Супрун, Степан Павлович. Супрун степан


Супрун Степан Павлович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2507 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Супрун, Степан Павлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2487 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Видео по теме

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Супрун, Степан Павлович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (2 августа 1907(19070802) — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[1]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Супрун Степан Павлович, 1938 год
  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).[2]
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
« ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан. »

История гибели[править]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[3].
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[3].
  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[3].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[править]

  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2416 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения[править]

« На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3) »
  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • С. Вишенков. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Hero of the Soviet Union medal.png Супрун, Степан Павлович. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Супрун Степан Павлович - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля (2 августа) 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[1]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография[ | ]

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).[2]
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели[ | ]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.
Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[3].
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:
4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[3].
  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:
При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[3].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[ | ]

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2128 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения[ | ]

На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды[ | ]

Мемориалы[ | ]

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.

Литература[ | ]

  • С. Вишенков. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Супрун, Степан Павлович. Сайт «Герои страны».

encyclopaedia.bid

Супрун, Степан Павлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2487 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Видео по теме

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

www.wikipedia.green

Супрун, Степан Павлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели[править | править код]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[править | править код]

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2507 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.
  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)
  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».
  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

ru.wikiyy.com

Супрун Степан Павлович Вики

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография[ | код]

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели[ | код]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[ | код]

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2507 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения[ | код]

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды[ | код]

Мемориалы[ | код]

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература[ | код]

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru