www.aviarmor.net

КВ-2 — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку

TANKI-TUT.RU. Танк кв 2 википедия


КВ-2 | Военная Техника Вики

КВ-2
Назначение

Тяжелый танк прорыва

Начало создания

фев.1941 - окт.1941

Экипаж

6 чел

Вооружение
  • сначала 152-мм гаубица 1909/30 г
  • позже гаубица М-10 1938/40 г.
  • 3х7,62-мм танковые пулеметы ДТ
Выведен из состава войск

1941

Текущий статус

Не эксплуатируется с начала 1940-х годов

КВ-2 - от "Климент (Ефремович) Ворошилов"

    19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР №443сс, согласно которой танк КВ-1 был принят на вооружение РККА и участвовал в Советско-финской войне. В ходе боев советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с Дотамы, и другими фортификационными сооружениями.

    По требованию Военного Совета Северо-западного фронта первые 4 машины с пробной партии КВ должны быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены 2 конструкторские бюро: СКБ Ленинградского Кировского завода под общим руководством Ж.Я. Котина (старшим группы проектировщиков был Н.Л. Духов) и инженеры артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова) во главе с Н.В. Куриным.

    В живописи

    На разработку проекта было отведено всего несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов в сутки. Буквально за две недели проект был готов и уже в феврале 1940 г. был изготовлен опытный образец получил обозначение В-1. По первоначальному проекту предполагалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу зраз. 1909/30 года. В дальнейшем от этой артсистеми отказались в пользу гаубицы М-10 зраз. 1938/40 года. Пооект установки гаубицы М-10 в танк КВ имел обозначение "402" или МТ-1.

    Для установки громоздкой артсистеми нужно было разработать новую башню больших размеров. Погон новой великой башни, равнялся погона стандартной (малой) башни КВ. Только в начале 1941 года танки стали называть КВ-1 и КВ-2. До этого их называли "танк с малой башней" и "танк с большой башней".

    Вид спереди / сзади

    КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушение стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.

    Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1940 году и представлял собой модификацию КВ-1, предназначенную для борьбы с долговременными огневыми точками. Опытный образец был выпущен в феврале 1940 года, участвовал в войне с Финляндией и зарекомендовал себя с положительной стороны. В соответствии с назначением, КВ-2 был вооружен достаточно мощным 152-мм орудием М-10, установленным в высокой бронированной башне кругового вращения. Стрельба из этого орудия велась выстрелами раздельного заряжания, поэтому боевая скорострельность была невысока.

    Кроме того, "'КВ-2 мог вести огонь только с места"'. Управление огнем осуществлялось с помощью телескопического танкового прицела Т-5 и панорамного танкового прицела ПТ-5. На всех машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-З. Для защиты от нападения с воздуха некоторые КВ-2 вооружались зенитным пулеметом, устанавливаемые на крыше башни. Производство было остановлено с началом Великой Отечественной войны.

    Всего было выпущено около 330 КВ-2.

    С экипажем

    Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке вместо малой башни. Уже 10 февраля были проведены испытания танка боевой стрельбой на траншейном стенде прямо на территории завода. Эксперимент прошел удачно, танк не перевернулся, а двигатель завелся с первой попытки.

    Особенностью этой машины была установка башни увеличенных размеров (по сравнению с КВ-1) 152-мм гаубицы М-10 образца 1938-1940 гг. В мировой практике танкостроения того времени это был уникальный случай. Для установки такой крупногабаритной системы необходима разработка новой башни. Башня с гаубицей М-10С для КВ получила заводское обозначение МТ-1, а сам танк - КВ с «большой башней» (обозначение КВ-2 появилось только в 1941 г.)

    Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенке башни; в лобовом листе коробки підвежі слева от механика-водителя). При боевой массе 52 тонны танк отличался неплохим для его типа профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения - 20 км/ч.

    Экипаж танка по сравнению с КВ-1 был увеличен на 1-го человека и состоял из:

    • командира,
    • механика-водителя,
    • замкового,
    • младшего механика-водителя
    • и стрелка-радиста.

    Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа - в башне (боевом отделении).

    Выпуск КВ-2 продолжался до октября 1941 года. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Два первые танки КВ-2 с установкой МТ-1 17 февраля 1940 года проходили испытания при прорыве линии Маннергейма. С помощью артиллерийского огня ими были сделаны проходы в гранитных надовбнях и разрушены вблизи до тех пор, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Броня танков выдержала при этом сильный противотанковый огонь противотанковой артиллерии противника.

    ТТХтактико-технические характеристики КВ-85 КВ-2«большой башней» КВ-2«пониженной башней» ! Вооружение Бронирование, мм:
    Боевая масса, т 46 54 52
    Экипаж,чел 4 6 6
    Длина корпуса, мм 6950 6760 6675
    С пушкой вперед, мм 8493 7100
    Ширина, мм 3250 3320 3320
    Высота по крышу башни, мм 2530 34503240
    Клиренс, мм 450 430 430
    Пулемет Зх7,62-мм ДТ 7,62-мм ДТ 4 х 7,62-мм ДТ
    Пушка 85-мм Д-5Т-85зр.43 г. 152,4-мм М-10зр. 1938/40 г. 152,4-мм М-10зр. 1938/40 г.
    Боекомплект:снарядов 70 36 36
    патронов 3276 2394 3087
    лоб корпуса 75 75 75
    борт корпуса 60 75 75
    крыша 40 40 40
    башня 100 75 75
    Двигатель В-2-В В-2-В В-2-В
    мощность, кін.сил 600 600 600
    Макс.скорость по шоссе, км/ч 42 32 34
    Запас хода по шоссе, км 230 225 225

    Проблемы, недостаткиПравить

    • Сверхмощная на те времена 152-мм гаубица, за что немцы прозвали модель Голиафом, была установлена на шасси КВ-1. Хотя при выстреле танк и не перебрасывало, но и с ходу вести прицельный огонь было просто невозможно. Ну, а когда такое большое остановилось для выстрела - не грех и по нему ужаснуть. Немцы и ужасали. Не без успеха.
    • Танк при своей громоздкости и величавости имел серьезные проблемы с обзорностью с рабочих мест командира и механика-водителя; то есть, можно было немного не туда въехать, лол.
    • Как писалось выше, КВ-2 строился для прорыва железобетонных оборонительных сооружений, а вот во встречном танковом бою чувствовал себя как-то не очень... Итак, после нападения Гитлера потери этих танков были весьма значительными, а строить их еще не было смысла.

    ru.wartech.wikia.com

    КВ-2

    КВ-2

    Тяжелый штурмовой танк

    Разработчик:СКБ-2Год начала работ: 1939Год выпуска первого прототипа: 1939Серийный выпуск продолжался до октября 1941 г., в боевых действиях КВ-2 участвовали до мая 1945 г.

    Рождение колосса1939-1940 гг.

    Своим появлением тяжелый танк КВ-2, который теперь принято именовать штурмовым, обязан техническому заданию, выданному Коммитетом Обороны СССР в 1938 г. Военное ведомство, видя тщетность усилий по улучшению зашиты танков Т-28 и Т-35, пожелало иметь на вооружении машину с противнарядным бронированием, стойкую с огню 25-47-мм противотанковых орудий вероятного противника (имелись в виду Великобритания, Германия и Франция). Руководствуясь "наставлениями партии" два конструкторских коллектива, под руководством Ж.Я.Котина и А.С.Ермолаева, разработали двухбашенные (первоначально планировалось, что новые машины будут иметь три башни) тяжелые танки СМК и Т-100 массой 55-58 тонн и толщиной брони до 60 мм. Одновременно группа дипломников ВАММ им.Сталина, в числе которых был Н.Л.Духов (позднее он стал руководителем проекта), подготовила альтернативный проект однобашенного танка с усиленным бронированием. По сути, будущий КВ представлял собой укороченное шасси танка Т-100, на который устанавливался новый бронекорпус и новая башня. Вооружение танка не уступало двухбашенному варианту, а по бронированию превосходило его. В августе 1939 г. был изготовлен первый опытнй образец танка КВ, и уже в сентябре он участвовал в показе новой техники на полигоне НИИБТ. Однобашенный тяжелый танк, вооруженный 76,2-мм и 45-мм пушками произвел сильное впечатление на военных специалистов, но для более полного определения, как именно танк нужен - с одной или двумя башнями, потребовалось провести сравнительные испытания всех трёх машин. "Зимняя война", начавшаяся в ноябре 1939 г., оказалась здесь "очень кстати".

    Первый опыт боевого применения КВ на Карельском перешейке оказался очень удачным - танк выдержал несколько десятков попаданий без особого ущерба. Спустя всего несколько дней, 19 декабря 1939 г., последовало постановление Комитета Оброны СССР №443сс, согласно которому танк КВ принимался на вооружение. Однако в ходе боёв выяснилось, что 76,2-мм пушка не имеет достаточной мощности для борьбы с долговременными укреплениями противника. Так возникла идея установить на КВ крупнокалибрное орудие, способное разрушать ДОТы и гранитно-бетонные надолбы.

    Соответствующее распоряжение отдал в начале 1940 г. начальник АБТУ Д.Г.Павлов. По определению, новый танк предназначался для "качественного ариллерийского усиления танковых частей, действующих на направлении главного удара". Другими словами, конструкторской бригаде Духова предстояло саздать САУ поддержки с противоснарядным бронированием.

    На разработку проекта отвели всего несколько дней - война с Финляндией затягивалась и РККА требовался более мощный танк, способный буквально проломить оборону противника. Конструкторский коллектив под руководством Н.Курина, состоявший в основном из молодых специалистов, был переведен на казарменное положение и работал практически не выходя из помещения артиллерийского КБ по 16-18 часов в сутки. Результат был получен весьма быстро - буквально за две недели проект был полностью готов. Первый вариант вооружения предусматривал установку 152-мм гаубицы обр.1909\1930 гг., но данная артсистема оказалась чересчур громоздкой и от неё решили отказаться. Более приемлемым оказался вариант с пушкой-гаубицей М-10 обр.1938\1940 гг., впрочем и для неё потребовалось сконструировать совершенно новую башню больших размеров. Этой проблемой занялось СКБ-2, инженеры которого, согласно полученным от артиллеристов размерам, создали граненую четырехугольную башню, причем на том же погоне, что и башня КВ с 76,2-мм пушкой которая, в комплексе с орудием получила обозначение МТ-1. Её поворот осуществлялся с помощью механического и электрического приводов. Боекомплект составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж теперь состоял из 6 человек. В башне были расположены места для командира танка, командира орудия (наводчика), замкового и младшего механика-водителя. В передней части корпуса находились механник-водитель и стрелок-радист.

    Для защиты от атак пехоты имелось три 7,62-мм пулемета ДТ с общим боезапасом 3067 патронов: по одному в кормовой части башни в шаровой установке (рядом с большим прямоугольным люком, предназначенным для загрузки снарядов), спаренный с пушкой и курсовой в лобовом листе корпуса. На танке использовался телескопический прицел Т-5 (ТОД-9), перескопический ПТ-5 (ПТ-9) и командирский панорамный ПТ-К. Двигатель В-2К мощностью 500 л.с., силовая передача, ходовая часть и электро- и радиооборудование полностью сохранили от обычного КВ.

    Первый опытный образец КВ с установкой МТ-1 был готов спустя несколько недель и уже 10 февраля были проведены первые стрельбы в заводском тире. Мощность М-10 оказалась в рамках ожиданий - гаубица посылала бронебойный 52-кг снаряд (морская граната) с начальной скоростью 436 м\с, что позволяло пробивать 72-мм бронеплиту, расположенную по углом 60 град. с расстояния 1500 метров - в 1940 г. это были показатели считались высокими. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами. Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м\с. Испытания хотя и были проведены, но вопреки некоторым публикациям стрельба бетонобойными снарядами категорически запрещалась о чем было специально указано в руководстве службы танка. Стреляли из положения "по борту", являвшегося наиболее опасным из-за угрозы опрокидывания танка. Эксперимент прошел успешно - танк не опрокинулся, а двигатель завёлся в первой попытки. Тем не менее, КВ "с большой башней" оказался неспособным вести огонь на ходу, в противном случае, из-за сильной отдачи, мог "намертво" заглохнуть двигатель.

    О результатах испытаний срочно доложили руководству АБТУ, которое сделало однозначный вывод - в феврале-марте 1940 г. Лениградскому Кировскому Заводу (ЛКЗ) предписывалось построить установочную серию из 12 танков КВ, восемь из которых имели бы "малую" башню и четыре "большую". Машины из этой партии получили дополнительные обозначения от У-1 до У-12, а первый прототип стал обозначаться как У-0. Собственно названия КВ-1 и КВ-2 закрепили за ними только зимой 1941 г., а до этого времени модификация танка определялась только по башне и вооружению.

    Серийное производство и модификации1940-1941 гг.

    Основной заказ на выпуск КВ с гаубицей М-10 разместили на ЛКЗ, где также налаживали производство "обычных" КВ с 76,2-мм пушкой. Хотя "эталонный" образец КВ "с большой башней" сохранил установку МТ-1 большинство танков получило новую башню, с закруглёнными боковыми стенками, другой максой пушки и видоизмененной кормовой частью (вместо клинообразного применили спрямленный броневой лист). Планировалось, что уже в феврале 1940 года начнется сборка танков обоих типов, но на деле, вплоть до мая того же года, завод всё ещё продолжал выпускать машины из установочной серии. В связи с этим план выпуска КВ с июне-декабре 1940 г. значительно увеличили, доведя его до 230 танков. В этот раз ленинградцы не подвели, сдав к концу года 139 КВ "с малой башней" и 104 КВ "с большой башней", причем из этого числа 24 танка имели установку МТ-1.

    Новое постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), от 19 июня 1940 г., предписывало развернуть производство КВ на Челябинском Трактороном Заводе (ЧТЗ), где 31 декабря провели опытную сборку "уральского" КВ и начали строительство нового корпуса для выпуска тяжелых танков. План производства на 1941 г. был более внушительным: ЛКЗ предстояло сдать 400 КВ-1, 100 КВ-2 и 500 КВ-3, а ЧКЗ - 100 КВ-1. Однако жизнь внесла свои коррективы. Ни одного КВ-3 (модификация КВ-2 со 107-мм пушкой ЗиС-6 в новой башне и удлиненной ходовой частью) построено так и не было. Больше того, единственный прототип этого танка несколько месяцев простоял в Ленинграде в ожидании башни и орудия, после чего на нем установили башню от КВ-1 с 76,2-мм пушкой и отправили на фронт. Выпуск танков КВ-2 на ЧКЗ также не состоялся из-за большой загруженности другими заказами. В итоге единственным производителем КВ-2 остался ЛКЗ, но и здесь их выпуск продолжался недолго.

    Обобщив ход военных действий в Польше, Финляндии и Монголии, а также приянв во внимание успех немецкого "блицкрига" на Западном фронте, советское командование пришло к выводу, что вооружение танка КВ-2 является чрезмерным. Действительно, 152,4-мм орудие могло эффективно бороться с долговременными укрепоениями противника, но на польской территории и в восточной Германии, куда в первую очередь могли двинуться советские войска, таковых почти не имелось. В тоже время вермахт не располагал танком, равноценным КВ-2, снаряд которого мог пробить наскозь броню последней модификации Pz.Kpfw.IV. Кроме того, учли высокую массу тяжелого танка, создававшую большие проблемы при прохождении через мосты и водные преграды, а также невозможность вести огонь в ходу. Собственно все эти факторы в сумме привели к смене приритетов при выборе нового тяжелого танка с орудием большой мощности. В этот раз начальник АБТУ ратовал за установку 122-мм орудия, поскольку, как он считал "...такое большое количество долговременных укреплений, как в Карелии, вряд ли ещё встретится, а для борьбы с дерево-земляными укреплениями калибр 122-мм считаю достаточным... Для борьбы с ДОТ необходимо создать самоходные 152-мм пушки, которые сводить в полки особого назначения."

    Однако, подходящего 122-мм орудия тогда не нашлось, в связи с чем решили обратить свой взор на орудия меньшего калибра. Сначала попытались установить на КВ-2 пушку Ф-39 калибром 85-мм. Это орудие разрабатывалось КБ завода №92 под руководством В.Грабина в первую очередь для тяжелых танков КВ-1 и имело мощность около 300 тонна\метр (для сравнения короткоствольная пушка Ф-32 обладала дульной энергией порядка 132 т\м, Ф-34 - 144 т\м). Казалось бы для Ф-39 дорога открыта - но не тут-то было. Ещё на стадии компоновки Грабину понадобился танк для проведения всесторонних испытаний, однако "свободного" КВ тогда не оказалось. Обратившись в АБТУ Грабин с удивлением узнал, что Ф-39 вообще не нужна танковым войскам, так как на вооружение уже приняты 76,2-мм орудия. И всё же артиллеристам повезло - с помощью иженеров того же АБТУ им удалось установить Ф-39 в башню среднего танка Т-28, что позволило в кратчайшие сроки испытать орудие и внести необходимые доработки. После настоятельных просьб вскоре удалось получить один танк КВ-2 и вполне удачно прости на нём учебные стрельбы, но... Руководство АБТУ по-прежнему считало, что высокомощные орудия танкам не нужны и вполне можно будет обойтись уже имеющимся арсеналом.

    Подобная судьба постигла затем пушку Ф-42, являющщуюся развитием Ф-39 и впоследствии назывемой ЗиС-6. Эта пушка также создалась для КВ-1, но затем "перекочевала" на КВ-3, который должен был заменить более старые модели тяжелых танков. В мае 1941 года опытный образец Ф-42 был установлен в стандартной башне КВ-2 и вплоть до начала июня модифицированный танк проходил всесторонние испытания на заводском полигоне, а заетм был отправлен в АНИОП. Их результаты оказались весьма противоречивыми: с одной стороны подтвердились расчетные характеристики орудия (особенно при стельбе по бетонным надолбам), с другой - Ф-42 имела унитарное заряжание и один заряжающий не мог справиться с обслуживанием пушки в боевых условиях. Помимо этого Грабин справедливо полагал, что размещение Ф-42 в башне от КВ-2 не является оптимальным вариантом, так как её большой внутренний объём не позволял точно определить оптимальные габариты танка. Обращение к танкостроителям с очередной просьбой предоставить для испытаний танк КВ-1 закончились ничем - главный конструктор КВ Ж.Я.Котин просто отказлся вести с Грабиным разговор об установке крупнокалибрного орудия на свои танки, в резултате чего всю войну КВ прошли с 76,2-мм пушками.

    Исход этой эпопеи был вполне предсказуем - с 1 июля 1941 года производство танков КВ-2 сворачивалось, но благодаря заделу деталей, оставшихся на ЛКЗ, сборка танков продолжалась до октября. В общей сложности было выпущено 334 танка КВ-2 всех модификаций.

    Впрочем, более интересной была попытка создать на основе танка КВ-2 минный тральщик. Методы разминирования при помощи катковых тралов не всегда считались оптимальными, пожтому для КВ-2 была разработана оригинальное устройство, не имевшее аналогов. В передней части танка устанавливался мощный электрогенератор, который генерировал токи высокой частоты. Опытный образец этого устройства, установленный на Т-28, показал неплохие результаты, но для него требовалась более вместительная и лучше защищенная машина. Танк КВ-2, переделанный под установку генератора и излучателя, получил роектное обозначение "Объект 218". Проектирование танка-электротральщика велось в первой половине 1941 года, но после начала войны эту перспективную идею "отложили в долгий ящик".

    Боевое применение1941-1945 гг.

    Несмотря на отновительно большое количество построенных КВ-2 их наличие в войсках перед войной было более чем скромным. Первые четыре танка отправили в начале 1940 г. на "линию Маннергейма", сведя их в отдельную роту приданную вначале 13 лтбр, а затем 20 ттбр. 22 февраля на фронт ушел танк У-2 с башней опытного танка У-0 с 76,2-мм орудием, а 29 февраля – танк У-3 с установкой МТ-1. Танк У-4 с МТ-1 был готов 13 марта 1940 года, но на фронт его отправить не успели – советско-финляндская война закончилась.

    В результате боевых действий выявлено, что при появлении тяжёлых танков в секторах обстрела противотанковых орудий финнов они пытались вывести танк из строя, однако огонь их противотанковых орудий оказался неэффективным. За время боёв тяжелыми танками было уничтожено (по докладам экипажей) 14 противотанковых пушек и 11 огневых точек (ДЗОТ).

    Незадолго до этого, в декабре 1939 г., испытание боем успешно прошёл КВ "с малой башней", теперь же предстояло проверить эффективность орудий большого калибра. Вот что вспоминает об этом командир КВ-2 младший лейтенант З.Ф.Глушак:

    "Препятствия на "линии Маннергейма" были сделаны основательно. Громадные гранитные надолбы стояли в три ряда. Чтобы проделать проход шириной 6-8 метров нам понадобилось лишь 5 выстрелов бронебойными снарядами. Пока взламывали надолбы противник нас непрерывно обстреливал. ДОТ мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами разрушили его. Когда вышли из боя насчитали на броне 48 вмятин, но ни одной пробоины..."

    В дальнейшем вяснилось, что стрельба по незарытым надолбам не даёт большого эффекта - при попадании последние разлетались на большие куски, преодолеть которые танки не могли. Для их полного уничтожения пришлось вызывать сапёров. При сопровождении пехоты КВ-2 шли впереди и первыми попадали на минными поля. У всех КВ-2 имела место потеря катков и гусеничных траков, причем наиболее сильно от мин пострадали танки У-0 и У-1. Много неприятностей доставила также большая масса танка. Так, 2 марта 1940 г. командир рота 20-й ттбр сообщал:

    "Стою под сильным артиллерийским, пулемётным и миномётным огнём противника. Выбыло из строя 4 танка Т-28. KB завалились в снег и двигаться почти не могут".

    В ходе боевых действий танки прошли:

    KB № У-0 – 205 км (168 часов работы двигателя)

    KB № У-1 – 132 км (93 часов работы двигателя)

    KB № У-2 – 336 км (176 часов работы двигателя)

    KB № У-3 - 139 км (115 часов работы двигателя).

    Потерь среди материальной части и экипажей не было. Все КВ-2 были отправлены в тыл с различного рода повреждениями, наиболее чувствительными из которых были вмятины от попаданий снарядов губиной от 10 до 40 мм.

    После завершения советско-финской войны 20-я ттбр ещё несколько месяцев оставалась единственным подразделением, у которого на вооружении находились штурмовые танки КВ-2. К июлю 1940 года бригада располагала десятью КВ обеих модификаций и экипажами, имевшими намалый боевой опыт. Учитывая это стоило развернуть на основе 20 ттбр учебный центр для подготовки экипажей новых тяжелых танков, благо бригада дислоцировалась в Ленинградском Военном Округе и поступление новой техники с ЛКЗ могло идти без замедлений. Вместо этого, в августе 1940 г. все КВ 20-й ттбр передали 8 тд 4 мк, расквартированной во Львове, оставив бригаду с легкими танками БТ-7 и средними Т-28. В это же время в состав 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расположенного в районе Вильно, отгружаются 13 новых KB (из них 10 KB-2 с установками МТ-1).

    По состоянию на 1 декабря 1940 г. танков КВ-2 имелось всего 24 единицы (ПрибОВО-19, КОВО-4 и ПриВО-1), но уже к 1 июня 1941 г. их количество возрасло до 134 (ПрибОВО-19, КОВО-89, МВО-1, ЗапОВО-22, ЛВО-2 и ПриВО-1). Здесь нужно сделать одно важное примечание - общее число танков ещё не говорило об их боеготовности. Фактически в эксплуатации находилось только 9 машин, в то время как остальные простаивали в ожидании ремонта и экипажей.

    КЗа первый месяц войны большая половина КВ-2 была потеряна не в бою, а на маршах в рузельтате поломок или отсутствия топлива и боепрпасов. Перегруженный двигатель на июльской жаре быстро перегревался, а сильная запыленность вынуждала техников менять фильтры каждые час-полтора. Именно по этим причинам 2-я и 6-я тд лишились почти всех своих КВ-2, которые пришлось просто бросить на дороге. Та же ситуация наблюдалась и в 32-й тд 4-го мк, командир которой докладывал следующее:

    "Большие потери боевой материальной части (особенно танков КВ) объясняются главным образом тем, что скоростные марши совершаются без всяких технических осмотров и профилактических ремонтов до 75-100 км в сутки. Кроме того, водительский состав не имел достаточно опыта и навыков по эксплуатации машин на марше..."

    К этому добавим, что реальная "маршевая" скорость КВ-2 составляла не более 4 км\ч, а в Белоруссии и Прибалтике, где эти тяжелые танки приняли первый бой, было совсем немного капитальных мостов, способных выдержать 50-тонную машину. То есть, своевременно перебросить КВ-2 на нужный участок фронта или организовать их организованный отход в таких условиях не представлялось возможным физически.

    КСнабжение танковых частей тоже оказалось не на высоте. Прежде всего, танки бросаемые в контрнасупление либо имели неполный боекоплект, либо не имели его вообще (!). Например, 25 июня 1941 г. командир 41-й тд 22-го мк докладывал в штаб о том, что все КВ-2, имевшиеся в дивизии (большей частью с МТ-1) не имеют ни одного снаряда, при этом 15 танков прибыли с завода с различного рода неисправностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители). С 26 июня по 7 августа дивизия прошла около 1000 км потеряв на марше 23 машины. Возможно, потери были бы меньшими, однако эвакуировать неисправный КВ мог только другой КВ, что удавалось далеко не всегда. Другим вариантом было использование тракторв "Ворошиловец", но и они часто выходили из строя из-за перегрузок.

    КО стрельбе бетонобойными снарядами уже говорилось ранее, однако высшее советское командование упорно продолжало считать, что КВ-2 создавался для использования имеено такого типа боеприпасов. Вот характерный пример - разговор Г.К.Жукова с командующим 5-й армией генералом М.И.Потаповым, состоявшийся 24 июня 1941 г.:

    “Жуков: Как действуют наши KB и другие? Пробивают ли броню немецких танков и сколько примерно танков потерял противник на Вашем фронте?

    Потапов: Танков KB "больших" имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-мм орудиям.

    Жуков: 152-мм орудия KB стреляют снарядами 09-30 гг., поэтому прикажите выдать немедля бетонобойные снаряды 09-30 гг. и пустить их в ход. Будете лупить танки противника вовсю”.

    Как говориться - без комментариев, хотя есть сведения о том, что танки КВ-2, входившие в состав 3-го мк в Прибалтике, непосредственно перед немецким вторжением получили именно бетонобойные снаряды.

    Свою роль сыграла слабая подгтовка экипажей. Так 30 июня в состав 7-го мк поступают 44 новых танка KB (из них 18 КВ-2), прибывших прямо с завода. После разгрузки, при следовании со станции к месту дислокации (всего 5 км) "из-за неопытности механиков-водителей на 7 танках сразу же были сожжены главные фрикционы". Для ремонта танков, в срочном порядке из Ленинграда самолетом была направлена бригада рабочих с запасными частями. 7 июля части корпуса перешли в наступление. В результате последующих боев, к 26 июля все KB (кроме одного КВ-2) были потеряны, причем 7 из них застряли в болоте, а 3 были подорваны экипажами из-за поломок.

    Тем не менее использование даже небольшого число КВ-2 вызывало у немцев состояние близкое к шоку. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт:

    "Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя... Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не сумела быстро увернуться. Её командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», – подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», – сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он ещё движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил её как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь..."

    Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:

    "КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь – безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперёд. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась."

    Впрочем, самый интресный случай произошел 24 июня у реки Дубисса в Литве. Пожалуй, лучшим вариантом будет привести записи из дневника, сделанные командиром 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы):

    С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа (von Seckendorff) наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий. Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны. Тем не менее, в результате постоянных атак танков Pz Kpfw lV большая часть танков противника была выбита, что позволило нашим частям продвинуться вперед на три километра западнее Дубисы.

    Группе "Раус" удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк..."

    Эта героическая история закончилась для экипажа советского танка относительно удачно. После суток непрерывного боя оставшиеся в живых танкисты были вынуждены покинуть КВ-2 (когда у того полностью закончились боеприпасы) и прибиваться к своим через кольцо немецкого окружения.

    Как видим, во всех вышеописанных случаях танки КВ шли в наступление без поддержки авиации и артиллериии и без сопровождения пехоты. Такая тактика была обусловлена непреодолимым желанием советского командования выдавить немцев со своей территории путем количественного превосходство. Эта тактика действительно имела успех, правда частичный. Судьба 41-й и 14-й танковых дивизий яркий тому пример.41-я тд 22-го мк дислоцировалась в приграничной полосе у г.Владимир-Волынский (Украина). Это была одна из самых сильных танковых частей, имевших в своём составе 31 танк КВ (большей частью КВ-2). В соответствии с предвоенными планами дивизии предстояло наступать в направлении на Польшу и по сути она являлась ударной. 22 июня командир дивизии полковник П.П.Павлов вскрыл пакет и отдал приказ выдвигаться в направлениии Ковеля. Разведка местности произведена не была, в результате чего часть танков застряла в болотистой местности. Не имея связи с командованием корпуса 41-я тд почти сутки числилась "пропавшей" и только 24-го июня танкисты приняли первый бой. Далее дивизию раздёргали по частям для поддержки стрелковых подразделений и к концу июня она перестала существовать как ударная сила.

    Более героически сложился боевой путь 14-й тд 7-го мк. Дивизия прибыла из Москвы на Западный фронт 29 июля, разгрузившись на станции Рудня и сосредоточившись в 60 км от Смоленска. Через четыре дня комндир объявил приказ: в ночь на 5 авгута выйти к станции Крынки, 6-го августа начать наступление в направлении Бешенковичи-Лепель и 7-го августа взять Лепель. По началу всё шло довольно гладко. Танки обошли с юга Витебск, совершив 120-км пробег и не потеряв ни одной машины. Выйдя на рубеж атаки такнисты оказались в очень неудачной ситуации. Хотя война шла уже месяц 14-я тд имела весьма приблизительные данные о количестве и силе немецких войск, находвшихся в этом районе. Наступать, к тому же, приходилось по неразведанной лесистой местности. Напоследок штаб дивизии получил предупреждение о том, что авиационной поддержки не будет.

    6-го августа дивизия перешла в наступление, разбив разведывательный отряд противника и освободив населённые пункты Тяпляки и Панариво. Вскоре поступил приказ продолжать наступление на Бешенковичи, но для этого следовало преодолеть реку Черногостица. Пока советские танкисты готовились к переправе немцы спокойно окопывались, зарывая в землю свои танки и укрепляя берег. Приготовления с обеих сторон были видны невооруженным глазом и командир 14-й тд полковник Васильев прекрасно понимал, что атаковать придётся в лоб в самых неблагоприятных условиях. Первыми начали переправлять лёгкие танки БТ-7 - они поднимались на крутой берег и тут же падали, сбиваемые перекрёстным огнём противника. В отсутствии советской аваиции подоспевшие немецкие пикировщики безнаказанно бомбили наступавшие танки. Потеряв половину машин командир корпуса генерал Виноградов отдал приказ наступать в другом напрвалении - на Сенно. Дивизия пришлось снова преодолевать лесистую и заболоченную местность потеряв при этом ещё несколько танков (так, 27-й тп "оставил" в межозерном дефиле Гнездиловичи-Липно два КВ и восемь БТ-7). Тем не менее, 9 августа остатки 14-й тд вышли к Сенно и отбросили за реку передовые части 17-й немецкой танковой дивизии. Это наступление поддержано не было и танкистам пришлось сражаться в окружении, так как к тому времени немцы взяли Витебск и разбили соседнюю 18-ю тд. Штаб дивизии принял решение отступать, пока ещё не поздно, выводя танки из лесов к Лиозно.

    10-го августа 14-я тд, преследуемая немецкими танками и авиацией, заняла оборону на шоссе Витебск-Смоленск. Теперь Васильев решил действовать по собственному усмотрению, закопав танки в землю и организовав жесткую оборону. Немцы, надеясь что русские войска сильно потрёпаны и не смогут оказать достойного сопротивления, повторили ошибку генерала Виноградова - в итоге танки и пехота 12-й тд, под командованием генерала Харпе, попали в ловушку и понесли существенные потери. По воспоминаниям участников тех боёв особенно эффективным оказался огонь тяжелых танков. Имея досточно времени для прицеливания экипажи КВ-2 показали, на что способны их 152-мм орудия - при попадании в танк снаряд проделывал в нём огромную дыру, полностью выводя машину из строя. Отмечались также случаи полного разрушения вражеских танков, вызванных прямым попаданием 152-мм снаряда с последующей детонацией боекомплекта (в качестве примера иногда приводится фотография уничтоженного в летних боях Pz.Kpfw.IV Aufs.D). Успешно отразив несколько атак 14-я тд получила приказ наступать на Витебск, где была окончательно разгромлена. О том, как закончилась история двух КВ-2, оставшихся защищать Витебск летом 1941 года, можно узнать на сайте этого города. Ниже представлены два отрывка из статьи, посвященной этим машинам:

    Героический экипаж боевой машины КВ-2 № 4712, заслуживающий установки памятника в нашем городе, очень успешно действовал при обороне Витебска. Вот имена героев. Командир лейтенант Климичев, механик-водитель младший сержант Родионов, командир орудия младший сержант Климов, радист младший сержант Евстигнеев, заряжающие младший сержант Гонин и безымянный курсант, фамилия которого так и осталась неизвестной. 10 июля для обороны города прибыл отремонтированный под Смоленском КВ-2. Израсходовав два боекомплекта, танкисты подбили 8 танков противника и 1 мотоцикл, переправлявшихся через железнодорожный мост. Затем танк отправился на заправку. По дороге экипаж получил приказ идти в атаку без снарядов – было подавлено 2 танка и 1 пушка противника. В этой атаке были ранены л-т Климичев и мл. с-т Климов . У танка пробита броня башни, пробиты радиаторы и повреждена смотровая щель механика-водителя. При выходе из атаки танк застрял в низине. Противник в это время сосредоточил сильный огонь по танку. Экипаж был вынужден покинуть машину. При выходе из танка пропали без вести два заряжающих.

    Вторая машина — КВ-2 № 4697. Командир лейтенант Борисенко, механик-водитель сержант Эсауленко, командир орудия старший сержант Мартынов, радист сержант Будчаный, заряжающие младший сержант Стадник и ефрейтор Осадчий. У танка был выведен из строя поворотный механизм башни, отремонтировать механизм не удалось, на следующий день после ремонта его направили для обороны Витебска. «Командир машины лейтенант Борисенко при буксировке машины был ранен сорвавшимся тросом в руку и откомандирован в ТЭП. Машина отправилась в г. Витебск в распоряжение начальника обороны с остальными членами экипажа. Командиром машины в Витебске был назначен старший лейтенант из 137 дивизии (фамилия неизвестна). Машина ходила в разведку и когда возвращалась обратно в город, на подъёме после моста через р. Западная Двина, вследствие отказа тормозов свалилась под откос. Командир машины приказал машину взорвать, так как эвакуировать её было невозможно. 10.7.41 г. машина была взорвана на восточном берегу Западной Двины в г. Витебск. Сержант Эсауленко, сержант Будчаный, мл. сержант Стадник, ефрейтор Осадчий находятся в запасном полку. Ст. сержант Мартынов пропал без вести, командир машины лейтенант Борисенко – в госпитале». Танк лежал в овраге близ Николаевского собора.

    Как видим, в прямом танковом бою, при всей своей неповоротливости, КВ-2 оказались "не по зубам" немецким танковым орудиям. Противотанковые 50-мм пушки могли поразить только в борт на дистанции до 500 метров, а к 105-мм гаубичным снарядам КВ оказался малочувствительным. Единственным серьёзным противником были 88-мм зенитные пушки Flak 18 и Flak 36, которые могли пробивать 75-мм лобовую броню с той же дистанции. Большую опасность также предсталяли 150-мм немецкие тяжелые орудия - в большинстве случаев их снаряды разрушали ходовую часть танка, обездвиживая его.

    Вероятно, в последний раз танки КВ-2 приняли участие в боях зимой 1941-1942 гг. под Москвой, где было потеряно ещё несколько машин. Во второй половине 1941 года несколько танков было отремонтировано, но большая часть штурмовых КВ досталась противнику в качестве трофеев. Тем не менее, в 1942 году башня от КВ-2 пригодилась при постройке бронепоезда "За Родину", действовавшего непродолжительное время на южном направлении. исключительно этой конструкции заключалась в том, что один из броневагонов получил помимо стандартой башни с 76,2-мм пушкой, башни от танков КВ-2 (с полным комплектом вооружения) и Т-34 с 45-мм пушкой. Судьба оказалась к этому бронепоезду неблагасклонна - он был разбит немецкой авиацией в районе Ворошиловграда 17 июля 1942.

    Что касается использования КВ-2 в немецкой армии, то об этом точных данных найти пока не удалось. Впрочем, если судить по отчетам и имеющимся фотографиям, немцы ввели в строй около десятка тяжелых танков, установив на них командирскую башенку и собственное оптическое и радиооборудование. Трофейные КВ-2 получили название Sturm Pz.Kpfw. KV II(r). Большую часть времени их использовали для учебных целей, так как КВ-2 имели специфический для Германии калибр орудия и массу проблем с перетяжелённой ходовой частью. Один из танков в 1941 г. был отправлен в Берлин, где демонстрировался на выставке советского трофейного вооружения. По состоянию на декабрь 1943 г. в составе танковых частей вермахта числился всего один трофейный КВ-2. Однако, в самом конце войны КВ-2 снова пошли в бой. Первым был задействован КВ-2, захваченный немцами ещё летом 1941 г., и использованный ими при обороне Кенигсберга. Фотографии этой машины, башня и корпус которой имели множество пробоин, получили сегодня большое распространение. Кроме того, есть сведения о наличии нескольких танков КВ-2 на териитории завода фирмы Henschel - в апреле 1945 г. по крайней мере один из них сдерживал наступление союзников у г.Эссен.

    Несмотря на массу технических недостатков танк КВ-2 представлял собой весьма грозную силу. По мощности орудия и бронированию у него не было противников вплоть до появления у Германии САУ типа "Brummbar", однако в силу их неправильного использования КВ-2 не смогли оказать существенного влияния на ход боевых действий в первые месяцы войны. Этот танк был бы, бесспорно, хорош в обороне, но к сожалению этот вывод советское командование сделало в тот момент, когда КВ-2 на фронте практически не осталось.

    Источники:В.Н.Шунков "Красная Армия". АСТ\Харвест. 2003М.Барятинский "Советские танки в бою". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007А.Исаев, В Гончаров, И.Кошкин, С.Федосеев и др. "Танковый удар. Советские танки в боях 1942-1943". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007В.Бешанов "Танковый погром 1941 года". АСТ\Харвест. Москва\Минск. 2000.Коломиец М.В. "История танка КВ" (часть 1)Коломиец М.В. “История танков КВ” (часть 2) Механизированные корпуса РККАКомпоновка танка-электротральщика Объект 218: продольный разрез,

вид сверху

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКАКВ-2 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА52000 кг
ЭКИПАЖ, чел.6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6750
Ширина, мм3320
Высота, мм3240
Клиренс, мм430
ВООРУЖЕНИЕодна 152-мм пушка-гаубица М-10 и три 7,62-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТОД-9перескопический ПТ-9командирский панорамный ПТ-К
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 75 ммборт корпуса - 60 ммкорма корпуса - 60 ммлоб башни – 75 ммборт башни – 75 ммкрыша - 30 мм днище - 40 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-2К, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с. при 2000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: 5-скоростная КПП, главный и бортовые фрикционы, ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 6 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 32-34 км\ч максимальная3-4 км\ч маршевая
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м1,20
Глубина брода, м1,60
Ширина рва, м2,70
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной

ВНИМАНИЕВсе права на текстовые материалы принадлежат администрации сайта Aviarmor.Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрацииили при наличии активной ссылки на этот сайт.©2013 www.aviarmor.net

КВ-2

Загальні дані

Виробництво та застосування

Основні параметри

Броня

Озброєння

КВ-2 в Центральному музеї Збройних Сил Росії

класифікація важкий танк
модифікація КВ-2 серійний
компонувальна схема класична
країна-виробник СРСР
кількість виробів, од. 334
основні країни-оператори СРСР
війни Друга світова війна Радянсько-фінська війна
бойова маса, т 52
екіпаж, осіб 6
довжина, мм 6950
ширина, мм 3320
висота, мм 3250
кліренс, мм 430
тип броні гомогенна катана
  лоб корпусу, мм/град. 75
  борт корпусу, мм/град. 75
  корма корпусу, мм/град. 60—75
  дах корпусу, мм/град. 30—40
  днище, мм/град. 30—40
  лоб башти, мм/град. 75
  маска гармати, мм/град. 110
  борт башти, мм/град. 75
  корма башти, мм/град. 75
основне озброєння 1 × 152-мм танкова гаубиця зразка 1938/40 рр. (М-10Т)
боєкомплект гармати 36 снарядів роздільно-гільзового заряджання
приціли телескопічний приціл ТОД-9, перископний ПТ-9, командирська панорама ПТ-К
кулемети 3 × 7,62-мм ДТ-29
боєком

uk.wikipedia.org

Танк КВ-2

Танк КВ-2 – известный советский тяжелый танк Второй мировой войны. Выпускался Кировским заводом в Ленинграде в период с мая по июль сорок первого года. Всего выпущено 204 машины. Самый тяжелый танк начального периода войны. Большинство танков потеряно по техническим причинам уже к осени сорок первого года. 

Основания появления танка КВ-2.

Общеизвестно, что вооружение танка КВ, на момент принятия на вооружение 1.12.39 г., состояло из 76-мм ТП, а также пары пулеметов ДТ. Опытный танк, с аналогичным вооружением, отбыл днем ранее для проведения испытаний на Карельский перешеек.

Танк КВ-2 на испытанияхВ то время РККА вела наступательные бои по прорыву оборонительной полосы - т.н "Линии Маннергейма". Оборона финской армии представляла собой полосу ДОТ, усиленных большим числом инженерных заграждений, прикрытую пулеметным и артиллерийским огнем, а также оборудованным полевыми фортификационными сооружениями. ДЗОТы были вооружены орудиями и пулеметами. Ситуацию осложняли сильные морозы и высокий снежный покров.

Как следствие, Военсовет С-З фронта предложил вооружить первые 4 машины 152-мм гаубицей. Гаубица должна была служить средством для преодоления инженерных заграждений, тогда как подавление ДОТ и ДЗОТ была вторым по важности пунктом.

Проектирование.

Поскольку монтаж 152-мм гаубицы являлся задачей для того времени нетривиальной, то необходимо было решить множество технических проблем. Для этого была выделена инженерная группа артиллерийского КБ Кировского завода, под началом Н.Курина. Конструкторская группа была чрезвычайно ограничена по времени и проектные работы велись едва ли не круглыми сутками.

Вначале планировали использовать для вооружения 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г., но позднее от нее отказались в пользу гаубицы обр. 1938 г., как обладающей лучшими баллистическими характеристиками.

Для монтажа гаубицы требовалась увеличенных размеров башня, каковая и была создана совместными усилиями конструкторской группы Курина и СКБ-2, которое вело работы по проектированию и сопровождение выпуска танка. В устройство гаубицы пришлось внести некоторые изменения: сократили длину отката, с тем, что бы орудие поместилось в башню будущего танка КВ-2;уменьшили длину ствола.

Опытный образец КВ-2 №У-0Данное орудие в документации тех лет проходило как МТ-1 (аббревиатура Мотовилиха -танковая), по месту ее будущего производства. Существовало и иное обозначение М-10Т. С целью упрощения производства было принято решение оставить без изменения диаметр башенного погона. Поначалу танки КВ обозначали как с "малой" и "большой" башней, но уже в сорок первом году их сменили более простые индексы КВ-1 и КВ-2, соответственно для машин с трехдюймовым и шестидюймовым орудием. Интересно, что танк КВ-2, как отдельный образец БТТ, формально на вооружение не поступал.

10.02.1940 г., в условиях полигона Кировского завода были проведены тестовые стрельбы из новой установки, которую собрали на базе танка КВ № У-0. Через семь дней У-0 совместно с У-1 (обе с установленными 152-мм ТП) отбыли на Карельский перешеек. Ствол орудия установленного на У-1, был дополнительно оборудован специальной защитной крышкой, которая должна предотвратить попадания пуль и прочих посторонних предметов. Во время испытаний танков КВ-2 механизм управления крышкой действовал неудовлетворительно и от нее более не устанавливали. Для защиты самого орудийного ствола на него надели кольца из бронелиста толщиной в десять миллиметров- решение которое нашло свое применение во всей серии.

22.02. 40 г, на фронт отправлена машина У-2 с башней танка У-0 оборудованной 76-мм ТП, а неделю спустя - У-3 с 152-мм ТП. В следующем месяце - 13.03 сдан У-4 (также с 152-мм ТП), но последний запоздал для фронтовых испытаний.

Первые танки в серии, начиная с У-1 по У-4, аналогичны опытной машины. Перед отправкой на фронт их испытали пробегом на дистанцию в тридцать-пятьдесят километров, с гарантийным километражем в двести километров.  Результаты боевых действий с участием опытных танков составлен 4.03.1941г.,относительно танков КВ в нем говорилось следующее.

Вид спереди на КВ-2 № У-3В ходе боев обнаружилось значительное количество конструкторских и производственных дефектов. С целью улучшения конструкции и качества сборки, группе специалистов военприемки завода Кирова было поручено в кратчайшие сроки выявить и устранить недостатки в танках КВ первой установочной партии из десяти машин.

Как следствие, заводом, начиная с машины У-5 начат процесс проверки конструкции узлов и агрегатов. О ходе проверки представители военприемки в своем мартовском отчете сообщали.

Производство танка КВ-2.

Согласно первому плановому заданию завод Кирова в текущем сороковом году был обязан представить только пятьдесят тяжелых танков, в процессе изготовления осуществить его доводку, а затем, начиная со следующего года приступить к крупносерийному производству. Но уже в начале лета сорокового года, после выпуска десяти опытных машин с номерами У-1 по 10, 4 из которых с вооружением из 152-мм гаубицы, плановое задание было увеличено до двухсот тридцати машин. 

Выполнения программы выпуска 230 танков потребовало реорганизации работы всего предприятия. Для производства танков КВ были задействованы не только цеха, ранее участвовавшие в производстве танков, но большинство других.

Параллельно с реорганизацией производства проходил процесс технического и технологического усовершенствования конструкции КВ. Для чего на протяжении первых летних месяцев машины У-1 и У-7 прошли испытания, вследствие чего в конструкцию пришлось внести множество исправлений.

Танк КВ-2 № У-4

Невзирая на затраченные усилия, качество собранных машин было не на высоте. И как следствие военные представители прервали приемку до устранения недостатков. Наиболее существенными были:

В июне сорокового удалось сдать десять танков КВ-2 и пять КВ-1.

Для улучшения качества танков, руководством завода по согласования с представителем заказчика в конструкцию должны были внесены изменений -  новой конструкции воздушный фильтр сухого типа, замок на КПП и прочее. Нововведения были испытаны в августе на танке У-7. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изменения были внесены в конструкцию серийных машин.

Всего, в течение августа сорокового года сданы десять танков КВ-2 и еще десять КВ-1. В следующем месяце завод отчитался в изготовлении пятидесяти двух КВ, из коих двадцать четыре танка КВ-2.

К этому времени выяснилось, что спешно разработанная, "большая башня" требует значительного улучшения. К ее недостаткам относили:

В соответствии с заданием, полученным от ГАБТУ КА СКБ-2 в августе сорокового года начало проектные работы по "большой пониженной башне". Уже к сентябрю башня новой конструкции была получена с Ижорского завода и установлена на шасси.

В этом же месяце, танк КВ-2 с этой башней прошел испытания на полигоне вблизи Ленинграда. Итоги посчитали удовлетворительными, и Ижорский завод получил заказ на башню новой конструкции. В сопоставлении с прежней конструкцией, новая башня обладала меньшим весом и габаритами и лучшей технологичностью.

Первоначально изготовление танков КВ-2 предполагали организовать в октябре сорокового года, но эти сроки были сорваны по более длительного чем рассчитывали цикла испытаний. В своей докладной записке военпред объяснял запаздывание с выпуском КВ-2 следующим образом.

Серийное производство КВ-2, начато только в мае сорок первого года. Тогда Кировский завод отчитался в изготовлении шестидесяти КВ-2, еще сорок было предъявлены заказчику в следующем месяце. На этом производство танков КВ-2 было остановлено.

Следовательно, за все время выпуска танка КВ-2 их было изготовлено 204 штуки, включая 24 машины с ранним вариантом башни.

Производство танков КВ-2
  январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1940. - 3 2 - - - 10 10 - - - -
1941г. - - - - 60 40 - - - - - -

 

Опытные машины на базе танка КВ-2.

Единственный вариант опытной машины на основе танка КВ-2, это попытка поставить в башню 107-мм ТП ЗИС-6. Данное орудие предназначалось для танка КВ-3 и проектировал его горьковский завод №92. Серийный выпуск КВ-3 должен был освоен уже в середине лета сорок первого. Один из КВ-2 без вооружения, был доставлен в Горький в декабре сорокового года. В июне следующего года ЗИС-3 была установлена в башню и направлена на испытания стрельбой. Вследствие того что танк КВ-3 в производство не поступил, проект установки ЗИС-6 был закрыт.

Другой интересный проект, правда, так и не воплощенный, это экранирование КВ-2 листами дополнительной брони толщиной в двадцать пять - тридцать миллиметров. Работы по нему были начаты согласно постановлению СНК от 15.03.1941 г.

Согласно постановлению, Ижорский и Кировский заводы к 15 мая текущего года должны были представить чертежи и отработать технологию. С тем, чтобы с июня не только полностью перейти на выпуск экранированных танков КВ, но и экранировать выпущенные ранее.

Проект был поставлен под сомнение на этапе рассмотрения комиссией из конструкторов обоих заводов и представителей заказчика. Причиной этого решения стала как перегрузка самого танка КВ-2, так целесообразность столь мощного бронирования, когда это приведет к потере технической надежности машины.

Для окончательного решения руководство Кировского завода отправило свои соображения по поводу проекта экранирования КВ-2 непосредственно замкомнаркома Кулику, который поддержал заводчан. Впрочем, окончательное решение, вплоть до остановки производства КВ-2 так и не было принято, и танк выпускался без экранов.  

ТТХ танка КВ-2 .

Тактико-технические  характеристики  танка КВ-2
   КВ-2 с башней раннего  типа КВ-2 с "пониженной башней"
Боевая масса, т 53 52
Экипаж, чел. 6 6
Габаритные размеры, мм.
Длина 6675 6675
Высота 3320 3320
Клиренс 430 420
Толщина брони
Лоб корпуса 75 75
Борт корпуса 75 75
Корма корпуса 75 75
Крыша корпуса 30 30
Днище корпуса 40-30 40-30
Бортовые листы  башни 75 75
Крыша башни 30 30
Вооружение
  152-мм гаубица М-10Т 152-мм гаубица М-10Т
  2х7,62 мм пулемета ДТ 2х7,62 мм пулемета ДТ
Боекоплект
к орудию, шт. 36 36
к пулеметам, шт. 2961 2961
УВН орудия -50 / +120 -70 / +120
УГН башенного пулемета   30
УВН башенного пулемета   -150 / +150
Маскимальная скорость по шоссе, км/ч. 34 35
Средняя скорость по шоссе, км/ч. 14,2 15
Преодолеваемые препятствия
Подъем, град. 36 36
Крен, град. 30 30
Ров, м. 2 2
Стенка, м.  0,9 0,9
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,818 0,8
Запас хода по горючему, км. 250 250
Емкость топливных баков  645 615 
 Двигатель тип  Дизель, В-2К  Дизель, В-2К
 Максимальная мощность, л.с. 600 (при 2000 об/мин)   600 (при 2000 об/мин) 
 Эксплуатационная мощнотсь, л.с.  500 (при 1800 об/мин)  500 (при 1800 об/мин)
 КПП  Механическая, трехходовая, с поперечным расположениме валов  Механическая, трехходовая, с поперечным расположениме валов
 Кол-во скоростей 5 вперед, 1 назад   5 вперед, 1 назад
 Гусеница  
Ширина гусеницы, мм.  700 700 
 Кол-во траков в одной гусенице, шт. 87-90 87-90 
Радиостанция   71-ТК-3   71-ТК-3

Видео с танком КВ-2.

ww2tanki.ru

КВ-2 Википедия

КВ-2 Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса (верх), мм/град. Борт корпуса (низ), мм/град. Корма корпуса (верх), мм/град. Корма корпуса (низ), мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Лоб башни, мм/град. Маска орудия, мм/град. Борт башни, мм/град. Корма башни, мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Запас хода по пересечённой местности, км Тип подвески Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
КВ-2
КВ-2 в Центральном музее Вооружённых Сил
52
классическая
6
240
6950
3320
3250
430
броня
75
70
75
70
60—75
70
30—40
30—40
75
110
75
75
1 × 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т)
24,3
36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К
3 × 7,62-мм ДТ-29
12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения
600
34
16
250
150
торсионная
36°
0,87
2,7
1,6
 КВ-2 на Викискладе
КВ-2 в Центральном музее Вооружённых Сил

КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — офиц

ru-wiki.ru

Тяжёлый штурмовой танк КВ-2

Советские танкисты прозвали КВ-2 "Дредноутами". Вот что вспоминает о первой встрече с КВ-2 Малыгин К. А., в то время начальник штаба 38-й танковой бригады, которая располагалась в Шепетовке:

Вечером 17 июня на станцию Владимир-Волынск прибыл эшелон с танками КВ-2 для батальона тяжелых танков. Машин было 18 — для трех рот по пяти в каждой и три — для взвода командования. Танки эти были засекречены, разгружать и перегонять их в дивизию разрешалось только ночью, укрытыми брезентом. Ночь на 18 июня была для жителей центральной улицы города беспокойной. По ней проходили для того времени чудо-машины, мощно ревели моторы, под гусеницами содрогалась земля, в окнах домов дребезжали стекла... Мы направили машины в лес. В дивизии КВ-2 никто еще не видел, кроме тех механиков-водителей, которые были командированы на завод для их приема и сопровождения. Полковник П. П. Павлов поручил своему заместителю по технической части подполковнику Д. А. Васильеву ознакомить командование соединения с тактико-техническими данными КВ-2. Утром 20 июня мы во главе с П. П. Павловым подошли к новым машинам. Возле них стоял подполковник Д. А. Васильев. Перед нами возвышался стальной гигант. Танк Т-26 по сравнению с ним казался игрушечным. Экипажу Т-26, чтобы совершить посадку через люк башни, достаточно было стать на гусеницу, а у КВ-2 для этой цели была приварена к броне лестница. Мы обошли эту громадину, осмотрели и, признаться, были поражены ее величием. Конечно же это был самый мощный танк в мире.       — Приступайте, товарищ Васильев! — приказал Павлов. Дмитрий Александрович, держа в правой руке длинную указку, а в левой — «Руководство по танку КВ-2», начал:       — Боевой вес танка около 50 тонн, толщина лобовой брони — около 100 миллиметров, маски — около 200 миллиметров. На прицеле две шкалы. Одна — для бронебойного, другая — для бетонобойного снарядов. Танк предназначен для разрушения железобетонных огневых точек укрепленных районов. Эвакуировать его могут только тракторы типа «Ворошиловец», каких, кстати, — Васильев повернулся к комдиву, — у нас в дивизии пока нет, товарищ полковник. Если эта махина застрянет в болоте, то вытащить ее можно будет только одним или двумя такими же танками. Предупреждаю, что наши ремонтники пока этот танк не знают. Экипажи подобраны с Т-26, и завтра батальон начнет освоение новой техники. Кроме 152-мм гаубицы танк пробовали вооружить длиноствольными орудиями. Одна из таких попыток была предпринята в мае 1941 года, когда был создан опытный КВ-2 с пушкой Ф-32 (ЗИС-6). С мая до середины июня того же года танк прошёл заводские испытания на заводе №92, а с 25 июня по 5 июля - полигонные испытания на АНИОПе. Из-за неудовлетворительной кучности стрельбы, малой живучести (300-400 выстрелов) и недостаточной прочности деталей затвора, пушка ЗИС-6 не выдержала полигонных испытаний. Кроме того с выстрелами такой длины и массы одному заряжающему упарвиться в боевых условиях было практически невозможно. Серийно этот танк не производился и на вооружение не принимался. Машина отличалась от серийного КВ-2 установкой вооружения, которая была осуществлена заводом №92 под руководствм В.Г. Грабина. Непосредственно установкой пушки в башню танка руководил П.Ф. Муравьёв. основным оружием была 107-мм пушка Ф-32 (ЗИС-6), спаренная с 7,62-мм пулемётом ДТ. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -6о до +21о. Пушка имела полуавтоматический вертикальный клиновый затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Этот снаряд на дальности 600 м пробивал 120-мм цементированную броневую плиту, расположенную под углом 30о к вертикали. начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 730 м/с. Для стрельбы использовался телескопический прицел ТД. В лобовом листе корпуса находилась шаровая установка 7,62-мм пулемёта ДТ. Третий пулемёт ДТ был запасным и укладывался в боевом отделении. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов к пушке и 3087 патронов к пулемётам. Кроме ЗИС-6, на танк КВ-2 в опытном порядке устанавливалось 85--мм орудие Ф-39. По решению НКО, в марте прошли испытания этого орудия в танке КВ-2. К сожалению, все технические проблемы связанные с ходовой частью и трансмиссией танков КВ в полной мере коснулись и КВ-2. Это, а также плохая подготовка танкистов сказалось на огромных потерях танков КВ-2 в первые месяцы ВОВ. Так же, танковые части были практически не укомплектованы боеприпасами. Часто, единственным оружием танкистов становились гусеницы. Но тем не менее, для немцев танки КВ оказались страшным шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий.

Тактико-технические характеристики тяжёлого танка КВ-2 Год выпуска Экипаж Масса, т Габаритные размеры:     длина     ширина     высота Клиренс, м Ширина траков, м Броневая защита, мм Вооружение Боезапас Коробка передач Двигатель Емкость топливного бака, л Расход топлива по шоссе на 100 км, л Запас хода, км Макс. скорость, км/ч Преодолеваемые препятствия:     подъём, град     крен, град     ров, м     стенка, м     брод, м Выпущено, шт
    1940
    6
    52
   6,95     3,32     3,25
    0,407
    0,65
   Лоб корпуса 75 мм     Башня 75 мм     Борт корпуса 75 мм     Корма 60 мм     Крыша 30 мм     Днище 40 мм
   152,4-мм пушка М-10 3 х 7,62-мм пулемета ДТ.
   36 выстрелов     3087 патронов
   5 вперёд, 1 назад
    "В-2К", 600 л.с     12-цилиндровый
   600
   240
   по шоссе - 225     по грунту - 150
   по шоссе - 34     по грунту - 16
    36     30     2,7     1,2     1,6
   334
Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны. Тем не менее, в результате постоянных атак танков Pz Kpfw IV большая часть танков противника была выбита, что позволило нашим частям продвинуться вперед на три километра западнее Дубисы.     Группе "Раус" удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк.         Единственное, что они могли противопоставить русским Голиафам были 88-мм зенитки Flak 18 и Flak 36. Но основные потери танков, были потери по техническим причинам. Так 41-я танковая дивизия из 31 КВ-2 к 6 июля 1941 года потеряла 22 танка. Из них только 5 танков было подбито. Остальные машины были потеряны по техническим причинам или брошены из-за недостатка топлива.         А вот что вспоминал герой Советского Союза Г. Пенежко о первой своей встрече с КВ-2:

    ...По земле прошел глухой гул, и на окраине села Ситна показались громадные бронированные машины непривычной ярко-желтой окраски. Сверкая языками выстрелов, они медленно катились в нашу сторону. "Рейнметалл"! — догадался я, вспомнив силуэты немецкого танка в альбоме училища. — Тяжелый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок... Да, лобовую броню такого танка 45-мм пушка нашего БТ вряд ли возьмет... Но отступать было некуда.      - Приготовиться! Огонь! — бросил я механику и прильнул к прицелу. Надеясь опередить, навожу перекрестие на ребристую башню, нажимаю педаль спуска.     Раздается гром выстрела. В поле зрения прицела вместо башни клубится облако дыма.     "Что за наваждение? Куда же девался танк? — думаю я. — И почему так туга педаль? Гляжу под ноги — о ужас! Под педалью спуска застряла гильза снаряда. Значит, это не я стрелял?" Выглядываю из люка. На том месте, где стоял немецкий танк, дымится черное пятно и валяются исковерканные листы брони, а позади уверенно разворачивается вправо громадная башня нашего КВ. Вот, оказывается, кто стрелял! Тем временем КВ занялся очередной вражеской машиной. Выстрел, взрыв — и слетает еще одна башня, разваливается корпус. Из-за гребня раздается выстрел. Броня смельчака брызжет снопом искр, а снаряд рикошетом фурчит над нашими голосами. В ответ выстрел KB — и еще один тяжелый немецкий танк качнулся, присел и как будто крякнул от удивления... КВ-2 находился в серийном производстве до 22 июня 1941 года (после рокового воскресенья танк стал ненужным: ближайшие линии обороны находились в Восточной Пруссии, а, когда стало ясно, что вторжение на территорию противника временно откладывается, естественно, что таким неповоротливым махинам в оборонительной войне не нашлось применения). Последний раз танк КВ-2 вступил в бой в 1945 году. Это был КВ-2 захваченный немцами и использованный ими при обороне Кенигсберга. КВ-2 в немецких войсках получил обозначение Panzerkampfwagen KV-II 754(r).

Фотографии танка КВ-2 

            Чертежи тяжёлого танка КВ-2:                    - общая схема                    - боковые проекции У-4

Источники: "Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г. Советские тяжёлые танки 1917-1941 гг. Изд.центр "Экспринт". 2004 г. Малыгин К. А. "В центре боевого порядка". "Воениздат", М. 1986 г. А.Бескурников "Один из серии КВ" ("Моделист-Конструктор" №11, 1984 г.) Бронетанковая техника СССР 1939-45 гг. ("Бронеколлекция" №1, 1998 г.) www.jagdtiger.de
Вернуться к тяжёлым танкам  Вернуться на главную страницу Hosted by uCoz

bronetehnika.narod.ru

КВ-2 - Тяжелый советский танк

История создания КВ-2

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. войска РККА (Рабоче Крестьянской Красной армии) остро нуждались в эффективном средстве борьбы с тяжело укрепленными оборонительными сооружениями финских войск линии Манергейма. 76 мм орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи, а использование артиллерии порой было невозможным.

Поэтому в 1940 году на Ленинградском Кировском заводе под управлением Котина был разработан танк, способный «заменить» артиллерийский расчет. Танк был разработан за две недели путем неимоверных усилий инженеров, работающих по 15 и более часов в сутки.

Первый образец танка, построенный через месяц после начала проектирования, вышел на полигон под обозначением У-1, позднее переименованный в КВ-2 (тяжелый штурмовой танк Клима Ворошилов)

Особенностью танка было его крупнокалиберное орудие – гаубица М-10Т образца 1938 года калибром 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня, огромного размера. Стоит отметить, что до 1941 года КВ-2, как и КВ-1 назывался «танк с большой башней» и «танк с малой башней» соответственно. Первое испытания стрельбы показало, что танк не переворачивается при выстреле с такого огромного калибра, как думали некоторые члены комиссии. Всего было два вида башен, первая МТ-1 была отклонена из-за того, что её легко было поразить, другая же башня МТ-2 имела меньшую область поражения, и именно с ней танк пошел в серийное производство.

Интересные факты о КВ-2

Для того времени подобных танков в мире не существовало. Для немцев встреча с этим тяжелым монстром оказалась полной неожиданностью. КВ-2 не могли пробить ни 88мм ни 105мм орудия вермахта, что делало из КВ-2 настоящего стального монстра, способного поразить своим орудием любой немецкий танк.

Во время ВОВ танкам КВ-2 приходилось стрелять, тем, что под руку подвернется. Базовый запас снарядов очень быстро коначался, а эшелоны с боеприпасами подолгу не могли пробиться. Поэтому с гаубицы порой стреляли бетонобойными снарядами, коих было в избытке. При попадании такого 70 килограммового снаряда по легким немецким танкам PZ III, от них мало что оставалось. Танк раскурочивало полностью.

 

Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2

Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.

Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.

Характеристики пушки М-10Т:

Бронепробиваемость:

Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.

Дополнительное вооружение:

Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.

Тактико-Технические Характеристики КВ-2

Размеры танка

Бронирование КВ-2

Ходовые качества танка Клим Ворошилов 2

Боевое применение штурмового танка Клим Ворошилов 2

Советско-Финская война(1940) — Участвовало всего 2 опытных образца.

Великая отечественная война. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Практически все были потеряны в начале войны.

На это есть ряд причин:

Много целых танков было оставлено на поле боя. Как раз эти самые брошенные КВ-2 активно использовали немцы.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru