Лёгкий танк Т-50. Танк т 50 википедия


Лёгкий танк Т-50 » Военное обозрение

В 1930-е годы единственным танком сопровождения пехоты, который имелся на вооружении армии СССР, был Т-26. Основной, пушечный вариант танка Т-26, выпускавшийся с 1933-го года, к концу десятилетия не мог отвечать достигнутому уровню танкостроения. Увеличившаяся мощь противотанковой артиллерии танку Т-26, имеющему 15-миллиметровую броню, не оставляла шансов «выжить» на поле боя. Сражения в Испании это продемонстрировали наглядно. "Двадцать шестые” легко расправлялись с танками мятежников, имеющих слабое вооружение, но при этом становились легкой добычей для их противотанковых пушек. Впрочем, в то время в таком положении оказались все советские танки (как и большинство танков других стран), которые не имели противоснарядного бронирования. В противостоянии снаряда и брони временную победу одержал именно снаряд.

Именно поэтому Комитетом Обороны СССР 7 августа 1938 года было принято постановление «О системе танкового вооружения». В данном документе содержалось требование к июлю 1939 года (менее чем за год) разработать новые образцы танков, которые будут отвечать условиям будущей войны по бронированию, вооружению и маневренным качествам. В нескольких КБ в соответствии с данными требованиями приступили к разработке новых танков.

На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова группа конструкторов, возглавляемая С.А. Гинзбургом, вела проектирование легкого танка сопровождения пехоты. Данный танк летом 40-го года — объект 126 (в специальной литературе часто именуется как Т-126СП) — изготовили в металле. Т-126СП по своей бронезащите был равноценен Т-34. Корпус нового танка сваривался из 45-миллиметровых броневых листов, исключением являлись 20-миллиметровые листы крыши и днища. Лобовые, кормовой и верхние бортовые листы корпуса устанавливались под углами от 40 до 57°.

Люк механика-водителя размещался в верхнем лобовом листе. В крышке люка устанавливался прибор наблюдения. В шаровой установке слева от люка располагался пулемет ДС-39 калибра 7,62 мм. Огонь из пулемета вел стрелок-радист. Его рабочее место также оснащалось прибором наблюдения. Еще пара приборов была установлена в лобовых скуловых бронелистах.

В граненой башне, сваренной из отдельных листов, устанавливалась 45-миллиметровая пушка образца 1934 года и пулемет ДТ калибра 7,62 мм, спаренный с ней. В крыше башни выполнялся прямоугольный люк служащий для посадки экипажа. Кормовая стенка имела круглый люк, используемый при демонтаже пушки. В крышке данного люка а также в стенках башни имелись отверстия для ведения огня из личного оружия. Отверстия закрывались при помощи грушевидных заглушек. По периметру крыши башни размещались четыре прибора наблюдения. Командирская панорама была смонтирована в крышке люка. Таким образом, объект 126 по обзорности значительно превзошел танк Т-34.

На объект 126 устанавливали двигатель В-3, являющийся 6-цилиндровой версией дизельного двигателя В-2 (иногда его называют «половинкой»). При мощности 250 лошадиных сил он позволял развивать машине весом в 17 тонн скорость до 35 километров в час. Топливные баки емкостью 340 литров обеспечивала запас хода до 270 километров по шоссе.

Ходовую часть танка (на один борт) составляли: шесть необрезиненных опорных сдвоенных катков малого диаметра, три необрезиненных поддерживающих катка, расположенное сзади ведущее колесо, направляющее необрезиненное колесо. Опорные катки оснащались внутренней амортизацией. Гусеничная цепь—мелкозвенчатая, с открытым шарниром, цевочного зацепления. Особенностью ходовой части являлась торсионная подвеска.

В корпусе танка около места стрелка-радиста размещалась радиостанция 71-ТК-3, оснащенная штыревой антенной. Боекомплект пулеметов и пушки состоял из 4250 патронов и 150 выстрелов (в пулеметах ДС и ДТ использовались винтовочные патроны).

Во время заводских и войсковых испытаний, прошедших в 1940 году, танк показал себя неплохо. Однако Госкомиссией было предложено снизить массу танка до 13 тонн за счет снижения толщины брони до 37 миллиметров (первоначально толщина составляла 45 мм). Кроме того, была отмечена и стесненность рабочих мест экипажа. На втором образце боевой машины этот недостаток попытались устранить за счет изъятия пулемета ДС-39, амбразуру которого закрыла броневая крышка на болтах. Были предприняты шаги и для снижения износа гусениц, за счет замены необрезиненных опорных катков обрезиненными. Видоизмененная таким образом машина в спец. литературе часто упоминается как Т-127.

Осенью 40-го года объект 126 был передан Ленинградскому машиностроительному заводу № 174 имени К.Е.Ворошилова. Там на его основе за полтора месяца группа конструкторов под руководством Л.С. Троянова и И.С. Бушнева разработала новый вариант легкого танка, получивший обозначение объект 135 (не нужно путать с Т-34-85). В проектировании активное участие принимали Г.В. Гудков и С.А. Гинзбург. По другим сведениям, данную машину разрабатывали параллельно с объектом 126, но, поскольку она имела лучшие тактико-технические характеристики, предпочтение было отдано ей. В январе 41-го года танк был выполнен в металле. В феврале этого же года после успешного прохождения заводских и гос. испытаний танк был принят на вооружение под индексом Т-50.

По внешнему виду и конструкции танк Т-50 очень напоминал объект 126, но при этом имел ряд существенных отличий, так как в процессе создания были учтены опыт боевого применения бронетехники во время финской войны и результаты испытаний немецкого Pz.lll в СССР, прошедших летом 40-го года. Листы корпуса танка Т-50 имели сварное соединение и большие углы наклона. Максимальную толщину бортовой и лобовой брони корпуса, а также броню башни уменьшили с 45 мм до 37. Кормовой лист корпуса имел толщину 25 миллиметров, а толщина днища и крыши уменьшилась до 15 миллиметров. В верхнем лобовом листе почти по центру (с небольшим смещением влево от продольной оси машины) был выполнен люк механика-водителя, оснащенный смотровым прибором; отсутствовал курсовой пулемет. Еще пара приборов наблюдения, как и в "126-м”, монтировались в лобовых скулах.

Сварная башня, имеющая обтекаемую форму, напоминала башню Т-34, однако была рассчитана на три члена экипажа. В задней части крыши башни (под влиянием Pz.lll) установили командирскую башенку и восемь смотровых щелей, закрывающихся броневыми заслонками. Башенка имела небольшой лючок, который, вероятно, служил для сигнализации. Посадка членов экипажа производилась через два прямоугольных люка, проделанных в крыше. Для демонтажа пушки служила дверца, выполненная в кормовом листе. В бортах башни размещались приборы наблюдения заряжающего и наводчика, которые закрывались круглыми броневыми крышками.

Состав вооружения Т-50 был не типичным для танков советского производства. С 45-миллиметровой пушкой были спарены два пулемета ДТ калибра 7,62. Радиостанция 9Р устанавливалась около места командира в башне танка.

Благодаря уменьшению толщины бронелистов, внедрению принципов дифференцированного бронирования, которые позволили снизить вес танка до 13,8 тонн, и установке двигателя В-4, имеющего мощность 300 лошадиных сил (форсированный вариант дизельного В-3) существенного увеличилась скорость – до 52 км/ч (максимальная скорость объекта 126 – 35 км/ч). Двумя топливными баками общей емкостью 350 литров обеспечивался запас хода до 344 км по шоссе.

