Основной боевой танк Т-72. Т 72 высота


Т-72 Википедия

Т-72 (Объект 172М) Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Разработчик Производитель Годы разработки Годы производства Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Длина с пушкой вперёд, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса, мм/град. Лоб башни, мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Углы ВН, град.
Т-72
Т-72 в парке «Патриот». 2015 год
основной танк
41,0[1]
классическая
3
Уралвагонзавод
см. История создания и производства
с 1967 по 1973
с 1973 по 2005[2][3][4]
с 1974
около 30 000[5]
см. Операторы
6670[1]
9530[1]
3460 (по бортовым экранам) / 3370 (по гусеницам)
2190[1]
4270[1]
2790
428[~ 1]–470[~ 2][1]
катаная и литая стальная и комбинированная сталь-стеклотекстолит-сталь (лоб корпуса)
От ОБПС(КС) = от 310 (450)до 750 (1100) в различных модификациях[6].
от суммарно 205 / 68° и второй слой 60°, комбинированная
85 / 60°
70 и 80 мм
От ОБПС (КС) = от 410 (500) для Т-72А до 800 (1200) для Т-72Б[7]
125-мм 2А46
гладкоствольная пушка
48
39[1] (в т. ч. 22 выстр. в АЗ)
–6°13'…+13°47'[~ 3]

ru-wiki.ru

Основной танк Т-72 СССР

. В этом ведь голу был сделан и испытан опытный эталон этого танка. 

В холе последующей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные тесты танков Т-64А с мотором В-45 и эжекционной системой остывания (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с мотором В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой остывания (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). крайние проявили наиболее высочайшие результаты. 

В ноябре 1969 года на данные машинки стали ставить моторы В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции. сделанному с отмеченными переменами эталону был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году в последствии войсковых тестирований он был принят на оружие под маркой Т-72 и в скором времени приобрел название “Урал”. 

В согласовании с тех. заданием военные и тех. данные Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. невзирая на то, несомненно это он был труднее “шестьдесятчетверки” на 4 тонны, разница в массе по сказалась на данных предельной скорости, запаса хода и проходимости, что как вместимость топливных баков возросла на 100 литров, мощность мотора стала большое на 80 л.с., а ширина гусеницы - на 40 мм. Танк улучшался в ходе массового производства. В 1979 году на оружие был принят модернизированный эталон Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. 

Рассмотрим последнюю модификацию наиболее подробно. Танк обладает традиционную схему единой компоновки с экипажем из 3-х человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель располагаться в филиале управления по оси танка. невзирая на широкого угол наклона верхней лобовой составной части корпуса, он в военном положении расположен сидя, что как нижняя часть кресла установлена в особой выштамповке днища. Забронированный размер филиала управления составляет 2,0 куб. м. 

В военном филиале справа от пушки находится командир танка, слева - наводчик. В нижней части военного филиала установлен крутящийся транспортер автомата заряжания, форма и объемы что разрешают членам экипажа передвигаться снутри машинки из военного филиала в филиал управления и обратно. использование автомата заряжания разрешило обрести значение забронированного размера военного филиала 5,9 куб. м. и вышину танка по крыше башни до 2226 мм. 

Моторно-трансмиссионное филиал занимает размер 3,1 куб.м. Для размещения мотора толщина листов корпуса в регионе МТО уменьшена до 70 мм. По сопоставлению с танком Т-64А изменена система кормовой части корпуса и увеличена протяженность МТО в взаимосвязи с использованием вентиляторной системы остывания и входного редуктора, соединяющего мотор с бортовыми коробками передач. единый забронированный размер танка составляет 11,0 куб.м. 

Основным вооружением считается особая танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она различается от пушки танка Т-64БВ наличием преспособления улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия разрешает создавать подмену трубы ствола в полевых критериях в отсутствии его демонтирования из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за 2 такта, несомненно это существенно минимизировало затрачиваемые усилия. Для совершенствования точности перестрелки цилиндры 2 тормозной системы отката прикреплены симметрично касается канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. система противооткатных приспособлений гарантирует не остановленный откат до вылета снаряда из канала ствола и разрешает проводить их ревизию в недлинные сроки. 

Для выверки свежий полосы прицеливания в отсутствии выхода членов экипажа из танка пушка вооружена гаджетом встроенного контролирования выверки. Стрельба проводится артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, что обладает военную кумулятивную часть. Все артвыстрелы обладают общий заряд с отчасти сгорающей гильзой. Поддон гильзы в последствии выстрела при еще одном заряжании пушки автоматом выбрасывается наружу через специализированный лючок в крыше башни. 

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он обладает эти ведь размеры, как обычной артвыстрел, потому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не различается некоторыми особенностями. Боекомплект пушки располагается во вертящемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела). 

Комплекс контролируемого вооружения 9К120 гарантирует ведение перестрелки управляемой ракетой деньком с места и с маленьких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он обладает помехозащитную автоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления светом заходит прицельный ансамбль 1А40-1, сделанный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения пламени из танковой пушки артвыстрелом в ночных критериях и управляемой ракетой деньком употребляется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в ансамбль контролируемого вооружения 9К120. Он сможет действовать в функциональном либо пассивном режимах. 

Пушка вооружена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, несомненно это минимизировало пожароопасность в танке по сопоставлению с электрогидравлическим приводом. В качестве дополнительного вооружения используются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300 патронов. 

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни предполагает собой мультислойные комбинированные броневые преграды, коие гарантируют неуязвимость от основной массы типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. высочайшая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута аппаратом подвесной динамической защиты. На тапке известно 227 контейнеров, из их на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на массовых танках Т-72Б используется интегрированная динамическая зашита. 

Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая составную часть наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть обладает неустойчивые углы наклона от 10 до 20 5 градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк различается высочайшим уровнем противорадиационной охраны за счет внедрения подбоя и надбоя, системы коллективной охраны и локальной охраны членов экипажа. 

Живучесть танка на поле поединка повышена за счет невысокого силуэта, внедрения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы охраны от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк обладает камуфлирующую окраску и обустроен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного растрачивай КМТ-б. 

На автомашине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный мотор В-84-1 жидкостного остывания с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. помимо того, употребляется инерционный (волновой) наддув. Мощность мотора составляет 618 кВт (840 л.с.). Он адаптирован к работе на дизельном топливе, реактивном бензинах (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и авто топливе (А- 66, А-72). запуск осуществляется с поддержкой электростартера, системы невесомого ча- пуска, а помимо прочего от стороннего источника тока либо с буксира. Для критического запуска морозного мотора в зимнюю пору присутствует система обогрева впускного воздуха. 

Механическая планетарная коробка состоит из входного редуктора, 2 бортовых коробок передач и 2 бортовых редукторов. Она обладает гидросервоуправление и свою масляную систему. В системе подрессориванния использована личная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного на подобии на 1, 2 и 6 узлах падвески любого борта. Диски основных каткая сделаны из дюралевого сплава. основные катки обладают внешнее обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на основных колесах приварены ограничительные диски. 

Танк обустроен оборудованием для подводного вождения, дозволяющим одолевать аква препятствия глубиной до 5 метров и шириной в пределах 1000 метров. На танке употребляется ансамбль средств взаимосвязи “Абзац”, коий включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция действует в спектре частот 30-76 МГц и обладает запоминающее устройство, позволяющее заблаговременно приготовить 10 частот связи. Она гарантирует дальность взаимосвязи не наименее 20 клм как на месте, что и в перемещении по среднепересеченной местности. 

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базисный образец. 

Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, различался системой броневой охраны лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов. 

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. главные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 пуска дымовых гранат, система охраны от напалма, система дорожной сигнализации, ночной устройство ТВНЕ-4Б механика-водителя, повышенный динамический ход катков, мотор В-46-6. 

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк. 

Т-72М (1980 г.) - экспортный вид танка Т-72А. Он различался броневой системой башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты. 

Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он различался доп 16- мм броневым листом на верхней лобовой составной части корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя. 

Т-72АВ (1985 г.) - вид танка Т-72А с подвесной динамической защитой. 

Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вид танка Т-72А с ансамблем контролируемого вооружения. 

Т-72Б1(1985 г.) - вид танка Т-72Б в отсутствии монтажа каких-либо деталей ансамбля контролируемого вооружения. 

Т-72С (1987 г.) - экспортный вид танка Т-725. начальное название - танк Т-72М1М. главные отличия: 155 контейнеров подвесной динамической охраны (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, иная комплектация боеприпасов к пушке. 

Производство и поставки на экспорт 

Серийное создание танка скооперировано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве располагался танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вид Т-72М, а потом его последующая модель - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве располагаться танк Т-72Б, и его экспортный вид Т-72С. 

Танки серии Т-72 вывозились в державы минувшего Варшавского Договора, а помимо прочего в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в массовое создание БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машинка разграждения ИМР-2. 

Характеристики БРЭМ-1: толпа - 40 т, экипаж - 3 чел., оружие - 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое действие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность мотора - 618 кВт (840 л.с.), предельная скорость - 60 км/ч. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс контролируемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в задача при перестрелке с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы 1 12,7-мм, 1 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой аква препятствия с подготовкой 5 м

tanky.dovidnyk.info

Основной боевой танк Т-72 (Бывший СССР)

Предварительный рисунок ОБТТ- 72 с 12,7-мм ЗП на командирской башенке. На корме закреплены дополнительные ТБ, которые при необходимости могут быть быстро сброшены. Бортовые экраны дают дополнительную защиту от ПТУРсКБИ.

Танк Т-64 оказался очень сложным и дорогим в производстве и эксплуатации. В конце 1960-х годов началось проектирование альтернативного танка. Он появился в 1971 г. под обозначением Т-72, и со временем было выпущено около 20 000 танков. Танк оставался на экспортном рынке до 1990-х годов.

Т-72 имеет компоновку, подобную Т-64, и некоторые из компонентов последнего. Корпус имел композиционную броню, лобовой бронелист имел толщину 200 мм, тогда как литая из стальной брони башня имела толщину стенок до 280 мм. Водитель сидит в передней части корпуса, а командир и наводчик, размещены в башне. Спереди башни установлен комбинированный дневной/ночной прицел, вместе с ПК-прожектором. Необычным является оптический стереоскопический дальномер, размещенный поперек передней части башни, позднее замененный на лазерный дальномер. Образцы танка с оптическим дальномером до сих пор имеются в армиях некоторых ближневосточных стран. Этот дальномер стабилизирован в вертикальной плоскости и может измерять дальность до 6.4 км; он соединен с электронной системой управления огнем, связанной с оптическим прицелом наводчика. Ночная стрельба ведется с помощью инфракрасного-прожектора, которым сначала освещают цель, а затем переключают прожектор в инфракрасном-режим. В последних моделях эта система была заменена на усовершенствованную систему управления огнем.

Силовая установка танка Т-72 состоит из поперечно расположенного многотопливного 12-цилиндрового V-образного двигателя, соединенного с переключаемой вручную трансмиссией, дающей семь передних и одну заднюю передачу. С каждого борта имеется шесть опорных катков на торсионной подвеске, вместо регулируемой гидропневматической подвески танка Т-64.

Основное вооружение — 125-мм гладкоствольной пушкой, стреляющая бронебойным подкалиберным снарядом и бронебойным фугасным снарядом; позднее пушка была модифицирована и получила реактивный снаряд с профилированной головной частью с максимальной дальностью стрельбы до 6,4 км и наведением по лазерному лучу. Обычные выстрелы находятся во вращающейся укладке типа «карусель», расположенной на полу башни, механизм заряжаниязанимает большую часть заднего объема башни. Выстрелы — снаряды и отдельно заряды — захватываются из карусели подающим механизмом и затем вталкиваются в казенник пушки. Автоматический подающий механизм стал надежным лишь после нескольких лет доводки; известны анекдоты о том, как вместо снаряда он пытался втолкнуть в казенник наводчика. Наконец он сумел достичь скорострельности 8 выстр./мин. Спаренно с пушкой установлен 7,62-мм пулемет ПКМТ, а крупнокалиберный 12,7-мм пулемет НСВ расположен на крыше башни.

Со временем стало известно, что Т-72 находится на вооружении Алжира, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Восточной Германии, Финляндии, Венгрии, Индии, Ирака, Ливии, Польши, Румынии, Сирии, Югославии и, конечно, СССР. Т-72 впервые вступил в бой в сирийской армии против бронетанковых частей Израиля в Южном Ливане летом 1982 г., где выяснилось, что 105-мм бронебойного подкалиберного снаряда М68 и противотанковые управляемые ракеты пробивают лобовую броню танка Т-72.

Было создано много разных модификаций танка, хотя часто их трудно различить. Т-72К имеет дополнительную аппаратуру связи для командиров танковых подразделений. Т-72А имеет лазерный дальномер вместо оптического. Т72Б, появившийся в 1984 г., имеет усиленную броню в передней части башни и дополнительный слой брони на лобовом листе, это, несомненно, результат сирийского опыта. Т-72 бронебойный выстрел — это Т-72Б с дополнительной реактивной (динамической) броней, а Т-72Б1 — это Т-72Б с еще более толстой броней и новой системой управления огнем. Стандартный Т-72 также может быть дооборудован различными типами Катковых или плужных минных тралов, в зависимости от текущей моды, есть много бронированных ремонтно-эвакуационная машин и ИМР-2, созданных на базе шасси Т-72.

Т-72 производился по лицензии несколько лет в Югославии под наименованием Т-84 и в Румынии, где он назывался TR-I25. Около 1100 танков произведено по лицензии в Индии.

Тактико-технические характеристики танка Т-72

  • Экипаж, чел.: 3;
  • Масса, т: 44,5;
  • Двигатель: 12-циливдровый V-образный многотопливный с эффективной мощностью, л.с: 840 при 2000 об/мин;
  • Размеры, м: длина (с пушкой вперед) 9,53; длина корпуса 6,95; ширина 3,59; высота по крыше башни 2,22;
  • Максимальная скорость, км/ч: 60;
  • Запас хода, км: 480;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • высота вертикальной стенки, м: 0,85;
    • ширина рва, м: 2,80;
    • глубина брода, м: 1,8 (5 с подготовкой).
Предыдущая статья:Основной боевой танк Т-64 Следующая статья:Основной боевой танк Т-80

voenteh.com

Танк Т-72 «Урал» ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Эта модель является самой массовой машиной второго поколения. С 1973 г. она находится на вооружении России и многих стран СНГ. Разработка этой модели началась в 1967 г. на базе Т-64. В связи с недостаточной надежностью двигателя и ходовой части базового танка, а также дороговизной дизельного производства было решено создать резервный вариант машины с четырехтактным V-образным дизелем В-45, выпуск которого был уже хорошо налажен, и эжекционной системой охлаждения. На танке была также установлена новая ходовая часть, механизм заряжания сменил автомат заряжания.

Танк Т-72 — видео

Машина стала несколько тяжелее, однако ее скорость, дальность хода и проходимость остались прежними во многом благодаря более мощному двигателю, увеличившемуся запасу топлива и уширенным гусеницам. Новому танку было присвоено название Т-72 «Урал».Несмотря на упрощение в эксплуатации и дешевое производство, Т-72 по сравнению с базовой моделью явился шагом назад, если рассматривать его с позиций заложенных конструктивных решений. Коробки передач соединялись с двигателем вертикальным редуктором, что напоминало устройство танков первого поколения. Установка вентилятора потребовала удлинить корпус и придать кормовому броневому листу обратный наклон. Вентиляционный привод системы охлаждения проходил от редуктора через карданный вал. Радиаторы не изолированы от моторно-трансмиссионного отделения, что не позволяет система охлаждения. Именно поэтому водные преграды Т-72 мог преодолевать только после герметизации крыши МТО. Время движения под водой существенно ограничено из-за возможности перегрева двигателя. Тем не менее танк пользовался невероятной популярностью.

 

Танк Т-72БА на параде 9 Мая

Корпус машины состоял из сваренных броневых деталей различной толщины. Для верхнего лобового листа, имеющего наклон под углом в 63° к вертикали, использовалась трехслойная комбинированная броня. Передняя часть башни, отличающейся сложной формой, достигала толщины 280 мм. Здесь находились командир и наводчик.Т-72 был оснащен мощным вооружением. 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ с электромеханическим автоматом заряжания совмещалась с 7,62-мм пулеметом ПКТ. Командирская башенка была оснащена 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ. Наведение орудия осуществлялось через оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, причем благодаря стабилизатору вооружения 2Э28М точность стрельбы не страдала во время движения машины.

 

Танк Т-72А, 7 ноября 1983 г.

Т-72А «Буйвол» был разработан в 1974 г. как модернизированный вариант Т-72. Новая машина была оснащена более эффективными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом, лазерным прицелом-дальномером ТПДК1, усовершенствованными приборами наблюдения командира и наводчика, стабилизатором пушки «Жасмин» с электроприводом в горизонтальной плоскости. Однако основной задачей конструкторов оставалось максимальное повышение уровня ТТХ машины. Несмотря на увеличившийся вес, танк сохранил свои динамические характеристики. При этом рост массы в полной мере компенсировался двигателем В-46Ф мощностью до 840 л. с. Объем топливных баков увеличился за счет дополнительных топливных емкостей, расположенных на левой надгусечной полке. Таким образом, запас хода также увеличился на 100 км. Повысилась и средняя скорость машины, особенно по пересеченной местности. Не последнюю роль в этом сыграла усовершенствованная подвеска с увеличенным динамическим ходом катков и гидроамортизаторами повышенной энергоемкости.

 

Танк Т-72А на учениях

Значительные изменения коснулись броневой и конструктивной защиты. Лобовая часть усилилась дополнительным стальным листом увеличенной твердости. По бортам были установлены стальные взводные экраны, прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз. На «Буйволе» также можно было установить стандартные откидные экраны, которые перекрывали бортовую проекцию с носовых курсовых углов.Конструкторы внесли существенные изменения в защиту башни. Этот процесс протекал в два этапа. Сначала на монолитной цельнолитой башне были установлены стальные взводные экраны под углами ±30”. Бортовые и кормовые проекции башни защищались внешне конструктивно, здесь были установлены объемные ящики ЗИП и стальной взводный экран. На втором этапе планировалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В результате лобовая защита ограждала машину от 125-мм подкалиберного снаряда с карбидвольфрамовым наконечником, приближающегося к цели со скоростью 1600 м/с. Ранее броня могла выдержать только снаряд 115-мм пушки. На 10—15% повысилась и защита от кумулятивных средств.

 

Ливийский танк Т-72А

Машина была оснащена мощным вооружением: 125-мм пушка, зенитная пулеметная установка ЗУ-72. При этом смещение моторной перегородки в сторону МТО позволило увеличить боекомплект до 45 выстрелов, а удачная укладка сократила скорость ручного заряжания. Теперь было возможно производить 2 выстрела в минуту. В 1974 г. произвели еще одну модернизацию танка. На машине были установлены усовершенствованные приборы наблюдения за полем боя, новый прицельный комплекс. Некоторые экземпляры танка получили лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новое оборудование для наблюдения командира и наводчика. 125-мм пушка 2А46М производила более точные выстрелы за счет уменьшенной разностенности ствола и наличия термозащитного кожуха на нем. Тактическая маскировка осуществлялась с помощью дымовых завес 902А «Туча». Однако машину подводили двигатели, неполадки в которых проистекали из-за выброса масла из маслоотделителя и потери охлаждающей жидкости.

В 1975 г. вследствие доработок дефекты двигателя были устранены. С 1976 г. модификации танка, получившие названия «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М», проходили четырехгодичные войсковые испытания и неплохо в них себя проявили. Узлы, механизмы и системы машин прекрасно зарекомендовали себя в различных климатических условиях, при варьировании температур от -38 до 40 °С, показав высокую надежность и долговечность. Переход к выпуску этой мощной машины не требовал затрат по переоснащению производственных цехов, поэтому конструкторы ожидали принятия на вооружение Т-72А «Буйвол», однако вследствие каких-то административных и политических причин этого так и не произошло. Тем не менее работа над машиной не пропала бесследно: на серийные машины в 1975 г. благодаря «Буйволу» стали устанавливаться усиленные коробки передач и дополнительные смотровые приборы. Производства «Объекта 172М-2М» так и не осуществилось, однако вышло постановление, в котором предписывалось начать работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Новая машина либо имела те же качества, что и «Буйвол», либо даже уступала ему.

 

Индийский Т-72М

Т-72М был также сконструирован на базе Т-72А в 1980 г. в качестве экспортного варианта. От предшественника он отличался броневой конструкцией башни, системой коллективной защиты и комплектацией боеприпасов. Два года спустя танк вновь модернизировали, приварив к верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневой лист и поменяв броню башни на комбинированную с песчаными стержнями в качестве наполнителя. Модель получила индекс Т-72М1.

 

Т-72Б

Т-72Б принят на вооружение в 1985 г. и оборудован комплексом вооружения «Свирь» для ведения стрельбы ракетами с полуавтоматическим наведением по лазерному лучу. Система управления оружия включала лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42-2. Была усилена навесная динамическая защита машины (227 контейнеров). Танк, лишенный комплекса «Свирь», получил индекс Т-72Б1.

 

Танки Т-72C ВС Индии

Т-72С. Танк был принят на вооружение в 1987 г., как экспортный вариант Т-72Б. К основным отличиям относятся: 155 контейнеров навесной динамической защиты, отличная комплектация боеприпасов к пушке.

 

Танк Т-72Б «Рогатка» на выставке техники в Нижнем Тагиле, 2009 г.

Т-72 Б «Рогатка». Эта машина является глубокой модернизацией Т-72Б и отличается повышенной огневой мощью, защитой и командной управляемостью. На танке установлен новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л. с., снабженный турбокомпрессором ТКР, увеличивающим мощность силовой установки до 30%. За счет этого существенно повысилась скорость и маневренность машины.Т-72 Б «Рогатка» оснащен динамической защитой модульного типа «Реликт», комплексом электромагнитной защиты, направленным против противотанковых мин с магнитными взрывателями. С помощью СЭМЗ танк способен быстро преодолеть минные поля, не затрачивая время на ожидание инженерной команды. На танке установлен маскировочный комплект «Накидка», а также КОЭП «Штора». Танк оснащен пушкой 2А46М-5, отличающейся точностью стрельбы, повысившейся на 15—20%. С помощью модернизированного прицела можно обнаружить и распознать цель на дальности, превышающей 3000 м.

 

Т-72БА со встроенной динамической защитой «Контакт-5» на лобовой верхней части корпуса

Тактико-технические характеристики Т-72 «Урал»

Масса 41 т
Длина 9,53 м
Высота 2,19 м
Ширина 3,46 м
Клиренс 470 мм
Броня: лоб корпуса, мм от 310(450) до 750(1100)в различных модификациях
Броня: бор корпуса, мм 200(400)
Броня: лоб башни, мм от 410(500) до 800(1200)в различных модификациях
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода 700—800 км
Экипаж 3 чел.
Вооружение 125-мм пушка Д-81ТМ,пулеметы: 1 × 12,7 НСВТ;1 × 7,62-мм ПКТ

 

Фото танка Т-72Б3, на танковом биатлоне 2013

 Модернизированный Т-72 с комплектом средств защиты для городских боёв

Источник

Это интересно

info-leaks.ru

Т-72 Основной боевой танк

Описание:

В середине 1960-х годов прошла смена поколений танков. Второе послевоенное поколение сменило средние и тяжелые танки, которые разрабатывались на основе опыта использования бронетехники в годы Второй Мировой Войны. Семейство танков Т-72 стало наиболее типичным для этого поколения.

Работы по его разработке начались в 1967г. в танковом конструкторском бюро Уральского машиностроительного завода. Ими руководил Л.Карцев. Однако Карцеву не суждено было увидеть этот танк в серийном производстве. Его дело продолжил В. Венедиктов, который сменил Карцева на должности главного конструктора. Испытания опытного образца, которые прошли в Нижнем Тагиле, подтвердили высокую эффективность и надежность этого танка, и в 1973г. его под обозначением Т-72 приняли на вооружение Советской Армии.

Т-72 имеет типичную компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоит из трех человек. Механик-водитель находится в передней части корпуса, что облегчает вождение. Боевое отделение располагается в средней части танка. В нем сидят два члена экипажа - командир (справа от пушки) и наводчик (слева от пушки). Внизу боевого отделения размещен автомат заряжания. Использование автомата заряжания позволило отказаться от одного члена экипажа - заряжающего, благодаря чему удалось значительно снизить массу танка и его высоту. Небольшая высота косвенно повышает защищенность машины, так как уменьшает ее заметность и вероятность попадания в нее. Кроме того, автомат заряжания повысил темп стрельбы. Однако при этом уменьшился боекомплект. В кормовой части Т-72 расположился двигатель с системой охлаждения, трансмиссии и бортовые передачи.

Танк Т-72 может смело идти в гору, если угол ее подъёма не превышает 30°. При этом угол крена в ту и другую сторону допускается до 25°. Преодолевает ров шириной до 2,8 м. С ходу берет вертикальную стенку высотой до 0,85 м. И немудрено — максимальная мощность его двигателя 780 л. с.

Машина может передвигаться по дну под водой на протяжении целого километра, а над ее поверхностью останется лишь воздухопитающая труба, чтобы члены экипажа могли дышать, а также для обеспечения работы двигателя. Для установки воздухопитающей трубы и на другие подготовительные операции экипажу требуется всего 20 мин. А после преодоления преграды буквально через 1—2 мин танк готов открыть огонь по противнику из всего вооружения. Необычен в конструкции Т-72 и еще один механизм — самоокапыватель. Допустим, потребуется отрыть для танка окоп. Даже по минимальным его габаритам «ямка» понадобится размером 10х4,5х1,2 м — 54 кубометра! Вот сколько грунта пришлось бы перекидать экипажу из трех человек обычными лопатами. Но современным танкистам заниматься такой работой не приходится. Вместо них действует самоокапыватель, напоминающий небольшой бульдозерный нож. Из походного положения в рабочее он переводится всего за одну-две минуты. Ну а затем танк начинает работать как мощный бульдозер: укрытие для себя в песчаном и супесчаном грунте он отрывает за 12 мин, а в глинистом — за 20 мин. Замечательную машину имеют на вооружении воины 80-х годов! Продолжая славные традиции танкистов Великой Отечественной войны, они мастерски владеют вверенной им техникой и всегда готовы выступить на защиту священных рубежей нашей Родины.

military-informer.narod.ru

ТАНКИ СЕМЕЙСТВА Т-72 | Вооружение России и других стран Мира

К середине 60-х годов на смену средним и тяжелым танкам, созданным на основе опыта войны, пришли основные танки второго послевоенного поколения.

Типичными и самыми массовыми представителями этого поколения являются танки семейства Т-72. Разработка этих танков началась в 1967 году в танковом КБ Уральского вагоностроительного завода под руководством Леонида Николаевича Карцева после того, как были выявлены недостатки и обобщен опыт эксплуатации первого отечественного основного танкаТ-64. Коллектив КБ представлял собой творческий сплав опытных конструкторов, начинавших работать еще с легендарным Михаилом Ивановичем Кошкиным, и более молодых воспитанников Александра Александровича Морозова и Л.Н.Карцева. Однако довести танк до серийного производства Л.Н.Карцеву было не суждено. Вся тяжесть постановки образца на серийное производство легла на его заместителя по новой технике Валерия Николавича Венедиктова, который и стал Главным конструктором. С 1987 года по 2000 г. Главным конструктором являлся Владимир Иванович Поткин, который на основе опыта эксплуатации и испытаний первых танков Т-72 определил пути их дальнейшего совершенствования. В настоящее время КБ возглавляет Владимир Борисович Домнин.

Сравнительные испытания серийных танков Т-64 и опытных образцов, разработанных в Нижнем Тагиле, показали более высокую эффективность последних, и после всесторонних отраслевых и государственных испытаний в 1973 году образец был принят на вооружение под маркой Т-72. Заложенный в конструкции танка Т-72 резерв позволил в дальнейшем провести его неоднократную модернизацию и существенно повысить уровень боевых свойств. Сегодня модернизированные танки Т-72 находятся на вооружении Российской армии и армий других государств и считаются одними из лучших танков в мире. В некоторых странах они выпускаются и лицензионно.

С 1979 по 1985 год на серийном производстве находился танк Т-72А. Основные отличия от базового образца заключались в установке: лазерного прицела-дальномера ТПДК-1; ночного прицела-наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4; сплошных бортовых противокумулятивных экранов; системы 902Б запуска дымовых гранат; пушки 2А46 вместо 2А26М2; ночного прибора механика-водителя ТВНЕ-4Б; двигателя В-46-6. На базе Т-72А выпускался экспортный вариант Т-72М, отличающийся конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты, а затем и Т-72М1 с дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

С 1985 года производился танк Т-72Б, который от Т-72А отличался, в основном, установкой: стабилизатора 2Э42-2 вместо 2Э28М; комплекса управляемого вооружения; съемной контейнерной динамической защиты, двигателя В-84 вместо В-46-6. Экспортный вариант танка – Т-72С (первоначальное наименование Т-72М1М) с бронированием танка Т-72М1 и уменьшенным до 155 контейнеров навесной динамической защиты вместо 227 на Т-72Б.

С 1993 года производственным объединением «Уралвагонзавод» выпускается танк Т-90. Танки этой серии экспортировались в страны бывшего Варшавского договора, Индию, Ирак, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию, Финляндию, Югославию.

На базе танка Т-72 была разработана целая плеяда военных гусеничных машин машин: командирские танки Т-72К и Т-72АК, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.

Танк Т-72 имеет классическую схему общей компоновки с задним поперечным расположением двигателя. Место механика-водителя находится впереди, посередине отделения управления. В боевом отделении справа от пушки размещено рабочее место командира танка, слева – наводчика-оператора. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, внедрение которого позволило снизить высоту танка и его забронированный объем.

Ниже подробно рассмотрена конструкция и даны ТТХ одной из последних моделей танка этой серии – танка Т-72Б, на котором установлена пушка-пусковая установка, позволившая значительно повысить дальность поражения и вероятность попадания в цель управляемым снарядом.

БОЕВЫЕ СВОЙСТВА ТАНКА

Огневая мощь, то есть приспособленность танка обнаруживать и поражать заданное количество назначенных противостоящих средств, с технической точки зрения определяется, в основном, количеством и качеством установленного на танке вооружения и обслуживающих его систем.

Основным вооружением танка является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Применение такой пушки позволило увеличить дальность поражения бронированных целей до 4000 м с вероятностью попадания в цель типа танк равной 0,8. Кроме этого, конструкция орудия оригинальна тем, что позволяет производить замену ствола в полевых условиях за время, не более 5 часов, благодаря внедрению быстроразъемного резьбового соединения ствола орудия с казенником.

В затворе пушки используется механизм, обеспечивающий его открывание за два такта, что значительно уменьшило прилагаемые для этого усилия. Цилиндры тормозов отката закреплены симметрично каналу ствола, что обусловило повышение точности стрельбы за счет отсутствия вращающего момента на орудии во время отката. Сами противооткатные устройства выполнены таким образом, что обеспечивают незаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола.

Пушка танка Т-72Б оснащена устройством встроенного контроля, позволяющим осуществлять выверку линии прицеливания без выхода экипажа из танка. Стрельба из танка ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, имеющей кумулятивную боевую часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгораемой гильзой. Поддон гильзы после выстрела с помощью механизма улавливания автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел с управляемой ракетой ЗУБК-14 состоит из непосредственно управляемой ракеты УМ119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания и заряжание им пушки не имеет особенностей и отличий от артвыстрела. Боекомплект пушки составляет 45 выстрелов, 22 из которых размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания.

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.

В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела- дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях.

Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом ночью и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в состав комплекса управляемого вооружения 9К120. Он может работать как в активном, так и в пассивном режимах.

Пушка стабилизируется стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ с ручным управлением от командира танка. Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного – 300 патронов.

Защищенность, под которой принято понимать свойство танка, характеризующее его приспособленность к сохранению боеспособности при применении поражающих средств противника, обусловливая возможность экипажу выполнять возлагаемые на него боевые задачи. Защищенность обеспечивается за счет комплексного использования различных средств как «прямой», так и «косвенной» защиты.

Броневая (пассивная) защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные броневые преграды, обеспечивающие неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигается установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров динамической защиты, из них: на корпусе – 61, на башне – 70, на бортовых экранах – 96.

С 1988 года применяется встроенная динамическая защита, элементы которой конструктивно выполнены в броне танка.

Корпус танка Т-72Б сварной, его верхняя лобовая часть наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается повышенным, по сравнению с танком Т-72А, уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Высокий уровень живучести танка на поле боя обеспечивается низким силуэтом (2226 мм), применением термодымовой аппаратуры (ТДА) и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, использованием системы защиты от воздействия напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Кроме этого танк Т-72Б имеет камуфлированную окраску, снижающую возможность его обнаружения на поле боя.

Танк Т-72Б оснащен оборудованием для самоокапывания, самовытаскивания и навешивания минного трала КМТ-6.

Подвижность, характеризующая приспособленность танка прибыть в заданный район за определенное время, обусловливается реализацией возможностей силовой установки. Высокая подвижность обеспечивается установкой на танк многотопливного четырехтактного дизельного двигателя В-84-1 жидкостного охлаждения с поддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того используется и инерционный наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВч (840 л.с.). Он приспособлен для работы на дизельном топливе (ДЛ, ДЗ, ДА), реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Основной пуск двигателя стартерный, дополнительный – сжатым воздухом. Возможен запуск с буксира и от постороннего источника тока. Для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед запуском двигателя зимой предусмотрена система подогрева. Двигатель имеет конструктивную преемственность с двигателями танков более ранних выпусков, что облегчает налаживание его производства и ремонта. Трансмиссия механическая планетарная, состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами повышенной энергоемкости рычажно-лопастного типа на 1-ом, 2-ом и 6-ом узлах подвески каждого борта. Динамический ход опорных катков увеличен до 325 мм (на танке Т-72А – 285 мм). Опорные катки сдвоенные с наружным обрезиниванием, а поддерживающие – с внутренней амортизацией.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Танк способен без подготовки преодолевать брод глубиной 1,2 м, с 10-минутной подготовкой – 1,8 м.

Командная управляемость, выражающаяся в приспособленности образца к согласованным действиям экипажа и действиям в составе подразделения, достигается установкой комплекса приборов наблюдения и разведки, аппаратуры внутренней связи и коммутации ТПУ Р-174, радиостанции Р-173, радиоприемника Р-173П. Дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

БОЕВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Т-72Б

Боевая масса44,5 т.
Экипаж3 чел.
Высота по крыше башни2226 мм.
Пушка125-мм гладкоствольная – пусковая установка.
Боекомплект45 выстрелов.
Типы боеприпасовБПС, БКС, ОФС, управляемая ракета.
Комплекс управляемого вооружения9К120.
Управляемая ракета9М120 с управлением по лучу лазера.
Дальность пуска УР100 … 4000 м.
Вероятность попадания УР в цель типа танка при стрельбе с места0,8.
Дальномерлазерный.
Стабилизаторэлектрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали.
Баллистический вычислительаналоговый.
Заряжаниеавтоматическое.
Пулеметыодин 12,7-мм, один 7,62-мм.
Броневая защитакомбинированная.
Динамическая защитавстроенная.
Дымовые гранатометы8 шт.
Максимальная скорость60 км/ч.
Средняя скорость30…35 км/ч.
Запас хода по шоссе500 км на основной заправке, 650 км с дополнительными бочками.
Двигательдвенадцатицилиндровый четырехтактный многотопливный дизель.
Мощность двигателя618 кВт (840 л.с.).
Трансмиссиямеханическая планетарная.
Подвескаторсионная.
Гусеницас РМШ.
Глубина преодолевания водной преграды5 м.
 

ФОТОГРАФИИ

 

ВИДЕО

  

Читайте также:

Танк Т-72-120 представляет собой глубокую модернизацию танка Т-72Б (об. 184). Модернизация была проведена Харьковским конструкторским бюро им. Морозова (ХКБМ). Модернизации были подвергнуты: вооружение, системы управления, подвижность и защита танка. В ...

ДАЛЕЕ

Т-80 принят на вооружение в 1976 году. Впервые в мире он оснащен газотурбинным двигателем. На первых сериях Т-80 стоял ГТД-1000 мощностью 1000 л. с., на Т-80 модификаций Б(1978) ...

ДАЛЕЕ

Основной танк Т-90, представляет собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а ...

ДАЛЕЕ

Танк T-84 был разработан с использованием широкого опыта, полученного в течение многих лет проектирования, испытания и производства военных гусеничных машин. Харьковское конструкторское бюро им. Морозова (ХКБМ) проектирует танки ...

ДАЛЕЕ

В 30-е годы основу бронесил почти всех армий мира составляли легкие танки. Однако в середине второй мировой войны их постепенно стали снимать с производства, а в войсках заменять ...

ДАЛЕЕ

Основной танк Т-72-120

Основной танк Т-80

Основной танк Т-90

Основной танк Т-84

Легкий плавающий танк ПТ-76

worldweapon.ru