Союз Т-10-1. Т 10 1


Лучший российский самолёт истребитель Су 27

Су 27 совмещает в себе отличную аэродинамику, большой запас топлива и высокую тяговооруженность, все возможности, присущие уникальному  сверх маневренному боевому самолёту, в котором давно нуждались российские ВВС.

История создания истребителя Су 27

Предсказать масштабы успеха в создании Су-27 отважились немногие. Ранняя история этой машины настолько злополучна, что несколько раз казалось возможным закрытие проекта. Су-27 задуман в 1969 году, когда ОКБ Сухого получило заказ на создание дальнего перехватчика взамен Ту-128, Су-15 и Як-28П.

Самолёт Су 27

Прототип под индексом Т-10-1 совершил первый полёт 20 мая 1977 года под управлением Героя Советского Союза лётчика-испытателя В. Ильюшина, на самолёте стояли двигатели АЛ-21-Ф3, штатное вооружение на борт не устанавливали. На этом экземпляре проверяли общую работоспособность, испытывали машину на управляемость и устойчивость.

В 1978 году передали на испытания второй борт Т-10-2. Один из вылетов закончился катастрофой, лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.Соловьёв до конца боролся с резко возросшей амплитудой продольной раскачки, но самолёт разрушился и пилоту не удалось спастись. Следующий Т-10-3 оснастили новыми силовыми установками АЛ-31Ф, а на Т-10-4 поставили опытную радиолокационную станцию «Меч».

В 1979 году, когда поступили данные об американском F-15, стало ясно, что новая машина уступает ему по всем параметрам, да и раньше при продувке моделей Т-10,  наметилась тенденция к ухудшению лётных характеристик. После длительных расчётов было решено переработать всю машину и начать практически с чистого листа.

Всё же разработки прежних прототипов пригодились и новая машина с другим индексом Т-10С-1 уже 20 апреля 1981 года под управлением В. Ильюшина произвела первый вылет. На этой машине сделаны существенные доработки – изменения коснулись крыла и хвостового оперения, передняя стойка шасси перемещена назад, фонарь кабины теперь не сдвигался, а открывался назад и вверх, тормозной щиток установили сзади кабины пилота и носовая часть самолёта приобрела бульбообразную форму.

Неприятности, казалось, преследовали эту машину – 23 декабря 1981 года на скорости, превосходящей скорость звука произошло повреждение передней части фюзеляжа, лётчику-испытателю А. Комарову не удалось покинуть самолёт и он погиб. При испытании 16 июля 1983 года разрушение передней кромки крыла и верхней части киля едва не стоило жизни лётчику-испытателю Н. Садовникову, только благодаря мужеству и профессионализму пилота удалось посадить машину на скорости, превышающей посадочную на 100 км/час. По такой же причине разбился другой борт Т-10С-21, пилот катапультировался.

Самолёт Су 27 в разных ракурсах

Причину установили – увеличенный шарнирный момент предкрылка, усилили планер и конструкцию крыла и уменьшили площадь предкрылка. Испытания показали, что новый самолёт не уступал, а по отдельным параметрам превзошёл F-15. В августе 1993 года самолёт принят на вооружение ВВС под индексом Су-27С, а для войск ПВО, как Су-27 П (перехватчик).

Описание самолёта истребителя Су 27

Су-27 вписывается в традиционную аэродинамическую схему и выполнен по интегральной компоновке со средним расположением крыла с незначительным удлинением. Крыло имеет наплывы, которые образуют плавную кривую сопряжения с фюзеляжем, создавая единое целое с корпусом. Такая компоновка повышает коэффициент подъёмной силы при совершении маневров и увеличивает внутренние объёмы.

В более поздних сериях стреловидность крыла уменьшили, а площадь довели до 62 м2. Форма законцовок крыла стала срезанной и на них разместили торцевые пилоны, которые к тому же играли роль противофлаттерных грузов. Вместо элеронов и закрылков установили флапероны, выполняющих их функции.

На мотогондолах с внешней стороны смонтировали балки и перенесли на них кили. Чтобы улучшить противоштопорные качества самолёта снизу на балках разместили фальшкили. Площади горизонтального и вертикального оперения увеличили для лучшей устойчивости. В хвостовом ласте между силовыми установками поместили контейнер для тормозных парашютов и оборудование отстрела инфракрасных ловушек.

Основные стойки шасси в поздних сериях машины убираются вперёд в мотогондолы, что создало более плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Мотогондолы переделали для двигателей АЛ-31Ф с верхним размещением агрегатов, сами силовые установки защищены от попадания посторонних предметов, опускаемыми решётками на воздухозаборниках. Как выразился генеральный конструктор М.И. Симонов, у Т-10 и Су-27 общее только колёса, остальное изменено.

Машина оснащена двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, имеющими повышенную мощность на форсаже и бесфорсажном режиме. Улучшенные газодинамические характеристики турбокомпрессора и особая конструкция воздухозаборников повысили надёжность и устойчивость работы двигателей в режимах глубокого помпажа на сверхзвуке и в условиях прямого, перевёрнутого и плоского штопора.

