Святой - это... Свт это


это, определение слова, понятие. Что такое Святой, значение, словарь, энциклопедия

СВЯТОЙ (лат. sanctus) — в христианстве — высшая категория духовной иерархии, которую могут достичь миряне (см. Канонизация). Согласно "Православной богословской энциклопедии", в памятниках первоначальной христианской древности до середины 4 в. и даже до 5 в. как у восточных, так и у западных христиан слово "С." не было характеристикой известных в настоящее время канонизированных С., т. е. ни апостолов, ни мучеников, ни лиц, которые позже стали под именем "С." предметом особого почитания церкви. Римский календарь того времени доводит список особо чествуемых в церкви лиц до 4 в. включительно (до папы Либерия), причем ни разу не дает им названия "С.". Но уже в календарях карфагенской церкви, в 3—5 вв., при поминовении умерших, особенно чтимых церковью, слово "С." встречается часто. Хотя данной характеристики еще нет при изображении С. Иоанна Предтечи даже в 451 и встречается она при имени Предтечи не ранее, чем в 472 на изображении св. Агафьи в Риме. Причина, по которой христиане древнейших времен избегали эпитетов наподобие "С.", заключается, по ряду мнений, в том, что это слово часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. Вместо названия "С." или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое прозвище — "мученик и мученица" (в одной из наиболее адекватных версий перевода). Христиане как таковые в древней Церкви (напр., в посланиях апостола Павла — см.) именовались "С.". В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства во всех его проявлениях: "да святится имя Твое" (Матф 6:9), "Отче Святый... освяти их истиною Твоею" (Иоан 17:11, 17).

Как фиксирует православное богословие, Православная Церковь почитает С. "как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествует С. ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и т. п." (Послание восточных патриархов о православной вере; ответ на вопрос 3-й). Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение кроме единого истинного Бога, но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому как "дивному во святых своих". В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: "Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф 4:10), сказал ученикам своим: "Вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам" (Иоан 15:14) и засвидетельствовал пред ними: "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Матф 10:40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. Начиная с 4 в. везде открыто и торжественно происходит чествование христианских С., узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется само учение о почитании С.: Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Вера в обязательность и спасительность чествования С. неизменно и далее сохранялась в церкви. Согласно православию, почитая С. как верных слуг, угодников и друзей Божьих, церковь вместе с тем призывает их в молитвах не как великих богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который "един (есть)" "посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим 2:5—6; "Послание восточных патриархов о православной вере", гл. 8). Начало молитвенного призывания С. видно еще в Церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших" (1 Пар 29:18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак 5:16). Апостол Петр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2 Петр 1:15). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои молитвы на небе пред Агнцем Божьим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (Откр 5:8; 8:3—4). На основании Священного Писания и Священного Предания Церковь всегда учила призывать С. с полной уверенностью в их предстательстве за нас пред Богом. Это учение и верование Церкви содержится во всех древнейших литургиях, например ап. Иакова и Иерусалимской Церкви. Появившиеся в 4 в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургий св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание С. в это время было явлением всеобщим. На 7-м Вселенском Соборе Отцы Церкви, рассуждая о почитании и призывании С., между прочим, постановили: "Кто не исповедует, что все святые... досточтимы пред очами Божиими... и не просит молитв у них как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о мире, — анафема".

Практику поклонения С. отвергли в 16 в. протестанты. Лютер отверг почитание и призывание С. на том, главным образом, основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось их личной, непосредственной верой. По мысли Лютера, даже и прославленные С. своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание С. является унижением заслуг Иисуса Христа как единственного ходатая между Богом и людьми. С., по мнению Лютера, — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою.

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

1. Человек, особым образом связанный со священной реальностью: Богом, богами или богинями, духовными силами, мифическими мирами и другими аспектами священного (или трансцендентного). В конфуцианстве святость соответствует состоянию этического совершенства. Классическим примером...

Библейская энциклопедия

Андрей Первозванный, Св. (муж сильный) (Ин. I, 40) — один из 12 апостолов, сын Ионин и брат Симона Петра. Был уроженец Вифсаиды, в Галилее, и первоначально учеником Иоанна Крестителя, которого оставил затем, чтобы следовать за Господом. Когда он нашел Мессию, то тотчас же...

Энциклопедия "Религия"

ИРЕНЕЙ, святой (120/140—200/203) — ведущий христианский богослов 2 в., епископ Лугдунума (Лиона). Его работа "Против ереси" (написана на греческом языке, предположительно в 180) была посвящена опровержению дуализма приверженцев гностицизма. Согласно данным последних раскопок (...

Философский словарь

абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство. Различают святого (приносящего свою телесную жизнь в жертву жизни духовной), мудреца (считающего добродетелью «...

Психологическая энциклопедия

Характеристика тех аспектов общества или культуры, к которым относятся с большим уважением. Это могут быть физические объекты (крест, ковчег), или духовные, сверхъестественные, или даже находящиеся на стадии становления идеи, происходящие из разделяемых всем обществом ценностей...

Поделиться:

insai.ru

Святые - это... Что такое Святые?

   лик мужей и жен, благоугодивших Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни, живя в миру, в монастырях, в пустынях – все праведные, преподобные, святители, мученики, пророки и апостолы, благоверные, блаженные, исповедники, евангелисты (см. Чины (разряды) святости).

   В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (см. Деян. 9, 13; 1 Кор. 16, 1), это название стало применяться к братьям в Иудее (см. Деян. 9, 31-41), а затем и ко всем верующим (см. Рим. 16, 2; 2 Кор. 1, 1; 13, 12). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» (см. 1 Пет. 2, 9; Еф. 2, 21), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа, «в жертву святую» (см. Рим. 12, 1; 15, 16; Флп. 2, 17). Святость христиан, происходящая от их призвания (см. Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2), требует от них отказа от греха и языческих обычаев (см. 1 Тим. 4, 3): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией (2 Кор. 1, 12; ср.: 1 Кор. 6, 9; Еф. 4, 30-5, 1; Тит. 3, 4-7; Рим. 6, 19). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3, 10-11). Библейское понимание святости весьма широко. В Библии показан не только ответ человека на божественный призыв. Святость – это не только отказ от мирского, она содержит откровение Самого Бога. Святость определяется через восхождение к своему Источнику, то есть к Богу, от Которого исходит всякая святость. Тем самым в Священном Писании ставится проблема природы святости, которая в конечном итоге сводится к тайне Божией и ее таинственному откровению людям. Эта производная святость, вначале внешняя для людей, мест и предметов, которые она делает священными, становится подлинной и внутренней только через дар Самого Духа Святого. Божественная любовь сообщается после победы над грехом, который препятствовал излучению ее святости. В памятниках первых веков христианства, вплоть до первой половины V в., это наименование как у восточных, так и у западных христиан не усвоялось ни апостолам, ни мученикам, ни исповедникам, т.е. лицам, ставшим впоследствии особо почитаемыми Церковью. На Западе в то время выражались просто: «Павел», «Петр» (не прибавляя: «апостол» или «святой»). Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом, доводит список особо чествуемых в Церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), при этом ни разу не встречается именование «святой». Лишь в календарях Карфагенской Церкви, в III-IV вв., при поминовении умерших, особо чтимых Церковью, слово «святой» встречается часто. Первый календарь, в котором встречается «святой» при имени особо чтимого лица – Календарь Полемия. На древних изображениях надпись «святой» встречается не раньше конца VI в. Причина, по которой христиане первых веков избегали этого эпитета, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово «святой» (sanctus) часто употреблялось в языческих титулованиях, которым христиане не хотели подражать. Вместо него (или наряду) часто употреблялось наименование «господин, госпожа» (dominus, domina) при имени почитаемого Церковью лица; возможно, они означали – мученик, мученица.

   Любовь и почитание братьев по вере, засвидетельствовавших своею кровью истину христианства, к V в. приобретает общецерковный характер. Почитают останки мучеников и исповедников, на местах их кончины и упокоения воздвигают храмы и часовни. Празднества в память некоторых получают самое широкое распространение. Обычай этот, хотя и глубоко укореняется, но держится в установленных границах. Христианами ясно осознается, что между почитанием святых и поклонением Богу существует коренное различие.

   К прежним святым вскоре присоединяются новые. Прежде ограничивались почитанием мучеников, ныне с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославились своими трудами и благочестием. Таковы, прежде всего, пустынники, святители и монахи. Особое почитание стало воздаваться тем, кто ближе всех из людей стоял к Господу во время его земной жизни: Пресвятой Богородице, апостолам, женам-мироносицам. Места погребения апостолов и великих святых особенно почитаются.

   Вследствие снижения церковной культуры почитание святых и их мощей иногда выходило за установленные границы: это относилось к чрезмерному увлечению паломничеством, извращениям в почитании мощей, которым придавали чрезмерное значение, и вследствие этого одни для приобретения их прибегали к непозволительным средствам (купля, похищение), а другие кощунственно пускали в оборот подделки. Отдельные клирики самочинно побуждали народ относиться к уважаемым лицам как к святым. Со всеми подобными извращениями в церковной жизни приходилось бороться соборными постановлениями и архиерейскими распоряжениями. Прежде всего, было предписано не воздавать почитания новоявленным святым без согласия епископа.

   Разрешение вопроса о признании того или иного чтимого в народе лица святым зависело от воли епархиального архиерея. В случае распространения почитания в более широких кругах вопрос о канонизации стал решаться Собором епископов нескольких соседних епархий. Исключение составлял Римский Собор, которому вменялось право канонизации святых независимо от места нахождения мощей. Постепенно это право было закреплено исключительно за Римским престолом. Однако его полномочия не распространялись на Восток, где вопросы канонизации принадлежали епископам, а позднее Константинопольскому патриарху и Поместным Соборам. Почитание святых было подтверждено и закреплено деяниями VII Вселенского Собора. В «Православном исповедании Восточной Церкви» читаем: «Мы призываем святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силой; но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни своей) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно, и открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На сие ответствуем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Ч. III. Ответ на вопрос 52-й).

Православие. Словарь-справочник . 2014.

orthodoxy.academic.ru

это ... значение слова СВЯТОЙ

СВЯТОЙ

СВЯТОЙ, -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Святой старец. Святой источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина — о чём-нибудь бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) — нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места — места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разговорное) — о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разговорное ирон.) — всегда найдётся тот, кто займёт какое-нибудь освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разговорное)— заклинание, ограждающее себя от че-го-нибудь опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разговорное) — божба. || ж. святая, -бй (к 4 значение). ||существительное святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 значение).

СВЯТОЙ

СВЯТОЙ, -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Святой старец. Святой источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина — о чём-нибудь бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) — нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места — места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разговорное) — о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разговорное ирон.) — всегда найдётся тот, кто займёт какое-нибудь освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разговорное)— заклинание, ограждающее себя от че-го-нибудь опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разговорное) — божба. || ж. святая, -бй (к 4 значение). ||существительное святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 значение).

www.vedu.ru

Самозарядная винтовка Токарева - это... Что такое Самозарядная винтовка Токарева?

Самозарядная винтовка обр. 1940 Тип: Страна: История службы Использовалось: Войны и конфликты: История производства Конструктор: Разработан: Всего выпущено: Варианты: Характеристики Масса, кг: Длина, мм: Длина ствола, мм: Патрон: Калибр, мм: Принципы работы: Скорострельность,выстрелов/мин: Начальная скорость пули, м/с: Максимальнаядальность, м: Вид боепитания: Изображения на Викискладе?:
Самозарядная винтовка Токарева
самозарядная винтовка
 СССР

РККА, Финляндия

Советско-финская война (1939—1940), Великая Отечественная война
Токарев, Фёдор Васильевич
1938—1940 год
около 1,6 миллиона
снайперский вариант, автоматический карабин
3,8 (без патронов и штыка)
1226 без с штыка, 1463 со штыком
625
7,62×54 мм
7,62
отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора вниз
20—25
830
800
коробчатый, отъёмный магазин на 10 патронов
Самозарядная винтовка обр. 1940

7,62-мм самозарядные винтовки системы Токарева образцов 1938 и 1940 годов (СВТ-38, СВТ-40), а также 7,62-мм автоматический карабин системы Токарева — модификации советской самозарядной винтовки, разработанной Ф. В. Токаревым.

СВТ-38 была разработана Фёдором Токаревым в качестве замены автоматической винтовки Симонова и 26 февраля 1939 принята на вооружение Красной армии. Первая СВТ обр. 1938 года была выпущена 16 июля 1939 года. С 1 октября 1939 года начался валовый выпуск на Тульском, а с 1940 года — на Ижевском оружейном заводе.

