Танк КВ-1 «Беспощадный». Танк кв 1


Танки КВ - список, фото, видео

Содержание

Серия танков КВ появилась в 1939 году и приняла участие в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. Нельзя назвать эти машины совершенными, но в некотором они определили развитие советских тяжёлых танков, а КВ-1 стал символом победы наравне с Т-34.

Давайте подробнее рассмотрим всё семейство этих танков.

КВ-1

Танки КВ - список, фото, видео

Первый в серии, поступивший в производство в августе 1939 года, изначально назывался КВ в честь Клима Ворошилова, а цифровой индекс получил после появления следующего в серии танка.

Создавался как альтернатива многобашенным машинам, чьё развитие зашло в тупик из-за огромной массы и габаритов. Несколько лет оставался практически неуязвимым для танковых пушек, лишь немецкие зенитки могли справиться с его бронёй.

Недостатками стали не самое мощное орудие калибра 76 мм, плохая подвижность, слепота экипажа внутри и постоянные поломки. Был в серийном производстве на Кировском заводе до 1941 года, выпущен в количестве 3162 единиц.

КВ-1С

Танки КВ - список, фото, видео

Созданная летом 1942 года скоростная модификация с ослабленным бортовым бронированием. К этому добавили улучшенный обзор для командира, новую коробку передач, что повысило боевые качества танка.

По своим характеристикам находился между тяжёлыми танками и средними танками, вооружение осталось прежним без возможности установки более мощной пушки без значительных переделок, что и стало главным недостатком.

Выпускался до конца лета 1943 года, всего выпущено 1120 штук.

КВ-1К

Интересная модель, созданная в единственном экземпляре в 1942 году. На машину установили систему КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая), представляющую из себя четыре пушки с направляющими внутри. В качестве снарядов использовались реактивные осколочно-фугасные М-13 калибра 132 мм.

Успешно прошёл испытания, даже были получены рекомендации по установке подобных систем на другие танки, но на это всё закончилось.

ЭКВ

Малоизвестный экспериментальный образец с электромеханической трансмиссией. Создан в 1944 году, хотя разработка началась в 1940.

Танк получил корпус КВ-1 и башню КВ-С, масса выросла до 52 тонн. Полученный при его создании опыт пригодился при разработке ИС-6 и ИС-7 с подобными трансмиссиями.

КВ-150 (Т-150)

Танки КВ - список, фото, видео

Экспериментальная модификация КВ-1 массой 50 тонн. Получила новый двигатель В-5, развивающий 700 л.с., командирскую башенку с улучшенным обзором и увеличенную толщину брони.

Военные предпочли использовать обычный КВ-1 с дополнительно установленной бронёй, к тому же, двигатель Т-150 был склонен к перегреву из-за чрезмерного форсирования.

Был создан в единственном экземпляре, после испытаний отправлен на фронт.

КВ-220

Танки КВ - список, фото, видео

Попытка улучшить защищённость КВ-1, доведя толщину его брони до 100 мм.

Ходовую часть удлинили на 1 каток, установили дизель В-2СН мощностью 850 л.с., разработали новую башню, в которую установили пушку Ф-30 калибра 85 мм.

Зимой 1941 года опытный образец КВ-220 отправился на фронт, где некоторое время считался практически неуязвимым, пока не был уничтожен в декабре этого же года немецкими противотанковыми орудиями, сорвавшими с него башню.

КВ-85

Танки КВ - список, фото, видео

Летом 1943 года разработали танк, который должен был хоть как-то противостоять немецким Тиграм.

Существующая советская пушка Д-5Т калибра 85 мм была способна бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в башню средних танков Т-34-85 помещалась с трудом, как и в башню КВ-1С.

КВ-85 получил переделанный корпус и ходовую часть КВ-1С, а башню и орудие от ИС-1.

Было создано 148 таких машин, лишь 2 из них сохранились до нашего времени, остальные были потеряны в боях. Вооружение позволяло бороться с Тиграми и Пантерами, но защита была посредственной, поэтому приоритет был отдан серии ИС.

КВ-100

Попытка сделать КВ-85 мощнее. В конце 1943 года на его базе создали КВ-100, установив в башню пушку С-34 калибра 100 мм. На испытаниях башня оказалась слишком тесной, поэтому танк остался в единственном экспериментальном экземпляре.

КВ-122

Ещё одна попытка вдохнуть жизнь в устаревший КВ-85. 122 мм пушка, корпус с более толстой бронёй, башня от ИС-2.

В целом, очень удачная и дешёвая модификация, но для неё было необходимо отзывать все КВ-85 с фронта и транспортировать на завод для переделки. Это посчитали нецелесообразным и отдали предпочтение ИС-2.

КВ-2

Танки КВ - список, фото, видео

Танк с огромной башней и огромной гаубицей калибра 152 мм. Создавался как хорошо защищённая машина для уничтожения фортификационных сооружений.

Плохая обзорность, такая же подвижность, отвратительная надёжность, но сверхмощное орудие, проламывающее при попадании броню любой техники противника.

Выпускался с 1940 по 1941 год, всего было создано 204 машины, из которых сохранились в приемлемом состоянии лишь 3.

КВ-3

Экспериментальный танк создававшийся на базе КВ-150 и КВ-220. Планировали установить пушку ЗИС-6 калибра 106 мм и двигатель В-2СН мощностью 850 л.с.

Разработка завершилась в первой половине 1942 года.

КВ-4

Ещё один экспериментальный танк, который даже не был построен.

Планировалось установить пушку калибра 107 мм вместе с пушкой Л-11 калибра 76 мм. Корпус в лобовой части защищался листами брони толщиной до 150 мм. Получившуюся махину массой более 80 тонн в движение должен был приводить двигатель мощностью 1200 л.с.

КВ-5

Сверхтяжёлый танк, который начали разрабатывать в 1941 году. Отличался толщиной лобовой брони в 180 мм, тремя башнями и массой 100 тонн.

Был своеобразной работой над ошибками при создании КВ-4, при создании пытались использовать максимальное число уже находящихся в серийном производстве деталей от КВ-1.

Огромная масса не позволяла бы преодолевать мосты, затрудняла маневрирование на пересечённой местности, а габариты превратили бы в отличную мишень.

Впрочем, это лишь в теории. На практике разработка была свёрнута в августе того же года и все силы были брошены на доводку и совершенствование уже существующих танков.

КВ-6

Тяжёлый огнемётный танк на базе КВ-1. На место курсового пулемёта установили огнемёт АТО-41.

Ничем кроме огнемёта не отличался от базовой модели.

Всего было выпущено 4 полноценные машины, ещё несколько выехали из заводских ворот без огнемётов. Немцы использовали трофейные КВ-6, обозначая их Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) Flamm.

КВ-7

Танки КВ - список, фото, видео

Экспериментальная САУ на шасси КВ-1, призванная снабдить армию удобной боевой бронированной машиной, одинаково приспособленной как для борьбы с бронетехникой, так и с живой силой, укреплёнными сооружениями.

Разрабатывалась зимой 1941 года. В неподвижной рубке установили 3 орудия. Сначала это была пушка Ф-34 калибра 76 мм и две пушки 20-К калибра 45 мм, позже их сменили на две ЗИС-5 калибра 76 мм.

Большая загруженность заводов не позволила начать производство машины, не имеющей значимых преимуществ над существующими образцами техники. Тем не менее, наработки пригодились при создании штурмового орудия КВ-14 (СУ-152).

КВ-8 и КВ-8С

Огнемётный танк на базе КВ-1. После окончания производства КВ-1, за основу взяли КВ-1С, создав на его базе КВ-8С.

В башне располагался огнемёт АТО-42, а пушка заменена на более компактную калибра 45 мм. Для маскировки на пушку одевался кожух, делающий её похожей на прежнюю калибра 76,2 мм.

КВ-9

Малоизвестный тяжёлый советский танк, созданный как штурмовой или артиллерийский. Для уничтожения вражеских укреплений планировали установить гаубицу У-11 калибра 122 мм.

Разработка началась в 1941 году и закончилась через год выпуском экспериментального Объект 229. После испытаний его решили производить под названием КВ-9, но создали только один образец.

КВ-12

Танки КВ - список, фото, видео

Объект 232 разрабатывался с 1942 года, предназначался для уничтожения вражеской пехоты огнемётом и ядовитыми веществами. Помимо этого, должен был дезинфицировать уже зараженную местность и иметь возможность ставить дымовые завесы.

Работы предусматривали замену курсового пулемёта стандартного КВ-1 на огнемёт и установку дополнительного оборудования.

Весной 1942 года появился первый образец, получивший название КВ-12, он успешно прошёл испытания и был признан лучше чем КВ-8. Но в серийное производство машина не пошла, поскольку заводы были загружены производством более стандартных вариантов.

КВ-13

Танки КВ - список, фото, видео

Попытка объединить плюсы средних Т-34 и тяжёлых КВ в одном танке. Разработка стартовала в 1942 году и длилась до весны, осенью начались испытания. На испытаниях выявилась плохая надёжность и недостаточная защита.

При создании широко применялось литьё и максимально сокращалось использование цветных металлов.

Было создано 2 прототипа, после чего разработку свернули.

КВ-14 (СУ-152)

Танки КВ - список, фото, видео

Эта самоходка известна большинству как СУ-152. Разработали её в начале 1943 года на базе КВ-1С, а в боевое крещение произошло в Курской битве.

СУ-152 показала эффективность своей нарезной гаубицы МЛ-20С калибра 152 мм, оказавшись способна уничтожать любую немецкую технику.

Всего создали 670 таких САУ, лишь несколько штук сохранились до нашего времени.

Эпилог

Танки КВ воплотили в себе стремление создать как можно более бронированную машину в ущерб подвижности. К тому же, высокая масса и спешное производство делали трансмиссию и другие узлы ненадёжными.

Появившиеся Т-34 были гораздо динамичнее, а ИС ещё и бронированние, что завело серию КВ в тупик. Были попытки создать облегчённый КВ-13, но они оказались не слишком успешными, в результате чего приоритет отдали танкам других серий.

Тем не менее, КВ прошли две войны, а создание экспериментальных образцов позволило воплотить удачные решения на других танках.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Танк КВ-1

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

Боевое применение танка КВ-1

По местам!

"Танк КВ" Руководство службы" 5 марта 1941 года

"ПОСТРОЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ЭКИПАЖА У ТАНКА (*)

Размещение экипажа в танке:КТ - командир танка; КО - командир орудия; М - мсханнк-воднтель младший; ЛШ - механик-водитель старший; Р - радист.

1. По команде (сигналу) "К машинам" экипаж выстраивается впереди танка, лицом в поле, в одну шеренгу, на один шаг впереди гусениц, в следующем порядке: командир танка - КТ, командир орудия (стреляющий) - КО, механик-водитель младший (заряжающий) - М, механик-водитель старший - МВ, радиотелеграфист - Р, и принимают команду "Смирно".

2. По команде (сигналу) "По местам" посадка производится в следующем порядке: все поворачиваются кругом, механик-водитель старший влезает в танк через передний люк и садится на свое место, за ним следует радиотелеграфист и закрывает за собой люк; командир танка делает шаг влево и пропускает вперед себя командира орудия, который влезает на танк и но правому борту бежит к башне, открывает люк и садится на свое место; за ним следует командир танка; последним садится механик-водитель младший, который закрывает за собой люк.

3. После посадки экипажа в танк командир танка подает команду: "Подготовиться к заводке". По этой команде старший механик-водитель открывает центральный топливный кран, создает давление в топливной системе, включает "массу". Механик-водитель младший открывает топливные и масляные краны, после чего механик-водитель старший докладывает о готовности двигателя к заводке.

По команде "Заводи" механик-водитель старший выжимает главное сцепление, подает сигнал и запускает двигатель. После заводки двигателя командир танка подает сигнал о готовности танка к движению.

4. По команде (сигналу) "К машинам" выход из танка производится в следующем порядке: через передний люк первым выходит радиотелеграфист, за ним механик-водитель старший, который закрывает люк; через люк башни первым выходит механик-водитель младший (моторист) и становится впереди танка, за ним выходит командир танка, затем командир орудия, который закрывает люк башни.

По выходе из танка экипаж выстраивается в порядке, указанном на схеме рис. 109, и остается в таком положении до команды (приказания) командира взвода. =======================

(*) Экипаж танка с большой башней состоит из 6 человек: командир танка, командир орудия, механик-водитель старшин, механик-водитель младший, радиотелеграфист и замковый."

 

Германское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох - она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях "Солдатский долг" Маршал К.К.Рокоссовский писал: "Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии."

В июле 1941 г. советские войска имели 500 танков КВ-1 и КВ-2. В октябре 1941 года производство танков КВ-2 было приостановлено, так как началась эвакуация танковых заводов на восток. К этому моменту было выпущено всего 434 машины. Их использовали в позиционных боях во время обороны Москвы зимой 1941 года и под Сталинградом в составе 62-й армии генерал-майора В.Чуйкова. Эффективным средством, способным KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй.

"Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя... Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться.

Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. "Он готов", - подумали артиллеристы с облегчением. "Да, он готов", — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: "Он еще движется!" Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь".

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:"КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь - безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась".

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, "23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось."

Под Ленинградом произошел самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них - тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжег 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были "заперты" в походной колонне и лишены маневра.

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особок военного округа. Практически не сумев дать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.

pro-tank.ru

Танк КВ-1 «Беспощадный»

 

Начиналось все с того, что в апреле 1942 года группе граждан была присуждена вторая Сталинская премия. Среди прочих лауреатов ее получили: поэт и писатель В. М. Гусев, поэт С. В. Михалков, художники Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов), поэт Н. С. Тихонов, поэт С. Я. Маршак.

Спустя несколько дней поэт Николай Тихонов, в своем выступлении по радио заявил, что передаёт свою премию в Фонд обороны. К Тихонову присоединились и вышеперечисленные поэты и художники. Посовещавшись, они решили сообща купить и подарить Красной Армии тяжелый танк.

Танк был построен и 25 мая 1942 г. на торжественном митинге в присутствии Маршака, Михалкова и Кукрыниксов передан 6-й «а» гв. танковой бригаде (впоследствии 23-я отдельная гвардейская танковая Ельнинская Краснознаменная бригада).

Чтобы танк не затерялся среди других, было предложено присвоить ему имя «Беспощадный». «Отцы» танка решили его оформить: художники нарисовали на башне силуэт краснозвездного танка, стрелявшего прямой наводкой в Гитлера, разлетавшегося от снаряда на части. Рядом с рисунком на башне красовались стихи-напутствие Маршака:

Штурмовой огонь ведя, Наш тяжелый танк, В тыл фашисту заходя, Бей его во фланг! Экипаж бесстрашный твой, Не смыкая глаз, Выполняет боевой Сталинский приказ.

Экипаж подобрали из танкистов, отличившихся в боях под Москвой. В него вошли:

  • Командир танка - командир танкового взвода гв. лейтенант Хорошилов Павел Максимович, 1917 г.р., погиб 01.03.1943 г. под д. Ашково
  • Командир орудия - гв. сержант Фатеев Алексей Иванович, 1921 г.р., член ВЛКСМ с 1937 года, призван в 1939 году из Тулы, в Действ. армии с июня 1941 г. погиб 04.03.1943 г.
  • Старший механик-водитель - гв. мл. воентехник Царапин Егор Сергеевич, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Тамбовской обл., в Действующей армии с 22.06.1941 г., был легко ранен.
  • Младший механик-водитель - гв. ст. сержант Филиппов Георгий Иванович, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Гагр Абхазской АССР, в Действующей армии с июня 1941 г.
  • Радиотелеграфист - гв. мл. сержант Егоров Алексей Андреевич, 1920 г.р., призван в 1940 г. из Истры, в Действующей армии с июня 1941 г.

Танк находился в строю около девяти месяцев. В марте 1943 г. получил повреждения, погибли Павел Максимович Хорошилов, и сменивший его Алексей Иванович Фетеев. Танк отправлен в ремонт. К тому времени танк с боями прошел 700 км, подбил 27 танков противника, уничтожил 9 минометов, 10 пушек, 17 пулеметов около 30 единиц автотранспорта, 13 бронеавтомобилей.

С гибелью командира история танка не остановилась. КВ-1 снова отремонтировали, и с обновленным экипажем под командованием гвардии лейтенанта Владимира Степановича Макарова в составе родной танковой бригады боевая машина продолжила свой боевой путь от Подмосковья до Ельни.

Новый экипаж танка:

  • Командир танка - гв. лейтенант Макаров Владимир Степанович (1923 г.р.)
  • Соколов
  • Стародубцев

Бои под Ельней стали последними в доблестном пути легендарного танка. 31 августа 1943 г. в тяжелом бою экипаж снова понес потери, подбитый танк удалось вывести с поля боя, но восстановлению он уже не подлежал. В числе прочих танков он был доставлен в Кубинку, а в 1948 г. машину отправили на переплавку на московский завод «Серп и молот».

Тяжелые сражения шли непрерывно. Едва ремонтники успевали устранить полученные танком в бою повреждения, как отважный экипаж снова вел машину на врага. Вот что сообщало поэтам и художникам командование гвардейской бригады:

«Художникам Кукрыниксы: тт. Куприянову, Крылову, Соколову, поэтам - Гусеву, Маршаку, Михалкову и Тихонову.

Дорогие товарищи!

...Исключительное мужество и отвагу показывают в боях с немецким фашизмом члены экипажа танка «Беспощадный». ...«Беспощадный» смело врезался в танковые колонны врага, громил их, уничтожая живую силу и технику. Так, например, в ночь с 11 на 12 августа он получил приказ: в составе взвода встретить на переправе через реку В у пункта Д прорвавшиеся танки и пехоту противника. Враг, сконцентрировавший войска на узком участке фронта, несмотря на огромные потери, продвигался вперед. Хорошиловцам пришлось встретиться с противником на марше к пункту Д. Неожиданность встречи не остановила грозный советский танк. Он первым из трех боевых машин взвода повел наступление на населенный пункт. Метким огнем командира орудия тов. Фатеева и пулеметчика тов. Егорова было уничтожено: два средних танка и один легкий танк, две бронемашины, пять автомашин с боеприпасами, два тяжелых и два легких орудия, один миномет...

О тяжести и кровопролитности проведенных боев лучше всего говорит одна пробоина лобовой брони и двадцать три вмятины от прямых попаданий вражеских снарядов. А три снаряда навсегда остались в сильном, могучем теле «Беспощадного», увязнув в уральской броне...

За период с 11 по 14 августа экипаж тов. Хорошилова участвовал в пяти атаках. ...За этот период ими всего было уничтожено: 7 танков, 6 бронемашин, 5 автомашин с боеприпасами, 4 танкетки-тягача с ПТР, 4 противотанковых орудия, 1 склад с боеприпасами, 3 мотоцикла, 1 пулемет, 1 миномет и десятки фашистов.

Ваш подарок в руках мужественных танкистов-гвардейцев стал флагом нашей части, увлекающим бойцом и командиров на великие подвиги во имя нашей Великой Родины.

25.08.1942 года. Гвардии полковник Скуба. Гвардии старший батальонный комиссар Паршутин».

Сражению «Беспощадного» с колонной вражеских танков была посвящена статья в газете «Правда». А через несколько дней этот бой был описан в газетах «Известия» и «Комсомольская правда». А вслед за газетами почта доставила танкистам и письма от художников и писателей.

«Дорогие наши, родные тт. Хорошилов, Царапин, Фатеев, Филиппов, Егоров! Как приятно Рыло прочитать о ваших подвигах в «Правде». Читая газету, мы произносили вслух все трое: «Вот это молодцы! Вот это герои! Сдержали свое обещание!» Но у всех тут же возник беспокойный вопрос: все ли живы, здоровы? Ведь в газете об этом не сообщалось ничего. И успокоились только тогда, когда получили от вас письмо, где сообщались подробности ваших славных дел и где вы писали, что весь экипаж невредим. Ведь вы стали родными братьями нашими, я все, что происходит с каждым из вас, нас волнует. Статью из «Правды» в тот же день передавали по радио, так что вся страна узнала о ваших подвигах. Кукрыниксы».

«Дорогие товарищи Хорошилов, Царапин, Филиппов, Фатеев и Егоров!

Несколько дней тому назад мы с радостью прочли корреспонденцию в «Правде» о подвигах экипажа тяжелого танка «Беспощадный». Дорогие друзья, вы пишете, сколько «штук» тяжелых и средних танков противника, сколько немецких бронемашин, орудий, минометов вам удалось уничтожить с помощью «Беспощадного» (не зря, видно, получил он свое прозвище!). Но нам хотелось бы знать обо всем гораздо подробнее. Когда у вас будет свободная минута, напишите нам, что пришлось вам испытать, расскажите попросту, как было дело, как дрались вы, как выходили из трудных положений. Да и не только об этом. Напишите нам о себе, как пишете домой, о каждом в отдельности. Все вы очень нам дороги. Мы счастливы, что вы живы и невредимы, что первый боевой экзамен показал, как хорошо подготовились вы к исполнению своего воинского долга.

За себя, за Тихонова, Михалкова, Гусева С. Маршак».

Удивительно точные слова нашли художники: «Вы стали родными братьями нашими». В них, в этих словах, отразилось единство всего народа. Рядом со слесарем и колхозником сражались студент и профессор. В тылу и на фронте, у станка и с винтовкой в руках советский народ, как одна семья, боролся за свою свободу.

А добрейший Самуил Яковлевич, видимо, чуточку раздражен тем, что и в письмах и в газетных статьях слишком много цифр и перечислений уничтоженной вражеской техники и так мало о людях. Но ведь в этих перечислениях, может быть, и похожих на инвентарную опись, в этих цифрах - объективная мера героизма, проявленного людьми, нашими воинам. А потому мы позволим себе привести еще несколько документов. Отрывок из донесения комиссара бригады Паршутина командующему бронетанковыми и мотомеханизированными войсками 16-й армии: «В 16.00 2.9.42 года танк «Беспощадный» в составе трех танков «КВ» атаковал сильно укрепившегося противника в д. Воробьеве. Умело маневрируя и ведя огонь, танк «Беспощадный» первым ворвался в деревню, где огнем уничтожил 5 танков, 3 пушки, 4 миномета, 4 дзота и 3 автомашины. Наша пехота овладела населенным пунктом и закрепилась в нем. Всего за отчетный период экипаж танка «Беспощадный уничтожил танков - 12, орудий - 3, минометов - 7, пулеметов - 4. бронемашин - 7, тягачей с ПТР - 4, автомобилей - 10, мотоциклов - 5, штабной автобус - 1

 

25 мая 1942. Танк передали экипажу из 6-й «а»(позднее 23-й) гв. тбр

в ночь с 11 на 12 августа 1942. он получил приказ: в составе взвода встретить на переправе через реку В у пункта Д прорвавшиеся танки и пехоту противника. Враг, сконцентрировавший войска на узком участке фронта, несмотря на огромные потери, продвигался вперед. Хорошиловцам пришлось встретиться с противником на марше к пункту Д. Неожиданность встречи не остановила грозный советский танк. Он первым из трех боевых машин взвода повел наступление на населенный пункт. Метким огнем командира орудия тов. Фатеева и пулеметчика тов. Егорова было уничтожено: 2 средних танка и 1 легкий танк, 2 бронемашины, 5 автомашин с боеприпасами, 2 тяжелых и 2 легких орудия, 1 миномет.

За период с 11 по 14 августа экипаж тов. Хорошилова участвовал в пяти атаках. ...За этот период ими всего было уничтожено: 7 танков, 6 бронемашин, 5 автомашин с боеприпасами, 4 танкетки-тягача с ПТР, 4 противотанковых орудия, 1 склад с боеприпасами, 3 мотоцикла, 1 пулемет, 1 миномет и десятки фашистов.

14 августа 1942. Танк «Беспощадный» и танк Т-60 прикрывали 6-й гв. кп и мспб, пытавшихся прорваться через Жуково и Ожигово на Волосово. Встретив сильное огневое сопротивление противника из д. Слободка, 6 гв. кп с мспб переправились через р. Вытебеть на ее восточный берег. Танки из-за отсутствия брода в районах Жуково, Ожигово отошли в д. Слободка, где и переправились на восточный берег р. Вытебеть. В район д. Кумово для танков были доставлены боеприпасы (95 шт.). В 13.50 - 14.00 была замечена колонна противника (автомашины и танки) в движении из Слободка на Ожигово. Последняя была обстреляна нашими танками и понесла потери: подбито 2 танка и 6 автомашин.

16 августа 1942. В 12.00 повторной атакой д. Слободка была занята. Особенно отличились в боях за д. Ожигово, Слободка, Жуково экипаж танка «Беспощадный». Он уничтожил 3 миномета, 11 пулеметов, 5 бронемашин, два танка, 9 танкеток-тягачей, 3 мотоцикла, 9 автомашин, 7 ПТО, склад боеприпасов.

2 сентября 1942. В 16.00 танковый взвод в котором воевал танк «Беспощадный», атаковал сильно укрепившегося противника в д. Воробьеве. Умело маневрируя и ведя огонь, танк «Беспощадный» первым ворвался в деревню, где огнем уничтожил 5 танков, 3 пушки, 4 миномета, 4 дзота и 3 автомашины. Наша пехота овладела населенным пунктом и закрепилась в нем. Всего за отчетный период экипаж танка «Беспощадный уничтожил танков - 12, орудий - 3, минометов - 7, пулеметов - 4. бронемашин - 7, тягачей с ПТР - 4, автомобилей - 10, мотоциклов - 5, штабной автобус - 1.

В атаке - «Беспощадный»

Во время Великой Отечественной войны корреспондент ТАСС однажды сообщил с фронта: «Одному из танков КВ присвоено имя «Беспощадный». Танкисты Н-ской гвардейской бригады дали слово оправдать название своей новой боевой машины и беспощадно расправиться с фашистскими оккупантами. Экипаж танка во главе с гвардии лейтенантом Хорошиловым сдержал свое слово, а товарищи о нем и танке-богатыре сложили песню».

Водителем этого легендарного танка был наш земляк - уроженец села Покрово-Васильево Пичаевского района Егор Сергеевич Царапин. И он, таким образом, был причастен к дружбе воинов, писателей и художников. А начиналась история так. В начале 1942 года художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов) и поэты Н. Тихонов, С. Михалков и В. Гусев были удостоены Сталинской премии. Вскоре Николай Тихонов выступил по радио и заявил, что отдает свою премию в фонд обороны. Его примеру последовали и другие лауреаты. Посоветовавшись, они решили на эти средства купить 47-тонный тяжелый танк КВ и подарить его Красной Армии. А чтобы танк не затерялся среди множества других боевых машин, решили дать ему имя. Член Военного совета Западного фронта Н. Бирюков предложил свой вариант - «Беспощадный». Согласились.

Потом решили оформить танк так же, как Кукрыниксы и поэт С. Маршак оформляли «Окна ТАСС»: чтобы рядом с рисунком были стихи. Они родились быстро:

Штурмовой огонь ведя, Наш тяжелый танк, В тыл фашисту заходя, Бей его во фланг! Экипаж бесстрашный твой, Не смыкая глаз, Выполняет боевой сталинский приказ.

Начали подбирать экипаж из танкистов, отличившихся в боях под Москвой. В него вошли П. Хорошилов, Е. Царапин, А. Фатеев, Г. Филиппов и А. Егоров. И сразу же началась переписка между экипажем и деятелями культуры. «Заверяем вас, - писали танкисты С. Маршаку, - мы сделаем все, чтобы ваш подарок - танк «Беспощадный» - стал авангардным танком нашей части. Появление его на поле боя будет наводить ужас на фашистов».

Гвардейцы сдержали свое слово, когда в августе 1942 года противник прорвал нашу оборону и стал продвигаться к Козельску. Взвод тяжелых танков под командованием лейтенанта Хорошилова первым встретил врага. Егор Царапин повел машину по наиболее опасному пути - прямо по дороге, ведущей к переправе через Вытебеть. Контрнаступление происходило в полной темноте. Когда подошли к деревне Жуково, ветер донес обрывки музыки и пьяные выкрики - немецкие офицеры веселились.

«Беспощадный» послал им «на десерт» пару зажигательных снарядов. Вспыхнул пожар, гитлеровцы быстро выскочили из хат, организуя оборону. Но ничего у них на этот раз не вышло, враг был выбит из деревни. В этом бою «Беспощадный» уничтожил два вражеских танка, две танкетки и до роты солдат. Противник, впрочем, вскоре опомнился и вновь ринулся в атаку на наши позиции. И вновь первый натиск врага приняла на себя танковая бригада, в которой воевал «Беспощадный». Завязался бой. Немецкие танки приближались, вот уже один из них оказался на расстоянии прямого выстрела. Хорошилов отдает приказ Фатееву: «Огонь!» Снаряд попадает в цель, видно, как разрастается черный шлейф дыма.

Командир гвардейского соединения полковник Скуба писал потом шефам танка: «Большая часть уничтоженной в этом бою фашистской техники и живой силы падает на экипаж подаренного вами танка «Беспощадный». В этих боях он был путеводной звездой для всех гвардейцев части. Его появление на поле боя внушало животный страх фашистам, напоминало нам о единстве советского тыла и фронта, удесятеряло наши моральные силы в борьбе с врагом». 16 августа 1942 года П. Хорошилов писал С. Маршаку: «Я очень извиняюсь перед вами за долгое молчание, но вот чем оно было вызвано. Наша часть вступила в бой. Мой взвод при поддержке пехоты занял три деревни - Ожогово, Жуково и Слободку, уничтожив три миномета, восемь тяжелых и семь противотанковых орудий. Еще раздавили гусеницами 11 пулеметов. Экипаж остался невредим, а машину немного изуродовали сволочи. Но ничего, при помощи ремонтников мы устранили неисправности и снова пошли в бой».

«Беспощадный» был живуч. Однажды танк вынужден был принять бой сразу с несколькими танками противника, которых к тому же поддерживала авиация. Как только «юнкерсы» начали кружить над полем боя, командир «Беспощадного» стал стрелять из ракетницы в направлении врага. Приняв ракеты за сигналы своих, «юнкерсы» начали бомбить свою танковую колонну. Несколько машин было повреждено. Остальные, однако, продолжали продвигаться вперед. Тогда экипаж пошел на новую хитрость: спрятавшись в густом кустарнике, да еще замаскировав КВ снопами, решил подпустить фашистов как можно ближе. Немцы, конечно, не ожидали подвоха и нахраписто лезли на наши позиции. Даже после того, как загорелся один из танков. Видимо, посчитали это результатом удара советской артиллерии. Между тем «Беспощадный» продолжал метко стрелять из укрытия: поджег второй немецкий танк, потом третий.

Не добившись здесь успеха, противник решил «попытать счастья» на соседнем участке фронта. В этой связи экипажу «Беспощадного» была поставлена новая задача: создать видимость прорыва и отвлечь на себя огонь врага. С тем, чтобы переправить через реку раненых и поврежденные танки. Смелый экипаж, не раздумывая, ринулся вперед. Только благодаря умению Егора Царапина и только гусеницами танка было уничтожено несколько пулеметов и немало гитлеровцев. После этого рейда танкисты насчитали на броне машины 48 вмятин от осколков артиллерийских снарядов. О подвиге храбрецов тогда написала газета «Правда». Художники и поэты, поддерживавшие переписку с экипажем, высказывали свое восхищение: «Вот это молодцы! Вот это герои! Сдержали свое слово. Бейте и дальше поганых фашистов, как били до сих пор!»

Успех боя зависел от слаженных действий всех членов экипажа. Но в любом случае многое зависело от водителя. Командир батальона гвардии майор В. Виноградов говорил:

- У нас нет лучшего мастера вождения, чем Егор Царапин. Лучше других он использует складки местности, да и вообще Егор и танк - это нечто одно целое, - потом, шутя, добавил: - Командир - голова, а Царапин - шея. Куда шея повернет, туда и голова. А поворачивает шея только в сторону противника. Чтобы в очередной раз его потревожить.

За участие в августовских и сентябрьских боях 1942 года все члены экипажа были удостоены ордена Красной Звезды. Но вскоре после награждения, будучи в разведке, экипаж «Беспощадного» нарвался на вражескую засаду. Крепкая 100-миллиметровая уральская броня надежно укрывала танкистов от немецких пуль. Но случилось то, чего меньше всего ожидали воины, - заглох мотор. Машина неподвижно застыла в узкой ложбине.

Танкисты отстреливались, пока не кончились патроны ко всем трем пулеметам. Фашисты тут же догадались об этом и стали стучать прикладами по броне: «Рус, сдавайся!». Карикатура Кукрыниксов, должно быть, подогревала их ярость, хотелось взять экипаж в плен. Но вдруг открылся люк, и в немцев полетели гранаты. Те бросились врассыпную. Несколько раз повторялись такие стычки. Между тем те танкисты, которые не были заняты этой своеобразной обороной, пробовали завести мотор. Наконец их попытка увенчалась успехом - взревел двигатель, и танк устремился к своим позициям.

После этого боя «Беспощадный» встал на длительный ремонт. Об этом прознали московские шефы и ту же организовали доставку в бригаду необходимых запасных частей. Сюда прибыли также кинооператоры и журналисты центральных и фронтовых газет. Рассказы о смелом экипаже появились во многих изданиях. А экипаж вновь и вновь идет в атаку. В воспоминаниях Егора Сергеевича Царапина есть один эпизод, к которому невозможно быть равнодушным.

«В феврале 1943 года, - писал он, - развернулись наступательные бои севернее Жиздры. Пылающий, как факел, «Беспощадный» мчится на артиллерийскую батарею врага. Экипаж горит, но продолжает атаку, не замечая боли от ожогов. Двадцать, десять метров, и вот уже орудия вражеской батареи ломятся под гусеницами тяжелого танка. Только потом стали тушить огонь. У меня обгорела спина, разбита нога, переломаны три ребра. У Егорова не действует правая рука. Филиппов хочет меня выручить и сесть за рычаги, но это у него не получается: у самого обгорела поясница. Кое-как потушили на себе пламя. У экипажа комбинезоны изодраны до основания, сквозь лохмотья видны плохо перевязанные и кровоточащие раны. Кричу Фатееву, мол, ты совсем обуглился, а он в ответ: «Выводи машину!» И мы, собрав последние остатки сил, вновь рванулись вперед, сбив по пути фашистский танк. Пока добрались к своим, Фатеев скончался. Не было в живых и Павла Хорошилова. Похоронили их вместе».

Восьмого июля 1943 года на имя художников Кукрыниксов пришло очередное письмо с фронта. Адрес на конверте был написан незнакомым почерком. В письме сообщалось о потерях в экипаже «Беспощадного». Трудно было примириться с мыслью, что нет больше в живых людей, ставших для художников такими близкими и дорогими. Но КВ с обновленным экипажем в составе родной танковой бригады продолжал свой боевой путь по маршруту: Подмосковье - Смоленщина - Украина - Белоруссия. Везде его видели в авангарде наступающих.

И еще раз шефам пришлось получить горестную весть. В одном из боев, а именно 31 августа 1943 года, экипаж «Беспощадного» вновь понес потери. Тогда серьезные повреждения получил и сам танк. Боевую машину танкисты сумели вывести с поля боя, но восстановить ее, к сожалению, уже не удалось. Так закончилась славная биография танка КВ «Беспощадный».

Остается добавить, что водитель легендарного танка Егор Царапин вернулся в родные места в 1945 году. С двумя орденами Красной Звезды и многими медалями на гимнастерке. Любопытно, что рожденная во время войны дружба танкистов с писателями и художниками продолжалась и в мирные дни. Егор Сергеевич Царапин часто бывал в гостях у Сергея Владимировича Михалкова, встречался также с Михаилом Васильевичем Куприяновым, Порфирием Никитичем Крыловым и Николаем Александровичем Соколовым, которые втроем составляли художественную «фирму» Кукрыниксы.

На окраине украинского города Новограда-Волынского, на родине Леси Украинки, сооружен мемориальный комплекс в честь танкистов, отличившихся здесь в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В центре комплекса - постамент с танком, на броне которого строгая надпись - «Беспощадный».

 

Фотографии танка

 

tankfront.ru

Тяжелый танк КВ-1 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка КВ-1

Страна: СССР
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1939 год
Длинна: 6,9 м 
Ширина: 3,32 м 
Высота: 2,71 м
Броня, лоб: 110 мм 
Броня, борт: 90 мм 
Броня, башня: Нет сведений
Экипаж: 5 человек
Двигатель: дизельный В-2К, 600 л.с.
Дальность хода: 335 км (по дороге)
Максимальная скорость: 35 км/ч (по дороге)
Масса:47 т
Вооружение:76,2-мм Ф-34 (135 снарядов), 3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)

В 1939 году на испытания в условиях приближенных к боевым, поступили три экспериментальных советских тяжелых танка: многобашенные СМК, Т-100 и однобашенный КВ-1 (Клим Ворошилов). По легенде, к рождению последнего приложил руку сам Иосиф Сталин — когда ему продемонстрировали макет будущего СМК, он снял с него одну башню и задал вопрос — «сколько она весит?». А на ответ «3 тонны», отметил, что эти три тонны целесообразнее было бы использовать на увеличение толщины брони.

КВ-1 состязание выиграл и 19 декабря 1939 года танк принят на вооружение. Это был первый в мире танк с в полном смысле противоснарядным бронированием (лобовая броня доходит до 100 мм) и «танковой» проходимостью. Не смотря на вес в полсотни тонн, за счет надежного и мощного дизельного двигателя, а также широких гусениц, он мог преодолевать преграды самой сложной и дикой местности.

В бою, на протяжении всего начального этапа Великой Отечественной войны (а по сути — аж до появления германского Pz VI «Тигр» в 1943 году), КВ-1 был вне конкуренции — практически ни одна германская войсковая пушка не могла даже пробить его броню, в то время как его мощное 76-мм орудие не оставляло шанса врагу.

Оцветненная фотография тяжелого танка КВ-1

От СМК КВ-1 унаследовал схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии. Сама трансмиссия сократилась на 2 катка, в качестве двигателя был установлен дизель В-2 повышенной мощности. Интересно, что несмотря на «однобашенность», на КВ-1 изначально стояло сразу два орудия: 76-мм и 45-мм (спаренные), однако на серийных образцах «сорокопятка» была заменена пулеметом ДТ.

Всего было произведено 3117 штук танков КВ-1

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

КВ-1 | Энциклопедия вооружения

Следует заметить, что изначально танк назывался КВ, что означает Клим Ворошилов, в честь советского военачальника. Однако, с выпуском модификации со 152-мм орудием, и то, не сразу, а в 1941 г., ввели обозначение КВ-1.Танк КВ-1 был первым в мире серийным тяжелым танком противоснарядного бронирования.В 1938 году коллектив конструкторов, возглавляемый Ж. Я. Котиным, проектирует и строит два опытных тяжелых танка противоснарядного бронирования: Т-100 и СМК. И хотя все еще сказывалась инерция в сохранении у тяжелого танка нескольких башен, число их уменьшили до двух, в которых разместили 76- и 45-мм пушки и три 7,62-мм пулемета. Имея броню 60 мм. танки весили 55-56 т. Слабым местом Т-100 была уязвимость ходовой части, имеющей рессорную подвеску, и легкая воспламеняемость при поражении карбюраторного двигателя мощностью 500 л. с. Вес танков тоже был велик. Однако, в конце-концов пришли к схеме с одной башней. В это время за границей, кроме Германии, создавшей тяжелый танк «рейнметалл», тяжелых танков не строили, а американские конструкторы даже в проектировании средних машин придерживались тенденции многобашенного вооружения, как, например, у танка М3. Выигрыш в весе при установке одной башни и сокращении внутреннего объема танка вследствие уменьшения численности экипажа создавал необходимые условия для увеличения толщины брони без увеличения общего веса танка.Тяжелый танк КВ-1 начал строиться в феврале 1939 года. В сентябре того же года он был показан правительственной комиссии. Танк без особого труда преодолевал различные препятствия. 75-мм броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка того времени. Для серийного производства машина была принята в один день с танком Т-34 — 19 декабря 1939 года. Впервые в танкостроении на тяжелом танке была установлена длинноствольная 76-мм пушка с начальной скоростью полета снаряда 662 м/сек (начальная скорость бронебойного снаряда 75-мм пушки немецкого танка T-IV равнялась 330 м/сек). На танке был установлен дизельный двигатель В-2-К — 600 л. с., не создающий помех для радиостанции и не такой пожароопасный, как бензиновые. Скорость танка доходила до 36 км/час, а широкие гусеницы обеспечивали удельное давление на грунт 0,7-0,75 кг/см2, тогда как немецкие, английские и французские имели 0,95 — 1,0 кг/см2. Экипаж состоял из пяти человек.В советско-финскую войну (1939-1940 гг) опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий финской армии.Впервые в тяжелом танке была применена торсионная подвеска. Главная ее особенность заключается в том, что каждый опорный каток вместо обычных рессор и пружин передает через балансир свои колебания на упругий торсионный вал, укрытый в корпусе. Скручиваясь, он обеспечивает танку высокую плавность хода на неровных участках пути. Конструкция ходовой части стала исключительно простой. Танк получил возможность двигаться даже при повреждении одного или нескольких катков.Все эти качества позволили вывести танк КВ-1 в число лучших тяжелых танков первого периода Великой Отечественной войны.Однако первенство в технических решениях сказалось на надежности. Главный и бортовые фрикционы, коробка передач имели тенденцию выхода из строя, а воздухоочиститель имел малый ресурс работы. В целом, принято считать, что трансмиссия КВ оказалось перегруженной. Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины. Но все эти недостатки не помешали хорошо себя проявить танку в первые годы войны, и до второй половины 1942 года КВ-1 образца 1941 г. был единственным представителем тяжелых танков в РККА (Т-35 можно в расчет не брать, так как их боевое применение было крайне ограниченным).КВ-1 решено было выпускать на Кировском заводе в Ленинграде (нынешний С.Петербург, Россия). Параллельно с Кировским заводом с февраля 1941 г. началось производство танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Дело в том, что, в предчувствии скорой неминуемой войны, планы выпуска тяжёлых танков всё время пересматривались в сторону увеличения. К тому же было желательно иметь мощное производство танков в глубине страны. Так план выпуска КВ на 1941 г., принятый 2 января 1941 г., предусматривал постройку 600 машин. Однако уже 15 марта Правительство СССР в своем постановлении определило план в 1200 танков. Из них Кировский завод должен был дать 1000 машин и еще 200 планировалось построить на ЧТЗ.Летом 1940 г. танки КВ стали поступать в войска. Подготовкой офицерских кадров для новых машин занялось с августа Саратовское танкотехническое училище. К июню 1941 г. в войсках находилось 370 КВ-1, из них более половины (189) были сосредоточены в Киевском Особом военном округе (КОВО). Подготовка экипажей для танков КВ была поставлена не лучшим образом. В целях сбережения матчасти в эксплуатации из почти четырёхсот машин находилось всего лишь 75 штук.Вторгшиеся в нашу страну 22 июня части Вермахта буквально с первых же дней войны столкнулись с неизвестными им типами танков. Среди них были и танки КВ-1. То, что снаряды танковых и большинства противотанковых орудий не пробивают их брони, для немцев явилось весьма неприятным сюрпризом. Однако, немало боевых машин было потеряно из-за неграмотной эксплуатации, технических неисправностей, нередко вполне исправные танки из-за отсутствия горючего были подорваны своими экипажами или просто брошены. Огромную трудность представляла эвакуация 45-тонного танка, потерявшего ход. Сказывались и изнурительные многосоткилометровые марши.К борьбе с КВ немцы привлекли тяжёлую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие «дверной колотушкой» за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).Тяжёлые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.

На рисунке ниже - КВ-1 с пушкой Л-11 выпуска ноября 1941 г.

Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжёлых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование «Танкоград», под которым и вошло в историю.Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны. Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17 (по некоторым данным, таких машин было выпущено около 40), хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привёл к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.Литьё имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На «утяжеленной» толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это - дополнительный вес...Первые танки КВ-1, оснащённые пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжёлые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе контрнаступления советских войск под Москвой.Стремясь повысить защищенность танка без изменения конструкции, все больше усиливали бронирование. А вместе с толщиной брони стремительно рос и вес машины, который к весне 1942 г. перевалил за 50 т. Резко обострились «хронические болезни», связанные с трансмиссией и коробкой передач КВ.Весенние бои показали, что к этому времени КВ перестал безоговорочно доминировать на поле боя. Но, несмотря на это, при грамотном применении, танк, как и в начале войны, был способен нанести противнику немалый урон. Так, командир взвода 158-й танковой бригады Д.Н. Шолохов в бою 30 июля 1942 г. уничтожил на своем КВ восемь немецких танков, а экипаж С.Ф. Коновалова из 15-й танковой бригады в районе хутора Нижнемитякин под Ростовом атаковал колонну врага, разворачивающуюся в боевой порядок, и уничтожил 16 танков и две бронемашины.

На рисунке ниже - КВ-1 выпуска зимы 1941-1942 гг

В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался модифицированный вариант - КВ-1С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин. К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба - под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.

Тактико-технические характеристики танка КВ-1

  КВ-1 КВ-1 КВ-1
  выпуск 1940 г. выпуск 1941 г. выпуск 1942 г.
Боевая масса, т 44 47(с доп.бронировкой - 47,5) до 50
Экипаж, чел. 5 5 5
Длина корпуса, мм 6750 6750 6750
с пушкой вперёд, мм 6750 (с ЗИС-5 - 6850) 6850
Ширина, мм 3320 3320 3320
Высота по крышу башни, мм 2710 2710 2710
Клиренс 430 430 430
Вооружение
Пушка 76,2-мм Л-11 76,2-мм Ф-32(76,2-мм ЗИС-5) 76,2-мм ЗИС-5
Пулемёт 4х7,62-мм ДТ 4х7,62-ммДТ 4х7,62-ммДТ
Боекомплект:
снарядов 111 114 114
патронов 3024 2875 3024
Бронирование, мм:
лоб корпуса 75 75 95
борт корпуса 75 75 75
крыша 40 40 40
башня 75 Сварная 75 литая 90 95-120
Двигатель В-2-К В-2-К В-2-К
мощность, л. с. 600 600 600
Максимальная скорость по шоссе км/ч 34 35 28
Запас хода по шоссе, км 225 225 170

Рекомендуется к просмотру

Фильм из цикла "Оружие победы"

Подъем КВ-1 из Невы

wot.vsesovety.info

КВ-1С - Тяжелый советский танк

История создания тяжелого танка КВ-1С

КВ-1С — это глубокая модернизация танка КВ-1 с множеством изменений и доработок. Буква «С» — означает Скоростной. Уже в 1942 году танк КВ не оправдывал ожидания командиров и экипажей. К тому же, у немцев появились новые снаряды для 50-мм пушки, способные пробить лобовую броню КВ-1. Все попытки как-то модернизировать КВ-1 сводились к банальному наращиванию брони танка, за счет установки дополнительных броне пластин. Такая «быстрая модернизация» уменьшало, итак невысокие показатели динамики танка, его проходимости и скорости.

Немецкие солдаты рядом с подбитым КВ-1. Заметны Дополнительные броне листы (экраны) на башне.

К тому же вооружение танка практически не отличалось от орудия Т 34 и там и там стояло орудие 76 мм.

Главный Конструктор Ж.Я.Котин получил очень много замечаний от командования, и он вынужден был поехать на фронт для получения информации от первых уст, дабы улучшить танк каким-либо образом.

В результате поездок выявилось множество недостатков в танке. Такие как: большой вес (не редко ломал мосты), недостаточная проходимость, частые поломки, недостаточно сильное вооружение для тяжелого танка — это основные проблемы КВ-1, а так же было множество других нареканий со стороны экипажей танка.

Собрав достаточно информации, были начаты работы по модернизации танка КВ-1.

Схема танка КВ-1ССхема бронирования КВ-1С

Для начала нужно было облегчить танк за счет уменьшением высоты корпуса, смены коробки передач, замены гусениц на более узкие, уменьшение башни, снижение толщины брони корпуса и башни.

Все это дало снижение боевой массы до 42,5 тонн. Однако проблему с вооружением так и не решили, т.к. конструкторы к тому времени так и не смогли разработать новое танковое орудие большего калибра. Ну а позже, в результате небольших испытаний в ноябре танки КВ-1С поступили на вооружение армии.

Всего было выпущено 1106 танков КВ-1С. Выпуск прекратился в сентябре 1943 года в связи с появлением на вооружение армии Третьего Рейха танков «Тигр», ПТ-Сау «Фердинанд» и САУ «Насхорн» (PzKpfw IV) вооруженные мощными 88-мм пушками, которые сразу поставили в не удел КВ-1С, ведь одной маневренности для борьбы с такими мощными танками явно было недостаточно.

Танг «Тигр» рядом с подбитым КВ-1С.

Но, не смотря на это, танки КВ-1С состояли на вооружении советских войсках до 1945 года. К слову, их тогда уже практически не осталось. На данный момент остался лишь один оригинальный образец танка КВ-1С. Он находится в поселке Парфино, Новгородская область.

 

Вооружение танка КВ-1С

По сравнению с танком КВ-1 оно совершенно не изменилось, осталась все та же 76-мм пушка ЗиС**-5.

  • Масса орудия, кг – 455
  • Боекомплект, сн. — 90, позже 114
  • Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
  • Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°

Бронепробиваемость орудия

  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°

Дополнительное вооружение

Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.

 

Тактико-Технические Характеристики КВ-1С

  • Масса, т — 43
  • Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-Водитель, Стрелок-Радист.
  • Длина корпуса, мм — 6900
  • Ширина корпуса, мм — 3250
  • Высота, мм — 2640

Бронирование КВ-1с

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 40/65° и 75/30°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 75/−30°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 60/0°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 60/0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 40/35°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 75/цил.
  • Днище, мм — 30
  • Крыша корпуса, мм — 30
  • Маска орудия, мм/град. — 82
  • Борт башни, мм/град. — 75/15°
  • Крыша башни, мм — 40

Ходовые кач-ва

  • Мощность двигателя, л. с. — 600
  • Максимальная скорость, км/ч — 42
  • Запас хода по шоссе, км — 180
  • Удельная мощность, л. с./т — 14,1
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Модернизации тяжелого танка КВ-1С

  • КВ-1С-152 — вариант со 152-мм гаубицой. Отклонен.
  • КВ-85 — Новая башня от ИС***-1 и пушкой 85-мм. Убран Стрелок-Радист.
  • КВ-85Г — С другой 85-мм пушкой С-31. Отклонен.
  • КВ-100 — Пушка 100-мм С-34.
  • КВ-122 — Башня от ИС-2 и орудием Д-25Т. Отклонен в пользу ИС-2.
КВ-85 comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Тяжелый танк КВ-1

Качественный и количественный рост противотанковой и легкой полевой артиллерии, тенденция насыщения современных армий противотанковыми средствами привел командование Красной Армии к мысли, что тяжелый танк прорыва Т-35 не соответствует требованиям, предъявляемым к машинам этого класса. Наибольшие сомнения относились к броневой защите танка. Ответом на изменившиеся условия ведения боя стало создание тяжелых танков КВ – наиболее мощных танков начала Второй мировой войны.

Тяжелый танк КВ-1. Рождение тяжеловеса. 

Вначале проектные работы над проектами новых машин тяжелого класса проходили в пределах концепции многобашенного танка. Ситуация изменилась после прибытия в КБ зав. Кирова, занимавшегося в ту пору проектированием двух башенного тяжелого танка СМК, группы выпускников ВААМ им. Сталина для прохождения преддипломной практики.

Им и поручили проектирование тяжелого однобашенного танка прорыва, с вооружением аналогичным СМК, но меньшей массы. Руководителями дипломного проекта назначили А. Еромолаева и Л.Сычова. Под их общим руководством дипломники выполнили проект на достаточно высоком уровне. Это дало возможность директору завода на собрании Комитета Обороны, предложить изготовить опытный образец однобашенного танка для испытаний.

Предложение И.Зальцмана поддержали и 27.02.39 г., Комитет Обороны утвердил ТТХ на новый однобашенный тяжелый танк. Отказ от двухбашенной схемы позволил сократить общую длину танка, а за счет высвободившегося резерва массы, увеличить его бронирование до семидесяти пяти миллиметров, что позволило его сделать неуязвимым для 75-мм БС.Новому танку присвоили индекс КВ (Клим Ворошилова).

Силовую установку тяжелого танка КВ проектировали в вариантах с использованием дизеля В-2Ф (600 л.с.) и М-17Ф карбюраторного двигателя мощностью в 660 л.с. Было предусмотрено и два экземпляра коробки перемены передач. Планетарная КПП по типу установленной в легком танке «Шкода» (узлы и механизмы которого несанкционированно удалось изучить при его показе в СССР) и обычная, по типу КПП танка Т-28.

Вооружение - 76-мм и 45-мм пушки, крупнокалиберный пулемет ДК и два ДТ винтовочного калибра. Ответственным за проект назначен Н.Духов. На этапе проектирования от установки карбюраторного двигателя и планетарной ККП решено было отказаться. Также отказались от установки в башне крупнокалиберного пулемета.

Опытный образец танка КВ закончен 31 августа 1939г., и в сентябре танк поступил на внутризаводские испытания. После ликвидации обнаруженных изъянов конструкции, 5 сентября тяжелый танк КВ отправился в Кубинку, где участвовал в совместном показе образцов военной техники.

После возращения на завод, начался второй этап внутризаводских испытаний. На конец 1939 г., пробег КВ составил 485км, из них по шоссе -230 км и 125 км по проселку. В процессе испытаний выявлено 20 различных дефектов двигателя и трансмиссии.  Сразу после начала Финской войны, опытный образец тяжелого танка КВ направлен для фронтовых испытаний в составе тяжелой танковой роты. Помимо КВ в состав роты вошли опытные машины СМК и Т-100. Финская ПТА не смогла совладать с броней КВ. На следующий после боевого крещения день, предсовнаркома В.Молотов поставил подпись под распоряжением Комитета Обороны, согласно которому КВ официально принимался на вооружение.

Тяжелый танк KВ-2.

С началом Финской компании изготовлен образец тяжелого артиллерийского танка прорыва. Основным назначением нового танка было качественное артиллерийское усиление танковых частей действующих на направлении прорыва. Позднее танку присвоили индекс КВ-2. Данная модификация отражала взгляды начальника АБТУ Павлова. По его мнению, существовала необходимость вооружения части средних и тяжелых танков 122-152-мм гаубицами либо 107-мм ТП. Хотя ранее прорабатывался проект вооружения танка КВ 122-мм гаубицей, злободневным был вопрос борьбы с финской долговременной фортификацией.

Единственными из имевшихся гаубиц, с бетонобойным снарядом в боекомплекте, были 152-м гаубицы. Для установки артиллерийского орудия такого калибра штатная оказалась слишком малой. Поэтому группа конструкторов, ранее занимавшаяся установкой 122-мм гаубицы в родную башню, поспешно приступила к проектированию увеличенной башни под установку 152-мм гаубицы обр. 1938г. В результате, еще до окончания финского конфликта четыре танка отправились на фронт, но проверить свое оружие им довелось только по брошенным противником ДОТ.

Дорога в серийное производство.

Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.

Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.

Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.

Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.

Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.

Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.

СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.

Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.

В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил: 

  • 139 танков КВ-1;
  • 104 тяжелых танка КВ-2.

Производство танка КВ в первый военный год.

План выпуска танков на 1941г. предусматривал дальнейшее увеличение числа тяжелых танков в РККА. В текущем году требовалось довести их количество до тысячи. Ясно, что подобные планы требовали расширения производственных мощностей. Поэтому находящийся неподалеку от завода им. Молотова был подчинен Кировскому заводу. Что позволило задействовать несколько новых цехов, перестроить и реорганизовать несколько старых.

Немаловажным резервом повышения производительности труда служило и дальнейшее упрощение конструкции. Наиболее трудоемкими были трансмиссия и двигатель.Одной из первых проблем требующих решения, стало вооружение танка. На смену пушке Л-11, должно было прийти конструктивно более простое Ф-32. Кировский завод не проявлял интереса в освоении производства «чужого» орудия вместо своего – Л-11. Поэтому постарался спустить на тормозах решение об освоении нового орудия, потихоньку упрощая Л-11.

Планом на 1941г. предусматривалось увеличение мощности танкового вооружения, в свете которого для танка КВ посчитали необходимым сконструировать 76-мм орудие улучшенной баллистики, под выстрел зенитной пушки. Такое орудие было разработано в 1940г. и весной следующего года прошло цикл испытаний на полигоне.По результатам проверок был сделан вывод, что длина самого орудия чрезмерна, а более длинный выстрел зенитной пушки делает манипуляции им внутри башни затруднительными и посчитали, что новое орудие, если и дает какие-то преимущества, то не столь значительные.

Помимо этого в планах по улучшению тяжелого танка был предусмотрен переход на производство новой машины по типу КВ-1, с усиленной до 90 см бронезащитой, командирской башенкой, улучшенными бортовыми передачами и планетарной трансмиссией. Этой модификации известна как Т-222 или «Объект 222».В связи с планами перехода на производство КВ-3, работы над модернизацией и улучшением конструкции существующего танка были приостановлены. Танк КВ вступил в бой почти в том виде, каким он был в момент принятия на вооружение.

Челябинский тракторный завод, на котором планировали равернуть производство КВ, из-за разного рода организационных проволочек свой первый танк КВ смог выпустить только в феврале 1941 года и началу войны его цеха покинули только 133 танка.

К началу Великой отечественной войны Кировский завод успел изготовить 632 танков КВ-1 и КВ-2. А согласно утвержденным штатам для вновь формируемых механизированных корпусов требовалось изготовить не менее 3600 тяжелых танков. А общее количество танков, необходимых для укомплектования штатных потребностей РККА – более 30000 машин.

Сразу после начала войны вышел приказ по Наркомату тяжелого машиностроения, который предусматривал помимо введения плана мобилизации промышленности на второе полугодие, необходимость экранировки передних бронелистов корпуса и лба башни КВ. И предоставлял возможность заводам-изготовителям самостоятельно вносить в конструкцию танка любые изменения снижающие трудозатраты, но не снижающие его боевые качества.

Кировскому заводу было дано задание - изготовить, возможно, больше танков КВ, всемерно упрощая его конструкцию. Такая же задача стояла перед заводами-смежниками. Для координации усилий и согласования технических вопросов между смежниками было создано СКБ-2.

К сентябрю 1941 года фронт приблизился к Ижорскому заводу, в виду чего производство корпусов башен было прекращено. 18.10.1941 года Кировский завод выпустил свой последний тяжелый танк.Тем временем на ЧТЗ заводе освоили производство танков КВ. Сюда еще летом начало прибывать оборудование и документация из Ленинграда, велся и вывоз рабочих с семьями.

Для компенсации потерянных производственных мощностей и увеличения производства тяжелых танков в сентябре 1941года, решением ГКО был создан Уральский комбинат по производству танков, позднее получивший известность под именем «Танкоград». В его состав вошли УЗТМ, ЧТЗ, Уральский турбинный завод и завод №75.Одновременно предписывалось организовать производство корпусов КВ заводом им. Оржоникидзе в Челябинске. 

Производство танков КВ в период Второй мировой войны. .

Производство танков КВ в период Второй мировой  войны. 
Год Марка танка(завод) Месяц
 I  II  III  IV  V  VI  VII  VIII IX  X  XI XII Вего
 1941  КВ-1 (ЛКЗ)  -  -  -  -  -  -  153  180  81 30  - - 444 
КВ-1 (ЧКЗ)  -  - 24  27  27 62 156  190 446 
 1942    КВ-1(ЧКЗ) 216 260   250 238   299  274  114 49 -  - 1700 
КВ-8 (ЧКЗ)  -  2 22   26 13   18  21  - -  - 102 
КВ-1с (ЧКЗ)  -  -  - 34  168  157 115   125 599 
КВ-8с (ЧКЗ)  -  -  -  6 9 10 25 
 1943   КВ-1с (ЧКЗ) 85   89 53  45  75  30  52  39   - - 449 
КВ-8с (ЧКЗ)  -  -  - -  -  - 10 
 КВ-85 (ЧКЗ)  -  -  -  -  - 22  63  63 148
 Итого             3963

ТТХ танков КВ

  КВ-1(1940 г.) КВ-2 КВ-1(1941 г.) КВ-1с КВ-85
Боевая масса, т. 43,1 52 47,5 42,5 46
Экипаж, чел. 5 6 5 5 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6675 6675 6900 9600 8493
ширина 3320 3320 3320 3250 3250
высота 2710 3240 2710 2640 2800
клиренс 450 430 450 450 450
Толщина брони, мм.
лоб корпуса 60-75 60-75 60-75+25 40-75 40-75
борт 75 75 75 60  60
корма 75 75 75 40-75 40-75
крыша 40 40 40 30-40 30-40
днище 30-40 30-40 30-40 30-40 30-40
лоб башни 75 75 95 82 100
Макс. скорость, км/ч. 34 34 34 34 34
Запас хода, км: 
по шоссе 150-225 150-225 150-225 250 250
по проселку 90-180 90-180 90-180 - -
Удельное давлеение, кг/см2 0,77 0,85 0,77 0,8 0,8
Удельная мощность, л.с/т - 11,5 12,6 14,1 13,1

Танк КВ-1 видео.

  • Танк КВ видео
  • Танк КВ-1 видео

ww2tanki.ru