Составление табеля учёта рабочего времени по формам Т-12 и Т-13. Т 12


Унифицированная форма № Т-12 - бланк и образец

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Унифицированная форма Т-12 — документ двойного назначения. Чаще всего он применяется как табель учета рабочего времени. В данной статье мы рассмотрим особенности заполнения формы и расскажем, где ее найти.

 

Назначение унифицированной формы Т-12

Порядок заполнения унифицированной формы табеля учета рабочего времени

Особенности внесения информации в табель

 

Назначение унифицированной формы Т-12

Ведение работодателем (фирмой или ИП) учета отработанного сотрудниками времени является его обязанностью (ст. 91 ТК РФ). Форма такого учета не регламентирована и может разрабатываться работодателями самостоятельно. Также можно использовать одну из форм, разработанных Госкомстатом РФ.

Унифицированная форма Т-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, представляет собой таблицу, состоящую из двух частей:

  • «Учет рабочего времени», в которой ежедневно фиксируются выходы и невыходы сотрудников на работу с указанием причин их отсутствия (табель учета рабочего времени).
  • «Расчет с персоналом по оплате труда», предназначенная для расчета сумм выплат за отработанное время и оплачиваемое время отсутствия на работе. Эта часть практически не используется в связи с тем, что функции учета рабочего времени и расчета заработной платы обычно выполняются разными подразделениями юрлица или ИП, а также в связи с автоматизацией процесса расчета заработной платы.

Таким образом, применение формы Т-12 интересно только в качестве табеля учета рабочего времени. При этом табель учета рабочего времени — это важнейший первичный документ, служащий основным источником данных для начисления заработной платы сотрудникам.

О том, что заменяет зарплату для ИП, читайте в статье «ИП не вправе платить себе зарплату».

Порядок заполнения унифицированной формы табеля учета рабочего времени

В связи с высокой вероятностью возникновения своих особенностей ведения учета рабочего времени у конкретного юрлица или ИП целесообразно разработать внутренний документ, фиксирующий порядок такого учета.

Табель может вести любое назначенное для этой цели лицо. Обычно им является либо сотрудник отдела кадров, либо руководитель соответствующего подразделения юрлица или ИП.

Первая страница формы Т-12 отведена для указания данных о юрлице или ИП, коде ОКПО и подразделении юрлица, сведений о номере документа, дате и периоде его составления.

Табель может составляться либо один на всех сотрудников фирмы или ИП, либо разбиваться по подразделениям. Он ведется помесячно, поэтому порядковый номер каждого табеля будет соответствовать порядковому номеру месяца, а период составления будет охватывать всю протяженность месяца (от первого до последнего дня). Соответственно, датой составления документа станет последний день месяца.

Здесь же на первой странице приведены коды (буквенные и цифровые) условных обозначений, которые используются в основной таблице табеля для отражения оснований выходов или невыходов на работу. Если возникнет необходимость в использовании дополнительных кодов, их можно разработать самостоятельно.

Далее на нужном для отражения всего списка сотрудников количестве листов расположен непосредственно табель учета рабочего времени. В таблице для каждого сотрудника отведены две строки, в которых отражается факт его присутствия или отсутствия на работе каждый календарный день месяца с указанием причины. При этом в верхней строке с помощью буквенного или цифрового кода указывается причина, а в нижней — количество отработанных часов. Если работник отсутствовал, в нижней строке можно ничего не проставлять. Табель при этом получается нагляднее.

Возможно заполнение табеля только с указанием невыходов и их причин. При этом данные по дням выходов остаются незаполненными. На наш взгляд, такой вариант не только менее нагляден, но и создает предпосылки для ошибок при заполнении.

Каждую половину месяца подсчитывается количество отработанных дней и часов, а по завершении заполнения табеля подводятся итоги месяца. Общее количество дней в месяце для каждого сотрудника, отработавшего полный месяц, должно совпадать с суммой указанных в его строке в табеле рабочих дней, дней отсутствия и выходных дней.

Под таблицей ставятся подписи (с расшифровкой должности и фамилии) лица, ответственного за заполнение табеля, руководителя подразделения, фирмы или ИП и работника кадровой службы.

Особенности внесения информации в табель

Общевыходные и праздничные дни отмечаются буквой В, а лишние в конкретном месяце дни (в таблице предусмотрено максимально возможное количество дней в месяце) — знаком Х.

Фамилия сотрудника вносится в табель с даты приема его на работу и исключается оттуда с месяца, следующего за месяцем увольнения. При этом в месяце увольнения на увольняющегося сотрудника составляют отдельный табель. Причины всех невыходов на работу должны подтверждаться оправдательными документами (больничным листом, приказом о командировке или отпуске). До предъявления такого документа (например, больничного) в табеле проставляется отметка «НН».

Если невыход при расчете учитывается в календарных днях (больничный, отпуск), то код причины проставляется во все эти дни, независимо от того, являются они общевыходными или нет. Если отъезд в командировку или возвращение из нее приходится на выходной день, он фиксируется как день нахождения в командировке.

