Новая система "Гефест" позволяет использовать некорректируемые боеприпасы как высокоточные. Свп 24 гефест


СВП 24 - гениальное решение героических конструкторов России

Темп и эффективность российских ВВС (сейчас они называются воздушно-космическими силами, так что я буду называть их РВКС ниже) поразили западных военных экспертов. Не только количество самолето-вылетов втрое превышает то, которого смогли достичь США и страны НАТО, но российские бомбардировки удивительно точны, несмотря на то, что российские самолеты летают на высоте свыше 5 км, за пределами досягаемости ПЗРК. Они летают даже ночью и в плохую погоду.

Это еще более удивительно, если учесть, что большую часть работы делают Су-24 (приняты на вооружение в 1974 году) и Су-25 (приняты на вооружение в 1981 году). Большая часть задач в Сирии может быть решена этими двумя замечательными, но, честно говоря, древними самолетами, в то время как целью присутствия нового передового Су-34 являются его испытания (и, после того, как турки сбили Су-24, обеспечение защиты против воздушных атак). Что же происходит? Как Россия добивается таких почти чудесных результатов?

Это было достигнуто с помощью СВП-24.

Но сначала я должен описать процесс бомбардировки.

Простые бомбы “технологии Второй мировой войны” – гравитационные. Самолеты сбрасывали их с помощью протой системы наведения на цель, и они попадали (более или менее) в цель. Для ковровых бомбардировок это было нормально, для прицельных бомбардировок это было не идеально, но с учетом низкой скорости самолетов и малых высот, приемлемо. Но с увеличением скорости самолетов опоздание в сбросе бомбы в одну секунду могло привести к падению бомбы в 600-800 метрах от цели. К тому же, для некоторых укрепленных целей (командные пункты, мосты, и т. п.) нужно прямое попадание. Были созданы два типа направляемых бомб: направляемых лазером и телевизионно.

Бомбы, направляемые лазером, работают очень просто: самолет (или наводчик на земле) “указывает” цель лазерным лучом, и бомба имеет некоторую (ограниченную) способность спланировать к этому ясно видному освещенному пятну. Теле-направляемые бомбы тоже работают просто: ее телекамера направляется на цель, и бомба планирует к ней. Если бомба находится в определенной “зоне” (скорость, высота, направление), она попадет. Или промажет. Потому что даже крохотное облачко может резко снизить точность, что при нынешних скоростях самолетов может привести к промаху в сотни метров (кто интересуется, может почитать эту статью в Wikipedia).

Появление спутникового наведения открыло новую эру наводящихся вооружений. Впервые стало возможным использовать сигналы спутников GPS (для россиян – ГЛОНАСС) для наведения бомбы на цель. Бомбы, направляемые спутниками, были не только более точными, но они не зависели от погоды. Главной проблемой была их высокая стоимость. Еще одной проблемой было то, что склады были забиты старыми дешевыми ненаправляемыми бомбами. Что с ними делать?

Американцы придумали элегантное решение: JDAM (Joint Direct Attack Munition). JDAM набор был способом превратить “глупую” (ненаводящуюся) бомбу в “умную” (наводящуюся) путем присоединения к ней специальных приспособлений. Можете узнать больше из этой статьи Wikipedia  https://en.wikipedia.org/wiki/... . Это решение позволило использовать старые бомбы, но не было дешевым: ~$25 000 за приспособление (по Wikipedia).

Русские придумали еще лучшее решение.

Вместо того, чтобы ставить приспособления на каждую бомбу и терять его каждый раз, русские поставили приспособление типа JDAM, но на самолет.

Это и есть СВП-24. СВП расшифровывается как “специализированная вычислительная подсистема”. Эта система постоянно отслеживает позиции смолета и цели (используя ГЛОНАСС), измеряет давление, влажность, скорость ветра и самолета, направление полета. Она может получать дополнительную информацию от самолетов AWACS, наземных станций, других самолетов. СВП-24 вычисляет параметры (скорость, высота, курс) при которых “глупая” бомба должна быть автоматически сброшена точно в момент, когда ее неуправляемый полет приведет ее точно к цели (в пределах 3-5 метров).

На практике это значит, что каждая старая (возраста 30 и более лет) российская бомба может быть доставлена старым самолетом с такой же точностью, как новые направляемые бомбы, доставленные новейшим бомбардировщиком.

И это еще не все. Летчику даже не надо думать о прицеливании. Он просто вводит точные координаты цели в систему, летит в нужный район, и бомбы сбрасываются автоматически. Он может сосредоточиться на обнаружении действий противника (самолетов, ракет, зениток). И самое лучшее, эта система может использоваться при бомбардировке с большой высоты, >5000 метров, куда ПЗРК не достают. Кроме того, облака, дым, погода, и время суток не имеют никакого значения.

Последнее, но не наименее важное: это очень недорогое решение. Россия может теперь использовать огромные запасы “глупых” бомб накопленные за время холодной войны, они могут доставить практически бесконечный запас таких бомб в Сирию, и каждая из них поразит цель с феноменальной точностью. Поскольку СВП-24 находится на самолете, а не на бомбе, ее можно многократно использовать.

Уже подтверждено, что СВП-24 установлены на российских Су-24, Су-25, Ту-22М3, вертолетах Ка-50 и Ка-52, заслуженных МИГ-27, и даже на тренировочном L-39. То есть, она может быть установлена практически на всех вертолетах и самолетах, от больших бомбардировщиков до маленьких учебных самолетов. Я уверен, что Ми-24 и Ми-35М в Латакии тоже оборудованы этой системой.

Вот как выглядят компоненты системы СВП-24 (фото с авиашоу МАКС в Жуковском):

СВП-24 демонстрирует, что хорошее инженерное решение, особенно хорошее военное инженерное решение, не должно быть дорогим или выглядеть привлекательно. Использование СВП-24 в РВКС уменьшило операционные затраты.

В заключение, я отмечу, что не все в российской армии розово и идеально. Компания, производящая СВП-24, должна была взыскивать деньги с министерства обороны через суд, и в самом министерстве было много противников СВП-24 (наверное, из-за влияния коррумпированных конкурентов). В конечном счете, проблемы были решены, и СВП-24 была поставлена в больших количествах, но для этого потребовалась долгая суровая борьба. Так что, как и в США, коррупция в России остается одним из опаснейших врагов вооруженных сил.

В любом случае, я надеюсь, что эта экскурсия “под капот” была вам интересна.

С Новым Годом, и всего наилучшего в 2016 году. Балобан (The Saker)

Источник: http://thesaker.is/technology-...

29 декабря 2015 Перевод: Seva

alexandr-palkin.livejournal.com

Су-24 оснастят прицельно-навигационным комплексом Гефест » Военное обозрение

На авиабазе «Шагол», расположенной в Челябинской области в ЦВО, заканчивается работа по установке на фронтовые бомбардировщики Су-24М специализированных вычислительных подсистем СВП-24 «Гефест», об этом сообщает пресс-служба Центрального военного округа. Сообщается, что до конца текущего года все бомбардировщики округа будут оборудованные СВП-24. Данная подсистема объединяет в себе приборы и средства прицеливания, навигации и управления. Применение комплекса «Гефест» серьезно повышает возможности экипажей бомбардировщиков по поиску и выходу на цель, прицеливанию и нанесению авиаударов, в том числе при ограниченной видимости в сложных метеоусловиях.

Система СВП-24 «Гефест» расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. Как говорят специалисты 2-го Командования ВВС и ПВО, в ходе боевого применения СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры – более чем в 3 раза удалось увеличить точность нанесения авиаударов Су-24М, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса. Значительно удалось повысить хронометраж суточного боевого налета.

Су-24 в настоящее время продолжает оставаться основой фронтовой бомбардировочной авиации страны. Су-24 или изделие Т-6 (по кодификации НАТО Fencer – фехтовальщик) – это советский/российский фронтовой бомбардировщик, имеющий крыло изменяемой стреловидности. Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в сложных и простых метеоусловиях, ночью и днем, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей как на суше, так и на море.

По состоянию на 2011 год средний возраст российских бомбардировщиков Су-24, которые находились на вооружении ВВС, составлял 25-27 лет. Изначально около 60-70% парка этих самолетов планировалось заменить современными Су-34, а остальные самолеты модернизировать до варианта Су-24М2. Однако от варианта М2 все-таки было решено отказаться. По состоянию на 2012 год на вооружении российских ВВС находилось 124 бомбардировщика Су-24М. Полк Су-24М, дислоцированный на авиабазе «Шагол», будет оборудован системой СВП-24 «Гефест» до конца 2013 года.

Известно, что в 2009 году после окончательной оценки боевого использования модернизированных версий Су-24М во время Пятидневной войны, Минобороны России решило отказаться от дальнейшей модернизации имеющихся фронтовых бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2, предложенному компанией ОАО «Сухой» (ОКР «Гусар») и выбрало модернизацию Су-24М по варианту предложенному ЗАО «Гефест и Т».

В настоящее время модернизированные по данному проекту самолеты Су-24М находятся на вооружении 3-х военных округов страны – Западного, Центрального и Южного. При этом модернизация самолетов Су-24М по варианту, предложенному ЗАО «Гефест и Т», ведется как в строю, так и на авиаремонтных предприятиях. Со временем все имеющиеся на вооружении самолеты Су-24М получат новый прицельно-навигационный комплекс СВН-24 «Гефест».

При этом стоит отметить тот факт, что изначально представители российских ВВС достаточно прохладно отнеслись к разработкам компании «Гефест и Т». Но в 1999 году интерес к данной программе модернизации проявили ВВС Алжира. Под заказ данной страны проходил испытания Су-24М, оснащенный неполным комплексом СВП-24 «Гефест», так как здесь главным подрядчиком выступал разработчик бомбардировщика. Результаты проведенных испытаний полностью удовлетворили ВВС африканской страны и, начиная с 2001 года, в Алжире началась эксплуатация доработанных бомбардировщиков Су-24МК. При этом ВВС Алжира получили бомбардировщики с новой версией ПО, поэтому эксплуатацию самолетов сопровождали представители создателя СВП-24.

На этом фоне для ВВС России также было модернизировано несколько самолетов. В 2004-2005 годах эти машины отлично зарекомендовали себя во время проведения больших военных учений стран СНГ под названием «Рубеж». ВВС России провели комплексный анализ бомбардировщиков Су-24М, оснащенных новых прицельно-навигационным комплексом, в опытной эксплуатации и в том же году рекомендовали оборудование СВП-24 к принятию на снабжение ВВС страны. Однако история с Су-24М «Гефест» несколько затянулось. Все окончательно разрешилось только в октябре 2008 года, когда систему СВП-24 официально приняли на вооружение ВС России.

Использование комплекса СВП-24 позволяет добиться уменьшения стоимости авиационных комплексов при одновременном росте их эффективности, что возможно за счет «единой технологии»: построения бортовых систем на унифицированной элементной базе и на едином принципе. При этом в ходе модернизации Су-24М внешний облик машины и оборудование кабины пилотов не меняется. Замене подлежать лишь блоки прицельно-навигационного комплекса. Причем установка новых блоков, которые обладают меньшей размерностью, ведется в те же самые посадочные места и разъемы, что позволяет выполнять доработку бомбардировщиков прямо в строевых подразделениях силами техническо-эксплуатационных служб.

Установка на самолеты нового комплекса СВП-24 позволяет значительно повысить точность нанесения бомбовых ударов по наземным целям даже в достаточно сложных метеоусловиях. Данная система специально создана для интеграции управляемых боеприпасов со спутниковым наведением и состоит из наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий и комплекса бортового оборудования, которые связаны между собой единым специальным ПО. При этом в комплексе СВП-24 была реализована комплексная обработка информации с учетом существенного количества факторов, влияющих на точность боевого применения и навигации бомбардировщика, особенно во время маневрирования.

Комплекс СВП-24, принятый на вооружение в 2008 году, сегодня производится серийно. Данная система предназначена для использования всей существующей, а также перспективной номенклатуры вооружений, в том числе управляемых. Уникальность системы заключается в том, что она может быть модифицирован под использование с различными типами носителей – не только боевыми самолетами, но и вертолетами. Комплекс СВП-24 «Гефест» может устанавливаться на самолетах МиГ-27, Су-24М, Ту-22М3, учебно-боевом L-39, а также ударных вертолетах Ка-50 и Ка-52.

Постепенно новые бомбардировщики, оснащенные данной системой, поступают в строевые части. При этом отзывы боевых летчиков о новом прицельно-навигационном комплексе довольно однозначны: «в бой лишь на Гефесте». Использование СВП-24 позволяет добиться точности бомбометания обычными свободнопадающими бомбами сопоставимого с КАБ. А если принять во внимание фактор надежности вооружения, то вероятность поражения вражеских объектов Су-24М с СВП-24 обыкновенными бомбами даже выше, чем при использовании корректируемых авиабомб или УР, хотя бомбардировщик может использовать и все виды высокоточного вооружения – все те же КАБ и управляемые ракеты «воздух-поверхность».

Модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М в Су-24М с СВП-24 служит очень хорошим примером комплексного подхода к проблеме. В сравнении с многими другими вариантами модернизации самолета, доработка компании «ГЕФЕСТ и Т» обходится очень дешево, однако в результате военные получают самолет, который в состоянии уничтожать цели обычными авиабомбами с точностью, доступной не всем современным КАБ. При этом бомбардировщик интегрируется в «цифровое поле боя», а диагностика всех бортовых систем машины ведется «по состоянию». Огромное количество плюсов, а минусов практически нет. При этом работы по доработке других российских самолетов отчего-то пробуксовывают. Так модернизацию Ту-22М3 предприятие ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» произвело на собственные средства. Самолет очень хорошо себя зарекомендовал, но работы по модернизации машин затягиваются и это при копеечной стоимости и быстроте выполнения работ. Возможно, по той простой причине, что освоение бюджетных средств слишком затягивающий процесс, а для модернизации по программе ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» требуются не такие большие суммы.

Источники информации:-http://www.aviaport.ru/digest/2013/05/16/255050.html-http://www.aviaport.ru/news/2012/05/05/234003.html-http://airspot.ru/news/voennaja-aviacija/modernizirovannye-su-24m-quot-gefest-quot-nahodyatsya-na-vooruzhenii-chastey-vvs-treh-voennyh-okrugov-http://www.modernarmy.ru/article/202

topwar.ru

Инженер и промышленник сегодня - Точный расчет фирмы «Гефест и Т»

gefest01С чего начинался МАКС-2013? С ЗАО «Гефест и Т»! Участники и посетители, заходя на территорию Авиасалона, в первую очередь видели шале этой фирмы. И этот факт весьма символичен. Разработчик специализированной вычислительной подсистемы СВП-24 «Гефест», спасшей жизнь не одному экипажу фронтового бомбардировщика СУ-24 М, как никто другой, достоин чести открывать экспозицию Международного авиакосмического салона.

Наша справкаФирма «Гефест и Т» занимается разработкой и производством технических средств обеспечения и совершенствования эксплуатации летательных аппаратов военного назначения; автоматизированных систем управления верхнего уровня; систем отображения информации, вычислительных систем; систем информационного обмена и программного обеспечения, обеспечивающих выполнение задач навигации, управления полетом, прицеливания и применения оружия; бортовых устройств регистрации параметров; бортовых автоматизированных систем контроля; наземных автоматизированных средств подготовки полетных данных, обработки полетной информации и эксплуатационного контроля; комплексных и специальных средств подготовки авиаспециалистов.

Как отмечал еще до открытия МАКС-2013 генеральный директор фирмы Александр Панин: «Новая подсистемаgefest02 позволяет наносить точечные бомбовые удары в сложных метеоусловиях по наземным целям. Она состоит из комплекса бортового оборудования и наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий, связанных единым специальным программным обеспечением. В СВП-24 реализована комплексная обработка информации с учетом большого количества факторов, влияющих на точность навигации и боевого применения, особенно - при маневрировании самолета, высокая производительность и надежность оборудования, а также использование электронной карты местности. Кроме того, экипаж Су-24М получил возможность автоматизированного обмена данными с другими самолетами, а наземный пункт управления – возможности  автоматизированного управления, включая перенацеливание ударных групп в реальном масштабе времени».С октября 2008 года совместным решением Главного командования ВВС, управлением заказов и поставок авиатехники и вооружения ОАО «Туполев» и ЗАО «Гефест и Т» проведена модернизация оборудования самолета Ту-22М3 по технологии самолета Су-24М путем модификации СВП-24. Этот самолет за короткий срок достиг таких же показателей, как и Су-24М с СВП-24, и принял участие в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009». Вскоре после завершения работы МАКС-2013, когда пришло время подводить итоги, я встретился с генеральным директором ЗАО «Гефест и Т» Александром Паниным.- Боевая эффективность СВП-24 оценивалась на Кавказе, - так начал беседу Александр Николаевич, - И это была, прежде всего, оценка видов взаимодействия родов войск и нанесения точечных ударов в реальном масштабе времени. Для этого взаимодействия в рамках модернизации авиации мы придумали подход, который, на наш взгляд, позволял сухопутному офицеру в окопе и лейтенанту-летчику в кабине самолета взаимодействовать посредством формальных поступков. gefest03Здесь нелишне вспомнить слова нашего классика, прославленного полководца Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». На сегодняшний день организация межвидового боя оставляет желать лучшего. Пехота, танки и самолеты в реальном бою должны успешно взаимодействовать. А в мирное время обеспечить проведение учебного межвидового боя весьма сложно и дорого. И поэтому, как правило, его организация недостаточно обеспечивается. Поэтому, когда начинается реальный бой, возникает много проблем по межвидовому взаимодействию, что может привести к поражению своих войск. Командовать самолетом пехотный офицер не обучен. И юридического права на то не имеет. Поэтому во время боевых действий в состав сухопутных подразделений направляется авиационный специалист. Ему сухопутный командир сообщает, что надо поразить такую-то цель, то есть - работает через посредника. И тут возникает человеческий фактор, ставший притчей во языцех. Поэтому нами и была придумана система, которая позволяет сухопутному лейтенанту давать автоматизированное целеуказание,  используя наземный вычислитель и радиостанцию через бортовые вычислители на прицельные устройства экипажа в кабине самолета. И теперь не надо отправлять в каждое подразделение специально обученного авианаводчика.  Кроме того, СВП-24 расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. В ходе боевого применения СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры. В частности, точность нанесения авиаударов Су-24М и Ту-22М3, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса СВП-24 удалось улучшить более чем в 3 раза.- Александр Николаевич, пользуясь случаем, хотел бы упомянуть такой факт. Общаясь с боевыми пилотами в шале Почетного президента МАКС Магомеда Толбоева, я не раз слышал прекрасные отзывы о СВП-24 «Гефест».- Морально нам это приятно, а материально – убыточно, - грустно улыбается собеседник.- Как начиналась история создания СВП-24?- Я по образованию авиационный вооруженец. Заканчивал 7 факультет МАИ. И когда в советский период полным ходомgefest04 шла разработка нового авиационного вооружения, нам поставили задачу – изготовить средства для борьбы с аэростатами. Аэростаты - дешевая вещь и тратить на них дорогие управляемые ракеты нецелесообразно. Ведь средства поражения должны быть соизмеримы по стоимости с объектом поражения. И тогда была поставлена задача стрелять по аэростатам из авиационных пушек далеко и точно. В процессе этих изысканий появилась необходимость создания системы, отличающейся от той, которая существовала. Были наработаны определенные понятия о том, что нужно применять неуправляемое оружие по адаптивным принципам. Результаты получились весьма неплохие. Но затем актуальность этих проблем закончилась, так как прекратил свое существование Советский Союз. И встала задача – или куда-то уходить или продолжать работу. - И какое решение Вы приняли?- В 1992-м году было модно создавать предприятия. И на базе Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева, где прежде работали, мы создали закрытое акционерное общество «Гефест и Т». Напомню, что Гефест – это древнегреческий бог огня, покровитель кузнечного ремесла. А «Т» – это точность. Наработки в те годы, как сейчас модно говорить, были крутые. Завод всерьез занимался космическими программами, в частности – орбитальным кораблем-космопланом «Буран». Специалисты получали мощную современную технику, соответствующие программы, математическое обеспечение. И мы стали продолжать наработки, которые на тот момент состоялись. Одним из направлений нашей деятельности был объективный контроль. Структура наших систем обеспечивалась по всему Советскому Союзу. Прибалтика отделилась от нас. А там были основные изготовители. И предприятию было поручено создавать систему на базе нашего задела – систему объективного контроля. В то время и были разработаны основные принципы адаптивной системы применения и управления оружием. Мы продолжали работать с министерством обороны, которое давало небольшие заказы. А затем нашему предприятию было поручено модернизировать бортовое и наземное оборудование СУ-24. И в процессе этой работы мы поняли, что причина болезни не та, что предполагалась. Проблема в том, чтобы применять неуправляемое оружие надо знать начальные условия применения. А это в силу разных причин не обеспечивалось. И мы пошли по пути решения этих проблем. В результате получили новые боевые возможности СУ-24 М, которые расширили область применения и возможных атак, включая свободное маневрирование, и обеспечили точность применения неуправляемого оружия также, как и управляемого.gefest05Решение этих задач летчикам понравилось. Мы технически модернизировали самолет, а юридически – установили на него новое изделие. И самолет заиграл совсем по-другому. Если вспомнить про денежный эквивалент – стоимость этих комплексов составляет много-много миллионов. Оборудование самолета СУ-24М, который мы модернизировали путем создания новой технологии, по точностным характеристикам превышает новые самолеты, которые создаются сегодня.- На сегодняшний день все самолеты СУ-24 М в ВВС России оснащены комплексом СВП-24?- Не все, но в рамках того, что запланировано по госзаказу, мы выполнили. Отмечу, что есть у нас потребитель, который должен определять, что ему необходимо, и есть аппарат, который сопровождает бюджет. У них интересы никогда не сходятся. Как следствие – мы в интересах потребителей тоже не попадаем в интересы заказчика. - Какая, на Ваш взгляд, самая большая проблема в отрасли?- Финансирование у нас ствольное. Каждый заказчик борется за свои интересы. Мы конструкторов перестали создавать, менеджеров создаем. А у менеджера проблема одна – цена вопроса.   - Александр Николаевич, совершим еще один небольшой экскурс в историю. С какого года ЗАО «Гефест и Т» участвует в Авиасалоне?- С 1993 года. Тогда он еще назывался «Мосаэрошоу».В то время предполагалась модернизация по экспортной поставке СУ-22 М-4. Этих машин у польских ВВС было порядка 120 штук. В те годы и в помине не было разговора о вступлении Польши в НАТО. И поляки предполагали модернизировать эти самолеты. Они поставили задачу провести создание системы объективного контроля. Стенда у нас тогда не было. Поэтому мы вместе с поляками и участвовали в «Мосаэрошоу». - И с тех пор предприятие постоянно участвовало в Авиасалоне?- Кроме одного года – 2011-го. - Александр Николаевич, чем было примечательно для Вас участие в МАКС-2013?gefest06- Наш стенд, действующий на МАКСе, привлек внимание множества специалистов и посетителей. Люди выстраивались в огромную очередь, чтобы получить возможность потренироваться на моделях СУ-24М и Ту-22М3. Чем хороши эти модели? Тем, что на них можно тренировать не только летный состав. Инженерный состав может проверить на модулях исправность разрабатываемого бортового оборудования.   Были среди посетителей стенда предприятия и действующие летчики ВВС стран НАТО.Но особо мне запомнилось то, что 30 августа к нам на стенд пришли два Героя России – Олег Старожук и Владимир Богодухов. Они также испытали модель фронтового бомбардировщика СУ-24М, на котором в свое время вылетали на специальные задания. Отработав несколько минут, пилоты, встав с кресел, с огромным удовольствием дали модели высочайшую оценку!

P.S. 3 октября генеральному директору ЗАО «Гефест и Т» Александру Панину исполнилось 65 лет. Коллектив предприятия и редакция журнала «Инженер и промышленник сегодня» от всей души поздравляют Александра Николаевича с прекрасным юбилеем и желают ему светлого счастья, крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма и великих успехов в почетном труде на благо укрепления обороноспособности Отечества!

Сергей РЯБОВ

www.xn--f1adbqcigi.xn--p1ai

первые шаги в модернизации 279-го ОКИАП. Достаточны ли меры? » Военное обозрение

Единственный тяжёлый авианесущий крейсер российского флота пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов» готовится сегодня к поистине эпохальному дальнему переходу из зоны ответственности Северного флота в Баренцевом море в Восточное Средиземноморье, к берегам Сирийской Арабской Республики, где на протяжении четырёх месяцев осенне-зимнего периода 2016-2017 гг. будет вносить свой вклад в ликвидацию военизированных группировок террористических организаций ИГИЛ, «Джебхат Ан-Нусра», «Джунд аль-Акса», а также содействующих им так называемых «умеренных», называемых западными «коллегами» «Свободной сирийской армией». Самый защищённый авианосец ВМФ России впервые в истории своей службы будет участвовать в военном конфликте XXI века, где действующие «под боком» якобы дружественные в антитеррористическом деле объединённые ВМС и ВВС коалиции на самом деле являются вероятным противником, способным в любой момент нанести «удар в спину» на любом приглянувшимся участке Ближневосточного или Европейского ТВД (будь то прибалтийский Калининград, Крым или Новороссия). После длительного перехода водами Северной Атлантики и Средиземного моря «Адмирал Кузнецов» остановится вблизи сирийского побережья, после чего в игру вступит наш, к сожалению, пока единственный 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП) имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.

Учитывая что, это единственный палубный истребительный авиаполк российского флота на единственном авианесущем ракетном крейсере, технологический потенциал его авиапарка сегодня можно оценивать как едва удовлетворительный. И это абсолютно не сгущение красок, а наблюдающаяся реальность.

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАЛУБНЫХ «СУШЕК»?

Начнём с того, что на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в более-менее стабильной оперативной обстановке мирного времени обычно присутствует 8-10 палубных истребителей-перехватчиков ПВО / бомбардировщиков Су-33 из 14 положенных к постоянному развёртыванию, а также одно-два звена многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ, что составляет не более 16 машин. Остальные 12-14 Су-33 находятся на авиабазе морской авиации Северного флота «Североморск-3». Авиакрыло же каждого из 11 атомных авианосцев класса «Нимиц» ВМС США представлено 4 эскадрильями палубных многоцелевых истребителей F/A-18E/F «Super Hornet» (48 машин), и это даже в мирное время! Уже чувствуется разница. А теперь о главном — параметрах БРЭО Су-33 и, соответственно, о его функциональности во время проведения воздушных операций.

С момента принятия на вооружение 279-го ОКИАП палубных Су-27К (Су-33), 31 августа 1998 года, на протяжении 17-18 лет машины не подвергались модернизации бортового радиоэлектронного оборудования, из-за чего сегодня наблюдается значительное отставание от американских F/A-18E/F «Super Hornet» и F/A-18G «Growler», оснащённых мощной бортовой РЛС с АФАР AN/APG-79. В то время как американская станция имеет дальность обнаружения цели типа «Су-33» (ЭПР около 12-15 м2) 180-190 км, наш Су-33 с РЛС Н001К может обнаружить «Супер Хорнет» с AMRAAMами на подвесках всего с 90-100 км. Кроме того, Н001К не имеет возможности работы по наземным целям и «Сушка» остаётся лишь истребителем-перехватчиком для обеспечения противовоздушной обороны авианосной ударной группировки на дальних подступах, а также временного эскортирования дальних патрульных противолодочных самолётов морской авиации. Ещё один малоприятный фактор заключается в том, что радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27К не имеет программной поддержки ракет класса «воздух-воздух» с АРГСН семейства РВВ-АЕ, из-за чего Су-33 в возможностях ДВБ уступает даже устаревшим палубным многоцелевым истребителям F/A-18C «Hornet», состоящим на вооружении КМП США.

Действующими достоинствами Су-33 по сравнению с американскими машинами палубного базирования являются: значительно более высокие маневренные качества, которыми обладает всё семейство интегральных статически неустойчивых «Фланкеров», более высокая максимальная скорость (даже с 2-4 ракетами Р-27ЭР/ЭТ на подвесках достигает 2 — 2,1М, у «Супер Хорнета» — 1,7М), практический потолок в 17000 м (у F/A-18E/F — 15240 м), а также на 40-50% больший боевой радиус действия в режиме истребителя-перехватчика (около 1500 км). Помимо этого, имеется оптико-электронный прицельный комплекс ОЛС-27К, способный «увидеть» идущий на форсаже «Супер Хорнет» на дальности до 60 км в заднюю полусферу и 15 км в переднюю полусферу. В дополнение к высочайшей маневренности, ОЛС-27К, синхронизированная с нашлемной системой целеуказания, позволяет палубному «Фланкеру» выиграть ближний воздушный бой практически у любого современного палубного истребителя. Единственным опасным соперником в догфайте (БВБ) можно считать лишь французские палубные многоцелевые истребители «Rafale-M/N», обладающие угловой скоростью установившегося разворота до 27 град./с и китайские J-15B/S (как известно, последние спроектированы на базе закупленных в Украине чертежей Т-10К). Но устаревающее, по меркам XXI века, БРЭО Су-33 по-прежнему не давало шансов на победу в ДВБ над лучшими западными палубными истребителями. Требовались радикальные мероприятия по обновлению «железа» 22 имеющихся на вооружении Су-33.

Первая информация о планах модернизации авиапарка Су-33 «Flanker-D» стала появляться в российском Интернете после 2010 года, но детали не оговаривались. Затем, в 2015 году, уже из слов командующего морской авиацией Военно-морского флота России Игоря Кожина, стало известно о модернизации данных машин с целью продления эксплуатационного срока на 10 лет. И наконец, в 2016 году в сети были опубликованы первые результаты модернизационной программы великолепных палубных истребителей.

