ОСНОВНОЙ ТАНК Т-64. Танк т 64


Т-64 – ВЫЗОВ ТАНКАМ НАТО

Мы вынуждены исказить текст в ответ на заблокированную вами рекламу.Друзья! Проект modelist-konstruktor.com существует благодаря рекламе. Просьба добавить сайт в исключения блокировщика и обновить страницу.

Советские танки Т-34 (признанный лучшим средним танком Второй мировой войны) и КВ (бывший сильнейшим в мире вплоть до 1942 г.) явились эпохальными бронированными боевыми машинами, указавшими дальнейший путь развития послевоенному танкостроению. Немецкий генерал-полковник Гейнц Гудериан в своих книгах о танковых операциях во Второй мировой войне достойно оценил выдающиеся ТТХ «тридцатьчетвёрки»: «В октябре 1941 года … я охарактеризовал преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение».

Не менее значимыми вехами на пути создания советской бронетанковой техники стали: средний Т-54 -«глава» первого послевоенного поколения и Т-64 – «первый танк второго поколения». Иностранные военные специалисты отмечали: «Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 1960 -1970-х годов и мог бы задавать тон на поле боя. Этот танк стал сюрпризом, подобно Т-34 во Второй мировой войне… Благодаря его появлению вырос потенциал Советской Армии. Эта машина влияет на него и сегодня».

К началу 1960-х гг. военное командование Советской Армии пришло к выводу о несоответствии танков первого послевоенного поколения новым требованиям ведения боевых действий. Перед Харьковским конструкторским бюро № 60 при заводе № 75, руководимым А. Морозовым, была поставлена задача создать принципиально новый средний танк, с мощным вооружением, но высоким уровнем защиты и динамическими характеристиками.

В 1960 г. в КБ создали экспериментальный образец «объект 430» классической компоновочной схемы с расположением двигательного отсека в корме. Сварной корпус из катаной брони имел борта с надгусеничными нишами, передний лобовой лист толщиной до 120 мм – трёхгранный с большими углами наклона, днище -противоминное корытообразное.

modelist-konstruktor.com

Танк Т-64

   

 

  

К началу 60-х годов прошлого века стало ясно, что средние танки ведущие свою родословную от Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55 и их модификации) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования, хотя оставались вполне современными боевыми машинами, что свидетельствует факт принятия на вооружение средних танков Т-62 и Т-62А в 1962 г. (танк Т-62 остается на вооружении армий многих стран до сих пор). Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием "объект 430" и должен был оснащаться 100 мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62 курсовым пулеметом СГМТ, 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ, двигателем 5ТД и принципиально новой ходовой частью. Три первые экземпляра об. 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 (Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) и поступили на испытания на полигон НИИ БТ в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части. В заключительном акте комиссия отметила новаторские тенденции в конструкции об. 430. Вместе с тем был сделан вывод, что конструкторам не удалось достичь существенного повышения тактико-технических характеристик нового танка по сравнению с Т-54. Это обстоятельство послужило причиной закрытия дальнейших работ по об. 430. В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении  КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту "объект 430". В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115 мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название "объект 435". Новый танк на очередном показе произвел впечатление на представителей ГБТУ и конструкторы в начале 1961 г. получили тактико - техническое задание на разработку нового среднего танка на основе проектов об. 430 и об. 435. Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название "объект 432" в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны. Серийное производство об. 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г. до официального принятия танка на вооружение. Войсковые испытания машина проходила в 41 гв. тд, по результатам которых танк был рекомендован для принятия на вооружение. Об. 432 был принят на вооружение постановлением СМ СССР от 30.12.1966 г. под названием "средний танк Т-64". В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М  уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик. Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием "объект 434". В мае 1968 об. 434 был принят на вооружение под названием Т-64А. В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКМБ) под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А , в ходе которой предполагалось оснащение машины новой 125 мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем (СУО), комплексом управляемого ракетного вооружения (КУРВ), предусматривалось установка более мощного двигателя 6ТД. В 1973 г. была готова техническая документация танка под названием "объект 447", а в 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название "основной боевой танк Т-64Б". Принятие на вооружение Т-64Б, совмещавшего качества среднего и тяжелого танков, привело к появлению нового типа боевых машин - основного боевого танка (ОБТ). Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 - 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты "Контакт", состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Необходимо отметить, что в ходе плановых капитальных ремонтов танки семейства Т-64 ранних выпусков последовательно доводились до уровня более совершенных модификаций, Т-64 до уровня Т-64А (Т-64Р), Т-64А - до уровня Т-64Б и т. д. Отечественной промышленностью производились следующие модификации танка Т-64:

- объект 432 - танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;

- средний танк Т-64 - серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;

- средний танк Т-64А - серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;

- средний танк Т-64Р - танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;

- танк Т-64АК - командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;

- основной боевой танк Т-64Б "Сосна" - модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;

- основной боевой танк Т-64Б-1 - модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;

- танк Т-64БК - командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;

- основной боевой танк Т-64БВ - модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты "Контакт";

- танк Т-64БВК - командирский вариант танка Т-64БВ;

Используя элементы ходовой части Т-64 и его модификаций были разработаны и производились: многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т, путепрокладчик БАТ-2, котлованная машина МДК-3, плавающий гусеничный транспортер ПТС-2, самоходный паром ПММ -2М. На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано  и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций. Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство модификации Т-64 - Т-64БВМ продолжалось на Украине (ХЗТМ) вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана. В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной. Истина, скорей всего где-то посередине. При всем разнообразии мнений и оценок, мы все таки должны признать Т-64 переломной, новаторской машиной опередившей свое время, определяющей тенденции отечественного танкостроения до сих пор.

                                           Тактико-технические характеристики  

№№

п.п.

    Наименование характеристики Наименование

и индекс

Единица измерения Т-64 Т-64А(1969 г.) Т-64АК Т-64Б Т-64Б-1 Т-64БК Т-64БВ
1 Тип танка     средний средний командирский ОБТ ОБТ командирский ОБТ
2 Экипаж   чел. 3 3 3 3 3 3 3
3 Орудие 115 мм Д-68 (2А21) шт. 1

 

 

 

         
125 мм Д81Т(2А26)   1 1        
125 мм Д81ТМ (2А46)       1 1 1 1
4 Курсовой пулемет          7,62 мм ПКТ (6П7) шт. 1 1 1 1 1 1 1
5 Зенитный пулемет 12,7 мм НСВТ "Утес"(6П17) шт.       1 1   1
6 Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К112 "Кобра" к-т       1   1 1
7 Система пуска дымовых ракет 902Б

"Туча-2"

к-т       1 1 1 1
8 Боекомплект 115 мм шт. 37            
125 мм шт.   37 38 36 37 28 36
9М112 шт.       6   6 6
12,7 мм шт.       300 300   300
7,62 мм шт. 2000 2000 1000 1250 2000 1000 1250
дымовые ракеты шт.       8 8 8 8
9 Угол горизонтального обстрела   градус 360° 360° 360° 360° 360° 360° 360°
10 Угол возвышения   градус 14° 14° 14° 14° 14° 14° 14°
11 Угол снижения в переднем секторе обстрела   градус
12 Максимальная эффективная дальность стрельбы Подкалиберным м 2500 2500 2500 2500 2500 2500 2500
ПТУР       100-4000   100-4000 100-4000
13 Начальная скорость полета снаряда Кумулятивным м/с 905 905 905 905 905 905 905
14 Система управления огнем           1А33 1А33 1А33 1А33-1
15 Механизм заряжания пушки     ЭЦ ЭЦ-10 ЭЦ-10 6ЭЦ40 6ЭЦ40 6ЭЦ40 6ЭЦ40
16 Прицел - дальномер     Оптический ТПД-43Б Оптический ТПД-2-1 Оптический ТПД-2-49 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42
17 Блок разрешения выстрела           1Г43 1Г43 1Г43 1Г43
18 Баллистический вычислитель           1В517 1В517 1В517 1В517
19 Датчик ветра           1В11 1В11 1В11 1В11
20 Датчик крена           1В14 1В14 1В14 1В14
21 Ночной прицел     ТПН-1-432 ТПН-1-43А ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23
22 Зенитный прицел           ПЗУ-5 ПЗУ-5   ПЗУ-5
23 Командирский наблюдательный прибор Перескопический комбинированный   ТКН-3 ТКН-3 ТКН-3 ТКН-38 ТКН-38 ТКН-38 ТКН-38
24 Артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ шт.     1     1  
25 Гирополукомпас ГПК - 59   1 1   1 1   1
26 Навигационная аппаратура ТНА-3       1     1  
27 Радиостанция     Р-123 Р-123 Р-123М

Р-130М

Р-123М Р-123М Р-123М

Р-130М

Р-173П

Р-170

28 Переговорное устройство     Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-174
29 Боевая масса   т 36 38 38 39 39 39 42,4
30 Средняя удельное давление на грунт   кг/см² 0,815 0,83 0,83 0,84 0,84 0,84 0,84
31 Длина по корпусу   мм 6428 6540 6540 6540 6540 6540 6540
32 Ширина   мм 3415 3415 3415 3415 3415 3415 3539
33 Высота по верхнему срезу башни   мм 2164 2170 2170 2170 2170 2170 2170
34 Ширина колеи   мм 2730 2730 2730 2730 2730 2730 2730
35 Дорожный просвет   мм 500 500 500 500 500 500 500
36 Скорость максимальная   км/ч 65 60,5 60,5 60,5 60,5 60,5 60,5
37 Запас хода по топливу   км 550-650 500-600 500-600 500-600 500-600 500-600 500-600
38 Запас хода с использованием дополнительных бочек   км   700 700 700 700 700 700
39 Максимальная толщина брони башня мм 90-150-90 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40
лоб 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 120-105-40
борт 80 80 80 80 80 80 80
40 Количество контейнеров динамической защиты   шт.             265
41 Мощность двигателя 5ТДФ   л.с. 700 700 700 700 700 700 700
42 Колейный минный трал КТМ-6 шт.     1 1 1 1 1

 

 

cris9.armforc.ru

Частная коллекция военной техники - танк Т-64Б

Тактико-технические характеристикиОсновного боевого танка Т-64

Боевая масса, т 42,4
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
Длина
с пушкой вперед 9225
ширина 3290
высота 2170
клиренс 500
Броня, мм:
лоб корпуса 100-200
борт корпуса 60-80
корма 30-40
лоб башни около 450
борт башни 90-120
комплект навесной динамической защиты из 179 контейнеров (80 на башне, 99 на корпусе)
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46; один 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет НСВТ; 8 дымовых гранатометов
Боекомплект: 36 выстрелов, 1250 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов калибра 12,7 мм.
Двигатель 5ТДФ, многотопливный, дизельный, 5-цилиндровый, однорядный, двухтактный, турбопоршневой, жидкостного охлаждения, мощность 700 л.с.
Удельное давление
на грунт, кг/см2 0,86
Скорость, км/ч:
по шоссе 60
Запас хода
по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
Высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,80 (с подготовкой 5 м)

Танк оснащен оборудованием для преодоления водных преград вброд (глубина до 1.8 м) и под водой по дну водоема глубиной до пяти метров, практически неограниченной ширины. ОПВТ обеспечивает возможность ведения боевых действий немедленно после преодоления преграды. В связи с использованием двухтактного двигателя оборудование для подводного вождения включает дополнительно выпускную трубу.

В качестве средств связи используется телефонная симплексная радиостанция Р-173. Имеется танковое переговорное устройство на четыре абонента.

Модификации основного боевого танка Т-64

Танк Т-64 (1967 г.) – исходный базовый образец. Был выпущен в ограниченном количестве, в дальнейшем за счет модернизации доведен до уровня Т-64А.

Танк Т-64А (1969 г.) – результат глубокой модернизации модели Т-64. Основные отличия: 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, измененная конструкция автомата заряжания, зенитный пулемет с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новая система ППО, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливность двигателя, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Танк Т-64АК (1973 г.) – командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ диапазона, оснащенной съемной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

Танк Т-64Б (1976 г.) – модернизированный вариант танка Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усиленное бронирование корпуса и башни, быстроразъемное соединение трубы ствола пушки с казенником, увеличение динамического хода опорных катков.

Танк Т-64БК (1976 г.) – командирский танк.

Танк Т-64Б1 (1976 г.) – вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Танк Т-64БМ (1983 г.) – вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД – 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.

Танк Т-64БВ (1985 г.) – вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.

Описание конструкции

Предшественником серийного основного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк «Объект 430». Работа над ним началась в конце 50-х годов, а в 1957 году появился первый экспериментальный образец.

В его конструкции использовалась улучшенная традиционная компоновочная схема башенного танка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и раздельным размещением экипажа. Устанавливалась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС с боекомплектом из 50 унитарных выстрелов. Применялись монолитная сильно дифференцированная броневая защита, новый двухтактный дизель 5ТД, механическая планетарная трансмиссия. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров. Танк имел очень небольшой забронированный объем (менее 10 м3), что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), включающих собственно коробку и бортовой редуктор.

В 1964 году была разработана модель, испытания и доработка которой продолжались до принятия на вооружение в 1967 году. Танк, получивший название Т-64, вооружался 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. В состав СУО входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике для серийных машин с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра был создан автомат заряжания, в котором размещалось 30 выстрелов. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комбинированная броня.

В моторно-трансмиссионном отделении чрезвычайно малых размеров располагались двухтактный многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 700 л. с. и трансмиссия. Последняя состояла из двух семискоростных планетарных БКП с фрикционными элементами, работающими в масле, имела гидросервоуправление. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резинометаллическими шарнирами параллельного типа обеспечивала хорошие характеристики подвижности.

На танке использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения.

В 1969 году начался выпуск модернизированного танка, получившего в 1973 году наименование Т-64А. Первоначально он отличался от Т-64 установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А26, которая вызвала изменения в конструкции автомата заряжания, прицела-дальномера и стабилизатора. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира, башня с повышенным уровнем защиты, автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения, оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, встроенная система, позволяющая преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка, а также система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья.

Начиная со второй половины 70-х годов, в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено.

Экипаж Т-64БВ состоит из трех человек: командир танка и наводчик размещены в башне (первый справа, второй слева от пушки), механик-водитель располагается в носовой части корпуса по продольной оси машины. Сокращение экипажа достигнуто за счет применения автомата заряжания. Наряду с плотной компоновкой это обеспечило малый забронированный объем (менее 11 м3) и низкий силуэт машины.

В носовой части корпуса по бокам от механика-водителя расположены топливные баки, правый является баком-стеллажом – в нем и рядом с ним размещено семь выстрелов к пушке. Водитель занимает свое место через люк в крыше корпуса, но при этом пушка должна быть повернута на небольшой угол. За сиденьем механика-водителя в днище танка имеется люк запасного выхода.

Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. В нем размещены рабочие места командира и наводчика, пушка и спаренный с ней пулемет, автомат заряжания, система управления огнем, средства связи и другое оборудование. Механизированная боеукладка на 28 выстрелов в виде конвейера с лотками расположена по периметру боевого отделения. В каждом лотке снаряд размещен горизонтально головной частью к оси вращения, метательный заряд в частично сгорающей гильзе – вертикально, металлическим поддоном (несгорающая часть гильзы) вверх. Обитаемая часть отделена от конвейера специальной кабиной, вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение необходимо снять с каркаса механизированной укладки два лотка. В обитаемых отделениях на внутренней поверхности башни, крыше корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и других местах закреплен поглощающий материал системы защиты от проникающей радиации в виде подбоя.

Боевое отделение изолировано от моторно-трансмиссионного герметичной перегородкой, в которой имеются вытяжной вентилятор и клапан охлаждения стартера-генератора. В правой задней части корпуса у моторной перегородки размещены ФВУ и подогреватель двигателя. Остальной промежуток между перегородкой и механизированной боеукладкой занят двумя топливными баками.

Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает объем 2.6 м в кормовой части корпуса. Характерной особенностью является использование двухтактного дизеля с горизонтально расположенными цилиндрами, встречно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами, что обусловило конструкцию трансмиссии в виде двух агрегатов – бортовых коробок передач. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии. На надгусеничных полках расположены наружные топливные баки.

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная танковая пушка/пусковая установка 2А46-2. с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола. Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами, а также управляемыми ракетами.

Боекомплект состоит из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Автоматическое заряжание осуществляется из механизированной боеукладки путем выведения снаряда и заряда в плоскость заряжания, их подъема электрогидравлическим подъемником на линию досылания и перемещения в зарядную камору одним ходом досылателя. После выстрела поддон улавливается специальным механизмом и перекладывается в освободившийся лоток. В случае отказа автомата возможно ручное заряжание, но скорострельность при этом будет значительно ниже.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с ленточным питанием и темпом стрельбы 700-800 выстрелов в минуту. Его боекомплект составляет 1250 патронов. Зенитная пулеметная установка с пулеметом НСВТ калибра 12,7-мм и дистанционным управлением обеспечивает стрельбу по воздушным целям на дальность 1500 метров, а по наземным – 2000 метров. Боекомплект пулемета состоит из 300 патронов.

Для наблюдения за полем боя у командира танка наряду с 1-кратными призменными приборами установлен комбинированный (дневной/ночной) перископический бинокулярный прибор ТКН-ЗВ с 5-кратным увеличением дневной и 4.2-кратным увеличением ночной ветвей, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения 50º.

У наводчика имеются оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях с увеличением, плавно изменяющимся в пределах 3,9-9 крат. 1-кратный призменный прибор и ночной прицел ТПН149-23, работающий с осветителем Л-4А.

Система управления огнем 1АЗЗ дает возможность ведения эффективного огня из пушки и спаренного пулемета с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям. В ее состав входят прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы.

В прицеле-дальномере зеркала визуального канала с высокой точностью стабилизированы в двух плоскостях. При движении танка по пересеченной местности стабилизатор поля зрения сохраняет неизменным положение зеркал, обеспечивая тем самым их неподвижность (стабилизацию линии визирования и ее стабилизированное наведение).

Танковый баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки в зависимости от дальности, измеренной прицел-дальномером или введенной вручную, изменения дальности, обусловленного собственным движением танка, крена цапф, скорости бокового ветра, скорости относительного перемещения цели, отклонений условий стрельбы от нормальных при стрельбе из пушки различными типами снарядов. Кроме того, при стрельбе управляемой ракетой в нем вырабатываются углы возвышения и упреждения пушки, а также временной интервал в зависимости от измеренной дальности.

Электрогидравлический стабилизатор вооружения обеспечивает относительное сохранение пушкой и спаренным пулеметом заданного положения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приведение пушки к углу заряжания на время автоматизированного цикла заряжания и по его окончании – в заданное положение. Кроме того, стабилизатором вооружения осуществляется гидростопорение пушки при отскоке от верхнего или нижнего упоров со скоростями, превышающими 7-8.5° в секунду, и в момент приведения к углу заряжания.

В блоке разрешения выстрелов происходит замыкание цепей стрельбы пушки и спаренного пулемета в моменты времени, когда рассогласование между практическим и заданным положением пушки не превышает определенной величины, а также производится необходимая коммутация сигналов.

На танке используется комплекс управляемого вооружения 9К112-1, основными элементами которого является управляемая ракета 9М112 и станция наведения, установленная в боевом отделении танка (за спиной наводчика). Комплекс обеспечивает стрельбу управляемой ракетой на дальность до 4 километров с места и с ходу с вероятностью попадания в цель типа танк, равной 80%.

Конструкция ракеты отвечает специфическим особенностям ее применения в танковом комплексе вооружения. Она состоит из головной и хвостовой частей, выполненных в размерах снаряда и заряда обычных баллистических боеприпасов и может размещаться в любом лотке механизированной боеукладки автомата заряжания. В головной части ракеты размещены кумулятивный заряд и пороховой маршевый двигатель, в хвостовой – аппаратурный отсек и метательное устройство. Стыковка частей осуществляется в лотке механизма заряжания при их досылании в ствол.

Для управления ракетой на траектории применяется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицельную марку на цели, а система наведения автоматически ведет ракету к ней. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы по бортовому источнику модулированного света. Команды управления передаются по узконаправленному радиолучу.

В зависимости от внешних условий стрельбы наводчик выбирает один из трех режимов управления полетом ракеты. При стрельбе на пыльных грунтах возникающее после выстрела пыледымовое облако может явиться причиной потери видимости цели. Для уменьшения влияния пыли пушке придается небольшой угол возвышения над прицельной линией. После выстрела ракета «захватывается» аппаратурой управления, подающей команду на возвращение к линии прицеливания. Сделав «горку», ракета опускается на прицельную линию. Этот режим является основным.

Дополнительный режим управления дает возможность ведения стрельбы в том случае, когда имеется опасность образования пылевого следа вдоль трассы полета. В этом режиме после «горки» ракета не опускается на прицельную линию, а летит с превышением. Лишь непосредственно перед целью она опускается на линию. При стрельбе в этом режиме наводчик должен предварительно измерить дальность до цели.

Третий режим стрельбы управляемой ракетой – аварийный. Он применяется при стрельбе на малую (менее 1000 м) дальность. Необходимость в этом может возникнуть при неожиданном появлении цели, когда пушка уже заряжена ракетой. В этом случае стволу пушки автоматически придается небольшой угол возвышения, а ракета опускается на прицельную линию через 80-100 метров полета.

В конце 60-х годов по уровню защиты как от обычных средств, так и от оружия массового поражения танк Т-64А превосходил все другие модели в мире. Лобовые детали корпуса и башни, выполненные из комбинированной брони, не пробивались снарядами самой массовой 105-мм танковой пушки с дистанции свыше 500 метров, кратности ослабления проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности были в 2-3 раза выше, чем у танка Т-55.

Корпус танка Т-64БВ сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки.

Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивает высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, главным образом от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты. Комплект состоит из 179 металлических контейнеров, внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащие взрывчатое вещество. На башне установлено 80, на корпусе – 99 контейнеров,

Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала.

В МТО установлен многотопливный 5-цилиндровый однорядный, с горизонтальным расположением цилиндров и встречнодвижущимися поршнями, двухтактный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, непосредственным смесеобразованием и двусторонним отбором мощности. Оси коленчатых валов располагаются поперек машины. Мощность двигателя 700 л.с. Он крепится в трех точках (два бугеля и шаровая опора). Установка не требует центровки.

Пуск двигателя осуществляется стартер-генератором, воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры.

Трансмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор.

Коробка передач содержит 4 планетарных ряда и 6 фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике»

Для управления трансмиссией используется система гидросервоуправления. Гидравлическая часть ее скомплексирована с масляной системой трансмиссии. Остановочный тормоз имеет механический привод управления.

Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. Торсионы установлены соосно. На шести из двенадцати узлов подвески – первых, вторых, шестых с каждого борта установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. У всех узлов подвески, кроме вторых, имеются жесткие упоры – ограничители хода катков.

Опорные катки имеют внутреннюю амортизацию: между стальным ободом и алюминиевыми дисками, закрепленными на стальной ступице, привулканизированы и запрессованы резиновые амортизаторы. Восемь поддерживающих катков также имеют внутреннюю амортизацию. Ажурная гусеница состоит из 78-79 траков с резинометаллическими шарнирами параллельного типа.

www.tank-samolet.ru

Основной танк Т-64 | Вооружение России и других стран Мира

Работа над танком Т-64 началась в конце 50-х годов в КБ завода им.Малышева (г.Харьков). В 1960 году появился экспериментальный образец. В его конструкции была использована традиционная компоновочная схема башенного танка с задним расположением МТО и раздельным размещением экипажа. Применялись монолитная значительно дифференцированная броневая защита, новый двухтактный дизель 5ТД, механическая планетарная трансмиссия. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров.

В 1964 году была разработана модель, испытания и доработка которой продолжались до принятия на вооружение в 1967 году. Танк, получивший название Т-64, вооружался 115-мм гладкоствольной пушкой с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой. В состав СУО входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике для серийных машин с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра был создан автомат заряжания. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комбинированная броня.

В МТО малых размеров располагались двухтактный многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 515 кВт (700 л.с.) и трансмиссия. Последняя состояла из двух планетарных БКП с фрикционными элементами, работающими в масле, имела гидросервоуправление. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резинометаллическими шарнирами параллельного типа обеспечивала хорошие характеристики подвижности.

На танке Т-64 использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения.

МОДИФИКАЦИИ

Т-64А. В 1969 г. на смену Т-64, который был выпущен в ограниченном количестве, пришел модернизированный танк Т-64А. Основные отличия: 125-мм гладкоствольная пушка, новая СУО, измененная конструкция автомата заряжания, зенитный пулемет с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новая система ППО, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливность двигателя, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК. В 1973 г. появился командирский вариант танка Т-64А (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона и другого оборудования).

Т-64Б. С 1957 года в СССР были развернуты работы по применению в бронетанковой технике управляемого ракетного вооружения. Одним из основных направлений стало создание специализированных комплексов управляемого вооружения основных танков. Результатом этих работ стал танк Т-64Б (объект 447А) с комплексом управляемого вооружения «Кобра». Головной разработчик комплекса «Кобра» - КБ «Точмаш» (г.Москва). Испытания комплекса 9К112 «Кобра» проводились в 1975 году на объекте 447 (переоборудованном танке Т-64А), оснащенном квантовым прицелом-дальномером 1Г21, комплексом ракетного вооружения «Кобра» с ракетой 9М112. Пуск ракеты производился из штатной пушки 2А46. После успешных испытаний в 1976 году модернизированный танк под индексом Т-64Б с ракетным комплексом 9К112-1, включающим управляемую ракету 9М112, принимается на вооружение. На танке Т-64Б для применения ракетного комплекса установлены квантовый прицел-дальномер 1Г42 и новая СУО 1А33.

Остальные отличия: система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне, сплошные бортовые экраны, усиленное бронирование корпуса и башни, Быстроразъемное соединение ствола с казенником стало с Т-64Б с пушкой 2А46М, увеличение динамического хода опорных катков.

Экипаж танка Т-64Б три человека: командир танка и наводчик размещены в башне (первый – справа, второй – слева от пушки), механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси машины. Сокращение экипажа достигнуто за счет применения автомата заряжания.

Т-64БК В 1976 г., вслед за Т-64Б, стал выпускаться и его командирский вариант.

Т-64Б1 (1976 г.) – вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.). Модификация Б1 (как и Т-72Б1) полностью на имела КУВ, но все места под его установку были оборудованы. Причина сией модели – дефицит денег на то время.

Т-64БМ (1983 г.) – вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД – шестицилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 735 кВт.

Т-64БВ. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал обозначаться Т-64БВ.

Корпус танка Т-64БВ сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны – вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески в днище имеются продольные и поперечные выштамповки.

Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивает высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни достигнуто за счет применения навесной динамической защиты. Комплект состоит из 179 металлических контейнеров, внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащих взрывчатое вещество. На башне установлено восемьдесят, на корпусе – девяносто девять контейнеров.

В 1987 году производство танка Т-64БВ прекращено.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристики Т-64БВ

Боевая масса, т42,4
Экипаж, чел3
Высота по крыше башни, мм2170
Пушка125-мм гладкоствольная – пусковая установка
Боекомплект, выстр36
Типы боеприпасовБПС, БКС, ОФС, УР
Комплекс управляемого вооружения9К112-1
Управляемая ракета9М112 с управлением по радио с оптической обратной связью
Дальность стрельбы, м100-4000
Дальномерлазерный
Стабилизатор2Э26М с электрогидравлическим приводом наведения
Заряжаниеавтоматическое
Пулеметыодин 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защитакомбинированная
Динамическая защитанавесная
Дымовые гранатометы, шт8
Максимальная скорость, км/ч60
Запас хода по шоссе, км500
Двигательмноготопливный двухтактный дизель 5ТДФ
Мощность двигателя, л.с. (кВт)700 (515)
Трансмиссиямеханическая планетарная
Подвескаторсионная
Гусеницас РМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды без/с подготовкой, м1,8 / 5
 

ФОТОГРАФИИ

  

Читайте также:

Танк создан УКБТМ (Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения) под руководством Венедиктова В.Н., принят на вооружение Советской Армии в 1973 г. C cерийного производства танк Т-72 снят. Основное отличие Т-72 ...

ДАЛЕЕ

Основной танк Т-90, представляет собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а ...

ДАЛЕЕ

Т-80 принят на вооружение в 1976 году. Впервые в мире он оснащен газотурбинным двигателем. На первых сериях Т-80 стоял ГТД-1000 мощностью 1000 л. с., на Т-80 модификаций Б(1978) ...

ДАЛЕЕ

Танк Т-72-120 представляет собой глубокую модернизацию танка Т-72Б (об. 184). Модернизация была проведена Харьковским конструкторским бюро им. Морозова (ХКБМ). Модернизации были подвергнуты: вооружение, системы управления, подвижность и защита танка. В ...

ДАЛЕЕ

Танк T-84 был разработан с использованием широкого опыта, полученного в течение многих лет проектирования, испытания и производства военных гусеничных машин. Харьковское конструкторское бюро им. Морозова (ХКБМ) проектирует танки ...

ДАЛЕЕ

Основной танк Т-72

Основной танк Т-90

Основной танк Т-80

Основной танк Т-72-120

Основной танк Т-84

worldweapon.ru