Конструкция

Винтовка работает по принципу отвода газов из канала ствола с коротким ходом газового поршня. Запирание осуществляется перекосом затвора в вертикальной плоскости. Ложа составная. Ударно-спусковой механизм — курковый. Предохранитель блокирует спусковой крючок. Магазин коробчатый, двухрядный, отъёмный, на 10 патронов. Предусмотрена возможность снаряжать магазин, не отделяя его от винтовки, из штатных обойм к винтовке Мосина. Прицельные приспособления открытые, состоят из мушки с намушником и целика, регулируемого по дальности. Имеется дульный тормоз. Винтовка комплектовалась штык-ножом, носимым в ножнах на поясе и примыкаемым к винтовке только в случае необходимости.

История использования

Красноармейцы с СВТ. 1941 г.

В начале 1940-х годов самозарядная винтовка должна была стать основным личным оружием советской пехоты. Так, в стрелковой дивизии РККА согласно штату №  04/400-416 от 5 апреля 1941 г.[1] полагалось иметь 3307 самозарядных винтовок и 6992 неавтоматические винтовки и карабина, при этом в стрелковой роте — 96 и 27 соответственно, а в стрелковом отделении — только самозарядные винтовки (8 штук).

По довоенным планам в 1941 году предполагалось выпустить 1,8 млн СВТ, в 1942 — 2 млн.[2] К началу войны было изготовлено свыше 1 млн СВТ, и многие части и соединения первой линии, в основном в западных военных округах, получили штатное количество самозарядных винтовок. В 1942 году их производство, однако, составило лишь 264 тысячи (и 14,2 тысячи снайперских винтовок). Производство было прекращено по приказу ГКО в 1945 году.

Советские самозарядные винтовки, не уступавшие американской M1 Garand и явно превосходившие более поздние немецкие G.41(M) и G.41(W), заслужили достаточно высокую оценку иностранных специалистов. Значительное количество автоматических винтовок у советских стрелков стало неожиданностью для немцев в начале войны («Русские поголовно вооружены ручными пулемётами»[2]). Командующий 2-й танковой армией Г. Гудериан в докладе об опыте боевых действий на Восточном фронте от 7 ноября 1941 года отметил: «Её [советской пехоты] вооружение ниже немецкого, за исключением автоматической винтовки.»[3]

Наряду с другими трофейными образцами СВТ были приняты на вооружение Вермахта. Попавшая в руки финнам СВТ-40 стала основой для винтовки ТаРаКо (в серию, впрочем, не пошедшей)[4]. В Красной Армии, однако, перевооружение ими во время войны было свёрнуто по вполне объективным причинам. Главной из них была нетехнологичность производства: как отмечал нарком вооружения Д. Ф. Устинов, СВТ-38 состояла из 143 деталей (из них 22 пружины), для производства которых требовались 12 марок стали (в том числе две специальные)[5]. Этим объясняется высокая себестоимость СВТ (выше, чем ручного пулемёта ДП и на порядок больше, чем винтовки обр. 1891/30 г.)[6]. В условиях военных поражений 1941—1942 годов, эвакуации промышленности, недостатка квалифицированных кадров и растущих потребностей фронта в оружии это было совершенно неприемлемо, и от её производства пришлось отказаться в пользу гораздо более простых и дешёвых образцов — магазинной винтовки и пистолетов-пулемётов. Кроме того, как всякое автоматическое оружие, СВТ требовала более тщательного ухода и аккуратного обращения, чем обычная винтовка (поэтому СВТ дольше оставалась на вооружении флотских частей, куда призывались более технически грамотные бойцы). Быстро обучить этим навыкам огромное число призывников военного времени, зачастую никогда не имевших дела со сложной техникой, было затруднительно. Большинство из имевшихся в войсках СВТ было потеряно в 1941—1942 годах. Таким образом, эта винтовка не сыграла существенной роли в ходе военных действий.

Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве других стран-участниц войны, за исключением США, где ещё в 1939 году в качестве основного оружия пехоты была принята самозарядная винтовка Гаранда, которой участвовавшие в боевых действия части были вооружены практически поголовно, и, отчасти, Германии, где внимание было сосредоточено на разработке «штурмгеверов» — нового класса оружия под промежуточный патрон.

К концу Второй мировой войны в СССР возобладало мнение, что автоматическая винтовка под штатный винтовочный патрон как основное оружие пехотинца изжила себя, и началось внедрение оружия под промежуточный патрон. При этом в США и на Западе вообще ещё долгое время после окончания Второй мировой войны (до середины 1960-х годов и принятия НАТО 5,56-мм малоимпульсного промежуточного патрона) господствовала концепция точного самозарядного и автоматического оружия под мощный винтовочный патрон, аналогичного советским довоенным АВС и СВТ, в качестве примеров которого можно назвать M14, BM 59, G3, FN FAL, L1A1 и иные образцы. Значительная часть из них состоит на вооружении до сих пор, хотя и на вторых ролях. Более того, создаются и новые образцы этого класса — например автоматическая винтовка FN SCAR H, предназначенная для отрядов специального назначения USSOCOM.

Варианты и модификации

  • самозарядная винтовка (СВТ-40) — модификация с укороченным до 618 мм стволом, принятая на вооружение 13 апреля 1940 года с учётом опыта массового производства и боевого применения в ходе советско-финской войны 1939−1940 годов. Масса винтовки была снижена на 600 грамм, в конструкцию внесли изменения, повысившие технологичность производства и надёжность в эксплуатации.
  • снайперская винтовка (СВТ-40) — разработана и принята на вооружение в 1940 году, отличалась более высоким качеством обработки канала ствола и наличием съёмного кронштейна для оптического прицела ПУ[7] , всего было изготовлено 48 992 шт.
  • автоматический карабин (АВТ-40)[8], имевший возможность ведения огня непрерывными очередями. Распространения он не получил, и, по некоторым сведениям[9], был снят с вооружения в 1942 году.
  • охотничий самозарядный карабин (ОСК-88) — под этим наименованием СВТ-40 со снятым креплением для штыка (конверсионный вариант) находится в гражданском обороте как охотничье нарезное оружие[10].

Применение

Примечания

  1. ↑ Штат стрелковой дивизии № 04/400-416 от 5 апреля 1941 г.
  2. ↑ 1 2 Исаев А. В. «Антисуворов. Десять мифов Второй мировой» — М.: Эксмо, Яуза, 2004
  3. ↑ «У руководства и армии недостаточно подготовки и сообразительности». Журнал «Коммерсантъ Власть», № 24 (928), 20.06.2011
  4. ↑ FINNISH ARMY 1918—1945 WEBSITE
  5. ↑ Д. Ф. Устинов. Во имя Победы. М., Воениздат, 1988; стр.189
  6. ↑ Прейскурант отпускных цен на оборонную продукцию, изготовляемую наркоматом вооружений на 1939 год.
  7. ↑ А. И. Благовестов. То, из чего стреляют в СНГ: Справочник стрелкового оружия. / под общ.ред. А. Е. Тараса. Минск, «Харвест», 2000. стр.381-382
  8. ↑ Артиллерийское управление РККА, под наблюдением полковника Глазатова В. В. 7,62-мм автоматический карабин системы Токарева: краткое описание. Государственное Военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1938 год. Для служебного пользования.
  9. ↑ Винтовки Токарева (СВТ-38, СВТ-40, АВТ-40)
  10. ↑ Николай Дергачев, Александр Кудряшов. «ОСК-88: тест, опоздавший на 60 лет» // журнал «Калибр», № 1, 2003 г.
  11. ↑ Армии стран Варшавского договора. (справочник) / А. Д. Вербицкий и др. М., Воениздат, 1985. стр.173

Литература

  • Наставление по стрелковому делу (НСД-38). Самозарядная винтовка обр. 1940 г. — М.:Военное издательство НКО СССР, 1940 г.

Ссылки

dik.academic.ru

40 - это... Что такое СВТ-40?

СВТ-40

Самозарядная винтовка Токарева обр. 1940 Тип: Страна: История службы: Использовалось: Войны и конфликты: История производства: Конструктор: Разработан: Всего выпущено: Варианты: Характеристики Масса, кг: Длина, мм: Длина ствола, мм: Патрон: Калибр, мм: Принципы работы: Скорострельность, выстрелов/мин: Начальная скорость пули, м/с: Прицельная дальность, м: Вид боепитания: Изображения на Викискладе?:
СВТ-40
самозарядная винтовка
 СССР
РККА
Вторая мировая война
Токарев, Фёдор Васильевич
1940 год
около 1,6 миллиона
снайперский вариант, автоматическая винтовка АВТ-40
3,85 кг (без патронов)
1226 мм
625 мм
7,62×54 мм
7,62 мм
отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора вниз
30
840
1500 м
коробчатый магазин на 10 патронов
Самозарядная винтовка Токарева обр. 1940

СВТ-40  — советская самозарядная винтовка образца 1940 года, разработана Ф. В. Токаревым.

СВТ-38

Винтовка СВТ-38 (Индекс ГРАУ — 56-В-223С), или «7,62-мм самозарядная винтовка Токарева образца 1938 года», была разработана в качестве замены автоматической винтовки АВС-36 и 26 февраля 1939 принята на вооружение Красной армии. Первая винтовка СВТ-38 была выпущена 16 июля 1939 года. С 1 октября 1939 года начался валовый выпуск на Тульском, а с 1940 г. — на Ижевском оружейном заводе.

Винтовка СВТ-38 работает по принципу отвода газов из канала ствола с коротким ходом газового поршня. Запирание осуществляется перекосом затвора в вертикальной плоскости. Ложа составная. Ударно-спусковой механизм курковый. Предохранитель блокирует спусковой крючок. Магазин коробчатый, двухрядный, отъёмный, на 10 патронов. Предусмотрена возможность снаряжать магазин, не отделяя его от винтовки, из штатных обойм к винтовке Мосина. Прицельные приспособления открытые, состоят из мушки с намушником и целика, регулируемого по дальности. Имеется дульный тормоз. Винтовка комплектовалась штык-ножом, носимым в ножнах на поясе и примыкаемым к винтовке только в случае необходимости.

СВТ-40

После советско-финской войны 1939−1940 г. винтовка была модернизирована, что позволило упростить производство. Винтовка была значительно облегчена, к ней был принят штык укороченного образца. 13 апреля 1940 г. была принята на вооружение винтовка СВТ образца 1940 г. В том же году на базе СВТ-40 была разработана и поступила в производство снайперская самозарядная винтовка. Она отличалась от стандартной наличием съемного кронштейна для оптического прицела ПУ.

Самозарядная винтовка в начале 40-х гг. должна была стать основным личным оружием советской пехоты. Так, в стрелковой дивизии РККА согласно штату №  04/400-416 от 5 апреля 1941 г.[1] полагалось иметь 3307 самозарядных винтовок и 6992 неавтоматических винтовки и карабина, при этом в стрелковой роте — 96 и 27 соответственно, а в стрелковом отделении — только самозарядные винтовки (8 штук).

По довоенным планам в 1941 г. предполагалось выпустить 1,8 млн. СВТ, в 1942 — 2 млн.[2] К началу войны было изготовлено свыше 1 млн. СВТ, и многие части и соединения первой линии, в основном в западных военных округах, получили штатное количество самозарядных винтовок. В 1942 г. их производство, однако, составило лишь 264 тыс. шт. (и 14,2 тыс. снайперских винтовок). Производство было прекращено по приказу ГКО в 1945 году.

Советские самозарядные винтовки, не уступавшие американской M1 и явно превосходившие более поздние немецкие G.41(M) и G.41(W), заслужили достаточно высокую оценку иностранных специалистов. Значительное количество автоматических винтовок у советских стрелков стало неожиданностью для немцев в начале войны («Русские поголовно вооружены ручными пулеметами»[2]). СВТ были наряду с другими трофейными образцами приняты на вооружение Вермахта. Попавшая в руки финнам СВТ-40 стала основой для винтовки «ТаРаКо». В Красной Армии, однако, перевооружение ими во время войны было свёрнуто по вполне объективным причинам. Главной из них была относительно высокая себестоимость СВТ (выше, чем ручного пулемёта ДП и на порядок больше, чем винтовки обр. 1891/30 г.)[3]. В условиях военных поражений 1941—1942 гг., эвакуации промышленности, недостатка квалифицированных кадров и растущих потребностей фронта в оружии это было совершенно неприемлемо. Кроме того, как всякое автоматическое оружие, СВТ требовала более тщательного ухода и аккуратного обращения, чем обычная винтовка. Быстро обучить этим навыкам огромное число призывников военного времени, зачастую никогда не имевших дела со сложной техникой, было очень затруднительно.

К концу Второй мировой войны в СССР возобладало мнение, что автоматическая винтовка под полноразмерный патрон как основное оружие пехотинца изжила себя как класс, и началось внедрение оружия под промежуточный патрон.

СВТ-40 в компьютерных играх

Примечания

Литература

  • Наставление по стрелковому делу (НСД-38). Самозарядная винтовка обр. 1940 г. — М.:Военное Издательство НКО СССР, 1940

Ссылки

xn--httpsdic-56g3h1cya1j.academic.ru