Су-27. Су 27 википедия


Су-27 — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку Су-27 Су-27 Призначення: Перший політ: Прийнятий на озброєння: Період використання: На озброєнні у: Виробник: Всього збудовано: Модифікації: Конструктор: Екіпаж: Максимальна швидкість (МШ): МШ біля землі: МШ на висоті: Бойовий радіус: Дальність польоту: Практична стеля:
винищувач-перехоплювач 
20 травня 1977 
1982 р 
1982 - донині 
↓див. нижче 
ДКБ Сухого 
680 
Т-10, Т-10С, Су-27, Су-27С, Су-27П, Су-27УБ, Су-27УП, Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБК, Су-30 (Су-27ПУ) 
Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин и А. И. Книшев 
1,2 осіб
2500 км/год
1400 км/год
2500 км/год
1500 км
3900 км
18 500 м

uk.wikipedia.org

Су-27 — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Су-27 Назначение: Первый полёт: Принят на вооружение: Производитель: Характеристики Экипаж: Макс. скорость: Боевой радиус: Дальность полёта: Практический потолок: Скороподъёмность: Размеры Длина: Высота: Размах крыльев: Площадь крыльев: Масса Пустой: Снаряжённый: Макс. взлётная: Силовая установка Двигатели: Тяга (мощность): Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: Кол-во точек подвески: Масса подвесных элементов:
многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель 
1977 
1986 
ОКБ Сухого 
1 или 2 чел
2500 км/ч
1500 км
3900 км
18 500 м
18 000 м/мин
21,9 м
5,93 м
14,7 м
62 м²
16 380 кг
23 000 кг
33 000 кг
2 х АЛ-31Ф 
2 x 12500 кгс 
1 х 30 мм, ГШ-30-1(боезапас 150 снарядов) 
10 
8000 кг
6 управляемых ракет средней дальности Р-27Р или Р-27ЭР, 2 Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС

Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 10 единиц) или по 250 кг (31 единица)

Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 6 единиц)

Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса

Су-27 (Flanker C по классификации НАТО) — советский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель. Предназначен для завоевания господства в воздухе. Принят на вооружение в СССР в 1990 г. На текущий момент, является одним из основных самолётов ВВС России, состоит на вооружении в государствах СНГ, Индии, Китае и других странах.

Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-27 — Михаил Петрович Симонов.

Основное боевое применение — тяжёлый истребитель-перехватчик большого радиуса действия, самолёт завоевания господства в воздухе. На основе Су-27 разработано несколько модификаций: палубный истребитель Су-33 (Flanker D) (Су-27К), учебно-боевой Су-27УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37 (Су-27М) и другие.

История создания[править]

Начало разработок[править]

В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 там была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).

Проектирование самолёта по уточненным требованиям началось в 1969, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «МакДоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «Спарки» TF-15A (F-15B).

В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки нового перспективного истребителя следующего поколения, к которой приступило ОКБ Сухого в 1969 году. Необходимо было учесть, что назначение создаваемого самолёта — борьба за превосходство в воздухе и что тактика включает ближний маневренный бой, который к тому времени был снова признан основным элементом боевого применения истребителя.

Проектируемый самолёт был призван дать достойный ответ на F-15, который с 1969 ускоренными темпами создавался в США.

Прототипы[править]

Т-10[править]

В 1975—1976 стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее опытный образец самолёта (названный Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).

При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию, и уступает F-15 по многим показателям. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины.

В ОКБ Сухого решили сохранить верность многолетним традициям и не стали выпускать посредственную машину.

Т-10С-1[править]

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы рассчитаны «с нуля».

Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.

В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, даже в процессе серийного производства.

Принятие на вооружение[править]

На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение самолёт получил обозначение Су-27, а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик). Внешне они между собой не отличались, да и внутри практически тоже. Правда, предполагалось, что фронтовой истребитель Су-27 должен иметь возможность поражать наземные цели, но его оборудование не было приспособлено для выполнения подобных задач. Поэтому в дальнейшем название Су-27П практически не применялось.

Планер[править]

По компоновке и аэродинамике самолёт напоминает МиГ-29, однако имеет бо́льшие размеры. Для уменьшения общего веса конструкции широко применяется титан (около 30 %). Фюзеляж и стреловидное крыло Су-27 образуют единый несущий корпус, близкий по форме к дельтoвидному.

Су-27 — первый советский статически неустойчивый в продольном канале самолёт, требующий автоматической системы управления полётом. Всё управление самолётом осуществляется через электродистанционную систему управления (ЭДСУ).

В ее состав входят органы управления самолетом, командные огрегаты и исполнительные механизмы а также электронный блок, входящий в общую систему автоматического управления (бортовой компьютер). Система имеет ряд отличий и особенностей от систем управления раннее используемых на самолетах:

  • система, а не пилот, постоянно следит за положением самолёта в воздухе, удерживая его в равновесном состоянии, из которого он постоянно пытается выйти из-за того, что планер выполнен статически неустойчивым в продольном канале. При этом пилот, перемещая органы управления, выводит самолёт из устойчивого положения как бы позволяя самолету совершить требуемый маневр;
  • движение органа управления не передается непосредственно на рули высоты и направления, а преобразуется в электрический сигнал пропорциональный величине отклонения органа управления. Далее электрический сигнал определенной величины преобразуется в гидравлическую энергию, а та в свою очередь преобразуется уже в механическую энергию исполнительных механизмов непосредственно управляющих рулями высоты и направления;
  • система самостоятельно ограничивает максимальную величину угла отклонения рулевых поверхностей не допуская при этом превышения предельных значений перегрузок для пилота и конструкции планера

Силовая установка[править]

В хвостовой части фюзеляжа расположены два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажной камерой и смешением потоков за турбиной, разработанных конструкторским бюро «Сатурн». Двигатели широко расставлены для уменьшения взаимного влияния, между ними находится плоскость, создающая дополнительную подъёмную силу и балка, содержащая контейнер тормозного парашюта. На более современных модификациях Су-27 в хвостовой балке предполагалось устанавливать РЛС заднего обзора (при этом тормозной парашют переносился под корпус самолета). Двигатель развивает стендовую тягу 7770 кгс на максимальном режиме и 12500 кгс на режиме «полный форсаж». Лопатки входных направляющих аппаратов компрессоров низкого (КНД) и высокого давления (КВД), а также первых ступеней КВД, имеют изменяемый угол установки, что обеспечивает устойчивую работу двигателя в диапазоне скоростей до M=2,35 и при больших углах атаки.

Модификация АЛ-31ФП снабжена поворотным соплом с отклоняемым в вертикальной плоскости на ±15° вектором тяги, что увеличивает маневренность самолета. Такие двигатели устанавливаются на некоторых моделях Су-30МК.

Большой объём топливных баков (около 12 000 л, в зависимости от модификации самолета) обеспечивает беспосадочную дальность до 3680 км и боевой радиус до 1500 км. Размещение подвесных баков на базовых моделях не предусмотрено.

Вооружение и оборудование[править]

Бортовая РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные цели класса «лёгкий истребитель» на расстоянии 60-80 км в передней полусфере и 30-40 км в задней полусфере. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей в режиме СНП (сопровождение на проходе) и управлять наведением ракеты по одной цели. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).

Ракетное вооружение размещено на АПУ (авиационное пусковое устройство) и АКУ (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение — до шести управляемых ракет Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А так же до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.

Варианты размещения ракет «воздух - воздух» на самолете Су-27С

Точки подвески Номер варианта 8 6 4 10 1 2 9 3 5 7
1 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73
2 Р-27Т(ЭТ) Р-27Т(ЭТ)
3 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР)
4 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ)
5 Р-73 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73 Р-73
6 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73
7 Р-73 Р-73 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ) Р-73 Р-73

1. Ограничения по скорости в зависимости от варианта размещения ракет:− 1-2 – не более 1300 км/ч;− 3-7 – не более 1200 км/ч.2. Допускаются варианты несимметричной подвески ракет, за исключением полной односторонней и вариантов с дисбалансом взлетной массы не более 450 кг.3. На симметричных точках допускается подвеска только однотипных ракет.4. Допускается попарная симметричная подвеска ракет Р-27ЭР и P-27P одновременно на разных парах точек.

В правом наплыве крыла установлена встроенная 30 мм автоматическая авиационная пушка ГШ-301. Скорострельность 1500 выстрелов в минуту, боезапас — 150 снарядов. Прицеливание пушки осуществляется либо по данным с РЛС и ОЛС, либо в режиме «дорожка» — прицеливание по базе цели (размах крыльев обстреливаемого самолета).

Модификации Су-27[править]

  • Су-27С — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта.
  • Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из СУВ устранена позможность работы по земле.
  • Су-27УБ (Т-10У) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986.
  • Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолет для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
  • Су-30 (Су-27ПУ) — самолёт наведения целеуказания. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27. Имеет все боевые возможности Су-27. Некоторые машины могут нести ракету Р-77 (РВВ-АЕ).
  • П-42 — рекордный самолёт, переоборудованный из серийного Су-27. В 1986—1988 на нём было установлено 27 мировых рекордов FAI по скороподъёмности и высоте полёта.
  • Су-33 (Су-27К, Т-10К) — палубный истребитель. Предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Главный конструктор — Константин Христофорович Марбашев. Усилена конструкция шасси, в хвостовой части установлен тормозной гак, истребитель оснащен складывающимися крылом и стабилизатором. Введена система дозаправки топливом в воздухе с установленной слева перед кабиной выпускаемой топливоприемной штангой. Вооружение Су-33 включает сверхзвуковую противокорабельную управляемую ракету «Москит» большой дальности. ПКР применяется в составе комплекса управляемого вооружения «Морской змей». Достоверных данных о возможности применения ПКР с борта Су-33 нет. Первый полёт Су-33 состоялся 17 августа 1987, а 1 ноября 1989 Су-33 впервые в России осуществил посадку «по-самолётному» на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33.
  • Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением лётчиков плечём к плечу. Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей, в любых погодных условиях, днём и ночью. Поднялся в воздух 13 апреля 1990. Считается аналогом американского истребителя-бомбардировщика Ф-15Е. Впервые для самолётов этого класса применено сильное бронирование и просторная кабина экипажа с кухней и санитарным устройством. Теоретически может нести ядерное оружие.
  • Су-35 (Су-27М) — изначально многоцелевой истребитель с ПГО. Однако в данный момент этим индексом обозначается модернизированный Су-27, почти без изменений в конструкции планера, т.е. без ПГО.

Также существовал в единственном экземпляре Су-37 (борт 711). Это Су-35 с двигателями, оснащенными системой управления вектором тяги, и эксперименталной системой управления (тензометрический РУД и боковая ручка) Машина потеряна в одном из испытательных полетов в связи с износом конструкции (разрушился стабилизатор).

Сравнение Су-27 и F-15[править]

Мнения лётчиков[править]

О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Ленгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года. Были организованы «совместные маневрирования» (учебные воздушные бои) самолётов F-15D и Су-27УБ, подтвердившие полное превосходство маневренных характеристик истребителя Су-27 (по мнению российских летчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29).

По словам летчиков российских ВВС, летавших на F-15, самолет не имеет ограничений по штопору, возможен полет с углом атаки до 26°, управление самолетом «мягкое», машина отлично слушается рулей, усилия на ручке невелики (значительно меньше, чем у Су-27).

Однако аэродинамика F-15 менее совершенна, чем у «Су»: F-15D медленнее разгоняется при выполнении маневра и быстрее тормозится, радиус виража F-15 больше, чем у Су-27 и МиГ-29. В то же время на прямой разгонные характеристики F-15D не уступают Су-27УБ.

«Воздушный бой»[править]

В ходе визита американцы предложили осуществить «совместное пилотирование» Су-27 и F-15 в пилотажной зоне, расположенной над океаном вдали от побережья. Вылет, в котором участвовали три самолета: двухместный Су-27УБ, двухместный F-15D и одноместный F-15С, завершился полным триумфом самолета Су-27УБ. F-15D не смог выполнить поставленную перед ним задачу оторваться от Су-27УБ: используя лишь минимальный форсаж и максимальную бесфорсажную тягу российский истребитель без особого труда висел на хвосте «американца», двигатели которого постоянно работали на максимальном форсажном режиме, при этом угол атаки Су-27 не превысил 18°.

В то же время Су-27УБ, выполняя аналогичную задачу, легко ушёл от «Игла» и «переманеврировал» его: за полтора виража «суховский» истребитель вышел в хвост F-15С, а еще через некоторое время — занял положение сзади F-15D, удерживая его в прицеле. Этот эпизод сопровождался несколько комичным диалогом: F-15D, пытаясь преследовать Су-27, потерял его из виду и запросил у выполнявшего роль наблюдателя: «Где „Флэнкер“?» (Flanker — кодовое название Су-27 в НАТО) «Он за тобой» — ответил ведомый. Описываемый «воздушный бой» не получил никакого освещения в западной прессе.

Cope India 2004[править]

Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолеты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».

Во время маневров в трёх из четырёх воздушных учебных боях индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев.

Фигуры высшего пилотажа[править]

На авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 впервые продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «Кобру» (динамическое торможение). Самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Журналисты, присутствовавшие на авиасалоне, окрестили эту фигуру «Коброй Пугачёва» в честь первого её исполнителя.

Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.

Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет путем резкого сброса скорости в бою так как допплеровские радары селектируют цели, имеющие скорости ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра», только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что существенно ограничивает возможности ее исполнения в боевых условиях. Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою, когда скорости самолетов обычно находятся в пределах от 400 до 600 км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолет и успеть выпустить ракету Р-73. Так же маневр применим для ухода от преследования. Преследующий СУ-27 противник проскочит вперед и станет удобной мишенью для атаки. Подобная идеология заложена в «Харриер», который тормозит перенаправлением струи газов, истекающей из двигаталей, с помощью специальных заслонок.

Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.

Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ.

Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37.

При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полета, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста!

Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с ОВТ риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом.

Аварии самолётов Су-27[править]

Авария Су-30МК в Ле-Бурже[править]

12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария.

Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (летчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю.

Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте.

Важно проследить поведение самолёта в момент касания хвостом взлётной полосы и после.

После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались.

По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.

Трагедия на авиашоу во Львове[править]

27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнылов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число: 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (выполнение нисходящего маневра при большом весе имевшегося на борту топлива), а также неудовлетворительное управление действиями экипажа руководителями полетов, допустивших маневрирование вне отведенной зоны.

Падение Су-27 в Литве[править]

15 сентября 2005 года группа самолетов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени летчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в неуправляемой машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.

Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объеме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».

Падение Су-27 на территории Литвы вызвало бурный политический скандал. Поначалу литовская сторона отказалась выдавать пилота и бортовые самописцы России. Также сообщалось, что в руки литовских специалистов попала бортовая система опознавания «свой — чужой» (коды, хранящиеся в этой системе, являются государственной тайной), на что министр обороны России Иванов ответил, что «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других — это спекуляции и колебания воздуха» ([1]), так как система самоуничтожения троекратно дублируется и срабатывает в момент столкновения самолёта с землёй.

Су-27 на вооружении России и других государств[править]

Около 600 Су-27 были выпущены в СССР, около 400 самолётов состоят на вооружении ВВС России. Среди стран СНГ на вооружении у Казахстана состоит 20 истребителей (заключён контракт на поставку ещё 12 самолётов), у Украины — 66, в Белоруссии — около 20.

Страны, использующие Су-27 и Су-30

Китай до 1996 года купил 46 истребителей, в 1998 было подписано соглашение о сборке 200 самолётов под маркой J-11.

На вооружении у ВВС Вьетнама имеется 12 самолётов, ожидается поставка ещё 24.

На вооружении у Эфиопии состоит 8 Су-27А и 2 Су-27У.

Малайзия в 2003 г. заказала 18 Су-30МКМ на сумму 900 млн. долларов США.

У Индонезии имеется 2 Су-27 и 2 Су-30КИ.

6 истребителей имеется у Эритреи, 8 — у Анголы, 14 — в Сирии.

После долгих переговоров Индия заказала 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года.

Несколько Су-27 участвовали в Эфиопо-эритрейской войне на стороне Эфиопии и сбили не менее двух эритрейских МиГ-29.

Авиасимуляторы[править]

В 1996 г. российскими разработчиками Eagle Dynamics была создана и издана фирмой SSI первая версия компьютерной игры, авиасимулятора «Су-27 Фланкер». Игра отличается высоким уровнем реализма и качественной реализацией лётной модели. Консультантами при разработке программы были специалисты ОКБ «Сухой».

Развитием игры стали Су-27 Фланкер 2.0, Су-27 Фланкер 2.5, Lock On: Современная боевая авиация и Lock On: Горячие Скалы.

Места дислокации[править]

Видеозаписи[править]

Первоисточник этой статьи был признан «избранной статьёй» в русском разделе Википедии

traditio.wiki

Су-27СМ - Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-27
Су-27СМ3 ВВС России, 2012 год.

многоцелевой истребитель

→ ОКБ Сухого

→ КнААЗ

М. П. Симонов

20 мая 1977 года (Т-10-1)20 апреля 1981 года (Т-10С-1)

1985 год

эксплуатируется, снят с производства

ВВС СССР (бывший) ВКС России Воздушные силы Украины ВВС КНР ВВС Казахстанасм. на вооружении

с 1981 года

809[1][2]

Су-27МСу-30Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-37П-42Shenyang J-11

 Изображения на Викискладе

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B (адапт русс. «Удар во фланг»)) — советский/российский многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения[3], разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году. В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация. Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах

encyclopaedia.bid

Су-27 Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-27
Су-27СМ3 ВВС России, 2012 год.
многоцелевой истребитель
→ ОКБ Сухого
→ КнААЗ
М. П. Симонов
20 мая 1977 года (Т-10-1)20 апреля 1981 года (Т-10С-1)
1985 год
эксплуатируется, снят с производства
ВВС СССР (бывший) ВКС России Воздушные силы Украины ВВС Казахстана ВВС КНРсм. на вооружении
с 1981 года
809[1][2]
Су-27-1МСу-27МСу-30

ru-wiki.ru

Су-27 - Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-27
Су-27СМ3 ВВС России, 2012 год.

многоцелевой истребитель

→ ОКБ Сухого

→ КнААЗ

М. П. Симонов

20 мая 1977 года (Т-10-1)20 апреля 1981 года (Т-10С-1)

1985 год

эксплуатируется, снят с производства

ВВС СССР (бывший) ВКС России Воздушные силы Украины ВВС КНР ВВС Казахстанасм. на вооружении

с 1981 года

809[1][2]

Су-27МСу-30Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-37П-42Shenyang J-11

 Изображения на Викискладе

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B (адапт русс. «Удар во фланг»)) — советский/российский многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения[3], разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году. В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация. Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ,

encyclopaedia.bid

Су-33 — Википедия

Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.

Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлёт и посадку «по-самолётному» на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года[3] и с тех пор является основным самолётом палубной авиации ВМФ России.

История создания[править]

Формирование требований к новому палубному истребителю[править]

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года[4], должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27[4]. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей[4]. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР[4].

Прототипы[править]

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением[5]. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым[5]. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО[6]. Спустя полгода к лётным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение[5]. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987[5]. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый лётный образец[5], однако, 27 сентября 1988 (спустя месяц после начала его лётных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем[5].

Первые посадка и взлет с палубы[править]

20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море[7]. Корабль был укомплектован ещё не всеми[7] радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства[7], позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС[7].

Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки[7]. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работающих для палубной авиации[7]. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине[7], что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер[7]. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года[7], после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу[7]. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца[7]. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ[7].

На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца[7]. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ[7], после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь[7]. Су-33 был установлен на первую взлётную позицию с дистанцией разбега 105 м[7], но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию[7]. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°[7], но при попытке взлета не сработали стартовые задержники[7], в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита[7]. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу[7], откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки[7]. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлётной массы.

Лётно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года[7], после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием[7].

Серийное производство[править]

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году[2] в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний[2]. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года[2] и 17 февраля того же года поднялась в воздух[2]. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев[2]. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных лётных испытаний, которые начались в марте 1991 года[2].

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей[8][9][10], 20[11] из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Модернизация[править]

По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и лётные испытания модернизированных истребителей Су-33[12], однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию черырёх Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301)[13].

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды).

В ближайшее время планируется построить новые 48 истребителей СУ-33 поколения 4++. На них будет обновлено БРЭО, в результате чего истребитель станет многофункциональным и сможет выполнять также ударные задачи с управлением УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-29Л, Х-31 и Х-59М, а также корректируемых авиабомб КАБ-500Кр. Для расширения возможностей поражения воздушных целей в состав вооружения будут включены УР с активным самонаведением РВВ-АЕ. Обновлению подвергнется и информационно-управляющее поле кабины СУ-33. Место традиционных стрелок и индикатора прямой видимости ИПВ займут 3 МФИ с матрицами[источник не указан 839 дней].

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку[14]. Трапециевидное крыло[14], имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус[14]. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние[14]. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера[14], что очень важно для палубного истребителя.

Крыло и оперение[править]

Су-33 со сложенным крылом и ГО на выставке

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапециевидным[14], стреловидность по передней кромке равна 42,4°[14], консоли крыла набраны из профилей П44М[14]. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м)[14]. Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трёхсекционным поворотным носком площадью 5,4 м²[14]. Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора[14]. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С[14]. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным[14]. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м²[14]. Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м²[14]. Кили имеют профиль У3 и установлены без развала[14], каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м²[14].

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца[14]. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся[6], ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К[6]. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К[6].

Воздухозаборники и двигатели[править]

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками[14], что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками[14], предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлётно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм[14]. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском[14].

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга[14]. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33[15], что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс[15], что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива[15].

Особенности Су-33[править]

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей[4], среди которых:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлётно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
  • увеличение тяговооружённости самолёта для обеспечения безопасного короткого взлёта с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения[4], что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг[4] и смещением центра масс мог стать статически устойчивым[4]. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растёт подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27[6].

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолёта потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота[16].[17][18].

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301).

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды).

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении[13].

Свежеотремонтированные красные бортовые номера 67, 84, 85 и 88 10 марта 2014 года впервые прибыли в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске[19].

С конца лета по начало сентября 2014 года на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты на комплексе НИТКА лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ[20]. После возвращения с аэродрома Саки в Крыму на аэродром постоянной дислокации лётчики продолжили тренировки над Баренцевым морем[21].

Проекты и модификации[править]

Проекты 1970-х годов[править]

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
  • Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял собой модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
  • Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял собой модификацию Су-28К.
  • Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял собой модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
  • Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
  • Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Поздние проекты[править]

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
  • Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
  • Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
  • Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
  • Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
  • Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
  • Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Всего с момента первого полёта Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

  • 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением лётчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался[5].
  • 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался[2].
  • 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-й АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб[22].
  • 11 мая 2000 года при выполнении плановых полётов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал лётчик первого класса полковник Павел Кретов. Лётчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления[22].
  • 17 июля 2001 года во время авиа-шоу, посвящённом дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России, генерал-майор Тимур Апакидзе. После показательного полёта на пилотаж с выполнением фигур максимальной сложности, самолёт упал и сгорел, лётчика эвакуировали спасательные службы, но ранения были не совместимы с жизнью и по дороге в госпиталь пилот умер[22].
  • 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишёра (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул[23].

Лётно-технические характеристики[править]

Источники: А. Фомин «Су-33 — корабельная эпопея»[24], Е. Гордон «Sukhoi Su-27»[25], ОКБ Сухого[26]

Технические характеристики[править]

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 21,18 м
  • Размах крыла: 14,7 м
    • со сложенным крылом: 7,40 м
    • с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
  • Размах заднего ГО: 9,9 м
    • со сложенными стабилизаторами: 7,40 м
  • Высота: 5,72 м
  • Площадь крыла: 67,84 м²
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
  • База шасси: 5,87 м
  • Колея шасси: 4,44 м
  • Масса пустого: 19600 кг
  • Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
  • Масса нормальная взлётная:
    • с частичной заправкой: 26000 кг
    • с полной заправкой: 29940 кг
  • Масса максимальная взлётная: 33000 кг
  • Масса топлива: 9400 кг
    • основной вариант заправки: 5350 кг
  • Объём топливных баков: 12100 л
  • Нормальная посадочная масса: 22400 кг
  • Предельная посадочная масса: 26000 кг
  • Двигатель:

Лётные характеристики[править]

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2300 км/ч (М=2,17)
    • у земли: 1300 км/ч (М=1,09)
  • Посадочная скорость: 235—250 км/ч
  • Дальность полета:
    • у земли: 1000 км
    • на высоте: 3000 км
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
  • Практический потолок: 17000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 383 кг/м²
      • с полной заправкой: 441 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²
  • Тяговооружённость на форсаже:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 0,96
      • с полной заправкой: 0,84
    • при максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина разбега: 105 м (с трамплином)
  • Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8[27][28])

Вооружение[править]

Авионика[править]

  • РЛС: РЛПК-27К
    • Антенна:
      • Тип: Н001К
      • Диаметр: 1075 мм
    • Зона обзора:
      • по высоте: ±50°
      • по азимуту: ±60°
    • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
      • навстречу: 100 км
      • вдогон: 40 км
    • Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
  • ОЭС: ОЭПС-27К
    • Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
    • Зона обзора:
      • по высоте: -15°/+60°
      • по азимуту: ±60°
    • Поле обзора: 120×75°
    • Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
    • Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
      • навстречу: 40 км
      • вдогон: 100 км
    • Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
  • Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Список построенных Су-33[править]

Изображение Экземпляр Бортовой номер (заводской номер, серийный номер) Примечания Опытные Установочная партия Серийные машины
Т10К-0 с/н 01-01 Построен для статических испытаний.
Т10К-10 с/н 03-05 Построен для статических испытаний.
Т10-20КТМ 20 Габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33
Т10К-1 37 Первый лётный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987 года. Потерян 27 сентября 1988 года в результате отказа. Летчик Н. Садовников успешно катапультировался.
Т10К-2 39 Второй лётный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В. Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г. В настоящий момент остов самолета находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском.
Т10К-3 с/н 02-01 Первый полет 17 февраля 1990 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
Т10К-4 59 (з/н 49051002502, с/н 02-02) 1990 г. В 1995-1999 годах был переоборудован в Т10КУБ-1.
Т10К-5 69 (з/н 49051002603, с/н 02-03) 1990 г. Постоянный участник МАКС. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском
Т10К-6 79 (з/н 49051003301, с/н 03-01) 1991 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
Фото Т10К-7 89 (с/н 03-02) 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины[10][29][30]. Позднее самолёт был продан Китаю[10][31], где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15[10]).
Т10К-8 99 (с/н 03-03) 1991 г. 11 июля 1991 года в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т. Апакидзе успешно катапультировался.
Т10К-9 109 (з/н 49051003604, с/н 03-04) 1991 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
60
Фото 61
Фото 62
64
65 (з/н 49051006105, с/н 06-05) Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В. Кузьменко погиб.
Фото 66
67
Фото 68
70 (з/н 49051004103, с/н 04-03) Разбился 17 июля 2001 года в результате ошибки пилотирования. Летчик Т. Апакидзе погиб.
71
72
73 Разбился 11 мая 2000 года в результате ошибки пилотирования. Летчик П. Кретов успешно катапультировался.
Фото 76
77 (з/н 49051005101, с/н 05-01)
78
Фото 79
80
81
82 (з/н 49051007504, с/н 07-04) Утонул 5 сентября 2005 года в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю. Корнеев успешно катапультировался.
83
84
85
86
87
Фото 88 (з/н 49051009301, с/н 09-01)
  • Россия Россия — 18 Су-33 на вооружении, по состоянию на январь 2016 год[32].

Сравнение с аналогами[править]

Су-33 МиГ-29К Shenyang J-15 Boeing F/A-18E/F Super Hornet Grumman F-14 Tomcat Dassault Rafale M
Внешний вид Фото
Год принятия на вооружение 1998 2013[33] 2015 (план) 1999 1974 2004
Годы производства 1989 — 1999 с 2005 с 2013 с 1997 1974 — 1992 с 1997
Выпущено, единиц 26 47[34] ~15 >500 712 40[35]
Масса пустого, кг 19 600 12 700 13 387 18 191 10 000
Масса боевой нагрузки, кг 6500 4500 6000 6500
Встроенная пушка 1 × 30 мм ГШ-30-1 1 × 30 мм ГШ-30-1 1 × 20 мм М61А1 Вулкан 1 × 20 мм М61А1 Вулкан 1×30 мм Nexter DEFA 791B
Макс. взлётная масса, кг 33 000 22 400 21 320 33 720 24 500
Силовая установка 2 × АЛ-31Ф 3-й серии 2 × РД-33МК 2 × АЛ-31Ф 3-й серии 2×General Electric F414-GE-400 2 × General Electric F110-GE-400 2 × SNECMA M88-2-Е4
Макс. тяга двигателя, кН* на форсаже 2 × 74,5 кН2 × 122,6 кН 2 × 53,4 кН2 × 88,3 кН 2 × 62,3 кН2 × 97,9 кН 2 × 61,4 кН2 × 124,7 кН 2 × 50,04 кН2 × 75,62 кН
Макс. скорость, км/ч 2300 2300 1915 2485 1900
Практический потолок, м 17 000 17 500 15 240 16 150 15 240
Практ. дальность (без ПТБ), км 3000 2000 2003 2960 1800

Су-33 в культуре[править]

  • Су-33 появляется в аниме «Евангелион» в качестве палубного истребителя флота ООН
  • CУ-33 также присутствует в игре Ace Combat 6:Fires Of Liberation

Интересные факты[править]

  • Известный омский комментатор Андрей Блохин дал прозвище Су-33 российскому хоккеисту Максиму Сушинскому, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и любимым игровым номером

Летчики-испытатели Су-33[править]

  1. ↑ Морской защитник
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,62,7 Су-33 на сайте airwar.ru
  3. ↑ Корабельный истребитель Су-33: 10 лет на вооружении российской армии
  4. ↑ 4,04,14,24,34,44,54,64,7 Фомин А., 2003, стр. 70,71
  5. ↑ 5,05,15,25,35,45,55,6 Фомин А., 2003, стр. 80-81.
  6. ↑ 6,06,16,26,36,4 Фомин А., 2003, стр. 73-74.
  7. ↑ 7,007,017,027,037,047,057,067,077,087,097,107,117,127,137,147,157,167,177,187,197,207,217,227,23 Фомин А., 2003, стр. 91-97.
  8. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок gordon_s591 не указан текст
  9. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок fomin_s168 не указан текст
  10. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок vzlet_78_2010 не указан текст
  11. ↑ The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 225. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  12. ↑ «Сухой» проводит наземные и лётные испытания модернизированных истребителей Су-33
  13. ↑ 13,013,1 Северный флот получил два отремонтированных Су-33. 26.2.2014
  14. ↑ 14,0014,0114,0214,0314,0414,0514,0614,0714,0814,0914,1014,1114,1214,1314,1414,1514,1614,1714,1814,1914,2014,2114,22 Фомин А., 2003, стр. 190-204.
  15. ↑ 15,015,115,2 АЛ-31Ф серии 42 (М1) на сайте ММПП «Салют»
  16. ↑ 279 отдельный корабельный истребительный авиаполк морской авиации Сев. Флота
  17. ↑ Корабельные МиГ придут в 2013-м
  18. ↑ Корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ будут летать с палубы ТАКР "Адмирал Кузнецов". 25.11.2013
  19. ↑ В Ейск прибыли Су-33. 12.3.2014
  20. ↑ Лётчики Северного флота тренировались в Крыму. 11.9.2014
  21. ↑ Вернувшиеся из Крыма лётчики СФ начали тренировки над Баренцевым морем. 18.9.2014
  22. ↑ 22,022,122,2 Су-33 погубил своего «крёстного отца»
  23. ↑ Упавший в океан истребитель Су-33 будет уничтожен глубоководными бомбами
  24. ↑ Фомин А., 2003, стр. 77, 89, 190-220.
  25. ↑ Gordon Y., 2007, p. 453.
  26. ↑ Су-33 на сайте ОКБ Сухого
  27. ↑ Су-33 на сайте Объединенной Авиастроительной Корпорации
  28. ↑ Су-33 на сайте ОКБ Сухого
  29. ↑ Авиация и время №3, 2004 год, стр. 12
  30. ↑ Фомин А., 2003, стр. 121.
  31. ↑ Китай скопировал российский Су-33 на сайте ukranews.com
  32. ↑ The Military Balance 2016, c.196, январь 2016
  33. ↑ Индия приняла палубные «МиГи» на вооружение
  34. ↑ Россия поставит Индии семь палубных истребителей МиГ-29К
  35. ↑ «Дассо авиасьон» передала Минобороны Франции первый истребитель «Рафаль» с БРЛС RBE2
  • Андрей Фомин. Су-33 — Корабельная эпопея. — М.: «РА Интервестник», 2003. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93511-006-7.
  • Yefim Gordon. Sukhoi Su-27. — England: Midland Publishing, 2007. — 592 p. — (Famous Russian Aircraft). — ISBN 1-85780-247-0.
  • Журнал «Взлет», №7-8 2010. РЫНОК КОРАБЕЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. — Москва: «Аэромедиа», 2010. — ISSN 1819-1754.

Видеозаписи[править]

wp.wiki-wiki.ru

Су-27С - Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-27
Су-27СМ3 ВВС России, 2012 год.

многоцелевой истребитель

→ ОКБ Сухого

→ КнААЗ

М. П. Симонов

20 мая 1977 года (Т-10-1)20 апреля 1981 года (Т-10С-1)

1985 год

эксплуатируется, снят с производства

ВВС СССР (бывший) ВКС России Воздушные силы Украины ВВС КНР ВВС Казахстанасм. на вооружении

с 1981 года

809[1][2]

Су-27МСу-30Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-37П-42Shenyang J-11

 Изображения на Викискладе

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B (адапт русс. «Удар во фланг»)) — советский/российский многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения[3], разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов

encyclopaedia.bid