Авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи". Су 27 характеристики


Самолет Су-27СМ. Фото. История. Характеристики.

 

Истребитель модели Су-27СМ являет собой качественно новую и глубоко модернизированную версию самолета типа Су-27. Наиболее существенные отличия в этих машинах коснулись рулевой системы и системы боевой комплектации. В состав вооружения новой машины были включено качественно новое вооружение, которое может поражать объекты как на земле, так и над морем. Также новый самолет оснащен радиолокационной системой последнего поколения, которая позволяет отслеживать объекты.

Кроме того, пилоты имеют нашлемную систему, которая позволяет указывать цели. Данный самолет является достаточно новой и прогрессивной машиной, тем более что она может выполнять очень сложные летные маневры, которые не под силу ни одному иностранному аналогу. Самолет типа Су-27СМ поступил на вооружение в РФ только в 2009 году.

Краткая хронология разработки самолета Су-27СМ

Первоначально данная машина разрабатывалась под рабочим названием Су-27 с начала 60-х годов прошлого века. Данный истребитель относился к четвертому поколению самолетов такого типа. Полномасштабная разработка аппарата началась только с 1969 года. Но активная поддержка данного проекта началась только с 1972 года, когда министерство СССР распорядилось об активной разработке нового фронтового истребителя, который должен не уступать иностранным самолетам этого же типа. При проектировании данную машину во всех документах называли моделью Т-10, а название Су-27СМ было засекречено и предоставлено аппарату по его готовности.

Первые наброски внешнего облика самолета были сделаны еще в 69-ом главным конструктором проектного отдела бюро Сухого В.И. Антоновым. В этом же отделе был готов первый вариант изделия Т-10.

Особенностью самолета модели Су-27СМ стало то, что корпус машины выполнен в единой несущей схеме, что позволяет повысить летные характеристики и избегнуть деформаций аппарата при полете. Переходы от корпуса до крыла плавные, что повышает обтекаемость машины. Данный многорежимный аппарат оснащен интегральной системой, которую раньше не применяли на самолетах ОКБ Сухого.

Особенности самолета Су-27СМ

Передняя часть машины имела надстроенную часть, в которой был размещен отсек под РЛС, отдел для шасси и кабина экипажа. Также тут было размещено бортовое оборудование. К закабинному отсеку самолета были прикреплены два турбореактивных двигателя, которые оснащены управляемыми воздухозаборниками. К гондолам аппарата крепится оперение фюзеляжа и специальные подфюзеляжные гребни. Повышение аэродинамических свойств самолета было получено за счет интегральной системы корпуса. Кроме того, она позволила увеличить пространство для топливных баков и дополнительного оборудования. Новшеством была и конструкция крыла. Оно было выполнено в оживальной схеме и оснащено усиленным корневым наплывом.

В самолете Су-27СМ впервые была реализована новая концепция продольной неустойчивости на дозвуковых режимах полета. Данная система обеспечивает балансировку за счет автоматики, которая построена по принципу четырехкратного резервирования систем. Что касается системы посадки, то первоначально была использована стандартная трехопорная схема. Но она не давала нужного распределения нагрузки, после чего конструкторы применили упрощенную так называемую велосипедную схему, которая была оснащена системой распределения веса.

Основные характеристики конструкции самолета Су-27СМ

Фюзеляж машины состоит из трех основных частей, а именно: носовая с кабиной пилотов, средняя, в которой расположены топливные баки, и хвостовая, в конструкцию которой входят хвостовые балки и центральная балка корпуса машины. Конструкторы широко использовали титан, который значительно уменьшил вес конструкции аппарата и при этом не снизил жесткости и крепости конструкции. При изготовлении данной машины, как ни странно, практически не использовались композиционные материалы. На машине типа Су-27СМ установлено и носовое оперение горизонтального типа.

Самолет Су-27СМ является в нашей стране первой машиной данного типа, который оснащен дистанционной системой управления. За счет новых бортовых систем машина может значительно быстрее обрабатывать информацию и, как следствие, значительно быстрее реагировать и выполнять команды.

Силовая установка машины состоит из двух турбореактивных двигателей типа АЛ, которые оснащены форсажными камерами. Они размещены в гондолах под хвостовым отсеком машины. Данный вид двигателей отличается малым расходом топлива и имеет отличные силовые характеристики на различных режимах работы.

Аппарат типа Су-27СМ оснащен четырьмя топливными баками общей емкостью более чем 11 тысяч литров. Баки расположены в основе фюзеляжа машины и в крыльях. Для полетов самолет использует авиационный керосин, который заправляют через специальную нишу передней ноги.

Для обеспечения всех гидравлических систем машины нужно постоянное давление масла 280 кг/см2. Оба двигателя машины имеют автономные масляные насосы. Кроме двигателей, гидравлика используется в шасси, тормозной системе и системе правления. Для того чтобы произвести аварийный выпуск шасси, самолет модели Су-27СМ имеет дополнительную пневматическую систему, которая работает на сжатом азоте.

Шасси аппарата представлено тремя опорами, которые изготовлены по телескопической схеме. Каждая опора оснащена одним колесом с тормозной системой и амортизаторами газомасляного типа.

