Самолеты «Этандар»/«Супер Этандар». Супер этандар


Самолеты «Этандар»/«Супер Этандар» | Военное оружие и армии Мира

Морская модификация, получившая название «Этандар» IVM, отличалась от исходного варианта увеличенной площадью крыла и полностью перепроектированным фюзеляжем. Бесфорсажный ТРД «Атар» 08В тягой 4400 кгс обеспечивал достаточно легкому самолету хорошие взлетно-посадочные качества. Состав бортового прицельного оборудования включал радиодальномер, а также станцию управления УР «воздух — поверхность» с радиокомандным наведением. «Этандар» IVM вооружался парой 30-мм пушек, а на внешней подвеске мог нести нагрузку массой до 1360 кг (две УР «воздух — воздух» малой дальности «Сайдвиндер» или «Мажик», две УР «воздух — земля» AS.20 или AS.30,1 ядерную авиабомбу AN-52, а также обычные бомбы и блоки НАР). Самолет приняли на вооружение в 1962 году. В общей сложности построили 90 машин, из них 69 истребителей-штурмовиков «Этандар» IVM и 21 разведчик «Этандар» IVP. В течение нескольких десятилетий они составляли основу авиагрупп авианосцев «Клемансо» и «Фош». Последние разведчики «Этандар» IVP сняли с вооружения только в 2004 году.

091027_super-etendard (1)

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В начале 1970-х годов встал вопрос об обновлении самолетного парка палубной авиации. После рассмотрения нескольких вариантов (закупки в США штурмовиков А-7 «Корсар» или создания палубной модификации англо-французского истребителя-бомбардировщика «Ягуар») в январе 1973 года выбор сделали в пользу глубокой модернизации «Этандара». Новая палубная машина, названная «Супер Этандар» в общих чертах унаследовала от предшественника аэродинамическую схему, но получила новый двигатель, кардинально обновленное БРЭО и расширенный спектр вооружения. Крыло было усилено в связи с возрастанием взлетной массы самолета, а также получило более развитую механизацию. В качестве силовой установки применили ТРД «Атар» 08К50 — модификациюдвигателя «Атар» 09К50, устанавливаемого на самолеты «Мираж» F1, лишенную форсажной камеры. Самолет снабжен многофункциональной РЛС Томсон-CSF «Агаве» I, оптимизированной для решения задач нанесения ударов по морским целям, а также совершенным для того времени прицельно- навигационным комплексом «Этна». В состав вооружения самолета ввели ПКР «Экзосет» AM 39, являющуюся эффективным средством поражения надводных целей. «Супер Этандар» мог нести одну ядерную авиабомбу AN-52, а в конце 1980-х годов 11 самолетов оборудовали для применения ядерных крылатых ракет А5МР. Самолет способен применять УР с лазерным наведением AS.30L, а также свободнопадающие авиабомбы. Кроме того, «Супер Этандар» может выступать в роли самолета-заправщика. В таком случае под фюзеляжем подвешивается топливоперекачивающий агрегат, а под крылом — два 1100-литровых ПТБ.

3 октября 1975 года впервые поднялся в воздух прототип «Супер Этандара». А в ноябре 1977 года была выпущена первая серийная машина. До 1983-го построили 85 самолетов — 71 для ВМС Франции и 14 для Аргентины.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Во французских ВМС «Супер Этандарами» вооружили три боевые флотилии — 11F и 14F в Ландивизьо, а также 17F в Иере, и учебно-боевую эскадрилью 595. Их боевой дебют состоялся в Ливане. У берегов этой страны два французских авианосца, сменяя друг друга, находились в 1983-1984 годах. «Супер Этандары» осуществляли вылеты для прикрытия французских миротворческих сил в Ливане. При этом два самолета были сбиты сирийскими ЗРК. В 1990-е годы «Супер Этандары» периодически появлялись над Балканами, в частности, в 1999-м самолеты флотилии 11F наносили удары по наземным целям в ходе войны против Югославии, выполнив около 400 боевых вылетов. С декабря 2001 по июль 2002 года самолеты флотилии 17F С палубы авианосца «Шарль де Геллы, крейсирующего в Оманском заливе, наносили удары по целям в Афганистане. Снова над Афганистаном самолеты этой флотилии появились в 2008 году — два «Супер Этандара» с июня по октябрь базировались в Кандагаре, осуществляя вылеты для поддержки сил международной коалиции.

В настоящее время на смену «Супер Этандарам» приходят истребители «Рафаль». Предполагается, что самолеты этого типа будут эксплуатироваться в строю флотилии 17F до 2015 года. В Аргентине «Супер Этандарами» вооружили 2-ю истребительно-штурмовую АЭ. К моменту начала англо-аргентинского конфликта прибыло лишь пять машин, а их пилоты еще не успели освоить технику полетов с авианосца «Бентисинко де Майо». Поэтому аргентинские «Супер Этандары» действовали с береговых аэродромов, причем весьма эффективно: 4 мая 1982 года ракетой «Экзосет», запущенной с такого самолета, был потоплен эсминец «Шеффилд», а 25 мая двумя такими же ракетами — контейнеровоз «Атлантик Конвейер», применявшийся в качестве транспорта авиатехники. В настоящее время ВМС Аргентины продолжают эксплуатацию нескольких «Супер Этандаров». Несмотря на то что единственный аргентинский авианосец с 1992 года не выходил в море, а в 1997-м вообще был сдан на слом, пилоты аргентинских «Супер Этандаров» поддерживают свою квалификацию, регулярно принимая участие в учебных полетах с палуб американских авианосцев либо бразильского «Сан-Паулу». В 1983 году пять «Супер Этандаров» арендовал у Франции Ирак. Эти машины участвовали в т. н. «войне танкеров», выполнив несколько десятков атак на суда в Персидском заливе. Один (по другим данным — два) самолет был потерян, а остальные возвращены Франции.

    1335      

warfor.me

Аргентинские супер-этандеры » Военное обозрение

AMD/BA Super Etendard ("Супер Этандер" или "Супер Штандарт" по-русски - самолет, ставший дальнейшим развитием французского "Этандера", то есть "Штандарта") из 2-й морской истребительно-бомбардировочной эскадрильи, представлял собой главную военно-воздушную мощь аргентинского флота (Armada Argentina). Вообще первые связи с французской авиационной промышленностью датируются 1929 годом, когда приобретенные Аргентиной Девуатины D-21c (Dewoitine D-21c) стали первыми истребителями, поступившими в военно-морскую авиацию. Прошли годы, и T-28 Феннек (T-28 Fennec, самолет, развившийся из знаменитого T-28A "Trojan"), доработанные компанией Сюд Авиасьон (Sud Aviation) поступили на вооружение второй эскадрильи.В семидесятые годы группа палубной авиации (GAE - Grupo Aeronaval Embarcado) состояла из 3-ей эскадры, вооруженной Скайхоками (McDonnell Douglas A-4Q SkyHawk), при чем, начиная с 1976 года, все активнее стали вестись разговоры о замене этих устаревших американских машин. После провала попытки приобретения партии модифицированных компанией Локхид (Lockheed) A-4C, военные моряки к 1979 году выбирали между списанными из военно-морской авиации США A-4F или новыми A-4M.

Согласно техническому заданию, военно-морская авиация нуждалась в реактивном боевом самолете, способном оперировать с палубы легкого авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" (читается как "Бентисинко ди Майо". История этого корабля такова: построенный в 1945 году в Англии как "Venerable", что в переводе значит "Почтенный", он был вскоре продан голландцам, которые, в свою очередь, продали его Аргентине.) Самолет должен быть предназначен для ракетных атак вражеских судов, а также иметь возможность прикрывать наземные и морские объекты; он должен нести ракеты AIM-9B "Сайдвиндер" ("Sidewinder"). После того, как правительство США запретило экспорт в Аргентину А-4М "Скайхок" (Skyhawk), аргентинская армия обратила свое внимание на предложенный французами Супер Этандер.

3-А-203 во время официальной передачи Аргентине 7 декабря 1981 года

Первоначальное предложение включало в себя партию из 16 Супер Этандеров. Поставка предусматривалась партией из 10 самолетов в 1981 году, четырех в 1983, и остальных в 1984 году. В отличие от американцев, французы предлагали полностью готовые и вооруженные машины. Контракт на самолеты и запасные части к ним был подписан в 1979 году. В соответствии с ним французская компания Матра (Matra) занималась ракетами Мажик 500 (Magic 500), компания Аэроспасьяль (Aerospatiale) производила ракеты АМ-39 Экзосет (AM-39 Exocet), и Томсон-CSF (Thompson-CSF) изготавливала симулятор для обучения полетам на Супер Этандере.

3-А-208 с четырьмя 250-ти килограммовыми бомбами Матра (Matra SAMP)

В ноябре 1980 года во Францию прибыл аргентинский летно-технический персонал, который сразу начал обучение по специально разработанной программе (программа SUE - такое обозначение получили потом все аргентинские Супер Этандеры). Под персоналом понимается 10 летчиков, один офицер инженерной службы и 37 старшин под общим командованием капитана второго ранга Итало Лавенсо (Italo Lavezzo). Этот командир являлся одновременно и летчиком-испытателем самолетов, предназначенных для Аргентины.

3-А-213 внутри ангара номер шесть

Программа обучения продолжалась весь первый семестр 1981 года. Каждый пилот получил по меньшей мере сорок восемь часов налета на Супер Этандере, а в это время в Аргентине, на военно-морской базе "Команданте Эспора" (Comandante Espora) началось возведение ангара номер шесть, который должен будет принадлежать второй морской истребительно-штурмовой эскадрилье третьей эскадры, восстановленной после расформирования в 1976 году, когда она использовала для полетов свои Феннеки (Fennec). Итак, первая партия из пяти SUE (Супер Этандер для Аргентины), получивших номера с 0751/3-А-201 по 0755/3-А-205 (3-номер морской эскадры А- Ataque ("ударная"), 2 - номер эскадрильи, последние две цифры - тактический номер самолета), была принята во время официальной церемонии 7 декабря 1981 года на базе "Команданте Эспора" в присутствии аргентинского президента. Не смотря на летние каникулы (а мы в южном полушарии и декабрь тут - летний месяц) работа эскадрильи не прекращалась ни на сутки, и прибытие из Франции матчасти и обученного персонала шло строго по графику.

Три "Супер этандера" в небе над авиабазой "Команданте Эспора"

Десять обученных пилотов заступили на службу в эскадрилью. Эта ежедневная рутинная деятельность была прервана 31 марта 1982 года, когда капитан второго ранга Коломбо (Colombo) получил приказ вышестоящего командования о подготовке в тридцатидневный срок самолетов Супер Этандер к использованию ракет Экзосет. 2 апреля был получен приказ на выдвижение в район Мальвинских островов, и всем стало понятно, что скоро начнется неизбежное кровопролитие.

Линейка SUE на базе "Команданте Эспора", август 1992 года

Обучение в это время сосредоточилось на навигационных и штурмовых аспектах, а также на использовании ракет АМ-39 Экзосет. Необходимо отметить, что никакую помощь в это время французы не оказывали, и аргентинцы справились самостоятельно в кратчайшие сроки, потратив на обучение всего две недели. В это же время происходят регулярные и интенсивные полеты в зоне Пуэрто Бельграно (Puerto Belgrano). Торговые и военные суда были в это время объектом для симуляции более десятка атак, целью которых было получение опыта в использовании радиолокационной станции, а также отработка полетов на малой высоте. Основной идеей этих тренировок была отработка атак морских целей, расположенных в 400-500 милях от берега, для которых была необходима дозаправка в воздухе. Тактика атак отрабатывалась на эсминцах типа "Геркулес", принадлежащих Военно-морскому флоту Аргентины, которые были идентичны британским эсминцам типа "Шеффилд", и задача ставилась в выявлении слабых мест этих кораблей.

Вид на хвостовое оперение 3-А-201

Когда обучение и отработка всех систем закончилась, часть была поставлена на боевое дежурство. Она состояла всего лишь из четырех Супер Этандеров (пятый использовался как донор запчастей, поскольку с началом войны было введено торговое эмбарго), которыми командовал капитан второго ранга Хорхе Коломбо (Jorge Colombo). Были сформированы пять пар по два пилота в каждой, чтобы проводить постоянную ротацию летчиков. Имея в виду, что никаких тренировок по работе с авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" не проводилось, было принято решение использовать эти самолеты с военно-морской базы "Рио Гранде" (Rio Grande). База эта к тому времени использовалась ударными самолетами MB-326GB, MB-339A и A-4Q "Skayhawk". "Супер Этандеры" были переведены с "Команданте Эспора" в "Рио Гранде" 19 апреля, а необычные погодные условия этой базы вынудили экипажи проводить адаптационные полеты. Не смотря на присутствие ВВС Аргентины (Fuerza Aerea), полеты самолетов Даггер (IAI Dagger) и Супер Этандер были разведены, поскольку самолеты обладали совершенно разной полетной конфигурацией.

Сверху - Нос 3-А-205, август 1984. Можно заметить отметку об атаке британского корабляСнизу - Две ракеты Матра 550 Мажик (Matra 550 Magic) подвешены под 3-А-203 на взлетной полосе "Команданте Эспора"

Первый боевой вылет произошел 1 мая в 16.03. Объектом была неопознанная цель, активно маневрирующая к югу от пролива Сан карлос (San carlos). На финальной стадии эта операция была прекращена, поскольку у командира выполнявшей задание пары произошла утечка топлива.

На рулежке перед тренировочным полетом

4 мая в 9.45 Супер Этандеры 3-А-202 и 3-А-203 взлетают, получив задание на атаку соединения британских кораблей, за которым вел наблюдение SP-2H "Нептун" ("Neptune") 2-Р-112. Корабли были атакованы двумя АМ-39 Экзосет, запущенными в 11.04 с расстояния в 30 миль, в результате этой атаки был уничтожен эскадренный миноносец британских военно-морских сил "Шеффилд" (HMS Sheffield).

Хорошо видна маркировка атак на британские корабли

Вылет 23 мая оказался безуспешным - пилоты возвратились на базу "Рио Гранде", не найдя в зоне поиска никакой цели. С этого же момента эффективность использования военно-морской авиации резко снизилась из-за невозможности использования SP-2H "Нептун" (старые самолеты буквально разваливались в воздухе). Таким образом, поток необходимой информации о соединениях вражеских кораблей резко сократился. К этому необходимо добавить, что когда Супер Этандеры со своими Экзосетами заходили в зону поражения, пилотам приходилось проявлять чудеса прицеливания. В связи с этим, все ракеты класса воздух-море были в срочном порядке доставлены на военно-морскую базу "Команданте Эспора", где они все подверглись тщательной ревизии и перекалибровке, после чего на следующий день их вернули в "Рио Гранде". Таким образом, в течение нескольких часов ракеты покрыли расстояние в несколько тысяч километров на борту самолета Фоккер F-28 (Fokker F-28).

3-А-211 с неправильной маркировкой на хвосте. 0761 - это Макки МВ-339АА

25 мая 1982 года, в день независимости Аргентинской республики, произошла атака самолетами Супер Этандер 3-А-203 и 3-А-204 транспортного корабля "Atlantic Conveyor" (Атлантик конвейер), находившегося в ста милях северо-восточнее Порта Стенли (Port Stanley). Аргентинцы взлетели в 14.26 с двумя ракетами Экзосет на борту. Цель была поражена и корабль затонул, унеся с собой на дно десяток вертолетов Линкс (Lynx), Вессекс (Wessex) и Чинук (Chinook). Поскольку во время этого полета Супер Этандеры покрыли расстояние в 1620 морских миль, им пришлось дважды дозаправляться в воздухе, для чего использовался RC-130H военно-воздушных сил Аргентины.

3-А-207 подготавливают к тренировочному полету

Последним военным вылетом, произведенным 30 мая, была атака на один из авианосцев королевского военно-морского флота. Задание это было чрезвычайно сложным, поскольку в распоряжении аргентинцев к тому моменту оставалась только одна ракета Экзосет. Вообще-то, для того, чтобы потопить авианосец такого класса, необходимо как минимум четыре прямых попадания таких ракет - и именно поэтому ВВС Аргентины направили вместе с Супер Этандерами два А-4С "Скайхок" (Skyhawk), вооруженных двумя 500-фунтовыми бомбами каждый. Таким образом, Супер Этандер 3-А-202 нес единственную оставшуюся у аргентинцев ракету Экзосет, а 3-А-205 нес три подвесных бака с топливом. В 12.31 самолеты запустили Экзосет с дистанции в 24 морские мили в авианосец HMS Invincible ("Непобедимый"), однако британцы эту атаку не подтверждают. Собственно, этот ракетный залп стал последним вылетом Супер Этандеров в войне за Мальвинские острова. После этого строились многочисленные планы по использованию этих машин в качестве чистых бомбардировщиков, но все это так и осталось на бумаге, поскольку война закончилась.

3-А-209 и 3-А-211 приблизились к KC-130 для отработки дозаправки в воздухе

Боевой счет второй эскадрильи был впечатляющим. Имея только четыре действующих самолета, эскадрилья выполнила пять боевых вылетов, набрала 29 часов налета, потопила два корабля противника (один из которых, "Шеффилд", оказался командным пунктом ПВО всего британского оперативного соединения) и ликвидировала десять вертолетов. Также надо отметить, что это единственное аргентинское подразделение, не понесшие никаких потерь в период войны.

3-А-201 садится на палубу авианосца "Линкольн" (USS CVN-72 "Lincoln") во время учений "Гринго-Гаучо II" (Gringo-Gaucho II) в октябре 1990 года

После войны эмбарго было снято, и эскадрилья смогла пополнить парк самолетов и вооружений. В декабре 1982 года были поставлены оставшиеся девять "Супер Этандеров" вместе с вооружением и запасными частями, что позволило вернуть на службу 3-А-201, "раздраконенный" во время войны на запасные части.

201, 208 и 210 после учебных ракетных стрельб

Самым важным событием в послевоенной истории "Супер Этандеров" стал перелет в середине апреля на авианесущий корабль ARA(V-2) "25 de Mayo" совместно с A-4Q "Скайхок" из третьей истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Во время планового ремонта авианосца, Супер Этандеры продолжали активную деятельность, базируясь на береговых базах "Мар дель Плата" (Mar del Plata), "Трелев" (Trelew), "Рио Гранде" и "Ушуая" (Ushuaia).

SUE в Ушуайе (Ushuaia) - самой южной авиабазе южного полушария

Боевые возможности этих самолетов заметно возросли при применении совместно с Локхид L-188MR "Электрон" (Lockheed L-188MR Electron, представлявший из себя модифицированный для патрулирования и радиоэлектронной войны самолет L-188 Electra).

Несмотря на значительное сокращение военного бюджета, особенно в части обучения, затраты на создание экипажей Супер Этандеров сохранились на прежнем уровне. Основной специализацией этих машин стала теперь штурмовка объектов с малых высот. Уровень подготовки летчиков этой эскадрильи считается очень высоким, чему подтверждением служат всего два происшествия, произошедшие с Супер Этандерами за все время их службы. 1 августа 1989 года 3-А-210 зацепил гребни волн и упал в море во время тренировочного полета на малой высоте, пилот при этом погиб. А 11 декабря 1989 года на SUE 0772/3-A-212 во время полета остановился двигатель Атар 08С (Atar 08C) - пилот благополучно катапультировался. В копилке опыта этой эскадрильи значатся многочисленные дозаправки в воздухе, а также совместные маневры с участием военно-морской авиации Бразилии и Королевского британского флота.

topwar.ru

Супер Этандар Википедия

Дассо́ Супе́р-Этендар (фр. Dassault Super-Étendard) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этендар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 85 самолётов.

Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этендары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля: эсминец УРО «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейр». использовавшийся в качестве авиатранспорта, не понеся потерь.

В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2015 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.

13 июля 2016 года самолет этого типа торжественно совершил последний полет на базе в городе Ландивизьо на побережье Атлантики после чего военно-морские силы Франции отказались от дальнейшей эксплуатации.

История создания

Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.

Боевое применение

Супер-Этандар Авиации ВМС Аргентины

Фолклендская война 1982 год

ВМС Аргентины применяли данные самолеты против кораблей британского флота. В частности эсминец Sheffield и контейнеровоз «Атлантик Конвейр» были потоплены ракетами Exocet, выпущенными с самолетов Super Etendard. Сообщалось о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл», но независимые источники это не подтверждают.

Удары по ИГИЛ

Восемь штурмовиков базировались на авианосце «Шарль де Голль», который в 2015 году дважды привлекался к операциям по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Ираке и Сирии.

На вооружении

Dassault Super Étendard, Военно-воздушные силы Ирака, 1983

Франция Франция

Аргентина Аргентина

Ирак Ирак

Технические характеристики[4]

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение[источник?]

  • 2100 кг (по некоторым[каким?] источникам в перегрузочное варианте до 4500 кг,топливо при этом естественно полностью не заправляется) боевой нагрузки на 5 пилонах, УР «Экзосет», ПРЛР АРМАТ,УР AS-30l с лазерным наведением, НАР, бомбы 250 и 450 кг, две УР «воздух—воздух» «Мажик» или Сайдуиндер
  • способен нести ракету ASMP с ядерной боеголовкой (вариант 1000 кг, масса боеголовки 300 кг, 100 ктн, дальность пуска 100 км), бомбу AN52 массой 455 кг и мощностью 15 ктн
  • 2 встроенные пушки DEFA552 (30 мм по 125 снарядов)
  • Подвесные топливные баки 625 л и 1100 л, а также систему заправки топливом в полете (способен заправлять другие самолёты)
  • Встречается информация о возможности использования планирующей бомбы АПАЧ, имеющей моноблочную или кассетную боевую часть(?)
  • Аргентинские самолёты пытались приспособить для применения ракет Мартин-пескадор с дальностью пуска 9 км. Для их наведения в самолётах устанавливался специальный джойстик (рычажок).

Сравнение с аналогами

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Французское авиационное изящество. Часть 3-я » Военное обозрение

После окончания Второй мировой войны французам пришлось практически с нуля восстанавливать флот и морскую авиацию. Франция получила в аренду от США и Великобритании четыре авианосца военной постройки. Корабли, большей частью устаревшие, переданные Франции союзниками и полученные в счет репараций у побежденных Германии и Италии. Самолеты, базировавшиеся на них, были так же далеко не самыми современными.

На вооружении палубной авиации Франции в первые послевоенные годы состояли американские истребители времен Второй мировой войны Грумман F6F "Хэллкэт", Воут F4U "Корсар", британские Супермарин "Сифайр".

Первым в 1945 году был получен английский эскортный авианосец "Байтер" (в свою очередь, полученный англичанами в США по ленд-лизу), переименованный в "Диксмюд". Вторым, в 1946 г., арендован в Великобритании сроком на пять лет авианосец "Аррооманш" (бывший "Колоссус"). В 1951 году и в 1953 году Франция взяла в аренду в США два авианосца типа "Индепенденс": "Лафайет" (бывший "Лэнгли") и "Буа Бельо" (бывший "Бельо Вуд"). Авианосец "Байтер" использовался в качестве авиатранспорта во время колониальных войн во Вьетнаме и Алжире, выведен из состава флота в 1960 году "Лафайет" выведен из боевого состава в 1960 году, а "Буа Бельо" - в 1963 году, оба авианосца возвращены США. Дольше всех прослужил "Арроманш" (корабль выкуплен у Британии по истечении срока аренды), его карьера завершилась в 1974 году. В 1957-58 годах "Арроманш" прошел модернизацию и был переклассифицирован в противолодочный, а с 1964 года корабль использовался в качестве учебного. Самолеты, базировавшиеся на "Арроманше", вместе с палубной авиацией английских авианосцев принимали участие в египетской войне 1956 году.

В 1952 году была принята программа строительства двух авианосцев. В отличие от американцев и англичан, французы решили, что им больше подходят легкие авианосцы. Первый авианосец - "Клемансо" был спущен на воду в декабре 1957 года. Однотипный с ним "Фош" спущен на воду в июле 1960 года.

Попытки создания собственного палубного истребителя закончились неудачей, и в 1954 году был налажен лицензионный выпуск английского истребителя "Си Веном", который получил во Франции наименование "Аквилон".

Французский палубный истребитель «Аквилон» 203

Производство новой машины велось на заводе под Марселем. Модель «Аквилон» 203 оснащалась двигателем «Хост» 48 тягой 2336 кг., производства фирмы «Фиат» и французским радаром APQ-65, а также управляемыми ракетами «Норд» 5103. Истребитель разгонялся на высоте до 1030 км/ч., дальность с подвесными баками 1730 км.

Этот самолет имел герметичную кабину с системой регенерации воздуха, катапультное сиденье «Мартин-Бейкер» и четыре 20-мм пушки «Испано». Всего было построено 40 машин.

Первым же палубным реактивным истребителем французской конструкции стал самолет Дассо "Этандар" IV М. Исходный вариант "Этандар" II (первый полет совершил в 1956 году), который ведёт свою «родословную» от «Мистера» разрабатывался в соответствии с требованиями НАТО к легкому истребителю. В это же время ВМС Франции потребовался истребитель для базирования на авианосцах "Клемансо" и "Фош".

Испытания «Этандара» IVM-02 на палубе авианосца «Клемансо», 1960 г.

Серийный "Этандар" IV М разгонялся на высоте до 1093 км/ч. Максимальная взлетная масса: 10800 кг. Боевой радиус действия, в варианте истребителя: 700 км., в ударном варианте: 300 км.

В состав вооружения входили две 30-мм пушки DEFA, со 100 патронами каждая, 4 крыльевых пилона, рассчитанных на суммарный груз 1361 кг — авиационные средства поражения, включая ракеты «воздух-земля» AS.30 или ракеты «воздух-воздух» «Сайдуиндер», бомбы и НАР.

Самолёт оснащался БРЛС Tomcoh-CSF/EMD «Агав», комплексной ударно навигационной системой SAGEM ENTA с инерциальной платформой SKN-2602, имелся лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер, автопилот. Модернизированные самолеты оснащались БРЛС «Анемон».

Не сумев реализоваться в качестве «стандартного европейского истребителя» "Этандар" IV М занял своё место на палубе французских авианосцев.

Первый серийный "Этандар" IVM

Полностью оборудованный для применения на флоте "Этандар" IVM совершил первый полет в 1958 году. В 1961-1965 годах ВМС Франции было поставлено 69 самолетов "Этандар" IVM, предназначенных для нанесения ударов по морским и наземным целям и для обеспечения ПВО авианосного соединения.

Самолет-фоторазведчик "Этандар" IVP совершил первый полет в ноябре 1960 года, самолет оснащался пятью фотокамерами, три из которых устанавливались в носовой части фюзеляжа, а две - вместо 30-мм пушек. В 1962-1965 годах был изготовлен 21 фоторазведчик "Этандар" IVP.

Боевым крещением самолета стала операция «Сапфир-1». Кризис, разразившийся в районе Африканского Рога в 1974 году, подвигнул Францию на решительные шаги. Была собрана эскадра во главе с авианосцем «Клемансо». Впрочем, «крещение» оказалось чистой формальностью, самолёты поднимались в воздух для демонстрационных полётов и фоторазведки.

«Этандар» IVM из 17-й флотилии, 1980 г

В 1982 году в Ливане французским пилотам пришлось подвергнуться реальной опасности со стороны ПВО Сирии. Обеспечивая высадку французских войск в разведывательные полёты с борта «Фоша» ушли «Этандары» IVP. Их задачей была разведка местности и обнаружение очагов возможной опасности. Летчики сфотографировали позиции отрядов друзской «милиции», скопления сирийских войск и несколько зенитных батарей.

С тех пор жизнь «четверок» складывалась относительно безмятежно, а 1 июля 1991 года в Истре прошла торжественная церемония проводов палубного штурмовика «Этандар» IVM на «заслуженный отдых». В этот день состоялся последний полет машины этого типа. «Этандары» разведывательной модификации «IVP» продолжали летать.

В 1991 году началась гражданская война в Югославии, во все расширяющийся конфликт были втянуты силы НАТО, а через два года французский флот начал операцию «Балбюсар». Для казалось бы безнадёжно устаревших «Этандаров» -разведчиков нашлась работа.

Обычной в боевой задачей стала разведка в зоне действий всех воюющих сторон, но во главу угла ставилось обнаружение позиций, пунктов управления, связи и снабжения армии боснийских сербов. Эти же цели подвергались потом наиболее ожесточенным ударам натовской авиации. Роль устаревших «Этандаров» оказалась немалой. Во-первых, французские подразделения старались пользоваться именно их данными. Во-вторых, развединформации постоянно не хватало. Снимки едва успевали дешифровать и тут же передавали пехотинцам и летчикам-штурмовикам.

Полеты над Боснией не были ни легкими, ни безопасными, самолёты неоднократно обстреливались зенитной артиллерией и ПЗРК. В апреле и декабре 1994 года «Этандары» получали серьёзные повреждения от средств ПВО. Оба инцидента закончились вынужденными посадками. Не смотря на это, полёты продолжались, всего за период с 1993 по июль 1995 года пилоты «Этандаров» IVPM совершили 554 боевых вылета над Боснией.

В начале 90-х предполагалось, что разведчики «Этандар» IVPM вскоре заменят «Рафали» оснащённые разведывательными спецконтейнерами. Но дело затянулось, и разведчики эксплуатировались до 2000 года.

В начале 70-х годов характеристики самолетов "Этандар" IVM перестали удовлетворять возросшим требованиям. Первоначально для их замены предназначалась корабельная модификация ударного самолета "Ягуар" М, также предлагались самолеты «Воут» А-7 и «Макдоннелл-Дуглас» А-4 "Скайхок". "Ягуар" даже проходил испытания на авианосце. Однако из политических и экономических соображений было решено разрабатывать чисто французский ("Ягуар" был англо-французской машиной) истребитель- бомбардировщик на основе самолета "Этандар" IV.

Основной задачей самолета получившего название «Супер-Этандар» должна была стать борьба с боевыми кораблями противника и уничтожение важных береговых объектов. Исходя из этого, формировался комплекс вооружения, который компоновался вокруг бортового радара. Новая моноимпульсная станция AGAVE - обнаруживала корабль класса эсминец на расстоянии 111 км, ракетный катер – на 40-45 км, а самолет – на 28 км. Она могла осуществлять поиск, захват и автосопровождение морских и воздушных целей, а также картографирование.

Главным оружием самолета стала новейшая противокорабельная управляемая ракета AM 39 «Экзосет». Она весила свыше 650 кг и оснащалась проникающей фугасной боевой частью массой 160 кг. Комбинированная система наведения обеспечивала поражение крупных морских целей на дальностях 50-70 км с высоты от 100 метров до 10 км.

Предполагалась штатная подвеска одной ПКР под крыло. При этом место на противоположном пилоне занимал топливный бак. Для самообороны можно было использовать пару тепловых ракет класса «воздух-воздух» нового поколения Матра R 550 «Мажик» или старые «Сайдуиндеры» на унифицированных пусковых устройствах.Остальное вооружение осталось без особых изменений.

24 ноября 1976 года поднял первый серийный самолет, а 28 июня 1978 года в Бордо прошли официальные торжества по случаю принятия самолета «Супер-Этандар» на вооружение морской авиации Франции. Самолёт находился в производстве с 1976 по 1983 год, построено 85 машин.

«Супер-Этандар» не блистал выдающимися данными, но в силу того, что он имел много общего с предыдущей моделью, был быстро освоен техническим и лётным составом.

Лётные характеристики:Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/чМаксимальная скорость у земли: 1180 км/чБоевой радиус действия: 850 кмПрактический потолок: более 13 700 м

В январе 1981 года первый «Супер-Этандар» был доработан для применения спец-боеприпаса AN-52 эквивалентной мощностью 15 кт. Одна такая бомба могла подвешиваться на подфюзеляжный или правый внутренний подкрыльевой пилон. Постепенно все строевые самолеты прошли такую же модернизацию.

В 1983 году «Супер-Этандары» приняли участие в операции «Олифант» в Ливане. 22 сентября под прикрытием «Крусейдеров» вылетела четверка «Супер-Этандаров». В конце дня появилось официальное сообщение, что в указанном районе французская авиация уничтожила 4 артиллерийские батареи противника. Хотя первый боевой вылет прошел успешно, в ходе боевых действий в Ливане сирийскими ЗРК были сбиты два самолета «Супер Этандар» ВМС Франции.

По результатам боевых действий оборудование самолёта было усовершенствовано. Была обеспечена подвеска на правый внешний пилон контейнеров для выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей, на левый внешний узел подвески при этом обычно подвешивалась станция постановки активных радиопомех.В комплект дополнительных баков были включены два подкрыльевых, емкостью по 1100 л и один подфюзеляжный 600-литровый ПТБ, расширилось и подвесное вооружение самолета. Был внедрен вариант с ракетой AS 30 – одна УР под правым крылом и дальномер - целеуказатель на центральном пилоне.

В начале 90-х «Супер Этандары» участвовали в боевых действиях на территории бывшей Югославии. Действуя с авианосца «Супер-Этандары» должны были оказывать огневую поддержку международным вооруженным силам в Боснии. В их задачу входило блокирование военной деятельности всех противоборствующих сторон, а практически они наносили удары по позициям армии боснийских сербов, ведя вместе с авиацией других стран НАТО настоящую войну в самом центре Европы. Каждый день «Супер-Этандары» совершали до 12 боевых вылетов, охотясь за танками и автоколоннами, или штурмуя позиции войск. В июле 1995 года авианосец «Фош» вернулся в Тулон, и участие французских ВМС в балканском конфликте было приостановлено.

Но широкую известность эти самолёты получили учавствуя в другом конфликте. В конце 70-х Аргентина заказала14 «Супер-Этандаров», 28 противокорабельных ракет AM 39 «Экзосет».

К началу боевых действий с британской эскадрой было поставлено пять самолётов и пять ракет.

«Супер-Этандар» З-А-202» ВМС Аргентины, принимавший участие в ударах по британским кораблям 4 и 25 мая 1982 г.

В 1982 году самолеты «Супер Этандар» аргентинских ВМС активно использовались против кораблей британского флота, в районе Фолклендских островов. 4 мая 1982 года ракетами АМ.39«Экзосет», запущенными с самолетов этого типа, был потоплен эсминец УРО «Шеффилд». Телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры – «Экзосет» кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец. На корабле загорелись алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. По иронии судьбы на «Шеффилде» находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка.

"Шеффилд" после попадания ПКР «Экзосет»

Следующей жертвой стал контейнеровоз «Атлантик конвейр» использовавшийся в качестве авиатранспорта. В этот раз пилоты аргентинских «Супер Этандаров» нацелили свои «Экзосеты» на авианосец «Гермес». Однако британцы сумели прикрыться облаком ложных целей. Дезориентированными дипольными отражателями и тепловыми ловушками, запущенными с кораблей британской эскадры ракеты «растерялись», их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут рядом, в каких-то 5-6 км оказалась новая жертва – контейнеровоз типа «ро-ро» «Атлантик Конвейер». Огромное судно пошло ко дну, унося с собой 6 средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил.

После этих событий «Супер Этандарами» и ПКР «Экзосет» заинтересовался Ирак. Арабы не скрывали, что новое оружие нужно им для блокирования вод Персидского Залива. Они хотели перекрыть приток валюты в Иран, с которым уже несколько лет вели жестокую войну. С Ираком был заключен договор о передаче в аренду пяти самолетов «Супер-Этандар» и первой партии из 20 ракет AM 39. В последствии ракетные удары по танкерам в Персидском заливе, что значительно сократило экспорт иранской нефти.Во время «иракской кампании» один «Супер-Этандар» был потерян и еще один поврежден при невыясненных обстоятельствах, причем иранская сторона заявила, что обе машины стали жертвой их истребителей. В то же время в 1985 году было объявлено, что срок аренды самолетов истек и якобы все пять машин вернулись во Францию. Ирак полностью оплатил их использование, и никакие вопросы о компенсации потерь не поднимались.

«Супер-Этандары» имелись в марте 2011 года на борту атомного авианосцев «Шарль де Голль» во время операции «Харматан», в ходе которой наносились авиаудары по Ливии.

Спутниковый снимок Google Earth: атомный авианосец «Шарль де Голль" на стоянке в Тулоне

На сегодняшний день «Супер-Этандары» остаются на вооружении авиакрыла французского авианосца «Шарль де Голль». Некоторое их количество имеется на хранении. В середине 2000-х предполагалось, что к настоящему времени все они будут заменены палубной модификацией «Рафаля». Но благодаря дефициту средств и финансовому кризису эти заслуженные самолёты продолжают подыматься в воздух.

Поскольку дозвуковые "Этандары" он не могли эффективно использоваться для перехвата скоростных воздушных целей. Для использования в качестве палубных перехватчиков в 1964 году, в США были закуплены 42 истребителя Воут F-8E "Крусейдер".

F-8E "Крусейдер"

Это был достаточно совершенный для своего времени самолёт. Но, учитывая темпы развития реактивной авиации, он довольно быстро устарел, в США "Крусейдеры" были выведены из боевого состава в середине 70-х. К тому же "Крусейдер" мог применять только ракеты ближнего боя с ТГС, что сильно ограничивало его возможности как перехватчика.

Тем не менее эти самолёты в течении длительного времени оставались на вооружении в составе французской палубной авиации. Лишь в декабре 1999 года последние французские «Крусейдеры» были сняты с вооружения, что стало концом сорокалетней эксплуатации этого типа самолётов.

В апреле 1993 года на авианосец совершил первую посадку палубный вариант истребителя "Рафаль". В июле 1999 г. французские ВМС получили первый серийный палубный самолет «Рафаль» М.

В декабре 2000 года на вооружение ВМС Франции стали поступать истребители «Рафаль» М стандарта F1, предназначенные для обеспечения ПВО авианосной группировки. В июне 2004 года первая эскадрилья (военно-морская база в Ландивизо) достигла степени полной оперативной готовности.

В середине 2006 года ВМС Франции получили первый истребитель «Рафаль» М стандарта F2. К сегодняшнему дню ВМС должны были получить на вооружение порядка трёх десятков истребителей стандарта F2. Они должны постепенно заменять истребители стандарта. Самолеты базируются на атомном авианосце «Шарль де Голль».

Спутниковый снимок Goole Earth: самолёты "Супер-Этандар" и "Рафаль" на авиабазе Ланвизио

В середине 2006 года в испытательном центре в Истре начались наземные и летные испытания истребителя «Рафаль» В. С целью отработки систем и оборудования, которые должны использоваться на самолетах стандарта F3.

В конце 2008 г. на самолетах стал устанавливаться новый комплекс авионики, позволивший довести истребители до стандарта F3, т. е. «Рафаль» превратился в полностью многоцелевой истребитель. Теперь он способен нести под фюзеляжем контейнер с разведывательной аппаратурой RECO-NG нового поколения и противокорабельные ракеты «Экзосет» АМ-39.

Палубные «Рафали» уже успели принять участие в боевых действиях. 28 марта 2007 года самолеты «Рафаль» М с авианосца «Шарль де Голль» находящегося у побережья Пакистана, впервые нанесли бомбовый удар по боевикам движения «Талибан» по просьбе командования подразделений голландских войск.

В марте 2011 года палубные «Рафали» наносили удары по ливийским аэродромам и средствам ПВО. В ходе операции «Харматан» были впервые в реальных боевых действиях применены авиационные бомбы калибра 250 килограммов, оснащенные модульными комплектами высокоточного наведения AASM.

Применение этих авиабомб с истребителей «Рафаль» в боевых условиях эксперты рассматривают как финальный этап испытаний варианта AASM с лазерной ГСН перед его принятием на вооружение ВВС Франции. Боевая бомба с модулем AASM имеет два режима наведения – заранее программируемый для выполнения задачи по поражению стационарной цели типа здания или склада боеприпасов или программируемый экипажем самолета в режиме целеуказания в условиях ограничения по времени.

В 2011 году в Ливии при проведении операции «Харматан» ВВС Франции применили свыше 1600 АСП, включая авиабомбы и управляемые ракеты. В их числе 225 модульных АСП AASM, сброшенных с самолетов «Рафаль».

ВВС Франции впервые нанесли удар по наземным целям в Ливии 19 марта 2011 года, когда бомбы AASM применялись для уничтожения колонны бронетехники в районе Бенгази в восточной части страны. Бомбы AASM также применялись для уничтожения зенитного ракетного комплекса С-125 советского производства. Они были сброшены с самолета за пределами зоны его эффективного действия, а также 24 марта для уничтожения реактивного учебно-тренировочного самолета «Галеб» югославского производства, который был обнаружен самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS и уничтожен сразу после приземления.

Несмотря на финансовый кризис Франция по прежнему демонстрирует способность самостоятельно разрабатывать и производить современную конкурентоспособную авиационную технику и средства поражения. Сохраняя высокий технический и технологический уровень своей авиационной промышленности.

По материалам:http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdfhttp://www.telenir.net/transport_i_aviacija/aviacija_1999_04/p5.php

topwar.ru

Dassault-Breguet Super Étendard - это... Что такое Dassault-Breguet Super Étendard?

Дассо́ Супе́р-Этанда́р (фр. Dassault Super-Étendard) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этандар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 74 самолёта.

Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этандары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля, не понеся потерь.

В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2010 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.

История создания

Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.

Боевое применение

Супер-Этандар Авиации ВМС Аргентины

Фолклендская война 1982 год

На вооружении

 Франция

 Аргентина

 Ирак

Технические характеристики[3]

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • до 2100 кг боевой нагрузки на 6 пилонах, в том числе две УР «Экзосет», НАР, бомбы, ядерные боеприпасы, две УР «воздух—воздух» «Мажик», два контейнера с авиапушками DEFA (30 мм)

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Супер Этендарт в Фолклендской войне

Супер Этендарт в Фолклендской войне

А. Котлобовский, С. Полетаев, С.Мороз

     Поистине одним из героев Фолклендской войны стал истребитель-бомбардировщик авиации ВМС Аргентины Super Etendard. О том, как попали эти самолеты в далекую латиноамериканскую страну и о подробностях их участия в конфликте за Мальвинские острова, речь пойдет в отдельной статье. А пока расскажем о самом самолете и его масштабных моделях.

      На рубеже 60-70-х гг. во Франции возникла необходимость полного обновления парка палубных боевых самолетов. Тщательно изучив предлагавшиеся образцы (англо-французский "Ягуар", американские А-4 и А-7), принимая во внимание ряд политических и экономических факторов, правительство решило заменить лишь истребители-бомбардировщики Etendard-IVM и поручило компании Dassault-Brequet создать на базе его новый ударный самолет. В январе 1973 г. началось проектирование машины, сразу же получившей название "Супер Этандар". Кроме выполнения ударных функций, создатели наделили его способностями вести борьбу с воздушными целями и разведку, а также выполнять задачи танкера.

      Опытные самолеты получили путем переделки серийных "Этандаров". Первый из них поднялся в воздух 28 октября 1974 г., и вскоре к нему присоединились еще два. К марту 1977 г. вся троица совершила 700 испытательных полетов общей продолжительностью 900 часов. 24 ноября 1977 г. впервые оторвался от взлетной полосы головной серийный экземпляр. Эта машина, как и вторая серийная, также задействовалась в летных испытаниях. Выпуск "Супер Этандаров" свернули в 1983 г., когда сборочный цех покинул последний 85 самолет. Из них 71 поступил во французские ВМС, а 14 - в аргентинские.

      "Супер Этандар" представляет собой одноместный свободнонесущий моноплан с трехстоечным убираемым шасси. Планер самолета сделан из алюминиевых сплавов. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, со складывающимися консолями. Угол его стреловидности по 1 /4 хорд - 45 град. Крыло оснащено предкрылками, отклоняющимися на 11 град при боевом маневрировании и 22 град - на взлете и посадке, а также двухщелевыми закрылками с углом отклонения до 47 град.

      Фюзеляж - полумонокок овального сечения. Летчик размещается в бронированной гермокабине, фонарь которой откидывается вверх-назад. Для аварийного покидания служит катапультное кресло Martin-Baker SEMMB CM4A. На машине установлен бесфорсажный ТРД SNECMA ATAR 8K50 с максимальной тягой 5160 кгс. Топливо размещается в крыльевых и фюзеляжных баках общей емкостью 3270 л. Возможна подвеска одного 625 л подфю-зеляжного и двух 1100 л подкрыльевых ПТБ. Самолет может дозаправляться в воздухе при помощи убирающейся штанги, установленной в носовой части фюзеляжа. Бортовое радиоэлектронное оборудование "Супер Этандара" включает инерционную навигационную бомбардировочную систему фирмы SAGEM (на аргентинских - ULISS 80), моноимпульсную многофункциональную РЛС AGA, систему индикации на лобовом стекле VEM 130 или VE 120 (на аргентинских), цифровой вычислитель воздушных данных Type 66 и пр.

      Встроенное вооружение состоит из двух 30-мм пушек DEFA 553 с боезапасом по 125 патронов. На одном фюзеляжном и 4 крыльевых узлах подвески самолет может нести до 2100 кг боевой нагрузки. В нее входит весьма широкая номенклатура вооружений, в т. ч. различные авиабомбы калибром до 400 кг, четыре УР Matra-550 Magic класса "воздух-воздух", одна противокорабельная ракета АМ39 Exoset, четыре блока 68-мм НАР, а также ядерные боеприпасы мощностью в 15 кт (только для самолетов ВМС Франции). Кроме того, на подфюзеляжный пилон могут подвешиваться контейнеры с лазерным дальноме-ром-целеуказателем CGT/CSF, разведывательной и РЭП аппаратурой, а также подвесной агрегат заправки.

      С 1990 г. "Дассо" начала осуществлять программу модернизации самолета, предусматривающую доведение ресурса планера до 6500 ч, а срока службы - до 2005 г. Доработанные машины, получившие название Super Etendard Modernise, оснащаются дополнительным подфюзе-ляжным пилоном, обновленной и расширенной номенклатурой БРЭО и т. п.

      Поставки "Супер Этандаров" в ВМС Франции начались в 1978 г. - 4 сентября первая машина поступила на вооружение Flottile 11F (эскадрильи). Всего самолеты этого типа поступили в три АЭ, действовавшие с авианосцев "Фош" и "Клемансо". Французским "Супер Этандарам" впервые пришлось "понюхать пороху" в сентябре 1983-апреле 1984 гг., во время "миротворческой" операции в Ливане. С палуб авианосцев они совершили ряд боевых вылетов против объектов (тренировочные лагеря, позиции пехоты, артиллерии и ПВО) сирийцев и их местных союзников. Согласно французским данным, потерь не было, однако советские военные советники утверждают, что сирийцам удалось сбить 2 таких самолета. В 1994-95 гг. "Супер Этандары" были привлечены к операциям сил НАТО против формирований боснийских сербов и нанесли ряд ударов по их позициям и военным объектам. В марте-июне 1999 г. самолеты, базировавшиеся на авианосце "Фош", участвовали в воздушной войне НАТО против Югославии. Ни в Боснии, ни в Югославии французы потерь не понесли. В боевых вылетах они, как правило, применяли обычные бомбы и НАР. В настоящее время ВМС Франции располагают 51 "Супер Этандаром", которые состоят на вооружении двух боевых флотилий, а также используются Испытательным центром флота и находятся в резерве.

      В 1983 г. Ираку в аренду было предоставлено 5 "Супер Этандаров", которые использовались в войне с Ираном. Главным образом они привлекались для атак судов с применением ПКР "Экзосет". В одном лишь 1984 г. отмечена 51 атака надводных целей с участием "Супер Этандаров". Самолеты пилотировали зарубежные наемники. Боевых потерь не отмечено, но одна машина была разбита в летном происшествии. В 1985 г. оставшиеся четыре истребителя-бомбардировщика Ирак вернул Франции.

Самолет не вызвал особого интереса у традиционных зарубежных клиентов фирмы, тем более неожиданным оказался контракт на 14 экземпляров для авиации ВМС Аргентины, заключенный в сентябре 1979 года. Эта страна встала на путь конфронтации со своими латиноамериканскими соседями, США и Великобританией, но еще не дошла до того, чтобы обратиться за помощью к СССР. Израиль и ЮАР не могли в полной мере удовлетворить ее запросы; оставалась Франция, также не страдавшая особыми комплексами в вопросах торговли оружием.

      Военно-морские силы Аргентины располагали единственным авианосцем. Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем "Вэнэрэбл", что в переводе значит "почтенный". Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала "почтенного" голландцам, а уже те - Аргентине, где он получил название ARA "Бентисинко ди Майо" ("Двадцать пятое мая").

      В середине семидесятых пришла пора в очередной раз менять авиагруппу, так как единственными боеспособными самолетами на борту "25 мая" остались далеко не новые "Скайхоки". Администрация тогдашнего президента США Картера увязала возможность поставок американской техники с вопросом о правах человека, что было равносильно требованию смены правительства страны. Местная военная хунта отличалась крутым нравом, править по-другому не хотела, да и не умела, наверное. В конце концов, отказала в поставках "Харриеров" и Англия.

      Положение усугублялось и чисто техническими обстоятельствами: устаревшая катапульта авианосца не могла обслуживать самолеты весом свыше 12 тонн. В сложившихся условиях Командованию морской авиации Аргентины (Commando de Aviacion Naval Argentina) ничего не оставалось кроме как выложить 160 миллионов долларов США за 14 "Супер-Этандаров", 28 противокорабельных ракет AM 39 "Экзосет", несколько запасных двигателей "Атар" 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование.

      Самолеты для Аргентины практически ничем не отличались от поставляемых для ВМС Франции. Первоначально было условлено применение на них ракеты "Мартин Пескадор". Несмотря на первое слово в названии, американский ракетно-космический гигант Мартин Мариетта Корпорейшн, никакого отношения к этой системе не имел. А разработана она была в аргентинском национальном НИИ Техники ВВС (Institute de Investigaciones Cientificas у Tecnicas de las Fuerzas Armadas - сокращенно CITEFA).

      Передающую часть радиокомандной системы управления ракетой скомпоновали в контейнер, который можно было подвесить под крыло, при этом одна ракета "цеплялась" под противоположную консоль. Трехметровый снаряд имел архаичное ручное наведение на цель, маленькую дальность пуска - до 9 км, и слабую боевую часть. Испытания и доводка "Пескадора" шли со скрипом, и дело окончилось выпуском предсерийной партии в 50 штук, которым так и не суждено было поступить на вооружение. В связи с этим отказались и от планируемой доработки "Супер-Этандаров".

      В октябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F, когда в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии.

      "Супер-Этандары" уже красовались национальными опознавательными знаками и даже аккуратными, нанесенными прямо на заводе, эмблемами.

      На их бортах были нанесены пятизначные номера. Их первая цифра "З" означала, что самолеты принадлежат 3-й морской эскадре (Зо Esquadra Aeronaval). Буква "А" символизировала ее назначение - Ataque (штурмовая). Далее шла двойка - номер эскадрильи (2о Esquadrilla Aeronaval de Caza у Ataque - 2-я истребительно-штурмовая эскадрилья авиации флота). Завершал комбинацию тактический номер самолета (с 01-го по 14-й), продублированный на носу. Четырехзначный регистрационный номер наносился мелким шрифтом на хвостовой части. Нумерация была ясной и четкой, и тем не менее, при этом не обошлось без казуса.

      Аргентина пыталась скрыть количество купленных штурмовиков, и объявила об оснащении своих учебных эскадрилий легкими самолетами Аэрмаччи МВ.339АА, номера которых начинались с 0761. Этим, видимо,пытались создать впечатление того, что число вновь купленных боевых машин сократилось до десяти (первый "Этандар" был 0751, а последний свободный номер получался 0760).

      Но шила в мешке не утаишь. Простодушные работники малярного цеха завода Дассо в Мериньяке продолжили прямую нумерацию своих изделий, и таким образом в регистре аргентинской авиации появилось четыре двойных номера (0761-0764), закрепленных и за MB.339 и за "Супер-Этандарами".

      После окончания первого этапа обучения самолеты и летчики отбыли в порт Сент-Назер, откуда они морем отправились на родину. Поначалу их разместили на военно-морской базе Команданте Эспора в Пуэрто-Бельграно, где личный состав эскадрильи продолжил боевую подготовку.

      Весной 1982 года пилоты на пяти поставленных "Супер-Этандарах" налетали по 100 часов. Это было неплохо, но они ни разу еще не включали боевой режим бортовой РЛС и лишь в общих чертах знали, что нужно делать с ракетой в боевом вылете. Их теоретическую подготовку провели инструкторы из Израиля. Практических пусков не было, отсутствовал и тренажер.

      Тем временем обстановка в регионе, где только недавно завершилась аргентино-чилийская война, снова резко обострилась, и опять в центре событий оказалась Аргентина. Ее руководству позарез был нужен эффектный военный успех, страну сотрясали демонстрации толп недовольных жизнью голодных и озлобленных граждан. И хунта не нашла ничего лучше, чем возобновить старый спор с Англией по поводу небольших островов где-то у черта на куличках на самом юге Атлантики. Аргентинцы их называли Мальвинскими, а англичане - Фолклендскими.

      Трудно сказать, на что надеялись аргентинские правители, но ход был сделан. Над заветными островами был водружен бело-голубой флаг Республики Аргентина, народ ликовал и восхвалял смелых генералов, а на далеких берегах Туманного Альбиона, постепенно оправляясь от шока, собирали эскадру для акта возмездия и восстановления статус-кво.

      Как только в конце апреля 1982 года вспыхнул конфликт в Южной Атлантике, Франция наложила эмбарго на любую военную помощь Аргентине. К тому времени было получено лишь пять ракет "Экзосет", а один "Этандар" оказался "на приколе" из-за отсутствия запчастей. В общем, дела обстояли не лучшим образом. Тем не менее машины перебросили на аэродром Рио Гранде на Огненной Земле, поближе к зоне боевых действий. Это было на удивление трезвое решение - "Этандары" сразу "потерялись". Кроме того, летчики еще не начали летать с палубы авианосца, да и выводить в море флот было бы самоубийством. С англичанами шутки плохи, подтверждение чему не заставило себя ждать слишком долго.

      1 мая конфликт вступил в новую фазу. Британская подводная лодка потопила аргентинский крейсер ARA "Генерал Бельграно". Погода была отвратительная, снег сменялся дождем и туманом, но уже на следующий день пара "Этандаров" отправилась на поиск кораблей неприятеля. Правда, в этот день успех не сопутствовал аргентинцам: комэск Коломбо не смог сконтактироваться с танкером КС-130Н - пришлось вернуться на базу.

      4 мая в 9:45 по местному времени его заместитель капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора стартовали с базы Рио Гранде на "Этандарах" с бортовыми номерами "02" и "ОЗ". На высоте 40-50 метров, соблюдая радиомолчание, они дважды дозаправились и вышли в район сосредоточения британского флота, обнаруженного в 10:30 патрульным самолетом "Нептун". "Подскочив" до 150 метров, летчики включили РЛС.

      На экранах светились две цели - эсминец УРО HMS "Шеффилд" и ракетный фрегат HMS "Плимут". Разность курсовых углов составляла 40 градусов, и "Этандары" разделились. На бортовых часах 11:04, а на "Шеффилде" еще не видят противника. Корабль ведет радиопереговоры с Лондоном, и его радары выключены, чтобы устранить помехи спутниковой системе связи "Скайнет". На дистанции 46 км РЛС "Этандара" захватила цель, а когда до нее оставалось 37 километров, капитан третьего ранга Бедакаррац нажал на кнопку "пуск".

      А уже на следующий день телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры - "Экзосет" кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец проекта "42". На корабле загорелись магниево-алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. "Плимут" оказался осмотрительнее. На нем вовремя заметили опасность и дезориентировали "свою" ракету, выбросив облако дипольных отражателей. Резкий разворот и снижение до высоты 30 метров позволили аргентинским пилотам быстро уйти из зоны огня английских ЗРК.

      По иронии судьбы на "Шеффилде" находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка. Было предпринято ряд ответных мер.

      Наиболее эффектной оказалась попытка уничтожить "Супер-Этандары" с помощью коммандос из спецподразделения SAS. Этой акции придавалось огромное пропагандистское значение, вероятно поэтому она так широко обсуждалась. Правда, о результатах британские газеты писали как-то странно: "сасовцы" нашли секретную аргентинскую авиабазу, чуть ли не подземный аэродром, проникли на ее территорию и "...подорвали один, а может быть, и больше "Супер-Этандар"". Аргентинская сторона лишь ограничилась нотой чилийскому правительству, на чью территорию якобы были высажены диверсанты.

      В те дни каждый аргентинский летчик наверное мечтал лишь об одном - потопить вражеский авианосец. Это стало бы блестящей победой и настоящей катастрофой для британской эскадры, но прорваться в центр ордера, конечно, было невероятно трудно. Задача еще более усложнилась, когда дряхлые, готовые буквально рассыпаться в воздухе "Нептуны" перестали летать на задания. Их последний боевой вылет состоялся 15 мая. Функции воздушной разведки и целеуказания окончательно взяли на себя не оснащенные спецаппаратурой транспортные самолеты С-130 "Геркулес" и пассажирские лайнеры аргентинских авиалиний. В связи с этим увеличилось время пребывания ракетоносцев в зоне поиска, а следовательно и риск быть обнаруженными патрулирующими "Харриерами".

      Тем не менее, "Этандары" продолжали поиск врага. Вылеты 17 и 23 мая закончились безрезультатно. Летчики, опасаясь охранявших периметр "Харриеров", шли на бреющем, и не включали РЛС, надеясь обнаружить корабли визуально. Наконец, двадцать пятого капитану третьего ранга Роберто Куриловичу (Roberto Curilovic) и лейтенанту Хулио Барраца повезло.

Профиль полета самолетов "Супер Этандар" при атаке британских кораблей 25 мая 1982 года.1.Взлет "Супер-Этандаров" "З-А-203" и "З-А-204" с авиабазы Рио-Гранде2.Выход в район дозаправкиЗ.Дозаправка от КС-130Далее следовали снижение до высоты 30 м, выход в район расположения британских кораблей с наименее вероятного направления (наведение осуществлялось самолетом С-130(4) и пуск ракет по авианосцу HMS "Гермес" (6). Пуск (5) был осуществлен с высоты 15 м на удалении 48 км.

      Они стартовали на "Супер-Этандарах" с бортовыми номерами "З-А-203" и "-204". Скрытно дозаправившись от танкера КС-130, пилоты вышли в район в ста милях северо-восточное Пуэрто Аргентине (Порт-Стенли), где береговая РЛС AN/TSF-43F обнаружила корабли англичан. В пятом часу пополудни на расстоянии 80 км от расчетной точки засекли большую группу судов. Крупную цель окружали эсминцы и фрегаты. Вот он, авианосец!

      Цель идентифицирована как HMS "Гермес". На часах 16:32, дистанция 48 километров - атака! Ракеты устремились к своим жертвам, которые уже заметили опасность. Эфир содрогнулся бурей радиопомех, над морем взвился фейерверк стартующих ложных целей, дипольных отражателей и тепловых ловушек, но зенитные комплексы не успели отразить удар. Вынырнув из сверкающего облака станиолевых полосок, ракеты "растерялись", их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут совсем рядом, в каких-то 5-б км оказалась новая жертва - контейнеровоз "Атлантик Конвейор".

      Удар, взрыв, пожар - и огромное судно пошло ко дну, унося с собой б средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил. На борту "Атлантика" погибло 12 человек. Аргентинцы заявили, что транспорт и был главной целью заранее спланированной акции, и что именно его искали два "Геркулеса", один из которых и навел "Этандары".

      Последний, двенадцатый боевой вылет 2-й эскадрильи состоялся 30 мая. В этот день был задуман комбинированный удар по авианосцу HMS "Инвинсибл". Планировалась атака с разных направлений - аргентинцы поняли, что система управления британских зенитных ракетных комплексов не справляется в этом случае с обильным потоком информации от радаров и блокирует передачу команд огневым средствам.

      Стартовала пара "Супер-Этандаров" с бортовыми номерами "05" и "02". У них была одна (последняя!) ракета на двоих. "Двойка" должна была подстраховать машину ведущего, если на ней откажет локатор. Вторая, отвлекающая, группа состояла из восьми "Скайхоков", каждый из которых нес по три пятисотфунтовые бомбы. Самолеты нашли противника и, несмотря на то что тоже были обнаружены, пошли в атаку. Их летчики уже видели главную цель - авианосец "Инвинсибл".

      "Скайхоки" разделились. Первая четверка ринулась в атаку, вызывая на себя огонь всех кораблей охранения. Тем временем остальные скрытно выходили на исходные рубежи для нанесения решающего удара.

      Пилот "нольпятого" "Этандара" Алехандро Франциско четко выполнил заход. Оставляя за собой жирный дымный след, ракета вырвалась из-под крыла и понеслась вперед, а пара ракетоносцев, отстрелявшись, вышла из боя. На земле они доложили об уничтожении цели.

      Казалось, дело уже сделано, однако полет смертоносной ракеты прервали снаряды 114-мм артустановки эсминца HMS "Эксетер", расстрелявшей ее с дистанции 12800 м. Но неприятности для экипажа "Инвинсибла" не окончились. "Этандары" отвлекли на себя основное внимание, и британские зенитчики едва не прозевали атаку второй четверки "Скайхоков". Несколько бомб попало в авианосец, корабль сильно накренился и загорелся. А на следующий день аргентинские газеты с небывалой помпой возвестили о его гибели. Фактически же "Инвинсибл" выжил, хотя и получил тяжелейшие повреждения и надолго вышел из стоя (надо сказать, что ни один независимый источник не подтверждает эту информацию).

      Оставшуюся без боеприпасов 2-ю эскадрилью скрытно перебросили на тихий аэродром подальше от войны. Бросать на штурмовку войск такую технику было бы уже слишком.

      Когда бои закончились, все пять "Супер-Этандаров" были выставлены на всеобщее обозрение. На борту "ноль-второго" были нанесены изображения "Шеффилда" и "Инвинсибла", на "тройке" - "Шеффилда" и "Атлантик Конвейера"; контур потопленного контейнеровоза украшал нос борта "04", а "ноль-пятый" красовался силуэтом "Инвинсибла". Их летчики стали настоящими национальными героями, а вот отважным генералам, бездумно бросившим страну в эту авантюру, повезло гораздо меньше. Многие из них были отстранены от власти, а некоторые отправились в тюрьму. Никто не забыт и ничто не забыто.

      18 ноября 1982 года из Сент-Назера были отгружены пять "Супер-Этандаров" для Аргентины, а через несколько дней к берегам Латинской Америки отправились и остальные заказанные самолеты и ракеты "Экзосет". Сей вполне законный шаг вызвал решительный протест Великобритании, но деньги были уже давно уплачены и честь фирмы оказалась куда важнее "атлантической солидарности". Кроме того, фолклендская война сделала связке "Супер-Этандар"- "Экзосет" отличную рекламу, и превратила ее в выгодный товар.

      Мир наконец-то позволил летчикам 2-й эскадрильи Аргентинских ВМС закончить освоение самолета в полном объеме. 18 апреля 1983 года новый командир подразделения капитан третьего ранга Бедакаррац впервые произвел посадку на авианосец "Бентисинко ди Майо". Правда, из соображений экономии и по политическим причинам дальние океанские походы не планировались, да и срок службы корабля подходил к концу. Старели и самолеты. 29 мая 1996 года первым "вышел в отставку" самый заслуженный из аргентинских "Супер-Этандаров" - борт "ОЗ". В этот день в одиннадцать часов утра капитан-лейтенант Сергио Маркез в последний раз поднял его в небо с базы Пунта Индио.

www.svvaul.ru

Дассо Супер Этандар - это... Что такое Дассо Супер Этандар?

 Дассо Супер Этандар

Дассо-Бреге «Супер Этандар» (фр. Dassault-Breguet Super Étendard) — французский палубный штурмовик, разработанный на базе самолёта «Этандар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 74 самолёта.

Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этандары» применив противокорабельные ракеты (ПКР) британских корабля, не понеся потерь. В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2010 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Дассо «Рафаль».

Тактико-технические характеристики[1]

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • до 2100 кг боевой нагрузки на 6 пилонах, в том числе две УР «Экзосет», НАР, бомбы, ядерные боеприпасы, две УР «воздух—воздух» «Мажик», два контейнера с авиапушками DEFA (30 мм)

Примечания

  1. ↑ Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 142.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Дассо Рафаль
  • Дассо Мираж III

Смотреть что такое "Дассо Супер Этандар" в других словарях:

  • Дассо-Бреге — (Avions Marcel Dassault Breguet Aviation) самолётостроительная фирма Франции. Образована в 1971 в результате слияния фирм «Дассо» и «Бреге». С 1981 под контролем государства, в 1990 переименована в «Дассо авиасьон» (Dassault Aviation). Основные… …   Энциклопедия техники

  • «Дассо-Бреге» — Рис. 1. Истребитель Дассо «Мираж» III. «Дассо Бреге» (Avions Marcel Dassault Bréguet Aviation) — самолётостроительная фирма Франции. Образована в 1971 в результате слияния фирм «Дассо» и «Бреге». С 1981 под контролем государства, в 1990… …   Энциклопедия «Авиация»

  • «Дассо-Бреге» — Рис. 1. Истребитель Дассо «Мираж» III. «Дассо Бреге» (Avions Marcel Dassault Bréguet Aviation) — самолётостроительная фирма Франции. Образована в 1971 в результате слияния фирм «Дассо» и «Бреге». С 1981 под контролем государства, в 1990… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Ядерная программа Франции — 13 февраля 1960 года на территории Алжира в пустыне Сахара было испытано первое французское ядерное взрывное устройство (ЯВУ). До начала 1950 х годов французское военно политическое руководство не имело планов создания собственного ядерного… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Dassault-Breguet Super Étendard — Dassault Super Étendard Супер Этандар из состава 11 флотилии Авиации ВМС Франции готовится к старту с авианосца Р 91 «Шарль де Голь» …   Википедия

  • Super Etendard — Super Étendard «Супер Этандар» перед стартом с авианосца «Клемансо», 1997 год Тип штурмовик Производитель Dassault Breguet Первый полёт 28 октября 1974 Н …   Википедия

dic.academic.ru