования вторгшихся немецких танковых частей.

6

Т-V «Пантера» (Германия)

PzKpfw V «Panther» — средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5

 «Комета» IA 34 (Великобритания)

Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4

«Тигр I» (Германия)

«Тигр I» — немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3

ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)

Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины — модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2

М26 «Першинг» (США)

США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.

Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1

«Ягдпантера» (Германия)

Jagdpanther — один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Лучшие танки Второй мировой по версии Discovery » Военное обозрение

Постоянные попытки похоронить идею танка не находят своей реализации. Несмотря на быструю эволюцию противотанкового оружия, до сих пор нет более надёжного средства для прикрытия солдат, чем тяжелая бронетехника.

Предлагаю Вашему вниманию обзор выдающихся танков времен Второй мировой войны, созданный на основе программ Discovery - «Танки-убийцы: Стальной кулак» и Military Channel – «Десять лучших танков ХХ века». Несомненно, все машины из обзора достойны внимания. Но я заметил, что при описании танков эксперты не рассматривают его боевую историю целиком, а рассказывают лишь о тех эпизодах Второй мировой, когда эта машина смогла себя проявить наилучшим образом. Логично сразу же разбить войну на периоды и рассмотреть, какой танк и когда был лучшим. Обращаю внимание на два важных момента:Лучшие танки Второй мировой по версии Discovery Во-первых, нельзя путать стратегию и технические характеристики машин. Красный флаг над Берлином не значит, что немцы были слабы и не имели хорошую технику. Отсюда же следует, что обладание лучшими в мире танками еще не значит, что ваша армия будет победоносно наступать. Вас могут банально раздавить количеством. Не забывайте, что армия – это система, грамотное применение противником своих разнородных сил может поставить Вас в сложное положение.

Во-вторых, все споры, «кто сильнее ИС-2 или «Тигр», не имеют особого смысла. Танки редко воюют с танками. Гораздо чаще их противники – вражеские оборонительные линии, укрепления, артиллерийские батареи, пехота и автомобильная техника. Во Вторую мировую половина всех потерь танков пришлось на действия противотанковой артиллерии (что логично – когда число танков шло на десятки тысяч, число пушек исчислялось сотнями тысяч – больше на порядок!). Другой лютый враг танков – мины. На них подорвались порядка 25% боевых машин. Несколько процентов записала на свой счет авиация. Сколько же тогда осталось на танковые сражения?!

Отсюда следует вывод, о том, что танковый бой под Прохоровкой – редкая экзотика. В настоящее время эта тенденция сохраняется - вместо противотанковой «сорокапятки» выступают РПГ.Что ж, теперь давайте перейдем к нашим любимым машинам.

Период 1939-1940. Блицкриг

…Предрассветная мгла, туман, стрельба и рев моторов. Утром 10 мая 1940 года Вермахт врывается в Голландию. Через 17 дней пала Бельгия, остатки английского экспедиционного корпуса эвакуировались через Ла-Манш. 14 июня немецкие танки появились на улицах Парижа…

Одно из условий «молниеносной войны» - особая тактика применения танков: небывалая концентрация бронетехники в направлении главных ударов и прекрасно скоординированные действия немцев позволили «стальным клешням» Гота и Гудериана на сотни километров врезаться в оборону, и, не снижая темпов, продвигаться вглубь территории противника. Уникальный тактический прием потребовал специальных технических решений. Немецкая бронетехника в обязательном порядке оснащалась радиостанциями, при танковых батальонах находились авиадиспетчеры для экстренной связи с Люфтваффе.

Именно на это время пришелся «звездный час» Panzerkampfwagen III и Panzerkampfwagen IV. За столь неуклюжими названиями скрываются грозные боевые машины, намотавшие на свои гусеницы асфальт европейских дорог, ледяные просторы России и пески Сахары.

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Семь тысяч танков этого типа остались лежать на полях сражений Второй мировой войны, но на этом история Т-IV не закончилась – «четверки» эксплуатировались в армиях Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и даже приняли участие в Шестидневной Арабо-Израильской войне 1967 года.

Период 1941-1942. Красный рассвет

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…» - генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта

…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способне остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Если бы бои, подобные легендарному бою Зиновия Колобанова, происходили регулярно, то, 235 танков КВ Южного военного округа могли полностью истребить Панцерваффе еще летом 1941 года. Технические возможности танков КВ в теории позволяли это сделать. Увы, не все так однозначно. Вспомните – мы говорили, что танки редко воюют с танками…

Кроме неуязвимого КВ, у Красной Армии был еще более страшный танк - великий воин Т-34."…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно... Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…"- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Ни объем, ни задачи этой статьи не позволяют полностью осветить историю танка Т-34. Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

Только за первый год войны, к лету 1942 года, Красная Армия получила около 15000 «тридцатьчетверок», а всего было выпущено более 84 000 Т-34 всех модификаций.

Журналисты программы «Дискавери» ревниво отнеслись к успехам советского танкостроения, постоянно намекая, что в основе удачного танка – американская конструкция «Кристи». В шутливой форме досталось русской «грубости» и «неотесанности» - «Ну вот! Не успел залезть в люк – весь исцарапался!» Американцы забывают, что удобства не были приоритетным свойством бронетехники на Восточном фронте; ожесточенный характер боев не позволял танкистам думать о таких мелочах. Главное - не сгореть в танке.

Были у «тридцатьчетверки» и куда более серьезные недостатки. Трансмиссия - слабое звено Т-34. Немецкая конструкторская школа предпочитала переднее расположение коробки передач, поближе к механику-водителю. Советские инженеры пошли по более эффективному пути – трансмиссия и двигатель компактно располагались в изолированном отделении в корме Т-34. Отпадала необходимость в длинном карданном валу через весь корпус танка; упрощалась конструкция, уменьшалась высота машины. Не правда ли, отличное техническое решение?

Кардан был не нужен. Зато были нужны тяги управления. У Т-34 они достигали в длину 5 метров! Представляте, какие усилия требовалось прилагать механику-водителю? Но и это не создавало особых проблем – в экстремальной ситуации человек способен бегать на руках и грести ушами. Но то, что могли выдержать советские танкисты - не мог выдержать металл. Под действием чудовищных нагрузок тяги рвались. В результате многие Т-34 шли в бой на одной, заранее выбранной, передаче. Коробку передач в ходе боя предпочитали вообще не трогать - по мнению танкистов-ветеранов, лучше было пожертвовать подвижностью, чем внезапно превратиться в стоячую мишень.

Т-34 совершенно безжалостный танк, как по отношению к врагу, так и по отношению к собственному экипажу. Остается лишь восхищаться мужеством танкистов.Год 1943. Зверинец.

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов

1943 год, время великих танковых сражений. Стремясь вернуть утраченное техническое превосходство, Германия создает к этому времени два новых образца «супероружия» - тяжелые танки «Тигр» и «Пантера».

Panzerkampfwagen VI «Тигр» Ausf. h2 создавался как тяжелый танк прорыва, способный уничтожить любого противника и обратить в бегство Красную Армию. По личному распоряжению Гитлера, толщина лобового бронелиста должна была составлять не менее 100 мм, борта и корму танка защищали восемь сантиметров металла. Главное оружие – 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе мощного зенитного орудия. Об ее возможностях говорит тот факт, что при стрельбе из пушки трофейного «Тигра» удалось добиться пяти последовательных попаданий в мишень размером 40 × 50 см с расстояния 1100 м. Помимо высокой настильности, KwK 36 досталась в наследство высокая скорострельность зенитного орудия. В боевых условиях «Тигр» выпускал восемь снарядов в минуту, что было рекордом для столь крупных танковых пушек. Шесть членов экипажа удобно располагались в неуязвимой стальной коробке, массой 57 тонн, взирая на широкие русские просторы сквозь качественную оптику Carl Zeiss.

Громоздкий немецкий монстр часто описывается как медлительный и неповоротливый танк. В реальности «Тигр» был одной из самых быстрых боевых машин Второй мировой войны. 700-сильный двигатель «Майбах» разгонял «Тигра» до 45 км/ч на шоссе. Не менее быстрым и маневренным этот толстокожий танк был на пересеченной местности, благодаря восьмиступенчатой гидромеханической коробке передач (почти автоматической, как на «Мерседесе»!) и сложными бортовыми фрикционами, с двойным подводом мощности.

На первый взгляд, конструкция подвески и гусеничного движителя являлось пародией на саму себя – гусеницы шириной 0,7 метра потребовали установки второго ряда катков с каждой стороны. В таком виде «Тигр» не помещался на железнодорожную платформу, всякий раз приходилось снимать «обычные» гусеничные ленты и внешний ряд катков, взамен устанавливая тонкие «транспортные» гусеницы. Остается удивляться силе тех парней, «разувавших» 60-тонную махину в полевых условиях. Но были и преимущества у странной подвески «Тигра» - два ряда катков обеспечивали высокую плавность хода, наши ветераны были свидетелями случаев, когда «Тигр» стрелял на ходу.

Был у «Тигра» еще один недостаток, напугавший немцев. Это была надпись в технической памятке, лежавшей в каждой машине: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!» По извращенной логике Геббельса, танкисты должны были очень обрадоваться, узнав, что их «Тигр» стоит как семь танков Т-IV.

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

Весь вопрос в самом появлении «Пантеры» - нужен ли был Рейху такой танк? Возможно, следовало сосредоточить усилия на модернизации и наращиванию производства проверенных Т-IV? Или потратить средства на постройку непобедимых «Тигров»? Как мне кажется, ответ прост – в 1943 году Германию уже ничего не могло спасти от разгрома.

Всего построили менее 6000 «Пантер», что было явно недостаточно для насыщения Вермахта. Положение усугубляло падение качества брони танков ввиду нехватки ресурсов и легирующих присадок.«Пантера» была квинтэссенцией передовых идей и новых технологий. В марте 1945 года под Балатоном ночью в атаку на советские войска пошли сотни «Пантер», оснащенные приборами ночного видения. Даже это не помогло.

Год 1944. Вперед на Берлин!

Изменившиеся условия потребовали новых средств ведения войны. К этому времени советские войска уже получили тяжелый танк прорыва ИС-2, вооруженный 122 мм гаубицей. Если попадание обычного танкового снаряда вызывало локальное разрушение стены, то 122 миллиметровый снаряд гаубицы сносил дом целиком. Что и требовалось для удачных штурмовых операций.

Другое грозное оружие танка – 12,7 мм пулемет ДШК, установленный на башне на шкворневой установке. Пули крупнокалиберного пулемета доставали врага даже за толстой кирпичной кладкой. ДШК на порядок увеличивал возможности Ис-2 в боях на улицах европейских городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка. Танки-освободители ИС-2 стали олицетворением Победы и находились на вооружении Советской армии без малого 50 лет.

Следующий герой, М4 «Шерман», успел повоевать на Восточном фронте, первые машины этого типа попали в СССР еще в 1942 году (число поставленных по Ленд-лизу М4 составило 3600 танков). Но известность к нему пришла лишь после массового применения на Западе в 1944.

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Не менее знамениты специальные версии «Шермана» - охотник за танками «Светлячок», вооруженный британской 17-фунтовой пушкой; «Джамбо» - тяжелобронированный вариант в штурмовом обвесе и даже амфибийный «Дюплекс Драйв».По сравнению со стремительными формами Т-34, «Шерман» высокий и неуклюжий увалень. Обладая одинаковым вооружением, американский танк значительно проигрывает по подвижности Т-34.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым. Из других преимуществ «Шермана», обычно не указаных в таблицах, была малая шумность, что давало возможность использовать его в операциях, где нужна скрытность.

Ближний Восток дал «Шерману» вторую жизнь, где этот танк прослужил до 70-х годов ХХ века, приняв участие не в одном десятке сражений. Последние «Шерманы» завершили свою боевую службу в Чили в конце ХХ века.

Год 1945. Призраки грядущих войн.

Многие люди ожидали, что после чудовищных жертв и разрушений Второй мировой войны наступит долгожданный прочный мир. Увы, их ожидания не оправдались. Напротив, идеологические, экономические и религиозные противоречия стали еще более острыми.

Это хорошо понимали те, кто создавал новые системы вооружений – поэтому военно-промышленный комплекс стран-победительниц не останавливался ни на минуту. Даже когда Победа уже была очевидна, а фашистская Германия билась в предсмертной агонии в КБ и на заводах продолжались теоретические и экспериментальные исследования, велась разработка новых видов оружия. Особое внимание уделялось бронетанковым силам, отлично зарекомендовавшим себя в ходе войны. Начиная с громоздких и неуправляемых многобашенных монстров и уродливых танкеток, буквально через несколько лет танкостроение вышло на принципиально другой уровень. где снова столкнулось с множеством угроз, т.к. противотанковые средства успешно эволюционировали. В связи с этим любопытно посмотреть на танки, с которыми союзники закончили войну, какие выводы были сдлеланы и какие меры приняты.

В СССР в мае 1945 года из заводских цехов Танкограда выкатили первую партию ИС-3. Новый танк являлся дальнейшей модернизацией тяжелого ИС-2. На этот раз конструкторы пошли еще дальше - наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Башня получила новую приплюснутую форму, что обеспечило танку еще лучшую противоснарядную защиту. Механик-водитель получил свой собственный люк, а все смотровые щели были заменены на современные перископические приборы. ИС-3 опоздал на несколько дней к моменту окончания боевых действий в Европе, но новый красивый танк принял участие в Параде Победы наравне с легендарными Т-34 и КВ, еще покрытыми копотью недавних боев. Наглядная смена поколений.

Другой интересной новинкой стал Т-44 (по моему мнению – эпохальное событие в советском танкостроении). Собственно, он был разработан еще в 1944 году, но так и не успел принять участие в войне. Лишь в 1945 году в войска поступило достаточное количество этих превосходных танков.Крупным недостатком Т-34 была сдвинутая вперед башня. Это увеличивало нагрузку на передние катки и делало невозможным усиление лобовой брони Т-34 – «тридцатьчетверки» так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Понимая, что проблему просто так не решить, конструкторы решились на полную перекомпоновку танка. Благодаря поперечному размещению двигателя, уменьшились габариты МТО, что позволило смонтировать башню в центре танка. Выравнялась нагрузка на катки, лобовая бронеплита увеличилась до 120 мм (!), а ее наклон вырос до 60°. Улучшились условия работы экипажа. Т-44 стал прообразом знаменитого семейства Т-54/55.

Специфическая ситуация сложилась за океаном. Американцы догадывались, что кроме удачного «Шермана», армии требуется новый, более тяжелый танк. В результате появился М26 «Першинг», крупный средний танк (иногда его считают тяжелым) с мощным бронированием и новой 90 мм пушкой. В этот раз американцы не смогли создать шедевр. Технически, «Першинг» остался на уровне «Пантеры», обладая при этом несколько большей надежностью. У танка были проблемы с подвижностью и проходимостью – М26 оснащался двигателем от «Шермана», имея при этом большую на 10 тонн массу. Ограниченное применение «Першинга» на Западном фронте началось лишь с февраля 1945 года. Следующий раз «Першинги» пошли в бой уже в Корее.

topwar.ru

Танки Т-80 против "Тигров" кто победит?: alternathistory

В АИ произведениях часто используется приём переноса воинской части из нашего времени в прошлое. Вот коллега dr_knaje в своём ЖЖ попытался смоделировать ситуацию, когда батальон танков Т-80 попадает прямо ан Курскую дугу. Оцените что из этого получилось.

 

 

В порядке общего бреда в разрезе альтернативной истории....ну вот что то заплющило меня по бреду последнее время :-)

 Что бы было если бы современный основной боевой танк Т-80 в количестве батальона (31 машина) попал бы на Курскую дугу, в самый разгар событий 1943 года?

Исключим фактор кровавой гэбни, оставим только сам факт, что Т-80 умудряется вступить в бой с силами противника...

 Для начала сравним поверхностно без учета модификаций два танка Т-80 (не путать с легким танком Т-80 разработанным во время ВОВ) и Тигра (как самый серьезный представитель рейха)

 

 Скорость по пересеченке км/ч (а где вы видели в полях асфальт?)

Т80 - 50

Тигр - 20—25

 Высота профиля (типа высота танка - этот параметр прямо влияет на живучесть танка - ибо чем ты ниже тем тебя сложнее заметить и попасть)

Т80 - 2193 мм (даже ниже чем Т34!)

Тигр - 3000 мм

 

Вооружение

Т80 - Пушка 125 мм в среднем 42 выстрела в запасе (будем считать что на борту одни подкалиберные и кумулятивные), ПТУР (противотанковая управляемая ракета) - 6 шт. Пулеметы без счета :-) включая дистанционно управляемый зенитный :-)

Тигр - Пушка 88 мм в среднем 90 выстрелов, пулеметы

 

Броня (интегральный параметр)

Т80 - эквивалент 400-1500 мм стали в зависимости от проекции (реактивная броня, композитная броня, динамическая защита и все такое (всякие "Шторы" не считаем - в условиях ВОВ они бесполезны т.к. не ИК наведением не наведением по лазерному лучу не кто не пользовался))

Тигр - 52-100 мм стали в зависимости от проекции

 

Скорострельность

Т80 - 12 в/мин

Тигр - 8 в/мин

 

А теперь представим себе, началась битва

И поперли на нас немецкие танки...ну или мы на них, в зависимости от настроения...

Какие танки поперли не имеет значения будь то Тигры, Пантеры, Pz III-IV или же даже экспериментальная "Мышь" весом в 188 тон не когда не участвующая в боях. Почему это не важно будет понятно ниже.

 

Когда до расстояния тарана осталось 5 км немецкие танки вдруг начинают один за другим взрываться...

А фигли...ПТУР бьет на расстояние 4-5 км не напрягаясь, а учитывая его пробивную способность не менее 900 мм  в пересчете на стальную броню (в общем то Тигра в лоб насквозь профигачит - см. толщину брони), да еще и управляемость и отсутствие защиты от ракетного оружия...в общем почти 100% попадание и гибель цели ну пусть 90%.

Получаем 31*6*0,9=167,4 единицы подбитой бронетехники противника у нас в кармане...больше половины дивизии немецкой да...

Теоретически после ТАКОГО армагедеца любая атака уже должна захлебнутся.

 

Ну ладно...не захлебнулась, или мы сами на встречу пошли.

достигается отметка 1500 м. В общем то с этого расстояния возможна более менее прицельная стрельба прямой наводкой что из немецких танков времен ВОВ что из современных...ну фиг с ним +/- 500 метров что Т-80 выигрывает за счет оптики и силы заряда отбросим для простоты.

 

Ну стреляет такой Тигр - ничтоже сумящее...и промахивается...а фигли 40 тон...он же не учел скорость в 50 кмч у противника...да и профиль танка крайне низок...а Т80 все прет и прет...

И вдруг Тигры опять взрываться начали...ааааа...вроде бы чего страшного, война ведь?

А страшное тут то, что во времена ВОВ - танк должен был остановится что бы произвести выстрел, ибо фиг прицелишься на ходу на кочках.

А в Т-80 имеется такая чудная штучка как "стабилизатор", который позволяет стрелять на ходу...да он конечно не идеально работает по отзывам танкистов, но работает, особенно в последних модификациях...

Точность попадания в движущейся мишени стандартных "танковых" размеров при стрельбе из Т-80 составляет по разным источникам около 80-90% ну пусть 80%...а уж если попало...в общем насквозь прошибет...

 

Ну ладно...свершилось чудо...попали в наш родной танк...

и что? А ничего...орудие Тигра не всегда способно пробить и 100 мм стали,  а уж даже эквивалентные 400мм в самом "тонком месте" Т-80...а снаряды Т80 имеют бронепробиваемость не менее 1000 мм брони...

Даже если учесть возможность повреждения траков у тешки...это ведь не помешает танку вести прицельную стрельбу и далее, вышибая немецкую технику....

И что имеем в итоге:

42*31*0,8=1041,6 машин противника как с куста...

 

Всего 1209 машин противника

 Немного менее половины от участвующих в битве со стороны Гитлера машин...и значительно больше чем немцы потеряли там в реальности...

 Это не считая всякой мелочевки которая из бортовых пулеметов будет выщелкиватся между делом - БТРы, самолеты (а фигли не высчелкивать из зенитного пулемета фронтовые штурмовики), пехота.

 Кстати пехота времен ВОВ со своими гранатами и фаустпатронами не канает. Даже в современных условиях когда мощность средств поражения танков у пехоты резко возросла - нужно не менее 5-10 попаданий что бы гарантировано обезвредить танк.

Подполковник бронетанковых войск читавший у нас курс обще войсковой подготовки рассказывал нам на военной кафедре: "когда в вас летит 1 ПТУР из окна, вам на него в общем то наплевать, но когда дюжина ракет со всех сторон - есть повод задуматься "А не засада ли?""

Он конечно несколько преувеличивал, но факт остается фактом, фаустпатрон который и Т-34 далеко не с первого раза валил, против Т80...хм...чуть менее чем совсем бесполезен.

 Понятно что в реальных условиях цифра потерь гитлеровских войск несколько уменьшится, ведь бывают и рикошеты и поломки, но в общем то вряд ли значительно она изменится даже если они драпанут - скорости сравните да :-).

Ну вот прошла битва...чудеса кончились и началась суровая действительность....

...дальше что...если танки не уехали обратно в будущее?

А дальше все не так радужно ибо:

 

1. Снаряды 125мм штука во время ВОВ скажем не кривя душой - крайне эксклюзивная, а уж противотанковые ракеты, да еще управляемые...

2. Запчасти...гдеж ты найдешь треки совсем другой конструкции, запчасти к двигателю да еще к газотурбинному.

3. Невозможность ремонта броневого вооружения, ведь при попаданиях срабатывает и активная защита, и разрушается композитная броня которые в условиях ВОВ просто не реально восстановить, а без нее как бы...эффективность защиты падает...

4. И пожалуй самое главное - электрооборудование...ага..компутер в 43 году :-)...а при разрушении или выходе из строя оного наполнения - современный танк становится практически бесполезным...

Да мы будем иметь вундерпушку на вундершасси, но...

если 2 первых пункта сможем компенсировать и тут...то 3-4 практически не реально...

 

Есть конечно и плюсы и основной в том что даже неполное понимание принципов работы оборудования танка исследование его устройства здорово подстегнет качество и изготавливаемой временными аборигенами техники..

 В общем, если современный танк перенести во времена ВОВ без сопутствующей инфраструктуры, шанс на то что он станет оружием победы крайне мал...

 Отсюда кстати истекает еще один вывод, более тонкий...

 Очень лубимый некоторыми поклонниками техники "танкосрач" в общем то бесполезен в корне, не одна даже самая современная и надежная техника не может существовать без инфраструктуры.

Именно поэтому Т-34 это танк победы, не смотря на худшую бронированность, ужасное неудобство управления, низкое качество прицельного оборудования, по сравнению с пантерой и тигром, меньшую надежность чем у "шерманов".

Но танк идеально вписался в инфраструктуру советского ВПК, и ремонтно пригодность, и простота изготовления, и возможность быстрой его транспортировки в рамках существующей ЖД инфраструктуры, и наличие орудий под "стандартный" калибр, и нетребовательность к топливу - все это в комплексе и важно...а уж ТТХ в этом случае уходят на второй план...

 Кстати и современные Т80,Т90 потому и закупаются и производятся в Индии или Алжире, толпами, не смотря на признаваемую даже самими производителями отставание по некоторым параметрам ТТХ от современной зарубежной бронетанковой техники - Эти танки значительно более дешевы в производстве, ремонтопригодны и неприхотливы чем те же Абрамсы или Леопарды. Соответственно в условиях "затяжных" конфликтов экономическая и логистическая составляющая содержания танков будет играть не последнюю скрипку...

Хотя в условиях "коротких" боевых операций это преимущество сводится на нет...

...а вот тут и основной косяк :-(...

Современные боевые действия тяготеют к "кратковременности" и вот тут важны ТТХ машин...а у нас как я понимаю официальная разработка танков приостановлена до 20 года...плохо...хотя...ну посмотрим...

 Вот как то так, может где то ошибся в оценке и в ТТХ :-) Но это же фантастический пост и автор имеет право на преувеличения художественные :-)

Все информация о ТТХ взята из открытых источников, родину я не продаю :-)

 

Источник - http://dr-knaje.livejournal.com/226116.html

 

PS. Мне захотелось немного расширить рамки фантазий автора. И я предлагаю вам представить дальнейшую судьбу танков попавших на Курскую дугу. Кроме того, для увеличения интереса, предлагаю представить всем, что один экземпляр Т-80 попал к немцам. То ли застрял где-то, то ли был подвит авиацией, и немцы его утянули. Как всё это повлияет на развитие немецкого  и Советского танкопрома?

Обращаю ваше внимание на очень полезную информацию, для тех кто собирается покупать себе машину. По этой ссылке вы найдёте отзывы об автомобилях форд, ниссан, шевроле, мерседес и хонда. Ваше дело только сделать правильный выбор и не повторять чужих ошибок. Знаете ли вы что цистит при беременности достаточно нередкое явление. Но эта болезнь в этом состоянии у женщин требует особого внимания и особого лечения. Все подробности о котором, вы узнаете по ссылке выше.

Уверен, многие не знают, что парфюмерия amouage, это так сказать элитная парфюмерия – парфюмерия для избранных. По ссылке выше вы сможете ознакомиться с ассортиментом этой компании и, естественно, приобрести понравившиеся духи.

 

alternathistory.livejournal.com

Тигр или Т-34? Сравнение танков Великой Отечественной войны

Танки СССР

"Тигр" или кто?

 Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...                                                            читать дальше...  

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты».                                                      читать дальше...

"Яшка" против "Худого"

 Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

читать дальше... 

Эх печки Лавочки

 Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

читать дальше...

      

Самолеты Люфтваффе
Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале­ние штурмовика Ил-2...       

 читать дальше...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно  опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

читать дальше... 

Военно Морские силы

ВМФ стран перед Второй Мировой

 

 Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.

 

 

vspomniv.ru

Оружие СССР и Германии | Белые пятна Второй мировой войны

Архив категории ‘Оружие СССР и Германии’

Схема танкаPz-VI“Тигр” являлся грозным оружием, не лишенным недостатков в техническом плане: Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

Тяжелый танк "Тигр"После нападения на Советский Союз в 1941 году Вермахт столкнулся с танками противника, бороться с которыми он не мог. КВ и Т-34 обладали броней, которую не пробивали производившиеся в то время германской промышленностью «панцеры» Pz-II, Pz-III и Pz-IV. Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

"Катюша"14.07.1941. Железнодорожная станция Орша в Белоруссии. С раннего утра сюда один за одним прибывают немецкие эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами.  В 15.15 по эшелонам был открыт шквальный огонь из неизвестного оружия. Вся станция в одно мгновение превратилась в огромное огненное облако. Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

Артиллерия в Великой Отечественной войныВ предыдущих выпусках мы провели сравнительный анализ  танковых войск и авиации СССР и Германии. А как же обстояло с артиллерией?

Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

воздушный бойВ статье «Советская и немецкая бронетехника 22 июня 1941 года» я сравнил танковые войска СССР и Германии в момент начала войны между ними. Из проведенного анализа стало видно значительное преимущество советских танков перед «панцерами» Гитлера. Поэтому гипотеза, будто одной из главных причин поражения Красной Армии в начальный период  Великой Отечественной войны является техническая отсталость советских танковых войск, мягко говоря не соответствует действительности. Сейчас давайте проведем такой же сравнительный анализ технического и количественного состояния ВВС Красной Армии и Люфтваффе на 22 июня 1941 года. Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

Советские танкиКто же все-таки вступил в войну, имея лучшую военную технику – Советский Союз или Германия?

Танки Второй мировой войны стали главной ударной силой. Исходя из этого, я и решил начать со сравнения их вооружения. Так все же, советские танки имели преимущество в очной встрече или же немецкие танки, относительно легко победившие польскую, французскую и британскую бронетехнику, также свободно могли себя чувствовать себя и на Восточном фронте?

Давайте сравним технические данные образцов танковой техники, вступивших в бой 22 июня 1941 года.

Читать полностью »

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии | Оставить комментарий!

rolershar.ru

Тигр или Т-34? Сравнение танков Великой Отечественной войны

Танки СССР

"Тигр" или кто?

 Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...                                                            читать дальше...  

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты».                                                      читать дальше...

"Яшка" против "Худого"

 Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

читать дальше... 

Эх печки Лавочки

 Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

читать дальше...

      

Самолеты Люфтваффе
Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале­ние штурмовика Ил-2...       

 читать дальше...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно  опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

читать дальше... 

Военно Морские силы

ВМФ стран перед Второй Мировой

 

 Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.

 

 

vspomniv.ru

Тигр или Т-34? Сравнение танков Великой Отечественной войны

Танки СССР

"Тигр" или кто?

 Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...                                                            читать дальше...  

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты».                                                      читать дальше...

"Яшка" против "Худого"

 Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

читать дальше... 

Эх печки Лавочки

 Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

читать дальше...

      

Самолеты Люфтваффе
Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале­ние штурмовика Ил-2...       

 читать дальше...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно  опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

читать дальше... 

Военно Морские силы

ВМФ стран перед Второй Мировой

 

 Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.

 

 

vspomniv.ru