Что касается энергоснабжения, то самолет питается током в 200 вольт и частотой в 400 герц. Для производства электроэнергии на двигателях установлены генераторы типа ГП-21. Вторичная система электропитания работает от напряжения в 27 Вольт. В случае поломки генераторов самолет оснащен кадмиевыми батареями, которые расположены в носовой нише для шасси.

Самолет типа Су-27СМ можно считать поистине качественной боевой машиной, которая составляет конкуренцию иностранным аналогам.

Су-27СМ характеристики:

  •  Длина самолета, м 21,9

  •  Размах крыла, м 14,7

  •  Высота самолета, м 5,9

  •  Площадь крыла 62,04

  •  Нормальная взлетная масса с двумя ракетами Р-27Р1, двумя ракетами Р-73Э и нормальной заправкой топливом (5270 кг), кг 23 740

  •  Максимальная взлетная масса, кг 33 000

  •  Запас топлива, кг:

  •  - нормальный 5270

  •  - максимальный 9400

  •  Максимальная боевая нагрузка, кг 8000

  •  Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400

  •  Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 2300

  •  Максимальное число М 2,15

  •  Максимальная скороподъемность, м/с 270

  •  Практический потолок, м 17 750

  •  Максимальная эксплуатационная перегрузка 9

  •  Дальность полета с максимальной заправкой топлива с четырьмя ракетами (2хР-27Р1,2хР-73Э), запускаемыми на середине пути, км:

  •  - у земли 1340

  •  - на большой высоте 3530

  •  - на большой высоте с одной дозаправкой топливом в полете 5400

  •  Время выполнения боевых задач (без дозаправки), ч 4,5

  •  Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 450 Длина пробега (с тормозным парашютом), м 700

  •  Тип двигателей АЛ-31Ф Тяга на режиме "полный форсаж», кгс 2x12500

 

Боевые самолеты

avia.pro

Самолет Су-27М. Фото. История. Характеристики.

 

В 80-х годах возникла идея создать модифицированную модель на базе Су-27. Изначально Су-27 задумывался как перехватчик дальнего действия для войск ПВО и ВВС, но в дальнейшем решили, что истребитель способен на большее. Подтверждением стали результаты проведенных испытаний. На них Су-27 продемонстрировал способности дальнего полета и эффективного выполнения поставленных боевых задач.

Су-27М, по шифру завода числится как Т-10М, истребитель созданный для получения воздушного превосходства над американскими аналогами F-15 иF-16. В первичных вариантах модификации числились радиолокационная система РЛСУ-27, ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» АРГС и специальное оружие для уничтожения наземных целей. Также в состав оборудования должны были входить модернизированная навигационная система и бортовой радиоэлектронный комплекс обороны. Информация о цели, размещение, дальность, укомплектовку, выносилась на широкоформатный и многофункциональный экран с упрощённой консолью. Дополнительная информация благодаря колиматорному индикатору перемещалась на фон лобового стекла.

Инженеры МЗ имени П.О. Сухого начали работу сразу же после принятого решения Комиссией Совета Министров в декабре 83-го года. Роботу возглавил конструктор М.Н. Симонов. Первые конструктивные решения касались применения переднего дополнительного оперения горизонтального типа, которое до этого испытывали на Т-1024. Помимо этого, в первый этап доработки входили модификация системы дистанционного управления и улучшениедозаправочной системы во время полета, которые опробовались на Т-10У-2. Для увеличения дальности полета планировалось установить двигатели АЛ-31Ф и использовать подвесные топливные баки (под крыльями) емкостью до 2000 литров.

В 1985 подготовили эскизный проект будущего Су-27М. Основные изменения касались бортового радиоэлектронного оборудования. В состав основных компонентов входили РЛСУ-27, оптико-электронный комплекс прицельной навигации, радиолокационная противодействующая система, средства связи. В добавочные компоненты вошли система ДУ, аппарат приборного наведения, система контроля, ответчик госопознования, и механизмы сигнализации и регистрации. Практически все комплексы рассчитывались на цифровое вычисление.

Радиолокационная система включала в себя малую РЛС Н012 заднего обзора и средний радиолокатор НОИ переднего обзора с наличием щелевой антенны (разработаны в НИИП «Рассвет»). Н011 обладала увеличенной дальностью обнаружения целей и зоной обзора пространства в воздухе. Также способствовала наведению на большое количество возможных противников и одновременной атаки, присуще картографирование. Новыми техническими решениями, принятыми при разработке РЛС стали: - использование широкополосного многорежимного передатчика с высоким КПД, - установка входного малошумящего усилителя СВЧ-мощности, - цифровая обработка радиолокационного сигнала, - использование цифровой высокопроизводительной вычислительной системы. Задний обзор обеспечивался за счет кругового обзора всего пространства. Заднее обзорное РЛС разместили по центру хвостовой балки фюзеляжа.

РЛСУ-27 обеспечивал:

  1. Нанесение упреждающего удара по противнику.

  2. Атаку наземных и морских целей вне действия зоны ПВО.

  3. Применение оружия по цели в режиме радиолокационного информирования.

  4. Совершение полета на низких высотах.

  5. Участие в групповойоперации.

  6. Автоматизацию всех этапов полета с боевым применением.

  7. Выявление неисправностей и автоматический контроль всех систем.

  8. Обнаружение типовых воздушных и наземных целей с дальностью 200км.

  9. Одновременное сопровождение воздушных целей в задней полусфере машины.

  10. Работу в условиях помех.

В состав оптико-навигационного оборудования входят ПНК-10М, оптико-локационная станция ОЛС-27К, нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ», измеритель скоростей углового типа, СУО и ИУСЛУ. Пилотажно-навигационный комплекс представлен цифровым вычислителем, СВС-2Ц-у, радиовысотомером РВ-21, системой СПКР, техническим механизмом ближней и дальней навигации А-312 и А-723, аппаратурой ОВК самолетов группы А-315, скоростным доплеровским измерителем, автоматическим радиокомплексом РАК-22, информационным комплексом вертикали ИК-ВК-80 и САУ-10М.

К бортовому комплексу обороны добавили новую станцию радиотехнической разведки, постановочный АПП-50, теплопеленгатор ракет, устройство управления БЦВМ, и станция активных помех «Сорбация».

Абсолютно полностью обновили информационно-управляющее поле в кабине летчика. Были установлены три многофункциональные высококонтрастные тепловизорнные индикаторы монохромного типа с кнопочным обрамлением и индикатором на фоне стекла. Электромеханические приборы отвечают за дублирующие функции, а их число значительно сократилось. Катапультное кресло установлено увеличенным наклоном спинки, что способствует облегчению переносимых перегрузок во время маневрирования.

Увеличилось число переносимых ракет «воздух-воздух». Су-27М способен нести 12 единиц. В общий состав вооружения самолета также входят РВВ-АЕ, 8 ракет Р-27 и Р-27Э с наличием АРГС, ракеты ближнего действия Р-73, применяемые в ближних маневренных боях, пушка ГШ-301. Для проведения боевых операций, связанных с наземными или морскими целями самолет может оснащается ракетами «воздух-поверхность», а именно Х-29Т – самонаводящиеся управляемые ракеты с телевизионным ГСН, Х-31П – противолокационные ракеты с пассивными ГСП. В морских боях истребитель вооружают ракетами противокорабельного типа Х-31Л и бомбами КАБ-500Кр корректируемого типа, неуправляемым оружием – бомбы, НАР и тому подобное. Аппарат способен перенести 16 бомб ФАБ-500М54, 36 бомб ФЛБ-250М54, 12 бомб ФАБ-500М62, 48 бомб ОФАБ-100-120 и многих других.

Все новое оборудование увеличило общий вес самолета на 1500кг. Максимальная масса самолета во время выполнения полета с полным боекомплектом и заправленными баками достигает отметки 34000кг. Из-за этого пришлось усилить шасси и всю конструкцию в общем.

Первый экземпляр самолета начали собирать в 1987 году. А в июне 88-го года был совершен летчиком-испытателем ОКБ О.Г. Цоем первый полет Т-10М-1. Через полгода появилась вторая опытная машина, собранная в Комсомольске-на-Амуре.

Этот самолет стал базой для Су-35 и Су-37. 

Су-27М характеристики:

Размах крыла 14,7 м (с УР Р-73Э на консолях-14,948 м)
Длина самолета (без штанги ПВД) 21,935 м
Высота самолета 5,93 м (Су-27УБ-6,357 м)
Площадь крыла 62,037 м2
Угол стреловидности крыла по передней кромке 42 градуса
Максимальная скорость на высоте 11000 м 2500 км/ч (М=2,35; Су 27УБ - 2125 км/ч)
Максимальная скорость у земли 1380 км/ч (М=1,1)
Практический потолок 18500 м 18500 м (Су 27УБ - 17250 м)
Динамический потолок 24000 м
Максимальная скороподъемность 300 м/с
Тактическая дальность полета 3680 км (Су 27УБ- 3000 км)
Практическая дальность полета у земли 1370 км
Длина разбега 450 м (Су-27УБ - 750-800 м)
Длина пробега без тормозного парашюта 700 м
Длина пробега с тормозным парашютом 620 м (Су 27УБ - 650-700 м)
Максимальная установившаяся перегрузка 9
Максимальная скорость установившегося разворота 17 град/с
Максимальная скорость неустановившегося разворота 23 град/с
Время разгона со скорости 600 км/ч до скорости 1100 км/ч 15 с
Время разгона со скорости 1100 км/ч до 1300 км/ч 12,0 с

 

Боевые самолеты

avia.pro

Истребитель‑перехватчик Су‑27: летно-технические характеристики - это... Что такое Истребитель‑перехватчик Су‑27: летно-технические характеристики?

Истребитель‑перехватчик Су‑27: летно-технические характеристики

Су‑27 (по кодификации НАТО: Flanker - "Удар во фланг") ‑ советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель‑перехватчик.

Работы по проектированию истребителя 4 поколения, известного впоследствии как Су‑27, начались в ОКБ Павла Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой") в конце 1969 года. Главный конструктор Су‑27 ‑ Михаил Симонов. Новый самолет должен был стать достойным ответом на создание в США истребителя F‑15, разрабатывавшегося по программе FX с 1966 года, основным предназначением отечественного истребителя, как и его заокеанского аналога, было объявлено "завоевание господства в воздухе".

Первый полет Су‑27 совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство было развёрнуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске‑на‑Амуре в 1982 году. Государственные совместные испытания Су‑27 завершились в декабре 1983 года. Испытания Су‑27 по различным программам продолжались еще несколько лет. На вооружение Су‑27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, только после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су‑27 уже 5 лет находились в эксплуатации.

Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле‑Бурже (Франция).

Самолёт выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз.

Крыло самолета имеет переменную стреловидность по передней кромке. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являются продолжением воздухозаборников. Двухкилевое вертикальное оперение установленно в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Шасси ‑ нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ‑31Ф.

Лётчик располагается на катапультируемом кресле К‑36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолёта во всём диапазоне высот и скоростей полёта.

Самолеты могут быть использованы для перехвата воздушных целей в большом диапазоне высот и скоростей полета, в том числе на фоне земли, и ведения маневренного воздушного боя в любых метеоусловиях днем и ночью. Для успешного выполнения боевых задач на борту установлено современное прицельно‑навигационное оборудование.

На основе Су‑27 разработано большое количество модификаций: учебно‑боевой Су‑27УБ, палубный истребитель Су‑33 и его учебно‑боевая модификация Су‑33УБ, многоцелевые истребители Су‑30, Су‑35 и Су‑37, а также фронтовой бомбардировщик Су‑34 и другие.

На текущий момент Су‑27 является одним из основных самолётов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

Самая громкая катастрофа Су‑27 последних лет связана с пилотажной группой "Русские витязи". В августе 2009 года на тренировке перед открытием авиасалона "МАКС" машина командира группы полковника Игоря Ткаченко рухнула на дачи около аэродрома в Жуковском. Летчик погиб, а позже в больнице умерла попавшая под обломки его машины женщина.

Технические характеристики

Экипаж ‑ 1 человек (в учебно‑боевой модификации - 2 человека)

Скорость максимальная, на высоте ‑ 2430 км/ч

Скорость максимальная у земли ‑ 1400 км/ч

Практический потолок ‑ 18000 м

Дальность полета у земли ‑ 1380 км

Дальность полета максимальная ‑ 3250 км

Боевой радиус ‑ 1200 км

Масса нормальная ‑ 22220 кг

Масса максимальная ‑ 28000 кг

Масса пустого самолета - 16000 кг

Максимальная масса боевой нагрузки ‑ 6000 кг

Полный запас топлива ‑ 12000 л

Посадочная скорость ‑ 225‑240 км/ч

Длина разбега ‑ 500‑700 м

Длина самолета ‑ 21,934 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Размах крыла ‑ 14,70 м

Бортовая радиолокационная станция (РЛС):

‑ Дальность обнаружения цели - 90 км

‑ Дальность захвата цели - 70 км

Вооружение

Автоматическая одноствольная пушка ГШ‑30‑1 ‑ 1:

‑ Калибр ‑ 30 мм

‑ Скорострельность ‑ 1500 выстрелов/мин

‑ Боезапас - 150 снарядов

Количество внешних узлов подвески ‑ 10

‑ управляемые ракеты (УР) класса "воздух‑воздух" (средней дальности) Р‑27Р, Р‑27Т, Р‑27ЭР или Р‑27ЭТ ‑ 6

‑ УР "воздух‑воздух" (малой дальности) Р‑73 ‑ 4

‑ авиабомбы АБ‑100/АБ‑150/АБ‑500 ‑ 20/16/8

Истребитель Су-27. Архив

Истребитель Су-27. Архив

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Многоцелевой истребитель Су-27 | Авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи"

Su-27

Многоцелевой истребитель

Су-27

Су-27 — многоцелевой сверхзвуковой истребитель. Первые Су-27 поступили в вооруженные силы Советского Союза в 1984 г. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в 1985 г.

Тактико-технические характеристики:

  • Размах крыла, м 14,70
  • Длина, м 21,935
  • Высота, м 5,932
  • Площадь крыла, м2 62.037
  • Угол стреловидности крыла, град 42
  • Масса, кг пустого самолета 16300 нормальная взлетная 22500 максимальная взлетная 30000
  • Масса топлива, кг нормальная 5270 максимальная 9400
  • Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-31Ф.
  • Тяга, кН бесфорсажная 2 х 74,53 форсажная 2 х 122,58
  • Максимальная скорость, км/ч: на высоте 2500 (М=2,35). у земли 1380
  • Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
  • Практический потолок, м 18500
  • Динамический потолок, М 24000
  • Практическая дальность, км на высоте 3680 у земли 1370
  • Максимальная скорость разворота, град/с установившегося 17 неустановившегося 23
  • Длина разбега, м 450
  • Длина пробега, м без тормозного парашюта 700 с тормозным парашютом 620
  • Макс. эксплуатационная перегрузка 9.

Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 узлах подвески. Может устанавливаться: до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.

Самолет Су-27 построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, исключающем их аэродинамическое взаимовлияние и позволяющем подвешивать между ними по схеме «тандем» две управляемые ракеты.

russianknights.ru

От А до Я - Су-27

Принятая при Брежневе военная доктрина СССР вновь опиралась на классику военной науки, возвращая сухопутным войскам главную роль в достижении победы. Основным их качеством считалась способность наступать, взаимодействуя с другими родами войск, и прежде всего с авиацией. Первенец брежневской эпохи Су-24 должен был стать воздушным тараном, который проложил бы дорогу танковым клиньям к берегам Ла-Манша. Для прикрытия он нуждался в истребителе с соответствующим радиусом действия. Требования к такой машине – перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) – впервые были сформированы в 30-м ЦНИИ авиационно-космической техники Минобороны.

К тому времени в США уже шла разработка F-15 – мощного истребителя с большой дальностью и сильным вооружением. Перед МАП была поставлена задача создать самолет, способный превзойти заокеанского конкурента на 10%. Задачу довели до всех истребительных КБ, но финансирование выделять не спешили. Между тем, технический риск проекта был весьма велик. В итоге П.О. Сухой не спешил санкционировать масштабные работы по ПФИ, однако подчиненные начали предэскизную проработку темы без его визы. Инициатором стал начальник отдела проектов О.С.Самойлович. На первом этапе ПФИ занимался лишь конструктор В.И.Антонов. Осенью 1969 г. Антонов выполнил первые эскизы его общего вида, применив интегральное сопряжение крыла с фюзеляжем, набранным из деформированных крыльевых профилей. Компоновка истребителя, получившего фирменный шифр Т-10, получилась необычно красивой. Однако в ЦАГИ, продвигавшем концепцию на базе МиГ-25, проект не встретил поддержки. Поэтому был разработан и такой вариант, названный Т10-2. В 1971 г. После согласования всех требований министерство официально объявило конкурс на создание нового истребителя, который в середине 1972 г. выиграл проект Т10-1.

Эскизное проектирование ПФИ было поручено бригаде Л.И.Бондаренко, но к тематике постепенно подключались другие подразделения. Главным конструктором по самолету стал Н.С.Черняков, а на уровне руководства тему курировал первый зам Сухого Е.А.Иванов. После напряженной работы весной 1977 года (главным конструктором Су-27 к тому времени стал М.П.Симонов) Т-10 поступил на летные испытания. В этой работе были свои успехи и неудачи, но главный вывод испытаний Т-10 с двигателями АЛ-31Ф оказался настолько удручающим, что звучал как приговор всей программе Су-27: добиться заданного превосходства в 10% над F-15 не удалось. Однако неожиданными эти результаты не были – из-за снижения по сравнению с расчетными характеристик двигателей, оборудования и самолетных систем. В это время группой специалистов ОКБ и СибНИА под руководством М.П.Симонова была разработана альтернативная компоновка Су-27, отличавшаяся плавным сопряжением крыла с предельно обжатым фюзеляжем, уменьшенной кривизной профиля крыла и раздвинутым вертикальным оперением. Это было возвратом к исходному варианту компоновки, измененному под давлением ЦАГИ. Благодаря настойчивости и энергии Симонова министерство согласилось на радикальный вариант изменения самолета. Новый вариант получил индекс Т-10С.

К 1985 г. основные компоненты вооружения, оборудования и силовой установки Су-27 уже были приняты на вооружение, но ГСИ самолета в целом не завершились. Однако отставание от США становилось серьезным, а полученные данные явно свидетельствовали: создан действительно выдающийся самолет, не имеющий равных в мире. Поэтому с конца 1984 г. началось массовое производство Су-27 и поступление его в войска. При этом работа по доводке машины продолжалась. Лишь после отладки всего комплекса оборудования Постановлением СМ СССР от 23 августа 1990 г. Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза.

Су-27 представляет собой одноместный моноплан, выполненный по интегральной аэродинамической схеме, при которой крыло с корневым наплывом и фюзеляж образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей. В конструкции применены алюминиевые и титановые сплавы, стали и композиционные материалы. Силовая установка состоит из двух двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников и систем запуска, управления, охлаждения и смазки, топливной, крепления и др. В зависимости от условий применения АЛ-31Ф может работать в боевом, учебно-боевом или особом режимах. Регулировка режима работы производится на земле.

Система управления самолетом включает системы продольного, поперечного и путевого управления, а также управление носками крыла. В продольном канале используется электродистанционная система управления СДУ-10С. СДУ обеспечивает требуемые характеристики устойчивости и управляемости во всех каналах управления самолетом. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК предназначен для самолетовождения на всех этапах полета днем и ночью в ПМУ и СМУ. В состав комплекса входят следующие подсистемы: навигационный комплекс, информационный комплекс высотно-скоростных параметров и устройства управления, индикации и контроля. Система автоматического управления САУ-10 предназначена для автоматического и директорного управления истребителем. Бортовая аппаратура связи с наземными АСУ содержит каналы «Лазурь», «Бирюза» и «Радуга», обеспечивающие передачу наборов команд, свойственных данным НАСУ. Всего может передаваться 21 набор различных команд. Информация, полученная от НАСУ, поступает для обработки в систему автоматического управления самолетом, в систему управления вооружением и отображается на прицельно-пилотажном индикаторе системы единой индикации.

Система управления вооружением Су-27 включает в себя СУО-27М, РЛПК Н001, ОЭПС-27 и систему единой индикации «Нарцисс-М». Она предназначена для решения боевых задач по уничтожению воздушных целей при ведении групповых, автономных и полуавтономных боевых действий, а также применения вооружения самолета по наземным целям. Для защиты от поражения ракетами с полуактивными ГСН на Су-27 устанавливается бортовая система РЭП взаимно-групповой защиты «Ятаган» в составе съемных станций «Сорбция-С», устанавливаемых на каждый самолет, и «Смальта-СК» на самолете обеспечения. Артиллерийское вооружение состоит из встроенной пушечной установки 9А4071К с пушкой ГШ-301 и двух подвешиваемых под крыло СППУ-30 с аналогичными орудиями. В состав управляемого ракетного вооружения входят ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 или Р-27Э с РЛГСН (до 6) или ТГСН (до 2) и ближнего боя Р-73 с ТГСН (до 6). Неуправляемое вооружение включает НАР С-25 (до 6), С-13 (до 6 Б-13Л), С-8 (до 6 Б-8М1), авиабомбы и РБК калибром до 500 кг, ЗАБ и КМГУ.

По продолжительности и стоимости программа создания Су-27 оказалась беспрецедентной - с момента начала работ до поступления первых машин в войска прошло 14 лет. За этот сложный и трудный период сменились три Генеральных конструктора, самолет полностью поменял свой облик, несколько машин погибло на испытаниях. Но результат был достигнут выдающийся: при традиционных для советской конструкторской школы высоких летных характеристиках Су-27 впервые превзошел аналогичную американскую машину по мощи вооружения и дальности полета. При этом он остался простым в управлении и доступным для строевых летчиков. Важнейшую роль в достижении высокой боевой эффективности истребителя сыграли его бортовые комплексы, в первую очередь радиолокационный. Впервые в мировой практике прицельное оборудование Су-27, как и МиГ-29, включает два взаимодополняющих канала – радиолокационный и оптико-электронный. А широкое применение цифровой вычислительной техники для управления самолетом и комплексами его вооружения можно считать ничуть не меньшим «коньком» Су-27, чем вихревую аэродинамику. По боевым возможностям Су-27 может вести как всепогодный ракетный воздушный бой на больших дистанциях, так и маневренный поединок на «кинжальных» расстояниях, а вдобавок имеет невиданные ранее для советского истребителя дальность и продолжительность полета.

На сегодня Су-27 (и его модификации) – самый совершенный истребитель в вооруженных силах СНГ, а в России он еще и самый массовый. У летного состава самолет завоевал высокую репутацию и прозвище «самолет для летчика», а у многих пробудил самые высокие чувства, на которые способны только авиаторы. По своим боевым возможностям он далеко обошел своих зарубежных оппонентов, а так, как может летать Су-27, больше не способен летать никто.

Маневренность: скороподъемность 300 м/с, максимальная скорость разворота 23 град/с

Вариант «Воздух-Воздух» «Воздух-земля» Вариант «Воздух-Земля» Вариант «Воздух-Земля»
Левый внешний Р-60(Р-73) Р-60(Р-73)
Левый средний Р-60(Р-73) Р-60(Р-73)
Левый внутренний Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77 Р-60(Р-73)
Левый под двигателем Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77
Центральный передний Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77
Центральный задний Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77
Правый под двигателем Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77
Правый внутренний Р-27(Э)Р / 77 Р-27(Э)Р / 77 Р-60(Р-73)
Правый средний Р-60(Р-73) Р-60(Р-73)
Правый внешний Р-60(Р-73) Р-60(Р-73)
Левый внешний
Левый средний
Левый внутренний 4 (О)ФАБ-500 2 (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Левый под двигателем (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Центральный передний 4 (О)ФАБ-500 4 (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Центральный задний 4 (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Правый под двигателем (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Правый внутренний 4 (О)ФАБ-500 2 (О)ФАБ-500 6 (О)ФАБ-250 3 (О)ФАБ-250
Правый средний
Правый внешний
Левый внешний
Левый средний
Левый внутренний КМГУ(ЗБ) 2 блока НАР 2 С-24(С-25) РБК-250..500
Левый под двигателем КМГУ(ЗБ) Блок НАР С-24(С-25) РБК-250..500
Центральный передний КМГУ(ЗБ) РБК-250..500
Центральный задний
Правый под двигателем КМГУ(ЗБ) Блок НАР С-24(С-25) РБК-250..500
Правый внутренний КМГУ(ЗБ) 2 блока НАР 2 С-24(С-25) РБК-250..500
Правый средний
Правый внешний

ot-a-do-ya.org

Характеристики истребителя Су-27 - РИА Новости, 14.01.2010

Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-27 - Михаил Симонов.

Первый полет совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство было развернуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле‑Бурже.

Основное боевое применение - тяжелый истребитель‑перехватчик большого радиуса действия, самолет завоевания превосходства в воздухе. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно‑боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су‑33 и его учебно‑боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37, а также фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

На текущий момент Су‑27 является одним из основных самолетов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

Российский истребитель Су-27 признан одним из лучших боевых самолетов минувшего столетия по итогам голосования, которое провел на своем интернет сайте авторитетный международный журнал Flight International, сообщила пресс-служба компании "Сухой", которая является производителем самолета.

Су-27 признан одним из лучших боевых самолетов XX века >>

Вертолеты поисково-спасательной службы ищут истребитель Су-27 ВВС России, пропавший с экранов радаров примерно в 30 километрах от аэродрома Дземги близ Комсомольска-на-Амуре, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны РФ.

"Четырнадцатого января в 9.27 мск пропала отметка на средствах отображения радиолокаторов от самолета Су-27 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Самолет выполнял плановый полет с аэродрома Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По предварительным данным, он пропал на дальности около 30 километров от аэродрома", - говорится в сообщении.

Су-27 пропал с экранов радаров в 30 км от аэродрома - Минобороны >>

 

 

 

ria.ru

Су-27

Су-27

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей: лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям. 26 июня 1974 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку ЛФИ ОКБ им. А.И.Микояна и ПФИ ОКБ П.О.Сухого.

К 1974 году совместно со специалистами ЦАГИ были сформированы аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолёта, получившего обозначение Т-10. Впервые в отечественном самолётостроении была реализована концепция "электронной устойчивости", при которой аэродинамика полностью опеределяется возможностями системы управления. Вместо классической механической проводки применена электродистанционная система управления. Разработка силовой установки была поручена НПО "Сатурн". В 1975 году было завершено эскизное проектирование и начался выпуск рабочих чертежей. В 1976 году началось изготовление первого прототипа Т-10-1. Из-за неготовности двигателей АЛ-31Ф на нём установили АЛ-21Ф-3.

20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В.С.Ильюшин впервые поднял его в воздух. В 1978 году к испытаниям присоединился второй прототип Т-10-2. В 1979 году в воздух поднялся третий прототип Т-10-3, оснащённый штатными двигателями. Испытания выявили отставание лётных характеристик от требований заказчика. Совместно с ЦАГИ и СибНИА компоновка истребителя была переработана, многие системы спроектированы заново. 20 апреля 1981 года В.С.Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7 (Т-10С-1), ставший эталоном для серии.

Серийное производство было развёрнуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже участвовал в выставках в Оклахоме (США), Сингапуре, Дубае (ОАЭ).

Аэродинамическая компоновка Су-27 выполнена по интегральной схеме, при которой фюзеляж плавно переходит в крыло и образует с ним единый несущий корпус, в результате чего достигаются высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъёмной силы. Планёр выполнен из алюминиевых сплавов с широким применением титана. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, имеет стреловидность по передней комке 42°. Механизация крыла состоит из двухсекционных автоматически отклоняемых носков и флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов. Вертикальное оперение двухкилевое. Под хвостовыми балками для улучшения путевой устойчивости установлены подфюзеляжные гребни. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Воздухозаборники двигателей регулируемые с подвижным горизонтальным клином и створками подпитки на нижней поверхности. Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов имеется опускающаяся решётка. Запас топлива размещается в 3 фюзеляжных и 2 крыльевых топливных баках общей ёмкостью 11975 л. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ. На верхней оверхности фюзеляжа имеется отклоняемый с помощью гидропривода тормозной щиток площадью 2,6 м2.

В состав вооружения входят: 30-мм пушка ГШ-301 (установлена в правом наплыве крыла), управляемые ракеты Р-27, Р-73, контейнеры КМГУ-2, блоки НАР, свободнопадающие бомбы.

К 2000 году на двух заводах изготовлено более 760 самолётов семейства Су-27. По лицензии выпускается в Китае (на заводе в Шеньяне). В настоящее время ВВС России располагает 380 самолётами Су-27 и 30 Су-27УБ. 60 самолётов принадлежит Украине, 25 - Белоруссии, 30 - Узбекистану, 4 - Казахстану. В августе 1992 года начались поставки на экспорт.

В боевых условиях Су-27 применялся во время войны в Афганистане для сопровождения дальни бомбардировщиков и разведчиков. Нёс он боевое дежурство и во время второй Чеченской войны, но случая проявить свои боевые возможности не представилось. Во время конфликта между Эфиопией и Эритреей в 2000 году на Су-27 одержан ряд воздушных побед. На выставке "Дизайн-96" самолёту присуждён Гран-при. Первый прототип Т-10-1 в настоящее время хранится в музее ВВС в Монино. Серийный Су-27 экспонировался в музее авиации на Ходынском поле в Москве.

Фотографии Cу-27 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Т-10-1 - первый прототип. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3АИ. Имел развитый наплыв и крыло оживальной формы. Фонарь сдвигался назад. Первый полёт 20 мая 1977 года.
  • Т-10-2 - второй прототип. Изготовлен в 1978 году.
  • Т-10-3 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый полёт 23 августа 1979 года.
  • Т-10-4 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый полёт 31 октября 1979 года.
  • Т-10-5 - прототип для отработки систем вооружения.
  • Т-10-7 (Т-10С-1) - эталон для серии. Отличался крылом с прямой передней кромкой и отклоняемым носком, формой заканцовок стабилизатора, более длинным обтекателем РЛС, наличием тормозного парашюта, двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой приводов. Первый полёт 20 апреля 1981 года.
  • Т-10-20 - рекордный. Доработан для установки рекорда скорости по замкнутому маршруту.
  • Т-10-24 - опытный самолёт с ПГО. Первый полёт в мае 1985 года.
  • Т-10-25 - прототип палубного самолёта. Изготовлен в 1985 году. Был оборудован посадочным гаком и штангой дозаправки в воздухе.
  • Т-10-26 - опытный самолёт для испытания двигателя с изменяемым вектором тяги.
  • П-42 - рекордный. На самолёте отсутствует вооружение, РЛС, тормозной парашют. Установлены форсированые двигатели Р-32 с тягой на форсаже 13600 кгс. В 1986-1988 годах на П-42 установлен 41 мировой рекорд.
  • Су-27 - серйный фронтовой истребитель.
  • Су-27Б (Т-10Б) - бомбардировщик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-27ИБ (Т-10В, Су-32ФН, Су-34) - истребитель-бомбардировщик.
  • Су-27МСК - экспортный модернизированный. Отличается возможностью поражать наземные цели.
  • Су-27П - перехватчик для авиации ПВО. От Су-27 отличался мало и обозначение Су-27П в дальнейшем не применялось.
  • Су-27ПП - постановщик помех на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27Р - разведчик на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27СК (Т-10СК) - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Китай (38 самолётов), Вьетнам (7) и Эфиопию (4). Отличается составом БРЭО и вооружением.
  • Су-27СМ - модернизированный. Отличается конструкцией крыла, системой дозаправки топливом в воздухе, двигателями АЛ-31Ф-М1, 2 дополнительными узлами подвески вооружения, системой управления оружием. С 2003 года производится переоборудование ранее выпущенных Су-27. На конец 2009 года модернизацию прошли 53 самолёта.
  • Су-27СМК - экспортный вариант Су-27СМ.
  • Су-27УБ (Т-10У) - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной, килями увеличенной площади. Первый полёт 7 мая 1985 года. Выпускается с 1986 года в Иркутске.
  • Су-27УБК - экспортный учебно-боевой. Поставлялся в Китай (10 самолётов) и Вьетнам (5).
  • Су-27Ш (Т-10Ш) - штурмовик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - двухместный перехватчик для авиации ПВО. В 1988 году на Иркутском авиазаводе переоборудовано 2 серийных Су-27УБ. Серийно выпускается с 1992 года в Иркутске.
  • Су-30КИ - вариант Су-27СК для Индонезии. Отличается наличием штанги для дозаправки в воздухе.
  • Су-33 (Т-10К, Су-27К) - палубный. Отличается складывающимися крыльями и наличием посадочного гака в хвостовой части.
  • Су-35 (Т-10М, Су-27М) - модернизированный. Первый опытный Т-10М-1 построен в 1988 году. Впервые показан в 1992 году в Фарнборо. Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-37 - истребитель, оснащённый двигателями с изменяемым в полёте вектором тяги. Разработан на базе Су-35 в 1994-1996 годах. Первый полёт 2 апреля 1996 года.
  • J-11 - китайский вариант Су-27СК. Выпускается по лицензии с 1998 года. Часть комплектующих поставляет КнААПО. Первый полёт состоялся в декабре 1998 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная на форсаже

2х7600 2х12500
Габариты, м:

размах крыла длина высота

14,698 21,935 5,932
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого взлётная нормальная взлётная максимальная

16300 22500 28000
Запас топлива, кг 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли максимальная на высоте посадочная

1400 2500 240
Максимальное число М 2,35
Дальность полёта максимальная, км 3900
Практический потолок, м 18500
Максимальная скороподъёмность, м/с 300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

650 620
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 133-137.
  2. Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 34-38.
  3. Ильин В.Е. Америка России показала самолёт // Крылья Родины. - 1993. - №№ 6, 7.
  4. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 91-114.
  5. Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 10-12.
  6. Истребитель-перехватчик Су-27 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 22-24.
  7. Колобанов В., Мороз С., Приходченко И. Догнать и перегнать // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
  8. Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
  9. Левин М.А. Су-27 - лучший в мире // Вестник противовоздушной обороны, Крылья Родины: Совместный выпуск. - 1993. - №8.
  10. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 130-148.
  11. Мороз С., Приходченко И., Колобанов В. Истребитель Су-27. - М.: "Экспринт", 2004.
  12. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 48-52.
  13. Симонов М.П. Из истории создания Су-27 // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 3-7.
  14. Совенко А.Ю. Су-27 побеждает // Аэрохобби. - 1993. - №2. - С. 16-18, 40.
  15. Фомин А. Су-27. - М.: "Гончар", "Полигон", 1993.
  16. Фомин А. Су-27: История истребителя. - Изд. 3-е. - М.: "Интервестник", 2004.

aviaros.narod.ru