Иностранные модернизация танков Т-54/55. Танк т 54 фото


Иностранные модернизация танков Т-54/55 » Военное обозрение

В последние годы многие не очень богатые страны предпочитают не закупать новейшую боевую технику, а совершенствовать имеющуюся. Причин тому много: современная техника, особенно самолеты, вертолеты и танки — штука крайне дорогая; кроме того, эта техника в ряде случаев обладает избыточными возможностями. Трудно представить себе полуграмотного африканского крестьянина из какой-нибудь Эфиопии за рычагами напичканного разнообразными электронными прибамбасами «Леклерка». Управлять-то танком он может быть и сможет, но вот управиться со всем сложным оборудованием — вряд ли, да и зачем ему это оборудование, если его вероятный противник — такой же полуграмотный танкист? Конечно, сей пример — из области фантастики, правда, весьма близкой к реальности. Тем не менее, для большинства стран новейшие танки — удовольствие слишком дорогое, а зачастую и излишнее. Выход — в модернизации имеющихся на вооружении машин.

Израильская модернизация танков Т-54/55

Первыми за пределами СССР взялись за модернизацию Т-54/55 израильтяне. После войны 1967 года Израилю достались богатейшие трофеи, в числе которых было и несколько сотен танков. Просто переплавить такое количество отличных боевых машин израильтяне справедливо посчитали неразумным, однако и эксплуатировать их в первозданном виде в своей армии также было затруднительно. СССР, естественно, вовсе не стремился обеспечивать Т-54/55 со звездами Давида на башнях запчастями и боеприпасами. Если проблему запчастей можно было решить путем «каннибализации» части машин, то со снарядами к пушкам дело обстояло гораздо сложнее.

В конце 60-х годов командование армии самообороны Израиля пришло к выводу о необходимости стандартизации танкового вооружения. В израильской армии находились танки нескольких типов, соответственно, вооруженные различными орудиями, что затрудняло снабжение танковых частей боеприпасами. В качестве единого орудия была выбрана лучшая в то время на Западе танковая пушка — английское 105-мм нарезное орудие L7 (точнее, ее американский вариант — М68). Эту пушку получили все танки Армии самообороны — «Шерманы», «Центурионы», М48, М60, Т-54/55. Бывшие арабские танки получили также радиостанции, используемые израильской армией и новую систему пожаротушения. На башни некоторых машин наваривались ящики для хранения имущества танкистов или инструментов.

Часть Т-54/55 подверглась более серьезной переделке — на них установили американские дизели 8V-71T и пулеметы «Браунинг». Причина — та же, что и в случае с заменой орудия — упрощение снабжения и технического обслуживания. Т-54 с новыми моторами и вооружением получили обозначение Ti-67. Перед войной 1973 года в Армии самообороны имелось около 100 Ti-67.

Еще более радикальный вариант модернизации танка «серии Т» — так называют на Западе Т-54/55 — впервые был официально показан в 1984 году. Танк «S» получил новую систему управления огнем «Матадор», разработанную израильской фирмой Элбит, американский двухплоскостной стабилизатор вооружения фирмы Каддилак Гэйдж, систему пожаротушения «Халон», прекрасно зарекомендовавшую себя на Меркавах, горевших в 1982 году в Ливане. Вооружение танка усилили 60-мм минометом, размещенным с левой стороны башни. На танке «S» предусмотрена возможность навески элементов динамической защиты «Блэйзер» (постепенно все израильские танки Т-54/55 были оборудованы динамической защитой). Установка нового двигателя привела к небольшому увеличению удельной мощности по сравнению с исходным образцом (с 15,8 л.с./т до 16,03 л.с./т), зато разгонные характеристики танка улучшились на 50%.

"Тиран-5" - модернизированный Т-55

Египетская модернизация танков Т-54/55

Основу танкового парка армии Египта в 70-е и 80-е годы также составляли Т-54, Т-62. Локальную доработку Т-54 египтяне провели перед войной 1973 года, установив на башнях системы ночного видения западногерманской фирмы АЭГ-Телефункен, аналогичные используемым на танках «Леопард-1». В 1984 году командование вооруженных сил Египта приняло решение довести путем модернизации боевой потенциал танков Т-54 до уровня американского танка М60А3. Коль за образец для подражания выбрали американский танк, то и проводить работы по модернизации Т-54 доверили американцам — отделению Дженерал Продактс Дивижн фирмы Теледайн Континентал.

Задняя часть корпуса была удлинена на 600 мм, поскольку пришлось проводить установку нового дизельного двигателя AVDS-1790-5A с турбонаддувом, развивавшего мощность 908 л.с. (80% деталей мотора были такими же, как на танке M60A3). Старую пятискоростную ручную коробку поменяли на гидромеханическую TCM-304 (лицензионный вариант западногерманской Renk RK-304), разработанную специально для средней и тяжелой гусеничной техники. Приборную панель механика водителя выполнили в американском стиле. Подвеску заменили на новую General Dynamics 2880 как на танке M48 «Patton III».

Увеличение объема корпуса позволило почти вдвое (с 812 л до 1312 л) увеличить запас топлива во внутренних баках, обеспечив запас хода в 530 км. Две новые выхлопные трубы (сзади на одной стороне корпуса) заменили выпускное отверстие слева. Бронированный воздухозаборник воздушного фильтра был поставлен в заднюю часть корпуса, чтобы на нём стало возможно крепить внешние топливные баки. В моторном отделении была смонтирована система пожаротушения фирмы HTL Industries, а сверху оно было прикрыто единым бронелистом с несколькими люками для ремонта и осмотра двигателя и вспомогательных систем в полевых условиях.

Что касается вооружения, то 100-мм пушка была заменена на 105-мм орудие с танка M48, однако оригинальный затвор от ДТ-10Т сохранился (модифицировали систему отката). Для наведения была добавлена система наведения Titan Мк 1, которая включала в себя прицел Avimo TL10-T, лазерный дальномер и интегрированный в окуляр CRT графический дисплей. Дополнительно были установлены по четыре на борт дымовых гранатомёта.

Танк Т-55Е Ramses-II

Конец 1980-х годов - изучалась возможность модернизации парка танков Т-55 с германской помощью. По проекту Jung Jungenthal модернизировано два прототипа. Для массовой модернизации принят проект Ramses-II. По проекту предполагалось на части танков оставить 100-мм пушки Д-10Т, а на части произвести их замену на 105-мм пушки М-68.

Танк Т-55 Jung Jungenthal

Иракская модернизация танков Т-54/55

Иракская модернизвция Т-55 и Тип-69. В 1989 году на выставке в Багдаде был продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую защиту башни и передней части корпуса. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн.

Танк Т-55 Enigma

Чехословатскаямодернизация танков Т-54/55

В 80-х годах, когда боевые и технические характеристики Т-55А перестали отвечать современным требованиям, в Чехословакии также была принята программа по их модернизации конечным итогом которой, должен был стать оригинальный чешский Т-55АМ2. Модернизацию предполагалось проводить в два этапа.

На первом этапе на танки устанавливалась разработанная в Чехословакии система управления огнем «Кладиво» (Kladivo). Ее применение существенно повышало точность стрельбы на дальностях до 4000 метров. Следующим заметным изменением была установка системы детектирования и индикации SDIO, которая оповещала экипаж об облучении танка лазерным прицелом противника. Танк прошедший такую модернизацию получал индекс Т-55АМ1.

На втором этапе чехословацкие Т-55 должны были получить систему управляемого вооружения 9К116 «Бастион» (но до развала СССР ее успели установить далеко не все танки), дополнительное многослойное бронирование и более мощный двигатель (В-55АМ2 мощностью 620 л.с.), т.е. пройти модернизацию в основном аналогичную советским Т-55М. Со всеми этими изменениями танк получал индекс Т-55АМ2 (с системой «Бастион» — Т-55АМ2-Б).Т-55АМ2 состояли на вооружении чешской армии, словацкой армии, венгерской армии и армии бывшей ГДР.

Танк Т-55АМ2 чехословацкого производства с системой управления огнем «Кладиво»

Польская модернизация Т-54/55

Польские Т-55 получили накладную броню на днище (для защиты от мин), лобовые части башни и корпуса. Бортовые экраны защищают верх ходовой части от действия кумулятивных боеприпасов; установленные вертикально стальные листы прикрывают надгусеничные баки с горючим. На танке используется гусеница с резинометаллическими шарнирами.

Особенностью польского варианта Т-55 является лазерный дальномер, интегрированный в прицел наводчика, в то время как в других странах дальномер ставился на маску пушки. В систему управления оружием включен новый баллистический вычислитель; Т-образный метеодатчик параметров атмосферы, которые вводятся в вычислитель, хорошо заметен в передней части крыши башни.

Был несколько увеличен боекомплект, башня снабжена вращающимся поликом (как на советском Т-54Б), для облегчения работы механика-водителя введен гидравлический усилитель механизма поворота и главного фрикциона, улучшена смазка двигателя и система его воздушного запуска. Было увеличено количество внешних топливных баков (с трех до шести), благодаря чему запас хода танка возрос до 830 км. Такие танки польского производства известны под обозначением Т-54АМ. Выпускался также и командирский танк Т-54AD («dowodka» — командир) с дополнительной радиостанцией. Для более удобного ее размещения поляки даже увеличили кормовую часть башни. Танки Т-54АD предназначались для командиров полков и начальников штаба.

Танк Т-55АМ Merida

Румынская модернизация Т-54/55

Компоновка танка TR-580 в целом аналогична компоновке танка Т-55. Корпус танка удлинен. В ходовой части используются 6 опорных катков несколько меньшего диаметра, чем у Т-55. Крыша МТО несколько приподнята по сравнению с крышей боевого отделения. Башня — литая, с вварной крышей, но несколько иной формы, чем у Т-55. На бортах башни ближе к корме укреплены коробки с пулемётными лентами для пулемета ДШКМ.

Расположение членов экипажа, вооружения, приборов прицеливания и наблюдения — такие как у советского танка. Машина снабжена стальными бортовыми противокумулятивными экранами.

1995 г. - начата разработка варианта модернизации TR-85 - TR-85M1 Bizonul (Бизон). В разработке принимает участие несколько компаний со всей Европы, оборудование поставляется в основном фирмой Matra (Франция). Вооружение без изменений (планировалось заменить орудие на 120 мм пушку), но установлен новый двухплоскостной стабилизатор и термокожух орудия. Боезапас - 41 выстрел. Дополнительное бронирование со встроенной динамической защитой (башня), комбинированное дополнительное бронирование лба корпуса, бортовые защитные противокумулятивные экраны. Изменена конструкция задней части башни.

Танк TR-85M1 Bizonul

Украинская модернизация Т-54/55

Вместо старенького В-55 мощностью в 580 л.с. в моторно-трансмиссионном отделении был установлен двухтактный многотопливный дизель с противоположно движущимися поршнями и турбонаддувом 5ТДФМ мощностью 850 л.с. В результате максимальная скорость танка повысилась до 65 км/ч. Средняя скорость по шоссе вместо прежних 35 км/ч теперь уже составила 45 км/ч. В распоряжении механика-водителя появилась автоматизированная система управления движением со штурвалом. Под возросшие нагрузки существенно доработали ходовую часть. На танке также стали использовать асфальтоходные гусеницы.

Большое внимание уделено характеристикам защиты. У танка значительно усилили бронирование, установив дополнительную пассивную защиту и так называемую "реактивную броню". На башне танка смонтировали элементы системы оптико-электронного противодействия "Варта". Выживаемость в случае поражения должно обеспечить и новое противопожарное оборудование.

Вместо примитивных прицелов в распоряжении наводчика-оператора появилась современная система управления огнем. Танк может применять управляемое ракетное оружие. А командир танка может дублировать действия наводчика. Для него смонтирована зенитная установка закрытого типа.

Новая пушка по желанию заказчика может быть калибра 125 мм или 120 мм. С ней сопряжен автомат заряжания, установленный в нише башни.

Танк Т-55АГМ

Словенская модернизация Т-54/55

В ходе модернизации были проведены следующие изменения:

На танке была установлена активная броня, её элементы хорошо видны на корпусе и башне.Была установлена новая 105 мм L7A3 с тепловым кожухом. Производитель:British Aerospace Defence Ltd, Royal Ordnance Divisio. Система управления огнём была кардинально улучшена за счёт установки цифрового баллистического вычислителя. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Установлен новый прицел Словенского производства Fotona SGS-55 с лазерным дальномером. Так же на машине установили прицел командира Fotona COMTOS-55 с независимой линией визирования стабилизации, который позволяет ему вести цели и даже производить наведение пушки независимо от наводчика, если потребуется.

Оповещатель о лазерном облучении LIRD-1A связан с системой пуска дымовых гранатометов IS-6 которые могут быть автоматически активированы в случае чрезвычайной ситуации.

Модернизация дизельного двигателя V-12 привела к увеличению мощности с 520 л.с. до 600 л.с.

В ходовой части появились резиновые боковые юбки аналогичные установленным на Т-72, так же танк был оснащен новыми гусеницами с резинометаллическими шарнирами.

В кормовой части башни появилась дополнительная навеска, ящик для имущества экипажа, выполняющая функцию дополнительного противокумулятивного экрана.

Словенский модернизированный Т-55

Сербская модернизация Т-54/55

Сербская машина, предназначенная на экспорт. На танке была установлена: навесная динамическая защита на башне и на лбу корпуса, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, современная система управления огнём, система связи со встроенной защитой, новая силовая установка, мощностью 780л.с..

Танк T-55H, Partner

Китайская модернизации танков Т-54/55

Совместная разработка с американскими компаниями "Textron Marine и "Land Systems"

Компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня сварные. В конструкции танка использовано комбинированное бронирование. Разработку и монтаж верхней части корпуса, башни и двигателя осуществила американская компания «Кадиллак Гейдж Текстрон» (Cadillac Gage Textron).

Отличительной особенностью является характерное для танков НАТО расположение экипажа, при котором командир и наводчик размещаются в башне справа. Приводы наведения пушки электрогидравлические, в случае выхода их из строя управление осуществляется вручную.

Основным вооружением танка является 105-мм нарезное орудие L7. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт, а также крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт M2HB.Танк оснащён системой управления огнём, которая аналогична установленной на американском танке «Стингрей» с лазерным дальномером, тепловизионными приборами.

Шасси танка изготавливались в Китае. Подвеска индивидуальная торсионная. АКПП XTG-411 производства Allison Transmission (корпорация General Motors). Имеются радиостанция, ТПУ и автоматическая система ППО.

Модернизированный Т-55 - Jaguar

Источники:http://vestnik-rm.ru/news-4-4428.htmhttp://www.nauka-tehnika.com.ua/nt/article/tanki-tt-54t-55-chast-3-protivnikihttp://military.tomsk.ru/blog/topic-298.htmlhttp://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1999_08/p4.php

topwar.ru

Танки Т–54 и Т–55 продолжают бой

Фото Т-55Как АК–47, но у танков – Т–54 и Т–55 выдерживают испытание временем на полях сражений во всем мире. Простые в эксплуатации и обслуживании, эти советские бронированные звери по–прежнему популярны в небольших странах и у негосударственных иррегулярных сил – настоящий "Народный танк".

Если переворот или братоубийственная гражданская война вспыхнет в одном из нынешних или бывших бенефициаров Москвы, то есть больше шансы, что Т–54 или Т–55 примут участие. Когда в 1990-х годах рухнул Афганистан, Талибан и 'Объединенный исламский фронт спасения Афганистана' унаследовали танки Т–55, ранее принадлежавшие коммунистическому правительству. В то же десятилетие танки служили в Югославии, в многосторонней гражданской войне.

Сегодня, захваченные иракские и сирийские Т-55 служат под черным флагом "Исламского государства" и других повстанческих групп, воюющих в регионе. Для этих повстанческих армий, 60-летние танки так же полезны, как гораздо более современные образцы, такие как М1 Abrams. Потому что по большей части, танки не должны быть сложными. Дешево, просто и весьма смертоносно - этого достаточно для большинства войн 21-го века.

История

В конце Второй Мировой войны, танковый арсенал Советского Союза состоял в основном из средних танков Т-34-85, наряду с меньшим числом тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Хотя серия танков Т-34 превосходно участвовала в войне против гитлеровской Германии, Советы рассматривали его пружинную подвеску и 85-мм пушку устаревшими.

Более поздние танки ИС - "ИС" означает Иосиф Сталин - доказали, что были не по зубам лучшим танкам Германии. К сожалению, экипажам приходилось заряжать отдельно огромные 122-мм снаряды и заряды в орудие, что снижало темп стрельбы танка и запас боеприпасов. СССР построил более скромный Т-44 - который не видел боевых действий - в попытке уменьшить высоту корпуса Т-34/85 и сместить башню в центр. Однако небольшие размеры сделали для инженеров практически нецелесообразным установку 100-мм или 122-мм пушки.

Стремление к свежим конструкциям привело кремлевских оружейников к созданию среднего танка Т-54 и улучшенного Т-55. Сегодня эти стальные монстры остаются наиболее распространенными танками в мире. Почти десятилетие до появления более узнаваемых T-54A в 1954 году, Советы строили в скромных количествах предшествовавшие модели, известные, как Т-54-1/2/3. Эти версии обычно имели противовес на дульном срезе, а не характерный эжектор - устройство для продувки канала ствола, которое препятствует попаданию ядовитых газов назад в башню.

Танк Т-54-2

Танк Т-54-2

В ноябре 1949 года было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. На фото: Т-54-2 в музее в Тольятти. Обратите внимание на обратный скос в задней части башни.

Фото: Wikimedia Commons, ShinePhantom.

Трудно установить разницу между различными моделями, но, глядя на особенности - это самый простой способ. На предсерийных башнях был обратный скос броневого листа в нижней части на передней и задней стороне, но Советский Союз постепенно устранил эти конструктивные причуды из-за высокого шанса рикошета снаряда в корпус. В дополнение к эжектору для продувки ствола, Т-54А стал первым из этой серии, где был стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. T-54Б пошел дальше - со стабилизатором в двух плоскостях наведения. Небольшая башня Т-54 сохраняла общую высоту всего 2,39 метра, что делало танк ниже и в него было труднее попасть, чем в его сверстника - американский М-48 Паттон. Углы наклона башни также помогали изменять направление очередного снаряда.

Схватки холодной войны

Танки Т-54 впервые принимали участие в боевых действиях в 1956 году в венгерской столице Будапеште, когда Советы использовали их, чтобы сокрушить мятежников, которые свергли местный просоветский режим. Но дебют принял унизительный оборот, когда венгерские повстанцы подогнали трофейный Т-54 в британское посольство, дав западным экспертам крупным планом взглянуть на его сильные и слабые стороны.

В 1972 году Северный Вьетнам начал масштабное вторжение к южному соседу, что в конечном счете, привело к капитуляции Южного Вьетнама. В танковом бою у осажденной базы огневой поддержки Дакто в Контум два легких танка M-41 Южного Вьетнама обстреляли каждый тремя 76-мм снарядами один танк Т-54. Т-54 получил некоторые повреждения, но без труда уничтожил более легкие машины американского производства. После того, как прекратилась стрельба, экипаж СВА спокойно вышел из Т-54 и пошел прочь.

Подбитый танк Т-54

Подбитый танк Т-54

Солдаты ARVN на подбитом танке Т-54 Армии Северного Вьетнама в 1972 году.

Фото: Wikimedia Commons, U.S. Army Center of Military History.

Тем не менее, это выявило одну уязвимость. Неблагоприятные условия в башне сокращали боевую скорострельность до четырех выстрелов в минуту. Умелый западный экипаж танка мог произвести такое количество выстрелов в первые 15 секунд боя.

Еще до этих боевых столкновений, советские конструкторы уже начали работу над улучшенным вариантом - Т-55. Очевидно, снаружи трудно отличить Т-55 от 54А или Т-54Б. Внешне, единственным надежным ключом является отсутствие на крыше башни Т-55 грибовидного вентилятора. Большинство улучшений нового танка были внутренними. Система противоатомной защиты ПАЗ Т-55 способствовала обеспечению герметизации корпуса и башни, а также фильтровентиляционная установка, подающая очищенный воздух с избыточным давлением, препятствовали проникновению радиоактивной пыли. Советы также увеличили боекомплект пушки на девять выстрелов.

Инженеры заменили танковый пулемет СГМ времен Второй мировой рядом с главной пушкой на новый ПКТ. В 1961 году, в дальнейшем модернизированный Т-55А получил противорадиационные материалы, систему фильтрации воздуха для очистки химических и биологических веществ, а также избавились от курсового пулемета.

ДШКМ на танке Т-55Еще одна причина, почему так трудно отличить эти танки друг от друга, в том, что старые версии часто перестраивали по тем же стандартам, как более поздние. Например, на Т-55 изначально не было внешнего крупнокалиберного пулемета ДШКМ на люке заряжающего, как на Т-54. Советское командование сочло, что это оружие бесполезно против истребителей. Но это массивное автоматическое оружие возвратилось, когда танки прошли модернизацию. В отличие от быстро движущихся самолетов, новые ударные вертолеты работали по танкам в ближнем бою и на более низких скоростях.

Все еще в бою

В то время как T-54/55 стал широко распространенным, танк, как правило, был на проигрывающей стороне, сражаясь с сопоставимыми или более продвинутыми западными проектами. Т-54/55 страдал от плачевных условий экипажа, стрелял ужасно медленно и имел тенденцию сбрасывать свои гусеницы. Но неблестящая подготовка, тактика и руководство - и лучшие стандарты их западных противников с такими же профессиональными навыками - были более ответственны за поражения боевых машин, нежели конструктивные недостатки.

Северовьетнамские танкисты часто были плохо подготовлены, что приводило к слабому взаимодействию с пехотой - и в результате к лишним потерям от южновьетнамских солдат группы истребителей танков, вооруженных противотанковыми гранатометами М-72. Точно так же сирийские Т-55 в арабо-израильской войне 1973 года значительно превосходили израильские танки - но израильтяне подбивали их в массовом порядке на Голанских высотах. Что касается освобождения Кувейта в 1991 году, Ирак покидал свои танки в стационарных, вкопанных в землю позициях в пустыне. Тактический промах Ирака превратил его танки в легкую добычу для воздушных ударов коалиции и современных танков "Абрамс", оснащенных тепловизорами.

Иракский танк Т-55

Иракский танк Т-55

Иракский Т-55 в английском музее.

Фото: Wikimedia Commons, John Harwood.

Тем не менее, основные выигрышные моменты Т-55 по-прежнему - простота и приспособленность к эксплуатации. Заводы в СССР построили примерно 50000 машин, и это по самым скромным подсчетам. Польша и Чехословакия собрали в своих странах тысячи танков. К этому можно добавить китайские клоны Type-59. На базе Т-55 были также произведены минные тральщики, танковые мостоукладчики, огнеметные танки, ремонтно-эвакуационные машины. Советы использовали то же шасси для зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2 и новейших тяжелых бронетранспортеров БТР-Т.

В последующих войнах с арабскими соседями в 1960-х и 70-х годах Израиль захватил сотни Т-55. Израильские войска обратили танк - по прозвищу "Тиран" или "dictator" на иврите - против его бывших хозяев. Инженеры в конце концов поменяли советское орудие на превосходящую 105-мм пушку L7 британской разработки. С заменой пушки, машины могли использовать те же боеприпасы, как и любой другой израильский танк.

Танк Тиран-4 и БТР "Ахзарит"

Танк Тиран-4 и БТР Ахзарит

Модифицированный в Израиле Т-54 со 105-мм нарезным орудием L7 и израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55 (от 400 дo 500 единиц), захваченных у арабских стран, впервые появился в 1988 году.

Когда Израиль снял с эксплуатации свои "Тираны", некоторые корпуса стали основой для тяжелых гусеничных бронетранспортеров "Ахзарит" - буквально означает "жестокая". Другие страны добавляли свои собственные, отечественного производства, компоненты для внутреннего и экспортного использования. Некоторые из этих локальных вариантов, таких как румынский TR-85М, имеют мало общего с оригинальной кремлевской конструкцией.

И Россия также произвела модернизированные танки T-55M и T-55AM с дополнительной броневой защитой башни, корпуса и днища. Особенности машин включали обновленные лазерные дальномеры, баллистические вычислители и прицелы. Эти обновленные Т-55 могли запускать управляемый снаряд с лазерным наведением 9М117 "Бастион" в дополнение к стандартным танковым боеприпасам, увеличивая дальность и ударную силу. Москва направила эти модернизированные танки воевать во второй чеченской войне наряду с улучшенными T-62M. Российские командиры считали их более "расходным материалом" в жестокой партизанской войне, чем дорогостоящие Т-72 и Т-80.

Так что, несмотря на боевой недостатки Т-54/55, эти танки обещают остаться популярными на протяжении еще многих десятилетий. Конструктивно-эксплуатационная гибкость и стабильный рынок способствуют их долговечности.

Источник:

Читайте также:

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

трудный путь в серию » Военное обозрение

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который внешне отличался от Т-44 в основном башней несколько больших размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Через месяц главный конструктор А. А. Морозов доложил наркому танковой промышленности В. А. Малышеву о замысле создания машины. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на предприятие график работ, как всегда, слишком оптимистичный: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945-го – закончить испытания, к 20 мая – размножить и доставить всем заводам-изготовителям рабочие чертежи.

Реально же разработка танка завершилась в декабре 1944 года, а опытный образец был сделан в январе-феврале 1945-го. После показа членам правительства машина в марте-апреле того же года прошла испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать ее для принятия на вооружение Красной армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Танк получил индекс Т-54.

Свое и чужое

От серийной «сорокчетверки» Т-54 отличался башней и орудием, как уже говорилось выше, а также двигателем и некоторыми деталями корпуса и ходовой части.

Литая башня с диаметром погона в свету 1800 миллиметров имела толщину брони в лобовой части 180 миллиметров (у Т-44 – 120 мм) и бортов – от 90 до 150 миллиметров (у Т-44 – 90 мм) с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 миллиметров (у Т-44 – 15 мм), сваренных между собой.

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60о и 45о от вертикали, составляла 120 миллиметров против 90 миллиметров у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

Вооружение машины состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием: один был спарен с орудием, второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перпендикулярно продольной оси корпуса монтировался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 лошадиных сил. В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 530 литров. Кроме внутренних (основных) топливных баков снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 литров каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из основных емкостей производился после его выработки из дополнительных.

Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300–360 километров (у Т-44 – 235 км).

Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков, ширина резинового массива которых увеличилась со 150 до 185 миллиметров.

Масса танка возросла до 35,5 тонны, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.

649 изменений

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 миллиметров, бортов – от 125 до 160 миллиметров с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни – 30 миллиметров.

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ (курсовые) устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках, стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни между люками командира и заряжающего находился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Силовая установка танка осталась той же самой, что и на первом опытном образце. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить с 530 до 545 литров, дополнительных наружных – со 165 до 180. Запас хода машины по шоссе, несмотря на возросшую до 39,15 тонны боевую массу, не уменьшился и по-прежнему достигал 300–360 километров. В трансмиссии использовалась трехходовая пятиступенчатая коробка передач с установкой на 2, 3, 4 и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенчатые планетарные механизмы поворота вместо бортовых фрикционов. В ходовой части применен гусеничный движитель цевочного зацепления.

В июле – ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТ полигоне, по их результатам танк опять-таки рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков и доработки документации, потребовавшейся после этого. По результатам очередных предварительных испытаний постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской армии.

Началась подготовка к его серийному производству. В течение 1946 года планировалось изготовить 165 серийных машин, реально же построили только три опытных образца. Государственных испытаний они не выдержали. Межведомственная правительственная комиссия потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. План на 1947 год был утвержден в количестве 250 единиц, но изготовили только 22. Два головных серийных танка подверглись в апреле-мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. По их результатам издано 1490 приказов на доработку деталей и узлов, в связи с чем первую серию из 20 танков Т-54 выпустили лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр.1946 г.

Далек от совершенства

Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корыто-образной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса толщиной 120 миллиметров располагался под углом 60о к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 миллиметров, крыши и днища корпуса – 30 и 20 миллиметров соответственно.

Башня – литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части – 200 миллиметров. Поворотный механизм башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а при поддержке системы командирского управления – командиром.

В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы ее вертикального наведения – от -5о до +18о. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, аналогичной применявшейся на танках ИС-2 и ИС-3, монтировался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела (20 – в отделении управления справа от механика-водителя, 14 – в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 лощадиных сил. Топливные баки емкостью 520 литров располагались в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу – 330 километров.

Коробка передач – пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивавшие получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи – однорядные. Ведущие колеса – литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление – цевочное.

В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения – червячного типа. Гусеница – мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы – 500 миллиметров. Подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме машины крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.

Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный забронированный объем в сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект. Несмотря на увеличение диаметра башенного погона в свету до 1825 миллиметров, из-за больших размеров казенной части орудия боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения, несмотря на наличие двух вентиляторов – нагнетающего (на крыше башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения).

Второй вариант

Всего в 1949 году выпустили 54 танка Т-54, в том числе 13 опытных образцов, 25 учебных и только 16 серийных. Объем конструкторских доработок характеризуют такие цифры: башенная группа подготовила свыше 400 новых рабочих чертежей, корпусная – более 350, моторная – 300, группа оборудования – свыше 250. Испытания продолжались до ноября, после чего вышло постановление правительства о принятии на вооружение новой модификации – Т-54 обр.1949 г., или Т-54-2.

На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков, с командирской башенкой. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. С учетом статистики, согласно которой 90 процентов попаданий в танк приходилось на высоте более метра от земли, а также с целью сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 миллиметров.

Вместо двух пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3500 штук.

Силовая установка отличалась от предыдущей наличием одного мультициклонного воздухоочистителя с масляной ванной, кассетами и эжекционным отсосом пыли из пылесборника. Вместо трех наружных цилиндрических топливных баков установили два плоских прямоугольных, которые разместили справа в кормовой части на надгусеничной полке. Эти баки включили в систему питания двигателя.

Трансмиссия претерпела незначительные изменения. Гусеницу расширили до 580 миллиметров, что позволило уменьшить удельное давление с 0,93 до 0,81 кг/см2. Система электрооборудования и средства связи остались без изменений.

Отработка конструкции завершена

В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось. За этот год только завод № 183 сумел изготовить 423 машины вместо 400 по плану. Выпуск 1951-го составил уже более 800 танков.

В 1951 году проведена вторая модернизация танка Т-54. Машина получила литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши с улучшенным уплотнением погона. Телескопический прицел ТШ-20 заменили новым – ТШ-2-22 с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением. Улучшили защиту от попадания пыли цапф пушки, погонов башни, турелей, командирской башенки, маски пушки, прицела и пулеметов, выключателей и тумблеров. На нижнем лобовом листе корпуса появились узлы крепления каткового минного трала. Заменили оборудование для постановки дымовых завес – вместо двух шашек МДШ установили две более мощные БДШ-5.

Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр.1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. На базе этой машины сконструировали командирский танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.

Запуском в серийное производство Т-54-3 завершился процесс создания и отработки конструкции «пятьдесятчетверки», продолжавшийся шесть лет. Машина наконец-то приобрела свой законченный классический вид. В этот период произошли и серьезные кадровые изменения в руководстве отдела № 520 – КБ завода № 183. В октябре 1951 года А. А. Морозов был назначен главным конструктором КБ-60М завода № 75 в Харькове (ныне ХКБМ им. А. А. Морозова). Временно исполняющим его обязанности назначили А. В. Колесникова, одновременно возглавлявшего сопровождение серийного производства и модернизацию танка Т-54. Такая ситуация продолжалась до начала марта 1953-го, когда главным конструктором завода № 183 в Нижнем Тагиле стал Л. Н. Карцев. Первой крупной модернизацией Т-54, проведенной под его руководством, явилась установка стабилизатора вооружения.

Стабилизатор наведения пушки Д-10Т в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт» был создан в 1951 году. Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ. В СТП-1 был заложен принцип, обеспечивавший постоянное слежение за целью орудия и жестко связанного с ним прицела. Эта схема имела и недостаток – во время заряжания пушка блокировалась на заданных углах возвышения и наводчик лишался возможности наблюдения за объектом обстрела.

Совершенствование продолжается

Танк с пушкой Д-10ТГ получил обозначение Т-54А (объект 137Г). Кроме стабилизатора орудие снабдили эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела и подъемным механизмом со сдающим звеном (предохраняло механизм от поломок при задевании посторонних предметов). В затвор пушки были введены предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу машины и механизм повторного взвода. Внесли также изменения в компенсирующий механизм с целью обеспечения уравновешивания пушки на углах возвышения и склонения. Установили автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 со смещенной влево окулярной частью и со шкалой дальности до цели. Для механика-водителя был введен активный прибор ночного видения ТВН-1.

Двигатель танка также подвергся некоторым переделкам: в систему питания ввели третий наружный бак емкостью 95 литров, поставили двухступенчатый воздухоочиститель с тремя кассетами и эжекционным отсосом пыли, вместо нерегулируемых входных жалюзи над радиаторами смонтировали регулируемые, управляемые рукояткой, расположенной в боевом отделении. Остальные системы остались прежними.

В связи с установкой агрегатов стабилизатора изменились монтажная и принципиальная схемы электрооборудования. Танк оснастили радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.

Т-54А был принят на вооружение в 1954 году. В IV квартале планировалось выпустить установочную партию из 50 машин. Однако из-за несоответствия стабилизаторов техническим требованиям удалось изготовить только 25 единиц.

Отлаженное серийное производство началось только через полгода и осуществлялось с 1955 по 1956 год. В ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливался командирский танк Т-54АК.

Установка системы вертикальной стабилизации вооружения позволила в 10 раз повысить вероятность поражения цели – с 3 до 30 процентов.

Примерно 17 500 танков

К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» – Т-54Б («объект 137Г2»), три опытных образца которой завод № 183 сдал еще в июне 1955-го. Заводские испытания прошли осенью, а полигонные – зимой 1955–1956 годов. Официально танк приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1956 года, соответствующий приказ министра обороны СССР последовал уже 11 сентября.

На Т-54Б устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон», последний позволил довести вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 процентов. Управление орудием и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни.

Для улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении оборудовали вращающейся платформой, установленной на шариковой опоре и имевшей сдающее звено. Это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, число снарядов в котором, правда, не изменилось.

Танк имел активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Для обеспечения их функционирования машина оснащалась ИК-прожекторами: Л-2, крепившимся на орудийной маске, и ОУ-3, смонтированным на командирской башенке. Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных). Т-54Б получил оборудование для подводного вождения (ОПВТ). В положении по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.

На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация – Т-54БК, по составу дополнительной аппаратуры аналогичная Т-54АК.

Серийное производство «пятьдесятчетверок» разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года на трех заводах Министерства транспортного машиностроения: № 183 в Нижнем Тагиле, № 75 в Харькове и № 174 в Омске. При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на основе Т-54: САУ, ЗСУ и инженерной техники. Кстати, на заводе № 75 параллельно шел серийный выпуск тяжелых артиллерийских тягачей АТ-Т, разработанных на базе «пятьдесятчетверки», причем превышавший в отдельные периоды объем выпуска танков.

Назвать точное количество построенных Т-54 трудно. Однако его удастся определить (хотя бы приблизительно) по косвенным данным: например, по числу изготовленных 100-мм пушек. Полных сведений, правда, и тут нет, но есть цифры объемов производства с 1947 по 1957 год. За 10 лет выпущено 16 197 орудий: 10196 – Д-10Т, 4796 – Д-10ТГ и 1205 – Д-10Т2С, что примерно соответствует количеству произведенных за эти годы «пятьдесятчетверок». Примерно потому, что танков построено меньше, чем орудий к ним. Какое-то число последних было установлено на различные опытные образцы, а также использовано для замены вышедшего из строя вооружения. С учетом боевых машин, изготовленных в 1958-м и в начале 1959 года, можно говорить примерно о 17–17,5 тысячи произведенных Т-54.

topwar.ru

National Interest считает Т-54 и Т-55 "калашниковыми" мира танков

«В большинстве войн 21 века танку не обязательно быть сложным – достаточно быть недорогим, доступным и смертоносным»

Большинство улучшений Т-55 по сравнению с предшественником, замечает  О-Йонг, коснулись внутренних систем. В частности, была обеспечена герметизация командного отсека и защита от радиоактивной пыли на случай ядерного удара. Танковая пушка получила дополнительные девять снарядов. Вместо танковых пулеметов СГМ, Т-55 был оснащен пулеметами Калашникова, а после 1961 года был дополнен противорадиационной защитой и системой фильтрации воздуха. Изначально создатели Т-55 отказались от идеи использования пулемета ДШКМ, поскольку сочли его неэффективным против реактивных истребителей, однако, с появлением новых боевых противотанковых вертолетов пулемет вернули.

При этом аналитик подчеркивает, что в большинстве войн 21 века танку не обязательно быть сложным – достаточно быть недорогим, доступным и смертоносным. А значит, приходит к выводу автор, спроектированные в СССР "стальные монстры" Т-54 и Т-55 еще не одно десятилетие сохранят свою популярность вопреки некоторым боевым недостаткам, сообщает РИА Новости.

Средние танки Т-54 и Т-55 (СССР)

Создание

Танк Т-54Разработка Т-54 была начата в конце Великой Отечественной войны с учетом опыта боевого применения танков. Необходимо было создать танк, превосходящий по своим тактико-техническим характеристикам средние танки Т-34 и Т-44.

Первая машина увидела свет весной 1945 года. При его создании прежде всего уделяли внимание высоким боевым характеристикам1, эксплуатационные характеристики2 со­бирались доводить в ходе серийного производства и эксплуа­тации в войсках — как это было со всеми советскими предшественниками Т-54.

Т-54 / Фото: www.modernarmy.ru

Одновременно, весной 1945 года, командующий бронетан­ковыми и механизированными войсками Советской Армии мар­шал бронетанковых войск Яков Федоренко составил и направил Сталину справку о состоянии и перспективах развития бронетанковых войск и вообще советского танкос­троения. Следует заметить, Сталин в проблемы танкостроения вникал весьма дотошно.

Записка Я. Федоренко заканчивалась неожиданно — пе­речислив все советские танки, в том числе и новейшие, он делал вывод, что они не отвечают требованиям эксплуатации в мир­ное время. Они слишком затратны и имеют низкую надежность всех систем. И вот маршал предложил оставить на вооружении американские «Шерманы» и английские «Валентайны»! Либо со­здавать танки, которые имели бы такой уровень надежности, как вышеперечисленные машины.

Я. Федоренко был настоящим руководителем государствен­ного уровня. Одновременно с запиской он организовал допол­нительные ресурсные испытания всем танкам, состоящим на вооружении, и направил в КБ-520 (Нижний Тагил) генерала Александра Сыча — оказывать помощь в доводке Т-54.

Т-54 на учениях / Фото: www.modernarmy.ru

Колонна Т-54 В 1946 году была выпущена серия танков Т-54, направленная в части 5-й гвардейской танковой армии. Однако вскоре из войск начали массово поступать рекламации на машину (в свое время похожая история была и с Т-34).

Получив заверения руководства Министерства среднего машиностроения (бывший Танкопром) и Федоренко в том, что есть возможности довести Т-54 до должного уровня надеж­ности, Сталин дал указание остановить производство танка, с сохранением выплаты средней заработной платы рабочим и инженерам трех заводов (Нижнетагильского, Харьковского и Омского), и в двухлетний срок провести работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства тан­ка. Все это получило название «Программа устранения конс­труктивных недостатков».

Благодаря этому с 1947 года производство Т-54 не только возобновилось, а стало нарастать с каждым месяцем. А Со­ветская Армия получила на вооружение не просто вполне современный танк, а надежный и эффективный, верой и правдой прослуживший целых 40 лет!

Основные характеристики танка Т-54

Годы выпуска:      1947-1959    
Масса, т 36
Экипаж, чел4
Габаритные размеры, мм:длина - 9000; ширина - 3270; высота - 2400
Вооружение:нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм; 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм
Броня, мм 20...200
Мощность двигателя, л.с.520
Максимальная скорость, км/ч50
Запас хода, км 350...400

Примерно за 5 лет Т-54 был доведен до высокого уровня надеж­ности, а огневые возможности танка были повышены благодаря установке стабилизатора танкового вооружения. Таким образом эффективность огня танка Т-54 возросла с 30% до 50% вероятности попадания в цель. Главное — танк получил возможность совершать длительные марши в составе танковых подразделе­ний (не менее 300 км в сутки) и вести высокоподвижные боевые действия (стрельба с ходу становилась основным видом огня для советских танкистов)

Средний танк Т-55 / Фото: www.modernarmy.ru

Танк Т-55Т-55 был создан в ходе поэтапной модернизации Т-54. Разработчиком его было КБ УВЗ (г.Нижний Тагил), при участии ХКБМ (Харьковское конструкторское бюро по машиностроению).

Обычно его называют «ядерным танком», то есть вариантом Т-54, приспособленным к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Однако, это далеко не все отличия Т-55 от его предшественника.

Леонид Карцев, создавая Т-55, впервые в мире подошел к со­зданию танка, как к комплексной многофункциональной боевой машине. Внешне Т-54 и Т-55 мало чем отличаются. Но внутренние отличия значительные. Прежде всего, на Т-55 удалось достигнуть надежности в той сфере, где мы всегда были догоняющими — в электронике. Начиная с Т-55,советская танковая электроника уверенно держит пальму первенства. Да, звучит неожиданно. Но это так.

Основные характеристики танка Т-55

Годы выпуска:      1958-1979    
Масса, т 36
Экипаж, чел4
Габаритные размеры, мм:длина - 9000; ширина - 3270; высота - 2400
Вооружение:нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм; пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм; 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм
Броня, мм 20...200
Мощность двигателя, л.с.580
Максимальная скорость, км/ч50
Запас хода, км 450...500
Главными новинками Т-55 были:
  • система противоатомной защиты (ПАЗ)
  • унифицированная аппаратура противопожарного обо­рудования (УА ППО)
  • оборудование для подводного вождения (ОПВТ)
  • стабилизатор танкового вооружения (СТВ)
Особенностями этих систем были ком­пактность, надежность и эффективность. Нашего уровня первых двух показателей Запад не достиг и сегодня. Да и с эффективностью тоже не все однозначно — она ниже.

Т-55 / Фото: www.modernarmy.ru

ПАЗ и ППО представ­ляют собой целый комплекс, работающий в автоматическом режиме. Элементы ПАЗ и ППО в автоматическом, полуавтоматичес­ком или ручном режиме защищали экипаж танка и его обору­дование от поражающих факторов ядерного взрыва. А фильтровентиляционная установка (ФВУ), входящая в состав ПАЗа, с успехом заменила башенный вентилятор. Уровень очистки воздуха от радиоактивной пыли составлял 96%. Все это давало возможность преодолевать участки местности, зараженные ра­диоактивными веществами, с ходу. Экипажи, находясь внутри танков, средства защиты могли не надевать, что значительно снижало их утомляемость и не снижало боевых возможностей. Какое-то время еще сохранялся норматив по надеванию ОЗК в танке, но это была чаще нездоровая инициатива млад­ших командиров, применявших этот норматив в воспитатель­ных целях. Недостаток у этих систем был один — они защищали только от радиоактивной пыли, но не были преградой для проникновения внутрь танка отравляющих и бактериальных веществ. И тут никак нельзя было обойтись без надежных друзей солдата второй половины XX века — противогаза и ОЗК. Этот недостаток был устранен только при создании Т-64.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru 12    

www.arms-expo.ru

Обзор советского среднего танка Т-54.

2 Февраль 2012, 09:41 admin 21 858

Предлагаю вашему вниманию обзор среднего советского танка Т-54, присланный одним из игроков WOT. Процесс игры на этом танке доставляет массу удовольствия и фана. из этого обзора вы узнаете немного истории танка, различные тактики ведения боя, а так же советы по пробитию этого танка.

 

Историческая справка по Т-54. 

Для начала немного исторической информации по боевой единице. Советский средний танк, который приняли на вооружение в 1946 году, подвергался постоянным модернизациям и выпускался до 1958 года, когда была выпущена модификация Т-55, основной целю которой, было дать возможность использование танка в условиях военных действий с применением ядерного оружия. Производство продолжалось до 1979 года, а всего выпущено более 100 тыс. единиц, с таким количеством выпущенных машин он стал лидером за всю историю танкостроения.

Технические характеристики танка Т-54 в игре. 

Ну, хватит об истории, вернемся к игре. Скоростной, маневренный с высоким темпом стрельбы, получивший у игроков прозвище «таракан». Кстати, прозвище подобрано очень удачно, он чем-то напоминает это насекомое, как своей общей формой, так и при  движении, чем-то напоминает этого жука. А когда двигается сразу несколько т-54 вместе и они начинают петлять по местности, то в еще большей мере складывается впечатление, что какие-то жуки быстро ползут по земле.

Давайте посмотрим таблицу характеристики танков IX уровня всех наций для сравнения.

Зеленый, светло-зеленый, оранжевый и красный - от лучшего к худшему.

 

Характеристика/Танк

Т-54

E-50

M-46 Patton

BatChat t25

Прочность

1650

1650

1600

1600

Масса (т)

35,99/39,8

60,68/64

41,07/41,2

24,5/24,6

Мощность двигателя (л.с.)

700

750

560

mirtankov.su

Фото Т-54Б

Фото Т-54Б

 

Автор: Сергей (interest68)

 

     

1- Т-54Б (один из вариантов)

2 – МТО Т-54Б

3 - Укладка брезента и колпака механика водителя. На задней части башни находятся скобы и планки установки турели с зенитным пулеметом в транспортном положении.

4 - Левая надгусеничная полка, за ящиком ЗИП арт. системы уложены троса для установки бревна самовытаскивания – это их штатное место.

 

       

1,2 – Т-54Б

3 – Башня Т-54Б

 

        

1, 2 -Люк командира танка.

3, 4 - Люк заряжающего. Турель зенитного пулемета (отличная от Т-55) в походном положении, обратите внимание, что люк при этом стопорится боком.

 

   

1 - Место механика водителя танка Т-54Б. Триплекса опущены.

2 - Вид на место механика водителя со стороны боевого отделения. Слева два пятилитровых баллона воздушной системы, рядом нагнетающий насос системы коллективной защиты.

3 - Правый задний угол боевого отделения, баллоны системы ППО.

 

                 

 

1, 2 - На переднем плане стеллаж для установки АКБ, за ним установлен стеллаж укладки боеприпасов.

На Т-55 и Т-54М установлены баки-стеллажи, а на Т-54Б просто стеллажи.

3 - Подогреватель, на Т-54Б устанавливались как большие там и малые подогреватели, большой производительности. Над подогревателем установлен стеллаж, а над ним рукоятка сброса левой БДШа.

4 - Левый задний угол. Вытяжной вентилятор, под ним отсутствует перегородка, ее сняли для доступа к ручному топливному насосу РНМ, там же находится топливный распределительный кран (очень неудобное расположение для механика-водителя). Подогреватель, над ним находится спидометр. У водителя, где на средних машинах установлен спидометр, слева от триплексов, на Т-54 установлен тахометр.

5- «Малый» подогреватель, хорошо видно спидометр прикрытый специальным ограждением.

www.btvt.narod.ru

Средний танк Т-54А (СССР)

Средний танк Т-54АТанк Т-54А являлся дальнейшим развитием танка Т-54 в отношении повышения его огневой мощи. Он был разработан коллективом КБ Уралвагонзавола в Нижнем Тагиле, который возглавлял и.о. главного конструктора Л.Н. Карцев. ОКР по созданию среднего танка Т-54 со 100 мм пушкой Д10-ТГ и стабилизатором «Горизонт» была задана Постановлением СМ СССР от 14 апреля 1952 г. При проектировании танк имел обозначение «Объект 137Г». Во второй половине 1952 г. на заводе № 183 было изготовлено 2 опытных образца, которые после проведения заводских испытаний были доработаны и в апреле 1953 г. переданы для проведения полигонных испытаний. Но результатам полигонных испытаний министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Н.А. Булганиным 21 октября 1953 г. было принято решение об изготовлении установочной партии танков для войсковых испытаний.

Постановлением СМ СССР от 19 ноября 1954 г. танк был утвержден для серийного производства и ему была присвоена марка Т-54А. В январе 1955 г. заводом была изготовлена установочная партия танков Т-54А в количестве 50 машин для войсковой эксплуатации. По результатам войсковых испытаний в конструкцию стабилизатора были внесены изменения. Приказом министра обороны СССР от 22 марта 1955 г. он был принят на вооружение Советской Apмии. Серийное производство танка осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове (завод №75), Омске (завод №174) и Нижнем Тагиле (завод №183). Всего выпущено 4602 танка Т-54А.

 

Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54. Отделение управления располагалось слева в носовой части корпуса танка. В нем размещалось рабочее место механика-водителя. Над сиденьем механика-водителя в крыше корпуса имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой. Впереди люка были установлены два призменных прибора наблюдения. При вождении танка в положении механика-водителя «по-походному» (с открытым люком) над его гoлoвoii в ненастную погоду устанавливался колпак со смотровым стеклом. Стекло имело электрический обогрев и было оборудовано стеклоочистителем с ручным приводом. При вождении танка ночью вместо левого смотрового призменного прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-1 («Угол»). При совершении марша ночью прибор ТВН-1 мог устанавливаться снаружи танка на специальном кронштейне. В носовой части корпуса тапка справа от рабочего места механика-водителя были размещены передние топливные баки, аккумуляторные батареи и основная часть боекомплекта к пушке.

 

Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и в башне. В нем находились основное и вспомогательное оружие танка. Рабочее место наводчика находилось слева от пушки, командира танка - за рабочим местом наводчика. Для безопасной работы командира между его рабочим местом и пушкой было установлено неподвижное съемное ограждение. Рабочее место командира было оснащено командирской башенкой, располагавшейся на крыше башни. В передней части командирской башенки устанавливался прибор наблюдения командира ТПК-1 «Узор», а по периметру крышки люка - четыре призменных прибора. Рабочее место заряжающего было оборудовано справа от пушки. Наводчик и заряжающий могли вести наблюдение через индивидуальные смотровые приборы МK-4, располагавшиеся в крыше башни. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем были установлены двигатель с системами, обеспечивавшими его работу и агрегаты трансмиссии.

 

Основным оружием танка Т-54А являлась 100-мм стабилизированная танковая пушка Д10-ТГ с эжекционнным устройством для удаления пороховых газов из ствола пушки после выстрела. Боевая скорострельность пушки при стрельбе с места достигала 7 выстр/мин, при стрельбе сходу - 4 выстр./мин. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Еще один 7,62-мм пулемет СГМТ (курсовой) был установлен в отделении управления. 12,7-мм пулемет ДШК (с 1956 г. - ДШКМ) устанавливался на вращающейся турели, находившейся на основании люка заряжающего. В комплект танка также входили 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и двадцать ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 34 выстрелов, к пулеметам СГМТ - 3000 патронов, к пулемету ДШК - 500 патронов, к автомату - 300 патронов, к сигнальному пистолету - 12 патронов.

 

Средний танк Т-54А

При наводке пушки и спаренного пулемета в цель применялся телескопический шарнирный прицел ТШ2А-22 с электрообогревом защитного стекла и механизмом очистки защитного стекла от пыли и грязи. Углы наводки спаренных пушки и пулемета в вертикальной плоскости составляли от -4-5 до +17-19°. Для обеспечения автоматического удержания пушки, спаренного с ней пулемета и прицела в заданном положении в вертикальной плоскости танк был оснащен стабилизатором танковой пушки СТП-1 («Горизонт»). Он представлял собой силовой электрогидравлический привод с гироскопическим задающим устройством. Основными элементами стабилизатора являлись гироблок с преобразователем и электронно-ламповым усилителем, гидроусилитель с приводным электродвигателем и силовой цилиндр. Скорость вертикальной наводки пушки от пульта управления наводчика при включенном стабилизаторе составляла от 0,07 до 4,5 град./с, а средняя величина отклонений пушки и спаренного пулемета от заданного положения при движении танка не превышала одной тысячной дальности. Величина угла склонения спаренных пушки и пулемета при включенном стабилизаторе уменьшалась по сравнению с углом наводки при выключенном стабилизаторе на 45', а угол возвышения - на 45'-3°45'. При включении стабилизатора в подъемном механизме пушки секторного типа со сдающим звеном с помощью рукоятки переключения осуществлялось расцепление червяка от червячного колеса.

 

Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы. Для предохранения от поломок в механизме поворота башни имелась дисковая фрикционная муфта, выполнявшая роль сдающего звена. Преимущественно поворот башни осуществлялся с помощью танкового автоматизированного электропривода наведения ТАЭН-3 «Восход» с рабочего места наводчика поворотом пульта управления и с рабочего места командира нажатием на кнопку целеуказания на левой рукоятке прибора наблюдения. Скорость поворота башни могла плавно изменяться от 0,05 до 10 град./с в зависимости от угла поворота пульта наводчика. При командирском целеуказании башня поворачивалась с максимальной скоростью. Прямая наводка в цель пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2А-22, имевшего сменное (3,5'' и 7") увеличение. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пушки составляла 6900 м, из пулемета - 2200 м. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень и угломерный круг на погоне опоры башни. Максимальная дальность стрельбы - 15 600 м.

 

Производство выстрела из танковой пушки осуществлял наводчик с помощью спускового механизма, состоявшего из электрического и механического (ручного) спусков. Электроспуск производился с помощью кнопки, находившейся в верхней части правой рукоятки пульта управления или от рычага электроспуска, размещавшегося на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Рычаг механического спуска находился на левом щите ограждения пушки. Стрельба из спаренного пулемета производилась также наводчиком. Электроспуск производился с помощью кнопки, находившейся в верхней части левой рукоятки пульта управления. Огонь из курсового пулемета вел механик-водитель, наводя его на цель поворотом тапка. Кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом танком. Стрельбу из пулемета ДШК вел заряжающий, стоя на своем сиденье. Наводка пулемета в воздушную цель производилась с помощью коллиматорного прицела К10-Т, а в наземную - с помощью рамочного прицела.

 

Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка был сварен из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 45, 80 и 100 мм. Башня танка - литая с переменной толщиной брони от 48 до 200 мм. Для тушения пожара, возникшего в танке, применялась полуавтоматическая углекислотная установка с кнопочным управлением. Создание дымовой (аэрозольной) завесы осуществлялось с помощью двух шашек БДШ-5, располагавшихся на корме корпуса танка. На каждом четвертом изготавливавшемся на заводе танке к верхнему наклонному листу броневого корпуса приваривались два кронштейна, а к нижнему наклонному листу - восемь планок. Они предназначались для установки на танк каткового минного трала ПТ-54.

 

Средний танк Т-54А

Основу силовой установки танка составлял четырехтактный дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.). Двигатель был расположен перпендикулярно к продольной оси танка. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М мощностью 11 кВт (15 Л.С.). В случае отказа в работе электростартера пуск двигателя осуществлялся с помощью системы воздушного пуска. Сжатый до давления 13,5-15 МПа (135-150 кг/см воздух находился в двух баллонах емкостью по 5 л каждый. Минимальное давление, при котором осуществлялся пуск двигателя, составляло 4,5 МПа (45 ктс/см) летом и 6,5 МПа (65 кгс/см) зимой. В топливной системе применялось дизельное (летнее, зимнее и арктическое) топливо. Общая емкость внутренних топливных баков составляла 532 л, наружных -280 л. Запас хода по шоссе на внутренних и наружных топливных баках достигал 420-440 км, по грунтовой дороге -280-290 км. В системе воздухоочистки был применен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. В закрытой с принудительной циркуляцией жидкости системе охлаждения был установлен трубчатый радиатор. Заправочная емкость системы смазки двигателя составляла 82 л. Для подготовки двигателя к пуску в период зимней эксплуатации применялся форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом.

 

Механическая трансмиссия состояла из входного шестеренчатого редуктора, многодискового, сухого трения (сталь по стали) главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением зубьев шестерен и с синхронизаторами на II-V передачах, двух планетарных двухступенчатых механизмов поворота танка и двух одноступенчатых бортовых редукторов (i=6,78). В состав гусеничного движителя входили: два ведущих колеса со съемными венцами цевочного зацепления с гусеницами и две металлические мелкозвенчатые (шаг трака 137 мм) гусеницы с ОМШ, два направляющих двухдисковых колеса с двух-червячными механизмами натяжения гусениц и десять литых двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией. Опорные катки левого борта были смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. С апреля 1956 г. в опорных катках стали применяться диски новой формы. Каждая металлическая гусеница состояла из 90 траков с гребнями, соединенных между собой шарнирно с помощью 90 пальцев. Траки шириной 580 мм отливались из стали Гадфильда (сталь Г13ФЛ). Масса одной гусеницы составляла 1300 кг.

 

Система подрессоривания танка состояла из десяти балансиров (по пять на борт), десяти торсионных валов, десяти кронштейнов, десяти упоров балансиров, десяти опор балансиров и четырех рычажно-лопастных гидроамортизаторов двухстороннего действия, установленных па крайних узлах. Балансиры последних узлов подвески в отличие от остальных, устанавливались против хода танка. Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение электрической бортовой сети танка составляло 26 В. В качестве источников электрической энергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М, соединенные последовательно-параллельно, и генератор Г-74 мощностью 3 кВт с реле-регулятором РРТ-31. Для внещней связи использовалась радиостанция 10 РТ-26Э (с января 1957 г. - Р-113), для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47 (с января 1957 г. - Р-120).

 

Па базе танка Т-54А был создан командирский танк Т-54АК. Производство танков Т-54А по лицензии было организовано в конце 50-х гг. в Польской Народной Республике, в Китайской Народной Республике и в Чехословацкой Республике.

www.dogswar.ru