Один из блогеров-обозревателей Livejournal «naval_flanker» опубликовал 31 августа 2016 года новость о появлении на территории Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова усовершенствованной модификации палубного истребителя Су-33. Сообщается, что машину оснастили специализированной вычислительной подсистемой СВП-24-33 «Гефест», которая позволит довести точность попадания обычных свободнопадающих бомб до уровня высокоточного оружия. Разработанная закрытым акционерным обществом «Гефест и Т», высокопроизводительная прицельно-навигационная подсистема СВП-24 является многоплатформенной компьютеризированной системой навигации и бомбометания, которая может интегрироваться в бортовое радиоэлектронное оборудование практически любого отечественного тактического истребителя и стратегического бомбардировщика. Изначально, высокоинтеллектуальная система, позволяющая из режима «свободного манёвра» вне зоны действия войсковых ЗРСК точно поражать наземные цели противника, приглянулась ВВС Алжира в далёком 1999 году. Для чёткой доводки всех параметров в качестве летающей лаборатории был взят фронтовой бомбардировщик Су-24М, который оснастили лишь основными элементами подсистемы. Отличный результат не заставил себя долго ждать и уже в 2001 году алжирские Су-24МК поднимались в воздух с абсолютно новыми возможностями.

Аппаратная структура специализированной прицельно-навигационной вычислительной подсистемы СВП-24 и список улучшенных навигационных и боевых качеств фронтового бомбардировщика Су-24МК

Позднее, в октябре 2008 года, по итогам наблюдений за боевым применением Су-24М с «Гефестом» в «Операции по принуждению Грузии к миру» данной подсистемой был оснащён один из серийных дальних бомбардировщиков Ту-22М3. В данном случае её модификация получила шифр СВП-24-22 и позволила «двадцать второму» блестяще показать себя на оперативно-стратегических учениях «Запад-2009»: его точность не уступала точности модернизированных Су-24М. Позднее системой СВП-24 «Гефест» начали модернизировать и другие Су-24М ВВС России. Все самолёты, оснащённые СВП-24, получили возможности обмена тактической информацией с другими аналогичными машинами и наземными командными пунктами, что причисляет изделие к «умному» оборудованию сетецентрической войны.

Как и говорилось ранее, открытая архитектура СВП-24 превращает её в многоплатформенную систему, а поэтому компания-производитель разработала ещё как минимум 4 версии для разных носителей: СВП-24-27 (для истребителя-бомбардировщика МиГ-27), СВП-24-25 (для штурмовиков Су-25), СП-39 (для учебно-боевого самолёта L-39) и СП-50/52 (для ударных вертолётов «Чёрная акула» и «Аллигатор»/«Катран» соответственно).

Система собрана полностью по модульному принципу и имеет различающиеся по габаритам модули для каждого воздушного носителя, из которых выделяют: индикационные устройства информационного поля кабины пилота (ЖК-индикатор ВМ-10, ТВ-индикатор ОР4-ТМ и коллиматорный авиационный индикатор на лобовом стекле КАИ-24П), вычислительные модули и устройства преобразования информации (твердотельный бортовой накопитель ТБН-К-2, спецвычислитель СВ-24, блок формирования тактической информации БФИ, модуль обработки радиолокационного изображения «Обзор-РВБ-Т» и радионавигационная система СРНС-24), а также устройства ввода и вывода информации с базовых бортовых комплексов самолётов (УВВ-Ф, УВВ-БП и УВВ-С). Для обмена тактической телекодовой информацией и голосовой связи с другими боевыми единицами «Гефест» оснащается авиационной радиостанцией Р-862 «Журавль-30», работающей в метровом диапазоне волн на частотах 100 — 149,975 МГц и в дециметровом диапазоне на частотах 220-399,975 МГц. Данная станция имеет мощность 25 Вт и средний ресурс работы более 15 тыс. часов. Устанавливается изделие на различные виды самолётов тактической и военно-транспортной авиации (от Ан-22 и Су-25 до МиГ-29 и МиГ-31).

Телевизионный индикатор ОР4-ТМ предназначен для отображения видеосигнала, получаемого непосредственно от бортовой РЛС истребителя или бомбардировщика, но этот видеовыход может быть распределён и на ЖК-дисплей ВМ-10, установленный на приборной панели кабины пилота. В дополнение ко всему, информационное поле лётчика Су-33 уже сейчас дополняется специализированным наколенным планшетом-индикатором ЕКП-НТ, который предназначен для вывода информационной базы СВП-24-33. По сравнению с начальной версией Су-33, «гефестовская»модификация будет в 3-4 раза точнее, в несколько раз осведомлённее по ситуации и значительно оперативнее.

Наколенный планшетный индикатор ЕКП-НТ у пилота палубного истребителя Су-33

На многочисленных блог-платформах и форумах социальных сетей уже встречались рассуждения относительно возможного совместного использования Су-33 с системой СВП-24-33 в связке с фронтовыми бомбардировщиками Су-24М в Сирии. Наиболее распространённое мнение — использование Су-33 в качестве эскортирующих машин для прикрытия от возможных угроз со стороны многоцелевых истребителей коалиции, но рассматривается и возможность нанесения прицельных бомбовых ударов благодаря установленной системе «Гефест». Ракетно-бомбовая нагрузка Су-33 позволяет за считанные секунды обрушить на противника 28 свободнопадающих авиабомб ФАБ/РБК-250 или 8 аналогичных ФАБ/РБК-500. За счёт СВП-24-33 такой удар будет очень эффективный, но вопрос с применением высокоточного вооружения и самостоятельного обнаружения и целеуказания по-прежнему останется открытым.

Несмотря на то, что к берегам Сирии «Адмирал Кузнецов» скорее всего отправится с полным арсеналом «Сушек» (14 машин), седьмая часть которых будет оснащена СВП-24-33, наличие прежней бортовой РЛС Н001К «Меч» с дальностью действия до 120 км и единственным режимом «воздух-воздух» не позволит применять высокоточное ракетное вооружение по наземным и морским целям, а также на больших дальностях обнаруживать британские «Тайфуны», турецкие F-16C и американские палубные F/A-18E/F. Эффективность машины в дальнем бою будет проявляться лишь на расстоянии менее 90—100 км от истребителя противника. А поэтому дудеть в фанфары по поводу одного лишь «Гефеста» на борту Су-33 нет абсолютно никаких оснований; требуются гораздо более серьёзные этапы модернизации.

В первую очередь на палубных истребителях должны быть полностью заменены бортовые РЛС вместе с системой управления вооружением. Вместо устаревших одноканальных Н001К могут быть установлены наиболее передовые серийные станции с ПФАР Н011М «Барс» и Н035 «Ирбис-Э». Они превратят узкоспециализированные палубные перехватчики столь многофункциональные авиационные комплексы, как современные Су-30СМ или Су-35С. Размеры радиопрозрачного носового обтекателя позволяют устанавливать на «Flanker-D» почти любой из имеющихся российских радаров с диаметром антенной решётки до 1 метра. После этого Су-33 станет самым совершенным и мощным палубным авиационным комплексом в мире, который в ДВБ опередит все западные аналоги. Истребители F/A-18E/F будут обнаружены на дальности 320 км (160-180 при использовании РЭП) и F-35B/C на удалении 200-220 км (около 120 при использовании РЭП). После обновления системы управления вооружением Су-33 сможет применять ракеты сверхбольшой дальности РВВ-БД и средней дальности РВВ-СД (как это сделано на Су-35С): 279-й корабельный авиаполк сможет организовать эффективную противовоздушную и противоракетную оборону в радиусе до 1700 км.

Для проведения операций класса «воздух-земля/корабль/РЛС» на подвесках, помимо старенькой свободнопадающей бомбовой «амуниции», появятся такие противокорабельные, противорадиолокационные и тактические ракеты, как Х-35У, Х-31АД, Х-58УШКЭ, Х-29Л/Т и современнейшие Х-38МТЭ/МАЭ с инфракрасной и активной радиолокационной головками самонаведения.

Дальнейшая модернизация может заключаться в адаптации программного обеспечения БРЭО истребителя к установке комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины», а также уменьшения радиолокационной сигнатуры Су-33 до 1,5 — 2 м2 с помощью использования радиопоглощающих материалов и покрытий.

И, наконец, последний пункт возможной модернизации — увеличение тяговооружённости Су-33. Несмотря на наличие переднего горизонтального оперения, а также отличных несущих качеств крыла и фюзеляжа, палубный Т-10К, за счёт упрочнения конструкции, потяжелел более, чем на 3000 кг (до 19600 кг), а суммарная тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф осталась прежней (25000 кгс на форсаже и 25600 кгс на чрезвычайном режиме). При нормальной взлётной массе с полной заправкой 29940 кг коэффициент тяговооружённости достигает всего 0,85, из-за чего машина сильно теряет в скороподъёмности и длительности выполнения энергетического разворота в вертикальной плоскости. Решением проблемы могла бы стать установка одной из самых совершенных силовых установок, предназначенных для линейки Су-27, — ТРДДФ АЛ-31ФМ2. За счёт лучшей оптимизации процесса охлаждения перфорированных лопаток турбины, температура газов на её входе увеличена до 1492 °С по сравнению с обычным АЛ-31Ф (1392 °С), тяга двух двигателей на обычном форсажном режиме достигает 28200 кгс, на чрезвычайном — 29000 кгс. Тяговооружённость Су-33 с полными баками топлива составит почти 1,0, а при его 10%-м расходе достигнет 1,1. Есть размышления по поводу установки и более совершенных двигателей типа АЛ-41Ф1С с отклоняемым вектором тяги, но это потребует некоторых изменений во внутренней конструкции мотогондол морских «Фланкеров».

В своё время, в конце 90-х годов, огромные надежды возлагали на двухместный палубный гибрид Су-33 и Су-34 — Су-33КУБ. В его бортовом радиоэлектронном комплексе, впервые в истории российской палубной авиации, планировалось применение сверхпроизводительного процессора с тактовой частотой в несколько десятков ГГц, а также бортовой РЛС с ПФАР. Задумывалось даже спроектировать несколько модификаций БРЭО для тяжёлого палубного многоцелевого истребителя, одной из которых была конфигурация самолёта ДРЛОиУ (чаще называемого «мини-АВАКС»), которая бы полностью заменила менее оперативные вертолёты радиолокационного дозора и наведения Ка-31. Но проект дальше лётных испытаний прототипа 10КУБ-1 (Т-10КУ) не продвинулся.

Корабельный авиаполк сегодня у нас существует в одном экземпляре, и любая его палубная единица должна обладать качествами, многократно превосходящими противника. Именно в усовершенствованных Су-33 может быть воплощено всё то, что хотели реализовать в «КУБе», но к сожалению в предстоящем дальнем походе нашу авианосную ударную группировку будет представлять авиакрыло Су-33 с прежними радарами и парой-тройкой систем «Гефест». И даже в таком виде они смогут выполнять основную функцию — оборону воздушных рубежей Сирии на средиземноморском побережье, близ которого не так давно стали всё чаще появляться американские патрульные самолёты P-8A «Poseidon», ведущие оптико-радиотехническую и радиоэлектронную разведку на военных объектах флота и ВКС России в Сирии.

Источники информации:http://bmpd.livejournal.com/2097090.htmlhttp://navy-korabel.livejournal.com/116642.htmlhttp://yurasumy.livejournal.com/701928.htmlhttp://bastion-karpenko.ru/svp-24-gefest/

topwar.ru

СВП-24 (прицельно-навигационный комплекс) — WiKi

СВП-24 «Гефест» — авиационный прицельно-навигационный комплекс разработки и производства ЗАО «Гефест и Т», г. Жуковский Московской обл. Система разработана по теме модернизации прицельно-навигационного оборудования фронтовых бомбардировщиков типа Су-24М (шифр темы — «Метроном»).

Система расширяет спектр доступных тактических приёмов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и применении оружия по наземным целям. По утверждению производителя, эффективность удара свободнопадающими боеприпасами возрастает не менее, чем в три раза, за счёт увеличения дальности обнаружения цели, её классификации (опознавания), и улучшению точностных характеристик. Также производитель утверждает, что доработка самолёта может производиться в условиях эксплуатирующей организации (ТЭЧ) за срок 7 рабочих дней.

Помимо базового комплекса СВП-24, предназначенного для установки на Су-24М, разработаны следующие варианты:

  • СВП-24-22 — для доработки дальних бомбардировщиков Ту-22М3
  • СВП-24-33 — для доработки палубных истребителей Су-33
  • СВП-24-27 — для доработки истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (на экспорт)
  • СВП-24-25 — для доработки штурмовиков Су-25

Также возможна адаптация системы для самолёта L-39, вертолётов Ка-50 и Ка-52.

Состав системы несколько различен для каждого варианта исполнения. В базовом варианте система СВП-24 состоит из:

  • бортового вычислителя СВ-24
  • телевизионного индикатора ОР-4ТМ
  • блока формирования индикации БФИ
  • специализированной радионавигационной системы СРНС-24
  • твердотельного бортового накопителя с программным обеспечением ТБН-К
  • блока обработки видеосигнала РЛС «Обзор» РВБ-Т
  • устройства ввода-вывода УВВ-МП
  • коллиматорного авиационного телевизионного индикатора КАИ-24П
  • приборной стойки СП-24
  • комплекта электрожгутов, крепежа и имущества

Для наземной проверки и отработки комплекса предназначен дополнительно поставляемый стенд контроля системы АСЭК-24

ru-wiki.org

Новая система "Гефест" позволяет использовать некорректируемые боеприпасы как высокоточные - Армия и ОПК

КУБИНКА /Московская область/, 25 августа. /ТАСС/. Специализированная вычислительная подсистема СВП-24 "Гефест" повысила точность бомбометания стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 и позволила бомбардировщикам Су-24М в ходе операции в Сирии использовать некорректируемые боеприпасы как высокоточные. Об этом в пятницу сообщил председатель Военно-научного комитета ВС РФ - заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Игорь Макушев.

По его словам, к участию в специальной операции в Сирии привлекались бомбардировщики Ту-22М3, осуществившие более 250 вылетов, в ходе которых применялись средства поражения калибра 250 и 500 кг.

"При этом для ударов по целям в Сирии применялись Ту-22М3, прошедшие модернизацию, в ходе которой на них были установлены специализированные вычислительные подсистемы, что позволило существенно повысить точность бомбометания", - сказал Макушев на круглом столе, посвященном обсуждению сирийского опыта, на Международном военно-техническом форуме "Армия-2017".

О системе СВП-24 "Гефест"

Как сообщил Игорь Макушев, система СВП-24 "Гефест" за счет анализа данных ГЛОНАСС о взаимном расположении самолета и цели, учета величины атмосферного давления, влажности воздуха, скорости ветра, скорости полета и ряда других факторов рассчитывает курс, скорость и высоту сброса авиационного средства поражения, после чего бомбометание осуществляется в автоматическом режиме.

Председатель ВНК отметил, что модернизированные самолеты Су-25СМ обеспечили возможность бомбометания с использованием спутниковой навигационной системы.

"Использование бомбардировщиков Су-24М, оснащенных подсистемой СВП-24 "Гефест", позволило обеспечить эффективность поражения объектов противника неуправляемыми бомбами, сопоставимую с точностью применения корректируемых авиационных бомб", - подчеркнул он.

По словам Макушева, 50% основных задач по авиационному поражению объектов противника в Сирии выполнены бомбардировщиками Су-24М и штурмовиками Су-25СМ.

"Истребитель-бомбардировщик четвертого поколения Су-34 обеспечил нанесение точных ударов, как в тактической, так и в оперативной глубине территории противника. Среди достоинств этого самолета - высокая маневренность на малых высотах, современное навигационное, и прицельное оборудование, радар с фазированной антенной решеткой и мощный комплекс радиоэлектронного подавления, 12 точек подвески позволяют Су-34 нести до 8 тонн боеприпасов", - отметил генерал. Также в Сирии Су-34 обеспечил эффективное применение корректируемых авиационных бомб КАБ-500 и ракет Х-29Л с лазерным наведением, пояснил он.

"Таким образом, авиационные комплексы, находящиеся на вооружении длительное время, подтвердили свою эффективность", - заключил Макушев.

tass.ru

СВП-24 (прицельно-навигационный комплекс) Википедия

СВП-24 «Гефест» — авиационный прицельно-навигационный комплекс разработки и производства ЗАО «Гефест и Т», г. Жуковский Московской обл. Система разработана по теме модернизации прицельно-навигационного оборудования фронтовых бомбардировщиков типа Су-24М (шифр темы — «Метроном»).

Назначение

Система расширяет спектр доступных тактических приёмов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и применении оружия по наземным целям. По утверждению производителя, эффективность удара свободнопадающими боеприпасами возрастает не менее, чем в три раза, за счёт увеличения дальности обнаружения цели, её классификации (опознавания), и улучшению точностных характеристик. Также производитель утверждает, что доработка самолёта может производиться в условиях эксплуатирующей организации (ТЭЧ) за срок 7 рабочих дней.

Помимо базового комплекса СВП-24, предназначенного для установки на Су-24М, разработаны следующие варианты:

  • СВП-24-22 — для доработки дальних бомбардировщиков Ту-22М3
  • СВП-24-33 — для доработки палубных истребителей Су-33
  • СВП-24-27 — для доработки истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (на экспорт)
  • СВП-24-25 — для доработки штурмовиков Су-25

Также возможна адаптация системы для самолёта L-39, вертолётов Ка-50 и Ка-52.

Состав

Состав системы несколько различен для каждого варианта исполнения. В базовом варианте система СВП-24 состоит из:

  • бортового вычислителя СВ-24
  • телевизионного индикатора ОР-4ТМ
  • блока формирования индикации БФИ
  • специализированной радионавигационной системы СРНС-24
  • твердотельного бортового накопителя с программным обеспечением ТБН-К
  • блока обработки видеосигнала РЛС «Обзор» РВБ-Т
  • устройства ввода-вывода УВВ-МП
  • коллиматорного авиационного телевизионного индикатора КАИ-24П
  • приборной стойки СП-24
  • комплекта электрожгутов, крепежа и имущества

Для наземной проверки и отработки комплекса предназначен дополнительно поставляемый стенд контроля системы АСЭК-24

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru