Николай Васильевич Сутягин (СССР). Сутягин николай васильевич


Николай Васильевич Сутягин – это легенда, это Иван Кожедуб 1950-х.: lomkoff

sutyginУчастник войны в Корее 1950 - 1953 годов. За время боевых действий  ( с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года ), произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника, став официально лучшим асом в этой войне.Советскими лётчиками 64-го истребительного авиационного корпуса было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых было сбито 1.106 самолётов противника, из них F-86 – 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолётов. Соотношение – 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 "Сейбр") – 2:1.sutygin6

Сутягин Николай Васильевич

Родился 5 мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Горьковской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско - Японской войны 1945 года, затем продолжал службу в ВВС.

Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. За время боевых действий  ( с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года ), произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника, став официально лучшим асом в этой войне.

10 октября 1951 года заместитель командира эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка капитан Н. В. Сутягин за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звание Героя Советского Союза.

Вернувшись в Советский Союз, продолжал служить в ВВС. Занимал различные командные должности. Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году.

С 1978 года генерал - майор авиации Н. В. Сутягин - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Умер 12 ноября 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени  ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени: медалям.

Лучший ас в истории реактивной авиации, менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее одержавший 22 личные победы исключительно над реактивными американскими и английскими истребителями, Николай Сутягин родился в селе Смагино Нижегородской губернии 5 мая 1923 года. Окончил десятилетку и аэроклуб имени Баранова в Горьком, а в 1942 году - Черниговскую военную авиационную школу. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 года - Як-7Б и Як-9. Летом 1945 года был младшим лейтенантом. Во время кратковременной войны с Японией, участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл несколько разведывательных полётов.

В 1946 году прошёл курсы повышения квалификации, а затем получил назначение в 17-й ИАП, который был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 года отправлен на Дальний Восток.

Весной 1951 года 17-й ИАП  ( 303-я ИАД ), где в должности заместителя командира эскадрильи служил капитан Н. Сутягин, прибыл на аэродром Аньдуна, и уже через несколько дней лётчики полка провели свой первый бой с американскими самолётами...

Свой первый боевой вылет Николай Сутягин выполнил 14 апреля. Через 5 дней одержал первую победу - сбил истребитель F-86, а к концу июня - ещё 3  ( 22 июня сбивает сразу 2 F-86, потом ещё один ).

МиГ-15бис Капитана Н. В. Сутягина.  1951 - 1952 гг.

19 июня 1951 года 10 МиГ-15 из 17-го ИАП под командованием майора Г. И. Пулова провела, по сути, первый серьёзный бой в небе Кореи с группой "Сейбров". Четвёрка F-86 попыталась неожиданно атаковать строй МиГ-15, но сама попала под удар звена прикрытия, которое вёл будущий ас этой войны заместитель командира 1-й эскадрильи капитан Н. В. Сутягин. Вот как доложил об этом бое в своём рапорте сам Сутягин:

"Задание выполняли десяткой. Ударное звено майора Г. И. Пулова, звено прикрытия капитана С. С. Артемченко справа и выше и пара старшего лейтенанта Н. Я. Перепёлкина сзади выше. Я шёл в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом В. Ф. Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана С. С. Артемченко на дистанцию 400 - 500 метров.

Развернувшись на 50 - 60° влево, я заметил, что внизу слева из-под ведущего звена заходит нам в хвост пара F-86. Я подал команду: "Атакую, прикройте !" - и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошёл за парой F-86. На второй петле мы уже были в хвосте у "Сейбров", и в верхнем положении я дал 2 короткие очереди по ведомому. Очереди прошли мимо. Тогда я решил подойти поближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем влево с набором высоты. За счёт этого отворота уменьшилась дистанция до 200 - 300 метров.

Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за "Сейбром" под углом 70 - 75° в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150 - 200 метров, я открыл огонь по ведомому, и F-86 был сбит".

22 июня 1951 года Сутягин увеличил свой боевой счет ещё на 2 "Сейбра", сбитых им в одном бою. В 8 часов 35 минут на боевое задание ушли 10 экипажей 17-го ИАП под командованием командира полка майора Г. И. Пулова. В районе Аньдунского моста их атаковали 2 звена F-86. В момент разворота звену Сутягина в хвост зашла четвёрка "Сейбров", но наши лётчики совершили умелый маневр и уже сами оказались в хвосте у противника. Заметив "МиГи", американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин на дистанции 400 - 500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в хвост. Это заметил ведомый старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий же первой пары "Сейбров", заметив, что стреляют по его ведомому, пошёл на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250 - 300 метров, открыл по нему огонь, - F-86 запылал и стал падать. Чуть позже Сутягин сбил ещё один "Сейбр", остальные вышли из боя и ушли в залив.

Вспоминая о начальном этапе своей деятельности в Корее, Николай Сутягин позднее писал:

"Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались - уж очень непревычно выглядели в синих, хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным "блином" - козырьком и туфлях, вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких. На наших машинах - опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был "секрет полишинеля": ещё не прибыли первые контейнеры с "МиГами", а командование США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за первый сбитый Советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику - перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов  ( так, впоследствии и служилось - один из северо - корейских лётчиков перелетел на своём "МиГе" на аэродром противника ).

  
Лейтенант Ким Сок Но  ( Kum Sok No )  и угнанный им МиГ-15.

Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по китайски !   Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки.

Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко - чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике - неприемлемо. Вскоре, наши мучения кончились. После того, как один из наших "МиГов" был повреждён в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением "недозволенных выражений". Что уж там кривить душой - бои были тяжелейшие..."

25 августа 1951 года лётчики 303-й ИАД впервые встретились в бою с новыми машинами противника, реактивными истребителями английского производства типа Глостер "Метеор Мк-8". Эти машины были на вооружении 77-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии, которая с июля 1950 года сражалась в небе Кореи сначала на поршневых F-51 "Мустанг", а в мае 1951 года пересела уже на реактивные двухдвигательные "Метеоры".

Боевые вылеты австралийские лётчики начали на новых машинах в новой роли истребителей в августе 1951 года. Задачей 77-й эскадрильи было прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации 5-го ВФ США. Первая встреча у лётчиков 77-й АЭ с "МиГами" 64-го корпуса состоялась 25 августа, когда вылетевшие на отражение очередного налёта авиации противника лётчики 17-го ИАП встретили в линии прикрытия новые двухмоторные неизвестные им ещё машины. Они решили проверить в бою, что представляют собой новые машины противника и лётчики, пилотирующие их. Как оказалось, "Метеоры" уступали "МиГам" как в скорости, так и в маневренности, что и решило исход боя.

В 7 часов 58 минуи, по данным ВПУ, в районе южнее 15 км Ансю на высоте 6000 - 10000 метров была обнаружена группа бомбардировщиков противника в составе 8 В-29, прикрытых до 60 истребителями, следующими с курсом 340°. Полк в составе 26 экипажей под командованием майора Г. И. Пулова в 8:04 вылетел на отражение налёта самолётов противника в район Сенсен. Полк находился в боевом порядке "змейка эскадрилий", имея при этом ударную группу, состоящую из лётчиков 1-й и 3-й эскадрилий, и группу прикрытия, которую составляли лётчики 2-й эскадрильи.

Следуя курсом 300°, майор Г. И. Пулов в 8:37 ниже себя впереди справа обнаружил 6 самолётов "Глостер - Метеор", шедших параллельным курсом. Противник, обнаружив преследование, встал в левый оборонительный круг. Пулов, сблизившись до 200 - 300 метров, с задней полусферы сверху с углом 30 - 35° атаковал ведомого замыкающей пары, после чего вышел из атаки с набором высоты вправо и вторично атаковал в такой же последовательности. В течение воздушного боя Пулов произвёл 4 атаки, из них 3 атаки с огнём.

Старший лейтенант Н. Сутягин, прикрывая Пулова, так как их ведомые оторвались в момент сближения с противником, и сам атаковал "Метеор". При первой же атаке Сутягин произвёл 2 очереди по ведущему замыкающей пары, одна из которых достигла цели, после чего попал в струю "Метеора" и сорвался в штопор. Выводя самолёт из штопора, Сутягин обнаружил звено "Метеоров", выполнявших вокруг него замкнутый круг. Старший лейтенант Сутягин, выполняя резкие отвороты влево вправо, набрал скорость и оторвался от них.

Звено капитана С. С. Артемченко обнаружило пару F-86, которую стало преследовать. Ввиду большой скорости и дистанции между парой "Сейбров" и нашими самолётами Артемченко преследование прекратил.

В результате проведённого воздушного боя сбито 2 самолёта противника типа "Глостер - Метеор": один записали на счёт майора Г. И. Пулова, а другой - на счёт Николая Сутягина.

Английский истребитель Глостер "Метеор" Мк.8 использовался в Корее.

Правда, командование 77-й АЭ заявило, что их эскадрилья потерь в этом бою не понесла, но, скорее всего, это неправда, так как австралийским лётчикам сильно не повезло. Дело в том, что в этом первом для "Метеоров" бою участвовали наиболее опытные лётчики 17-го ИАП, а именно 2 самых результативных лётчика полка добились победы, так как не только искусно владели МиГ-15, но и являлись искусными бойцами и меткими стрелками: одного австралийца сбил командир полка майор Г. И. Пулов  ( первая победа в небе Кореи ), а второго - старший лейтенант Н. В. Сутягин  ( 7-я победа в небе Кореи ).

Австралийское командование, так же как и американцы, предпочитает скрывать свои потери, понесённые в боях с "МиГами", и большую часть своих потерь записывает в разряд потерь от огня зенитной артиллерии противника либо по "техническим причинам". Вот и эти 2 "Метеора" с № А77-128 и № А77-354 были записаны как потерянные 22 августа во время столкновения в воздухе в районе авиабазы в Кимпо. Аргентинский историк этой войны Диего Зампини выдвинул свою версию данной потери: оба этих "Метеора" были повреждены в бою и под прикрытием своих товарищей долетели до своей базы в Кимпо, но при заходе на посадку они столкнулись друг с другом и потерпели катастрофу - оба пилота погибли. А чтобы скрыть первые потери в бою с "МиГами", их гибель оформили в документах на 3 дня ранее и отметили в рапорте, что оба пилота "погибли в боевых действиях", хотя резонно должна быть указана причина их гибели как "убиты не в боевых действиях".

Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 1951 года для Николая стало результативным - с июля по сентябрь сбил 6 самолётов, затем ещё 2 "Метеора"   ( 25 августа и 26 сентября ). Ещё результативней была осень - с октября по декабрь - 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед.

В начале 1952 года он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в январе 1952 года он сбил ещё 3 самолёта противника.

Всего через 1,5 месяца боёв на счету капитана Н. Сутягина было 15 побед. В августе, за 7 сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину, он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда "тёк" металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом, которому лётчик посвящал свой досуг. Отличный спортсмен, выполнявший разрядные нормы по нескольким видам спорта  ( лёгкая атлетика, гимнастика, занятия с гирями ), он был победителем ряда армейских соревнований. Соратники, близко знавшие Сутягина, безусловно высоко оценивали его незаурядное тактическое дарование, полководческие способности, которым, увы, не дано было раскрыться...

В январе 1952 года, за сбитие в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй "Золотой Звезде" Героя. Однако, это представление реализовано не было.

На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".

Советский истребитель МиГ-15.

За исключением F-80 "Шутинг стар" и "Метеоров", которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени Корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 - самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству лётно - технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем более нелепым кажутся тенденциозные материалы, публикуемые на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь...

Цивильные потомки воинственных норманнов и кельтов бойкостью повествования и яркостью иллюстраций словно пытаются добыть недостающую ратную славу.

Так, достаточно высокая тяговооружённость обеспечивала "МиГам" превосходство над F-86 при вертикальном маневре. Разгонные характеристики МиГ-15 из - за большого миделя фюзеляжа были несколько ниже, однако он обладал более высокой угловой скоростью крена.

Мощное вооружение оказалось очень эффективным, особенно при его использовании против вражеских бомбардировщиков, но для надёжного их поражения в воздушном бою лётчикам приходилось раскачивать самолёт педалями  ( благодаря этому больше снарядов попадало в цель ). Двигатель машины обладал высокой надёжностью и живучестью, даже когда пулями выбивало по 8 лопаток турбины, падения тяги почти не наблюдалось. Тормозные щитки из - за малой их площади были малоэффективны и в воздушных боях не использовались. Со временем их площадь была увеличена.

МиГ-15 имел ограничение по скорости, не позволявшее ему разгоняться свыше числа М=0,92 из - за появления "валежки". Отмечалось плохое остекление фонаря кабины. Первоначально не предусмотренные бронеспинки и бронезаголовники впоследствии были установлены уже в полевых условиях. На отдельных модефикациях самолёта имелась бустерная система управления элеронами.  Так по оценкам американских пилотов, МиГ-15 - относительно низкоманевренный самолёт, представляющий однако большую угрозу для противника если управляется опытным, инициативным лётчиком, способным максимально использовать его лётно - тактические характеристики.

Американский истребитель F-86.

По сравнению с "МиГом", американский истребитель F-86 обладал меньшим радиусом виража, большая площадь его тормозных щитков обеспечивала резкое торможение самолёта с последующим заходом в хвост противнику. Наличие предкрылков позволяло держаться на больших углах атаки при маневрировании, а ТРД с форсажной камерой создавал более высокие разгонные характеристики.

Наличие оптического прицела, сопряжённого с радиодальномером, повышало эффективность стрельбы из крупнокалиберных пулемётов, что частично компенсировало отсутствие пушек.

В состав снаряжения лётчика входил противоперегрузочный костюм, позволявший облегчить ведение боя с перегрузками, близкими к предельным. Просторная кабина "Сейбра", с высокорасположенным креслом, обеспечивала отличный обзор.

На протяжении всей войны оба самолёта постоянно улучшались. Так с апреля 1951 года "МиГи" стали оснащаться двигателем ВК-1 с большей тягой   ( МиГ-15бис ), перископом для обзора задней полусферы и аппаратурой "Сирена", предупреждавшей лётчика о работе радиодальномера F-86. Катапультируемое кресло оборудовали автоматом раскрытия парашюта на заранее заданной высоте.

На "Сейбре" также увеличивалась мощность двигателя, улучшалась аэродинамика, обновлялось оборудование. В целом же, МиГ-15 и F-86 были равноценными истребителями и исход боя во многом определялся индивидуальным мастерством пилота, выбранной им тактикой и умением использовать все положительные качества своей машины.

По возвращении из Кореи, в феврале 1952 года, Николай Васильевич ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1956 году подполковник Н. В. Сутягин окончил Военно - Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых боевых машинах.

После окончания в 1964 году Военной академии Генерального штаба до 1968 года был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени Сергея Грицевца.

В 1970 году был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Демобилизовался в звании генерал - майора авиации в 1978 году. Жил в Киеве.

Источник : http://airaces.narod.ru/korea/sutygin.htmРедактор проекта "Красные Соколы" - Александр Абрамов

К сожалению, сегодня слава лучшего воздушного бойца "реактивной" войны ещё не нашла Николая Сутягина. Американцы, как пилоты, так и исследователи корейской войны, оказалось, большие мастера фальсификаций. Они "забрали" себе все рекорды, доказывая тем самым тезис, а точнее, миф о своём боевом превосходстве. Пример – книга "Аллея МиГов", изданная в Техасе в 1970 году.

     Заокеанские исследователи вовсю пытаются приподнять мастерство своих пилотов. Они часто подчеркивают, что первым в истории реактивным асом стал капитан Джеймс Джабара, сбив к 20 мая 5 самолётов (всего на счету Джабары 15 воздушных побед). Отмечают, сильнейший лётчик корейской войны капитан Джозеф Маконнел (выиграл 16 поединков). Часто пишут, что 39 американских лётчиков стали асами, сбив каждый от 16 до 5 истребителей МиГ-15.

     Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских лётчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Причём те же Джозеф Маконнел и Джеймс Джабара, что называется, до конца остались верны небу. Первый погиб при испытательных полётах в 1954 году. Второй поставил целью стать асом и вьетнамской войны, был туда направлен, однако не осуществил своей цели – погиб в авиакатастрофе. Кстати, там он мог бы столкнуться с воспитанниками Николая Сутягина, который был советником во вьетнамских ВВС.

     Не принижая мастерства отдельных американских лётчиков, скажем, что счёт советских асов солиднее. Николай Сутягин – 21 воздушная победа, 20 поединков выиграл полковник Анатолий Пепеляев. По 15 самолётов противника уничтожили капитан Лев Щукин, подполковник Александр Сморчков и майор Дмитрий Оськин. Ещё 6 советских пилотов одержали 10 и более побед. Здесь следует назвать нашего соотечественника Анатолия Карелина, уничтожившего в ночных воздушных боях 6 самолётов Б-29. Ну а все рекорды "реактивной войны", как я уже отмечал, принадлежат Николаю Сутягину. Вот о чём нужно говорить и писать, уточняя отдельные позиции в истории воздушных войн.

     До сих пор в США пытаются подправить и общий итог войны. Так, в "Энциклопедии авиации" (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, что всего американскими лётчиками за время войны сбито 2.300 "коммунистических" самолётов (СССР, Китая и КНДР), потери США и их союзников – 114. Соотношение – 20:1. Внушительно? Однако наиболее серьёзные американские специалисты ещё в 1950-х годах, когда общие потери было скрыть трудно (см. книгу "Воздушная мощь – решающая сила в Корее", Торонто – Нью-Йорк – Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2.000 самолётов, потери "коммунистических" самолётов они тогда оценивали скромнее – примерно в 1.000 самолётов. Однако и эти цифры далеки от правды.

     На сегодня Генеральный штаб Вооружённых Сил России рассекретил документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими лётчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно – от 6 месяцев до одного года – входило 10 дивизий) было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых было сбито 1.106 самолётов противника, из них F-86 – 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолётов. Соотношение – 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 "Сейбр") – 2:1. Отметим: американские лётчики действовали менее эффективно, чем пилоты Объединённой воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 231 самолёт, а потеряли – 271.

     Словом, верх остался за воздушной школой, которую представлял Николай Сутягин. Именно его мастерство и мастерство таких, как он, их крепкая воля вынудили признать командира одного из американских крыльев: "МиГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным лётчиком". Николай Сутягин – это легенда, это Иван Кожедуб 1950-х.

Источник: Анатолий Докучаев . Газета «Красная звезда» за 14 сентября 1993 г.http://airaces.narod.ru/korea/sutygin1.htm

lomkoff.livejournal.com

Сутягин, Николай Васильевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сутягин.

Никола́й Васи́льевич Сутя́гин (5 мая 1923 — 12 ноября 1986) — Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации.

Биография

Николай Васильевич Сутягин родился в селе Смагино ныне Бутурлинского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. Родители — Василий Алексеевич и Елена Васильевна. В семье было пятеро детей.

В 1929 году поступил в начальную школу. В 1934 году в возрасте 11 лет был направлен в Горький к бабушке. Здесь он окончил семилетнюю школу и одновременно — аэроклуб имени Баранова (1939 год). В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков, способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 21 самолёт. Ни разу не был сбит или ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков.

25 октября 1967 года присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.

Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Скончался 12 ноября 1986 года.

Список побед

№ Дата Тип сбитого самолета Данные американской и австралийской сторон
1. 19.06.1951 F-86 F-86A Роберт Лэйер (Laier) (пропал без вести)
2. 22.06.1951 F-86 F-86A Говард Миллер (Миллер) (умер в плену)
3. 22.06.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
4. 24.06.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1281), полковник Гленн Тодд Иглстон (англ. Eagleston) (18,5 побед в 2 МВ + 2 Корея)
5. 26.06.1951 F-80 F-80C, Боб Лотербах (англ. Lauterbach) (погиб)
6. 29.07.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1098)
7. 09.08.1951 F-80 не подтверждается американскими данными
8. 25.08.1951 Meteor не подтверждается Королевскими ВВС Австралии (RAAF)
9. 26.09.1951 Meteor Королевские ВВС Австралии (RAAF) подтверждают лишь повреждение самолета.
10. 26.09.1951 F-86 F-86A, Карл Барнетт (англ. Barnett) (пропал без вести)
11. 03.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
12. 04.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
13. 26.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
14. 29.11.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
15. 04.12.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1184)
16. 04.12.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
17. 15.12.1951 F-86 F-86E, Уильям Приндл (англ. Prindle) (лётчик погиб при ВП)
18. 06.01.1952 F-84 F-84E, Дональд Грэй (англ. Grey) (погиб)
19. 06.01.1952 F-86 F-86E, Лестер Пэйдж (англ. Page) (пропал без вести)
20. 11.01.1952 F-86 F-86E Тил Ривз (англ. Reeves) (пропал без вести)

Награды

Советские:

Иностранные:

Почётное звание

См. также

Источники

  • Игорь Сейдов, Юрий Сутягин. Гроза «Сейбров». Лучший ас Корейской войны. Яуза, Эксмо, 2006, 576 стр. ISBN 5-699-16166-X.
  • Герои Советского Союза — горьковчане. Горький. Волго-Вятское книжное издат., 1981.
  • Газета «Новый путь» (Перевоз), 1962 год, 12 октября.
  • Газета «Горьковская правда», 1967 год, 30 апреля.
  • Газета «Колхозная правда» (Бутурлино), 1975 год, 6 марта.
  • Газета «Колхозная правда», 1990 год, 9 мая.
  • Газета «Бутурлинская жизнь», 1993 год, 5 октября.
  • Газета «Бутурлинская жизнь» (Бутурлино), 2002 год, 14 января.
  • Сборник «Бутурлинский край. Дорогами истории» Состав. Н. Н. Порякова, 1999 год.

Ссылки

Сутягин, Николай Васильевич. Сайт «Герои страны».

wikipedia.green

Сутягин, Николай Васильевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сутягин.

Никола́й Васи́льевич Сутя́гин (5 мая 1923 — 12 ноября 1986) — Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации.

Николай Васильевич Сутягин родился в селе Смагино ныне Бутурлинского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. Родители — Василий Алексеевич и Елена Васильевна. В семье было пятеро детей.

В 1929 году поступил в начальную школу. В 1934 году в возрасте 11 лет был направлен в Горький к бабушке. Здесь он окончил семилетнюю школу и одновременно — аэроклуб имени Баранова (1939 год). В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков, способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 21 самолёт. Ни разу не был сбит или ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков.

25 октября 1967 года присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.

Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Скончался 12 ноября 1986 года.

№ Дата Тип сбитого самолета Данные американской и австралийской сторон
1. 19.06.1951 F-86 F-86A Роберт Лэйер (Laier) (пропал без вести)
2. 22.06.1951 F-86 F-86A Говард Миллер (Миллер) (умер в плену)
3. 22.06.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
4. 24.06.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1281), полковник Гленн Тодд Иглстон (англ. Eagleston) (18,5 побед в 2 МВ + 2 Корея)
5. 26.06.1951 F-80 F-80C, Боб Лотербах (англ. Lauterbach) (погиб)
6. 29.07.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1098)
7. 09.08.1951 F-80 не подтверждается американскими данными
8. 25.08.1951 Meteor не подтверждается Королевскими ВВС Австралии (RAAF)
9. 26.09.1951 Meteor Королевские ВВС Австралии (RAAF) подтверждают лишь повреждение самолета.
10. 26.09.1951 F-86 F-86A, Карл Барнетт (англ. Barnett) (пропал без вести)
11. 03.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
12. 04.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
13. 26.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
14. 29.11.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
15. 04.12.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1184)
16. 04.12.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
17. 15.12.1951 F-86 F-86E, Уильям Приндл (англ. Prindle) (лётчик погиб при ВП)
18. 06.01.1952 F-84 F-84E, Дональд Грэй (англ. Grey) (погиб)
19. 06.01.1952 F-86 F-86E, Лестер Пэйдж (англ. Page) (пропал без вести)
20. 11.01.1952 F-86 F-86E Тил Ривз (англ. Reeves) (пропал без вести)

Советские:

Иностранные:

Почётное звание[править]

  • Игорь Сейдов, Юрий Сутягин. Гроза «Сейбров». Лучший ас Корейской войны. Яуза, Эксмо, 2006, 576 стр. ISBN 5-699-16166-X.
  • Герои Советского Союза — горьковчане. Горький. Волго-Вятское книжное издат., 1981.
  • Газета «Новый путь» (Перевоз), 1962 год, 12 октября.
  • Газета «Горьковская правда», 1967 год, 30 апреля.
  • Газета «Колхозная правда» (Бутурлино), 1975 год, 6 марта.
  • Газета «Колхозная правда», 1990 год, 9 мая.
  • Газета «Бутурлинская жизнь», 1993 год, 5 октября.
  • Газета «Бутурлинская жизнь» (Бутурлино), 2002 год, 14 января.
  • Сборник «Бутурлинский край. Дорогами истории» Состав. Н. Н. Порякова, 1999 год.

Hero of the Soviet Union medal.png Сутягин, Николай Васильевич. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Сутягин, Николай Васильевич — Википедия Переиздание // WIKI 2

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сутягин.

Никола́й Васи́льевич Сутя́гин (5 мая 1923 — 12 ноября 1986) — Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации.

Биография

Николай Васильевич Сутягин родился в селе Смагино ныне Бутурлинского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. Родители — Василий Алексеевич и Елена Васильевна. В семье было пятеро детей.

В 1929 году поступил в начальную школу. В 1934 году в возрасте 11 лет был направлен в Горький к бабушке. Здесь он окончил семилетнюю школу и одновременно — аэроклуб имени Баранова (1939 год). В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков, способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 21 самолёт. Ни разу не был сбит или ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков.

25 октября 1967 года присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.

Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Скончался 12 ноября 1986 года.

Список побед

№ Дата Тип сбитого самолета Данные американской и австралийской сторон
1. 19.06.1951 F-86 F-86A Роберт Лэйер (Laier) (пропал без вести)
2. 22.06.1951 F-86 F-86A Говард Миллер (Миллер) (умер в плену)
3. 22.06.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
4. 24.06.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1281), полковник Гленн Тодд Иглстон (англ. Eagleston) (18,5 побед в 2 МВ + 2 Корея)
5. 26.06.1951 F-80 F-80C, Боб Лотербах (англ. Lauterbach) (погиб)
6. 29.07.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1098)
7. 09.08.1951 F-80 не подтверждается американскими данными
8. 25.08.1951 Meteor не подтверждается Королевскими ВВС Австралии (RAAF)
9. 26.09.1951 Meteor Королевские ВВС Австралии (RAAF) подтверждают лишь повреждение самолета.
10. 26.09.1951 F-86 F-86A, Карл Барнетт (англ. Barnett) (пропал без вести)
11. 03.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
12. 04.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
13. 26.11.1951 F-86 не подтверждается американскими данными
14. 29.11.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
15. 04.12.1951 F-86 F-86A (рег. номер 49-1184)
16. 04.12.1951 F-84 не подтверждается американскими данными
17. 15.12.1951 F-86 F-86E, Уильям Приндл (англ. Prindle) (лётчик погиб при ВП)
18. 06.01.1952 F-84 F-84E, Дональд Грэй (англ. Grey) (погиб)
19. 06.01.1952 F-86 F-86E, Лестер Пэйдж (англ. Page) (пропал без вести)
20. 11.01.1952 F-86 F-86E Тил Ривз (англ. Reeves) (пропал без вести)

Награды

Советские:

Иностранные:

Почётное звание

См. также

Источники

  • Игорь Сейдов, Юрий Сутягин. Гроза «Сейбров». Лучший ас Корейской войны. Яуза, Эксмо, 2006, 576 стр. ISBN 5-699-16166-X.
  • Герои Советского Союза — горьковчане. Горький. Волго-Вятское книжное издат., 1981.
  • Газета «Новый путь» (Перевоз), 1962 год, 12 октября.
  • Газета «Горьковская правда», 1967 год, 30 апреля.
  • Газета «Колхозная правда» (Бутурлино), 1975 год, 6 марта.
  • Газета «Колхозная правда», 1990 год, 9 мая.
  • Газета «Бутурлинская жизнь», 1993 год, 5 октября.
  • Газета «Бутурлинская жизнь» (Бутурлино), 2002 год, 14 января.
  • Сборник «Бутурлинский край. Дорогами истории» Состав. Н. Н. Порякова, 1999 год.

Ссылки

Сутягин, Николай Васильевич. Сайт «Герои страны».

В последний раз эта страница редактировалась 7 февраля 2016, в 16:52.

wiki2.org

Николай Васильевич Сутягин - это... Что такое Николай Васильевич Сутягин?

 Николай Васильевич Сутягин Сутягин Николай Васильевич Место рождения Место смерти Род войск Годы службы Звание Сражения/войны Награды
5 мая 1923 - 12 ноября 1986
Файл:Сутягин 2.jpgгенерал-майор, Герой Советского Союза
с. Смагино Бутурлинского района Нижегородской области
Киев
авиация
1941 - 1978
генерал-майор
Советско-японская война,Корейская война

Звезда Героя, 6 орденов и 17 медалей

Никола́й Васи́льевич Сутя́гин (5 мая 1923 — 12 ноября 1986) — Герой Советского Союза, лётчик-истребитель I класса, капитан.

Биография

Николай Васильевич Сутягин родился в селе Смагино ныне Бутурлинского района Нижегородской области в крестьянской семье.Русский. Родители - Василий Алексеевич и Елена Васильевна. В семье было пятеро детей.

В 1929 году поступил в начальную школу. В 1934 году в возрасте 11 лет был направлен в Горький к бабушке. Здесь он окончил семилетнюю школу и одновременно -аэроклуб им. Баранова (1939 год). В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в 1942 году. Был направленв 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте ИЛ-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил ЯК-7Б и ЯК-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 21 самолет. Ни разу не был сбит или ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище летчиков. В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.

Работал начальником штаба граждской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Скончался 12 ноября 1986 года.

Список побед

Дата Тип сбитого самолета Данные противной стороны

1.

19.06.51

F-86

F-86A  Роберт Лэйер (Laier) (пропал без вести)

2.

22.06.51

F-86

F-86A Говард Миллер (Миллер) (умер в плену)

3.

22.06.51

F-86

не подтверждается американскими данными

4.

24.06.51

F-86

F-86A (рег. номер 49-1281), полковник Гленн Тодд Иглстон (Eagleston) (18,5 побед в 2 МВ + 2 Корея)

5.

26.06.51

F-80

F-80C,  Боб Лотербах (Lauterbach) (погиб)

6.

29.07.51

F-86

F-86A (рег. номер 49-1098)

7.

09.08.51

F-80

не подтверждается американскими данными

8.

25.08.51

Meteor

не подтверждается американскими данными

9.

26.09.51

Meteor

Эрнст Армит (Armit) (разбился при посадке)

10.

26.09.51

F-86

F-86A, Карл Барнетт (Barnett) (пропал без вести)

11.

03.11.51

F-86

не подтверждается американскими данными

12.

04.11.51

F-86

не подтверждается американскими данными

13.

26.11.51

F-86

не подтверждается американскими данными

14.

29.11.51

F-84

не подтверждается американскими данными

15.

04.12.51

F-86

F-86A (рег. номер 49-1184)

16.

04.12.51

F-84

не подтверждается американскими данными

17.

15.12.51

F-86

F-86E, Уильям Приндл (Prindle) (летчик погиб при ВП)

18.

06.01.52

F-84

F-84E, Дональд Грэй (Grey) (погиб)

19.

06.01.52

F-86

F-86E, Лестер Пэйдж (Page) (пропал без вести)

20.

