Немецкий сверхтяжелый танк "Крыса". Характеристика P-1000 "Ratte". Танк немецкий


Танк немецкий Т-4: тактико-технические характеристики

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в немецкой армии. С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 – «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов немецкий танк Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

танк немецкий т 4

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде танковых дивизий. Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек – трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом – в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель – на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка – низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы фугасными снарядами по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни – 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

немецкий танк т 4

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых – в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

немецкий танк т 4 характеристики

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного дульным тормозом, что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

немецкий танк т 4 н фото

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства – были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях – до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

немецкий танк т 4 н

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

немецкий танк т 4 технические характеристики

Модификации

  • Jagdpanzer IV – вероятно, самый лучший и самый устрашающий танк из серии Т-4, низкий и очень эффективный охотник, особенно комфортно себя чувствовавший в Италии и Нормандии. С 1943 г. построено 1980 единиц.
  • Sturmgeschütz IV – штурмовой танк с уже проверенной надстройкой и вооружением Sturmgeschütz III. Создано 1140 машин.
  • Panzerbefehlswagen IV – командный пункт, оснащенный набором радиостанций, полным комплектом электроники и проводки. Использовался для координации артиллерийской поддержки, пехоты, а также для поддержки с воздуха танковых дивизионов. Вместительный и надежный – это, вероятно, лучший немецкий военный командный танк.
  • Panzerbeobachtungswagen IV – хорошо оборудованное транспортное средство артиллерийского наблюдения, наряду с Wespe и САУ Hummel.
  • Sturmpanzer IV Brummbär – одна из самых впечатляющих немецких САУ со 150-мм пушкой, послужившей прототипом создания Heuschrecke и Dicker Max.
  • Flakpanzer IV Möbelwagen – служил поддержкой ПВО с единственным 37-мм орудием. Производился в 1944-45 годах (240 единиц) для компенсации потери превосходства в воздухе.
  • Flakpanzer IV Wirbelwind – средство ПВО, оснащенное сверхэффективным четырехствольным 20-мм Flakvierling. Произведено более 100 единиц. Еще 66 единиц, оснащенных 37-мм пушкой именовались Ostwind.
  • Geschützwagen III/IV Hummel – САУ на шасси Panzer IV и с частями Panzer III. Произведено более 666 единиц, одна из самых успешных немецких САУ за все время.
  • Panzerjager III/IV Nashorn – чрезвычайно успешный танк-истребитель, оснащенный легендарным 88-мм орудием. Стоил дешевле, чем «Тигр». Произведено 473 машин.
  • Geschützwagen III/IV Schlepper – произведено 150 единиц с той же компоновкой.немецкий танк т 4 внутри фото
  • Bergepanzer IV – немецкая бронированная эвакуационная машина, более мощная, чем версии, основанные на Panzer III. В ограниченных количествах также производились амфибии Panzerfahre и Landwasserschlepper.
  • Bruckenleger IV – мостоукладчик. Длина моста составляла 56 м. Изготовлено 24 единицы.

Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

A

B

C

D

E

F1

F2/G

H

J

Масса, т

18,40

18,80

19,00

20,00

21,00

22,30

23,50

25,7

25,00

Длина, м

5,6

5,92

5,92/ 6,62

5,92/ 7,02

Высота, м

2,65

2,68

Ширина, м

2,9

2,83

2,84

2,88

Броня корпус/лоб, мм

15

15/30

20/2х30

2х20/ 30-50

20-30/ 50

20-30/50+30

20-30/ 80

Башня корпус/лоб, мм

20

20/30

20/30-35

30/50

Пушка

37 L24

40 L43/48

40 L48

Пулеметы

2хМГ13

2хМГ34

Выстр./патр.

122/3 тыс.

80/2,4 тыс.

80/2,7 тыс.

80/ 3 тыс.

87/3 тыс.

87/3,15 тыс.

Макс. скор., км/ч

31/17

40/20

42/20

40/16

38/16

Макс. расст., км

150

200

210

320

Преод. рва, м

2,60

2,30

2,20

Преод. стены, м

0,71

0,6

Преод. брода, м

0,8

1

1,2

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в Шестидневной войне 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

fb.ru

танк — с русского на немецкий

  • танк — танк, а …   Русский орфографический словарь

  • Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки         Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… …   Энциклопедия техники

  • Танк — Т 34. Памятник. Россия. ТАНК (английское tank цистерна, бак), боевая гусеничная машина. Впервые применены английскими войсками в 1916 во время 1 й мировой войны. Типы: легкий, средний, тяжелый. С 60 х гг. 20 в. в разных странах вместо средних и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Танк Т-84 — ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ (Введение)         Танк T 84 был разработан с использованием широкого опыта, полученного в течение многих лет проектирования, испытания и производства военных гусеничных машин. Харьковское конструкторское бюро им.… …   Энциклопедия техники

  • танк — бронированная гусеничная машина бронетанковой техники с мощной пушкой во вращающейся башне. Благодаря этому танки способны действовать на поле боя под огнём противника, поражая его огневые средства и живую силу и тем самым обеспечивая продвижение …   Энциклопедия техники

  • Танк "74" — Танк 74 …   Энциклопедия техники

  • Танк "88" — Танк 88 …   Энциклопедия техники

  • танк — 1. ТАНК, а; м. [англ. tank] Боевая самоходная бронемашина на гусеничном ходу с мощным вооружением (пушкой, пулемётом и т.п.). Лёгкий, тяжёлый т. Плавающий т. Башня танка. ◁ Танковый, ая, ое. Т ая броня. Т ые гусеницы. Т ая сталь. Т ые войска,… …   Энциклопедический словарь

  • танк — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? танка, чему? танку, (вижу) что? танк, чем? танком, о чём? о танке; мн. что? танки, (нет) чего? танков, чему? танкам, (вижу) что? танки, чем? танками, о чём? о танках 1. Танком называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • танк — ТАНК, а, муж. Бронированная самоходная боевая машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. Тяжелый, лёгкий т. Т. амфибия. | прил. танковый, ая, ое. Танковые войска (оснащённые танками). II. ТАНК, а, муж. (спец.). Специально оборудованный… …   Толковый словарь Ожегова

  • Танк "90" — Танк 90 …   Энциклопедия техники

  • translate.academic.ru

    технические характеристики, устройство, модель, фото, испытания обстрелом. Как советское оружие пробивало немецкий танк Т-6 "Тигр"?

    Техника, которая участвовала во Второй мировой войне по обе стороны фронта, порой более узнаваема и «канонична», чем даже ее участники. Ярким тому подтверждением является наш пистолет-пулемет ППШ и немецкие танки «Тигр». Их «популярность» на Восточном фронте была такова, что едва ли не в каждом втором танке врага наши солдаты видели именно Т-6.

    Как все начиналось?

