реестр самолётов типа Сухой Су-27/30/32/34/35/37. Т 10 сухой


Т-10

Сухой Т-10экспериментальный истребитель 1977
Т10-1 (бортовой № 10) - первый опытный экземпляр истребителя Су-27 (Т-10) исходной компоновки. Построен на МЗ им. П.О.Сухого в 1977 году. Первый полет выполнен 20 мая 1977 года. Использовался для определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости. После завершения испытаний в 1985 года передан в Музей ВВС в Монино. Т10-2 - второй опытный экземпляр истребителя Су-27 (Т-10) исходной компоновки. Построен на МЗ им. П.О.Сухого в 1978 году. Использовался для определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости. Потерпел катастрофу 7 июля 1978 года. Т10-3 (самолет № 01-01, бортовой № 310) - третий опытный экземпляр истребителя Су-27 (Т-10) исходной компоновки и первый Су-27 с двигателями АЛ-31Ф. Построен на ДМЗ им. Ю.А.Гагарина (г.Комсомольск-на-Амуре), окончательная сборка проведена на МЗ им. П.О.Сухого в 1979 году. Первый полет выполнен 23 августа 1979 года. Использовался для испытаний новой силовой установки. В 1982-1983 годах после переоборудования проходил испытания на комплексе "Нитка". Было построено еще 3 экземпляра, прежде чем была кардинально переделана компоновка самолета и он получил индекс Т-10С.

Т-10 коллекция фотографий

Данные для: Т-10-1

Экипаж: 1, двигатели: 2 x AЛ-21Ф-3АИ, 11200кг, размах крыла: 14.7м, длина: 19.65м, высота: 5.9м, площадь крыла: 59.4м2, взлётная масса: 25700кг, макс. скорость: 2230км\ч, дальность с макс. запасом топлива: 3000км, вооружение: 1 x 30мм пушка, 4000кг боевой нагрузки на 8 точках подвески.

avia-museum.narod.ru

Сухой Су-34 (Су-27ИБ/Т-10В): 101

Концепция универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработки перспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачи в середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Су-27.

Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су-27ИБ, т.е. "истребитель-бомбардировщик"), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолета. Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением Т-10В. было поручено НПО "Ленинец" (г. Санкт-Петербург), которое возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов. Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий - МКБ "Вымпел" (Генеральный конструктор Г. А Соколовский). ОКБ "Звезда" (главный конструктор Г. И. Хохлов) и МКБ "Радуга" (генеральный конструктор И. С Селезнев).

Работы по теме Т-10В велись на базе незавершенного постройкой палубного учебно-тренировочного самолёта Т-10КМ-2 с расположением сидений инструктора и обучаемого пилота рядом. Разработчикам стало очевидно, что самолет с такой компоновкой двухместной кабины имеет значительные резервы для расширения области его применения (в качестве бомбардировщика, разведчика, заправщика, постановщика помех и т д.). ВВС также проявили заинтересованность в двухместном ударном самолёте, предназначенном для замены постепенно устаревающего фронтового бомбардировщика Су-24М.

Самолёт Т-10В значительно отличался от базового варианта Су-27 (Т-10С). В конструкцию внесли ряд принципиальных изменений:

  • увеличили мидель носовой части фюзеляжа;
  • полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую осуществлялся через нишу передней опоры шасси;
  • применили новый фонарь;
  • корневые наплывы крыла продлили вперёд, на них установили консоли дестабилизатора:
  • переднюю опору шасси перенесли вперёд, изменили схему её уборки и систему створок ниши:
  • изменили конструкцию воздухозаборников;
  • сняли подфюзеляжные кили:
  • увеличили число точек подвески вооружения.

Первый лётный прототип истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 был создан путём переоборудования серийного учебно-боевого Су-27УБ. На НАПО им. В. П. Чкалова в Новосибирске изготовили новую носовую секцию фюзеляжа с бронированной кабиной экипажа, которую затем установили на модернизированный планер "спарки".

Из-за рядного расположения экипажа носовая часть в сечении имела не круглую, а сплющенную форму с острыми боковыми кромками, плавно переходящими в наплывы перед консолями переднего горизонтального оперения Передняя стоика шасси имела совершенно иную конструкцию из-за принципиально измененной компоновки кабины экипажа и того что вход в кабину осуществлялся не сверху через открытый фонарь а снизу через большой люк в нише стоики и дверь в задней стенке кабины В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа опора шасси имела два колеса Существенному изменению подверглись воздухозаборники, сделанные нерегулируемыми (высокая максимальная скорость на большой высоте не имела особого значения для истребителя-бомбардировщика, работающего преимущественно у земли) Замене подверглись также двигатели и мотогондолы.

На Т-10В для защиты членов экипажа применили кабину из титановой брони Был также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показал ее полную надежность "Лишняя" масса брони самолета Т-10В составила 1480 кг.

Впервые опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер "42") поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов Машина проходила летные испытания в 1990-1991 годах.

Большинство новых конструктивных уз лов и систем самолета долгое время отрабатывалось в ОКБ на различных стендах На одном из них например был установлен планер истребителя Су 27 оборудованный выдвижным контейнером тормозного парашюта Надежность срабатывания парашютной системы торможения испытывали под набегающим потоком воздуха Особого внимания к себе потребовала система аварийного покидания, которая даже после установки ее на опытную машину нуждалась в доработке, по сравнению с системой спасения экипажа бомбардировщика Су-24М время катапультирования пилотов на Су-27ИБ сократилось почти в три раза.

Впервые Су-27ИБ был показан публично 13 февраля 1992 года на выставке в Мачулищах (под Минском) в тот период, когда в столице Беларуси собирались главы государств СНГ в том числе и Президент России Борис Ельцин Организаторы выставки рассчитывали, что показав Президенту новую перспективную технику, удастся добиться финансирования продолжения опытно-конструкторских работ, а также постройки предсерийных образцов Представители Министерства обороны и Министерства авиационной промышленности надеялись также в перспективе получить заказы на серийный выпуск новейших самолетов в том числе и Су-27ИБ.

Однако мир узнал о новом советском самолете несколько ранее. Летом 1990 г опытный Су-27ИБ (Т-10В-1) был ненадолго перебазирован на аэродром Новофедоровка (вблизи г. Саки), где располагался испытательный центр авиации ВМФ СССР Странное на первый взгляд решение объяснялось достаточно просто Находящийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза М С Горбачев знакомился с новой техникой принимавшей участие в учениях Черноморского Флота Посетил он и тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки Руководство ОКБ им Сухого решило вместе с палубными самолетами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик Летчики-испытатели мастерски выполнили на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера Находившийся на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А Кремко сфотографировал подлетающий к палубе самолет, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства Подпись под фотоснимком была довольно забавной "Посадка на палубу ТАКР "Тбилиси". Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

После этого стала распространяться ложная информация (выгодная ОКБ) что проходы новой двухместной машины над кораблем осуществлялись для изучения условий захода на посадку палубных самолетов Таким образом для Запада была создана иллюзия отработки нового типа учебного палубного самолета, и тем самым на некоторое время удалось отвлечь внимание западных разведывательных служб от создания нового ударного комплекса Но неожиданно секрет очень быстро раскрылся опубликованные после выставки в Мачулищах тем же агентством ИТАР ТАСС фотоснимки Су-27ИБ с полным набором вооружения не оставляли сомнений в предназначении самолета Так первой зимой 1992 года мир узнал о появлении в России нового типа ударного истребителя-бомбардировщика.

После Мачулищ Су-27ИБ был продемонстрирован в полете несколько раз в Жуковском (на авиасалонах в 1992 и 1993 г) Пилотировали машину заслуженный летчик-испытатель Евгений Ревунов и штурман-испытатель 2-го класса Евгений Донченко "ИБ" прошел в одном строю рядом с двумя Су-27П/ПУ из группы Анатолия Квочура, имитируя дозаправку от танкера Ил-78М Затем экипаж, выполнив ряд фигур высшего пилотажа продемонстрировал великолепные летные качества самолета Этот показ позволил опубликовать в прессе целый ряд фотоснимков давших возможность обозревателям достаточно хорошо оценить машину.

18 декабря 1993 года состоялся первый полет предсерийного варианта Су-27ИБ получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имела заводской шифр Т-10В-2). Истребитель-бомбардировщик предназначался для поражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях, днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия Выполнение боевой задачи обеспечивалось установкой на борту совершенного радиоэлектронного оборудования, включавшего многофункциональную РЛС с повышенной разрешающей способностью, обладавшей возможностью "видеть" даже малоразмерные наземные цели и обеспечивать их поражение с высокой точностью.

Благодаря применению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в том числе композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких "лишних" агрегатов как механизм поворота крыла, эта машина стала способна нести увеличенную по сравнению с Су 24 боевую нагрузку при одновременном увеличении дальности полета и сохранении хороших взлетно-посадочных качеств.

Чисто внешне Су-34 отличался от своего прототипа Су-27ИБ незначительно, однако конструкция претерпела ряд изменений Контейнер тормозного парашюта, который на Су-27 и его модификациях располагался в хвостовой балке, перенесли немного вперед и выполнили выдвижным на посадке Таким образом, в хвостовой балке Су 34 освободили место для полезной нагрузки Кроме того, ее значительно удлинили Наличие в ней большого радиопрозрачного обтекателя позволяло предположить что разработчик намерен установить радиолокационную станцию заднего обзора которая могла бы не только предупреждать экипаж об атаке противника, но и управлять пуском ракет класса "воздух-воздух" (в частности РВВ-АЕ) способных поражать не только самолеты но и управляемые ракеты противника (ни один зарубежный ударный самолет в настоящее время не располагает подобными возможностями).

Передняя опора шасси также имела два колеса На Су-27ИБ основные опоры шасси были сделаны по аналогии с истребителем Су-27 Су-34 же имел совершенно иную конструкцию основных опор Вместо одного колеса большего диаметра конструкторы применили пару колес меньшего диаметра, но увеличенных по ширине и расположенных друг за другом (по типу МиГ-31) по одной продольной оси без сдвига Применение такой конструкции основных опор было вызвано большим весом боевой нагрузки, который сказывается на посадке при остаточном запасе вооружения Такая тележка шасси способствовала эксплуатации самолета и с грунтовых полос при облегченной боевой нагрузке.

Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа Конструкторы Су-34 учли это и сделали почти невозможное - двухместную кабину пилотов Су-34 (как и Су-27ИБ) удачно скомпоновали не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете, впервые для такого класса ударных самолетов реализовав концепцию комфортной кабины Она получилась настолько просторной, что во время показа Су-27ИБ Генеральным конструктором М П Симоновым командованию ВВС и ВМФ главком ВВС генерал-полковник П.С. Дейнекин шутливо заметил "Она больше, чем на стратегическом бомбардировщике Ту-160".

В НПО "Звезда" под руководством Г И Северина создали вариант катапультного кресла К-36ДМ, в спинку которого вмонтировали электромассажер За кабиной экипажа находился небольшой отсек, где можно было разогреть пищу а также воспользоваться другими удобствами, отсутствовавшими на других фронтовых бомбардировщиках Компоновка кабины позволяла членам экипажа поочередно покидать рабочие кресла и занимать в закабинном отсеке вертикальное положение в полный пост для отдыха Расстояние между креслами пилота и штурмана достаточно для того чтобы кто-либо из членов экипажа мог лечь в проходе между сидениями и при необходимости отдохнуть лежа До высоты 10000 м в кабине Су-34 (как и на Су 27ИБ) автоматически поддерживались условия, соответствующие высоте полета 2400 м Это позволяло экипажу работать без кислородных масок На бор ту установили и мощную систему кондиционирования воздуха Все это обеспечивало высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 часов полете, еще более увеличивая боевой потенциал Су-34.

Доступ летчиков в кабину истребителя-бомбардировщика как и на прототипе также был упрощен и осуществлялся по трапу через нишу передней стоики шасси.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах Как и на Су-27ИБ кабину экипажа выполнили (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде единой броневой капсулы Аналогичную за щиту имели и другие жизненно важные агрегаты самолета, в частности расход ныи топливный бак и двигатели Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су 27 обеспечивало Су-34 высокую боевую живу честь в маловысотном полете над территорией противника, насыщенной средствами ПВО.

В закабинном отсеке разместили также основное бортовое радиоэлектронное оборудование а также патронный ящик с боекомплектом пушки ГШ-301 В средней части фюзеляжа расположили интегральные топливные баки с пористым заполнителем а под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами тандемно разместили два узла подвески противокорабельных ракет или другого тяжелого вооружения класса "воздух-поверхность".

Самолет оснастили цифровой электро-дистанционной системой управления, системой активной безопасности, системой демпфирования продольных колебаний самолета при полете в турбулентной атмосфере Система активной безопасности позволяла выполнять фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости у земли (1380 км/ч) следовать рельефу местности преодолевать систему ПВО противника Имелся в ней и режим приведения к горизонту и выведения из штопора.

Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролировала физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивала автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Наличие на самолёте системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности лётчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнём противника.

На Су-34. как и на Су-27ИБ, применили стандартную систему дозаправки топливом в воздухе(аналогичную применённой на Су-27К, Су-ЗО и Су-35). За счёт размещения большого количества топлива в удачно скомпонованном планере Су-34 мог непрерывно лететь на дальность до 4000 км. а с дозаправкой в воздухе - на дальность до 7000 км. Воздушная заправка топливом могла осуществляться от другого Су-34 или Су-24М, оснащённого системой УПАЗ. Новый самолёт по сравнению с другими типами ударных машин значительно лучше оказался приспособлен к быстрой переброске в район, расположенный на большом расстоянии от места постоянного базирования.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии Stealth. Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО. Таким образом уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Кроме того, машина имела уменьшенную поверхность отражения радиолокационных лучей по сравнению с другими самолётами данного класса. Я рко выраженная интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой, сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, смогли сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта. По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого, при полёте на малой высоте Су-34 будет иметь такую же степень радиолокационной заметности, как и современная крылатая ракета.

Другим элементом, повышающим боевую живучесть Су-34, стало наличие у штурмана-оператора второго управления.

Отличная аэродинамика, огромная ёмкость внутренних топливных баков, обусловленная интегральной компоновкой самолёта, высокоэкономичные двухконтур-ные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволяли Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полёта средних стратегических бомбардировщиков (Ту-16, Ту-22 и Ту-22М).

Су-34 имел принципиально новую бортовую компьютерную систему и другое радиоэлектронное оборудование, которое многократно дублировалось и могло в автоматическом запрограммированном режиме выводить самолёт в указанный район с большой точностью.

Истребитель-бомбардировщик оснастили навигационным комплексом, включавшим инерциальную систему, средства радионавигации и спутниковое навигационное оборудование. В кабине установили многофункциональные цветные индикаторы на электронно-лучевых трубках, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). У лётчиков имелись и нашлемные прицелы, позволявшие осуществлять целеуказание управляемым ракетам (в частности, Х-29Т) при помощи "взгляда", что значительно уменьшало время реакции оружия (это особенно важно в маловысотном полёте). РЛС могла обнаруживать и определять местоположение воздушных целей (в том числе и малоразмерных) на дальностях до 250 км.

По словам Генерального конструктора ОКБ Сухого М.П. Симонова, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), установленный на Су-34, предназначался для выполнения противолодочных операций, ведения разведки, определения минных полей и борьбы с надводными кораблями противника. РЛС самолёта гарантировала обнаружение надводных целей с эффективной площадью рассеивания более 3000 м2 и след подводной лодки на удалении в 150 км (с большой высоты). Комплекс оборудования мог быть использован и для решения поисковых и спасательных задач, а также мониторинга окружающей среды над морем.

БРЭО самолёта имело расширенную номенклатуру вычислительных средств спроектированных в виде автономных информационных модулей. Они состояли из вычислительных блоков большой ЭВМ "Аргон" и специальным образом запрограммированных процессоров, объединённых мультиплексными шинами передачи данных. Все информационные модули управлялись сдвоенной центральной вычислительной системой, которая полностью координировала их работу, обеспечивала обмен данными и предоставление экипажу информации в ходе выполнения полётного задания.

Специалисты ОКБ стремились обеспечить высокую надёжность комплекса БРЭО за счёт использования модульных принципов построения систем, а также резервирования программного обеспечения и элементов оборудования. По словам Главного конструктора Су-34 Ролана Мартиросова, боевое задание этот самолёт может успешно выполнить даже при частичных отказах в некоторых информационных модулях.

При морском патрулировании основные задачи истребителя-бомбардировщика будут выполнятся с помощью РЛС, радиогидроакустических буев (РГАБ). инфракрасной системы и лазерного дальномера. Обнаружение цели будет вестись главным образом, с помощью радара и акустических сигналов, ретранслируемых РГАБ. В некоторых случаях возможно и оптическое (телевизионное) обнаружение цели.

Для обнаружения подводных лодок могут использоваться 72 РГАБ. включая несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ-пеленгаторы и средства взрывного генерирования гидроакустических волн. По словам представителей ОКБ, характеристики РГАБ, которые возможно сбрасывать с Су-34, превосходят характеристики американских радиобуев SSQ-53B, SSQ-77A и SSQ-75.

Датчик магнитных аномалий может использоваться совместно с РГАБ для обнаружения подводных лодок на основе измерений местных параметров магнитного поля Земли. РЛС обеспечивает обнаружение малоразмерных целей (например, перископов подводных лодок), а также контроль работы РГАБ.

По словам Генерального конструктора ОКБ М П Симонова, характеристики РЛС Су-34 превзошли характеристики аналогичной американской РЛС AN/APS 137 на 25-30% Возможности Су-34 по обнаружению целей увеличились за счет использования двух независимых систем - инфракрасной и телевизионной Эти системы могли использоваться как раздельно, так и совместно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Бортовая система радиотехнической разведки большую часть времени работает в режиме "ожидания" В случае перехвата сигналов о наличии подводных лодок в зоне поиска или за горизонтом система способна обнаруживать, идентифицировать и определять направление на подводную лодку противника по ее работающему радиооборудованию.

101.livejournal.com

Сухой Су-34 (Су-27ИБ/Т-10В) - Валерий

Концепция универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработки перспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачи в середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Су-27.

Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су-27ИБ, т.е. "истребитель-бомбардировщик"), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолета. Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением Т-10В. было поручено НПО "Ленинец" (г. Санкт-Петербург), которое возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов. Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий - МКБ "Вымпел" (Генеральный конструктор Г. А Соколовский). ОКБ "Звезда" (главный конструктор Г. И. Хохлов) и МКБ "Радуга" (генеральный конструктор И. С Селезнев).

Работы по теме Т-10В велись на базе незавершенного постройкой палубного учебно-тренировочного самолёта Т-10КМ-2 с расположением сидений инструктора и обучаемого пилота рядом. Разработчикам стало очевидно, что самолет с такой компоновкой двухместной кабины имеет значительные резервы для расширения области его применения (в качестве бомбардировщика, разведчика, заправщика, постановщика помех и т д.). ВВС также проявили заинтересованность в двухместном ударном самолёте, предназначенном для замены постепенно устаревающего фронтового бомбардировщика Су-24М.

Самолёт Т-10В значительно отличался от базового варианта Су-27 (Т-10С). В конструкцию внесли ряд принципиальных изменений:

  • увеличили мидель носовой части фюзеляжа;
  • полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую осуществлялся через нишу передней опоры шасси;
  • применили новый фонарь;
  • корневые наплывы крыла продлили вперёд, на них установили консоли дестабилизатора:
  • переднюю опору шасси перенесли вперёд, изменили схему её уборки и систему створок ниши:
  • изменили конструкцию воздухозаборников;
  • сняли подфюзеляжные кили:
  • увеличили число точек подвески вооружения.

Первый лётный прототип истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 был создан путём переоборудования серийного учебно-боевого Су-27УБ. На НАПО им. В. П. Чкалова в Новосибирске изготовили новую носовую секцию фюзеляжа с бронированной кабиной экипажа, которую затем установили на модернизированный планер "спарки".

Из-за рядного расположения экипажа носовая часть в сечении имела не круглую, а сплющенную форму с острыми боковыми кромками, плавно переходящими в наплывы перед консолями переднего горизонтального оперения Передняя стоика шасси имела совершенно иную конструкцию из-за принципиально измененной компоновки кабины экипажа и того что вход в кабину осуществлялся не сверху через открытый фонарь а снизу через большой люк в нише стоики и дверь в задней стенке кабины В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа опора шасси имела два колеса Существенному изменению подверглись воздухозаборники, сделанные нерегулируемыми (высокая максимальная скорость на большой высоте не имела особого значения для истребителя-бомбардировщика, работающего преимущественно у земли) Замене подверглись также двигатели и мотогондолы.

На Т-10В для защиты членов экипажа применили кабину из титановой брони Был также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показал ее полную надежность "Лишняя" масса брони самолета Т-10В составила 1480 кг.

Впервые опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер "42") поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов Машина проходила летные испытания в 1990-1991 годах.

Большинство новых конструктивных уз лов и систем самолета долгое время отрабатывалось в ОКБ на различных стендах На одном из них например был установлен планер истребителя Су 27 оборудованный выдвижным контейнером тормозного парашюта Надежность срабатывания парашютной системы торможения испытывали под набегающим потоком воздуха Особого внимания к себе потребовала система аварийного покидания, которая даже после установки ее на опытную машину нуждалась в доработке, по сравнению с системой спасения экипажа бомбардировщика Су-24М время катапультирования пилотов на Су-27ИБ сократилось почти в три раза.

Впервые Су-27ИБ был показан публично 13 февраля 1992 года на выставке в Мачулищах (под Минском) в тот период, когда в столице Беларуси собирались главы государств СНГ в том числе и Президент России Борис Ельцин Организаторы выставки рассчитывали, что показав Президенту новую перспективную технику, удастся добиться финансирования продолжения опытно-конструкторских работ, а также постройки предсерийных образцов Представители Министерства обороны и Министерства авиационной промышленности надеялись также в перспективе получить заказы на серийный выпуск новейших самолетов в том числе и Су-27ИБ.

Однако мир узнал о новом советском самолете несколько ранее. Летом 1990 г опытный Су-27ИБ (Т-10В-1) был ненадолго перебазирован на аэродром Новофедоровка (вблизи г. Саки), где располагался испытательный центр авиации ВМФ СССР Странное на первый взгляд решение объяснялось достаточно просто Находящийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза М С Горбачев знакомился с новой техникой принимавшей участие в учениях Черноморского Флота Посетил он и тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки Руководство ОКБ им Сухого решило вместе с палубными самолетами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик Летчики-испытатели мастерски выполнили на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера Находившийся на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А Кремко сфотографировал подлетающий к палубе самолет, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства Подпись под фотоснимком была довольно забавной "Посадка на палубу ТАКР "Тбилиси". Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

После этого стала распространяться ложная информация (выгодная ОКБ) что проходы новой двухместной машины над кораблем осуществлялись для изучения условий захода на посадку палубных самолетов Таким образом для Запада была создана иллюзия отработки нового типа учебного палубного самолета, и тем самым на некоторое время удалось отвлечь внимание западных разведывательных служб от создания нового ударного комплекса Но неожиданно секрет очень быстро раскрылся опубликованные после выставки в Мачулищах тем же агентством ИТАР ТАСС фотоснимки Су-27ИБ с полным набором вооружения не оставляли сомнений в предназначении самолета Так первой зимой 1992 года мир узнал о появлении в России нового типа ударного истребителя-бомбардировщика.

После Мачулищ Су-27ИБ был продемонстрирован в полете несколько раз в Жуковском (на авиасалонах в 1992 и 1993 г) Пилотировали машину заслуженный летчик-испытатель Евгений Ревунов и штурман-испытатель 2-го класса Евгений Донченко "ИБ" прошел в одном строю рядом с двумя Су-27П/ПУ из группы Анатолия Квочура, имитируя дозаправку от танкера Ил-78М Затем экипаж, выполнив ряд фигур высшего пилотажа продемонстрировал великолепные летные качества самолета Этот показ позволил опубликовать в прессе целый ряд фотоснимков давших возможность обозревателям достаточно хорошо оценить машину.

18 декабря 1993 года состоялся первый полет предсерийного варианта Су-27ИБ получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имела заводской шифр Т-10В-2). Истребитель-бомбардировщик предназначался для поражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях, днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия Выполнение боевой задачи обеспечивалось установкой на борту совершенного радиоэлектронного оборудования, включавшего многофункциональную РЛС с повышенной разрешающей способностью, обладавшей возможностью "видеть" даже малоразмерные наземные цели и обеспечивать их поражение с высокой точностью.

Благодаря применению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в том числе композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких "лишних" агрегатов как механизм поворота крыла, эта машина стала способна нести увеличенную по сравнению с Су 24 боевую нагрузку при одновременном увеличении дальности полета и сохранении хороших взлетно-посадочных качеств.

Чисто внешне Су-34 отличался от своего прототипа Су-27ИБ незначительно, однако конструкция претерпела ряд изменений Контейнер тормозного парашюта, который на Су-27 и его модификациях располагался в хвостовой балке, перенесли немного вперед и выполнили выдвижным на посадке Таким образом, в хвостовой балке Су 34 освободили место для полезной нагрузки Кроме того, ее значительно удлинили Наличие в ней большого радиопрозрачного обтекателя позволяло предположить что разработчик намерен установить радиолокационную станцию заднего обзора которая могла бы не только предупреждать экипаж об атаке противника, но и управлять пуском ракет класса "воздух-воздух" (в частности РВВ-АЕ) способных поражать не только самолеты но и управляемые ракеты противника (ни один зарубежный ударный самолет в настоящее время не располагает подобными возможностями).

Передняя опора шасси также имела два колеса На Су-27ИБ основные опоры шасси были сделаны по аналогии с истребителем Су-27 Су-34 же имел совершенно иную конструкцию основных опор Вместо одного колеса большего диаметра конструкторы применили пару колес меньшего диаметра, но увеличенных по ширине и расположенных друг за другом (по типу МиГ-31) по одной продольной оси без сдвига Применение такой конструкции основных опор было вызвано большим весом боевой нагрузки, который сказывается на посадке при остаточном запасе вооружения Такая тележка шасси способствовала эксплуатации самолета и с грунтовых полос при облегченной боевой нагрузке.

Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа Конструкторы Су-34 учли это и сделали почти невозможное - двухместную кабину пилотов Су-34 (как и Су-27ИБ) удачно скомпоновали не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете, впервые для такого класса ударных самолетов реализовав концепцию комфортной кабины Она получилась настолько просторной, что во время показа Су-27ИБ Генеральным конструктором М П Симоновым командованию ВВС и ВМФ главком ВВС генерал-полковник П.С. Дейнекин шутливо заметил "Она больше, чем на стратегическом бомбардировщике Ту-160".

В НПО "Звезда" под руководством Г И Северина создали вариант катапультного кресла К-36ДМ, в спинку которого вмонтировали электромассажер За кабиной экипажа находился небольшой отсек, где можно было разогреть пищу а также воспользоваться другими удобствами, отсутствовавшими на других фронтовых бомбардировщиках Компоновка кабины позволяла членам экипажа поочередно покидать рабочие кресла и занимать в закабинном отсеке вертикальное положение в полный пост для отдыха Расстояние между креслами пилота и штурмана достаточно для того чтобы кто-либо из членов экипажа мог лечь в проходе между сидениями и при необходимости отдохнуть лежа До высоты 10000 м в кабине Су-34 (как и на Су 27ИБ) автоматически поддерживались условия, соответствующие высоте полета 2400 м Это позволяло экипажу работать без кислородных масок На бор ту установили и мощную систему кондиционирования воздуха Все это обеспечивало высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 часов полете, еще более увеличивая боевой потенциал Су-34.

Доступ летчиков в кабину истребителя-бомбардировщика как и на прототипе также был упрощен и осуществлялся по трапу через нишу передней стоики шасси.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах Как и на Су-27ИБ кабину экипажа выполнили (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде единой броневой капсулы Аналогичную за щиту имели и другие жизненно важные агрегаты самолета, в частности расход ныи топливный бак и двигатели Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су 27 обеспечивало Су-34 высокую боевую живу честь в маловысотном полете над территорией противника, насыщенной средствами ПВО.

В закабинном отсеке разместили также основное бортовое радиоэлектронное оборудование а также патронный ящик с боекомплектом пушки ГШ-301 В средней части фюзеляжа расположили интегральные топливные баки с пористым заполнителем а под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами тандемно разместили два узла подвески противокорабельных ракет или другого тяжелого вооружения класса "воздух-поверхность".

Самолет оснастили цифровой электро-дистанционной системой управления, системой активной безопасности, системой демпфирования продольных колебаний самолета при полете в турбулентной атмосфере Система активной безопасности позволяла выполнять фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости у земли (1380 км/ч) следовать рельефу местности преодолевать систему ПВО противника Имелся в ней и режим приведения к горизонту и выведения из штопора.

Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролировала физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивала автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Наличие на самолёте системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности лётчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнём противника.

На Су-34. как и на Су-27ИБ, применили стандартную систему дозаправки топливом в воздухе(аналогичную применённой на Су-27К, Су-ЗО и Су-35). За счёт размещения большого количества топлива в удачно скомпонованном планере Су-34 мог непрерывно лететь на дальность до 4000 км. а с дозаправкой в воздухе - на дальность до 7000 км. Воздушная заправка топливом могла осуществляться от другого Су-34 или Су-24М, оснащённого системой УПАЗ. Новый самолёт по сравнению с другими типами ударных машин значительно лучше оказался приспособлен к быстрой переброске в район, расположенный на большом расстоянии от места постоянного базирования.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии Stealth. Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО. Таким образом уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Кроме того, машина имела уменьшенную поверхность отражения радиолокационных лучей по сравнению с другими самолётами данного класса. Я рко выраженная интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой, сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, смогли сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта. По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого, при полёте на малой высоте Су-34 будет иметь такую же степень радиолокационной заметности, как и современная крылатая ракета.

Другим элементом, повышающим боевую живучесть Су-34, стало наличие у штурмана-оператора второго управления.

Отличная аэродинамика, огромная ёмкость внутренних топливных баков, обусловленная интегральной компоновкой самолёта, высокоэкономичные двухконтур-ные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволяли Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полёта средних стратегических бомбардировщиков (Ту-16, Ту-22 и Ту-22М).

Су-34 имел принципиально новую бортовую компьютерную систему и другое радиоэлектронное оборудование, которое многократно дублировалось и могло в автоматическом запрограммированном режиме выводить самолёт в указанный район с большой точностью.

Истребитель-бомбардировщик оснастили навигационным комплексом, включавшим инерциальную систему, средства радионавигации и спутниковое навигационное оборудование. В кабине установили многофункциональные цветные индикаторы на электронно-лучевых трубках, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). У лётчиков имелись и нашлемные прицелы, позволявшие осуществлять целеуказание управляемым ракетам (в частности, Х-29Т) при помощи "взгляда", что значительно уменьшало время реакции оружия (это особенно важно в маловысотном полёте). РЛС могла обнаруживать и определять местоположение воздушных целей (в том числе и малоразмерных) на дальностях до 250 км.

По словам Генерального конструктора ОКБ Сухого М.П. Симонова, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), установленный на Су-34, предназначался для выполнения противолодочных операций, ведения разведки, определения минных полей и борьбы с надводными кораблями противника. РЛС самолёта гарантировала обнаружение надводных целей с эффективной площадью рассеивания более 3000 м2 и след подводной лодки на удалении в 150 км (с большой высоты). Комплекс оборудования мог быть использован и для решения поисковых и спасательных задач, а также мониторинга окружающей среды над морем.

БРЭО самолёта имело расширенную номенклатуру вычислительных средств спроектированных в виде автономных информационных модулей. Они состояли из вычислительных блоков большой ЭВМ "Аргон" и специальным образом запрограммированных процессоров, объединённых мультиплексными шинами передачи данных. Все информационные модули управлялись сдвоенной центральной вычислительной системой, которая полностью координировала их работу, обеспечивала обмен данными и предоставление экипажу информации в ходе выполнения полётного задания.

Специалисты ОКБ стремились обеспечить высокую надёжность комплекса БРЭО за счёт использования модульных принципов построения систем, а также резервирования программного обеспечения и элементов оборудования. По словам Главного конструктора Су-34 Ролана Мартиросова, боевое задание этот самолёт может успешно выполнить даже при частичных отказах в некоторых информационных модулях.

При морском патрулировании основные задачи истребителя-бомбардировщика будут выполнятся с помощью РЛС, радиогидроакустических буев (РГАБ). инфракрасной системы и лазерного дальномера. Обнаружение цели будет вестись главным образом, с помощью радара и акустических сигналов, ретранслируемых РГАБ. В некоторых случаях возможно и оптическое (телевизионное) обнаружение цели.

Для обнаружения подводных лодок могут использоваться 72 РГАБ. включая несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ-пеленгаторы и средства взрывного генерирования гидроакустических волн. По словам представителей ОКБ, характеристики РГАБ, которые возможно сбрасывать с Су-34, превосходят характеристики американских радиобуев SSQ-53B, SSQ-77A и SSQ-75.

Датчик магнитных аномалий может использоваться совместно с РГАБ для обнаружения подводных лодок на основе измерений местных параметров магнитного поля Земли. РЛС обеспечивает обнаружение малоразмерных целей (например, перископов подводных лодок), а также контроль работы РГАБ.

По словам Генерального конструктора ОКБ М П Симонова, характеристики РЛС Су-34 превзошли характеристики аналогичной американской РЛС AN/APS 137 на 25-30% Возможности Су-34 по обнаружению целей увеличились за счет использования двух независимых систем - инфракрасной и телевизионной Эти системы могли использоваться как раздельно, так и совместно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Бортовая система радиотехнической разведки большую часть времени работает в режиме "ожидания" В случае перехвата сигналов о наличии подводных лодок в зоне поиска или за горизонтом система способна обнаруживать, идентифицировать и определять направление на подводную лодку противника по ее работающему радиооборудованию.

simfosj1.livejournal.com

✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Вход на сайт

закрыть

Су-27 - семейство многоцелевых всепогодных истребителей четвёртого поколения. Первый полёт опытного Су-27 (Т10-1) состоялся 20 мая 1977 года. Двигатели - два ТРДДФ АЛ-31Ф.

На базе Су-27 создано большое количество модификаций, основные:Су-27, Су-27П, Су-27УБ, Су-27УБМ, Су-27СК, Су-27СМ, Су-27СМ3.

Также Су-27 стал основой для большой линейки новых типов самолётов:Су-30 - двухместный истребитель-перехватчик и самолёт наведения и целеуказания. Варианты: Су-30МК, Су-30МКК, Су-30КН, Су-30МК2, Су-30М2, Су-30СМ.Су-33 и Су-27КУБ - одноместный и учебно-боевой палубный истребитель.Су-34 - двухместный истребитель-бомбардировщик.Су-27М, Су-35 и Су-35С - сверхманевренный истребитель с двигателями управляемого вектора тяги.

Всего найдено фотографий: 31,показано: с 1 по 20.

1 2

Сортировать по: добавлению (↓) | просмотрам (↓) | дате (↓) | регистрации (↓) | с/н (↓) На странице: 10 | 20 | 50 | 100 | 200 | кратко нет в реестре

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, APKAH, amba, Виталий, Алан Шанаев, Илья Соловей, Андрей Вечернин, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, VVN, Марат, Аскер Аскеров, Андрей Поздняков, Иван Зубов, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Геннадий Корягин, Китановски Дмитрий, Владислав Белов, Андрей Хомич, Сергей, Galatea (всего - 24)

+

Прототип Т-10-1.

Год приблизительно.

Фотография из архива Самарина В.А. Выложено с разрешения.

поблагодарили: Лысенко Сергей, Сергей, Александр Стукалин, amba, Pepa T., viktorija33, Gefest83, Виталий, Vit A, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, Ештокин Алексей, Александр Лебедев, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Иван Зубов, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Олег Гаврюшенко, Сергей (всего - 24)

+

Последний "полет".

комментариев к фото: 1

поблагодарили: liv444, Сергей, Александр Стукалин, Эмиль Валуев, Вадим874, APKAH, amba, nav-nav, Константин Напреенко, viktorija33, Андрей Вечернин, Николай Краснов, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, VVN, Александр Гуторов, Владислав Колесниченко, Алексей Карпулёв, Иван Зубов, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Igor Ponomarev, Китановски Дмитрий, Максим Гришин, Сергей, Андрей (всего - 30)

+
Вчера вечером Т-10-20 занял место на постаменте. Теперь эта машина стала памятником в начале будущей экспозиции музея авиации в Медыни. Реставрация продолжается.

комментариев к фото: 6

поблагодарили: Лысенко Сергей, Сергей, Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, Андрей Егоров, Константин Напреенко, dima1828, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Alexandar Vladic, Polikarpoff, Виталий, Алан Шанаев, Вячеслав Бабаевский, Владислав, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Марат, Аскер Аскеров, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Китановски Дмитрий, Максим Гришин, Сергей, Олег Белов, Старик из бани (всего - 34)

+

В процессе реставрации.

комментариев к фото: 4

поблагодарили: Лысенко Сергей, Сергей, Александр Стукалин, piligrim51, Ivanych47, APKAH, amba, nav-nav, dima1828, Павел Безруков - AviaPressPhoto, viktorija33, Gefest83, Vit A, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Игорь Суслов, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Сергей (всего - 25)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, Михаил Мизикаев, SergeyL, APKAH, Васильев Александр, Константин Напреенко, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Djoker, Андрей Вечернин, Сергей Копцев, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Илья Савиных, VVN, Иван Зубов, Сергей Пугачев, Владимир Замятин, Александр Куликов, Виктор Иванов (всего - 21)

+

"Последний из Могикан" на Ходынке

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, piligrim51, iva-savickii, amba, Djoker, Андрей Вечернин, Михаил Кох, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Александр Лебедев, Илья Савиных, VVN, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Владимир Замятин, Артем Бубнов , Alex 25826, Макс К.

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Кирилл Тарасов, Васильев Александр, Виталий, Алан Шанаев, Иван , Константин Губин, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, VVN, Марат, Сергей

+

Авiацiйно-технiчний музей. Авиационно-технический музей.

поблагодарили: Сергей, iva-savickii, amba, Сергей Петровский, Васильев Александр, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Виталий, Vit A, Николай Никитин, Андрей Вечернин, Иван , Сергей Копцев, Валентин Козлов, Александр Ермаков, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Ештокин Алексей, Илья Савиных, VVN, Марат

+

комментариев к фото: 3

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Pkk, Васильев Александр, Дмитрий SherHunter, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Виталий, Александр Невский, Андрей Вечернин, Иван , Сергей Копцев, Валентин Козлов, Fencer, Илья Савиных, VVN, Марат, Ендальцев Юрий, С.М.Д.Табиб

+
Т10-20.

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Pkk, SergeyL, APKAH, Шаньгин Роман, Васильев Александр, URKW, Дмитрий SherHunter, Виктор Жиренков, Polikarpoff, Виталий, airwolf, Алан Шанаев, Andy, Владислав, Юрий ***, Андрей Вечернин, Сергей Коньков, Иван , Константин Губин, Валентин Козлов, Дмитрий Мюллер, Данила Башкиров, Fencer, Владимир К., VVN, Алексей Коршунов, Марат, Андрей Поздняков, Иван Зубов, Александр Бабашов (всего - 32)

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Кирилл Тарасов, APKAH, amba, gorbatuy111 , Алексей Константинов, viktorija33, Серж Туполев, Виталий, Алан Шанаев, Иван , Валентин Козлов, Дмитрий Мюллер, Fencer, Владимир К., VVN

+

комментариев к фото: 12

поблагодарили: Игорь К, lesnik, iva-savickii, barracuda476, APKAH, Васильев Александр, Василий Коба, Алексей Константинов, Аппарат, kabuki, Виталий, MrZorg, Даниил, Vit A, Сергей Цюцюра, Taras Bazhanskiy, Павел Ванка, Юрий ***, Илья Соловей, Андрей Вечернин, Боровых Андрей, Николай Краснов, Иван , Александр Шишов, Илья Савиных, VVN, Александр Кильчицкий., Breakneck, Иван Зубов (всего - 29)

+

комментариев к фото: 13

поблагодарили: Сергей, SergeyL, APKAH, Николай Смирнов, Александр Данилин, Алан Шанаев, Андрей Шляховский, MrZorg, Игорь Шарапов, Jeck1975, Игорь Колоколов, Иван

+

Взлетает... увы под тяжестью снега.

поблагодарили: Лысенко Сергей, Алексей Качаев, Денис Апальков, Сергей, APKAH, USSR-85049, Васильев Александр, Александр Данилин, bender, Виталий, Даниил, Игорь Шарапов, Jeck1975, Homer, Иван , Сергей Копцев

+

поблагодарили: Алексей Качаев, Денис Апальков, Сергей, Игорь Бубин, amba, Алексей Корсаков, Васильев Александр, Андрей Багиров, Сергей Локтев, wladka26, bender, Даниил, Vit A, Юрий ***, Павел Губкин, Андрей Вечернин

+

по состоянию на 13/10/2012. с момента июня 2012 сняли обтекатель РЛС.

поблагодарили: Лысенко Сергей, Алексей Качаев, Алексей Резниченко, Сергей, Pkk, Александр Шухов - AviaPressPhoto, APKAH, Васильев Александр, Андрей Багиров, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Виталий, Алан Шанаев, Руслан , Андрей Шляховский, Даниил, Юрий ***, Балдин Евгений, Марио Krijan (всего - 21)

+

Знаменитый в своё время П-42 , 28 сек 3000 метров

комментариев к фото: 30

поблагодарили: Лысенко Сергей, Алексей Качаев, Денис Апальков, Алексей Резниченко, Aviavoron, Дмитрий Яковлев, Сергей, АндрюхиН Челябинск, Коржик, Airhitcher, Sergius, Basil, Михаил Громов, Сергей Макаров, iva-savickii, Антон Удинский, АN-74, SergeyL, Игорь Бубин, Михаил Белов, APKAH, Алексей Корсаков, Дмитрий Карпилов, Шаньгин Роман, Николай Шишкин, Николай Смирнов, Андрей Егоров, Степанов Юрий , Андрей Багиров, Антон Петров, Василий Коба, Sierra, barnaulets, guardini, Матрос Лом, Алексей Константинов, bender, SAP, Виталий Саковский, Павел Безруков - AviaPressPhoto, kabuki, Polikarpoff, airwolf, Александр Михайлов, Антон Ч, Руслан , Vit A, Денис, tu144supersonic, Taras Bazhanskiy, Павел Ванка, Игорь Шарапов, Алексей Коваль, Jeck1975, Юрий ***, Илья Соловей, Евгений Сивоконь , Homer, Иван , nik ast, Роман Трегубов, Владимир Воробьев, Александр Шишов (всего - 63)

+
Прототип самолёта Су-27 - самолёт Т-10. 10-й опытный экземпляр.

комментариев к фото: 3

поблагодарили: Лысенко Сергей, Алексей Качаев, Денис Апальков, Сергей, Porkevich, Михаил Мизикаев, A.F., SergeyL, Игорь Бубин, Михаил Белов, APKAH, Алексей Филатов, Дмитрий Карпилов, Николай Смирнов, Андрей Егоров, Andrey Shkurin, Тимофей Никишин , Евгений Свергун, Vit A, Иван Савицкий, Илья Соловей, Андрей Цымбал, Александр Шишов (всего - 23)

+

поблагодарили: Эрнес Туварчиев, Павел Безруков - AviaPressPhoto

+
1 2

russianplanes.net

✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Вход на сайт

закрыть

Су-27 - семейство многоцелевых всепогодных истребителей четвёртого поколения. Первый полёт опытного Су-27 (Т10-1) состоялся 20 мая 1977 года. Двигатели - два ТРДДФ АЛ-31Ф.

На базе Су-27 создано большое количество модификаций, основные:Су-27, Су-27П, Су-27УБ, Су-27УБМ, Су-27СК, Су-27СМ, Су-27СМ3.

Также Су-27 стал основой для большой линейки новых типов самолётов:Су-30 - двухместный истребитель-перехватчик и самолёт наведения и целеуказания. Варианты: Су-30МК, Су-30МКК, Су-30КН, Су-30МК2, Су-30М2, Су-30СМ.Су-33 и Су-27КУБ - одноместный и учебно-боевой палубный истребитель.Су-34 - двухместный истребитель-бомбардировщик.Су-27М, Су-35 и Су-35С - сверхманевренный истребитель с двигателями управляемого вектора тяги.

Всего найдено фотографий: 574,показано: с 1 по 20.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10   >  >>

Сортировать по: добавлению (↓) | просмотрам (↓) | дате (↓) | регистрации (↓) | с/н (↓) На странице: 10 | 20 | 50 | 100 | 200 | кратко нет в реестре

Табличка: "РОДНОМУ ГОРОДУ от академика Фортова В.Е. 70 лет Великой Победе 2015 год

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, APKAH, amba, viktorija33, Виталий, Алан Шанаев, Taras Bazhanskiy, Андрей Вечернин, Fencer, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, viktorija33, Gefest83, Алан Шанаев, Андрей Вечернин, Fencer, Андрей Цымбал, VVN, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto

+

В процессе покраски

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Кирилл Тарасов, SergeyL, APKAH, amba, Gefest83, Алан Шанаев, Fencer, Андрей Цымбал, Аскер Аскеров, Андрей Нейман

+

комментариев к фото: 1

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, Gefest83, Алан Шанаев, Андрей Вечернин, Fencer, Андрей Марков, Андрей Цымбал, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Георгий Данилкин

+

комментариев к фото: 1

поблагодарили: Сергей, Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, piligrim51, amba, Михаил Степанов, Андрей Чурсин, bender, viktorija33, Gefest83, Алан Шанаев, Taras Bazhanskiy, Андрей Вечернин, Иван , Юрий Киселев, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Елена Кудрявцева, VVN, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Сергей, Старик из бани, Ушаков Евгений, Иван Колорадо (всего - 26)

+

комментариев к фото: 2

поблагодарили: Сергей, Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, Кирилл Тарасов, piligrim51, SergeyL, APKAH, amba, Дмитрий SherHunter, Павел Безруков - AviaPressPhoto, viktorija33, Djoker, Gefest83, Виталий, Алан Шанаев, Александр Медведев, Андрей Вечернин, Михаил Медведев, Николай Краснов, Fencer, Владимир Дебрёдь, Демон - AviaPressPhoto, Александр Лебедев, VVN, Алексей Карпулёв, Аскер Аскеров, ЕЛВИН КОРНЕЛИССЕН, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Роман Галков, Андрей Проскурин, Сергей Ш, Владислав Белов, Антон Харисов - AviaPressPhoto, Сергей, Чэнь Сянюй, Иван Колорадо (всего - 37)

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Михаил Лисовский, APKAH, amba, Иван Вукадинов, Алексей Константинов, viktorija33, Djoker, Gefest83, airwolf, Andy, Максим Гольбрайхт, Андрей Вечернин, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Владислав Белов, Сергей, Чэнь Сянюй, Вениамин Игнатьвич, Иван Колорадо (всего - 24)

+

г. Бологое

поблагодарили: Александр Стукалин, amba, viktorija33, Gefest83, Алан Шанаев, Taras Bazhanskiy, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, Аскер Аскеров, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Георгий Данилкин, Сергей, Антон Цыбисов, Андрей Нейман, Иван Колорадо

+

29 мая 2018г МЭИ получил учебное пособие для военной кафедры. Им стал Су-27 борт 06 Русских Витязей. Самолет планируется использовать для обучения студентов, поэтому самолет имеет рабочие пневмо и гидросистемы, а так же электрику.

комментариев к фото: 3

поблагодарили: Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, piligrim51, Антон Удинский, SergeyL, Вадим874, APKAH, amba, Иван Вукадинов, Андрей Егоров, Степанов Юрий , Алексей Константинов, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Djoker, VIRUS23, Gefest83, Виталий, Алан Шанаев, Vit A, Taras Bazhanskiy, Александр Невский, Андрей Вечернин, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Алексей Карпулёв, Аскер Аскеров, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Владислав Белов, Георгий Данилкин, Максим Живилов, Алексей Поляков, Иван Колорадо (всего - 37)

+

комментариев к фото: 2

поблагодарили: Kirin, Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, viktorija33, Djoker, Gefest83, Андрей Вечернин, Николай Краснов, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Геннадий Корягин, Igor Ponomarev, Китановски Дмитрий, Сергей, Билера Николай , Старик из бани, Алексей Кошин, Иван Колорадо (всего - 26)

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, piligrim51, Basil, SergeyL, amba, bender, Павел Безруков - AviaPressPhoto, viktorija33, Djoker, Gefest83, airwolf, Алан Шанаев, Александр Медведев, Владислав, Илья Соловей, Андрей Вечернин, Николай Краснов, Валентин Козлов, Юрий Киселев, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Александр Лебедев, Аскер Аскеров, Иван Зубов, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Андрей Проскурин, Igor Ponomarev, Владислав Белов, Сергей, Galatea, Андрей Нейман (всего - 33)

+

поблагодарили: Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, piligrim51, amba, Павел Безруков - AviaPressPhoto, viktorija33, Djoker, Gefest83, Александр Медведев, Янетов Андрей, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, VVN, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Игорь Суслов, Иван Зубов, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Китановски Дмитрий, Чэнь Сянюй, Galatea, Андрей (всего - 25)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, amba, Дмитрий SherHunter, viktorija33, Djoker, JetRanger, Gefest83, Александр Медведев, Янетов Андрей, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, VVN, Владислав Колесниченко, Алексей Карпулёв, Ендальцев Юрий, Игорь Суслов, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Владислав Белов, Антон Харисов - AviaPressPhoto (всего - 22)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, Airwave, APKAH, amba, viktorija33, Djoker, Gefest83, Сергей Коньков, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Андрей Проскурин (всего - 21)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Сергей Лойко, Airwave, SergeyL, APKAH, amba, nav-nav, Дмитрий SherHunter, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Djoker, Elmoino, Taras Bazhanskiy, Владислав, Илья Соловей, Андрей Вечернин, Михаил Семенов, Михаил Медведев, Янетов Андрей, Иван , Мирослав Пержель, Валентин Козлов, Юрий Киселев, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, Макс С, Алексей Карпулёв, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Петухов Дмитрий, Китановски Дмитрий, Лебедев Сергей Юрьевич, Вениамин Игнатьвич (всего - 36)

+

поблагодарили: Алексей Резниченко, Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, Степанов Юрий , nav-nav, dima1828, viktorija33, Djoker, Gefest83, Владислав, Алексей Коваль, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Ендальцев Юрий, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Геннадий Корягин, Китановски Дмитрий, Анатолий Иванов, Таблетка валидола, Сергей, Илья Криволапов, Андрей (всего - 30)

+

поблагодарили: Алексей Резниченко, Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, amba, Степанов Юрий , nav-nav, dima1828, Djoker, Gefest83, Taras Bazhanskiy, Владислав, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Ендальцев Юрий, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Таблетка валидола, Илья Криволапов (всего - 24)

+

комментариев к фото: 2

поблагодарили: Алексей Резниченко, Сергей, Александр Стукалин, Basil, SergeyL, APKAH, amba, Андрей Чурсин, Николай Смирнов, Степанов Юрий , nav-nav, dima1828, viktorija33, Djoker, Gefest83, Vit A, Taras Bazhanskiy, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, VVN, Александр Гуторов, Владислав Колесниченко, Ендальцев Юрий, Иван Зубов, С.М.Д.Табиб, Иван Даниелян, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Тамара, Виктор, Дикий Прапор, Таблетка валидола, Сергей, Илья Криволапов (всего - 37)

+

поблагодарили: Сергей, CBR, Александр Стукалин, SergeyL, APKAH, amba, Иван Вукадинов, Дмитрий SherHunter, Павел Безруков - AviaPressPhoto, viktorija33, Djoker, Алан Шанаев, Taras Bazhanskiy, Илья Соловей, Андрей Вечернин, Валентин Козлов, Вадим Савицкий, Александр Ермаков, Демон - AviaPressPhoto, Александр Лебедев, Владислав Колесниченко, Алексей Карпулёв, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, С.М.Д.Табиб, Светлана Балаева, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto (всего - 27)

+

комментариев к фото: 1

поблагодарили: Алексей Резниченко, Сергей, Александр Стукалин, amba, dima1828, Павел Безруков - AviaPressPhoto, Алан Шанаев, Александр Медведев, Kirill M, Александр Невский, Илья Соловей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, VVN, Владислав Колесниченко, Марат, Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Владислав Белов, Вениамин Игнатьвич (всего - 26)

+

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10   >  >>

russianplanes.net

Т-10 (самолёт) - Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-27
Су-27СМ3 ВВС России, 2012 год.

многоцелевой истребитель

→ ОКБ Сухого

→ КнААЗ

М. П. Симонов

20 мая 1977 года (Т-10-1)20 апреля 1981 года (Т-10С-1)

1985 год

эксплуатируется, снят с производства

ВВС СССР (бывший) ВКС России Воздушные силы Украины ВВС КНР ВВС Казахстанасм. на вооружении

с 1981 года

809[1][2]

Су-27МСу-30Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-37П-42Shenyang J-11

 Изображения на Викискладе

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B (адапт русс. «Удар во фланг»)) — советский/российский многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения[3], разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Пет

encyclopaedia.bid

Сухой Су-27УБ (Т-10У/УБК): 101

  • Зачем самолеты так круто взлетают? Пилоты - лихачи? Пособие для аэрофоба

    Сегодня будем срывать покровы с тайн гражданской авиации. Давайте попробуем развеять страхи авиапассажиров, касающиеся взлета самолета.…

  • Это был бы его последний полёт, если бы ...

    В КБ Антонов все лётчики - это лётчики-испытатели. То есть хорошие лётчики. Лет тридцать назад, поручили одному такому лётчику, назовём его…

  • 9 «зачем» о самолетах, которые ты всегда стеснялся задать

    Если ты не авиаконструктор, то, скорее всего, мало что знаешь о самолетах. И я сейчас говорю не о том, как и почему эта техника летает, а о…

  • «Ваше топливо кончилось... »

    Самолёты гоняли в Нигерию обычно по маршруту Сыктывкар-Шереметьево-Прага-Касабланка-Бамако-Кано. В Касабланке с удовольствием ночевали, а наутро…

  • Невероятное мастерство

  • McDonnell Douglas F/A-18 Hornet

  • General Dynamics F-16 Fighting Falcon

  • Миль Ми-28Н

  • Антонов Ан-12БК

  • 101.livejournal.com