История появления немецких танков в Первой мировой войне. Танки немецкие


Танки и бронетехника Германии второй мировой войны

Немецкие танки Второй мировой войны

Немецкие танкиГермания вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции "молниеносной войны", поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции "молниеносной войны" немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V "Пантера" и Т-VI "Тигр", а позднее и танк "Королевский Тигр" (Т-VI "Тигр В"). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких - весом до 9 т; средних - весом до 26 т; тяжелых - весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. - 150-221,
  • в 1943 г. - 100-150,
  • в 1945 г. - 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года - танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

pro-tank.ru

Немецкие средние танки в World Of Tanks

Назад к учебнику танкиста

Большинство немецких средних танков — мобильные снайпера: точные и скорострельные орудия позволяют поражать противниках на весьма больших дистанциях. А вот, если играть на среднем танке в ближнем бою, то начинаются проблемы из-за медленных башен, слабого корпуса и нерациональной компоновки, почти не способствующей рикошетам и непробитиям. Но они очень эффективны против СТ других наций из-за высокой массы, подходящей для тарана, и пробития, достаточного для борьбы с СТ.

Кредиты Стандартные танки

AnnoG10_PzIII_AusfJ.pngПервый средний танк немецкой ветки. Танк мало весит и быстро едет, поэтому является скорее светляком — если весь остальной свет уже полег под гусеницами противника, то следующим поедете вы. Но при этом, разведав ближайшие окрестности, можно смело кидаться на перехват светляков неприятеля, прикрыть артиллерию или просто поддержать другие танки. Конечно же, данный танк имеет и свой минус — это вооружение, которое не особо радует. На выбор нам предлагается два варианта: 5 см KwK39 L/60 — для аккуратного и постепенного убивания целей. Стрелять можно и издалека, что повысит шансы на выживание, (орудие снайперское, но для своего класса неплохо кусает, это оптимальный выбор: танк всё равно проходной). 7,5см KwK37 L/24 — скорее выбор светляка. Заряжаем фугасами, подъезжаем в упор и ваншотим противника. AnnoPzIV.png По сравнению с Pz.Kpfw. III, этот танк ощутимо тяжелее. Игра на нем в какой-то степени знакомит с основами управления тяжелыми танками. Тем более, это танк выступает одноклассником КВ и вполне успешно с ним борется, но это уже отдельная история. Слабый двигатель не может быстро разогнать или повернуть танк. Но есть один плюс, который перекрывает все недостатки этого танка. Это возможность установки орудия 7,5см KwK42 L/70, которое вообще-то шестого, а не пятого уровня. Отличная пробиваемость, высокая скорострельность, кучность стрельбы, небольшой вес и неплохой урон — идеальное орудие. К тому же не надо забывать про очень крепкий лоб топовой башни, и, встав за камушком (тактика американских тяжелых танков), становимся страшным убийцей, пока нас не снесут артой или чем-нибудь фугасным. AnnoG28_PzIII_IV.png Масса у данной машины почти такая же как и у PzKpfw IV, но при этом мы имеем возможность поставить более мощный двигатель, который даже при средней ходовой танка, позволяет хорошо маневрировать на любой местности и в любой обстановке. За такую манёвренность приходится платить высоким уровнем боев, в которые попадает танк. В плюсы можно записать и наклонную лобовую броню корпуса, повышающую шанс поймать рикошет. К сожалению, за свою маневренность, быструю динамику разгона и небольшие размеры танк лишен серьезного вооружения. Но несмотря на все это, танк оказывает отличную поддержку союзникам в любом бою. AnnoG27_VK3001P.pngЭтот танк — нечто среднее между VK 30.01 (H) и VK 36.01 (H). Как по броне, так и по ходовым качествам. Танк хорош как поддержка на расстоянии, но при необходимости может вступать в ближний бой. Также неплохо себя показывает в такой несвойственной для среднего танка роли как «кустовой охотник». Скорость с топовым двигателем позволяет занять нужную позицию и сменить её в случае необходимости. AnnoG24_VK3002DB.pngТанк похож на VK 30.01 (H), которому заметно усилили бронирование. По стилю боя ближе к КВ-13 — отличное наклонное бронирование и динамика, но слабое в плане пробития вооружение. VK 30.01 (D) выбивается из всех линейки немецких СТ и в чем-то похож на своих советских собратьев — он также ориентирован больше на ближний бой и атаке в группе. Этот танк способен на многое, и отлично подходит для внезапных прорывов в тылы и фланг, для рейдов по засевшим в кустах самоходкам и САУ противника. Имеет неплохие шансы даже против старших собратьев, но учтите, что часто придется сталкиваться с танками, чьей сильной стороной как раз таки тоже является маневренность. Топовая башня прибавит танку массы в ущерб маневренности, но это даст возможность устанавливать топовую 88-миллеметровую пушку и позволит активнее использовать таран. AnnoG03_PzV_Panther.pngНаконец-то!

Легендарная Пантера. Немецкий средний танк 7 уровня — прямой конкурент VK 30.01 (D). Набор орудий схож, но есть различия — у 7,5cm KwK45 L/100 средний разовый урон всего 135, но пробитие гораздо выше. К тому же это одно из самых точных орудий в игре. Также осталась 8,8cm KwK36 L/56, выбор идёт только между этими орудиями. Подвижность на очень низком уровне для среднего танка. По этой причине лучше не ввязываться в ближний бой, а заканчивать его на дальней или средней дистанции. Танк слабо бронирован с боков и кормы, чуть лучше бронирован лоб. Но прямых попаданий по возможности стоит избегать — получать урон не ваша задача.

AnnoG64_Panther_II.pngУлучшенная версия пантеры. Толще броня, лучше орудие, лучше динамика. Бортовая броня тоже стала толще, но все равно недостаточно, так что защищайте борта. Тактика такая же, как и на пантере, но изменения есть — быстрые атаки из под куста и сдерживание прорыва средних танков, благо орудия топовое досталось нам от Тигра 8,8см KwK43 L/71, урон большой и пробитие большое вкупе с прекрасной меткостью и скорострельностью. Но сведение очень долгое. А так по большому счету мы остались снайпером, только противники стали страшней и больше, но и мы стали страшней, теперь нестрашно и выйти против всех (СТ, ТТ и т. д.) танков от 7 лвл, ТТ от 8 лвл нам страшны как и прежде за исключением того, что укусить мы можем сильней. А вот истребление СТ восьмого уровня других наций доставляет одно удовольствие из-за высокой массы, которая просто прекрасно подходит для тарана, и пробития, достаточного для любого СТ8, кроме башен Тип 59 и М26. AnnoG54_E-50.pngСчитается средним танком, но его вес сопоставим с весом Королевского Тигра. А учитывая высокую максимальную скорость, Е-50 может успешно таранить даже вражеские тяжёлые танки, не говоря уже о средних танках или самоходках на их базе. Впрочем главным козырем танка традиционно остаются очень точные орудия и засадная тактика. В бою Е-50 выступает в качестве «мобильной ПТ с башней». Прямая атака имеет смысл только в группе с тяжелыми танками или средними танками. В патче 0.8.8 была усилена лобовая броня танка — по бронестойкости она стала сопоставима с тяжелыми танками. AnnoG73_E50_Ausf_M.pngВершина развития средних танков Германии, возможно лучшие немецкие танки в World of Tanks. Дальнейшее развитие Е-50. Несколько ключевых отличий от предшественника (заднее расположение трансмиссии, куда более высокая скорость поворота ходовой и чуть более низкий силуэт) позволяют в ряде случаев отыгрывать роль типичного среднего танка, впрочем, не стоит этим слишком увлекаться. Машина может похвастать лучшей точностью в игре и лучшим лбом корпуса среди всех СТ в игре, однако стандартные кредитные подкалиберные снаряды усложняют успешное пробитие противника на сверхдальних дистанциях. Увы, за отличную подвижность, уступающую среди одноклассников только танку Bat Chatillon 25t, крепкий лоб и неплохую скорость поворота приходится платить низким уроном в минуту и медленной башней.

Игровое золото Премиумные танки

AnnoG34_S35_captured.pngЗлостный нагибатор своих уровней.Этот трофейный французский танк хорошо вооружён и защищён. Однако его подвижность — не самое сильное место, особенно на топких и слабых грунтах. Также отметим большой и уязвимый двигатель танка, поэтому корпус желательно укрывать. Тогда высокий силуэт идёт танку на пользу — можно активно использовать неровности рельефа, выставив под огонь только небольшую и довольно хорошо защищённую башню. AnnoG46_T-25.pngПротиворечивый танк: с одной стороны быстрый, прочный и довольно хорошо вооружённый. С другой — слабый обзор, посредственная манёвренность, невысокая точность орудия, и догое время сведения, а также склонность к критам. Таким образом, танк довольно непрост в обращениях, но в умелых руках вполне боеспособен, а самое главное — весьма успешно зарабатывает кредиты. AnnoG32_PzV_PzIV.pngКорпус от Пантеры делает этот танк очень интересным. К плюсам танка можно отнести его вес и наклон брони , вес делает танком очень отличным Камикадзе(можно затаранить даже танки 9 уровня), броня не отличается особой прочностью , но имеет очень хороший наклон , что приводит к частым рикошетам. Несмотря на меткость и скорострельность пушки, к минусам надо отнести низкую маневренность танка и слабый домаг пушки для 6 уровня. AnnoG78_Panther_M10.png Немецкий премиумный средний танк седьмого уровня. Представляет собой визуально изменённую стоковую версию танка Panther с повышенным запасом прочности. Орудие 7.5 cm KwK L70 обладает недостаточной мощью и бронепробиваемостью для 7 уровня. Но, «Эрзац-пантера», как правило, попадает в топ, где мало кого мы не пробьем.

wiki.wargaming.net

Немецкие тяжелые танки - стандартные и премиум танки

Назад к учебнику танкиста

Скорострельные и точные пушки делают из немецких тяжей отличных снайперов. Однако в ближнем бою могут возникнуть проблемы из-за не всегда рационального бронирования, больших силуэтов и низкой подвижности. Частично это компенсируется самой высокой прочностью, но лишь частично.

Кредиты Стандартные танки

annoG04_PzVI_Tiger_I.pngЛегенда Панцерваффе! Дождались, первый тяжелый танк! У Тигра больше жизни чем у тяжелых танков других наций (в среднем на 100 хп), но урон от нашей пушки меньше (ненамного, но чувствуется разница). Поэтому нас спасет только наше мастерство. Но мы привыкли к средним танкам, которые хотя бы на немного быстрее, маневреннее и, в конце концов, удачливей. Так что попробуем не соваться первыми в атаку и просто накапливать опыт. Тактика этого накопления подразумевает тактику ПТ с башней, это кусты — дальний обстрел, прятки за более крепкими ТТ то есть помощь по мере сил. Стоит упомянуть что Тигр танк квадратный т.е без наклонных плит брони, а значит рикошеты это редкость, чтобы получать рикошеты придется учится ставить танк под углом к противнику (это сложно, но нужно тренироваться). Не забывайте, что вся техника немцев очень меткая и поиграть в снайпера можно на всех танках. AnnoG57_PzVI_Tiger_P.pngВ отличии от Тигра Хеншеля, Тигр Порше может похвастаться очень крепким (200 мм) лбом корпуса. Правда, это спасает в основном от танков 6-7 лвл — и то если знать, как надо лбом работать. Это позволяет успешно воевать с одноклассниками, выживать во многих боях — по крайней мере до тех пор, пока враг не обнаружит, что башня даже спереди бронирована куда как слабее (100 мм у стокового, 120 мм у топовых башен) корпуса. Но не будем раньше времени плакать, если есть топовый Тигр Хеншеля в гараже, то первое топ орудие у Порше можно ставить сразу и в сток башню. Это даст нам хоть какое-то преимущество. Помним, что танк медленный, плохо маневрирует, но хорошо крутится на месте. Тактика такая - на этой машине либо медленный прорыв (если вы топ в списке или по крайней мере второй), желательно с поддержкой СТ, (учитываем свою медлительность и слабые бока 80 мм как и у Хеншеля), либо можем затыкать любые дыры в обороне и удерживать место прорыва, при грамотном стоянии можно уничтожить всех (если арта не прибьёт, что часто происходит всё из-за той же маневренности), Наконец, тактика ПТ — кусты, укрытия, поддержка, всё что можно делать на Тигре Хеншеля, у нас получится и на Порше. annoG16_PzVIB_Tiger_II.pngКоролевский Тигр - любимец многих танкистов из-за точного и пробивного орудия. Но тут уже надо быть мастером своего дела, ибо серьёзная броня только на лбу танка, хотя и наклонная. Стоковая башня имеет 100 мм лоб, пробить может каждый (не забываем, что танк уже 8 лвл, поэтому такой лоб башни пробьет каждый одноклассник, и даже 7 лвл ТТ), так что новую ставим как можно быстрее. Рекомендуемый вариант изучения — ходовая, башня, орудие (двигатели можно и на Тигре изучить). Вашими одноклассниками становятся ИС-3, ИС-6, Т-32, Т-34, КВ-5 и Lowe — с ними вы сможете легко совладать используя топовое 10.5 мм орудие, крепкий лоб башни (185 мм) и корпуса (150мм + наклон), а так же шасси и двигатели в топовой комплектации. Сток же гораздо менее приятен, хотя 88 мм орудие многие оставляют с целью недопущения выхода танка в минус по кредитам, так как именно с этого немецкого тяжёлого танка переступается та грань, после которой при неудачных боях начинаются убытки. Все орудия можно ставить и на башню Порше, но лучше сначала прокачать башню Хеншеля, шасси, и двигатели, в том порядке, как требует тактика использования танка, а потом уже пушки, при том промежуточное орудие между стоком и топом имеет такую же пробиваемость, как и стоковое, даже немного ниже, урон в полтора раза больше, а стоят снаряды к нему в пять раз дороже, это одна из главных причин дорогого обслуживания этого танка. AnnoG67_VK4502A.pngНеоднозначный танк: своей подвижностью и манёвренностью он больше напоминает средний, а не тяжёлый. К сожалению, бронёй и вооружением он тоже больше средний, чем тяжёлый. annoG55_E-75.pngДальнейшее развитие Королевского Тигра — ещё мощнее, ещё крепче и ещё … медленнее, по крайней мере до установки топового двигателя (кстати — он общий у всей Е-серии). Однако не стоит забывать про слабые борта и повышенную чувствительность танка к фугасам. annoG58_VK4502P.pngВот оно, адское порождение войны известное также как Тапок. Много брони, много жизни, но на бой всегда опаздываешь. Привыкаем медленно ползать и выживать под чрезвычайным вниманием окружающих, используя очень крепкий лоб и заднее расположение башни. annoG56_E-100.pngЭтот тяжёлый немецкий танк можно рассматривать как быстрый и облегчённый во всех смыслах Maus. Но есть и другой путь — достаточно поставить 150 мм орудие. К сожалению, его потенциал полностью раскрывается лишь с кумулятивными снарядами за золото, что делают эту комплектацию выбором почти исключительно для кланваров. Но с бронебойными снарядами он будет почти также хорош, как с кумулятивными. annoG42_Maus.pngО я-я фольксваген!!! Вот она, наша конечная цель. Гроб на колесиках. Maus настолько огромен, что на многих картах можно встать на базу врага, а за тобой спрячется средний танк и ни танки ни даже артиллерия не смогут попасть по этому среднему танку. Maus огромный, медленный и самый живучий. В игре еще будут другие тяжелые танки, но ни один из них не будет иметь столько жизни, как тяжёлый танк Maus!

Игровое золото Премиумные танки

annoG35_B-1bis_captured.pngТрофейный французский танк. Отличается хорошим и почти равномерным бронированием, отличной манёвренностью и точным скорострельным орудием (однако не очень мощным и пробивным). Крепкая броня способна выдержать немало попаданий от танков ниже уровнем. Однако бронепробиваемость орудия и разовый урон зачастую недостаточны для борьбы с одноклассниками и потому прямых боёв 1 на 1 желательно избегать. Кроме того, никуда не делись и традиционные для тяжёлых танков недостатки — большие габариты и низкая скорость, делающие В2 отличной мишенью для артиллерии. annoG51_Lowe.pngЭтот сверхтяжёлый танк (90 тонн) представляет собой серьёзную угрозу на дальних дистанциях. Причиной тому являются отличный обзор 400 метров, в сочетании с высокоточным пробивным орудием 10.5 см IX. Однако в ближнем бою обнаруживаются серьёзные недостатки — общее бронирование довольно слабое (бока и тыл 80 мм), лоб крепче, но нижний бронелист большой и гораздо слабее верхнего. К тому же там находится трансмиссия а значит, крит двигателя или даже пожар не редкость. В итоге выходит что брони у танка особо нет (разве что против 5-7 уровня) и его тактика это поддержка и игра в "ПТ-САУ". Но и задавить мелочь мы собой тоже можем — всё таки 90 тонн это не шутка. Орудию не хватает разового урона при борьбе с танками 9-10 уровня при довольно невысокой скорострельности. К тому же динамикой танк похвастать не может — из-за слабого для такой массы двигателя, свои 35 км/ч он набирает обычно с горки, средняя скорость редко превышает 19-22 км/ч. Таким образом, к выбору позиции приходится подходить с большей тщательностью. Ну а в общем, танк хороший для тех, кто предпочитает тактику ПТ-САУ.

wiki.wargaming.net

Названия танков Второй мировой войны немецких и советских. Названия российских танков

История рассказывает о том, что названия танков появлялись в зависимости от событий, которые происходили. Некоторые получали наименование благодаря своим характеристикам, другие – фамилии командиров. Как известно, Вторая мировая война стала катализатором развития танкостроения. Поэтому эти машины стали широко производить в Германии и Советском Союзе.

Исторический фундамент

Прежде чем мы разберёмся с тем, какие названия танков существовали, обратимся к истории. Впервые гусеничные машины появились во времена Первой мировой войны. Сейчас они мало узнаваемые и имеют лишь косвенные черты с современными конструкциями. Само понятие «танк» имеет английские корни. Оно означает «цистерна». Появилось во время британской контрразведки. Когда Англия решила отправить первые машины на фронт, ей нужно было скрыть этот факт. Тогда разведка пустила слух о том, что железная дорога занята цистернами, отправленными русским правительством. Поэтому британцы скрыли свои бронемашины с предупреждающей надписью и отправили их по рельсам.названия танков

Впервые прототип танка появился ещё в Средние века, причём вариаций на эту тему было множество. Различные конструкции (на колёсах, со щитами и арбалетами) использовались в полевых условиях во время битвы. Первые бронемашины появились уже в начале XX века и стали чем-то само собой разумеющимся. Поэтому немцы, французы и британцы готовы были создавать на их базе боевой транспорт. Уже в 1915 году одновременно было принято решение конструировать танки сразу в нескольких странах.

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.названия немецких танков

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Легендарный лёгкий танк

Со временем названия танков стали меняться на более короткие. Так, первый боевой транспорт, который стали распространять широко, имел названия МС-1. Эта аббревиатура обозначала «малый танк сопровождения». Впервые она была услышана в конце 20-х годов XX века. Всего этот ЛТ насчитывал 960 экземпляров. Появился в бою в 1929 году. Тогда танку удалось распугать всю китайскую пехоту. Есть вероятность, что МС-1 прослужил армии во времена Великой Отечественной войны.названия танков второй мировой войны

Быстрый, как молния

Ещё один, не менее легендарный, танк – БТ-7. Это также аббревиатура. Она обозначает «быстроходный танк». На поле боя дебютировал против Японии в 1938 году. Известность и успех обрёл год спустя на территории Монголии. Тогда в степи БТ-7 смог проявить себя в полной мере, а его скорость сыграла на руку солдатам. До 1942 года эта машина не уступала своим противникам и применялась в войне. С этого момента бронетанк стали использовать значительно меньше, так как появлялись более сильные модели.названия советских танков

Массовое производство

Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.названия танков россии

Страх для немцев

А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым Климом Ворошиловым, которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений – лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.названия русских танков

Боевой «Иосиф Сталин»

Миру известна ещё одна победоносная мощная серия гусеничных машин. Названия российских танков ИС были посвящены Иосифу Сталину. ТТ создали специально для прорыва вражеских позиций. Поэтому каждый справлялся с поставленной задачей. ИС-2 был наиболее популярным среди всех ИСов. За пару дней он смог победить 17 вражеских машин и успешно прорывал оборону к Кенигсбергу и Берлину. Гусеничная машина прослужила российскому вооружению аж до 1995 года.названия российских танков

Современные экспонаты

Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.

Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали – был выпущен Т-90.

Немецкий опыт

Названия немецких танков всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» – наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. – это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf – это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые радиоуправляемые танки, которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по минному полю и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.Танк "Маус"

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда – в Военно-историческом музее.

Оригинальные имена

Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».

Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).М46 "Паттон"

Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.

fb.ru

Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи вызвало настоящую революцию в мировом танкостроении. Появился новый тип танка – быстроходный. Благодаря высокой скорости эти машины могли решать, помимо традиционного сопровождения пехоты, целый ряд других задач. Сразу в нескольких странах начались работы по созданию танков, концептуально схожих по назначению с танком Кристи. В значительной степени к таким быстроходным танкам относится и Pz.Kpfw.III – основной немецкий танк в 1940–43 годах. Какой была история его создания?

Новый класс

К началу 30-х годов конструкторы Германии в обстановке секретности работали над двумя типами танков. Первый из них, Grosstraktor (Gr.Tr., то есть большой трактор), представлял собой машину среднего класса с боевой массой 16 тонн. Вторым типом был Leichttraktor (L.Tr., то есть легкий трактор), 9-тонная боевая машина, вооружённая 37-мм пушкой. Очень похожая по концепции на американский Light Tank T1, эта машина создавалась с оглядкой на английский средний танк Medium Tank Mk.I. Основным назначением немецкого лёгкого танка должно было стать сопровождение пехоты. Работы велись на конкурсной основе: по два танка выпустили Rheinmetall и Krupp. Машины испытывались в СССР, на полигоне «Кама» под Казанью. По итогам испытаний в конструкцию танков были внесены изменения, касавшиеся в основном ходовой части.

Между тем, конец 20-х и начало 30-х годов стали временем больших перемен в мировом танкостроении. Несмотря на общий кризис, на свет появилось несколько боевых машин, которые стали знаковыми. Дуэт Джона Кардена и Вивиана Лойда, объединившийся с оружейным гигантом Vickers-Armstrongs Limited, явил на свет танкетки Carden-Loyd и лёгкий танк Vickers Mk.E. Несмотря на то что для английской армии обе машины оказались проходными, они оказали огромное влияние на конструкцию танков в других странах.

Не стала исключением и Германия. В 1931 году немцами был закуплен артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd, выполненный по той же компоновочной схеме, что и танки конструкции Кардена и Лойда. Проведённые испытания показали, что система с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс имеет массу преимуществ. Взяв за основу английский тягач, концерн Krupp разработал свою машину, получившую обозначение Kleintraktor. Она не только стала основой для появления лёгкого танка сопровождения пехоты Pz.Kpfw.I, но и предопределила концепцию типичного немецкого танка вообще. В соответствии с этой концепцией, немецкий танк был машиной с кормовым расположением бензинового двигателя, трансмиссия и ведущие колёса которой находились впереди. Башня устанавливалась на съёмной подбашенной коробке.

​В 1933 году один из Leichttraktor конструкции Rheinmetall получил свечную подвеску. Это стало первым шагом к будущему Pz.Kpfw.III - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruВ 1933 году один из Leichttraktor конструкции Rheinmetall получил свечную подвеску. Это стало первым шагом к будущему Pz.Kpfw.III

Появление танка Кристи лишь усугубило и без того незавидное положение Leichttraktor. Эксперименты по танку продолжались и в 1933 году, но было очевидно, что время «лёгкого трактора» ушло. Американской машиной в Германии серьёзно заинтересовались. Более того, согласно сведениям Питера Чемберлена, немцы склоняли Кристи работать на них, предлагая сумму в 1 миллион долларов. Но глава U.S. Wheel Track Layer Corporation показал им на дверь. Впрочем, это не помешало немецким инженерам из Rheinmetall-Borsig AG сделать собственную версию подвески Кристи. Её испытали на одном из L.Tr. Rhm., но дальше экспериментов дело не продвинулось, по крайней мере, с этим типом танка.

Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. Согласно первым прикидкам, вооружение в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., заказчиков в лице немецких военных вполне устраивало. Полноценные требования к новому типу танка появились немного позже – в январе 1934 года. 27 числа 6-е Управление вооружений, отвечавшее за разработку бронетанковой техники, запустило процесс разработки танка с 37-мм пушкой, боевая масса которого оценивалась примерно в 10 тонн. Разработка концепции танка шла в тесном сотрудничестве с концерном Krupp. Оружейному гиганту не терпелось «расквитаться» с компанией Daimler-Benz, которая незадолго до того утёрла Krupp нос, отхватив контракт на изготовление башен и подбашенных коробок для La.S. (будущий Pz.Kpfw.I). На Krupp рассчитывали, что смогут взять реванш и получить контракт на новую боевую машину.

Впрочем, в дальнейшем события развивались не совсем так, как рассчитывали в Krupp. В 6-м Управлении вооружений вполне справедливо полагали, что конкурсная основа гораздо лучше. Посему к весне 1934 года задание на разработку было выдано четырём фирмам: Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Машина получила обозначение Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода». Также использовалось обозначение Gefechtskampfwagen 3.7 cm, «боевая машина с 37-мм пушкой». Наконец, называли будущий танк и Vskfz 619, то есть «опытная машина 619». Согласно спецификации, разработанной 6-м Управлением вооружений, танк 10-тонного весового класса должен был иметь 300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку переключения передач ZF SSG 75. Оговаривалась и ширина трака, которая должна была составить 326 мм.

​Так выглядел Z.W. разработки Krupp. В работу пошла лишь башня, идея заодно сделать и сам танк понимания у 6-го Управления вооружений не нашла - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruТак выглядел Z.W. разработки Krupp. В работу пошла лишь башня, идея заодно сделать и сам танк понимания у 6-го Управления вооружений не нашла

Предложенные проекты по своим параметрам во многом оказались схожими. В своих исследованиях Томай Йентц и Хилари Дойл приводят лишь характеристики проектов Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall-Borsig. Вместе с тем, и Krupp проводил аналогичные работы и даже изготовил полноразмерный деревянный макет. Согласно имеющимся данным, боевая масса всех проектов оценивалась в 12 тонн, длина составляла от 5,1 до 5,4 метра, ширина составляла около 2,6 метров, высота – порядка 2,4 метров. Увы, никаких графических материалов по изначальным проектам не сохранилось.

По результатам рассмотрения проектов, работы по шасси и башням разделили. До конца 1934 года компании Daimler-Benz и MAN получили контракты на изготовление одного шасси для Z.W. каждая, Krupp и Rheinmetall-Borsig получили контракты, согласно которым должны были построить по одной опытной башне. Конструкторы Krupp всё же продолжили работы и по шасси, но на этот раз номера в стиле B.W. провернуть не удалось, и дальше деревянного макета разработка не продвинулась. Вскоре из проекта вышла MAN, в результате чего Daimler-Benz получила контракт на два опытных шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он получил название 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen, то есть «боевая машина с 37-мм орудием».

На пути к серии

Опытные образцы шасси Z.W. были изготовлены в августе 1935 года. К тому моменту танк снова переименовали – теперь он стал называться 3.7 cm Geschütz-Panzerwagen, то есть «бронированная машина с 37-мм орудием». Одновременно шли работы по башням, причём Krupp изготовил не одну, а две опытные башни.

Параметры изготовленных Daimler-Benz шасси несколько отличались от изначальных характеристик Z.W. Машина получилась на 40 см длиннее и почти на 20 см шире. Как и требовала спецификация, на танк был установлен 300-сильный двигатель Maybach HL 100 TR с КПП ZF SSG 75. Несмотря на то что максимальная скорость машины оценивалась всего в 40 км/ч, стоит лишний раз напомнить о танке Кристи. При массе в те же 12 тонн он имел двигатель мощностью 343 лошадиные силы. Как можно заметить, характеристики удельной мощности и боевой массы у танков довольно близкие, что простым совпадением назвать сложно.

​Продольный разрез башни разработки Rheinmetall-Borsig - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruПродольный разрез башни разработки Rheinmetall-Borsig

Дополнительным указанием на то, что послужило для немцев образцом при разработке Z.W., является ходовая часть. Как уже упоминалось, ещё в 1933 году на Leichttraktor обкатывался немецкий вариант подвески Кристи. Так вот, и на новый танк он перекочевал в не особо изменённом виде. Надо сказать, что немецкие инженеры по-своему подошли к вопросу свечной подвески. Их не устраивал тот факт, что элементы подвески занимали довольно большой внутренний объём корпуса. Этого удалось избежать, разместив элементы подвески снаружи. При этом длина свечи оказалась заметно меньше, чем у танков Кристи. Меньшими по размеру оказались и опорные катки, которые ставились по 5 штук на борт. К слову, очень похожую по конструкции ходовую часть в 1942 году применили американцы на истребителе танков Gun Motor Carriage T49. Даже число опорных катков было тем же – по 5 на борт. Вряд ли и это было простым совпадением.

​Эта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruЭта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год

На этом, впрочем, сходство с танком Кристи заканчивалось. Ведущие колёса и ленивцы на немецком прототипе использовались совершенно иной конструкции, да и общая компоновка не имела с «американцем» ничего общего. Немцы использовали ленивцы большого диаметра. Ведущие колёса, тоже большого диаметра, имели не гребневое зацепление гусениц, а зубчатое. При этом венец делался съёмным. Ведущие колёса, как и трансмиссия, находились в передней части корпуса, что позволило значительно увеличить объём боевого отделения. С траками конструкторам пришлось сделать отступление от изначального проекта и увеличить их ширину до 360 мм.

Ничего общего с американским танком не имел и корпус. Он получился довольно широким. При этом в отделении управления размещался не только механик-водитель, но и стрелок-радист. Благодаря характерной «ступеньке» подбашенной коробки и наличию боковых смотровых приборов из отделения управления обеспечивался неплохой обзор. Толщина бронелистов корпуса варьировалась от 10 до 14,5 мм, обеспечивая защиту от пуль винтовочного калибра. На опытных Z.W., впрочем, использовалась неброневая сталь.

​На втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruНа втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp

К августу 1935 года были готовы и башни альтернативных конструкций. Обе они проектировались трёхместными, при этом командир танка находился позади орудия и имел командирскую башенку. В конструкции башен угадывалось влияние разработок по теме прототипа среднего танка Nb.Fz., а также башни для La.S. Особенно сильно влияние Nb.Fz. ощущалось в конструкции башни Rheinmetall. Командирская башенка была взята с минимальными изменениями, очень похожими выглядели и боковые люки, которые, как и на Nb.Fz., откидывались назад. При этом общая форма башни сильно напоминала увеличенную конструкцию, которую Daimler-Benz разработала для La.S.. Борта и корма башни представляли собой единую гнутую деталь, что было не очень хорошо с точки зрения технологичности изготовления. Орудийная установка имела внешнюю маску.

​В таком виде башня пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruВ таком виде башня пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III

Конструкторы Krupp при разработке своего варианта также во многом отталкивались от идей, реализованных в башне для Nb.Fz. Как и конструкторами Rheinmetall, ими были во многом заимствованы командирская башенка и боковые люки. Одновременно в Krupp проектировали башню для танка поддержки B.W. (прототипа Pz.Kpfw.IV), неудивительно, что во многом башни этих двух танков получились похожими. По итогам испытаний, проходивших в течение 1935 года, стало ясно, что Krupp со своей работой справилась гораздо лучше. Был составлен список из 25 позиций, по которым в башню следовало внести изменения, но это не особо омрачало общую картину.

Без большой серии

В апреле 1936 года танк обрёл, наконец, название, под которым он всем известен. Отныне он стал Panzerkampfwagen III (3.7 cm), то есть «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой». Одновременно ей присвоили сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141». А год спустя была выпущена серия из 10 танков, которые получили серийные номера шасси 60101–60110.

​Серийный Pz.Kpfw.III Ausf.A из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruСерийный Pz.Kpfw.III Ausf.A из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Хотя общая компоновочная схема, а также форма корпуса и башни остались прежними, серийные Pz.Kpfw.III Ausf.A достаточно сильно отличались от исходного Z.W. В первую очередь это касается ходовой части. Ведущие колёса и ленивцы переделали, последние стали меньшими по диаметру. Немного другой оказалась и конструкция подвески, в которой также установили амортизаторы для передних опорных катков. На танке появились смотровые лючки, а механик-водитель получил специальный смотровой прибор для боевого вождения. Наконец, вместо двигателя Maybach 100 TR был установлен другой мотор – HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил.

​Эта же машина в ходе учений - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruЭта же машина в ходе учений

Ряд изменений претерпела и башня. Первый вариант орудийной маски признали неудачным, её пришлось переделывать. Кроме того, изменилась конструкция командирской башенки. По итогам эксплуатации выяснилось, что пулемётным огнём башенных пулемётов часто повреждалась антенна. Для предотвращения её повреждений под орудийной маской было установлено специальное ограждение, которое отводило антенну.

​Хорошо заметно, что ходовую часть, по сравнению с опытными Z.W., переделали - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruХорошо заметно, что ходовую часть, по сравнению с опытными Z.W., переделали

Столь небольшой размер первой серии (10 танков) во многом объясняется проблемами с ходовой частью. Хотя напрямую об этом не пишется, судя по всему, немцы столкнулись с теми же симптомами, что советские военные на более поздних модификациях БТ, а затем на Т-34. Дело в том, что подвеска Кристи в своём исходном варианте довольно чувствительна к росту массы. В случае с Pz.Kpfw.III Ausf.A боевая масса достигла 15 тонн, то есть на 3 тонны (на четверть) больше, чем исходный проект Z.W. Результатом перегрузки ходовой части стала увеличившаяся продольная раскачка корпуса, причём наличие амортизатора, вероятно, не особо повлияло на общую картину. Проблемы, судя по всему, проявились ещё на стадии испытаний, поскольку ещё в начале 1936 года Daimler-Benz получила контракт на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной тележечной подвеской.

​Танк из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше. Сентябрь 1939 года - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruТанк из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше. Сентябрь 1939 года

Несмотря на проблемы с подвеской, Pz.Kpfw.III Ausf.A не только попали в войска, но даже немного повоевали. Причина оказалась прозаичной: на тот момент в вермахте других средних танков просто не было. Трагикомичность ситуации была в том, что более тяжёлых Pz.Kpfw.IV, «танков поддержки», выпускалось на тот момент больше, чем Pz.Kpfw.III. Впервые отметку объёма выпуска 10 танков в месяц Pz.Kpfw.III удалось преодолеть только в июле 1939 года.

Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, а также 5-й полк 3-й танковой дивизии. Машины довольно активно использовались в манёврах вермахта и часто попадали в объективы фотокамер. Первоначально они несли трёхцветный камуфляж, но к началу Второй мировой войны танки перекрасили в утверждённый с 1938 года тёмно-серый цвет. В составе тех же формирований танки участвовали в боях 1939 года. Из первой линии их вывели только после того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G.

​Pz.Kpfw.III Ausf.A в одной из учебных частей. Танк сохранил оригинальный трёхцветный камуфляж - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruPz.Kpfw.III Ausf.A в одной из учебных частей. Танк сохранил оригинальный трёхцветный камуфляж

На этом служба первых Pz.Kpfw.III отнюдь не закончилась. Танки перешли в разряд учебных машин, их распределили по тренировочным центрам. При этом с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум пару лет. Окончательно Pz.Kpfw.III Ausf.A списали только по износу.

​Подвергшийся переделке танк. На нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара Notek. Также сзади ставили дымовые гранатомёты - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ruПодвергшийся переделке танк. На нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара Notek. Также сзади ставили дымовые гранатомёты

Несмотря на столь неоднозначный дебют, неудачным Z.W. назвать крайне сложно. Да, его ходовая часть подкачала, и с ней пришлось мучиться ещё пару лет. Тем не менее, в целом, как первый немецкий средний танк машина получилась очень неплохая. Запас по возможной модернизации у неё оказался впечатляющим. Pz.Kpfw.III последних модификаций были более чем в полтора раза тяжелее, чем Pz.Kpfw.III Ausf.A, а толщина их лобовой брони выросла в 3 раза.

Уже к 1939 году машина стала едва ли не лучшим средним танком мира, и только встреча на поле боя с Т-34 принципиально изменила эту радостную для немцев картину. Хотя надо сказать, и советскую машину Pz.Kpfw.III превосходил по некоторым параметрам, особенно по обзорности. Впрочем, история превращения Z.W. из «гадкого утенка» в один из лучших танков начального периода Второй мировой войны вполне достойна быть темой отдельного рассказа.

Источники и литература:

  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Фотоархив автора

warspot.ru

Немецкие танки второй мировой войны

Вторую Мировую войну называют "Войной моторов" - в этом есть истина, ведь в ней было задействовано огромное воличество танков, самолетов, автомашин и прочей техники. Если бы Германия соблюдала условия Версальского мирного договора 1919 года, то она не имела бы ни единой боевой машины.Гитлер рискнул обойти это условие...

Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны.Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.

Основное оружие «Тигра I», 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советского ИС не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах.

Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», или нем. «Königstiger», «Королевский тигр» («Бенгальский тигр» на немецком) — немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.

Tiger II вооружался очень точным длинноствольным 88мм. орудием длинной 71 калибр с максимальной эффективной дальностью стрельбы 10км и тремя пулемётами MG34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell и T-34/85 с расстояния 3500 метров. Экипаж из пяти человек был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии,говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда либо была пробита в боевых условиях.

Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации.

Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя.

Лучше всего «Пантеры» проявили себя в активной обороне в виде засад, отстрела наступающих танков противника с больших дистанций, контратак, когда минимизируется влияние слабости бортовой брони. Особенно в этом качестве «Пантеры» преуспели в стеснённых обстоятельствах боя — в городах и горных проходах Италии, в зарослях живых изгородей (бокажах) в Нормандии. Противник был вынужден иметь дело только с солидной лобовой защитой «Пантеры», без возможности фланговой атаки для поражения слабой бортовой брони.

Ягдпантера (нем. Jagdpanther) — немецкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Оснащение Jagdpanther отличалось от Panther только выхлопной системой, конфигурацией люков и небольшим количеством механических деталей. Jagdpanther был вооружён превосходным длинноствольным 88мм. орудием Pak 43/3 L/71 (то же, что использовалось на Tiger II) и одним 7,92 мм. пулемётом, установленным в передней бронеплите.

Ягдпантера, была, безусловно, лучшим вариантом конверсии танка Pz.Kpfw V Panther, более того, она стала наиболее удачным противотанковым САУ II мировой войны, превосходившим по броневой защите все Советские САУ, и по всем параметрам все САУ союзников.

Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода.

«Хетцер» (нем. Hetzer — «Егерь») или Jagdpanzer 38 — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.

Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827

В качестве противотанкового средства 75-мм пушка PaK 39 обладала способностью поражения всех применявшихся во Второй мировой войне средних танков на нормальных дистанциях боя и несколько более ограниченными возможностями по борьбе с тяжёлыми танками.

Бронезащита «Хетцера» была резко дифференцированной: если верхняя лобовая бронедеталь (ВЛД) по меркам 1944 года имела бронезащиту бо́льшую, чем у средних танков 120 мм, то нижняя более чем в полтора раза уступала ей в толщине, а борта и корма корпуса были рассчитаны лишь на защиту от осколков и огня стрелкового оружия

Sturmgeschütz III — немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).

В общем и целом, StuG III был довольно удачным штурмовым орудием, он использовался на всех фронтах как штурмовое орудие и как истребитель танков, как наступательное и как оборонительное оружие. Все версии Stug III имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником. Их экипажи считались элитой бронетанковых войск Германии и имели собственную форму серо-защитного цвета (вариант танковой формы). Stug III имели очень высокий показатель уничтоженных вражеских танков

Panzerkampfwagen IV — немецкий средний танк. Самый массовый танк вермахта (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешутц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.

Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

Hummel (нем. Шмель) (15cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf)) — немецкая самоходная 150 мм гаубица.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года.

Jagdpanzer VI, также широко известный под названием Jagdtiger (нем. «Ягдтигр»), — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Jagdtiger базировался на шасси и компонентах тяжёлого танка Tiger II (Королевский Тигр), но был вооружён 128мм. орудием Pak 44 L/55 (взятым с супертяжёлого танка "Maus") и двумя 7,92мм. пулемётами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полёта снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.

Мощнейшая бронезащита, достигавшая 250 мм в лобовой проекции не пробивалась в упор самыми мощными пушками противника. Однако ценой этих достоинств была очень высокая масса САУ в 75 тонн. Как результат, сильно страдала её подвижность и надёжность.

Дж. Форти "Германская бронетехника во второй мировой войне". Воспоминания американского офицера:

"В1948 году,едва получив офицерские погоны,я получил назначение в Европу. И здесь, на месте бывших боёв в Арденнах, своими глазами увидел то, что когда то было целым полком "Шерманов". Повсюду, сколько хватало взгляда, виднелись перевёрнутые остовы американских танков с сорванными, искоруженными башнями и смятыми корпусами...Что же здесь произошло? Оказывается колонна "Шерманов" подверглась неожиданной атаке с правого фланга. Передовые танки были уничтожены, и тогда замыкающие остановились, повернувшись лицом к нападающему-и тем самым ускорили свою гибель. А уничтожил их... один Jagdtiger.Его огромный корпус и тогда ещё грозно чернел на фоне фермы, возвышавшейся на холме. Наверно он был подбит с воздуха или же, что более вероятно, взорван экипажем после того, как у них закончились боеприпасы. С тех пор прошло 40 лет, но картина страшного побоища до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я наглядно убедился в том, что может натворить один единственный истребитель танков."

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой.Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью.Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра».

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61.Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с.

«Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман»

«Маус» (нем. Maus — «мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще 9 танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание. Источник

fun-space.ru

История появления немецких танков

В годы Первой мировой немцы смогли создать 8 танковых рот, но лишь три были оснащены отечественными машинами.

Германский танкЯвилось ли неожиданностью для руководства армии Германии появление на Сомме 15 сентября 1916 года британских танков? Оказывается, что нет - неожиданности не было, так как немцы смогли получить некоторые данные об английских разработках. Однако этой важной информации немецкие генералы не стали придавать нужного значения. Все же военное министерство в октябре 1916 года попыталось создать производство отечественных танков. И, если не учитывать "скромное" знакомство с английскими танками, то германским конструкторам пришлось все начинать с "нуля", впрочем, как и их английским, а также французским коллегам.

До Первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz ("Моторгешютц"), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии. Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Но 28.02.1912 г. Бурштын получил на свое изобретение немецкий патент № 252815, а 25.04.1912 г. - австро-венгерский № 53248.

Проект

Проект Бурштына

Проект обер-лейтенанта Гюнтера Бурштына (Gunther Burstyn).

Все же, отметим сам факт обращения в прусское Военное министерство и получение патента, что часто воспринимается, как прелюдия истории германского танкостроения. После окончания Первой мировой войны были найдены сообщения о Б. Гебеле, который в Познани в 1913 году якобы производил испытания "вооруженной пушками" вездеходной машины, а в 1914 году даже хотел показать ее в Берлине. Этот проект был рассмотрен комиссией и признан непригодным для войны, впрочем, как вообще не реализуемым. После применения Англией танков в Первой мировой войне в прессе появился рисунок "машины кайзера для прорыва неприятельских рядов", с 20-25 пушками и пулеметами, шипами на броне и "размером с пассажирский вагон". Конечно, это все нельзя было всерьез воспринимать, как задел практических работ.

Мариенваген

Мариенваген I (Marienwagen I)

Тем не менее, Германия имела достаточный уровень технологий, обладала конструкторским и промышленным потенциалом для создания нового оружия. Она была в состоянии организовать производство танков, т.к. имела высоко развитые артиллерийское и сталелитейное производства, а также электротехническую и химическую промышленность, собственное автомобилестроение и двигателестроение. Промышленники осенью 1916 года сообщали кайзеру и военному руководству, что "Ресурсы, находящиеся в распоряжении немецкой промышленности, таковы, что она способна на протяжении долгих лет снабжать нашу доблестную армию всем необходимым оружием".

Дюрваген

Дюрваген (Dürwagen)

Германская экономика имела тяжелое положение, но несмотря на это военная промышленность почти полностью обеспечивала запросы армии в технических средствах, боеприпасах и вооружении, реализовывая "программу Гинденбурга" ("программу интенсификации"). Хотя сама программа танков не предусматривала. В больших объемах применялся автотранспорт, как для доставки войск вдоль фронта, так и подвоза войскам грузов. 20000 автомобилей использовались для переброски подразделений на Румынском фронте. В армии отсутствовал недостаток и в водителях (механиках).

Орионваген

Орионваген (Orionwagen)

За проектировку боевых гусеничных машин взялись несколько фирм. Фирма "Орион" изготовила на базе сельскохозяйственного 3-колесного трактора 18-тонную боевую машину; конструктор Г. Бремер в 1916 году сделал полноразмерный макет бронированного четырех-гусеничного военного экипажа, разработанный им на базе полугусеничного грузовика, путем замены гусеницами передних колес. Конечно, подобные разработки носили чисто экспериментальный характер.

Ходовые испытания

Ходовые испытания первого шасси танка A7V Берлин-Мариенфельде, апрель-май 1917 года.

прототип немецкого танка

прототип танка

Демонстрация 30 апреля 1917 года.Человек в форме - Й. Фольмер (Joseph Vollmer), дает разъяснение генералу Фридриху (General Friedrich)

Как итог - усилия германских конструкторов увенчались успехом и Германия получила танки. Немцы использовали их в Первой мировой войне несколько раз, но в малом количестве. И лишь однажды (24 апреля 1918 года) им сопутствовала удача - под Виллер-Бретонне, когда Германия применила 15 танков A7V и около 20 трофейных английских боевых машин, при большом наступлении войск кайзера. 13 германских танков пошли в атаку с четырьмя пехотными дивизиями, которые добились значительных результатов. Во время Первой мировой войны в Германии смогли создать 8 танковых рот, однако лишь три были оснащены отечественной техникой (по 5 танков в каждой).

pro-tank.ru