    немецкие танки тигрК 1942 году немецкие штабы окончательно осознали, что «молниеносной войны» не получилось, зато явственно видна тенденция позиционного затягивания. Кроме того, русские танки Т-34 позволяли эффективно бороться с немецкими частями, оснащенными Т-3 и Т-4. Прекрасно зная, что такое танковый удар и какова его роль в войне, немцы приняли решение о разработке совершенно нового тяжелого танка.

    Справедливости ради заметим, что работы по проекту шли еще с 1937 года, но только в 40-х требования военных приняли более конкретные очертания. Над проектом тяжелого танка работали сотрудники сразу двух фирм: Henschel и Porsche. Фердинанд Порше был любимцем Гитлера, а потому совершил один досадный промах, сильно поторопившись… Впрочем, об этом мы еще поговорим.

    Первые прототипы

    Уже в 1941 году предприятия Вермахта предложили «на суд публики» два прототипа: VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае того же года военные предложили обновленные требования к тяжелым танкам, в результате чего проекты пришлось серьезно пересматривать.

    Именно тогда появились первые документы по изделию VK 4501, от которого ведет свою родословную немецкий тяжелый танк «Тигр». От конкурентов требовалось предоставить первые образцы уже к маю-июню 1942 года. Количество работ было катастрофически велико, так как обе платформы немцам пришлось конструировать фактически заново. Весной 1942 года оба прототипа, оснащенные башнями Friedrich Krupp AG, были привезены в «Волчье логово», дабы продемонстрировать фюреру новую технику в день его рождения.

    Победитель состязания

    Выяснилось, что у обеих машин имеются существенные недостатки. Так, Порше настолько «увлекся» идеей создания «электрического» танка, что его прототип, будучи очень тяжелым, с трудом мог развернуться на 90°. У Хеншеля тоже было не все ладно: его танк с большими сложностями смог разогнаться до требуемых 45 км/ч, но при этом его мотор нагрелся так, что возникла реальная угроза пожара. Но все же победил именно этот танк.

    как советское оружие пробивало немецкий танк тигрПричины просты: классическая конструкция и более легкое шасси. Танк же Порше был настолько сложным и требовал такое количество дефицитной меди для производства, что даже Гитлер был склонен отказать своему любимому инженеру. С ним вполне согласилась и приемная комиссия. Именно немецкие танки «Тигр» от компании "Хеншель" и стали признанным «каноном».

    О торопливости и ее последствиях

    Здесь следует заметить, что сам Порше еще до начала испытаний был настолько уверен в своем успехе, что приказал начать производство не дожидаясь результатов приемки. К весне 1942 году в цехах завода уже стояло ровно 90 готовых шасси. После провала на испытаниях нужно было решать, что с ними делать. Выход нашелся – мощное шасси было использовано для создания САУ "Фердинанд".

    Эта самоходка стала не менее известной, чем если бы сравнивать ее с Т-6. "Лоб" этого монстра не пробивался почти ничем, даже прямой наводкой и с дистанции всего 400-500 метров. Неудивительно, что экипажи советских танков «Федю» откровенно побаивались и уважали. Впрочем, пехота с ними была не согласна: «Фердинанд» не имел курсового пулемета, а потому многие из 90 машин были уничтожены магнитными минами и противотанковыми зарядами, «заботливо» подкладываемыми прямо под гусеницы.

    Серийное производство и доработки

    В конце августа того же года танк пошел в производство. Как ни странно, но в тот же период интенсивно продолжались испытания новой техники. Впервые продемонстрированный Гитлеру образец к тому времени уже успел пройти по дорогам полигонов 960 км. Выяснилось, что на пересеченной местности машина могла разгоняться до 18 км/ч, причем горючего при этом сжигалось до 430 л на 100 км. Так что немецкий танк «Тигр», характеристика которого приводится в статье, из-за своей прожорливости доставлял немало проблем службам снабжения.

    Производство и усовершенствование конструкции шло в единой связке. Были изменены многие внешние элементы, в том числе и ящики ЗИП. Тогда же по периметру башни стали ставить небольшие мортирки, специально предназначенные для дымовых шашек и мин типа "S". Последняя предназначалась для уничтожения вражеской пехоты и была весьма коварна: будучи выпущена из ствола, она взрывалась на небольшой высоте, густо засыпая пространство вокруг танка мелкими металлическими шариками. Помимо этого, специально для маскировки машины на поле боя были предусмотрены отдельные дымовые гранатометы NbK 39 (калибр 90 мм).

    Проблемы с транспортировкой

    Важно отметить, что немецкие танки «Тигр» стали первыми в истории танкостроения машинами, которые серийно оснащались техникой для подводного вождения. Это было связано с большой массой Т-6, которая не позволяла перевозить его по большинству мостов. Вот только на практике оборудование это практически не использовалось.

    немецкий танк т 6 тигрКачество ее было на высоте, так как еще на испытаниях танк без всяких неполадок провел в глубоком бассейне более двух часов (с работающим мотором), но сложность монтажа и необходимость инженерной подготовки местности делали использование системы невыгодной. Сами танкисты считали, что немецкий тяжелый танк Т-VI «Тигр» просто завязнет в более-менее илистом дне, так что старались не рисковать, используя более «стандартные» способы переправы через реки.

    Он также интересен тем, что для этой машины было разработано сразу два типа гусениц: узкие 520 мм и широкие 725 мм. Первые использовались для перевозок танков на стандартных железнодорожных платформах и, при возможности - для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием. Второй тип гусениц был боевым, его использовали во всех остальных случаях. Каким было устройство немецкого танка «Тигр»?

    Особенности конструкции

    Сама конструкция новой машины была классической, с задним расположением МТО. Всю переднюю часть занимало отделение управления. Именно там располагались рабочие места механика-водителя и радиста, который попутно выполнял обязанности стрелка, управляя курсовым пулеметом.

    Средняя часть танка была отдана под боевое отделение. Сверху устанавливалась башня с пушкой и пулеметом, там же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении размещался весь боекомплект танка.

    Вооружение

    Основным орудием была пушка KwK 36 калибра 88 мм. Она был разработана на основе печально известной зенитки «ахт-ахт» того же калибра, которая еще в 1941 году уверенно подбивала все танки союзников практически со всех дистанций. Длина ствола орудия - 4928 мм, с учетом дульного тормоза - 5316 мм. Именно последний был ценной находкой немецких инженеров, так как позволял снизить энергию отдачи до приемлемого уровня. Вспомогательным вооружением являлся 7,92-мм пулемет MG-34.

    Курсовой пулемет, которым, как мы уже говорили, управлял радист, размещался в лобовом листе. Заметим, что на командирской башенке, при условии использования специального крепления, можно было разместить еще один MG-34/42, который в этом случае использовался в качестве зенитного вооружения. Здесь следует отметить, что эта мера была вынужденной и часто использовалась немцами в Европе.

    В общем и целом самолетам не мог противостоять ни один немецкий тяжелый танк. T-IV, «Тигр» - все они являлись легкой добычей авиации союзников. У нас же ситуация была совершенно иной, так как вплоть до 1944 года у СССР просто не было достаточного количества штурмовиков для атак тяжелой немецкой техники.

    Поворот башни осуществлялся за счет гидравлического поворотного устройства, мощность которого составляла 4 кВт. Мощность забиралась с коробки передач, для чего использовался отдельный передаточный механизм. Механизм был чрезвычайно эффективным: на максимальных оборотах башня поворачивалась на 360 градусов всего за минуту.

    Если по каким-то причинам двигатель был заглушен, но требовалось повернуть башню, танкисты могли использовать ручное поворотное устройство. Его недостатком, помимо высокой нагрузки на экипаж, было то обстоятельство, что при малейшем наклоне ствола поворот был невозможен.

    Силовая установка

    МТО содержало как силовую установку, так и полный запас топлива. Этим немецкие танки «Тигр» выгодно отличались от наших машин, у которых запас топлива размещался прямо в боевом отделении. Кроме того, МТО было отделено от прочих отсеков прочной перегородкой, что минимизировало риск для экипажа при прямом попадании в двигательное отделение.

    немецкий танк тигр фотоСледует заметить, что немецкие танки Второй мировой войны («Тигр» не исключение), несмотря на свою «бензиновость», славы «зажигалок» не получили. Это было связано как раз с разумным расположением бензобаков.

    В движение машину приводили два мотора Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с (которые ставились начиная с 251-го «Тигра»). Моторы V-образные, четырехтактные, 12-ти цилиндровые. Заметим, что танк "Пантера" имел точно такой же движок, но один. Охлаждался мотор двумя жидкостными радиаторами. Кроме того, по обеим сторонам движка были установлены отдельные вентиляторы, улучшающие процесс охлаждения. Кроме того, был предусмотрен отдельный обдув генератора и выхлопных коллекторов.

    В отличие от отечественных танков, для заправки мог использоваться только высокосортный бензин с октановым числом не менее 74. Четыре бензобака, размещенные в МТО, вмещали 534 литров топлива. При движении по твердым грунтовым дорогам на сотню километров затрачивалось 270 литров бензина, а при пересечении бездорожья расход возрастал сразу до 480 литров.

    Таким образом, технические характеристики танка «Тигр» (немецкого) не предполагали его длительных «самостоятельных» маршей. Если только была минимальная возможность, немцы старались подвезти его поближе к полю боя на железнодорожных составах. Так выходило заметно дешевле.

    Характеристики ходовой части

    На каждый борт приходилось по 24 опорных катка, которые не только располагались в шахматном порядке, но и стояли сразу в четыре ряда! На опорных катках использовались резиновые бандажи, на прочих они были стальными, но применялась дополнительная система внутренней амортизации. Заметим, что немецкий танк Т-6 «Тигр» имел очень существенный недостаток, который так и не удалось устранить: из-за предельно высокой нагрузки очень быстро изнашивались бандажи опорных катков.

    Начиная приблизительно с 800-й машины на все катки стали ставить стальной бандаж и внутреннюю амортизацию. Для упрощения и удешевления конструкции наружные одинарные катки были также исключены из проекта. Кстати, а сколько вообще стоил Вермахту немецкий танк «Тигр»? Модель образца начала 1943 года оценивалась, по разным источникам, в диапазоне от 600 тысяч до 950 тысяч рейхсмарок.

    Для управления использовался штурвал, похожий на мотоциклетный руль: за счет использования гидравлического привода танк весом в 56 тонн легко управлялся усилием одной руки. Переключить передачу можно было буквально двумя пальцами. Кстати говоря, КПП этого танка была законной гордостью конструкторов: роботизированная (!), четыре передачи вперед, две - назад.

    немецкий танк тигр модельВ отличие от наших танков, где мехводом мог быть только очень опытный человек, от профессионализма которого зачастую зависела жизнь всего экипажа, за штурвал «Тигра» мог сесть практически любой пехотинец, до того управлявший хотя бы мотоциклом. Из-за этого, кстати, должность мехвода «Тигра» чем-то особенным не считалась, тогда как механик-водитель Т-34 был едва ли не главнее командира танка.

    Броневая защита

    Корпус – коробчатый, его элементы собирались «в шип» и сваривались. Броневые листы катанные, с присадками хрома и молибдена, цементированная. Многие историки критикуют «коробчатость» «Тигра», но, во-первых, и без того недешевую машину так можно было хоть сколько-то упростить. Во-вторых, что еще важнее, вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог поразить Т-6 в лобовую проекцию. Ну если только не в упор.

    Так что немецкий тяжелый танк T-VI «Тигр» на время создания был очень защищенной машиной. Собственно, за это его и любили танкисты Вермахта. Кстати, как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр»? Точнее, какое оружие?

    Какое советское орудие пробивало «Тигр»

    Лобовая броня имела толщину 100 мм, борт и корма - 82 мм. Некоторые военные историки считают, что из-за «рубленых» форм корпуса с «Тигром» с успехом могла бороться наша ЗИС-3 калибра 76 мм, но здесь есть несколько тонкостей:

    • Во-первых, в лоб поражение более-менее гарантировалось разве что с 500 метров, но некачественные бронебойные снаряды частенько не пробивали качественную броню первых «Тигров» даже в упор.
    • Во-вторых, что еще важнее, на поле боя была широко распространена «полковушка» калибра 45 мм, которая в лоб Т-6 не брала в принципе. Даже при попадании в борт пробитие могло гарантироваться разве что метров с 50-ти, да и то не факт.
    • Пушка Ф-34 танка Т-34-76 также не блистала, и даже использование подкалиберных «катушек» ситуацию исправляло слабо. Дело в том, что даже подкалиберный снаряд этого орудия надежно брал борт «Тигра» только с 400-500 метров. Да и то – при условии, что «катушка» была качественной, что бывало далеко не всегда.

    испытания обстрелом немецкого танка тигрТак как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр» далеко не всегда, танкистам был дан простой приказ: стрелять бронебойными только тогда, когда есть 100% вероятность попадания. Так можно было сократить расход дефицитного и очень дорогого карбида вольфрама. Так что советское орудие могло подбить Т-6 только при совпадении нескольких условий:

    • Малой дистанции.
    • Удачного ракурса.
    • Качественного снаряда.

    Так что вплоть до более-менее массового появления Т-34-85 в 1944 году и насыщения войск самоходками СУ-85/100/122 и «зверобоев» СУ/ИСУ 152 «Тигры» были очень опасными противниками наших солдат.

    Характеристики боевого применения

    О том, как высоко ценился немецкий танк Т-6 «Тигр» командованием Вермахта, говорит хотя бы тот факт, что специально под эти машины была создана новая тактическая единица войск – тяжелый танковый батальон. Причем это была отдельная, автономная часть, имевшая право на самостоятельные действия. Что характерно, из 14 созданных батальонов первоначально один действовал в Италии, один – в Африке, а оставшиеся 12 – в СССР. Это дает представление об ожесточенности боев на Восточном фронте.

    В августе 1942 года «Тигры» были «апробированы» под Мгой, где наши артиллеристы подбили от двух до трех участвовавших в испытании машин (всего их было шесть), а в 1943 году наши солдаты сумели захватить первый Т-6 почти в идеальном состоянии. Сразу были проведены испытания обстрелом немецкого танка «Тигр», которые дали неутешительные выводы: танк Т-34 с новой техникой фашистов на равных бороться уже не мог, а мощности стандартной 45-мм полковой противотанковой пушки вообще не хватало для пробития брони.

    Считается, что наиболее массовый случай использования «Тигров» в СССР имел место во время Курской битвы. Планировалось, что будет задействовано 285 машин этого типа, но в реальности Вермахт выставил 246 Т-6.

    Что касается Европы, то к моменту высадки союзников там имелось три тяжелых танковых батальона, оснащенных 102 "Тиграми". Примечательно, что к марту 1945 года в мире оставалось около 185 танков этого типа на ходу. Всего их было выпущено примерно 1200 штук. Сегодня во всем мире есть один ходовой немецкий танк «Тигр». Фото этого танка, который находится на Абердинском полигоне, регулярно появляются в СМИ.

    Почему сформировалась «тигробоязнь»?

    Высокая эффективность использования этих танков во многом обусловлена прекрасной управляемостью и комфортными условиями работы экипажа. Вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог вести бой с «Тигром» на равных. Много наших танкистов погибло, когда их машины немцы поражали с расстояния в 1,5-1,7 км. Случаев, когда Т-6 подбивали малым числом, очень редки.

    Гибель немецкого аса Витмана – тому пример. Его танк, прорывавшийся через «Шерманов», был в конце концов добит с дистанций пистолетного выстрела. На один подбитый «Тигр» приходилось по 6-7 сгоревших Т-34, а у американцев статистика с их танками была еще печальнее. Конечно, «тридцать четверка» - машина совсем иного класса, но именно она в большинстве случаев противостояла Т-6. Это еще раз подтверждает героизм и самоотверженность наших танкистов.

    Основные недостатки машины

    Основным недостатком являлась высокая масса и ширина, делавшая невозможной транспортировку танка на обычных железнодорожных платформах без предварительной подготовки. Что касается сравнения угловатой брони «Тигра» и «Пантеры» с рациональными углами обзора, то на практике Т-6 все равно оказывался более грозным противником для советских и союзнических танков за счет более рационального бронирования. У Т-5 была очень хорошо защищена лобовая проекция, зато борта и корма оказались практически голыми.

    Что куда хуже, мощности даже двух движков было мало для движения столь тяжелой машины по пересеченной местности. На болотистых почвах он просто вяз. Американцы даже разработали особую тактику борьбы против «Тигров»: они заставляли перекидывать немцев тяжелые батальоны с одного участка фронта на другой, в результате чего уже через пару недель половина Т-6 (как минимум) оказывались в ремонте.

    технические характеристики танка тигр немецкогоНесмотря на все недостатки, немецкий танк «Тигр», фото которого есть в статье, был очень грозной боевой машиной. Быть может, с экономической точки зрения он обходился недешево, но сами танкисты, в том числе и наши, обкатывавшие трофейную технику, оценивали этого «кота» очень высоко.

    fb.ru

    Неродившийся немецкий "Лев" | история создания немецкого танка "Лев"

    Не секрет, что Адольф Гитлер страдал милитаристской гигантоманией, стремясь обзавестись самыми большими кораблями, пушками, самолётами, которые должны были символизировать лидерство немецкой промышленности и несокрушимость немецкой армии. Для реализации этих проектов Гитлер пользовался своей неограниченной властью, и на свет появилась самая большая в мире пушка «Дора», самые большие в мире линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц», самые большие транспортные самолёты Me-323 «Гигант». Эта страсть фюрера не обошла стороной и немецкое танкостроение.

    Летом 1941 года Гитлер задумался о создании тяжёлых танков, вес которых приближался бы к ста тоннам, и которые были бы неуязвимы для советской бронетехники. Первые бои на Восточном фронте, где немцы столкнулись с тяжёлыми танками КВ-1 и КВ-2, а также средними танками Т-34, аналогов которых у Вермахта не было, несколько обеспокоили их. Оказалось, что у технически отсталой страны, каковой в Третьем Рейхе считали СССР, есть передовая техника, по многим параметрам превосходящая немецкую. Такое положение вещей Гитлера устраивать не могло.

    ​Захваченный немцами советский танк КВ-2 со следами многочисленных попаданий Источник - beutepanzer.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruЗахваченный немцами советский танк КВ-2 со следами многочисленных попаданий

    Источник — beutepanzer.ru

    Крупповская сталь против КВ-2

    Вскоре, в начале ноября 1941 года, корпорация Круппа получила задание на разработку нового сверхтяжёлого танка. По своим тактико-техническим характеристикам он должен был превосходить советский штурмовой танк КВ-2. В начале Восточной кампании противопоставить этой 52-тонной машине Третьему Рейху было нечего. Ленинградский Кировский завод выпустил всего 204 таких машины, но в июле 1941 года вынужден был прекратить их производство в связи с приближением фронта. К ноябрю того же года подавляющее большинство этих машин было потеряно в приграничных боях, однако в ставке Гитлера об этом не знали и всерьёз опасались сверхмощного танка «русских». Конструкторы Круппа подробно изучили особенности трофейного советского КВ-2, и теперь им предстояло разработать машину, способную бороться с ним на равных.

    Как тигромышь стала львом

    1 ноября 1941 года 6-м отделом испытаний (Waffen Prüfung 6) Управления вооружений сухопутных сил были утверждены требования к проекту тяжёлого танка весом 70 тонн, разрабатывать который было поручено корпорации Круппа, отчего проект получил индекс VK 7001(К). В марте 1942 года шифр проекта поменяли на VK 7201(К), а в апреле – на Pz.Kpfw.VII «Лев» (по-немецки – «Löwe»). Танк получил наименование хищного животного, как это было принято делать в Третьем Рейхе, начиная со среднего танка Pz.Kpfw.V «Пантера» и тяжёлого Pz.Kpfw.VI «Тигр». В материалах, посвящённых Pz.Kpfw.VII и распространяемых в интернете, его периодически называют Е-75 или «Тигр-Маус» (в немецком написании – «Tiger-Maus»). Однако проект танка Е-75 не имеет к Pz.Kpfw.VII практически никакого отношения, за исключением того, что у него использовался тот же тип подвески конструкции Генриха Эрнеста Книпкампа, что и у Pz.Kpfw.VII (Книпкамп помимо того, что занимался конструкторской работой, возглавлял 6-й отдел испытаний, который, собственно, и заказывал у компаний бронетанковую технику). В то же время, над этими двумя танками работали совершенно разные команды конструкторов. Что же касается прототипа «Тигр-Маус», то так неофициально назывался проект танка «Лев» на стадии присвоения ему индекса VK 7001(К).

    ​Фото Генриха Эрнста Книпкампа Источник - subscribe.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruФото Генриха Эрнста Книпкампа

    Источник — subscribe.ru

    В начале пути

    Согласно техническому заданию, выданному 6-м отделом испытаний, VK 7001(К) должен был иметь мощное бронирование: лоб – 140 мм, борта – 110 мм. Военные рассчитывали, что масса танка не превысит 75 тонн, а скорость машины на шоссе планировалась не ниже 44 км/час. Экипаж машины должен был состоять из пяти человек.

    Какое у «Льва» сердце?

    Разработка двигателя для танка была поручена компании «Даймлер-Бенц», которая предложила готовое решение – 1000-сильный дизельный двигатель MB 511, устанавливавшийся на торпедных катерах. Однако в руководстве Третьего Рейха господствовало мнение, что всё дизельное топливо необходимо направлять на снабжение немецкого флота, поэтому впоследствии было принято решение использовать в новом танке не дизельный, а карбюраторный 700-сильный двигатель.

    «Лев» на «тигриных лапах»

    При проектировании Pz.Kpfw.VII конструкторы корпорации Круппа использовали шасси танка Pz.Kpfw.VI «Тигр», в создании которого они участвовали совместно с инженерами фирмы «Хеншель» (в частности, на предприятиях корпорации изготавливались башни для первых прототипов танка). На использовании в конструкции будущего «Льва» агрегатов и модулей «Тигра» настаивал и 6-й департамент Управления вооружений, так как танки, поступавшие на фронт, должны были быть максимально унифицированными, что облегчило бы снабжение танковых подразделений запчастями.

    ​Модель танка Pz.Kpfw.VII «Löwe» Источник - all-tanks.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruМодель танка Pz.Kpfw.VII «Löwe»

    Источник — all-tanks.ru

    Планы меняются

    Так как от установки на танк дизельной установки заказчики отказались, конструкторам приходилось рассчитывать только на карбюраторные двигатели мощностью 700–750 л. с. (более мощных бензиновых моторов, годившихся для установки на танк, на тот момент в Третьем Рейхе не существовало). Между тем, после начала работ стало ясно, что расчётный вес машины при заданных параметрах бронирования будет превышать 100 тонн. При таких показателях массы и мощности силовой установки танк вряд ли смог бы перемещаться с приемлемой для заказчика скоростью. В связи с этим было принято решение в рамках проекта разработать сразу два прототипа, которые не соответствовали первоначальным характеристикам, выдвинутым заказчиком, поскольку те были просто невыполнимы.

    Лёгкий «Лев»

    На первом, так называемом «лёгком» (по-немецки – leichte) варианте, толщину лобовых бронеплит планировали уменьшить со 140 до 100 мм, в результате чего масса танка снизилась бы с 90 до 76 тонн. В качестве силовой установки планировалось использовать 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель HL 210 P30 объёмом 21 литров производства компании «Майбах». Расчётная скорость прототипа при таких параметрах достигала бы 27 км/ч. Помимо всего прочего, конструкторы решили поэкспериментировать с компоновкой машины, разместив её боевое отделение в корме, а двигатель вместе с трансмиссией – спереди. На эскизах и в черновых моделях обводы корпуса и башню конструкторы показывали закруглёнными и сглаженными, а лобовые плиты размещались под рациональными углами наклона, что должно было повысить вероятность рикошета вражеских снарядов от брони. Этот вариант Pz.Kpfw.VII, будь он создан, по компоновке походил бы на современный израильский танк «Меркава».

    ​Модель танка Pz.Kpfw.VII «leichte Löwe» Источник - karopka.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruМодель танка Pz.Kpfw.VII «leichte Löwe»

    Источник — karopka.ru

    Тяжёлый немецкий «Лев»

    У второго, тяжёлого (по-немецки – schwere) варианта толщина лобовой брони уменьшалась только на 20 мм (со 140 до 120 мм). Он сохранял классическую немецкую компоновку времён Второй мировой войны с передним расположением трансмиссии, размещением боевого отделения в средней части корпуса и двигателем, установленным в кормовой части (соответственно, башня танка помещалась бы посреди крыши корпуса). В таком варианте вес танка достигал бы 90 тонн, а расчётная скорость – 23 км/ч. В конце концов, военные заказчики остановились на предложенном конструкторами корпорации Круппа «тяжёлом» варианте, настояв, чтобы его лобовое бронирование достигало 140 мм. Первый вариант с задним расположением башни наталкивался на одно существенное препятствие – ухудшенный обзор с места механика-водителя и невозможность обеспечить его приборами наблюдения, которые позволили бы нивелировать этот недостаток машины.

    Использование технических решений, наработанных при проектировании «Тигра», позволило увеличить лобовое бронирование танка «Лев» за счёт уменьшения веса его ходовой. Ширину гусениц разработчики планировали увеличить до 900–1000 мм, чтобы уменьшить удельное давление машины на грунт. Соответственно, при транспортировке гусеницы танка пришлось бы менять на более узкие транспортные, иначе габариты машины не позволяли бы перевозить ее железнодорожным транспортом.

    Вооружение нового танка

    В роли основного вооружения танка «Лев» рассматривалось несколько артиллерийских систем: 15-см танковая пушка L/37 (или L/40), которая так и не была разработана, и орудие калибра 10,5 см KwK L/70 со спаренным с ним 7,92-мм пулеметом MG34. В период с февраля по май 1942 года конструкторы концерна Круппа подготовили шесть вариантов «тяжёлого Льва», отличавшихся калибром орудий и другими менее значимыми конструктивными отличиями.

    ​Танк Pz.Kpfw.VII «schwere Löwe» - скриншот компьютерной игры Word of Tanks Источник - gamer.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruТанк Pz.Kpfw.VII «schwere Löwe» — скриншот компьютерной игры Word of Tanks

    Источник — gamer.ru

    Проект, оставшийся на бумаге

    8 июля 1942 года в Управлении вооружений прошло совещание, касавшееся перспектив развития проектов сверхтяжёлых танков. Председательствовал на совещании известный конструктор доктор Фердинанд Порше. Благодаря сотрудничеству с Гитлером в довоенные годы (при работе над программой «народного автомобиля») Порше заслужил у фюрера огромный авторитет. Несмотря на то, что опыт конструирования танков у фирмы Порше почти отсутствовал, он смог убедить руководство Третьего Рейха в своей достаточной компетентности для участия в конкурсах на разработку тяжёлых и сверхтяжёлых танков Pz.Kpfw.VI и Pz.Kpfw.VII.

    Конкуренция при разработке «Тигра» разгорелась нешуточная. Против Порше ополчились корпорации «Хеншель» и «Крупп», поддерживаемые главой 6-го отдела Книпкампом. Серьезный скандал начался, когда предприятия Круппа, производившие башни и для прототипа «Тигра» конструкции корпорации «Хеншель», и для варианта Порше, изготовили башню для последнего с погоном меньшим, чем было необходимо. За Порше вступился рейхсминистр вооружений и боеприпасов Фриц Тодт, благоволивший талантливому конструктору. Но 8 февраля 1942 года Тодт погиб в авиакатастрофе, и Порше в конкурентной борьбе за «Тигр» потерпел фиаско. Теперь у конструктора появилась возможность частично поквитаться с обидчиками, и он не преминул ею воспользоваться. Порше убедил Гитлера в необходимости разработки более тяжёлого танка, чем «Лев», и контракт с корпорацией Круппа на постройку двух прототипов шасси (один с башней, второй – с её муляжом) был расторгнут 18 мая 1942 года. На июльском совещании более перспективной моделью сверхтяжёлого танка признали проект «Тип 205» разработки фирмы «Порше», позже ставший известным под названием «Маус».

    Представители корпорации Круппа не согласились с решением, принятым на совещании. Конструкторская группа ещё некоторое время вносила изменения в проект, надеясь, что «Лев» всё-таки окажется востребованным. Изменения касались установки на башню танка 88-мм орудия KwK 43 L/71 и замены карбюраторного двигателя HL 210 P30 на более новую силовую установку HL 230 P30 мощностью 800 л.с., которой уже начали оснащаться серийные «тигры» и «пантеры». Соответствующие изменения вносились в конструкцию корпуса и башни. Но вскоре стало ясно, что все усилия оказались напрасными. 20 июля 1942 года фирме Круппа поступило распоряжение свернуть все работы по проектированию башни для танка Pz.Kpfw.VII «Лев», и проект «Маус» окончательно победил.

    В металле прототип VK 7201 никогда не реализовывался, существуя исключительно на бумаге и в виде нескольких грубых деревянных макетов. Поэтому любые упоминания о его постройке и успешных испытаниях не соответствуют действительности.

    ​Модели танков «Лев» и «Тигр», установленные рядом Источник - pro-tank.ru - Неродившийся немецкий "Лев" | Военно-исторический портал Warspot.ruМодели танков «Лев» и «Тигр», установленные рядом

    Источник — pro-tank.ru

    warspot.ru

    Тигр Panzerkampfwagen VI Ausf h2 немецкий тяжелый танк

    Panzerkampfwagen VI Ausf. h2, или «Тигр» – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.

    Тигр

    История создания

    История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

    В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

    Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

    В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

    В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

    Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. h2

    Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

    Тигр

    ТТХ Тигра 1

    Общая информация
    • Классификация – тяжелый танк;
    • Боевая масса – 56 тонн;
    • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
    • Экипаж – 5 человек;
    • Годы разработки – 1941;
    • Годы производство – 1942-1944;
    • Годы эксплуатации – 1942-1945;
    • Всего выпущено – 1354 штуки.
    Размеры
    • Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
    • Ширина корпуса – 3705 мм;
    • Высота – 2930 мм;
    • Клиренс – 470 мм.
    Бронирование
    • Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
    • Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
    • Борт корпуса, верх – 80 мм;
    • Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
    • Днище – 28 мм;
    • Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
    • Лоб башни – 100 мм;
    • Маска орудия – от 90 до 200 мм;
    • Борт башни – 80 мм;
    • Корма рубки – 80 мм;
    • Крыша башни – 28 мм.
    Вооружение
    • Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
    • Тип пушки – нарезная;
    • Длина ствола – 56 калибров;
    • Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
    • Углы ВН: −8…+15°;
    • Углы ГН – 360 градусов;
    • Прицел – телескопический TZF 9a;
    • Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
    • Другое вооружение – противопехотная мортира S.
    Подвижность
    • Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
    • Скорость по шоссе – 44 км/ч;
    • Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
    • Запас хода по шоссе – 195 километров;
    • Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
    • Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
    • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
    • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
    • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
    • Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
    • Преодолеваемый брод – 1,2 метра.

    Модификации

    • Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
    • Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
    • Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.
    ТигрPz.VI Ausf E(F), модель

    Машины на базе танка Тигр

    На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:

    • Штурмтигр – тяжелая САУ с 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометом, помещенным в неподвижную бронированную рубку. В Штурмтигры переделывали поврежденных Тигров – всего было создано 18 машин;
    •  Бергетигр – ремонтно-эвакуационная машина, без оружия, но с краном;
    • Ladungsliger Tiger – тяжелая саперная машина, единственная в своем роде, переоборудованная из одного поврежденного тигра. Раньше его ошибочно называли «Bergetiger с краном», но на самом деле это была совершенно другая машина.
    ТигрШтурмтигр в Кубинке

    Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. h2

    29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

    Тигр

    Восточный фронт

    Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

    Запад

    Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

    Тигр

    Конец войны

    В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

    В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.

    Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

    Танк в культуре

    Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».

    «Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.

    «Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана»,  «Ярость» и т.д.

    Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

    Тигр

    Память о танке

    Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.

    ТигрТигр в Бовингтоне

    Фото и видео

    ТигрBergetiger, модельТигрТигр в Кубинке

     

    tanki-tut.ru

    Немецкий сверхтяжелый танк "Крыса". Характеристика P-1000 "Ratte"

    Наверняка во всем мире никогда не будет осуществлено создание боевой техники, по своим масштабам похожей на сверхтанк «Крыса». По крайней мере, в настоящее время такие аналоги отсутствуют. Что интересно, немцы, в свою очередь, не говорят о нем как о танке, они прозвали его "сухопутным крейсером". Это название является правильным. Ведь танк «Крыса» был невероятно огромным, в результате чего его размеры лучше сравнивать с военным кораблём. Вооружение, которое было установлено на нем, как правило, устанавливается на довольно серьезных крейсерах, таких как Гнейзенау и Шарнхорст, а зениток хватало для отражения огня бомбардировщиков.танк крыса

    Описание модели

    Танк «Крыса» имел настолько тяжелый вес, что, передвигаясь по дороге, он бы с легкостью разрывал асфальтовое покрытие, как трактор землю. При его перемещении, скорее всего, обрушилось бы все, кроме некоторых мостов в Германии. Танк «Крыса» был действительно очень большим. Для его изготовления понадобилось бы немалое количество времени, а также огромная масса квалифицированных рабочих. Только для производства и монтажа его узлов и агрегатов необходимо иметь особенный транспорт, а погрузочно-разгрузочные элементы пришлось бы заново делать на танковом заводе. К большому сожалению, ни один аналог этой ужаснейшей машины не был создан, и главное то, что он бы позаимствовал ресурсы, возможно, 50 или 100 танков, допустим, таких, как Panzer IV или Пантера. Если бы танк «Крыса» был сооружен, то это означало бы одно - намного раннее завершение военных действий в Европе, и он бы наверняка стал прекрасным трофеем какого-нибудь музея в Советском Союзе или же в США.

    Разработка

    История с «Крысой» началась в 1941 году в период стратегического изучения советских танков, осуществляемого фирмой "Крупп". Данное исследование подтолкнуло не только к идее создания указанной модели, но и стало толчком к построению более мелких по отношению к ней и намного более практичных машин. Например, Королевские "Маус" или "Тигр". Они являлись значимыми моделями. В самом начале именно "Маус" был рассчитан в качестве крупного тяжелого танка. Однако изобретательский процесс в этой области не стоял на месте. Поэтому «P 1000 ratte» должен был стать больше чем просто танком, его миссией было открыть начало нового класса боевых наземных машин. Данное исследование в 1941 году провел инженер Гроте, который ранее работал над созданием подводных лодок в сфере вооружения.

    Описание технических характеристик

    Габаритные размеры машины: ширина 14 метров, высота 11 метров и 35 метров длина. P 1000 должен был обладать гусеницами шириной в 3500 сантиметров, напоминающими те, которые применяются на экскаваторах. В качестве силовой установки для данной модели предполагалось осуществлять использование двух дизелей «MAN» (общей мощностью 17000 л.с. - 2 по 8500 л.с.) или же восьми двигателей «Daimler-Benz» (16000 л.с., то есть каждый по 2000 л.с.). Об этом немного еще будет упомянуто далее.

    Сверхтяжелый танк «Крыса»: своеобразие модели

    Главной особенностью проекта было применение тройного трака с каждой из сторон. Это является немаловажным для данной модели. Каждый трак при этом имел ширину 1200 сантиметров. Также в этом проекте есть определенные несоответствия. Количество траков, соприкасающихся с землей, слишком большое для машины весом в 1000 тонн. Или разработчики предполагали оказывать очень маленькое давление на грунт, или вес машины должен был быть больше. Если мы представим корпус данной машины между траками, не концентрируя внимание на крыше корпуса и башне, можно понять, что бронирование предполагало быть минимум 200 мм. Тогда эта часть машины имела бы примерно 740 тонн веса. И это без учета веса подвески, двигателей, траков, башни и вооружения крыши корпуса. Только несколько главных орудий добавили бы ещё около 100 тонн веса. Существуют поводы предположить, что башня должна обладать бронированием не менее 250 мм. Примерно вес ее составил бы минимум 380 тонн. Это не считая веса оружия, башенного оборудования и орудийных манжет. О боезапасе остается только догадываться, но нужно осознавать, что каждые 3 снаряда прибавляли бы тонну к весу указанной машине. В итоге получается то, что если был бы создан немецкий танк «Крыса», фото которого предоставлено в данной статье, то его вес составил бы 2000 тонн.

    Вооружение

    В этом плане разработка модели проводилась в соответствии с ее габаритами на высшем уровне. В качестве главного оружия танка «Крыса» рассчитывалось осуществлять применение двух корабельных орудий 28-cm SKC/34 калибра 283 миллиметра. Их использование являлось немаловажным. Вес каждого орудия составлял 48,2 т, а длина ствола была около 15 метров. При этом длина заряда была 1,2 м. Здесь вес бронебойного снаряда (Panzersprenggranate) составлял 330 кг, а фугасного - 315 кг. Максимальная дальность стрельбы такого орудия - 42,5 км. Еще предполагалась установка и третьего орудия калибром 128 миллиметров. Однако от этого разработчики отказались из-за весомого увеличения массы танка и количества его экипажа. Предполагалось, что указанные 2 орудия 28-cm SKC/34 должны быть расположены в основной башне танка. А боекомплект к ним планировалось размещать в нижней части бортов корпуса и доставлять к орудиям, используя элеватор.

    В качестве дополнительного вооружения танк «Крыса» предполагалось наделить зенитными орудиями 2-cm Flak 38 калибра 20 миллиметров. С количеством указанных пушек так и не определились до конца войны. По имеющимся данным их количество в проекте предполагалось от 2 до 8. Еще к этому планировалось установка 2-х 15-миллиметровых пулеметов Mauser MG 151/15.

    Двигатель

    Силовую установку сверхтяжелого танка «Крыса» разработчики планировали создать особо мощную. Она должна была состоять из двух дизельных 24-цилиндровых судовых двигателей MAN V12Z32/448 или 8 карбюраторных 22-циллиндровых Daimler-Benz MB501. Их планировали установить в кормовой части корпуса вместе с топливными баками и радиаторами. По данным конструкторов танка указанной модели, его указанная силовая установка должна обладать мощностью в 20000 лошадиных сил, что помогло бы развить скорость танка по ровной поверхности до 14 километров в час. Это на тот момент считалось немалым показателем в соответствии с габаритами «P 1000 ratte».

    Трансмиссия и ходовая часть

    Довольно слабым местом в будущем танке «Крыса» и вообще во всем проекте были данные элементы машины. До конца войны так и не удалось инженерам разработать четкие схемы ходовой части и трансмиссии «р 1000 ratte». Специалисты предполагают, что этот фактор является главным в числе причин фиаско данного проекта.

    Анализ. Плюсы и минусы

    Движение указанного танка представлялось довольно-таки проблематичным. Он способен был бы передвигаться лишь по сельской местности. Проехать по мосту он также вряд ли смог бы. К счастью, его габариты позволяли пересечение водных преград вброд. Еще "Крысе" бы было очень неудобно из-за большой высоты уничтожать цели на минимальной или же усредненной дистанции даже со 128-миллиметровых пушек. Защита «Крысы» от воздушных нападений предполагала бы создание специального ангара или какого-нибудь особенного камуфляжа, с помощью которого она стала бы похожа на здание. Это маскировочное приспособление по большому счету было возможно. Иными словами, главным врагом «Крысы» были бы штурмовики и бомбардировщики. Они представляли реальную угрозу для данной модели. Даже если, используя двадцатимиллиметровые зенитные пушки, может быть, и удавалось как-то отбиваться от штурмовиков и пикировщиков, то немецкий сверхтяжелый танк «Крыса» со своими огромными размерами являлся легко уязвимой мишенью для бомбардировщиков. сверхтяжелый танк крыса Но «P 1000 ratte» имел и положительные стороны. Ведь пехота была бы отлично защищена из-за огромного наличия боевых точек, а также она имела бы большое количество пространства для передвижения на корпусе. Артиллерия, можно сказать, не представляла никакой угрозы для данного танка. Она могла повредить только навесное оборудование и мелкие пушки. Самым большим плюсом «Крысы» считалась бы ее способность останавливать большие силы противника. Указанный танк слишком медленен в наступлении, но все же его вид может на 100% приводить врагов в ужас.

    Однако не нужно строить иллюзии. Астрономическая цена создания «Крысы» не будет ни в коей мере компенсировать ее могущественные стороны. При использовании данного танка в боевых условиях его обезвреживание было бы всего лишь вопросом времени для вражеских самолетов, потому что ограниченная маневренность и ужасная скорость сделали бы его легкой добычей.

    Легенда в World of tanks

    В настоящее время на многих форумах, которые посвящены игре «Мир танков», ведутся обсуждения о возможности появления в данном геймплее модели «P 1000 ratte». Об этом даже было сказано в одном из выпусков WG TV. В данном видеоролике была продемонстрирована невозможность осуществления запуска «P 1000 ratte» на общем сервере из-за его габаритов, однако была показана его модель. Поэтому в World of tanks танк «Крыса» стал легендой и объектом для обсуждений любителей мифов.

    fb.ru

    История создания Немецких танков

    Немецкие танки история

    В этой статье рассказывается о том как создавались первые немецкие танки.

    История создания немецкого танка Пантера (Pz.Kpfw. V Panther). В конце 1941 года командованию Вермахта стало понятно, что Блиц Криг превратился в Блиц Крах, а победа (по понятиям немцев) откладывалась до лучших времен. Лучшие немецкие танки типа Panzer T III, T IV, Pz 38 тяготели к движению по качественному твердому грунту, иногда для этих целей подходили русские дороги. Во всяком случае другой альтернативы у танковых частей Вермахта не было.

    Об истории создания немецких танков

    Другим неприятным моментом было появление на восточном фронте русских средних танков типа Т 34, а также тяжелых КВ, которые превосходили немецкие танки по скорости, маневренности, мощи вооружения, броневой защите, а также идеально были приспособлены к русскому бездорожью. Немецкий танк T 4 оказался неспособным включится в технологическую гонку по модернизации, и очень быстро исчерпал свой запас прочности. Броневые листы установленные перпендикулярно траектории движению снаряда, делали его идеальной мишенью для русских артсредств. От дополнительной брони и без того неторопливая машина становилась еще медленнее. В тоже время в русский танк Т 34 был заложен колоссальный запас для всех видов модернизаций, к тому же он имел дизельный двигатель и не было необходимости прятать баки с горючим под броней. Другими словами танк Т 34 являлся технологическим шедевром Второй Мировой войны.

    Уже к августу 1941 года в Германии было принято решение на разработку нового среднего танка типа Пантера. Разработку осуществляли концерны Daimler-Benz и MAN (Mashinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG). В конструкции корпуса использованы идеи Т 34, в особенности наклонная броня, большие катки и заднее расположение двигательной трансмиссионной части. Первые немецкие пантеры было трудно отличить от Т 34. Инженеры Германии сделали все, что бы их танк стал лучшим средним танком на этой войне, они вложили в него все самые передовые идеи того времени, дали танку мощное длинноствольное орудие, которое, способное противостоять русским тяжелым танкам, отличную дальнобойную оптику, широкие гусеницы, хорошую бортовую защиту, обеспечили экипажу удобства при ведении боя. Даже на командирской башенке предусмотрели крепление для зенитного пулемета (уже тогда немцы задумывались о том, что зря они уничтожили все фанерные русские самолеты). Но! Хотели как лучше, а получилось как обычно. По немецкой классификации Pz. Kpfw,V Panther - средний танк, по русской - тяжелый.

    Первым изобретателем способа борьбы с "боевыми клиньями" на Руси был Александр Невский. Он заманил рыцарский клин типа свинья на свои позиции, поставив в центре слабую пехоту, затем сдавил рыцарей мощными ударами с флангов, наиболее подготовленными дружинами. Кстати, на Куликовом поле был жалкий плагиат этой идеи. Командирам Красной Армии потребовалось всего полгода, что бы вспомнить классиков. На фото немецкого танка Пантера четко виден большой промежуток между верней частью гусениц и бортовыми броневыми плитами, именно он являлся наиболее сладким местом для русских арт деятелей. Спасаясь от последователей Александра Невского, инженеры Вермахта стали устанавливать дополнительные бортовые экраны, то есть дополнительную броню, толщиной 5 мм.Опыт боевых действий по уничтожению немецких танков показал правильность мыслей Александра Невского, большинство немецких танков уничтожалось попаданием снарядов в боковую проекцию танков.

    "Подбитый" немецкий танк Пантера (Pz. Kpfw,V Panther). Экипаж осматривает повреждения после боя для определения порядка ремонта машины. Очень интересен способ установки катков, которые устанавливались в три ряда специальным перекрывающим порядком с целью равномерного распределения веса танка на грунт.

    Есть еще одна немаловажная причина - дополнительная бортовая броня. К 1942 году тактика немецких танковых книньев стала выдыхаться из-за все более удачных фланговых атак русских войск. Незабываем, что все немецкие танки имели бензиновые двигатели и баки с горючим внутри машины. Таким образом удачное попадание снаряда в область двигателя превращало немецкий танк в братскую могилу с крематорием "в одном флаконе". Бортовые экраны к тому же являлись хорошей защитой от кумулятивных снарядов, которые взрывались раньше чем достигали брони, защищавшую экипаж и основные агрегаты машины.

    Немецкие танки Второй Мировой войны

    Уникальное фото - немецкий танк пантера во время выстрела."Душа" немецкого танка устремляется в небеса. К маю 1943 года появились первые танковые дивизии cc, на вооружении которых находились танки типа Пантера Pz.Kpfw V Panther. На Курской дуге летом 1943 года состаялся дебют этой машины, но аншлага не получилось. Планировалось использовать эти "шедевры" во втором эшелоне (в первом шли тяжелые танки и САУ). Эти машины должны были устремлятся в бреши русской обороны, проделанные тяжелыми танками. Но ввиду того, что немецкие танки первого эшелона очень быстро закончились, пантерам пришлось самостоятельно штурмовать русские огневые позиции.

    К тому же, именно на их долю выпало узнать все коварство русских саперов. В минном деле русские превзошли самих себя! Так как немецкие танки всегда тяготели к "комфортным" атакам, направления их ударов были прогнозируемыми. Еще ранней весной русские стали засеивать минные поля пшеницей. В первые ряды таких полей укладывались противотанковые мины нового поколения - мины двойного срабатывания (после первого наезда танком на такую мину она не взрывается, а только приводится в боевое положение). Именно на эти поля была спровоцирована атака немецких танков Panzer T V, урожай был достоин Стахановцев - более 60 танков в течении нескольких часов боя.Но на на этом неприятности только начинались. Танк оказался ненадежным, особенно ходовая часть. Большое количество машин так и не попало на поле боя из-за различных неисправностей. Кроме того, он был сложен, дорог и не технологичен в производстве. Генерал инспектор танковых войск Гудариан настоял на том, что бы немецкая промышленность не стала прекращать выпуск Panzer IV (T 4) в пользу нового немецкого танка пантера. В довершение ко всему выяснилось, что старая, добрая "соропятка" была способна пробить борт танка (подкалиберным снарядом с дистанции 100 метров, при отсутствии у танка дополнительных средств бронирования). И еще, пока Вермахт испытывал "муки творчества" со своей машиной, диаметры стволов русских танковых пушек вплотную приблизились к главным калибрам морских орудий.

    О немецких танках

    «Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком «Luchs», - говорится в сообщении. - При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию «пантеры», и все же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось. Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всем остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая Пантера».

    World of Tanks сайт о танках, тактике, гайдах и модах.

    www.wotanks.com