Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76). Т 34 модификации


Модификации Т-34

Содержание

T-34 был значительно улучшен во время испытаний, а массовое производство было налажено в сентябре преемником Кошкина, главным проектировщиком Александром Морозовым. Создание предыдущих моделей,а именно T-26, БТ-7 и тяжелого, многобашенного Т-28 было отменено, что бы получить место для нового среднего танка.

Производство было также разделено, Ленинград поставлял пушку Л-11, Харьков дизельный двигатель V12, Москва электрические комплектующие и бронекорпус. Окончательная сборка производилась на сталинградском тракторном заводе.

После июля 1941 года все уязвимые производственные центры были перенесены на восток. Только Сталинградский завод остался на месте до самого конца сражений в начале 1943 года и капитуляции Фон Паулуса.

T-34-76, модель 1940 года

На модели 1940 года присутствовали различные дефекты. Переднюю бронированную часть корпуса сложной формы было трудно производить, была нехватка дизелей V12, поэтому большинство танков серии 1940 года было оборудовано двигателем Микулина М-17 на фабрике Горького, так же как и временными трансмиссией со сцеплением оттуда. Первоначальная пушка Л-11 была раскритикована за то, что имела низкую дульную скорость, поэтому на фабрике Горького была создана её замена - пушка Ф-34. Позже она была передана в производство, первые же танки были ей оборудованы в июле 1941 года.

T-34-76, модель 1941 года

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище "пирожок".

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или "моделью A").

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Т-34-76, модели 1942-1944 годов

Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.

Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.

Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.

Несмотря на это, издержки производства были уменьшены еще,после чего производственное время уменьшилось на 50% несмотря на то, что большинство рабочих, которых призвали на фронт, были заменены женщинами, детьми, пожилыми и инвалидами . В 1943 производственный уровень T-34 был приблизительно около 1300 в месяц. Стандарты качества были низки, однако они позволили армии не испытывать недостатка в танках.

Последней моделью, произведенной в 1944 году был T-34-76Г с башней, получившей название "Гайка". Он имел упрощенную ЗИС С-53 пушку, новую турель с радио и улучшенный обзор командира. Однако, производство постепенно уменьшалось в связи с началом производства и поставок на фронт значительного лучшей версии легендарного танка - Т-34-85.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)

Характеристики приведены для двух модификаций танка Т-34 — образца 1940 г. и образца 1942-43 г. Где они разнятся, характеристики указаны через дробь.

Анализируя опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: не смотря на то, что советские танки Т-26 и БТ-5 превосходят немецкие по всем параметрам, общая проблема и тех и других заключается в довольно слабом бронировании, без проблем пробиваемом 45-мм и даже 37-мм пушками. Также, чрезвычайно опасной и капризной в боевых условиях частью танка оказался бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а если учесть, что авиационный «либерти» БТ-5 питался только высокооктановым топливом…), после чего участь танка была предрешена.

Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ (чтобы не повторяться, читайте статью о непростом пути от БТ-7 к Т-34).

Т-34 образца 1940 г.

Т-34 образца 1940 г. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей

6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона в Харькове и спустя 6 дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины проделали впечатляющий путь своим ходом, практически идя по прямой, через совершенно непроходимые места. Этот беспримерный поход был задуман как самое красноречивое доказательство надежности новой машины и своё дело он сделал.

31 марта 1940 г. Государственный комитет обороны принял решение о серийном производстве среднего танка Т-34.

Примечание: правильнее звучит конечно «Т-34 образца 1940 г.», но для простоты его часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. В то время как Т-34 образца 1943 г., по тому же принципу зовут Т-34-85.

Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.

Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.

Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.

Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.

Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.

Башня танка Т-34 обр.1940 г.

Башня танка первоначально изготавлив­алась из 45-мм броневых плит, 13-мм и 15-мм стальных листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45-мм, крыша башни изготавливалась из 15-мм стальных листов, днище — из 13-мм.

В конце 1940 г. башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему выполнялась из 15-мм стальных листов и крепилась к башне с помощью сварки. Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52-мм.

Т-34 образца 1942 года. Обратите внимание на характерную пушку - отличительный признак этой модели

Т-34 образца 1942 года. Обратите внимание на характерную пушку — отличительный признак этой модели

С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО «Уралмашзавод» г. Екатеринбург) была разработана и серийно выпускалась башня выполненная методом штамповки (т.н. «штампованная » башня), отличавшаяся от других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному шестиугольнику, за что и получила неофициальное название «гайка» и имела увеличенный внутренний объем.

С 1943 г. на новые башни стали устанавливать командирские башенки. На башне танка с обоих бортов были установлены перископические смотровые приборы (до начал 1942 — смотровые щели), на рабочем месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический смотровой прибор расположенный на крышке люка, кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика — водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика — водителя под углом 60° к оси машины.

На танке устанавливался специально разработанный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший V — образную форму и жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под руководством главного конструктора К.М. Чеплана. Интересно, что в 1941-1942 гг. из-за недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7.

Снова Т-34 образца 1940 г.

Снова Т-34 образца 1940 г. Обратите внимание на люк — большой и трапецевидной формы. В поздних моделях люки стали круглыми.

Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.

На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод») с 1940 по 1944 гг.

С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой — на рабочем месте стрелка — радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:

  • выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
  • выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
  • выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.

Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили.

Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск

Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск — видно, что в отличие от прошлых моделей у танка большая «шестигранная» башня с командирской башенкой

На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3.

Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.

На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Серийное производство Т-34-76 продолжалось до весны 1944 г., всего было выпущено 35 467 танков этого типа.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Т-34 (17 фото)

20 апреля 2015 Автор: nlo-mir Технологии 181

Т-34 история, т-34, факты

Коротенько и наглядно об истории этой машины.

Т-34 история, т-34, факты

Т-34 образца 1939 года. Один из экземпляров предназначенный для показа Сталину.

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-76 — 1940 года с пушкой Л-11

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-76 1941 года с пушкой Ф-34

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-76 1943 года

Т-34 история, т-34, факты

Т-34 история, т-34, факты

Самый первый вариант Т-34-85. Танковая колонна «Димитрий Донской».

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-85 ранних выпусков.

Т-34 история, т-34, факты

Танк-истребитель Т-34-57

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-57 выпускался двумя небольшими сериями: в 1941 (с пушкой ЗИС-4) и…

Т-34 история, т-34, факты

Т-34-57 1943 года.

Т-34 история, т-34, факты

Современная реплика подбитой в битве за Москву машины.

Т-34 история, т-34, факты

Ну и совсем экзотика связанная с Т-34.

Т-34-100 — советский опытный средний танк.

Т-34 история, т-34, факты

Забетонированный Т-34. 1943 год.

Т-34 история, т-34, факты

Танк оказывался неуязвим для Пантер и Тигров на приемлемой дистанции.

Т-34 история, т-34, факты

Но возросший на 4 тонны вес не позволил реализовать эту интересную идею.

Т-34 история, т-34, факты

Другие статьи:

Интернет журнал НЛО МИР

nlo-mir.ru

Танк Т-34 - характеристики

Советский средний танк Т-34 был и остается легендой. Это не только наиболее массовый танк Второй мировой войны, построенный в количестве 84000 (для сравнения танков Шерман было построено около 48966 единиц), но также и один из самых долго служащих танков, созданных за все время.

Многие Т-34 всё еще находятся на складах в Азии и Африке, некоторые активно использовались в течение 90-ых (например, в югославских войнах с 1991 по 1999 годы). Они были частью бесчисленных бронетанковых войск во всем мире с пятидесятых до восьмидесятых.

Создание

Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.

Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 - танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.

Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.

Он должен был обладать следующими чертами:

  • корпус с наклонной броней;
  • мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
  • большая дальность действия;
  • меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.

Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.

Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.

Конструкция

Наклонная броня была отличным решением и позволяла выдержать многие попадания, имея при этом приемлемую толщину и массу.

После окончания разработки и испытаний, новая серия танка была оборудована финальной версией 76,2 мм пушкой и стала основанием для создания всех последующих версий вплоть до 1944 года. Она была известна как Т-34-76, а, после замены пушки и башни, как Т-34-85.

Подвеска Кристи с цилиндрическими пружинами была приспособлена под фронтовые условия, так же, как и дизели V12 вместе с коробкой передач и сцеплением. Радиостанция 10-РТ-26 была заменена моделью 9-РМ, гусеницы немного расширены. Форма лобового бронирования была немного упрощена для облегчения массового производства, как и многие другие элементы.

Т-34 в течении своей продолжительной жизни был оборудован множеством разных люков и турельных установок, но почти все варианты оборудовались перилами наверху корпуса, которые позволяли советской пехоте передвигаться на танке, компенсируя нехватку транспортных средств.

Однако, ни один из Т-34 никогда не оборудовался противовоздушными средствами, из-за чего многие были потеряны под атаками Ju-87 "Штука".

Боевое применение

Попав на фронт, Т-34 не имел аналогов в мире в мире. Это стало возможно благодаря объединению в волшебный треугольник скорости, бронирования и вооружения.

Первая версия Т-34-76 стала неприятным удивлением для самонадеянных немецких войск в 1941, когда она начала массово поступать в войска. У немцев не было ничего сопоставимого.

Мало того, что Т-34 был в состоянии справиться с грязью и снегом, обладая широкими гусеницами, так ещё и имел прекрасную комбинацию толстой брони под наклоном, эффективной пушки, хорошей скорости и автономности.

Кроме того, машина получилась очень надежной, прочной и лёгкий в производстве и обслуживании. Победителем в индустриальной войне и существенным скачком танкостроения в целом.

Первые боевые столкновения в июле 1941 доказали, что никакая немецкая техника не может поражать наверняка Т-34. К разочарованию немецкого офицерского состава их выстрелы просто отскакивали от этих хорошо бронированных машин.

Наклонная броня оказалась очень эффективной, что компенсировало не особо удачную пушку с относительно низкой скоростью полета снаряда, которая была примерно сравнима с вооружением Pz-3 и Pz-4 своего времени.

Дизель тридцатьчетвёрки не боялся любой погоды, широкие гусеницы были идеальны для любых условий, как для осенней распутицы, так и для снега зимой.

В производстве Т-34 также был проще, чем немецкие конкуренты, из-за чего многим немецким частям их враги казались попросту непобедимыми.

Конечно, можно было остановить отдельный танк точным выстрелом между гусеницей и колесом, или вовсе его уничтожить, но их было слишком много. И даже спокойно пробивающие с расстояния новые 88 миллиметровые немецкие пушки не спасали положение.

В конце 1942 на фронт начала поступать новая версия, с незначительными переделками для увеличения комфорта экипажа и улучшения обзора вокруг. 76 миллиметровая пушка получила зажигательные снаряды, которыми могла стрелять столь же хорошо, как и обычными бронебойными. Они были фатальны для всех вражеских танков кроме последних, наиболее сильно бронированных версий Pz-IV.

Ответ немцев

Действуя совместно с медленными, но практически неуязвимыми КВ-1, Т-34 сметали всё на своём пути. Но немецкое командование, как и во Франции, оказалось на высоте, и, благодаря хорошо скоординированным действиям Ju-87 "Штука"совместно с применением новых 88 миллиметровых пушек смогло помешать танковой армии СССР уничтожить и смести свои войска.

Новый немецкий тяжёлый Тигр превосходил советский Т-34 по защите и огневой мощи, но был слишком дорогим и ненадёжным. Потребность в более дешёвом и массовом среднем танке с мощной пушкой и очень высокой скоростью полета снаряда дала толчок к появлению на свет такой машины как Пантера.

Во время Московской зимней кампании и, позже, в Сталинграде, Т-34 были впервые широко применены и продавили оборону. Немецкие танки не переносили похолодание. Резина от катков отслаивалась, двигатели часто отказывались запускаться и требовали постепенного прогрева, на что не было времени, пулеметы часто клинили, а сами танки практически не могли передвигаться, поскольку из-за узких гусениц Pz-3 и Pz-4 буквально проваливались в снег и не могли двигаться.

К тому же, сложные метеорологические условия сделали невозможной любую воздушную поддержку, лишив таким образом бронетанковые войска какой-либо значимой помощи от Люфтваффе. Однако, новая Пантера оказалась смертельно опасным соперником для Т-34 на дальних дистанциях, поскольку спокойно пробивала его броню с огромных дистанций, оставаясь при этом практически неуязвимой для ответного огня.

Но не техника, а тактика и массовость оказались основами в решающей битве на Курской дуге, когда неуязвимые издалека Пантеры с Тиграми, были поражены тысячами Т-34, наносящими удары с близкой дистанции со всех сторон. Точно так же, как и Шерманы, многие Т-34 были принесены в жертву ради того, чтобы другие сблизились с врагом и смогли нанести удар с близких дистанций по уязвимым местам.

Недостатки

Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.

Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.

Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.

Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.

Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название "Танкоград", где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.

Эпилог

Броня, огневая мощь, эргономичность уступали серийным вражеским Тиграм и Пантерам и экспериментальным монстрам вроде Маус, зато массовость и технологичность производства находились на высшем уровне.

Несмотря на это, советский средний танк Т-34 – легендарная машина, по праву ставшая символом победы в Великой Отечественной войне.

tanksdb.ru

Советский танк Т-34/76: фото и интересные факты

В начале Великой Отечественной войны танк Т-34 производился в двух модификациях. Выпущенный в малом количестве Т-34/5 вооружили артсистемой ЗиС-4. Танк Т-34/76 был средним и крупносерийным танком с пушкой Ф-34. К середине войны он стал главной советской моделью. Подъем танка Т-34/76, произошедший в июле 2016 года в Воронежской области, помогает напомнить нынешнему поколению о его значимости и легендарности. Во многом именно благодаря этой машине Красной Армии удалось сломать хребет немецкому противнику. В данной статье рассмотрим интересные факты о ней.

Производство

В 1941 году производили знаменитую модификацию на трех заводах: в Харькове, Сталинграде и на «Красном Сормово» в Горьком. В начале войны, 25 июня, в Совете народных комиссаров СССР приняли постановление, согласно которому советская промышленность должна была значительно увеличить выпуск танков.

Фактически создавалась новая система производства. Ведущая роль в ней отводилась заводу № 183 в Харькове и его конструкторскому бюро. Военные предполагали, что другие объекты промышленности, выпускавшие танк Т-34/76 и вносившие изменения в его конструкцию, будут консультироваться именно с этим предприятием. На практике все вышло иначе. Сумятица войны, эвакуация харьковского завода в Нижний Тагил и другие обстоятельства привели к тому, что неизменными остались только тактико-технические характеристики модели. В остальных деталях продукция разных заводов могла несколько отличаться. Название модификации, однако, было общим. Номер 76 приняли из-за характерной 76-мм пушки.

танк т 34 76

Появление в армии

Военное время заставило несколько упростить и модернизировать производство согласно изменившимся конъюнктурным условиям. В сентябре 1941 года, после лихорадки первых месяцев войны, танк Т-34-76 начал массово поступать в действующую армию. Меньше всего этой военной техники оказалось на северо-западном театре военных действий.

Во-первых, данный ТВД еще долгое время был лишь второстепенным (основные события разворачивались на московском направлении). Во-вторых, Ленинградский фронт оказался изолированным от остальной территории СССР. Отправка танков в блокированный город на Неве являлась чрезвычайно трудным делом. В итоге парк Ленфронта в основном состоял не из массового Т-34/76, а из легких Т-26 и тяжелых КВ («Клим Ворошилов»).

Из тракторов - в танки

К 1 октября на Западном фронте было 566 танков (65 из которых были Т-34/76). Как видно из этих цифр, доля модификации пока оставалась незначительной. Больше всего танк Т-34/76 выпускали и производили в 1943 году, когда он стал самым массовым и узнаваемым советским танком. Ближе к концу войны его вытеснила следующая модификация - Т-34/85.

Осенью 1941 года основным производителем танков стал Сталинградский завод. В довоенное время он создавался как тракторный. В ходе сталинской индустриализации появилось несколько таких предприятий, и все они строились с оглядкой на возможный вооруженный конфликт. Если в мирное время Сталинградский завод производил тракторы, то после нападения Германии он, благодаря особенностям производства, был быстро переквалифицирован в танковый. На место сельскохозяйственной техники пришла техника военная.

подъем танка т 34 76

Испытание зимой

Впервые Т-34/76 заявил о себе как о универсальном танке осенью 1941 года. В те дни немцы всеми своими силами рвались к Москве. В вермахте надеялись на блицкриг и бросали в бой все новые и новые резервы. Советские войска отступали к столице. Бои шли уже в 80 километрах от Москвы. Тем временем очень рано (в октябре) выпал снег и появился снежный покров. В этих условиях легкие танки Т-60 и Т-40С потеряли способность маневрировать. Тяжелые модели страдали от недостатков своей КПП и трансмиссии. В результате на самом решающем этапе войны было решено сделать основным танком Т-34/76. По весу эта машина считалась средней.

Для своего времени советский танк Т-34/76 образца 1941 года был эффективной и качественной техникой. Особенную гордость конструкторов вызывал дизельный двигатель В-2. Противоснарядная броня (важнейший защитный элемент танка) выполняла все поставленные перед ней задачи и надежно оберегала экипаж из 4 человек. Артсистема Ф-34 отличалась скоростной стрельбой, позволяющей быстро расправляться с противником. Именно эти три характеристики заботили специалистов в первую очередь. Остальные особенности танка менялись в самую последнюю очередь.

Герои-танкисты

Танкисты, воевавшие на Т-34/76, прославили себя таким большим количеством подвигов, что перечислить их все просто невозможно. Вот лишь некоторые примеры храбрости экипажей во время битвы за Москву. Сержант Кафорин продолжал вести огонь по противнику, даже когда все его товарищи погибли, а танк был подбит. На следующий день он пересел на другую машину, уничтожил два взвода пехоты, пулеметное гнездо и вражеский командный пункт. В последний раз сержанта Кафорина подбили в деревне Козлово. Он отстреливался, пока не сгорел вместе с танком.

Точно так же в охваченных огнем машинах сражались экипажи лейтенанта Тимербаева и политрука Мамонтова. Командир танковой роты капитан Васильев был ранен, но продолжал отстреливаться. Ему чудом удалось выбраться из машины за несколько минут до взрыва. Позже Васильев получил заслуженное звание Героя Советского Союза. Также особенным упорством отличались красноармейцы 28-й танковой бригады.

танк т 34 76 образца 1941 года

Оборона Москвы

Бронетанковые войска сыграли исключительно важную роль в срыве решающего немецкого наступления на Москву. Они действовали в засадах, перехватывали и обороняли важнейшие пути к столице, удерживая дороги вплоть до подхода подкреплений. При этом командование часто не знало, как обращаться с танками. Сказывалась неопытность и непонимание реалий новейшей техники, в то время как личный состав красноармейцев, наоборот, поражал противника своей смелостью и упорством.

В этот период наиболее эффективно действовала группа, в которую входили пять танковых бригад (тбр): 1-я гвардейская, 27, 28, 23 и 33 тбр. Они подчинялись 16-й армии и прикрывали волоколамское направление. Удары по немцам наносились в основном из засад. Показателен случай, произошедший 16 ноября в подмосковном местечке Сычи. Советские войска заняли оборону в деревне. Танки скрылись в засаде. Вскоре противник попытался установить контроль над Сычами. 80 немецких танков смяли отряды красноармейской пехоты и мотострелковую бригаду. В самый ответственный момент из засады появились советские машины, которые восстановили статус-кво. В бою были уничтожены почти все германские танки и еще две пехотные роты.

танк т 34 76 модель

Модель 1943 года

Основные бои 1943 года проходили в районе южнорусских степей, где имелся простор для ведения маневренных военных действий и использования большой массы техники. Именно тогда основным советским стал танк Т-34/76. Модель перестала выпускаться в Сталинграде. Вместо этого ее производство было перенесено в Омск, Челябинск и Свердловск.

К середине войны завершилась очередная (пусть и незначительная) модернизация Т-34/76. Появились штампованные и шестигранные башни, была внедрена новая коробка передач. В каждом конструкторском бюро ломали голову над тем, как увеличить валовое производство машины, при этом сохранив качество ее функционирования. По сути же, накануне Курской битвы танк Т-34/76 образца 1943 года оставался незначительной модификацией своего предшественника, появившегося в начале войны.

танк т 34 76 образца 1943 года

Недостатки

Между тем в ходе боевых действий во время контрнаступления Красной Армии стали проявляться существенные конструкторские просчеты, которыми отличался советский танк Т-34/76. Его качество стало уступать немецким конкурентам вскоре после поражения вермахта под Сталинградом. В рейхе поняли, что стране пора подготовиться к длительной тотальной войне (а не блицкригу). За счет ухудшения благосостояния населения еще больше ресурсов начало поступать в военные бюджеты. Появились новые модификации немецкой техники.

Первостепенной проблемой для Т-34/76 стала недостаточная маневренность танка. Без нее модель становилась крайне уязвимой. Причиной изъяна была недостаточная быстрота управления трансмиссией. Уже танк Т-34/76 образца 1942 года имел 4-скоростную КПП, в то время как зарубежные машины – 5-6-скоростные. Кроме того, советские коробки переключения передач отличались трудностью в работе. От механика-водителя требовалось много умений и сил для того, чтобы совладать с ней, в то время как немецкие танкисты о таких неудобствах не знали.

Новые противники

Готовясь к важнейшей Курской битве, советское командование рассчитывало на то, что отечественные танки справятся с новыми немецкими моделями без каких-либо серьезных, революционных изменений в своей конструкции. Эту уверенность подкрепляли новые подкалиберные бронебойные боеприпасы, которые появились на вооружении Красной Армии в апреле 1943 года. Однако к тому времени Т-34/76 стали регулярно проигрывать дуэли со своими главными противниками в лице немецких «Пантер».

Курская дуга окончательно развеяла иллюзии Кремля. Новейшие «Тигры», «Фердинанды» и «Пантеры» оказались намного лучше советской техники, отставшей от них на два-три года. Кажется, что такая разница незначительна. На самом деле во время войны технический прогресс в армии набрал колоссальную скорость, из-за чего даже самое малое отставание от противника могло стать роковым.

советский танк т 34 76

Работа над ошибками

Все вышеперечисленные проблемы танка Т-34/76 стали самым серьезным вызовом для советских конструкторов. Работа над ошибками началась незамедлительно. Первым к производству новых коробок переключения передач приступил завод в Свердловске. Появились новые 5-скоростные КПП, а прежние 4-скоростные модернизировались. В производстве приступили к использованию улучшенной износостойкой стали. Также специалисты опробовали новую конструкцию трансмиссии (были обновлены подшипники, узлы передачи и т. д.). Свердловской команде изобретателей удалось внедрить в производство сервопривод главного фрикциона, который заметно облегчил работу механика-водителя.

Модернизированная ходовая часть оказалась еще одним улучшением, которым обзавелся обновленный танк Т-34/76. Фото машин из разных серий внешне могут и не отличаться, но самая главная их разница заключалась во внутреннем устройстве. Были усилены диски опорных катков и ленивец, повышена надежность конструкции и т. д. Кроме того, все танки стали проходить дополнительные заводские испытания.

Снова в деле

В июле 1943 года впервые стали сказываться те улучшения, которые за последние несколько месяцев претерпел танк Т-34/76. Интересные факты оставило после себя знаменитое сражение под Прохоровкой. 5-я гвардейская танковая армия совершила невиданный доселе марш-бросок.

За три дня корпуса с минимальными потерями в личном составе прошли около 350 километров. Совершенно неожиданно для немцев эти соединения навязали бой и сорвали атаку немцев. Противник потерял около четверти своих танков.

танк т 34 76 образца 1942 года

Конец эксплуатации

Другим серьезным испытанием для советской техники стало белорусское наступление 1944 года. Раньше здесь, как и в северо-западной России, появлялись новости о нахождении в болотах утонувших военных машин. В том числе несколько раз производился подъем танка Т-34/76.

В Белоруссии технике приходилось двигаться по песчаным и грунтовым дорогам не самого высокого качества или даже по лесам и топям. При этом времени на техническое обслуживание катастрофически не хватало. Вопреки сложностям новая трансмиссия Т-34/76 справилась со своей задачей и выдержала вояж в 1000 километров (50-70 километров в сутки).

После Белорусской операции эта модель окончательно уступила место следующей, 85-й модификации. Последний сохранившийся танк Т-34/76 был обнаружен на дне реки Дон в Воронежской области. Его подняли на поверхность в июле 2016 года. Находка будет выставлена в музее.

fb.ru

Мерные модификации танка т 34

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.003.jpeg

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 - грозного оружия Красной армии Второй мировой войны 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.b0ceb767-13b2-40f1-a9e7-ebc4f7e30399.001.jpeg

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.002.jpeg

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.004.jpeg

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. 'Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября - начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. - И.С. Бер - решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Танк Т-34. Виртуальный музей.: Танк Т-34.Первые модификации.

Т-34 пошел в серию.

Серийный выпуск танка Т-34 образца 1939 года планировали развернуть в июне 1940 года на Харьковском Паровозостроительном, а в октябре 1940 года - на Сталинградском Тракторном заводе. Предусматривался выпуск 500 танков в Харькове и 100 в Сталинграде. Однако эти планы были нарушены противоречиями, раздиравшими командование Красной Армии накануне Великой Отечественной войны. Заместитель наркома обороны, маршал М.Кулик противился принятию на вооружение Т-34. Он создал специальную комиссию, в которую назначил своих людей. Комиссия придирчиво изучила танк и буквально завалила различные инстанции требованиями провести доработку танка. Всё это привело к тому, что до 15 сентября 1940 года в части поступило всего три танка Т-34. К счастью у Кулика был противник в лице министра среднего машиностроения Вячеслава Малышева, ответственного за выпуск танков. В свою очередь Малышева поддерживал ряд работников ГАБТУ и руководство ХПЗ. Бюрократическая возня закончилась тем, что в 1940 году удалось выпустить только 115 танков, вместо запланированных 600.План на 1941 год предусматривал выпуск 2800 танков Т-34. Из них 1800 планировали изготовить на ХПЗ, а 1000 на СТЗ. Хотя придирки Кулика к конструкции Т-34 были вызваны прежде всего личными амбициями, среди предложений комиссии оказалось несколько действительно дельных. В первую очередь это касалось подвески. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размещенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже применяли на танках KB и Т-50, была более компактной и эффективной. В мае 1941 года Совет Народных Комиссаров приказал провести модификацию танка и выпустить 500 модифицированных машин сверх предусмотренных планом 2800. Кроме подвески, в конструкцию танка внесли следующие изменения: толщина брони новой машины была увеличена до 75-мм, а диаметр основания башни расширили до 1600-мм. Кроме того, на модифицированный танк установили командирскую башенку. Морозовское КБ присвоило модифицированному Т-34 индекс Т-34М. Однако в связи с началом войны Т-34М не был запущен в серийное производство.

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, конструкторы В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (толщина брони до 52-мм), вместо прежней башни, которую сваривали из прокатанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проще. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и начиная с этого времени новые башни устанавливались на танки наряду со сварными. Конструкторы танка также были неудовлетворенны характеристиками пушки Л-11 калибра 76,2-мм, которая устанавливалась на Т-34 решением ГАБТУ. Для её замены испробовали много различных артиллерийских систем, включая противотанковую пушку ЗиС-4 калибра 57-мм и старую 45-мм танковую пушку. Внимание конструкторов привлекла новая пушка Ф-32, разработанная коллективом под руководством В. Грабина для тяжёлого танка КВ. Эта пушка была более эффективна благодаря длинному стволу и соответственно более высокой начальной скорости полёта снаряда. Весной 1940 года Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро под руководством Грабина приспособило пушку Ф-32 для установки в танк Т-34, а к концу года разработало новую пушку Ф-34 с ещё более длинным стволом (42 калибра). Бронебойный снаряд этой пушки массой 6,30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на расстоянии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69-мм и 61-мм. С новым орудием масса машины возросла до 26,5 тонн. К сожалению ни Главное Артиллерийское Управление (ГАУ), которое возглавлял все тот же Кулик, ни ГАБТУ не поддержали новую пушку. Тогда Грабин вместе с директором завода А.Еляном по собственной инициативе развернули серийный выпуск Ф-34 параллельно с Л-11. Первые Ф-34 изготовили в январе 1941 года, а уже в феврале их начали устанавливать на танки. Эта модификация танка, которую обычно называют Т-34 образца 1941 года, так не была официально признана, и только летом 1941 года, уже после начала войны, когда из частей пришли положительные отзывы о новой пушке, Ф-34 была, наконец, принята на вооружение. Следует отметить, что для проведения официальных испытаний этого орудия понадобилось всего пять дней, и уже к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменила на танках неудачную Л-11.

tank-t-34.blogspot.com