Развитие советских танков от Т-54 до Т-90. Танки ссср и россии


Танки СССР - фото, видео, названия, описание, история, список

Советские танки долгое время были лучшими в мире. Их экспортировали в огромных количествах, технические решения копировали конструкторы других стран, а советские инженеры постоянно поднимали планку ещё выше.

2С1 Гвоздика

Статья появится позже.

2С14 Жало-С

Статья появится позже.

2С19 Мста-С

Статья появится позже.

2С23 Нона-СВК

Статья появится позже.

2С3 Акация

Статья появится позже.

2С4 Тюльпан

Статья появится позже.

2С5 Гиацинт-С

Статья появится позже.

Советская самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион», созданная в 70-х годах, до сих пор считается самой мощной самоходкой в мире. Она позволяет уничтожать ...

2С9 Нона-С

Статья появится позже.

А-222 Берег

Статья появится позже.

АСУ-57

Статья появится позже.

АСУ-76

Статья появится позже.

АСУ-85

Статья появится позже.

Б-3

Статья появится позже.

БМД-1

Статья появится позже.

БМД-2

Статья появится позже.

БМД-3

Статья появится позже.

БМП-1

Статья появится позже.

БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объ...

Российская боевая машина пехоты БМП-3, несмотря на противоречивые мнения, оказалась в числе самых популярных экспортных машин и планируется к закупке российской...

БТР-50

Статья появится позже.

БТР-60

Статья появится позже.

БТР-70

Статья появится позже.

БТР-80 – это советский бронетранспортёр, появившийся благодаря развитию устаревшего БТР-70, переставшего удовлетворять армию своими характеристиками. Поступив ...

Зенитный ракетный комплекс 9К37 «Бук» с конца 70-х годов стоит на вооружении советской армии, а теперь и российской, являясь одним из самых популярных средств п...

Советская реактивная система залпового огня БМ-2 «Град», принятая на вооружение в 1963 году, применяется даже в наше время. Сейчас различные модификации имеютс...

ЗИС-30

Статья появится позже.

ИС-1

Статья появится позже.

ИС-10

Статья появится позже.

ИС-2

Статья появится позже.

Советский тяжёлый танк ИС-3 появился в то время, когда конец Второй мировой войны становился всё ближе и мог стать грозным оружием, если бы успел повоевать. Но ...

Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие. Он получ...

ИСУ-122

Статья появится позже.

ИСУ-152

Статья появится позже.

Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумени...

КВ-13

Статья появится позже.

КВ-2

Статья появится позже.

КВ-8

Статья появится позже.

КВ-85

Статья появится позже.

МТ-ЛБ

Статья появится позже.

Объект 279 стал одним из самых необычных советских танков. Л.С. Троянов во главе группы конструкторов Кировского завода разработал тяжёлый танк традиционной ко...

Объект 704

Статья появится позже.

ОСА-76

Статья появится позже.

СГ-122(А)

Статья появится позже.

Советская реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» является РСЗО третьего поколения и стоит на вооружении России и ещё 14 стран. Несмотря на то, что систе...

СУ-100

Статья появится позже.

СУ-101

Статья появится позже.

СУ-122

Статья появится позже.

СУ-152

Статья появится позже.

СУ-76

Статья появится позже.

СУ-85

Статья появится позже.

Советский средний танк Т-34 был и остается легендой. Это не только наиболее массовый танк Второй мировой войны, построенный в количестве 84000 (для сравнения та...

Средний танк Т-34-85 был разработан в 1940 году как многоцелевая машина, предназначенная для прорыва позиций противника. Поэтому на нём сохранялась прежняя пушк...

Т-35

Статья появится позже.

Т-55

Статья появится позже.

Т-62

Статья появится позже.

Советский основной боевой танк Т-64, созданный в Харьковском конструкторском бюро имени Морозова, во многом стал инновационным и задал направление развития тан...

Советский основной боевой танк Т-72 стал самым массовым и одним из лучших в мире, причём отнюдь не благодаря рекламе или голословным утверждениям. Он на протяж...

Советский основной боевой танк Т-80 стал не только первым в мире запущенным в серию танком с газотурбинной силовой установкой, но и лучшим в своё время, превзо...

Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган», появившаяся в армии в 1975 году, до сих пор используется более чем 10 странами мира. Этим она похож...

От идеи к созданию

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Танки СССР (Советского Союза) и России

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

ТяжелыеСредниеТанкеткиЛегкиеСАУОсновные боевые танки

  • АТ-1
  • СУ-18
  • СУ-26
  • СУ-5
  • СУ-8
  • СУ-76
  • СУ-76и
  • СУ-85Б
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-100Y
  • СУ-152
  • СУ-100М1
  • ИСУ-152
  • СУ-101
  • Объект 704
  • СУ-122
  • СУ-122-45
  • Объект 263
  • Объект 268
  • СУ-14
  • С-51
  • Объект 212
  • Объект 261

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

renault_ft17 Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

m1

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

tank-t-18mms-1

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

t-19 t-20 t-24

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

t-26 t-27

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армииплавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

t37a t-40

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

bt-2

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

tank_t-28 t-35

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

at1

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

tank-t-34-85 kv1

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

t60 t-70

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

t-54

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

t-62

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

t-64

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

t-72 t-80 t-84 t-90 t-95 comments powered by HyperComments

novotank.ru

Танки и бронетехника СССР Второй мировой войны

Танки СССР во Второй мировой войне.

Малые и легкие танки

Малый плавающий танк Т-37А

Малый плавающий танк Т-37А история, танки советский союз, фото

Малый плавающий танк Т-38

Малый плавающий танк Т-38 история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-18м

Легкий танк Т-18м история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-26 (вариант с одной башней)

Легкий танк Т-26 (вариант с одной башней) история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-26 (вариант с двумя башнями)

Легкий танк Т-26 (вариант с двумя башнями) история, танки советский союз, фото

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 история, танки советский союз, фото

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 история, танки советский союз, фото

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 история, танки советский союз, фото

Легкий плавающий танк Т-40

Легкий плавающий танк Т-40 история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-50

Легкий танк Т-50 история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60 история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-70

Легкий танк Т-70 история, танки советский союз, фото

Легкий танк Т-80

Легкий танк Т-80 история, танки советский союз, фото

Средние Танки

Средний танк Т-28

Средний танк Т-28 история, танки советский союз, фото

Средний танк Т-29

Средний танк Т-29 история, танки советский союз, фото

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34 история, танки советский союз, фото

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85 история, танки советский союз, фото

Средний танк Т-44

Средний танк Т-44 история, танки советский союз, фото

Тяжелые Танки

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк Т-35 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк КВ-2

Тяжелый танк КВ-2 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк КВ-1С

Тяжелый танк КВ-1С история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк КВ-85

Тяжелый танк КВ-85 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк ИС-1

Тяжелый танк ИС-1 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-2 история, танки советский союз, фото

Тяжелый танк ИС-3

Тяжелый танк ИС-3 история, танки советский союз, фото

Огнеметные танки

Огнеметный танк ОТ-34

Огнеметный танк ОТ-34 история, танки советский союз, фото

Огнеметный танк ОТ-34-85

Огнеметный танк ОТ-34-85 история, танки советский союз, фото

Тяжелый огнеметный танк КВ-8

Тяжелый огнеметный танк КВ-8 история, танки советский союз, фото

Самоходные установки

СУ-76 создана на базе танка Т-70

СУ-76 создана на базе танка Т-70 история, танки советский союз, фото

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка СУ-76И

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка СУ-76И история, танки советский союз, фото

Средняя самоходно-артиллерийская установка СУ-85

Средняя самоходно-артиллерийская установка СУ-85 история, танки советский союз, фото

СУ-100 создана на базе танка Т-34-85

СУ-100 создана на базе танка Т-34-85 история, танки советский союз, фото

САУ (штурмовое орудие) СУ-122

САУ (штурмовое орудие) СУ-122 история, танки советский союз, фото

Самоходная установка

fishki.net

Развитие советских танков от Т-54 до Т-90

Танк Т-62Советский Союз всегда лидировал в области танкостроения. Конечно, другие страны тоже сделали свой весомый вклад в развитие бронетехники, но, благодаря гениальным конструкторам, у СССР на вооружении стояли самые удачные и эффективные танки.

После окончания Великой Отечественной войны, полным ходом шло совершенствование танка Т-44, преемника знаменитого Т-34. Конструкторы добивались уменьшения габаритов танка, при этом наращивая огневую мощь. В результате работ появился успешный Т-54. К сожалению, корпус этого танка не позволял дополнительно наращивать бронирование, а пушка Д-10Т имела низкую точность при стрельбе на ходу. Модернизация Т-54 продолжалась, и её итогом стало появление танков Т-55 и Т-62. Они участвовали в большом количестве конфликтов и продолжают стоять на вооружении некоторых стран по сей день.

Параллельно с разработкой Т-62, полным ходом шло создание абсолютно нового танка, впоследствии получившего название Т-64.

Танк Т-64Танк Т-64 стал революционным для своего времени. Его характеристики были настолько высоки, что его наличие в армии СССР держалось в секрете, и танк не экспортировался в другие страны. Главными новшествами нового танка стали: применение автомата заряжания, 115-мм пушка 2А21 (Д-69), корпус с большими углами наклона броневых листов, комбинированная многослойная броня и новая ходовая часть. Благодаря применению автомата заряжания экипаж сократился до 3 человек. Использование 115-мм пушки стало, по сути, ответом на разработки стран НАТО, в частности на 105-мм пушку L7.

В 1967 году танк Т-64 был модернизирован. Вместо пушки 2А21 была установлена 2А46 калибра 125-мм. Новый танк получил название Т-64А и стал основным боевым танком, который был способен выполнять широчайший круг боевых задач. Далее танк неоднократно улучшался.

Несомненно, танк Т-64 – был лучшим в мире до начала 80-х годов. Однако, его производство оказалось слишком дорогим и трудоёмким по сравнению с Т-62. Встал вопрос о разработке удешевленного варианта танка Т-64, который имел бы аналогичное вооружение и компоновку.

Танк Т-72Новый танк получил название Т-72, и стал своеобразным гибридом Т-62 и Т-64. Хотя первые образцы были созданы на базе Т-64А, в дальнейшем шла унификация с дешевым Т-62.

Танк Т-72 действительно оказался более массовым и простым, чем Т-64 - вооружение осталось прежним, конструкция ходовой части и башни существенно изменилась, бронирование нового танка стало слабее, применен другой автомат заряжания под новую башню.

Именно в это время произошло разветвление развития советских танков. С одной стороны модернизировался Т-72, а с другой Т-64. Причём, оба танка считались перспективными.

Дальнейшим развитием Т-64 стал первый в мире танк с газовой турбиной – Т-80. Помимо мощного двигателя, на танке были опробованы новейшие системы управления огнём. Есть сведения, что реактивный танк предназначался для тех же задач, что и БТ-7 в 1930 годах – быстрый бросок через Европу и выход к Ла-Маншу.

Танк Т-80Танк Т-80 мог развить скорость по шоссе до 80 км/ч, что давало неоспоримое преимущество над танками стран НАТО. Поскольку танк Т-80 – прямой наследник Т-64, он сохранил многие его конструктивные особенности. Наиболее совершенной модификацией “восьмидесятки” является Т-80У, который был разработан в 1987 году и стоит на вооружении России.

С 1985 года на все танки Советского Союза стала устанавливаться динамическая защита “Контакт-1”, в несколько раз повысившая живучесть машин. Контейнеры с взрывчаткой ослабляли кумулятивную струю и не позволяли ей прожечь броню танка.

Итогом развития Т-72 стал танк Т-72БУ созданный в 1989 году. Через три года он был принят на вооружение под названием Т-90.

Танк Т-90По сути, танк Т-90 - это Т-72 с новой башней, системой управления огнем от танка Т-80, встроенной динамической защитой “Контакт-5” и комплексом активной защиты “Штора-1”. Пушка была 2А46 улучшена и стала намного точнее.

В связи с развалом СССР, закупка вооружения резко сократилась. В результате за 20 лет(!) было принято на вооружение около 400 танков Т-90. Для сравнения – на экспорт было поставлено свыше 1000 танков за этот же период.

Хотя большинство экспертов считают Т-90 наиболее совершенным танком России, с этим можно поспорить. Во-первых, не стоит забывать, что Т-72 – это ослабленная модификация Т-64. То есть, реактивный Т-80 серьёзно превосходит Т-72 и, возможно, Т-90. Но производство “восьмидисяток” осталось в Украине, и у России нет другого выхода, кроме как закупать Т-90.

По характеристикам, Т-90 и Т-80У – прямые конкуренты американского M1A2 “Абрамс”. Будем надеется, что они никогда не встретятся в реальном бою.

В статье использовано фото танка Т-64 Чобиток В. В. с сайта http://armor.kiev.ua

sevenbytes.ru

Самые лучшие танки СССР и России — Рамблер/новости

«Танкобоязнь» как военный термин появился после Первой мировой войны. Явление сродни психической болезни трактовалось как следствие доходивших до пехоты панических слухов о всесильности танков. Танкобоязнь лечилась теорией и практикой по уничтожению боевых машин, однако были в российской армии танки, вызывавшие панику у солдат противника вне зависимости от их подготовки.

Легендарные Т-34 и КВ  Известный немецкий мемуарист Отто Кариус в монографии «Воспоминания немецкого танкиста» так описывает первое впечатление от русского танка: «Ещё одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились танки Т-34! Как могло получиться, что там наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?»

В самом деле в 1941 году по техническим характеристикам эти танки были весьма серьезными боевыми машинами. Традиционные 37-миллиметровые и 50-миллиметровые противотанковые орудия, состоявшие на вооружении нацистской пехоты, были беспомощны против Т-34.

Кроме того, отечественные танки были более приспособлены к капризам погоды. Так, фельдмаршал, командующий группы «Центр» Федор фон Бок так оправдывает поражение под Москвой: «Из-за установившихся невероятных холодов — около 30 градусов ниже точки замерзания — каждый маневр превращается в тяжкое испытание для наших утомленных поредевших частей. Наши танки постоянно выходят из строя, между тем русские танки куда лучше приспособлены для действий в зимних условиях». [С-BLOCK]

На начальном этапе войны, когда немецкие войска беспрепятственно захватывали российские земли, любое успешное противостояние воспринималось как шок. Так, острый приступ танкобоязни вызвал у немецких солдат наступление возле Вереи танков Т-34, которые прошли через боевые порядки «пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия».

Среди тяжелых танков, участвовавших в Великой Отечественной войне, выделялся «Климент Ворошилов» — тяжелый танк КВ-1. Враги прозвали его «чудовищем». Всего на начало войны КВ было 412 штук, но и один такой танк мог противостоять целой немецкой дивизии. Заняв позицию возле заболоченного луга в районе городка Расейняй (Литва), танк парализовал действия врага на двое суток. Он перекрыл единственную дорогу в тыл и своим огнем уничтожил колонну грузовиков — 12 единиц транспорта с горючим и боеприпасами. Танк пытались поразить различными орудиями — минами, другими легкими танками, с помощью тяжелого 88-ммиллимтерового зенитного орудия — тщетно. Броня дымилась, но экипаж самоотверженно продолжал сражаться. Только заброшенная через пробоину в башне осколочная граната стала причиной гибели отважных танкистов. [С-BLOCK]

Однако в 1942 г. вышел на поля сражения немецкий танк «Тигр», который поражал КВ на значительных дистанциях. Основной техникой на полях сражений были средние танки. Так, в знаменитой битве при Прохоровке со стороны немецких войск участвовали 42 тяжелых танка «Тигр», 290 средних танков, 76 легких и устаревших танков, а также 104 самоходных штурмовых орудия. Им противостояли свыше 900 боевых машин (28 тяжелых пехотных танков Мk.IV «Черчилль», 563 средних танка Т-34, 318 легких танков Т-70), а также 42 самоходные артиллерийские установки.

В результате крупнейшего противостояния бронетанковых машин стратегическая инициатива окончательно перешла к советским войскам.

«Йосиф Сталин»: наука против техники

В 1943 г. на полигоне под Кубинкой проводился секретный эксперимент: трофейные «Тигр» и «Пантера» расстреливались различными орудиями. В результате была выбрана пушка для нового тяжелого танка ИС-2, он же «Йосиф Сталин».

Столкнувшись с этой боевой машиной, командование вермахта, не дожидаясь приступов танкобоязни в войсках, издало приказ, запрещающий немецким танкистам вступать в бой с танками ИС-2. «Ни при каких обстоятельствах не стоит ввязываться в бой со „Сталиными“, не имея подавляющего численного превосходства. На одного ИС-2 должен приходиться взвод „Тигров“, — так считали те, кто был не понаслышке знаком с этим тяжелым танком. Преимущество ИС-2 перед „Тигром“ было очевидно: русский танк мог пробить броню немецкой машины с расстояния 2000 метров, в то время как „Тигр“ был способен нанести поражение „Сталину“ только с 500 метров.

Такие танки положительно зарекомендовали себя за два года эксплуатации, и в начале 1945-го были сформированы несколько тяжелых танковых бригад ИС-2, одна из которых — 7-я гвардейская — отличилась при штурме Берлина.

ПТ-76: танки на плаву

Рассказывая про боевую историю ПТ-76, магистр по разрешению конфликтов Себастьен Роблин пишет об „ужасном потрясении, каким данный танк стал для американских войск во Вьетнаме“. Процесс создания легких танков, способных плыть по воде, начался еще в 40-х годах прошлого века. Однако в Великой Отечественной войне более востребованными оказались тяжелые танки, и только в 1949 году началась работа над опытным образцом на Кировском заводе в Ленинграде. [С-BLOCK]

Конструктор Шашмурин установил на корпус танка два водометных двигателя, размещенных по бокам. Переключение с сухопутного на водоплавающий режим работы осуществлялось очень быстро — следовало опустить водоотражательный щиток и включить водооткачивающие насосы. Танк ПТ-76 достигал скорости на суше 43 км/ч, на воде — 10 км/ч и мог на плаву вести стрельбу из главного орудия.

По своим характеристикам ПТ-76 подходил для вооружения морской пехоты и разведывательных подразделений полкового и дивизионного звена. Небольшие партии танков были поставлены в 25 с лишним стран и хорошо себя зарекомендовал. Но получить разрешение на их производство пришлось, применив хитрость: воспользовавшись визитом Н. С. Хрущева, генерал-лейтенант Г. Кудрявцев продемонстрировал танки в действии. По его сигналу несколько ПТ-76 выскочили из леса и один за другим с ходу стали прыгать с обрыва в воду. [С-BLOCK]

Первая известная операция с участием этих боевых машин произошла в январе 1968 года, когда 24-й полк армии Северного Вьетнама атаковал город Хуайсай. Ночью при поддержке танков ПТ-76 из состава 198-го танкового батальона вьетконговцы захватили форт, который защищали 700 лаосских военнослужащих из состава батальона BV-33 и более двух тысяч беженцев. Оставшиеся в живых нашли укрытие на базе спецназа в Лангвее.

Через две недели части армии Северного Вьетнама атаковали базу, которую охраняли уцелевшие лаосские бойцы и 24 американских спецназовца. Атака с участием ПТ-76 была большой неожиданностью для американцев. Танки проделывали проходы в минных заграждениях, рушили заборы и укрепленные бункеры. Танковым огнем были уничтожены безоткатные орудия, на которые защитниками лагеря возлагались большие надежды, тогда коммандос армии США перешли на одноразовые гранатометы M72. Но это оружие против ПТ-76 оказалось малоэффективным — в один танк попали девять снарядов, не нанеся видимого урона.

Т-62: боевые операции в мирное время

Танк, разработанный в Уральском КБ транспортного машиностроения под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева, принят на вооружение в 1961 г. Впервые был продемонстрирован на параде 1 мая 1967 г., но уже через год его можно было увидеть на дорогах Европы — танки Т-62 наводили страх на жителей Праги в ходе операции „Дунай“. Операция в Чехословакии прошла мирно, а боевое крещение Т-62 получил на острове Даманский 2 марта 1969 года. 300 китайских военнослужащих захватили остров и оборудовали огневые позиции. Бой за остров шел несколько дней, в итоге советские войска при поддержке Т-62 отбили свою территорию, но потеряли один танк вместе с экипажем. Танки Т-62 широко применялись в Афганистане. Учитывая, что местность в этой стране не пригодна для танков, они использовались на блокпостах в качестве огневых точек и для сопровождения колонн. Головные танки, снаряженные минными тралами, подрывали заложенные на дороге мины, а остальные боевые машины были рассредоточены по колонне. [С-BLOCK]

Т-62 применялись для внезапных ночных ударов. Так, в декабре 1982 года танковая рота совершила марш и ночью с ходу атаковала укрепленную моджахедами переправу через реку Панджшер на входе в Панджшерское ущелье. Танковый бой велся только с применением приборов ночного видения. Противник, дезориентированный в ночной темноте, бежал. Танковая рота захватила переправу и обеспечила проход в ущелье мотострелковых подразделений

Основные боевые танки: неубиваемые Т-72 и Т-90  Родоначальником принципиально нового класса боевых машин, впоследствии названных „основными боевыми танками“, был танк Т-64, разработанный в Харькове в конце 50-х годов. Но Т-64 не принимал участия в войнах, а вот танки Т-72 и Т-90 прошли славный боевой путь. Т-72 наводили ужас на противника в ирано-иракском конфликте. На вооружении иракской армии было не менее 100 боевых машин. Иранский офицер, командир танковой роты Адар Фороузан вспоминал, что самым опасным оружием Ирака были танки Т-72: „Иракцы были частично оснащены новыми танками Т-72. Они имели хорошую скорость и огневую мощь, а их броня защищала от РПГ нашей пехоты. Т-72 был очень опасной угрозой для нас“. Рассказывая о первом бое против Т-72 при наступлении в районе Дашт-Аббас весной 1982 года, он пишет: „В мой танк „Чифтен“ попали. Взорвались пары топлива, ударной волной сорвало шлемофон. Все мы выскочили из танка и дальше бежали пешком“. Эти танки применялись в десятках вооруженных конфликтов в разных странах мира: Ливия и Ливан, Шри-Ланка, Сомали, конфликты в Югославии — везде Т-72 проявил свои боевые качества. [С-BLOCK] Участвовали танковые подразделения, вооруженные Т-72, во время операции против грузинских агрессоров в Осетии в августе 2008 год. Экипаж танка Т-72Б 141-го отдельного танкового батальона пробился к базе миротворцев, которые подверглись атаке грузинских войск, и несколько часов поддерживали их огнем. Когда кончились все боеприпасы, командир танка Сергей Мыльников сел за рычаги и устремился прямо на атаковавших, обратив их в беспорядочное бегство. Что интересно, на вооружении грузинских войск также были танки Т-72. Основной танк Т-90 прославился своей „неубиваемостью“. Имея современную „начинку“, системы управления огнем и двухслойной защиты, эта боевая машина продемонстрировала свои качества в Сирии. Приспособленный для передвижений по пустыне Т-90 также проявил себя при освобождении Алеппо и других населенных пунктов. „Неубиваемость“ танка демонстрируется рядом видеороликов, распространенных в Интернете. Так, при обстреле Т-90 тремя снарядами два были отклонены системой защиты „Штора-1“, а третий лишь слегка повредил гусеницу.

news.rambler.ru

Тяжелые советские танки - первые танки армии СССР: фото

Назад к учебнику танкиста

Все советские тяжёлые танки отличаются рациональным бронированием, мощным вооружением и неплохой подвижностью. Однако скорострельность орудий невысока, невелики точность и прочность самих танков. Всё это вынуждает действовать на средних, а лучше — на ближних дистанциях боя.

Кредиты Стандартные танки

AnnoR80_KV1.pngПервый танк СССР среди категории "тяжелые" — довольно-таки противоречивый танк. Он имеет неплохое бронирование и выбор вооружения, но при этом есть и минусы: плохой обзор, посредственная подвижность. Также танк фармит очень много серебра для пятого уровня. Отличная фугасница позволит вам нагибать танки 1-6 уровней!!! 57 мм пушка позволит буквально "поливать" врагов снарядами, но не ожидайте от этого орудия хорошего урона. AnnoR77_KV2.pngЭтот танк СССР не может похвастаться ни хорошей подвижностью, ни крепкой бронёй. Зато у него выбор между более скорострельным и точным 107 мм орудием ЗиС-6 и мощной, но не точной 152 мм гаубицей с долгой перезарядкой. У некоторых игроков складывается мнение, что этот "уродец" неповоротливая махина... Вы ошибаетесь. На самом деле великая сила живёт в КВ-2! Большинство предпочитают брать 152 мм гаубицу...и правильно делают! Ведь "Климку" забрасывает к 5-7 уровням! 5-6 уровни для КВ-2 это семечки) но -8 уровни имеют более рикошетную броню и более мощные орудия... зачастую они пробивают КВ-2. Будьте осторожны! Мощь 152 орудия безумна, по альфе(ОФ) с ним может сравнится только Е100 , но он 10 уровня а вы 6 уровня , та что думайте и решайте. AnnoR72_T150.pngДовольно сбалансированный по ТТХ танк — неплохое бронирование, приемлемая подвижность и 107 мм орудие ЗиС-6. В силу этого ему трудно порекомендовать какую-либо определённую тактику. AnnoR13_KV-1s.pngПо подвижности и бронированию скорее средний танк, чем тяжелый. Однако мощная 122 мм топовая пушка позволяет на равных спорить даже с танками 7-8 уровней, главное вовремя уходить в укрытие на перезарядку. Из недостатков можно отметить частные возгорания топливных баков, низкую обзорность, крайне долгую перезарядку, долгое сведение и низкую точность. AnnoR39_KV-3.pngКВ-3 обладает хорошим для своего уровня бронированием корпуса, крепкой рикошетной башней, превосходным топовым орудием. На данном танке придется избирать тактику медленного продавливания или сдерживания танков противника. И все это из-за слишком медленной скорости и плохой маневренности в сравнении с ИСом. AnnoR01_IS.pngИС… О нем складывают легенды. И нет, вы не угадали! По крайней мере в стоковой комплектации танк просто ужасен. После установки башни и нового орудия танк преображается. Из беспомощной жертвы он превращается в яростного охотника, при удачных обстоятельствах уничтожающего вообще все живое.

Главная тактика — поддержка СТ и ТТ. Желательно держаться вдалеке от противника, при действии на первой линии быстро убивают, запас жизни и брони пока еще не очень велик. Исключения составляют бои, где танк в топе — но и в них ИС в одиночку долго не живет.

Тяжи ИС-1 и ИС-2 относятся к Советским танкам Второй Мировой войны. AnnoR73_KV4.png Как и его премиумный собрат КВ-5 этот танк отличается большой массой и толстой равносторонней бронёй. Однако постоянно стоит помнить о низкой скорости и разовом уроне топового 107 мм орудия. AnnoR19_IS-3.pngС ИС-3 начинаются действительно тяжелые танки серии Иосиф Сталин. У этого танка, пожалуй, нет минусов. А нет, всё таки есть: Очень малые углы вертикальной наводки, весьма частые пожары, уязвимость боеукладки, да и разве что регулярно кидает к 9-10 уровням, но и там мы можем за себя постоять. Отличная наклонная броня, наличие экранов, отличное орудие БЛ-9. Главное — дожить до этого. Ведь опыта на все потребуется очень много. Но и без этого (башня меньше в размерах, а наклон брони еще больше; только орудие отличается пробиваемостью) танк хорошо себя проявляет. Разве что в высокоуровневых боях будет грустно из-за того, что мы не сможем никого пробить. Но зайдя в корму… ИС-3, наряду с T32 является основным танком ротных боёв чемпионского формата. Как и его старший собрат ИС-7, он обладает оптимальным сочетанием подвижности, защищённости и огневой мощи, позволяющей решать любую задачу на поле боя и следовательно, делающим его универсальным по боевому применению. AnnoR63_ST_I.pngСоветский танк IX уровня. Отличное промежуточное звено между бронированным и неповоротливым КВ-4 и манёвренным и динамичным ИС-4. СТ-I - штурмовой танк, предназначенный для продавливания фланга или удержания какого-либо направления. Но недостаточная броня лба корпуса, хотя лоб башни и имеет 260мм, не позволяют этой машине сражаться без прикрытия союзников. Танк предназначен для ведения боя в первой линии атаки, так как большие габариты самого танка, особенно башни, и низкий коэффициент маскировки не позволяют использовать СТ-I в качестве снайпера, хотя точность орудия М62-Т2 позволяет прицельно бить с расстояния в 200-300 метров. AnnoR81_IS8.pngЭтот танк отличается сильным вооружением, отличной мобильностью и высокой скоростью. А вот с защитой у него возникает проблемы - листы брони хоть и расположены под рациональными углами, но толщина их невелика, да и уязвимых мест у танка хватает. AnnoR90_IS_4M.pngА вот и любимый танк большинства населения сервера — ИС-4. Многие его боятся даже больше, чем ИС-7. Причина - очень крепкая бортовая броня, по сути даже лучше лобовой. AnnoR45_IS-7.pngИС-7. Последний танк в ветке советских тяжей. ИС-7 является основным танком клановых и ротных боёв абсолютного формата, благодаря оптимальному сочетанию подвижности, огневой мощи и брони. Это позволяет решать любую задачу на поле боя и делает танк универсальным по применению.

Игровое золото Премиумные танки

AnnoR33_Churchill_LL.pngДовольно странный танк — подвижность и габариты у него от тяжёлого танка, а скорострельное и пробивное, но маломощное орудие — от среднего. Однако не стоит его недооценивать — именно Черчилль является злейшим врагом любого светляка, да и средним танкам способен доставить немало серьёзных проблем. Против высокоуровневых танков всё не так радужно, но и там можно найти свою нишу, особенно применяя подкалиберные снаряды. На своих уровнях часто получает непробития и рикошеты. AnnoR54_KV-5.pngСверхтяжёлый танк Советского Союза с очень толстой бронёй спереди и чуть менее толстой — по бортам. Оличается приемлемой подвижностью и довольно скорострельным мощным орудием (правда, его бронепробиваемость не очень высока). В силу этого представляет собой очень серьёзную угрозу для низкоуровневой техники, а вот с уничтожением одноклассников могут возникнуть серьёзные проблемы. Но хоть КВ-5 и вполне успешно способен стать танком прорыва не стоит забывать про слабые пулемётные башенки, довольно уверенно пробивающиеся даже танками 5 уровня. AnnoR61_Object252.pngЭтот танк напоминает американский T14 (см. фото) - для тяжёлого танка у него неплохая мобильность, а тонкая броня расположена под хорошими углами, что увеличивает шансы рикошета или непробития. Однако в отличии от американского танка у ИС-6 гораздо более мощное и менее скорострельное орудие, у которого впрочем схожие проблемы - невысокая точность и бронепробитие. Частые возгорания танка.

wiki.wargaming.net

Танки СССР (Советского Союза) и России

Код видео 600х300 от Републера

Испытания кода метрики

Тизер рекреатива с метрикой внутри loading...

Всякая хрень

Republer-advertplace

тест кода 160х600

Ссылка для теста отработки

Проверка

Проверка кода блока на наличие видео

Тестовый гугл-блок

Тест блока Яна-Нико_240x400

подопытный

испытуемый

Проверка блока блокировку адблоком

блок 240х400 от миксадверта, ниже первого экрана+счётчик метрики внутри

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

ТяжелыеСредниеТанкеткиЛегкиеСАУОсновные боевые танки

  • АТ-1
  • СУ-18
  • СУ-26
  • СУ-5
  • СУ-8
  • СУ-76
  • СУ-76и
  • СУ-85Б
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-100Y
  • СУ-152
  • СУ-100М1
  • ИСУ-152
  • СУ-101
  • Объект 704
  • СУ-122
  • СУ-122-45
  • Объект 263
  • Объект 268
  • СУ-14
  • С-51
  • Объект 212
  • Объект 261

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

renault_ft17 Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

m1

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

tank-t-18mms-1

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

t-19 t-20 t-24

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

t-26 t-27

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армииплавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

t37a t-40

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

bt-2

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

tank_t-28 t-35

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

at1

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

tank-t-34-85 kv1

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

t60 t-70

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

su76

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

t-54

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

t-62

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

t-64

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

t-72 t-80 t-84 t-90 t-95 comments powered by HyperComments

traktor.kl.com.ua