Основной боевой танк Т-72Б. Т 72 вес танка


Танк Т-72 | Военное оружие и армии Мира

Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. Дело в том, что Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева не мог обеспечить выпуск требуемого количества танков Т-64А даже в мирное время, не говоря уже о военном. Кроме того, по своей эксплуатационной надежности «шестьдесятчетверка» не вполне устраивала армию. Поскольку больше всего нареканий вызывал двигатель 5ТДФ, планировалась установка на Т-64А двигателя другого типа, в частности В-45 — усовершенствованной версии дизеля семейства В-2.

t-72-3

РАЗРАБОТКА

Первый образец опытного танка «объект 172» был изготовлен на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле летом 1968 года, второй — в сентябре. От Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электрогидромеханический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее — остались на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки».

ИСПЫТАНИЯ

До конца года оба танка прошли заводские испытания на полигоне. Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках «объект 172», которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем — в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье. В КБ Уралвагонзавода, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на «объекте 172» ходовую часть с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект 172М». Двигатель, форсированный до 780 л. с, получил индекс В-46. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т, но подвижность, запас хода и проходимость остались на прежнем уровне. Установочная партия из 15 машин «объект 172М» совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошла многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Маршрут движения был выбран от Днепропетровска через Украину в Белоруссию в район Слуцка и далее в обратном направлении на Днепропетровск, а затем через Донбасс и Северный Кавказ до Баку, через море на паромах до Красноводска, через пустыню Каракумы и горный хребет Копетдаг. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Конструкция танка Т72

Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка, В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, селектор передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО- 168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.

Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

КОНСТРУКЦИЯ

Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Корпус танка — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным, она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, механик-водитель в боевом положении располагается сидя, так как нижняя часть его кресла была установлена в специальной выштамповке днища. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения.

22 артвыстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размещены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр/мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр/мин. Бронебойно-подкалиберный снаряд ЗБМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТи 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволяющим вести прицельный огонь и во время движения.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ

На танке установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л. с. при 2000 об/мин. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и общий ведущий вал на две семискоростные планетарные коробки передач.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1,2 и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 41 т развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Запас хода по шоссе — 500 км. На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения, оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

МОДИФИКАЦИИ

В декабре 1976 года Уральскому КБ транспортного машиностроения было поручено провести модернизацию танка Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Эта работа завершилась принятием на вооружение танка Т-72А. В том же году началось его серийное производство, завершившееся в 1985 году. Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм пушки 2А46 с лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. Боекомплект пушки увеличили до 44 артвыстрелов, при этом емкость вращающегося транспортера автомата заряжания осталась прежней. Повышению огневой мощи танка способствовала и установка на нем новых прицелов. На Т-72А был установлен лазерный (или, как он именовался в документах тех лет — квантовый) прицел-дальномер ТПД-К1, После этого процесс измерения наводчиком дальности стал занимать доли секунды. Вместо ночного активного прицела был установлен активно-пассивный ТПН-3-49, Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и ИК-осветителем Л-4 «Луна-4» возросла до 1300 м. В пассивном режиме она составляла 500 м.

Существенно возросла защищенность машины. Это было достигнуто за счет как увеличения толщины броневых деталей, особенно в лобовой части, так и применения комбинированной брони с наполнителями из новых неметаллических материалов. В процессе серийного производства танк Т-72А продолжал совершенствоваться. Так, например, в 1980 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм броневого листа и перераспределения толщины комбинированной брони: 60+100+50 мм вместо 80+105+20мм. В 1981 году на танк Т-72А начали устанавливать 125-мм пушку 2А46М. Особенностью конструкции этого орудия было быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником, что позволяло производить замену ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни.

С 1982 года на Т-72А начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40, а с 1984-го стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим — в вертикальной. В том же году на Т-72А появился двигатель В-84 мощностью 840 л. с. В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта с 1985 года на танках Т-72А устанавливалась навесная динамическая защита. Танки, прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Т-72 АВ.

Т-72Б

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-72Б. В его конструкции были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет — комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты «Контакт» состоял из 227 контейнеров. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной защиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Огневая мощь танка возросла благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120«Свирь». Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа «танк» не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные — в боеукладках корпуса и башни. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Входе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л. с. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ.

    1957      

warfor.me

Основной танк Т-72 СССР

. В этом ведь голу был сделан и испытан опытный эталон этого танка. 

В холе последующей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные тесты танков Т-64А с мотором В-45 и эжекционной системой остывания (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с мотором В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой остывания (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). крайние проявили наиболее высочайшие результаты. 

В ноябре 1969 года на данные машинки стали ставить моторы В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции. сделанному с отмеченными переменами эталону был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году в последствии войсковых тестирований он был принят на оружие под маркой Т-72 и в скором времени приобрел название “Урал”. 

В согласовании с тех. заданием военные и тех. данные Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. невзирая на то, несомненно это он был труднее “шестьдесятчетверки” на 4 тонны, разница в массе по сказалась на данных предельной скорости, запаса хода и проходимости, что как вместимость топливных баков возросла на 100 литров, мощность мотора стала большое на 80 л.с., а ширина гусеницы - на 40 мм. Танк улучшался в ходе массового производства. В 1979 году на оружие был принят модернизированный эталон Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. 

Рассмотрим последнюю модификацию наиболее подробно. Танк обладает традиционную схему единой компоновки с экипажем из 3-х человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель располагаться в филиале управления по оси танка. невзирая на широкого угол наклона верхней лобовой составной части корпуса, он в военном положении расположен сидя, что как нижняя часть кресла установлена в особой выштамповке днища. Забронированный размер филиала управления составляет 2,0 куб. м. 

В военном филиале справа от пушки находится командир танка, слева - наводчик. В нижней части военного филиала установлен крутящийся транспортер автомата заряжания, форма и объемы что разрешают членам экипажа передвигаться снутри машинки из военного филиала в филиал управления и обратно. использование автомата заряжания разрешило обрести значение забронированного размера военного филиала 5,9 куб. м. и вышину танка по крыше башни до 2226 мм. 

Моторно-трансмиссионное филиал занимает размер 3,1 куб.м. Для размещения мотора толщина листов корпуса в регионе МТО уменьшена до 70 мм. По сопоставлению с танком Т-64А изменена система кормовой части корпуса и увеличена протяженность МТО в взаимосвязи с использованием вентиляторной системы остывания и входного редуктора, соединяющего мотор с бортовыми коробками передач. единый забронированный размер танка составляет 11,0 куб.м. 

Основным вооружением считается особая танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она различается от пушки танка Т-64БВ наличием преспособления улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия разрешает создавать подмену трубы ствола в полевых критериях в отсутствии его демонтирования из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за 2 такта, несомненно это существенно минимизировало затрачиваемые усилия. Для совершенствования точности перестрелки цилиндры 2 тормозной системы отката прикреплены симметрично касается канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. система противооткатных приспособлений гарантирует не остановленный откат до вылета снаряда из канала ствола и разрешает проводить их ревизию в недлинные сроки. 

Для выверки свежий полосы прицеливания в отсутствии выхода членов экипажа из танка пушка вооружена гаджетом встроенного контролирования выверки. Стрельба проводится артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, что обладает военную кумулятивную часть. Все артвыстрелы обладают общий заряд с отчасти сгорающей гильзой. Поддон гильзы в последствии выстрела при еще одном заряжании пушки автоматом выбрасывается наружу через специализированный лючок в крыше башни. 

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он обладает эти ведь размеры, как обычной артвыстрел, потому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не различается некоторыми особенностями. Боекомплект пушки располагается во вертящемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела). 

Комплекс контролируемого вооружения 9К120 гарантирует ведение перестрелки управляемой ракетой деньком с места и с маленьких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он обладает помехозащитную автоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления светом заходит прицельный ансамбль 1А40-1, сделанный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения пламени из танковой пушки артвыстрелом в ночных критериях и управляемой ракетой деньком употребляется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в ансамбль контролируемого вооружения 9К120. Он сможет действовать в функциональном либо пассивном режимах. 

Пушка вооружена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, несомненно это минимизировало пожароопасность в танке по сопоставлению с электрогидравлическим приводом. В качестве дополнительного вооружения используются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300 патронов. 

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни предполагает собой мультислойные комбинированные броневые преграды, коие гарантируют неуязвимость от основной массы типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. высочайшая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута аппаратом подвесной динамической защиты. На тапке известно 227 контейнеров, из их на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на массовых танках Т-72Б используется интегрированная динамическая зашита. 

Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая составную часть наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть обладает неустойчивые углы наклона от 10 до 20 5 градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк различается высочайшим уровнем противорадиационной охраны за счет внедрения подбоя и надбоя, системы коллективной охраны и локальной охраны членов экипажа. 

Живучесть танка на поле поединка повышена за счет невысокого силуэта, внедрения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы охраны от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк обладает камуфлирующую окраску и обустроен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного растрачивай КМТ-б. 

На автомашине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный мотор В-84-1 жидкостного остывания с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. помимо того, употребляется инерционный (волновой) наддув. Мощность мотора составляет 618 кВт (840 л.с.). Он адаптирован к работе на дизельном топливе, реактивном бензинах (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и авто топливе (А- 66, А-72). запуск осуществляется с поддержкой электростартера, системы невесомого ча- пуска, а помимо прочего от стороннего источника тока либо с буксира. Для критического запуска морозного мотора в зимнюю пору присутствует система обогрева впускного воздуха. 

Механическая планетарная коробка состоит из входного редуктора, 2 бортовых коробок передач и 2 бортовых редукторов. Она обладает гидросервоуправление и свою масляную систему. В системе подрессориванния использована личная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного на подобии на 1, 2 и 6 узлах падвески любого борта. Диски основных каткая сделаны из дюралевого сплава. основные катки обладают внешнее обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на основных колесах приварены ограничительные диски. 

Танк обустроен оборудованием для подводного вождения, дозволяющим одолевать аква препятствия глубиной до 5 метров и шириной в пределах 1000 метров. На танке употребляется ансамбль средств взаимосвязи “Абзац”, коий включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция действует в спектре частот 30-76 МГц и обладает запоминающее устройство, позволяющее заблаговременно приготовить 10 частот связи. Она гарантирует дальность взаимосвязи не наименее 20 клм как на месте, что и в перемещении по среднепересеченной местности. 

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базисный образец. 

Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, различался системой броневой охраны лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов. 

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. главные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 пуска дымовых гранат, система охраны от напалма, система дорожной сигнализации, ночной устройство ТВНЕ-4Б механика-водителя, повышенный динамический ход катков, мотор В-46-6. 

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк. 

Т-72М (1980 г.) - экспортный вид танка Т-72А. Он различался броневой системой башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты. 

Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он различался доп 16- мм броневым листом на верхней лобовой составной части корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя. 

Т-72АВ (1985 г.) - вид танка Т-72А с подвесной динамической защитой. 

Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вид танка Т-72А с ансамблем контролируемого вооружения. 

Т-72Б1(1985 г.) - вид танка Т-72Б в отсутствии монтажа каких-либо деталей ансамбля контролируемого вооружения. 

Т-72С (1987 г.) - экспортный вид танка Т-725. начальное название - танк Т-72М1М. главные отличия: 155 контейнеров подвесной динамической охраны (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, иная комплектация боеприпасов к пушке. 

Производство и поставки на экспорт 

Серийное создание танка скооперировано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве располагался танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вид Т-72М, а потом его последующая модель - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве располагаться танк Т-72Б, и его экспортный вид Т-72С. 

Танки серии Т-72 вывозились в державы минувшего Варшавского Договора, а помимо прочего в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в массовое создание БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машинка разграждения ИМР-2. 

Характеристики БРЭМ-1: толпа - 40 т, экипаж - 3 чел., оружие - 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое действие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность мотора - 618 кВт (840 л.с.), предельная скорость - 60 км/ч. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс контролируемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в задача при перестрелке с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы 1 12,7-мм, 1 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой аква препятствия с подготовкой 5 м

tanky.dovidnyk.info

Основной боевой танк Т-72Б

Модернизация Т-72, получившая новые боевые возможности; самый массовый танк российской армии в данный момент.

После постановки на серийный выпуск танков Т-72 (с 1973 года) и их модификации Т-72А (с 1979 года) «Уралвагонзаводу» в 1981 году была поставлена задача создать продвинутую модификацию удачного танка.

Так появился танк «объект 184». 27 октября 1984 года машина была принята на вооружение Советской Армии под обозначением Т-72Б и с 1985 года отправлена в серийное производство.

Боевая масса машины выросла с 41 до 43 тонн. Танк получил новый дизельный двигатель В-84−1 с выросшей до 840 л. с. мощностью, поэтому скорость танка сохранилась на уровне 60 км/ч.

Изменена система управления огнем. Применен более совершенный двухплоскостной стабилизатор пушки 2Э42−2, что повысило возможности по стрельбе с ходу. Также установлен прицельный комплекс 1А40−1.

Фото: Виталий Кузьмин

Основные изменения коснулись вооружения. Вместо пушек Д-81ТМ, как на базовом Т-72, и 2А46, как на Т-72А, Т-72Б получил 125-мм гладкоствольную пушку — пусковую установку 2А46М с боекомплектом 45 выстрелов (22 в автомате заряжания). Также машина впервые в серии получила комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь», позволявший применять через пушку танковые управляемые ракеты 9М119 на дистанции до 4000 метров.

Второе главное изменение танка — он получил навесную динамическую защиту «Контакт» в составе 227 контейнеров. Также на танке применялась новая радиостанция Р-173 «Абзац» и система постановки дымзавес 902Б «Туча».

Танк получил несколько стандартных модификаций, в частности Т-72БК (командирский, с дополнительными навигационным оборудованием и коротковолновой радиостанцией), а также Т-72Б1 (упрощенная «мобилизационная» версия без управляемого вооружения и динамической защиты).

Фото: Виталий Кузьмин

Впоследствии именно на базе Т-72Б продолжились разработки многих новых версий отечественных танков. В частности, глубоким развитием Т-72Б стал Т-90, кроме того, предлагались варианты дальнейшей модернизации, в частности Т-72Б2 («Рогатка»). Версия 1989 года, часто ошибочно именуемая Т-72БМ, получила более совершенную динамическую защиту «Контакт-5».

В данный момент танки Т-72Б, состоящие на вооружении сухопутных войск России, массово модернизируются по проекту Т-72Б3 с одновременным капитальным ремонтом, что позволит продлить срок службы этой удачной боевой машины и повысить ее боевой потенциал.

defendingrussia.ru