11.01.52

F-86

F-86E Тил Ривз (Reeves) (пропал без вести)

Награды

  • Игорь Сейдов, Юрий Сутягин. Гроза "Сейбров". Лучший ас Корейской войны. Яуза, Эксмо, 2006 г., 576 стр. ISBN 5-699-16166-Х
  • Герои Советского Союза – горьковчане. Горький. Волго-Вятское книжное издат., 1981 год
  • Газета «Новый путь» (Перевоз), 1962 год, 12 октября.
  • Газета «Горьковская правда», 1967 год, 30 апреля.
  • Газета «Колхозная правда» (Бутурлино), 1975 год, 6 марта.
  • Газета «Колхозная правда», 1990 год, 9 мая.
  • Газета «Бутурлинская жизнь», 1993 год, 5 октября.
  • Газета «Бутурлинская жизнь» (Бутурлино), 2002 год, 14 января.
  • Сборник «Бутурлинский край. Дорогами истории» Состав. Н.Н. Порякова, 1999 год.

Ссылки

 Сутягин, Николай Васильевич на сайте «Герои страны»

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Николай Васильевич Толстогузов
  • Николай Васильевич Турбин

Смотреть что такое "Николай Васильевич Сутягин" в других словарях:

  • Сутягин, Николай Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сутягин. Сутягин Николай Васильевич Дата рождения 5 мая 1923(1923 05 05) Место рождения с. Смагино, ныне Бутурлинский район Нижегородской области Дата смерти …   Википедия

  • Сутягин, Николай Васильевич — (05.05.1923 12.11.1986) летчик истребитель, Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Участник войны с Японией в 1945 г. В Корее был зам. командира эскадрильи 17 иап. Лучший ас корейской войны. Совершил 149 боевых вылетов, в 66 воздушных… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сутягин Николай Васильевич — …   Википедия

  • Николай Сутягин — Сутягин Николай Васильевич 5 мая 1923 12 ноября 1986 Файл:Сутягин 2.jpg генерал майор, Герой Советского Союза Место рождения с. Смагино Бутурлинского района Нижегородской области Место смерти …   Википедия

  • Сутягин — Сутягин  русская фамилия. Известные носители: Сутягин, Игорь Вячеславович (род. 1965)  бывший сотрудник Института США и Канады РАН, осуждённый за шпионаж. Сутягин, Николай Васильевич (1923 1986) летчик, участник Корейской Войны. См.… …   Википедия

  • Список лётчиков-асов Корейской войны (1950—1953) — Во время войны в Корее (1950 1953) произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями в истории авиации. По своему размаху и интенсивности эти воздушные бои являлись наиболее значимыми после Второй мировой войны. Результатом этого… …   Википедия

  • 23 ноября — ← ноябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс       1 2 3 4 5 6 …   Википедия

  • Известные обнинцы — Структура категорий, содержащих статьи об обнинцах: [−] …   Википедия

  • Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде — Список лауреатов Содержание 1 1975 2 1976 3 1977 4 1978 5 1979 6 …   Википедия

  • Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1980—1991) — Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 …   Википедия

dic.academic.ru

Сутягин, Николай Васильевич - это... Что такое Сутягин, Николай Васильевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сутягин.

Никола́й Васи́льевич Сутя́гин (5 мая 1923 — 12 ноября 1986) — Герой Советского Союза, лётчик-истребитель I класса, генерал-майор авиации.

Биография

Николай Васильевич Сутягин родился в селе Смагино ныне Бутурлинского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. Родители — Василий Алексеевич и Елена Васильевна. В семье было пятеро детей.

В 1929 году поступил в начальную школу. В 1934 году в возрасте 11 лет был направлен в Горький к бабушке. Здесь он окончил семилетнюю школу и одновременно — аэроклуб им. Баранова (1939 год). В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 21 самолет. Ни разу не был сбит или ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище летчиков. В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.

Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Скончался 12 ноября 1986 года.

Список побед

№ Дата Тип сбитого самолета Данные американской и австралийской сторон
1. 19.06.51 F-86 F-86A  Роберт Лэйер (Laier) (пропал без вести)
2. 22.06.51 F-86 F-86A Говард Миллер (Миллер) (умер в плену)
3. 22.06.51 F-86 не подтверждается американскими данными
4. 24.06.51 F-86 F-86A (рег. номер 49-1281), полковник Гленн Тодд Иглстон (англ. Eagleston) (18,5 побед в 2 МВ + 2 Корея)
5. 26.06.51 F-80 F-80C, Боб Лотербах (англ. Lauterbach) (погиб)
6. 29.07.51 F-86 F-86A (рег. номер 49-1098)
7. 09.08.51 F-80 не подтверждается американскими данными
8. 25.08.51 Meteor не подтверждается Королевскими ВВС Австралии (RAAF)
9. 26.09.51 Meteor Королевские ВВС Австралии (RAAF) подтверждают лишь повреждение самолета.
10. 26.09.51 F-86 F-86A, Карл Барнетт (англ. Barnett) (пропал без вести)
11. 03.11.51 F-86 не подтверждается американскими данными
12. 04.11.51 F-86 не подтверждается американскими данными
13. 26.11.51 F-86 не подтверждается американскими данными
14. 29.11.51 F-84 не подтверждается американскими данными
15. 04.12.51 F-86 F-86A (рег. номер 49-1184)
16. 04.12.51 F-84 не подтверждается американскими данными
17. 15.12.51 F-86 F-86E, Уильям Приндл (англ. Prindle) (летчик погиб при ВП)
18. 06.01.52 F-84 F-84E, Дональд Грэй (англ. Grey) (погиб)
19. 06.01.52 F-86 F-86E, Лестер Пэйдж (англ. Page) (пропал без вести)
20. 11.01.52 F-86 F-86E Тил Ривз (англ. Reeves) (пропал без вести)

Награды

Источники

  • Игорь Сейдов, Юрий Сутягин. Гроза «Сейбров». Лучший ас Корейской войны. Яуза, Эксмо, 2006 г., 576 стр. ISBN 5-699-16166-X
  • Герои Советского Союза — горьковчане. Горький. Волго-Вятское книжное издат., 1981 год
  • Газета «Новый путь» (Перевоз), 1962 год, 12 октября.
  • Газета «Горьковская правда», 1967 год, 30 апреля.
  • Газета «Колхозная правда» (Бутурлино), 1975 год, 6 марта.
  • Газета «Колхозная правда», 1990 год, 9 мая.
  • Газета «Бутурлинская жизнь», 1993 год, 5 октября.
  • Газета «Бутурлинская жизнь» (Бутурлино), 2002 год, 14 января.
  • Сборник «Бутурлинский край. Дорогами истории» Состав. Н. Н. Порякова, 1999 год.

Ссылки

 Сутягин, Николай Васильевич на сайте «Герои страны»

См. также

dic.academic.ru

Николай Васильевич Сутягин (СССР). Великие летчики мира [100 историй о покорителях неба]

Николай Васильевич Сутягин

(СССР)

Николай Сутягин родился 5 мая 1923 г. в селе Смагино Бутурлинского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и аэроклуб имени Баранова в Горьком. В РККА с 1941 г. В 1942 г. окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 г. — Як-7Б и Як-9. Летом 1945 г. ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Во время кратковременной войны с Японией участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл несколько разведывательных полётов на Як-9.

В 1946 г. прошёл курсы повышения квалификации, а затем получил назначение в 17-й ИАП, который был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 г. отправлен на Дальний Восток.

Весной 1951 г. 17-й ИАП (303-я ИАД), где в должности заместителя командира эскадрильи служил капитан Сутягин, прибыл на аэродром Аньдуна, и уже через несколько дней лётчики полка провели свой первый бой с американскими самолётами.

Свой первый боевой вылет Сутягин совершил 14 апреля 1951 г. Через 5 дней одержал первую победу — сбил истребитель Ф-86, а к концу июня — ещё 3 (22 июня сбивает сразу 2 Ф-86, потом ещё один).

Лето 1951 г. для Николая Сутягина стало особенно результативным — с июля по сентябрь он сбил 8 самолётов. Столь же результативной была осень — с октября по декабрь — ещё 8 уничтоженных машин. Всего через полтора месяца боёв на счету капитана Сутягина было 15 побед. В августе, за 7 лично сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Указ о присвоении звания был подписан 10 октября 1951 г.

В декабре 1951 г. капитан Сутягин одержал 5 воздушных побед.

В начале 1952 г. он стал реже вылетать на боевые задания, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимися к боям. Тем не менее в январе 1952 г. он сбил ещё 3 самолёта противника.

Взлёт Н.В. Сутягина как аса был столь стремителен, что он даже не успел получить и так и не получил впоследствии ни одного любимого и распространённого среди лётчиков ордена Красного Знамени, сразу став Героем Советского Союза, что является редчайшим случаем.

В январе 1952 г., за сбитые в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй «Золотой Звезде». Однако это представление не прошло.

На счету Николая Сутягина 15 «Сейбров P-86», 2 «Тандерджета P-84», 2 «Шутинг-стара P-80» и 2 английских «Метеора».

За исключением «Шутинг-старов P-80» и «Метеоров», которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 — самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству летно-технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем более нелепыми кажутся тенденциозные материалы, публиковавшиеся на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь.

За время боевых действий в Корее (с 17 июня 1951 г. по 2 февраля 1952 г.) Сутягин произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 23 самолёта противника, став официально результативнейшим асом в этой войне.

По возвращении из Кореи, в феврале 1952 г., Николай Васильевич продолжал служить в ВВС. В 1956 г. подполковник Н.В. Сутягин окончил Военно-воздушную академию. Освоил более 20 типов летательных аппаратов. Общий налёт — 3298 часов.

После окончания в 1964 г. Военной академии Генерального штаба до 1968 г. был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца.

В 1970 г. был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Во Вьетнаме генерал-майор авиации Сутягин совершил не менее 50 вылетов на МиГ-15 УТИ, МиГ-17, МиГ-21. Содержание полётов в документах не указано. За вьетнамскую командировку лётчик был награждён третьим орденом Красной Звезды. Командировка во Вьетнам подорвала здоровье стареющего аса. Вскоре после возвращения из Вьетнама врачи запретили ему летать на реактивных самолётах, оставив допуск только на транспортные корабли и вертолёты.

В августе 1971 г. Н.В. Сутягину было присвоено почётное звание заслуженного военного лётчика СССР.

После Вьетнама Сутягин назначен на должность заместителя командующего 16-й воздушной армией по истребительной авиации и ПВО в Группе советских войск в Германии.

Демобилизовался он в звании генерал-майора авиации в мае 1978 г. После увольнения в запас жил в Киеве. Работал на должности начальника штаба гражданской обороны Киевского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации.

Умер 12 ноября 1986 г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Герой Советского Союза (10.10.1951) генерал-майор авиации Н.В. Сутягин награждён орденами Ленина, Отечественной войны I степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru