Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50. Т 50 су 50


Новый истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА (официальное серийное название СУ-57)

Самолёт ПАК ФА Т 50 (СУ-57) – многоцелевой истребитель пятого поколения, который в 2018 г. в России находился лишь в начале своей лётной жизни. В него заложены высочайшие характеристики (в т. ч. высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность, мощное вооружение), многие из которых, однако, пока лишь проходят проверку. Тем не менее данная машина представляет собой новейшую военную разработку, вследствие чего многое с ней связанное ещё на долгое время останется секретом. Однако именно Т 50 ПАК ФА на 2018 год и ближайшие десятилетия будет определять облик отечественной истребительной авиации.

Работа над истребителем пятого поколения в СССР и США началась одновременно – в 1981 году, но на испытания сразу две североамериканские машины вышли уже в 1990 году. Выбрали для продолжения испытаний в итоге YF-22, а продолжались последние вплоть до 2002 года, когда Raptor F-22 и был принят на вооружение. Именно эта машина и является основным конкурентом нового отечественного истребителя Т-50, который в 2014 и 2018 году продолжает в России проходить испытания.

История появления Т-50 ПАК ФА

В нашей же стране, переживавшей в 90-е годы серьёзные потрясения, работы сильно затянулись. Поэтому новости про российские прототипы истребителей пятого поколения начали появляться только в конце 90-х годов. Изначально работы по их созданию возложили на КБ им. Микояна, которое в 1994 году и представило прототип МиГ 1.44 МФИ. Правда, испытания из-за отсутствия финансирования остановились, фактически так и не начавшись. Попытка реанимировать проект состоялась в 1999 году, однако самолёт уже устарел.

К тому времени, правда, 1.44 был уже не единственным прототипом нового истребителя пятого поколения в России. В 1997 году в воздух поднялся СУ-37, спроектированный в ОКБ Сухого. В последующем самолёт получил обозначение СУ-47 и имя «Беркут». Эта машина с обратной стреловидностью крыла в итоге не стала основой для создания ПАК ФА, став экспериментальной. В 2014 и 2018 году СУ-47 уготована роль «летающей лаборатории» — на её базе отрабатываются элементы, которые будет иметь будущий российский истребитель, возможно, уже шестого поколения. Тем не менее работа была проделана серьёзная и во многом успешная, поэтому именно данному КБ было поручено в 2002 году начать работы над созданием нового прототипа истребителя пятого поколения.

Машина получила название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» ПАК ФА. К нему в России предъявлялись следующие требования:

  • сверхманевренность;
  • полёт в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости без форсажа;
  • низкая радиолокационная заметность;
  • высокие характеристики, которые должно иметь вооружение для поражения воздушных и наземных целей.

Реализован проект был в крайне сжатые сроки – уже в 2004 году был готов эскизный проект истребителя. Опытные экземпляры Т50 в Комсомольске-на-Амуре начали собирать в 2007 году. В 2009 году на первой машине, ещё не предназначенной для полётов, т. н. «наземном стенде», были выполнены рулёжки и пробежки по полосе аэродрома. Первый же российский лётный экземпляр ПАК ФА, имеющий двигатель от СУ-35, был изготовлен в 2010 году. В конце января этого же года настал исторический момент – самолёт взлетел. В 2014 году испытывалось 5 лётных прототипов, в 2018 планируется перейти к испытаниям прототипов нового самолёта уже второго этапа.

Конструктивные особенности СУ-57 ПАК ФА

Некоторые технические характеристики планера Т-50:

  • Крыло оборудовано отклоняемыми носками для улучшения обтекания, а также флаперонами и элеронами;
  • Передние части корневых наплывов также выполнены поворотными;
  • Вертикальное оперение – цельноповоротное, способное поворачиваться под углом 90 градусов, выполняя при этом роль воздушного тормоза;
  • Горизонтальное оперение – цельноповоротный стабилизатор;
  • Для уменьшения дистанции пробега при посадке используется тормозной парашют;
  • Имеется система дозаправки топлива в полёте.

В конструкции истребителя очень широко применены композиционные материалы на основе углепластика. Испытания ПАК ФА Т-50 в России показали, что перед металлическими конструкциями такие материалы значительно выигрывают по удельной прочности, а также по возможности создания изделий сложной формы. В общей сложности примерно четверть всех используемых материалов в Т-50 – это композиты. Максимальная их доля используется на внешней поверхности самолёта, к тому же сильно снижая его радиолокационную заметность.

Для ещё большего снижения данного показателя на ПАК ФА Т-50 применён целый комплекс мер:

  • многие конструктивные элементы машины выполнены параллельно друг другу, что минимизирует количество направлений отражённого сигнала;
  • новый основной комплект вооружения Т-50 размещён во внутренних отсеках, закрывающихся створками;
  • двигатель имеет изогнутые каналы воздухозаборников для того, чтобы сигнал радиолокатора не отражался от компрессоров;
  • в конструкции планера широко применены радиопоглощающие покрытия.

Всё вышеперечисленное – технология Стелс, использующаяся на новейших самолётах 2014 и 2018 годов, но получившая известность в т. ч. и в России ещё в 80-е годы прошлого века. В результате её применения эффективная площадь рассеяния (ЭПР) уменьшается с 12 кв. м, как у большинства истребителей четвёртого поколения, до примерно 0,4 кв. м, как у американского F-22.

Высокая тяговооружённость и раннее обнаружение целей

Другое требование к самолётам пятого поколения – выход на сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима. Оно призвано, во-первых, экономить топливо, а во-вторых – повышать характеристики малозаметности самолёта в ИК-диапазоне. Многоцелевой российский истребитель Т 50 оснащается парой турбореактивных двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги. Следует отметить, что вышел на испытания истребитель, имеющий двигатель «первого этапа» или «изделие 117».

Это усовершенствованный двигатель АЛ-41Ф1, устанавливаемый на серийные машины СУ-35 2014 и 2018 годов. Новый двигатель «второго этапа» уже достаточно скоро позволит ПАК ФА ещё более усилить возможности, которые предоставляет его вооружение для завоевания превосходства. Максимальная скорость самолёта на высоте – 2600 км/ч, скорость же, которую ПАК ФА может развить без форсажа, составляет 2,1 М.

Важнейшая конструктивная составляющая любого боевого самолёта – новый локатор, позволяющий обнаруживать врага как можно раньше. На Т-50 устанавливается локатор с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). В каждой из тысячи или даже двух тысяч ячеек такой антенны имеется миниатюрный передатчик и приёмник сигнала. АФАР способен сопровождать десятки целей, обнаруживая их на большом расстоянии. Максимальная дистанция — до 400 км.

Кроме того, для нового Т-50 подготовлена не просто радиолокационная станция, а многофункциональная радиоэлектронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, госопознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия. В системе управления вооружением имеется и оптико-электронная станция, имеющая форму шара и располагающаяся перед фонарём кабины. Она находит цели по тепловому излучению, а расстояние определяет при помощи лазерного дальномера. Работать в ближнем бою она может совместно с нашлемной системой целеуказания.

Вооружение и техническое оснащение СУ-57

На самолёте пятого поколения не отказались от пушечного вооружения. В специальном отсеке установлена сдвоенная модернизированная 30-мм пушка, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение – две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески. Сейчас вооружение проходит технические испытания.

Прообразом кабины ПАК ФА можно считать кабину современного истребителя поколения 4++ Су-35. В ней вся необходимая информация – скорость, высота, навигация и т. д. выводится на два 15-дюймовых дисплея, причём все выводимые параметры лётчик может скомпоновать так, как ему удобно. На индикаторе лобового стекла отображается важная пилотажная и прицельная информация. Причём в отличие от того же СУ-35 на Т-50 этот новейший индикатор широкоформатный, большой.

Многоцелевой самолёт Т 50 предназначен не только для ведения индивидуальных боевых действий. Для технологий 2014, 2018 и последующих годов самолёт представляет собой часть среды, из которой он получает целеуказание, наведение. Ведя разведку, он также сообщает в эти автоматизированные системы управления данные, в соответствии с которыми другие самолёты могут применить собственное вооружение. Как минимум первоначальная обработка информации по анализу угроз, целей и их типов реализовывается системой интеллектуальной поддержки экипажа или «электронным пилотом».

То есть у лётчика Т-50 имеется максимальная информация от наземных, космических систем и датчиков самолёта уже в виде готовых рекомендаций к определённым действиям, с которыми он должен либо согласиться, либо нет. Пожалуй, ни один зарубежный самолёт, за исключением F-22, не сможет соперничать с ПАК ФА в бою «один на один». Российский самолет Т 50 имеет высокую скорость, обладает сверхманевренностью, отлично оснащён технически. Он значительно превосходит и проблемный F-35, который американцы до сих пор не могут «довести до ума», и перспективный китайский истребитель пятого поколения J-20.

Видео о Т-50

Истребитель Т-50 в действии

militaryarms.ru

Истребитель Т-50 готов к серийному производству

Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.

То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству. Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_1 Истребитель Т-50

От момента первого полета первого прототипа Т-50 прошло сравнительно мало времени — всего шесть с половиной лет. Это третий в мире истребитель пятого поколения. Первый — F-22 Raptor — компания Lockheed Martin вела от первого полета до внедрения в части ВВС США с 1990 года по 2005 год. На второй — F-35 Lightning II — та же компания потратила примерно столько же времени. Однако самолет оказался настолько сырым, что он все еще находится в опытной эксплуатации. Так что, судя по всему, Т-50 должен стать не третьим, а вторым истребителем пятого поколения, доведенным до полной боевой готовности.

Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.

Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_2 Истребитель Т-50

Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.

Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент — турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 — был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.

Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_3 Истребители ВВС США F-22 Raptor

Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.

Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».

Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.

На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_4 Истребитель F-35

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. Так, на F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако и в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя совсем неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя. В случае столкновения с Т-50 ситуация для «американца», разумеется, будет похуже. Правда, F-22 более приспособлен к завоеванию господства в воздухе, но и у него вероятность победы не дотягивает до 50%. Еще одна причина выигрышного положения российского самолета состоит в том, что у него в 2 раза (!) меньше нагрузка на крыло, чем у F-35, что говорит о прекрасной маневренности.

В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.

Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.

В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.

Китайский истребитель J-20, если исходить из скупых сведений о нем, продолжает китайскую традицию «учиться у передовиков», чтобы в дальнейшем обойти их. Самолет имеет сходство и с американскими, и с российскими разработками. В свое время китайские исследователи закупили множество списанных двигателей АЛ-31Ф. И воспроизвели их, вероятно, с улучшением характеристик. Сведений о боевых параметрах самолета практически нет. Известно, что уже построено 11 прототипов, которые вовсю летают. ВВС КНР рассчитывает получить первую партию самолетов в период от 2017-го до 2019 год.

Единственный прототип японского истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin совершил первый полет в апреле этого года. По-сути, это опробование планера, поскольку и двигатель, и авионика для самолета пока еще находятся в стадии разработки.

ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 и F-35А:Длина: 19,7 м — 18,9 м — 15,57 мВысота: 4,8 м — 5,09 м — 4,38 мРазмах крыла: 14,0 м — 13,6 м — 10,67 мПлощадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м — 42,7 кв.м.Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг — 13290 кгМаксимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг — 24350 кгМасса топлива: 11100 кг — 8200 кг — 8278 кгНагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м. — 734 кг/кв.м.Тяга двигателей: 2×11000 кгс — 2×10000 кгс — 1×13000 кгсТяга на форсаже: 2×18000 кгс — 2×15876 кгс — 1×19500 кгсМаксимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М) — 1700 км/чМаксимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч — от 1 М до 1,2 МКрейсерская скорость: от 1300 до 1800 км/ч — 850 км/ч — 850 км/чПродолжительность полета: до 5,8 час — н/д — 2,6 чБоевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км — 1080 кмБоевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км — н/дБоевая нагрузка: до 10000 кг — 10370 кг — 9100 кг.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

ИСТРЕБИТЕЛЬ Т-50 (СУ-57) » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вступление

Что можно рассказать о самолёте, который ещё находится в разработке, то есть не до конца конструктивно сформирован и вообще является секретным? Можно рассказать слухи. Можно порассуждать на тему нового истребителя Т-50 (СУ-57). Достоверную информацию дают только фотографии. Вот давайте их внимательно рассмотрим.

Фотографии истребителя Т-50 (СУ-57)

Что видно из фотографий? На самолёте подвижно всё. Оригинально выполненное переднее горизонтальное оперение находится на верхней кромке воздухозаборника и отклоняется вниз градусов на восемьдесят пять. Рули направления могут поворачиваться перпендикулярно потоку и выполнять роль воздушных тормозов. Рули высоты тоже имеют аномальную подвижность. То есть маневренность самолёта очень высокая.

Двигатели Т-50 имеют поворотные сопла. Вместе с уникальной подвижностью аэродинамических рулей это даёт истребителю уникальную манёвренность.

Очень противные на первый взгляд дырки под рулями направления, на самом деле являются воздухозаборниками для охлаждения электроники. По их размеру можно представить мощность компьютера истребителя.Маленькое лирическое отступление. В Ростовском Артиллерийском Училище были постоянно закрытые ворота выходящие на улицу Ленина. И под этими воротами ВСЕГДА была лужа. Я спросил знакомого курсанта - почему под воротами постоянная лужа, вы что там каждый день малую нужду справляете? Оказалось там находился вычислительный центр, который охлаждали сто кондиционеров. А с каждого кондиционера постоянно стекает водный конденсат.

Левая, по полёту, сторона кабины. Видны створки которые прячут штангу для заправки истребителя Т-50 в воздухе.

Вид снизу. Видны створки двух люков под вооружение.

Посадка, видны тормозные парашюты. Я бы конечно в хвостовой обтекатель поставил локатор заднего обзора или лазерную пушку, но конструкторам виднее.

Кабина, вид справа по полёту. На одной фотографии видна пушка ГШ-301, а на второй её закрывает какой то обтекатель. Самое главное не не понятно как он убирается при стрельбе. Может просто временно повесили?

Т-50 (СУ-57) самолёт невидимка

Стремление сделать истребитель невидимым для локаторов пагубно отразилось на внешнем виде самолёта. На мой взгляд, по сравнению с СУ-35 он выглядит весьма уродливо.

Почти все фотографии в статье большого размера. Поэтому смело по ним кликайте.Не видимость для локатора достигается двумя способами - материал поглощающий или пропускающий радио сигнал через себя и форма самого истребителя. Корпус самолёта должен иметь форму которая или плохо отражает сигнал или отражает его хорошо но но не в сторону локатора его пославшего. По идее рули направления должны быть завалены к центру, а они наоборот отклонены в другую сторону изображая уголковый отражатель усиливающий отраженный сигнал. Правда с одной стороны рули прикрыты крылом, а с другой стороны это вызвано требованиями вихревой аэродинамики.

Увеличьте и посмотрите фотографии. Передний наплыв формирует вихрь. Хвостовое оперение должно точно на него опереться. Маневренность требует жертв.

А вот этому самолёту не надо было маневрировать. Поэтому он и завалил своё хвостовое оперение к центру.Вообще надо понимать, что невидимых самолётов пока не существует. Локатор видит любой самолёт. Другое дело что дистанция с которой цель становится видимой на прямую зависит от мощности локатора. А мощный локатор это вес и большой диаметр антенны. Я уже писал в статье ИСТРЕБИТЕЛИ СУ, что СУ-35 получил носовой обтекатель большего размера чем у СУ-27 что бы влезла антенна локатора большего размера.Самый первый самолёт невидимка получился случайно. Это был английский бомбардировщик ВУЛКАН.

Локатор его конечно видел, но сигнал был слабый как от истребителя.Что касается покрытий, которые поглощают радио сигнал то тут не всё так просто. Есть специальная резина состоящая из двух слоёв, которая при толщине двадцать миллиметров полностью поглощает радио сигнал. Но самолёт резиной не обклеить, да и под каждую длину волны надо подбирать соответствующий сорт резины. Так что специальные покрытия в лучшем случае только немного ослабляют сигнал в определённом диапазоне частоты излучения.

Т-50 (СУ-57) против RAPTOR

Главная тема многих любителей поговорить. Но тут она как никогда уместна. А вот сравнивать какой танк победит в дуэльной ситуации могут только идиоты считающие, что танки предназначены для тупых лобовых ударов друг на друга. Судя по уставу такими идиотами являются и многие наши военные с большими звёздами.F-22 создан двести лет назад и сто лет как не выпускается. Поэтому наш Т-50 его безусловно победит. Но завтра, а может уже и сегодня, американцы обновят ему электронику и он снова станет сильнее. Мы правда говорим что у нас лучше локатор, компьютер и так далее по списку. Но может ли страна не имеющего своего телевизора иметь лучший локатор? Смотрю я на свой телевизор SAMSUNG и сильно в этом сомневаюсь. А вчера ещё про военные спутники в новостях передали. Они или совсем не хотят работать после вывода на орбиту или работают года два, вместо положенных семи.Но не всё так плохо. Вспомним историю. Во Вьетнаме напичканные электроникой F-4 легко сбивались мигами имевшими примитивный радио прицел.Что касается истребителя Т-50 то в ближнем бою у него будет огромное преимущество за счёт лучшей манёвренности и оптической прицельной станции.

Оптическая прицельная станция на носу истребителя Т-50. Буква эль на табличке на нижней фотографии подчёркивает что станция не просто оптическая но и имеет ещё и лазерный дальномер.Что касается дальнего боя то тут всё упирается в локатор. У нашего истребителя есть ракеты дальнего действия, а у F-22 только среднего. Если наш локатор увидит F-22 на большом расстоянии то ему конец.Маленькое техническое отступление. По моему у военных и конструкторов присутствует инерция мышления. Раз истребитель то маленький и маневренный. Но у нас есть летающий утюг МИГ-31 с мощным локатором и ракетами большой дальности. Надо довести эту идею до логического завершения. АН-124 с мощнейшим локатором и зенитными ракетами С-300-400-800 в револьверной пусковой установке. Работают в паре. Один сверху, другой снизу у земли. Кто нибудь да отраженный сигнал поймает, и с дистанции четыреста километров как всех постреляем. Да и имея сто тонн полезной нагрузки можно такой генератор помех с собой возить. Двенадцать самолётов взлетело - тысячу километров фронта закрыли. Двенадцать часов полетали - вызвали вторую смену.

Технические данные

За достоверность приведённых ниже цифр я не отвечаю.

1. Длина самолёта - 19,7 метров2. Размах крыла - 14 метров3. Размах заднего горизонтального оперения -10,8 метров4. Высота самолёта - 4,8 метров5. Площадь крыла - 90 квадратных метров6. Угол стреловидности наплыва - 78 градусов7. Угол стреловидности крыла по передней кромке - 48 градусов8. Угол стреловидности крыла по задней кромке - минус 14 градусов9. База шасси - 6 метров10. Колея шасси - 5 метров11. Масса пустого самолёта - 18500 килограммов12. Нормальная взлётная масса - 26510 килограммов (примерно 7 тонн топлива)13. Максимальная взлётная масса - 37000 килограммов (11 тонн топлива)14. Нагрузка на крыло:при максимальной взлётной массе: 394 килограмм на квадратный метрпри нормальной взлётной массе - 294 килограмм на квадратный метр

Первые образцы истребителя Т-50 летали на двигателях от СУ-35, сейчас вроде уже установлен новый двигательТип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги1. максимальная тяга - 2 × 10900 килограммов2. тяга на форсаже - 2 × 18000 килограммовТяговооружённость при максимальном взлётном весе около единицы, при нормальном взлётном весе 1.36 килограммов тяги на один килограмм веса истребителя.

Лётные характеристики расчётные

Предельная скорость на высоте: 2600 километров в часМаксимальная скорость без форсажа - 2,1 МПрактическая дальность:на крейсерской (экономичной) скорости:с 63 процентами топлива - 2700 километровпри полной заправке - 4300 километровс двумя подвесными баками - 5500 километровна сверхзвуковой скорости без включения форсажа двигателейс 63 процентами топлива: 1200 километровс полной заправкой - 2000 километровПродолжительность полёта - до шести часовПрактический потолок - 20000 метровСкороподъёмность - 330 метров в секунду

Вооружение

30 миллиметровая встроенная пушка ГШ-30-1.Боевая нагрузка до десяти тонн. Правда в отсеки вооружения эти десять тонн не влезают, а вешать на внешнюю подвеску не имеет смысла - сразу пропадает невидимость из за которой весь огород городили.Для воздушного боя, в отсеках вооружения: подвешивается две ракеты ближнего боя и восемь ракет среднего радиуса действия. Общий вес 1620 килограммов. Про ракеты дальнего радиуса действия ничего не говорится, но может вместо восьми среднего можно подвесить четыре дальнего? При работе по наземным целям вес боевой нагрузки составляет 4220 килограммов.

voennoe-obozrenie.ru

Т-50 получил наименование "Су-57" » Военное обозрение

Согласно информации блога bmpd, журнал Air&Cosmos сообщает данные, касающиеся отечественной программы разработки истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА.

Со слов издания, новое наименование истребителя (его серийных образцов) будет «Су-57». При этом сама серия подлежит сокращению. Согласно неофициальным сведениям, планируется выпустить 12 машин до 2020 года вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.

На текущий момент выпущено 8 летных экземпляров Т-50. Предполагалось, что крайний из них посетит Владимир Путин на МАКС-2017, в ходе чего сообщит о начале серийного выпуска самолетов. Но он в ангар не зашел, изменив предполагавшийся маршрут, в связи с чем новое обозначение истребителя осталось неназванным.

В течение последних двух лет осуществлялась доработка Т-50, необходимая для решения проблем, возникших в процессе испытаний прототипов. Как выяснилось, в числе прочего, были обнаружены трещины в конструкции фюзеляжа. В ряде случаев происходил отказ одного из двигателей. Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в процессе взлета. Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в присутствии индийской делегации.

В доработанном варианте выпущены 3 машины. Они отличаются от прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой располагается комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Следует отметить, что приводимые сведения являются оценочными.

Выпуск серийных самолетов будет проводиться в варианте, созданном с учетом указанных доработок, однако дальнейшая работа по машине, в том числе переход на новые двигатели, продолжится.

Крайний экземпляр Т-50-9 имеет комплект бортового оборудования, предназначенного для серийного Су-57. Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. Ранее этим занимались их разработчики, в частности, АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

Т-50-9

Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС. Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета).

Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. На Т-50-9 установлена самая «свежая» РЛС Н036. Её выпуск будет осуществлять АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенной перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Характеристики Су-57 (предположительные):

Размах - 14,1 метраДлина - 20,1 метраВысота - 4,6 метраМасса пустого самолета - 18 тоннНормальная взлетная масса - 25 тоннМаксимальная взлетная масса - 35 тоннМаксимальная скорость - 2МКрейсерская скорость на сверхзвуковой скорости - 1,3МДальность полета на сверхзвуке - 1500 кмДальность полета максимальная - 3500 км

topwar.ru

Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50

Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50

В последнем номере журнала «Air&Cosmos» опубликована статья Piotr Butowski и Antony Angrand «Du PAK FA au Su-57», в которой приводятся интересные сведения относительно российской программы создания истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА.  Интернет-портал bmpd приводит перевод данного материала.

ПАК ФА скоро получит новое наименование, теперь истребитель пятого поколения будет называться Су-57. Однако производство этого двухмоторного истребителя было пересмотрено в сторону снижения объемов. В течение двух лет прототипы истребителя прошли процедуру усиления планера, а также ряд доработок.

В ходе первого дня Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 президент России Владимир Путин должен был посетить ангар, в котором находился [восьмой летный] прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА – экземпляр Т-50-9. При этом предполагалось совершить процедуру подписания документа об окончании первого этапа испытаний и рекомендацию приступить к выпуску серийно партии самолетов. Однако Владимир Путин решил изменить свой маршрут и в ангар не зашел. Новое обозначение ПАК ФА озвучено не было и истребитель ждет другой оказии для того, чтобы его официальное наименование было названо.

Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50 Восьмой летный опытный образец истребителя ПАК ФА — самолет Т-50-9 (бортовой номер «509»), Жуковский, июль 2017 года

С 1982 года

Сухой Су-57 станет будущим серийным истребителем завоевания господства в воздухе с большим радиусом действия, при этом значительно улучшенным по сравнению с имеющимися самолетами. Су-27 пошел в серию в 1982 году и до сих пор остается основным истребителем ВКС России. Су-37 был экспериментальным Су-27М с номером «711», выпущенным в 1994 году, и был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Су-47 «Беркут» был другим опытным самолетом, созданным в 1997 году и стал первой попыткой ОКБ Сухого создать истребитель пятого поколения с крылом обратной стреловидности. Предшествующие самолеты – Су-7 (1958 год) и Су-17 (1970 год) не относились к этой линии развития самолетов ОКБ Сухого.

В ходе МАКС-2017 два истребителя Т-50 выполняли синхронные маневры, за которыми последовал учебный воздушный бой. Как и в прошлые годы публика не смогла увидеть их на земле, они были доступны взору только в воздухе. Два года, прошедшие с момента окончания МАКС-2015, были потрачены на доработку фюзеляжа самолета после тех проблем, с которыми столкнулись в ходе испытаний прототипов. Также испытывалась возможная конфигурация системы управления полетом. Производство серийных самолетов будет осуществляться в текущей конфигурации, хотя работа по доработке машины, включая установку новых двигателей, продолжится.

Три других прототипа ПАК ФА приступили к программе испытаний уже после МАКС-2015, что довело их общее число до восьми. Шестой самолет Т-50-6-2 (бортовой номер «056») совершил свой первый полет 27 апреля 2016 года, за ним 17 ноября 2016 года последовал Т-50-8 (бортовой номер «058»), а Т-50-9 взлетел 24 апреля 2017 года. Между шестым Т-50-6-2 и предшествующим Т-50-5 (первый полет — 27 октября 2013 года) прошло два с половиной года, и в проект были внесены существенные доработки. Прототип Т-50-7 не летал и используется для статических испытаний измененного фюзеляжа.

Три новых экземпляра отличаются от пяти предшествующих прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой находится комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Эти данные всего лишь оценки, так как «официальные» цифры никогда не озвучивались разработчиком.

Изменения в проекте самолета были вызваны техническими сложностями, среди которых трещины в конструкции фюзеляжа, выявленные в ходе испытаний первых прототипов Т-50. Именно поэтому первый летный прототип Т-50-1 долгое время находился на доработке, которая продлилась почти год в период с августа 2011 года по сентябрь 2012 года после полученных повреждений в ходе авиасалоне МАКС-2011. На этом самолета появились дополнительные усиления фюзеляжа. Несколько раз у него были проблемы с двигателями, и он должен был совершать посадку с одним работающим двигателем.

В ходе того же салона МАКС-2011 второй летный прототип Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в ходе взлета. За самолетом тянулся снов пламени длиной несколько метров, и пилот прекратил взлет. Пятый летный прототип Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в ходе демонстрации индийской делегации. Ремонт был осуществлен в Комсомольске-на-Амуре в течение 16 месяцев. Самолет, получивший индекс Т-50-5Р, приступил к полетам после ремонта 16 октября 2015 года.

За исключением полетов, которые проводил разработчик в Жуковском, с февраля 2014 года прототипы самолета Т-50 проходят испытания в испытательном центра Министерства обороны России в Ахтубинске под управлением военных летчиков. В марте 2016 года бывший главком ВВС России Владимир Михайлов заявил по российскому телевидению, что Т-50 впервые применил оружие из внутренних отсеков.

Конфигурация после установки электронного оборудования

На последнем экземпляре Т-50-9 установлен комплект бортового оборудования, который будет устанавливаться на серийном Су-57. На предыдущих прототипах комплект был установлен частично, поэтому некоторые машины несли только муляжи электронного оборудования.

Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50 Расположение элементов БРЭО истребителя Су-57

Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. В прошлом за интеграцию системы управления огнем и навигационной системы отвечали их разработчики. На истребителях Сухого эта работа обычно велась АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро». Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС.

Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Планы производства малой серии

Согласно официальному документу «Программа действий Министерства обороны России на период 2013-2020», опубликованном в 2013 году, достижение начальной операционной готовности и начало серийного производства были запланированы на 31 декабря 2016 года. Этот срок не был выдержан, хотя в документе не было сказано, кто за это отвечает. Глава ОАК Юрий Слюсарь перед открытием МАКС-2017 заявил, что еще три прототипа Т-50 будут собраны в рамках контракта на осуществление НИОКР, и что в 2019 году завод в Комсомольске-на-Амуре начнет поставки первой партии истребителей.

Согласно пресс-релизу компании «Сухой» в связи с авиасалоном МАКС-2017, «первый этап Государственных испытаний подходит к своему завершению… Показатели устойчивости и управляемости на дозвуковой и сверхзвуковой скорости на больших и малых высотах, а также на сверхкритических углах атаки были подтверждены». Первый этап Государственных испытаний является весьма продвинутым в летных испытаниях. Но только прохождения второго этапа испытаний, в ходе которого испытываются системы управления полетом и вооружением. Позволяет официально принять самолет на вооружение ВКС России.

Планы закупки Су-57 ВКС России также были пересмотрены в сторону сокращения. 23 марта 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов посетил завод в Комсомольске-на-Амуре, где он заявил, что ВКС России смогут закупить меньшее число Т-50, по сравнению с запланированным в ГПВ-2020 объемом, и закупать истребители Су-30 и Су-35, не столь дорогие. Российские СМИ ссылались на источник в Министерстве обороны России, который сообщил, что ВКС до 2020 года закупят только одну эскадрилью Т-50 (12 машин), вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.

Одной из причин сокращения числа закупаемых Су-57 является внутренняя конкуренция между истребителями поколения 4+, в первую очередь, Су-35, чей потенциал сопоставим с Су-57, за исключением показателей малозаметности. В развитие заявления Юрия Борисова можно добавить, что «истребители Су-35 поколения 4+ , по словам военных летчиков, продемонстрировали очень хорошие характеристики». Министерство обороны России уже заказало в общей сложности 98 Су-35С и 116 Су-30СМ.

ПАК ФА 2.0

В уже упомянутом выше пресс-релизе ОКБ Сухого отмечается, что ПАК ФА станет «номером один на рынке авиационных технологий после 2020 года». В этот момент будет готов второй вариант самолета «второго этапа». Его принципиальным отличием станет установка двигателей «изделие 30», так как двигатели АЛ-41Ф («изделие 117») фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.

В интересной презентации ОАК от 2013 года были указаны планы производства. До 2025 года был предусмотрен выпуск 150 двигателей «изделие 117» и 340 – «изделие 30». Что позволяет говорить о том, что производство истребителя Т-50 «первого этапа» не превысит изначально предусмотренных 60 экземпляров (в настоящее время сокращенных до 12 машин). 30 оставшихся двигателей будут достаточными для опытных самолетов и других испытаний. Другое число – 340 единиц «изделия 30» весьма интересно. За вычетом 20 двигателей для проведения испытаний, можно говорить о запланированном выпуске 160 Т-50 «второго этапа» в период 2020-2025 годов. На сегодняшний день эти планы, без сомнения, пересмотрены в сторону понижения.

Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2016 года. Испытания двигателя на летающей лаборатории должны начаться в 2017 году, — по крайней мере, так заявляется.

«Изделие 30» создается исходя из концепции «чистого листа» и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Новые истребители

В ходе авиасалоне МАКС-2017 различные официальные лица несколько раз говорили о новых программах создания истребителей в России. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в ГПВ-2025 включена программа разработки легкого истребителя. Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко добавил, что его компания работает над таким проектом, возможно, в одно- и двухдвигательном варианте. Заместитель министра обороны Юрий Борисов в ходе МАКС-2017 заявил, что ВКС России закупят истребитель МиГ-35 поколения 4+ в рамках ГПВ-2025. Первоначальный контракт будет касаться закупки 24 самолетов.

Юрий Борисов также высказался и относительно палубного истребителя для будущих авианесущих кораблей. Это будет самолет вертикального взлета, разрабатываемый ОКБ Яковлева. В прошлом это КБ разработало самолеты Як-38 и два прототипа легендарного сверхзвукового Як-41М. В настоящее время КБ неспешно реализует начальный этап ОКР по разработке самолета вертикального взлета и посадки. В 2015 году министром обороны Сергеем Шойгу был упомянут ПМКИ (перспективный многофункциональный корабельный истребитель).

Характеристики Су-57:Размах — 14,1 метраДлина — 20,1 метраВысота — 4,6 метраМасса пустого самолета — 18 тоннНормальная вздетная масса — 25 тоннМаксимальная взлетная масса — 35 тоннМаксимальная скорость — 2МКрейсерская скорость на сверхзвуковой скорости — 1,3МДальность полета на сверхзвуке — 1500 кмДальность полета максимальная — 3500 км.

/По материалам bmpd.livejournal.com/

army-news.ru

Военные отказываются от истребителя пятого поколения Т-50?

Минобороны сократит первую закупку партии истребителей пятого поколения Т-50, будет закуплена только одна первая пробная эскадрилья, сообщил замминистра обороны России Юрий Борисов.

«Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья. В то же время мы будем увеличивать закупку истребителей Су-35, которые дешевле, но по своим тактико-техническим характеристикам на голову выше своих зарубежных аналогов», - заявил Борисов. В то же время замминистра подчеркнул, что сроки начала серийного производства ПАК ФА не меняются. «Сокращается лишь количество закупок, но серия в оговоренные ранее сроки начнется», - сообщил он.

Т-50, как и его конкурент F-22 Raptor (Хищник) безумно дорог. Стоимость программы создания Raptor оценивается в $ 74 млрд. Стоимость одного самолета - $ 146 млн. Именно поэтому США купили не несколько сотен этих машин, а всего 187 самолетов. Наша программа на порядок дешевле, но замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов 23 марта заявил, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем запланировано в госпрограмме вооружения до 2020 года. Военные законтрактуют только 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета.

О возможном сокращении закупок Борисов заявил в ходе визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Он констатировал, что «предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года. Однако Минобороны оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ истребителей Су-30 и Су-35», - подчеркнул замминистра.

Т-50 - квинтэссенция всего современного, что есть в отечественной авиации. Как говорит главный конструктор Т-50 Александр Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, а по поверхности самолета - 70%. Композиты в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз стали. В два раза легче титана. В результате вес истребителя становиться в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов, а его радиозаметность вообще стремиться к нулю.

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, - сообщил конструктор. - Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о ее «беспрецедентно низком уровне» радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 сегодня равна 0,5 кв. м (у Су-30МК - 20 кв. м). Для понимания: это означает, что на радаре Су-30МК виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

В Т-50 реализовано еще одно главное требование к современным истребителям - высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ Тихомирова, это более тысячи объединенных в единое поле миниатюрных приемо-передающих устройств с высокой мощностью сигнала на выходе. Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них, и, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

Кроме того, антеннами буквально пронизаны кромки крыльев ПАК ФА. Из-за чего истребитель способен видеть, что делается над, под ним и вокруг него буквально на 360 градусов. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. То есть, встраивая истребитель в глобальную систему ведения боевых действий в контрой одновременно могут быть задействованы как воздушные суда сопровождения: самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, так и средства ПВО на земле, а так же мотострелковые подразделения. Фактически, Т-50 может быть как самостоятельным средством нападения, так и корректировщиков глобальной войсковой операции.

И все же его главный недостаток - высокая цена. При этом, как справедливо отмечает Юрий Борисов, фирма «Сухой» имеет «переходную» модель - Су-35. До недавнего времени истребитель так и позиционировали - «ступенька» для строевых летчиков перед появлением в войсках машины 5-го поколения Т-50. Кроме того, Су-35 стоить, как и его предшественники поколения «4+»: $ 30-38 млн, что как минимум на треть ниже цены Т-50. При этом в самолете много того, что будет стоять в истребителе 5-го поколения. Например, двигатель 117С и кабина пилотов.

В отличие от Су-27 в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов: полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.

На Су-35 впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС. Но может работать и без них.

Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающую уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис» может обнаруживать на дальности до 350-400 км. Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за  150-200 железнодорожный мост, за 100-120 катер, за 60-70 километров установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков, и поразить их все.

На Су-35С 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два концевых крыльевых узла для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35 входит целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух»: Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

Истребитель поднимает до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

В отказе от закупки Т-50 есть и политическая составляющая. Появление этой машины может стать препятствием для продвижения истребителей Су-35 на мировой рынок. Первым покупателем машины планирует стать Китай. Для Пекина, это возможность не только приобрести самый современный истребитель, но и заняться копированием технологий. Китайцы не скрывают, что копирование двигателя и радара нужны в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения: тяжелого J-20 и легкой версии - J-31. Обе машины позиционируются, как ответ американским истребителям пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание копии российской машины - истребителя J-11B - стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.

Так, что слова Юрия Борисова, вполне можно трактовать как маркетинговый ход - Су-35 настолько хорош, что нам и Т-50 не нужен. Впрочем, только пока. Вполне вероятно, что продавая одно, хотят довести до совершенства другое. И не за свои деньги. В условиях оптимизации военных расходов это вполне логично. 

Дмитрий Литовкин

 

www.rosinform.ru

Как сообщается, серийный вариант истребителя Т-50 получил официальное наименование Су-57

В последнем номере журнала "Air&Cosmos" опубликована статья Piotr Butowski и Antony Angrand «Du PAK FA au Su-57», в которой приводятся интересные сведения относительно российской программы создания истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА. Наш блог приводит перевод данного материала.

ПАК ФА скоро получит новое наименование, теперь истребитель пятого поколения будет называться Су-57. Однако производство этого двухмоторного истребителя было пересмотрено в сторону снижения объемов. В течение двух лет прототипы истребителя прошли процедуру усиления планера, а также ряд доработок.

В ходе первого дня Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 президент России Владимир Путин должен был посетить ангар, в котором находился [восьмой летный] прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА – экземпляр Т-50-9. При этом предполагалось совершить процедуру подписания документа об окончании первого этапа испытаний и рекомендацию приступить к выпуску серийно партии самолетов. Однако Владимир Путин решил изменить свой маршрут и в ангар не зашел. Новое обозначение ПАК ФА озвучено не было и истребитель ждет другой оказии для того, чтобы его официальное наименование было названо.

Восьмой летный опытный образец истребителя ПАК ФА - самолет Т-50-9 (бортовой номер "509"), Жуковский, июль 2017 года (с) Артём Аникеев / Russianplanes.net ( ссылка )

С 1982 года

Сухой Су-57 станет будущим серийным истребителем завоевания господства в воздухе с большим радиусом действия, при этом значительно улучшенным по сравнению с имеющимися самолетами. Су-27 пошел в серию в 1982 году и до сих пор остается основным истребителем ВКС России. Су-37 был экспериментальным Су-27М с номером «711», выпущенным в 1994 году, и был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Су-47 «Беркут» был другим опытным самолетом, созданным в 1997 году и стал первой попыткой ОКБ Сухого создать истребитель пятого поколения с крылом обратной стреловидности. Предшествующие самолеты – Су-7 (1958 год) и Су-17 (1970 год) не относились к этой линии развития самолетов ОКБ Сухого.

В ходе МАКС-2017 два истребителя Т-50 выполняли синхронные маневры, за которыми последовал учебный воздушный бой. Как и в прошлые годы публика не смогла увидеть их на земле, они были доступны взору только в воздухе. Два года, прошедшие с момента окончания МАКС-2015, были потрачены на доработку фюзеляжа самолета после тех проблем, с которыми столкнулись в ходе испытаний прототипов. Также испытывалась возможная конфигурация системы управления полетом. Производство серийных самолетов будет осуществляться в текущей конфигурации, хотя работа по доработке машины, включая установку новых двигателей, продолжится.

Три других прототипа ПАК ФА приступили к программе испытаний уже после МАКС-2015, что довело их общее число до восьми. Шестой самолет Т-50-6-2 (бортовой номер «056») совершил свой первый полет 27 апреля 2016 года, за ним 17 ноября 2016 года последовал Т-50-8 (бортовой номер «058»), а Т-50-9 взлетел 24 апреля 2017 года. Между шестым Т-50-6-2 и предшествующим Т-50-5 (первый полет - 27 октября 2013 года) прошло два с половиной года, и в проект были внесены существенные доработки. Прототип Т-50-7 не летал и используется для статических испытаний измененного фюзеляжа.

Три новых экземпляра отличаются от пяти предшествующих прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой находится комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Эти данные всего лишь оценки, так как «официальные» цифры никогда не озвучивались разработчиком.

Изменения в проекте самолета были вызваны техническими сложностями, среди которых трещины в конструкции фюзеляжа, выявленные в ходе испытаний первых прототипов Т-50. Именно поэтому первый летный прототип Т-50-1 долгое время находился на доработке, которая продлилась почти год в период с августа 2011 года по сентябрь 2012 года после полученных повреждений в ходе авиасалоне МАКС-2011. На этом самолета появились дополнительные усиления фюзеляжа. Несколько раз у него были проблемы с двигателями, и он должен был совершать посадку с одним работающим двигателем. В ходе того же салона МАКС-2011 второй летный прототип Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в ходе взлета. За самолетом тянулся снов пламени длиной несколько метров, и пилот прекратил взлет. Пятый летный прототип Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в ходе демонстрации индийской делегации. Ремонт был осуществлен в Комсомольске-на-Амуре в течение 16 месяцев. Самолет, получивший индекс Т-50-5Р, приступил к полетам после ремонта 16 октября 2015 года.

За исключением полетов, которые проводил разработчик в Жуковском, с февраля 2014 года прототипы самолета Т-50 проходят испытания в испытательном центра Министерства обороны России в Ахтубинске под управлением военных летчиков. В марте 2016 года бывший главком ВВС России Владимир Михайлов заявил по российскому телевидению, что Т-50 впервые применил оружие из внутренних отсеков.

Конфигурация после установки электронного оборудования

На последнем экземпляре Т-50-9 установлен комплект бортового оборудования, который будет устанавливаться на серийном Су-57. На предыдущих прототипах комплект был установлен частично, поэтому некоторые машины несли только муляжи электронного оборудования.

Су-57

Расположение элементов БРЭО истребителя Су-57 (с) Piotr Butowski / Air&Cosmos

Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. В прошлом за интеграцию системы управления огнем и навигационной системы отвечали их разработчики. На истребителях Сухого эта работа обычно велась АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро». Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС. Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Планы производства малой серии

Согласно официальному документу «Программа действий Министерства обороны России на период 2013-2020», опубликованном в 2013 году, достижение начальной операционной готовности и начало серийного производства были запланированы на 31 декабря 2016 года. Этот срок не был выдержан, хотя в документе не было сказано, кто за это отвечает. Глава ОАК Юрий Слюсарь перед открытием МАКС-2017 заявил, что еще три прототипа Т-50 будут собраны в рамках контракта на осуществление НИОКР, и что в 2019 году завод в Комсомольске-на-Амуре начнет поставки первой партии истребителей.

Согласно пресс-релизу компании "Сухой" в связи с авиасалоном МАКС-2017, «первый этап Государственных испытаний подходит к своему завершению… Показатели устойчивости и управляемости на дозвуковой и сверхзвуковой скорости на больших и малых высотах, а также на сверхкритических углах атаки были подтверждены». Первый этап Государственных испытаний является весьма продвинутым в летных испытаниях. Но только прохождения второго этапа испытаний, в ходе которого испытываются системы управления полетом и вооружением. Позволяет официально принять самолет на вооружение ВКС России.

Планы закупки Су-57 ВКС России также были пересмотрены в сторону сокращения. 23 марта 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов посетил завод в Комсомольске-на-Амуре, где он заявил, что ВКС России смогут закупить меньшее число Т-50, по сравнению с запланированным в ГПВ-2020 объемом, и закупать истребители Су-30 и Су-35, не столь дорогие. Российские СМИ ссылались на источник в Министерстве обороны России, который сообщил, что ВКС до 2020 года закупят только одну эскадрилью Т-50 (12 машин), вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.

Одной из причин сокращения числа закупаемых Су-57 является внутренняя конкуренция между истребителями поколения 4+, в первую очередь, Су-35, чей потенциал сопоставим с Су-57, за исключением показателей малозаметности. В развитие заявления Юрия Борисова можно добавить, что «истребители Су-35 поколения 4+ , по словам военных летчиков, продемонстрировали очень хорошие характеристики». Министерство обороны России уже заказало в общей сложности 98 Су-35С и 116 Су-30СМ.

В уже упомянутом выше пресс-релизе ОКБ Сухого отмечается, что ПАК ФА станет «номером один на рынке авиационных технологий после 2020 года». В этот момент будет готов второй вариант самолета «второго этапа». Его принципиальным отличием станет установка двигателей «изделие 30», так как двигатели АЛ-41Ф («изделие 117») фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.

В интересной презентации ОАК от 2013 года были указаны планы производства. До 2025 года был предусмотрен выпуск 150 двигателей «изделие 117» и 340 – «изделие 30». Что позволяет говорить о том, что производство истребителя Т-50 «первого этапа» не превысит изначально предусмотренных 60 экземпляров (в настоящее время сокращенных до 12 машин). 30 оставшихся двигателей будут достаточными для опытных самолетов и других испытаний. Другое число – 340 единиц «изделия 30» весьма интересно. За вычетом 20 двигателей для проведения испытаний, можно говорить о запланированном выпуске 160 Т-50 «второго этапа» в период 2020-2025 годов. На сегодняшний день эти планы, без сомнения, пересмотрены в сторону понижения.

Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2016 года. Испытания двигателя на летающей лаборатории должны начаться в 2017 году, - по крайней мере, так заявляется.

«Изделие 30» создается исходя из концепции «чистого листа» и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Новые истребители

В ходе авиасалоне МАКС-2017 различные официальные лица несколько раз говорили о новых программах создания истребителей в России. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в ГПВ-2025 включена программа разработки легкого истребителя. Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко добавил, что его компания работает над таким проектом, возможно, в одно- и двухдвигательном варианте. Заместитель министра обороны Юрий Борисов в ходе МАКС-2017 заявил, что ВКС России закупят истребитель МиГ-35 поколения 4+ в рамках ГПВ-2025. Первоначальный контракт будет касаться закупки 24 самолетов.

Юрий Борисов также высказался и относительно палубного истребителя для будущих авианесущих кораблей. Это будет самолет вертикального взлета, разрабатываемый ОКБ Яковлева. В прошлом это КБ разработало самолеты Як-38 и два прототипа легендарного сверхзвукового Як-41М. В настоящее время КБ неспешно реализует начальный этап ОКР по разработке самолета вертикального взлета и посадки. В 2015 году министром обороны Сергеем Шойгу был упомянут ПМКИ (перспективный многофункциональный корабельный истребитель).

Характеристики Су-57

Размах - 14,1 метраДлина - 20,1 метраВысота - 4,6 метраМасса пустого самолета - 18 тоннНормальная взлетная масса - 25 тоннМаксимальная взлетная масса - 35 тоннМаксимальная скорость - 2МКрейсерская скорость на сверхзвуковой скорости - 1,3МДальность полета на сверхзвуке - 1500 кмДальность полета максимальная - 3500 км

bmpd.livejournal.com