Истребитель Су-30 СМ: характеристики, вооружение, описание, фото. Су 30мки


Су-30МКИ – один из лучших в своем классе » Военное обозрение

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте

Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Су-30МКИ история создания

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.

Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

- впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

-впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

-впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

-номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.

Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.

В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Неоспоримое превосходство

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.

Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации: http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/http://vpk-news.ru/articles/12637[center]

topwar.ru

характеристики, вооружение, описание, фото :: SYL.ru

Су-30СМ – многоцелевой истребитель российского производства. По конструкции он представляет собой модификацию самолета СУ-30МКИ, выпускающегося для ВВС Индии. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины – завоевание господства в воздушном пространстве. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим характеристики СУ-30СМ и историю его производства.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как "модернизированный, коммерческий, индийский". Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Су-30МК

Вскоре, из-за распада Советского Союза, у всех военно-промышленных предприятий начались тяжелые времена. Финансирование было в значительной степени урезано, множество предприятий-смежников оказалось в разных государствах, конструкторские бюро и заводы стали терять квалифицированных сотрудников. Так как Министерство обороны России практически полностью остановило закупку новой военной техники, ОКБ Сухого было вынуждено искать заказчиков для своей продукции за границей. Специально для экспорта, в кратчайшие сроки был построен многоцелевой двухместный самолет Су-30МК, первый полет которого состоялся в 1993 году. От обычного Су-30 он отличался расширенной номенклатурой вооружения, а также увеличенным ресурсом моторов и планера.

Новый самолет был предложен Индии, которая была уже традиционным покупателем советского вооружения и военной техники. Уже весной 1944 года состоялось первое заседание, на котором российско-индийская рабочая группа обсудила перспективы поставки самолета Су-30МК в Индию и организации производства новых машин в этом государстве. В конце 1996 года был заключен контракт о производстве 40 единиц Су-30МК для военно-воздушных сил Индии.

Су-30МКИ

В начале 20-го века сотрудники ОКБ Сухого специально для ВВС Индии построили новую модификацию истребителя, получившую название Су-30МКИ. По сути, эту машину можно назвать самолетом нового поколения. Она получила моторы с изменяемым вектором тяги и переднее горизонтальное оперение, благодаря чему значительно улучшилась маневренность истребителя в любых режимах полета.

С точки зрения качества авионики, российские, равно как и советские боевые самолеты, в большинстве случаев уступали западным конкурентам. Чтобы устранить данный недостаток, бортовое радио-электронное оборудование для Су-30МКИ разрабатывалось в рамках международной кооперации, в которой поучаствовали специалисты из Израиля, Франции и Индии.

Создание Су-30СМ

Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.

Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях – устранены.

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Оборудование

Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).

Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.

Защита

В конструкции самолета Су-30СМ не предусмотрена технология малозаметности. Таким образом, его защита основана только на подавлении РЛС противника посредством мощной системы радиоэлектронной борьбы. В ее состав входят комплексы «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавить маломощные РЛС вражеских самолетов, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС-комплексы.

Вооружение Су-30СМ

Боевая нагрузка самолета составляет 8 тонн. Он имеет 12 узлов для подвески широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения. Истребитель может вооружаться управляемыми ракетами для воздушного боя на короткой и средней дистанции, неуправляемыми авиабомбами весом 250 или 500 кг, и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Помимо ракетно-бомбового вооружения, на нем установлена пушка ГЩ-30-1 калибром 30 мм.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 – модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 – на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник – нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 – предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых – Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Технические характеристики

В заключение нашего разговора, ниже приведены основные технические характеристики Су-30СМ:

  1. Габариты (длина/высота/размах крыла) – 21,9/6,36/14,7 м.
  2. Площадь крыла – 62 м2.
  3. Взлетная масса: нормальная – 24,9 т, предельная – 38,8 т.
  4. Масса пустого самолета – 18,8 т.
  5. Тяга одного мотора: бесфорсажная – 7770 кгс, на форсаже – 12500 кгс.
  6. Масса моторов – 1,52 т.

Отдельно рассмотрим авиационный характеристики:

  1. Максимальная перегрузка – +9 G.
  2. Максимальна скорость: на малой высоте – 1350 км/ч, на большой высоте – 2350 км/ч.
  3. Дальность полета: на малой высоте – 1270 км, на большой высоте – 3000 км.
  4. Боевой радиус – 1500 км.
  5. Практический потолок – 17,3 км.
  6. Скороподъемность – 230 м/с.
  7. Длина разбега/пробега – 550/750 м.
  8. Тяговооруженность: с нормальной взлетной массой – 1,00, с максимальной взлетной массой – 0,84.
  9. Нагрузка на крыло: с нормальной взлетной массой – 398 кг/м2, с максимальной взлетной массой – 532 кг/м2.

www.syl.ru

Су-30МКИ – основа ВВС Индии -Су-30МК -Продукция

Российско-индийское сотрудничество по созданию и развертыванию производства многоцелевого истребителя Су-30МКИ внесло значительный вклад в  международный успех программы Су-30МК.

Первый контракт на поставку истребителей Су-30МКИ ВВС Индии подписан 30 ноября 1996 г. в Иркутске Госкомпанией «Росвооружение» (предшественник ОАО «Рособоронэкспорт») и Министерством обороны Индии. В соответствии с контрактом 1996 года, на Иркутском авиационном заводе в 2002 – 2004 годах для ВВС Индии выпущено 32 самолета Су-30МКИ.

В работе над самолетом корпорация «Иркут» приняла на себя функции головного исполнителя, инвестора и организатора широкой интернациональной кооперации.

Министерство обороны Индии, удовлетворенное возможностями и качеством Су-30МКИ, заказало ПАО «Корпорация «Иркут» дополнительные партии самолетов.

Важнейшим событием в развитии российско-индийского сотрудничества стало подписание в г. Иркутске 28 декабря 2000 года Генерального контракта на организацию лицензионного производства самолётов Су-30МКИ на предприятиях корпорации «Hindustan Aeronautics Limited» («HAL»).

ПАО «Корпорация «Иркут» оказало корпорации «HAL» помощь в модернизации производства и содействие в освоении технологии производства самолёта Су-30МКИ на основе поставляемых Иркутским авиационным заводом технологических комплектов.

После подписания в конце 2012 года очередного контракта на поставку Министерству обороны Индии 42 технологических комплектов, общее число заказанных для ВВС Индии самолетов Су-30МКИ превысило 270 единиц.

Высочайшие боевые возможности самолета Су-30МКИ продемонстрированы в ходе ряда учений ВВС Индии, в том числе проведенных совместно с подразделениями ВВС ряда зарубежных стран.

Успешная эксплуатация Су-30МКИ в составе ВВС Индии, отличная репутация, завоеванная этими самолетами в ходе международных военных учений, способствовали заключению контрактов на поставку самолетов Су-30МК ВВС Малайзии и Алжира.

В составе истребителей, созданных  на базе Су-30МКИ для Малайзии и Алжира, на экспорт поступают приборы и системы индийского производства.

В кооперации с корпорацией «HAL» осуществляются мероприятия по послепродажной поддержке эксплуатации самолетов Су-30МКИ, включая проведение текущего и капитального ремонта.

Перспективное направление программы Су-30МКИ – модернизация бортового радиоэлектронного оборудования самолета и оснащение его новыми видами вооружения, в частности, сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Брамос».

Опыт, накопленный в ходе сотрудничества по программе Су-30МКИ, открыл путь к развитию новых российско-индийских совместных проектов.

Маркетинг, продажи, поставки и послепродажное обслуживание самолетов типа Су-30МК ПАО «Корпорация «Иркут» ведет во взаимодействии с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ, ОАО «Рособоронэкспорт» и ПАО «Компания «Сухой».

www.irkut.com

Истребитель Су-30. Фото. История. Характеристики.

 

Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Су-30М

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

Су-30КИ

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Су-30М2

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

 

Характеристики самолета Су-30

Модификация   Су-30
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   21.94
Высота самолета, м   6.36
Площадь крыла, м2   62.00
Масса, кг  пустого самолета   17000
Масса, кг  нормальная взлетная   24000
 Масса, кг максимальная взлетная   33500
Тип двигателя   2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс   2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2125 (М=2.0)
Максимальная скорость, км/ч  у земли   1400
 Дальность полета, км без дозаправки   3500
Дальность полета, км  с одной дозаправкой в воздухе   5200
Практический потолок, м   19820
Экипаж, чел   2
Вооружение:   30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
 Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
 управляемые ракеты Р-27, Р-73

 

Боевые самолеты

avia.pro

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ (Россия)

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ Двухместный сверхзвуковой многофункциональный истребитель Су-30МК / Су-30МКИ, созданный совместными усилиями ОКБ им. П.О.Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения на базе истребителя Су-30М. Истребитель Су-30МКИ способен одинаково эффективно действовать как по воздушным, включая стратегические крылатые ракеты, так и по наземным и надводным целям. Внушительный запас топлива и применение системы дозаправки в воздухе разрешают совершать многочасовые патрульные полеты и употреблять самолет в качестве дальнего перехватчика.

К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены специалисты завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О.Сухого, руководимого В.В.Макрицким. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ, Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ), 31 декабря 1989 г. на заводском аэродроме Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина - Т10ПУ-6.

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ

По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании в ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение - Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз). Была несколько усилена конструкция центроплана и шасси, что позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснастили индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ

14 апреля 1992 г совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.Б.Максименков. Предполагалось, что самолеты Су-30 получат усовершенствованный вариант БРЛС Н001 «Меч», обеспечивающий возможность использования новых УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, одновременный пуск двух ракет по воздушным целям, а также ограниченные возможности при действии по наземным целям. Заднюю кабину истребителя предполагалось выполнить реконфигурируемой, что обеспечивало возможность установки в ней индикатора тактической обстановки и другого целевого оборудования, превращавшего Су-30 из «чистого» перехватчика в своеобразный боевой самолет управления, способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.

Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ им. П.О.Сухого совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта самолета, Су-30К (К-«коммерческий»), получившего расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием этого направления стал самолет Су-30М (экспортный вариант Су-30МК) с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. Работы по созданию Су-30М (Су-30МК) начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине вместо стандартного индикатора прямой видимости, расположенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который может выводится видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия.

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ

Первоначально истребитель приобрел способность подавлять ПВО противника при помощи противорадиолокационных ракет с пассивной системой самонаведения (используемый для этих целей в отечественных ВВС «охотник за радарами» МиГ-25БМ был выпущен в начале 80-х годов в ограниченном количестве и к началу 90-х далеко не в полной мере удовлетворял требованиям ВВС). На центральном подфюзеляжном узле подвески модернизированный Су-30 мог нести контейнер с системой целеуказания для противорадиолокационных ракет СПО-32 «Пастэль», в состав БРЭО была включена, также, система постановки активных радиолокационных помех СПС-161. В комплекс вооружения самолета были введены противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П.

Для поражения малоразмерных наземных и морских целей самолет Су-30МК получил ракеты с телевизионной системой самонаведения Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500, для чего потребовалось включение в состав СУВ телевизионного капала с автономным вычислителем. Для использования УР Х-29Л или Х-25МЛ с лазерным полуактивным наведением мог использоваться лазерный канал системы ОЛС-27 (на исходном Су-27 он применяется лишь для измерения дальности до цепи). В комплекс вооружения самолета ввели тактическую крылатую ракету Х-59М (максимальная дальность - до 115 км) с телевизионной командной системой наведения (самолет должен был нести на под крыльевых узлах две ракеты этого типа, а под фюзеляжем размещался контейнер с аппаратурой управления), В дальнейшем состав вооружения многоцелевого истребителя еще больше расширили.

Су-30МК энергично продвигался на мировой авиационный рынок, став с 1993 года одним из постоянных участников международных авиационных салонов. Высокие боевые возможности самолета, а также эффективная маркетинговая стратегия сделали свое дело, 24 июля 1994 г. в Россию прибыла индийская делегация, возглавляемая главнокомандующим ВВС, маршалом авиации Каулом. В ходе переговоров с российской стороной обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21, 28 июля индийская делегация посетила ЛИИ им. М.М.Громова, где ей был продемонстрирован самолет Су-30, Индийские специалисты сделали вывод, что самолет Су-30МК, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западные самолеты аналогичного класса. 30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт, в соответствие с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МК (Су-30МКИ). Суммарная стоимость контракта оценивается в 1,55 млрд. долларов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-30МКИ выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы па маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на самолете Су-30МКИ увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, На первой серийной партии машин Су-30МКИ будут установлены серийные двигатели АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс) производства АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», изготовленные на основе лицензионного соглашения с АО «А. Люлька-Сатурн». На следующем этапе двигатели будут иметь ряд конструкционных отличий, направленных па максимальную унификацию по узлам и агрегатам с ТРДДФ АЛ-31ФП с целью обеспечения возможности их последующей доработки в части установки поворотного сопла. Последняя серийная партия истребителей будет поставляться с двигателями АЛ-31ФП. По своим характеристикам ТРДДФ АЛ-31ФП близок двигателю АЛ-31Ф. Плоскости поворота сопел развернуты наружу на 30°, что позволяет повысить устойчивость движения на минимальной скорости и за счет дифференциального отклонения сопел, а также «разнотяга» осуществлять пространственное отклонение результирующего вектора тяги. Истребитель Су-30МКИ оснащен интегрированной системой управления самолетом и двигателя, обеспечивающей оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-30МКИ может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена модификация БРЛС НО11М. В состав бортового информационного комплекса входит, также, оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолет на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Начиная со второй серии на самолетах Су-30МКИ будет устанавливаться подвесной контейнер с тепловизионным и лазерным обзорно-прицельным оборудованием, находящийся в настоящее время в разработке и обеспечивающий возможность применения высокоточного ударного вооружения, бортовые процессоры индийского производства, авионика фирмы Секстан, включающая инерциально-спутниковую навигационную систему «Тотем» на лазерных гироскопах, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) VEh4000 и многофункциональные цветные дисплеи на жидких кристаллах.

Комплекс бортового оборудования объединяет прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему дистанционного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с система ГЛОНАСС (Россия) и «Навстар» (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Обеспечивается возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.

В кабинax самолeтa Су-30МКИ устанавливaются многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, обладающие высокой разрешающей способностью. В дальнейшем число дисплеев будет увеличено до трех. На дисплеи выводится двухмерное и трехмерное изображение местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Высокопроизводительные процессоры в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде «подсказок» экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.

ВООРУЖЕНИЕ, Самолет Су-30МКИ оснащен встроенной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных). Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности P-27P1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до шести РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.

Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л или Х-25МЛ с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две тактические крылатые ракеты Х-59М с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АРК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух-поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых или 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета и зарубежными системами оружия. Для борьбы с надводными кораблями самолет предполагается оснастить противокорабельными ракетами.

Тактико-технические характеристики Су-30МК / Су-30МКИРазмах крыла, м - 14.70 Длина самолета, м - 21.94 Высота самолета, м - 6.375 Площадь крыла, м2 - 62.00 Масса    - нормальная взлетная - 24900 - максимальная взлетная - 34500 Масса топлива, кг - 9640 Двигатели - 2 ТРДДФ АЛ-31ФП Тяга, кгс - 2 х 12800 Максимальная скорость, км/ч    - на высоте - 2175 - у земли - 1350 Практическая дальность, км - 3000 Практический потолок, м - 19800 Экипаж - 2

www.dogswar.ru

Российский истребитель Су-30СМ: история создания, описание и характеристики

Су-30СМ – это российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, основной задачей которого является завоевание господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – модернизированный, коммерческий, индийский). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2018 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2018 и 2018 году. По состоянию на ноябрь 2018 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году, но уже через несколько лет были инициированы работы по его дальнейшей модернизации. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов с редким количеством аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – двухместная учебно-боевая машина, которая имела дублированное управление, но при этом сохраняла все боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа имело значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек подвески для вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который имел катастрофические последствия для всех предприятий военно-промышленного комплекса. Финансирование было значительно урезано, многие предприятия-смежники оказались в других странах, заводы и конструкторские бюро теряли квалифицированные кадры.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, его первый полет состоялся уже в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным аналогам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в рамках широкой международной кооперации, с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все отечественные и зарубежные существующие аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны к Су-30СМ: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Что же представляет собой Су-30СМ? По сути, это практически полная копия истребителя Су-30МКИ, разработанного для индийского контракта. Су-30МК адаптирован в части систем радиосвязи, радиолокации, распознавания воздушных объектов и ряда других вспомогательных систем для использования ВВС России.

Су-30СМ является многоцелевым самолетом. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника в рамках операций по завоеванию господства в воздухе, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Описание

Су-30СМ – это двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и ПГО — передним горизонтальным оперением. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивается ЭДСУ, управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная изюминка – это кабина Су-30СМ. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ является истребителем четвертого поколения, в конструкции которого не использована технология малозаметности. Поэтому защита Су-30СМ основана на подавлении вражеских РЛС с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые в состоянии подавить не только сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она имеет концепцию «открытой архитектуры борта». Это позволяет с наименьшими затратами включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-мм пушка ГШ-30-1.

Характеристики

  • длина — 21,9 м;
  • высота — 6,36 м;
  • мак. взлетная масса — 34500 кг;
  • макс. скорость — 2125 км/ч;
  • боевой радиус действия — 1500 км.
  • экипаж — 2 человека;
  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • полная боевая нагрузка — 8000 кг.

militaryarms.ru

Су-30. Бестселлер российской авиации

Многофункциональные истребители семейства Су-30 — несомненные лидеры среди современных российских боевых самолетов, как по количеству выпущенных машин, так и по многообразию модификаций. Кроме того, «Сушки» достигли поистине выдающегося успеха на мировом рынке — самолеты закуплены девятью странами, включая Индию, от которой поступили крупнейшие заказы. В том, как развивалось семейство Су-30 и какие машины стоят на вооружении в самой России, разобрался Александр Ермаков.

Несмотря на то, что все крупносерийные модификации Су-30 созданы уже в России, родился самолет еще во времена СССР. В 1988 году начались работы над двухместным перехватчиком на базе учебно-боевогоСу-27УБ, и 4 октября доработанный самолет (борт 10ПУ-5) совершил свой первый полет. Машина, оснащенная системой дозаправки в воздухе, усовершенствованными системами навигации и управления вооружением, предназначалась для длительного патрулирования в целях обеспечения ПВО. За исключением перечисленного, эта модификация, не имевшая своего буквенного индекса, не отличалась от обычных «спарок». Первый серийный Су-30 взлетел 14 апреля 1992 года.

Массовому производству помешал распад СССР — таких машин было выпущено всего девять, из них для нужд авиации ПВО министерство обороны выкупило только пять.

Остальные использовались на заводе и ОКБ Сухого как самолеты-демонстраторы, участвовали в международных авиасалонах, потом дорабатывались как прототипы для будущих модификаций.

Борт 10ПУ-5

Причиной прекращения выпуска «оригинальных» Су-30 стала и явно неполная реализация заложенного в самолете потенциала. В первую очередь в области расширения возможностей поражения наземных целей: самолет с двумя членами экипажа, с большими боевой нагрузкой и дальностью полета мог превратиться в первоклассную ударную машину.

Однако базовые Су-27УБ и первые Су-30 были способны применять только неуправляемое оружие «воздух-земля», что в 90-е было уже совершенно неудовлетворительно.

Главное, с таким самолетом в то время зарубежных покупателей было не найти. В 1992 году начались работы над Су-30МК («Модернизированный Коммерческий»). В 1996 был достигнут первый успех — с Индией подписали контракт на поставку 40 Су-30МКИ (И — «Индийский»). Су-30МКИ уже значительно отличались от «спарок»: на них появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО), по опыту палубного Су-33; самолеты оснащались значительно усовершенствованным БРЭО (в том числе и возможностью интеграции зарубежных систем) и двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).

В итоге получилась машина с уникальной маневренностью и способностью поражать наземные цели высокоточным оружием — образцовый представитель современного класса многофункциональных истребителей.

Первый полет прототип Су-30МКИ совершил 1 июля 1997 года. Поскольку создание самолета заняло несколько лет, первые 18 машин Индия закупила в версии Су-30К — «оригинальных» Су-30 начала 90-х, оснащенных системой GPS-навигации. В дальнейшем эти самолеты были заменены на Су-30МКИ, прошли модернизацию в Белоруссии и в 2013 году были проданы в Анголу. Поставки «настоящих» Су-30МКИ в Индию начались в 2002-м. С тех пор индусы многократно заказывали дополнительные партии и освоили лицензионное производство. Су-30МКИ является основой индийских ВВС. На данный момент общий объем заказов составляет 272 самолета!

Су-30МКИ. Фото: George Tobias

В конце 90-х произошло разделение рождающегося семейства Су-30 на две ветви. Первые Су-30 и Су-30МКИ выпускались на Иркутском авиапромышленном объединении (ИАПО). Однако второй крупнейший авиазавод страны, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), также производил «Сухие» — на тот момент большей частью для Китая. Когда КНР запросила ударную модификацию Су-27, было решено разработать ее на основе Су-30К и запустить в производство на КнААПО. Работы над Су-30МКК (К — «Китайский») начались в 1998 году. В основном доработки по сравнению с «обычными» Су-27 касались БРЭО, самолет не оснащался ПГО или двигателями с УВТ. Визуально отличить Су-30МКК от Су-27УБ проще всего по чуть более высоким килям с горизонтальной, а не скошенной к корме верхней кромкой. Первый Су-30МКК совершил полет 20 мая 1999 года. Работы велись с большой скоростью и первые самолеты передали заказчику уже в конце 2000 года. На основе Су-30МКК, тоже первоначально для Китая, в 2002 году создали модификацию с еще более продвинутым БРЭО — Су-30МК2. Китай закупил в общей сложности 76 Су-30МКК и 24 Су-30МК2.

Индийский и китайский контракты стали отправной точкой для двух ветвей развития, но ими дело не ограничилось.

«Иркутские» машины закупил Алжир (44 Су-30МКИ (А)) и Малайзия (18 Су-30МКМ). «Комсомольские» — Венесуэла (24 Су-30МК2V), Вьетнам (60 Су-30МК2В), Индонезия (2 Су-30МК и 9 Су-30МК2), Уганда (6 Су-30МК2). Таким образом, общий объем зарубежных заказов самолетов семейства Су-30 превышает пятьсот самолетов и это всего за полтора десятилетия!

Су-30МКК. Фото: Сергей Чайковский/russianplanes.net

Однако венцом развития обоих семейств являются самолеты для ВВС России.

После долгих лет «на безрыбье» отечественные ВВС начали обновлять свой парк и, естественно, выбор пал на «мастера на все руки», способного бороться за господство в воздухе, эффективно поражать наземные цели и даже служить учебной машиной.

Важно, что самолет был полностью готов, отработан в производстве и лишен детских болезней (причем за деньги иностранцев).

В качестве основного многофункционального истребителя был выбран более продвинутый «иркутский» вариант под индексом Су-30СМ («Серийный модернизированный»). Производство Су-30СМ для ВВС России ведется с 2012 года, закуплены первые машины и для возрождающейся морской авиации, общий объем уже заключенных контрактов составляет 72 машины, и продолжение, без сомнения, последует. «Комсомольский» вариант также нашел свое место в отечественных ВВС — самолет под индексом Су-30М2 закупается для замены выработавших ресурс спарок Су-27УБ. В общей сложности заказано 20 Су-30М2, первые были переданы в 2010 году.

Конструктивно самолеты семейства Су-30 представляют собой развитие Су-27УБ с различной долей отличий от оригинала в плане конструкции (максимальная — у машин семейства Су-30МКИ/СМ с ПГО и двигателями АЛ-31ФП с УВТ) и значительно усовершенствованным БРЭО. Самолеты оснащены модернизированной БРЛС — на части модификаций с фазированной антенной решеткой (ФАР), в планах — оснащение БРЛС с активной ФАР, предусмотрена возможность подвески прицельно-навигационных контейнеров.

В совокупности это не только значительно повышает возможности по ведению воздушного боя, но и позволяет применять практически всю отечественную номенклатуру управляемых средств поражения класса «воздух-земля» — от корректируемых авиабомб различных калибров до сверхзвуковых противокорабельных и противорадиолокационных ракет семейства Х-31.

Масса боевой нагрузки — 8 тонн. Встроенное вооружение традиционно для современных отечественных истребителей — 30 мм одноствольная пушка ГШ-301.

Летные характеристики в целом близки к Су-27, однако самолеты семейства Су-30МКИ/СМ значительно превосходят их по маневренности, а за счет оснащения системой дозаправки в воздухе все Су-30 потенциально имеют возможность выполнять полеты на в разы большую дальность.

Александр Ермаков

defendingrussia.ru