Су-25СМ: вторая молодость «Грача». Су 25 см 3


Штурмовик Су-25СМ3 «Суперграч»

Подробности Категория: Самолеты Опубликовано: 20.11.2017
  1. Введение
  2. История Су-25
  3. Особенности Су-25СМ3
  4. Технические характеристики
  5. Броня
  6. Вооружение
  7. Видео - "Су-25 за 60 секунд"

Поддержка с воздуха имеет большое значение для крупномасштабных боевых операций. Ни один серьёзный военный конфликт не обходится без ударов с воздуха по движущейся бронетехнике противника, а также по укрепрайонам и скоплениям живой силы. Заслуженный советский штурмовик Су-25 к 2018-му морально устарел, эффективность его применения каждый год заметно снижалась из-за развития средств ПВО. На смену пришёл Су-25СМ3 с позывным «Суперграч». Перевооружённые силы РФ нуждаются в дозвуковой штурмовой авиации с новыми возможностями. Боевые вылеты станут теперь гораздо более безопасными и ещё более грозными.

Модернизация и восстановление техники по программе ГПВ 2025 – выверенный и реалистичный путь повышения обороноспособности русского государства на ближайшие полстолетия. В конце 2016-го Су-25СМ3 начали поступать на вооружение, а к концу 2017-го ВКС РФ получит ещё свыше 10-ти таких же. Сегодня 50 единиц новейших штурмовиков получают боевой опыт в Сирии.

Штурмовики Су-25СМ3

История штурмовой авиации России (СССР) от Су-25 до Су-25СМ3

Истребители-бомбардировщики уступают штурмовикам по точности поражения движущихся целей из-за высокой скорости, на первый взгляд примитивным самолётам. Так думалось некогда и высшему руководству страны и ряду военных специалистов, к концу 1950-х такие же  мнения прозвучали и в США. В 1956 в СССР отказались от штурмовой авиации. В именитом ОКБ Сухого в середине 1960-х конструкторы посчитали это ошибкой, главным конструктором Су-25 ( проект Т-8) стал фронтовик-танкист Самойлович Олег Сергеевич. Вначале 1975 года «летающий танк» взлетел в воздух, очевидно, это был ответ на первый полёт штурмовика США А-10 Thunderbolt II «истребителя наземных танков». Америка подняла в небо свой «Бородавочник» в 1972-м, на три года раньше нашего «Грача». За океаном производство началось с 1975-го, войска увидели свой самолёт в 1977-м. В 1981-м Cу-25 принят в советские части, за год до этого 2 Су-25 были стократно проверены в условиях Афганистана, 44 раза применялись в боях – операция Ромб. Следующей боевой операцией Экзамен (Ромб-2), длившейся 15 месяцев в 1981-1982 гг в Афганистане, Су-25 доказал своё право на существование, эскадрилья Афанасьева А.М. произвела 2000 вылетов и потеряла только 1 штурмовик, и тот по ошибке пилота. С тех пор Су-25 «Грачи» постоянные участники многих войн.

Американские «Бородавочники» несут больше бомб и ракет по сравнению с Су-25, т.к. привыкли выжигать всё, а не действовать избирательно. Русских штурмовиков от американских отличает и слабая защищённость заграничных машин от средств ПВО. Тандерболты 2 – это практически те же неповоротливые транспортники, только бронированные, служащие не для поддержки сухопутных войск, а для безнаказанных карательных операций в незащищенной ПВО местности, а если повезёт, то и для уничтожения танков и бронетехники противника тоже. Потому-то такая разница назначения с по-настоящему боевой машиной Су-25СМ3. Су-25-е бьют в цель максимально точно, у него высокая продуктивность. Он относительно простой и недорогой в эксплуатации и в производстве. Су-25СМ3 хорошо защищён, довольно юркий, и с ракетами воздух-воздух опасен любому обидчику, авионика и СУО выводят его на иной высокий уровень.

Штурмовики Су-35СМ3 в небе

О достоинствах и недостатках советского штурмовика 1980-х наши специалисты подробно узнали в 1979 – 1989 гг. в Афганистане, где он стал самым страшным и самым известным самолётом для врагов. В 1984-м в «Афгане» количество Су-25 выросло до полка. Их живучесть была впятеро выше, чем у истребителей-бомбардировщиков Су-27 и Миг-29. Последовал ответ НАТО, моджахедов вооружили американским ПЗРК Стингер, это обернулось уже потерями лётчиков. Су-25 пришлось по-новому защищать, модернизированный он появился в этой войне в 1987-м. С тех пор переносные зенитные ракетные комплексы стали самым опасным оружием для низколетящей дозвуковой авиации. Стоит отметить, на сбитых самолётах подсчитали количество повреждений, ни один из них не имел менее 80-ти пробоин, дошло даже до 150 попаданий.

История потерь запутанная, одни источники утверждают, что после усовершенствования Сушек потерь лётного состава не было, но уничтожены 25 Су-25-х, а другие им противоречат, называя потери в самолётах 33-34 единицы, и вдобавок приводя цифры о гибели 12-ти пилотов. К сожалению, вериться в то, что на войне без потерь не бывает. Не обошлось и без предателей, министр иностранных дел СССР и первый президент Грузии, передавал в то время в ЦРУ планы военных из Москвы, с чего и начались большие потери в Афганистане.

В ходе Грузино-Осетинской или «Пятидневной войны 2008-го», было сбито 3 Су-25 и 3 получили серьёзные повреждения и по возвращению в часть списаны, итого потеряно 6 самолётов, каких не указывается, задействованы были 2 Су-25БМ, 3 Су-25СМ и 1 Су-25К. Модели Су-25СМ3 воюют теперь в Сирии, с 1-го февраля 2017 г. 12 самолётов направились в район боевых действий, сейчас там насчитывается около 50-ти новых машин. Богатый боевой опыт будет учтён при улучшении характеристик последующих штурмовиков на перспективу. Модернизацию «Сушки» пройдут в Подмосковной Кубинке.

Штурмовик Су-25СМ3

Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25

Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС. Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением. В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость.

ПНК СВП-24-25

Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100 %-го попадания.

СОЛТ-25

Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь – системе не помеха.

БКО «Витебск»

class="eliadunit">

Бортовой комплекс обороны Витебск – мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК – также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.

 Штурмовик Су-25СМ3, Кабина

Технические характеристики

Общий корпус Су-25 и Су-25СМ3

  • Длина - 15 м
  • размах крыльев -  14,5 м
  • высота - 4,8 м.
  • Масса пустого - 9,4 т,
  • Масса взлётная - 14,6т
  • Масса взлетная максимальная - 19т
  • Топливный бак - 3т
  • Силовые установки 2ТРД Р195 – 2 единицы, с суммарной тягой 88,3 кН.
  • Максимальная Скорость 975 км/ч у поверхности и на высоте.
  • Радиус действия 650 км.
  • Максимальная дальность полёта 1950км
  • Максимальный набор высоты – 10 км
  • Десять пилонов для бомб и ракет.

Максимальные перегрузки такие же, как и у лучших истребителей НАТО 6,5 g, но в 1,5 раза хуже отечественных версий. Один пилот.

 Штурмовик Су-25СМ3, ракетный залп

Броня Су-25СМ3

  1. люки отсека (носовая часть) – 18мм;
  2. нижнее бронирование кабины – фронт и борт по 24 мм, спинка и днище по 10 мм;
  3. Расходный бак стальной, марки АМг 6 – 8 мм днище, тыльная часть 18 мм;
  4. Маслобак – под защитой титана ОТ41 17 мм;
  5. Продольные бронеплиты из стали – мотоотсек 5 мм;
  6. Хвостовая защита АСО – стальная 5мм;
  7. Лобовое бронестекло ТСК137 – 55 мм;
  8. Сверху-сзади пилота прикрывает заголовок – сталь 6-17 мм;
  9. Повышает боевую живучесть пенополиуретановый заполнитель для баков – ППУ-ЭО100. 

Штурмовик Су-25СМ3, установка ракет

Вооружение

ГШ30-2

Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.

Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты

Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.

Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.

Управляемые бомбы, ракеты

Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.

Вооружение Су-25СМ3

Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее. 

 

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su

Новый штурмовик Су-25СМ3

«Летающий танк» советской эпохи хорошо послужит и в XXI веке. Су-25СМ3 будет модернизирован и увеличит свою смертоносную мощь. Модернизированная версии самолета непосредственной авиационной поддержки Су-25СМ3.

Российские военно-воздушные силы готовы начать в апреле оперативные испытания модернизированной версии своего самолета непосредственной авиационной поддержки Су-25СМ3.

Если этот модернизированный вариант штурмовика будет принят на вооружение, то первые действующие Су-25СМ3, как ожидается, появятся в летных частях еще до окончания этого года. По данным российских военно-воздушные сил, около 40 самолетов Су-25 будут модернизированы на 121-ом авиаремонтном заводе в городе Кубинке, расположенном недалеко от Москвы.

«Комплексные испытания штурмовика Су-25СМ3 начнутся в апреле нынешнего года, — сообщил представитель российских воздушно-космических сил в интервью выходящей на русском языке газете „Известия“. — Мы также рассчитываем, что первые модернизированные штурмовики поступят в войска до конца нынешнего года». Модернизация Су-25СМ3 включает в себя установку целого ряда более современных комплексов обнаружения и защитных систем, которые, как полагают российские военные, позволят этому летающему танку активно действовать над современным полем боя.

Новый штурмовик Су-25СМ3

Центральное место в наборе усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы «Витебск», разработанная Самарским научно-исследовательским институтом («Экран»).

Установка «Витебск» включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощную установку по установке помех. По данным источника, мнение которого приводит газета «Известия», комплекс радиоэлектронного противодействия включает в себя не только станцию предупреждения об облучении, но также установку для ослепления управляемых в инфракрасном диапазоне ракет — подобную той, что производит компания Northrop-Grumman — в дополнении к тепловым ловушкам. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 от любых атак — начиная от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger до зенитно-ракетных комплексов Patriot.

По данным газеты «Известия», установка «Витебск» также предназначена для автоматической идентификации и определения точных координат источников опасности. Эти координаты затем могут быть переданы оружейным системам — таким, например, как противорадиолокационная ракета Х-58 — для последующего уничтожения угрозы. Потенциально это может дать Су-25 некоторую возможность в случае необходимости подавлять системы противовоздушной обороны противника.

Ударные возможности Су-25СМ3 также увеличиваются. Русские установили на нем новую систему электронно-оптического наведения СОЛТ-25. Новые прицельные приборы позволят пилоту Су-25СМ3 обнаруживать и отслеживать вражеские наземные цели на расстоянии «нескольких километров» — днем и ночью, и даже во время сильного дождя или снежней бури. По данным газеты «Известия», русским, судя по всему, удалось встроить систему передачи видеоинформации в реальном времени на штурмовик Су-25СМ3, что даст ему такие же возможности, которые имеются у системы Пентагона ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), которой оснащены все модернизированные американские истребители четвертого поколения.

Модернизированный российский штурмовик получит целый набор новых вооружений, включая новое поколение российского управляемого высокоточного оружия. Среди этих новых видом оружия будут также бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, которые недавно применялись в Сирии сверхзвуковыми бомбардировщиками Су-24. Речь идет о стандартных российских 500-килограммовых кассетных бомбах с умными дополнительными суббоеприпасами СПБЭ-Д. Каждый дополнительный боевой элемент представляет собой противотанковую кассетную бомбу с инфракрасным наведением и образующимся в результате взрыва ударным ядром, способным пробить катаную гомогенную броню толщиной 150-160 миллиметров — этого достаточно также для того, чтобы пробить крышу танка. Каждая бомба РБК СПБЭ 500-Д имеет шесть суббоеприпасов СПБЭ-Д.

Таким образом, штурмовик Су-25 советской эпохи, вероятно, хорошо послужит и в XXI веке, тогда как его американский аналог A-10 («Бородавочник») в 2022 году будет выведен из военно-воздушных сил США.

Дейв Маджумдар является редактором по военным вопросам журнала National Interest.

Новый штурмовик Су-25СМ3

РАЗРАБОТЧИК ОКБ СухогоСТРАНА РоссияТИП ШтурмовикЭКИПАЖ 1 чел.СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Два ТРД Р-195Тяга, kN 2 х 44,13

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина самолета, м 15,36Высота самолета, м 4,80Размах крыла, м 14,36Площадь крыла, м2 33,70

ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ

Максимальная взлетная, кг 17.600Нормальная взлетная, кг 14.600Масса пустого снаряженного, кг 9.500Внутреннее топливо, кг 5.000

ЛТХ

Максимальная скорость, км/ч М=0,82- на уровне моря -Крейсерская скорость, км/ч -Максимальная скорость у земли, км/ч 975Максимальная скороподъемность, м/сек -Практический потолок, м 5.000-10.000Практическая дальность, км -Дальность действия, км 1.850Макс. эксплуатационная перегрузка 6,5Боевая нагрузка, кг 6.000 кг на 10 узлах подвески

ВООРУЖЕНИЕ

Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением,8-10 х 500-,250-кг бомбы, 32 х 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм)или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм). УР: воздух-воздух Р-3 (АА-2) или Р-60 (АА-8). воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.

Источник: National Interest, Дейв Маджумдар (Dave Majumdar)

mensby.com

вторая молодость «Грача» » Военное обозрение

Штурмовик Су-25СМ (по натовской кодификации Frogfoot, «лягушачья лапка») — это модернизированный вариант одноместного штурмовика Су-25. Машина отличается обновленной авионикой, добавлением индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея в кабине пилота. С 30 сентября 2015 года самолеты Су-25СМ совершают боевые вылеты против террористических формирований в Сирии, действуя в составе смешанной авиагруппы ВКС России.

Работы по проектированию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого еще в 1968 году. Новая боевая машина изначально предназначалась для поддержки войск непосредственно над полем боя и проектировалась, как предельной простой в обслуживании и эксплуатации дозвуковой реактивный самолет, обладающий высокими маневренными характеристиками и повышенным уровнем живучести. Государственные испытания самолета проводились с 1978 года. Производство штурмовиков Су-25 осуществлялось на авиационном заводе в Тбилиси, первый серийный самолет был облетан 18 июня 1979 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Ю. А. Егоровым.

Отличительной чертой нового штурмовика, который был предназначен для действий непосредственно над полем боя, в зонах насыщенных средствами ПВО, стала повышенная боевая живучесть. Для того чтобы ее обеспечить конструкторами был выполнен целый комплекс различных мероприятий: на самолете появилось бронирование кабины летчика, взрывобезопасность топливных баков была обеспечена за счет заполнения их пенополиуретаном, протектирования, и так далее. Перед тем как быть внедренными в конструкцию самолета, все эти мероприятия в достаточной мере были проработаны на стендах в ОКБ, а в дальнейшем смогли в полном объеме подтвердить свою эффективность во время эксплуатации штурмовика во время боевых действий на территории Афганистана.

Естественно, самолет разработки еще 1970-х годов трудно отнести к современным машинам. К началу XXI века штурмовик, несмотря на свою феноменальную живучесть, которая была подтверждена боевой эксплуатацией, устарел. В первую очередь требованиям времени не отвечал состав бортового радиоэлектронного оборудования и невозможность использования с самолета высокоточного оружия. Именно эти проблемы и решались при модернизации штурмовика в версию Су-25СМ.

В ОКБ Сухого программа модернизации самолетов Су-25, находившихся на вооружении ВВС России, в версию Су-25СМ началась в 2001 году. Облет первого модернизированного самолета состоялся 5 марта 2002 года, его совершил летчик-испытатель конструкторского бюро И. Е. Соловьев. Головным предприятием по организации данной программы стал 121-й авиаремонтный завод Минобороны в городе Кубинка. При этом работы по модернизации штурмовиков проводились под руководством и в кооперации с ОКБ. В настоящее время ОАО «121 авиационный ремонтный завод» — это крупнейшее предприятие по модернизации и ремонту не только самолетов фронтовой авиации, но и авиадвигателей. Предприятие является одним из лидеров сферы авиационного ремонта в России. Модернизация с одновременным проведением ремонта штурмовиков Су-25 в вариант Су-25СМ является для 121-го АРЗ приоритетным направлением деятельности. В рамках модернизации самолет получает принципиально новые качества. Практически на заводе в Кубинке создают новый самолет, даже центроплан штурмовика частично переклепывается. При этом такой штурмовик обходится военным дешевле новой машины, которую произвели бы на авиационном заводе. И хотя завод занимается ремонтом самолетов по всему миру, модернизируются здесь самолеты лишь ВКС России.

Штурмовик Су-25СМ должен был стать сравнительно недорогим, быстровоспроизводимым самолетом, рассчитанным на массового пилота военного времени. По этой причине одной из задач при модернизации машины стало снижение затрат на ее проведение, а также на переподготовку пилотов и техников. В частности, в отличие от большинства иностранных самолетов тактического назначения Су-25СМ получил не два, а один МФЦ. Как продемонстрировали исследования, данное решение вполне себя оправдывает.

Модернизированный штурмовик Су-25СМ (Т-8СМ) создавался для эксплуатации в сложных погодных условиях, которые характерны для Восточной и Центральной Европы, когда до 75% дней в году нижний край облачности может находиться на высоте менее 400 метров. Это значит, что рабочая высота бомбометания должна составлять 200-300 метров. При этом сброс боеприпасов должен был выполняться летчиком как с горизонтального полета, так и со сложных видов маневра с обеспечением высокой точности попадания в цель. Первые 4 опытных самолета Су-25СМ были модернизированы на 121-м авиаремонтном заводе в 2002-2004 годах. Уже в 2005 году государственные летные испытания новой машины были закончены. На 2006 год было назначено проведение СЛИ — специальных летных испытаний. Самолет успешно прошел и их, после чего был рекомендован для проведения серийной модернизации. Как оказалось впоследствии, по модернизации первого этапа, как Су-25СМ. Летом 2007 года два из первых четырех модернизированных самолетов были переданы военным в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава (бортовые номера — 19 красный и 87 красный).

Разработчики в процессе модернизации штурмовика почти полностью обновили БРЭО. При этом на самолете от старого БРЭО остался практически только лазерный прицел-дальномер «Клен-ПС», который в будущем планируется поменять на модернизированный вариант, обладающий большей точностью и мощностью. В то же время планер штурмовика изменений не претерпел и был полностью сохранен от оригинального Су-25. Таким образом, в конструкцию уже существующего фюзеляжа самолета, который сохранил свою первоначальную конфигурацию, было удачно вписано обновленное оборудование — радиоэлектронные блоки и системы, электрические жгуты.

В процессе модернизации машины было принято решение не трогать силовую установку — два ТРД Р-95Ш с тягой по 4100 кгс каждый, которые до этого доказали военным свою живучесть и надежность. Помимо этого учли тот факт, что двигатели самолетов имели резерв по повышению ресурса. При этом на двигателях Су-25СМ, по аналогии с вариантом Су-25Т, была проведена доработка, связанная с помпажом. Данное нововведение позволило расширить допустимые режимы использования оружия вне зависимости от режимов полета штурмовика. После доработки силовой установки под систему электронного сигнализатора вращающегося срыва (ЭСВС) двигатели получали новый индекс Р-95Ш литера СМ. При проведении капитального ремонта штурмовика вместо двигателей Р-95Ш возможна также установка двигателя Р-195.

Переход штурмовика на новую авионику позволил сэкономить примерно 300 кг только на бортовой аппаратуре. Благодаря этому удалось перенести из хвостовой части самолета, которая наиболее уязвима при обстреле ракетами или ПЗРК с тепловыми головками самонаведения, ряд важных блоков в существенно более защищенную носовую часть самолета. Также был предусмотрен ряд доработок, связанных с повышением боевой живучести штурмовика. Часть этих усовершенствований уже была частично внедрена на Су-25 последних серий. Стоит отметить, что для проведения модернизации на 121-й АРЗ, в первую очередь, передаются самолеты более позднего года выпуска (10-й серии, которая производилась с 1987 года), обладающие еще достаточно высоким невыработанным ресурсом, на которых уже реализован ряд усовершенствований в области обеспечения боевой живучести. При этом в рамках модернизации масса пустого самолета практически не изменялась.

Боевые возможности штурмовика были существенно расширены за счет применения на нем нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ (56СМ) «Барс», специально разработанного для этого самолета. В состав комплекса вошла цифровая вычислительная машина, а так же системы отображения и обработки информации, ближней и спутниковой навигации, станция радиотехнической разведки, автоматический радиокомпас, самолетный ответчик, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25» и некоторые другие системы.

На штурмовиках Су-25СМ монтируется Л-150 «Пастель» — станция предупреждения о радиолокационном облучении. В носовой части самолета была установлена лазерная станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», которая обеспечивает наведение на цель УР с лазерными головками самонаведения. При этом самолеты, модернизируемые с 2013 года (в версии Су-25СМ3), получают и новейшую станцию РЭБ «Витебск-25», а также могут использовать расширенную номенклатуру управляемого вооружения, в частности корректируемые авиабомбы с лазерным и телевизионным наведением. Число модернизированных Су-25 в составе ВКС России к 2020 году должно превысить 130 единиц. При этом модернизироваться в версию Су-25СМ3 будут и простые Су-25 и уже модернизированные Су-25СМ.

Кабина прошедшего модернизацию штурмовика была оснащена одним многофункциональным цветным индикатором (МФЦИ), на который может выводиться картографическая, полетная, тактическая или прицельная информация. В частности, на фоне цифровой географической карты местности может проецироваться информация о текущем расположении линии фронта, расположении и зонах действия выявленных средств ПВО противника и прочая информация. Вместо авиационного стрелкового прицела АСП-17БЦ-8 (для летчика основной рабочий инструмент при совершении атаки) на штурмовике Су-25СМ был установлен широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Данный индикатор получил электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) повышенной яркости, что позволяет летчику использовать ИЛС почти при прямой солнечной засветке. На индикатор на лобовом стекле может выводиться вся необходимая для атаки и пилотирования информация. При этом, как и на обычном Су-25, на прошедшем модернизацию Су-25СМ отсутствует автопилот. Наличие на модернизированном самолете встроенной системы контроля бортового оборудования позволило существенно сократить трудозатраты при подготовке штурмовика к совершению повторного вылета. Время на техническое обслуживание машины удалось сократить на 25-30% по сравнению с базовой моделью.

Точность навигации и боевого применения неуправляемых систем авиационного вооружения на модернизированном самолете выросла в 2-3 раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств авиационного поражения. В результате прошедшей модернизации самолет Су-25СМ стал боевой машиной с новым целевым предназначением и эффективностью боевого применения, которая выросла в 1,5 раза. Благодаря использованию на самолете современной инерциально-спутниковой навигационной системы, удалось достичь точности определения координат около 15 метров с коррекцией и 200 метров — без спутниковой коррекции.

Также к уникальным возможностям модернизированного штурмовика относят впервые примененный на самолетах фронтовой авиации переменный темп стрельбы из авиационной пушки. Это позволило существенно повысить возможности по числу атак на цель. Неподвижная авиационная пушечная установка ВПУ-17А с двуствольной 30-мм пушкой ГШ-2-30 (9-А-623) теперь обладает переменным темпом стрельбы 1:1, 1:4, 1:8, 1:16. Удалось конструкторам реализовать и новые режимы боевого применения штурмовика, которые позволили использовать УР класса «воздух-поверхность» с горизонтального полета за счет применения точного программно-корректируемого сопровождения цели. Самолеты Су-25СМ в состоянии поразить две цели в одной атаке, самолеты Су-25СМ3 в состоянии поразить четыре наземных цели в одной атаке с помощью управляемых средств поражения. А применение навигационного бомбометания в сложных метеоусловиях и в ночное время стало для модернизированных самолетов, в отличие от обыкновенных Су-25, стандартной боевой задачей.

В номенклатуру вооружений Су-25СМ3 помимо неуправляемы фугасных, осколочных и бетонобойных авиабомб и неуправляемых ракет (от С-5 калибра 55-мм до С-25 калибра 340-мм) вошли корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500, а также УР воздух-воздух Р-73 (взамен Р-60 и Р-60М на штурмовиках Су-25), а также УР класса «воздух-поверхность» — Х-25 и Х-29.

При отсутствии на данный момент времени достойной замены штурмовику Су-25 программа его модернизации в вариант Су-25СМ позволила при проведении также капитального ремонта машин, которые прослужили уже 17-18 лет, продлить их срок эксплуатации в российских вооруженных силах еще на несколько десятков лет. За это время в стране, скорее всего, будет разработан и запущен в производство новый ударный комплекс тактического назначения.

Фото: блог igor113.livejournal.com

Источники информации:http://igor113.livejournal.com/402356.htmlhttp://www.airwar.ru/enc/attack/su25sm.htmlhttp://bastion-karpenko.ru/su-25smhttp://www.sukhoi.org/planes/military/su25k/historyhttp://nvo.ng.ru/armament/2014-05-16/12_su25.html

topwar.ru

«Боевая эффективность модернизированного штурмовика Су-25СМ3 увеличена почти в два раза» в блоге «Авиация»

Боевая эффективность Су-25СМ3 увеличена почти в два раза за счет применения более точных боеприпасов, новейшей электроники и бортового комплекса обороны «Витебск».

Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в авиационной отрасли. «Штурмовик в новейшей модификации Су-25СМ3 сможет обеспечить поражение наземных подвижных целей, в том числе бронетехники, в условиях сильной ПВО (противовоздушной обороны — ИФ) противника. Была поставлена задача повысить эффективность штурмовиков в полтора-два раза», — заявил собеседник агентства. По его словам, для модернизированных штурмовиков разработаны новые боеприпасы, превосходящие по эффективности старые примерно в полтора — два раза, в том числе, новые ракеты с лазерным наведением. «Самое главное — отработано обеспечение применения оружия с повышенной точностью: Су-25СМ3 применяет бомбы с точностью, сравнимой с управляемым оружием», — подчеркнул информированный собеседник. Он отметил, что в ходе модернизации штурмовики получили сверхточный прицельный комплекс СОЛТ-25, новый комплекс связи и бортовой комплекс обороны (БКО) «Витебск» для защиты самолета от наземных ракетных комплексов противника. «Новая оптико-электронная система СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная) имеет возможность 16-кратного увеличения и автоматического сопровождения подвижной цели на удалении примерно 6-8 км с точностью до полуметра», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что разработанный БКО «Витебск» «ставит помеху всем действующим наземным комплексам, обнаруживает пуски ракет и выдает фиктивную отражающую поверхность, чтобы ПЗРК не могли попасть по самолету, а также, чтобы забить радиолокационные обзоры наземных комплексов».

------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

Штурмовик Су-25СМ3 — современное укрепление сухопутных вооружённых сил

  1. Введение
  2. История Су-25
  3. Особенности Су-25СМ3
  4. Технические характеристики
  5. Броня
  6. Вооружение
  7. Видео — «Су-25 за 60 секунд»

Поддержка с воздуха имеет большое значение для крупномасштабных боевых операций. Ни один серьёзный военный конфликт не обходится без ударов с воздуха по движущейся бронетехнике противника, а также по укрепрайонам и скоплениям живой силы. Заслуженный советский штурмовик Су-25 к 2018-му морально устарел, эффективность его применения каждый год заметно снижалась из-за развития средств ПВО. На смену пришёл Су-25СМ3 с позывным «Суперграч». Перевооружённые силы РФ нуждаются в дозвуковой штурмовой авиации с новыми возможностями. Боевые вылеты станут теперь гораздо более безопасными и ещё более грозными.

Модернизация и восстановление техники по программе ГПВ 2025 — выверенный и реалистичный путь повышения обороноспособности русского государства на ближайшие полстолетия. В конце 2016-го Су-25СМ3 начали поступать на вооружение, а к концу 2017-го ВКС РФ получит ещё свыше 10-ти таких же. Сегодня 50 единиц новейших штурмовиков получают боевой опыт в Сирии.

История штурмовой авиации России (СССР) от Су-25 до Су-25СМ3

Истребители-бомбардировщики уступают штурмовикам по точности поражения движущихся целей из-за высокой скорости, на первый взгляд примитивным самолётам. Так думалось некогда и высшему руководству страны и ряду военных специалистов, к концу 1950-х такие же мнения прозвучали и в США. В 1956 в СССР отказались от штурмовой авиации. В именитом ОКБ Сухого в середине 1960-х конструкторы посчитали это ошибкой, главным конструктором Су-25 ( проект Т-8) стал фронтовик-танкист Самойлович Олег Сергеевич. Вначале 1975 года «летающий танк» взлетел в воздух, очевидно, это был ответ на первый полёт штурмовика США А-10 Thunderbolt II «истребителя наземных танков». Америка подняла в небо свой «Бородавочник» в 1972-м, на три года раньше нашего «Грача». За океаном производство началось с 1975-го, войска увидели свой самолёт в 1977-м. В 1981-м Cу-25 принят в советские части, за год до этого 2 Су-25 были стократно проверены в условиях Афганистана, 44 раза применялись в боях — операция Ромб. Следующей боевой операцией Экзамен (Ромб-2), длившейся 15 месяцев в 1981-1982 гг в Афганистане, Су-25 доказал своё право на существование, эскадрилья Афанасьева А.М. произвела 2000 вылетов и потеряла только 1 штурмовик, и тот по ошибке пилота. С тех пор Су-25 «Грачи» постоянные участники многих войн.

Американские «Бородавочники» несут больше бомб и ракет по сравнению с Су-25, т.к. привыкли выжигать всё, а не действовать избирательно. Русских штурмовиков от американских отличает и слабая защищённость заграничных машин от средств ПВО. Тандерболты 2 — это практически те же неповоротливые транспортники, только бронированные, служащие не для поддержки сухопутных войск, а для безнаказанных карательных операций в незащищенной ПВО местности, а если повезёт, то и для уничтожения танков и бронетехники противника тоже. Потому-то такая разница назначения с по-настоящему боевой машиной Су-25СМ3. Су-25-е бьют в цель максимально точно, у него высокая продуктивность. Он относительно простой и недорогой в эксплуатации и в производстве. Су-25СМ3 хорошо защищён, довольно юркий, и с ракетами воздух-воздух опасен любому обидчику, авионика и СУО выводят его на иной высокий уровень.

О достоинствах и недостатках советского штурмовика 1980-х наши специалисты подробно узнали в 1979 — 1989 гг. в Афганистане, где он стал самым страшным и самым известным самолётом для врагов. В 1984-м в «Афгане» количество Су-25 выросло до полка. Их живучесть была впятеро выше, чем у истребителей-бомбардировщиков Су-27 и Миг-29. Последовал ответ НАТО, моджахедов вооружили американским ПЗРК Стингер, это обернулось уже потерями лётчиков. Су-25 пришлось по-новому защищать, модернизированный он появился в этой войне в 1987-м. С тех пор переносные зенитные ракетные комплексы стали самым опасным оружием для низколетящей дозвуковой авиации. Стоит отметить, на сбитых самолётах подсчитали количество повреждений, ни один из них не имел менее 80-ти пробоин, дошло даже до 150 попаданий.

История потерь запутанная, одни источники утверждают, что после усовершенствования Сушек потерь лётного состава не было, но уничтожены 25 Су-25-х, а другие им противоречат, называя потери в самолётах 33-34 единицы, и вдобавок приводя цифры о гибели 12-ти пилотов. К сожалению, вериться в то, что на войне без потерь не бывает. Не обошлось и без предателей, министр иностранных дел СССР и первый президент Грузии, передавал в то время в ЦРУ планы военных из Москвы, с чего и начались большие потери в Афганистане.

В ходе Грузино-Осетинской или «Пятидневной войны 2008-го», было сбито 3 Су-25 и 3 получили серьёзные повреждения и по возвращению в часть списаны, итого потеряно 6 самолётов, каких не указывается, задействованы были 2 Су-25БМ, 3 Су-25СМ и 1 Су-25К. Модели Су-25СМ3 воюют теперь в Сирии, с 1-го февраля 2017 г. 12 самолётов направились в район боевых действий, сейчас там насчитывается около 50-ти новых машин. Богатый боевой опыт будет учтён при улучшении характеристик последующих штурмовиков на перспективу. Модернизацию «Сушки» пройдут в Подмосковной Кубинке.

Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25

Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС. Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением. В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 — это высокая огневая мощь и защищённость.

ПНК СВП-24-25

Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100%-го попадания.

СОЛТ-25

Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь — системе не помеха.

БКО «Витебск»

Бортовой комплекс обороны Витебск — мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК — также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.

Технические характеристики

Общий корпус Су-25 и Су-25СМ3

  • Длина — 15 м
  • размах крыльев — 14,5 м
  • высота — 4,8 м.
  • Масса пустого — 9,4 т,
  • Масса взлётная — 14,6т
  • Масса взлетная максимальная — 19т
  • Топливный бак — 3т
  • Силовые установки 2ТРД Р195 — 2 единицы, с суммарной тягой 88,3 кН.
  • Максимальная Скорость 975 км/ч у поверхности и на высоте.
  • Радиус действия 650 км.
  • Максимальная дальность полёта 1950км
  • Максимальный набор высоты — 10 км
  • Десять пилонов для бомб и ракет.

Максимальные перегрузки такие же, как и у лучших истребителей НАТО 6,5 g, но в 1,5 раза хуже отечественных версий. Один пилот.

Броня Су-25СМ3

  1. люки отсека (носовая часть) — 18мм;
  2. нижнее бронирование кабины — фронт и борт по 24 мм, спинка и днище по 10 мм;
  3. Расходный бак стальной, марки АМг 6 — 8 мм днище, тыльная часть 18 мм;
  4. Маслобак — под защитой титана ОТ41 17 мм;
  5. Продольные бронеплиты из стали — мотоотсек 5 мм;
  6. Хвостовая защита АСО — стальная 5мм;
  7. Лобовое бронестекло ТСК137 — 55 мм;
  8. Сверху-сзади пилота прикрывает заголовок — сталь 6-17 мм;
  9. Повышает боевую живучесть пенополиуретановый заполнитель для баков — ППУ-ЭО100.

Вооружение

ГШ30-2

Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.

Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты

Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.

Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.

Управляемые бомбы, ракеты

Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.

Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее.

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/0yWNDjSEPqo

 http://tehnorussia.su/voe...hturmovik-rossii-su-25sm3 

sdelanounas.ru

Российский штурмовик Су-25СМ3. Полные тактико-технические характеристики — Новосибирский сайт

Войти Регистрация Новосибирский городской сайт

редакция tvoi54.ru

  • Новости
  • Блоги
  • Про Н-ск
  • Проблемы города
  • Места отдыха
  • Куда пойти?
  • Объявления
  • Группы
  • Ещё
    • Фото
    • Активность
    • Комментарии
    • Люди
    • Статьи
      • Кругозор - интересные факты со всего мира
      • Наука и технологии. Последние новинки техники
      • Путешествия по Сибири
      • Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях
      • Женский онлайн журнал
      • Авторынок. Обзор автомобилей
      • Стройка и ремонт
      • Новости партнеров
Поиск Расширенный поиск
  • Войти
  • Регистрация
tvoi54.ru в соц сетях: 
  • Войти
  • Регистрация

tvoi54.ru

Су-25СМ, штурмовик

В 1999 году концерн "Штурмовики Сухого" планирует подготовить 2 самолета Су-25 - один Су-25СМ (боевой) и один Су-25УБМ (учебно-боевой, модернизированный). В качестве первого шага считается необходимым выполнение модернизации двухместного самолета в Су-25УБМ. Такое мнение обусловлено необходимостью увеличения экипажа до 2-х человек для оптимизации решения задач самолетовождения и применения вооружения, в том числе высокоточного. Кроме того, модернизировав первой двухместную машину, можно ускорить подготовку летчиков для Су-25СМ.

При модернизации штурмовиков решено сохранить силовую установку - два ТРД Р-95Ш тягой по 4100 кг, доказавшую высокую надежность и живучесть. Кроме того, двигатель имеет большие резервы по повышению его ресурса. Масса пустого самолета после модернизации не изменится. Модернизированные машины должны иметь комплекс бортового оборудования "Пантера" с высокопроизводительной БЦВМ, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе РЛС "Копье" и комплекс средств РЭБ. Установка комплекса "Пантера" обеспечивает повышение точности навигации, максимальную автоматизацию поиска, распознавания и поражения цели, применения управляемого оружия высокой точности с лазерными и телевизионными ГСН и др. Бортовая РЛС способна картографировать подстилающую поверхность. Она служит для обнаружения и целеуказания в режимах "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и "воздух-море", "воздух-РЛС".

Су-25СМ отличается от Су-25ТМ наличием бортовой РЛС не в подвесном контейнере, а встроенной, в носовой части фюзеляжа. Комплекс средств РЭБ позволяет осуществлять радиотехническую разведку, предупреждать летчика о степени угрозы, производить прицеливание УР с ПРГС по излучающим РЛС противника, создавать уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие радиопомехи, управлять работой устройства выброса ложных тепловых целей. Для снижения нагрузки на летчика в кабине самолета создано современное информационно-управляющее поле с цветными многофункциональными индикаторами и индикатором на лобовом стекле. Изменена компоновка приборной доски самолета и пульты управления самолетом, установлена новая система индикации и управления САУ-25.

Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс". В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации "Карат-Б-25" и ряд других систем.

Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. Благодаря этому время на техобслуживание нового штурмовика сократилось на 25-30% по сравнению с базовой моделью.

Кабина штурмовика оснащена многофункциональным цветным дисплеем, на который выводится цифровая карта местности и маршрут полета.

Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в два-три раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств поражения. Благодаря использованию современной инерциально-навигационной системы достигнута точность определения координат порядка 15 м со спутниковой коррекцией и 200 м - без нее.

При проведении летных испытаний неоднократно доработывалось программное обеспечение. Впервые на самолетах фронтовой авиации применен переменный темп стрельбы из пушечной установки, что значительно увеличивает возможности по количеству атак на цель.

Реализованы новые режимы боевого применения, которые позволяют использовать управляемые ракеты "воздух - поверхность" с горизонтального полета за счет использования точного программно-корректируемого сопровождения цели. Су-25СМ способен поразить две цели в одной атаке, а использование навигационного бомбометания ночью и в сложных метеоусловиях является для него, в отличие от "обычного" Су-25, стандартной боевой задачей.

В результате модернизации ВВС получили самолет поколения 4+, который может решать больше задач, чем решал Су-25 и со значительно большей результативностью. Заметно возросла точность применения неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24 и С-25, обеспечена возможность использования управляемых ракет Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС (МЛ).

Особенностью самолета является его вооружение УР класса "воздух-воздух" не только малой, но и средней дальности. Самолет сможет нести УР Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77) и Р-73.

Конструктивно должна быть доработана носовая часть фюзеляжа под установку бортовой РЛС при полностью сохраненной системе пассивной безопасности. Модификация позволит снизить трудозатраты на обслуживание самолетов Су-25СМ на 25-30% (по сравнению с Су-25).

После модернизации самолетов, прослуживших 17-18 лет, срок их эксплуатации продлевается еще на 30 лет.

Испытания Су-25СМ завершились в 2000 г. В 2006-2007 годах на вооружение российских ВВС поступило 12 таких машин, прошедших модернизацию на Авиационном ремонтном заводе (АРЗ) - 121. В 2008 году намечена передача в войска еще восьми самолетов.

Глубокая модификация самолета на базе Су-25 СМ который оснащен системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. Кабина самолета оснащена цифровым дисплеем, с возможностью отображения наземной и воздушной обстановке. Боевая эффективность машины улучилось в 3 раза по сравнению с другими модификациями. Первые модифицированные штурмовики Су-25СМ3 поступили на вооружение на авиабазу в Южный военный округ. К 2020 г. планируется модернизировать около 80 Су-25СМ, к настоящему времени на вооружение поступили уже более 30 модифицированных штурмовиков. 

Су-25СМ3 в отличии от своих предшественников, способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты вне их визуальной видимости в сложных метеоусловиях а также воздушные цели. Модернизированный одноместный штурмовик, создаваемый в качестве боевого штурмовика для замены всех имеющихся Су-25 до модификации Су-25СМ3 (на базе Су-25УБ), в котором место второго летчика будет установлен дополнительный топливный бак который позволит увеличить боевой радиус до 3000 км. По предварительным данным, модернизированные Су-25 получит новую оптическую, лазерную и тепловую систему СОЛТ-25 и также предлагается установить бортовую РЛС с фазированной антенной решеткой.

www.arms-expo.ru

ВВС России намерены продолжить модернизацию новейшего штурмовика Су-25СМ3

17 февраля 2014 года должны быть объявлены итоги конкурса на разработку и создание нового штурмовика. Штурмовик нового поколения появится в ВВС России. Подобные самолеты необходимы для атаки с воздуха объектов противника, наземной техники и пехоты. В качестве основы будет взят советский штурмовик Су-25 (УБ), который больше подходит российским военным, нежели новейший самолет Як-130, оказавшийся слишком маленьким. 

Су-25УБ / Фото: Пресс-служба МО РФ

Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на собеседника из главкомата ВВС, который сказал, что 17 февраля будут объявлены окончательные итоги конкурса на разработку и создание нового самолета-штурмовика Минобороны. 

"Главкомат ВВС выбирал между ним и Як-131, модернизацией учебно-тренировочного Як-130, в итоге победил современный вариант старой советской разработки", - приводит издание слова своего собеседника. Минобороны предпочло модернизированный Су-25 самолету Як-131.

В 2011 году был объявлен сам конкурс. В начале 2012 года ВВС России сформировали тактико-техническое задание к самолету, а в мае представили документацию на участие в конкурсе "Сухой" и "Яковлев". По требованиям, новый штурмовик должен иметь способность работать круглосуточно, несмотря на погоду, оснащаться радаром и высокоточным оружием, иметь тяжелое бронирование, а также он должен быть одноместным. Характеристики самолета Як-131 военных не устроили. 

Штурмовик Су-25УБ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев 

Штурмовик Су-25УБ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев 

Новый штурмовик необходимо запустить в серию не позднее 2020 года, и в связи с этим самолет должен быть готов к прохождению летных испытаний уже к середине 2014 года - таково еще одно требование ВВС. По высказываниям представителя оборонно-промышленного комплекса, глубокая модернизация Су-25 делает его фактически новым самолетом. Вероятно, за основу будет взят учебно-боевой самолет Су-25УБ. 

Боевой радиус увеличится до одной тысячи километров, за счет того, что место второго пилота займет топливный бак. Полностью изменят нос и кабину, которая станет герметичной. Новый штурмовик будет иметь возможность подниматься на 10-11 тысяч метров. Полный взлетный вес составит 14,5 т, а грузоподъемность - до 6 т. 

Вместо старого прицельного комплекса "Клен" появится новый, под индексом СОЛТ-25. Даже из аббревиатуры следует, что он объединяет лазерный дальномер и телевизионную камеру высокого разрешения, комбинированную с тепловизором. Специалисты хотят установить на самолет радар с активно-фазированной решеткой, которого нет в спецификации. 

В ОПК надеются, что прицельный комплекс совместно с радаром позволит штурмовику в одном заходе гарантированно уничтожать не менее четырех целей. Комплекс сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь" будет его главным калибром. Ожидается, что самолет будет обладать высокой маневренностью с полным боекомплектом, возможностью выдерживать перегрузку, для человека близкую к критической, а также живучестью, простотой и надежностью оборудования. 

Собеседник издания сообщил: "Почему мы хотим именно активно-фазированную решетку радара? Потому что она надежнее антенны, работает при выходе из строя отдельных модулей. А попробуй все модули вышибить! Еще перспективный штурмовик прост в эксплуатации и управлении. Например, современный истребитель-бомбардировщик готовят по пять часов на один вылет. Куда это годится? Наш значительно проще." 

Су-25УБ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев 

Су-25УБ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев 

Учебно-боевой двухместный штурмовик Су-25УБ был запущен в серию на авиазаводе в Улан-Удэ начался в 1984 году. Три первых планера самолета Т8-УБ из установочной партии были в 1985 году также переданы в ОКБ для доработки в опытные экземпляры самолета Т8-М, и поэтому сборка первых 2-х машин Т8-УБ полной комплектации была завершена лишь во второй половине 1985 года. 

В процессе учебно-боевых полетов самолет Су-25УБ обеспечивает выполнение следующих задач и видов летной подготовки:

  • техника пилотирования днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях
  • объеме задач, решаемых оборудованием и вооружением самолета
  • самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях
  • полеты по приборам
  • атака наземной цели со стрельбой из фотокинопулеметов, стрельбой из пушек, неуправляемыми реактивными снарядами, а также фотобомбометание и бомбометание в обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказов пилотажно-навигационных приборов

Основные характеристики Су-25УБ:

  • Экипаж, чел - 2
  • Размах крыла, м - 14,36
  • Длина самолета, м - 15,36
  • Высота самолета, м - 5,20
  • Площадь крыла, м² - 30,10

Масса, кг:

  • пустого самолета - 10030
  • нормальная взлетная - 15300
  • максимальная взлетная - 17600 
  • топлива - 2750

Двигатель:

  • тип двигателя - 2 ТРД Р-95Ш 
  • тяга, кгс - 2 х 4100

Максимальная скорость, км/ч:

  • у земли - 970
  • на высоте - 860

Перегоночная дальность, км - 2400

Боевая дальность действия, км:

  • на высоте - 950
  • у земли - 450

Практический потолок, м 7000

Самолет Су-25УБ имеет следующие основные отличия от самолета Су-25: 

  • меньший запас топлива
  • частично измененную компоновку оборудования, в основном измененную в зоне головной части фюзеляжа и в гаргроте средней части фюзеляжа
  • доработанную под установку второй кабины головную часть фюзеляжа
  • вновь устанавливаемый единый для двухместной кабины откидной фонарь
  • дублирующие элементы сигнализации, кондиционирования, управления
  • доработанные под двойное управление системы управления самолетом и двигателями, системы жизнеобеспечения, кондиционирования, аварийного покидания самолета, электроснабжения и гидросистему.

www.arms-expo.ru