Генеральный директор. Тактическое вооружение


АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

Головное предприятие - АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (г. Королёв, Московская область)

Дочерние предприятия:

АО "Азовский оптико-механический завод" (г. Азов, Ростовской области)АО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" им. И.И. Торопова" (г. Москва)АО "Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь" (г.Каменск-Уральский, Свердловской обл.)АО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" им. И. И. Картукова" (г. Москва)АО "Конструкторское бюро машиностроения" (г. Москва)АО "Красный гидропресс" (г. Таганрог)АО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" им. А.Я. Березняка" (г. Дубна, Московской области)АО "Государственное научно-производственное предприятие "Регион" (г. Москва)ПАО "Салют" (г. Самара)АО "Смоленский авиационный завод" (г. Смоленск)ПАО "Тураевское машиностроительное конструкторское бюро "Союз" (г. Лыткарино, Московской обл.)ПАО "Арзамасское научно-производственное предприятие "Темп Авиа" (г. Арзамас)АО "Научно-исследовательский центр автоматизированных систем конструирования" (г. Москва)АО "Центральное конструкторское бюро автоматики" (г. Омск)АО "Рязанское конструкторское бюро "Глобус" (г. Рязань)АО "Государственный научно-исследовательский институт машиностроения" (г. Дзержинск)ООО "ТРВ-инжиниринг" (г. Королёв, Московская область)АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (г. Реутов, Московская область)АО "Производственное объединение "Стрела" (г. Оренбург)АО "Пермский завод "Машиностроитель" (г. Пермь)АО "Научно-производственное объединение электромеханики" (г. Миасс, Челябинская область)АО "Авангард" (г. Сафоново, Смоленская область)АО "Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов" (г. Пермь)ОАО "711 Авиационный ремонтный завод" (г. Борисоглебск, Воронежская область)Государственный научный центр РФ АО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (г. Санкт-Петербург)АО "Завод "Двигатель" (г. Санкт-Петербург)АО "Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" (г. Верхний Уфалей, Челябинская область)АО "Научно-исследовательский институт морской теплотехники" (г. Ломоносов, Санкт-Петербург)АО "Завод "Дагдизель" (г. Каспийск, Республика Дагестан)АО "Электротяга" (г. Санкт-Петербург)

АО "Концерн "Гранит-Электрон" (г. Санкт-Петербург)

АО "Равенство" (г. Санкт-Петербург)

АО "Завод им. А.А. Кулакова" (г. Санкт-Петербург)

АО "Равенство-Сервис" (г. Санкт-Петербург)

АО "Саратовский радиоприборный завод" (г. Саратов)

АО "Северный пресс" (г. Санкт-Петербург)

АО "Петровский электромеханический завод "Молот" (г. Петровск, Саратовская область)

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Управляемое вооружение класса "воздух - поверхность"

Многоцелевые управляемые ракеты-  Управляемые тактические модульные ракеты Х-25МЛ, Х-25МАЭ, Х-25МСЭ- Ракеты класса "воздух - поверхность" Х-29Л и Х-29ТЕ- Управляемые авиационные  модульные ракеты типа Х-38МЭ- Авиационная управляемая ракета Х-59МК2- Комплекс ракетного оружия "Овод-МЭ" с ракетами Х-59МЭ и Х59М2ЭПротиворадиолокационные управляемые ракеты- Управляемая ракета Х-31П, Х-31ПК, Х-31ПД- Управляемая тактическая модульная ракета Х-25МП- Управляемая ракета Х-58Э- Управляемая ракета Х-58УШКЭ

Противокорабельные управляемые ракеты- Управляемая ракета Х-59МК- Тактические противокорабельные ракеты Х-35Э, Х-35УЭ- Противокорабельные ракеты Х-31А, Х-31АД- Авиационная противолодочная ракета АПР-ЗЭ

Управляемые и корректируемые бомбы-  Корректируемые авиационные бомбы КАБ-500-ОД; КАБ-500Кр; КАБ-1500Кр- Фугасная корректируемая авиационная бомба КАБ-1500ЛГ-Ф(ОД, Пр)-Э- Фугасная корректируемая авиабомба со спутниковым наведением КАБ-500С-Э- Противолодочная КАБ "Загон-1" (индекс СЗВ)

Управляемое авиационное вооружение класса "воздух - воздух"- Управляемая ракета Р-ЗЗЭ- Управляемая ракета РВВ-АЕ- Управляемые ракеты РВВ-МД, РВВ-СД, РВВ-БД- Управляемые ракеты (Р-27Р1, Р-27ЭР1; Р-27Т1, Р-27ЭТ1; Р-27П1, Р-27ЭП1)- Ракеты класса "воздух - воздух" Р-73 (Э, ЭЛ)

Блоки неуправляемых ракет- Блок неуправляемых авиационных ракет Б8М-1- Блок неуправляемых авиационных ракет Б13Л

Ракеты - мишени- Сверхзвуковая ракета-мишень МА-31- Дозвуковая ракета-мишень ИЦ-35

Авиационные системы и снаряжение- Самолетная станция предупреждения об облучении СПО-15ЛМ- Самолетная многофункциональная станция предупреждения экипажа ПРГС-Л-150- Устройство выброса пассивных помех УВ-ЗОМК- Автомат постановки помех АПП-50- Очки ночного видения ОВН-1- Авиационное катапультное устройство АКУ-170Е- Комплект светотехнического оборудования АМИ-1- Аэродромный кондиционер АК-0,4-М1- Комплекс подготовки авиационных управляемых средств поражения ОКА-Э-1

ВООРУЖЕНИЕ ВМФТорпедное вооружение надводных кораблей- Универсальная электрическая торпеда ТЭ-2- Универсальная глубоководная торпеда УГСТ- Морская донная мина МДМ-2- Морская донная мина МДМ-3- Торпедная пусковая установка ТР-203- Комплект однотрубных торпедных аппаратов ОТА-40- Комплект торпедных аппаратов ДТА-53- Самоходный прибор гидроакустического противодействия МГ-74МЭ

Противокорабельные ракетные системы- Противокорабельный комплекс ракетного оружия "Москит-Е"- Противокорабельный комплекс ракетного оружия "Москит-МВЕ"- Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э"- Корабельный комплекс ракетного оружия с ПКР "Яхонт"- Комплекс постановки пассивных помех ближнего рубежа ПК-10- Береговой ракетный комплекс "Бастион" с ПКР "Яхонт"- Стационарный БРК "Бастион" с ПКР "Яхонт"- Береговой ракетный комплекс "Бал-Э"- Комплекс вооружения со скоростной подводной ракетой "Шквал-Э"- Малогабаритный противолодочныйый комплекс "Пакет-Э/НК"

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

История АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» началась с Болшевской трудовой коммуны № 1, созданной 18 августа 1924 года на основе приказа № 185 Особого главного политического управления (ОГПУ). Коммуна расположилась на базе совхоза Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) «Костино», образованного в 1919 году и занимавшегося опытным семеноводством. Возглавил её Матвей Самойлович Погребинский – человек-легенда, создавший собственную систему по перевоспитанию беспризорников и малолетних правонарушителей.

Болшевская коммуна начиналась с 33 воспитанников и 8 штатных сотрудников. Задачей преподавателей было обучение подростков какой-либо специальности, для чего в октябре 1924 года были созданы столярная и сапожная мастерские, которые к 1933 году выросли в трикотажное, обувное, деревообрабатывающее и металлообрабатывающее производство. Коммуна выпускала спортивную обувь и одежду, лыжи, теннисные ракетки, коньки. Производство стало приносить ощутимую прибыль, успешно решались вопросы жилья, был построен пионерский лагерь, в 1933 году открылся учебный комбинат, поощрялось увлечение воспитанников коммуны спортом и искусством. Число коммунаров превысило 4 тысячи человек.

За 15 лет проведения эксперимента в Болшевской трудовой коммуне был накоплен большой педагогический опыт, перенимать который приезжали многочисленные советские и зарубежные специалисты. Развитие производства, а также спортивной и культурной жизни, несомненно, способствовало тому, что в 1939 году посёлок Костино получил статус города. В разные годы коммуну охотно посещали Надежда Крупская, Климент Ворошилов, Семён Будённый, Вячеслав Менжинский, Алексей Толстой, Максим Горький, Александр Фадеев, Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Бернард Шоу, Анри Барбюс, Ромен Роллан.

Тем не менее, 1 января 1939 года коммуна прекратила своё существование. Многие её руководители и воспитанники были репрессированы. Все её производственные площади, здания, жилищный и другие фонды решением были переданы Наркомату лёгкой промышленности РСФСР. На месте коммуны был создан «Болшевский комбинат спортивного инвентаря», который продолжал выпуск широкого спектра спорттоваров. В апреле 1940 года Совнарком СССР принял решение об организации на базе спорткомбината нового завода. И, согласно приказу Наркомата авиационной промышленности СССР № 220с от 9 марта 1941 года, здесь образован Государственный Союзный завод № 472 по выпуску оборудования для военных самолётов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками. В августе 1941 года правительство СССР создало эвакуационный комитет, который координировал отправку стратегически важных предприятий вглубь страны, подальше от зоны военных действий.

Завод № 472 в два этапа был эвакуирован в г. Кузнецк, Пензенской области. Для перевозки основной части оборудования было выделено 150 железнодорожных вагонов. Более двух тысяч рабочих и специалистов с семьями разместились еще в 200 вагонах. Оборудование, которое по различным причинам невозможно было вывезти, было законсервировано. Полностью эвакуация завершилась в октябре 1941г.

После разгрома фашистов под Москвой на производственных площадях эвакуированного завода № 472 в начале 1942 года был создан филиал Куйбышевского завода № 145. Он выпускал выливные авиационные приборы типа ВАП-6М, ВАП-100, ВАП-500 и ленты расчалки для оснащения самолётов фронтовой авиации.

Директором филиала назначен Николай Кузьмич Сорокин. Главным инженером – Иван Георгиевич Терехов.

После полугодовой работы схема управления филиалом была признана слишком громоздкой и рискованной, особенно в условиях войны. Государственный Комитет Обороны принял решение о создании на базе филиала самостоятельного оборонного предприятия.

3 июня 1942 года постановлением ГКО на базе филиала образован Союзный завод № 455 Второго главного управления НКАП. Именно от этой даты ведёт свою историю «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Директором предприятия стал Николай Сорокин, главным инженером – Иван Терехов. Число рабочих составило 596 человек.

Законсервированное оборудование было вновь запущено, установлены новые станки и производственные линии. Уже к осени 1942 года предприятие начало выпускать продукцию – корпуса приборов ВАП-200, ВАП-400, ВАП-500. В этот период работало три производственных и два вспомогательных цеха.

В 1943 году директором завода № 455 назначен Михаил Петрович Горбунов, а в 1944 году должность главного инженера получил Александр Георгиевич Александров.

К концу войны, в 1944-1945 годах завод стал выпускать аварийные механические сбрасыватели для бомбардировщиков.

После окончания войны многие рабочие и специалисты, эвакуированные г. Кузнецк, вернулись в Костино на завод № 455. В первые послевоенные годы предприятие производило угнетающее впечатление. Его производственные, жилые и складские помещения находились в полуразрушенном состоянии. Лишь кое-где имелась булыжная мостовая. Основным транспортным средством были лошадиные упряжки.

В 1946 году Министерство авиационной промышленности включает в план завода новую продукцию: кассетные двигатели КД4-456А, КДЗ-246А, замков Б-4, В-10-У и электроприводов Б-4-А-2 для бомбардировщиков КБ А.Н.Туполева. В 1946 году главным инженером предприятия назначен Василий Иванович Кузьмин.

Основной задачей коллектива в послевоенные годы было восстановление и расширение завода. В рамках этого проекта в 1946 году были созданы испытательный цех, горячий цех с литейным, кузнечным и термическим участками, организован отдел заводских лабораторий. В период с 1947 по 1949 годы реконструированы механический цех, цеха нормалей и гальванопокрытий.

В 50-е годы завод № 455 активно развивался. Расширялись производственные площади, создавались новые службы, решались социальные вопросы. Огромная заслуга в успешном развитии предприятия принадлежит Михаилу Петровичу Аржакову, который 13 мая 1950 года был назначен директором предприятия. Под его руководством в 1950 году восстановлен корпус 16, где располагались цех № 4, отдел главного технолога, отдел главного металлурга, а также инструментальный отдел. Кроме этого, была создана рентгеновская лаборатория, реконструирован участок сборки узлов цеха № 15.

В конце 1950 года по инициативе Михаила Аржакова началось расширение выпуска товаров народного потребления с целью создания их серийного производства. До этого момента на заводе небольшими партиями производилась металлическая посуда и другие изделия из металла. К 1953 году был разработан и запущен в серию чайно-кофейный сервиз, впоследствии удостоившийся государственного Знака качества.

В декабре 1951 года приказом Министра авиапрома главным инженером предприятия назначен Михаил Ильич Муромцев.

В 1953-1955 годах продолжалось расширение завода, а также его социальной инфраструктуры. Создан цех окончательной сборки, образована контрольно-испытательная станция, построен пионерский лагерь «Лесное озеро» на 200 мест. К 1955 году, после выполнения заказа на изготовление турельных установок с автоматическим наведением для бомбардировщиков Мясищева, предприятие становится одним из основных поставщиков вооружений для авиации.

Несмотря на то, что концепция конструкции и назначения крылатой ракеты была сформулирована еще до Первой мировой войны, лишь боевые действия во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. показали, что пришло время реактивных двигателей и тактических крылатых ракет в частности.

В 1955 году завод № 455 получил задание правительства на создание ракетных систем класса «воздух-воздух». Коллектив предприятия приступил к созданию производственной базы для их разработки и выпуска, одновременно начались работы по проектированию ракет.

Серийное производство первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» РС-1-У было освоено на предприятии в 1956 году. Она разработана известным конструктором Дмитрием Людвиговичем Томашевичем в ОКБ-2 и предназначалась для оснащения истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П.

Работы по созданию управляемых ракет расширялись и 17 мая 1957 года приказом МАП на базе серийного конструкторского отдела завода № 455 было образовано конструкторское бюро. Его возглавил Михаил Ефимович Едидович, работавший до этого главным технологом предприятия. Коллектив КБ приступил к созданию ракеты класса «воздух-воздух» Р-55 для оснащения самолётов МиГ-21 бис, Су-9, Су-15.

После проведения испытаний ракеты РС-1-У и принятия её на вооружение, началась разработка более совершенных моделей РС-2-У и РС-2-УС, которые предназначались и для сверхзвуковой авиации. Они наводились на цель по линии, образованной сканирующим лучом радиолокационной станции самолёта перехватчика.

Продолжалась реконструкция и расширение производственных мощностей, осваивались новые технологии. В 1956 году освоена ковка и штамповка деталей из цветных металлов. В период 1958-1959 годов внедрена автоматическая аргонно-дуговая сварка алюминиевых сплавов, организованы эксплуатационно-ремонтный отдел и участок магниевого литья. Летом 1958 года руководители завода и КБ во главе с Михаилом Аржаковым совершили предварительную поездку в г. Ахтубинск, Астраханской области для определения места под строительство собственного испытательного центра.

Новая продукция требовала привлечения квалифицированных специалистов. Коллектив завода пополнялся выпускниками Днепропетровского государственного университета и авиационных институтов. В 1959 году на базе предприятия открылся филиал Всесоюзного заочного политехнического института.

Кроме продукции военного назначения, на предприятии активно развивалось производство товаров народного потребления. Под руководством Михаила Аржакова в 1958 году был введён в строй отдельный цех ТНП, где началось серийное производство чайно-кофейных сервизов.

В 60-е годы завод № 455 продолжал расширять основное и вспомогательные производства и ассортимент продукции. В это время, кроме уже серийно выпускавшихся ракет РС-1-У, РС-2-У и РС-2-УС, была освоена сборка зенитной управляемой ракеты 3М9 для зенитного ракетного комплекса «Куб». Кроме этого, предприятие производило ракеты класса «воздух-воздух» Р-8М, Р-8М1Р, Р-8М1Т, К-98, К-98МР, К-98МТ, Р-4, Р-40, разработанные ОКБ-4 Матуса Бисновата.

Одновременно с боевыми ракетами с начала 60-х годов завод изготавливал малоразмерные ракеты-мишени ИЦ-59 («Олень»), ИЦ-60 («Заяц») для обучения лётного состава применению ракет «воздух-воздух». Эти модели имели программное управление, и запускались с самолёта.

Для разработки конструкторской документации первой отечественной ракеты класса «воздух-поверхность» Х-66 приказом министра авиапрома в марте 1966 года на предприятии создаётся Опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Разработка и внедрение в производство прошли в кратчайшие сроки. Уже в ноябре 1966 года были выполнены первые испытательные пуски, в 1967-1968 гг. проводилась лётная отработка, а 20 июня 1968 года ракета была принята на вооружение. Использовалась Х-66 в составе вооружения самолёта МиГ-21ПФМ, и производилась до 1976 года включительно.

Еще в конце 50-х годов одним из важнейших вопросов развития предприятия было определено создание летно-испытательного комплекса. Местом испытаний был определён г. Ахтубинск Астраханской области. Масштабные строительные работы начались в 1967 году. Модернизация и реконструкция комплекса проводятся постоянно с учетом развития технологий.

30 апреля 1966 г. завод № 455 переименован в Калининградский машиностроительный завод (КМЗ). За десять лет предприятие значительно расширилось. Построен учебный корпус, цех пластмасс, создана химико-технологическая лаборатория, закончилась реконструкция литейного цеха. Внедрены аргонно-дуговая, контактная и роликовая сварка титановых сплавов, а также литьё и изготовление деталей из них.

На базе ракеты РС-2-УС конструкторским бюро предприятия была отработана документация по первой самостоятельной разработке завода - ракете класса «воздух-воздух» Р-55 для вооружения истребителей МиГ-21 бис, Су-9 и Су-15. На этой модели использовалась тепловая головка самонаведения, которая имела повышенную помехозащищённость. Это обеспечивало эффективное применение ракеты на высотах от 0 до 22 км и перехват воздушных целей на дальности от 1,2 до 10 км. Ракета была принята на вооружение 21 января 1969 г. и серийно производилась вплоть до 1977 года.

Еще в середине 1960-х годов предприятие начало разрабатывать ракеты класса «воздух-поверхность». Модель Х-23 сохранила систему управления и компоновку узлов от Х-66, а систему наведения было решено применить радиокомандную с помощью кодированных управляющих радиосигналов. Государственные испытания ракеты на самолётах МиГ-23 и МиГ-23Б прошли с марта 1970 года по октябрь 1973. По их результатам в 1974 году Х-23 была принята на вооружение самолетов типа МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-22, Су-24, Як-28. Кроме этого, впервые в мировой практике в 1977 году были проведены реальные пуски тактической ракеты Х-23 с вертолёта соосной системы несущих винтов Ка-252ТБ.

С 1974 по 1976 годы проводилась модернизация ракеты (Х-23М) под более совершенную аппаратуру наведения. В 1977 году успешно состоялись стрельбы по надводным целям. Результаты – прямые попадания в баржи-мишени. Ракета Х-23 выпускалась предприятием до 1983 года. Поставлялась на экспорт в десять стран.

В начале 70-х годов возникла необходимость в усовершенствовании управляемого тактического оружия, и в 1971 году специалистами ОКБ была создана принципиально новая система наведения ракет класса «воздух-поверхность» при помощи лазерного луча. На цель наводился узкий лазерный луч, являющийся ориентиром для головки самонаведения. Новая ракета получила индекс Х-25, и стала приоритетным направлением развития ракетного производства. Её конструкция оказалась весьма удачной. Государственные лётные испытания этой модели проводились по ноябрь 1974 года, в 1975 году ракета была запущена в серийное производство, а в 1976 году в составе комплекса вооружения самолета типа Су-17 принята на вооружение. Это был первый в мире автономный комплекс вооружения, включающий самолет с лазерной станцией подсветки целей и ракету с лазерной полуактивной головкой самонаведения.

Работы по расширению возможностей управляемых ракет шли в нескольких направлениях. В 1972 году на основе Х-25 инженеры ОКБ приступили к созданию противорадиолокационной ракеты Х-27, оснащённой пассивной радиолокационной головкой самонаведения, способной пеленговать цель – радиолокационные станции противника различного типа.

Государственные летные испытания проходили на самолете МиГ-27 с августа 1975 года по октябрь 1976 года. После успешного завершения первого этапа и устранения выявленных недостатков, с января по июль 1977 года прошли дополнительные испытания. В сентябре 1980 года ракета Х-27ПС была принята на вооружение.

В 1974 году директором Калининградского машиностроительного завода назначен Вячеслав Александрович Беляков.

За десятилетие предприятие значительно расширилось. Построены несколько новых цехов, в том числе сборочный и цех защитных покрытий, лаборатория рентгеноконтроля, складские помещения, склад химикатов и лабораторный комплекс в Ахтубинске. Началось оснащение предприятия новейшими станками с ЧПУ, а также строительство нового участка титанового литья. В 1974 году ОКБ было оснащено первой отечественной ЭВМ – БЭСМ-4, которая занимала большое помещение.

Расширение завода привело к созданию в 1976 году на его базе «Калининградского производственно-конструкторского объединения «Стрела» («КПКО «Стрела»). В новое объединение вошли КМЗ, ОКБ «Звезда», Костромской механический и Бендерский машиностроительный заводы.

7 августа 1978 года КПКО «Стрела» переименовано в Калининградское производственное объединение «Стрела» («КПО «Стрела»).

В 1973 году главным конструктором ОКБ назначен Виктор Никифорович Бугайский, который уже имел до этого большой практический опыт создания авиационной и ракетной техники. Под его руководством были проанализированы конструкции ракет Х-66, Х-23 и Х-25, что привело к созданию концепции модульного проектирования ракет. В 1973 году начались работы по формированию рациональной системы модулей.

В конце 1978 года начались практические работы по созданию ракеты со сменными системами наведения, которая должна была заменить Х-23М, Х-25 и Х-27. Создание модульной ракеты Х-25М позволило предприятию уменьшить количество типов ракет «воздух-поверхность», снизить затраты и сроки на разработку новых моделей, повысить надёжность и упростить их эксплуатацию. В итоге были сформированы три варианта модульной ракеты Х-25М: Х-25МП – противорадиолокационная ракета с двумя модулями ПРГСН, работающими в различных диапазонах; Х-25МЛ – многоцелевая ракета с лазерной ГСН; Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой наведения.

Пройдя испытания на МиГ-27, ракеты ряда Х-25МП, Х-25МЛ, и X-25МР в 1981 году были приняты на вооружение. За реализацию этого проекта Указом Председателя Верховного совета СССР от 16.09.1981 г. КПО «Стрела» награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 80-е годы на объединении продолжались работы сразу по нескольким направлениям – разработка и создание тактических управляемых ракет как классического, так и модульного типа, ракет-мишеней, ракетных комплексов. В 1981 году завершились государственные испытания модульной ракеты Х-25М, после которых она была принята на вооружение. Серийно её стали выпускать в 1982 году.

Успешные работы КПО «Стрела» в деле повышения обороноспособности страны были по достоинству оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1981 года за заслуги в создании отечественных авиационных ракет класса «воздух-поверхность» объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Одновременно с работами над боевыми управляемыми ракетами в январе 1980 года завершилась наземная отработка и начались лётные испытания мишени ИЦ-59В «Магнит», которая являлась дальнейшим развитием модели ИЦ-59 «Олень».

Новая ракета-мишень, как и предшественница, имела на борту автопилот и аппаратуру измерения траектории и пролёта, поиска и передачи данных наземным измерительным пунктам. Но отличалась от ИЦ-59 большей высотой и дальностью полёта, а также увеличенной стартовой массой.

В ОКБ активно развивали это направление и продолжали работы над следующим поколением мишеней – М-31, МА-31, ИЦ-35.

Одним из прорывных проектов предприятия стала сверхзвуковая противорадиолокационная ракета Х-31. Проектирование её началось еще в 1972 году. Эта модель была уникальной для своего времени. Использование принципиально нового двигателя позволяло ей развивать очень высокую скорость и поражать зенитно-ракетный комплекс противника прежде, чем тот успеет обнаружить и сбить самолёт-носитель.

После завершения этапов конструирования, изготовления и наземной отработки работоспособности элементов и блоков Х-31П, в мае 1981 года специалисты завода приступили к её лётным испытаниям. После их успешного завершения в 1985 году началось серийное производство ракеты. Государственные испытания Х-31П также завершились полным успехом в 1988 году.

На базе Х-31 с 1978 года шла разработка её противокорабельного варианта Х-31А. Новая ракета, предназначенная для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 тонн, комплектовалась активной радиолокационной системой наведения и проникающей боевой частью.

Государственные испытания Х-31А на самолёте Су-24М с успехом прошли в 1989 году. К концу года началось её серийное производство.

Ещё одним несомненным достижением конструкторского и производственного коллективов предприятия стала противокорабельная ракета Х-35. Впервые технические предложения по её созданию были представлены в 1977 году. Особенностью этой ракеты была траектория полета при выходе на цель. Высота полёта Х-35 при этом над уровнем поверхности составляла около 4 м, что не позволяло средствам ПВО противника эффективно бороться с ней.

В марте 1983 года на должность главного конструктора объединения назначен Виктор Георгиевич Галушко. В том же году, 16 марта начались опытно-конструкторские работы по созданию корабельного ракетного комплекса «Уран» с ракетой Х-35Э (экспортный вариант). Для испытаний комплекса в реальных морских условиях на побережье Чёрного моря, в окрестностях г. Феодосии в ноябре 1983 года был оборудован полигон. В ноябре 1985 года прошел первый этап испытаний Х-35Э, завершившийся в 1987 году. Второй этап лётных испытаний ракеты успешно прошёл в 1989 году.

В 1986 главным конструктором ОКБ стал Георгий Иванович Хохлов, а в январе 1987 года генеральным директором КПО «Стрела» назначен Вячеслав Анатольевич Шаповалов. Тогда же начались лётно-конструкторские испытания КРК «Уран-Э».

В 1989 году Опытно-конструкторское бюро выделено из состава объединения в самостоятельное юридическое лицо – ОКБ «Звезда».

В 21 век ГНПЦ «Звезда-Стрела» вступил с массой наработок по созданию совершенно нового тактического ракетного оружия.

24 января 2002 года президент РФ подписал Указ № 84 «Об открытом акционерном обществе «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В состав корпорации вошло шесть предприятий. В период до 2010 года расширение состава Корпорации ТРВ проводилось еще два раза: — 9 мая 2004 года согласно указу № 591 президента РФ в состав корпорации вошло восемь предприятий; — 20 июля 2007 года согласно указу № 930 президента РФ в состав корпорации вошло еще пять предприятий.

В результате поэтапного расширения в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» к концу первого десятилетия XXI века входило 19 ведущих предприятий российского ОПК.

Летом 2002 года началась подготовка очередного этапа госиспытаний ракеты Х-35Э (3М-24Э) в составе КРК «Уран-Э». Первая стрельба состоялась 14 сентября и была признана успешной всеми членами комиссии.

В дальнейшем стрельбовые испытания комплекса проводились в различных погодных условиях, включая шторм, но итог их был неизменно успешным. Государственные испытания КРК «Уран-Э» успешно завершились в декабре 2005 года в рамках госиспытаний сторожевого корабля «Татарстан», флагмана Каспийской флотилии российского ВМФ. Все три пущенных ракеты поразили цель.

27 октября 2004 года был открыт новый демонстрационный зал ракетной техники и истории корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Его площадь превышает 250 кв. м. Здесь представлены материалы по истории корпорации, начиная с Болшевской трудовой коммуны в деревне Костино, работы завода № 455 в годы Великой Отечественной войны, образования ОКБ и до последних разработок управляемых тактических ракет. В демзале демонстрируются практически все изделия, разработанные или выпускавшиеся всеми предприятиями Корпорации ТРВ, как в масштабных моделях, так и в полном размере. Стенды демонстрационного зала постоянно пополняются.

В марте 2005 года открыт уникальный стенд полунатурного моделирования, предназначенный для тонкой настройки ПРГС и инерциальных систем управления. Уникальное сооружение позволяет значительно экономить время и средства на безупречно тонкую отработку бортовых систем управления ракет класса «воздух-поверхность» и противокорабельных ракет, на доведения их тактико-технических возможностей до боевого совершенства. На стенде можно имитировать все параметры полета ракеты: её безопасный старт или отделения от носителя, стабилизацию, вывод на траекторию маршевого полета и полет на маршевой высоте, вывод в зону захвата цели, захват её системой самонаведения и последний этап – ближнее самонаведение.

Отработка всех элементов КРК «Уран-Э» ускорила работы по созданию ПБРК «Бал-Э». Осенью 2004 года на сухопутном полигоне военно-морской базы проводились государственные испытания комплекса с ракетой Х-35Э (3М-24Э). В течение двух месяцев отрабатывалась стрельба в различных условиях. Комплекс показал великолепные результаты. Ракеты попадали не просто в мишень, имитирующую корабль, а в её геометрический центр. Время развёртывания комплекса на новой позиции составляло не более 10 минут, а залп может включать до 32 ракет. 10 октября государственная комиссия на своем заседании признала испытания успешными и «Бал-Э» был принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. На вооружение Российской Армии подвижный береговой ракетный комплекс «Бал-Э» принят в 2008 году.

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

ОБНОСОВ БОРИС ВИКТОРОВИЧГенеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (2003 – по настоящее время)

Обносов Борис Викторович родился в Москве 26 января 1953 года. Окончил «Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе» по специальности: инженер-механик по летательным аппаратам (1976 г.), затем инженерный поток мехмата «Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова» по специальности прикладная математика (1983 г.).

В 1994 году получил приглашение на работу в постоянное Представительство Российской Федерации при Организации Объединённых Наций, затем в министерство иностранных дел РФ в качестве старшего советника по вопросам безопасности и разоружения.

С 1998 года осуществлял свою деятельность в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Занимал ответственные должности в государственных компаниях – спецэкспортерах вооружений и военной техники: ФГУП «Российские технологии», ФГУП «Промэкспорт – оборонные технологии», ФГУП «Промэкспорт». В компании ФГУП «Рособоронэкспорт» руководил Департаментом оборонных технологий и космоса.

13 марта 2003 года Борис Обносов был утвержден в должности генерального директора ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

При его активном участии была разработана «Комплексная целевая программа создания авиационных средств поражения». Документ согласован с Минпромторгом, Минобороны и получил одобрение Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. На основе этой программы корпорацией проводится большой комплекс работ по созданию системы управляемого вооружения для истребителя 5-го поколения.

Борис Обносов является членом Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, возглавляет Совет директоров предприятий ОПК Московской области, является первым заместителем председателя Правления Московского областного союза промышленников и предпринимателей, членом Бюро Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союза машиностроителей России», принимает активное участие в работе Совета директоров предприятий научно-технического комплекса г. Королёва.Без отрыва от производства возглавляет одну из профильных кафедр «Московского авиационного института (ГТУ)».

Работа Бориса Обносова, его успехи в научно-производственной и социальной деятельности отмечены многими наградами федерального и регионального значения. 

Научная деятельность:Генеральный конструктор авиационных средств пораженияДоктор технических наукПрофессорДействительный член Российской академии ракетно-артиллерийских наукДействительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского  Награды:Медаль «В память 850-летия Москвы» - 1997 годМедаль «За укрепление боевого содружества» - 2002 годПочётная грамота Правительства РФ - 2006 годПочётная грамота Совета Федерации Федерального собрания РФ - 2006 годЛауреат Национальной премии ФС ВТС «Золотая идея» в номинации «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества» - 2007 годПремия Правительства РФ в области науки и техники - 2007 годБлагодарность Губернатора Московской области - 2007 годПочётное звание «Почетный машиностроитель» - 2007 годОрден Дружбы - 2008 годЗнаки Губернатора Московской области: «Благодарю», «За труды и усердие» - 2008 годОрден Ивана Калиты Московской области - 2010 годПобедитель конкурса «Лауреат года» Министерства промышленности и науки Московской области в номинации «Лучший руководитель промышленной организации» - 2011 годОрден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - 2012 годПамятный знак ФС ВТС - 2012 годЗвание «Почётный гражданин города Королёва Московской области» - 2012 годПочётное звание «Почётный авиастроитель» - 2013 годПочётная грамота Правительства РФ - 2013 годЗнак Губернатора Московской области «За вклад в развитие Московской области» - 2013 годМедаль ФС ВТС «За отличие» - 2013 годПремия Правительства РФ в области науки и техники - 2014 годЛуреат Государственной премии в области науки и технологий - 2015 годОрден Преподобного Серафима Саровского III степени - 2016 годПочётный знак Московской областной Думы «За труды» - 2017 годЗнак «За заслуги перед Московской областью» II степени - 2017 годМедаль Совета безопасности РФ «За заслуги в обеспечении национальной безопасности» - 2017 годОрден «За заслуги перед Отечеством» III степени - 2017 годМедаль Министерства обороны РФ «За достижения в области развития инновационных технологий» - 2017 годМедаль Министерства промышленности и торговли РФ «Трудовая доблесть» - 2017 год  Золотая медаль им. академика В.Ф. УткинаЛауреат премии и Золотая медаль им. П.В. ДементьеваЗнак отличия «За заслуги» I степени – высшая награда г. КоролеваПочетный знак «Серебряный герб г. Королёва»Почетный гражданин города Королева

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

ЯРМОЛЮК ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧПервый заместитель генерального директора - заместитель по НИОКР АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (март 2003 г. - по настоящее время)Родился 16 мая 1953 года в Москве. Окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. После окончания института поступил на работу в "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" на должность инженера. Последовательно занимал должности мастера, старшего мастера, инженера-конструктора, начальника бюро, заместителя начальника отдела, заместителя главного технолога.С 1987 по 1993 год Владимир Ярмолюк работал заместителем генерального директора по научной работе в НПО ВНИИСМИ, далее - заместителем генерального директора ТОО "Стройинструмент-Центр", директором ООО "Донанг". В период с 1998 по 2000 год - начальник управления оборонных технологий ФГУП "Промэкспорт", затем занимал пост заместителя начальника департамента оборонных технологий и космоса ФГУП "Рособоронэкспорт".С марта 2003 года занимает должность первого заместителя генерального директора - генерального конструктора АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение.С мая 2005 года - первый заместитель генерального директора корпорации по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам - генеральный конструктор корпорации.Владимир Ярмолюк является автором более 20 научных трудов: статей, докладов, авторских свидетельств, изобретений.

НОВИКОВ ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧПервый заместитель генерального директора - генерального конструктора ГУП "ГНПЦ "Звезда-Стрела", главный конструктор (1995 - 1999 гг.) Родился в 1934 году. В 1957 году окончил Московский авиационный институт и был направлен на работу в "Машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" (г. Дубна). Занимал должности от инженера до ведущего конструктора.В 1983 году перевёлся на работу в КПО "Стрела" на должность первого заместителя главного конструктора. С 1995 по 1999 год - главный конструктор ГУП "ГНПЦ "Звезда-Стрела" (первый заместитель генерального директора - генерального конструктора ГНПЦ).

ХОХЛОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧГлавный конструктор КПО "Стрела" - ОКБ "Звезда" (1986 - 1994 гг.) Родился в 1926 году. С 1941 по 1945 год учился в московском электромеханическом техникуме им. Красина. В 1955 году окончил Московский авиационный институт. Трудовую деятельность начал в Научно-производственном объединении "Молния", где прошёл путь от исполняющего обязанности начальника лаборатории до главного конструктора.В 1986 году Георгий Хохлов переведён на должность главного конструктора ОКБ "Звезда", где и проработал до 1994 года.Трудовая деятельность Георгия Хохлова отмечена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями СССР. Лауреат Государственной и Ленинской премий СССР.

ГАЛУШКО ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧГлавный конструктор КПО "Стрела" (1983 - 1986 гг.) Родился в 1934 году. В 1952 году поступил в Московский авиационный институт. После окончания МАИ в 1958 году начал работать инженером в "Машиностроительном конструкторском бюро "Радуга", в г. Дубна. Прошёл путь до первого заместителя главного конструктора МКБ.В 1983 году Виктор Галушко назначен на должность главного конструктора ОКБ производственного объединения "Стрела", где и проработал до 1986 года. Награждён орденом "Знак Почета" и медалями СССР. Доктор технических наук, трижды лауреат Государственной премии СССР.

БУГАЙСКИЙ ВИКТОР НИКИФОРОВИЧГлавный конструктор КМЗ - КПКО "Стрела" - КПО "Стрела" (1973 - 1983 гг.) Родился в 1912 году в селе Ипатово (Ставропольский край). В 1931 году поступил в Московский авиационный институт.Трудовую деятельность начал в 1934 году в конструкторском бюро С.В.Ильюшина. С 1940 года - заместитель главного конструктора по разработке самолёта Ил-2 на заводе № 381 в г. Ленинграде (сейчас г. Санкт-Петербург).В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Нижний Тагил, где Виктор Бугайский вместе с коллективом предприятия продолжал работы над созданием штурмовика. С 1942 по 1946 год работал заместителем главного конструктора на заводах № 1 и № 18 в г. Куйбышеве, где являлся представителем опытно-конструкторского бюро С.В.Ильюшина. В 1946 году он назначен заместителем главного конструктора московского завода № 240 (ОКБ Ильюшина), а в 1947 году - первым заместителем генерального конструктора. С 1958 по 1973 год работал в должности главного конструктора филиала ОКБ-52 Центральном конструкторском бюро машиностроения в г. Москве. При его непосредственном руководстве разработаны ракета-носитель "Протон" и космическая станция "Салют".В 1973 году Виктор Бугайский был назначен главным конструктором Калиниградского машиностроительного завода. В этой должности проработал до 1983 года.За успешную трудовую деятельность Виктор Бугайский награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, орденом Знак Почета и многочисленными медалями. Имеет степень доктора технических наук.

КОРОЛЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧГлавный конструктор КМЗ (1966 - 1973) Родился в 1925 году в Москве. В годы Великой Отечественной войны работал токарем на московском автозаводе. В 1942 году окончил специализированную школу Военно-Воздушных Сил в г. Горьком (сейчас г. Нижний Новгород). После войны поступил и в 1950 году окончил инженерно-механический факультет Московского авиационного института им. С.Орджоникидзе.После учёбы Юрий Королёв работал в опытно-конструкторском бюро А.И.Микояна. С 1961 года - ведущий конструктор, руководитель группы конструкторского бюро завода № 455. В 1965 году назначен начальником КБ, исполняющим обязанности главного конструктора, а в 1966 году - главным конструктором опытно-конструкторского бюро Калининградского машиностроительного завода. Проработал в этой должности до 1973 года.За успешную трудовую деятельность Юрий Королёв награждён медалью "За доблестный труд".

ЕДИДОВИЧ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧНачальник конструкторского бюро завода № 455 (1957 - 1966)Родился в 1911 году в Гомеле, в семье аптекаря. После окончания школы работал в электромеханической мастерской, затем на электрозаводе им. Лопсе, где прошёл путь от токаря до главного инженера. Одновременно с производственной деятельностью учился в Московском машиностроительном институте, который окончил в 1940 году.В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Киров. Михаил Едидович возглавлял на нём освоение новых видов продукции для фронта. За свою трудовую деятельность в военные годы был награждён в 1942 году орденом "Знак Почёта", а в 1945 году - орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Москвы" и "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.".В июне 1950 года Михаил Едидович поступил на завод № 455 главным технологом, а в 1957 году назначен начальником конструкторского бюро. Проработал в этой должности до 1966 года. Под его руководством были разработаны и запущены в серийное производство управляемые ракеты класса "воздух-воздух" РС-1У, РС-2У, РС-2УС, Р-8Т и Р-8М.

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

Корабельный комплекс ракетного оружия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ

     Комплекс «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ создан путем модернизации известного экспортного противокорабельного комплекса «Москит-Е» с целью существенного повышения дальности стрельбы за счет дополнительного введения комбинированной траектории полета ракеты. При этом было сохранено главное преимущество комплекса «Москит-Е» перед другими аналогичными системами, состоящее в его практической неуязвимости благодаря высокой сверхзвуковой скорости полета ракеты (до 2900 км/час), предельно низкой траектории (10-20м) на конечном участке подлета ракеты к цели и интенсивного противозенитного маневра.      Предусмотрены две траектории полета ракеты 3М-80МВЕ: низковысотная (высота полета 10-20м) и комбинированная (высотная часть траектории на высоте ~12км и  конечный низковысотный участок 40-45 км на высоте 10-20 м).

Разработчик - ОАО "ГосМКБ "Радуга"Дальность стрельбы:- минимальная – 12 км;- максимальная по низковысотной траектории – 140 км;- максимальная по комбинированной траектории – 240 км.Стартовая масса ракеты – 4450 кг.Длина ракеты – 9,745 м.Остальные геометрические данные соответствуют предшествующему варианту (3М-80Е).     Комплекс «Москит-МВЕ» может поставляться на экспорт в составе эскадренных миноносцев проекта 956ЭМ, ракетных катеров проекта 12421 и других проектов кораблей постройки предприятий Российской Федерации, а также самостоятельно для размещения на носителях инозаказчика, обеспечивающих условия эксплуатации и боевого применения комплекса.     Комплекс «Москит-МВЕ» может быть также адаптирован для применения его в составе стационарной или передвижной береговой позиции ино-заказчика для защиты морских границ.

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

ВМФ РФ не нужны тактические береговые ПКРК?

Михаил Барабанов

Основные положения:■■ после завершения НИОКР и начала серийного производства новых береговых противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Бастион» и «Бал» Россия стала лидером на мировом рынке этих систем;■■ для собственных нужд ВМФ РФ закупает только ПКРК «Бастион» оперативно-тактического назначения, предназначенные для поражения крупных надводных целей, и пренебрегает закупками менее мощных тактических ПКРК «Бал»;■■ учитывая, что в сегодняшних условиях более вероятна перспектива локального конфликта в прибрежных водах, нежели начало крупномасштабной войны, такая политика российского ВМФ выглядит недальновидной.

Современные береговые противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) представляют собой довольно могущественные системы оружия, способные решать задачи не только обороны побережья, но и поражать морские цели на расстоянии до сотен километров от него. Обладая обычно собственными средствами целеуказания, высокой автономностью и мобильностью, современные береговые ПКРК имеют высокую боевую устойчивость и трудноуязвимы даже для самого серьезного противника. Эти обстоятельства стали одной из причин наблюдаемого сейчас всплеска внимания на мировом рынке вооружений к береговым ПКРК нового поколения. Дополнительные перспективы дает создаваемая сейчас возможность использования береговых ПКРК в качестве средств применения высокоточного ракетного оружия по наземным целям.

Основные зарубежные разработкиХотя почти все современные противокорабельные ракеты (ПКР) могут быть использованы в составе береговых ПКРК и компании-разработчики ПКР часто предлагают «наземную опцию» базирования этих ракет, в ведущих западных странах создание береговых ПКРК не получило широкого распространения. Основные западные флоты, опираясь на свое морское превосходство, практически не эксплуатировали береговые ПКРК, и создание таких комплексов велось по специальным экспортным заказам (преимущественно со стороны стран «третьего мира»).Между тем в Скандинавских странах и в Японии береговые ПКРК национальной разработки занимали важное место в системе морских вооружений. Точно так же Китай, унаследовавший советские военные доктрины, имеющий протяженное побережье и до последнего времени относительно слабые ВМС, уделял развитию береговых ПКРК значительное внимание. Сегодня Китай представляет на рынок наиболее широкий за рубежом спектр береговых ПКРК с ракетами различных классов. Как средство противодействия господствующему на море противнику рассматривают береговые ПКРК и ряд «стран-изгоев» (Иран, КНДР).Если не считать Скандинавские страны с их давними традициями развития сил береговой обороны, то основными заказчиками ПКРК выступают страны «третьего мира», причем часть покупателей рассматривает такие комплексы в качестве важного дополнения к основным силам и средствам ВМС, а часть – в качестве основного средства морской обороны. Наконец, традиционный интерес к таким системам имеет ряд стран с очень протяженной береговой чертой (Индия, Египет, Чили).Сегодня на мировом рынке присутствует широкий спектр береговых ПКРК, вооружаемых практически всеми современными типами ПКР.Harpoon (Boeing, CША) – несмотря на свое широкое распространение в мире, эта ПКР используется в береговых комплексах только в небольшом количестве в нескольких странах – Дании, Испании, Египте и Южной Корее. При этом в Дании береговые комплексы были созданы самостоятельно путем перестановки пусковых установок ПКР Harpoon со списанных фрегатов в начале 1990-х гг. В три другие страны поставки осуществлялись также в 1990-е гг.Exocet (MBDA, Франция) – береговые комплексы с использованием первого поколения ПКР Exocet ММ38 ранее состояли на вооружении в Великобритании (комплекс Excalibur в Гибралтаре, в 1994 г. был продан Чили) и в Аргентине (импровизированный, был применен в ходе Фолклендского конфликта в 1982 г.), а сегодня используются в Чили и Греции. Береговые ПКРК с более современными ракетами Exocet ММ40 состоят на вооружении в Греции, на Кипре, в Катаре, Таиланде, Саудовской Аравии (поставки производились во второй половине 1980-х гг. и в 1990-е гг.) и в Чили (в последнем случае изготовлены самостоятельно). Otomat (MBDA, Италия) – используется в составе береговых ПКРК, поставленных в 1980-е гг. Египту и Саудовской Аравии.RBS-15 (Saab, Швеция) – этот комплекс в береговом варианте RBS-15K состоит на вооружении в Швеции и Финляндии (был поставлен в 1980-е гг.), а в Хорватии ПКР RBS-15 используются в составе созданного в 1990-е гг. берегового ПКРК MOL собственного производства. Saab продолжает маркетинг берегового ПКРК на основе новой версии ракеты RBS-15 Mk 3.RBS-17 (Saab, Швеция) – модифицированный вариант американской противотанковой ракеты Hellfire. Используется с легких береговых пусковых установок (ПУ), которые состоят на вооружении Швеции и Норвегии.Penguin (Kongsberg, Норвегия) – с 1970-х гг. эта ПКР используется в стационарных ПУ в береговой обороне Норвегии. Сейчас комплекс устарел и снимается с вооружения.NSM (Kongsberg, Норвегия) – новая норвежская ПКР, предлагающаяся в том числе в варианте мобильного берегового ПКРК. В конце 2008 г. Польша заключила контракт стоимостью 145 млн долл. на приобретение одного дивизиона береговых NSM с поставкой в 2012 г.2 Это первый известный контракт на поставку ПКРК западноевропейского производства в последнее десятилетие. В дальнейшем возможно приобретение берегового варианта NSM и самой Норвегией.SSM-1A (Mitsubishi, Япония) – ПКР японского производства, используемая в состоящих на вооружении Японии мобильных береговых ПКРК типа 88. На экспорт не поставлялась.Hsiung Feng (Тайвань) – семейство ПКР, используемое с 1970-х гг. в береговой обороне Тайваня в составе одноименных стационарных и мобильных ПКРК. Первый вариант ПКРК (Hsiung Feng I) создан на основе модифицированного аналога израильской ПКР Gabriel Mk 2. С 2002 г. на вооружение Тайваня в мобильном варианте поступает ПКРК Hsiung Feng II, использующий более дальнобойную ракету полностью тайваньской разработки. В последующем не исключено создание берегового комплекса на основе новейшей тайваньской сверхзвуковой ПКР Hsiung Feng III. На экспорт эти системы не поставлялись.HY-2 (КНР) – китайская ПКР (также известна как С-201), являющаяся модифицированным аналогом советской ракеты П-15 разработки 1960-х гг. Береговые ПКРК на основе HY-2 с 1960-х гг. составляли основу береговой обороны КНР, поставлялись также Ираку, Ирану, КНДР и Албании. Применялись Ираком в ходе конфликтов в Персидском заливе 1991 и 2003 гг., но без успехов. Сегодня полностью устарела.HY-4 (КНР) – модифицированный вариант HY-2 с турбореактивным двигателем, используется в береговой обороне КНР с 1980-х гг. После 1991 г. береговые комплексы с этой ракетой были поставлены ОАЭ. Собственные аналоги этой ракеты для береговой обороны были разработаны в Иране (Raad) и КНДР (американские обозначения AG-1 и KN-01). Сегодня ракета безнадежно устарела.YJ-62 (КНР) – противокорабельный вариант (также обозначается как С-602) семейства современных китайских крылатых ракет СJ-10, подобных американской Tomahawk. Береговой подвижный ПКРК с С-602 поступает на вооружение в последние годы, становясь основной системой береговой обороны ПКР. Данные об экспорте отсутствуют.YJ-7 (КНР) – семейство легких современных ПКР, в которое входят ракеты от С-701 до С-705. Береговые мобильные ПКРК с ними продвигаются на рынок и, возможно, поставлялись в Иран. В Иране ведется лицензионный выпуск С-701 под наименованием Kosar, в том числе в береговом варианте, а С-704 – под наименованием Nasr.YJ-8 (КНР) – серия современных китайских ПКР, в составе которой известны ракеты С-801, С-802 и С-803. Береговые мобильные системы с ракетами С-802 состоят на вооружении в КНР, а в 1990–2000-е гг. поставлялись в Иран и, по ряду сообщений, в КНДР. Сообщается, что сейчас закупку этих береговых ПКРК планирует Таиланд. В Иране организован лицензионный выпуск ракет С-802 под обозначением Noor, береговые комплексы с ними были поставлены Сирии и ливанской организации «Хезболла», и применены последней в ливанском конфликте 2006 г.

Отечественный контекстСоветский периодВ СССР созданию береговых ПКРК традиционно уделялось значительное внимание, ибо они рассматривались как важное средство береговой обороны в условиях военно-морского превосходства Запада. При этом в Советском Союзе такие комплексы создавались на основе ПКР не только тактического назначения, но и ракет оперативно-тактического назначения с дальностью стрельбы, превышающей 200 км.В 1958 г. на вооружение был принят первый советский береговой подвижный ПКРК 4К87 «Сопка» с ракетами С-2 с дальностью стрельбы до 100 км (разработчик – филиал ОКБ-155, ныне МКБ «Радуга» в составе ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). Эти же ракеты применялись и в береговых стационарных защищенных ПКРК «Стрела» («Утес»), построенных на Черноморском и Северном флотах. Комплекс «Сопка» составлял основу береговых ракетно-артиллерийских сил СССР в 1960-е гг. и широко поставлялся в дружественные страны, но в 1980-е гг. был окончательно снят с вооружения. В ходе арабо-израильской войны 1973 г. комплекс «Сопка» был без успеха применен находившимися в Египте советскими расчетами.Для замены комплекса «Сопка» в КБ машиностроения (Коломна) был разработан и в 1978 г. принят на вооружение ВМФ СССР подвижный береговой ПКРК 4К40 «Рубеж», использующий широко распространенную флотскую ПКР П-15М с дальностью стрельбы до 80 км разработки МКБ «Радуга». Комплекс «Рубеж» был полностью автономным и имел интегрированные на одной машине (шасси МАЗ-543М) пусковую установку и РЛС целеуказания «Гарпун», реализуя концепцию «ракетного катера на колесах». «Рубеж», прошедший в 1980-е гг. модернизацию, до сих пор остается основным береговым ПКРК ВМФ России. В 1980-е гг. в экспортном варианте «Рубеж-Э» комплекс поставлялся в ГДР, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Алжир, Ливию, Сирию, Йемен, Индию, Вьетнам и на Кубу. После распада СССР некоторое количество систем получила Украина, а после распада Югославии ее комплексы «Рубеж-Э» достались Черногории, которая продала их в 2007 г. Египту. Сейчас «Рубеж» считается морально и физически устаревшим.В качестве берегового комплекса оперативно-тактического назначения для ВМФ СССР был разработан и в 1966 г. принят на вооружение подвижный ПКРК 4К44Б «Редут» со сверхзвуковыми ракетами П-35Б дальностью стрельбы до 270 км разработки ОКБ-52 (ныне ОАО «НПО машиностроения»). В качестве базового шасси используется БАЗ-135МБ.Впоследствии «Редут» был модернизирован с заменой ракет П-35Б более современными 3М44 комплекса «Прогресс», принятыми на вооружение в 1982 г. Ракетами П-35Б, а затем 3М44 были также перевооружены береговые стационарные комплексы «Утёс». В 1980-е гг. комплексы «Редут-Э» поставлялись в Болгарию, Сирию и Вьетнам. В ВМФ России, в Сирии и во Вьетнаме эти системы, несмотря на устарелость, до сих пор состоят на вооружении, причем вьетнамские комплексы были после 2000 г. модернизированы НПО машиностроения по программе «Модерн»4.

Настоящее времяВ 1980-е гг. для замены комплексов «Редут» и «Рубеж» началась разработка нового поколения береговых ПКРК на основе перспективных тогда ПКР (комплексы «Бастион» и «Бал» соответственно), однако ввиду развала СССР довести их удалось только в последние годы. После запуска серийного производства этих систем Россия превратилась в лидера на рынке береговых ПКРК и, видимо, сохранит это преимущество на ближайшее десятилетие, особенно с учетом возможности продвижения в перспективе на рынок еще более новых систем Club-M и «Бал-У». Можно ожидать заключения до 2020 г. целого ряда зарубежных контрактов на поставку новых российских береговых ПКРК.Оперативно-тактический береговой ПКРК «Бастион» был разработан НПО машиностроения на основе новой сверхзвуковой ПКР серии 3М55 «Оникс/Яхонт» с дальностью стрельбы до 300 км. Система предлагается в подвижном (К300П «Бастион-П») и стационарном («Бастион-С») вариантах, при этом на экспорт она комплектуется ракетами К310 «Яхонт» с дальностью стрельбы до 290 км. В состав комплекса (дивизиона) «Бастион-П» входят четыре мобильные пусковые установки на шасси МЗКТ-7930 (по две ракеты на каждой), машина управления, а также могут вводиться машины целеуказания с РЛК «Монолит-Б» и транспортно-заряжающие машины.В 2006 г. были подписаны контракты на поставку одного дивизиона «Бастион-П» во Вьетнам (оценочной стоимостью 150 млн. долл.) и двух дивизионов в Сирию (около 300 млн. долл.), при этом за счет вьетнамского контракта была фактически оплачена завершающая часть НИОКР.Поставки комплекса обоим заказчикам вместе с ракетами «Яхонт» были произведены НПО машиностроения в 2010 г. В 2008 г. Министерство обороны России выдало НПО машиностроения контракт на поставку трех комплексов 3К55 «Бастион-П» с ракетами серии «Оникс/Яхонт» для оснащения 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, дислоцированной в районе Анапы. В конце 2009 г. – начале 2010 г. в состав бригады были переданы два комплекса «Бастион-П» (по «новому облику» Вооруженных сил России они именуются батареями и сведены в составе бригады в один дивизион), а в 2011 г. должен быть передан третий комплекс (батарея).Ракета «Яхонт» нашла свое применение в Индии, где в рамках созданного НПО машиностроения с индийской организацией DRDO совместного предприятия BrahMos была отработана ПКР BrahMos, являющаяся фактически аналогом «Яхонта» с добавлением отдельных электронных компонентов индийской разработки. Реальный выпуск ракет BrahMos осуществляется оренбургским ОАО «Стрела» с дооборудованием в Индии. В варианте размещения на береговой ПУ индийская армия заказала 134 ракеты BrahMos Block I в 2006–2009 гг. и дополнительно 240 ракет BrahMos Block II в 2010 г. на общую сумму порядка 3 млрд долл. Индийская армия предполагает использовать BrahMos с мобильных пусковых установок не только в качестве ПКР, но и в качестве ракеты для высокоточного поражения наземных целей (на что ориентирована модификация Block II). Ракеты BrahMos могут использоваться и в составе ракетного комплекса «Бастион». Замена комплекса тактического назначения «Рубеж» в береговых ракетно-артиллерийских войсках отечественного ВМФ предполагалась на созданный ФГУП «КБ машиностроения» (головной подрядчик) и предприятиями корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) подвижный береговой ПКРК 3К60 «Бал», использующий малогабаритные дозвуковые ПКР 3М24 «Уран» с дальностью стрельбы до 120 км.В состав комплекса «Бал» входят четыре самоходные пусковые установки 3С60 на шасси МЗКТ-7930 (по восемь ракет на каждой), два выполненных на том же шасси самоходных командных пункта управления и связи (СКПУС) с РЛК целеуказания «Гарпун-Бал», а также четыре транспортно-заряжающие машины. Суммарный боекомплект комплекса, таким образом, состоит из 64 ПКР.Для отработки был изготовлен один комплекс «Бал» в минимальной комплектации (один СКПУС, две пусковые установки и одна транспортно-заряжающая машина), успешно завершивший государственные испытания осенью 2004 г. Данный комплекс был передан в опытную эксплуатацию ВМФ России и сейчас находится в составе 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, хотя и не имеет боекомплекта ракет 3М24. Но, несмотря на формальное принятие комплекса на вооружение в 2008 г., заказов на серийное производство комплекса «Бал» со стороны Министерства обороны России так и не последовало. На экспорт комплекс предлагается в варианте «Бал-Э» с экспортными ракетами 3М24Э, однако пока заказов на него также не поступало, несмотря на проявляемый интерес со стороны ряда стран.Еще одним предложением по береговым ПКРК в России является продвигаемый ОКБ «Новатор» (входит в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей») мобильный комплекс Club-M на основе крылатых ракет семейства Club («Калибр») типов 3М14Э, 3М54Э и 3М54Э1 с дальностью стрельбы до 290 км. Комплекс предлагается на экспорт в мобильном варианте на разных шасси с 3–6 ракетами на пусковой установке (включая контейнерное исполнение), заказы на него пока отсутствуют.Другим проектом стало представленное впервые в 2006 г. предложение КТРВ (МКБ «Радуга») мобильного берегового варианта экспортной версии известного корабельного ПКРК «Москит-Э» со сверхзвуковыми ракетами 3М80Э дальностью стрельбы до 130 км. Недостатком этого комплекса является громоздкость уже далеко не новых ракет, а также недостаточная дальность стрельбы. Береговой «Москит-Э» пока не нашел спроса.

Перспективы оснащения ВМФ РФОсновным перспективным береговым ПКРК для ВМФ России сегодня считается разрабатываемый при головной роли НПО машиностроения универсальный комплекс «Бал-У», который предположительно должен использовать ракеты серий «Оникс/Яхонт» и «Калибр» (на основе взаимозаменяемости) во взаимодействии с новыми средствами целеуказания. Видимо, в силу ожидания готовности этого комплекса Министерство обороны России отказывается от дополнительных заказов на ПКРК «Бастион» и от закупки комплексов «Бал» с ракетами 3М24.Следует отметить, что в случае принятия на вооружение комплекса «Бал-У» в качестве единой системы береговых ракетно-артиллерийских частей ВМФ России получится, что все ракетное вооружение этих частей будет представлено лишь системами оперативно-тактического назначения. При этом во всех случаях будут использоваться крайне дорогостоящие мощные (с тяжелой боевой частью) сверхзвуковые (в случае комплекса «Калибр» – со сверхзвуковой ступенью) ПКР, предназначенные для поражения крупных боевых кораблей. Современные береговые комплексы тактического назначения у ВМФ России будут отсутствовать в принципе. Такой выбор вряд ли следует считать оптимальным как с военной, так и с экономической точки зрения.В случае реального крупномасштабного конфликта маловероятно, чтобы крупные корабли противника (например, американские крейсера и эсминцы, оснащенные системой оружия AEGIS, не говоря уже об авианесущих кораблях) появились в прибрежных российских водах, тем самым подставив себя под ракетные удары. Времена ближней морской блокады давно прошли, а нанесение ударов по российской территории крылатыми ракетами морского базирования ВМС США будут способны вести со значительных расстояний от берега, заведомо превышающих дальность действия существующих береговых систем. Очевидно, что вторжение авианосной ударной группы и крупных кораблей противника в российскую ближнюю морскую зону будет осуществляться только после полного завоевания господства на море и в воздухе, и только после уничтожения в ходе воздушно-морской операции сил береговой обороны с помощью авиационного высокоточного оружия и крылатыми ракетами.Также стоит сказать, что значительная дальность стрельбы, декларируемая одним из главных достоинств комплексов оперативно-тактического назначения, в условиях борьбы с более сильным противником будет труднодостижима ввиду трудностей обеспечения целеуказания на значительном расстоянии. Противник будет если не срывать, то максимально затруднять целеуказание береговым ПКРК на значительную дальность, обеспечиваемое внешними средствами. В самом неблагоприятном варианте береговые ПКРК будут вынуждены полагаться только на собственные радиолокационные средства, дальность которых ограничена радиогоризонтом, что сведет на нет ожидаемые преимущества применения дорогостоящих дальнобойных ракет.Таким образом, береговые ПКРК с мощными оперативно-тактическими ракетами, ориентированные на применение главным образом в крупномасштабных конфликтах против крупных и «высокотехнологичным» морских целей, на деле в условиях такого конфликта столкнуться со значительными ограничениями эффективности и, вполне возможно, не смогут полностью реализовывать свой боевой потенциал. Стрельба же «Ониксами» по малым морским целям в ограниченных конфликтах явно нерациональна.Между тем современное развитие морских сил наших соседей, а также общие тенденции эволюции литоральных морских боевых средств дают основание предполагать возрастание роли малых боевых единиц (включая малые боевые катера, а в перспективе – и безэкипажные боевые средства) в войне в ближней морской зоне. Даже ВМС США все большее внимание уделяют развитию подобных средств. Таким образом, в прибрежных водах России наиболее вероятным концептуальным сценарием для ВМФ РФ видится не наличие «малого количества крупных целей», а наличие «большого количества малых целей».Очевидно, что ВМФ РФ остро нуждается в современных системах вооружения для ведения борьбы с малоразмерными и средними надводными целями в ближней морской зоне, в особенности во внутренних морях.Одними из основных систем вооружения для решения задач подобного рода должны рассматриваться недорогие дозвуковые малогабаритные ПКР. Россия имеет весьма удачный и отработанный современный образец такого комплекса ПКР в виде «Урана» с ракетами серии 3М24, а также его береговой вариант в виде «Бала».Пренебрежение закупками этих комплексов как корабельного, так и берегового базирования представляется совершенно недальновидным.Не повторяем ли мы сейчас снова ошибку, уже допущенную дважды в военно-морском строительстве накануне мировых войн? Тогда отечественный флот готовился отражать вторжение крупных надводных сил противника в свои воды, подчинив этой задаче все свое развитие. На деле же противник и в Первой, и во Второй мировых войнах действовал в русских водах легкими силами методами «малой войны», к чему отечественный ВМФ был не готов ни в техническом, ни в оперативно-тактическом отношениях. Особенно показательной здесь стала Великая Отечественная война, когда основными противниками Советского ВМФ в прибрежных акваториях и внутренних морях были не линкоры и даже не эсминцы, а вооруженные траулеры, торпедные катера и десантные баржи.В ходе Пятидневной войны с Грузией в августе 2008 г. было заметно, что Черноморский флот по большому счету оказался также не готов к эффективным действиям против противника, располагающего лишь катерными силами. Выдвинутая к грузинскому побережью «пестрая» группировка сил флота не была способна результативно бороться с малоразмерными целями, а в случае применения противником ПКР могла бы понести серьезные потери.Переориентация российских морских сил на борьбу не только с крупными, но и с легкими и катерными силами (по крайней мере, на Черном, Балтийском и Японском морях) должна отразиться на строительстве всех родов и сил ВМФ – как корабельного состава, так и морской авиации и береговых ракетно-артиллерийских частей. Применительно к последним наиболее оптимальные перспективы видятся в сочетании закупок оперативно-тактических береговых ПКРК «Бастион-П» и «Бал-У» с мощными и скоростными ПКР «Оникс» и тактических комплексов «Бал» с ракетами класса «Уран». При этом следует указать, что стоимость одной ракеты «Оникс/Яхонт» 3М55 примерно в 3–4 раза выше стоимости ракеты серии «Уран» 3М24. Стоимость батареи ПКРК «Бастион-П» со штатным боезапасом в 16 ракет примерно сопоставима (а, скорее всего, выше) со стоимостью батареи ПКРК «Бал» со штатным боекомплектом в 64 ракеты. При этом с точки зрения «забивания» целевых каналов систем современной корабельной ПВО залп 32 дозвуковых ракет предпочтительнее, чем залп восьми сверхзвуковых ракет.На практике высокая стоимость комплексов «Бастион» и «Бал-У», скорее всего, приведет к ограничению их закупок либо к растягиванию периода их поставок на длительное время. В результате, если флот не прибегнет к закупке тактических ПКРК, российские береговые ракетно-артиллерийские части ВМФ и через десятилетие будут оснащены в основном комплексами «Редут» и «Рубеж», которые к тому времени окончательно превратятся в «музейные экспонаты» с ничтожной боевой значимостью. Следует также указать, что ракеты 3М24, как показывает их совершенствование в последнее время, имеют большой модернизационный потенциал, реализация которого позволит при относительно небольших затратах значительно повысить гибкость и эффективность применения комплексов ракетного оружия на их основе.Министерство обороны России при выработке Государственной программы вооружений на 2011–2020 гг. должно рационально подойти к вопросу приобретения новых береговых ПКРК

www.ktrv.ru