При работе в режиме неполного рабочего дня продолжительность работы в часах указывается в соответствии с его протяженностью, предусмотренной условиями трудового договора. Протяженность же сверхурочной работы должна соответствовать приказу о привлечении к такой работе. Внутренние совместители попадут в табель как два человека.

Мы подготовили пример заполнения формы Т-12 для 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Приведенный образец можно скачать и использовать для заполнения формы Т-12 по своим данным. Для других режимов работы (например, для сменного графика) он будет выглядеть по-другому, но принцип заполнения останется тем же.

Скачать пример заполнения формы Т-12

В нашем примере имеет место факт работы в выходной день. Такая работа осуществляется на основании приказа руководителя по согласованию с работником. В приказе должно быть указано, как будет оплачен этот день — в двойном размере (ст. 153 ТК РФ) либо путем предоставления отгула в рабочий день.

Подробнее об оплате за работу в выходной день читайте в материале «Ст. 153 ТК РФ: вопросы и ответы».

Также вы можете скачать бланк формы Т-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Скачать бланк формы Т-12

nalog-nalog.ru

Табель учёта рабочего времени на 2018 год. Форма Т-12 и Т-13

Табель учёта рабочего времени предназначен для внесения сведений о фактически отработанном сотрудниками организаций времени. Надо сказать, что бланк табельного учета не является строго обязательным – в принципе, он может быть произвольным, то есть каждое предприятие вольно применять собственный табельный бланк при возникновении такой необходимости. Однако форма разработана и рекомендована к применению Госкомстатом РФ и является предпочтительной.

ФАЙЛЫСкачать пустой бланк формы Т-13 .xlsСкачать образец заполнения формы Т-13 .xlsСкачать бланк и образец формы Т-13 в архиве .zipСкачать пустой бланк по форме Т-12 .docСкачать образец заполнения формы Т-12 .doc

Кто заполняет табель учета рабочего времени

Бланк заполняется либо работником отдела кадров, либо руководителем структурного подразделения, либо специально нанятым для этой функции табельщиком. На основе внесенных в него сведений, специалисты отдела бухгалтерии начисляют сотрудникам организации заработную плату и прочие выплаты. По сути дела, табель учета рабочего времени является одним из важнейших учетных документов. И если небольшие компании вполне могут без него обойтись, то крупные предприятия в обязательном порядке ведут такой табельный учет.

В зависимости от принятой на предприятии системы кадрового учета, табель может формироваться либо один на всех работников организации, либо в каждом подразделении вестись отдельно.

Табель – документ регулярный, то есть каждый месяц нужно составлять новый экземпляр, поэтому порядковый номер табеля будет равнозначен порядковому номеру того месяца, в котором он был создан. Период составления табеля охватывает все дни месяца.

Заполнять табель можно как в электронном, так и в письменном виде. Однако после внесения всей необходимой информации его все равно придется распечатать для подписей ответственных лиц.

Форма Т-13. Особенности формы

Начнём с формы Т-13, которая используется для ведения табеля учёта рабочего времени сейчас куда чаще.

Унифицированная форма Т-13 или электронный табель учета рабочего времени хорошо знакома работникам отдела кадров. Это не единственный, но, определенно, самый стандартный способ учитывать проработанные часы. Если вы ведете учет вручную, следует использовать форму Т-12.

Табель учета рабочего времени — привычный инструмент для отслеживания посещаемости сотрудников. Форма Т-13 позволяет фиксировать в деталях причины неявки на работу, включая отпуски студентов на время сессии, повышение квалификации и несколько типов отпуска по нетрудоспособности. Срок, за который заполняется документ, может быть менее 31 дня.

Заполненная Т-13 является основанием для начисления зарплаты.

Формат заполнения табеля рабочего времени в Т-13

В отличие от произвольных таблиц схожего содержания, Т-13 содержит данные о предприятии, включая форму собственности и ОКПО. Номер документа проставляется в соответствии с внутренними требованиями к ведению табелей.

В верхней части также указано название отдела. Нужно помнить, что руководителю этого отдела (даже если заполнять табель — не входит в его или ее обязанности) следует расписаться на заполненной форме.

Порядок сотрудников определяется решением ответственного лица. Чаще всего встречается сортировка по алфавиту, как в нашем примере, но возможен вариант расстановки по табельному номеру (графа 3).

В графе 4 ставим отметки по дням:

Я — (явка) рабочий день,В — выходной,ОТ — отпуск,РП — явка в выходной день (отработка),К — командировка,ПК — повышение квалификации,У — учебный отпуск с вызовом из образовательного учреждения,Б — больничный с больничным листом,Т — неоплачиваемый больничный без больничного листа.

Под отметкой Я ставим количество отработанных в этот день часов. В графе 5 суммируем количество Я в строке и количество часов. Получаем 4 значения для 2 половин месяца. В графе 6 суммируем значения и получаем итоговую цифру по работе за месяц.

Количество часов для В, ОТ, К, Б и других случаев в четвертой графе не указывается. Для этого существуют столбцы 10-13.

Учет больничных, отпусков или неявки по другим причинам

Коды обозначений могут быть другими (например, числовыми). Законодательно конкретный формат заполнения не предписан.

Обозначение Х показывает, что мы не учитываем этот день: для удобства месяц разбит на две строки с неравными значениями. Для месяцев, в которых 30 дней (к примеру, ноябрь, колонка будет выглядеть так (для удобства “несуществующее” 31-е число выделено красным):

Т-13 для ноября

По аналогии заполняется Т-13 для посещений в феврале.

В графах 7-9 указывается код оплаты, количество дней и тип начислений. В нашем примере используются коды:

  • 2000 — обычный рабочий день,
  • 2300 — больничный (пособие по нетрудоспособности),
  • 2012 — отпуск.

Альтернативное решение

Некоторые предприятия утверждают слегка упрощенный вариант табеля без детализации причины пропусков. В графе 4 указываются только 2 кода:

  • Я — рабочий день,
  • Н — неотработанный день.

Этот способ может быть неудобен тем, что не фиксирует больничные.

Частные случаи

  1. Как заполнять Т-13 для сотрудников, участвующих в конференциях и других учебных мероприятиях?
  2. Зависит от позиции предприятия. Эти дни могут быть засчитаны как рабочие (Я), а могут — как повышение квалификации (ПК). Ставка оплаты также может различаться.

  3. Может ли код Я иметь значение более 8 часов?
  4. Да. Может, если есть специальное распоряжение о продленном рабочем дне. Сверхурочные часы можно помечать обозначением С.

  5. В чем различие табелей Т-12 и Т-13?

Первый — форма для ведения посещаемости, заполняемая вручную. Вторая — электронным способом. Многие бухгалтерии сегодня перешли на Т-13, поскольку ее можно автоматически собрать с помощью специальной программы.

Форма Т-12

В первую очередь, как и в любом другом документе кадрового учета, в табель сначала нужно внести реквизиты организации: ее полное наименование с указанием кода ОКПО (нужно взять из регистрирующих документов), организационно-правового статуса (ИП, ООО, ЗАО, ОАО), а также структурного подразделения (отдела), по которому ведется данный табель (если это необходимо).

Затем нужно вписать в соответствующую графу номер документа по внутреннему документообороту, а также указать отчетный период, который учитывает данный табель.

Цифровые и буквенные коды в табеле учёта рабочего времени

Эта часть табеля включает в себя используемые для заполнения необходимых сведений по работникам буквенные и числовые шифры, а также их расшифровку. Их необходимо вписывать в основной части табеля для того, чтобы коротко и понятно отражать количество фактически проведенного тем или иным сотрудников времени на рабочем месте, а также причины его неявки на работу. В случае, если у специалистов кадрового отдела появляется потребность внесения каких-то дополнительных кодов в данную форму табеля, их можно разработать самостоятельно и вписать в данную таблицу.

Учёт рабочего времени в Т-12

Этот раздел в табеле является основным – именно в нем и ведется учет рабочего времени. Для начала необходимо вписать в первый столбик этого раздела порядковый номер сотрудника, затем, во второй — его ФИО (желательно имя и отчество полностью, чтобы не возникало путаницы и ошибок). В третью графу нужно вставить табельный номер работника, присвоенный ему при трудоустройстве (он индивидуален и никогда не повторяется).

Для каждого сотрудника в табеле отведено две строки – в них вписываются зашифрованные сведения о присутствии или отсутствии на рабочем месте в каждый календарный день месяца. Кроме этого, тут же необходимо указывать причину неявки на рабочее место, если таковая была установлена.

В верхней строке напротив ФИО сотрудника указывается причина, а в нижней – количество реально отработанных часов, причем, если сотрудник на рабочем месте не появлялся, нижнюю ячейку можно оставлять пустой.

Следующий этап – подсчитывание общего количества реально отработанных часов и дней за двухнедельные периоды, а в конце таблицы – результат подсчетов за месяц.

При этом следует внимательно отслеживать, чтобы полное количество календарных дней в месяце совпадало с указанной по каждому работнику суммой рабочих, выходных и праздничных дней.

Следует сказать, что иногда ответственные за заполнение табеля лица, вносят в него только те сведения, которые касаются дней, когда сотрудник отсутствовал на рабочем месте. Однако, такой вариант может повлечь кадровые и бухгалтерские ошибки, поэтому пользоваться им не целесообразно.

Дата и подписи ответственных лиц

После того, как табель учета рабочего времени заполнен, сотрудник, ответственный за него, должен указать свою должность, а также проставить в соответствующих ячейках подпись с обязательно расшифровкой. Утвердить табель должен и руководитель структурного подразделения или директор предприятия – тоже с указанием должности и подписью с расшифровкой. Последнее, что нужно поставить – это дату заполнения табеля.

assistentus.ru

Т-12 Средний танк - aviArmor

Разработчик: КБ ХПЗГод начала работ: 1927Год выпуска первого прототипа: 1930Серийно не строился, стал основой для среднего танка Т-24.

Учитывая опыт использования трофейных британских и французских танков 20 декабря 1927 г. УММ РККА сформулировало требования к “маневренному танку” с обязательным пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Разработку этой машины передали КБ ХПЗ им.Коминтерна, где подобрался достаточно сильный конструкторский коллектив. Общее руководство осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов, ответственным исполнителем проекта назначили В.Заславского, за проектирование МТО отвечал А.Микулин. Надо сказать, что ОАТ не спешил с реализацией этого задания и постарался максимально переложить работу на харьковских коллег. От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера М. Андриянов и зам. начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку в Харькове осуществлял инженер С. Махонин.

Танк получил проектное обозначение Т-12. Большое влияние на него оказал опыт американцев, которые в 1920-е гг. сильно увлеклись ярусным расположением вооружения. В частности, за пример был взят танк Т1Е2, который по вооружению и массе можно было отнести к классу средних. В целях экономии места малая пулеметная башня располагалась у него на крыше основной башни. Это увеличивало высоту танка и стесняло работу экипажа, но зато компоновка танка получалась достаточно плотной. Советские конструкторы, в целом, заимствовали эту схему.

На Т-12 использовали классическую компоновку, с передним расположением отделением управления, за которым находился боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на 3-х человек: командира, заряжающего и пулеметчика. В её лобовом листе планировали установить 45-мм пушку или 57\60-мм гаубицу. Справа и слева от неё монтировалось до два спаренных пулемета системы Федорова. В верхней башне, установленной на крыше основной и смещенной назад, находилась еще одна спарка из 7,62-мм пулеметов. Силовая установка Т-12 должна была состоять из доработанного авиационного двигателя Hispano 9 мощностью 200 л.с.

В ходовой части танка все ещё ощущалось сильное влияние французской школы. Шасси танка состояло из 8 опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальной пружинной амортизацией, 4-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса.

Работы продвигались очень быстро, однако, на финальной стадии сборки, танк подвергся изменениям. Девятигранная основная башня, макет которой уже успели установить на эталонном образце, была заменена на цилиндрическую с прямым лобовым листом. Вместо планируемого двигателя Hispano, теперь надлежало установить отечественный мотор конструкции А.Микулина, производство которого ещё только предстояло наладить на заводе “Большевик” в Ленинграде. Получить его в срок, естественно, не смогли, поэтому в качестве замены предложили авиадвигатель М-6 мощностью 180-200 л.с. Из-за этого пришлось переделывать КПП и ленточные плавающие тормоза, которые спроектировал Заславский. Планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15,7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях.Корпус Т-12 также стал длиннее, а для преодоления рвов и окопов его оснастили “хвостом” удлинявшим танк на 690 мм.

Максимальная толщина его лобовых бронелистов составляла 22 мм, бортовых – по 12 мм. Нетипичным для советского танкостроения было размещение механика-водителя, место которого находилось у правого борта.

Постройка опытного образца Т-12 продолжалась с 13 октября 1928 г. по 15 октября 1929 г., но его окончательное оснащение всем необходимым оборудованием и доработки заняли ещё два месяца. Приемка танка состоялась в феврале 1930 г., но на испытания Т-12 был предоставлен только 2-го апреля. В отчетах РГВА указывалось, что опытный танк Т-12 (без вооружения) успел пройти только 2 км по мягкому грунту, после чего остановился из-за поломки трансмиссии. Чистое время работы двигателя составило 33 минуты, из них в движении – 21 минута. После ремонта танк вновь приступил к ходовым тестам. Довольно быстро выяснилось, что ходовая часть Т-12 явно недоработана. Перегревалась КПП, закипала вода в радиаторе, отказывала в работе 2-я скорость, а при повороте на мягком грунте соскакивала правая гусеница. Вместе с тем, Т-12 показал хорошую плавность хода.

Для оценки нового танка с 28 апреля по 2 мая 1930 г. при испытаниях участвовали наркомвоенмор Ворошилов, начальник УММ Халепский и начальник Технического Управления УММ Бокис, а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На этот раз Т-12 показал максимум возможного. Он достаточно резво передвигался по пересеченной местности, осилив подъём 35-36 град. на 1-й передаче. Скорость на твердом грунте составила 26 км\ч, но при увеличении оборотов двигателя до 2000 в минуту она временно повысилась до 30 км\ч. Танк без труда преодолел 2-х метровый окоп даже на песчаном грунте, хотя по расчетам он мог перейти ров шириной 2,65 м. Удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см.кв.

Огневые испытания в полной мере провести не удалось. По причине отсутствия пулемета Федорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемет Lewis в шаровой установке конструкции Шпагина. Стрельба из него дала очень положительные результаты – на ходу в цель попало около 60% пуль. Стрельбы из 45-мм пушки конструкции Соколова провести не удалось из-за её неготовности. На танк орудие было установлено летом 1930 г. и с 12 июля Т-12 продолжил испытания уже с ней. Полный боезапас танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам, но в случае установки полного комплекта вооружения боезапас увеличивался до 7200 патронов и 98 снарядов.

Проведенный параллельно с этим обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка привели к выводу, что бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям.Впрочем, дали знать о себе прежние недостатки. Как и раньше слетала правая гусеница из-за налипшего на направляющее колесо грунта, после 20 переключений КПП произвольно сбрасывала скорости, а после расходования 30 литров горючего оно переставало поступать к двигателю, хотя в баке оставалось ещё 130 литров.

Государственная комиссия, в целом, осталась довольна танком Т-12, но рекомендовала провести его доработку – в первую очередь отмечался недостаточный запас хода “маневренного танка”. Часть замечаний была исправлена на модифицированном танке Т-24, серийная постройка которого началась в 1932 г.

Источники:М.Павлов, И.ПАвлов, И.Желтов «Советские средние танки довоенного периода 1924-1941», Армада\Вертикаль, 1999С.Ромадин, М.Барятинский, В.Шпаковский (при содействии В.С.Вознюка и В.Д.Листрового) «Первык средний» (Моделист-Конструктор 1989 №9)Чертежи среднего танка Т-12

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКАТ-12 обр.1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 14700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6282
Ширина, мм 2810
Высота, мм 2950
Клиренс, мм 500
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка обр.1930 г. и три 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 98 снарядов и 7200 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 22 ммлоб башни — 22 ммборт корпуса – 12 ммборт башни — 12 ммкрыша — ?днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ М-6, карбюраторный, 8-цилинровый, мощностью 180 л.с. при 1500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач с плавающими ленточными тормозами, двойной дифференциал, одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков с балансирной подвеской, 4 сдвоенных поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения и ведущее колесо кормового расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 26 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,745
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,65
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net

Средний танк Т-12 (опытный) » Военное обозрение

УММ РККА (Управление механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии) 20 декабря 1927 года были сформулированы требования к “маневренному танку”, имеющему обязательное пушечно-пулеметное вооружение во вращающихся башнях. Проектное обозначение танка – Т-12. На него большое влияние оказал опыт американцев, увлекшихся в 20-е годы ярусным расположением вооружения. За пример взяли танк Т1Е2, который по массе и вооружению можно отнести средним танкам. Малая пулеметная башня в целях экономии пространства располагалась на крыше основной башни. Данное расположение увеличивало высоту танка, а также стесняло работу экипажа, однако компоновка танка при этом была достаточно плотной. Советскими конструкторами была заимствована эта схема. На Т-12 использовалась классическая компоновка: отделением управления было расположено спереди, за ним находилось боевой отсек, моторно-трансмиссионное отделение находилось сзади. В большой девятигранной башне размещались три человека: командир, заряжающий и пулеметчик. В лобовом листе основной башни планировали установить 45-миллиметровую пушку или 57\60-миллиметровую гаубицу. С обеих сторон от орудия монтировалось по два спаренных пулемета Федорова. Верхняя башня, установленная на крыше основной и смещенная назад, служила для установки еще одной спарки из 7,62-миллиметровых пулеметов. Предполагалось что силовая установка танка Т-12 будет состоять из авиационного доработанного 200-сильного двигателя Hispano 9.

В конструкции ходовой части продолжало ощущаться влияние французской школы. Шасси состояло из восьми опорных катков (на один борт), которые были попарно сблокированы в четыре тележки имеющих вертикальную пружинную амортизацию, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Работы продвигались быстро, но , на финальной стадии сборки, в танк были внесены изменения. Девятигранную основную башню, ее макет уже был установлен на эталонном образце, заменили на цилиндрическую, имеющую прямой лобовой лист. Вместо мотора Hispano, должны были установить отечественный двигатель конструкции Микулина, производство которого только предстояло наладить в Ленинграде на заводе «Большевик». Естественно, его не смогли получить в срок, поэтому в качестве замены был предложен авиадвигатель М-6, имеющий мощность 180-200 л.с. В связи с этим пришлось переделывать коробку переключения передач и плавающие ленточные тормоза, спроектированные Заславским. Планетарная коробка передач давала возможность изменять режим движения на 2,7 и 15,7 км/ч, при сохранении возможности реверса на всех скоростях. Т-12 получил более длинный корпус, для преодоления окопов и рвов его оснастили “хвостом” который удлинил танк на 690 миллиметров. Толщина лобовых бронелистов равнялась 22 миллиметрам, бортовых – 12 миллиметрам. Нетипичным для отечественного танкостроения было размещение рабочего места механика-водителя, которое находилось у правого борта.

Постройка опытного образца танка велась с 13.10.1928 по 15.10.1929 г., однако на его окончательное оснащение необходимым оборудованием и доработку было потрачено ещё два месяца. В феврале 1930 года состоялась приемка танка, однако на испытания он был предоставлен только второго апреля. В отчете РГВА указывалось, что опытный образец танка Т-12 (не имеющий вооружения) прошел только 2 километра по мягкому грунту, и остановился в связи с поломкой трансмиссии. Чистое время работы двигателя равнялось 33 минутам, из которых 21 минута в движении. После ремонта танк опять начали ходовые тесты. Довольно быстро стало понятно, что ходовая часть танка Т-12 недоработана. КПП перегревалась, в радиаторе закипала вода, в работе отказывала вторая скорость, а правая гусеница соскакивала во время поворота на мягком грунте. В тоже время танк Т-12 показал отличную плавность хода. Для оценки нового танка в период с 28.04 по 02.05 1930 года при испытаниях присутствовали Ворошилов – наркомвоенмор, Халепский – начальник УММ и Бокис – начальник Тех. Управления УММ, а также Владимиров и Махонин представители от ХПЗ. На этот раз опытный танк Т-12 показал свои максимальные возможности. По пересеченной местности танк передвигался достаточно резво, при этом на первой передаче он осилил подъём 35-36 градусов. На твердом грунте скорость составила 26 км\ч, однако при увеличении оборотов до 2 тыс. в минуту она повысилась до 30 км\ч. Машина без труда преодолел двухметровый окоп на песчаном грунте, хотя согласно расчетам он мог преодолевать ров шириной до 2,65 метров. Удельное давление во время погружения гусеничных цепей на 100 миллиметров в мягкий грунт равнялось 0,45 кг/см.кв.

Огневые испытания провести в полной мере не удалось. В связи с отсутствием пулемета Федорова на машине в шаровой установке Шпагина смонтировали 7,7-миллиметровый станковый пулемет Lewis. Стрельба из данного пулемета дала положительные результаты – в цель на ходу попало приблизительно 60% пуль. Стрельбы из 45-миллиметровой пушки конструкции Соколова не удалось провести, поскольку она была не готова. Орудие на танк установили летом 1930 года, и с 12 июля продолжили испытания Т-12 оснащенного этой пушкой. Полный боезапас танка равнялся 100 выстрелов и 4000 патронов, однако при установке полного комплекта вооружения он составлял до 98 снарядов и 7200 патронов. Параллельно с этим провели обстрел 22- и 18-миллиметровых бронеплит танка показали, что бронезащита предъявленным к ней требованиям соответствует полностью. Впрочем, прежние недостатки дали о себе знать. Как и раньше, правая гусеница слетала из-за грунта, налипшего на направляющее колесо, КПП произвольно сбрасывала скорость после 20 переключений, а после израсходования 30 литров топлива оно переставало поступать к мотору, хотя в баке было ещё 130 л. Госкомиссия осталась танком в целом довольна, однако рекомендовала провести доработку Т-12 – в первую очередь отмечали малый запас хода “маневренного танка”. Некоторые замечания были исправлены на модифицированном танке Т-24, серийное производство которого начали в 1932 году.

Технические характеристики среднего танка Т-12:Боевая масса – 14700 кг;Экипаж – 4 человека;Габаритные размеры:Длина – 6282 мм;Ширина – 2810 мм;Высота – 2950 мм;Клиренс – 500 мм;Вооружение – 45-миллиметровая пушка образца 1930 года, 3 7,62-миллиметровых пулемета ДТ;Боекомплект – 98 снарядов, 7200 патронов;Приборы прицеливания – орудийный оптический прицел;Бронирование:Лоб корпуса и башни – 22 мм;Борт корпуса и башни – 12 мм;Двигатель – М-6, 8-цилинровый, карбюраторный, мощность 180 л.с. при 1500 об\мин;Трансмиссия – механическая. В ее состав входили дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач, имеющая плавающий ленточный тормоз, двойной дифференциал и одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП;Ходовая часть – в состав одного борта входили 8 сдвоенных опорных катков имеющих балансирную подвеску, 4 сдвоенных поддерживающих катка, ведущее колесо, расположенное ссади и направляющее колесо, имеющее кривошипный механизм натяжения;Скорость по шоссе – 26 км\ч;Запас хода – 80 км.

topwar.ru

12 - это... Что такое Т-12?

Т-12 История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Классификация средний танк
Боевая масса, т 14,7
Экипаж, чел. 4
Производитель КБ ХПЗ имени Коминтерна
Годы разработки 1927
Годы производства 1930
Количество выпущенных, шт. 1
Основные операторы  СССР
Длина корпуса, мм 6282
Ширина корпуса, мм 2810
Высота, мм 2950
Клиренс, мм 500
Лоб корпуса, мм/град. 22
Борт корпуса, мм/град. 12
Лоб башни, мм/град. 22
Борт башни, мм/град. 12
Калибр и марка пушки 45-мм пушка образца 1930 года
Боекомплект пушки 98 снарядов
Пулемёты 3 x 7,62-мм пулемёты ДТ
Тип двигателя карбюраторный, 8-цилинровый авиадвигатель М-6
Мощность двигателя, л. с. 180
Скорость по шоссе, км/ч 26
Запас хода по шоссе, км 80
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35-36°
Преодолеваемая стенка, м 0,745
Преодолеваемый ров, м 2,65
Преодолеваемый брод, м 1,2

Т-12 — опытный советский средний маневренный двухбашенный танк межвоенного периода. Построен в единственном экземпляре.

История создания

Руководители проекта

20 декабря 1927 УММ РККА сформулировало требования к новому виду танков — «маневренному танку» с пушечно-пулемётным вооружением во вращающихся башнях. Разработку нового танка доверили Конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Руководство команды инженеров возглавлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов, ответственным исполнителем проекта был В.Заславский, проектировщиком МТО был А.Микулин.

ОАТ не спешил с реализацией этого задания и стремился переложить работу на ХПЗ, от которого за создание танка отвечали заместитель главного инженера М. Андриянов и заместитель начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по танку осуществлял инженер д С. Махонин.

Описание танка

На внешний вид повлиял опыт американцев, которые создали танк T1E2, в котором было предпочтено ярусное расположение оружия (пулемётная башня на крыше основной башни). Компоновка танка получалась довольно плотной, хотя он был выше в размерах и недостаточно удобным для экипажа.

Отделение управления располагалось спереди, сзади него были боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на экипаж из 3 человек, в который входили командир, заряжающий и пулемётчик. В лобовом листе танка можно было ставить 45-мм пушку или 57/60-мм гаубицу. По бортам ставились по два спаренных пулемёта Фёдорова, а в верхней башне (на крыше основной), смещённой назад, ставилась ещё одна спарка 7,62-мм пулемётов. В силовую установку входил авиадвигатель Hispano-9 мощностью 200 лошадиных сил. Ходовая часть была заимствована от французских машин: 8 катков на борт (в 4 тележки с вертикальной пружинной амортизацией), 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колёса. Броня составляла до 12 мм толщиной на бортах и до 22 мм спереди. Механик-водитель занимал своё место у правого борта.

Сборка и модификация

Танк собирался достаточно быстро, однако в конце сборки его неожиданно перестроили. Девятигранную башню заменили на цилиндрическую с прямым лобовым листом, а двигатель Hispano решили заменить. Первоначально планировалось поставить мотор конструкции А.Микулина, но получить его в срок не удалось, и в качестве альтернативы был выбран авиадвигатель М-6 мощность от 180 до 200 лошадиных сил. После установки нового двигателя была переделана коробка передач, а затем были заменены ленточные плавающие тормоза. Планетарная коробка передач позволила изменить режим движения как на 15,7, так и на 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Корпус удлинили и оснастилиь специальным «хвостом» для преодоления рвов и окопов.

Строительство и испытания

Постройка велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929, однако оснащение оборудованием заняло ещё два месяца. Официально танк был принят в феврале 1930 года, а на испытания был представлен 2 апреля. По отчётам РГВА, танк прошёл всего 2 километра по грунту, поскольку после этого у него сломалась трансмиссия. В ходе этих ходовых испытаний чистое время работы двигателя составило 33 минуты (из них 21 минута в движении). После ремонта двигателя механики обнаружили неполадки и недоработки в ходовой части: перегрев коробки передач, закипание воды в радиаторе, отказ второй передачи и поломка правой гусеницы на мягком грунте. Вместе с тем принимавшие испытания отметили хорошую плавность хода.

С 28 апреля по 2 мая 1930 прошли очередные испытания, на которых присутствовали наркомвоенмор К.Е.Ворошилов, начальник УММ И.А.Халепский и начальник технического управления УММ Г.Г.Бокис, а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На испытаниях Т-12 продемонстрировал свои лучшие возможности, успешно пройдя по пересечённой местности и осилив подъём под углом 35-36 градусов на первой передаче. На грунте скорость составляла 26 км/ч, но при повышении числа оборотов двигателя до 2 тысяч в минуту скорость доходила и до 30 км/ч. Танк сумел преодолеть двухметровый окоп на песчаном грунте (потенциально он мог перейти ещё и ров шириной 2,65 м).

Огневые испытания провести не удалось в полной мере: из-за отсутствия пулемёта Фёдорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемёт «Льюис» в шаровой установке конструкции Шпагина. Точность стрельбы составила 60%. Стрельба из пушки не прошла ввиду неготовности основного орудия. 12 июля 1930 прошли повторные огневые испытания с новой пушкой. Полный боезапас танка составлял всего 100 выстрелов и 4000 патронов к пулемётам, но в случае установки полного комплекта вооружения он бы составлял 98 снарядов и 7200 патронов. Также обстрел бронеплит танка привёл к выводу о соответствии защиты танка требованиям. Однако проблемы, выявленные на первых испытаниях, исправить в полной мере так и не удалось.

Итоговая судьба

Госкомиссия в целом была довольна танком, однако порекомендовала провести его доработку, повысив запас хода танка и исправив проблемы с гусеницей и коробкой передач. Танк так и не поступил на вооружение РККА, однако на модифицированном танке Т-24 все недостатки были исправлены.

Ссылки

dic.academic.ru

Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма Т-12, бланк)

Заполнить и распечатать Табель учета рабочего времени в программе LS · Табель и графики

Применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение раздела 1 "Учет рабочего времени" табеля по форме N Т-12 "Табель учета рабочего времени" в качестве самостоятельного документа без заполнения раздела 2 "Расчет с персоналом по оплате труда".

Составляется в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы, передается в бухгалтерию.

Отметки в Табеле о причинах неявок на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и др. производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и пр.).

Для отражения ежедневных затрат рабочего времени за месяц на каждого работника в табеле отведено:
  • в форме N Т-12 (графы 4, 6) - две строки;

В форме N Т-12 (в графах 4, 6) верхняя строка применяется для отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а нижняя - для записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. При необходимости допускается увеличение количества граф для проставления дополнительных реквизитов по режиму рабочего времени, например, времени начала и окончания работы в условиях, отличных от нормальных.

При заполнении граф 5 и 7 табеля по форме N Т-12 в верхних строках проставляется количество отработанных дней, в нижних строках - количество часов, отработанных каждым работником за учетный период.

Затраты рабочего времени учитываются в Табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в Табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.

Условные обозначения отработанного и неотработанного времени, представленные на титульном листе формы N Т-12, применяются и при заполнении табеля по форме N Т-13.

·····

[1] Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

Программа: LS · Табель и графики

lugasoft.ru

Средний танк Т-12

Танковое КБ было создано на ГХПЗ только в октябре 1927 года и, разумеется, не имело еще никакого опыта по конструированию танков (как, впрочем, и весь завод, занимавшийся производством локомотивов и гусеничных тракторов “Коммунар”). Это и предопределило разделение труда между ГХПЗ и ОАТ: в Харькове разрабатывались трансмиссия и ходовая часть, в Москве — корпус и башня. Надо сказать, что ОАТ довольно прохладно отнесся к проектированию Т-12 (такой индекс получил “маневренный” танк) и постарался основную часть задания переложить на плечи харьковских конструкторов. Более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ главного конструктора С. Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова трудились их коллеги с ГХПЗ (танковая группа конструкторов во главе с И.Н. Алексенко которая разрабатывала детали корпуса и башни, рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и т. д.). В работах по Т-12, проводившихся в Харькове, принимал участие представитель ОАТ военный инженер Н. М. Тоскин. С октября 1928 года к созданию этой машины подключился двадцатитрехлетний техник-чертежник Александр Морозов — в будущем руководитель танкового бюро ГХПЗ, выдающийся конструктор, дважды Герой Социалистического Труда. Для мягкой мебели: покрывала для кровати в интернет магазине. Интернет кровати недорого. Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1 (мод. 1921—1925 гг.). Все вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым. Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 патронов к пушке и 4000 к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2. Тактико-технические характеристики опытного среднего танка Т-12 Год выпуска Экипаж Масса, т Габаритные размеры:     длина, м     ширина, м     высота, м Броневая защита, мм Вооружение Боезапас Двигатель Запас хода, км Макс. скорость, км/ч
    1929
    4
    20
   6,282     2,81     2,95
   12-20
   45-мм пушка обр. 1930 г. 3 х 7,62-мм пулемета Фёдорова.
   100 выстрелов     4000 патронов
    "Испано", 180 л.с     авиационный
   до 80
   30
Для танка был предусмотрен восьмицилиндровый авиамотор “Испано”, развивавший мощность до 200 л. с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась его возможная замена на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.         Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение механизма-водителя — справа от продольной оси машины. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Максимальная скорость равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.         Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная— из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора.         Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался “хвостом” — он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема—40o.         Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. На испытания танка прибыл наркомвоенмор тов. Ворошилов, начальник УММ тов. Халепский и нач. техуправления УММ тов. Бокис. Танк на испытаниях вел себя достойно. На твердом грунте он легко достигал скорости 26 км/ч, преодолевал окопы шириной до 2 м.         На эти испытания танк вышел с пулеметом Кольта в шаровой установке Шпагина (отечественный ДТ еще не был готов). При стрельбе из пулемета отмечалась хорошая меткость (60% пуль попало в цель). Однако были отмечены и недостатки: слетала гусеница, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорость, а после расходования 90 литров бензина он почему-то прекращал поступать к двигателю, хотя в баках еще оставалось примерно 130 литров. Но в целом танк признали соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков. Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С.Н.Махонин и начальник КБ И.Н.Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.
Фотографии опытного среднего танка Т-12 

            Чертеж опытного среднего танка Т-12:                    - общая схема

  

bronetehnika.narod.ru