Дух Святой. Свт это что


Что такое мощи - что из себя представляют мощи святых?

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

 

womanadvice.ru

СВЯТОЙ

Навигация:Библиотека DJVUPhotogalleryНаучный форумСловарь ДаляВ.Даль биография Статистика:

Значение слова "СВЯТОЙ" в толковом словаре Даля

СВЯТОЙ - , духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. святой дух, третья ипостась, выражающая деятельность божественную. | о человеке: непорочный и угодный богу, первообраз человека. святые делятся церковью на лики, разряды: св. праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: адам, ной, авраам и пр. пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие христа, а последний предтеча, креститель. апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; равноапостольные: мария магдалина, владимир киевский и пр. святители, св. отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; богоносцев, носивших в сердце своем бога; праведники вообще угодники божии. иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. святой отец, почет черному духовенству и папе. | такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. наменял святых. святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). не знаешь, какому святому молиться. поди ко святым! голый - что святой: беды не боится. бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. не всякому под святыми сидеть. не всем большим под святыми сидеть. честь да место - господь над нами - садись под святые! уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. так врет, что вынеси святых, да и сам уходи! | святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. святая отчизна. это мой святой долг. слово свято, нерушимо. что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. святой угол, где киот и иконы. одно слово - аминь, а святые дела вершит! хороша святая правда-да в люди не годится. в день свят суеты спят. день свят, и дела наши спят. разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). на святой дождь-добрая рожь (орл.). что бог дал, свято! одолели черти святое место. что сделано, то и свято. святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник. | новг. святая вода. попы со святом ходят. святвечер, канун рождества, рождественский сочельник. святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. святая неделя, пасхальная, пасха. святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. свят бог, или: как свят бог! божба. святая ж. пасха, светлое христово воскресенье, велик-день. коли дмитриев день по снегу, то и святая по снегу - а дмитриев по голу, и святая по тому. святая пришла, благодать божью принесла. на святой да на блоговещенье солнышко на восходе играет. не навеки и святая. в заутреню на святой можно застать и увидать домового в хлеву. от святой до вознесенья люди христосуются. святость ж. состоянье святого. святость присяги; - церкви. | стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. помни день субботний, еже святити его, исх . | освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. на иордань пошли, воду святить. новые знамена святили. священные, свяченые просвиры. несвяченной иконе не молятся. ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. да святится имя твое! | освящаться или быть святиму. священье, действ. по глаг. святец м. стар. святой, праведный муж святче божий! привет монаху. | святоша, ханжа, лицемер. святки м. мн. время от рождества до крещенья. кто на святки рожу надевал, купается на иордани. славят христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. гадают о зиме, по печени и селезенке. о святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. темные святки - молочные коровы; светлые святки-ноские куры. коли лапти плести на рождество, родится кривой, а ШИТЬ-уродится слепой. святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. святочные игры, песни. святочничать, праздновать святки. | святочные, сущ. м. мн. окрутни, наряженные, которые, по святочному обычаю, ходят по домам, святочник м. -ница. святилище ср. святое место; дом, здание, посвященное святому делу: храм, церковь. | святилище наук, высшее ученое или же учебное заведенье. святилищный, к сему относящ. святитель м. священноначальник, архиерей, епископ. -телев, что лично его; -тельский, к нему относящ. -тельство, сан, звание это; -ствовать, быть святителем. святок м. стар. свято, великий праздник, святдень. дати причастие о святку, в святок. я ношу платьице это только в святдень до обеда! берегу его. святье, собират. ниж. святые, боги, иконы, образа, домашняя святыня. | арх. вят. святки. святина ж. сиб. освященье храма, церкви. быть на святине. святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. береги совесть, как святыню. священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. святынный, к святыне относящ. святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы. | двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! святик влад. святой ключ, родник, колодезь. святиковой водицы испить. над святиком ставят часовенку. у нас медведь пить ходит на святик. святоша об. стар. святой или угодник, праведник. | ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек. | святоша, орл. нечистый, бес, который является о святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. святошный, к святоше, ханже относящ. святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое богопочитание. святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. священный, святой; | освященный; | заветный, нерушимый. священное писанье. слово божье, ветхий и нов. завет. священная утварь, церковная. священник, иерей, пресвитер, поп, рукоположенный служитель алтаря, совершающий св. тайны. -ничий, -ческий, к нему относящ. -ничество ср. сан, звание, состоянье это; священство, то же; | вообще священнослужители. священство встретило царя со крестами и хоругвями. священье твер. освященье, напр. церкви. священничать, быть священником; священствовать, то же; | собственно священнодействовать. священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа св. василия. святожительные монахи. монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. святопомазанный, -ник, православный государь. святопочивший, блаженной памяти. святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ. | *кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства; | ругаться над ними, кощунить. святохульначество, -хульство, различные действия святохульника, -ницы, того, кто -хульничает, или -чанье, порицанье или отрицанье святыни, и поруганье, обесчещенье кощунство. священноархамандрит, архимандрит настоятель монастыря, -блаженный, ублажаемый свт. церковью святитель. священнограбитель, святотать. священнодиаконская ж. стар. священнодействие (некогда допущенное) диакона, ныне запрещенное. -достояние, сан священства. -действовать, отправлять литургию и совершать таинства, или вообще священную, духовную службу, -ся, страдат. -вованье, -действие, -действо, отправленье литургии, самая служба божественная, по уставу. -действенник, -действитель, -вователь, -детель, совершитель священнослуженья. -действенный, к сему относящ. священноинок, иеромонах; -иночество, званье и состоянье это. -иноческий, к сему относящ. -исповедник, священнослужитель, потерпевший мученья за веру. священноиерей, священник, иерей. -мученик, священник, пострадавший за веру. -мученичество, состоянье это. -ческий венец. -началие, -начальство ср. иерархия, церковная власть. -ник или иерарх. -одеяние, одежда служителей церкви, по уставу. священнопомазанье, помазание святым елеем. -предстоятель, всякий глава и старший из священников. -проповедник, говорящий духовные речи, проповедник слова, -протопоп, протоиерей. -родный, в духовном звании рожденный. -служитель, ставленый в чин, иерей и диакон; -льский, к ним относящ.-тельство, -жение, отправленье священной службы. церковное священнопение. священносподвижник м. кто ратует за истины веры. -страдалец, -мученик. -страдальческий, к нему, или к -честву относящ. -тайный, ко свящнм. тайнам относящ.; | получивший откровение тайн сих. - ученик, последователь -учителя, наставника веры.

Статья про слово "СВЯТОЙ" в словаре В. Даля была прочитана 7288 раз

В. Даль, избраное

dal.sci-lib.com

Святость

(23 голоса: 4.83 из 5)

См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ

 

Свя́тость – одно из основных свойств Божьих, сообщаемых Богом избранному Им человеку. Святость определяется через восхождение к своему Источнику, то есть к Богу, от Которого исходит всякая святость. 

Можно выделить три уровня святости:— Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. — Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. — Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.

Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят… (Лев.11:44).По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15)

«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)

«Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).

Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни. 

Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.

Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

***

митрополит Сурожский Антоний:Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.

azbyka.ru

Дух Святой - это... Что такое Дух Святой?

Свято́й Дух, Утеши́тель (В русском языке мужского рода, в греческом (Пне́вма) — среднего, в семитских языках (Ру́ах) — женского) — в христианстве третья ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Действия Святого Духа

Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою." (Быт.1:1-2).

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня." Пс.50:12-14.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым."(1Кор.12:3).

Через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын - "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим." (Лук.1:35). Подобным же образом, Духом Святым происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа - "Преложи Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь." (эпиклеза в литургии византийского обряда).

С действиями Святого Духа связывают такие понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

В ортодоксальных конфессиях крещение Святым Духом, или миропомазание осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (не зависимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (об Иисусе) будет крестить вас Духом Святым
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Плод Святого Духа

Дары Святого Духа

  • Пророческое вдохновение (мгновенное озарение) — «на него сошел Дух Божий и он пророчествовал» 1 Царств 19:23.
  • Говорение на иных языках - «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деяния 2:4)
  • Сила разрушения — «И сошел на него Дух Господень и он (Самсон) растерзал льва как козленка, а в руке у него ничего не было» Судей 14:6).

Также, в 1-ом послании Коринфянам в 12 главе сообщается:с 7 по 11 стихах:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

и c 27 по 31 стихах

И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Ясновидение, экстрасенсорные способности не являются дарами Святого Духа и c точки зрения христианства имееют бесовские, оккультные корни.

Видимые явления Святого Духа

  • В виде голубя (Лк.3:22)
  • В виде огненных языков (Деян.2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках которые до этого эти люди не знали (Деян.2:3-10).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф.3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин.16:13).
  • Некоторые считают, что учение о Святом Духе как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу-Отцу и Богу-Сыну, сформировалось в IV веке (ошибка в том, что сам Иисус говорит о триединстве Бога «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»). «Иже с Отцем и Сыном спокланяема и сславима» (Символ веры).
  • В православии дары Святого Духа сообщаются во всех церковных таинствах: крещения, миропомазания и рукоположения и других.
  • В исламе Святой Дух (Рух аль-Кудс) отождествляется с архангелом Гавриилом, который ниспослал Коран (Коран 2:97, 16:102) и Евангелия (Коран 2:87).
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи — Эры Святого Духа (Иоахим Флорский).
  • В некоторых сектах эксплуатируется идея догматической непроясненности Святого Духа, и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Элис Лаквена), аналогичных Иисусу Христу.

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

...

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого - это приписывание действия духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого это отвержение человеком очевидной истины. По мнению Афанасия Великого хулой на Духа является безбожие, неверие и распространение еретических учений.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru