Павел Сухой, конструктор, который все успел. Сухой павел


Биография Павла Сухого - РИА Новости, 22.07.2015

22 июля 2015 года исполняется 120 лет со дня рождения Павла Осиповича Сухого, авиаконструктора, создателя реактивных самолетов, сверхзвуковых истребителей.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье сельского учителя.

После окончания гимназии в 1914 году Павел Сухой продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета, стал посещать лекции по теории авиации, которые читал профессор Николай Жуковский в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). В 1915 году, по окончании первого курса, перевелся учиться в ИМТУ и стал участником воздухоплавательного кружка, созданного в училище Николаем Жуковским.

В 1916 году во время Первой мировой войны Павел Сухой был призван в армию, окончил Петроградскую школу прапорщиков. С августа 1916 года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте сначала младшим офицером, с октября 1917 года начальником пулеметной команды пехотного полка. В марте 1918 года был демобилизован.

В 1918-1920 годах работал учителем средней школы в белорусских городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В 1920 году он возобновил обучение в Московском техническом училище. Одновременно с учебой с 1924 года Павел Сухой работал чертежником в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

После окончания училища с 1925 года работал инженером-конструктором в отделе АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства) в составе ЦАГИ, который в будущем стал основой конструкторского бюро Андрея Туполева. Участвовал в разработке самолетов Туполева И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31) и других.

С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединенной бригады №3 Конструкторского отдела Сектора опытного строительства (КОСОС) ЦАГИ.

В том же году Павел Сухой был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД ("рекорд дальности" — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту.

На базе РД бригада Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого ("Родина") женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил рекордный перелет на дальность.

С 1936 года по 1939 год Павел Сухой был начальником конструкторского отдела — заместителем главного конструктора авиационного завода № 156 (Москва).

Принимал участие в конкурсной разработке самолета "Иванов" (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года — Су-2).

Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года Павел Сухой был назначен главным конструктором.

Вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, он был переведен на серийный авиационный завод № 135 в Харьков.

С апреля 1940 года по 1949 год — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне — "ОКБ Сухого", филиал Публичного акционерного общества "Компания "Сухой"), одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6.

С 1949 года после того, как было расформировано его конструкторское бюро, Павел Сухой занимал должность заместителя главного конструктора в конструкторском бюро Андрея Туполева.

С 1953 года — главный конструктор вновь воссозданного конструкторского бюро, с 1956 года — генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и другие самолеты.

В 1958-1974 годах Павел Сухой был депутатом Верховного Совета СССР.

Скончался авиаконструктор 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Павел Сухой — доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской премии (1968),

Государственной премии СССР (1943, 1975, посмертно), Государственной премии РФ (1996, посмертно).

Награжден тремя орденами Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (1938), орденом Красной Звезды (1933), орденом "Знак Почета" (1936), медалями.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Судьба по имени «Су». Как Павел Сухой стал легендой мировой авиации | История | Общество

Мечта, подаренная Уточкиным

История отечественной авиации состоит из удивительного переплетения судеб тех людей, которые стояли у её истоков.

Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт над Гомелем.

Когда Уточкин пролетал над городом, внизу за его полётом с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой.

Будущий основатель знаменитого КБ, самолёты которого сегодня считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, был выходцем из белорусских крестьян. Ещё в детстве односельчане обратили внимание на то, что у мальчика хорошие способности не только к крестьянскому труду, но и к различным наукам. На сельском сходе решено было собрать деньги, чтобы отправить Осипа на обучение в Учительскую семинарию. Так Осип Сухой обрёл очень почётную в то время профессию школьного учителя.

В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина.

Роковые копии

В 1914 году Павел Сухой окончил гимназию с серебряной медалью, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам, а также отличные оценки по остальным десяти предметам.

Несмотря на то, что по немецкому у Сухого было лишь «хорошо», впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке, а знание латыни позволило ему освоить и другие европейские языки до уровня, позволявшего знакомиться с материалами по авиации.

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.

Война и другие беды

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии.

Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Ученик Туполева

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев.

Туполев разглядел в далеко уже не юном студенте большой талант. Дипломная работа «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» успешно прошла защиту, и 30-летний Павел Сухой получил квалификацию «инженер-механик», а вместе с ней и предложение от Туполева продолжить совместную работу в констукторском отделе ЦАГИ. Сухой был включён в конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Су-2

Высокая работоспособность, неординарное мышление, умение находить оригинальное решение для сложнейших задач — эти качества, проявленные Сухим, очень быстро выделили его среди других авиаинженеров. В короткий срок он прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В этом качестве, будучи «правой рукой» Туполева, он занимался созданием истребителей И-4, И-14, а также самолёта АНТ-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.

В 1936 году в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победу в конкурсе одержал проекта Павла Сухого, который получил право создать собственное конструкторское бюро.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.

Сравнивая Су-2 с другим советским бомбардировщиком Пе-2, специалисты отмечают, что, несмотря на более высокие тактико-технические характеристики «пешек», «сушки» гибли в бою в среднем в два раза реже.

Спасибо трофейному «Сейбру»

КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

В конце войны Сухой одним из первых начинает работать над проектами реактивных самолётов, понимая, что за ними будущее авиации. В разработке находится целая «линейка» самолётов Су, однако в 1949 году, когда работы находились в самом разгаре, было принято решение о закрытии КБ Сухого. Произошло это после того, как 3 июня 1949 года в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель-перехватчик Су-15.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.

Возродить КБ Сухого заставила война в Корее. В руки советских военных в качестве трофея попал американский реактивный истребитель «Сейбр», для изучения которого было сформировано КБ-1 под руководством Павла Сухого.

В 1953 году КБ Сухого было восстановлено в полном объёме, получив в качестве производственной базы завод № 51, переименованный в 1965 г. в ММЗ «Кулон».

Лучшие в мире

Второе рождение КБ Сухого по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Под руководством Павла Сухова стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла.

Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого. На его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала.

Несмотря на это, под его руководством было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Начиная с 1960-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроение сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.

В 1957 году Павел Осипович Сухой был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году он стал дважды Героем.

Выдающийся авиаконструктор умер 15 сентября 1975 года в Москве в возрасте 80 лет. В том же году он был посмертно удостоен золотой медали имени академика Туполева Академии наук СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным награды.

www.aif.ru

Сухой Павел Осипович. - Российская авиация

0.Павел Осипович Сухой.0.Павел Осипович Сухой.Сухой Павел Осипович (1895-1975).

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию и в июне 1914 года окончил её с серебряной медалью. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в Русскую Императорскую Армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой Мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года — начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918-1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н.Туполева: АНТ-3 (Р-3), АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-5 (И-4), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-7 (Р-6), АНТ-10 (Р-7), АНТ-13 (И-8), АНТ-14 «Правда». С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М.Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина», на которой женский экипаж П.Осипенко, В.Гризодубовой и М.Расковой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва — Дальний Восток.

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О.Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943 г.). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 г. — Генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например С-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

Награды:-в 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда,-в 1965 награждён второй золотой медалью Героя Социалистического Труда,-кавалер трёх орденов Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.),-орден Октябрьской Революции,-орден Трудового Красного Знамени,-орден Красной Звезды,-орден «Знак Почёта»,-Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6),-Ленинская премия (1968 г.),-золотая медаль имени академика А.Н.Туполева № 001 (1975 г. — посмертно),-Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

1.Павел Сухой в детстве.1.Павел Сухой в детстве.

Павел Сухой в детстве.

2.Гимназист Павел Сухой.2.Гимназист Павел Сухой.

Гимназист Павел Сухой.

3.Студент МВТУ Павел Сухой.3.Студент МВТУ Павел Сухой.

Студент МВТУ Павел Сухой.

4.Прапорщик П.О.Сухой. 1916 г.4.Прапорщик П.О.Сухой. 1916 г.

Прапорщик русской армии П.О.Сухой. 1916 г.

5.П.О.Сухой и женский экипаж у самолета Родина.5.П.О.Сухой и женский экипаж у самолета Родина.

П.О.Сухой и женский экипаж у самолета «Родина».

5а.П.О.Сухой с семьей.5а.П.О.Сухой с семьей.

П.О.Сухой с семьей.

6.П.О.Сухой в 1940-е годы.6.П.О.Сухой в 1940-е годы.

П.О.Сухой в 1940-е годы.

.

.

Список источников:Павел Осипович Сухой. Cайт «Герои Страны».Л.М.Кузьмина. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Сухой, Павел Осипович - это... Что такое Сухой, Павел Осипович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сухой.

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́; 10 (22) июля 1895(18950722) — 15 сентября 1975) — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий[1], лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно).

Биография

П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).

После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева (АГОС), входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1939−1940 главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов[1].

В 1958—1974 годах депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно).

Память

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1

Литература

См. также

Ссылки

 Сухой, Павел Осипович на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Павел Сухой, конструктор, который все успел

119 лет назад родился Павел Осипович Сухой, один из крупнейших авиаконструкторов мира, создатель сразу нескольких семейств замечательных боевых машин и великолепной авиастроительной школы.

Портреты Павла Сухого отличает крайняя выразительность, что в молодости, что уже в пожилом возрасте. Сухое, как по фамилии, аскетичное лицо, с которого на вас брошен пристальный взгляд острых глаз. Такой взгляд в начале века называли «магнетическим». На губах играет ни дать, ни взять — улыбка Джоконды.

Человек проницательный, но не резкий, большой силы, но и большой сдержанности. Не торопится, потому что знает, куда идет, и поэтому успеет.

Павел Сухой в юности

Павел Осипович Сухой родился в 1895 году на территории нынешней Витебской области Белоруссии, тогда — в Виленской губернии. С детства, как это тогда водилось, увлекался всем, что связано с нарождавшейся авиацией.

В 1914 году Сухой приехал в Москву, там он учился на мехмате университета, а потом в Техническом училище. В это время он посещает кружок воздухоплавания, который вел профессор Николай Жуковский.

Среди членов того же кружка в этот период — будущий цвет отечественного авиастроения: Андрей Туполев, Александр Архангельский, Владимир Петляков, Борис Стечкин.

В 1916 году Сухой призван в армию, прошел обучение на прапорщика — первый офицерский чин, массово присваивавшийся тогда выпускникам ускоренных курсов. Успел повоевать в действующей армии. После революции покинул развалившуюся армию, попробовал обосноваться в Москве, но был вынужден вернуться в Гомель, где устроился школьным учителем математики. Но с 1921 — опять Москва, опять учеба. В 1924 году Сухой, еще не защитив диплома (руководителем которого, к слову, был А. Н. Туполев), уже работает в ЦАГИ простым чертежником, а с 1925 года переходит в конструкторский отдел ЦАГИ.

В межвоенный период Павел Осипович приложил руку к большому числу туполевских машин.

Первой самостоятельной работой его бригады стал АНТ-25 «РД» («Рекорд Дальности»), на котором Чкалов, Беляков и Байдуков летали через Северный полюс в Америку.

Затем был АНТ-37 «Родина» и рекордный полет Расковой, Гризодубовой и Осипенко.

Во второй половине 30-х Сухой сосредоточился над задачей создания легкого бомбардировщика непосредственной поддержки сухопутных войск. Из этой работы вырос самолет ББ-1 — он же Су-2. Эту машину в массовом порядке должны были получить ВВС, но помешала война, потеря Харьковского авиазавода, и выбор был сделан в пользу уже освоенного в глубине страны Ил-2.

Зимние снаряжение и окраска Су-2 на аэродроме Буденовка в зимнюю стужу 1941 года третьей эскадрильи 210 ББАП. Фото из архива дважды Героя Советского Союза Г. Ф. Сивкова

Но Сухой не вошел в первые ряды конструкторов, которые создавали оружие Победы. Яковлев, Петляков, Лавочкин, Ильюшин, Туполев — их машины стали символом войны. Время Павла Сухого пришло чуть позже.

Он никуда не торопился, и в итоге — посмотрите на авиацию России начала XXI века!

Фирма Сухого делает почти все, от истребителей и бомбардировщиков до гражданских лайнеров.

Этот путь прокладывался в сложной борьбе с конкурентами. С теми самыми конструкторами первых рядов. Вечная драка с микояновцами — кто лучше делает истребители-перехватчики ПВО? А просто истребители? Вы нам МиГ-23 и МиГ-25? А мы вам Су-7 и Су-15! МиГ-29? Превосходно, вот Су-27.

Павла Осиповича уже не было в живых, он умер в 1975 году, а фирма карабкалась вверх, оставляя позади конкурентов.

Попутно «сухие» плотно заняли нишу ударной тактической авиации: истребители-бомбардировщикиСу-7Б и Су-17, фронтовые бомбардировщики Су-24, и вот теперь — истребители-бомбардировщикиСу-34.

Павел Осипович Сухой

Когда ОКБ Сухого предложило ВВС проект бронированного дозвукового штурмовика, те его отвергли, заявив, что сейчас такие машины на поле боя не нужны.

«Продолжайте работать, — сказал на совещании Сухой бригаде, создававшей машину, — Они сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места».

Это было сказано о знаменитом штурмовике Су-25, в адрес которого сейчас спето столько дифирамбов. Сказано тогда, когда его не хотели заказывать даже собственные военные.

В начале 1970-х — немыслимое: КБ Сухого бросило вызов самому Туполеву, ворвавшись на конкурс по сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу. Ценой невообразимых усилий туполевцам удалось победить: их отличная машина Ту-22 ныне хорошо известна. А кто знает, что было бы, полети «сотка» — машина Т-4, до сих удивляющая смелостью заложенных в нее решений.

И когда вы смотрите на угловатый силуэт истребителя пятого поколения ПАК ФА — сумейте увидеть и внимательный взгляд карих глаз Павла Сухого, человека, который никуда не спешил, и всюду успел.

defendingrussia.ru

Павел Сухой - это... Что такое Павел Сухой?

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́, 10 июля (22 июля) 1895(18950722) — 15 сентября 1975) — советский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Биография

П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в м. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы.

После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева — в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина».

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1939−1940 главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов например Су-13.

Награды

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Сталинская премия (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно).

Его именем названа улица в Москве, его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ). В школе № 1 г. Глубокое, в 1985 году создан музей П. О. Сухого.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

Сухой Павел Осипович (1895-1975)

 

 

 

 

 

 

Сухой Павел Осипович (1895-1975)

Сухой Павел Осипович (1895-1975), выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственных премий СССР.  Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии в семье учителя начальной школы. В 1897 г. семья переезжает в Гомель. Здесь Павел Сухой поступает в гимназию и заканчивает ее с серебряной медалью. В Гомеле он впервые увидел полет самолёта "Фарман", пилотируемого С.Уточкиным. Вероятно, тогда и родилась мечта самому строить самолёты, поэтому после окончания гимназии Павел Осипович решил поступить в Московское императорское техническое училище, в котором профессор Н.Е.Жуковский читал лекции и вел кружок воздухоплавания. Но студентом училища П.Сухой становится после года учебы в Московском университете, в 1915 г.  В 1916 г. П.О.Сухой был призван в армию (шла первая мировая война). Он заканчивает 2 Петроградскую школу прапорщиков и два года служит младшим офицером, а затем начальником пулеметной команды 733 пехотного полка на Северо-Западном фронте. Полёты "фарманов", "ньюпоров", "де хэвилендов" Сухой наблюдает уже в боевых условиях.  С 1918 г. Павел Осипович в течение двух лет преподает математику в школе в городе Лунинец недалеко от Бреста. В 1920 г. он вторично подает прошение о приеме в Московское техническое училище и становится студентом механического отделения. Одновременно с учебой с 1924 г. П.Сухой работает чертёжником в ЦАГИ, там под руководством А.Н.Туполева он делает дипломный проект "Одноместный истребитель с мотором 300 л.с".  13 марта 1925 г. П.О.Сухому устанавливают 13 разряд, он начинает работать в АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ. После окончания училища в мае 1925 г. П.О.Сухой - инженер-конструктор АГОС ЦАГИ.  С 1925 по 1931 гг. под руководством А.Н.Туполева П.О.Сухой принимает участие в создании самолётов И-4 (АНТ-5), ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9 и торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6.  В апреле 1932 г. П.О.Сухого назначают руководителем бригады по проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД ("Рекорд Дальности", АНТ-25). Требование дальности полета РД привело к созданию крыльев необычно большого удлинения (13,1), а задача сохранения прочности была блестяще решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой машине, как известно, были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс в Америку экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова, и установлены два мировых рекорда дальности (по прямой и по замкнутому маршруту) без посадок. "Это была превосходная во всех отношениях машина, по тому времени лучшая в мировой практике самолётостроения", - так отозвался о самолёте один из участников перелетов А.В.Беляков. На базе РД бригада П.О.Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого ("Родина") женский экипаж в составе В.С.Гризодубовой, П.Д.Осипенко и М.М.Расковой в сентябре 1938 г. совершил беспосадочный перелет Москва - Керби (Дальний Восток), установив международный женский рекорд дальности.  За исключительные заслуги в области создания легких металлических самолётов и в связи с 15-летием ЦАГИ П.О.Сухой в 1933 г. был награжден орденом Красной Звезды, за создание самолётов РД и "Родина" - орденами "Знак Почёта" (1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).  В 1932- 1934 гг. бригадой Сухого был спроектирован истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) - первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полете шасси. В 30-е годы в конкурсе на разработку многоцелевого фронтового самолёта победил проект, созданный бригадой П.О.Сухого. Первый экземпляр самолёта, получившего название "Иванов" (АНТ-51), был поднят в воздух в августе 1937 г.  В 1939 г. под руководством П.О.Сухого организуется конструкторское бюро. Был запущен в серию ближний бомбардировщик "Иванов" - ББ-1, а с 1940 г. начался массовый выпуск этих самолетов, получивших название Су-2. Самолёты Су-2 успешно сражались в первые годы Великой Отечественной войны под Львовом, Киевом, Сталинградом, затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве корректировщика - до конца боев под Ленинградом.  В 1940 г. П.О.Сухому, без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора технических наук.  В конце 30-х годов конструкторские бюро, руководимые С.А.Лавочкиным, А.С.Яковлевым, А.И.Микояном и П.О.Сухим, приступили к разработке истребителей нового типа. КБ Сухого создало высотный перехватчик Су-1 с двумя турбокомпрессорами, который выгодно отличался от других отечественных истребителей небольшой посадочной скоростью, но из-за ненадежности турбокомпрессоров в серию не пошел.  Перед началом второй мировой войны становится актуальной идея создания самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя - штурмовика. КБ П.О.Сухого создает штурмовик Су-6, отличающийся высокими летно-техническими данными, по скорости и вооружению превосходящий знаменитый Ил-2. За создание Су-6 конструктор в 1943 г. был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот самолёт не был запущен в серию из-за трудностей в переналаживании производства в военной обстановке. По этой же причине не удалось запустить в серию и штурмовик Су-8 (ДДБШ), который по мощности стрелкового, артиллерийского и бомбового вооружения не имел себе равных. В годы войны был создан оригинальный по конструкции самолёт Су-5 с комбинированной силовой установкой, развивший невиданную в то время скорость - до 800 км/ч. Это уже были подступы к созданию самолётов с реактивными двигателями.  Первым реактивным самолётом КБ П.О.Сухого стал созданный в 1946 г. фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10. На Су-9 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены бустерное управление элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют и др. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11, первый советский трансзвуковой самолёт Су-15, экспериментальный истребитель Су-17 со скоростью полета, соответствующей числу М=1. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на больших высотах с помощью отделяемой носовой части фюзеляжа вместе с герметичной кабиной. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 г. Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как П.О.Сухой отказался, назначили заместителем А.Н.Туполева.  Только несгибаемая воля, верность призванию и высочайший профессионализм помогли П.О.Сухому пережить это труднейшее время. Когда в 1953 г. вновь ему предложили возглавить КБ, у него уже были готовы проекты новых самолётов. КБ приступает к созданию фронтового истребителя С-1, на котором весной 1956 г. была достигнута рекордная скорость - 2170 км/ч, и первого советского самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных и серийных образцах которого в 1959-1962 гг. лётчиками-испытателями В.С.Ильюшиным, А.А.Козновым и Б.М.Адрияновым были установлены мировые рекорды высоты и скорости полёта. Показанные на воздушном параде в 1956 г. самолёты Сухого произвели колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О.Сухого назвали "конструктором, вышедшим из тени".  С 20 декабря 1956 г. П.О.Сухой - генеральный конструктор, 12 июня 1957 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 60-е годы коллектив П.О.Сухого создает самолёты для советских ВВС и ПВО. В их числе всепогодный истребитель-перехватчик Су-15. "Сделай Павел Осипович только один этот самолёт,- сказал Е.Я.Савицкий, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, - его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а на его счету много других замечательных машин". В 1965 г. были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, в конструкции которого впервые удалось объединить качества, присущие штурмовику, бомбардировщику и истребителю.  В августе 1966 г. был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности. В августе 1972 г. В.С.Ильюшин - шеф-пилот ОКБ - поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой самолёт Т-4 с дистанционной системой управления - новое слово дальней сверхзвуковой авиации. "При обсуждении параметров нового самолёта, нередко идя на риск, - писал С.И.Руденко, маршал авиации, Герой Советского Союза, - Сухой принимал к разработке только наивысшие данные, на грани возможности науки и техники, и даже чуть выше. И воплощал это в реальность".  В последние годы жизни П.О.Сухой работал над созданием высокоэффективных самолётов: истребителя-бомбардировщика Су-17М, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25; был спроектирован высокоманевренный истребитель-перехватчик Т-10-1 (Су-27) нового поколения (интегральная схема, корневые наплывы, электродистанционная система управления).  Выдающийся конструктор и организатор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий П.О.Сухой 33 года стоял во главе коллектива ОКБ, под его руководством создавались военные самолёты, известные во всем мире. Большим вкладом П.О.Сухого в развитие отечественной авиации является также плеяда воспитанных им известных конструкторов, продолживших начатое им дело, - Н.С.Черняков, Е.А.Иванов, Н.Г.Зырин, Е.С.Фельснер, Н.П.Поленов, К.А.Курьянский, И.М.Закс, В.П.Алыбин, О.С.Самойлович, Н.С.Дубинин, И.Е.Баславский, М.П.Симонов и многие другие.  П.О.Сухой скончался 15 сентября 1975 г. Незадолго до кончины он говорил ближним: "Мне нужно десять лет, чтобы осуществить все задуманное..."  "Павел Осипович Сухой создал образцы оборонной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолётов...", - так высоко оценил академик А.М.Люлька выдающиеся достижения П.О.Сухого в отечественной авиационной науке и технике. 

Материал из AviaWiki

Кербер Л.Л.

Хотя П.О. Сухой не арестовывался и в шараге не работал, небезынтересно сопоставить его с В. М. Мясищевым, ибо в их философии много общего. Как и Мясищев, Сухой, несомненно, талантливый конструктор. В КОСОСе он руководил постройкой сверхдальних АНТ-25 , прославленных полетами Чкалова и Громова , и АНТ-37 "Родина" , на которой был совершен злополучный "дамский" перелет Гризодубовой . "Когда я берусь делать машину, я делаю ее соответствующей требованиям. Дальше дело не мое, если такая машина нужна, пусть они организуют производство". Результат был всегда один - хорошие самолеты строились в уникальных экземплярах, а в серию не шли. Так продолжалось до тех пор, пока возле Павла Осиповича не появился пробивной менеджер Е.А. Иванов , несомненный родственник Остапа Бендера, конечно, в хорошем смысле. Взвалив на свои плечи тяжелую задачу государственных испытаний в НИИ ВВС , этом оплоте неповоротливых и консервативных военных, он провел через них перехватчик СУ-7 и добился положительного заключения. Только с его помощью отличные истребители СУ-7 , СУ-9 , Т-58 , стали достоянием армии. В симбиозе П.О. Сухой - Е.А. Иванов обрела себя наиболее жизнеспособная "гонкуровская" схема нашего времени. Один, беспартийный, творил, другой, партийный босс, пробивал продукт творчества первого через административные, партийные, военные и бюрократические инстанции. Сравнивая П.О. Сухого и В.М. Мясищева, нужно заметить, что первый никогда не отрывался от земли и брался за создание машин, основанных на реально существующих ингредиентах. Второго это последнее не интересовало. Подобная "философия" сказывалась на людях, вот почему Мясищева недолюбливали, а к П.О. Сухому, хотя его фамилия на редкость точно соответствовала его характеру, относились хорошо. Помимо Е.А. Иванова у П.О. Сухого были способные помощники: Н.С. Черняков , Н.Ф. Зырин , Е.С. Фельснер , Ярославский и др.

Ссылки:1. Самолеты П. О. Сухого. Изменяемая стреловидность крыла2. В ОКБ Владимира Кондратьева, провал с двигателем Бориса Шпитального3. Адлер Е.Г.: У разбитого корыта4. Тайный заговор против Адлера Е.Г. в ОКБ Сухого, 1955 г5. Восстановление ОКБ Сухого. Адлер - Начальник бригады эскизного проектирования6. Ликвидацич ОКБ П.О. Сухого 19487. $|S.8. Генеральные конструкторы самолетов второго поколения9. Перестройка структуры НИИ-2. Новые научные направления10. Соревнование высотных бомбардировщиков Т-4 Сухого и Ту-22М Туполева11. Симонова перевели "генеральным" в КБ Сухого и он "сотворил" МИГ-2912. Авиаконструкторы по Федосову13. И-14: (АНТ-31 бис) самолет: смертельный каприз14. ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)15. Генеральные авиа конструкторы очень разные люди16. КБ Туполева в ЦАГИ: структура17. Туполев А.Н. - арест18. Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)19. ГЛАВНЫЕ "ВОЛЬНЫЕ" АВИАЦИОННЫЕ КОНСТРУКТОРЫ20. Фельснер Е.С.21. Люлька Архип Михайлович (1908-1984)22. Ярославский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru