Танк «Меркава». Концепция, которой стукнуло сорок лет. Танк меркава


Израильский танк "Меркава-4": характеристики, фото :: SYL.ru

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа – бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня - крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре – боевой отсек, а сзади – моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.

www.syl.ru

Танк Меркава - характеристики

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ. При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность, Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Бронезащита

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Ходовая часть и двигатель

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Модификации

Меркава мк.1

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Меркава мк.2

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую "Ашот", ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

Меркава мк.3

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Меркава мк.4

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

tanksdb.ru

Танк «Меркава». Концепция, которой стукнуло сорок лет » Военное обозрение

В 1979 году Армия обороны Израиля приняла на вооружение новейший основной танк «Меркава» модификации Mk 1. В дальнейшем израильская оборонная промышленность разработала несколько одноименных боевых машин, отличавшихся от самой первой повышенными техническими и боевыми характеристиками. Со временем танковые шасси стали основой для техники иного назначения. Эксплуатация танков «Меркава» и машин на их базе продолжается до сих пор и вряд ли прекратится в обозримом будущем. В чем секрет таких успехов израильского танкостроения?

В сентябрьском номере немецкого журнала Strategie und Technik за 2009 год была опубликована статья 30 Jahre Kampfpanzer Merkava («30 лет танка «Меркава»). Ее автор Рольф Хильмес в то время был доцентом Академии Бундесвера и руководил темой «Боевой комплекс страны». Имея солидный опыт в деле изучения и эксплуатации боевых бронированных машин, доцент Академии рассмотрел основные проекты израильского танкостроения и сделал некоторые выводы, которые могут быть актуальны и сейчас – почти через 10 лет после публикации его статьи.

Музейный танк "Меркава" Mk 1. Фото Wikimedia Commons

Оценивая программу «Меркава» в целом, Р. Хильмес прежде всего писал, что этапы ее развития прекрасно иллюстрируют темпы роста оборонной промышленности Израиля на протяжении нескольких десятилетий. В начале восьмидесятых танк модели Mk 1 не соответствовал уровню мировых лидеров, но уже в следующем десятилетии в серию пошла машина Mk 3, вполне способная поспорить с ведущими зарубежными образцами. Еще через несколько лет начался выпуск «Меркавы» типа Mk 4, в результате чего наметилось превосходство в отдельных областях.

Авторы проектов «Меркава» всегда старались использовать самые современные технологии, но это, как считает немецкий специалист, не было главной целью. Основной задачей проектов все же являлось получение высоких боевых и эксплуатационных качеств. Кроме того, при проектировании учитывался опыт недавних вооруженных конфликтов. Наконец, важнейшей задачей являлось обеспечение выживания экипажа в самых суровых условиях.

Еще на стадии определения технических требований к будущему основному танку специалисты АОИ поставили во главу угла живучесть. При разработке всех составляющих проекта следовало получать максимальную стойкость к различным угрозам и безопасность экипажа. При этом – по причине наличия некоторых специфических факторов – можно было пожертвовать ухудшением некоторых характеристик. К примеру, отсутствовали суровые ограничения по массе, что было связано с особенностями израильского ландшафта и размерами страны.

"Меркава" второй версии. Фото АОИ / flickr.com/photos/idfonline

Готовый облик перспективного танка, определенный к середине семидесятых годов, имел целый ряд характерных особенностей, отличавших его от других боевых машин того или более позднего времени. В дальнейшем подобные особенности конструкции дорабатывались и совершенствовались, но отказываться от них не планировалось. Как следствие, танки «Меркава» моделей Mk 1 и Mk 4, несмотря на самые серьезные отличия, весьма похожи друг на друга.

Основные особенности израильских танков хорошо известны. К примеру, статья 30 Jahre Kampfpanzer Merkava излагала их следующим образом. В первую очередь, Р. Хильмес отмечал, что большое количество узлов и агрегатов, выполняя свои основные функции, также используется в качестве дополнительной защиты обитаемых отсеков. В первую очередь, это проявилось в размещении силовой установки перед экипажем. Кроме того, такая компоновка оставила свободным кормовой отсек, в котором удалось предусмотреть лаз для экстренного покидания танка или для эвакуации танкистов из подбитой машины. В корме располагаются потенциально опасные горючие жидкости: топливо и масло.

Танк получил заостренную лобовую броню башни с надежной баллистической защитой. Боковые элементы башни выполнены в виде броневых коробов, в которых можно перевозить различное имущество или боекомплект пулеметов. На корме башни во время одной из модернизаций поместили дополнительную корзину, повышающую стойкость танка к кумулятивным боеприпасам. Ее дополнили особым экраном в виде свисающих цепей с грузами. Боекомплект орудия располагается в боевом отделении корпуса, в его корме. Снаряды хранятся в огнестойких контейнерах.

Третья модификация танка. Фото АОИ / flickr.com/photos/idfonline

Оригинальная концепция основного танка, построенная вокруг максимальной живучести и защиты экипажа, была воплощена в металле в 1974 году. В течение нескольких следующих лет опытные машины «Меркава» Mk 1 проходили различные испытания и показывали свои реальные возможности во всех условиях. По мере необходимости осуществлялись те или иные доработки конструкции, направленные на получение желаемых характеристик. После завершения испытаний танк рекомендовали к принятию на вооружение. Его служба официально началась в 1979 году.

Уже в 1983 году появился новый вариант танка – Mk 2. С учетом опыта эксплуатации серийных танков первой модели и результатов столкновений в ходе Ливанской войны 1982 года имеющаяся конструкция была доработана. Поверх имеющейся брони установили накладные панели. Башню оснастили внешними корзинами с функцией противокумулятивных экранов. Штатный 60-мм миномет убрали внутрь боевого отделения, снизив риски для экипажа.

В 1990 году стартовало серийное производство ОБТ «Меркава» Mk 3. В первую очередь, она отличалась от предшественников 120-мм гладкоствольным орудием и двигателем большей мощности. Однако наибольший интерес в этом проекте представляла навесная защита. Как и ранее, поверх собственной брони предлагалось устанавливать особые модули соответствующих форм и размеров.

"Меркава" Mk 4 - самый новый и совершенный представитель семейства. Фото АОИ / flickr.com/photos/idfonline

Любопытно, что израильская промышленность до сих пор не раскрывает секреты модулей третьей «Меркавы». Официально сообщалось лишь то, что такие устройства имеют корпус в виде броневой коробки, внутри которого находится засекреченное содержимое. По-видимому, речь идет о некой комбинированной многослойной преграде на основе стали и иных материалов. В дальнейшем навесные модули несколько раз дорабатывались с повышением основных характеристик.

Важным нововведением проекта Mk 3 стала система предупреждения о лазерном облучении. Изделие LWS-2 включало три широкоугольных датчика, фиксировавших луч лазера с техники противника, и пульт управления. При помощи датчиков экипаж «Меркавы» мог своевременно узнать о готовящейся атаке противника и принять меры. Система предупреждения заметным образом снизила вероятность успешного обстрела из танковых пушек или с применением управляемых ракет.

В 2004 году на вооружение поступил танк «Меркава» Mk 4, разработанный с учетом опыта применения всех трех предыдущих машин. Результатом развития и совершенствования имевшихся идей стало самое серьезное усиление бронирование, а кроме того, заметное изменение внешнего вида танка. Очередная версия навесных модулей бронирования, обеспечивающая улучшенную защиту от основных угроз, заметно отличалась от своих предшественников. Усиление защиты привело к отказу от собственного люка механика-водителя, поскольку он ослаблял верхнюю лобовую деталь корпуса, а также полностью перекрывался передними частями башни. Также пришлось использовать обновленные люки других членов экипажа и переместить некоторые элементы системы управления огнем. С определенного времени танки Mk 4 комплектуются комплексом активной защиты «Меиль руах».

Эволюция танков "Мерква", можно сравнить изменение экстерьера техники по мере развития средств защиты. Рисунок Btvt.info

Новое повышение живучести повлекло за собой рост боевой массы и привело к необходимости замены силовой установки. 70-тонный танк пришлось оснастить новым двигателем мощностью 1500 л.с. Как и ранее, мотор и трансмиссия помещались в передней части корпуса, служа дополнительной защитой лобовой проекции. Предусматривалось использование новой 120-мм пушкой с повышенными характеристиками. Также были доработаны средства хранения и подачи боеприпасов. Как и ранее, были внедрены меры, направленные на сокращение рисков для экипажа.

Как видим, за прошедшие десятилетия основная концепция израильских ОБТ «Меркава» не претерпела никаких заметных изменений. Главной целью проектов всегда оставалось обеспечение максимально возможного уровня защиты от всех актуальных угроз. Танк модели Mk 1 имел защиту от танковых снарядов, потом ее дополнили противокумулятивными средствами, и к настоящему времени в этой области, как утверждается, были получены выдающиеся результаты.

Подобно множеству других танков, израильская «Меркава» стала основой для нескольких образцов военной техники иного назначения. Примечателен тот факт, что основная концепция базового проекта позволила построить новые машины без серьезных переделок танкового шасси. Впрочем, не все такие образцы боевой и вспомогательной техники смогли дойти до серийного производства.

Тяжелый БТР "Намер" во время совместных учений в США. Фото US Army / army.mil

Требования по защите экипажа привели к размещению силовой установки в передней части корпуса с высвобождением кормы. Такая компоновка не является традиционной для танков, но может быть полезной в проектах техники иного назначения. Так, в середине восьмидесятых годов компания «Солтам» разработала самоходную артиллерийскую установку «Шолеф». Она несла 155-мм нарезное орудие в поворотной башне. Последняя помещалась на доработанном посадочном месте крыши стандартного танкового корпуса. Балансировка готового образца оказалась приемлемой. Таким образом, на основе необычного танкового шасси удалось создать САУ привычного облика.

Достаточно крупный объем в центре и корме корпуса, высвобождаемый при удалении боевого отделения, также используется в проекте тяжелого бронетранспортера «Намер». В его случае шасси танка «Меркава» Mk 4 дополняется новой крышей, а в свободном объеме помещаются посадочные места для девяти десантников. Утверждается, что по уровню защиты экипажа и десанта такой бронетранспортер соответствует базовому ОБТ. Таким образом, наработки по живучести танков удалось применить в интересах пехоты.

В свободном отсеке, прикрытом броней и двигателем, также можно установить аппаратуру для работы с поврежденной бронетехникой. Такая возможность была использована в проекте бронированной ремонтно-эвакуационной машины «Неммера». На месте бывшего боевого отделения устанавливаются лебедка и подъемный кран с поворотной стрелой. Также на борту такой БРЭМ присутствуют инструменты для обслуживания или ремонта боевых машин в полевой обстановке. В прошлом указывалось, что максимальная унификация танковых шасси старых моделей позволит перестраивать списываемые танки старых моделей в ремонтно-эвакуационные машины.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Неммера" на шасси "Меркавы". Фото Iweapons.com

С момента создания первого танка линейки «Меркава» прошло более 40 лет. За это время израильская промышленность успела создать четыре версии танка и несколько иных машин на их базе. В результате армия получила тысячи единиц боевой и вспомогательной техники, соответствующим образом повысив свою боеспособность. Имея определенные проблемы того или иного рода, танки и другие машины АОИ, в целом, неплохо показывают себя на полях сражений. Получению таких результатов способствует постоянная доработка техники с учетом постоянно пополняющегося опыта эксплуатации и боевого применения.

Нельзя не заметить, что, несмотря на все изменения и доработки, основная концепция танка «Меркава» не менялась с момента разработки самого первого проекта. Идея обеспечения максимальной защиты обитаемых отсеков, по меркам того времени, была успешно решена уже в первых проектах семейства. В дальнейшем удалось заметным образом нарастить уровень защиты при помощи различных интегрированных и навесных средств. При этом плата за такой рост характеристик оказалась приемлемой и не оказала серьезного влияния на другие параметры.

Также любопытным следствием примененной концепции и способов ее реализации стала возможность использования шасси в новых проектах без кардинальной переработки его конструкции. Не все такие проекты удалось довести до серии, но армия все же получила новые боевые и вспомогательные машины, унифицированные с танками. Такая унификация дала сразу два положительных результата: она упростила совместную эксплуатацию разных образцов, а также вывела их защиту на один уровень.

С момента своего появления израильские основные боевые танки «Меркава» сталкивались с самыми серьезными угрозами, получая урон или неся потери. Тем не менее, конструкторы-танкостроители учитывали опыт столкновений с противником и предлагали новые идеи по улучшению бронетехники. В итоге на вооружение поступили четыре модели ОБТ, характеристики которых постепенно росли и достигли достаточно высокого уровня. Семейство «Меркава» остается на вооружении почти 40 лет и становится основой для новой техники того или иного назначения. Армия обороны Израиля пока не собирается отказываться от такой техники и, вероятно, уже работает над следующей версией танка. Такое отношение со стороны главного и единственного заказчика можно считать едва ли не лучшим аргументом в пользу оригинальной концепции из середины семидесятых.

По материалам:http://israeli-weapons.com/http://globalsecurity.org/http://defense-update.com/http://armor.kiev.ua/http://army-guide.com/http://btvt.info/1inservice/30_merkava.htm

topwar.ru

Основной боевой танк Merkava (Израиль)

Характеристики основного боевого танка Merkava

Основной боевой танк Merkava (Израиль)
Страна: Израиль
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1978 г.
Длинна: 8,63 м
Ширина: 3,7 м
Высота: 2,64 м
Броня, лоб: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, борт: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, башня: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизель Teledyne Continental AVDS-1790-5A, мощность 910 л.с.
Дальность хода: 400 км
Максимальная скорость: 46 км/ч
Масса:60 тонн
Вооружение:1х пушка М68 калибра 105-мм (62 выстрела), 1х спаренный пулемет FN MAG калибра 7,62-мм, 2х зенитных пулемета FN MAG калибра 7,62-мм, 60-мм миномет для стрельбы дымовыми, осветительными и противопехотными минами.

Характеристики приведены для модели «Меркава» Mk 2.  «Дор Далет». Обращаю внимание — 4 поколения танка (Mk 1-2 и Mk 3-4) представляют собой по-настоящему разные машины, поэтому данный обзор посвящен скорее первым двум моделям, в то время, как две последние заслуживают отдельного рассмотрения и здесь упоминаются только вскользь.

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.

Внутреннее устройство «Меркава» - хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

Танк «Меркава» Mk 2

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883  (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Боевое применение танка Merkava

Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10.Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами  своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.

Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.

 

armedman.ru

характеристики, фото. Танк "Меркава" против Т-90 :: SYL.ru

Боеспособность армии любой страны определяется по многим факторам. Один из них – наличие, состояние и количество тяжелых бронированных танков. Ведь именно они нередко играют ключевую роль на поле боя. В этой статье мы подробно рассмотрим танк «Меркава», который стоит на вооружении в Израиле. Нередко его сравнивают с российским Т-90С, поэтому мы также проведем небольшой обзор отечественной техники.

История создания

Проектирование машины началось в Израиле в 90-х годах. При этом конструкторы уже имели достаточный опыт создания подобной техники и учли сильные и слабые стороны предшественников «Меркавы». Приоритет был поставлен на улучшение защищенности машины, а также повышение выживаемости на поле боя. Первые опытные образцы начали появляться уже в 2000 году, а общественности технику представили в 2002-м. Тогда это был настоящий прорыв, да и сейчас мало что изменилось. Все мы прекрасно знаем, что Израиль имеет огромный танковый парк: количество техники - примерно 4-5 тысяч единиц. Что же касается «Меркава-4», то ежегодно, по неофициальным данным, производится порядка 50 единиц техники. Военные эксперты неоднократно отмечали, что израильский танк «Меркава» является лучшей боевой машиной в мире. Так ли это, мы сейчас узнаем.

О конструкции танка

Несложно догадаться, что компоновка машины мало чем отличается от предшественников. Но есть и существенные изменения. К примеру, для увеличения защищенности башни было принято решение убрать люк заряжающего, оставили только командирскую башню. Сделано это было потому, что конструкторы приняли решение увеличить защищенность машины от ударов сверху, где броня наиболее тонкая.

Стоит заметить, что израильский танк "Меркава" предусматривает расположение экипажа в задней части машины, что уже является его сильной стороной. За счет установки нового, более перспективного двигателя, удалось несколько увеличить лобовую броню. Разработчики существенно улучшили обзор для механика-водителя. При движении задним ходом предусмотрена видеокамера, что очень удобно. Вообще машина оснащается четырьмя камерами, позволяющими вести наблюдение в дневное и ночное время на 360 градусов.

Вооружение "Мк-4"

На «Меркава-4» установлено 120-мм орудие, оно гладкоствольное. Пушка разработана известной компанией «ИМИ» и является глубокой модификацией орудия, которым оснащен «Мк-3». Что же касается нашего случая, тут установлено модернизированное противооткатное устройство, а также теплоизоляционный кожух. Это позволяет вести активный огонь без перегрева. А так как ствол выдерживает повышенное давление газов, появилась возможность применять более перспективные типы снарядов. Не секрет, что боевой танк «Меркава» способен вести огонь управляемыми ракетами с полуактивными системами лазерного наведения. Боеукладка машины располагается в защищенном отсеке. Полуавтоматическая система заряжания состоит из 10 снарядов. При этом заряжающий только выбирает тип снаряда, которым будет вестись огонь. Командир и наводчик имеют независимые системы наведения, что существенно ускоряет точное прицеливание.

Защита

Как было отмечено несколько выше, перед конструкторами была поставлена непростая задача – увеличить живучесть машины. Достичь это можно двумя способами. Первый – увеличить толщину брони и сделать углы наклона более предпочтительными. Второй – установить на машину прогрессивную активную защиту и системы обнаружения целей. Если командир сможет первым найти затаившегося врага, то и выстрел он сделает быстрее, следовательно, броня "Мк-4" не подвергнется ударам.

Тем не менее разработчики поставили на системы активной защиты, что, собственно, и неудивительно. Обусловлено это тем, что, увеличивая толщину брони, растет масса агрегата и падает удельная мощность, что не есть хорошо. Проходимость машины ухудшается, а силовая установка потребует замены. А вот системы активной защиты имеют относительно небольшой вес. Если вкратце, подобные технологии позволяют обнаружить ракету или снаряд в полете и уничтожить её до столкновения с броней. Танк «Меркава», фото которого вы можете видеть в данной статье, имеет передовую активную защиту. Она призвана не только уничтожать кумулятивные и другие типы снарядов, но и просто изменять их траекторию полета.

Танковая информационно-управляющая система

Специально для «Мк-4» была разработана ТИУС. На машине имеется большое количество оптических и электронных датчиков, которые собирают и передают информацию. Все полученные данные отображаются на цветном дисплее, это, в свою очередь, ускоряет реагирование экипажа и принятие определенного решения. Но и это еще не все, чем может похвастаться танк «Меркава». Фото машины представлены в статье. На них видны длинные антенны на башне. Это средства коммуникации, которые позволяют обмениваться информацией, полученной с ТИУС танков такого же класса.

Кроме того, предусмотрены интегрированные электронные системы управления. Все это призвано ускорить оценку ситуации, чтобы командир смог принять решение и уничтожить врага еще до того как он примет контрмеры. В целом же танковая информационно-управляющая система показала себя как надежная и точная, что, собственно, и является самым важным критерием.

Танк «Меркава»: характеристики и кое-что еще

Не лишним будет сказать о силовой установке танка. Это дизельный двигатель, разработанный немецкими инженерами, на 1500 лошадиных сил. Он работает в паре с пятиступенчатой автоматической трансмиссией. Интересно еще и то, что двигателем можно управлять с компьютера. На дисплей передается подробная информация по работе мотора, что позволяет механику-водителю быстрее оценивать ситуацию и принимать то или иное решение.

По мнению многих экспертов, «Меркава» - лучший танк в мире. Но это было еще до появления нашумевшей российской «Арматы». Тем не менее, по своим ходовым качествам израильская машина не отстает. В целом же использована ходовая часть от «Мк-3», но её существенно модернизировали. Было уделено внимание минимизации дискомфорта экипажа при скорости танка в 60 км/час.

Еще несколько деталей

Модель танка «Меркава» сконструирована с расчетом на высокую защиту экипажа. Для этого все снаряды в машине помещены в отдельные контейнеры, которые призваны защитить от взрыва в случае пробития брони. В целом же израильские конструкторы не изменили приоритетов и постоянно пытаются увеличить выживаемость не только танка, но и экипажа. Так, в частности, был принят во внимание плачевный опыт «Мк-3», у которого полностью отсутствует броня на днище танка. От обычных мин погибал весь экипаж, поэтому инженеры существенно усилили это уязвимое место. Вполне естественно, что на танке данного поколения установлены автоматические системы пожаротушения. В общем и целом защита машины более чем достойная, ну а сейчас пойдем дальше.

Т-90 «Владимир»

Если мы будем проводить сравнение «Меркавы» с Т-90, то нельзя не сказать несколько слов о последнем. Дело в том, что российские танки всегда славились своей мощностью, защитой и другими важными характеристиками. В Т-90 воплощены лучшие из них, хотя сейчас многие говорят о его моральной старости.

Конечно, тут мы имеем дело с плотной компоновкой, от чего никуда не деться. Именно по этой простой причине живучесть танка в реальных боевых условиях существенно падает. Обусловлено по большей части это тем, что баки с горючим не изолированы от экипажа и располагаются они как в боевом, так и моторно-трансмиссионном отсеках. Боеукладка также не изолирована, поэтому детонация баков или снарядов почти во всех случаях приводит к гибели экипажа и полному уничтожению танка. Но вот по остальным характеристикам это просто отличная машина. Хорошая защищенность, пробивное орудие, позволяющие стрелять различными типами боеприпасов, высокие проходимость и маневренность, а также современные системы слежения и наведения.

Израильский танк «Меркава» против Т-90

Ну а сейчас мы перейдем непосредственно к сравнению двух боевых машин. Сразу хотелось бы отметить, что более продаваемым является именно Т-90. Это обусловлено его относительно невысокой стоимостью по сравнению с «Мк-4». Что самое интересное - за последние годы в локальных конфликтах в реальных боевых условиях, по сути, принимали участие только Т-90С и «Меркава». Мы не берем во внимание единичные бои, а также тренировочные испытания.

Но если израильская боевая машина участвовала в столкновениях на Ближнем Востоке, поддерживая пехоту и увозя с поле боя раненых солдат, то Т-90 - танк прорыва. Несмотря на то, что защита «Мк-4» современная и мощная, она пробивается выстрелом из обычного ПТРК «Корнет», «Конкурс» и т. п. Это было доказано во время ливанского конфликта, где в одном бою было потеряно порядка 11 танков «Мк-4».

Танк «Меркава» против Т-90: что же лучше?

Вполне понятно, что если говорить о войне на Ближнем Востоке, то Т-90 будет существенно отставать от «Мк-4». Но последний совершенно не приспособлен для участия в конфликтах, скажем, в Азии или Южной Америке. В этом плане Т-90 лидирует: он меньше весит, более поворотлив и неприхотлив к топливу. Кстати, последний пункт в реальных боевых условиях крайне важен. Стоит заметить, что силовые установки обоих танков аналогичны, но Т-90 более экономичен и менее требователен к качеству горючего.

Что касается подвески, то на российской боевой машине она торсионная, а на израильской – пружинная. Первая обеспечивает высокую плавность хода, второй вид плох тем, что мешает стрелять во время движения. Но есть еще один важный параметр, который мы не взяли во внимание, – высокая надежность и простота в эксплуатации. Это очень важные характеристики на поле боя. Если для управления сложными электронными системами «Меркавы» требуется экипаж с большим опытом и теоретическими знаниями, то отправиться в бой на Т-90 сможет даже новичок. В целом же сравнивать израильский танк «Меркава» против Т-90 особого смысла нет, что обусловлено множеством факторов.

Важные детали

Конечно, израильский танк «Меркава», характеристики которого мы рассмотрели с вами в данной статье - отличная машина, во многом не имеющая себе равных. Но не стоит списывать со счетов основной танк России. Не зря он является костяком ВС РФ. Безусловно, нет ничего идеального, и это касается нашего случая. Тем не менее, к лучшему нужно стремиться.

Вряд ли имеет смысл сравнивать боевые машины на бумаге, как это делают многие. Настоящие испытания проходят в бою. В частности, никто не сможет проверить безотказность танка в случае экстремальных погодных условий и других внештатных ситуаций. Возможно, именно поэтому «Мк-4» многие и считают одним из лучших, ведь эта машина имеет большой опыт боевых действий.

Заключение

Можно заметить, что подход у русских и израильских конструкторов существенно отличается. Кто-то ставит на динамическую защиту, а кто-то - на пассивную. Одни защищают свой экипаж, помещая его в специальные капсулы, другие - нет. Но винить в том или ином решении разработчиков особого смысла нет, так как все введения целесообразны. Так, лобовая броня Т-90 может выдерживать огромное количество попаданий, в то время как выстрел в корму практически гарантировано приводит к пожару и гибели. А вот круговая активная броня «Меркавы» защищает его со всех сторон, но любая серьезная мина с зарядом тротила в 200 кг и более приводит к смерти экипажа. Это же касается и попаданий осколочно-фугасных снарядов в крышу боевой машины. Но все эти недостатки разработчики стараются устранять, тем самым увеличивая живучесть машин в реальных боевых условиях. На этом можно закончить разговор на данную тему.

www.syl.ru

Тенденции модернизации танка Merkava Mk-4 ( Израиль) » Военное обозрение

Танк Merkava Mk-4 находится на вооружении израильской армии с 2002 года и является главным бронетанковым средством ведения боевых действий. Часть войск регулярного назначения в составе 401-й бригады перевооружились на новые боевые машины в 2005 году, а 7 бригада окончит перевооружение в 2013 году. К этому времени должны поменять боевые машины и подразделения бригады резервистов Израиля. Бронетехника участвовала в боевых действиях, по итогам которых проведена модернизация боевой техники.

Merkava Mk-4 BAZ – улучшенная модификация Merkava Mk-4

Сокращение BAZ произошло от Barak Zoher (переводится как «Сияющая Молния»), упрощенного названия обновленного комплекса управления огнем, который изготовлен фирмой Elbit Ltd (Израиль). Отличительной чертой данного комплекса является способность к следованию за мишенью в автоматическом режиме, что сильно увеличивает возможность попадания в объект с одного выстрела. Кроме того, эта особенность позволяет танкам противостоять воздушным низколетящим объектам, причем с применением штатного боеприпаса. Дополнительно комплекс оснащен командирской панорамной оптикой независимого типа. Администрация MANTAK, отвечающая за внедрение новых технологий в танк Merkava Mk-4 , поясняет, что аббревиатура BAZ относится не к конкретной модификации манка Merkava (Mk-4, Mk-3 или другая), а только к той, где применена обновленная система управления огнем (СУО).

Так, как только администрацией MANTAK в 1995 году было заявлено, что Merkava Mk-3 BAZ будет оснащаться обновленной СУО Knights Mk4, то инженеры Elbit Ltd мгновенно переключились на создание системы управления огнем TADIR с индексом I для Merkava Mk-4, которую держали в разработке до следующего столетия.

Руководством сил самообороны Израиля было принято решение, что система активной защиты брони (САЗБ) танка должна быть инсталлирована в боевую машину за десятилетие, причем по очереди, сначала система IMI, а после – комплекс Rafael. Компания IAI через свое техподразделение должна была заниматься установкой антиРЛС-датчиков. В 1999 году закончились тестовые испытания почти 10 разрабатываемых танков Mk-4, и боевая машина была направлена на динамические испытания, чтобы на марше протестировать новые агрегаты, например, обновленный германский 1500-сильный дизель MTU марки 883, который выиграл конкурсный отбор. Но вопрос уперся, как всегда, в слабое финансирование проекта, и по оснащению Mk-4 становился значительно дороже. Тогда было принято решение начать выпуск лицензионных агрегатов компании General Dynamics(США), а деньги на дальнейшее перевооружение взять по американской партнерской программе. К началу выхода Mk-4 «в серию» САЗБ Trophy была пока в разработке, ее не успели завершить из-за финансовых проблем. Серийный выпуск бронетехники начался без САЗБ, но возможность ее монтажа предусмотрена.

Эти боевые машины израильское командование вплотную использовало в военных действиях против движения « Хизбалла» в 2006 году, и результаты были неутешительные. Несмотря на это, именно боевые действия спасли почти проваленную программу от ее аннулирования правительством страны. Разработки САЗБ были продолжены, нашлись деньги. Администрация MANTAK определились с выбором, оставив Iron Fist от компании IAI и нескольких систем Aspro, разработанной компанией Rafael. Теперь САЗБами оснащаются не только Mk-4, но и более ранние модификации, типа Mk-2 и даже более легкая боевая техника. Сейчас можно уже увидеть Merkava Mk4 с улучшенной САЗБ Aspro С, с основным вариантом поставки Aspro A, а с 2011 года уже выпускаются Merkava Мк-4 BAZ и Merkava Mk-4M с обновленной и адаптированной Aspro.

После анализа неудач в боевых действиях 2006 года администрация MANTAK получило санкцию на оснащение ста танков САЗБ Trophy II, СУО BAZ Knight Mk4 Tadir SharpShooter и двигательно-трансмиссионными агрегатами L3 с 1500 – сильным мотором от американской компании General Dynamics.

Следующим на повестке дня встал вопрос о доработке всех принятых на вооружение средних танков Merkava Mk-4 в количестве 400 штук до уровня обеспеченности BAZ, который в то время уже изготавливался по заказу сил самообороны Израиля. САЗБ Trophy II вышла в «серию» в 2007 году с двумя превалирующими особенностями. Первая — создание системы идентификации режима «Дуплекс», когда танк находится под огнем систем с различными типами боеприпасов. Вторая — возможность перезарядки САЗБа экипажем изнутри. Как достоинство, отмечается возможность противодействия прямому попаданию кумулятивного снаряда.

Первая серия из 30 боевых машин Mk-4 BAZ сошла с конвейера в начале 2009 года, вторая - через полгода, а третья группа танков - в канун 2011 года. Все эти действия оборонного ведомства – попытка учесть ошибки военной компании в 2006 году в Ливане. Вместе с этим в 2009 году начался монтаж САЗБ Trophy на все действующие машины Mk-4, а далее и на Mk-3. Позже план доработки техники был дополнительно усилен новой САЗБ Trophy II.

Новые заявки на две следующие партии Trophy II, а также первая заявка на конкурентную САЗБ от фирмы IMI Iron Fist для тяжелого бронетранспортера Nemer были оформлены новым руководителем оборонного ведомства Эхудом Бараком. Завершение доработки «серии» Mk-4 планируется на 2012 год.

Первые танки Merkava Mk-4 BAZ образца 2007 года были оснащены системами управления огнем TADIR, ASPRO и новыми навесными бронеэлементами, которые имеют лучшие динамические характеристики, чем броневой комплекс Chobham. Башенная часть танка модернизирована, с нее удалили почти все цепи. Батальон в составе 30 боевых машин закончил процесс боевого обучения подразделений и был дислоцирован в 2009 году на Голанских высотах.

Merkava Mk-4 LIC – израильский танк для боев в городе

Merkava Mk-4 LIC, базой которого явились боевые машины Merkava Mark III BAZ или Mark IV BAZ, выпускались уже адаптированные под бои в условиях населенного пункта.

В башенной части этого изделия смонтирована «спарка» пулеметов калибра 12,7 мм (вместо штатного 7,62 мм), которая создает довольно высокую плотность огневого удара без применения артиллерийской части. Использование танковой пушки малоэффективно в городе, да и это приведет к большому количеству убитых и раненных среди жителей населенного пункта. Здесь применен модуль управления огнем дистанционного действия, который позволяет экипажу вести огневой налет из-под брони танка.

Все места танка, традиционно подверженные для поражения стрелковым оружием и осколками гранат, защищены специальной особо крепкой металлической сеткой, предохраняющей оптику, вентиляционные устройства и двигательные выхлопные отверстия от поражения оружием ближнего боя. Имеются специальные гусеничные башмаки для сохранения асфальтового покрытия, а светодиодная оптика делает возможным движение в условиях плохой видимости по городу и в ночное время.

Израильский танк Merkava Mk-4M с Aspro

После военного конфликта 2006 года руководство сил самообороны Израиля согласилось на оборудование боевых машин САЗБ ASPRO A (в других источниках - Trophy) производства местной фирмы RAFAEL. Aspro создана таким образом, что предотвращает атаки противника с разных сторон, допуская невысокую степень риска поражения пехотных подразделений, которые под прикрытием танков выполняют совместные задачи. Система активно противостоит как кумулятивной струе, так и динамическому воздействию взрывателей боеприпасов ударного типа. Aspro имеет несколько модификаций для установки на БТР и легкие боевые машины.

Танки, оборудованные САЗБ ASPRO A, известны как Merkava Mk-4M. Их серийное производство было запущено в конце 2008 года, а весной следующего года – они появились в израильских боевых частях и соединениях. В марте нынешнего года они прошли испытание в боевых действиях в секторе Газа.

Летом 2010 года основной танк Merkava Mk-4 c ASPRO A был презентован на показе вооружений Eurosatory 2010.

Существует возможность инсталляции в системы управления модуля R-РМО для ведения боя и комплексов THOR и Trophy (ASPRO-А) от фирмы Rafael.

R-РМО — боевое модульное устройство для управления картиной боя из-за брони Thor — система уничтожения различных подрывных устройств с применением лазерного луча большой мощности.

В конце 2006 года фирма Рафаэль (Израиль) и фирма General Dyanmics (США) договорились о поставках Thor для нужд американского военного комплекса. По этому договору Thor может быть инсталлирован, как на самоходные боевые машины, так и на «беспилотники», которые использует в своих интересах армия США.

ASPRO A (Trophy) компании RAFAEL(Израиль) – САЗБ, которая используется новыми танками Merkava Mk4M. Комплектность комплекса представлена четырьмя сенсорами — радар, система опознавания «свой-чужой», система измерений и электронно – оптической разведки Elta II, которая идентифицирует боеприпасы, которыми противник наносят поражение живучести танка, а также система определения вражеских коммуникаций, работающая на прием излучения. Все приборы синтезируют полученные данные, постоянно вводя корректуры в координаты целей и необходимых меток, сопровождают помеченные цели. Многолучевой радар производит непрерывное круговое сканирование местности, используя как плоские секции приемника на передней и задней части боевой машины, так и антенную решетку, смонтированную по центру.

В конце лета 2007 года все та же фирма Рафаэль заявила о «чудо – броне», которая получила сокращенное обозначение M-TAPS. По словам конструкторов, это будет качественно новым шагом в броневой защите танков и боевых машин, новой технологией в изготовлении дополнительной броневой защиты навесного типа. Создание этой новой «одежды» танка считается гигантским шагом вперед в технологиях новой генерации, ее характеристики гораздо выше, чем у брони типа Chobham, которая применяется на многих броневых комплексах блока NATO. Это навесная броневая составная защита пассивного типа, которая служит препятствием от нанесения противотанковых ударов обновленными средствами вооруженных сил- стран вероятного противника, такими как двойные ракеты и ракеты с тандемной боеголовкой. М-TAPS конструктивно создан в модульном варианте и существует возможность монтажа комплекса в боевых ситуациях. Доказана эффективность применения системы против самодельных мин, гранат и снарядов, мин с ударным ядром и бронебойных снарядов 30 мм пушки, стоящей на вооружении стран НАТО Bushmaster. Новый броневой комплекс будет монтироваться БМП Badley (США), а с 2008 года она уже применяется на технике MRAP-II корпуса морпеха США.

Продолжаются тестовые полевые испытания по применению ракетных выстрелов с использованием канала ствола 120 мм гладкоствольного орудия. Опытные образцы таких боеприпасов различного наименования уже имеются.

Боеприпасы для танка, наилучшим образом отвечающие требованиям современного боя, которые имеют большую дальность стрельбы и оснащены бортовой системой искусственного интеллекта, произведены израильскими корпорациями IMI и RAFAEL в генеральном проекте с компанией Raytheon Corporation (США). Инженерами и конструкторами этих предприятий был создан танковый выстрел, который имеет дальность стрельбы свыше 10 миль, оборудованный бортовым навигационным комплексом GPS, который помогает находить цель с ее последующим поражением в радиусе трех ярдов. Боеприпас с системой целеуказания через спутник дает возможность экипажу танка, не выходя из-за брони, подавлять цели противника, не проводя последующего контроля совершенного выстрела, настолько эффективным является созданный боеприпас. Подсветка намечаемых целей организуется с помощью лазерного источника. Она осуществляется беспилотными летающими средствами либо другим экипажем танка. Этот 120 мм боеприпас GPS EXCALIBUR уже стоит на вооружении Merkava Mk-4 BAZ.

Так как эта новинка способна к ликвидации обозначенной цели с одного выстрела, существенно снижается количество требуемых боеприпасов для боевой машины. Это значительно уменьшит напряженность в работе тыловых подразделений при подвозе и доставке танковых выстрелов. «Искусственный интеллект» минометного боеприпаса – альянс компьютерного устройства, навигационной и директивной аппаратуры, который работает в режиме «онлайн».

В 2007 основной танк Merkava Mk-4 B начал использовать новые 120 мм выстрелы АРАМ израильской фирмы IMI. Основная цель применения этих снарядов – уничтожение и подавление действий мотопехотных подразделений противника. Выстрел представляет собой кассетный снаряд, который после выхода из канала ствола подразделяется на 6 отдельных боеголовок, обеспечивающих зону поражения цели воздушными разрывами по принципу шрапнели. Использование таких видов боеприпасов показывает высокую эффективность при ведении противником городских боев по принципу «партизанской» войны.Автоматическая система заряжания боеприпасов барабанного типа емкостью 10 выстрелов.При производстве заряжания задействуется компьютеризированный микропроцессорный «автомат» по выбору вида выстрела.Она работает от электропривода и рассчитана для 120 мм боеприпасов. Этот комплекс защищен от прямого попадания и защищает экипаж в случае самоподрыва, находясь в изолированном отсеке башенного комплекса. Управляется из боевого отсека бронемашины. Программа системы рассчитана на выбор из 10 различных видов танковых выстрелов, которые подлежат пополнению при необходимости.

Фирма Soltam (недавно была приобретена концерном Elbit) подготовила к поставке в танковый комплекс Merkava стационарный противопехотный 60-мм командирский миномет. Монтируется в командирском отсеке, предназначен для ведения огня минометными выстрелами через отверстие в корпусе танка. Дальность стрельбы до 2700 метров. Боекомплект составляет 30 выстрелов. Прицеливание и ведение огня проходит в автоматическом режиме с использованием компьютерных программ. Область применения – локальные вооруженные конфликты, «партизанская» война, бои в городе

topwar.ru

Израильский танк Меркава Mk.4 против Т-90

Сможет ли израильский «супертанк» Меркава Mk.4 противостоять Т-90? Если сравнивать современный израильский танк Merkava Mk.IVM с имеющимися на вооружении танками Т-90А или Т-72Б3, то можно отметить следущее.

Военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов, побывав в Израиле, ознакомился с основным израильским танком Merkava («Колесница») различных модификаций. Там он получил исчерпывающие комментарии о конструкции этих машин. В материале сайта телеканала «Звезда» эксперт сравнил израильскую машину с современным российским танком Т-90.

Любое сравнение двух образцов – это субъективный процесс. Но при этом существуют критерии и показатели свойств боевых машин, сравнив которые можно с определенной точностью оценивать образцы.

При создании того или иного образца бронетанкового вооружения и техники конструкторы опираются на существующую в стране доктрину, на основании которой определяется концепция будущего танка. Все танки послевоенных поколений, создававшиеся в СССР и затем в России, представляют собой машины, отвечающие общей характеристике бронетанковых войск – главной ударной силе Сухопутных войск.

В этом случае конструкторы максимально балансируют показатели всех основных боевых свойств танка: защищенность, огневую мощь, подвижность и командную управляемость. В Израиле при создании первого отечественного танка Merkava для Армии обороны Израиля (АОИ, или IDF) исходили из другой концепции: танк – это основное средство борьбы с танками противника при обеспечении максимальной выживаемости экипажа.

Создавать собственный танк Израиль вынудили две причины: отказ Великобритании после многочисленных обещаний продолжать поставлять танки для АОИ, ссылаясь на объявленное Великобританией же эмбарго, а также появление на территории Египта новых (по тому времени) советских танков Т-62, бороться с которыми у АОИ было просто нечем. Изучив и проанализировав опыт мирового танкостроения к началу 70-х годов, израильские конструкторы под руководством генерала Исраэля Таля (Israel Tal), пришли к выводу, что на всех танках мира на защиту экипажа приходится всего 50% массы машины.

Израильские конструкторы приняли решение изменить этот показатель в сторону увеличения. По их мнению, танк должен иметь более высокий уровень защиты, даже в ущерб подвижности. Такое Израиль мог себе позволить в конструкции танка, ведь концепция израильского танка сугубо оборонительная. Большое внимание уделялось удобству работы танкистов.

Конструкторы исходили из постулата «танк – это дом экипажа в военное время». Появилась компоновка танка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. И если компоновка танка Merkava вырисовывалась весьма необычной, то его вооружение было вполне традиционным – доработанная 105-мм нарезная пушка М68 – американский лицензионный вариант английского танкового орудия L7.

Анализ танковых боев 1967 года показал, что основные дистанции стрельбы из пушек даже в условиях пустынь Синайского полуострова редко превышали 1000 м, а на Голанских высотах средние дистанции стрельбы были и того меньше – 300 м. В условиях конкретного ближневосточного театра военных действий 105-мм орудие вполне удовлетворяло требованиям к танковой пушке.

Официально о завершении разработки нового танка Merkava Израиль объявил в мае 1977 года. Merkava стал для Израиля не просто первым национальным танком. Он позволил дать бурное развитие стране новых технологий в машиностроении, которых ранее там не было.

Позже, по мере развития технологий, приобретения опыта и становления бронетанковых сил Израиля, совершенствовалась конструкция танка Merkava. Появились новые модификации танков Merkava Mk.II, Mk.III, а в начале 2000-х годов была принята на вооружение модификация Merkava Mk.IV. Эта машина создана на цифровых технологиях, как ее еще называли «танк поколения playstation». На танке системы связи, электроника, датчики и компьютеры – все объединено в сложную современную систему управления. В результате этого танк Merkava Mk.IV повысил живучесть, огневую мощь и подвижность.

Израильский танк Меркава Mk.4 против Т-90Израильский танк Меркава Mk.4

Танк Merkava Mk.IV демонстрирует дальнейшее совершенствование защищенности машины, где перешли от мер по защите только фронтальной проекции машины к всеракурсной ее защите. По мнению израильских конструкторов, танк должен быть защищен на все 360°. Это мнение родилось в результате возрастания роли двух факторов. Первый – увеличение в арсеналах количества высокоэффективных ПТРК и РПГ. Второй фактор – использование в последние годы нестандартных методов вооруженной борьбы, когда противником навязывается ближний бой в урбанизированной местности. В городской среде в бою часто царит хаос и неразбериха, ввиду этого экипаж танка должен ожидать выстрела в него и сверху, и снизу, и в корму, и в борт, подрыва на мине или фугасе.

Резкое повышение массы боевых машин с наращиванием броневой защиты делает невозможным обеспечение им полной защиты со всех направлений от всего спектра оружия, которое может быть использовано против танков во время боя. Поэтому на последних модификациях танка, Merkava Mk.IVM, установлена система активной защиты Trophy II, обеспечивающая поражение подлетающих к машине ПТУР и реактивных гранат, как это было реализовано в системах активной защиты советского производства «Дрозд» или «Арена» в середине 80-х.

При выборе основного оружия танка Merkava Mk.IV конструкторы остановились на 120-мм гладкоствольной танковой пушке израильской разработки, имеющей соответствие стандартам НАТО, но обеспечивающей создание более высокого давления газов внутри ствола, что обеспечивает повышение начальной скорости снаряда. Кроме того, танк Merkava Mk.IV имеет современную автоматизированную СУО с тепловизионным прицелом и способен вести огонь управляемыми ракетами LAHAT.

Если сравнивать современный израильский танк Merkava Mk.IVM с имеющимися на вооружении российской армии танками Т-90А или Т-72Б3, то можно отметить, что израильская машина, возможно, имеет лучшую защиту экипажа во фронтальной проекции за счет переднего расположения силовой установки. Однако благодаря значительно меньшему силуэту танков Т-90А и Т-72Б3 показатель защищенности у машин можно считать примерно одинаковым. По огневой мощи машины также находятся примерно на одном уровне. Благодаря значительно меньшей массе российских танков их оперативная и тактическая подвижность намного лучше израильских 65-тонных машин. Что касается командной управляемости, то в последнее время она также улучшила свои показатели.

Здесь уместно провести одну параллель. Достаточно вспомнить Т-34-76 и немецкий Tiger. «Тридцатьчетверка» уступала Tiger в огневой мощи, командной управляемости и в несколько раз в защищенности. Но часто советские танкисты выходили в единоборстве с немцами победителями. Поэтому иногда не так важно, какие показатели боевой эффективности у танка противника. Побеждает экипаж. Важнее показатели его обученности и слаженности.

Израильский танк Меркава Mk.4 против Т-90Российский танк Т-90

В заключение отмечу одну интересную деталь, с которой, собственно, и началось мое путешествие в израильский «Музей танков» в Латруне. Несколько лет назад в Нижнем Тагиле ко мне подошли два полковника запаса израильских бронетанковых сил. Оказывается, они внимательно читали все мои статьи о бронетехнике. Русского гостеприимства никто не отменял: пришли – милости просим. Они хотели узнать мое мнение об основном израильском танке Merkava Mk.IV.

Я ответил примерно так: «Для страны, которую этот танк может пересечь на одной заправке, где нет рек и прочих водных преград, где сутками не идут дожди и месяцами не лежит снег, лучше танка Merkava ничего быть не может. Но в Нижнем Тагиле, например, нам пришлось бы вытаскивать его из болота через 10–15 минут движения». Мои израильские коллеги с этим согласились, более того, они сказали, что сами считают также, и пригласили меня посетить Танковый музей в Израиле. И вот звезды сложились, я приехал в Латрун. Кстати, танки Merkava находятся только на вооружении АОИ, а танки типа Т-90 и Т-72 – на вооружении армий более чем 30 стран мира в четырех частях света.

Автор: Сергей Суворов, Звезда

mensby.com