Первые танки Первой мировой войны и начало развития бронетехники. Танки первой мировой


Танки Первой мировой войны | TANKI-TUT.RU

Сравнение первых танков - инфографика

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя «Mark I». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.

Первый в мире танк - Марк 1 фотоMark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и Марка V – последнего британского танка Первой мировой войны.

Марк 5 фотоMark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.

Танк Уипетт фотоУипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.

Танк Сен-Шамон фотоСен-ШамонПервый французский танк Шнейдер фотоШнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.

Renault FT-17 фотоRenault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до Второй мировой войны, причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.

Бронеход Менделеева фотоБронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями  и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.

Царь-танк фотоЦарь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V  появился только в 1918 году.

А7V фотоА7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.

А7VU фотоА7VU

Кроме танков А7V  в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Американские танки Первой мировой войны » Военное обозрение

Есть общепризнанное мнение, что танк как боевая единица появился на свет в качестве средства преодоления затянувшегося «окопного» кризиса в Первой мировой войне. Вооруженная бронированная машина действительно переломила ситуацию, но сама ее концепция изобреталась задолго до большой войны. Где-то в 1904 году в Великобритании появились первые экземпляры самоходных артиллерийских платформ. Машины были призваны выступать в роли мобильного укрепления, способного передвигаться и по пересеченной местности. Идеальной отправной точкой для британцев послужил сельскохозяйственный трактор с гусеничным шасси и более мощным, чем у автомобилей, двигателем. В то же время превращение трактора в боевую машину шло натужно, что не мешало их использовать на фронте в качестве обычных тягачей. Американская фирма Holt (прародитель Caterpillar) выкупила патент на производство и вовсю начала снабжать английскую армию этими самыми тягачами. Тем временем концепция нового оружия неторопливо вытёсывалась в горниле затяжных боев.

Трактор Холт тащит орудие

Когда Экспедиционная армия США прибыла в Европу, у нее не было собственных танков. Да чего уж там, во всей Америке их не было. Первый серийный бронеавтомобиль компания Armored Motor Car Company изготовила только к 1915 г., и на момент вступления в войну в Штатах был сформирован только один 1-й эскадрон пулеметных бронеавтомобилей, состоящий из восьми единиц техники, входящий в состав корпуса морской пехоты США. Имеющая вполне стандартную компоновку для того времени, эта машина примечательна тем, что ее можно было разобрать на модули и перевезти катерами. Ну, для морпехов делали все ж таки.

Первый серийный King Armored Car

Командующему экспедиционными силами генералу Джону Першингу предлагали взять с собой пару экземпляров, но тот отказался. В первом же бою при Камбре, увидев в действии британские танки, Першинг впечатлился, в достаточной мере оценил потенциал и назначил полковника Джорджа Паттона руководить формированием американского танкового корпуса. К сентябрю 1918-го корпус был готов. Всего было создано 8 тяжелых батальонов с британскими танками Mark VI на вооружении и 21 легких, использовавших французские Renault FT-17. В боях поучаствовали только 4 из них. За время своего присутствия экспедиционные войска использовали только иностранную технику. Родной, американской, так и не завезли. Хотя на территории Штатов уже велись интенсивные разработки, делались пробы, ошибки и вообще формировалась собственная школа танкостроения.

Предлагаю ознакомиться с тем, что у них получалось или не получалось. В данной статье затронут период до 1918 года включительно, то есть самая зорька конструкторской мысли, когда инженеры были непугаными и еще толком не знали, как же оно будет правильнее, и упомянуты машины, которые были построены хотя бы в одном экземпляре.

Holt 75 Tank 1916

«Холт 75» — это популярная модель полугусеничного трактора того времени. Вот трактор решили обшить броней и получить танк. Конструкция должна была получиться довольно забавной, огромные свесы сильно ограничивали проходимость, а сам танк напоминал скорее самоходный ангар. Мощность холтовского четырехцилиндрового двигателя составляла 75 сил, но это на маховике, а до приводного вала доходило только 50. Весил трактор 12 тонн и в связи с отсутствием фрикционов управлялся при помощи небольшого выдвинутого вперед на раме колеса. Из вооружения планировали поставить одну курсовую пушку калибра 75 мм, туда же два пулемета, еще два пулемета в корму и один во вращающейся башенке установленной сверху. Бронирование около 2-3 мм, а примерная скорость 7-13 км/ч. Дальше прототипа дело не пошло, да и тот сделали чуть ли не из жести. Холт во всем этом процессе участвовал только тем, что у него взяли трактор.

С самими тракторами имеется некоторая путаница. Это был момент появления компании Caterpillar, но при этом слово «катэрпиллер» переводился и переводится как «гусеница», поэтому встречается как в том, так и в другом смысле. В любом случае двигатели абсолютно точно стояли «Холт».

Holt Three-wheeled Steam Tank of 1917

Трехколесный паровой танк уже не на базе холтовского серийного трактора, а построенный и разработанный фирмой Холт. Паровой, кстати, не на дровах, а на керосине, с двумя двухцилиндровыми двигателями мощностью 75 л.с. каждый. Двигаться по полю боя он должен был задним ходом, хотя паровичку, насколько я знаю, все равно, куда дышло толкать, так что эффективность езды от этого не страдала. Разрабатывать его начали еще в 1916, но готов танк был только к 1918 г. В комплект вооружения входила курсовая 75-мм гаубица и пулеметы Браунинга калибра 0.30 в количестве от 2 до 6 (по разным данным). Интересно бронирование, толщина его достигала внушительных на то время 16 мм и только корма, днище и крыша — 6 мм.

История машины сходна со знаменитым танком Лебеденко. Когда зимой 1918 г. американские военные приступили к испытаниям на полигоне в Абердине, этот плод гениальной конструкторской мысли проехал 15 метров и «загруз». 75 коней на каждое колесо оказалось маловато, надо было гусеничный привод брать. Поцокав языками, армейцы отказались от дальнейших работ по проекту.Чтобы вы не очень смеялись паровому танку — это паровой автомобиль 1919 года

Best 75 prototype 1917

Все тот же трактор Холт 75 1909 года рождения, только выпускаемый по лицензии фирмой Бест, поэтому называется Best 75 Tracklayer. И тут определение трэклэера трактуется не иначе как гусеничный ход. Вот Бест и сотворили собственную конструкцию, как они ее видели. Громоздкий корпус с размещенными макетами вооружения где-то в районе рулевого колеса и надстройкой на корме. Модель получилась нежизнеспособная, и военные, снова поцокав языками, вежливо отказались. Ну нельзя из трактора сделать хороший танк.

CLB 75

Не остановившись на первой неудаче, инженеры фирмы Бест решили, что вся проблема в компоновке и перенесли вооружение в башню, расположенную на корме. Теперь там, кроме водителя, размещались две пушки и несколько отверстий для пулеметов. Также изменили форму корпуса, и модель танка стала смотреться очень стильно. Тогда не знали слова стимпанк, но, когда военные снова отказались, за машину схватились пропагандисты. Если танк нельзя использовать по назначению, но при этом он выглядит грозно и красиво, то почему бы его не использовать в целях рекламных? Исходя из этих размышлений, CLB 75 успел поработать натурщиком для демонстрации мощи вооруженных сил США. Появилась серия фотографий и даже открыток, на которых он присутствовал. После войны прототип пропал. Скорее всего, был разобран на металлолом.

Caterpillar G-9 of 1917

Очередная холтовская попытка сделать классный танк. Все то же самое. Трактор Холт, накрытый бронекорпусом. Только двигатель на этот раз был мощностью 150 л.с. G-9 напоминал передвижной блиндаж. Имел по пять бойниц на борт и одну в корму. Пушки размещались в башнях и одна на корме, причем известно два варианта компоновки танка: одно- и двухбашенный.

Испытания машины на полигоне около Лос-Анджелеса в очередной раз показали несостоятельность конструкции. Скорость танка даже по прямой не превышала 5 км/ч, а о проходимости речи даже не шло. Не обошлось и без происшествий. В какой-то момент водитель не справился с управлением «танктором» и ухнул машину в кювет, что повлекло за собой разрушение корпуса. Устав цокать языками и окончательно осознав несостоятельность сельскохозяйственного трактора как шасси для боевой машины, военные махнули руками и удалились восвояси.

Holt Gas-Electric of 1917

На этот раз холтовцы достаточно серьезно подошли к задаче и построили уже танк, а не бронетрактор. Рулевое колесо упразднили, а гусеничное шасси существенно переработали. Бензоэлектрическая (gas — это бензин) схема применялась вынужденно. Фрикционов не было, вот и поставили на каждую гусеницу свой электродвигатель, чтобы можно было ими управляться, а 90-сильный мотор совместили с генератором. Хотя танк удачно поворачивал, такая схема приводов переусложнила конструкцию, та сильно грелась и часто выходила из строя. Но сама идея, вероятно, подсмотренная у французов, была интересной. Корпус представлял собой обыкновенную бронекоробку с толщиной листа от 6 до 15 мм. Для лучшего охлаждения в корме поставили откидной лист, но открытым его в бою держать никто бы не стал. Вооружение танка составляли два пулемета Browning 0.30, установленные по бортам, и 75 мм пушка Vickers, размещенная в лобовом листе корпуса.

Испытания показали, что 90 л.с. (это без учета потерь в трансмиссии) для 25-тонной машины явно недостаточно. От дальнейшей доработки проекта отказались.

US Army Corps Steam Tank of 1918

Первый случай, когда в дело включились непосредственно армейские инженеры. Вполне естественно, что танк имел большое лобби и активно проталкивался на всех уровнях. За основу была взята конструкция британских ромбовидных Mark и, в принципе, машина получилась похожей, но имела два характерных отличия.

В силу того, что бензиновые и дизельные двигатели находились в зародышевой стадии, предпочтение было отдано отработанной паросиловой установке, работавшей на керосине. К тому времени развитие паровых движителей было если не на пике, то на очень большой высоте, и такой мотор вполне мог конкурировать с системами внутреннего сгорания. Достаточно того факта, что суммарная мощность спаренных двухцилиндровых паровичков достигала 500 л.с. Каждый двигатель имел привод на свое ведущее колесо, и управление танком осуществлялось простым «газу правым — газу левым».

Второй интересной особенностью стало вооружение. В качестве основного вместо пушки выбрали огнемет. Вероятно, этот танк стал одним из (если не первым) огнеметным. В конструкции «главного калибра» для выброса огнесмеси вместо баллонов со сжатым газом использовали отдельный бензиновый двигатель мощностью 35 л.с., который создавал давление около 110 атм. и позволял метать заряд на расстояние до 27 метров. Дополнительно в бортовых спонсонах установили 4 пулемета Browning. Экипаж насчитывал 8 человек, бронирование — 15 мм, боевая масса — 45 т.

Первая презентация широкой публике состоялась 17 апреля 1918 года на параде в Бостоне и все бы хорошо, но танк сломался. Причиной поломки стала ненадежность силовой установки. После ремонта машину загрузили на пароход и отправили на испытания в Европу, но и там до поля боя он не доехал. Просто побоялись отправлять. В дальнейшем работы по проекту свернули и итоговая судьба прототипа неизвестна.

Skeleton Tank

Без сомнения, один из самых интересных «военных» американских танковых проектов. Тщательно проанализировав практику применения британских марков на полях сражений, конструкторы пришли к выводу, что хотя большие линейные размеры и позволяют преодолевать огромные траншеи с воронками, они же и способствуют существенному увеличению площади поражения, а также увеличению массы. Инженеры предложили вынести шасси в отдельную конструкцию, а двигатель и экипаж поместить в серединку небольшой коробушки, подвешенной между гусеницами. Идея, конечно, здравая, но довести ее до логического конца не получилось.

Первый прототип был существенно легче первоосновы, имел меньшую массу, большую тяговооруженность и проходимость, но при этом обладал рядом и собственных конструктивных недостатков. Таких как: вынесенный отдельно узел трансмиссии, слабое вооружение и излишне «тряская» ходовая. «Детские» болезни конструкции можно было излечить, но война закончилась, и военные утратили интерес к прототипу, отдав предпочтение собственной версии французского FT-17. Опытный экземпляр «скелетного» танка, к счастью, сохранился и ныне хранится в Абердинском танковом музее.

Ford 3-ton mod. 1918

Насмотревшись на успехи французов с их Renault FT-17, дядюшка Форд тоже захотел себе такой. Первые работы над легким танком начались в 1917 году, а первый прототип был готов к середине 1918 г. Машина вышла похожей на своего идейного вдохновителя как по компоновке, так и по устройству шасси. Единственным принципиальным отличием было отсутствие башни, а 37мм пушка и пулемет располагались в лобовом листе корпуса. Бронирование лба — 13, а бортов 10 мм. Двигателей стояло целых два, но автомобильных, мощностью по 45 л.с. каждый. Целью была максимальная унификация с автомобилями марки, чтобы впоследствии производить новые танки тысячами. И правительственный заказ на 15 тысяч сделали, вот только война не вовремя закончилась.

Вполне естественно, что машина принять участие в боевых действиях не успела. К 11 сентября 1918 изготовили только 15 экземпляров, из которых 10 поехали в войска, где быстро доказали свою ненадежность и слабую проходимость. К середине 20-х их списали и заменили на М1917.

US Mark 1

Когда окончательно определились с недостатками легкого танка Форда, военные заказали новую машину, в которой эти оплошности должны были быть устранены. Масса нового танка возросла до 7,5 т, но зато он получил вращающуюся башню с тем же набором вооружения (37-мм пушка и пулемет) и более мощные (по 60 л.с.) спаренные двигатели. Бронирование сохранилось на прежнем уровне. В связи с окончанием войны работы по проекту были свернуты, и предпочтение отдали более удачному «американскому Рено».

Hamilton Tank или Oaklend «Victoria» Tank

Тоже весьма интересная машина, включившая в себя несколько передовых решений и вполне способная стать первой серийной собственной американской разработкой. Первые работы по ней начали еще в декабре 1915 на Oakland Motor Car Company под руководством главного конструктора Гамильтона. Уже тогда для нового танка разработали собственное гусеничное шасси, отойдя от привычной практики использования тракторного. Шасси вышло удачным и достаточно надежным. Ходовую часть защитили бортовыми бронелистами (!), а лобовая деталь и командирская башенка были установлены под углами, что для того времени тоже было весьма передовым решением. Размещение основного вооружения (пушка 37 мм или пулемет) планировали в лобовом листе корпуса. В конце 1917 года опытный образец поступил на испытания, но его банально «задробили» из-за конкуренции с фордовским 3-тонным и удачным французским FT-17. Из-за бесперспективности дальнейшие работы над машиной были прекращены.

Studebaker Supply Tank

Известная американская контора Студебеккер, которая уже в первую мировую специализировалась на выпуске грузовиков, предложила и свой вариант бронированной машины. Этот «танк» изначально планировался исключительно как бронированный грузовоз, но получилось нечто похожее на британские ромбические Марки, только ниже и длиннее. Вполне естественно эту платформу попытались проработать и как танковую, но ничего путного из обоих вариантов не вышло. Гусеничный бронированный Студебеккер так и остался в единственном опытном экземпляре.

M1917 6-ton Tank

По славной традиции лицензию на французский Renault FT-17 покупали все кому не лень, очень уж танк был хорош. Так и в США, углядев перспективу наживы (а производственные мощности французов не могли обеспечить всех желающих), быстро купили документацию и пообещали наделать целую кучу танков за короткий срок, всем раздать еще и себе оставить. Производственный процесс закономерно столкнулся с кучей проблем, начиная от несовместимости метрических чертежей с дюймовыми, неготовности промышленности изготавливать ряд узлов, ну, и банальные «распил и откат» существенно отдалили сроки триумфа. Серийное производство наладили только к осени 1918 года, когда война близилась к финалу, воюющие державы планировали сокращать военные бюджеты, а танки, кроме США, уже никому не были нужны. Раз никому не надо, а деньги вложены, начали делать для себя. Всего наделали 950 единиц, из которых: 526 с пулеметами Browning, 374 с пушками Vickers 37 мм и еще 50 машин связи (TSF). Танки конструктивно почти не отличались от прототипа, за исключением нескольких несущественных деталей. В боевых действиях участия «американские Рено» не принимали.

Mark VIII «Liberty» Tank

Совместная американо-англо-французская разработка. Фактически из американского там были только двигатель Liberty, элементы ходовой, трансмиссии и электрооборудование. Танк должен был получиться достаточно удачным сам по себе, так, например, в нем впервые применили систему создания избыточного давления для защиты экипажа от ОМП. Также схема размещения вооружения выполнена по наиболее рациональной схеме, а удлиненный корпус позволял преодолевать траншеи длиной до 5,5 метров. Двигатель отделили от боевого отделения перегородкой, чтобы поберечь экипажи. Для сборки запланировали строительство завода в 200 милях от Парижа. Но, как это часто бывает с совместными проектами, война закончилась быстрее, чем ожидали и интерес в совместной работе мгновенно угас. Из готовых комплектов с 1919 по 1920 США построили около 100 танков, которые в боевых действиях участия не принимали и к началу Второй мировой были все переданы в Канаду в качестве учебных.

Собственно, на этом разнообразие американских танков, сконструированных в период Первой мировой войны, себя исчерпало. Можно разве что упомянуть нереализованные и нереальные идеи 200-тонного гусеничного «Trench Destroyer» с экипажем из 30 человек и холтовского 150-тонного полевого монитора на колесном ходу, вооруженного 152 мм орудиями. Но эти проекты скорее сродни немецкому Ratte, такие же бессмысленные и бестолковые.

Использованы материалы:http://www.history-of-american-wars.com/world-war-1-tanks.html#gallery[pageGallery]/0/http://en.wikipedia.org/wiki/Tank_Corps_of_the_American_Expeditionary_Forcehttp://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/_usa.htmhttp://alternathistory.org.ua/taxonomy/term/114http://www.militaryfactory.com/armor/ww1-us-tanks.asphttps://ru.wikipedia.org/wiki/Mark_VIII

topwar.ru

Первые танки Первой мировой войны. Прорыв в техническом оснащении армий :: SYL.ru

Первая мировая война принесла огромный технический прорыв в военной отрасли. Ее течение, особенно события 1915 года, показали необходимость создания более мобильных подразделений в армиях.

Танки - новое прогрессивное оружие для боя

Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.

Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.

Британские танки Первой мировой войны

За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название "Марк-1". "Боевое крещение" состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически "сыроватые". По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:

- Броня должна быть более крепкой. Металл танка "Марк-1" мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.

- Отсутствие отделенного от "салона" машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.

Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.

Модернизация британских танков

Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки "Марк-1" больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей "Марк-2" и "Марк-3". Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.

В 1918 году началось серийное производство модели "Марк-5". Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.

Танки Российской империи

В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина - абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название "Царь-танк". Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.

Немецкие танки времен Первой мировой войны

К концу Первой мировой войны своими танками обзавелась и проигравшая в войне Германия. Речь идет о модели А7В. Если просмотреть танки Первой мировой войны, фото которых есть в этой статье, можно увидеть, что по тем временам эта модель была очень современной. Передняя часть танка защищена броней в 30 мм, что усложняло задачу пробить эту машину. Командир находился на верхней площадке (1,6 метра над уровнем земли). Дальность стрельбы составляла до двух километров. Танк был оснащен 55-миллиметровой пушкой, в боекомплекте которой было 100 осколочно-фугасных снарядов. Кроме этого, пушка могла стрелять бронебойными и картечными снарядами. С помощью пушки танк мог легко разрушать боевые укрепления противника.

21 марта 1918 года состоялся танковый бой между немцами и англичанами. Немецкие первые танки Первой мировой войны, как оказалось, были намного боеспособней английских "Марк-5". Понять причину огромного преимущества немцев легко: у англичан на танках не было пушек, поэтому они не могли настолько эффективно стрелять по противнику.

Предвестник прогресса

Французский танк "Рено" 1917 года выпуска уже был похож по форме на современный. Танк, в отличие от английских моделей, мог давать задний ход. Вход и выход экипажа осуществлялся уже через люк (английские танки времен Первой мировой войны были оснащены дверьми сбоку танка). Башня танка уже могла вращаться, то есть стрельба проходила по разным направлениям (танк мог стрелять и вправо-влево, и вперед).

Первые танки Первой мировой войны и не могли быть абсолютно технически совершенными, потому что всегда к идеалу человечество двигается путем ошибок и доработок.

www.syl.ru

Первые танки Первой мировой войны и начало развития бронетехники

В 1915 году на полях сражений появились первые танки. Первой мировой войны никто не ждал, к ней не готовились, и тем более трудно было предвидеть характер грядущих битв.

немецкие танки первой мировой войны

Задача – прорыв обороны

Уже осенью 1914 года Суинтон, офицер британской армии, откомандированный во Францию, начал понимать, что главной проблемой наступающей пехоты будет преодоление расстояния между передними краями атакующих и обороняющихся сил. Идти в полный рост на противника, укрытого за брустверами окопов полного профиля и вооруженного скорострельными пулеметами, трудно, а к концу этого пути от любого подразделения останется не более половины личного состава. Чем-то солдатские тела нужно прикрыть, и для выполнения этой задачи он предложил простейшее решение. Нужно взять обычную сельхозмашину, трактор марки «Холт», произведенный в США, и обшить его броней. Интересно, что такие первые танки Первой мировой войны вынужденно были воспроизведены в 1941 году при обороне Одессы, их называли «НИ» ("на испуг").

Идея была не очень удачной, так как требования к ходовой части при проектировании сельскохозяйственной техники не соответствовали сложности пересеченной местности, по которой предстояло двигаться во время наступлений. Но задача от этого не потеряла актуальности, просто решать ее нужно было иначе.

танки времен первой мировой войны

Первые - англичане

Главное, что учли конструкторы Несфильд и Мэкфи, проектируя принципиально новый образец боевой техники - это способность преодолевать широкие рвы и траншеи. Известный по фильмам о Гражданской войне ромбовидный силуэт бронированных чудовищ как раз и стал проявлением оригинальности инженерного мышления английских изобретателей. Первые танки Первой мировой войны и назывались «Большой Вилли» и «Марк», их отличительной чертой, помимо характерной трапециевидной формы бронекорпуса, стало расположение вооружений по бокам, в специальных выступах. Тогда же и возникло название нового вида бронетехники (англ. "Tank"), в переводе означающее «бак» или «чан».

первые танки первой мировой войны

Франция не сдается!

Французские танки времен Первой мировой войны проектировались с большим разнообразием технических решений и фантазии. Первоначально их собирались строить как тихоходные подвижные артиллерийские мини-батареи, своим силуэтом защищающие пехоту и оказывающие ей огневое содействие. Однако вскоре конструкторы пришли к выводу о необходимости постройки относительно легких машин, способных к быстрому маневру. «Рено - ФТ17» в наибольшей степени соответствует современным представлениям об этом классе вооружений, хотя бы потому что имеет поворотную артиллерийскую башню, расположенную над бронекорпусом. Подобные машины королевской румынской армии участвовали в нападении на СССР в 1941 году, когда два FT-17, сохранившиеся со времен Гражданской, давно стали экспонатами советских музеев.

Немцы наседают

Что касается боевых качеств, которыми обладали немецкие танки Первой мировой войны, то их характерным отличием было мощное артиллерийское вооружение, ставшее впоследствии визитной карточкой германской бронетехники. Главный образец, A7V, был огромен, в него следовало заходить как в вагон бронепоезда, через дверь. За работой двигателей постоянно следили два механика, кроме них внутри корпуса находился артиллерийский расчет. Командир, пулеметчики и водитель составляли вместе с ними многолюдный экипаж. Машина была неповоротливой и тихоходной.

Общие пороки разных конструкций

Все первые танки Первой мировой войны обладали серьезным недостатком: в них практически нельзя было долго находиться из-за сильной загазованности и высокой температуры, создаваемой работой двигателя, находящегося в одном пространстве с экипажем. Еще не были созданы мощные моторы, а технологии сборки не предполагали других способов сочленения деталей, кроме клепки. Бронирование выдерживало попадание пули, иногда легкого снаряда, действие же любой полевой артиллерии калибра свыше трех дюймов оказывало губительное действие на технику и личный состав.

В России танки начали строить позже, чем в других промышленно развитых странах, но добились в этом деле очень серьезных успехов. Но это уже другая история…

fb.ru

Танки 1-й мировой войны в разрезе

Небольшая подборка изображений Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкойMark I - тяжелый танк, 1916 год (Великобритания)

Mark I - тяжелый танк, 1916 год (Великобритания)

Mark IV - тяжелый танк ("самец" - с пулеметно-пушечным вооружением), 1917 год (Великобритания)

Mark IV - тяжелый танк (с пулеметно-пушечным вооружением), 1917 год (Великобритания)

Mark V - тяжелый танк ("самец" - с пулеметно-пушечным вооружением), 1917 год (Великобритания)

Mark V - тяжелый танк (с пулеметно-пушечным вооружением), 1917 год (Великобритания)

Еще одно схематичное изображение тяжелого танка Mark V

Схематичное изображение тяжелого танка Mark V

Mark A Whippet - легкий танк, 1917 год (Великобритания) - из состава войск Красной Армии (1920 год)

Mark A Whippet - легкий танк, 1917 год (Великобритания)

Не надо танков! - Британская открытка времен 1-й мировой войны

Не надо танков! - Британская открытка времен 1-й мировой войны

A7V - тяжелый танк (штурмовая бронированная машина), 1917 год (Германия)

A7V - тяжелый танк (штурмовая бронированная машина), 1917 год (Германия)

Немецкий тяжелый танк A7V - схема расположения экипажа

Немецкий тяжелый танк A7V - схема расположения экипажа

Renault FT (FT-17) - легкий танк Рено FT-17, 1917 год (Франция)

Renault FT (FT-17) - легкий танк Рено FT-17, 1917 год (Франция)

Царь-танк (Нетопырь) - опытная колесная боевая машина инженера Лебеденко, 1915 год (Россия)

Царь-танк (Нетопырь) - опытная колесная боевая машина инженера Лебеденко, 1915 год (Россия)

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Танки" и "Вооружение"

sibnarkomat.livejournal.com

Танки Первой мировой - WAR.EXE

Привет друзья. В свете большого интереса к истории Первой мировой в последнее время, вашему вниманию небольшая статья о зарождении  танковой эпохи. Первая Мировая война стала изломом двух эпох. Изменила карту Европы, безвозвратно унесла жизни около 10 млн. чел., перевернула все такие привычные представления о тогдашнем мире, да пожалуй,  и сам мир.

В нашей истории эта война отмечена во многом еще и тем, что в этот период при ведении боевых действий впервые были использованы два новых вида оружия – химическое и танковое. Это новейшее оружие перестроило всю военную теорию и практику, сделало обычаи тогдашней войны ещё более жесткими, а новые возможности человека по уничтожению себе подобных ещё более ужасающими.

В самый разгар этой войны, зимой 1916 г. штабы объединенных армий Антанты приступили к разработке совместной кампании, призванной раз и навсегда взять всю стратегическую инициативу в свои руки и привести войну к победному завершению. Было принято стратегическое решение для ведения главных операций использовать максимум имеющихся сил и средств, в том числе и находящихся на стадии внедрения. Основной  задачей намечаемого наступления объявлялся захват всех немецких узлов связи и перемещение зоны боевых действий на побережье Франции.

Местом основной совместной операции Англии и Франции была выбрана р.Сомма. Условия местности были плохими для маневров – возвышенности и неровности, но союзники рассчитали, что численное превосходство над противником позволит им преодолеть все негативные факторы. Для обеспечения полного успеха операции привлекалось 6 кавалерийских и 32 пехотных дивизии. Сильную огневую поддержку операции обеспечивали 2,2 тыс. орудий, 1,2 тыс. минометов, 300 самолетов. И главное, впервые намечалось применить новый вид тяжелого сухопутного вооружения – танки.

Операция состоялась 1 июля и продолжалась вплоть до 18 ноября 1916 г. Немцы были хорошо подготовлены, и победы союзников стали неоднозначным. Наступление англичан было отбито, французы же за два дня захватили несколько населенных пунктов и пару позиций. Но германская армия под руководством К. фон Бюлова в самые краткие сроки смогла организовать оборону и стянула дополнительные резервы.

К 12 сентября союзники опрокинули рубеж немцев, но на то, чтобы развить основное наступление, сил у них уже не хватило. Тогда на помощь пришел никогда ранее не использовавшийся, новый вид вооружения. Ровно 97 лет назад, 15 сентября 1916 года, британцы провели самую первую в истории человечества танковую атаку. Правда, за недостатком опыта экипажи машин были еще очень слабо подготовлены. А сами танки были совершенно не маневренны, громоздки и медленны. Ночью к фронту выступили 49 машин, из них только 32 выдвинулись на исходные позиции. В поддержке атаки приняли участие приняли только 18 танков, остальные, несмотря на устрашающий внешний вид, просто не смогли преодолеть природных препятствий. Но и это, относительно небольшое количество оказало мощное влияние на развитие сражения. Благодаря танковой поддержке английские силы на фронте длиной почти в 10 км продвинулись вглубь на 5 км. На всю операцию ушло почти 5 часов. Потери живой силы англичан стали гораздо ниже, по сравнению с более ранними операциями.

Little WillieLittle Willie

При проведении своей атаки англичане использовали машины Mk.1, опытная модель которого была создана в 1915 году. Создатели назвали этот танк «Little Willie». После нескольких испытаний машина была признана годной к боевым действиям. Первые действующие образцы этого танка выпустили в 1916 году, одновременно с этим стал осуществляться заказ английского командования на сто аналогичных машин. Танк Mk.1 выпускался в двух основных модификациях: «Male» («мужской» танк имел пулемет и две 57-мм пушки) и «Female» («женский» был оснащен только пулеметным вооружением). Броня составила 6-10 мм, она выдерживала осколки и пули, но прямое попадание снаряда было для нее фатально. Весила эта махина 30 т, длина была 10 м, а скорость – 6 км/ч, мог преодолевать окопы и проволочные заграждения. В состав экипажа входило восемь человек, в одном корпусе с экипажем находился и двигатель. Температура внутри железного зверя порой доходила до  50 градусов. В снаряжение экипажа обязательно входил противогаз, так как экипаж терял сознание от малого количества кислорода и ядовитых газов.

Следующее крупное использование  танков британскими войсками случилось 20 ноября 1917 г. в районе города Камбре. Это была первая, по настоящему массовая, танковая атака.

Mk1Mk1

В этом наступлении принял участие весь третий танковый корпус, укомплектованный  476 бронированными «мострами». По составленному плану операции ожидалось, прорвав германскую оборону, захватить Камбре и войти в Бельгию.Утром танковый корпус нанес удар по немецким позициям. Внезапная атака большого количества бронированных машин сработала, скорее как оружие деморализации. Ошеломленный таких раскладом противник почти не оказывал сопротивления – обороняющиеся не имели ни опыта борьбы с танками, ни соответствующего оружия, и главное – находились  в состояние шока. Танки производили на немцев жуткое впечатление, вызывая неподдельный ужас и панику. Вечером 20 ноября танки, в сопровождении пехоты, продвинулись на 10 км и направились к Камбре. Всего было захвачено 8 тыс. пленных, около 100 орудий и сотни пулеметов. Но немного позже стала ясна несогласованность в действиях пехоты и танков, и британская атака приостановилось.  И уже к 29 ноября остановилось совсем. 30 ноября германское командование начало мощное контрнаступление и вскоре утраченные участки фронта были возвращены. Тогда англичане ввели в бой еще 73 танка. Танки наступали малыми группами по 3 машины, в форме треугольника, за ними тремя линиями следовала пехота: первая захватывала траншеи, вторая уничтожала пехоту врага, а третья обеспечивала тыл.

Первое танковое сражение с использованием танков с обеих сторон случилось под самый конец войны, 24 апреля 1918 г. Это сражение между британскими танками Mk.1 и германскими танками A7V у деревни Виллер-Бретонне. Артиллерия и пехота в этом бою никакого участия вообще не принимали. Благодаря более высокой маневренности машин и лучшей слаженности работы экипажа, англичане победили.

A7VA7V

Заказ на начало производства этих боевых машин в Германии получил Йозеф Фольмер. Они должны были отвечать целому ряду требований: надежный двигатель, минимальный шум, возможность восполнения боекомплекта в течение нескольких часов, относительно небольшой силуэт, герметизация и быстрая замена двигателя.

Созданный Фольмером танк был назван LK-I («легкий танк»), в то же время были готовы к выпуску и более тяжелые танки LK-II. Предусматривалось сделать одну треть танков только с пулеметным оснащением, а все остальные – с пушечным. Принять участие в боевых действиях им довелось не сразу – война уже закончилась раньше, чем танки были произведены. Вышел своего рода парадокс – Германия, имела возможность делать танки, не уступавшие противнику, остановила их производство по причине малой гибкости промышленности. Если бы у Германии было достаточное количество более легких танков, то неизвестно, как развернулся бы ход войны.

LK-ILK-I

В битвах Первой Мировой войны танки наглядно продемонстрировали свои основные возможности. Кроме значительного физического урона, они вносили сильное психологическое смятение в ряды обороняющихся. Становилось понятно, что огромному потенциалу новой боевой машины еще только предстоит раскрыться в ближайшие десятилетия.

Обзор игры Strategic Command World War I The Great War 1914-1918

Обзор игры Commander The Great War

warexe.ru

Танки в Первой Мировой войне — Циклопедия

Великие танковые сражения: танки I-й мировой. Танки первой мировой. Первый танковый бой в истории! Искатели: Царь Танк.

Танки в Первой мировой войне — применение танков в ходе Первой Мировой войны.

Закономерным выходом из тупика окопной войны стало появление во время Первой Мировой войны танков, как оружия прорыва фронта. Танки стали одним из новшеств данной войны, наряду с химическим оружием, подводной войной и военной авиацией.

Танки Великобритании

Первый танк в войне — «Little Willie» — был построен в Великобритании 9 сентября 1915 года. Танк был доведён до ума под названием серийного танка «Mk I». 15 сентября 1916 года «Mk I» впервые пошли в бой в ходе битвы на Сомме во Франции.

Британские тяжёлые танки «Mark IV», впервые участвовавшие в бою 7 июня 1917 года, имели экипаж 8 человек. Длина корпуса составляла 7930 мм, высота — 2610 мм. Толщина брони — от 8 до 16 мм. Вооружение — пушка 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/23 и пулемёты 4 × 7,7-мм «Льюис».

«Mark VII» весил 37 т, при экипаже 8 человек. Имел две пушки 57-мм «гочкис» L/40 и пять пулемётов 8-мм «Гочкис».

Танки Франции

Первый французский танк «CA-1 Шнейдер» был впервые применён 16 апреля 1917 года. Танк имел длину корпуса 6320 мм, ширину — 2050 мм, высоту — 2300 мм. Экипаж 6 человек. Вооружение — 75-мм орудие «Блокхаус-Шнейдер» и 8-мм пулемёты «Hotchkiss Mle1914».

В 1917 году был применён французами ещё один тяжёлый танк — «Сен-Шамон». Танк имел длину корпуса 7910 мм (с пушкой 8830 мм), ширину — 2670 мм, высоту — 2360 мм. Экипаж 8 человек. Вооружение — пушка 75-мм T.R. или 75-мм мод. 1897 и пулемёты 8-мм «Hotchkiss Mle1914».

Французы в 1916 году построили в и первый серийный лёгкий танк «Renault FT 17». Экипаж 2 человека. Вооружение — орудия «Puteaux SA 18» или 7,92-мм пулемёт «Гочкиса».

Танки России

Ещё до Мировой войны, в Российской империи существовал проект танка, разработанный инженером Василием Дмитриевичем Менделеевым, сыном знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Длиной в 11 м, и имеющий 120-мм морскую пушку и 7,62-мм пулемёт «Максим». Однако этот проект не был реализован.

Первым российским танком стал «Царь-танк», разработанный инженером Николаем Лебеденко в 1914−1915 годах. Он имел экипаж 15 человек, длину корпус в 17,8 м. Вооружение — 76,2-мм орудия, пулемёты «Максим». Однако, танк не был принят на вооружение.

Танки Германии

Первым серийным танком Германии во время войны стал тяжёлый танк «A7V». Экипаж его составлял 18 человек. Длина корпуса составляла 7305 мм, ширина — 3060 мм, высота — 3300 мм. Стальная броня достигала 30 мм толщины. Танк был вооружён 57-мм нарезной пушкой Максима-Норденфельда, а также пятью пулемётами 7,92-мм «MG-08».

Примерно в тогда же в 1917 году, был выпущен лёгкий танк (лёгкая боевая машина) «LK I», экипаж которого составлял 2 человека. Вооружение — пулемёт 7,92-мм «MG-08».

Интересен также немецкий сверхтяжёлый танк «K-Wagen», 1918 года выпуска. Длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м, высота — 3,3 м. Экипаж составлял 22 человека. Броня была толщиной 30 мм. Вооружение — две-четыре 77-мм капонирных пушек, четыре пулемётов 6—7 х 7,92-мм «MG-08», два огнемёта.

cyclowiki.org