В ходовой части применили опорные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и индивидуальную торсионную подвеску.

Серийное производство Т-50 планировалось наладить на заводе № 174, в связи с чем 1 января 41-го года на нем прекратили производство танка Т-26. Но перестройка производства под технологически более сложный Т-50 велась медленно, поэтому в первом полугодии 41-го года завод выпустил лишь 116 огнеметных танков ОТ-133. Значительные трудности возникли с освоением производства дизельного В-4 на заводе № 75 (Харьков). А ведь согласно планам Т-50 должен был заменить в войсках Т-26. Согласно первоначальному плану перевооружения автобронетанковых войск, данный танк должен был быть самым массовым (необходимо отметить, что первый заказ на танки Т-34 составлял лишь 600 ед.) В 40—41 годах этот план подвергся корректировке, поскольку было принято решение о формировании механизированных корпусов. Однако и для них было необходимо не меньше 14 тыс. данных танков. О том, что танк Т-50 рассматривали в качестве составляющей отечественного танкового парка, можно судить по совместному постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об увеличении выпуска танков KB, T-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.”, которое было принято 25 июня 1941 года после заседания Политбюро ЦК.

В 1941 году ценой неимоверных усилий удалось выпустить 50 танков. Завод № 174 в августе был эвакуирован — основную часть в Омск, где выпуск танков возобновили в декабре, а также в Барнаул и Нижний Тагил. Попытка развернуть производство танков Т-50 в Москве на заводе № 37 успехом не увенчалась — там едва справлялись с производством 5-тонного Т-40, и 14-тонный Т-50 заводу явно был "не по зубам”. Однако главным сдерживающим фактором производства Т-50 являлись двигатели. В плановых заданиях приоритетным являлось производство дизельного В-2. В частности, на эвакуированном в Челябинск заводе № 75 вывезенные В-4 разбирались на комплектующие к двигателям В-2. В связи с этим ГКО 13 октября 1941 г. принял решение построить в Барнауле два завода: один для производства Т-50, второй для изготовления для них двигателей В-4. Но в соответствии с распоряжением ГКО 6 февраля 1942 г. производство танков Т-50 а также двигателей к ним прекратили вообще. В Омске завод № 174 в 1942 году, выпустив 15 танков (вероятно, были собраны из эвакуированного задела), начал производство танка T-34.

Информации о боевой судьбе Т-50 очень мало. Но, несмотря на это, известно, что в Первой танковой дивизии, которая дислоцировалась в Ленинградском военном округе и принимала участие в боевых действиях в районе Кингисеппа, в августе 41-го года имелось 10 Т-50. Осенью 1941 г. несколько Т-50 входило в состав войск Седьмой армии, принимавшей участие в обороне на Петрозаводском направлении. Во время этих боев одну машину захватили финны и эксплуатировали ее вплоть до конца 54-го года. Что же касается советской армии, то, например, один Т-50 еще в 1943 году числился в составе Пятой гвардейской танковой бригады.

Достоверных сведений о том, как "пятидесятки” показали себя в боях, нет. Однако нет сомнений и в том, что из трех советских танков, которые были приняты на вооружение перед Второй мировой войной, танк Т-50 был наиболее отработанным конструктивно и сбалансированным, оптимальным по совокупности эксплуатационных и боевых качеств. По подвижности, бронированию и вооружению он превосходил или не уступал немецкому среднему танку Pz.lll, но при этом имел гораздо меньшие габариты и боевую массу. В башне танка Т-50, которая имела такой же, как у T-34, диаметр погона в свету, размещались три человека, что обеспечивало разделение функций. Однако в этом случае недостатки являлись продолжением достоинств. Несмотря на то, что в башне размещалась 45-миллиметровая пушка, трем членам экипажа было тесно. В связи с этим командирская башенка была смещена к правому борту, а самому командиру приходилось сидеть к оси танка в пол-оборота. Вероятно, имело смысл использовать двухместную башню, имеющую большое количество приборов наблюдения, как это было сделано в объекте 126. Для легких танков это приемлемо. Практически все зарубежные аналоги Второй мировой войны — "Валентайн”, "Стюарт”, и "Чаффи”, созданный в 44-м году, оснащались двухместными башнями.

Вполне достаточным для 41-го и даже 42-го года было и вооружение танка Т-50: 45-миллиметровая пушка 20К на дистанции 500 метров успешно боролась со всеми типами германских танков. Данное орудие было хорошо знакомо танкистам, а на складах имелось значительное количество снарядов к нему. Для 1943 года пушка 20К была уже слабоватой, однако именно в это время в ОКБ № 172 была создана, испытана и рекомендована для принятия на вооружение 45-миллиметровая танковая пушка ВТ-42. Длина ствола нового орудия составляла 68,6 калибра, а начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 метров в секунду. От пушка ВТ-42 от 20К отличалась плотной компоновкой, позволявшей размещать ее даже в одноместной башне Т-70. С монтажом данного орудия на Т-50 не должно было возникнуть проблем. Снаряд ВТ-42 на дистанции 500 метров пробивал лобовую броню практически всех немецких танков, за исключением pz.iv Ausf.H и J, "Тигра” и "Пантеры”.

Имелся резерв для модернизации танка, в том числе для усиления бронезащиты, а также высокая удельная мощность, равнявшаяся — 21,4 л.с./т! Для сравнения: у танка T-34 данный показатель составлял 18,65 л.с./т; у "Валентайна” — 10; у "Стюарта” — 19,6; Pz.lll— 15. Трехсотсильный дизельный двигатель мог "тащить” 45-миллиметровую броню.

Подводя итог, приходится лишь сожалеть, что массовый выпуск танка Т-50 не был налажен.

Необходимо отметить, что в 41-м году на заводе № 174 на Т-50 был установлен опытный образец огнемета, в котором использовался затвор конструкции Дегтярева. Впоследствии он получил марку АТО-41 и был устанавлен на танках КВ-8 и ОТ-34. В тот же время на танк в опытном порядке устанавливалась башня конструкции Савина, оснащенная 37-миллиметровой зенитной пушкой.

Рассказ о танке Т-50 был бы неполным без упоминания еще одного образца. В 1941 г. Ленинградский Кировский завод в рамках тех. требований к Т-50 разработал под руководством конструктора А.С. Ермолаева и создал объект 211. Сварной корпус машины имел суженную носовую часть, оснащенную "фирменным” для кировского завода люком-пробкой для механика-водителя. На танке была установлена сварная башня, имеющая обтекаемую удлиненную форму. Силовая установка и вооружение был идентичны Т-50 завода № 174. Этот вариант был легче "ворошиловского” Т-50, но существенных преимуществ не имел. Кроме того, форма корпуса «кировского» танка была менее удачной. С началом войны на Кировском заводе работы над объектом 211 были прекращены, а единственный образец танка участвовал в обороне Ленинграда.

В настоящее время имеется три легких танка Т-50: в подмосковной Кубинке в Музее бронетанкового вооружения и техники можно увидеть танк Т-50 и объект 126; еще один танк, оснащенный дополнительными броневыми экранами, находится в Финляндии в городе Парола в танковом музее.

topwar.ru

Т-50 (танк) — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку Т-50

Загальні дані

Виробництво та застосування

Основні параметри

Броня

Озброєння

Силова установка, маневреність та мобільність

класифікація Легкий танк
компонувальна схема класична
країна-виробник  СРСР
кількість виробів, од. 75
основні країни-оператори  СРСР
війни Німецько-радянська війна
бойова маса, т 13,8
екіпаж, осіб 4
довжина, мм 5200
ширина, мм 2470
висота, мм 2165
кліренс, мм 350
тип броні сталева цементована високої твердості
  лоб корпусу (верх), мм/град. 37/50°
  лоб корпусу (низ), мм/град. 45/225°
  борт корпусу (верх), мм/град. 37/40°
  борт корпусу (низ), мм/град. 37/90°
  корма корпусу (верх), мм/град. 25/63°
  корма корпусу (низ), мм/град. 37/10°
  дах корпусу, мм/град. 15
  днище, мм/град. 12—15
  лоб башти, мм/град. 37/65—85°
  маска гармати, мм/град. 27
  борт башти, мм/град. 37/20°
  корма башти, мм/град. 15/15°
калібр, марка та тип гармати 45-мм 20-К
довжина ствола, кал. 46
боєкомплект гармати 150
приціли ТОС і ПТ-1
кулемети 2 × 7,62-мм ДТ
тип, марка двигуна дизельний
потужність двигуна, к.с. (кВт) 300
підвіска

uk.wikipedia.org

Т-50 Википедия

Т-50 Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Разработчик Количество выпущенных, шт. Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса (верх), мм/град. Борт корпуса (низ), мм/град. Корма корпуса (верх), мм/град. Корма корпуса (низ), мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Лоб башни, мм/град. Маска орудия, мм/град. Борт башни, мм/град. Корма башни, мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Запас хода по пересечённой местности, км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
Т-50
Т-50 во время Великой Отечественной
13,8
классическая
4
ОКМО[d]
около 80
5200
2470
2165
350
стальная цементо́ванная, высокой твёрдости
37/50°
45/225°
37/40°
37/90°
25/63°
37/10°
12—15
15
37/65—85°
37
37/20°
15/15°
45-мм 20-К
46
150
ТОС и ПТ-1
2 × 7,62-мм ДТ
дизельный
300
60
40
344
280
21,7
торсионная
0,56
40°
0,7
2,2
1,1
 Т-50 на Викискладе
Запрос «Т-50» перенаправляется сюда; см. также другие зна

ru-wiki.ru

Т-50

Т-50

Легкий танк

Разработчик: СКБ-2Год начала работ: 1940Год выпуска первого прототипа: 1941В 1941-1942 гг. была выпущена ограниченная серия танков, дальнейшие работы прервали в связи с эвакуацией.

В начале сентября 1940 г., ещё до официального завершения испытаний Т-126(СП), в недрах АБТУ созрел новый план, относительно дальнейшего развития темы легких танков сопровождения пехоты. Определенное влияние на это оказали испытания немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.F, захваченного годом ранее в Польше и тайно перевезенного в Советский Союз для всесторонних испытаний. Как оказалось, при чуть большей массе, чем у последних модификаций Т-26, немецкая машина имела лучшие показатели подвижности и бронирования, при равном вооружении. Обстрел танка из 45-мм противотанковой пушки заставил задуматься – его 32-мм лобовая броня с трудом пробивалась бронебойным снарядом, хотя с данном случае имело место использование некондиционных боеприпасов. Эффективно поражать Pz.III танковая 45-мм пушка 20К могла только на близких дистанциях. В то же время, 50-мм немецкое танковое орудие имело аналогичные баллистические показатели, что немного уравнивало боевую ценность обеих машин.

Сопоставив эти данные были сформулированы новые требования к “легкому танку улучшенного бронирования” и Т-126(СП) в них уже не укладывался. Новый начальник ГАБТУ РККА С.Федоренко 20 сентября 1940 г. получил новые распоряжения. Теперь требовалось, учитывая данные испытаний Pz.III, провести модернизацию танка Т-126(СП) и предоставить для тестов два опытных образца. В тот же день замнаркома НКСМ С.Акопов также направил в АБТУ официальный документ, касаемый дальнейшей судьбы Т-126(СП). В нем, в частности, говорилось, что кроме увеличения подвижности танка следует уменьшить его массу до 14 тонн. Это позволило бы уложиться в стоимостные требования и обеспечить надежное функционирование таких важных узлов, как подвеска и трансмиссия. В крайнем случае, допускалось уменьшение бронирования до 40 мм..

1 октября 1940 г. к проектированию улучшенного варианта Т-126(СП) приступил конструкторский коллектив ОКБ-2 Л.Троянова под общим руководством и С.Гинзбурга. Проект проходил по документам как “Объект 135” (Т-135) и наиболее сильно напоминал свой прототип. Форма корпуса и ходовая часть остались на нем почти без изменений, но массу удалось сократить до 14 тонн. Танк оснащался 300-сильным дизельным двигателем. Схема бронирования Т-135 существенно изменили – теперь его лобовая часть была защищена 35-мм цементованной броней, которая по своим показателям оказалась даже лучше, чем 45-мм бронелист среднего танка Т-34. Производство такой брони уже было освоено на Ижорском заводе. Трансмиссия танка прорабатывалась в двух вариантах (планетарная и гидравлическая). По расчетам конструкторов, Т-135 должен был обладать скоростью 60-65 км\ч при улучшенной подвижности. Вооружение танка состояло из 45-мм пушки образца 1938 г., двух спаренных с ней пулеметов и одного пулемета с укладке. Для улучшения обзора была также введена командирская башенка.

Впрочем, долго оставаться в одиночестве инженерам из ОКБ-2 не пришлось. Уже 8 октября, по просьбе СКБ-2 ЛКЗ, в работу над новым танком включился конструкторский коллектив А.Ермолаева, ранее проектировавший “объект 211”. Их проект во многом был аналогичен Т-135, отличаясь цельнолитым корпусом и совершенно новой системой охлаждения, которая состояла из подковообразного радиатора и вентилятора, размещенного внутри него.

Спустя ещё несколько дней к ним присоединилась группа выпускников-слушателей ВАММ им.Сталина, под руководством Н.Астрова. Этот проект наиболее сильно тяготел к Pz.III, обладая схожим по форме корпусом, башней и ходовой частью. Кроме того, от немецкого танка переняли конструкцию КПП, систему охлаждения двигателя, смотровые приборы и т.д. Дизельный двигатель В-4 при этом тог устанавливаться либо в корме танка поперек, либо со смещением к правому борту. Коническая башня также была выполнена трехместной, но в отличии от Pz.III её компоновка оказалась излишне тесной. Бронирование танка выполнили под стать немецкому аналогу – лоб 32 мм, борт – 15 мм. Оценочная масса танка составляла около 15 тонн..

Рассмотрение всех трех проектов состоялось с ноябре-декабре 1940 г. Проект группы Астрова был представлен первым, но дальше макетной стали не прошел. Военная комиссия посчитала, что копирование немецкого танка, с внесением корректив, не является оптимальным методом. К тому же, особенности конструкции танка требовали переработки двигателя В-4.Два других проекта оказались более удачливыми. В феврале-марте 1941 г. было собрано по одному опытному образцу каждого из них. Преимущество оказалось за проектом завода №174, который показал лучшую технологичность конструкции. Литой корпус опытного танка, разработанный специалистами Кировского завода, обладал бы меньшей стоимостью при серийном производстве, однако сложная форма его носовой части вызвала бы трудности при её изготовлении. К тому же, сам процесс литья столь больших деталей ещё не был освоен на предприятиях. Это и стало решающим фактором..

После устранения отдельных недостатков танк Т-50, спроектированный в СКБ-2, в феврале 1941 г. был принят на вооружение РККА. Формировавшимся тогда механизированным корпусам срочно требовалась материальная часть, и по возможности новая, так что потребность в легких танках Т-50 оценили в 550 машин. Ими планировали восполнить недостачу танков БТ-7, которые были сняты с производства.

Очевидно понимая, что выполнить такой заказ в намеченные сроки не реально в него внесле существенные коррективы. Следуя постановлению СНК СССР “О плане текущих военных заказов на III квартал 1941” от 12 апреля того же года, завод №174 с 1 июля по 1 октября должен был собрать 25 танков по временному техпроцессу. Затем, начиная с IV квартала 1941 г., планировалось выпустить первую очередь нового сборочного конвейера, и только с 1942 г. предполагалось выйти на запланированную мощность, не только покрыв недостаток танков БТ-7, но и передавая Т-50 во вновь формируемые соединения. В итоге, на 22 июня 1941 г., легкие танки Т-50 находилтсь на стадии сборки и в строевые части не передавались.

Так что же представлял из себя серийный танк Т-50 спроектированный инженерами СКБ-2. По внешнему виду и компоновке Т-50 напоминал средний танк Т-34, но в остальном это были совершенно разные машины, где прослеживалось влияние как более раннего советского проекта Т-126(СП), так и немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III.

Корпус танка собирался методом сварки из броневых листов высокой твердости толщиной 12,15,25,30 и 37 мм. Лобовая броня, установленная под большими углами наклона (верхний 50°, нижний 45°), надежно защищала от огня 20-мм и 37-мм противотанковых пушек, а на дальних дистанциях – от 45-мм. В передней части танка находилось отделение управления, в котором, с небольшим смещением к левому борту, помещался только механик-водитель. Для наблюдения за окружающей обстановкой в крышке люка устанавливался смотровой прибор (в боевой обстановке закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью) и небольшая шаровая опора с амбразурой для стрельбы из револьвера системы “наган”. За ним располагалось боевое отделение, причем три остальных члена экипажа находились в башне. Здесь просматривается явная аналогия с немецким танком Pz.III. Слева от орудия находилось место командира орудия, справа – заряжающего. Надо отметить, что по уровню обзорности Т-50 был лучшим среди новых советских танков. Кроме прицела и перископов наводчика и заряжающего в бортах башни и в бортовых “скулах” были сделаны дополнительные приборы наблюдения, прикрытые броневыми щитками.

За ними, в кормовой части башни ближе к левому борту, было оборудовано место командира танка. Над его головой установили небольшую командирскую башенку с восемью смотровыми приборами и вентиляционным люком в крыше. Для посадки и выхода экипажа из танка были сделаны два прямоугольных люка в башне и один в лобовом листе.

В кормовой части корпуса находилась силовая установка, состоявшая из четырехтактного 6-цилиндрового рядного дизеля В-4 с жидкостным охлаждением. Этот двигатель был развитием В-3, опробованного на опытном танке Т-126(СП), и мог развивать максимальную мощность до 300 л.с. Номинальный ресурс В-4 составлял 200-250 моточасов. Для пуска двигателя использовался инерционный стартер или электромотор, хотя был предусмотрен резервный вариант с использованием сжатого воздуха. Устанавливался В-4 вдоль продольной оси танка, при этом конструкторами, по опыту боёв в Испании, была предусмотрена надежная защита моторного отделения от поражения ручными противотанковыми средствами. Так, выпускные щели для выброса охлаждающего воздуха были снабжены заслонками и защитными сетками, смонтированными на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопные патрубки двигателя и воздухозаборники для входа охлаждающего воздуха располагались в бортовых листах над гусеницами. Такая схема обеспечивала не только защиту от поражения горючей смесью, но и обеспечивала хорошее охлаждение агрегатов трансмиссии. Для борьбы с пожаром внутри танк был предусмотрен ручной тетрахлорный огнетушитель.

Трансмиссия танка была максимально упрощена для серийного производства. Она состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, 5-скоростной КПП, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух двухрядных бортовых редукторов.

Ходовая часть Т-50 была во многом аналогична опытному танку Т-126(СП) и состояла из шести опорных необрезиненных катков на борт с внутренней амортизацией, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления. Гусеницу выполнили мелкозвенчатой, с литыми траками из стали Гартфилда шириной 360 мм. Подвеска танка – торсионная.

Средства связи серийного Т-50 состояли из радиостанции КРСТБ, внутреннего переговорного устройства ТПУ-3 и светосигнального устройства для дополнительной связи между механиком и командиром танка.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12В. На танке устанавливался аккумулятор ЗСТЭ-126 ёмкостью 126 А-ч и генератор тока ДСФ-500Т мощностью 0,5 кВт с реле-редуктором РРК-ГТ-500.

Вооружение Т-50 больше соответствовало легкому танку БТ-7 последних серий выпуска. В башне монтировалась 45-мм пушка 20К образца 1938 г. с вертикальным полуавтоматически затвором. Справа и слева от неё были установлены спаренные 7,62-мм пулеметы ДТ. Углы наведения этой установки по вертикали составляли от -7° до +25°. Боезапас составлял 150 выстрелов к пушке и 64 магазина к пулеметам. Кроме этого, в боевом отделении имелась укладка с пехотным пулеметом ППД (710 патронов) и 24 ручными гранатами Ф-1. .

В начале 1941 г. выпуском Т-50 занимался лишь завод №174 в Ленинграде, где и был разработан этот танк. Несмотря на относительную простоту конструкции эта машина оказалась сложнее в производстве, чем выпускавшиеся здесь ранее Т-26, что повлекло за собой задержку в сдаче серийной продукции. Также подвели смежники – завод №75 в Харькове оказался неспособным проводить одновременную сборку дизелей В-2 и В-4 в требуемом объёме. В результате, долгая “раскачка” предприятий привела к тому, что первые серийные Т-50 были получены только в июле 1941 г.

Однако здесь возникли новые, куда более серьёзные трудности. К концу лета немецкие войска вышли на ближние подступы к Ленинграду и проводили массированные бомбардировки как самого города, так и его предприятий. Сборочный конвейер оказался поврежден, однако до эвакуации завод №174 сумел выпустить 50 танков. Возможно, это количество могло быть и большим, но ситуация с выпуском Т-50 усугублялась отсутствием нужного металлопроката, двигателей и отдельных комплектующих.

В качестве резервного варианта рассматривался выпуск Т-50 на заводе №37 в Москве, но это предприятие было и без того загружено работой по легким танкам Т-40 и их модификациям, так что присланная сюда техническая модификация осела “мертвым грузом”.

Тем временем, в августе-октябре 1941 г., на ленинградском заводе провели серию улучшений, направленные на ускорение технологического процесса. Так, сложные фрезерованные детали по возможности заменялись литыми, вместо огневой резки стали использовать оборотные механические пилы, а нарезку резьбы в бронелистах заменили на пробки и бонки из конструкционной стали с резьбой внутри них. Перед самой эвакуацией, в октябре 1941 г., завод приступил к изготовлению упрощенных корпусов из гомогенной стали толщиной 40 мм и литых башен с толщиной брони 50 мм. Масса танка при этом возрастала до 17800-18200 кг, но на ходовые качества это практически не повлияло. В сумме эти новшества позволили снизить стоимость готовой продукции на 25-29%, но реализовать эти выгодные шаги своевременно не удалось – после эвакуации завода на Урал производство танков Т-50 прекратилось на несколько месяцев.

Прибыв в декабре 1941 г. в Омск на заводе №174 попытались снова наладить серийное производство Т-50, тем более что госзаказ на них никто не отменял. Тут выяснилось, что сделать это будет весьма затруднительно. У завода остался лишь небольшой задел корпусов и башен, позволявший собрать всего несколько машин. В добавок, из-за дефицита оптического стекла пришлось отказаться от командирской башенки и смотрового прибора механика-водителя, вместо которых использовали стандартные поворотные башенный и водительский перископические наблюдательные приборы, унифицированные с танком Т-70. Судя по сохранившимся документам, такая башня с середины декабря 1941 г. находилась в производстве на заводе №180 в Саратове, причем в феврале следующего года было рекомендовано сократить экипаж до 3-х человек, так как размещение наводчика в танке затруднено. Было ли это выполнено на деле остается лишь догадываться. Хотя даже в этом случае выпуск Т-50 мог быть возобновлен в прежних объемах, танк уже поспешили “похоронить”.

Основной причиной, повлекшей за собой отказ от выпуска Т-50, стал массовый переход промышленности на выпуск средних танков Т-34, строительство которых продолжалось даже в ущерб другим типам бронемашин. Другим, не менее важным фактором, стало отсутствие двигателей В-4, выпуск которых прервался осенью 1941 г. из-за эвакуации заводов. Положение с Т-50 ещё более ухудшилось после того, как задел двигателей вывезенных из Ленинграда в Челябинск был “реквизирован” директором ЧКЗ для выпуска КВ-1. Конструкторский отдел 174-го завода попытался компенсировать нехватку двигателей установкой карбюраторных ГАЗ-202, но этот тип силовой установки явно не подходил для 14-тонного танка. Последним “гвоздем в крышку гроба” для Т-50 стало распоряжение о развертывании серийного выпуска средних танков Т-34 на заводе №174, последовавшее после начала боёв за Сталинград и частичной эвакуации СТЗ. Нехватку столь ценных для фронта танков предполагалось компенсировать все теми же “тридцатьчетверками”, легкими Т-70 и британскими “Valentine”, поставки которых начались несколькими месяцами ранее. Впоследствии было принято утверждать, что причиной отказа от выпуска Т-50 стала его большая сложность в производстве и высокая стоимость.

Так, за первый квартал 1942 г. удалось выпустить всего 15 танков, часть из которых была оснащена радиостанциями 9Р и переговорными устройствами ТПУ-2. Несколько Т-50 первой серии, оставшиеся под Ленинградом, осенью 1941 г. были модернизированы путем установки навесной брони толщиной до 25 мм.

Общее количество выпущенных танков, таким образом, оценивается в 65 экземпляров двух серий, хотя по другим источникам это количество составляет 69 или 75 единиц..

Пока на заводе №174 налаживали серийное производство Т-50, в мае 1941 г. замнаркома обороны маршал Г.Кулик распорядился начать работы по проектированию пушек калибра 55-60 мм с увеличенной бронепробиваемостью и уменьшенным действием осколочного выстрела. Толчком для этого послужили новые сведения об использовании средних танков Pz.III, броню которых советские 45-мм орудия пробивали только с близких дистанций.

Спустя некоторое время ОКБ-92 под руководством Грабина провела эскизную проработку проекта 57-мм орудия на основании выстрела от горной пушки образца 1938 г., но с дульцем обжатым до нужного калибра. Предварительные расчеты показывали, что при начальной скорости порядка 780 м\с бронебойный снаряд массой 3,6 кг сможет пробить броню толщиной 70 мм с дистанции 500 метров. Такие показатели вполне удовлетворяли предъявленным требованиям, что позволило АБТУ инициировать создание новой модификации танка Т-50, вооруженного 57-мм пушкой. Эту работу вновь поручили КБ завода №174, обязав спроектировать для танка новую башню с уширенным на 80 мм погоном, приспособленным для установки нового высокомощного орудия. Заодно было выдано задание на разработку открытой башни с 25-мм зенитным автоматом.

Модифицированный танк по документам проходил под индексом Т-135-2 или Т-50-2, однако довести начатую работу до конца не получилось. Последние упоминание о работах в этом направлении относится к началу июня 1941 г., но с началом войны проект Т-50 с 57-мм противотанковой пушкой был закрыт в пользу доработок серийных танков.

А вот с зенитным танком все вполне могло получиться. Абсолютно новую башню, приспособленную для установки 25-мм или 37-мм зениток, разработал инженер Савин. Танк, прошедший “переквалификацию”, был переименован в Т-50-3. Испытания этой артиллерийской системы должны были начаться в июле, но из-за неподачи ствола для 25-мм зенитного автомата машину пришлось оставить в Ленинграде и её дальнейшая судьба остается пока неясной. Можно предположить, что корпус Т-50-3 был использован для постройки серийного танка. О модификации с 37-мм пушкой данных пока найти не удалось.

Примерно в это же время Т-50 пытались превратить в огнеметный танк. О подробностях этих работ сведений также найти не удалось, но исходя их особенностей конструкции танка можно сделать вывод, что огнемет АТО-41 устанавливался в башне вместо 45-мм орудия, с сохранением одного, либо обоих пулеметов. Эта модификация осталась на уровне прототипа..

К сожалению, сведений о боевом применении Т-50 сохранилось крайне мало. И все же, сохранился ряд документов, которые позволяют отследить короткий боевой путь этого танка. По всей видимости, первой Т-50 в августе 1941 г. получила 1-я танковая дивизия. Прибывшие прямо с завода 10 новейших танков приняли активное участие в оборонительных боях на кингисепском направлении.

Также около десятка машин в сентябре-октябре поступило в состав 7-й армии, части которой оборонялись на рубеже под Петрозаводском. Наиболее ожесточенные бои развернулись здесь в конце августа – начале сентября 1941 г., когда немцы активизировали свои действия к югу от Ладожского озера. Стабилизировав фронт на Карельском перешейке советское командование направило освободившиеся резервы в район г.Мга, который 31 августа был контратакован частями 1-й дивизии НКВД и 1-й горнострелковой дивизией. В этой атаке участвовала достаточно сильная танковая группа, состоявшая из 9 Т-26, 3 Т-50 и 7 КВ. Взять город так и не удалось, хотя за две недели боёв обе стороны понесли тяжелые потери. Практически все Т-50, находившиеся в это время на передовой, были потеряны. В ходе боёв с финскими войсками один Т-50 с накладными бронелистами был захвачен противником. Впоследствии танк отремонтировали и использовали в учебных целях до 1954 г..

Не было обделено Т-50 и центральное направление. К началу сентября 1941 г. в танковых частях Западного фронта находилось 245 танков, большая половина из которых из которых относилась к новыми (22 KB, 83 Т-34, 23 БТ, 57 Т-26, 52 Т-40, 8 Т-50). Рядом, на Брянском фронте, действовала группа Ермакова, в задачу которой поставили уплотнить стык с Юго-Западным фронтом. Судя по всему, все “полтинники” находились здесь в составе 150-й танковой бригады (12 Т-34 и 8 Т-50).

Вероятно, последние из Т-50 числились в составе 5-й гвардейской танковой бригаде Южного фронта летом 1943 г., а на 1 июня 1944 года в резерве командующего бронетанковыми и механизированными войсками Ленинградского фронта все ещё оставался одиночный Т-50, использовавшийся для охраны.

Не лишним было бы отметить, что вместе с Т-50 под Ленинградом участвовал в боях опытный легкий танк “объект 211”, бывший в свой время основным конкурентом Т-126(СП). По всей видимости, он находился в весьма хорошем техническом состоянии и был отправлен на фронт в августе или сентябре 1941 г. О его боевой работе сведений до нашего времени не сохранилось..

До нашего времени сохранились три боевые машины: в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке можно увидеть "объект 126" и серийный танк Т-50. Единственный трофейный танк с дополнительными броневыми экранами сохраняется в Финляндии, в танковом музее в городе Парола.

Источники:М.Свирин. "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг." Изд."Яуза", "Эксмо". 2006 г.М.Барятинский "Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007."Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.RKKA in World War II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКАТ-50 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА13800 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм5200
Ширина, мм2450
Высота, мм2165
Клиренс, мм350
ВООРУЖЕНИЕодна 45-мм пушка 20К образца 1938 г. и два спаренных с ней 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ150 снарядов и 4000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический ТОСперископический ПТ-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 37 ммборт корпуса – 37 ммкорма и крыша башни - 15 ммлоб башни - 37 ммборт башни - 37 ммкожух орудия - 15 ммкрыша корпуса - 15 ммкорма корпуса - 25-30-37 ммднище - 12-15 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-4, дизельный, 6-цилиндровый, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: 4-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад), бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 6 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 55 км\ч по шоссе42 км\ч по грунту
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 344 км по шоссе280 км по грунту
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.35°
Высота стенки, м0,70
Глубина брода, м0,70
Ширина рва, м2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция КРСTБ или 9Рпереговорное устройство ТПУ-3 или ТПУ-2

ВНИМАНИЕВсе права на текстовые материалы принадлежат администрации сайта Aviarmor.Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрацииили при наличии активной ссылки на этот сайт.©2013 www.aviarmor.net

www.aviarmor.net

Танк Т 50 2 – фото, видео в World Of Tanks

Эта статья о машине, в данный момент удалённой из игры.

AnnoT_50_2.png

Т-50-2 — Советский лёгкий танк 5-го уровня. Обладал высокой скоростью и отличной манёвренностью. Основное предназначение танка — раскрытие позиций противника и уничтожение вражеской артиллерии. В обновлении 0.8.7 заменён танком МТ-25 и выведен из игры.

Т-50-2 в игре

Боевая эффективность

Для снаряжения Т-50-2 в бой было необходимо принять одно стратегическое решение, в зависимости от стиля ведения боя самого игрока — полноценная боевая единица или разведчик, то есть собирается ли игрок стрелять или нет.

Дело в том, что топовое 57-мм орудие ЗИС-4 требовало установки модернизированной башни, что приводит к увеличению массы танка на 2 тонны — без малого 20 % общей массы — с понятными последствиями для динамики. Разумеется, она по-прежнему оставалось высочайшей, но снижение было весьма ощутимо, особенно на слабых (например, болотистых) грунтах.

Если танк исполнял только роль разведчика, то отказ от установки второй башни позволял получить максимальную динамику на разгоне и подъемах. В этом случае ставили ЗиС-8, потому что с другими орудиями стандартной башни зачастую даже топовые САУ вблизи не пробиваются, что для лёгкого танка неприемлемо.

В обоих случаях игроку приходилось чем-то пожертвовать: либо дальностью обзора, либо динамикой разгона и движения танка. Если игрок собирался быть более быстрым и маневренным разведчиком со стандартной башней — масса танка была меньше, следовательно, и динамика была на высоте, но дальность обзора, по сравнению со второй башней, уменьшалась. Вторая башня прибавляла целых 40 метров к дальности обзора, но и ухудшала динамику и маневренность Т-50-2 за счёт дополнительной массы.

В полностью топовой комплектации Т-50-2 имел отличную комбинацию скорости, динамики, скромного силуэта и рикошетной брони с солидным для ЛТ запасом здоровья и вовсе не безобидным орудием. Это превращало его в активный свет, который не всегда удавалось вовремя остановить даже подготовленному противнику, если игрок, управляющий своим Т-50-2, сам не наезжал на неровности ландшафта, тем самым остановив себя под расстрел вражеской техникой. Те же качества позволяли отлично справляться с ролью пассивного света, мгновенно занимая выгодные позиции и имея вдобавок вполне реальный шанс скрыться в случае опасности. После введения новой физической модели в обновлении 0.8.0 этот лёгкий танк смог забираться в труднодоступные для остальных танков и практически не простреливаемые ими места, например, горочки, и по принципу «высоко сижу, далеко гляжу» вполне успешно подсвечивать ничего не подозревающих противников, по которым будет работать артиллерия.

В умелых руках Т-50-2 становился потрясающей силы дуэлянтом, способным в честном поединке уничтожить несоразмерно сильную технику противника, причём не только артиллерию. В первую очередь страдали одинокие ПТ-САУ до 10 уровня включительно, к которым удалось подобраться не спереди: следовало держаться вне зоны поражения, мешать повернуться к Т-50-2 (манёвром и притиранием к бокам) и вести огонь из ЗиС-4 в борта и корму. Схожим образом уничтожались и ТТ с недостаточной скоростью поворота башни — рекомендуется крутиться по минимальному диаметру вокруг, избегая вражеского орудия. При подходе к противнику подмоги часто было разумнее скрыться: длительное время избегать огня двух противников можно, только если получится спрятаться от одного за корпус другого. Низкоуровневых противников (до пятого уровня включительно, кроме КВ-1 и T1 Heavy Tank) можно было атаковать в лоб — однако по соображениям баланса попадаются они крайне редко. Намного тяжелее с высокоуровневыми СТ, «закрутить» которых получалось редко, а к опасности попадания под выстрел добавляется реальная перспектива тарана, который СТ не заметит, а игрок ощутит половиной жизней, если и не всеми 100 процентами ХП, и сбитыми гусеницами.

И, наконец, смертельно опасны были ЛТ пятого и выше уровней других наций. Не обладая скоростью и незаметностью Т-50-2, они существенно лучше вооружены и способны продержаться «на хвосте» даже убегающего советского ЛТ. Ближний бой с ними без поддержки — неразумное применение этого в целом прекрасного танка.

С серией AMX 12t — AMX 13 75 — AMX 13 90 ситуация чуть сложнее: без сложного манёвра и на заряженный барабан такая встреча завершается возвращением в ангар. В то же время лёгкие танки серии AMX были крайне неточны в движении, ограничены по вертикальной наводке и беспомощны при перезарядке. Следует только помнить, что у AMX 13 90 более 1000 единиц жизни, что относительно 100 повреждений у Т-50-2 откровенно много. За то время, что Т-50-2 будет его расстреливать (особенно это будет долго, если сей расстрел будет происходить на ходу), АМХ сам уже может успеть перезарядиться и добить советский ЛТ.

