Советский лёгкий танк БТ-7. Танк бт 7 фото


Советский лёгкий танк БТ-7

советский танк БТ-7 - 01

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов.  Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

 

 

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

 

История создания танка БТ-7

советский танк БТ-7 - 02

 

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм.  В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

 

Танк БТ-7. Модель 1935 года

 

советский танк БТ-7 - 03

 

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

 

 

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

 

Танк БТ-7. Модель 1937 года

советский танк БТ-7 - 04

 

В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).

На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.

С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.

Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

 

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

 

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

 

 

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки  дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

 

Артиллерийский танк БТ-7А

 

советский танк БТ-7 - 05

 

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

 

Боевое применение танков БТ-7

 

советский танк БТ-7 - 06

 

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

 

ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года

 

советский танк БТ-7 - 07БТ-7 модель 1937 года

 

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Экипаж, чел. – 3

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Днище, мм – 6

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Крыша башни, мм/град. – 10/85-90

Вооружение

Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.

Тип пушки – нарезная

Длина ствола – 46 калибров

Боекомплект пушки – 172 снаряда

Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25

Дальность стрельбы  – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.

Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.

Мощность двигателя – 400 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах

Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20

Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах

Удельная мощность л.с./т – 28,8

Тип подвески – подвеска Кристи

Преодолеваемый подъём, град. – 42

Преодолеваемая стенка, м – 0,75

Преодолеваемый ров, м – 2,5

Преодолеваемый брод, м – 1,2

 

Галерея фото танка БТ-7

 

советский танк БТ-7 - 08советский танк БТ-7 - 09фото танка БТ- 7 – 10советский танк БТ-7 - 11советский танк БТ-7 - 12советский танк БТ-7 - 13советский танк БТ-7 - 14советский танк БТ-7 - 15

 

09 мая 2018      admin     Метки: военная техника     599       Поделитесь записью

typrishol.ru

Танк БТ-7 СССР характеристики

Танк БТ-7В 1935 году была принята на вооружение и запущена в серийное производство новая модификация танков БТ, получившая инекс БТ-7. Танк выпускался до 1940 года и был заменен в производстве танком Т-34. (Также читайте "Средний танк Т-44) По сравнению с танком БТ-5, у него изменена конфигурация корпуса, улучшена броневая защита, установлен более надежный двигатель. Часть соединений броневых листов корпуса уже выполнялась методом сварки.  Выпускались следующие варианты танка: - БТ-7 - линейный танк без радиостанции; с 1937 года выпускался с конической башней; - БТ-7РТ - командирский танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З; с 1938 года выпускался с конической башней; - БТ-7А - артиллерийский танк; вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 3 пулемета ДТ;  - БТ-7М - танк с дизельным двигателем В-2.

Всего было выпущено более 5700 танков БТ-7. Они применялись во время освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в ходе войны с Финляндией и в Великой Отечественной войне.

Танк БТ-7

Танк БТ-7 .Создание и модернизация

В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка - БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.

Танк БТ-7

Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.

Танк БТ-7

На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.

Танк БТ-7

Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней получили новую штыревую антенну.В 1938 году некоторые линейные танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ, расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 "Бетка" или "Бетушка".

Танк БТ-7

Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М.Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938 года АБТУ приступило к разработке преемника БТ - скоростного колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а началом линии Т-34.

Танк БТ-7

Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве, возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300 (12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля. Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.

Танк БТ-7

На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался 400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В 1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий 400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре 1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.

Танк БТ-7

В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали высшим партийным, правительственным и военным работникам. БД-2 требовал дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода №75. Именно ХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.

Танк БТ-7

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну.

Танк БТ-7

wikiwar.ru

БТ-7 – советский колесно-гусеничный танк из семейства «Быстроходных танков».

БТ-7БТ-7

История создания

Работы над танком велись параллельно с работой над танком БТ-5, начиная с 1932 года. Главной особенностью танка стала мощная по тем временам 76-мм пушка, которую разработали специально для БТ-7. Из-за этого немного изменились размеры корпуса и башни.

Экранированный БТ-7Экранированный БТ-7

В декабре 1933 проект БТ-7 с 76-мм пушкой был представлен комиссии. Проект был одобрен, и комиссия выдала приказ о создании одного опытного образца танка. 14 апреля 1934 года появился второй проект БТ-7 с 45-мм пушкой. Опытный образец должны были изготовить к августу того же года.

Артиллерийский БТ-7Артиллерийский БТ-7

bt-7-mesto-mexvoda

Образец с 76-мм пушкой сошел с конвейера 1 мая 1934 года и отправился на заводские испытания. Машина завершила заводские испытания 13 июня 1934 года. Образец с 45-мм пушкой не был готов в срок и изготовлен только в ноябре. Ничем конструктивным от первого образца, кроме как 45-мм пушки не отличался.

В итоге всех испытаний в 1935 году были изготовлены чертежи серийной машины. Пушку решили поставить от второго образца. А башню от БТ-5Ю, так как были проблемы с башней как первого, так и второго образца БТ-7. Интересно, что даже испытания образцов не уберегли серийную машину от проблем. Самой главной была коробка передач. Она часто ломалась и выходила из строя. В 1937 году к БТ-7 была разработана новая КПП. А чуть позже все работники завода и ряд людей из приемной комиссии ХПЗ были арестованы за снабжение РККА ненадежными танками. Помимо всего прочего, из-за возросшей  до 14 тонн массы танк уже не мог хорошо двигаться на колесах и выходил из строя через 50-100 км пробега. Танк производился с 1935 до 1940 год, эксплуатировался до 1945 года, после чего был сдан на металлолом.

Вооружение

На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.

  • Боекомплект, сн. — 84
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 760
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1070
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 12
  • Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.

ТТХ

  • Масса, т — 14
  • Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 5660
  • Ширина корпуса, мм — 2290
  • Высота, мм  — 2417

Бронирование

 
Лоб корпуса (верх), мм/град. 22 / 18°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 15—22 / 0—60°
Борт корпуса, мм/град. 15+4(экраны) / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 55°
Корма корпуса (середина), мм/град. 13 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13 / 58°
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 15 / 0°
Маска орудия, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 15 / 0°
Корма башни, мм/град. 15 / 0°
Крыша башни, мм 10 / 85—90°

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 400
  • Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
  • Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
  • Удельная мощность, л. с./т  — 28,8
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 42°

Модификации БТ-7

  • БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
  • БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
  • БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
  • БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.

Машины на базе БТ-7

  • ОТ-7 — Огнеметный танк. Не был принят на вооружение из-за решения, что легкие огнеметные танки не нужны.
  • ХБТ-7 — Химический быстроходный танк. Способен заразить и задымить около 2,5 кв. км. По неизвестным причинам на вооружение не принят.
  • ТТ-БТ-7 — Телетанк. Управлялся с помощью радиосвязи. Не принят на вооружение из-за невозможности прицельной стрельбы из пулемета. В дальнейшей телетанки больше никогда не разрабатывались.
  • BT-42 — Финское штурмовое орудие, созданное в результате Советско-финской войны 1941-1944 годов. Снята башня с вооружением и поставлена башня и орудие финской разработки.

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.

Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой. Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.

Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин. Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того,  машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.

Вторая Мировая война. На 1-ое июня 1941 года на вооружении РККА состояло 3243 танка БТ-7 различных модификаций. Основные потери танков БТ-7 были летом-осенью 1941 года – тогда много машин было брошено из-за нехватки горючего и боеприпасов. Но поистине удивительный случай произошел 13 декабря того же года. БТ-7 сидел в засаде и заметил два подходящих к нему Pz III. В боекомплекте оставалось 2 снаряда. За эти два снаряда ему удалось уничтожить один немецкий танк, так и оставшись незамеченным. Так как боеприпасы закончились, командир принял решение таранить немецкий танк. Первым тараном он сбил ведущее колесо и гусеницу. Пока немецкие танкисты осознавали, что происходит, БТ-7 второй раз зашел на таран, протащил Pz III 8 метров и скатил его с обрыва в реку. После этого БТ-7 вернулся на позицию для дальнейшего наблюдения. Через пару минут на поиски двух потерянных танков выехал третий Pz III, и БТ-7 снова неожиданно выехал из леса и врезался в немецкий танк. Экипаж танка бросился бежать, и его тут же расстреляли из пулемета. Двигатель БТ-7 заглох от столь мощного удара, но все-таки завелся через некоторое время. К сожалению, дальнейшая судьба танка неизвестна.

БТ-7  также принимали участие в Битве за Москву, снятии блокады Ленинграда и многих других операциях. Свои завершающие бои БТ-7 провел в Манчжурии.

Танк в культуре

БТ-7 можно встретить в нескольких компьютерных играх:

  • Sudden Strike 3: Arms for Victory;
  • World of Tanks;
  • Блицкриг;
  • Вторая мировая;
  • «War Thunder».

Память о танке

Сегодня БТ-7 можно увидеть в нескольких музеях:

  • В Военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске;
  • В Чите, в парке Окружного Дома офицеров;
  • В Верхней Пышме, в музее «Боевая слава Урала»;
  • Под Минском, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».
comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Танки БТ - фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ СССР » Танки БТ

Фотографии в категории «Танки БТ»

«БТ» (Быстроходный Танк) — название серии советских лёгких колёсно-гусеничных танков 1930-х годов (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и модификации).

Наряду с Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в её начальный период. Некоторое число сохранившихся в войсках БТ участвовали и в советско-японской войне 1945 г.

Другие сражения 1941 г., Танки БТ &raquo

Советские легкие танки БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии, подбитые и сгоревшие у Борисова.

Другие сражения 1941 г., Танки БТ &raquo

Подбитый советский легкий танк БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии на опушке лесополосы у шоссе Минск–Москва. На броне и башне машины видны пробоины. Судя по размеру пробоин, машина подбита из 37-мм орудия. Слева от машины виден крест на могиле, установленный местными жителями на могиле экипажа.

Другие сражения 1941 г., Танки БТ &raquo

Подбитый советский легкий танк БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии на обочине шоссе Минск–Москва. Слева от машины виден крест на могиле, установленный местными жителями на могиле экипажа.

Танки БТ, Жизнь в тылу &raquo

Жители Будапешта рассматривают захваченный советский танк БТ-7 на выставке трофейной техники в Городском парке.

Танки БТ, Советские наземные войска, Халхин-Гол &raquo

Герои Советского Союза старший лейтенант Федор Яковлевич Спехов (1905—1945), старший политрук Александр Васильевич Котцов (1912—1996), капитан Григорий Яковлевич Борисенко (1901—1972) и капитан Василий Алексеевич Копцов (1903—1943) у танка БТ-7.

waralbum.ru

Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34 » Военное обозрение

Один из символов бронетанковой мощи страны Советов были танки серии БТ. До сих пор всех, кто видит кадры кинохроники с их участием, восхищают их скоростные и маневренные характеристики. (СМОТРИМ ВИДЕО единственного оставшегося на ходу танка БТ-7)

В свое время автору довелось пообщаться с танкистом, который в далеком 1938 году начал службу на танках БТ-5 и БТ-7. Александр Иванович Большаков родился в 1918 году в селе Обшаровка Приволжского района Куйбышевской области. В Армию его призвали в августе 1938 года - в Песчанку, танковое подразделение под Читой. Впоследствии ему пришлось воевать с японцами на реке Халхин-Гол.

- Наше учебное подразделение было единицей танковой бригады, Она стояла в Монголии, а учили в Песчанке. Потом мы тоже попали за границу. Я должен был быть командиром танка. У командиров ставка в учебе была на овладение всеми специальностями. Чтобы, если нужно, я мог заменить и водителя.

- Что представляли собой учебные стрельбы?

- Стреляли по мишеням-щитам 1х1 с дистанции 600-800 метров. Чтобы произвести выстрел, обязательно останавливались, т.к. считалось, что сцепление могло сорвать отдачей. На БТ с ходу вообще стрелять запрещалось. Нужно было обязательно остановиться. Когда едем, я кричу механику: "Дорожка!", - заряжающему: "Заряжай!". Как только выстрел произведен, механик отпускает педаль, и пошел вперед, до следующего выстрела. Можно сказать, что все было доведено до автоматизма.

- Как часто занимались стрельбами?

- Часто, по программе командира роты. Например, упражнение по движущимся мишеням: Т-26 тянул мишень, по ней мы и работали. Если откровенно, полигон был знакомым, и стрелять было легко.

-Правда ли, что танкисты не любили стабилизаторы на БТ-7?

- В самом деле, сложные они для нас были, поэтому мы их отключали. Как? Сами не занимались, обращались к ремонтникам, там были специалисты по прицелам. Со стабилизатором нужно точно определить дистанцию, иначе наводи не наводи, пушка не выстрелит. А дистанцию определяли на глаз, помножишь в уме и получишь, сколько нужно.

- Много нареканий было по поводу трехскоростной коробки. Что та, якобы, была настолько сложной в обращении, что ее эксплуатировать мог только опытный механик-водитель. А неопытный, чтобы переключить, вынужден был даже останавливаться.

- Мы переключали на ходу эти трехскоростные коробки (четвертая скорость на ней задняя), я не помню, чтобы были какие-либо проблемы.

- Расскажите по зенитные пулеметы.

- ДТ ставили не на все танки. Но они у нас были, хотя тогда мы считали, что реально в летящий самолет попасть очень трудно. В принципе, это возможно, вот только какой ущерб нанесет оно, такое вот попадание...

- Радиостанции были на всех машинах или только на командирских?- На БТ-7 на всех, БТ-71-ТК-1. Станции работали хорошо, но были громоздкими. Устанавливались в нише башни: с одной стороны приемник, с другой передатчик, а в середине "унформер", он электроэнергию вырабатывал.

- Насколько в БТ было тесно? Угорали от пороховых газов?

- Насколько, не знаю, но тесно. Развернуться негде, в бою гильзы летят, дым, дышать нечем. Вентиляции нет, вот на "тридцатьчетверке" вентиляция уже появилась. По поводу угорали или нет, вот, что мне вспомнилось. В году 43-м, зимой, мы танки в землю закапывали, устраивали "парники", чтобы они всегда теплыми были. Рыли ров глубиной 4 м, шириной 3,5 м и длиной 25 м. Загоняли танки по три штуки, накладывали настил из бревен, из брезента делали "ворота". И начинали внутри топить. В это время в Монголии морозы были под 60. А мы были в полной боевой: боекомплект, топливо и масло. Если что, готовы выехать по первому приказу. Правда, когда приказ пришел, вышел инцидент. Первым завели танк, который стоял последним. В результате экипажи двух первых машин угорели. Не насмерть - сознание потеряли.

-Кстати, какую максимальную скорость Вы выжимали на занятиях? И как много упражнялись в езде на колесах?

- На колесах мы очень мало ездили. А на гусеницах спокойно делали 65-70 км/час. Если говорить о плавности хода, то по кочкам, конечно, трясет. А по нормальной дороге все было хорошо. Часто даже высыпался во время марша.

- Танк от руля управлялся легко?

- Да, у меня особых проблем не было. Надо отметить, что я на БТ-7 6 лет служил. Из них полтора года на учебном танке. Мы два двигателя за это время сменили. Двигатель его мне запомнился надежным, по 450 часов отрабатывал. Помню, меняли двигатель в полевых условиях, что-то вроде практических занятий было. Подошла летучка, на ЗиС-5 кажется. Мастера сняли верхнюю броню моторного отделения, жалюзи, радиатор, краном убрали старый мотор. Кроме того, заменили коробку передач, отцентровали ее. Стали ставить новый двигатель и все остальное в обратном порядке. На поле мы приехали часов в 10 утра, а в 7 вечера танк уже был на готов. Механик Вася Паньков забрался в танк, проверил его, прогазовал. Потом говорит: "Давай обкатку сделаем". Все уселись на броню, и Вася начал на всех скоростях гонять. Меня их начальник спрашивает: "Ну как, претензии будут?" Я своему механику: "Мол, как?". А он: "Капризов нет". Подписали акт и рванули в парк боевых машин.

-Когда Вы узнали о предстоящих боевых действиях с японцами?

После "учебки" попал служить в 11-ю бригаду легких танков в городе Ундурхан. Город хоть и был третьим по величине в Монголии, но деревня деревней. Всего где-то полторы сотни строений, из них всего два десятка бревенчатых домов, остальные - большие юрты. Кстати, граница с Монголией была почти условной – лишь вспаханная контрольная полоса. Не было даже столбов с колючей проволокой. Лишь на переездах дежурили монгольские пограничники в нашей советской форме. В моем экипаже, кроме меня еще были парень из Саратова, башнер Иван Сатаров, и механик-водитель - украинец Вася Панькин. Личный состав жил в казармах, а боевые машины стояли в парках под брезентом, там же были маслогрейки - вода, масло, аккумуляторы. У меня танк был учебный, и его гоняли почти каждые сутки, а те, что на консервации, только обслуживали и почти не заводили. В первых числах июля сыграли боевую тревогу

-К месту боев передвигались, сняв гусеницы?

- 600 км, даже меньше, проехали на колесах. Всего в нашей колонне было около 200 танков. Чтобы пыль не мешала, шли несколькими маршрутами. Всего управились за 10 часов, с одной короткой остановкой на дозаправку.

- Какую максимальную скорость развивали?

- Те танки, что шли впереди, километров 50, а задние – по 70 давали. Ехали внутри машин с открытыми люками. Механики – в очках.

- Ощущение того, что едете на войну, было?

- Да нет, вообще-то насколько я помню, у меня было такое ощущение, что начались внеплановые учения.

- Вас сразу бросили в бой?

- Да, без пехоты. Вначале, не доехав до реки, вновь натянули гусеницы. Японцы уже заняли оборону, а у нас только разведчики пошли. Ну, какой обзор на БТ? Всего 15 градусов. Что из него увидишь? Даже толком не понимаешь, попал или нет. Механик мне говорит: "Впереди пушка!" Я стреляю. Пыль, гарь, продолжаем ехать вперед. И так всегда.

- Страх испытывали?

- Да какой страх… Это как работа. Солдат есть солдат. Может, глаза и боятся, а руки должны свое дело делать. Иначе нельзя.

- А когда вы наступали, видели, чтобы какой-то из соседних танков загорелся?

- Некогда смотреть было… Все больше старались обнаружить цели. Так что, я не помню, чтобы мы, атакуя, видели, чтобы в кого-то попали.

- Потери были сильные?

- В роте из 17 танков через полтора часа боя осталось 11 машин. Два экипажа залезли в реку. У Квашева механик-водитель погиб. Они, чтобы танк японцам исправным не достался, аккумулятор замкнули, плеснули бензина. И давай деру! В атаку практически каждый день ходили. Вели стрельбу с места и с ходу. Главная задача – уничтожать пехоту противника.

- Вас самих-то подбивали?

- Да, мелочи…Гусеницу разбили. Хорошо, что в топливный бак не попали. Мы сразу принялись заменять разбитый трак. Пехота нас охраняла, и поэтому управились быстро. И снова - в бой!

- Доводилось ли встречаться с японскими танками?

- Я их видел. На башнях у них нарисовано восходящее солнце – красное. Однако в бою с их стороны они не участвовали. Против нас была артиллерия и пехота. С танками пришлось столкнуться уже на равнине, за рекой Халхин-Гол.

- И много было этих танков?

- Да разве я увижу? Стреляешь по тому, что в прицеле. А попал ли…Я уж сейчас точно не помню, но, кажется, мы наступали, а они вели огонь с места. Но я не знаю, попал я из своей пушки в них или как…

-А Жукова Вы видели?

- Уже после окончания военных действий. В то время в нашу часть наехало много начальства. Среди них-то и был Георгий Константинович. Но разглядывать мне его особо не пришлось. Я тогда свой танк ремонтировал. А они все ходили, интересовались, высматривали.- Помните начало войны, 41-й год?

- Боялись, что японцы воспользуются ситуацией и нападут на нас. На Западный фронт от нас брали пехоту, танкистов тоже брали. Но всегда оставляли на каждой машине механика и командира. Один раз на запад забирали и технику. Но сколько, я уже не помню. Часто были тревоги. Проверяли боеготовность. В 42-м году мы поехали на новое место дислокации. Якобы, чтобы японская разведка потеряла наш след. Стали располагаться на новом месте, но тут сообщили, что противник вскрыл место нашей дислокации, и нас вернули на зимние квартиры. В 43-м нас опять перебросили к границе. Придали двум стрелковым дивизиям. Потом я оказался в 25-й механизированной бригаде и до 44-го года прослужил там. У нас была очень напряженная боевая подготовка. Тактика, стрельбы, вождение, рыли капониры, тщательно следили за танками, чтоб они всегда были в боевой готовности.

- Как вы стали артиллеристом?

- В августе 44-го года со штаба армии пришла разнарядка: отправить в офицерскую школу города Балашов на переквалификацию четырех офицеров. Стали мы там осваивать Су-76. Первое, что бросилось в глаза – она открытая, ни потолка, ни зада, скорость маленькая. Предназначалась для сопровождения пехоты. Я ее хорошо водил. Управляется Су-76 не труднее БТ. У нее было два двигателя. Проблем с синхронизацией у меня в батарее не было. Только один случай. Я тогда в Калининграде служил. В 52-м году сыграли тревогу. Я выехал на первой машине. Смотрю, из машины командира взвода повалил дым. Оказалось, оторвался шатун от поршня, и этим шатуном повредило корпус мотора. Масло вылилось и загорелось. У наводчика Мерзлякова был огнетушитель. Из него он и сбил пламя. Потом мы его отремонтировали, машину отбуксировали в бокс и до нее не дотрагивались до тех пор, пока представитель из Горького, с завода не приехал. Долго разбирались, но все-таки доказали, что поломка произошла из-за заводского дефекта.

- С японцами еще раз сразились в 45-м?

-Да. 12 апреля 45-го мы стояли в Подмосковье. Командир нас вызвал и говорит: "Будем завтра грузиться". Завели моторы и поехали на станцию. Там специальная бригада механиков загоняла самоходки на платформы, а мы закрепляли их. Куда едем – не знали, писем писать не разрешали. Оказалось, что мы двинулись на Дальний Восток. Мы-то думали, что нам еще придется немного повоевать на Западном фронте. Я командовал первой батареей. Приехали. Поскольку самоходки зимой были окрашены в белый цвет, приказали счищать краску. В городе Бикин Хабаровского Края мы и расположились. Ближе к августу начали разведывать пути передвижения к границе. 8 августа, в дождь, пошли в сторону границы. Мы должны были поддерживать стрелковый батальон. Пять моих машин погрузили на паром. В самоходках остались только механики. Никак не могли высадиться на берег. Несколько раз садились на мель. Высадились только ночью. Куда стрелять – не знаем. Решили отвечать огнем на огонь. Боев практически не было. Японцы отступали. Время от времени случались мелкие стычки с их пехотой. Наша часть до Харбина не дошла, 2 сентября получил приказ остановиться, а 3-го пришел войне конец. Нас вернули обратно в Бикин, затем отправили в Комсомольск-на-Амуре. Где наш дивизион расформировали. Меня направили на Камчатку. Я там 5 лет служил в 34-м танко-самоходном полку.

- На Т-34 доводилось ездить?

- Тяжеловатые они, по сравнению с БТ. К тому же, управление отрегулировано, где как. Мне БТ больше нравился. После Камчатки я два года служил в Калининграде. В августе 53-го уволили по сокращению штатов. Вот такой была моя армейская жизнь.

topwar.ru

Танк БТ-7 | World Of Man Dreams

Разработчик: КБ ХПЗГод начала работ: декабрь 1932Год выпуска первого прототипа: январь 1934Серийно выпускался с 1935 по 1940 год включительно. Оставался на вооружении до сентября 1945 г.

В 1935 году была принята на вооружение и запущена в серийное производство новая модификация танков БТ, получившая инекс БТ-7.Рассказывает wofmd.com Танк выпускался до 1940 года и был заменен в производстве танком Т-34. По сравнению с танком БТ-5, у него изменена конфигурация корпуса, улучшена броневая защита, установлен более надежный двигатель. Часть соединений броневых листов корпуса уже выполнялась методом сварки.Выпускались следующие варианты танка:– БТ-7 – линейный танк без радиостанции; с 1937 года выпускался с конической башней;– БТ-7РТ – командирский танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З; с 1938 года выпускался с конической башней;– БТ-7А – артиллерийский танк; вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 3 пулемета ДТ;– БТ-7М – танк с дизельным двигателем В-2.

Всего было выпущено более 5700 танков БТ-7. Они применялись во время освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в ходе войны с Финляндией и в Великой Отечественной войне.

Танк БТ-7 .Создание и модернизация

В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка – БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.

Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.

На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.

Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней получили новую штыревую антенну.В 1938 году некоторые линейные танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ, расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 “Бетка” или “Бетушка”

Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М.Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938 года АБТУ приступило к разработке преемника БТ – скоростного колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а началом линии Т-34.

Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве, возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300 (12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля. Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.

На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался 400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В 1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий 400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре 1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.

В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали высшим партийным, правительственным и военным работникам. БД-2 требовал дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода №75. ИменноХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну.

Танк БТ-7. Устройство

Корпус танка собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой, суженой закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса были выполнены преимущественно сварными и в меньшей степени клепаными. Корпус состоял из днища, носа, бортов, кормы, крыши и внутренних перегородок.

Башня. На танках БТ-7 выпуска 1935 и 1936 гг. устанавливалась сварная цилиндрическая башня, идентичная по конструкции со сварной башней танка БТ-5. Существовало два типа башен – линейная, имевшая снарядную укладку в нише, и радиобашня, у которой в нише находилась радиостанция. Кроме того, на танках выпуска 1937 г. в нише располагался пулемет ДТ. Часть башен оборудовалась также установками для стрельбы по воздушным целям из пулемета ДТ.

Вооружение. На танках выпуска 1934-1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932/34 гг.Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, ножным и ручным спусками, корытообразной люлькой, гидравлическим тормозом отката, пружинным накатником и секторным подъемным механизмом. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Они размешались в общей маске, с углами возвышения от -8° до+25°.

На танках выпуска 1937 г. (с конической башней) в нише башни располагался еще один пулемет ДТ в шаровой установке.

Кроме того, на части танков выпуска 1937-1939 гг. монтировался пулемет ДТ на зенитной танковой турельной установке П-40. Она позволяла осуществлять плавное слежение пулеметом за целью как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях со скоростями наведения более 50° в секунду. Угол вертикального наведения от -5° до +90°, горизонтального – 360°. Стрельба из пулемета производилась стрелком с пола или со специальной подножки с помощью зенитного прицела. Спаренная установка снабжалась двумя общими прицелами: танковым перископическим панорамным прицелом обр. 1932 г. ПТ-1 и телескопическим прицелом ТОП или ТОП-1 обр. 1930 г.

 

Боеукладка танка располагалась на полу боевого отделения, на боковых стенках корпуса, в нише башни, на стенках башни. Укладка 45-мм снарядов на полу боевого отделения находилась между передней перегородкой и передней балансирной трубой и состояла из двух симметрично расположенных ящиков, в которых были установлены специальные обоймы, заполненные снарядами. Обоймы имели вид чемоданчиков с тремя перегородками, являвшимися опорами для патронов, и крышкой с откидной застежкой и брезентовой ручкой. В каждую обойму укладывались три снаряда. Каждый ящик содержал 14 обойм, таким образом, в двух ящиках насчитывалось 84 снаряда.

Стреляные гильзы убирали обратно в обоймы, а обоймы – в ящики, чтобы не загромождать ими боевое отделение. На танках, выпускавшихся с 1937 г., можно было выбрасывать стреляные гильзы через специальное окно в правом боковом листе боевого отделения, для чего его заслонка открывалась в сторону навесного борта.

 

На стенках боевого отделения с помощью специальных планок с резиновой прокладкой и клипс крепилось 34 снаряда: на левой стенке – 15, на правой – 19. Снаряды располагались вертикально в два ряда. На стенках башни, по обе стороны от ниши, вертикально размещалось по семь снарядов, закрепленных так же, как и на стенках корпуса. На танках с конической башней укладка снарядов на ее стенках отсутствовала.Укладка снарядов в нише цилиндрической башни состояла из двух стальных коробок по 20 снарядов в каждой (5 рядов по 4 шт.). В нише конической башни снаряды укладывались в трех коробках-стеллажах по 12 штук в каждой. На танках выпуска 1937 г., имевших кормовой пулемет, центральный стеллаж отсутствовал. Таким образом, боекомплект танка без радиостанции состоял из 172 снарядов. У танков с рацией – из 132 снарядов соответственно. В боекомплект пулеметных патронов входили 38 магазинов – 2394 патрона.

 

Двигатель и трансмиссия. На танке БТ-7 устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель М-17Т (выпускался по лицензии фирмы ВМW). Его мощность при 1550-1650 об./мин. – 400 л.с. Сухая масса двигателя – 550 кг. Топливо – авиационный бензин марки Б-70. Емкость бензобаков – 790 л (бортовые баки – 250 л, кормовой – 400 л, дополнительные 4 на крыльях – 140 л).

Система охлаждения – водяная, принудительная, с помощью центробежного насоса М17. Емкость радиаторов около 100л.Приводы управления танком – механические. Для поворота на гусеничном ходу служили два рычага, воздействовавшие на бортовые фрикционы и тормоза; для поворота на колесном ходу – штурвал. При движении на гусеничном ходу штурвал снимался и укладывайся в отделении управления у левого борта танка.

Ходовая часть танка БТ-7 по своей конструкции первоначально была почти идентична ходовой части танка БТ-5, но со временем подверглась ревизии.Схема подвески осталась без изменений, однако в ее конструкцию были внесены некоторые улучшения, повышавшие надежность. Например, были усилены пружины подвески ведущих колес колесного хода, на которые приходилось около 30% массы танка.

Электрооборудование. Источники электрической энергии – два параллельно соединенных аккумулятора, работавших параллельно с генераторами постоянного тока мощностью 336 Вт (на танках 1-й серии генератор мощностью 270 Вт).

Средства связи. На танках с цилиндрической башней устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, а на танках с конической башней – со штыревой антенной. Для внутренней связи имелось переговорное устройство ТПУ-3, ТСПУ-3 или ТПУ-2. Аппараты переговорного устройства соединялись с помощью переходных колодок (с проводом, длина которого позволяла повернуть башню два раза) или вращающегося электроконтактного устройства ВКУ-1 или ВКУ-ЗА.

Танк БТ-7. Боевое применение

На июнь 1941 года БТ-7 (особенно модели 1937 года и более поздние) были хорошими танками. Из трёх основных оценочных параметров – вооружение, маневренность, броневая защита – он уступал только в последнем (и то не во всём). Факты боевого применения БТ-7 дают основания утверждать, что при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов в начале войны.

оенофкепао Советский легкий танк БТ-7М из 1-го взвода 1-й роты 1-го батальона 53-го танкового полка 81-й моторизованной дивизии 4 механизированного корпуса Юго-Западного фронта, брошенный в селе из-за неисправности во время марша на дороге Яворов – Немиров в Львовской области. На башне танка тактический знак в виде белого ромба с буквенно-цифровым кодом «А-1».

В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году “бэтэшки” участвовали в боях с японскими войсками в Маньчжурии.Боевое крещение БТ-7 получил на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причём последняя совершила 500км-й марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокий уровень подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и войне с Финляндией. С другой стороны, танк не имел себе равных в маневренности. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.

ru_a6000_14.eyxdx4zdlvcwo048w4sg08kcg.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th

Немецкие солдаты рассматривают советский легкий танк БТ-7 из 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, брошенный в местечке между Алитусом и Вильнюсом. Машина имеет на крыше башни знак для воздушного опознавания в виде белого креста.

Боевая обстановка Великой Отечественной войны диктовала для слабобронированного БТ-7 соответствующую тактику действий – ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало “живучесть” танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасала бы уже 30-мм броня. Высоким потерям танков способствовал устав танковых частей, по которому и в наступлении и в обороне стрельба с места допускалась крайне редко (поэтому к тактике танковых засад перешли только осенью 1941 года, когда было потеряно около 85 % танков).

ru_a5000_51.aej3p0s22lkosgw488c44o0os.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th

Немецкий солдат позирует рядом с советским легким танком БТ-7М.

Ещё одним фактором была недостаточная подготовка экипажей. Это усугублялось тем, что в конструкцию танка вносили изменения, упрощающие производство, но ухудшающие эксплуатацию. Например ввели вместо 4-х скоростной 3-х скоростную коробку передач, в связи с чем танк потерял в маневренности, а из-за неудачной конструкции переключать передачу получалось только у опытного водителя, в большинстве же случаев приходилось останавливать танк. Парк одних БТ-7 в июне 1941 года количественно превосходил весь танковый парк вермахта. СССР наращивала выпуск машин, когда Германия повышала уровень подготовки экипажей.

Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунтской армии в августе 1945 года. Например в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган (было около 211 БТ-7). Заключенным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

1_03.4zogzo3pv44k8so4k4kcooc0c.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th

Финские солдаты производят досмотр захваченной советской техники и сбор оружия. На переднем плане танк БТ-7, у которого складируются 7,62-мм винтовки Мосина.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКИХ ТАНКОВБТ-7 и БТ-7М

БТ-7(1935 г.) БТ-7М(1938 г.)
БОЕВАЯ МАССА 13000 кг 14650 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5660 5880
Ширина, мм 2230 2290
Высота, мм 2417 2447
Клиренс, мм 390-410 390
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ (спаренный) одна 45-мм пушка 20К и три 7,62-мм пулемета ДТ (спаренный, курсовой, зенитный)
БОЕКОМПЛЕКТ 146\188 выстрелов и 2349 патронов 146\188 выстрелов и 1827\2331 патрон
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТМФД и панорамный ТП-1 телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 15-20 ммборт корпуса – 13 ммкрыша корпуса – 10 ммкорма корпуса – 13 ммднище – 6 ммлоб башни – 15 ммборт башни – 15 ммкорма башни – 13 ммкрыша башни – 10 мм лоб корпуса – 15-22 ммборт корпуса – 13 ммкрыша корпуса – 10 ммкорма корпуса – 13 ммднище – 6 ммлоб башни – 15 ммборт башни – 15 ммкорма башни – 13 ммкрыша башни – 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-17Т, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с. В-2, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: четырехступенчатая коробка передач, главный фрикцион, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора механического типа: трехступенчатая коробка передач, главный фрикцион, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками (на один борт) 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкоозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 51,6 км\ч на гусеницах72 км\ч на колесах 62 км\ч на гусеницах86 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 220 км на гусеницах450 км на колесах 630 км на гусеницах1250 км на колесах
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 42° 36°
Спуск, град. 37° 36°
Высота стенки, м 0,55 0,75
Глубина брода, м 1,20 1,20
Ширина рва, м 2,40 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-1 с поручневой антенной (только на командирских танках)
 Основные модификации танка БТ

Танки серии БТ послужили основой для разработки большой гаммы опытных машин по отработке установки различных видов вооружений, включая пушечное, ракетное и химическое, бронетранспортеров; командирских машин и многих других. За время производства легких колесно-гусеничных танков БТ было выпущено более 50 типов машин различного назначения, из них 12 модификаций находились в серийном производстве, которое было начато выпуском танка БТ-2. В ходе дальнейшей модернизации в конструкцию танка были внесены значительные изменения и усовершенствования, повысившие его тактико-технические характеристики.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

wofmd.com

Сгоревший легкий танк БТ-7 - фото

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ СССР » Танки БТ » Сгоревший легкий танк БТ-7

Сгоревший легкий танк БТ-7

16 июня 2009 Добавил admin 11 комментариев Фото: Сгоревший легкий танк БТ-7

Сгоревший советский легкий танк БТ-7 образца 1937 года. На заднем плане видны еще две такие же машины.

БТ-7 («Быстроходный танк») — советский легкий танк 1930-х годов. Танк мог двигаться как на гусеничном ходу, так и на колёсном (гусеницы снимались и танк двигался на опорных катках), развивая достаточно высокую скорость для бронированной техники. БТ-7 предназначался, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника и ведения быстрых наступательных операций без поддержки пехоты.

Танк был защищен броней толщиной 22 мм (лоб), 13 мм (борт и корма), 10 мм (крыша) и 6 мм (днище). Вооружение — 45-мм 20К образца 1934 г. (132 снаряда) и два пулемета 7,62-мм ДТ (2394 патронов). Масса 13,8 тонн, мощность двигателя 400 л.с., максимальная скорость на гусеницах — 73 км/ч, на колёсах — 93 км/ч. Экипаж — 3 человека.

Танк БТ-7 превосходил все легкие танки Вермахта, а при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов. Однако последних качеств танковым войскам СССР в начале войны и не хватало, поэтому к зиме 1941 года было потеряно 85% из имевшегося огромного парка танков БТ.

Категория: Танки БТ

Информация о фото

Дополнительной информации об этой фотографии нет.

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии

Предыдущее фото  | Следующее фото

waralbum.ru