Самолёт Су 27 схема

Топливная система рассчитана на большой запас горючего, она включает четыре бака: передний фюзеляжный – 4020 л, бак центроплана – 5330 л, два крыльевых отсека – 1270 л, бак в хвосте – 1350 л.

Кабина лётчика оснащена катапультным креслом К-35ДМ. На Су-34 и на Су-27КУБ пилоты размещены по схеме «бок о бок», на остальных двухместных вариантах они расположены тандемом.

Установка на самолёте лазерного дальномера и теплопеленгатора дают возможность пилоту искать и обнаруживать противника в скрытом режиме, не включая бортовую РЛС и не демаскируя своё положение. Эти системы разрешают обнаружить цель спереди на удалении 30 км, в задней полусфере – 15 км.

На большой дальности поражение самолёта противника обеспечивает РЛС Н001 и высокие характеристики оптико-электронной прицельной системы. Основным средством ведения воздушного боя Су-27 стали управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73 и Р-27 средней и малой дальности. Позднее появилась на вооружении Су-27 ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ).

Лётно-технические характеристики и вооружение самолёта Су 27

  • Длина самолёта (со штангой ПВД) – 21,94 м.
  • Высота самолёта – 5,93 м.
  • Размах крыла – 14,7 м.
  • Площадь крыла – 62,94 м2.
  • Двигатели – АЛ-31Ф.
  • Тяга на форсаже – 2 х 122,59 Кн.
  • Тяга на бесфорсажном режиме – 2 х 74,53 Кн.
  • Вес пустого самолёта – 16400 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 28 т.
  • Максимальный вес топлива – 9400 кг.
  • Нормальный вес топлива – 5270 кг.
  • Скорость у земли – 1400 км/час.
  • Скорость на высоте – 2500 км/час.
  • Практический потолок – 18500 м.
  • Дальность полёта – 3680 км.
  • Боевой радиус на малой высоте – 420 км.
  • Боевой радиус на средней высоте – 1090 км.
  • Вооружение — 4 УР «воздух-воздух» Р-73, 6 УР Р-27.

Интересные факты о истребителе Су 27

Для изготовления Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30 процентов планера и консолей изготовлены из титана.

«Русские витязи» истребитель Су 27

Корневые наплывы крыла Су-27 похожи на стрелы и нужны для повышения аэродинамических характеристик.

Фигура высшего пилотажа «кобра», которую исполнил Су-27 на авиационном шоу во Франции, вызвала всеобщее восхищение и зависть конкурентов.

В США два Су-27 принадлежат частным лицам.

Российская промышленность выпустила 20 модификаций Су-27, из них и более поздние известные как Су-33, Су-34, Су-35 и отдельно четыре украинских модификации.

Видео: знаменитая «Кобра» Пугачева на Су 27.

https://www.youtube.com/watch?v=VZfIwrh3Ilg

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Союз Т-10-1 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это статья о неудачном космическом полёте. О следующем удачном запуске, известном под тем же номером, см. Союз Т-10 Общие сведения Полётные данные корабля Полётные данные экипажа <tr><th colspan="2" cellspacing="0" cellpadding="2">Связанные экспедиции</th></tr> <tr><td colspan="2">

</td></tr>

Союз Т-10-1
Название корабля Союз Т-10-1 (11Ф732)
Ракета-носитель Союз-У (11A511У)
Полёт Союза № 51
Стартовая площадка Байконур, СК-1
Запуск 26 сентября 1983 19:37:49 (UTC)
Стыковка Салют-7 (не состоялась)
Посадка 26 сентября 1983 19:43:02 (UTC)
Место посадки ~4 км. от СК-1 (Байконур)
Длительность полёта 5 мин. 13 сек.
Количество витков 0 (авария на старте)
Апогей 950 м (макс. высота полёта)
Масса 6 850 кг
Членов экипажа 2
Позывной «Океан-2»

«Союз Т-10-1» (также упоминающийся как «Союз Т-10А») — советский пилотируемый космический корабль серии «Союз». Целью полёта была стыковка с орбитальной станцией «Салют-7». Пожар носителя на старте, задачи полёта не выполнены. Номер 10 перешел к следующей миссии.

Экипаж

Экипаж старта

Экипаж посадки

Дублирующий экипаж

Основные сведения

«Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе (известно ложное срабатывание САС при испытаниях корабля «Союз» в беспилотном виде).

Подробности

До происшествия с «Союз Т-10-1» Владимир Титов и Александр Серебров (в составе экипажа «Союз Т-8») уже пытались произвести стыковку с «Салютом-7», но из-за технической неисправности им это не удалось. В этот раз также подвела техника — во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта[1] вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты еще не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём. Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы задействовали систему аварийного спасения. Произошёл отстрел капсулы, и капсула с космонавтами полетела прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Ещё через 15 минут на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.

В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.

Последствия

Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Экипажу «Союз Т-9» пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Все события были засекречены.

Напишите отзыв о статье "Союз Т-10-1"

Ссылки

  • Космический корабль «Союз-Т10-1». [space.kursknet.ru/cosmos/russian/machines/st10-1.sht space.kursknet.ru]  (рус.)
  • Космодром среди ясного неба (интервью с очевидцами событий). [www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=581308 kommersant.ru]  (рус.)
  • Soyuz T-10-1. [www.astronautix.com/flights/soyzt101.htm astronautix.com]  (англ.)
  • Полёты космических кораблей «Союз». [www.energia.ru/energia/history/flights_soyuz.html energia.ru]  (рус.)

Примечания

  1. ↑ [www.americaspace.com/?p=42882 'We Were Swearing!' Thirty Years Since Russia's Brush With Disaster]. AmericaSpace (28 сентября 2013). Проверено 13 января 2015.
Космос-1428 | Космос-1429 , Космос-1430 , Космос-1431 , Космос-1432 , Космос-1433 , Космос-1434 , Космос-1435 , Космос-1436 | Ромб | IRAS , PIX 2 | Космос-1438 | Sakura 2A | Космос-1439 | OPS 0252 , LIPS 2 , SS-A , SS-B , SS-C | Космос-1440 | Космос-1441 | Tenma | Космос-1442 | Космос-1443 | Космос-1444 | Молния-3-20 | Экран-10 | Космос-1445 | Космос-1446 | Молния-1-56 | Астрон | Космос-1447 | NOAA 8 | Космос-1448 | Космос-1449 | Молния-1-57 | Челленджер STS-6 (TDRS 1) | Космос-1450 | Радуга-12 | Космос-1451 | Satcom 1R | Космос-1452 | OPS 2925 | Rohini RS-D-2 | Космос-1453 | Союз Т-8 | Космос-1454 | Космос-1455 | Космос-1456 | Космос-1457 | Космос-1458 | GOES-6 | Космос-1459 | Космос-1460 | Космос-1461 | Космос-1462 | Космос-1463 | INTELSAT 506 | Космос-1464 | Космос-1465 | Космос-1466 | EXOSAT | Космос-1467 | Венера-15 | Венера-16 | Космос-1468 | OPS 6432 , GB1 , GB2 , GB3 | Космос-1469 | ECS 1 | AMSCAT-OSCAR-10 | Челленджер STS-7 (Anik C2 , Palapa B1 , SPAS 1) | OPS 0721 , OPS 3899 | Космос-1470 | Союз Т-9 | P83-1 Hilat | Космос-1471 | Galaxy 1 | Горизонт-7 | Прогноз-9 | Космос-1472 | Космос-1472 , Космос-1473 , Космос-1474 , Космос-1475 , Космос-1476 , Космос-1477 , Космос-1478 , Космос-1479 , Космос-1480 | Космос-1481 | Космос-1482 | Navstar-8 | Молния-1-58 | Космос-1483 | Космос-1484 | Космос-1485 | Telstar 301 | OPS 7304 | Космос-1486 | Космос-1487 | Sakura 2B | Космос-1488 | Космос-1489 | Космос-1490 , Космос-1491 , Космос-1492 | Прогресс-17 | FSW-0-5 | Космос-1493 | Радуга-13 | Челленджер STS-8 (Insat 1B) | Молния-3-21 | Космос-1494 | Космос-1495 | Космос-1496 | Satcom 2R | Космос-1497 | Космос-1498 | Космос-1499 | Galaxy 2 | Союз Т-10-1 | Космос-1500 | Экран-11 | Космос-1501 | Космос-1502 | Космос-1503 | Космос-1504 | INTELSAT 507 | Прогресс-18 | Космос-1505 | Космос-1506 | Метеор-2-10 | Космос-1507 | Космос-1508 | Космос-1509 | DMSP F-7 | Молния-1-59 | Космос-1510 | Колумбия STS-9 | Космос-1511 | Горизонт-8 | Космос-1512 | Космос-1513 | Космос-1514 | Космос-1515 | Молния-3-22 | Космос-1516 | Космос-1517 | Космос-1518 | Космос-1519 , Космос-1520 , Космос-1521

Аппараты, выведенные одной ракетой, разделены запятой (,), запуски — чертой( | ). Пилотируемые полёты выделены жирным текстом. Неудачные запуски выделены курсивом.

Отрывок, характеризующий Союз Т-10-1

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете. Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля. «Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром. У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя. «Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем. «Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома. С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж. – Кого вам? – спросил кто то. – Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса. – Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут. Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел. Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате. – Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился. – Что вам угодно? Просьба?… – Qu'est ce que c'est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты. – Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах. – Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать. – После, после, завтра. Поздно… Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его. – От кого? Вы кто? – От майора Денисова, – отвечал Ростов. – Вы кто? офицер? – Поручик, граф Ростов. – Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир. Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти. Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его. – Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос. Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов. Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой. – Жалко, жалко молодца; давай письмо. Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d'honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе. Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю. Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.

wiki-org.ru

Аварийный старт «Союза Т-10-1» - WHISPERING COSMOS

Американская компания Spire Global, десять малых спутников которой не смогли выйти на орбиту после старта 28 ноября с космодрома "Восточный", сохраняет веру в надежность российских ракет-носителей "Союз", передает РИА Новости. Я тоже, как и американцы, был уверен, что "Союзы", тем более пилотируемые, самые надежные ракеты в мире. Но, оказывается, за их долгую историю всякое бывало. В том числе и с людьми на борту.

26 сентября 1983 года «Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя «Союз-У», после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе.

До происшествия с «Союз Т-10-1» Владимир Титов и Александр Серебров (в составе экипажа «Союз Т-8») уже пытались произвести стыковку с «Салютом-7», но из-за технической неисправности им это не удалось. В этот раз также подвела техника — во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты ещё не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём. Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы задействовали систему аварийного спасения. Произошёл отстрел капсулы, и капсула с космонавтами полетела прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Ещё через 15 минут на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.

В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.

Схема баллистического спуска «Союза Т-10-1»:

Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Экипажу «Союз Т-9» пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Все события были засекречены.

Владимир Титов (слева) и Александр Серебров перед стартом:

Спустя 20 лет, в сентябре 2003-го, космонавты Геннадий Стрекалов и Владимир Титов впервые рассказали «КП» о той катастрофе на Байконуре.

- Еще за двое суток до старта я почувствовал - будет что-то неладное, - вспоминает теперь Геннадий Стрекалов. - Почему? Да больно здорово готовились. Даже на двери нашего гостиничного номера пришлось написать: «Вход запрещен всем, кроме врача и методиста», - чтобы остальные не отвлекали. А за шесть часов до старта я по традиции позвонил матери. Она мне сказала: «Сынок, не лети». Хотя и до того, и потом, когда я собирался в космос, она меня не отговаривала, только мягкой посадки желала. В тот день ей видение было. Объяснить его не могу - это что-то за пределами наших сегодняшних знаний.

Но как откажешься, когда полет запланирован и ракета - вот она - стоит уже «под парами»? Как и положено, за два часа до старта Титов со Стрекаловым устроились в ложементах «Союза Т-10» (тогда корабль имел этот порядковый номер).

Инженеры доложили: все системы в норме.

- Ключ на старт!

- Мы почувствовали, как по ракете прошла сильная волна вибрации - так дрожит стол, когда рядом проходит трамвай, - вспоминает Владимир Титов. - Три-четыре секунды, не больше. И все стихло. «Наверное, порыв ветра», - подумал я.

На самом деле в этот момент в одном из баков первой ступени ракеты разваливался не выдержавший давления турбонасос. Детали его разлетались во все стороны, пробивая баки с топливом.

- Еще через три секунды - вторая волна вибрации, гораздо сильнее. Мы поняли: что-то не так...

В это время внизу, всего в тридцати метрах под кораблем, вовсю рвались топливные баки. Бешеное пламя клубами поднималось вверх, пожирая ракету.

На командном пункте нервно вглядывались в стартовый стол два человека - начальник космодрома Алексей Шумилин («пускающий» на космодромном жаргоне) и главный инженер самарского конструкторского бюро «Прогресс», где изготавливали «Союз», Александр Солдатенков.

Необходимое отступление. Ракеты «Союз», на которых космонавтов отправляют на орбиту, оборудованы системой аварийного спасения (САС). Как раз на случай неполадок на старте. Но чтобы исключить случайности, конструкторы придумали систему дублирования команд - САС срабатывает только в том случае, если команду «Пуск» одновременно дают двое - пускающий и представитель завода.

На раздумья времени не было - пламя с каждым мгновением поднималось все выше, еще чуть-чуть, и ракета обрушится. Ну а вдруг это всего лишь проделки ветра, разогнавшего пламя так высоко? Тогда тем, кто стоит у пульта, не сносить головы. Риск! Да и как поведет себя САС? Никогда прежде ее не испытывали «в боевых условиях».

Первым среагировал и повернул рычаг Шумилин. За ним почти синхронно рубанул Солдатенков.

- От начала пожара до срабатывания САС прошло девять секунд, - вспоминает Владимир Титов. - Мне потом рассказали, что к этому мгновению пламя подобралось к самой макушке ракеты, где расположены антенны системы спасения. Еще чуть-чуть, и плазма их бы закрыла, став экраном-отражателем. Сигнал «Пуск!» просто бы не прошел. Повезло: когда пошла команда из командного пункта, порыв ветра немного прижал огонь.

- А еще через четыре секунды ракета взорвалась, - рассказывает Титов. - Эти четыре секунды отделяли нас от звания Герой Советского Союза (посмертно). Перегрузки были на пределе человеческих возможностей - под 18 G. Хорошо, что мы успели сгруппироваться так, что даже сознания не теряли. А потом - горжусь - мы вели себя культурно, на мат не перешли. Помнили, как досталось совсем незадолго до этого Лазареву и Макарову - у них ракета взорвалась уже почти на орбите, и их корабль падал на землю с колоссальными перегрузками. Ну они и комментировали ситуацию на простом русском языке. А ведь все записывается...

(Полёт Лазарева и Макарова 5 апреля 1975 года длился 21 минуту 27 секунд и был суборбитальным из-за аварии ракеты-носителя «Союз». Максимальная высота полёта составила 192 км от поверхности Земли. В открытых источниках упоминается как «Союз-18а». Космонавты были спасены благодаря работе системы аварийного спасения. При спуске космонавты испытали значительную перегрузку — около 26 g из-за проблем ориентации спускаемого аппарата. Капсула с космонавтами совершила посадку в горах Алтая на склоне горы Теремок-3 на правом берегу реки Уба (в настоящее время — территория Казахстана). Эвакуация космонавтов с незапланированного места приземления была произведена только на следующий день.)

САС вынесла корабль на высоту 1400 метров. Отделился приборный отсек. Над спускаемым аппаратом раскрылся парашют. Живы!

- Взрыв нашей ракеты разрушил гагаринский старт до основания, - рассказывает Геннадий Стрекалов. - В начальственных кругах решили, что это Володя Титов приносит неудачу. В первом нашем с ним полете отказала антенна, и мы не смогли состыковаться с орбитальной станцией «Салют», во втором вот - ракета взорвалась. Герман Степанович Титов ходил и говорил: «В космосе двух Титовых быть не может». Ох, как я с ним тогда поругался! Нас растаскивали по углам.

...С тех пор Владимир Титов и Геннадий Стрекалов почитают Алексея Шумилина и Александра Солдатенкова как вторых отцов. А 26 сентября празднуют как второй день рождения.

Начальнику космодрома генералу Шумилину за тот случай вручили... медаль «За отвагу на пожаре». Как рассказывал он мне, из всех наград эта - самая любимая.

Взрыв ракеты засекретили. Под именем «Союз Т-10» спустя несколько месяцев ушел на орбиту другой корабль. И лишь не так давно в космических хрониках у этой аварии появилось имя собственное - старт «Союза Т-10-1».

Такое фото Владимира Титова (слева) и Геннадия Стрекалова должны были опубликовать газеты после старта:

...

С тех пор серьезных проблем с пилотируемыми запусками "Союзов", слава богу, вроде не было. В отличие от непилотируемых.  Хоть освящяй ты их, хоть нет.

1988 год:

2002 год:

newsparky.livejournal.com

Т 10-1 по стандарту: Серия 3.015-1/92

Траверсы Т 10-1 предназначены для использования в качестве составляющего элемента опор технологических трубопроводов. Необходимость в создании серии вызвана повсеместным использованием трубопроводов, как наименее затратного способа транспортировки различных газов, жидкостей и технологической пульпы. Совместное использование траверс и колонн Серии 3.015-1/92 не только упростило проектирование трубопроводов, но и гарантирует взаимозаменяемость комплектующих независимо от места производства. Конструктивно траверса Т 10-1 представляет собой железобетонную балку с закладными пластинами, расположенными в строго определённых местах.

1. Варианты маркировки

Траверса Т 10-1 маркируется на различных заводах в соответствии с внутренними нормативами, но они указывают только на дополнительные свойства и не препятствуют однозначной идентификации изделия.

1. Т 10-1;

2. Т 10-2.

2. Основная сфера применения

Траверса Т 10-1 имеет максимальную длину в Серии 3.015-1/92, что позволяет использовать её для создания технологических трубопроводов любой сложности. Как правило, она используется для установки на нижний ярус, несущий 40% суммарной нагрузки трубопровода. Может использоваться практически во всех климатических зонах при температуре от -55°С и уровне сейсмической опасности до 8 баллов. Без дополнительных мер защиты выдерживает длительную эксплуатацию в обычных, слабо и средне агрессивных средах, что делает её незаменимым элементом на химических предприятиях.

3. Маркировка изделия

Для всех изделий Серии 3.015-1/92 принята сквозная буквенно-цифровая маркировка, где буква обозначает класс элемента опоры (траверса, колонна, стойка и т.д.), первая цифра – номер типоразмера, а вторая цифра характеризует несущую способность. Конкретно маркировка траверса Т 10-1 Серии 3.015-1/92 обозначает:

1. Т – траверса;

2. 10 – типоразмер;

3. 1 – тип несущей способности;

Серия 3.015-1/92 – нормативный документ, по которому изготавливается данная траверса.

Маркировочные знаки наносятся на боковую поверхность траверсы в соответствии с ГОСТ 13015.2-81, при этом указание серии обязательно.

4. Изготовление и основные характеристики

Для изготовления траверсы Т 10-1 должны использоваться стальные формы удовлетворяющие требованиям ГОСТа 25781-83Е. Учитывая постоянно увеличивающееся количество конструкционных материалов с улучшенными характеристиками, допускается изготовление форм из них, при условии сохранения заданных параметров качества. Зафиксированный в форме каркас траверсы и закладные изделия заливаются тяжелым бетоном с прочностью В15 или В25. Показатели морозостойкости и водонепроницаемости выбирают исходя из конкретных условий эксплуатации по табл.9 СНиП 2.03.01-84.

К материалам, из которых изготавливается траверса Т 10-1, предъявляются высокие требования. Компоненты бетонной смеси должны соответствовать ГОСТу 7473-85 и ГОСТу 25172-82. Изготовление каркасов и закладных изделий производится соответственно ГОСТам 10922-90 и 14098-91. Допустимо использовать арматуру АI и АIII ГОСТ5781-82, стальной прокат С245 ГОСТ 27772-80 или Ст3пс5-1 ГОСТ 525-88. Отпускная прочность изделия согласовывается для каждого заказа и выбирается по рекомендациям ГОСТ 13015.0-83.

Недопустимо обнажение арматурного каркаса. Минимальная толщина бетонного слоя – 20 мм. Качество изготовленных траверс Т 10-1 должно соответствовать ГОСТу13015.1-81. Максимально допустимый размер усадочных трещин – 0,1мм.

Траверса Т14-2 предназначена для монтажа на опорах типов III и IV. Она обладает следующими характеристиками:

Длина = 3600;

Ширина = 150;

Высота = 300;

Вес = 400;

Объем бетона = 0,16;

Геометрический объем = 0,162.

5. Транспортировка и хранение

Хранение изготовленных изделий, должно осуществляться на специальных площадках. Траверсы, принятые ОТК, хранятся отдельно от забракованных, требующих доработки или дополнительной выдержки бетона. Допускается складирование в штабелях, но не более чем в 4 яруса. При этом общая высота штабеля не должна превышать 2 метра с учётом обязательно устанавливаемых деревянных прокладок, которые размещаются строго одна под другой.

Транспортировать траверсы Т 10-1 можно автомобильным или железнодорожным транспортом с соблюдением требований СНиП 3.01.01-85 и ГОСТ 13015.4-84. Важно полностью исключить возможность их поперечного или продольного смещения. Скорость перевозки по дорогам с асфальтовым покрытием не должна превышать 35км/ч, а по булыжнику – 10км/ч.

Категорически запрещается перемещение траверс по земле волоком или разгрузка со свободным падением. Все цепи и тросы, применяемые для загрузки и выгрузки, должны иметь возможность выхода без заклинивания траверсами.

Уважаемые покупатели! Сайт носит информационный характер. Указанные на сайте информация не являются публичной офертой (ст.435 ГК РФ). Стоимость и наличие товара просьба уточнять в офисе продаж или по телефону 8 (800) 500-22-52

tdajbi.ru

Союз Т-10-1 — WiKi

«Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе (известно ложное срабатывание САС при испытаниях корабля «Союз» в беспилотном виде).

Подробности

До происшествия с «Союз Т-10-1» Владимир Титов и Александр Серебров (в составе экипажа «Союз Т-8») уже пытались произвести стыковку с «Салютом-7», но из-за технической неисправности им это не удалось. В этот раз также подвела техника — во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта[1] вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты ещё не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём. Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы задействовали систему аварийного спасения. Произошёл отстрел капсулы, и капсула с космонавтами полетела прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Ещё через 15 минут на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.

В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.

Последствия

  Авария «Союза Т-10-1».Работа САС

Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Экипажу «Союз Т-9» пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Все события были засекречены.

ru-wiki.org

Т 10-1

Сборный железобетонный траверс ( Т 10-1) –комплектующийэлемент отдельно стоящих опор трубопровода, представляющий собой балку прямоугольного сечения. Такая балка применяется в одноярусных и двухъярусных эстакадах в качестве опоры стоящих отдельно технологических трубопроводов. Основная задача траверса – перекрытие колонн и опирание трубопровода.

Проектные чертежи траверса Т 10.1 содержит Серия 3.015-1/92.. Ввыпуске 2-2 данной сериизапроектированы железобетонные траверсы 17 типоразмеров, подходящих для всех опорных колонн под различную несущую способность. Унифицированное сечение балки траверса – 150х300 и 250х500 мм, длина 3600 мм.

С помощью колонн и траверсов серии 3.015-1/92 конструируются различной высоты трубопроводы вплоть до 8,5 метров. Эстакады трубопровода выше 2 метров позволяют обеспечивать под проезджелезнодорожного и автомобильного транспорта.

Масса бетонного траверса   составляет 750 килограмм. Такой значительные вес не только гарантирует запас прочности, но и позволяет прочно перекрывать колонны не смещаясь под действием динамических нагрузок.

Тяжелый бетон, используемый для производства траверсов Т 10-1, высокого класса прочности на сжатие В15.  Морозостойкость и водонепроницаемость бетона рассчитывается под каждую трассу индивидуально, в зависимости от климатических условий расположения будущей эстакады. Как правило, бетон траверсы  классами не ниже F50 и W2.

Армирование траверса пространственными каркасами из высокопрочной стали А-III и A-I скрыто под надежным защитным слоем бетона – 20 мм. Металлические детали траверсы защищены от коррозии специальными составами.

Опоры с применением траверса Т 10.1  служат для прокладки технологических трубопроводов, по которым на промышленных предприятиях распределяются разные материалы (топливные и технические газы, масла, горячая вода). Такие трубопроводы очень часто устраивают на индустриальных объектах из-за простоты и дешевизны их установки и обслуживания. Их не нужно раскапывать, поэтому профилактический осмотр и ремонт производятся в короткие сроки и без лишних усилий и затрат.

Дополнительным плюсом использования надземных опор в том, что бетон их элементов позволяет использовать их в северных районах. Траверсы и колонны рекомендованы к применению даже в особо суровых условиях, так как выдерживают перепады температур до минус 55°С. Надземные опоры перекрытые траверсами применяют в обычных условиях строительства, средне и слабоагрессивных газовых средах. При использовании колонн в условиях, угрожающих разрушительным воздействием химических сред, колонны опор дополнительно обрабатываются от коррозии.

Маркировка изделия

Маркировка траверса состоит из обозначения типа изделия,  его типоразмера и порядкового номера несущей способности. Таким образом условное обозначение траверса выглядит как Т 10-1 ( 3600х 300х 150 мм), где:

  • Т – указание типа изделия – траверс;
  • Цифра – типоразмер изделия;
  • Цифра – индекс несущей способности.

Контроль качества изделия

Важный элемент конструкции опоры - траверс, отвечающий за устойчивость трубопровода, а значит и за безопасность эстакады. Для того, чтобы траверс Т 10.1 долгие годы сохранял свою прочность и эксплуатационные качества, проводится строгий контроль качества бетона и армирования.

Бетон траверса Т не должен иметь трещин, ширина раскрытия которых не более 0, 1 мм. Арматура ни в коем случае не должна быть обнажена, а ее защитный бетонный слой не должен быть тоньше проектного более чем на 5 мм.

Точность габаритов железобетонных колонн может варьироваться ±10 мм по длине, и  ±4 мм по сечению. По всей своей длине балка траверса должна быть плоской, отклонения от её прямолинейности не более 10 мм.

Бетонная поверхность траверса не имеет особого эстетического значения, и только видимые в процессе эксплуатации стороны имеют категория поверхности А3.

Так как положение траверса на эстакаде открытое, и он находится под воздействием ветра и атмосферных осадков, то все закладные изделия траверса трубопровода для крепления трубопровода и стыка с колоннами должны иметь антикоррозийную обработку.

    На процедуре приемки проверяются показатели прочности бетона, соответствие арматурных изделий и монтажных петель, прочность сварных соединений,  соответствие габаритных размеров, толщину защитного слоя бетона до арматуры, наличие и ширину  возможных  трещин.

Наличие у  балки железобетонного траверса монтажных петель и качества строповочных отверстий проверяют посредством осмотра каждого изделия.

Удостоверяет качество железобетонных  траверсов технический паспорт, сопровождающий партию. В нем потребителю сообщается о количестве железобетонных изделий в партии, дате изготовления партии, массе сборного изделия, а также приводится марка бетона по морозостойкости и водонепроницаемости.

Хранение и транспортировка

Сохранение траверсы  Т 10-1 в пригодном для монтажа состоянии возможно только при корректной погрузке-разгрузке и перевозке изделий. На складах траверс хранится вместе с другими однотипными изделиями партии. Железобетонные изделия укладывают в штабель, высота которого не более 4 рядов изделий, или иначе не выше двух метров. Под изделия укладываются деревянные прокладки для охранения изделия от деформации. При разгрузке не допускается наваливание и сбрасывание изделий.

www.complexs.ru

Союз Т-10-1 - это... Что такое Союз Т-10-1?

Это статья о неудачном космическом полёте. О следующем удачном запуске, известном под тем же номером, см. Союз Т-10 Полётные данные корабля Полётные данные экипажа Связанные экспедиции
Союз Т-10-1
Название корабля Союз Т-10-1 (11Ф732)
Ракета-носитель Союз-У (11A511У)
Полёт Союза № 51
Стартовая площадка Байконур, СК-1
Запуск 26 сентября 1983 19:37:49 (UTC)
Стыковка Салют-7 (не состоялась)
Посадка 26 сентября 1983 19:43:02 (UTC)
Место посадки ~4 км. от СК-1 (Байконур)
Длительность полёта 5 мин. 13 сек.
Количество витков 0 (авария на старте)
Апогей 950 м (макс. высота полёта)
Масса 6 850 кг
Членов экипажа 2
Позывной «Океан-2»
Схема баллистического спуска «Союза Т-10-1»

«Союз Т-10-1» (также упоминающийся как «Союз Т-10А») — советский пилотируемый космический корабль серии «Союз». Целью полёта была стыковка с орбитальной станцией «Салют-7». Задача не была выполнена.

Экипаж

Экипаж старта

Экипаж посадки

Дублирующий экипаж

Основные сведения

«Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе (известно ложное срабатывание САС при испытаниях корабля «Союз» в беспилотном виде).

Подробности

До происшествия с «Союз Т-10-1» Владимир Титов и Александр Серебров (в составе экипажа «Союз Т-8») уже пытались произвести стыковку «Салют-7», но из-за технической неисправности им это не удалось. В этот раз также подвела техника — во время выполнения предстартовых процедур за 48 секунд (по другим источникам, за 90 секунд) до запланированного старта вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива. Дозаправочные мачты еще не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём. Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы задействовали систему аварийного спасения. Произошёл отстрел капсулы, и капсула с космонавтами полетела прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Ещё через минут 15 на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.

В это время огонь на стартовом комплексе перекинулся на кабели, ведущие к бункеру управления, и угрожал добраться до ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, локализовала пожар. Полностью его ликвидировать удалось только через 20 часов.

Последствия

Авария «Союза Т-10-1».Работа САС (вид из ЦУПа)

Жертв во время аварии не было. Космонавты без последствий для здоровья испытали сильные перегрузки. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты. Разрушена ракета-носитель. Сгорело 180 тонн горючего. Была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Экипажу «Союз Т-9» пришлось задержаться на орбите дольше, чем было запланировано. На командира 32-й отдельной инженерно-испытательной части Юрия Лукьянова, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, которое в апреле 1984 года закрыли. Все события были засекречены.

Ссылки

Примечания

  ← 1982 , Космические запуски в 1983 году , 1984 →
Космос-1428 | Космос-1429 , Космос-1430 , Космос-1431 , Космос-1432 , Космос-1433 , Космос-1434 , Космос-1435 , Космос-1436 | Ромб | IRAS , PIX 2 | Космос-1438 | Sakura 2A | Космос-1439 | OPS 0252 , LIPS 2 , SS-A , SS-B , SS-C | Космос-1440 | Космос-1441 | Tenma | Космос-1442 | Космос-1443 | Космос-1444 | Молния-3-20 | Экран-10 | Космос-1445 | Космос-1446 | Молния-1-56 | Астрон | Космос-1447 | NOAA 8 | Космос-1448 | Космос-1449 | Молния-1-57 | Челленджер STS-6 (TDRS 1) | Космос-1450 | Радуга-12 | Космос-1451 | Satcom 1R | Космос-1452 | OPS 2925 | Rohini RS-D-2 | Космос-1453 | Союз Т-8 | Космос-1454 | Космос-1455 | Космос-1456 | Космос-1457 | Космос-1458 | GOES-6 | Космос-1459 | Космос-1460 | Космос-1461 | Космос-1462 | Космос-1463 | INTELSAT 506 | Космос-1464 | Космос-1465 | Космос-1466 | EXOSAT | Космос-1467 | Венера-15 | Венера-16 | Космос-1468 | OPS 6432 , GB1 , GB2 , GB3 | Космос-1469 | ECS 1 | AMSCAT-OSCAR-10 | Челленджер STS-7 (Anik C2 , Palapa B1 , SPAS 1) | OPS 0721 , OPS 3899 | Космос-1470 | Союз Т-9 | P83-1 Hilat | Космос-1471 | Galaxy 1 | Горизонт-7 | Прогноз-9 | Космос-1472 | Космос-1472 , Космос-1473 , Космос-1474 , Космос-1475 , Космос-1476 , Космос-1477 , Космос-1478 , Космос-1479 , Космос-1480 | Космос-1481 | Космос-1482 | Navstar-8 | Молния-1-58 | Космос-1483 | Космос-1484 | Космос-1485 | Telstar 301 | OPS 7304 | Космос-1486 | Космос-1487 | Sakura 2B | Космос-1488 | Космос-1489 | Космос-1490 , Космос-1491 , Космос-1492 | Прогресс-17 | FSW-0-5 | Космос-1493 | Радуга-13 | Челленджер STS-8 (Insat 1B) | Молния-3-21 | Космос-1494 | Космос-1495 | Космос-1496 | Satcom 2R | Космос-1497 | Космос-1498 | Космос-1499 | Galaxy 2 | Союз Т-10-1 | Космос-1500 | Экран-11 | Космос-1501 | Космос-1502 | Космос-1503 | Космос-1504 | INTELSAT 507 | Прогресс-18 | Космос-1505 | Космос-1506 | Метеор-2-10 | Космос-1507 | Космос-1508 | Космос-1509 | DMSP F-7 | Молния-1-59 | Космос-1510 | Колумбия STS-9 | Космос-1511 | Горизонт-8 | Космос-1512 | Космос-1513 | Космос-1514 | Космос-1515 | Молния-3-22 | Космос-1516 | Космос-1517 | Космос-1518 | Космос-1519 , Космос-1520 , Космос-1521
Аппараты, выведенные одной ракетой, разделены запятой (,), запуски — чертой( | ). Пилотируемые полёты выделены жирным текстом. Неудачные запуски выделены курсивом.

dic.academic.ru