Достоинства:
  • сочетание высокой скорости, отличной динамики и относительно небольших габаритов;
  • рикошетная броня;
  • хорошее вооружение.
Недостатки:
  • посредственная дальность связи и обзор;
  • большой разброс при стрельбе с ходу;
  • плохое вооружение по сравнению с другими ЛТ 5-7 уровней.

Экипаж

Для экипажа на Т-50-2 нужно брать те навыки, которые максимально усиливают обзор, динамику и маскировку. Следовательно, основным навыком для экипажа Т-50-2 является умение маскировка. Далее у всех членов экипажа изучается ремонт. Затем командиру можно выучить Орлиный глаз и радиоперехват. Для усиления скорости и маневренности танка механику-водителю можно изучить короля бездорожья, а для эффективного сопротивления преследующему противнику — плавный ход. Заряжающий изучает свои навыки в любом порядке, тем не менее в приоритете стоит бесконтактная боеукладка.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

0

Активный свет

1

Пассивный свет

2

Универсальный вариант

3

Истребитель артиллерии Оборудование

Наиболее полезным оборудованием для Т-50-2 были бы те модули, которые усилят ходовую часть танка, обзор или маскировку в зависимости от выбранной тактики. Так, для активного света наиболее подходящими модулями были просветлённая оптика, улучшенная вентиляция и рессоры, которые уберегут гусеницы от критов. Для пассивного же света имеет смысл поставить стереотрубу, маскировочную сеть и улучшенную вентиляцию. Для универсального варианта характерны такие модули как маскировочная сеть, просветлённая оптика и улучшенная вентиляция. Тем не менее такая сборка крайне неэффективна, и не подходит ни к той ни к другой тактике, поэтому существует и четвёртый вариант, который подразумевает усиление огневой мощи танка, для истребления артиллерии. Для данной сборки берутся досылатель, просветлённая оптика и улучшенная вентиляция.

Снаряжение

Снаряжение на Т-50-2 можно было установить следующее: аптечка, ремкомплект и ленд-лизное масло. Для большего усиления мощности двигателя можно взять подкрученный регулятор, но надо помнить, что он начинает повреждать двигатель с 1 секунды включения и критует его при достижении HP двигателя 50 %. Брать огнетушитель не имеет смысла, так как танк горит очень редко.

Боекомплект

Можно загрузить полностью бронебойными или подкалиберными снарядами.

Галерея скриншотов

  • 37 мм автомат. Ш-37

  • T-50-2_shot_002.jpg
  • T-50-2_shot_003.jpg
  • T-50-2_shot_004.jpg

Оценка

  • Захватчик — за манёвренность, скорость и малые габариты, позволяющие захватить базу, даже находясь под обстрелом.
  • Поддержка — за многочисленные плюсы танка, которые позволяют стрелять много и быстро.
  • Разведчик — за скорость, манёвренность и живучесть.
  • Дозорный — за высокую скорость и неплохой обзор, что позволяет успешно светить
  • Медаль Орлика — за скорострельность и бронепробиваемость топового орудия.
  • Медаль Бурды — борьба с артиллерией является одной из приоритетных задач этого танка.
  • Бронебойщик — за пробиваемость топового орудия.

История изменений

Видео

Предлагаем посмотреть видео Т-50-2.

Историческая справка

Лёгкий танк Т-50 варианта №2 опытный. Отличался от Т-50 варианта №1 формой корпуса и башни. Выпущена 1 машина.

Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны прорабатывался вопрос об установке в Т-50 более мощных 57- или 76-мм пушек, а также превращению его в зенитный танк путём установки новой башни с 25-мм автоматической зенитной пушкой обр. 1940 г. В связи с начавшейся войной все работы по этим проектам были прекращены и не вышли из стадии черновых эскизов и набросков.

Особенности конструкции: Компоновка с задним расположением трансмиссионного отделения. Корпус и башня сварные. Подвеска индивидуальная торсионная. Силовой агрегат из двух спаренных последовательно карбюраторных двигателей. Оба пулемёта спарены с пушкой. Средства связи – радиостанция, ТПУ.

Состояние: создан в1940 году. Разработчик: завод №185 Изготовитель: завод №185 Производство: опытный образец Боевая масса, т: 13,5 Длина, мм – с пушкой вперед 5200 – корпуса 5200 Ширина, мм :2470 Высота по крышу башни, мм :2165 Клиренс, мм :350 Ср. уд. давление на грунт, кг/см; 0,55 Преодолеваемые препятствия: – подъем, град 40 – брод, м . 0,9 Тип двигателя . дизель В-4 Максимальная мощность, л.с 300 Удельная мощность, л.с./т 20,7-22,2 Запас топлива, л . 350 Максимальная скорость, км/ч . 64 Запас хода, км . 300-340 Бронирование, мм: – лоб корпуса . 37 – лоб башни 37 Экипаж, чел 4 Вооружение: – число х калибр, мм и тип орудия: 45 мм обр. 1934 года (боекомплект, шт.) (150) – число х калибр, мм и тип пулеметов . 2x7,62 мм ДТ (боекомплект, шт.) . (4095) Прицел . телескопич.,перископический Радиостанция КРСТБ

Дополнительные сведения: Главный конструктор Ж.Я.Котин. Корпус и башня сварены из катаной брони. На башне установлена командирская башенка со смотровыми щелями. В башне размещены пушка и спаренный с ней пулемет. Механизм наведения пушки с ручным приводом. В связи с началом Великой Отечественной войны дальнейшие работы по танку были прекращены.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks В сети Интернет
  • Т-50 // Википедия

wiki.wargaming.net

Легкий танк Т-50 – Патриотам РФ

Т-50 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Предназначался для сопровождения пехоты. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга. Также в его создании принимали активное участие конструкторы И. С. Бушнев и Л. С. Троянов.

Легкий танк Т-50Легкий танк Т-50

В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии, и завод № 174 начал его серийный выпуск. Однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. Всего было выпущено, по разным источникам, 65—75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе.

Легкий танк Т-50Легкий танк Т-50

Во второй половине 1930-х годов основу советских танковых войск составлял лёгкий танк Т-26, который был наиболее массовым образцом бронетанковой техники в СССР довоенного периода. Эта боевая машина непосредственной поддержки пехоты (НПП) на поле боя в начале 1930-х была безусловным лидером в своём классе, но быстрое развитие зарубежных танков и появление практически во всех армиях мира недорогой массовой противотанковой артиллерии изменили положение вещей в неблагоприятную для СССР сторону. Одним из первых сигналов о необходимости существенной модернизации Т-26 стал доклад в 1936 году известного конструктора С. А. Гинзбурга начальнику Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ) о появлении новых зарубежных машин, превосходящих Т-26 по целому ряду параметров. В частности, рекомендовалось обратить внимание на французские танки «Рено» R 35 и «Форж-э-Шантье» FCM 36 и чехословацкий «Шкода» Š-IIa, в конструкции которых уже были реализованы перспективные технические решения: сварка и литьё толстых броневых деталей, подвеска с высокими эксплуатационными характеристиками. Однако этот доклад был отвергнут М. Н. Тухачевским, который занимал в то время пост заместителя народного комиссара обороны СССР по вооружению.

Легкий танк Т-50Легкий танк Т-50

После смещения, ареста и расстрела Тухачевского в 1937 году, в руководстве армии и оборонной промышленности произошли более чем значительные кадровые перемены. Уже в начале 1938 года советские военные осознали, что Т-26 начал стремительно устаревать, что было отмечено С. А. Гинзбургом ещё за полтора года до этого. К 1938 году Т-26, всё ещё превосходя зарубежные машины по вооружению, стал уступать им по остальным параметрам. В первую очередь отмечались слабость бронирования и недостаточная подвижность танка в связи с малой мощностью двигателя и перегруженностью подвески. Более того, тенденции в развитии мирового танкостроения в то время были таковы, что уже в самом ближайшем будущем Т-26 мог потерять и последнее своё преимущество — в вооружении, т. е. к началу 1940-х годов стать окончательно устаревшим. Однако сразу перейти к проектированию принципиально нового танка поддержки пехоты советское руководство не решилось, посчитав, что конструкция Т-26 ещё имеет возможности для её серьёзной модернизации. Тем не менее, конструкторское бюро завода № 185 под руководством С. А. Гинзбурга получило разрешение на изготовление опытной машины с усиленными бронированием и подвеской. Под названием Т-111 такой прототип был построен в апреле 1938 года, испытан и в целом получил неплохие отзывы, но по своей массе он перешёл в категорию средних танков, т. е. первая попытка создать лёгкий танк с противоснарядным бронированием на замену Т-26 не удалась.

Легкий танк Т-50Легкий танк Т-50

Тактико технические характеристики:

  • Боевая масса – 14,5 т.
  • Экипаж – 4 человека.
  • Вооружение: 45 мм пушка 20К, два пулемета ДТ 7,62 мм.
  • Броневая защита: лоб корпуса – 37 мм, лоб башни – 37 мм.
  • Максимальная скорость – 52 км/ч.
  • Запас хода по шоссе – 344 км.
  • Мощность двигателя – 300 л. с.
Легкий танк Т-50Легкий танк Т-50

Статья в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-50

xn--80aaxridipd.xn--p1ai

Т-50 – Легкий советский танк времен Второй мировой войны

Т-50 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Он был разработан в 1940 году и многими аналитиками был признан лучшим легким танком того времени, но из-за ряда проблем машин было произведено не так много, и широко этот танк не использовался.

Т-50

История создания Т-50

В 1930-е годы основным танком СССР был легкий танк Т-26. В начале этого периода превосходство Т-26 было очевидным, но со временем из-за развития танков противников и появления противотанковой артиллерии танк стал заметно сдавать позиции  сначала по бронированию, а затем и по вооружению.

В ходе польского похода Красная армия смогла захватить PzKpfw III. Еще один немецкий танк, PzKpfw III Ausf F, был куплен во время технического сотрудничества с Третьим Рейхом. Обе машины тщательно изучили и пришли к выводу, что PzKpfw III Ausf F – это лучший иностранный танк  в своем классе. С учетом информации, которую получили при изучении немецких танков, советским конструкторам приказали доработать существующие проекты нового легкого танка.

 

 

Первый образец танка Т-50 был построен на Ленинградском заводе имени Кировазаводе летом 1940 года. По броневой защите Т-50 получился таким же, как Т-34. По габаритам он был намного меньше немецкого среднего Pz.lll, но при этом не уступал ему ни в подвижности, ни в бронировании, ни в вооружении. Конструкторам удалось создать сбалансированный танк, который при своей маневренности легко мог бороться со всеми вражескими машинами.

К несчастью, массовое производство Т-50 наладить не удалось. Танк вышел намного более технически сложным, чем Т-26, и к началу Великой Отечественной войны запустить его в серийное производство не успели. Когда появилась угроза блокады Ленинграда, завод, где должны были производить Т-50, эвакуировали в Чкалов. Произвести танки на других заводах так и не получилось. В итоге 50 машин было построено на заводе имени Кирова еще в 1941 году, и еще 25 сумели выпустить после переезда в Чкалов. Из-за такого маленького количества Т-50 не оказали того влияния на ход войны, какое могли бы оказать.

ТТХ Т-50

Общая информация
  • Тип – легкий танк;
  • Боевая масса — 13,8 т;
  • Компоновочная схема  — классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Количество выпущенных – 75 штук.
Размеры
  • Длина корпуса – 5200 мм;
  • Ширина корпуса – 2470 мм;
  • Высота – 2165 мм;
  • Клиренс – 350 мм.
Бронирование
  • Тип брони  — стальная цементованная, высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 37/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/225° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 37/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 37/90° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 25/63° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 37/10° мм/град;
  • Днище – 12-15 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Лоб башни — 37/65-85° мм/град;
  • Маска орудия – 37 мм;
  • Борт башни — 37/20° мм/град;
  • Корма башни — 15/15° мм/град.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки  — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки  — 150;
  • Прицелы — ТОС и ПТ-1;
  • Пулемёты  — 2 × 7,62-мм ДТ.
Подвижность

Тип двигателя – дизельный;

Мощность двигателя – 300 л.с.;

Скорость по шоссе – 60 км/ч;

Скорость по пересечённой местности – 40 км/ч;

Запас хода по шоссе – 344 км;

Запас хода по пересечённой местности – 280 км;

Удельная мощность — 21,7 л.с./т;

Тип подвески – торсионная;

Удельное давление на грунт — 0,56 , кг/см²;

Преодолеваемый подъём — 40°;

Преодолеваемая стенка — 0,7 м;

Преодолеваемый ров — 2,2 м;

Преодолеваемый брод — 1,1 м.

Модификации

Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:

  • Базовый Т-50;
  • Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.

Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.

На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:

  • Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
  • Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
  • СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.

Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.

Применение

В архивных документах очень мало информации о боевом применении Т-50, а из-за малого количества машин нет никаких отзывов о танке от тех, кто на нем воевал. Известно, что практически все Т-50 поступили на северо-западный участок фронта, рядом с Ленинградом. На Ленинградском фронте воевал прототип танка и 37 серийных машин, причем последнюю из них потеряли только в 1943 году. Башни Т-50 активно использовали при создании укреплений под Ленинградом.

Известно, что Т-50 в 1941 применялся под Москвой. Также 27 танков были переброшены на Закавказский фронт и воевали на Северном Кавказе.

Один из Т-50 захватили финские войска, усилили его бронирование и использовали аж до 1954 года.

В ходе эксплуатации Т-50 был выявлен целый ряд его недостатков. Несмотря на то, что это был действительно пожалуй лучший легкий танк Великой Отечественной войны, по сравнению с танками противника он имел весьма слабое вооружение. Т-50 был устойчив к снарядам почти так же, как Т-34, и при этом производить этот танк было гораздо легче. Но в итоге из-за трудностей с производством выбор был все же сделан в пользу более мощного по вооружению Т-34.

Память о танке

Сегодня сохранилось три экземпляра Т-50:

  • Две машины в музее бронетанковой техники в Кубинке – серийный Т-50 и прототип Т-126;
  • Трофейный экранированный танк в танковом музее в Пароле, в Финляндии.

Память о танке

Хотя Т-50 и является достаточно малоизвестным танком, он все же выпускался серийно, так что существовали копии этого танка для стендового моделирования.

Сегодня Т-50 представлен в двух компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder, причем в World of Tanks есть также прототип на основе Т-50 — Т-127.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru