Су-25Т. Су 25 википедия


СУ-25 Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Грач (значения). Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Варианты
Су-25
Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год
штурмовик
→ ОКБ Сухого
→ «У-УАЗ»→ Тбилисский авиазавод
П. О. СухойЕ. А. Иванов
22 февраля 1975 года
1981 год
снят с производства,эксплуатируется
ВВС СССР (бывший) ВВС России ВСВС Украины ВВС Беларуси
1978 — 2017
около 1 320[1]
Су-25М1Су-25ТСу-25УТГСу-28
 Изображения на Викискладе

Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский и российский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».

Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года[2]. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерац

ru-wiki.ru

Су-25 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Су-25Су-25

Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot ) — советский/российский фронтовой штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».

Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года[2]. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России[3].

История создания

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Доводка и модернизация

Конструкция

  • 1: ВПУ-17А
  • 2: Тормозные щитки
  • 3: Противобликовочный щиток
  • 4: Лазерная станция Клен-ПС
  • 5: БРЭО
  • 6: Антенны госопознавания
  • 7: Приёмники воздушного давления ПВД-18Г-3М
  • 8: Парашютно-тормозная установка
  • 9: Топливные баки
  • 10: Основная опора шасси
  • 11: Катапультное кресло К-36Л
  • 12: Бронестекло
  • 13: Перископ
  • 14: Турбореактивный двигатель
  • 15: Воздухозаборник
  • 16: Антенны РСБН-6С
  • 17: ПВД-7
  • 18: Передняя опора шасси
  • 19: Фонарь
  • 20: Прицел АСП-17
  • 21: Откидная стремянка
  • 22: Лонжерон
  • 23: Закрылки
  • 24: Предкрылок
  • 25: Руль направления с демпфером
  • 26: Элерон
  • 27: Автомат отстрела ловушек АСО-2В
  • 28: Антенны СПО-15
  • 29: Руль высоты
  • 30: Пилоны БДЗ-25
  • 31: Пусковые устройства АПУ-60

Планер

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником[1]. Межремонтный ресурс составляет 500 часов[4].

Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском[1].

Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш[5]. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях[4]. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения[6].

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе[6].

Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый[7]. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения

Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг.[1] Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.[8]

Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.

Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм[1]. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.[9]

Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта[1]. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.

Вооружение

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений[1]. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60[1].

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2[1][* 1] (индекс ГРАУ 9А623[10]), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт[10]. Полный боезапас составляет 250 снарядов[11], причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с[10]. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.

Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов[10]:

Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров[11].

Неуправляемые авиабомбы

В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:

Неуправляемое ракетное оружие

Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:

Оружие «воздух-воздух»

Основная статья: Р-60

Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.

Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

Модификации

Модификации Су-25 Аббревиатура Изображение Описание
Су-25 Боевой одноместный штурмовик.
Су-25К Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
Су-25Т

Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.

Су-25УБ ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
Су-25СМ Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
Су-25СМ3 Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при "нулевой" видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же "Гефест"). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.[12].
Су-25КМ Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
Су-28 Основная статья: Су-28

Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.

Су-25УТГ

Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.

Су-39 Основная статья: Су-39

Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.

Су-25УБМ Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2»[13], а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке[14]. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году[15][16]. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО[17]
Су-25М1 Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод». [18]
Су-25УБМ1 Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1.[19]

Боевое применение

Гражданская война в Анголе (1975—2002)

ВВС Анголы получили небольшое количество Су-25 в конце 1980-х годов и применяли их против подразделений УНИТА на протяжении 1990-х годов.

Афганская война (1979—1989)

Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане войсковые испытания в боевых условиях. Это первое боевое испытание самолета в боевых условиях. С середины 1981 года в войне принимала участие одна эскадрилья на самолетах Су-25, с 1984 года увеличена до полного полка. Самолет проявил свои лучшие качества штурмовика: высокую живучесть и манёвренность. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. Здесь Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» и первых боевых потерь среди лётчиков в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, порой после выполнения боевого задания возвращались самолёты со 150 пробоинами[1]. Ряд источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов[1][20][21], при этом отмечается, что не было ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя есть предположение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли)[1][22]. Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й армии и КП ВВС ТуркВО, сообщает о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, указывая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений[22]. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане по крайней мере 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25 (список приведён ниже).

Потери штурмовиков Су-25 в Афганистане

  1. 14 декабря 1981 – капитан М. Дьяков, столкновение с горой на выходе из атаки. Пилот погиб.[22][11]:172
  2. 14 апреля 1983 – имя неизвестно, разбился на взлёте из-за ошибки лётчика. Пилот катапультировался.[11]:173 По другим данным (предположительно речь идёт об этой же потере) авария произошла осенью, пилот – капитан А. Шатилов.[22]
  3. 16 января 1984 – подполковник П. Рубан, сбит ПЗРК в районе Ургун. Пилот погиб при катапультировании (или умер на борту спасательного вертолёта).[22][11]:175
  4. 20 сентября 1984 – старший лейтенант А. Коляко, разбился на посадке во время перегона в Баграм, списан. Пилот выжил.[22]
  5. 10 декабря 1984 – старший лейтенант (лейтенант?) В. Заздравнов, сбит в районе Панджшерского ущелья. Пилот погиб.[22][11]:175
  6. 22 июля 1985 – старший лейтенант С. Шумихин, сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб.[22][11]:177
  7. 6 апреля 1986 – полковник А. Руцкой, сбит ракетой ПЗРК и зенитным огнём в районе Хоста. Пилот катапультировался.[22][11]:177
  8. 23 августа 1986 – капитан А. Смирнов, сбит ПЗРК в районе иранской границы. Пилот катапультировался.[11]:177
  9. 2 ноября (октября?) 1986 – старший лейтенант А. Баранов, сбит во время ночного вылета (также возможно столкновение с горой в тёмное время суток). Пилот погиб.[11]:177
  10. 18 ноября 1986 – подполковник Н. Плосконос, сбит ПЗРК. Пилот катапультировался.[11]:178
  11. 20 ноября 1986 – лейтенант И. Алёшин, сбит ПЗРК в районе Саланга. Пилот погиб.[22][11]:178
  12. 3 декабря 1986 – подполковник Алексей Фабрый, сбит ПЗРК в районе Райан. Пилот катапультировался.[22][11]:178,180
  13. 3 декабря 1986 – майор Н. Шулимов, сбит ПЗРК в районе Райан. Пилот катапультировался.[22][11]:180
  14. 21 января 1987 – старший лейтенант Константин Павлюков, сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Баграм. Пилот погиб на земле после катапультирования.[22][11]:180
  15. 28 января 1987 – капитан (майор?) Э. Рябов, сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался.[22][11]:180
  16. 5 февраля 1987 – капитан М. Бурак, сбит зенитным огнём во время ночного вылета в районе Кандагара. Пилот погиб.[22][11]:180
  17. 2 апреля 1987 – капитан А. Гарбузов, сбит ПЗРК. Пилот катапультировался.[11]:181
  18. 1 июня 1987 – старший лейтенант А. Хойков (капитан Коинов?), сбит ПЗРК в районе аэродрома Кандагар. Пилот катапультировался.[22][11]:181
  19. 20 июня (августа?) 1987 – старший лейтенант В. Палтусов, сбит ДШК на взлёте; по другой версии, разбился при возвращении с задания. Пилот погиб.[22][11]:185
  20. 13 сентября 1987 – старший лейтенант В. Земляков, сбит в районе Бараки зенитным огнём или ПЗРК. Пилот погиб.[22][11]:185
  21. 26 декабря 1987 – майор (капитан?) А. Плюснин, сбит ПЗРК во время ночного разведывательного вылета. Пилот погиб.[22][11]:185
  22. 17 марта 1988 – старший лейтенант (лейтенант?) А. Кудрявцев, сбит ПЗРК во время боевого вылета[11]:187; по другим данным, потерян во время учебных стрельб при пуске неуправляемой ракеты над аэродромом Баграм[22]. Пилот катапультировался.
  23. 7 июня 1988 - уничтожен при обстреле аэродрома Кандагар, погиб один часовой.[23][24][25]
  24. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  25. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  26. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  27. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  28. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  29. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  30. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  31. 23 июня 1988 – уничтожен при обстреле аэродрома Кабул.[22][26]
  32. 4 августа 1988 – полковник А. Руцкой, сбит истребителем F-16 ВВС Пакистана. Пилот катапультировался.[11]:197
  33. 27 октября 1988 – майор В. Тюрин, машина сильно повреждена при посадке и на следующий день уничтожена во время ракетного обстрела аэродрома.[22]
  34. 7 января 1989 – старший лейтенант Е. Гордиенко, сбит над ущельем Джанез. Пилот погиб.[22]

Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) — итого 12 человек.

Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.

Ирано-иракская война (1980—1988)

Самолет поступил на вооружение ВВС Ирака во второй половине 1980-х годов. Данные об использовании противоречивые: по одним данным, Су-25 применялся очень интенсивно[27], по другим — выполнил буквально несколько боевых вылетов[28]. Об эффективности их применения и возможных потерях ничего не известно.

Война в Персидском заливе (1991)

Су-25 ВВС Ирака в боевых действиях участия не принимал, но понес боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были включены в состав ВВС Ирана, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта, некоторое число уничтожено авиацией международной коалиции на земле. Всего Ирак потерял 31 Су-25[29][30].

Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)

В ходе конфликта принимали участие Су-25 ВВС России и ВВС Узбекистана.

Абхазская война (1992—1993)

Во время войны Су-25 был применен ВВС Грузии, причем несколько самолётов было сбито абхазской системой ПВО. Известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России[31].

Карабахская война (1991—1994)

Су-25 стал первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года лётчик ВВС России азербайджанского происхождения Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока не был сбит[32]. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и армянская сторона. В целом в ходе войны Азейрбайджан потерял 7 Су-25, Армения - 1[33].

Первая чеченская война (1994—1996)

Су-25 активно применялся в боевых действиях в Чечне. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года, а в дальнейшем применялись эпизодически в силу характера войны после июньского перемирия. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за боевых повреждений)[34]. Несмотря на свою высокую боевую живучесть один Су-25 был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины[35].

Война в Конго (1997—2002)

Восемь самолетов были закуплены Демократической Республикой Конго в 1999 году. Из-за отсутствия в национальных ВВС подготовленных лётчиков все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии[28].

Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)

Обе стороны конфликта располагали штурмовиками Су-25 к началу третьего раунда боевых действий в мае — июне 2000 года). Отмечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Вторая чеченская война (1999—2000)

Су-25 активно использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям и совершали вылеты на «свободную охоту». Интенсивность действий резко снизилась после завершения основной фазы боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков[36].

wiki-org.ru

Су-25Т — WiKi

Основная статья: Су-25

Су-25Т (изделие «Т-8М», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — модификация штурмовика Су-25. Самолёт предназначался для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м.

История создания

Конструкция

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.

Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.

Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».

Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.

После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.

Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт).[источник не указан 1811 дней]В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Т8-М1 Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 лётных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986).
Су-25Т Серийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
Су-25ТК Экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Су-25ТМ (Т-8ТМ) Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.

Боевое применение

В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.

Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000-х. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.

«Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики[1] соответствуют модификации Су-25Т:

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)
  • Управляемые ракеты:
  • Неуправляемые ракеты:
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 2 х КАБ-500Кp;
    • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
    • 10 х АБ-250;
    • 8 х АБ-500;
    • 8 х РБК-250;
    • 8 х РБК-500;
    • 8 х КМГУ-2;
    • 8 х ЗБ-500;
  • Пушечные контейнеры: 4 СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

Использование противорадиолокационных ракет (ПРР) возможно только с авиационной станцией целеуказания Л-081 «Фантасмагория».

Оборудование

  • Система управления вооружением:
  • Система целеуказание для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ:
    • Подвесная станция целеуказания «Фантасмагория» ;
    • Подвесная станция целеуказания «Вьюга»;
  • Навигационный комплекс:
  • Система РЭБ «Иртыш»:

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Су-25Т — википедия орг

Основная статья: Су-25

Су-25Т (изделие «Т-8М», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — модификация штурмовика Су-25. Самолёт предназначался для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м.

История создания

Конструкция

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.

Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.

Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».

Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.

После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.

Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт).[источник не указан 1811 дней]В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Т8-М1 Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 лётных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986).
Су-25Т Серийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
Су-25ТК Экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Су-25ТМ (Т-8ТМ) Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.

Боевое применение

В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.

Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000-х. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.

«Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики[1] соответствуют модификации Су-25Т:

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)
  • Управляемые ракеты:
  • Неуправляемые ракеты:
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 2 х КАБ-500Кp;
    • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
    • 10 х АБ-250;
    • 8 х АБ-500;
    • 8 х РБК-250;
    • 8 х РБК-500;
    • 8 х КМГУ-2;
    • 8 х ЗБ-500;
  • Пушечные контейнеры: 4 СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

Использование противорадиолокационных ракет (ПРР) возможно только с авиационной станцией целеуказания Л-081 «Фантасмагория».

Оборудование

  • Система управления вооружением:
  • Система целеуказание для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ:
    • Подвесная станция целеуказания «Фантасмагория» ;
    • Подвесная станция целеуказания «Вьюга»;
  • Навигационный комплекс:
  • Система РЭБ «Иртыш»:

См. также

Примечания

Ссылки

www-wikipediya.ru

Су-25Т — Википедия РУ

Основная статья: Су-25

Су-25Т (изделие «Т-8М», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — модификация штурмовика Су-25. Самолёт предназначался для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м.

История создания

Конструкция

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.

Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.

Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».

Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.

После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.

Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт).[источник не указан 1811 дней]В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Т8-М1 Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 лётных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986).
Су-25Т Серийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
Су-25ТК Экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Су-25ТМ (Т-8ТМ) Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.

Боевое применение

В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.

Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000-х. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.

«Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики[1] соответствуют модификации Су-25Т:

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)
  • Управляемые ракеты:
  • Неуправляемые ракеты:
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 2 х КАБ-500Кp;
    • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
    • 10 х АБ-250;
    • 8 х АБ-500;
    • 8 х РБК-250;
    • 8 х РБК-500;
    • 8 х КМГУ-2;
    • 8 х ЗБ-500;
  • Пушечные контейнеры: 4 СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

Использование противорадиолокационных ракет (ПРР) возможно только с авиационной станцией целеуказания Л-081 «Фантасмагория».

Оборудование

  • Система управления вооружением:
  • Система целеуказание для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ:
    • Подвесная станция целеуказания «Фантасмагория» ;
    • Подвесная станция целеуказания «Вьюга»;
  • Навигационный комплекс:
  • Система РЭБ «Иртыш»:

См. также

Примечания

Ссылки

http-wikipediya.ru

Су-25Т — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку Су-25Т Су-25Т Призначення: Перший політ: Прийнятий на озброєння: Період використання: На озброєнні у: Виробник: Всього збудовано: Модифікації: Конструктор: Екіпаж: Крейсерська швидкість: Максимальна швидкість (МШ): Практична стеля: Довжина: Висота: Розмах крила: Площа крила: Споряджений: Двигуни: Тяга (потужність): Гарматне озброєння:
штурмовик 
17 серпня 1984 
1984 
1984 - донині 
 Грузія,  Росія… 
ДКБ Сухого 
~20 
Т8-М1, Су-25Т, Су-25ТМ (Т-8ТМ), Су-25ТК 
Бабак В. П. 
1 особа
750 км/год
950 км/год
10 000 м
15,33 м
5,2 м
14,36 м
30,1 м²
16 500 кг
2х ТРД Р-195 
2х 40 кН (4 500 кгс) 

uk.wikipedia.org

Су-25Т — Википедия Переиздание // WIKI 2

Основная статья: Су-25

Су-25Т (изделие «Т-8М», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — модификация штурмовика Су-25. Самолёт предназначался для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м.

История создания

Первый полёт состоялся 17 августа 1984 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе.

В ноябре 1991 года Су-25Т (прототип Т-8М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубае (ОАЭ).

Конструкция

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади.

Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака.

Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».

Всего ТАГО успел до распада СССР выпустить опытную партию самолётов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолётов были получены Россией.

После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году из производственного задела Су-25УБ изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25. Серийно Су-25Т и Су-25ТМ не выпускались.

Число таких самолётов в ВВС РФ крайне ограничено: на балансе ВВС России находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолёта после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт).[источник не указан 1890 дней]В настоящее время все Су-25Т находятся на вечной стоянке Липецкого авиацентра.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Т8-М1 Первый экземпляр Су-25Т, создан путём переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 лётных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986).
Су-25Т Серийный. Всего было выпущено около 20 таких машин.
Су-25ТК Экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Су-25ТМ (Т-8ТМ) Модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт состоялся 15 августа 1995 года, пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого О. Г. Цой. Предсерийные машины выпущены в Улан-Удэ. Серийно не строился.

Боевое применение

В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20 боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.

Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999 году, а поставщику самолёты были доставлены уже в начале 2000-х. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку лётчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолёты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т.

«Супер Грач» также показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года, во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики[1] соответствуют модификации Су-25Т:

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)
  • Управляемые ракеты:
  • Неуправляемые ракеты:
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 2 х КАБ-500Кp;
    • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
    • 10 х АБ-250;
    • 8 х АБ-500;
    • 8 х РБК-250;
    • 8 х РБК-500;
    • 8 х КМГУ-2;
    • 8 х ЗБ-500;
  • Пушечные контейнеры: 4 СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов

Использование противорадиолокационных ракет (ПРР) возможно только с авиационной станцией целеуказания Л-081 «Фантасмагория».

Оборудование

  • Система управления вооружением:
  • Система целеуказание для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ:
    • Подвесная станция целеуказания «Фантасмагория» ;
    • Подвесная станция целеуказания «Вьюга»;
  • Навигационный комплекс:
  • Система РЭБ «Иртыш»:

См. также

Примечания

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 июня 2018 в 16:41.

wiki2.org