Немецкий средний танк Pz Kpfw IV. Танк pz 4


Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Согласно агрессивной военной доктрине, разработанной в начале 1930-х годов в Германии, легкие танки Pz I и Pz II строились, в первую очередь, как учебно-тренировочная основа для подготовки кадров. Для ведения же боевых действий предназначались гораздо более мощные типы боевых машин, которые стали впоследствии широко известными как Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Первому отводилась роль основного среднего танка бронетанковых войск с типичным кругом задач, а второй, вооруженный более мощным 75-мм орудием, предназначался в основном для прорыва укрепленных позиций противника. По принятой в то время в Германии классификации, в основе которой лежал калибр танкового орудия, изначально Pz IV относился к классу тяжелых машин. Но уже одно сформулированное в требованиях на новую машину ограничение по массе (18 т) никак не позволяло ей стать в один ряд с такими «одноклассниками», как французский 2С или советский Т-35.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Танк Pz IV Ausf А 1-й танковой дивизии. Польша, 4 сентября 1939 года. 1 сентября 1939 года Panzerwaffe располагали 211 танками Pz IV Ausf А, В,С. В частях первого эшелона находилось 197 машин.

Самый мощный танк панцерваффе разрабатывался в рамках проекта под кодовым обозначением BW(Batail- lonsfuhrerwagen — «машина командира батальона»). Работы по проектированию на конкурсной основе велись фирмами «Rheinmetall-Borsig», «Krupp», «Daimler-Benz» и MAN. В 1935—1936 годах все они представили заказчику свои разработки, выполненные в металле. В целом для производства был выбран крупповский проект VK 2001 (К), доработанный соответствующим образом.

В 1935 году концерн «Krupp» получил официальный заказ на производство танка, получившего в апреле 1936 года официальное обозначение «Panzerkampfwagen» IV (сокращенно Pz Kpfw IV). Это семейство боевых машин продержалось в серийном производстве до самого завершения Второй мировой войны в Европе. Так долго в Германии не выпускался ни один другой тип танка.

По своей конструкции прототип был очень близок к разрабатывавшемуся параллельно танку Pz III. Но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, Pz IV отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для модернизации и в дальнейшем очень пригодилось. В целом Pz IV позаимствовал от своего младшего брата — Pz Kpfw III — большинство как сильных, так и слабых сторон.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Pz IVAusf D возглавляет колонну «четверок» на улицах французского города Семуа. Май 1940 года. К10 мая 1940 года немецкие бронетанковые войска располагали 290 танками Pz IV.

Первыми серийными танками Pz IV стали машины модификации Ausf А, которых до марта 1938 года было построено 35 единиц. Толщина брони этих танков составляла 30—10 мм, а боевая масса равнялась 17,3 т. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола всего 24 калибра, которая из-за очень малой начальной скорости снаряда мало годилась для борьбы с бронированными целями, и двух пулеметов. На танки первой версии устанавливался двигатель мощностью 250 л. с.

На протяжении всех долгих лет производства в целях поддержания боевых качеств на должном уровне танк постоянно модернизировался, что привело к созданию, кроме модификации А, еще девяти вариантов (В, С, D, Е, Fl, F2, G, Н и J). Всего с октября 1937 по март 1945 года было выпушено около 8700 машин, что делает Pz IV самым массовым немецким танком периода Второй мировой войны.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Pz IV Ausf D 9-й танковой дивизии. Голландия, май 1940 года. Общие безвозвратные потери танков Pz IV вермахта в ходе боев мая—июня 1940 года составили 37 машин.

Как и в случае с Pz III, было два основных направления развития конструкции — повышение огневой мощи и усиление бронезащиты, к которым на завершающем этапе войны добавилось третье — упрощение конструкции, ставшее, в конце концов, чуть ли не главным.

В зависимости от вооружения все танки Pz Kpfw IV можно разделить на три группы: с пушкой KwK 37 L/24 (модификации A-Fl), KwK 40 L/43 (F2 — ранние G (1275 единиц)) и KwK 40 L/48 (поздние G (412 единиц) — J). При одинаковом калибре 75 мм они отличались длиной ствола (24, 43 и 48 калибров соответственно) и характеристиками. Если первые на реальных дистанциях боя против брони Т-34 и КВ-2 были просто беспомощны, то последние с расстояния 1000 м пробивали лобовую броню толщиной 97 мм. При ремонте танки ранее выпущенных версий зачастую перевооружались более современной пушкой.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Pz IV Ausf F 15-й танковой дивизии. Советско-германский фронт, осень 1941 года. 22 июня 1941 года немецкие войска, сосредоточенные на границе с СССР, располагали 517 танками Pz IV рамичных модификаций.

Что касается бронезащиты, то она постоянно повышалась, в чем можно убедиться, сравнив приводимые характеристики танков различных модификаций. Начиная с танков модификации G последних выпусков, все Pz Kpfw IV стали оснащаться дополнительными броневыми экранами толщиной 5 мм, которые защищали башню и борта корпуса от кумулятивных снарядов. В целом конструкторам удавалось на протяжении всей войны поддерживать бронестойкость «четверки» на вполне приличном уровне. Правда, за это приходилось платить увеличением массы танка со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

На базе Pz IV, так же как и на базе других основных немецких танков, было построено большое количество самоходных артиллерийских установок и вспомогательных машин различных типов.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Подбитый под Сиги-Резег Pz IV Ausf Е 15-й танковой дивизии. Ливия, осень 1941 года. К началу битвы под Эль-Аламейном немцы располагает только 8 исправными «четверками».

Впервые танки Pz IV были применены в 1938 году во время аншлюса Австрии и захвата Судет, в марте следующего года «четверки» вошли в Прагу. Но их боевое крещение состоялось только осенью 1939 года в Польше. К тому времени в вермахте насчитывалось 211 танков Pz IV модификаций А, В и С, которые использовались в основном на направлениях главных ударов и проявили себя очень неплохо.

К началу французской кампании в танковых соединениях вермахта насчитывалось уже 290 линейных Pz IV и 20 мостоукладчиков на их базе. Так же как и в Польше, они были сконцентрированы на направлениях основных ударов, но уже не имели столь заметного превосходства над танками противника, поскольку здесь им довелось встретиться с достойными оппонентами — S-35 и В1. В большой степени лишь благодаря самым передовым тактическим приемам блицкрига танковым клиньям вермахта удалось с блеском выполнить поставленные задачи.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Pz IV Ausf F2. Большая излучина Дона, июль 1942 года. Фото отлично иллюстрирует тот факт, что броневые листы корпуса «четверки» устанавливались далеко не под оптимальными углами, что заметно снижало бронестойкость машины. Впрочем, это было общей «болезнью» германских танков вплоть до появления Pz Kpfw V «Panther».

Самым суровым испытанием для танков Pz IV стала война с Советским Союзом. К ее началу в составе танковых дивизий имелось сравнительно немного «четверок» — всего 439 единиц. Уже в первые дни боев они встретились с мощными, превосходившими их по всем параметрам советскими танками. Короткоствольное орудие Pz Kpfw IV оказалось неспособным эффективно бороться с броней новейших советских Т-34 и КВ-2. Положение улучшилось лишь после появления танков Pz IV Ausf F2 с гораздо более эффективной длинноствольной пушкой. Слабозащищенные «четверки» первых версий несли большие потери от противотанковых ружей, а также от собак-подрывников.

Именно танки Pz IV разных модификаций, составлявшие в 1943 году половину от общего числа машин, а не «Tiger» и «Panther», вынесли «на своих плечах» основную тяжесть величайшего в истории танкового сражения на Курской дуге. Хотя Pz IV в целом и не превосходили советские танки, но они, особенно последние модификации, уже могли бороться с Т-34 на равных. Трофейные машины широко использовались в Красной Армии начиная с 1941 года, когда их число еще было невелико. Позднее на фронте сражались уже целые батальоны, оснащенные трофейными Pz III и Pz IV.

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Танки Pz IV Ausf А на улицах польского города Петркув-Трыбунальский. Сентябрь 1939года. Всего входе операции «Weiss» немцы потеряли 77 танков Pz IV, но безвозвратные потери составили всего 19 машин.

«Четверки» с переменным успехом воевали на всех фронтах вплоть до самого последнего дня войны. Они активно применялись в контрнаступлениях в Арденнах и у озера Балатон, защищали Кенигсберг, Бреслау и Берлин. Кроме того, Германия поставляла танки Pz IV своим союзникам, поэтому на Восточном фронте сражались «четверки» из состава не только немецкой, но и румынской, венгерской, финской армий.

После войны крупная партия Pz IV (165 машин) была передана Чехословакии, где они и состояли на вооружении до начала 1950-х годов. В послевоенные годы «четверки» также эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии. Закончили же свой боевой путь они только в 1967 году на Голанских высотах. Защищая позиции сирийских войск, последние машины этого типа были уничтожены старыми соперниками - израильскими «Sherman».

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

На фото. Танк Pz IV Ausf А

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

На фото. Танк Pz IV Ausf E

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

На фото. Танк Pz IV Ausf E

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

На фото. Танк Pz IV Ausf E

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

На фото. Танк Pz IV Ausf G

Конструкция танка

1. В башне в орудийной маске внутреннего типа устанавливалась 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 L/24 (на первых модификациях вплоть Pz IV Ausf F). В марте 1942 года появились первые танки Pz IV Ausf F2, вооруженные пушками нового образца — 75-мм длинноствольными KwK 44 L/43. Танки поздних производственных партий, выпускавшиеся с марта 1943 года, оснащались еше более мощным 75-мм орудием KwK 40 с шиной ствола 48 калибров.

2. Водитель находился в выдвинутой части надстройки корпуса. Такая конструкция предоставляла ему возможность дополнительного обзора с правой стороны, кроме того, увеличивалось внутреннее пространство для боезапаса.

3. Танк Pz Kpfw IV строился по классической компоновочной схеме с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии.4. Необходимо отметить, что выбранная изначально конструкция ходовой части стала эталоном для всех последующих модификаций «четверки» и не претерпела существенных изменений.

5. Сравнительно большой забронированный объем обеспечивал экипажу из пяти человек хорошие условия для работы и позволял удобно разместить все необходимое оборудование и снаряжение.

6. Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из восьми сдвоенных опорных катков (диаметр 470 мм), сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных к листовым четвертьэллиптическим рессорам, переднего ведущего колеса, ленивца, снабженного храповым механизмом натяжения гусеницы, и четырех поддерживающих роликов.

7. Машина оборудовалась командирской башенкой новой конструкции, состоявшей из пяти литых сегментов. Ее смотровые приборы закрывались подвижными бронезаслонками. Командирская башенка обеспечивала командиру танка прекрасный обзор.

8. Характерной чертой многих моделей немецких танков было обилие различных люков, обеспечивавших удобство обслуживания, но в целом снижавших бронестойкость машины.

9. В моторном отделении размещался двигатель с топливной и воздухозаборной системами. Из числа самых важных изменений в модельном ряду Pz Kpfw IV следует назвать появление на танках, начиная с модели Pz Kpfw IV Ausf С, двигателя «Maybach» HL 120TRM мощностью 300 л. е., который устанавливался впоследствии на все «четверки».

10. За счет увеличения ширины гусениц до 400 мм по сравнению с 360 мм на ранних «тройках» удалось незначительно улучшить проходимость и маневренность танка Pz Kpfw IV.

11. К задней части башни часто крепился дополнительный ящик лля снаряжения, получивший шутливое название «сундук Роммеля».

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw IV Ausf D
Экипаж5 человек
Масса20 т
Вооружение

75-мм пушка KwK 37 L/24 2 х 7.92-мм пулемета MG 34

Боекомплект80 выстрелов, 2700 патронов
Двигатель«Maybach» HL 120TRM, V-образный, карбюраторный, мощность 300 л. с.
Скорость по шоссе40 км/ч
Запас хода по шоссенет данных
Удельное давление на грунт0,77 кг/см2
Глубина брода0,8 м

militaryarticle.ru

Pz.Kpfw. IV | World of Tanks

Согласно положениям Версальского договора, Германии запрещалось строить танки и создавать бронетанковые войска. Однако немцы отнюдь не стремились досконально выполнять пункты соглашения, которое считали для себя унизительным. Поэтому ещё задолго до прихода к власти нацистов германские военные стали активно разрабатывать доктрину применения танковых частей в современной войне. Сложнее было реализовать теоретические наработки на практике, однако немцам удалось и это: широко известно, что на учениях и манёврах в качестве танков использовались макеты, построенные на базе автомобилей или даже велосипедов. А сами танки разрабатывались под видом сельскохозяйственных тракторов и испытывались за рубежом.

После того как власть перешла к нацистам, последовал отказ Германии от соблюдения условий Версальского договора. К этому времени бронетанковая доктрина страны оформилась уже довольно чётко, и дело было, образно говоря, за воплощением панцерваффе в металле.

Первые немецкие серийные танки: Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II — представляли собой  машины, которые даже сами немцы воспринимали скорее как переходные к «настоящим» танкам. Pz.Kpfw I вообще считался учебным, хоть ему и довелось принимать участие в боевых действиях на территории Испании, Польши, Франции, Северной Африки и СССР.

В 1936 году в войска поступили первые экземпляры среднего танка Pz.Kpfw. III, вооружённого 37-мм противотанковым орудием и защищённого в лобовой и бортовой проекциях бронёй толщиной 15 мм. Эта боевая машина была уже вполне полноценным танком, соответствовавшим требованиям времени. Вместе с тем из-за небольшого калибра орудия она не могла бороться с укреплёнными огневыми точками и инженерными сооружениями противника.

В 1934 году армия выдала промышленности задание на разработку танка огневой поддержки, который должен был вооружаться 75-мм пушкой, имеющей в боекомплекте фугасные снаряды. Первоначально этот танк разрабатывался в качестве машины командира батальона, откуда и пошло его первое обозначение — BW (Batallionführerwagen). Работы над танком вели три конкурирующие фирмы: Rheinmetall-Borsig, MAN и Krupp AG. Лучшим был признан проект VK 20.01 фирмы «Крупп», однако к серийному производству он не был допущен из-за того, что в конструкции танка использовалась ходовая часть на рессорной подвеске. Военные требовали применения торсионной подвески, которая обеспечивала более плавное движение и лучшую проходимость боевой машины. Инженерам компании «Крупп» удалось достичь компромисса с Управлением вооружений, предложив использовать версию рессорной подвески с восемью сдвоенными опорными катками, практически полностью заимствованную у опытного многобашенного танка Nb.Fz.

Заказ на изготовление нового танка, получившего обозначение Vs.Kfz. 618, компания «Крупп» получила в 1935 году. В апреле 1936 года машину переименовали в Pz.Kpfw IV. Первые образцы «нулевой» серии выпускались на заводах Круппа в Эссене, а осенью 1937 года производство было перенесено в Магдебург, где начался выпуск модификации Ausf. A.

Pz.Kpfw. IV представлял собой машину классической компоновки с двигательным отсеком в задней части корпуса. Трансмиссия располагалась спереди, между рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Из-за особенностей компоновки поворотного механизма башня танка была смещена немного влево относительно продольной оси. Ходовая часть с каждого борта состояла из четырёх подрессоренных тележек с четырьмя катками на каждой из них. Ведущее колесо находилось спереди. Отметим, что на протяжении всей истории существования Pz.Kpfw IV в конструкцию ходовой части не вносилось существенных изменений. 

Первая модификация машины, Pz.Kpfw. IV Ausf.A, оснащалась карбюраторным  двигателем Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., расположенным ближе к правой части корпуса.

Бронирование корпуса модификации «А» составляло 20 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортовой и кормовой проекциях. Толщина брони башни составляла 30 мм в лобовой части, 20 мм в бортовой и 10 мм в кормовой части. Командирская башенка характерной цилиндрической формы находилась в корме башни посередине. Для наблюдения она была оснащена шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронированным стеклом.

Pz.Kpfw. IV Ausf.A вооружался 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L|24 и двумя пулемётами MG34 калибра 7,92 мм: спаренным с пушкой и курсовым, расположенным в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Сам бронелист имел изломанную форму. Наличие этого пулемёта, наряду с цилиндрической командирской башенкой, — отличительная черта первой модификации Pz.Kpfw. IV. Всего до июня 1938 года было выпущено 35 машин серии «А».

Pz.Kpfw. IV было суждено стать основной машиной немецких бронетанковых войск. Его последняя модификация производилась с июня 1944 по март 1945 года. Объём статьи не позволяет остановиться подробно на каждом изменении конструкции данного танка, поэтому вкратце рассмотрим основные модернизации и доработки, которые проводились немецкими инженерами на протяжении долгого пути «четвёрки».

В мае 1938 года начался выпуск версии Pz.Kpfw. IV Ausf.B. Главное её отличие от предыдущей версии заключалось в применении прямой бронеплиты в лобовой части корпуса и устранении курсового пулемёта. Вместо него в корпусе появилась дополнительная смотровая щель радиста и амбразура, через которую он мог вести огонь из личного оружия. Смотровые щели командирской башенки получили бронированные заслонки. Вместо 5-скоростной коробки передач стала применяться 6-скоростная. Поменялся и двигатель: теперь на Pz.Kpfw. IV начали устанавливать мотор Maybach HL120TR мощностью 300 л. с. Было усилено бронирование корпуса, и теперь в лобовой проекции корпуса и башни «четвёрка» была защищена 30 миллиметрами стали. Лобовая броня башни была несколько тоньше, её толщина составляла 25 мм. До октября 1938 года успели построить 42 машины данной модификации.

Серия Pz.Kpfw. IV Ausf.C получила новый двигатель Maybach HL120TRM. Этот двигатель, как и предыдущий, имел мощность 300 л. с. и устанавливался на все последующие модификации Pz IV. Модификация «С» выпускалась с апреля 1938 по август 1939 года. Следом за ней на конвейеры вышла серия «D», на которой снова начали использовать лобовую бронеплиту ломаной формы с курсовым пулемётом. С 1940 года лобовая броня Ausf.D усиливалась дополнительным 30-мм листом. В 1941 году на некоторые машины этой серии устанавливалась 50-мм пушка. Pz.Kpfw. IV Ausf.D строился в том числе в тропической модификации.

В танках серии «Е», производившихся с апреля 1940 года до апреля 1941-го, конструкторы продолжали наращивать броню. 30-мм лобовую броню корпуса дополнительно усилили плитой такой же толщины. Курсовой пулемёт теперь монтировался в шаровой установке. Незначительные изменения претерпела и форма башни.

Последней модификацией «четвёрки» с короткоствольной 75-мм пушкой стала версия «F». Теперь лобовая броня машины достигала 50 мм на корпусе и 30 мм на башне. С 1942 года танки серии Ausf.F начали оснащаться длинноствольной пушкой KwK 40 L/43 калибра 75 мм. В такой версии машина получила обозначение Pz.Kpfw. IV Ausf.F2.

С марта 1942 года начался выпуск модификации Pz.Kpfw. IV Ausf.G. Она не имела больших отличий от предыдущей версии танка. В поздних машинах этой серии применялись более широкие «восточные» гусеницы, дополнительная лобовая броня и бортовые экраны. Около 400 последних «четвёрок» серии «G» были вооружены 75-мм пушкой KwK 40 L/43, а с февраля 1943 года их стали оснащать пушкой 75 мм KwK 40 L/48. На базе Pz.Kpfw. IV Ausf.G был разработан прототип самоходного орудия Hummel.

С июня 1942 года начались работы над Pz.Kpfw. IV Ausf.H. Лобовая броня этого танка достигала 80 мм. По бортам устанавливались бронированные экраны толщиной 5 мм. На командирской башенке размещалась зенитная турель для 7,92-мм пулемёта. На танк наносилось покрытие из циммерита — материала, который затруднял закрепление на корпусе магнитных мин. В качестве основного вооружения на Pz.Kpfw. IV Ausf.H использовалась 75-мм пушка KwK 40 L/48.

С февраля 1944 года начался выпуск последней модификации «четвёрки» — Pz.Kpfw. IV Ausf.J. В этом танке отсутствовал мотор вращения башни, а поворотный механизм приводился в действие вручную. Была упрощена конструкция поддерживающих и опорных катков. Из-за установки экранов были убраны бортовые смотровые щели, ставшие бесполезными. Машины разных серий имели  незначительные различия во внутреннем оборудовании.

В целом исследователи заслуженно считают Pz.Kpfw. IV наиболее универсальным немецким танком Второй мировой войны. Конструкторы заложили в него потенциал модернизации, достаточный для того, чтобы танк смог оставаться полноценной боевой единицей на протяжении всего периода своего существования. Об этом свидетельствует, помимо всего прочего, и то, что на вооружении ряда стран этот танк состоял вплоть до 60-х годов ХХ века.

Обсудить материал можно здесь.

worldoftanks.ru

Pz.Kpfw IV немецкий средний танк.

Концепция, которая положила начало разработке будущих немецких танков, была сформулирована рабочей группой под руководством Г.Гудериана в 1930 году. В то время никто не мог себе представить, что эти танки, задуманные только как средство поддержки, пройдут в составе немецких танковых войск, путь с высоты успеха в глубины поражения.

В 1930 году два основных типа танков, представлялись в качестве необходимого вооружения танковых войск:

Средний немецкий танк Pz.IVПоследние из неразрешенный вопросов, по поводу разработки и строительства БТТ и организации немецких танковых войск, удалось разрешить в 1934г. Согласно плану танковый полк немецкой армии из двух батальонов. В каждом из которых по 1 роте танков поддержки и 3 роты танков (Pz. III) с 37-мм орудием.

Вооружение танка поддержки должно было состоять из крупнокалиберного орудия и двух пулеметов, один из которых спарен с орудием, а другой помещен в носовую часть корпуса. Что позволило бы ему решать задачи недоступные 37-мм пушкам танков более легкого класса.

Начало проектным работам положено в январе сорок третьего года, когда обвялены ТТТ и отрыт конкурс на создание машины огневой поддержки. О своем участии объявили представители фирм - Рейнметалл, Крупп, MAN. В ходе последующих восемнадцати месяцев проектирование было завершено.

Проект Крупп более строго соответствовал техническим требованием для будущего Pz.Kpfw IV:

Нанесение камуфляжа на танк Pz 4Однако первоначальная версия все же не устаивала военных. Основные нарекания вызывала рессорная подвеска из катков среднего диметра, тогда как военным предпочтительней казалась торсионная. По их мнению, последняя потенциально обеспечивала большую плавность хода, а также имела больший резерв вертикального хода катка.

В процессе совместного обсуждения конструкции Pz.Kpfw IV, представителями Крупп и Heeres Waffenamt было сочтено возможным всеже остановиться на рессорной подвеске, усовершенствованной конструкции, по восемь опорных катков применительно к борту.

Конечный вариант соединял в себе башню и корпус первоначального проекта Крупп и новую ходовую сконструированную с учетом требований военных.

Компоновка Pz.Kpfw IV - классическая для немецких танков схема с задним расположением моторного отделения. Рабочее место командира танка по оси танковой башни, над ним расположена наблюдательная башенка. Два остальных члена экипажа из находившихся в башне - наводчик и заражающий, располагались по обе стороны орудия. Механик и стрелок нвходились в передней части корпуса, отделении управления.

Ходовая и подвеска- 4 тележки по паре опорных катков, листовое подрессоривание, 4 поддерживающих малого размера, ленивец в передней части бронекорпуса и ведущего колеса сзади. Конструкторское решение весьма удачное, за все время производства никаких существенных изменений не претерпевшее.

Опытная машина выполнена в Эссене и прошла программу испытаний в течении 1935-1936 гг.

  • Ausf. A.

    Pz.Kpfw IV Ausf. A. изготовлен в 1936 г. Танки были оборудовали 250- сильным двигателем Майбах HL-108TR и трансмиссией 5 скоростей вперед и одной заднего хода. танк Pz IV

    Вооружение заключалось в 7,5 cm Kwk 37 ТП и пулемете MG в башне, еще одним МG перед стрелком, в бронекорпусе. Боекомплект насчитывал 122 выстрела к ТП и три тысячи патронов к пулеметам. В лобовом листе башни, эвакуационных люках в бортах имелись наблюдательные приборы. В боевых условиях они могли закрываться бронезаслонками. танк Pz IV вид сверху

    Кроме этого в бортах башни имелись порты для стрельбы на самооборону танка. Над головой командира, в задней части крыши установлена командирская башенка. Поворот башни мог осуществляться как в ручную, так и посредством электромотора, управлял поворотом наводчик. Для питания электромотора имелся дополнительный электрогенератор, расположенный в левой части двигательного отделения. Башня танка Т-4

    Боевое отделение отделено от моторного противопожарной перегородкой. В ней имелся люк доступа к двигателю. Баки с топливом, числом три под боевым поликом вс самом низу боевого отделения. Носовая часть корпуса Pz IV ausf a

    Изготовлено 35 Pz.Kpfw IV Аusf. A.

  • Ausf.B.

    Вторая модификация появилась в начале тридцать седьмого года. Основанием ее появления явилась необходимость внесения множества усовершенствований в конструкцию танка. Но все, же главное улучшение это установка 320 сильного мотора Майбах HL-120TR и новой трансмиссии. танк "четверка" ausf b

    Бронирование лба танка довели до 30 мм. Часть "четверок" Ausf.B получили улучшенную командирскую башенку, в которой наблюдательные щели прикрывали бронезаслонки. Курсовой пулемет стрелка-радиста ликвидирован, вместо него оборудован пистолетный порт. Аналогичные по назначению порты появились в боковых эвакуационных люках. Носовая часть танка ausf b

    Если масса машины выросла до 17,7 тонн, то на скоростных качествах, благодаря более мощному мотору и КПП. 

    Изготовлено 45 Pz.Kpfw IV Аusf. В.

  • Аusf. C.

    Год спустя, в тридцать восьмом году свет увидела следующая модификация - Аusf. С. С виду все три варианта - А, В и С, значительных отличий между собой не имели. Хотя отличить их можно. Одним из таких отличий являлся бронекожух спаренного пулемета появившийся в Аusf. С. Pz IV версии С

    Также на машинах Аusf. С позднего изготовления под орудийным стволом устанавливалась специальная рамка, которая при повороте башни отводила антенну. Позднее аналогичные устройства устанавливали на Аusf. A и В. Масса танка равнялась 18,5 тонн, скоростные качества не претерпели изменения благодаря формированному двигателю HL-120TRМ, позднее ставшему обычным для всех Pz.Kpfw IV.

  • Аusf. D.

    Толщина кормы и борта бронекорпуса танка увеличена до 20 мм, поздние в серии машины оснащались дополнительным накладным бронированием. Внутреннею орудийную маску заменили на внешнюю, как менее склонную к заклиниванию осколками и фрагментами пуль. Танк Т-4

    Пулемет в лобовом листе вновь вернули на место. Масса танка составила 20 т. К началу войны успели изготовить 45 Аusf. D. Часть танков этой модификации была перевооружена 7,5 cm Kwk 40 L/48, но использовались в основном в учебных целях. Танк Pz IV ausf D

  • Аusf. E.

    Одним из уроков, полученных в ходе Польской компании - вывод о недостаточной бронезащите немецких танков. С целью устранения этого недостатка появилась на свет следующая модификация Pz. IV - Аusf. E.Башни "четверки" аусф E

    С этой целью лобовую часть машины усилили накладной броней до суммарной толщины в 50 мм, борта корпуса усилили 20-мм экранами. Командирская башенка сдвинута назад, ее толщина возросла с 5 до 95 мм.Масса танка составила 21 тонну. Ведущие колеса упрощенной формы, опорные катки нового типа. Прибор наблюдения мехвода нового типа с увеличенной площадью остекления, прибор пуска дымовых гранат. корпус "xtndthrb@ ausf E

    Серийное производство Pz.IV Аusf. E начато в тридцать девятом году и продолжалось вплоть до апреля сорок первого. Всего выпущено 224 машины.

  • Аusf. F1.

    Модификация с улучшенным бронированием. От экранов отказались в пользу увеличения толщины листов корпуса и башни, которые составили 50-30 мм. Вес машины вырос до 22,3 т. Pz IV ausf F1

    Для компенсации возросшего давления на грунт от траков шириной в 38 см отказались в пользу траков 40 см, для чего пришлось внести изменения в конструкцию ленивцев и ведущих колес. Люк командирской башенки двухстворчатый вместо люка с единственной створкой. Детали башни Pz IV ausf F1

    Шаровая установка - Kugelblende 50, на задней части башни стали устанавливать "ящик Роммеля" для вещей экипажа.

    Всего свет увидело 462 танка Pz.IV Аusf. F1.

  • Аusf. F2.

    Модификация "четверки" вооруженной 7,5 cm KwK 40. Танки Аusf. F, получившие это орудие стали называться Аusf. F2, а машины с KwK 37 соответственно - F1. Боекомплект машины существенно уменьшен с 122 до 87 выстрелов. танк Pz IV ausf F2

    Еще одно видимое отличие- ликвидированы приборов наблюдения в эваколюках бортов башни и увеличенных размеров бронирование противооткатных устроцйств.

    Машины модификации F2 стали поступать на фронт в начале сорок второго года. В эту модификацию переоборудовали 25 машин. Еще 180 построили, после чего, летом текущего года их производство прекращено.

  • Аusf. G.

    Очередная попытка усиления боевых возможностей Pz.IV за счет установки дополнительного 30-мм экрана в лобовой части и навесных 5-мм экранов "shurzen" с бортов. Помимо защиты от гипотетических кумулятивных боеприпасов, 5-мм экраны весьма неплохо справлялись с защитой от пуль ПТР, что было актуальнее. Танк Pz IV ausf g

    Однокамерный ДТ орудия заменили на двукамерный. Установку дымопуска в корме заменили на спаренные блоки дымовых гранат по бокам башни. Ликвидированы сигнальные лючки для пуска сигнальных ракет в люках мехвода и стрелка.Изменения внесенные в башню аусф G

    В период с 05.1942 г. по 06.1943 г., промышленность выпустила 1687 "четверок" этого типа. Башня "четверки" ausf G

  • Аusf. H.

    Усиление вооружения с использованием 7,5 cm Kwk 40, привело к перегрузке "четверки" в носовой ее части. Машина прибрела склонность раскачиваться даже при движении на сравнительно ровных участках. В модели Рz.IV Аusf. H была предпринята попытка устранить недостаток. танк Pz IV с экранами

    Лобовая броня в очередной раз подверглась усилению, на этот раз до 80 мм. Стала устанавливаться зенитная турель под MG. Изменилась форма ведущих колес и ленивцев.

    Рz.IV Аusf. H- первая машина в серии "четверок", которую стали покрывать "циммеритом". Данная модификация самая массовая в линейке этих танков, всего же их произведено 3774 штуки, до лета сорок четвертого.

  • Аusf. J.

    Поледеней серийной модификацией "четверки" стала Рz.IV Аusf. J, выпуск которой был освоен 06.1944г. Конструктивно данная модификация представляла собой шаг назад в плане боевых возможностей, сделанный в угоду упрощения процесса производства. Танк Pz IV ausf J

    От электрического привода повороты башни пришлось отказаться, высвободившееся из-под вспомогательного электрогенератора место занял, дополнительный бак с топливом.

    Опорные катки окончательно потеряли обрезинку, поддерживающих роликов стало три, а не четыре. В целях снижения массы, бортовые экраны "shurzen", заменили на сетчатые "экраны Тома", но только в пределах корпуса. Башню прикрывали все те же экраны из 5-мм стали.

    Было ликвидировано большинство наблюдательных щелей, дополнительно введено множество других упрощений.

    Выпуск Аusf. J прекращен в марте 1945 г., после того как промышленность выпустила 1758 таких танков. 

    ТТХ ранних Pz.Kpfw.IV.

    ТТХ ранних Pz.Kpfw.IV
       Ausf.A  Ausf.B Ausf.C Ausf.D  Ausf.E
    Размеры
    Боевая масса, т 18,4 18,8 19,0 20,0 21,0
    Длина, м 5,60 5,92 5,92 5,92 5,92
    Ширина, м 2,90 2,83 2,83 2,84 2,84
    Высота, м 2,65 2,68 2,68 2,68 2,68
    Бронирование, мм
    Лоб корпуса 15 30 30 30 30—50
    Борта и корма корпуса 15 15 15 20 20—20+20
    Лоб башни 15 30 30 30—35 30—35
    Борта и корма башни 15 15 15 20 20
    Крыша 10—12 10—12 10—12 10—12 10—12
    Днище 5 5 5 10 10
    Вооружение
    Пушка 7,5 cm KwK.37 7,5 cm  KwK.37 7,5 cm  KwK.37 7,5 cm  KwK.37 7,5 cm  KwK.37
    Пулемёты 2 × MG-13 1 × MG-34 1 ×   MG-34 2 ×  MG-34 2 ×  MG-34
    Боекомплект, выстрелов / патронов 122 / 3000 80 / 2400 80 / 2400 80 / 2700 80 / 2700
    Подвижность
    Двигатель MaybachHL 108TR250 л.с. MaybachHL 120TR300 л.с. MaybachHL 120TR300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с.
    Удельная мощность, л.с./т 13,6 16,0 15,8 15,0 14,3
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч 31 40 40 40 42
    Средняя скорость по просёлку, км/ч 17 20 20 20 20
    Запас хода по шоссе, км 150 200 200 200 200
    Запас хода по просёлку, км          
    Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69 0,70 0,75 0,77 0,79
    Преодолеваемый ров, м 2,6 2,3 2,3 2,3 2,3
    Преодолеваемая стенка, м 0,71 0,60 0,60 0,60 0,60
    Преодолеваемый брод, м 0,80 0,80 0,80 1,00 1,00

    ТТХ поздних Pz.Kpfw.IV

    ТТХ поздних Pz.Kpfw.IV
       Ausf.F1 Ausf.F2 Ausf.G Ausf.H  Ausf.J
    Размеры
    Боевая масса, т 22,3 23,0 23,5 25,0 25,0
    Длина, м 5,92 5,92 / 6,62 5,92 / 6,62 5,92 / 7,02 5,92 / 7,02
    Ширина, м 2,84 2,84 2,88 2,88 2,88
    Высота, м 2,68 2,68 2,68 2,68 2,68
    Бронирование, мм
    Лоб корпуса 50 50 50 или 50+30 80 80
    Борта и корма корпуса 20—30 20—30 20—30 20—30 20—30
    Лоб башни 50 50 50 50 50
    Борта и корма башни 30 30 30 30 30
    Крыша 10—12 10—12 10—12 12—15 18—26
    Днище 10 10 10 10 10
    Вооружение
    Пушка 7,5 cm  KwK.37 7,5 cm KwK.40 L/43 7,5 cm  KwK.40 L/43 или L/48 7,5 cm KwK.40 L/48 7,5 cm KwK.40 L/48
    Пулемёты 2 × MG-34 2 ×  MG-34 2 × MG-34 2 × MG-34 2 ×  MG-34
    Боекомплект, выстрелов / патронов 80 / 3000 87 / 3000 87 / 3000 87 / 3150 87 / 3150
    Подвижность
    Двигатель MaybachHL 120TRM300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с. MaybachHL 120TRM300 л.с.
    Удельная мощность, л.с./т 13,5 13,0 12,8 12,0 12,0
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч 42 40 40 38 38
    Средняя скорость по просёлку, км/ч 20 16 16 16 16
    Запас хода по шоссе, км 200 200 210 210 320
    Запас хода по просёлку, км          
    Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79 0,84 0,84 0,89 0,89
    Преодолеваемый ров, м 2,3 2,2 2,2 2,2 2,2
    Преодолеваемая стенка, м 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60
    Преодолеваемый брод, м 1,00 1,00 1,00 1,20 1,20

  •  

    • Panzer IV field Repairs in colour
    • Pz.Kpfw. 4 Ausf. G at Dresden
    • Танк Pz IV тест-драйв
    • Танк Pz IV тест-драйв

    ww2tanki.ru

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Доброго времени суток и добро пожаловать на aces.gg! Друзья, сегодня у нас в гостях оказалось еще одно творение рейхстага, внушающее страх своим видом и названием, немецкий средний танк четвертого уровня, перед вами Pz.Kpfw. IV Ausf. D гайд.

    У данного аппарата есть два собрата: Pz.Kpfw. III Ausf. J и VK 20.01 (D), на фоне которых он выделяется очень даже выгодно. Дело в том, что по сравнению с братьями-одноклассниками Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT получил гораздо более приятное вооружение, да и другими параметрами он не обделен, но обо всем по порядку.

    ТТХ Pz.Kpfw. IV Ausf. D

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Пережди всего каждого владельца данного аппарата ждет стандартный по меркам средних танков 4 уровня запас прочности и довольно неплохой по меркам сверстников базовый радиус обзора в 340 метров.

    Вы также должны понимать, что габариты немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf. D имеет совсем немаленькие, машина высокая и широкая, а это значит, что маскировка у нее хромает и попасть по ней очень легко.

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Большие размеры усугубляются тем, что у Pz.Kpfw. IV Ausf. D характеристики бронирования очень скудные. В лобовой проекции как башня, так и корпус защищены очень слабо, в большинстве участков толщина бронеплит не превышает 30-35 миллиметров и одна наклонная деталь (так называемые ВЛД) в приведенке достигает 68 миллиметров толщины. Такое бронирование не защитит Pz. IV D WoT даже от техники третьего уровня, а если по вам выстрелит КВ-2, мгновенная путевка в ангар гарантирована.

    Бортовая проекция в нашем случае защищена еще хуже, тут у Pz.Kpfw. IV Ausf. D World of Tanks бронирование не превышает даже 22 миллиметров, то есть играть от бортов нам строго противопоказано.

    Но есть в этом обилии слабых сторон одно весомое преимущество – подвижность. Действительно, Pz.Kpfw. IV Ausf. D танк может похвастаться неплохой максимальной скоростью, очень хорошей динамикой и скорость поворота ходовой в нашем случае хороша.

    Орудие

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Как уже говорилось ранее, в плане вооружения данный агрегат вышел очень неплохим и топовая пушка у нас на борту действительно очень хороша практически по всем параметрам, чего не скажешь о наших собратьях по нации.

    Прежде всего, у Pz.Kpfw. IV Ausf. D орудие имеет хороший по меркам четвертого уровня альфастрайк и неплохую скорость перезарядки, да этих параметра в сумме позволяют наносить около 1650 урона. Это не рекордный результат, но вполне достойный.

    Главный плюс нашей пушки заключается в пробитии, использую обычные бронебойные снаряды Pz. IV D танк WoT может свободно пробивать всех одноклассников, а также большинство танков 5-6 уровней. Но для особо бронированных целей все же лучше иметь при себе немного голды, лишней она не будет.

    Слабой стороной нашего вооружения является точность. Действительно, Pz.Kpfw. IV Ausf. D World of Tanks получил большой разброс, плохую стабилизацию и длительное сведение, но конечная точность у нас хорошая, что позволяет вести огонь на больших дистанциях.

    Кстати, нельзя забывать и об отличных углах вертикальной наводки, немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf. D способен опустить орудие на 10 градусов, а поднять на 20, что позволяет чувствовать себя уверенно на любых картах.

    Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT

    Стоит также сказать, что Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT имеет альтернативный вариант вооружения, но эта 50-миллиметровая пушка имеет всего два ощутимых преимущества – высокий урон в минуту и более приятную точность.

    В остальном же с ней World of Tanks Pz. IV D получает маленький разовый урон и что еще более важно – откровенно слабое пробитие, из-за которого даже одноклассников мы будем пробивать не всех, а техника 5-6 уровней будет вовсе незыблемой.

    Итак, для большинства игроков более удачным и комфортным во всех пониманиях вариантом комплектации будет первая пушка с калибром 75 миллиметров, с ней у вас будет гораздо меньше проблем.

    Преимущества и недостатки

    Из всего вышесказанного уже видны наиболее сильные и слабые стороны нашего немца, но для полноты восприятия и лучшего усвоения мы все же выделим главные преимущества и недостатки Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, все-таки это очень важно. Кроме того, говорить о плюсах и минусах танка мы будем именно с той позиции, что на борту установлено 75-миллиметровое орудие.Плюсы:• Хороший разовый урон;• Достойный урон в минуту;• Отличные показатели пробития;• Комфортные углы вертикальной наводки;• Хорошие ходовые характеристики.Минусы:• Большие размеры танка;• Очень слабое бронирование;• Ограниченная максимальная скорость;• Плохая точность (разброс, сведение, стабилизация).

    Оборудование для Pz.Kpfw. IV Ausf. D

    Все вы прекрасно понимаете, что установкой дополнительных модулей можно как улучшить уже имеющиеся сильные стороны танка, так и снизить влияние его недостатков. В нашем случае комплектация будем представлять некий промежуточный вариант, то есть на танк Pz.Kpfw. IV Ausf. D оборудование лучше поставить следующее:1. Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT – хороший разовый урон нужно реализовывать как можно чаще, так что повышаем скорострельность, а заодно и ДПМ танка.2. Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT – как уже говорилось ранее, у нас есть серьезные проблемы с точность, но исправить этот момент можно только ускорением сведения.3. Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT – для подвижного среднего танка важно уметь хороший обзор и это лучший вариант повышения данного параметра.

    Однако третий пункт не является аксиомой, им можно пренебречь в пользу повышения огневой мощи, достижения еще большего комфорта стрельбы и опять-таки, небольшого увеличения обзора, то есть заменить на Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, которая дает прибавку ко всем важным ТТХ танка.

    Обучение экипажа

    Изучение умений членами экипажа нашего немецкого танка – это еще более ответственный и не менее важный нюанс, который позволяет очень сильно улучшить некоторые исходные характеристики. Танкистов в нашем распоряжении имеется 5, благодаря чему нет нужды жертвовать чем-либо, то есть для Pz.Kpfw. IV Ausf. D перки учите в такой последовательности:• Командир – Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.• Наводчик – Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.• Механик-водитель – Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.• Радист – Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.• Заряжающий – Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.

    Снаряжение для Pz.Kpfw. IV Ausf. D

    В покупке расходников нет абсолютно ничего нового, нужно лишь посмотреть на свои запасы серебра и если есть нужда экономить, берите Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT. В противном случае, когда серебряных кредитов достаточно, лучше сделать ставку на выживаемость и надежность, то есть купить для Pz.Kpfw. IV Ausf. D снаряжение из Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT, Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT. Кроме того, пожары не будут беспокоить вас часто, а значит при желании можно возить и Гайд по среднему танку 4 уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D WoT.

    Тактика игры на Pz.Kpfw. IV Ausf. D

    Первое и главное, о чем всегда нужно помнить при игре на данном агрегате – он имеет очень слабую броню, огромные габариты и не такой уж большой запас прочности. Исходя из этих знаний можно сделать вывод, что на Pz.Kpfw. IV Ausf. D тактика боя должна сводиться к игре на второй линии.

    Будучи вдалеке от противника, даже при попадании в засвет попасть по вам будет сложнее и у вас будет больше времени и возможностей на то, чтобы спрятаться. При этом стоя в кустах и не попадая в засвет немецкий средний танк Pz. IV D может использовать преимущества своего вооружения, чтобы беспрепятственно наносить урон.

    Да, действительно, наша пушка имеет хороший альфастрайк, неплохой ДПМ и достаточную бронебойность, чтобы набивать много урона даже внизу списка. Но не забывайте о проблемах с точностью, для прицельного огня Pz.Kpfw. IV Ausf. D танк должен всегда сводиться до конца и только после этого делать выстрел, при этом желательно выцеливать уязвимые зоны.

    Стоять весь бой на одном месте тоже не эффективно и опасно, время от времени стоит пользоваться своей хорошей мобильностью, чтобы сменить позицию и найти более выгодную точку для ведения огня. Более того, что Pz.Kpfw. IV Ausf. D World of Tanks может играть активнее, но еще раз повторю, полагаться на броню нельзя. При активных действиях стараетесь обманывать врага, разводить его на выстрел за счет отличной динамики или же поддерживать союзников, нанося урон из-за их спин.

    В ближнем бою долго продержать не получиться, исключением будут только те случаи, когда ваш оппонент шотный. В остальном, если все же вам навязали контактный бой, на Pz. IV D WoT лучше играть от башни, не зря же нам дали хорошие углы вертикальной наводки.

    aces.gg