Танк немецкий Т-4: тактико-технические характеристики. Танк панцер 4


Танк немецкий Т-4: тактико-технические характеристики

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в немецкой армии. С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 – «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов немецкий танк Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

танк немецкий т 4

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде танковых дивизий. Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек – трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом – в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель – на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка – низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы фугасными снарядами по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни – 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

немецкий танк т 4

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых – в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

немецкий танк т 4 характеристики

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного дульным тормозом, что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

немецкий танк т 4 н фото

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства – были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях – до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

немецкий танк т 4 н

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

немецкий танк т 4 технические характеристики

Модификации

  • Jagdpanzer IV – вероятно, самый лучший и самый устрашающий танк из серии Т-4, низкий и очень эффективный охотник, особенно комфортно себя чувствовавший в Италии и Нормандии. С 1943 г. построено 1980 единиц.
  • Sturmgeschütz IV – штурмовой танк с уже проверенной надстройкой и вооружением Sturmgeschütz III. Создано 1140 машин.
  • Panzerbefehlswagen IV – командный пункт, оснащенный набором радиостанций, полным комплектом электроники и проводки. Использовался для координации артиллерийской поддержки, пехоты, а также для поддержки с воздуха танковых дивизионов. Вместительный и надежный – это, вероятно, лучший немецкий военный командный танк.
  • Panzerbeobachtungswagen IV – хорошо оборудованное транспортное средство артиллерийского наблюдения, наряду с Wespe и САУ Hummel.
  • Sturmpanzer IV Brummbär – одна из самых впечатляющих немецких САУ со 150-мм пушкой, послужившей прототипом создания Heuschrecke и Dicker Max.
  • Flakpanzer IV Möbelwagen – служил поддержкой ПВО с единственным 37-мм орудием. Производился в 1944-45 годах (240 единиц) для компенсации потери превосходства в воздухе.
  • Flakpanzer IV Wirbelwind – средство ПВО, оснащенное сверхэффективным четырехствольным 20-мм Flakvierling. Произведено более 100 единиц. Еще 66 единиц, оснащенных 37-мм пушкой именовались Ostwind.
  • Geschützwagen III/IV Hummel – САУ на шасси Panzer IV и с частями Panzer III. Произведено более 666 единиц, одна из самых успешных немецких САУ за все время.
  • Panzerjager III/IV Nashorn – чрезвычайно успешный танк-истребитель, оснащенный легендарным 88-мм орудием. Стоил дешевле, чем «Тигр». Произведено 473 машин.
  • Geschützwagen III/IV Schlepper – произведено 150 единиц с той же компоновкой.немецкий танк т 4 внутри фото
  • Bergepanzer IV – немецкая бронированная эвакуационная машина, более мощная, чем версии, основанные на Panzer III. В ограниченных количествах также производились амфибии Panzerfahre и Landwasserschlepper.
  • Bruckenleger IV – мостоукладчик. Длина моста составляла 56 м. Изготовлено 24 единицы.

Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

A

B

C

D

E

F1

F2/G

H

J

Масса, т

18,40

18,80

19,00

20,00

21,00

22,30

23,50

25,7

25,00

Длина, м

5,6

5,92

5,92/ 6,62

5,92/ 7,02

Высота, м

2,65

2,68

Ширина, м

2,9

2,83

2,84

2,88

Броня корпус/лоб, мм

15

15/30

20/2х30

2х20/ 30-50

20-30/ 50

20-30/50+30

20-30/ 80

Башня корпус/лоб, мм

20

20/30

20/30-35

30/50

Пушка

37 L24

40 L43/48

40 L48

Пулеметы

2хМГ13

2хМГ34

Выстр./патр.

122/3 тыс.

80/2,4 тыс.

80/2,7 тыс.

80/ 3 тыс.

87/3 тыс.

87/3,15 тыс.

Макс. скор., км/ч

31/17

40/20

42/20

40/16

38/16

Макс. расст., км

150

200

210

320

Преод. рва, м

2,60

2,30

2,20

Преод. стены, м

0,71

0,6

Преод. брода, м

0,8

1

1,2

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в Шестидневной войне 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

fb.ru

Михаил Барятинский - Средний танк Panzer IV

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге "Бронетанковая техника третьего рейха" приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемёт (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).

Pz.IV Ausf.F1. Хорошо видны крышки люков (механика-водителя и пулемётчика) с круглыми лючками для запуска сигнальных ракет. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных катков полуцилиндр закрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов.

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нём надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.

Компоновка танка Pz.IV:

1 - башня; 2 - командирская башенка; 3 - ящик для снаряжения; 4 - вращающийся полик боевого отделения; 5 - вентиляторы; 6 - двигатель; 7 - шкив привода вентиляторов; 8 - выхлопной коллектор; 9 - глушитель двигателя поворота башни; 10 - глушитель; 11 - направляющее колесо; 12 - тележка подвески; 13 - карданный вал; 14 - коробка передач; 15 - кулиса переключения передач; 16 - ведущее колесо.

Схема бронирования среднего танка Pz.IV.

БАШНЯ - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В её передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стёклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

Кормовая часть башни модификации Ausf.E.

В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стёклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель.

У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населённым пунктам).

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J в связи с установкой экранов смотровые приборы и лючки отсутствовали.

Гитлер в окружении высших офицеров вермахта и СС осматривает один из первых танков Ausf.F2, Берлин, 4 апреля 1942 года.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450…485 м/с) снарядами.

www.profilib.net

Шустрый панцер. Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E — Живой Журнал

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

www.livejournal.com

Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161

Танки вермахтаПроизводство этого танка, созданного фирмой "Крупп", было начато в 1937 году и продолжалось в течение всей второй мировой войны. Как и у танк Т-III (Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.

Танки Германии

Когда танка Pz.IV еще не было 

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II. Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Танки Германии

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита.В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

- На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

Танки войны

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

 

 

Силовая установка.Майбах Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Танк

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Бронетехника вермахта

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Бронетехника Германии

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 4 Ausf В

«Я решил, как только позволят условия погоды, осуществить первое в этом году наступление «Цитадель». Это наступление имеет решающее значение. Оно должно, дать нам инициативу на весну и лето» - этими словами начинался приказ Гитлера о проведении операции «Цитадель». Решающую роль в замыслах германского командования играли новейшие танки «Тигр» и «Пантера», а так же последние модификации «троек» и «четверок», составлявших примерно 60% танков в панцердивизиях, привлекаемых к участию в «Цитадели»

Так М. Е. Катуков описывал в своих мемуарах один из дней боев: «Едва забрезжил рассвет (7 июля – примеч. М. Барятинского), как противник снова предпринял попытку прорваться на Обоянь. Главный удар он наносил по позициям 3-го механизированного и 31-го танкового корпусов. А. Л. Гетман (командир 6-го танкового корпуса– примеч. М. Барятинского) сообщил, что на его участке противник активности не проявляет. Но зато позвонивший мне С. М. Кривошеин (командир 3-го мехкорпуса– примеч. М. Барятинского) не скрывал тревоги:– Что-то невероятное, товарищ командующий! Противник сегодня бросил на наш участок до семисот танков и самоходок. Только против первой и третьей механизированных бригад наступают двести танков…… Так, 49-я танковая бригада только за первые сутки боёв, взаимодействуя на первой оборонительной полосе с частями 6-й армии, уничтожила 65 танков, в том числе 10 «тигров», 5 бронетранспортёров, 10 орудий, 2 самоходные пушки, 6 автомашин и более 1000 солдат и офицеров». При этом немецкий 49 танковый корпус и дивизия СС «GrossDeutschland» имели в своем составе всего 28 «Тигров»! Впрочем, если суммировать все «Тигры» уничтоженные бойцами Красной Армии и в мемуарах и в донесениях, то полученное количество заставило бы фюрера застрелиться вторично – столько «Тигров» не существовало в природе. Дело в том, что в горячке боя за «Тигр» принимали /H, более того, в советских документах фигурировало название

На фото – танк «Тигр тип 4» или Pz IV Ausf G подбитый под Курском

fishki.net

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.162)

С развитием и ростом танковых войск Германии выявилась потребность включения в состав танковых частей бронетанковых средств, предназначенных для уничтожения танков противника. В Германии в марте 1940 г. создали первый самоходный истребитель танков Panzerjaeger I, который представлял собой шасси танка Pz.Kpfw. I Ausf В с чехословацкой 47-миллиметровой противотанковой пушкой Pak 36(t). После этого был создан истребитель танков Marder I, разработанный на базе французского танка. Следующая САУ – Marder II – разрабатывалась на базе Pz.Kpfw. II, а Marder III - на базе чехословацкого Pz.Kpfw. 38(t). Машины Marder вооружались немецкими 75-миллиметровыми противотанковыми пушками Pak 40 или советскими трофейными 76,2-миллиметровыми пушками Pak 36 (г). Бронирование данных истребителей танков – противопульное. Единственной причиной появления данных боевых машин была необходимость повышения мобильности противотанковой артиллерии. В связи с этим они создавались на базе устаревших машин. Это было первым поколением машин данного типа, которое создавалось в качестве временного решения, чтобы выиграть время, необходимое для разработки более совершенных истребителей танков.

Успехи штурмовых орудий StuG-40 и StuG III Ausf F немецкой разработки дали самоходным истребителям танков импульс для развития. Была необходима хорошо защищенная машина, имеющая низкий силуэт. Первоначально новый истребитель танков был назван «neu Sturmgeschütz» («новое штурмовое орудие»), то есть создатели машины ещё не различали самоходные истребители танков и штурмовую артиллерию.

Однако достаточно скоро выяснилось, что на создание нового штурмового орудия потребуется гораздо больше времени. Построить прототип обещали к середине 1943 г. В связи с этим фирмой Vomag AG был предложен новый истребитель танков на базе шасси среднего танка Pz.Kpfw. IV. Данная машина получила название Jagdpanzer IV Ausf F (Sd.Kfz. 162) и имела на вооружении 75-миллиметровую пушку 7.5 cm Pak 39 L/48.

Планировалось создать истребитель танков на шасси StuG III/40. Компанией Alkett было предложено три варианта машин, которые несут различное вооружение.

Однако выяснилось, что необходимы слишком серьёзные переделки, поэтому было принято решение создать новую машину на шасси танка Pz.Kpfw. IV.

Гитлеру 2 октября 1942 г. продемонстрировали новую машину, названную Sturmgeschütz auf Fahrgestell Pz.Kpfw. IV mit der 7.5 cm KwK 42 L/70. Истребитель танков имел более толстую броню, а лобовая бронеплита была размещена под углом. Орудие 7.5 cm KwK 42 L/70 устанавливалось в маске непосредственно в лобовой броне рубки, а не крепилось к полу, как это было принято у штурмовых орудий.

agdpanzer IV на Восточном фронте, 1944 год (Archif von Aufsess)

А. Гитлер согласился с мнением, что до начала серийного производства 75-миллиметровой длинноствольной пушки на истребители танков будет устанавливаться обычная 7.5 cm Pak 39 L/48. Кроме того, он приказал в кротчайшие сроки отказаться от старого орудия в пользу длинноствольной пушки.

Производство нового орудия было развернуто в Плауэне, Саксония на Voglandische Maschinenfabrik AG. Деревянный прототип САУ в натуральную величину продемонстрировали фюреру 13.05. 1943 г. в Арисе на полигоне.

Высота истребителя танков составляла лишь 1700 (1720) миллиметров, что давало возможность действовать ей незаметно. Пушка устанавливалась в шаровидной маске, которая позволяла отказаться от сложного механизма вертикального наведения. Лобовая броня рубки – плита толщиной 80 миллиметров наклонная под углом 15 градусов, способная выдержать попадание 76-миллиметровых снарядов американских и советских пушек.

20.10.1943 в Восточной Пруссии на полигоне в Арисе представили прототип с рубкой, изготовленной из неброневой стали. Вскоре после этого Гитлер распорядился начать серийное производство данных истребителей танков.

На фирме Vomag в конце 1943 г. было собрано ещё два прототипа. Прототипы, а также машины нуль-серии по сравнению с последующими машинами серийного производства имели округлённое соединение бортовой и лобовой брони рубки. У серийных истребителей танков бронеплиты были перевязаны таким же образом, как у Pz.Kpfw. IV, что увеличивало прочность соединения бронеплит.

Любопытным образом решили вопрос с использованием вспомогательного вооружения. От пушки по обе стороны имелось две бойницы. Правая бойница использовалась для ведения огня из пулемёта MG-42, а левая бойница могла быть использована экипажем для стрельбы из штурмовой винтовки МР-44 или пистолета-пулемёта МР 40.

Истребитель танков во многом был унифицирован с танком Pz.Kpfw. IV, от которого машина без изменений унаследовала корпус, трансмиссию, ходовую часть, электрооборудование и двигатель. По сравнению с танком, Pz.Kpfw. IV было изменено положение топливных баков. В танке баки располагались под поликом боевого отделения, а у истребителя танков Jagdpanzer IV они размещались под пушкой и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был размещен на месте двухтактного DKW, который вращал башню у танка. Была изменена схема вентиляции боевого отделения, а также тормозов, которые теперь обдувал воздушный поток из моторного отделения. Расположение эвакуационного люка также было изменено, теперь он находился под сиденьем наводчика.

60 миллиметровая лобовая броня устанавливалась под углом 40 градусов.

Модификации и производство

Две машины нулевой серии были оснащены модифицированной маской пушки. В январе 1944 г. была проведена первая модификация серийных машин. В крыше рубки около люка наводчика установили гранатомёт Nahvertiedigungswaffe.

На лобовой броне в феврале того же года установили крепления предназначенные для 14 запасных траков гусениц. Весной запасные траки были перенесли на корму. Это сделали для разгрузки передней части машины. Впрочем, крепления с лобовой брони не убрали, но траки к ним не цепляли. На корме дополнительно разместили пару запасных опорных катков.

В марте 1944 г. наглухо заварили левую бойницу в лобовой броне. Машины, которые выпускались в конце марта-начале апреля того же года, оснащались Rundumfeuer Maschinengewehr – пулемётом MG-42 – устанавливаемым на специальном станке на крыше рубки. Пулемет обслуживался с места наводчика дистанционно. Одновременно с этим была модифицирована маска пушки.

Начиная с машин, имеющих номер шасси Fgst 320301, лобовая броня была увеличена с 60 до 80 миллиметров, а бортовая — с 30 до 40 миллиметров. Левая бойница отсутствовала. Машины, которые были выпушены до конца мая, имели дульный тормоз. Однако дульный тормоз в боевых частях обычно снимали, поскольку из-за него во время ведения огня поднималась пыль, затрудняющая прицеливание и демаскирующая машину. Запасные опорные катки были перенесены на надмоторную плиту. Крепление перископа также было изменено.

Часть машин летом 1944 года получила бронированные колпаки для воздухозаборников системы охлаждения двигателя.

Последняя модификация была проведена в сентябре 1944 г. На истребители танков установили три цельнометаллических поддерживающих катка вместо четырёх обрезиненных. Одновременно отказались от использования циммерита для обмазывания бронетехники.

Некоторая часть истребителей танков Jagdpanzer IV производились в варианте Befehlswagen (командирски вариант). Экипаж командирской машины состоял из пяти человек, а машина оснащались радиостанцией FuG 8. В сентябре 1944 г. построили два прототипа, вооружением которых являлась фиксированная пушка neu Starr 7.5 cm Pak 39 L/48, но обнаружились трудности во время ведения огня, поэтому дальнейшие испытания данной артисистемы проводили с использованием Jagdpanzer 38(t) «Hetzer».

Серийное производство началось в январе 1944 г., когда было построено 30 машин. В октябре 1944 г. выпуск завершился. В ноябре дополнительно собрали два Jagdpanzer IV. В результате налётов авиации союзников на предприятия Vomag AG и предприятия смежников, таких как, Zahnradfabrik AG во Фридрихсхафене, где выпускались коробки передач, скорость выпуска уменьшилась ниже запланированной. Пик производства пришелся на июль (140 шт.) и июнь (120 шт.) 1944 г. В апреле Vomag AG прекратила выпуск танков Pz.Kpfw. IV, переключившись на производство истребителей.

В августе 1944 г. начался переход на производство машин, вооружённых 75-миллиметровой длинноствольной пушкой 7.5 cm KwK. 42 L/70. Переход производился плавно, производство старых, оснащенных короткой пушкой, истребителей танков Jagdpanzer IV сокращалось постепенно. Всего было произведено 804 машины данного типа.

Комплектующие для истребителя танков Jagdpanzer IV поставлялись теми же предприятиями поставляющими детали для танков Pz.Kpfw. IV. Бронелисты поставляла Witkowitzer Bergbau und Eisenhuetten Gewerkschaft, вооружение фирма Rheinmetall-Borsig и Seitz.

Описание конструкции

Компоновка истребителя танков Jagdpanzer IV стандартная. В передней части, слева от коробки передач, размещалось место механика-водителя. У правого борта в центре боевого отделения, находился стрелок-радист, который обслуживал курсовой пулемёт. У левого борта находились рабочие места ещё двух членов экипажа: впереди размещался наводчик, командир – за ним. Сиденье командира машины размещалось под круглым люком в крыше рубки. В боевом отделении в правом дальнем углу находился заряжающий, над которым выполнен второй люк. Под сиденьем наводчика размещен эвакуационный люк (диаметр 440 миллиметра).

Рубка и корпус сваривались из гетерогенных прокатанных бронеплит. На разных участках толщина брони колебалась.

Изготовлением брони занималась компания Dortmunder-Huehler & Co в Капфенберге, а также сталелитейный завод в Витковицах. Бронеплиты между собой соединялись методом сварки. К каркасу корпуса, который собирался из стальных профилей, бронеплиты также присоединялись сваркой.

Двигатель

На Jagdpanzer IV устанавливали четырёхтактные карбюраторные V-образные 12-цилиндровые верхнеклапанные двигатели Maybach HL 120 TRM с жидкостным охлаждением. Поставкой двигателей занималось фирм, среди которых Maybach Motorenwerke (Фридрихсхафен) и Auto-Union AG (Хемниц). Диаметр цилиндра 105 миллиметров, ход поршня 115 миллиметров, рабочий объём 11867 см³. Литые поршни имеют зазор от 0,12 до 0,16 миллиметров. Степень сжатия составляет 1:6,5. Максимальные обороты 3000 оборотов в минуту, рекомендованные — 2600 оборотов в минуту (после капремонта 2200–2400 оборотов в минуту). Мощность двигателя при 3000 оборотах в минуту 221 кВт (300 л.с.), при 2600 оборотах в минуту 195 кВт (265 л.с.). Крутящий момент при 2150 оборотах в минуту 80 мкг. Удельная мощность 9,20 кВт/т (12,5 л.с./т). Два радиатора общей площадью поверхности 2,6 м² размещались по бокам от мотора. Принудительная циркуляция осуществляется насосом типа Pallas. Охлаждающая жидкость имеет рабочую температуру 80°, при этом максимальная температура составляет — 90°.

Машины были оборудованы системой перелива горячего антифриза от работающих машин в запускаемые, для облегчения пуска на морозе.

В двигательном отсеке циркуляция воздуха обеспечивалась двумя вентиляторами типа Zyklon, каждый из которых имел два воздушных фильтра. Вентиляторы размещались в правой стороне моторного отделения над двигателем. Вентиляторы отбирали мощность у двигателя. На надмоторной броневой плите имелась пара вентиляционных отверстий, которые у истребителей танков поздних выпусков были закрыты бронированными жалюзи. Выходящие и входящие отверстия в двигательном отделении для воздушных потоков были выполнены в бортах корпуса. Жалюзи, сопряженные с термостатом, регулировали потоки. Топливо — этилированный бензин OZ 74, октановое число 74. Три топливных бака имели общую ёмкость 470 литров, рабочая ёмкость — 463 литра. Подача топлива обеспечивалась двумя бензонасосами типа Solex, и ручным аварийным насосом. У всех трех баков имелась общая горловина, а переключатель топливных баков размещался у механика-водителя на приборном щитке. На шоссе расход топлива на 100 км составлял 220 литров, а на пересечённой местности 360 л. Ёмкость маслобака составляла 22 литра.

Двигатель имел два карбюратора тина Solex 40JFF II. Два карданных вала служили для передачи крутящего момента от двигателя к коробке. Главный фрикцион сухой, трёхдисковый, типа Fichtel & Sachs 120/HD. Планетарная коробка передач ZF Aphon SSG76 имела шесть передних передач и одну заднюю. Переключение передач осуществлялось при помощи рычага, который расположен справа от места механика-водителя. Механик-водитель имел набор контрольно-указательных приборов. Механик-водитель управлял истребителем танков при помощи педалей и рычагов. Рулевая система работала на фрикционы через гидравлическую передачу. Планетарный механизм поворота давали возможность поворачивать истребитель танков, тормозить, а также осуществлять другие маневры. Крутящий момент далее передавался на ботовые передачи (передаточное число 1:3,23). На ведущие колёса действовали механические тормоза Krupp.

Электрооборудование

Электропроводка одножильная. Напряжение сети 12 В. В качестве источника тока служит 600-ваттный генератор Bosch GTLN 600/12-1500. Дополнительный источник тока — четыре аккумулятора Bosch 12B тип 105 (напряжение 6 В, ёмкость 105 А/ч). Два стартера Bosch BNG 4/24 рабочим напряжением 24В, мощностью 2,9 кВт (4 л.с.). Свечи зажигания Bosch W225N1. Зажигание электрическое, цилиндры работают последовательно 1–12–5–8–3–10–6–7–2–11–4–9. Предусмотрена возможность запуска двигателя при помощи рукоятки, которую вращали два члена экипажа. Рукоятка вставлялась в отверстие в кормовой бронеплите в нижней ее части. Кроме того, предусматривалось применение безинерционного стартера Bosch AL/ZM I. Танковый двигатель мог запускаться при помощи двигателя легкового автомобиля Kübelwagen.

В бортовой сети потребителями были подсветка контрольных приборов и прицела, фара (на переднем левом крыле), звуковой сигнал, радиостанция, спуск пулемёта и орудия, ходовой огонь Notek.

Шасси

Ходовая часть истребителя танков Jagdpanzer IV состояла из восьми опорных катков мало диаметра (размер 470×75-660), которые собраны в четыре подрессоренные тележки попарно. Верхняя часть гусеницы лежала на четырёх поддерживающих катках (в поздних машинах на трёх цельнометаллических). Ведущее колесо размещались в передней части, а механизм натяжения гусеницы и направляющее колесо — в кормовой. У ведущего колеса имелось 20 зубьев. Поддерживающие и опорные катки имели резиновое покрытие. Гусеницы одногребневые, с раздельными траками. Траки изготавливались из марганцевой стали. Гусеницы типа Kgs 61/400/120, шириной 400 миллиметров. Опорная длина 3520 миллиметров, длина цепи 99 траков, колея 2450 миллиметров. Гусеницы изготавливала гамбургская компания Moorburger Trackenwerke. Предусматривалась возможность надевать антипробуксовочные зубья на гусеницы. Осенью и зимой использовались более широкие гусеницы Ostenkette. Вес гусеницы Ostenkette 1750 кг, обычной – 750 кг.

Радиооборудование

В состав стандартного радиооборудования входил приёмопередатчик FuG 5 SE10U и передатчик 10 W.S.a. или 10-ватный передатчик 10 W.S.b., работающий в диапазоне от 27,2 до 33,3 МГц, имеющий приёмник «c» (позднее «e»), который также работает в УКВ-диапазоне. Передатчик работал через трансформатор U 10а, приёмник – Е Ua. В режиме телефона дальность работы радиостанции составляла 6400 м, в режиме ключа – 9400 м. Радиостанция FuG 5 устанавливалась у правого борта на антивибрационной стойке возле места заряжающего. На левый борт выводилась штыревая двухметровая антенна.

Кроме того, истребители танков оснащались комплектом сигнальных флажков, а также 27-миллиметровой ракетницей Walther LP (Lauchpistole) или LP-42, хранившейся около места командира экипажа.

Вооружение

Вооружение Jagdpanzer IV: 75-миллиметровая пушка 7.5cm Pak 39 L/48 и 7,92-миллиметровый пулемёт MG-42. Пушка и пулемёт оснащались электрическим спуском. Стандартный боекомплект пушки включал 50% выстрелов Pz.Gr. 40 (подкалиберный) и 50% выстрелов Pz.Gr. 39 (бронебойный). Боекомплект размещался в задней части в боевом отделении в укладках, за бензобаком и под пушкой в правой стороне отделения.

Варианты масок орудий истребителя танков Jagdpanzer IV.

Бронебойный снаряд Pz.Gr. 39 имели начальную скорость 790 м/с при весе 6,8 кг. На дистанции 100 метров данный снаряд пробивали 106-миллиметровую броню, установленную под углом 30 град, на дистанции 500 метров — 96-миллиметровую, на дистанции 1000 метров — 88-миллиметровую, а на дистанции 2000 метров — 64-миллиметровую.

На дистанциях 100 и 500 м кучность огня составляла 100%, на дистанции 1 тыс. метров — 97%, на дистанции 1,5 тыс. м — 77%. Но в боевых условиях кучность огня на дистанции 1 тыс. м принималась равной 78%, на дистанции 1,5 тыс. метров лишь 29%. Данные цифры соответствуют стрельбе со стопа.

Также, использовались подкалиберные снаряды Pz.Gr. 40 весом 4,1 кг имеющие начальную скорость 990 м/с. На дистанциях 100, 500, 1000 и 2000 метров подкалиберный снаряд пробивал бронеплиту толщиной 143 мм, 120 мм, 97 мм и 77 мм соответственно. Кучность напрямую зависела от скорости машины. Кучность при скорости 15 километров в час снижалась на 21%, при скорости 25 километров в час — на 33%. Кучность огня на расстоянии 1,5 тыс. метров составляла лишь 12%. Боекомплект состоял из 79 выстрелов. Угол возвышения/склонения +15°…-5°, сектор обстрела 20° в оре стороны от орудия.

7,92-миллиметровый пулемёт MG-42 калибра размещался в боевом отделении в правой части. Первоначально боекомплект пулемёта хранился по 150 патронов в брезентовых сумках. Стандартный боекомплект – 1,2 тыс. патронов. Позднее боекомплект хранился в боевом отделении на дне в алюминиевых ящиках.

Дополнительное вооружение - 9- миллиметровый пистолет-пулемёта МР-40 или штурмовые винтовки МР-44 калибра 7,92 мм имеющие боекомплект из 12 рожков. Некоторые истребители танков вооружались гранатомётом Nahverteidigungswaffe имеющим боекомплект из 16 27-миллиметровых осколочных гранат.

Оптические приспособления

Jagdpanzer IV имели телескопический прицел Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr la, который был откалиброван в диапазоне от 0 до 1500 метров (Pz.Gr. 39) и от 0 до 2000 метров (Pz.Gr. 40). Прицелом обеспечивалось пятикратное увеличение, поле зрения равнялось 8 градусам.

Курсовой пулемёт оснащался прицелом KZF 2 (увеличение 1,8×, калибровка в диапазоне от 0 до 1200 метров). Выпуском прицелов занималась компания Carl Zeiss Jena. Механик-водитель имел бинокулярный перископ Fahrer 2 Winkelspiegel. Место заряжающего оснащалось неподвижным перископом Rblf 3b а командира тремя перископами Scherenfernrohr 14Z.

Дополнительное оснащение

Доп. оснащение состояло из инструментов, которые закреплены на надмоторной плите. Огнетушитель у первых серийных машин размещался на правом крыле спереди. У машин более поздних серий расположение инструментальных ящиков и креплений перенесли на надгусеничные полки. Шанцевый инструмент (кирка, лопата и лом) крепились на надмоторной плите. Машина комплектовалась аптечкой первой помощи и двумя (тремя) огнетушителями, которые хранились в боевом отделении. На надмоторной плите размещались домкрат а также ручной насос, используемый для перекачки из бочек бензина. На задней стене рубки находился складной банник. В состав доп. оснащения входили канистры с водой и бензином, брезентовые чехлы, ведро и другое.

Организация частей и боевое применение истребителей танков Jagdpanzer IV

Весной 1944 года первые серийные истребители танков Jagdpanzer IV начали поступать в боевые части.

Как правило, они использовались в составе Panzerjager Abteilung – дивизионов истребителей танков. Дивизионы формировались в соответствии с расписанием KStN 1149 Ausf. A от 1 февраля 1944 г. В состав дивизиона входило две боевые роты. Каждая рота состояла из 14 машин, ещё три входило в штабную роту дивизиона. Итого, в состав дивизиона входил 31 истребитель танков.

Дивизионы истребителей танков входящие в танковые дивизии имели несколько другой штат. В роте танковой дивизии имелось лишь 10 Jagdpanzer IV (три взвода, каждый по 3 машины и машина командира роты), командир дивизиона располагал ещё одним истребителем танков. Итого, дивизион Jagdpanzer IV в составе танковой дивизии включал 22 машины.

17 марта Сто тридцатый дивизион Panzer-Lehr-Division получил 31 истребитель танков Jagdpanzer IV. Тридцать восьмой дивизион истребителей танков Второй танковой дивизии в апреле получил21 машину. Планировалось, что в Десятый дивизион Panzer-Lehr-Division войдет две роты истребителей танков: рота Jagdtiger и Jagdpanzer IV. Однако выпуск «ягдтигров» был отложен, поэтому вторая рота дивизиона также был оснащен Jagdpanzer IV.

В апреле 1944 г. была проведена реорганизация парашютно-танковой дивизии «Hermann Göring». Третий батальон танкового полка дивизии был переформирован в соответствие со штатным расписанием KStN 1106d и 1155d от 01.11.1943 (штабная рота и штаб), а также KStN 1149 Ausf А от 01.02.1944 (боевые роты). 25.04.1944 из армейского резерва в дивизион был передан 21 истребитель танков. Jagdpanzer IV весной того же года поступили в две части из сражавшихся в Италии: Третий дивизион истребителей танков Третьей гренадёрской дивизии и Тридцать третий дивизион истребителей танков пятнадцатой гренадёрской дивизии. Двенадцатый дивизион истребителей танков SS формировавшийся во Франции получил 26 апреля того же года 10 Jagdpanzer IV. Ещё 11 истребителей танков поступило в часть 22. 07.1944, уже после высадки войск союзников в Нормандии.

Американский солдат осматривает уничтоженный американской авиацией в районе Дасберга (Люксембург) немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV, это первый вариант САУ JagdPz IV/48 c 75-мм орудием с длиной ствола 48 калибров

Немецкая САУ «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV L/48) класса истребителей танков, подбитая в районе Парижа. У машины отсутствует дульный тормоз орудия и бортовые экраны, на корпусе хорошо заметно покрытие «циммерит»

В мае 1944 г. перевооружили 49-й дивизион 4-ой танковой дивизии и 53-й дивизион 5-ой танковой дивизии, на Восточном фронте.

Немецкая армия во Франции к 6 июня 1944 г. располагала 62 Jagdpanzer IV: в составе Panzer-Lehr-Division 31 машина, в составе Второй танковой дивизии 21 машина и в составе Двенадцатой танковой дивизии SS «Hitlerjugend» 10 машин. Процесс перевооружения проходил всю вторую половину 1944 г.

В Италии 25 апреля завершилось перевооружение танкового батальона дивизии «Hermann Göring». Кроме нового командира, оберлейтенанта Вальхойзера дивизион получил 21 истребитель Jagdpanzer IV. После подготовки дивизион был переброшен в Тиволи. Десятая рота, под командованием оберлейтенанта Карлом-Хайнцем Гёрингом (который являлся двоюродным братом фельдмаршала Германа Гёринга), держала фронт южнее Ливорно в районе Салино. 27 мая состоялся бой с «Шерманами» американской армии. Немцы уничтожили три танка, два из которых на счету экипажа фельдфебеля Гроба. Фельдфебель Данке погиб в бою. В июне дивизион оборонялся на личных участках фронта, в том числе на так называемой линии «Клара» под Кианвинчиано.

15 июля дивизион был снят в районе Флоренции-Болоньи с фронта и по ж/д путям переброшен на восток. 22 июля со склада Бреслау-Гросс Массельвиц в дивизион поступил 31 Jagdpanzer IV, тогда как старые истребители танков дивизиона были оставлены в Италии. Дивизион 26 июля отправился в Варшаву со станции Хернпоч и потом в Пилау. Новым местом его дислокации стал район Отвоцка. Во время боя 28 июля дивизион уничтожил два «Valentine» и столько же Т-34. Бортовые экраны доставили экипажам много проблем. Экраны постоянно цеплялись за постройки и деревья.

В районе Погожели в 18:00 замаскированный Т-34 уничтожил машину унтер-офицера Канерта. Экипаж истребителя танков погиб, спастись смог только командир машины. Советский танк находился внутри разрушенного дома и уничтожил Jagpanzer IV Канерта с расстояния нескольких метров тремя снарядами. Машины пришедшие на выручку Канерту также были обстреляны, в результате потеряли истребитель танков унтер-офицера Хенинга.

Немцы утром 29 июля подбили один ИС и сожгли два ИС-2. Погожель в 13:00 атаковала группа, состоящая из 12 танков Т-34. Jagdpanzer IV подпустили машины противников практически вплотную и открыли огонь. Пока велся бой, другая группа, состоящая из Т-34, зашла в тыл немецкой позиции, и подбила три истребителя танков, в числе которых была машина унтер-офицера Шлёффеля. Ещё пара истребителей танков увязли в грязи, и были брошены. Некоторое время машина фельдфебеля Вайганда сдерживала продвижение противника, однако после попадания в гусеницу она была вынуждена отойти для ремонта в тыл. Немцы во время боя под Погожелью потеряли танк Pz.Kpfw. IV. В том же бою погиб оберлейтенант Гёринг, командир дивизиона.

Подбитая немецкая САУ Jagdpanzer IV в Люксембурге

Горит подбитым танком т-34-85 из состава 18-го танкового корпуса Красной Армии немецкий Jagdpanzer IV/70 (V). Венгрия, март 1945 года

Застрявшие и разбитые советской артиллерией истребители танков «Ягдпанцер» Pz. IV\70(V). На первой машине номер советской трофейной команды «268»

В боях на Западном фронте принимал участие Двенадцатый дивизион истребителей танков СС Двенадцатой танковой дивизии SS. Дивизионом командовал штурмбанфюрер SS Ханрайх. Обершарфюрер СС Рудольф Руа считался лучшим солдатом дивизиона, который командовал взводом первой роты. Рудольф Руа в первые дни боёв в Нормандии уничтожил несколько танков союзников. В районе Эмевиля 20 июля 1944 года он подбил еще один «Шерман». Первая рота 10 августа вступила в бой с Первой польской танковой дивизией. Два «Шермана» подбил унтершарфюрер SS Ортлеп. Роттенфюрер Фриц Экштайн, являвшийся наводчиком в экипаже командира Первой роты, оберштурмфюрера Георга Хурдельбринка, сжёг одиннадцать польских танков. Руа мог похвастаться лишь семью подбитыми машинами. Jagdpanzer IV Двенадцатого дивизиона сыграли значительную роль во время немецкого прорыва из под Фалеза. Их часто использовали как штурмовые орудия для прокладывания дороги немецким частям.

В части с осени 1944 г. во всё больших количествах поступали Jagdpanzer IV/70(V), оснащенные длинноствольными пушками калибра 75 мм.

Немецкая армия 30 декабря 1944 г. располагала 268 истребителями танков Jagdpanzer IV. На Восточном фронте действовало 209 машин, на Западном фронте – 59. Исправными были 174 машины.

В Кубинке

Окраска и обозначения

Jagdpanzer IV окрашивали в соответствии с правилами, которые были приняты в начале 1943 г. Обычно встречались машины, имеющие двух или трёхцветный камуфляж, хотя встречались экземпляры имеющие одноцветную базовую окраску Wehrmacht Olive.

В зимний период истребители танков покрывали смывающимся зимним белым камуфляжем или известью.

В дивизионах истребителей танков использовался обычный трёхзначный тактический номер. Первый номер – рота в составе дивизиона, второй — взвод ее составе, третий — машина. Для малочисленных дивизионов данная система являлась избыточной. Номер обычно наносился красной или чёрной краской, иногда цифры обводились белой каймой. Балочный крест был нанесен на борта корпуса, реже на борт рубки.

Эмблемы частей редко использовались, в четвертой и сто шестнадцатой танковых дивизиях. Эмблемы изображались на заднем крыле и лобовой броне. Подбитые танки иногда обозначались на стволе орудия белыми кольцами.

topwar.ru

Легкий танк Panzer I | Танкодром

Panzer I стал первым немецким танком, поступившим на вооружение Вермахта. Несмотря на то что эта машина предназначалась для подготовки кадров танковых войск, довольно долго ей суждено было составлять основу немецкого танкового парка. С середины 1934 года, параллельно с поставкой боевых машин в войска, началось и развертывание танковых частей. Интенсификации этого процесса способствовало назначение военным министром Германии генерала Бломберга, а начальником канцелярии военного министерства – генерала Рейхенау, придерживавшихся современных взглядов на роль танковых войск в будущей войне. К этому следует добавить, что сам Гитлер проявлял большой интерес к моторизации армии.К 15 октября 1935 года были сформированы три танковые дивизии: 1-й, дислоцировавшейся в Веймаре, командовал генерал Вейхс, 2-й, дислоцировавшейся в Вюрцбурге, – полковник Гудериан, 3-й, местом дислокации которой стал Берлин, – генерал Фессман. Эти соединения по большей части укомплектовывались танками Pz.I. так как других боевых машин в распоряжении Паннерваффе практически не было. Компанию «единичке» мог составить только Pz.ll, но производство этого танка в 1935 году лишь начиналось.

Легкие танки Pz.l Ausf.A на одном из первых парадов Вермахта в 1934 году

Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи своему сотоварищу Франко привело к созданию легиона «Кондор», в который входили части ВВС и сухопутных войск.Первые девять Pz.I Aust.A поступили в легион в октябре 1936 года, за ними последовали еще 32 боевых машины этой модификации. Часть легиона, вооруженная танками, получила название танковая группа «Дроне» (Panzergruppe Drohne). Ее командиром был назначен подполковник Вильгельм Риттер фон Тома. Поначалу группа имела следующую организацию: штаб и две танковые роты по три секции в каждой. В каждую секцию входили пять танков плюс одна командирская машина. Подразделения поддержки состояли из отделения транспорта, полевой ремонтной мастерской, противотанкового артиллерийского и огнеметного отделений. Личный состав состоял из 180 солдат и офицеров 6-го немецкого танкового полка, прибывших в Испанию под видом туристов. Предполагалось, что группа «Дроне» будет главным образом заниматься обучением испанских танкистов, а не воевать. Впрочем, фон Тома сразу же убедился, что «испанцы быстро учатся, но так же быстро забывают то, что выучили», поэтому в смешанных германо-испанских экипажах наиболее ответственную часть работы выполняли немцы.Первое столкновение с республиканскими Т-26 и Т-5 произошло 28 октября 1936 года. Боевые действия наглядно продемонстрировали, что танки Pz Kpfw I по всем статьям уступают советским Т-26 и БТ-5, которые использовали республиканцы и воевавшие на их стороне интернационалисты. Тонкая броня могла защитить экипаж только от огня стрелкового оружия, а спаренные пулеметы годились лишь для борьбы с живой силой противника. При первой же возможности франкисты старались включать трофейные машины в состав своих танковых частей. Прибытие в декабре 1936 г. первой партии из 19 Panzer IB ситуацию не улучшило.Беспомощность PzKpfw I перед Т-26 оказалась настолько очевидна, что после боя при Sesena было принято решение о переделке нескольких машин PzKpfw IA. В немного увеличенной по высоте башне Pz.IA установили 20-мм пушку Breda mod.35. Сколько машин переделали таким образом, сказать трудно. Обычно сообщается, что несколько. Однако как в отечественной, так и в зарубежной литературе публикуется всего одна фотография тех лет с одним переделанным танком. Не встречаются эти машины и на более поздних снимках.

На снимке виден танк, перевооруженный 20-мм пушкой Breda. Выкрашенные в серый цвет немецкие танки получили в Испании прозвище «Негрилло»

В марте 1937 года в состав группы «Дроне» включили танковую роту, укомплектованную трофейными советскими Т-26, а с августа началось переформирование группы в испанскую часть. Этот процесс завершился в марте 1938 года созданием Bandera de Carros de Combate de la Legion, организационно вошедшей в состав Испанского иностранного легиона. «Бандера» состояла из двух батальонов: один был вооружен немецкими танками Pz.I Ausf.A и Ausf.B, другой – советскими Т-26. Оба батальона участвовали в боях под Тэруэлем и Брунете, в Басконии, в битве над Эбро и в боях в Каталонии в 1939 году. В ходе боевых действий потери среди немецких танкистов составили 7 человек. Их участие в гражданской войне в Испании завершилось парадом в Мадриде 19 мая 1939 года. После этого «туристы» вернулись в Германию. Немецкие же танки Pz.I эксплуатировались в испанской армии до конца 40-х годов.

Немецкие танки Pz.l Ausf.A, захваченные бойцами Республиканской армии. Испания, Центральный фронт, 1937 год

В марте 1938 года танки Pz I приняли участие в аншлюсе Ав­стрии. 2-я танковая дивизия ге­нерала Гудериана за двое суток совершила 420-км марш-бросок. При этом до 38% танков вышли из строя из-за недостаточной на­дежности и были оставлены на обочинах дорог. После этого «похода» Гудериан остро поста­вил вопрос об улучшении систе­мы эвакуации и ремонта танков. При оккупации Судетской обла­сти Чехословакии в октябре 1938 года ситуация значительно улуч­шилась. К оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II до­ставляли на грузовиках, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.

Аншлюс. Оккупация Судетской области Чехословакии

(Продолжение следует)

tanki.wanka.ru