Ещё раз к вопросу о «танке Пороховщикова». Танк пороховщикова


Танк "Вездеход" Пороховщикова (1915 г.) ТТХ, Фото

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

первый русский танк или машина Пороховщикова

  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • Герои лётчики
    • Герои России
    • Герои СССР
    • Герои танкисты
    • Дети герои
    • Женщины герои
    • Неизвестные герои
    • Подвиги в мирное время
    • Подвиги в наши дни
    • Подвиги Великой Отечественной
    • Подвиги Чеченской войны
    • Трудовые подвиги
  • Великие люди России
    • Космонавты
    • Писатели
    • Поэты
    • Путешественники
    • Спортсмены
    • Ученые
  • Интересные факты
  • Достижения
  • Кинохроника
  • Как это было
  • Интересно

Поиск

Помни своих героев
  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • ВсеГерои лётчикиГерои РоссииГерои СССРГерои танкистыДети героиЖенщины героиНеизвестные героиПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТрудовые подвиги Александр Иванович Покрышкин

      Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…

      Герои и забытые подвиги Первой Мировой войны

      Герои и забытые подвиги Первой мировой войны

      подвиг Алексея Маресьева

      Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…

      операция звёздочка

      «Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945. …

  • Великие люди России
    • ВсеКосмонавтыПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые Алексей Леонов космонавт

      Космонавт Алексей Леонов — первый человек в космосе. Биография и интересные…

      Мосин Сергей Иванович

      Мосин Сергей Иванович, выдающийся конструктор оружия. Биография и интересные факты из…

      ольга корбут гимнастка

      Великая гимнастка Ольга Корбут и её мертвая петля. Ныне запрещённый и…

      7 интересных фактов из жизни Николая Васильевича Гоголя

  • Интересные факты
    • пушкин интересные факты из жизни

      5 интересных фактов из жизни Пушкина

      5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина

      От чего умер Сталин, фильм смерть сталина

      От чего умер Сталин? Малоизвестные факты.

      5 интересных фактов из жизни Владимира Высоцкого

      Самый высокий человек Российской империи — Фёдор Махнов

  • Достижения
    • Первый русский танк

      «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова

      Первая в мире подводная лодка

      Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.

  • Кинохроника
    • video

      Космонавт №0

      video

      «Легендарный снайпер» — документальный фильм о снайпере Василие Зайцеве

      video

      Хатынская трагедия. Палачи Хатыни

      video

      Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами».

      video

      Реконструкция событий. Прорыв блокады Лениграда

  • Как это было
    • Первый полёт в космос

      Первый полёт в космос 12 апреля 1961 год. Интересные факты

      бой у высоты 3234

      Подвиг 9 роты в Афганистане. Бой у высоты 3234 седьмого января…

      Хатынь История трагедии

      Правда о Хатыни. История трагедии 22 марта 1943 года.

      первый выход в открытый космос

      Секреты полёта 18 марта 1965 года. Полёта, когда Алексей Леонов совершил…

      Подвиг 6 роты ВДВ 2000 год

      Подвиг 6 роты ВДВ — бой у высоты 776. История предательства….

  • Интересно
    • орден александра невского за что награждают

pomnisvoih.ru

Ещё раз к вопросу о «танке Пороховщикова» » Военное обозрение

В каждой стране есть люди, которые, которые любят «удревлять» свою историю либо «прибавлять очков» своей стране, приписывая ей все мыслимые и немыслимые достижения и совершенства. Для чего и зачем это делалось в СССР, понятно: сосиски получали работники обкома КПСС, но зато в области балета… Но потом-то вроде бы и архивы открыли, и документы дали возможность изучать (хоть и не все), и книги соответствующие, причем с ссылками на источники были опубликованы. Но прежние песни все еще слышатся. А вот и пример из сегодняшнего дня.

Оказывается, днем рождения танка в России следует считать 18 мая 1915 года. Именно тогда в России якобы начались испытания первого танка А. Пороховщикова под названием «Вездеход». И он, оказывается, успешно прошёл испытания. Коллектив создателей был готов вскорости «довести» машину до ума и даже сделать плавающей. Но косность царских военспецов привела к тому, что проект поддержки так и не получил, как и ряд других проектов наших конструкторов-самородков, которые разрабатывались в России в одно время с «Вездеходом».

Не будем уточнять, кто это все написал, хотя само уже это заявление лучше всего иллюстрируется старой народной поговоркой: «Старую собаку не выучить новым фокусам». То есть тот, кто учился по молодости по одним книгам, все новое принимает далеко не всегда. Но тогда стоит посмотреть, а танк ли родился 18 мая 1915 года и так ли уж были недальновидны специалисты из ГВТУ? То есть все ли атрибуты танка присутствовали у «Вездехода» А. Пороховщикова?

Вряд ли мне надо подробно описывать этот «успешный танк», изображения которого обошли, наверное, все советские и постсоветские издания «о танках». Но вспомним, что гусеничная лента там была одна, что рулил он колесами, что герметичным его в любом случае бы сделать не удалось в силу особенности конструкции (а как бы он тогда плавал?) и что никакого вооружения на нем не стояло. Башню с пулеметом пририсовали ему уже потом. Но как мог один человек вести этот «танк» и стрелять из него? И, наконец, самое главное: танк должен преодолевать (и рвать!) проволочные заграждения! Мог ли это делать «Вездеход»? Нет, не мог! Мала масса, малы размеры и сама гусеница — холщовая либо резиновая лента. Следовательно, это не танк, а… именно вездеход, причем плохой вездеход, вот поэтому-то его и забраковали! И печально, что люди, в чью профессиональную компетенцию входит все это знать, почему-то даже сейчас держатся за «предания времен очаковских и покоренья Крыма». А ведь еще в учебнике по конструированию танков за 1943 год сказано: «Танк — боевая машина, сочетающая в себе броневую защиту, огонь и маневр». В данном случае даже если броня на «Вездеходе» была, то не было вооружения. И если он даже и ехал по снегу с приличной скоростью, то… проволочные заграждения рвать уже точно не мог. Какой же это тогда танк?

И, между прочим, потому-то и считается, что первый танк сделали англичане. При всех недостатках Мк.I он это всё мог, и все эти три ипостаси в его конструкции присутствовали! А опытные конструкции и макеты они тоже строили, но никогда за танки не считали. Например, они построили уменьшенный деревянный макет «крейсера» Хеттерингтона, посмотрели на него, все взвесили и приняли решение от него оказаться, что сделали в июне 1915 года. Но это был макет, не танк!

Мк.I

В то же время в июле 1915 года инженер-полковник Эвелен Белл Кромптон представил проект тоже составного, но уже четырехгусеничного танка с вооружением в четырех башнях, располагавшихся на обоих его корпусах по линейно-возвышенной схеме, как башни на боевом корабле! Машина получила обозначение Мк.III (два первых до этого были забракованы), но хотя она и оказалась лучше, чем предыдущие, рекомендовать ее к постройке «Комитет сухопутных кораблей», созданный заботами Уинстона Черчилля, все-таки не стал, посчитав её слишком громоздкой и сложной!

Не прошли и проекты конструктора Роберта Френсиса Макфая — канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Интересно, что уже самый первый его проект предусматривал гребной винт, что позволяет говорить о том, что он им задумывался как плавающий! Был он также и на другом его проекте. Причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было гусеничное шасси из трех гусениц, расположенных треугольником: одна спереди, две сзади.

Проект конструктора Роберта Френсиса Макфая

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, т.е. поворачиваться в разные стороны, а также изменять своё положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел спереди и специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов, для защиты этой рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Второй его проект представлял собой танк на четырех гусеницах, однако две передние из них были располагаться одна за другой. Расположенная высоко передняя гусеница должна была при этом облегчать преодоление вертикальных препятствий, а все остальные — обеспечивать относительно невысокое давление тяжелой машины на грунт.

Соответственно, вооружение на ней могло устанавливаться как в самом корпусе, так и в двух спонсонах по обеим сторонам от него. Но проект показался военным слишком уж изощренным, так что в итоге от него тоже отказались. Хотя интересная бы могла получиться машина, во всяком случае, наверное, не хуже, чем серийный английский танк Мк.I, да и все остальные танки из этой же серии.

Да, но как сам Пороховщиков отреагировал на сделанные ему замечания, а именно что его «Вездеход» мал, не имеет вооружения, гусеница часто слетает с барабанов? А он их ПРИНЯЛ! О чем свидетельствует другой его проект, к счастью, до наших дней сохранившийся. В августе того же 1915 года он предложил ГВТУ проект «Земного броненосца» в двух вариантах — полевом и крепостном.

В августе 1915 года Пороховщиков предложил проект «Земного броненосца» в двух вариантах – полевом и крепостном

Можно было бы просто назвать его придумку техническим бредом, однако бред у него получился весьма интересный и даже поучительный. Начнем с того, что броня полевого броненосца должна была выдерживать огонь полевой артиллерии, второго — крепостной! Ну, а сама его машина выглядела не то чтобы необычно, а просто чудовищно. Корпуса как такового она не имела. Вместо него предусматривалась стальная клепания ферма длиной 35 и шириной 3 м, имевшая ходовую часть из 10 мотор-колес в виде бронированных катков диаметром по 2,3 м каждый. Бензиновые моторы мощностью 160-200 л.с., находились прямо в катках, и там же должны были располагаться и трансмиссия и топливный бак. Здесь же, по замыслу «талантливого» изобретателя, находились и три человека, обслуживающих как двигатель, так и два пулемета и бомбомет! То есть «броненосец» имел бы целый арсенал из 20 пулеметов и 10 бомбометов на каждый борт, то есть по два пулемета и одному бомбомету внутри каждого колеса! Но инженеру Пороховщикову и этого было мало. Поэтому спереди и сзади он поставил по две броневые башни, с одним орудием калибра 4—6 дюймов (101,6—152,4 мм) и спаренным с ним орудием уменьшенного калибра. В центре фермы предполагалась бронированная рубка для командира «броненосца» и его помощников, а наверху находился прожектор. Весь экипаж «Полевого броненосца» предполагался в количестве 72 человек. Броня — 101,6 мм. Заявленная скорость должна была составлять от 4,4 до 21 км/ч. Длина «броненосца» в принципе позволяла ему форсировать рвы и овраги шириной до 11 м. Но вот о нагрузках на изгиб, которым его платформа при этом бы подвергалась, изобретатель явно не подумал. Как и о том, как такая машина будет поворачивать. Конечно, теоретически она могла бы делать это, как и любой танк, притормаживая катки одного борта. Но… для этого нужно было бы синхронизировать вращение всех этих катков, а добиться этого было бы практически невозможно. Зато он предложил поставить «броненосец» на железнодорожный ход, чтобы тот мог передвигаться по железной дороге.

«Крепостной броненосец», кроме бронирования, отличался наличием бронированного каземата для десанта в 500 человек. Получилось некое подобие «штурмовых машин» античности и средневековья, а то даже и японских ниндзя, также вроде бы имевших что-то подобное (на самом деле фантазия чистой воды!), вот только фантазия Пороховщикова оставила его предшественников далеко позади. А теперь представьте себя на месте членов ГВТУ, подумайте, как это «чудо» должно было бы трясти на ходу, а главное, вспомните сопромат и скручивающие напряжения в таких вот фермах, и вы бы тогда полностью поддержали решение от 13 августа 1915 года на заседании Технического комитета: «…даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».

Обычно такие изобретатели никакой критики в свой адрес не приемлют и идут «до конца». Но с предложением о «распределении по звеньям» Пороховщиков согласился, и к концу 1915 года представил проект «Земного броненосца» из «шарнирно соединенных звеньев» или бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям».

То есть это был «сочлененный танк» с броневыми орудийными башнями и с рубками для десанта — недосягаемая мечта конструкторов и сегодняшнего дня. Каждая «площадка» состояла из двух пар катков и бронированной площадки с вооружением. Понятно, что и этот проект рассматривать не стали. Но самое удивительное, что ведь предлагал все это не какой-нибудь студент-недоучка, а инженер с законченным техническим образованием, который должен был понимать, как глупо и неработоспособно все то, что он предлагает.

Говоря о «других проектах», можно вспомнить идею колес-барабанов некоего С. Подольского, который в октябре все того же 1915 года предложил машину уже на шестиметровых катках, но толкать ее должна была рота солдат! При этом для обстрела разбегающегося противника, по мысли изобретателя, на торцах этих катков следовало установить башенки с пулеметами!

И какие еще были в то время в России реально реализуемые проекты танков? То есть проекты, да, были, но вот реализуемые ли? И, наконец, вывод из всего вышеизложенного можно сделать такой: как мне кажется, у нас достаточно славная и богатая история, которую нет смысла улучшать, записывая ей в позитив сомнительного качества проекты не слишком грамотных инженеров и конструкторов.

Танк лилипутов из мультфильма "Новый Гулливер", на-первый взгляд отличный проект, но где помещается водитель

topwar.ru

Необычные танки Росcии и СССР. «Вездеходъ» Пороховщикова » Военное обозрение

15 сентября 1916 года считается первым днем применения танков в бою. И многим было бы интересно знать, какими они были, эти первые танки. Как и кем, они создавались. Сегодня я расскажу вам о первом в истории танкостроения танке, вернее о его прототипе, образце и о его создателе Александре Александровиче Пороховщикове (1893 – 1942).

А. А. Пороховщиков с детства проявлял интерес к изобретательству, мало кто знает что помимо известного «Вездехода», он занимался изобретением самолетов, одна из его моделей моноплана показанная в 1909 году заслужила похвалы Н. Е. Жуковского, так же им был изобретен и построен и прошел испытания в 1914 году двухфюзеляжный самолет – разведчик «Би - Кок», в 1917 году создан учебный, двухместный самолет П- 4, в период с 1920 по 1923 годы П-4 бис, П-4 2бис, П-5 и П-5 бис. Они были запущены в серию, многие советские летчики асы герои Отечественной Войны проходили обучение именно не этих самолетах.

В августе 1914 года А. Пороховщиков обращается в с проектом своего нового изобретения в Особый Комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего, а в январе предоставляет подробные чертежи машины. 15 января получает разрешение на постройку опытного образца. Ему выделяют необходимые средства, оборудование, 25 солдат мастеровых и более 20-ти квалифицированных рабочих и 1 февраля он приступает к изготовлению опытного образца. Наблюдать за ходом работ был назначен военный инженер, полковник Поклевский-Козелло.

По замыслу изобретателя конструкция «Вездехода» была весьма необычна. Корпус был обтекаемым и планировался герметичным, для возможности движения по воде, с нишей воздухозаборника впереди и многослойной бронёй, состоявшей из двух стальных листов, один из которых был цементированным и прокладкой прессованной морской травы между ними, броня тоже была изобретением А. Пороховщикова опережающим своё время. Следует заметить, что танки с разнесенным бронированием появились лишь во второй половине прошлого столетия. При обстреле с дистанции 50 метров, она выдерживала попадание пули выпущенной как из винтовки, так и из пулемёта. Сварной каркас опирался на одногусеничный движитель, гусеница которого была натянута на четыре барабана, задний барабан являлся ведущим и приводился в движение 10-ти сильным двигателем через карданный вал и коробку передач. Боевая масса составляла четыре тонны. Для предотвращения смещения гусеницы на барабанах были вырезаны канавки, однако с возможностью продольного проскальзывания проблема так и не была решена окончательно. Поворот машины осуществлялся с помощью двух поворотных колёс, размещенных по бокам машины. По твердому грунту машина передвигалась на заднем барабане и боковых колесах, а на рыхлом грунте должна была ложиться на широкую гусеничную ленту. При движении по рыхлому грунту, поворотные колеса должны были по мнению изобретателя выполнять роль рулей по типу самолетного крыла, но на практике они только мешали движению, здесь законы движения в воздухе, которые А. Пороховщиков отлично знал, никак не подходили, попытка поворота приводила к неминуемой поломке. 18 мая «Вездеход» вышел из ворот мастерской на испытания по движению на твердом грунте. В ходе которых показал неплохую для того времени скорость, при гусеничном движении 25 км в час. Переход на колесное движение при этом не производился. На тот момент на «Вездеходе» не была еще установлена вращающаяся башня и вооружение, по плану вооружение машины должно было состоять из одного 7,62 мм пулемёта «Максим». Официальная демонстрация была назначена на 20 июля и состоялась на полковом дворе, где машина уже показала более высокую скорость, но к сожалению это было единственным плюсом. Машина не оправдала надежд А. А. Пороховщикова и была отправлена на доработку во время которой так и не удалось исправить все выявленные недостатки. Последние испытания были проведены 26 декабря 1916 года.

Недостатков и недоработок в представленном образце было всё ещё очень много. Самым существенным недостатком являлся механизм поворота, его плохая функциональность, водителю приходилось поворачивать машину вручную, при помощи шеста. Конструкция ходовой части была признана неудовлетворительной, сделать её герметичной из-за особенностей ходовой части не получилось. Размещение экипажа внутри машины было крайне неудобным, ввиду очень малого внутреннего пространства. От дальнейших работ по этой машине решено было отказаться, Военное ведомство обязало А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги, а сам образец оправить в ГВТУ. Такова история создания первого в мире танка, пусть не удачного и не принятого на вооружение. Однако он положил начало русскому и советскому танкостроению так же как бот Петра Великого положил начало могучему русскому флоту. Вслед за ним будет много проектов, удачных и не удачных и у каждого из них будет своя история.

Кстати: С 1917 года Александр Александрович Пороховщиков — крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15 лет.Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.

topwar.ru

Ещё раз к вопросу о «танке Пороховщикова»

В каждой стране есть люди, которые, которые любят «удревлять» свою историю либо «прибавлять очков» своей стране, приписывая ей все мыслимые и немыслимые достижения и совершенства. Для чего и зачем это делалось в СССР, понятно: сосиски получали работники обкома КПСС, но зато в области балета… Но потом-то вроде бы и архивы открыли, и документы дали возможность изучать (хоть и не все), и книги соответствующие, причем с ссылками на источники были опубликованы. Но прежние песни все еще слышатся. А вот и пример из сегодняшнего дня.

Оказывается, днем рождения танка в России следует считать 18 мая 1915 года. Именно тогда в России якобы начались испытания первого танка А. Пороховщикова под названием «Вездеход». И он, оказывается, успешно прошёл испытания. Коллектив создателей был готов вскорости «довести» машину до ума и даже сделать плавающей. Но косность царских военспецов привела к тому, что проект поддержки так и не получил, как и ряд других проектов наших конструкторов-самородков, которые разрабатывались в России в одно время с «Вездеходом».

Не будем уточнять, кто это все написал, хотя само уже это заявление лучше всего иллюстрируется старой народной поговоркой: «Старую собаку не выучить новым фокусам». То есть тот, кто учился по молодости по одним книгам, все новое принимает далеко не всегда. Но тогда стоит посмотреть, а танк ли родился 18 мая 1915 года и так ли уж были недальновидны специалисты из ГВТУ? То есть все ли атрибуты танка присутствовали у «Вездехода» А. Пороховщикова?

Вряд ли мне надо подробно описывать этот «успешный танк», изображения которого обошли, наверное, все советские и постсоветские издания «о танках». Но вспомним, что гусеничная лента там была одна, что рулил он колесами, что герметичным его в любом случае бы сделать не удалось в силу особенности конструкции (а как бы он тогда плавал?) и что никакого вооружения на нем не стояло. Башню с пулеметом пририсовали ему уже потом. Но как мог один человек вести этот «танк» и стрелять из него? И, наконец, самое главное: танк должен преодолевать (и рвать!) проволочные заграждения! Мог ли это делать «Вездеход»? Нет, не мог! Мала масса, малы размеры и сама гусеница — холщовая либо резиновая лента. Следовательно, это не танк, а… именно вездеход, причем плохой вездеход, вот поэтому-то его и забраковали! И печально, что люди, в чью профессиональную компетенцию входит все это знать, почему-то даже сейчас держатся за «предания времен очаковских и покоренья Крыма». А ведь еще в учебнике по конструированию танков за 1943 год сказано: «Танк — боевая машина, сочетающая в себе броневую защиту, огонь и маневр». В данном случае даже если броня на «Вездеходе» была, то не было вооружения. И если он даже и ехал по снегу с приличной скоростью, то… проволочные заграждения рвать уже точно не мог. Какой же это тогда танк?

И, между прочим, потому-то и считается, что первый танк сделали англичане. При всех недостатках Мк.I он это всё мог, и все эти три ипостаси в его конструкции присутствовали! А опытные конструкции и макеты они тоже строили, но никогда за танки не считали. Например, они построили уменьшенный деревянный макет «крейсера» Хеттерингтона, посмотрели на него, все взвесили и приняли решение от него оказаться, что сделали в июне 1915 года. Но это был макет, не танк!

Мк.I

В то же время в июле 1915 года инженер-полковник Эвелен Белл Кромптон представил проект тоже составного, но уже четырехгусеничного танка с вооружением в четырех башнях, располагавшихся на обоих его корпусах по линейно-возвышенной схеме, как башни на боевом корабле! Машина получила обозначение Мк.III (два первых до этого были забракованы), но хотя она и оказалась лучше, чем предыдущие, рекомендовать ее к постройке «Комитет сухопутных кораблей», созданный заботами Уинстона Черчилля, все-таки не стал, посчитав её слишком громоздкой и сложной!

Не прошли и проекты конструктора Роберта Френсиса Макфая — канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Интересно, что уже самый первый его проект предусматривал гребной винт, что позволяет говорить о том, что он им задумывался как плавающий! Был он также и на другом его проекте. Причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было гусеничное шасси из трех гусениц, расположенных треугольником: одна спереди, две сзади.

Проект конструктора Роберта Френсиса Макфая

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, т.е. поворачиваться в разные стороны, а также изменять своё положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел спереди и специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов, для защиты этой рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Второй его проект представлял собой танк на четырех гусеницах, однако две передние из них были располагаться одна за другой. Расположенная высоко передняя гусеница должна была при этом облегчать преодоление вертикальных препятствий, а все остальные — обеспечивать относительно невысокое давление тяжелой машины на грунт.

Соответственно, вооружение на ней могло устанавливаться как в самом корпусе, так и в двух спонсонах по обеим сторонам от него. Но проект показался военным слишком уж изощренным, так что в итоге от него тоже отказались. Хотя интересная бы могла получиться машина, во всяком случае, наверное, не хуже, чем серийный английский танк Мк.I, да и все остальные танки из этой же серии.

Да, но как сам Пороховщиков отреагировал на сделанные ему замечания, а именно что его «Вездеход» мал, не имеет вооружения, гусеница часто слетает с барабанов? А он их ПРИНЯЛ! О чем свидетельствует другой его проект, к счастью, до наших дней сохранившийся. В августе того же 1915 года он предложил ГВТУ проект «Земного броненосца» в двух вариантах — полевом и крепостном.

В августе 1915 года Пороховщиков предложил проект «Земного броненосца» в двух вариантах – полевом и крепостном

Можно было бы просто назвать его придумку техническим бредом, однако бред у него получился весьма интересный и даже поучительный. Начнем с того, что броня полевого броненосца должна была выдерживать огонь полевой артиллерии, второго — крепостной! Ну, а сама его машина выглядела не то чтобы необычно, а просто чудовищно. Корпуса как такового она не имела. Вместо него предусматривалась стальная клепания ферма длиной 35 и шириной 3 м, имевшая ходовую часть из 10 мотор-колес в виде бронированных катков диаметром по 2,3 м каждый. Бензиновые моторы мощностью 160-200 л.с., находились прямо в катках, и там же должны были располагаться и трансмиссия и топливный бак. Здесь же, по замыслу «талантливого» изобретателя, находились и три человека, обслуживающих как двигатель, так и два пулемета и бомбомет! То есть «броненосец» имел бы целый арсенал из 20 пулеметов и 10 бомбометов на каждый борт, то есть по два пулемета и одному бомбомету внутри каждого колеса! Но инженеру Пороховщикову и этого было мало. Поэтому спереди и сзади он поставил по две броневые башни, с одним орудием калибра 4—6 дюймов (101,6—152,4 мм) и спаренным с ним орудием уменьшенного калибра. В центре фермы предполагалась бронированная рубка для командира «броненосца» и его помощников, а наверху находился прожектор. Весь экипаж «Полевого броненосца» предполагался в количестве 72 человек. Броня — 101,6 мм. Заявленная скорость должна была составлять от 4,4 до 21 км/ч. Длина «броненосца» в принципе позволяла ему форсировать рвы и овраги шириной до 11 м. Но вот о нагрузках на изгиб, которым его платформа при этом бы подвергалась, изобретатель явно не подумал. Как и о том, как такая машина будет поворачивать. Конечно, теоретически она могла бы делать это, как и любой танк, притормаживая катки одного борта. Но… для этого нужно было бы синхронизировать вращение всех этих катков, а добиться этого было бы практически невозможно. Зато он предложил поставить «броненосец» на железнодорожный ход, чтобы тот мог передвигаться по железной дороге.

«Крепостной броненосец», кроме бронирования, отличался наличием бронированного каземата для десанта в 500 человек. Получилось некое подобие «штурмовых машин» античности и средневековья, а то даже и японских ниндзя, также вроде бы имевших что-то подобное (на самом деле фантазия чистой воды!), вот только фантазия Пороховщикова оставила его предшественников далеко позади. А теперь представьте себя на месте членов ГВТУ, подумайте, как это «чудо» должно было бы трясти на ходу, а главное, вспомните сопромат и скручивающие напряжения в таких вот фермах, и вы бы тогда полностью поддержали решение от 13 августа 1915 года на заседании Технического комитета: «…даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».

Обычно такие изобретатели никакой критики в свой адрес не приемлют и идут «до конца». Но с предложением о «распределении по звеньям» Пороховщиков согласился, и к концу 1915 года представил проект «Земного броненосца» из «шарнирно соединенных звеньев» или бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям».

То есть это был «сочлененный танк» с броневыми орудийными башнями и с рубками для десанта — недосягаемая мечта конструкторов и сегодняшнего дня. Каждая «площадка» состояла из двух пар катков и бронированной площадки с вооружением. Понятно, что и этот проект рассматривать не стали. Но самое удивительное, что ведь предлагал все это не какой-нибудь студент-недоучка, а инженер с законченным техническим образованием, который должен был понимать, как глупо и неработоспособно все то, что он предлагает.

Говоря о «других проектах», можно вспомнить идею колес-барабанов некоего С. Подольского, который в октябре все того же 1915 года предложил машину уже на шестиметровых катках, но толкать ее должна была рота солдат! При этом для обстрела разбегающегося противника, по мысли изобретателя, на торцах этих катков следовало установить башенки с пулеметами!

И какие еще были в то время в России реально реализуемые проекты танков? То есть проекты, да, были, но вот реализуемые ли? И, наконец, вывод из всего вышеизложенного можно сделать такой: как мне кажется, у нас достаточно славная и богатая история, которую нет смысла улучшать, записывая ей в позитив сомнительного качества проекты не слишком грамотных инженеров и конструкторов.

Танк лилипутов из мультфильма "Новый Гулливер", на-первый взгляд отличный проект, но где помещается водитель

super-arsenal.ru

Танк Пороховщикова - это... Что такое Танк Пороховщикова?

 Танк Пороховщикова

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Танк Лэнд Рейдер
  • Танк Т-34

Смотреть что такое "Танк Пороховщикова" в других словарях:

  • Танк вчера, сегодня, завтра — ОТ “ВЕЗДЕХОДА” ДО Т 54         В оснащении современных армий ведущая роль принадлежит так называемым комплексным системам вооружения, примером которых может служить танк боевая гусеничная машина, сочетающая в себе мощное вооружение, надежную… …   Энциклопедия техники

  • Танк — У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк  бронированная боевая машина чаще все …   Википедия

  • Танк (воен.) — Танк (английский tank, основное значение цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и… …   Большая советская энциклопедия

  • Танк — I         Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) [р. 4(17).9.1912, деревня Пильковщина, ныне Мядельского района Минской области], белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой… …   Большая советская энциклопедия

  • Вездеход (танк) — «Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. Слева в фуражке с очками А.А. Пороховщиков …   Википедия

  • Царь-танк — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Царь танк — Колесная боевая машина Лебеденко (Царь танк) Царь танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год. Боевая масса, т 60 (в проекте 40) Количество выпущенных, шт …   Википедия

  • Пороховщиков — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Г 1.3 П …   Википедия

  • История Российской армии — История Вооружённых Сил России разделена на несколько периодов. Военная униформа с X по XVIII век Содержание 1 С древнейших времён до XIII века 1.1 V VIII веков …   Википедия

  • История вооруженных сил России — История Вооружённых Сил России разделена на несколько периодов. Военная униформа с X по XVIII век Содержание 1 С древнейших времён до XIII века 1.1 V VIII веков …   Википедия

biograf.academic.ru

Танк Пороховщикова - это... Что такое Танк Пороховщикова?

 Танк Пороховщикова

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Танк Лэнд Рейдер
  • Танк Т-34

Смотреть что такое "Танк Пороховщикова" в других словарях:

  • Танк вчера, сегодня, завтра — ОТ “ВЕЗДЕХОДА” ДО Т 54         В оснащении современных армий ведущая роль принадлежит так называемым комплексным системам вооружения, примером которых может служить танк боевая гусеничная машина, сочетающая в себе мощное вооружение, надежную… …   Энциклопедия техники

  • Танк — У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк  бронированная боевая машина чаще все …   Википедия

  • Танк (воен.) — Танк (английский tank, основное значение цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и… …   Большая советская энциклопедия

  • Танк — I         Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) [р. 4(17).9.1912, деревня Пильковщина, ныне Мядельского района Минской области], белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой… …   Большая советская энциклопедия

  • Вездеход (танк) — «Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. Слева в фуражке с очками А.А. Пороховщиков …   Википедия

  • Царь-танк — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Царь танк — Колесная боевая машина Лебеденко (Царь танк) Царь танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год. Боевая масса, т 60 (в проекте 40) Количество выпущенных, шт …   Википедия

  • Пороховщиков — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Г 1.3 П …   Википедия

  • История Российской армии — История Вооружённых Сил России разделена на несколько периодов. Военная униформа с X по XVIII век Содержание 1 С древнейших времён до XIII века 1.1 V VIII веков …   Википедия

  • История вооруженных сил России — История Вооружённых Сил России разделена на несколько периодов. Военная униформа с X по XVIII век Содержание 1 С древнейших времён до XIII века 1.1 V VIII веков …   Википедия

dic.academic.ru