Ветераны авианесущих крейсеров. Такр киев официальный сайт


Ветераны ТАКР

 

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ "КИЕВ"

ХРОНИКИ АВИАНЕСУЩЕГО КРЕЙСЕРА

В петербургском издательстве «НИЦ АРТ» вышла в свет книга А. Беляева «Краснознамённый «Киев». Хроники авианесущего крейсера».

Книга посвящена флагману советского Военно-морского флота 70-х – 80-х годов минувшего столетия – тяжёлому авианесущему крейсеру «Киев», первому отечественному авианосцу. Служба этого неординарного корабля переплетена с событиями мировой политики, жизни страны и флота того времени. Повествование переносит читателя с Черноморского на Северный флот, на Балтику, в Средиземное море. Из Североморска – на океанские просторы Атлантики, в Севастополь, Николаев, к берегам Болгарии, Алжира, Югославии. Перед ним предстаёт галерея образов членов экипажа, моряков, лётчиков палубной авиации – от матросов и старшин до высоких флотских и армейских чинов.

Для подготовки иллюстраций книги использовано сотни и сотни фото- и кинодокументов из коллекций и личных архивов В.В. Бабича, А.В. Беляева, М.Р. Готовчица, А.Г. Дядченко, К.Г. Гетьмана, А.В. Измалкова, Б.Г. Кононенко, Ю. Кононенко, С.А. Косинова, А.Н. Одайника, В.Н. Пыкова, Ю. Салюка, М. Сафиюлина, П.А. Соловьёва, С.О. Титова, В. Червякова, Ю.В. Чернопятова, И.Н. Чумина, других ветеранов ТАКР «Киев» и всех тех, что бережно хранят память об этом корабле.

В своём предисловии автор отмечает, что арт-эссе «Краснознамённый «Киев» - попытка дать по возможности полную и точную картину жизненного пути этого корабля. И с точки зрения хронологии событий, и с точки зрения её увязки с контекстом реальной жизни флота и страны, которым крейсер верой и правдой служил с 1975 по 1994 год.

В основу повествования положены документальные свидетельства о службе ТАКР «Киев» в ВМФ. Всё, что по крупицам собрано из различных источников и тщательно проверено. В этом автору помогли переписка и живое общение с ветеранами крейсера, Военно-морского флота, корабелами, представителями промышленности и военной науки.

***

В свободном доступе книга находится в Морской библиотеке имени адмирала М.П. Лазарева г. Севастополя и в Центральной военно-морской библиотеке Санкт-Петербурга.

Электронная версия книги доступна по адресам:

http://www.randewy.ru/pam/pamm.html ;http://www.randewy.ru/pam/Pg_00.htm .

takr.org

Тяжелый авианесущий крейсер проекта1143.1 «Киев» |

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев», 1985г.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Разработка чертежей первого отечественно ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа «Москва» (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения на более перспективные. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран первый вариант, как наиболее оптимальный. 16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил ТТЗ на противолодочный крейсер (ПКР) с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба. Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр «Кречет») был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП (министерством судостроительной промышленности) 30 апреля 1970 года.

  Первый авианесущий корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года был заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. 17 апреля 1975 года «Киев» вышел на ходовые испытания, а 28 декабря 1975 года вступил в строй.

Директор ЧСЗ А.Б.Ганькевич, командир «Киева» капитан 1 ранга Ю.Г.Соколов и главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. ТАКР «Киев», Севастополь 20 мая 1975 года.

Визит на авианосец «Киев» министра судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутомы во время государственных испытаний корабля. На авиационном подъёмнике. В центре: министр МСП Б.Е. Бутома, председатель правительственной комиссии ПКР «Киев» вице-адмирал Е.И. Волобуев, главный конструктор корабля А.В. Маринич. Между Волобуевым и Бутомой — зам.министра МСП А.М. Фокин. Слева — заместитель Главкома по кораблестроению, адмирал П.Г. Котов. Справа — В.Ф. Бабак, И.Н. Овдиенко, Л.К. Назаров. Севастополь, 2 октября 1975.

 

Подписание приемного акта ТАКР «Киев». Председатель правительственной комиссии вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев и зам.председателя комиссии — капитан 1 ранга Владимир Семенович Кравченко. Николаев, 28 декабря 1975 года.

  15 июня 1976 года противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Такое обозначение ПКР «Киев» носил до 1977 года, когда произошла переклассификация корабельного состава ВМФ и с 28 июня 1977 года он стал называться тяжелым авианесущим крейсером – ТАКР.

Закладная доска ТАКР «Киев».

  За создание тяжёлого авинесущего крейсера «Киев» 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями. Главный конструктор А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Строительство головного корабля пр.1143 — ТАКР «Киев», ССЗ в г. Николаев.

  Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25,АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях – по поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки: 18 – поперечными и 2 – продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. ПКР «Киев» стал первым советским авианесущим кораблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ти ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса, надстройка изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой ранее на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

Противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ

  На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 22 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания летательных аппаратов.

Слева-сверху, направо-вниз: две установки АК-630 c РЛС МР-123, убранная ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М», ПУ ракетного комплекса «Ураган-1143″, ПУ Б-189 ЗРК «Шторм», артиллерийская установка АК-726 на ТАКР пр.1143 «Киев»

  Вооружение корабля состояло из: 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности П-500 «Базальт» (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), двух 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).  В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина». Первая посадка на палубу ПКР «Киев» самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г. Кононенко).

Як-38 на борту ТАКР «Киев»

  Свой первый боевой поход на Север вокруг Европы противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-36М и одним учебным Як-36МУ) начал 16 июля 1976 года, совершив переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. Выйдя из Севастополя, он прошел Босфор, Дарданеллы и через два дня вышел в Средиземное море. Здесь, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР плановые полеты самолетов Як-36М, и за все время перехода к постоянному месту приписки на Северном флоте корабельные летчики выполнили 45 полетов, налетав в общей сложности 22 часа. Для начального этапа это было совсем немало. В Североморск ПКР «Киев» прибыл 10 августа 1976 года.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Ракетный залп ТАКР «Киев». 

  На Севере, в августе-декабре 1976 года на ПКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛА, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976 года.

ТАКР «Киев». На палубе самолеты Як-36М и вертолеты Ка-25. Севастополь, 1976 год.

   12 – 19 апреля 1977 года ПКР «Киев» принимал участие в учениях «Север-77».  В августе 1977 года самолет Як-36М был официально принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38. Для удобства размещения в ангаре консоли крыла были сделаны складывающимися с помощью раздельных гидроприводов и снабжены штыревыми замками полетного положения. Первоначально колея шасси составляла 2,2м, что было недостаточно и однажды привело к опрокидыванию самолета на пробеге, после чего, изменив конструкцию амортизационных стоек, колею довели до 2,75м. Для сокращения послепосадочного пробега при посадке по-самолетному в хвостовой части фюзеляжа находился тормозной парашют площадью 13 кв.м. Самолет также имел и ряд других конструктивных доработок и улучшений.  Постановлением Правительства СССР в феврале 1977 года ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ СССР.

В декабре 1977 года началась его (уже не ПКР, а ТАВКР) боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев» летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря1978 года по 28 марта 1979 года на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов.                                                                                                                   

В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча ТАВКР «Киев» с ТАВКР проекта 1143.2 «Минск», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений «Запад-81» ТАВКР «Киев» являлся флагманским кораблем (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова, адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора).

    9 ноября 1981 года ТАВКР «Киев» был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР. В 1982-1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Со 2 по 6 мая 1985 года крейсер нанес визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). Находясь с дружественным визитом в Алжире, экипаж крейсера узнал о награждении корабля 4 мая 1985 года за успехи в боевой подготовке  орденом Красного Знамени (удостоен награды единственный из послевоенных кораблей). 

Пуски ракет П-500 с корабля пр.1143 «Киев».

  С 10 по 20 июня 1985 года он участвовал в учениях «Атлантика-85». 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Дальние походы «Киев» продолжал до конца 1991 года. Летом 1991 года состоялся последний поход ТАВКР «Киев». После дальнего похода «Киев» был поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года он был исключён из состава ВМФ и разоружён. Всего ТАВКР «Киев» прошёл 240850 миль. С его палубы самолёты совершили 4258 полетов, вертолёты – 9154.

ТАКР «Киев» в ремонте

 За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада.

                                                                                  Продажа «Киева».

  Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» стал второй удачной покупкой для Китая. Китайская компания «Tianma Shipbreaking» (Тяньцзинь) приобрела его на металлолом за 70 млн. юаней, примерно, за 8,4 млн. долларов США. К моменту покупки ТАВКР «Киев» состоял на службе только 20 лет и даже не успел выработать своего ходового ресурса рассчитанного на 25 лет.

  Уважаемые друзья! Я предлагаю Вам посмотреть видео фильм на тему «Как распродавали российские авианосцы в период президентства Б. Ельцина». Источник информации: Документальный фильм «Расхищая Россию» в телепрограмме «Русские сенсации» на телеканале «НТВ». В этом фильме-разоблачении, редактор отдела расследования газеты «Наша версия» Вадим Саранов рассказывает, как преступно российские чиновники продали Китаю по цене черного лома, наш боевой авианесущий крейсер «Киев» и о причастности к преступным распродажам Дмитрия Якубовского и начальника вспомогательного флота ВМФ контр-адмирала Юрия Кличугина (распродажа плавучего дока «Анадырь»). Вы увидите посещение родного авианосца «Киева» бывшим помощником авианосного крейсера капитаном 1 ранга Кравчуком. Они не виделись 13 лет. На этой палубе прошла вся его молодость…

28 августа 1994 года после торжественного спуска военно-морского флага команда «Киева» была расформирована, а тяжелый авианесущий крейсер был передан для разделки на металл.

ТАКР Киев, Мурманск, Видяево. 1998 год.

17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду, 30 августа 2000 года, корабль длиною в 273 метра встал на якорь в бухте порта. Первоначально «Киев» был отшвартован на территорию судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов. Однако первоначальные планы Китая по слому и переплавке авианесущего крейсера изменились. Нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, они находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата «Минска». Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро на использование корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.

Китайцы любуются истребителем J-10 в ангаре авианесущего крейсера «Киев».

В начале 2004 года открылся военно-морской аттракцион в Тяньцзине на базе ТАКР «Киев».

ТАКР «Киев» в Тяньцзине (Китай) — 2005 год. Открытие «Киева» прошло всего через два дня после испытаний первого китайского авианосца «Варяг».

  В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр – Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер «Киев», как и однотипный «Минск» на юге КНР стал центром тематического военно-воспитательного комплекса, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов США) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И, уж простят меня наши горе-руководители – теперь гребут за него бешеные бабки.

  Уважаемый читатель! Возможно, Вы хотите дополнить своими рекомендациями и комментариями, представленную на сайте информацию о  тяжелом авианесущем крейсере проекта1143.1 «Киев» или желаете пополнить ее своими архивными фотографиями. Буду рад внести Ваши рекомендации или фото на страницу блога!

 

razgromflota.ru

Персональный сайт ОАЕ - ТАКР Киев

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 "Кречет" (типа "Киев")

Длина, м 273 Ширина, м 51 Ширина по ватерлинии, м 31 Осадка, м 8 Экипаж, чел 1300 Водоизмещение, т 31900/37000 Полная скорость, узлов 30 Дальность при эконом. ходе, миль 7160/13500 Экономическая скорость, узлов 18 Дальность при полном ходе, миль 7000/8000 Автономность, суток 45

ТАКР проекта 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР "Баку" (впоследствии переименован в "Адмирал Горшков") иногда выделяют в отдельный класс. Он отличается размещением РЛС с фазированной антенной решёткой, более совершенной электроникой и несколько изменённым составом ракетного вооружения. Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве ТАКР по проекту 1143.

Одновременно утверждались основные элементы: 20-22 вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в любых сочетаниях), ракетный противолодочный комплекс "Вихрь", две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, два 533-мм торпедных аппарата, восемь ракет противокорабельного комплекса П-15М, два универсальных ЗРК "Шторм", два ЗРК самообороны «Оса", два 76-мм автомата АК-726, восемь—десять 30-мм автоматов АК-630, скорость полного хода — не менее 27 уз, дальность плавания 7000—8000 миль, стандартное водоизмещение 20000-25000 т (с уточнением кораблестроительных элементов при разработке технического проекта).

Эскизный проект 1143, которому МСП присвоил шифр "Кречет", был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При этом инициативные варианты поддержки не получили. В качестве основы для его дальнейшей разработки приняли I вариант с водоизмещением 25 000 т. При рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта 1143. По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса "Монолит" более мощным — "Базальт", комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль "Киев" (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля (таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.

Параллельно с проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла разработка самолета Як-З6М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ "Скорость" представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь закончили постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№ 01), а затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет "по полному профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная посадка). Создание ТАКР "Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех четырех кораблей этого типа.

Спуск ТАКР «Киев" на воду состоялся 26 декабря 1972 г., и в тот же день на ЧСЗ заложили однотипный с ним второй ТАКР — "Минск" (зав. № 102). Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. - апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ "Скорость" К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением "Киев" пр. 1143 подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.

В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса "Базальт", комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР "Киев" приняли на вооружение ВМФ.

НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ТАКР "Киев" А, В. Мариничу, директору ЧСЗ А. Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. И. Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали "Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии сгали заместители главного конструктора И. Ф. Жуков и С. Ф. Петухов, Государственных премий — зам. главного конструктора Л. В. Белов и Б. В. Шмелев, начальники отделов НПКБ Б. Н. Бровкин, В. И. Захаров, П. А. Соколов, Ю, В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.

В 1977 - 1982 гг. "Киев" неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР "Киев", летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы "Киева" продолжались до конца 1991 г.

ТАКР "Минск" был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР "Минск" посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).

После смерти Д. Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985) постепенно интерес СВВП Як-38 снизился из-за невысоких тактических возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно утилизировать. Условия базирования ТАКР "Киев" и "Минск" из- за недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу их ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении ТАКР "Киев" и "Минск", их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были расформированы. В конце 1995 г. "Минск" был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл...

wwwtolyan16.at.ua

ТАКР «КИЕВ». Севастополь, Саки, Североморск, Средиземка, Атлантика…

Итак, продолжу мои flashes memories…

Ирак и Алжир были позднее.

А сразу после училища зеленым еще пацаном я был направлен на Краснознаменный Черноморский флот. Вернее я сам выразил желание служить там, и именно на ТАКР (Тяжелый авианесущий крейсер) «Киев» (вначале он назывался ПКР – противолодочный крейсер).

Отказался от Кубинки. Романтика заиграла… Желающих больше не было, поэтому и препятствий к этой мечте мне никто не оказывал… Правда, начальник училища сказал, что я зеленый и романтический дурак. Но я ему очень благодарен за самую теплую, отеческую заботу о нас, птенцах нашего училища…

За время службы в армии было много событий, и экстремальных, и курьезных, но эта юношеская часть моего боевого пути мне особенно дорога...

В то время спускались на воду первые советские авианосцы проекта 1143 «Кречет» с базирующимися на них самолетами вертикального взлета и посадки ЯК-36М (позднее Як-38). Начало было очень интересным. Первый выход «Киева» на боевую службу в Средиземное море близкие по духу к НАТО средства массовой информации встретили обвинениями в мнимом на­рушении Советским Союзом Конвенции о режиме Черномор­ских проливов.

Шумиха по радио (наши моряки это постоянно слышали) граничила с истерией. Американцы кричали, что на борту «Ки­ева» базируется около 100 самолетов ЯК-36 и 30 противоло­дочных вертолетов. А у него всего было 22 посадочных места. Просто чтобы ввести натовцев в заблуждение, на «Киеве» по­ступали так: бригада заводских маляров, дежурившая в ангаре корабля, как только самолет после посадки опускали вниз на лифте, тут же перекрашивала его бортовые номера с поряд­ковым нарастанием. И вновь ЯК поднимался на палубу, затем в небо.

Самолеты эти, еще не запущенные в серию, проходили об­катку в условиях жаркого морского климата. Случалось, что не запускались подъемно-маршевые двигатели. Самолеты от­рывались от раскаленной палубы на два - три метра и плю­хались назад. Тогда английские СМИ заявили, что русские летчики боятся на этих самолетах взлетать. А они все-таки летали над морем!!!

Опасность была велика. На само­лете стояло три двигателя: маршевый (как у обычного само­лета) с поворотными насадками сопла и два подъемно-марше­вых, установленных вертикально. Они-то и отказывали. Даже если взлетел, то сядет ли - неизвестно. Производить посадку на сухопутный аэродром - было запрещено: техника новая, сек­ретная. А кругом враждебные натовские базы. Оставалось одно - катапультироваться в море. А там - акулы. То есть спастись практически невозможно: стопроцентных средств спасения от акул не было.

И все-таки летали. За 14 лет эксплуатации (1974 - 1988 гг.) суммарный налет на этих самолетах составил 29 425 часов. Бы­ли происшествия с гибелью летчиков, аварии и поломки. Все было...

Сама же идея вертикального взлета прекрасна, но из-за кру­шения СССР оказалась недолговечной. В 1991 г. был выпол­нен последний полет на самолете этого типа. Вскоре ЯК-38 вывели в резерв и постепенно стали резать. А в конструктор­ском бюро Яковлева создали истребитель вертикального взлета ЯК-41, который так и не завершил летно-конструкторских ис­пытаний. Было построено два опытных образца. Один из них при посадке на корабль «Адмирал Горшков» в 1991 г. упал на полетную палубу и загорелся. После этого, главным образом из-за отсутствия средств на дальнейшую опытно-конструктор­скую разработку, испытания прекратили. На этом эра верти­кального взлета и посадки в России была завершена.

Сам ТАКР «Киев» по тем временам имел внушительную силу. Крей­серская скорость 18 узлов, максимальная - 23. Длина около 300 метров, 2200 помещений, 14 километров коридоров, которые даже для бывалых «морских волков», отслуживших на флоте четверть века, представляли собой настоящий египетский лабиринт. По во­доизмещению, габаритам и оснащенности корабль превосходил все существовавшие в мире большие крейсеры, в том числе и противолодочные. Состоял он из шести палуб. У него было два дна. Система моментального перекрытия всего корпуса на отдель­ные, строго изолированные отсеки позволяла обеспечить кораблю максимальный уровень живучести и непотопляемости. В днище корпуса были вмонтированы выдвижные, убиравшиеся лопасти-крылья, предназначавшиеся для уменьшения качки.

На вооружении стояли ракетные комплексы из восьми ус­тановок крылатых ракет, которые, например, из Баренцева мо­ря с большой точностью могли поразить цель в Тихом океане.

В бытовом плане «Киев» представлял собой хорошо обору­дованный город в миниатюре. На нем были библиотеки, бани с саунами, пекарня, раскладной бассейн, обувная мастерская, типография, корабельный магазин, парикмахерская, госпи­таль... Не было разве только школ, детских садов и роддомов. На полетной палубе моряки и авиаторы играли в футбол, волейбол. Мяч, правда, приходилось привязывать тонкой длинной бечевкой к одному из болтов на палубе, чтобы не улетел за борт. Были также спортзал, биллиардная, кинозал, музыкальная комната, где стояли несколько роялей. Фильмы в вечернее время смотрели и на полетной палубе.

После выполнения задач в Средиземном море и двухне­дельного крейсирования около острова Крит и берегов Ливана «Киев» прямым ходом вдоль Северной Африки отправился к Гибралтарскому проливу. Глядя с борта на побережье Алжира, я и не предполагал, что через 18 лет судьба вновь за­бросит меня в эти места, но на сушу…

За время только одного этого похода экипаж  прошел  де­вять морей и два океана. Наконец вошел в Кольский залив и стал на рейде главной базы Краснознаменного Северного фло­та - Североморска.

На КСФ я прослужил 5,5 лет. Насмотрелся на полярные ночи, северное сияние, снежные заряды-метели, когда в двух метрах из-за сплошной пелены ничего не рассмотреть.

Готового аэродрома для авиаполка не было. Электрические провода тянули сами по снежной тундре. Сваи для ангаров вби­вали в вечную мерзлоту, которую долбили ломами и кирками. Одновременно несли боевую службу. Часто ходили «за угол», то есть к берегам Норвегии. Тогда это был плацдарм НАТО у наших северных границ. Норвежцы и натовцы даже голоса не подавали: чувствовали силу и мощь государства. Это сейчас все кому не лень вмешиваются во внутренние дела России, диктуют, как ей жить, как наводить порядок в России. А иначе - санкции. Диктуют условия, как победители побежденной стране…

Несколько спасали от океанской качки крылья-лопасти. Впервые эту систему удалось опро­бовать в реальных штормовых условиях в 1976 году. Впечатление осталось незабываемое. Корабль в составе ударной груп­пировки вышел на эти испытания в Бискайский залив, где штормы достигали девяти баллов. Но запланированное для ис­пытания состояние Атлантики встретили, не доходя - у Фарер­ских островов. Норов океана превзошел все ожидания. Он, казалось, кипел. Волны захлестывали надстройку. Полетная палуба находилась под водой. Корпус корабля постоянно скри­пел. «Пели» все переборки. Успокоители качки в этих условиях признаться помогали слабо. Но все же по сравнению с кораблями сопровождения «Киев» уверенно держался в шторме.

Два больших противолодочных крейсера уже третьи сутки радировали о невозможности про­должать выполнение задачи из-за значительных разрушений и выхода из строя (укачивания) двух третей команды. Вскоре эти корабли вынуждены были покинуть штормовой район. Мы  же боролись со стихией еще неделю.

Ущерб для корабля был незначителен: частичные разрушения конст­рукций правого борта, потеря легкого катера «Соколенок» (смыло за борт). Сначала хотели расстрелять его из бортовых пушек, но обнаружить в бушевавшей стихии не смогли. Если не затонул, то наверняка оказался щедрым подарком какому-нибудь прибрежному рыбаку. Оснащен «Соколенок»  был про­дуктами, горючим, радионавигационной аппаратурой по полной программе...

Оригинальным был в условиях шторма первый обед в кают-компании офи­церов, которая, как и камбуз личного состава, находилась в спонсоне (эта часть корабля нависает над водной поверхно­стью, на которой производятся взлеты и посадки самолетов и вертолетов). Волны били по днищу спонсона с такой силой, что стаканы с компотом, заранее выставленные матросами-ве­стовыми на столы, оказались размазанными по потолку.

Вестовых не хватало (почти всех их свалила морская бо­лезнь). Офицерам приходилось самим брать у коков пищу и спешно, чтобы не уронить посуду, передвигаться к столу. Осо­бенно трудно было есть первое. Перед каждым ударом волны нужно было привставать и держать тарелку на весу, а между ударами волн быстро работать ложкой.

Мое самочувствие в этих условиях нельзя было назвать тяжелым, но постоянно болела голова. Сказывались непрекращавшийся шторм и постоянные недосыпания.  Спать в кровати можно было только лежа на спине, раскинув руки и ноги. Если свернулся «калачиком» или лег на бок, то тут же врезался лбом в переборку. Шишек и синяков получили мы тогда немало…

Иногда я уходил спать в самолетный ангар. Там качало меньше, так как он находился внизу корабля. Укладывал голову на переднее колесо самолета, обхватывал стойку руками и так засыпал, несмотря на то, что нередко с полетной палубы через стыки лифтов затекала вода.

«Киев» выходил в море только в составе авианосной ударной группировки надводных кораблей (в том числе больших про­тиволодочных крейсеров) и подводных лодок. Вся эта армада управлялась из командного пункта «Киева» с помощью авто­матизированной системы управления «Аллея».

Понятие «кру­говая оборона» не подходило к этому кораблю. Применительно к нему ее скорее можно было именовать «шаровой»: с по­мощью этой системы ударная группировка могла отражать ата­ки и наносить удары как бы из центра гигантского шара. Элек­тронный мозг «Аллеи» проигрывал варианты боя во всех из­мерениях, в том числе над кораблем и под ним. АСУ выдавала рекомендации не только «Киеву», но и всем другим кораблям окружения, подводным лодкам, необходимые им координаты целей, указания на применение конкретного вооружения, вплоть до калибра снарядов, типа торпед и способов исполь­зования ракетного оружия, авиации.

Такого комплекса в то время не было ни у одной страны мира, в том числе и у США.

Вся группировка почти постоянно дежурила в Северной Ат­лантике и Средиземном море. Комплекс задач был большой: от отслеживания вероятного противника в океане, на море, на прибрежных участках суши до ведения агитационно-про­пагандистской работы на расположенные в зоне действия стра­ны на соответствующих языках через специальный радиоцентр.

«Киев» отличался от других кораблей тем, что наряду с мо­ряками на его борту «дислоцировались» авиаторы. То есть, как бы соединялись два флота - воздушный и морской. Притирка «разнородных сил» проходила постепенно и не без скрипа. Многие авиаторы поначалу смутно представляли себе кора­бельную службу, хотя перед первым походом в Николаевском центре переучивания нас знакомили с военно-морским делом, корабельным уставом. Но охватить и сразу переварить все, что офицеры флота постигают годами в военно-морских вузах, мы, конечно же, не могли. Часто путались в терминологии, пра­вилах поведения, не понимали многие корабельные команды.

А вот и курьезы:

Однажды по громкоговорящей корабельной связи перед на­чалом полетов передали команду: «От лееров отойти!» Но ави­атор, стоя у края палубы, так и не сдвинулся с места. Команду продублировали еще несколько раз. Наконец после небольшой паузы раздалось: «Эй, сапог, отойди от забора!»  Тут только авиатор понял, что от него хотят.

Был и такой случай. Старпом с дежурной службой обходил корабль, чтобы воочию убедиться, как произведен аврал (боль­шая приборка). Везде была идеальная чистота. И вдруг на полетной палубе увидел нагромождение ящиков, да к тому же забрызганных грязью. Перед этим обеспечивающая служба ави­аполка доставила вертолетом и выгрузила на палубе ящики с запчастями. Как это случалось в авиации, ответственные лица не поспешили убрать «товар» в ангар. Старпом, недолго думая, распорядился выкинуть балласт за борт. На корабельном языке это называлось «спрятать под воду»… Началь­ник  инженерно-авиационной службы, узнав об этом, был в шоке. Запчастей было – на несколько миллионов…

Притирка сухопутных и морских традиций, авиации и флота проходила около года. В конце концов, получился новый эки­паж, который успешно решал учебно-боевые задачи в небе, на море и на берегу.

И вот этот боеспособный корабль был продан за рубеж по цене металлома!..

В городе Киеве ветераны корабля создали сайт в его защиту. Но надежды на возвращение «Киева» конечно же, нет…

Предлагаю послушать песню тех лет о ТАКР «Киев»:

А эта песня стала своеобразным гимном палубных летчиков.

Музыка,  слова и исполнение Игоря Матковского!

Его отец был моим первым командиром в 279 ОКШАП в г.Саки. Это было начало первого отдельного корабельного штурмового авиационного полка на ТАКР "КИЕВ". Нас тогда было всего 10 человек. Весь полк...

Феоктист Григорьевич Матковский погиб в воздухе при выполнении задания 5 апреля 1977 года. Это была моя первая мальчишеская трагедия, которую я до сих пор не могу забыть!

Игорь Матковский впоследствии стал командиром полка, которым командовал его отец, но уже на ТАКР "Адмирал Кузнецов". Он - Герой России!

sokolov9686.livejournal.com

Киев (авианесущий крейсер) - это... Что такое Киев (авианесущий крейсер)?

«Киев» — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР; г. Североморск). Головной корабль проекта 1143.

История

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первый построенный корабль СССР в этом классе (Проект 1143 «Кречет»).

В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота (место дислокации - ЧФ), после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.

В 2011 году авианосец «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель. На чудесное превращение было потрачено около $15 млн. Сегодня отель-авианосец уже принимает гостей. В «Киеве» 148 номеров разной категории, оформление которых совсем не напоминает дизайн военного корабля. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов. В номерах стоит массивная мебель, полы устланы мягкими коврами. Ванные комнаты украшены мрамором. Есть в новом отеле и номера президентского класса, площадь самого просторного из них — 400 кв. м.

На бывшем авианосце обустроены уютные рестораны. Интересно, что в меню представлены блюда преимущественно украинской кухни.

Снаружи авианосец мало изменился — на палубе красуется старое вооружение, таким образом «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции — дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

Боевая служба

Всего ТАКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования)
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года (Атлантика, Средиземное море)
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море)
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба (включая учения «Запад-81») — с 17 июля по 18 сентября 1981 года
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба (включая учения «Щит-82») — с 27 июля по 30 сентября 1982 года (Атлантика, Средиземное и Балтийское моря)
  • Восьмая боевая служба (включая учения «Атлантика-85») — с 20 марта по 4 июля 1985 года
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года

Ссылки

См. также

biograf.academic.ru

Киев (авианесущий крейсер) - это... Что такое Киев (авианесущий крейсер)?

«Киев» — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР; г. Североморск). Головной корабль проекта 1143.

История

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первый построенный корабль СССР в этом классе (Проект 1143 «Кречет»).

В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота (место дислокации - ЧФ), после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.

В 2011 году авианосец «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель. На чудесное превращение было потрачено около $15 млн. Сегодня отель-авианосец уже принимает гостей. В «Киеве» 148 номеров разной категории, оформление которых совсем не напоминает дизайн военного корабля. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов. В номерах стоит массивная мебель, полы устланы мягкими коврами. Ванные комнаты украшены мрамором. Есть в новом отеле и номера президентского класса, площадь самого просторного из них — 400 кв. м.

На бывшем авианосце обустроены уютные рестораны. Интересно, что в меню представлены блюда преимущественно украинской кухни.

Снаружи авианосец мало изменился — на палубе красуется старое вооружение, таким образом «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции — дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

Боевая служба

Всего ТАКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования)
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года (Атлантика, Средиземное море)
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море)
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба (включая учения «Запад-81») — с 17 июля по 18 сентября 1981 года
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба (включая учения «Щит-82») — с 27 июля по 30 сентября 1982 года (Атлантика, Средиземное и Балтийское моря)
  • Восьмая боевая служба (включая учения «Атлантика-85») — с 20 марта по 4 июля 1985 года
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

ТАВКР ''Киев''

Разработка первого отечественно корабля, специально предназначенного для базирования реактивных самолётов, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом, получившем номер 1143, возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа "Москва" (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения на более перспектитвные. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран вариант I как наиболее оптимальный. 16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба.

Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр "Кречет") был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года. Первый корабль проекта 1143, получивший название "Киев" (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль спущен на воду, вышел на ходовые испытания 17 апреля 1975 года, вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включён в состав Краснознамённого Северного флота. 28 июня 1977 года перекласифицирован в тяжёлый авинесущий крейсер (ТАКР, позже ТАВКР). За создание "Киева" 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями, А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25, АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях - поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки 18 поперечными и 2 продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. "Киев" стал первым советским авианесущим коряблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса надстройска изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой "удвоенный" вариант применённой на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), вмещавшем 22 ЛА. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания ЛА.

Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности П-500 "Базальт" (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 "Шторм" (96 ракет), 2 спаренный пусковых установок ЗРК "Оса-М" (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 "Вихрь" (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС "Аллея-2", РЛС обнаружения "Восход" и "Фрегат-М", навигационный комплекс "Салгир-1143", система космической связи "Тайфун-1", РЛС управления ПКРК "Аргон-1143", система посадки "Привод-СВ", средства РЭБ "Кольцо", "Ограда" и ПК-2, стационарная ГАС "Орион" (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС "Платина".

Первая посадка на палубу ТАВКР "Киев" самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г.Кононенко). 16 июля 1976 года корабль (с 5 самолётами на борту) отправился на Север вокруг Европы и 10 августа прибыл в Североморск. 12-19 апреля 1977 года он принимал участие в учениях "Север-77". В декабре 1977 года началась его боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча с "Минском", во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений "Запад-81" "Киев" выполнял роль флагманского корабля (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Д.Ф.Устинова, адмирала С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора). 9 ноября 1981 года он был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР, а 4 мая 1985 года - орденом Красного Знамени (единственный из послевоенных кораблей). В 1982-1984 годах прошёл средний ремонт на ЧСЗ. 2-6 мая 1985 года крейсер нанёс визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). 10-20 июня 1985 года он участвовал в учениях "Атлантика-85". 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Последний поход состоялся летом 1990 года.

После похода "Киев" был поставлен на ремонт в Росте, но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ и разоружён. Всего прошёл 240850 миль, с его палубы самолёты совершили 4258 полётов, вертолёты - 9154. За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада. 28 августа 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага команда "Киева" расформирована и он передан для разделки на металл. 20 мая 2000 года корабль вышел на буксире в Шанхай (Китай), где он в настоящее время переоборудуется в туристическо-развлекательный центр.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

стандартное нормальное полное наибольшее

30530 36300 41370 42100
Габариты, м:

длина ширина по КВЛ высота от киля до клотика осадка

273,1 31,0 61,1 11,05
Ширина полётной палубы, м 49,2
Мощность ПТУ, л.с. 4х35500
Скорость хода, уз.:

максимальная полного хода экономическая боевая экономическая

32,5 30,7 14,2 18,3
Дальность плавания экономическим ходом, миль 7160
Автономность по запасам, сут. 30
Количество самолётов, шт. 16
Количество вертолётов, шт. 18
Запас авиационного топлива, т 1200
Экипаж, чел. в том числе офицеров 1433 280

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 337-340.
  3. Заблоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев" // Морская коллекция. - 2003. - №7.
  4. Линейные корабли и авианосцы / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 202.
  5. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  6. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  7. Морин А.Б. Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 "Киев" и "Минск" // Судостроение. - 1997. - №2.
  8. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  9. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 99-102.

aviaros.narod.ru