Т-72. Т 72 википедия


Т-72 — Вікіпедія

Т-72

Загальні дані

Виробництво та застосування

Танк Т-72 в канадському військовому музеї

класифікація основний бойовий танк
компонувальна схема класична
країна-виробник  СРСР  Росія  Індія Іран  Польща Чехословаччина
розробник УралВагонЗавод
роки виробництва 1967–1973
кількість виробів, од. близько 30 000[1]
роки експлуатації з 1974 по сьогодні
основні країни-опе

uk.wikipedia.org

Т-72 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Т-72 (Объект 172М)КлассификацияБоевая масса, тКомпоновочная схемаЭкипаж, чел.ИсторияРазработчикПроизводительГоды разработкиГоды производстваГоды эксплуатацииКоличество выпущенных, шт.Основные операторыРазмерыДлина корпуса, ммДлина с пушкой вперёд, ммШирина корпуса, ммВысота, ммБаза, ммКолея, ммКлиренс, ммБронированиеТип брониЛоб корпуса, мм/град.Лоб корпуса (верх), мм/град.Лоб корпуса (низ), мм/град.Борт корпуса, мм/град.Лоб башни, мм/град.ВооружениеКалибр и марка пушкиТип пушкиДлина ствола, калибровБоекомплект пушкиУглы ВН, град.Углы ГН, град.Дальность стрельбы, кмПрицелыПулемётыПодвижностьТип двигателяМощность двигателя, л. с.Скорость по шоссе, км/чСкорость по пересечённой местности, км/чЗапас хода по шоссе, кмЗапас хода по пересечённой местности, кмЁмкость топливных баков, лУдельная мощность, л. с./тТип подвескиУдельное давление на грунт, кг/см²Преодолеваемый подъём, град.Преодолеваемая стенка, мПреодолеваемый ров, мПреодолеваемый брод, м
Т-72 в парке «Патриот».

основной танк

41,0[1]

классическая

3

Уралвагонзавод

с 1967 по 1973

с 1973 по 2005[2][3][4]

с 1974

около 30 000[5]

6670[1]

9530[1]

3460 (по бортовым экранам) / 3370 (по гусеницам)

2190[1]

4270[1]

2790

428[сн 1]–470[сн 2][1]

катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная

От ОБПС(КС) = от 310 (450)до 750 (1100) в различных модификациях[6].

от суммарно 205 / 68° и второй слой 60°, комбинированная

85 / 60°

От ОБПС (КС) = 200 (400)[7]

От ОБПС (КС) = от 410 (500) до 800 (1200) в различных модификациях[7]

125-мм 2А46

гладкоствольная пушка

48

39[1] (в т. ч. 22 выстр. в АЗ)

–6°13'…+13°47'[сн 3]

360

до 9,4[сн 4][1]

прицел-дальномер ТПД-2-49[1], перископический ночной ТПН-1-49-23[1]ночной прицел ТНП-1-49-23

1 × 12,7 НСВТ1 × 7,62-мм ПКТ

В-46

Производитель:</td>ЧТЗ</td></tr>
Марка:</td>В-46</td></tr>
Тип:</td>дизельный с наддувом</td></tr>
Объём:</td>38 880 см3</td></tr>
Максимальная мощность:</td>780 л. с. (574 кВт [780 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 2000 об/мин</td></tr>
Максимальный крутящий момент:</td>3089 Н·м, при 1400 об/мин</td></tr>
Конфигурация:</td>V-образный,</td></tr>
Цилиндров:</td>12</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>260—450[1] л/100 км</td></tr>
Расход топлива на трассе:</td>240[1] л/100 км</td></tr>
Диаметр цилиндра:</td>150 мм</td></tr>
Ход поршня:</td>180; 186,7 мм</td></tr>
Система питания:</td>непосредственный впрыск</td></tr>
Охлаждение:</td>жидкостное закрытое с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором </td></tr>
Тактность (число тактов):</td>4-тактный</td></tr>
Порядок работы цилиндров:</td>1л-6п-5л-2п-3л-4п- -6л-1п-2л-5п-4л-3п</td></tr>
Максимальные обороты:</td>2300</td></tr>
Рекомендованное топливо:</td>ДЛ-0,2, ДЗ-0,2, ДА-0,2, ДЗ-0,2, ТС-1, Т-1, Т-2</td></tr>

780[1]

45-50[1]

35–45[1]

500–700

320–650[1]

1200+400

19[1]

индивидуальная торсионная

0,83–0,87

30[1]

0,85[1]

2,6–2,8[1]

1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)[1]

Т-72 или «Урал» — Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения[8]. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.

История создания и производства

Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М».

7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554—172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР и России в период с 1974 по 1992 годы на Уралвагонзаводе и Челябинском тракторном заводе[9].

В период с 1974 по 1990 годы только на Уралвагонзаводе было выпущено 20 544 танка Т-72 различных модификаций[10]. Всего выпущено около 30 000 танков[5].

Зарубежное производство

Кроме СССР Т-72 производился в Индии, Ираке, Польше, Чехословакии и Югославии:

После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:

  • Индия Индия: Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год[2]; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т-90С[4];
  • Иран Иран: 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год[2];
  • Польша Польша: 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год[2].

Модификации

Советские и российские

  • Объект 172 (1968 г.) — опытный предсерийный образец с двигателем B-45K и массой в 39 т.
  • Объект 172-2М (1972 г.) — опытный предсерийный образец с более мощным двигателем В-46Ф и массой в 42 т.
  • Т-72 «Урал» (объект 172М; 1973 г.) — базовый образец.
  • Объект 172МН — опытная модификация Т-72 с установкой 130-мм нарезной пушки 2А50 (ЛП-36Е)[12]. Проходил испытания в 1972—1974 годах. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А. А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался.
  • Объект 172МД — опытная модификация Т-72 с установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А49 (Д-89Т)[11].
  • Объект 172МП — опытная модификация Т-72 для проведения испытаний 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М[11]. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
  • Объект 175 — проект модификации Т-72, опытные образцы не изготавливались, впоследствии некоторые наработки по этой машине были использованы на серийных Т-72[11].
  • Объект 177 — опытная модификация Т-72 с КУВ с лазерным наведением «Свирь».
  • Объект 179 — опытная модификация Т-72 с СУО «Обь» и КУВ «Кобра».
  • Объект 186 — опытная модификация Т-72, созданный в рамках второго этапа ОКР «Совершенствование Т-72А». На танке был установлен новый 16-и цилиндровый Х-образный дизельный двигатель 2В-16, мощностью 1000—1200 л.с. с вентиляторной системой охлаждения.
  • Т-72К «Урал-К» (объект 172МК; 1973) — командирский вариант танка Т-72. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания.
  • Т-72К (Объект 172МК-Э) — экспортная модификация командирского варианта линейного танка
  • Т-72 (Объект 172М-Э, 1975) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А (объект 176; 1979) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
  • Т-72АК (объект 176К; 1979) — командирский вариант танка Т-72А. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72М (1980) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
  • Т-72М1М (Т-72М1К; объект 172М2, не путать с объектом 172-М2/172М-2М «Буйвол») — экспортная модернизация танка Т-72М1 оборудованная ДЗ,новой СУО, спутниковой навигационной системой сопряженной с ТИУС. Изначально оборудовалась КАЗТ «Арена» и смешанным комплексом ДЗ, «Контакт 5» на ВЛД, и «Реликт» на башне (тогда танк возможно являлся лишь ходовым макетом), позже был установлен полный комплекс ДЗ «Реликт», и убран КАЗТ «Арена». Имеется также автомат сопровождения цели. Установлен КУВ 9К119 «Рефлекс» и СЭМЗ. Двигатель заменен на В92С2 мощностью 1000 л. с.
  • Т-72АВ (объект 176В; 1985) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой «Контакт».
  • Т-72Б (объект 184; 1985) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», динамической защитой «Контакт», двигателем В-84 и СУО 1А40, замена пушки 2А46 на пушку-пусковую установку 2А46М.
  • Т-72Б обр. 1989 (1989; также распространено неофициальное и неправильное название Т-72БМ) — модернизированный вариант танка Т-72Б со встроенной динамической защитой «Контакт-V», аналогичной устанавливаемой на танк Т-80У.
  • Т-72БК (объект 184К; 1987) — командирский вариант танка Т-72Б. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72Б1 (объект 184-1; 1985) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения. От Т-72Б отличается используемым ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13.
  • Т-72Б1К (объект 184К-1) — командирский вариант танка Т-72Б1. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.

  • Т-72С (1987) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), отсутствие надбоя на башне, бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке. Попали на вооружение Российской армии в 1993 году после срыва ряда экспортных поставок.
  • Т-72БУ (1992) — модернизация Т-72Б, принятая на вооружение под индексом Т-90.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 694 дня]
  • Т-72БА (объект 184А) \ Т-72БА1 (объект 184А1). Модернизация во время капитального ремонта Т-72Б на УВЗ. Первые партии модернизированных машин были сданы ещё в 1999—2000 годах. Модернизация предполагала усовершенствование до уровня самых поздних Т-72Б выпуска 1991 г. СУО 1А40-1 (позже 1А40-1М, а с 2005 г. — 1А40-М2), установку нового стабилизатора вооружения 2Э42-4 «Жасмин», усиление противоминной стойкости днища дополнительной бронеплитой в районе сиденья механика-водителя, замена ходовой части и двигателя на те, что применялись на первых сериях Т-90 (образца 1993 г., двигатель В-84МС), или от Т-90А (с 2003 г. — В-92С2) и установка ВДЗ «Контакт-5» (первые серии Т-72БА частично сохраняли «Контакт-1»К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1300 дней]). Кроме гусениц и ВДЗ, внешне машину от обычной модификации «Б» отличает хорошо заметный на башне датчик ветра, установка которого позволила усовершенствовать прицельное оборудование танка.
  • Т-72Б2 «Рогатка» (также Т-72БМ по другим документам; объект 184М) — модификация с модернизированным орудием 2А46М5, повысившим точность огня; также установлено устройство для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения, многоканальный (визирный, дальномерный, тепловизионный каналы и совмещённый с ними канал для наведения управляемых ракет) прицел наводчика «Сосна» производства белорусского ОАО «Пеленг» оснащён тепловизионной камерой второго поколения французского производства CATHERINE фирмы Томсон-CSF, на танке установлена ВДЗ модульного типа «Реликт», новый двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., кроме того танк оснащён и вспомогательной силовой установкой (ВСУ), системой электромагнитной защиты, обеспечивающей защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями.
  • Т-72Б3 (2011) — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г.[13] На танке установлена новейшая СУО, ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с., ЦБВ, многоканальный прицел «Сосна-У», датчик ветра, новейшие средства связи, усовершенствованный стабилизатор вооружения и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром. С 2014 года на модификации T-72Б3 для танкового биатлона ставится двигатель мощностью в 1130л.с.[14].
  • Т-72Б3М (2014) — модернизированная версия Т-72Б3 для танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, двигателем мощностью 1130л.с., автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов

wiki-org.ru

Т-72 — Википедија, слободна енциклопедија

Из Википедије, слободне енциклопедије

Иди на навигацију Иди на претрагу Т-72 Основне карактеристике Земља порекла Намена Произвођач Почетак производње Уведен у употребу Први корисник Број примерака Брзина на путу Брзина ван пута Досег Димензије и маса Дужина Ширина Висина Опрема Главно наоружање Споредно наоружање Оклоп Мотор Снага (КС) Посада Посада

Руски Т-72 тенк

 Совјетски Савез
основни борбени тенк
Уралвагонзавод
1972
1973
 Совјетски Савез
више од 25.000
60 km/h
45 km/h
500 km, са спољашњим канистерима 900 km
6,9 m
3,6 m
2,2 m
глаткоцевни топ 2А46М 125 mm
митраљез ПКМТ 7,62 mm, противваздушни топ НСВТ или ДСхК 12,7 mm
композитни mm
В46 дизел
780 КС
3 (командир, возач и тобџија)

Т-72 је

sr.wikipedia.org

Т-72 — Уикипедия

Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет

Т-72 «Орал» — КСРОның негізгі танкі 1967 жылдан 1973 жылға дейін әзірленіп, 1973 жылдан бастап 2005 жылға дейін «Уралвагонзавод» зауытында жасалды. Танк ТМД елдерінің қарулы күштерінде қолданылады және Финляндияға, Үндістанға, Иранға, Иракқа, Сирияға экспортталды. Жалпы 30 000 Т-72 жасалды.

Сипаттамасы[өңдеу]

  • Массасы: 41 тонна;
  • Ұзындығы: 6670 мм, зеңбірегімен бірге 9530 м;
  • Ені: 3460 мм;
  • Биіктігі: 2190 мм;
  • Қаруы: тегіс 125-мм 2А46 зеңбірегі және 12,7-мм НСВТ, 7,62-мм ПКТ пулеметтері;
  • Сауыты: аралас болат құймасынан жасалған;
  • Максималды жылдамдығы: 60 км/сағ;
  • Орташа жылдамдығы: тас жолда 45-50 км/сағ, ойлы-қырлы жерде 35-45 км/сағ;
  • Жүріс қоры: тас жолда 700 км, қара жерде 460-650 км.[1]

Танкінің экипажы 3 адамнан тұрады:

kk.wikipedia.org