«СуперБМП»: как Т-15 переписал все правила боя. Танк т 15


БМП Т-15 на базе «Армата» – современное оружие мотострелков

На фоне постоянного прессинга, который наблюдается в прессе и в экспертных кругах вокруг нового российского танка «Армата», ослабло внимание к появлению других новых видов бронированной техники. С новейшим танком для вооруженных сил России ситуация выглядит трудноразрешимой и запутанной. Иное дело, разработка на базе танка Т-14 новой Т-15 БМП, бронированного боевого транспортного средства совершенно нового образца. С этой техникой связано не только качественное улучшение технического оснащения мотострелковых подразделений, но и меняющаяся концепция применения бронированной техники в составе моторизованных частей.

Основная идея, заложенная в новой БМП Т-15

С первого взгляда новая боевая машина пехоты вызывает неоднозначную реакцию. С виду это бронированный транспортер, оборудованный для перевозки мотострелкового подразделения. С другой стороны, разнообразное вооружение и мощное бронирование наталкивает на мысль, что перед нами тяжелый бронетранспортер. Идея, заложенная в конструкцию машины, представляет собой концепцию трансформации боевой машины пехоты в хорошо защищенное транспортное средство транспортировки и огневой поддержки пехоты. БМП т-15 отличается от существующих аналогов и по своим тактико-техническим характеристикам опережает имеющиеся на вооружении ряда стран новые образцы подобной техники.

БМП Т-15 схема

БМП Т-15 схема

В сравнении с первыми БМП, которые появились на вооружении Советской Армии в самый разгар «холодной войны», новая машина способна действовать на поле боя самостоятельно. Старые БМП-1 и БМП-2 создавались в качестве средства поддержки и прикрытия действующих на поле боя танковых подразделений. Высокая скорость и незначительная масса машины обеспечивали ей хорошую маневренность на поле боя. Однако слабая броня не способствовала высокой живучести боевых машин пехоты. Ярким примером слабости бронирования советских БМП является количество потерянной советской техники во время боевых действий 40-й армии в Афганистане и в ходе военных компаний на Северном Кавказе в середине 90-х годов. В ходе боевых действий выявилась и слабость штатного вооружения советских БМП. На БМП-2 уже вместо недостаточно эффективной 76 мм безоткатной пушки стали устанавливать 30 мм автоматическую авиационную пушку. Во всем остальном машина осталась прежней, проблемы с живучестью остались нерешенными.

Вступая в бой, все существующие типы БМП, как зарубежные, так и советские, были легко уязвимы для огня противотанковых пехотных средств противника. Фугасы и ручные гранатометы были смертельным оружием для боевой машины пехоты. Массированное применение боевых машин пехоты в составе вооруженных сил США во время операции в Ираке показало недостаточность бронированной защиты боевых машин во время боя в условиях тесной городской застройки.

Бредли в Ираке

Бредли в Ираке

С окончанием «холодной войны» стала меняться концепция использования тяжелой бронированной техники. Вместо предполагаемых сражений в открытом поле, где многое решает маневр и быстрота реакции, многим армиям пришлось вести уличные бои. Новая тактика потребовала значительно усилить активную защиту танков, а бронетранспортеры и боевые машины пехоты сделать более живучими в тесноте городских улиц. Новейшая российская БМП Т-14 обладает танковой броней и может обеспечить не только надежную защиту транспортируемой пехоте, но и вступить в единоборство практически с любым противником.

Особенности конструкции новой боевой машины пехоты Т-15

Бронированная машина создавалась целиком и полностью на гусеничной базе танка Т-14 «Армата». Вес нового боевого транспортного средства составляет 48 тонн, что больше даже веса основного российского танка Т-90. Для сравнения вес БМП-1 и БМП-2 составлял всего 12 и 14 тонн соответственно. Американская БМП М2 «Бредли» весила почти в два раза меньше, около 22-27 тонн в зависимости от модификации машины. Обзор силовой установки, позволяет говорить о том, несмотря на такой внушительный вес, российская БМП способна развить скорость до 70 км/ч. Мощность двигателя и высота клиренса обеспечивает машине высокую маневренность для машин своего класса.

Маневренность машины и движение обеспечивается двигателем, расположенным в носовой части прочного бронированного корпуса. Задняя часть корпуса оборудована для транспортировки пехотного подразделения. Предполагается, что в пассажирском отсеке смогут свободно разместиться 7-9 бойцов с полной боевой выкладкой.

Пехотное отделение БМП

Пехотное отделение БМП

Отдельного внимания заслуживает башня боевой машины. Это уже не привычная в нашем понимании башня с местом для заряжающего и командира, а боевой автоматизированный модуль «Эпоха». Управление всем комплексом оборудования и вооружением, установленным в модуле, осуществляется дистанционно. Новый модуль является дальнейшим развитием боевого модуля «Бумеранг», которым оснащались БМП «Курганец 25» и БТР нового поколения. Такое решение стало результатом реализации требования военного руководства сделать все боевые модули унифицированными. Боевые модули устанавливаются на всю новую бронированную технику, поступающую в войска.

Боевой модуль «Эпоха» представляет собой артиллерийскую платформу для 30 мм автоматической пушки. Рядом с пушкой 2А42 установлен танковый пулемет Калашникова ПКТ. Кроме пулеметно-артиллерийского вооружения на модуле установлены 4 пусковые установки ПТРК «Корнет-ЭМ». Если артиллерийское орудие и пулемет считается противопехотным видом вооружения, то противотанковые комплексы делают из новой боевой машины эффективное противотанковое средство. В ходе длительных полевых испытаний было принято решение устанавливать на новые БМП модули, оснащенные ПТУР «Атака» и несущие 57 мм автоматической пушкой. Новое орудие будет способно успешно поражать легкобронированную технику, включая образцы, стоящие на вооружении западных армий.

БМП внутри

БМП внутри

На новейшей БМП имеется композитная броня, расположенная в иной, чем у танка Т-14, компоновке. Основную работу по защите транспортного средства выполняет установленная система активной защиты «Афганит», благодаря которой бронированный корпус транспортного средства защищен от снарядов и ракет противника. Автоматизированная система не только выявляет противотанковые ракеты противника при подлете к машине, но и сбивает их. При условии, что вражеские ракеты преодолели защитный рубеж активной защиты, в дело вступает система двуслойного бронирования «Малахит». Обе системы обеспечивают БМП Т-15 надежный рубеж обороны, прежде чем удар примет основной броневой корпус.

Бронированный корпус изготовлен из композитных материалов и стали, сочетание которых обеспечивает защиту боевому транспортному средству эквивалентную действию обычной бронированной плиты толщиной 1000-1200 мм. В дополнение к трем рубежам защиты машины, на БМП устанавливаются датчики помех, способные сбивать с курса подлетающие противотанковые ракеты.

Уместно будет напомнить, что на БМП Т-15 стоит донная противоминная защита. Днище имеет V-образную форму, успешно гасящую ударную волну при подрыве фугаса. Специальная краска поглощает инфракрасное излучение, излучаемое современными взрывателями противотанковых мин.

Планы по серийному производству и боевому оснащению российской армии

Обзор последних новостных лент свидетельствует от том, что четких и точных планов по количеству серийных образцов новой БМП нет. Как будет идти серийное производство, и в какие части начнут поступать новые боевым машины пехоты, информация отсутствует. Среди военных экспертов и аналитиков бытует мнение, что часть готовых машин проступит на вооружение танковых частей в качестве инструмента огневой поддержки. Другая часть военных склонна к мысли, что новыми БМП Т-15 будут оснащаться специализированные подразделения, входящие в структуру ВС РФ.

БМП Т-15 на параде

БМП Т-15 на параде

Вопрос о дальнейшей судьбе новой БМП будет решаться в ходе проведения крупномасштабных учений «Запад 2018», которые пройдут в сентябре 1017 года в западных областях Российской Федерации и на территории Республики Беларусь. Неопределенность в этом вопросе в большей степени связана с отсутствием единого мнения о том, как следует применять подобную технику.

Изучая историю боевых действий в Сирии, делая обзор потерь правительственной армии от огня повстанцев, можно утверждать, что новая БМП появилась вовремя. Мощная, хорошо бронированная машина, вооруженная разноплановыми видами оружия, способна успешно действовать в новых боевых условиях. Машина способна обеспечить быструю доставку подразделений пехоты в определенное место и создать на данном участке достаточно плотную и интенсивную огневую поддержку.

Для городских условий БМП Т-15 представляется идеальной машиной. Не хуже будет себя чувствовать этот стальной монстр и в полевых условиях. Обладая броней танка, хорошей скоростью и мощным вооружением, новая машина может не только быстро и успешно подавить огневые точки противника, но и прорвать укрепленную линию обороны.

Действие БМП в городе

Действие БМП в городе

Обзор тактико-технических характеристик российской БМП Т-15 позволяет смело говорить о том, что в западных армиях сегодня нет достойного эквивалента. Отказавшись от создания тяжелой бронированной машины, американцы и немцы пошли по пути модернизации существующих модификаций.

Следует отметить, что новой российской разработкой заинтересовались не только потенциальные противники. Российская БМП Т-15 пришлась по душе индийский военным. Задумывается о приобретении новейших боевых машин пехоты армия Ирака, Кувейта, Таиланда и Пакистана. При доработке проекта в соответствии с экспортными условиями, Россия может успешно конкурировать в данном сегменте с американцами, которые продолжают поставлять своим БМП М2 «Бредли» в десятки других армий. Стоимость машины в несколько раз меньше стоимости боевого танка. По уровню огневой мощи и другим техническим параметрам, данный вид бронированной техники может свободно решать задачи, свойственные танковым частям.

militaryarms.ru

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

На фоне премьерного показа первого российского танка «Армата» на Красной площади в День Победы, перспективная модель новейшей разработки наших конструкторов – боевая машина пехоты (БМП) Т-15, вроде бы осталась незамеченной. Но это совершенно несправедливо. На самом деле обе машины – это первые два элемента уникальной российской разработки: Перспективной боевой системы (ПБС).

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

Телеканал «Звезда» стал первым, кому об этом рассказал автор самой идеи ПБС, заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавода» по специальной технике Вячеслав Халитов: «Мы переходим на новую идеологию проведения боевых действий. Гибридные конфликты, — самый распространенный вид военных конфликтов в наше время. Они требуют быстрых мобильных действий. С помощью танков класса «Армата», вкупе с БМП Т-15 и целым рядом других суперсовременных машин, уже, можно сказать, создается Перспективная боевая система, которая сможет быстро и эффективно решить любые военные задачи».

Защищенность: главный козырь

Российская Т-15 – тяжелая БМП, которой пока нет полных аналогов в мире. Только по некоторым параметрам с ней могут посоревноваться израильский Namer и германская Puma. Т-15 создана на платформе «Арматы» — и это практически все, что сегодня точно известно об этой машине. Как и ее «родной брат» — танк Т-14, БМП Т-15 является одним из самых засекреченных проектов нашего военного ведомства.

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

Но в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» Вячеслав Халитов все-таки ответил на ряд вопросов, связанных с этой разработкой:

«На вопрос о том, действительно ли Т-15 является самой защищенной БМП в мире я могу ответить так – эта БМП обладает высокой комплексной многоуровневой защитой от противотанковых средств поражения за счет применения рациональной архитектуры в комплексе со съемно-модульными защитными устройствами с динамической защитой нового поколения, с использованием радиопоглащающих композитных материалов и специальной окраски, установки активных средств защиты в составе комплекса активной защиты, системы противодействия высокоточному оружию и системы электромагнитной защиты».

Такая сверхзащищенность машины, предназначенной в принципе для доставки пехоты к передней линии огня, сразу оказалась в центре споров военных специалистов. Ее даже стали называть «переизбыточной».

«Мое мнение заключается в том, что назрела необходимость того, чтобы в одном боевом строю находились равнозащищенные и равноподвижные машины. Как бы вы не моделировали современный бой, но к его середине в наше время останется «в живых» только наш танк «Армата» и Т-15. И очень хорошо, что это вовремя поняли в Министерстве обороны, что приняли решение создавать такую тяжелую БМП», — говорит Халитов.

В создаваемой ПБС «Армата» может меняться местами с Т-15, т.е. тяжелые БМП могут идти не за, а перед танками. При этом продвигаться вперед «пятнадцатая» может, как под огневым прикрытием танков, так и под «зонтом» разрывов собственных снарядов. И то и другое обеспечит прибытие пехоты прямо на передний край, что призвано свести потери среди наших бойцов к минимуму.

Конструктивные особенности

Конструктивно БМП Т-15 имеет переднее отделение, в котором расположен двигатель, за ним – боевой модуль, и только потом – обитаемый отсек. Руководитель проектов спецтехники Уралвагонзавода утверждает, что новая БМП не только не уступает по защищенности танку «Армата», но по некоторым характеристикам и превышает ее, в частности, по защищенности обитаемого отделения.

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

«До переднего края мотострелки в БМП Т-15 доберутся точно целыми и невредимыми. На корме расположена отбрасывающаяся аппарель, которая позволит десанту мгновенно покинуть машину. Верхние люки предусмотрены только для механиков-водителей. Силовой блок, расположенный впереди – это еще одна защита, серьезная противоминная защита экипажа – все сделано для того, чтобы ничто не помешало выполнению боевой задачи», — говорит Халитов.

Необитаемый боевой модуль с вооружением находится над бронекапсулой. Все процессы заряжания и ведения огня тяжелого БМП Т-15 автоматизированы. Новая БПМ обладает особой плавучестью хода, что обеспечивается мощным дизельным двигателем, который, по некоторым данным обладает мощностью до 1500 л.с., и  способен разгонять эту машину до 70 км/ч. Ходовая часть с передним расположение 7-го ведущего колеса и активной подвеской обеспечит движение на высокой скорости по пересеченной местности, снизит утомляемость экипажа и повысит точность стрельбы.

«БМП Т-15 не обладает той плавучестью, которой обладают легкие БМП. Но мы не считаем это недостатком. «Пятнадцатая» может передвигаться под водой. Но еще Великая Отечественная Война показала, что занятие плацдарма перед наступлением, — залог успеха наступательной операции, поэтому сходу преодолевать водные препятствия – это тактика прошлого, а не будущего», — говорит специалист по созданию военной техники.

Шесть отличий

Вячеслав Халитов утверждает, что БМП Т-15 просто незаменима в урбанизированных районах и проведении военных операциях в горной местности. Ее противопожарная система, и защита от нападения сверху делают эту машину практически неуязвимой в перечисленных условиях. Способствуют этому шесть отличий новой машины от своих предшественников.

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

«Основные отличия от предыдущих поколений БМП заключаются в том, что Т-15 обладает высоким уровнем баллистической защиты, у нее большое обитаемое отделение, дистанционно управляемое вооружение, высокоавтоматизированная система управления огнем с мультиспектральным прицельным комплексом, цифровые информационно-управляющие системы и семи опорная ходовая часть», — говорит Вячеслав Халитов.

Цифровые информационно-управляющие системы позволяют экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач за счет того, что эта система  сама осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния  машины. А это, в свою очередь обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов. В легковом транспорте это принято называть бортовым компьютером, — т.е. масляные щупы, и прочие архаичные предметы контроля навсегда уходят в прошлое.

Вооружение и перспективы

Вооружение тяжелой БМП размещено в необитаемом боевом модуле кругового вращения. В его составе ожидается 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По некоторым данным, на БМП Т-15 может быть установлена пушка 75-мм или 100-мм калибра, а также автоматический гранатомет АГ-30.

Тяжелая БМП Т-15: цепной пес «Арматы»

«Модульный принцип создания боевых машин нового поколения позволяет нам  менять любые узлы и агрегаты, менять местами их расположение. Сейчас БМП Т-15, как и танк «Армата»  находятся в стадии опытно-промышленных образцов, проводятся их испытания, поэтому говорить об их тактико-технических характеристиках еще слишком рано. Эти два образца перспективной российской техники, можно сказать, находятся в стадии не рожденного, но уже 7-месячного плода. Чтобы узнать, каким будет этот «ребенок» осталось подождать совсем чуть-чуть», — говорит ведущий специалист Уралвагонзавода.

По задумке Вячеслава Халитова, Т-15 и Т-14 должны пополнить и другие машины, ничем не уступающие этим двум лучшим образцам российской военной техники. На базе Т-15, по его мнению, можно и нужно создать совершенно новую штабную машину, которая обеспечит командованию пребывание в центре боевых действий без угрозы для жизни.

Платформа «Арматы» способна дать жизнь целому комплексу подвижных средств, которые  вместе и станут той самой Перспективной боевой системой.  Необходимый технический задел для создания такой системы уже готов, осталось только принять по этому вопросу стратегическое решение.

/Олег Горюнов, tvzvezda.ru/

army-news.ru

Боевая машина пехоты Т-15 (Россия)

Характеристики БМП Т-15

Боевая машина пехоты Т-15 (Россия)
Страна: Россия
Тип: Боевая машина пехоты
Дата выпуска: 2015 г.
Длинна: 9,5 м
Ширина: 4,8 м (вместе бортовыми экранами)
Высота: 3,5 м (полная)
Броня, лоб: Комбинированная, нет сведений (аналогична танку Т-14 «Армата»).
Броня, борт: Комбинированная, нет сведений (аналогична танку Т-14 «Армата»).
Броня, башня: Комбинированная, нет сведений (аналогична танку Т-14 «Армата»).
Экипаж: 3 человека + 9 десантников
Двигатель: Дизельный 2В-12-3А, мощность 1500 л.с.
Дальность хода: Нет сведений
Максимальная скорость: 70 км/ч
Масса:49 тонн
Вооружение:2х 2х управляемые ракеты «Корнет», 1х 30-мм пушка 2А42 (500 выстрелов), 1х 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов)

«Российская боевая машина пехоты Т-15 на базе танка Т-14 «Армата». история создания и особенности конструкции»

История создания БМП Т-15

Боевая машина пехоты Т-15 («Объект 149») — первая тяжелая БМП для российской армии созданная на той же платформе, что и перспективный танк Т-14 «Армата». В отличие от БМП-1, БМП-2 и БМП-3, Т-15 не является амфибией, зато обладает «танковой» броней и обеспечивает реальную защиту как экипажа, так и десантников.

Все прочие черты присущие БМП: универсальность на поле боя, возможность использования и для непосредственной поддержки пехоты, и для борьбы с танками и вертолетами противника, Т-15 сохраняет в полной мере.

Наибольшее внимание в конструкции БМП Т-15 уделено даже не её боевой мощи, а безопасности экипажа. Помимо комбинированной брони и динамической защиты, обитаемое отделение бронемашины представляет собой бронекапсулу дополнительно экранированную рациональным размещением агрегатов БМП. Вогнутое днище защищает находящихся внутри машины людей от поражения осколками в случае подрыва на мине, а башня (необитаемая) и её боекомплект, даже в случае детонации, не угрожают жизни экипажа.

Чертеж боевой машины пехоты Т-15

Чертеж боевой машины пехоты Т-15 на базе танка Т-14 «Армата»

Так как БМП Т-15 задумывался как универсальная боевая машина, её комплекс вооружения — модульный. В зависимости от решаемых задач, БМП может комплектоваться разными вариантами сменных боевых модулей. На данный момент известно как минимум о:

  • Стандартном боевом модуле «Бумеранг-БМ», включающем башню кругового вращения с 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным с ней пулемётом ПКТ, и двумя (2х) пусковыми установками ПТРК «Корнет».
  • Боевом модуле «Байкал» с автоматической пушкой калибра 57-мм.
  • Боевом модуле с 120-мм минометом.

В настоящий момент БМП Т-15 проходит финальные испытания, её серийное производство ориентировочно начнется в 2017 году.

Боевая машина пехоты Т-15 на базе танка «Армата»

Боевая машина пехоты Т-15 на базе танка Т-14 «Армата»

Конструкция БМП Т-15

Боевая машина пехоты Т-15 имеет компоновку с передним расположением двигателя. За двигателем в «бронекапсуле» размещаются члены экипажа — водитель, оператор оружия и командир. Дорогу и все происходящее вокруг машины, водитель видит исключительно на экране дисплея, который принимает информацию с камер расположенных на корпусе БМП.

БМП Т-15, вид сбоку

БМП Т-15, вид сбоку

За отделением экипажа расположен десантный отсек на 9 (фактически: 8 + 1 запасное) мест. Сиденья десанта откидные и спроектированы так, чтобы в случае подрыва на мине, минимизировать последствия удара. Расположены сиденья вдоль бортов, лицом друг к другу. Высадка-посадка десанта осуществляется через кормовую дверь. С левой стороны от двери есть небольшой отсек с переговорным устройством, обеспечивающий связь с десантом, без необходимости покидать машину.

Боевой модуль (башня) устанавливается на БМП Т-15 со смещением к корме, над отделением десанта.

Система управления огнем БМП Т-15 включает два многофункциональных прицела: наводчика и командира машины, а также радиолокационную станцию, двухплоскостной стабилизатор вооружения, и целый спектр различных датчиков. Машина оснащена системой автосопровождения цели, а бортовой компьютер автоматически вносит в прицел необходимые корректировки как при стрельбе с места, так и в движении.

Система управления огнем БМП Т-15 может управляться дистанционно, работать по внешнему целеуказанию, и позволяет вести одновременный обстрел сразу двух целей.

БМП Т-15, вид спереди

БМП Т-15, вид спереди

Защита БМП Т-15 «эшелонированная», включает трио основных элемента: собственно броню, а также системы срыва наведения управляемого оружия и уничтожения подлетающих вражеских боевых элементов. Обе системы полностью автоматические и запускаются компьютером машины, при поступлении соответствующей информации на датчики, расположенные по периметру корпуса.Отмечается, что система срыва наведения («поймав» луч локатора или радио-луч, пусковые установки выпускают облако «дыма») работает одновременно как дымовая, многоспектральная и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса.

Кроме этого, БМП Т-15 оснащена автоматическими миноискателями (и, вероятно, системой дистанционного уничтожения мин), системой снижения заметности в инфракрасном диапазоне (рассеиватели выхлопа), противоатомной защитой и системой автоматического пожаротушения.

БМП Т-15, вид сзади

БМП Т-15, вид сзади

Ходовая часть БМП Т-15 включает по 7 опорных катков на борт, с передним расположением ведущего колеса. Коробка передач — автоматическая, подвеска — активная, обеспечивающая не только плавности хода, но и хорошую скорость по бездорожью. В качестве силовой установки используется двенадцатицилиндровый дизель 2В-12-3А (в прошлом А-85-3А), развивающий мощность до 1500 л.с.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, фотографии принадлежат правообладателям, авторство снимков указано на них

armedman.ru

Т-15: цепной пес «Арматы»

На фоне премьерного показа первого российского танка «Армата» на Красной площади в День Победы перспективная модель новейшей разработки наших конструкторов - боевая машина пехоты (БМП) Т-15 – вроде бы осталась незамеченной. Но это совершенно несправедливо. Обе машины - это первые два элемента уникальной российской разработки: Перспективной боевой системы (ПБС).

Телеканал «Звезда» стал первым, кому об этом рассказал автор самой идеи ПБС, - заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавода» по специальной технике Вячеслав Халитов.

«Мы переходим на новую идеологию проведения боевых действий. Гибридные конфликты - самый распространенный вид военных конфликтов в наше время. Они требуют быстрых мобильных действий. С помощью танков класса «Армата», вкупе с БМП Т-15 и целым рядом других суперсовременных машин, уже, можно сказать, создается Перспективная боевая система, которая сможет быстро и эффективно решить любые военные задачи», - поделился он.

Защищенность - главный козырь

 

Российская Т-15 - тяжелая БМП, которой пока нет полных аналогов в мире. Только по некоторым параметрам с ней могут посоревноваться израильский Namer и германская Puma. Т-15 создана на платформе «Арматы» - и это практически все, что сегодня точно известно об этой машине. Как и ее «родной брат» - танк Т-14, Т-15 является одним из самых засекреченных проектов нашего военного ведомства.

Но в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» Вячеслав Халитов все-таки ответил на ряд вопросов, связанных с этой разработкой.

«На вопрос о том, действительно ли Т-15 является самой защищенной БМП в мире, я могу ответить так - эта БМП обладает высокой комплексной многоуровневой защитой от противотанковых средств поражения за счет применения рациональной архитектуры в комплексе со съемно-модульными защитными устройствами с динамической защитой нового поколения, с использованием радиопоглощающих композитных материалов и специальной окраски, установки активных средств защиты в составе комплекса активной защиты, системы противодействия высокоточному оружию и системы электромагнитной защиты», - рассказал Халитов.

Такая сверхзащищенность машины, предназначенной для доставки пехоты к передней линии огня, сразу оказалась в центре споров военных специалистов. Ее даже стали называть «переизбыточной».

«Мне кажется, назрела необходимость того, чтобы в одном боевом строю находились равнозащищенные и равноподвижные машины. В современном бою к его середине в наше время «в живых» останется только танк «Армата» и Т-15. И очень хорошо, что это вовремя поняли в Министерстве обороны, что приняли решение создавать такую тяжелую БМП», - говорит Халитов.

В создаваемой ПБС «Армата» может меняться местами с Т-15, т.е. тяжелые БМП могут идти не за, а перед танками. При этом продвигаться вперед «пятнадцатая» может как под огневым прикрытием танков, так и под «зонтом» разрывов собственных снарядов. И то, и другое обеспечит прибытие пехоты прямо на передний край, что призвано свести потери среди наших бойцов к минимуму.

Конструктивные особенности

 

Конструктивно Т-15 имеет переднее отделение, в котором расположен двигатель, за ним - боевой модуль, и только потом - обитаемый отсек. Руководитель проектов спецтехники Уралвагонзавода утверждает, что новая БМП не только не уступает по защищенности танку «Армата», но по некоторым характеристикам превышает ее, в частности, по защищенности обитаемого отделения.

«До переднего края мотострелки в Т-15 доберутся точно целыми и невредимыми. На корме расположена отбрасывающаяся аппарель, которая позволит десанту мгновенно покинуть машину. Верхние люки предусмотрены только для механиков-водителей. Силовой блок, расположенный впереди, - это еще одна защита, серьезная противоминная защита экипажа. Все сделано для того, чтобы ничто не помешало выполнению боевой задачи», - говорит Халитов.

Необитаемый боевой модуль с вооружением находится над бронекапсулой. Все процессы заряжания и ведения огня тяжелого БМП Т-15 автоматизированы. Новая БПМ обладает особой плавностью хода, что обеспечивается мощным дизельным двигателем, который, по некоторым данным, обладает мощностью до 1500 лошадиных сил и способен разгонять эту машину до 70 км/ч. Ходовая часть с передним расположением седьмого ведущего колеса и активной подвеской обеспечит движение на высокой скорости по пересеченной местности, снизит утомляемость экипажа и повысит точность стрельбы.

«Т-15 не обладает той плавучестью, которой обладают легкие БМП. Но мы не считаем это недостатком. "Пятнадцатая" может передвигаться под водой. Но еще Великая Отечественная война показала, что занятие плацдарма перед наступлением - залог успеха наступательной операции, поэтому сходу преодолевать водные препятствия - это тактика прошлого, а не будущего», - говорит специалист по созданию военной техники.

Шесть отличий

Вячеслав Халитов утверждает, что Т-15 просто незаменима в урбанизированных районах и проведении военных операциий в горной местности. Ее противопожарная система и защита от нападения сверху делают эту машину практически неуязвимой в перечисленных условиях. Способствуют этому шесть отличий новой машины от своих предшественников.

«Основные отличия от предыдущих поколений БМП заключаются в том, что Т-15 обладает высоким уровнем баллистической защиты, у нее большое обитаемое отделение, дистанционно управляемое вооружение, высокоавтоматизированная система управления огнем с мультиспектральным прицельным комплексом, цифровые информационно-управляющие системы и семиопорная ходовая часть», - говорит Вячеслав Халитов.

Цифровые информационно-управляющие системы позволяют экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач за счет того, что эта система  сама осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния  машины. А это, в свою очередь, обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов. В легковом транспорте это принято называть бортовым компьютером, то есть масляные щупы и прочие архаичные предметы контроля навсегда уходят в прошлое.

Вооружение и перспективы

 

Вооружение тяжелой БМП размещено в необитаемом боевом модуле кругового вращения. В его составе ожидается 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По некоторым данным, на Т-15 может быть установлена пушка 75-мм или 100-мм калибра, а также автоматический гранатомет АГ-30.

«Модульный принцип создания боевых машин нового поколения позволяет нам  менять любые узлы и агрегаты, менять местами их расположение. Сейчас БМП Т-15, как и танк «Армата», находятся в стадии опытно-промышленных образцов. Проводятся их испытания, поэтому говорить об их тактико-технических характеристиках еще слишком рано. Эти два образца перспективной российской техники, можно сказать, находятся в стадии не рожденного, но уже семимесячного плода. Чтобы узнать, каким будет этот "ребенок", осталось подождать совсем чуть-чуть», - говорит ведущий специалист «Уралвагонзавода».

По задумке Вячеслава Халитова, Т-15 и Т-14 должны пополнить и другие машины, ничем не уступающие этим двум лучшим образцам российской военной техники. На базе Т-15, по его мнению, можно и нужно создать совершенно новую штабную машину, которая обеспечит командованию пребывание в центре боевых действий без угрозы для жизни.

Платформа «Арматы» способна дать жизнь целому комплексу подвижных средств, которые  вместе и станут той самой Перспективной боевой системой.  Необходимый технический задел для создания такой системы уже готов, осталось только принять по этому вопросу стратегическое решение.

Автор: Олег Горюнов

Фото: Минобороны России

tvzvezda.ru

Char leger T15

Char leger T15

Легкий танк

Официальное обозначение: Char leger T15Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1934 г.Дата постройки первого прототипа: 1934 г.Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1934-1935 гг., построено около 40 единиц.

Бельгийский легкий танк Т15 во многом обязан своему появлению принятой в начале 1930-х гг. программе моторизации. Сравнительно с аналогичной советской программой масштабность была намного меньше, можно даже сказать – мизерной. В первую очередь предполагалось укомплектовать бронетехникой подразделения “Арденнских егерей” (“Chasseurs Ardennais”), а затем всех остальных. В этот же период бельгийская военная миссия искала поставщиков танков и бронемашин, надеясь в первую очередь на помощь дружественной Франции. Для тех, кто не знает, напомним – как государственное образование Бельгия была создана в 1833 году в качестве “буфера” между Францией и Германией. Французы не зря опасались объединения немцев и потому стремились защитить свои границы любым доступным способом. Вот и получился “буфер”, состоящий из Фландрии и Валлонии, где преобладающим населением были голландцы и французы соответственно. Что из этого получилось мы хорошо знаем – немцы взламывали этот “буфер” дважды – в 1914-м и 1940-м гг., причем во второй раз получилось намного быстрее и эффективнее. Но до этого момента Бельгия пыталась поднять уровень боеспособности собственной армии.

Переданные в 1919 году 75 легких танков Renault FT-17, безусловно, были в своё время весьма передовыми машинами, но спустя 10 лет их боевой потенциал оценивался весьма низко. Бельгия, как многие другие европейские страны, ориентировалась на оборонительную тактику и потому рассчитывала прибрести танки так называемого “пехотного” типа, оснащенные сильным бронированием и пушечно-пулеметным вооружением. Скорость и подвижность в данном случае играли второстепенную роль. В 1931 году бельгийская военная миссия выразила желание закупить партию танков D1. Фирма Renault, являясь эксклюзивным поставщиком эти машин, была абсолютно не против этого контракта, но тут вмешался французский Генштаб. По мнению военных, некоторые узлы, включая башню ST2, танка являлись сугубо секретными и не полежали продаже за границу. К тому же, фирма Renault ещё только начала поставки D1. Собственно, тут французов подвела откровенная нерасторопность и глупость, ведь ничего нового и особо секретного в D1 не было. Те же башни ST2 (которые, кстати, оказались неудачными) можно было заменить на башни старого образца от танков FT-17, поскольку погон у них был одинаковый.В 1934 г. велись переговоры о закупке легких танков АМС 34YR, но из 25 заказанных танков получили только башни. Далее выпуск AMC 34 был прекращен, а вместо них были заказаны шасси и корпуса 12-ти более современных ACG1. Но и этим танкам ужасно не повезло – перед войной было распространено мнение, что Бельгия страна нейтральная и потому Гитлер на неё не нападёт. А вот наличие танков, как оружие сугубо наступательного, может лишь спровоцировать немцев. Так, в 1938 году все 12 ACG1 остались ржаветь во дворе арсенала Эттербек. Когда грянула война восстановить удалось только 8 машин… Зато британцы оказались намного более сговорчивыми. Тем более, что фирме Vickers-Armstrong было что предложить зарубежным заказчикам.

Начиная с 1929 года представители фирмы Vickers-Armstrong заключили несколько очень удачных контрактов на поставку не только стрелкового оружия, но и бронетехники. Безусловными фаворитами являлись танкетки Vickers-Carden-Loyd Mk.VI и легкие “пехотные” танки Mk.E в различных вариациях. Некоторый успех сопутствовал амфибийному танку на основе моделей А4Е11 и А4Е12, но в тройку лидеров всё же вошли экспортные легкие танки модельного ряда М1933\М1937.После неудачных переговоров с французской стороной бельгийцам выпала возможность ознакомиться с моделью М1934. Конструктивно этот танк был идентичен М1933, но оснащался новой ходовой частью. Корпус имел клёпаную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 7 до 9 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части, причем двигатель Meadows EST (90 л.с.) устанавливался справа от продольной оси. Слева от него находилось место механика-водителя, над головой которого была сделана небольшая бронированная рубка. Характерной особенностью была установка верхнего бронелиста под значительным углом наклона, что отчасти компенсировало его небольшую толщину.В средней части корпуса оборудовалось боевое отделение, где располагался командир танка. Он же выполнял обязанности наблюдателя, заряжающего и пулеметчика. Из-за этого, в случае необходимости, экипаж мог быть дополнен ещё одинм танкистом.Специально для Бельгии британские инженеры разработали новую башню в форме усеченного конуса. Дело в том, что бельгийская военная миссия справедливо посчитала вооружение стандартного варианта (один 7,71-мм пулемет Vickers) слишком слабым и потребовала его замены на тяжелый пулемет Hotchkiss калибра 13,2-мм. Это позволило бы более эффективно использовать танк против пехоты и легко бронированной техники противника. Пулемет и оптический прицел к нему устанавливались в передней части башни и были защищены бронировкой полусферической формы. В кормовой части был вырезан проём прямоугольной формы, закрытый бронированной крышкой – его можно было использовать как для демонтажа пулемета, так и для загрузки боеприпасов. По обеим сторонам от пулеметной установки и заднего люка имелось четыре бойницы для стрельбы из личного оружия. В крыше башни был выполнен люк для посадки в танк командира и наблюдением за местностью на марше.В ходовой части танка модели 1934 года использовалась подвеска Хортсманна. Применительно на один борт она состояла из четырех обрезиненных катков сблокированных в две тележки, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Первый образец легкого танка для Бельгии был доставлен уже зимой 1934 года. Хотя эта машина не имела вооружения бельгийцам она очень понравилась – в это же время были подписаны контракты на поставку артиллерийских тягачей серии Dragon Light, имевших ряд унифицированных узлов. Но главное – британские танки обладали высокой скоростью, что позволяло без проблем использовать их для разведки и боевого охранения.Контракт на первые 18 машин был подписан уже 10 марта, но из-за высокой загрузки доставка растянулась почти на год. Танки прибыли двумя партиями по 9 штук – 15-го и 22-го февраля 1935 г., поэтому в некоторых источниках их иногда именуют как Vickers Light Tank M1935. В бельгийской армии они получили обозначение Т15. Армейские номера, по всей видимости, начинались с цифры 0690 (далее не по порядку). Вторая партия из 24 машин была заказана 16-го апреля 1935 года и была доставлена заказчику в период между 15 ноября и 28 декабря. Номера этих танков начинались с цифры 1100 и тоже шли не по порядку. После прибытия танки из обеих партий комплектовались башнями и вооружением бельгийского изготовления. Несколько машин также оснастили турельными пулеметами FN-Browning FM modele 30 калибра 7,65-мм, которые устанавливались на крыше башни.

Следует отметить, что как таковых бронетанковых войск в Бельгии не существовало. Все танки и бронемашины надлежало использовать для непосредственной поддержки пехоты и кавалерии, либо в качестве разведывательных машин. К сентябрю 1939 года легкие танки Т15 состояли на вооружении следующих подразделений.

1ier Guides (1 Division de Cavalerie): 4 T15

2ieme Lanciers (1DC) : 6 T15

3ieme Lanciers (1DC) : 6 T15

1ier Lanciers (2 DC) : 6 T15

1ier Chasseurs a Cheval (2 DC) : 6 T15

2ieme Chasseurs a Cheval (2 DC) : 4 T15

1ier Chasseurs Ardennais : 3 T15

2ieme Chasseurs Ardennais : 3 T15

3ieme Chasseurs Ardennais : 3 T15 Ecole automobile (Автошкола в г.Борсбеек) : 1 T15

Сказать что-либо об их боевом применении в период с 10 по 26 мая пока сложно в виду того, что основная масса легких танков Т15 была уничтожена или брошена при отступлении уже в первые дни немецкого блицкрига на Западном фронте. В частях вермахта эти машины, получили обозначение Panzerspahwagen VCL 701(b), но использовались крайне непродолжительное время для полицейских функций.

Источники:Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles", General Editor, 2002Peter Chamberlabin, Chris Ellis "Tanks of the World 1915-1945", 1972"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Char leger T15 образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА3800 кг
ЭКИПАЖ, чел.2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм3630
Ширина, мм1890
Высота, мм1900
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕодин 13,2-мм пулемет Hotchkiss в башне и один зенитный 7,65-мм FN-Browning FM mod.30
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 9 ммборт корпуса - 7 ммкорма корпуса - 7 ммбашня - 9 ммкрыша - 7 мм (?)днище - 7 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬMeadows EST, бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охладения, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка с подвеской Хортсманна на пружинных рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 64 км\ч по шоссе~30 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ230 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м0,70
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИотсутствовали

ВНИМАНИЕ Все права на текстовые материалы принадлежат администрации сайта Aviarmor. Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрации или при наличии активной ссылки на этот сайт. ©2013 www.aviarmor.net

www.aviarmor.net

как Т-15 переписал все правила боя

Долгое время умы разработчиков бронетехники по всему миру занимала одна интересная идея. В результате отработки научно-исследовательской программы планировалось создание и производство комплекса активной защиты, с помощью которого любая БМП могла превратиться в высокозащищенный легкий танк. Считалось, что о самой идее долгие годы не вспоминали: данные относительно успехов в этой области даже ведущим экспертам были недоступны.

Однако все изменилось в один момент. Когда в Сети появились изображения тяжелой боевой машины пехоты, разработанной в УКБТМ, сразу стало ясно, что проект защищенной «суперБМП» все это время приобретал завершенный вид.

Броня всему голова

Интерес к семейству бронемашин на тяжелой гусеничной платформе «Армата» во многом связан с тем, какое вооружение несет на себе перспективная техника для Сухопутных войск. Бронированию и средствам защиты экипажа и десанта при этом уделяют совсем мало внимания. Между тем именно переработанный состав брони, а также новый подход к схеме размещения защиты – два компонента сухопутной техники будущего и отличительные черты, формирующие облик сверхзащищенной БМП.

Однако задолго до появления первых данных о тяжелой БМП Т-15 на платформе российские специалисты уже сделали большой шаг вперед, превратив боевую машину пехоты в быстроходный легкий танк. В начале 2000-х известное на весь мир предприятие «Курганмашзавод» совершает маленькое бронетанковое чудо. В поисках решения по защите БМП от современных и перспективных управляемых ракет, противотанковых гранат и других средств поражения отечественные специалисты пришли к выводу, что раз БМП может действовать в «насыщенной огнем» обстановке, то лучший способ сохранить машину и экипаж – не позволять снарядам и ракетам долетать до корпуса.

Картинка

Установка комплекса активной защиты «Арена-Э» на легкую боевую машину пехоты частично позволила уравнять легкобронированную технику и современные основные танки по уровню защищенности. Помимо автоматического обнаружения секторов боевой работы, еще одной особенностью «Арены» стало и минимальное время на обнаружение боеприпаса. Для того чтобы просчитать скорость снаряда или ракеты, выбрать кассету с поражающими элементами и дать сигнал на отстрел компьютеру, входящему в состав комплекса активной защиты, комплексу «Арена-Э» требуется меньше секунды.

Бесценный вклад в защиту боевой машины, если учесть, что под плотным огнем даже опытный экипаж иной раз не в состоянии своевременно реагировать на обстрелы с разных сторон. Другим важным элементом защиты БМП-3 стало дополнительное навесное бронирование. С помощью бортовых элементов удалось достичь защиты от попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра. И все это – без потери маневренности и значительного увеличения веса.

Картинка

Переписывая правила боя

После испытаний БМП-3 с комплексом активной защиты «Арена-Э» прошло немало времени. Многие эксперты в публикациях и интервью стали открыто высказывать предположение, что концепцию создания «суперБМП» успешно «похоронили». Дескать, легкая бронемашина танку все равно не чета, и как ее ни защищай, эффективность все равно будет спорной. Разрабатывая тяжелую боевую машину пехоты на платформе «Армата», специалисты Уральского конструкторского бюро машиностроения не стали продолжать соблюдать старые правила создания такой техники, а создали свои собственные законы, необходимые для формирования концепции перспективной БМП.

Универсальность платформы «Армата» именно в этом случае – лучшее решение, какое только можно было придумать. Судите сами: все ключевые элементы бронемашин единой платформы взаимозаменяемы, а средства защиты разрабатываются не для каждой машины в отдельности, а для всей линейки разом. БМП Т-15 на новой тяжелой гусеничной платформе с самого начала проектировалась не просто как средство по доставке десанта к месту боя. Даже если не вдаваться в тонкости работы СУО и не изучать состав вооружения подробно, можно убедиться, что «активная» концепция Т-15 прослеживается в том числе и по средствам защиты.

Картинка

Тяжелая БМП переднего края оснащена лучшим на сегодняшний день комплексом активной защиты «Афганит». Помимо работы над снижением времени для принятия контрмер, разработчики потрудились и над целым рядом других защитных особенностей тяжелого транспорта для десанта. Традиционный метод использования БМП в качестве «такси до поля боя» специалистами УКБТМ в этом случае был переписан чуть более, чем полностью. Т-15, оснащенная КАЗ «Афганит», не только своевременно реагирует на выпущенный в сторону бронемашины боеприпас и определяет сектор боевой работы, но и с помощью специального оборудования с высокой точностью вычисляет точку пуска.

Минимальное время принятия решения и практически мгновенная выдача целеуказания оператору вооружения – два отличительных качества нового комплекса активной защиты. В отличие от предыдущих КАЗ, основным назначением которых были максимальная защита бронемашины и вывод техники из-под огня, Т-15 с комплексом активной защиты «Афганит» научили отвечать выстрелом на выстрел.

Картинка

Проще говоря, если еще десять лет назад оператор ПТРК, наложивший прицельную марку на танк или БМП, находился в относительной безопасности, то теперь возможности КАЗ «Афганит» и вспомогательного оборудования позволят не только нейтрализовать угрозу для боевой машины, «ослепив» оптику противника, но и помогут уложить серию 30-миллиметровых снарядов, если расчет ПТРК будет находиться в зоне досягаемости.

Тот же принцип ответного удара действует и в отношении других средств поражения. Особых различий для оператора вооружения и СУО в этом случае нет: по танку будет выпущена управляемая ракета, а по небольшим скоплениям живой силы противника может отработать пулемет.

Картинка

Один для всех

Несмотря на то что перспективу использования комплексов активной защиты на БМП одобряют далеко не все военные эксперты, плюсов в использовании КАЗ все-таки больше, чем минусов. Во-первых, в составе танковой бригады такие БМП смогут эффективно подавлять огневые точки и расчеты ПТРК противника, пока основные танки будут «отрабатывать» тяжелую бронетехнику противника. Во-вторых, в случае необходимости тяжелые БМП смогут практически с ходу включиться в танковый бой и поразить технику противника управляемым ракетным вооружением.

Наличие или отсутствие пехоты в данном случае, как говорят эксперты, погоды не делает: десант в полной выкладке будет надежно укрыт внутри. По мнению независимого военного эксперта Алексея Хлопотова, главным доказательством именно такого применения бронетехники служит сама концепция создания подобного вооружения. «В УКБТМ не просто создали транспорт для переброски десанта из точки А в точку Б. Специалисты проработали БМП тяжелого класса с максимально возможным уровнем защиты. С этой позиции применение комплексов активной защиты на такой машине совершенно оправданно», – сказал Хлопотов в интервью телеканалу «Звезда».

Картинка

Согласно данным источника «Звезды» в ОПК, разработчики Т-15 и смежники, совершенствующие элементную базу машины, нашли решение другой важной задачи – защиты пехоты от шрапнели комплекса активной защиты и осколков подлетающего элемента. И хотя принцип и схема решения этой задачи засекречены, источник сообщил, что ситуацию решили комплексно. Это означает, что изменениям могла подвергнуться не только конструкция самого комплекса. Доработки могли быть внесены и в части алгоритмов работы электроники, действующей в автоматическом режиме.

Комментируя режимы работы комплекса активной защиты, военный эксперт Алексей Хлопотов подчеркнул, что именно этот вопрос является одним из важнейших. «До недавнего времени считалось, что КАЗ и пехота несовместимы вообще. Представьте: поражающие элементы срабатывают в тот момент, когда вокруг машины находятся люди. Нетрудно понять, что с ними случится в тот момент, когда разлетятся осколки. Успешное решение этой проблемы – залог эффективных действий БМП в любой, даже самой сложной обстановке», – сказал Хлопотов. Если учесть, что Т-15 по уровню защиты является точной копией танка Т-14, то уже сейчас, на этапе опытной войсковой эксплуатации, Т-15 нельзя сравнивать ни с одной другой боевой машиной пехоты зарубежного производства ни по уровню защиты, ни по уровню вооружения.

Картинка

В жизнеспособность концепции «суперБМП», действующей на одной линии (или в непосредственной близости) с танками, стоит поверить еще и потому, что проработка использования КАЗ в боевых машинах пехоты – не прихоть разработчиков и не научный эксперимент. Таким было требование заказчика – Министерства обороны РФ. Нелишним будет напомнить, что размещение КАЗ предусмотрено и на другой, более легкой БМП – «Курганец-25». Если сопоставить все технологические решения и вывести формулу применения таких машин в реальном бою, то можно обнаружить, что новая линейка бронемашин, оснащенных комплексом активной защиты (и блоками ДЗ нового поколения), не только способна сохранить жизнь десанту, но и нейтрализовать угрозу так, чтобы желания повторно применять вооружение у противника не возникло.

Автор: Дмитрий Юров

tvzvezda.ru

Тяжёлая БМП на базе танка Т-14 «Армата»

Помимо основного танка Т-14, на Параде Победы 9 мая состоялся первый официальный показ и тяжёлой БМП Т-15, созданной также на базе унифицированной платформы «Армата». Поскольку основная часть лавров славы досталась именно танку, остальные новинки вооружения, военной и специальной техники остались практически в тени. Даже критики всего нового российского от прозападной прессы не удосужились уделить им внимания. А мы поделимся некоторой информацией с нашими читателями.

Один мой очень хороший друг, коллега и один из немногих в нашей стране специалистов в области вооружений, отдавший большую часть своей жизни службе в Вооруженных Силах, а именно в мотострелковых войсках, всегда говорил мне, танкисту, что за последние 50 лет для пехоты в мире было сделано только две машины — БМП-1 и БТР-80. Все остальные образцы ей не подходили, так как места в них для «царицы полей» не оставалось. Похоже, теперь настает новая эра развития этого мужественного рода войск, и скоро армия, наконец, получит боевые машины, которые придутся по душе тем, без кого не завершается ни одна война или локальный конфликт. Речь идет о тяжёлой БМП Т-15.

Тяжелая гусеничная БМП фигурировала в техническом задании Министерства обороны РФ на разработку унифицированной гусеничной платформы «Армата». Целью этой ОКР являлось создание универсального гусеничного шасси тяжёлого класса, которое бы использовалось в качестве базы для бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) различных классов и типов, в том числе для основного танка, тяжёлой боевой машины пехоты, бронированной ремонтно-эвакуационной и командно-штабной машин, а также для монтажа различных вооружений и систем. По идее, платформа должна иметь унифицированные корпус, силовую установку и ходовую часть, что позволяет упростить производство БТВТ разных классов, а также обеспечить новым машинам достаточно высокие характеристики.

БМП на базе платформы «Армата»Первый технический проект БМП на базе платформы «Армата» («Объект 149») был утвержден весной 2010 г. Эскиз этой машины мало чем напоминает образец, который прошел по Красной площади 9 мая. Дополнения в техническое задание (ТЗ) на ОКР «Армата» (как и на ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг») военными вносились с завидной регулярностью, что отнюдь не вселяло уверенности конструкторам в выполнении ОКР в заданные сроки, тем более что финансировать разработки дополнительных опций Министерство обороны почему-то не планировало. Поэтому финансовые средства на корректировку ТЗ приходилось либо буквально выбивать по копеечке, либо изыскивать из резервов предприятий. Некоторые руководители даже во всеуслышание объявили, что их предприятия «по ряду обстоятельств не представят новые образцы техники на Парад Победы 9 мая». Но вопреки пессимистическим прогнозам, грандиозное мероприятие на Красной площади в Москве стало не только традиционным военным парадом, но и парадом победы конструкторских и рабочих коллективов в создании новейших образцов БТВТ.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой боевую высокозащищенную гусеничную машину, предназначенную для транспортирования подразделений мотострелковых войск, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Новая БМП, построенная на единой с танком платформе, имеет аналогичный уровень защищенности и подвижности, что впервые в мировой практике позволяет машине такого класса действовать в единой с танками боевой линии. Некоторые «специалисты» поспешили заявить, что Т-15 сможет «действовать с танками в единых боевых порядках», как будто до сих пор БМП и БТРы действовали как-то иначе в отдельных боевых порядках.

БМП Т-15 с зачехлёнными боевыми модулями

Напомню, что наш Боевой устав определяет построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. Если в два эшелона, то и в каждом из них подразделения на танках и БМП (БТРах) будут действовать в ЕДИНОМ боевом порядке. А вот построение сил и средств эшелона, в зависимости от вида боя, его характера, может быть в одну боевую линию, углом вперед (назад): танки — впереди, за ними на удалении 100 м — БМП или наоборот. Но, например, в наступлении боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП пойдут в едином боевом порядке. Только пойдут эти БМП на некотором удалении за танками.

В отдельных источниках упоминается, что БМП Т-15 фактически представляет собой развернутое задом наперед доработанное шасси танка Т-14. В результате такого изменения силовая установка машины размещается в носовой части корпуса, а в кормовой части высвобождается большой объем забронированного пространства для размещения десанта и обеспечивается единственно возможный в этом случае способ его высадки через кормовую дверь с откидной аппарелью. С одной стороны, это утверждение верно, но не все так просто. Ведь перекомпоновка корпуса с изменением размещения силовой установки -это, по сути, проектирование машины заново. Правильнее говорить о том, что конструкторы УКБТМ под руководством Андрея Терликова за несколько лет сумели создать несколько различных машин.

Компоновка Т-15 выполнена классической для этого класса машин: моторно-трансмиссионное отделение (МТО) находится в носовой части машины, за ним — отделение управления, а десантное отделение расположено в средней и кормовой частях машины. Некоторым отступлением от «классики» стало как бы отсутствие боевого отделения, которое теперь полностью вынесено за пределы обитаемого отделения БМП. Бронекапсула для размещения экипажа, имеющаяся в танке Т-14, вТ-15 отсутствует. Поэтому говорить о том, что при создании БМП для выполнения основных требований заказчика было решено просто «развернуть» базовое шасси платформы «Армата» и внести в конструкцию корпуса некоторые коррективы, в корне неверно. Уже то, что МТО БМП пришлось размещать не в классическом кубическом объеме кормовой части танка, а между двумя наклонными бронелистами носовой части корпуса, говорит о той колоссальной работе, которую пришлось проделать конструкторам.

Кроме того, надо учесть, что в корпусе, причем в самой защищенной его части, надо было предусмотреть различные лючки, люки и точки доступа для обеспечения монтажа-демонтажа МТО и его технического обслуживания. Конечно, объем работ по техническому обслуживанию заметно снизился по сравнению с БМП-1, но технологические точки доступа к МТО все равно должны быть. К тому же, еще есть системы, обслуживающие работу двигателя, — смазки, охлаждения, питания воздухом со своими радиаторами, вентиляторами, воздухоочистителем и т.д. и т.п., которые надо разместить, а также обеспечить доступ воздуха и отвод его наружу, да при этом защитить их! Не так-то это легко.

Для наглядности приведу небольшой пример. Несколько лет назад одна зарубежная компания пообещала модернизировать БМП-2 для индийской армии, в том числе, установив более мощный двигатель. Двигатель-то установили, а куда деть дополнительное тепло, образующееся при его работе, так и не решили. В результате двигатель перегревался и клинил. А вот конструкторы УКБТМ сумели «развернуть» корпус танка Т-14 и установить в нем все как надо. За счет того, что МТО оказалось в носовой части корпуса, в средней и кормовой частях машины высвободился забронированный объем для размещения десанта.

Размещение механика-водителя (слева) и командира машиныЭкипаж БМП Т-15 состоит из трех человек, а в десантном отделении могут вполне комфортно разместиться девять полностью экипированных бойцов. Таким образом, полный боевой расчет машины насчитывает 12 человек. Для сравнения: боевой расчёт отечественных БМП-2 и БМП-3 составляет десять человек.

Рабочее место механика-водителя расположено у левого борта, справа от него — место командира. За командиром находится место наводчика-оператора. Оборудование рабочего места механика-водителя такое же, как в танке Т-14, что значительно упростит подготовку механиков-водителей обеих типов машин. Оборудование мест командира и наводчика-оператора Т-14 и Т-15 несколько отличается в силу использования различных комплексов вооружения.

Члены экипажа БМП Т-15 для посадки и высадки могут воспользоваться персональными люками, выполненными в крыше корпуса, а также кормовым выходом, перейдя через десантное отделение. Крышки люков членов экипажа открываются назад и оборудованы призменными приборами для наблюдения за обстановкой.

Десантное отеделение БМП Т-15В десантном отделении вдоль бортов машины имеются восемь сидений — по четыре с каждого борта; бойцы располагаются лицом друг к другу. Еще одно легкое сиденье для девятого десантника смонтировано в проходе к отделению управления. Для ускорения высадки десанта сиденья имеют подпружиненную нижнюю часть, автоматически поднимающуюся при отсутствии нагрузки. Таким образом, после высадки бойцов, сидящих ближе к выходу, их сиденья поднимаются и увеличивают ширину прохода для следующих за ними бойцов.

Десант для посадки и высадки в Т-15 пользуется кормовым выходом, представляющим собой откидывающуюся вниз аппарель. При этом обеспечивается свободный выход солдат из машины в колонну по два, что сокращает время десантирования в разы. Для покидания машины в экстренных случаях, когда по каким-либо причинам аппарель не открылась, в ней имеется одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В ней оборудована закрывающаяся амбразура для ведения огня из личного оружия десанта в заднюю полусферу. По последним данным, эргономика обитаемых отделений и установленные в Т-15 системы жизнеобеспечения позволяют экипажу и десантникам выполнять поставленную задачу и не покидать машину в течение 72 ч. Конечно, ничего так просто не бывает, за все надо платить. Комфортное размещение 12-ти человек в Т-15 повлекло за собой увеличение ее размеров и боевой массы. Длина БМП составляет 9,5 м, ширина (с учетом бортовых элементов динамической защиты, расположенных под углом к нормали) — 4,8 м, высота по крыше башни — 3,5 м. Боевая масса машины равняется примерно 50 т. Но если для прежних поколений БМП такие размеры были бы в бою равносильны самоубийству, то для Т-15 с ее уровнем защиты они не являются критическими. Следует также учесть, что башня новой БМП (по сути, дистанционно-управляемый боевой модуль) необитаема, поэтому попадание в неё и даже пробитие её защиты не вызывает катастрофических последствий ни для самой машины, ни для экипажа и десанта.

Впервые в отечественной практике на основном танке и БМП использованы силовые блоки, в которых применены одинаковые двигатель и трансмиссия. Внедрение силового блока позволяет упростить ремонт агрегатов и обслуживающих их систем. Специалисты отмечают, что замена силового блока целиком занимает не более 1-3 ч, в то время как аналогичные операции с «традиционными» разделёнными агрегатами могут занять сутки и более, в зависимости от квалификации ремонтников и наличия необходимого инструмента. И танк Т-14, и тяжёлая БМП Т-15 оснащаются Х-образным 12-цилиндровым многотопливным дизелем 2В-12-ЗА мощностью порядка 1500 л.с., объединенным в единый блок с гидромеханической трансмиссией. По мощности новый двигатель превосходит все силовые установки существующих отечественных танков и догнал по этому показателю агрегаты зарубежных боевых машин.

Одной из важнейших особенностей трансмиссии перспективного танка и новой тяжёлой БМП, выгодно отличающей их от существующих боевых машин, является реверсивная коробка передач. Она обеспечивает включение восьми передач как переднего, так и заднего хода. Таким образом, Т-15 способна двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад.

Конструкция ходовой части БМП Т-15 с семью опорными катками на борт повторяет (с минимальными изменениями) конструкцию ходовой части танка Т-14. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинчато-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевочным зацеплением на Т-15 располагаются в носовой части корпуса, а направляющие колеса -в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарниром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Учитывая, что на БМП используются практически одинаковые с перспективным танком силовые установки, трансмиссии и ходовые части, по подвижности она не уступает Т-14, что особо положительно скажется на совместных действиях танковых и мотострелковых подразделений во всех видах боя. По опубликованным данным, максимальная скорость БМП Т-15 по шоссе достигает 75 км/ч, а средняя скорость на пересеченной местности — до 50 км/ч. Запас хода по шоссе без использования дополнительных топливных бочек составляет 500 км.

Поскольку Т-15 обладает значительной боевой массой, она лишилась такого свойства отечественных БМП, как плавучесть. Однако преодолевать водные преграды глубиной до 5 м новая машина способна под водой, после установки оборудования для подводного вождения.

БМП Т-15, как и танк Т-14, оснащается вспомогательной силовой установкой с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная силовая установка предназначена для обеспечения работы бортовых систем, средств связи и комплекса вооружения при выключенном основном двигателе. Это позволяет использовать все бортовые системы (особенно, комплекс вооружения) в обороне или на стоянке без повышенного расхода топлива. Тяжелая БМП максимально унифицирована с танком и по комплексу средств защиты. С целью повышения живучести на поле боя на машине используется целый набор средств -от пассивной бронезащиты до автоматических комплексов активной защиты и защиты от поражающих факторов ОМП и зажигательных средств. Благодаря этому она получает «многоуровневую» защиту, способную противостоять противотанковым средствам различного типа.

Первым «эшелоном» защиты БМП Т-15 являются специальные материалы покрытия корпуса и башни, а также их окраска. Благодаря этому снижается вероятность обнаружения машины как в оптическом диапазоне, так и при использовании противником радиолокационных средств обнаружения, что затрудняет или делает вообще невозможным применение различных противотанковых систем.

Как и на большинстве современных танков, на Т-15 имеется комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП), представляющий собой комплект многоспектральных датчиков оптико-электронного облучения. Это, так сказать, второй «эшелон» защиты БМП. При обнаружении какого-либо облучения, например, от лазерного дальномера танка или системы лазерного целеуказания, КОЭП автоматически произведет отстрел аэрозольных гранат, образующих в доли секунды облако дыма с металлическими частицами. Такая аэрозольная завеса скрывает боевую машину не только в обычном оптическом спектре наблюдения, но и в спектре работы тепловизионных и радиолокационных приборов, и не позволит противнику атаковать БМП.

На БМП Т-15 предусмотрена установка системы блокировки или преждевременного подрыва мин с электромагнитными взрывателями.

Один из основных «эшелонов» защиты БМП Т-15 — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он способен в автоматическом режиме обнаруживать подлетающие к танку вражеские противотанковые снаряды и управляемые ракеты и уничтожать их специально отстреливаемыми боеприпасами на расстоянии от 4 до 200 м. По сообщениям в открытой печати, «Афганит» может перехватить любые атакующие боевую машину боеприпасы, причём не только ПТУР и реактивные гранаты ручных противотанковых гранатомётов, но и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды, а также авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ двух типов установлены в верхней части бортов корпуса в носовой и средней части.

Еще один «оборонительный рубеж» — бронированный корпус БМП Т-15. Противоснарядная стойкость передней проекции машины обеспечивается лобовыми броневыми деталями (верхней и нижней) с многослойной комбинированной защитой и элементами встроенной динамической защиты (ДЗ). Лобовые броневые детали установлены с большими углами наклона к нормали, что повышает их стойкость к кинетическому воздействию. Дополнительную защиту экипажа и десанта со стороны лобовой проекции создают агрегаты и системы МТО.

Бортовая проекция машины прикрыта бортовыми броневыми листами, а также экранами, на которых смонтированы блоки ДЗ. Поскольку высота бортов в районе десантного отделения несколько выше, чем в районе МТО и отделения управления, то блоки ДЗ здесь расположены в два ряда. Для выхода выхлопных газов от основной и вспомогательной силовых установок, циркуляции воздуха, обеспечивающего работу систем двигателя, на бортах Т-15 предусмотрены экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Это придает машине необычный внешний вид и увеличивает ее ширину. Кормовой лист, основную часть которого представляет собой кормовая аппарель для высадки десанта, прикрыт решетчатым экраном.

Для повышения противоминной защиты и повышения выживаемости экипажа и десанта при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах днище БМП усилено, а пол обитаемых отделений оборудован специальными «сэндвичами» — многослойными вставками.

БМП Т-15 оснащается дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха», разработанным конструкторами тульского КБП. Он выполнен в виде необитаемой башни с комплексом вооружения разных типов. В состав модуля включены: 30-мм автоматическая пушка 2А42 (боекомплект 500 патронов), пулемет ПКТМ (боекомплект 2000 патронов) и комплекс управляемого вооружения «Корнет-Д» с двумя пусковыми установками с четырьмя управляемыми ракетами. Такой состав вооружения в совокупности с современной автоматизированной системой управления огнем (СУО) позволяет бороться с пехотой, небронированной и легкобронированной техникой, низколетящими самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами, а также эффективно поражать танки и укрепления противника.

В состав новой автоматизированной СУО тяжёлой БМП Т-15 входят два независимых комбинированных прицельно-наблюдательных комплекса — командира и наводчика-оператора. По сообщениям разработчиков, эта СУО обеспечивает автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах (в пассивном и активном режимах), обнаружение замаскированных целей оптическим локатором, а также одновременный обстрел двух целей.

Помимо этого, СУО БМП Т-15 дает возможность вести высокоэффективную стрельбу из пушки 2А42 по воздушным целям с использованием автомата сопровождения целей при углах возвышения оружия до +70 град. Одной из оригинальных особенностей СУО является боевая работа в режиме дистанционного управления или по внешнему целеуказанию, т.е. когда экипаж покинет машину. СУО построена по блочно-модульному принципу; её отличает многофункциональность боевого применения и возможность повышения защищённости экипажа.

В качестве одного из вариантов вооружения БМП Т-15 рассматривается установка боевого модуля с 57-миллиметровой автоматической пушкой высокой баллистики, аналогичного по конструкции боевому модулю модернизированной БМП-3 в рамках ОКР «Деривация».

Эффективность боевого использования новой БМП в различных видах боя во многом зависит от ее командной управляемости. Показатели этого боевого свойства Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений повышены в разы, а может и на порядок.

Цифровая бортовая информационно-управляющая система (БИУС) позволяет экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач: она осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния машины. Это, в свою очередь, обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов, повышает ресурс машины. Современные средства связи, судя по видимым на машине антеннам, обеспечивают обмен информацией в режиме передачи данных, а также интеграцию в единую систему управления тактического звена.

По имеющимся данным, в настоящее время специалисты корпорации «Уралвагонзавод» продолжают работы по тяжёлой БМП Т-15. В перспективе на ее базе возможно создание командно-штабных машин типа БМП-КШ, у которых защищенность будет на несколько порядков выше, чем у всех существующих КШМ. В такой машине определенная часть командиров сможет управлять подразделением в бою, например, батальоном, находясь, по сути, на переднем крае. Большой забронированный объем позволяет разместить любые средства связи, оборудовать автоматизированные рабочие места и разместить офицеров штаба.

Точные объемы будущего производства БМП Т-15 пока не определены, но уже оглашены предварительные планы по всему семейству в соответствии с текущей Госпрограммой вооружений: до 2020 г. предусмотрено строительство и передача Вооруженным Силам 2300 единиц бронетанковой техники на базе платформы «Армата». Это не десятки тысяч единиц, как было 30-40 лет назад, но надо учитывать, что качество и боевой потенциал новых машин на порядок выше.

Тактико-технические характеристики БМП Т-15

Экипаж, чел. 3Десант, чел. 9Боевая масса, т Около 50Длина, м 9,5Ширина по бортовым экранам, м 4,8Высота по крыше башни, м 3,5

Вооружение:Комплекс вооружения Универсальный ДУБМ «Эпоха»

Пушка:— тип Автоматическая— марка 2А42— калибр, мм 30— боекомплект, патронов 500— дальность прицельной стрельбы, м До 4000

Спаренный пулемёт:— марка ПКТМ— калибр, мм 7,62— боекомплект патронов 2000

Комплекс управляемого вооружения:— марка ПТРК «Корнет-Д»— количество ПТУР на ПУ, шт. 4— дальность стрельбы, км До 8000

Система Управления Оружием (СУО):— тип Автоматизированная, цифровая

Силовая установка:— тип двигателя Х-образный многотопливный турбодизель-марка В-12-ЗА— мощность, л .с. 1200-1500— тип трансмиссии Гидромеханическая, роботизированная

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч До 50Запас хода по шоссе (без бочек), км 500

Защита Комбинированная, модульная, со встроенной ДЗ и КАЗ «Афганит»

Гарантийный ресурс, км 14000

militaryreview.ru