Трактор Т-74 — гусеничная классика ХТЗ. Т 74


Гусеничный трактор Т-74 | Технические характеристики, вес, габаритные размеры, мощность, цена, фото

Т-74 — гусеничный советский трактор третьего тягового класса. Начало выпуска было положено в 1962 году на Харьковском тракторном заводе. Производство машин прекратилось в ноябре 1983 года. За это время изготовитель успел выпустить более 800 000 машин.

Трактор Т-74: технические характеристики

Трактор Т-74 стал продуктов переработки и модернизации тракторов Т-75 и ДТ-54. Основным назначением машины было производство сельскохозяйственных, транспортных и строительных работ. Поскольку устройство кабины трактора не предполагало наличия особенно комфортных условий для водителя, Т-74 разрабатывался и использовался в регионах с умеренным климатом.

Двигатель

Мощность трактора Т-74 обеспечивалась использованием четырехцилиндрового дизельного силового агрегата рядной конструкции СМД-14А. Интересной в двигателе была камера сгорания вихревого типа. Система охлаждения — водяная. Воздухоочиститель циклонного типа соединялся с отсосной трубой, выходящей в систему выхлопных газов. Механизм очищения был построен на способности разреженной выхлопными газами двигателя атмосферы захватывать и уносить частицы пыли.

Масляный радиатор системы смазки отключается в зимнее время специальным переключателем. Основной двигатель снабжен предпусковым бензиновым мотором ПД-10-М-2 с редуктором одноступенчатой конструкции. Устройство обеспечивает пуск силового агрегата при понижении окружающих температур.

Мощность СМД-14А составляет 75 л.с. при частоте вращения коленчатого вала в номинальном значении 1750 об/мин. Максимальное число оборотов в минуту на холостом ходу равняется 1830 и не превышает это значение. Производитель предусмотрел запас крутящего момента двигателя, равный 15 %.

Диаметр цилиндра двигателя составляет 120 мм, ход поршня равен 140 мм. Рабочий объем всех четырех цилиндров — 6,33 литра. Удельный расход топлива силового агрегата не превышает 195 г/л.с.*ч. Степень сжатия — 17. Расход масла двигателя не превышает 3 % от расхода топлива.

Трансмиссия

На тракторах Т-74 устанавливается механическая шестиступенчатая коробка передач, которая управляется с помощью двух рычагов. Некоторые модели оснащаются ходоуменьшителем. Подвеска балансирного типа обеспечивает устойчивость машины.

Рама составлена из двух продольных швеллеров, которые, в свою очередь, соединены передним литым брусом и задней осью. Механизма хода трактора — гусеничная цепь. Для обеспечения безопасности движения и своевременной остановки используются бортовые тормоза. Максимальная скорость передвижения Т-74 — 11,6 км/ч.

Трактор Т-74 технические характеристики

Рабочее оборудование и кабина

Трактор Т-74 снабжается раздельно-агрегатной гидронавесной системой с задней навеской и валом отбора мощности. Усилие в гидравлической системе распределяется посредством трехзолотникового распределителя.

Кабина закрытого типа обогревается изнутри. Для удобства водителя устанавливается сиденье с мягкой спинкой. Для обогрева используется теплый воздух от двигателя, который подается внутрь кабины через специальную заслонку. В летнее время заслонку закрывают для отключения отопления. Правое лобовое стекло очищается ручным стеклоочистителем.

Трактор Т-74: габаритные размеры

  • длина с навесным механизмом в транспортном положении — 4225 мм;
  • длина без навесного механизма — 3825 мм;
  • ширина — 1845 мм;
  • высота 2325 мм;
  • продольная база — 1622 мм;
  • ширина колеи (номинальная) — 1435 мм;
  • дорожный просвет в самом низком месте (болт бугеля для крепления коробки передач) — 280 мм;
  • удельная металлоемкость — 72 кг/л.с.;
  • номинальное тяговое усилие — 3 тонны;
  • эксплуатационный вес заправленного трактора Т-74 — 5770 кг без противовеса;
  • удельное давление на грунт — 0,42 кг/см2.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Вам будет интересно

spectehnika-info.ru

«Объект 450». Танковая революция из Харькова » Военное обозрение

В конце мая 1972 года в Министерстве оборонной промышленности прошел научно-технический совет, на котором рассматривалась т.н. «Тема 101». Под этим шифром скрывалась программа создания перспективного основного боевого танка, который должен был пойти в войска в восьмидесятых годах. Помимо обсуждения общих вопросов концепции новой бронемашины на совете рассматривались и технические предложения. Ленинградский Кировский завод представил проекты «Объект 225» и «Объект 226» (не путать с одноименными тяжелыми танками), инженеры Челябинского тракторного завода «привезли» проект танка «Объект 780», а главный конструктор Харьковского конструкторского бюро машиностроения А.А. Морозов зачитал доклад, касавшийся инициативной разработки «Объект 450» или Т-74. Первые три проекта, хотя и подразумевали ряд оригинальных решений, все же являлись дальнейшим развитием уже существовавших концепций. Особого внимания стоит разве что «Объект 225», на котором предлагалось установить газотурбинный двигатель, что было логическим продолжением работ конструкторов ЛКЗ. Однако куда больше оригинальных и по-настоящему новых предложений было внесено харьковскими конструкторами. Их Т-74 в значительной мере отличался от существующих танков внешне и кардинально внутренне.

Модель Т-74 / "объект 450"

Целью проекта «Объект 450» являлось создание совершенно нового танка с повышенным уровнем защиты и огневой мощью при сохранении прежних массовых и габаритных параметров. Ходовая часть перспективной бронемашины была заимствована у танка Т-64А, однако была в некоторой мере изменена по результатам эксплуатации последнего. На этом сходства с имеющимися танками заканчивались. По мнению харьковских конструкторов, ощутимое улучшение характеристик танка было возможно только ценой увеличения габаритов и удорожания производства. Естественно, экономические и тактические последствия таких действий полностью нивелировали весь положительный эффект. По этой причине было решено отказаться от классической компоновки танка, состоящей из двух объемов. Разделение на боевое и моторно-трансмиссионное отделение очень давно прижилось в танкостроении, однако имеет ряд характерных минусов. Прежде всего, сильно страдает эргономика обитаемого объема: в небольшом пространстве приходится размещать и экипаж, и вооружение, и боекомплект. Все это порождает целый спектр прямых или косвенных проблем, от низкого удобства боевой работы до сложности эвакуации из подбитой машины. Морозов и его коллеги посчитали, что улучшение характеристик танка – не только боевых, но и эргономических – возможно только при помощи перекомпоновки внутренних объемов. Вместо схемы с двумя отделениями была предложена новая, подразумевавшая четыре или даже пять отдельных отсеков.

Предложенная в «Объекте 450» компоновка, согласно имеющимся документам и дневникам А.А. Морозова, сохранила от прежних танков только двигатель и трансмиссию в задней части корпуса и вооружение, установленное на поворотной башне. В носовой части бронированного корпуса «Объекта 450», в отличие от других основных танков, не было размещено рабочее место механика водителя. Наоборот, за композитным блоком лобового бронирования предлагалось установить баки для горючего. В исходном техническом предложении от 1972 года многослойная лобовая защита была эквивалентна катаному листу брони толщиной в 700 миллиметров. Кроме того, в перспективе планировалось оснастить «Объект 450» еще и системами активной защиты. Конечно, переднее расположение топливных баков смотрится достаточно рискованным шагом, ведь при попадании противотанкового боеприпаса горючее может воспламениться и сжечь весь танк. Однако харьковские конструкторы предусмотрели эти риски и учли их. Во-первых, при необходимости лобовая броня танка могла иметь еще большую толщину, что не приводило к серьезным потерям в подвижности и дальности хода. Вторая мера безопасности – специальным образом сконструированные стенки топливного отсека. Горючее и прочие объемы танка разделялись герметичными перегородками, которые в случае возгорания должны были, как минимум, обеспечить экипажу необходимое для эвакуации время. Тем не менее, подобный вариант размещения баков для горючего до сих пор является предметом споров. Уже в проекте «Объект 240» предусматривалась возможность длительного хранения топлива, в том числе системы его подогрева и т.п. По задумкам конструкторов, весь этот комплекс мер мог уменьшить время, необходимое на подготовку танка к эксплуатации, в том числе и в условиях низких температур.

За отсеком топлива в проекте «Объект 450» располагался отсек экипажа. Привычное боевое отделение было разделено на два самостоятельных герметизированных «элемента»: отсек экипажа и отсек боекомплекта. В первом размещались рабочие места всех трех членов экипажа – механика-водителя, командира и наводчика-оператора вооружений. Экипаж полностью находился в объеме корпуса танка, что значительно повышало его защиту. Кроме того, экипаж напрямую никак не должен был взаимодействовать с оружием и боекомплектом. Это теоретически увеличивало возможность его выживания в случае детонации снарядов. Была предложена оригинальная концепция аппаратного оснащения отсека экипажа. Предполагалось обеспечить дублирование функций членов экипажа, а также возможность быстрой смены рабочего места. В боевой обстановке такая система позволила бы увеличить живучесть бронемашины. Уже на стадии технического предложения «Объект 450» получил ряд мер, улучшавших комфорт работы экипажа. Так, по предварительным расчетам, в отсеке экипажа можно было разговаривать без применения танкового переговорного устройства, а последнее планировалось заменить специально разработанными шлемофонами со встроенными радиостанциями. Наконец, площадь и объем отсека экипажа давали возможность в перспективе обеспечить невиданные для танка бытовые условия: специальные шкафчики для запаса воды и пищи, оборудование для разогрева еды и даже, при сложенных креслах, относительно комфортные спальные места.

За отсеком экипажа был размещен отсек боеприпасов. Не менее 45 снарядов должны были располагаться в автоматизированной укладке и по команде экипажа подаваться к орудию. Механику отсека боеприпасов предполагалось обеспечить возможностью применения всей номенклатуры выстрелов для соответствующей пушки, вне зависимости от типа заряжания. Таким образом, автоматика самостоятельно могла подавать унитарные снаряды, выстрелы раздельно-гильзового заряжания, а в перспективе и противотанковые управляемые ракеты. Все вооружение танка Т-74 предлагалось вынести за пределы корпуса. На специальной поворотной турели над отсеком экипажа размещалась 125-миллиметровая гладкоствольная пушка и дополнительное вооружение. По предварительным подсчетам, отсутствие башни в привычном смысле слова позволило сэкономить не менее пяти тонн веса, которые могли быть «потрачены» на повышение защиты экипажа. Танковая пушка «Объекта 450» размещалась на специальном качающемся механизме, казенная часть была прикрыта бронированным кожухом. Примечателен способ заряжания пушки. Перед выстрелом механика наведения опускала казенную часть орудия к подающему механизму, размещенному в корпусе танка. Такое техническое решение позволило значительно уменьшить силуэт башни и танка в целом, однако плохо сказалось на скорострельности: перед каждым выстрелом орудийная установка должна была поворачивать пушку стволом вперед. В перспективе планировалось исправить эту проблему путем установки каких-либо дополнительных механизмов заряжания. При создании прицельного комплекса перспективного танка было применено оригинальное решение. Сравнительно большие объемы отсека экипажа сначала позволили жестко связать сиденье наводчика с орудийной установкой. Таким образом, этот член экипажа мог поворачиваться вместе с последней и осуществлять наведение сравнительно простыми методами. Однако для этого необходимо было выделить значительную площадь внутри отсека экипажа. Кроме того, в некоторых случаях на наводчика могли воздействовать значительные нагрузки, способные травмировать его. Поэтому на поздних стадиях разработки «Объекта 450» все члены экипажа располагались в ряд, а прицеливание предполагалось осуществлять при помощи телескопических приборов или даже видеосистем.

Отдельного рассмотрения стоит дополнительное вооружение перспективного танка. В разное время для этих целей предлагалось до двух пулеметов калибра 7,62 миллиметра, спаренных с пушкой или даже стабилизированная 30-мм автоматическая пушка. В последних версиях проекта автоматическая пушка получила статус зенитного вооружения. Такое оружие должно было обеспечить достаточную огневую мощь для поражения современных воздушных целей, например, вертолетов. Наведение зенитного орудия планировалось осуществлять при помощи систем дистанционного управления с видеоканалом прицеливания. Кроме того, в перспективе существовала возможность оснащения 30-мм автоматической пушки радиолокационным дальномером и баллистическим вычислителем. Наконец, на орудийной установке танка «Объект 450» можно было установить любой подходящий тип дымового гранатомета.

В кормовой части «Объекта 450» было размещено моторно-трансмиссионное отделение. Необходимость сохранения габаритов на уровне имеющихся основных танков потребовало установить все силовые агрегаты в достаточно малом объеме. Тем не менее, конструкция позволяла оснащать перспективный танк дизелем мощностью до 950-1000 лошадиных сил или газотурбинным двигателем на 1250 л.с. При расчетной боевой массе порядка 40 тонн танк должен был обладать удельной мощностью на уровне 23-27 л.с./т. Благодаря этому расчетная скорость движения по шоссе достигала 70-75 километров в час. Объем топлива в 1800 литров мог обеспечить танку запас хода не менее 400-450 километров.

Автограф А.А.Морозова по сравнению танков. А - Т-64А, БМ - Т-64БМ, 74 - Т-74.

«Объект 450», а вернее лишь техническое предложение по проекту, представлял собой смесь из нескольких революционно новых для отечественного танкостроения решений и целого ряда связанных с ними проблем. В ходе обсуждения на научно-техническом совете в министерстве оборонной промышленности прозвучало несколько замечаний и встречных предложений. Специалисты похвалили оригинальную компоновку, но признали необходимость множества доработок. В первую очередь, встал вопрос разработки дистанционной системы управления вооружением. Кроме того, достаточно подозрительно выглядела новая система установки 125-мм пушки, к прочности которой отнеслись с некоторым скептицизмом. По результатам совещания было принято решение сделать эскизный проект танка и уже на его примере рассмотреть возможность строительства прототипов или даже постановки на вооружение. 31 июля 1972 года вышло соответствующее постановление Совмина СССР и начались проектные работы. Дальнейшая история проекта известна лишь частично. Имеются сведения о работах над ходовой частью, продолжавшихся, по крайней мере, до весны 73-го. Последние упоминания в воспоминаниях конструкторов и имеющихся документах относятся к апрелю 1974 года, когда после нескольких месяцев работ было найдено простое и оригинальное решение подвеса пушки и компоновки всей орудийной установки. Вероятнее всего, вскоре после решения проблемы установки вооружения проект был закрыт. По крайней мере, более поздних сведений о нем нет. Точные причины закрытия проекта так же не известны. Возможно, сказалась сложность конструкции и необходимость больших сроков на окончание разработки и доводку.

«Объект 450» или Т-74 был закрыт, а все наработки по этому проекту оказались на время забыты. Только в конце восьмидесятых сотрудники конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода вернулись к идее танка с необитаемым боевым отделением и герметизированной комфортной кабиной-капсулой экипажа. Однако и их проект «Лидер 2000-2005», создававшийся в качестве перспективной боевой машины, так и не сошел с чертежей.

Авторская рукопись А.А.Морозова «Концепция танка Т-74», датированная апрелем 1973 года (фото http://btvt.narod.ru)

По материалам сайтов:http://russianarms.ru/http://btvt.narod.ru/http://otvaga2004.narod.ru/http://militaryrussia.ru/http://info-rm.com/

topwar.ru

Гусеничный трактор ХТЗ Т-74: технические характеристики, цена, отзывы

Разработанный конструкторами ХТЗ гусеничный трактор 3-го тягового класса марки Т-74 — одна из наиболее удачных моделей отечественного машиностроения. Сочетающая в своей конструкции преимущества популярных в 70-80-х годах прошлого века тракторов ДТ-54 и более мощного Т-75, а также собственных конструкторских решений, машина производилась в разных версиях с 1962 до 1983 года.

На протяжении этого времени с конвейера сошло около 900 тысяч экземпляров. Многие технические решения харьковских конструкторов были использованы при разработке энергонасыщенного многоцелевого трактора «Алтаец» Т-4.

Трактор Т-74 — классическая по компоновке и комплектации модель гусеничной машины широкого назначения с сельскохозяйственным уклоном.

  • Ее конструкция предусматривает возможность работы с широкозахватными, навесными и прицепными агрегатами, предназначенными для производительной обработки грунта, выполнения посевных и уборочных работ.
  • Сфера применения Т-74 и его модификаций включает в себя промышленное, дорожное и гидротехническое строительство, транспортировку тяжелых грузов в условиях сезонного бездорожья.
  • Базовая модель неоднократно подвергалась модернизации, но основные технические и эксплуатационные характеристики сохранились в изначальном виде.
Трактор Т-74Фото: трактор Т-74

Версии Т-74 отличаются отсутствием или наличием бортовой гидросистемы, изменениями в конструкции машины направленными на снижение ее металлоемкости и снижения массы в целом.

Особенности конструкции

Дизайн трактора Т-74 во многом копирует внешний вид его предшественников — 54-й и 75-й модели. Корпус машины — жесткая швеллерная конструкция с подрессоренной балансирной подвеской, которая служит основанием для силового агрегата, тракторной кабины, трансмиссии и ходовой части.

В состав двухпоточной механической трансмиссии входит двухдисковое сцепление с механическим управлением, коробка передач, демультипликатор, карданный вал, конечные передачи и фрикционные механизмы поворота.

Гусеничный трактор укомплектован механической двухрычажной коробкой передач. Шесть ступеней переднего и одна ступень заднего хода позволяют использовать скоростной режим в пределах от 2,5 до 11,5 км/час.

Технические характеристики

Габариты трактора Т-74 находятся в пределах 4,23 х1,85 х2,33 метра, вес 5,9 т. Ходовая часть при продольной базе 1,62 м имеет ширину колеи 1,43 и дорожный просвет 0,28 метра. Удельная нагрузка на грунт составляет 0,44 кг/кв. см.

  • Управление навесным оборудованием осуществляется с помощью раздельно-агрегатной гидросистемы грузоподъемностью до 2 тонн, оснащенной модернизированным шестеренчатым насосом и многорежимным золотниковым распределителем.
  • Для механической активации рабочих агрегатов задействуется подключенный к трансмиссии трактора механизм отбора мощности.
  • Т-74 поставляется в комплекте с комфортной по стандартам своего времени герметичной двухместной кабиной. Имеет место отопление от радиатора двигателя, хороший круговой обзор и удобное размещение основных и вспомогательных элементов управления.

Задний мост приводится в действие карданным валом. Этот агрегат через систему шестерен и поворотные муфты с ленточными тормозами передает вращательный момент на ведущие звездочки гусеничного хода.

МодельТ-74
ДвигательСМД-14А
Мощность, л.с.75
Максимальное число оборотов холостого хода в минуту, не более1830
Расход топлива, г/э. л. с. ч.195
Расход масла в % к расходу топлива (с учетом замены смазки), не более3
Емкость топливного бака, л218
Габариты, мм (ширина х высота х длина)1845 х 2325 х 4225
Дорожный просвет, мм280
Вес заправленного трактора, кг5870

Двигательная установка

Штатный двигатель Т-74 — четырехцилиндровый рядный дизель с вихрекамерным сгоранием топлива марки СМД 14А. При работе на максимальных оборотах средний расход топлива двигателя объемом 6,3 литра и мощностью 75 л.с. на уровне 195 г/л.с./ч. Емкость топливного бака — 218 литров.

Очистка забираемого двигателем воздуха производится в воздухоочистителе циклонного типа с отводом захваченной пыли из накопительной емкости в выхлопную трубу. Применение циклонной очистки позволяет в значительной мере экономить время необходимое для периодического регламентного обслуживания.

Конструкция силового агрегата трактора предусматривает возможность выключения масляного радиатора при эксплуатации трактора в зимнее время. Надежный запуск основного дизеля с помощью карбюраторного двигателя ПД-10М2 и расположенного во всасывающем коллекторе подогревателя.

Видео: ХТЗ-74 в движении

Преимущества и недостатки

Неоспоримые достоинства гусеничного хода обеспечивают машине отличное сцепление и низкие удельные нагрузки при работе машины на проблемных грунтах.

Гусеничное полотно стандартной ширины гарантирует маневренность тракторного агрегата и высокую проходимость на заболоченных участках, а также транспортировку тяжелых прицепов по переувлажненным полевым дорогам.

Имеет место:

  • экономичная эксплуатация двигателя по ГСМ и расходным материалам;
  • несложное обслуживание;
  • доступность самостоятельного ремонта;
  • унификация запасных частей двигателя и самого трактора с фирменными модификациями и однотипными моделями отечественного производства.

Даже на сегодняшний день запчасти и комплектующие представлены в большом выборе, поэтому время вынужденных простоев минимальное.

В процессе многолетней эксплуатации обнаружились существенные конструктивно-производственные недоработки. В первую очередь — это проблемы запуска основного двигателя при низкой температуре.

Налицо низкий уровень виброзащиты и несовершенная тепло-звукоизоляция кабины, отсутствие полноценных регулировок сидения водителя. Пригодность трактора для вспашки тяжелых грунтов сомнений не вызывает, но работа с другими видами навесного оборудования недостаточно эффективна.

В крупных фермерских хозяйствах низкая транспортная скорость ограничивает оперативность переброса техники на удаленные делянки.

Много претензий к износостойкости трущихся деталей, в частности траков гусеничного хода. Ускоренный износ полотна отрицательно сказывается на ресурсе ведущих звездочек и натяжных элементов ходовой системы.

Видео: Т-74 в работе

Цена Т-74

Базовая модель этой марки и ее модификации присутствуют на тракторном рынке только в подержанном варианте.Стоимость трактора определяется состоянием его узлов и агрегатов, остатком ресурса силовой установки, наличием комплектующего навесного и прицепного оборудования. Ценовой диапазон такой техники в рабочем состоянии варьируется в пределах от 40-60 до 100 тысяч гривен (1500 – 4000$).

Аналоги

Кроме уже названных тракторов Т-75 и ДТ-54, схожие рабочие характеристики с машинами Волгоградского тракторного завода ДТ-75 и менее распространенными кишиневскими универсально-пропашными тракторами Т-70.

Отзывы владельцев и эксплуатационников

В свое время проработал на гусеничном тракторе Т-74 полных 9 лет. Впечатление от этой машины неоднозначное. Модернизация коснулась практически всех основных узлов трактора, но благоустройство кабины осталось на уровне 40-х годов. Ведь не секрет, что вибрация и высокий шумовой фон отрицательно сказываются не только на производительности работы водителя, но и на его здоровье.Иван Афанасьевич

На механизации трудоемких работ в фермерском хозяйстве использую колесные тракторы, но для вспашки грунта держу гусеничный Т-74. Придерживаю ресурс, поэтому машина эксплуатируется несколько дней в году. Пока особых трудностей с ремонтом не имею, за последние 5 сезонов серьезных отказов не было, мелкие устраняются по ходу дела.Федор

agromania.com.ua

74 - это... Что такое Т-74?

Т-74 (Объект 450) История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Классификация Основной боевой танк
Боевая масса, т 38,5
Компоновочная схема альтернативная
Экипаж, чел. 3
Разработчик ХЗТМ
Производитель
Длина корпуса, мм 9600
Ширина корпуса, мм 3600
Высота, мм 2200
Лоб корпуса, мм/град. эквивалент 700
Борт корпуса, мм/град. эквивалент 70
Корма корпуса, мм/град. эквивалент 70
Крыша корпуса, мм эквивалент 70
Калибр и марка пушки 125-мм 2А47
Тип пушки гладкоствольная пушка
Боекомплект пушки 60
Углы ВН, град. -10..+12
Углы ГН, град. 360
Пулемёты 2 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя газотурбинный ГТД-1250
Мощность двигателя, л. с. 1250
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 550
Удельная мощность, л. с./т 23
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,85

Т-74 (Индекс ГБТУ — Объект 450) — советский проект основного боевого танка.

История создания

Основной боевой танк Т-74 разрабатывался в инициативном порядке на Харьковском Заводе имени Малышева. Главным конструктором танка являлся А.А. Морозов. Первоначально проект имел внутризаводское обозначение «Тема 101». 26 мая 1972 года А.А. Морозов выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74. Позднее проекту был присвоен индекс ГБТУ — «Объект 450». 31 июля 1971 года приказом Министерства оборонной промышленности официально была задана разработка эскизного проекта «Объекта 450». Однако в связи со сложностью и дороговизной разрабатываемой машины, работы по «Объекту 450» были прекращены[1][2].

Описание конструкции

Основной боевой танк Т-74 конструировался по альтернативной схеме компоновки. Машина разделялась на 5 отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением, топливное отделение. Благодаря применению новой схемы компоновки предполагалось существенно улучшить условия обитаемости машины, возимый боекомплект и запас топлива. При этом, по сравнению с танком Т-64 были уменьшены габариты машины[1].

Броневой корпус и башня

Боекомплект, орудие и прочие основные компоненты танка были вынесены из боевого отделения, а экипаж при этом размещался в нижней части машины. Отделение с экипажем шумоизолировано и полностью герметично, что должно было позволять членам экипажа переговариваться без танкового переговорного устройства. При этом была решена проблема загазованности боевого отделения, а также исключена опасность затяжного выстрела, повреждения и загрязнения боекомплекта. Моторно-трансмиссионное отделение было уменьшено и составляло 1/5 часть длины корпуса машины. Крыша боевого отделения должна была выполняться из лёгких сплавов алюминия[1].

Вооружение

В качестве основного вооружения предполагалось использовать 125-мм гладкоствольную пушку Д-85 (2А47). Механизм заряжания орудия выполнялся на базе механизма заряжания танка Т-64А. Возимый боекомплект должен был составлять 60 выстрелов. В качестве варианта рассматривалось использование 130-мм пушки. Дополнительно должны были устанавливаться два 7,62-мм пулемёта ПКТ и 30-мм малокалиберная автоматическая пушка[1].

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки рассматривался газотурбинный двигатель, мощностью 1250 л.с. Моторно-трансмиссионное отделение выполнялось на базе узлов и агрегатов танка Т-64А[2][1].

Ходовая часть

Ходовая часть Т-74 должна была быть унифицирована с ходовой частью танка Т-64А[1].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

«Изделие 450» (Т-74)

«Изделие 450» (Т-74)

Над материалом работали © А. А. Тарасенко, В. Л. Чернышев, М.Г. Шентов

Морозовская концепция танка Т-74 1973 года

Авторские рукописи классиков мировой литературы всегда пользовались спросом у исследователей их творчества и талантливой молодежи. Первоначальный вариант произведения всегда отличается от опубликованного издания. Только рукопись может показать тернистый путь развитие сюжета, борьбу автора с самим собой за воплощение первоначальной идеи в конечный результат…

А.А. Морозов достойно вошел в число классиков мирового танкостроения. Его последняя разработка,  танк Т-74, не была реализована в металле. Почти все материалы по проекту изд. 450 были уничтожены его преемником Н.А. Шоминым – «новая метла всегда по-новому метет», правильнее – расчищает место для себя и «выплескивает воду из купели вместе с ребенком», забывая Булгаковскую фразу: «Рукописи не горят!»

К «Дню защитника Отечества» мы предлагаем Вам ознакомиться авторской рукописью А.А. Морозова «Концепция танка Т-74», датированной 1973 годом. Четыре года спустя она была усовершенствована и реализована в компоновке. Это наша История и она должна быть  достоянием мирового танкостроения…

Материалы предоставлены В.Л. Чернышевым (Абеляр) и внучкой Александра Александровича И.А. Морозовой.

31.07.72 вышел приказ МОП №331 по изд. «450». «О разработке эскизного проекта нового среднего танка». Вашему вниманию предлагается доклад Главного конструктора ХКБМ А.А. Морозова по танку «изделие 450»:

       

     

     

Проект нового среднего танка «изделие 450» 1972 года, хотя и не оказался удачным может рассматриваться как первый шаг к созданию перспективного Советского танка.

В представленных предложениях 1972 года было несколько конструктивных недостатков, на ликвидацию которых были направлены последующие разработки:

- необходимость приведения пушки на угол заряжания по горизонту,

- рабочее место наводчика прокачивалось в вертикальной плоскости вмести с пушкой, что, наряду с определенным упрощением прицельного комплекса, приводит к недопустимым перегрузкам, действующим на человека, и большому радиусу обметания в отсеке экипажа.

Вариант размещения всех трех членов экипажа в корпусе и кольцевой МЗ под крышей на 24 выстрела исключил приведение пушки по горизонту при ее заряжании и обеспечил удобное размещение экипажа «в линию», свободное их общение и дублирование отдельных функций.

….

Дальнейшее развитие этого варианта вылилось в эскизную проработку отдела 7, в которой конвейер МЗ на 8 выстрелов, расположенных в один ряд, размещен под платформой экипажа и подпутывается из кормового отсека емкостью 34 выстрела.

Подробнее см. Морозовская концепция танка Т-74 1973 года.

Ряд вариантов компоновок танка с вынесенным вооружением приведены в статье А. И. Ягодкина (ВБТТ №7 за 1991 г.) «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» (см. Ссылки 1, 2, 3, 4, 5, 6).

5.06.72. Провел совещание начальников отделов КБ «О  порядке работ по «Теме 101».  Наш проект перспективного танка Т-74 получил индекс «Изделие 450».

 27.11.72. Сегодня прошло полгода, как мы докладывали на НТС МОП техническое предложение по изд. «450» (танк Т-74). Сегодня собрал начальников отделов КБ и подвел итоги нашей работы за полгода. Сделано мало и даже очень мало. Виной этому безответственное отношение начальников отделов к этой работе и свое собственное неумение. Высказал все это очень резко и предложил немедленно изменить свое отношение.

Наши «ряды существенно поредели» - ушли на пенсию или другую работу: Артемьев, Карцев, Котин, Автомонов, Чаромский, Кучеренко, Кирнарский, Старовойтов,  Погожев,  Жуков,  Рокосовский,  Багромян,  Полубояров,  Сыч,  Радус-Зенькович, Махонин, Крицин, Урусов, Золотько, Струнче, Волгушев, Окунев.

  

4.09.73. ХКБМ посетил Соич. Опять смотрели модернизацию Т-64А. Ничего не выбрали, т.к. вес потянул до 45 тонн. У нас нет никаких предложений в «пику» «172-3М» и заграничным перспективным «Леопарду» и ХМ-801. Изд. «450» тоже «не подарок» и будет не удовлетворять Заказчика по 6ТД, ходовой части, ручному заряжанию, переброске пушки при заряжании.

   

2.04.74. Наконец, кажется, просматривается решение «головы» изд. «450». Сегодня смотрел проработки Листрового. Молодец! Нашел простое решение и от его проработок будет, кажется, толк. Все сделано нормально,  погон «человеческий» на крыше, но значительно меньшего диаметра. Пушка качается, как голова у людей, проекция «лба» башни примерно вдвое меньше серийной, цапфы по типу серийной (ставятся сверху). Надо теперь все «причесать»  и сделать покрасивее. В общем, хорошо, наконец, нашли решение.

8.05.74. Получил заключение Потемкина по проекту изд. «450». В целом все критикуют и не рекомендуют развивать работы по этой схеме. Хотя, обещали противоположное! Главные сомнения, что многие решения не имеют прототипов и поэтому, по их мнению, полученные решения будут хуже и менее надежны, чем существующие. У танка Т-34 тоже не было прототипов, но он от этого только выиграл!  Во всем видят только недостатки, скромно обходя преимущества, ради чего пришлось кое-чем поступиться.

  

27.05.74.  Исполняется 60 лет начальнику кафедры Академии БТВ им. Р.Я.  Малиновского Сергееву Леониду Владимировичу. От КБ его поздравит Шомин, который попутно едет в командировку в МОП. Наш памятный подарок – макет танка.

Приказ МОП №117-к от 15.05.74

Назначить Нежлукто Валентина Яковлевича начальником 7ГУ.

С.А. Зверев

Приказ МОП №118-к от 22.05.74.

Освободить т. Маресева М.И. от обязанностей начальника 7ГУ в связи с переходом на другую работу.

С.А. Зверев

Разработка изд. «450» потребует много новых решений, а главное – вызовет во внешнем мире уйму сомнений в  работоспособности новых механизмов и узлов. Особенно это касается:

Системы управления огнем.

Обеспечение обзора командира.

Приведение пушки к заряжанию.

Переделки системы стабилизации.

Отсутствие ручного заряжания.

Сомнения в получении минимального веса.

Все это далеко до совершенства и появится нескоро. Более реальной и практически равноценной с «450» будет модернизация изд. «9А». Если модернизация и будет отличаться от изд. «450», то это будет только вес, который будет больше порядка двух тонн. Договорились подумать над этим вопросом и обсудить на следующей неделе в узком кругу этот вопрос. Надо пригласить Морозова Е.А., Степанова, Омельяновича, Баисова, Словиковского, Папкова, Исаева, Ковалюха и Набутовского.

При модернизации изд. «9А» успех дела, как и для изд. «450», будет решать вес и плотность компоновки. Иначе все «полезет» далеко за 43 .. 45 тонн. Надо уложиться в семикатковую ходовую часть при весе не более 40.. 41 т, но при этом максимально «оторваться» по всем параметрам: мощности двигателя, боекомплекту, защите, возимому запасу топлива и пр.

  

5.01.76. В 10 часов ХКБМ посетили Воронин, Онищенко, Пугачев, Исаков, Лычагин, Пивоваров. Присутствовали: Мазуренко, Попков, Морозов Е.А. и я. Докладывал Морозов Е.А.  Информацию он донес хорошо, доложив о «Перспективе» изд. «480» и без башенном варианте Т-74 изд. «450». Также представил наши предложения по двигателю 6ТД и состояние работ по ГОТ.

Полнота материалов и содержание доклада оставили хорошие впечатления. Сверх ожидания, без башенный танк оставил положительное мнение, несколько указывали на недостатки по ограничению маневра огнем только Лычагин и Исаков. Предложено работать дальше и к концу 1 квартала 1976 года подготовить свои предложения по двум вариантам НСТ: «480» и «450». Одновременно Воронин дал указания:

- Пивоварову: Помочь ХКБМ в изготовлении опытной двухпоточной ГОТ.

- Пугачеву: Дать заключение по нашим предложениям о двигателе 6ТД.

- Исакову: Сделать анализ без башенного варианта на 2 члена экипажа.

Мой личный вопрос об уходе на пенсию уже обсуждался во всех инстанциях и, исходя из состояния моего здоровья, будет решен положительно. Пока все упирается в вопрос: кто меня заменит Шомин или Женя? Тут я отказался быть советчиком, с чем Воронин согласился. Обещает все решить в январе, а меня попросил остаться консультантом при КБ.

…..

Соображения А.А. Морозова путях дальнейшего совершенствования танков.

   

План работ по НСТ-80 составленный А.А, Морозовым.

  

Источники:

ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора А. А. Морозова. Часть II.Разработки перспективного танка в СШАВозможный вариант нетрадиционной компоновочной схемы танка Ходовой макет шасси танка с силовой установкой с двумя двигателями и 4-гусеничной ходовой частью (Е. А. Морозов)ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (Ю. Апухтин, книга о создании перспективного советского танка «Боксер»)

www.btvt.narod.ru

Т-74 (проект) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе)Т-74 / "объект 450"

Проект перспективного основного танка. Разработка проекта велась в инициативном порядке КБ транспортного машиностроения (г.Харьков) под руководством А.А.Морозова независимо от конкурса МО СССР "Тема 101" (разработка перспективного танка 1980-х). Предложение по созданию опытного танка Т-74 было выдвинуто А.А.Морозовым Министерству Оборонной Промышленности СССР в 1972 г. и рассмотрено на научно-техническом совете МОП по "Теме 101" 25 мая 1972 г. Приказом МОП СССР №331 от 31.07.1972 г. КБ была поручена разработка эскизного проекта танка.Экипаж - 3 чел (механик-водитель, наводчик, командир), экипаж размещался в корпусе танка

Конструкция - конструкция близкая к классической, с необитаемой башней. Предполагалось выделить изолированные отсеки - МТО, экипажа, вооружения, боекомплекта и топлива. Бронирование многослойное композитное.

Бронирование:

  Лоб корпуса (мм) Борт, корма, крыша (мм)
"объект 450" (эквивалент гомогенной брони, без учета динамической защиты) 700 70
Борта и башню танка предполагалось закрыть экранами с установкой навесной динамической защиты.

Ходовая часть и трансмиссия: 6-и катковая торсионная подвеска, с использованием технических решений ходовой части Т-64А. Трансмиссия с гидрообъемными передачами.

Двигатель:- первоначальный проект "объект 450" - дизельный двигатель типа 6ТД или на его базе мощностью 900-950 л.с.- "объект 450" - газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.

Вспомогательный пуско-зарядный агрегат.

  об.450
Масса боевая (т) 38,5-46
Запас топлива (л) 1800
Длина (мм) 9600
Длина корпуса (мм)  
Ширина (мм) 3600
Высота (мм) 2200
Высота линии огня (мм) 2070
Клиренс (мм)  
Удельное давлениена грунт (кг/кв.см) 0,85
Удельная мощность(л.с./т) 23
Скорость по вперед (км/ч) 70
Скорость по назад (км/ч) 70
Запас хода шоссе (км) 550
Запас хода грунт (км) 400
Запас хода по шоссе по первоначальному проекту - 1000 км

Вооружение:

Тип танка Основное орудие Спаренныесистемы Зенитная установка Дополнит.вооружение
"об.450" (первоначальный проект) 125-130 мм пушка типа Д-85, боекомплект 60 выстр. 2 х 7.62 мм пулемета 30 мм автоматическая пушка с двухплоскостной стабилизацией ПТРК
"об.450" 125 мм пушка 2А46, боекомплекст 45 выст. (все в автомате заряжания)     ПТРК
На первоначальном проекте предполагалось использовать гладкоствольную 125 или 130 мм пушку типа Д-85 с раздельными или унитарными выстрелами и автоматом заряжания (45 выстр.). Пушка размещается в необитаемой башне. Двухплоскостной стабилизатор, стабилизированный прицел. Углы возвышения орудия - от -10 до +12 град.

Оборудование:

БИУС на базе БЦВМ разработки НПО "Аргон"

Прицел наводчика оператора с двухплоскостной стабилизацией, лазерным дальномером и ИК-прицелом.

Радиостанции УКВ и КВ-диапазонов

Навигационное оборудование - гирополукомпас

Оборудование противоатомной защиты.

81 мм пусковые установки 902Б "Туча" для постановки дымовых и аэрозольных завес.

Статус: СССР - танк разрабатывался, не строился, не испытывался, не производился.

Источники:Альтернативная история. Сайт http://alternathistory.org.ua, 2010 г.

militaryrussia.ru

Т-74 (трактор) — Википедия Переиздание // WIKI 2

Т-74 Расположение Основные размеры Двигатель Трансмиссия Подвеска и управление Оборудование Модельный ряд
Выпускался, гг. 1962-1983
Экземпляры 880 792
Назначение сельскохозяйственный
Тип движителя гусеничный
Тяговый класс, тс (3)
Полная масса, т 5,91
Кабина: сзади
Двигатель: спереди
Длина, мм 4225
Ширина, мм 1845
Высота, мм 2325
Марка двигателя СМД-14А
Мощность, л.с. (кВт) 75
Тип трансмиссии механическая
Тип подвески эластичная, пружинно-балансирная
Тормоза бортовые
Гидрооборудование гидроцилиндр задней навески, гидронасос, распределитель
Электрооборудование генератор, фары
Базовая модель ДТ-54, Т-75
Последующая модель Т-150
Трактор Т-74 с бульдозерным отвалом на постаменте, Алматы

Т-74 — советский гусеничный трактор тягового класса 3 т, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом. Создан путём модернизации тракторов ДТ-54, Т-75. Трактор предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных работ в регионах с умеренным климатом. Выпускался с апреля 1962 г. по 24 ноября 1983 г. Количество выпущенных тракторов 880 792 шт.[1] Выпускался также Алтайским тракторным заводом.

Конструкция

Трактор конструктивно и внешне схож с тракторами ДТ-54 и Т-75. Остов трактора представляет собой швеллерную раму, на которой в передней части расположен двигатель, в задней — кабина. Силовая передача состоит из муфты сцепления, карданного вала, коробки передач, главной передачи, механизма поворота, конечных передач.

Двигатель СМД-14А — четырёхцилиндровый, дизельный, рядный с вихревой камерой сгорания. Воздухоочиститель циклонный с отсосной трубкой выходящей в выхлопную трубу двигателя. В результате разрежения, создаваемого выхлопными газами в отсосной трубке, собравшаяся в бункере воздухоочистителя пыль отсасывается и уносится выхлопными газами. В систему смазки включён масляный радиатор, отключаемый от системы в зимнее время путём перестановки переключателя. Для пуска двигателя при пониженных температурах на всасывающем коллекторе установлен предпусковой подогреватель. Пусковое устройство — бензиновый двигатель ПД-10М-2 с одноступенчатым редуктором.

Сцепление двухдисковое. Привод выключения сцепления — механический.

Коробка передач механическая, шестиступенчатая, управляемая двумя рычагами. Первый рычаг — группа передач (рабочие, рабочие повышенные, нейтраль.). Если есть ходоуменьшитель, то имеется замедленная группа. Второй рычаг — три передачи вперёд, задний ход, нейтраль. При отключенном сцеплении сначала включают передачу, затем группу передач. Механизм блокировки не допускает перемещение шестерён КПП до полного отключения муфты сцепления и остановки первичного вала.

Рама состоит из двух продольных швеллеров, соединённых между собой спереди литым передним брусом, посредине — двумя поперечными брусьями, сзади осью.

Подвеска балансирная.

Рабочее оборудование представлено раздельно-агрегатной гидравлической системой, задним навесным устройством, валом отбора мощности. Распределитель гидравлической системы трехзолотниковый.

Кабина закрытая обогреваемая. В кабине размещено двухместное сиденье с мягкой спинкой. Тёплый воздух от двигателя подаётся по кожуху внутри которого имеется регулировочная заслонка. Имеется ручной стеклоочиститель правого лобового стекла.

Органы управления: обороты дизеля регулируют с помощью рычага. Поворот трактор осуществляют с помощью одного из двух рычагов и одной из двух педалей торможения гусениц. Переключать передачи можно только при полностью выключенной муфте сцепления. Основными рабочими передачами являются вторая-четвертая. Пятая и шестая используется для работы со специальными машинами и при транспортировке грузов. Первая передача используется лишь для преодоления кратковременных повышенных сопротивлений.

Электрооборудование работает на постоянном токе с номинальным напряжением 12 В. В состав электрооборудования входят: генератор мощностью 180 Вт, реле-регулятор, аккумулятор, стартер пускового двигателя, звуковой сигнал, амперметр, четыре фары, две лампы освещения щитка приборов, плафон для освещения кабины. Электродвигатель вентилятора кабины.

Примечания

Литература

  • Трактор Т-74. Инструкция по эксплуатации. Изд. «Прапор». Харьков, 1965 г.

 Ссылки

В последний раз эта страница редактировалась 30 апреля 2018, в 20:56.

wiki2.org