Что представляет собой истребитель Су-22, который был сбит в Сирии? Су 22 м


Сухой Су-22. Фото. Характеристики. История

 

 

Су-22 – российский истребитель, выпущенный в средине 70-х годов, широко поставляемый на экспорт в различные «горячие точки» мира. На то время имел неплохие летно-технические и боевые характеристики.

История создания Су-22

Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.

Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.

Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.

Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.

Особенности конструкции и эксплуатации

Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.

Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.

Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.

Модификации Су-22

  • С-32М2Д – первый прототип Су-22.

  • Су-22 – экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.

  • Су-22М – экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.

  • Су-22М3 – доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.

  • Су-22М3Р – разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.

  • Су-22М4 – экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства – 1984 – 1990 гг.

  • Су-22Р – разведчик, сконструирован на основе Су-22.

  • Су-22М4Р – разведывательная версия самолета Су-22М4.

  • Су-22УМ – учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.

  • Су-22УМ3 – учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.

  • Су-22УМ3К – усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.

 

 

Истребитель-бомбардировщик Су-22, созданный коллективом КБ П. О. Сухого, в 1970-1980 гг. стоял на вооружении Советских ВВС.

В годы его эксплуатации он отвечал всем требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса: большая скорость полета, совершенное бортовое оборудование, мощное вооружение.

Силовая установка: АЛ-21Ф-3 тягой 76,5 кН без включения форсажа, 110 кН — с форсажем.

Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Самолет имел изменяемую геометрию крыла.

 

 

Тактико-технические характеристики Су-22

  • Размах крыла, м 10,00-14,00

  • Длина, м  17,00

  • Высота, м  4,70

  • Площадь крыла, м2  34,45

  • Масса пустого самолета, кг  10 800

  • Стартовая масса, кг  16300

  • Стартовая масса, max., кг  20 000

  • Скорость полета у земли, км/ч ... 1350

  • Скорость полета на высоте, км/ч  2300

  • Потолок, м  17000

  • Дальность полета, км  2500

  • Экипаж, чел  1

Военная авиация

Avia.pro

avia.pro

Истребитель-бомбардировщик Су-22. - Российская авиация

Истребитель-бомбардировщик Су-22 (С-32М2К).

Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1975 г.0.Су-22М30.Су-22М3

Нехватка двигателей АЛ-21Ф-3, для истребителей-бомбардировщиков Су-20, вынуждала искать альтернативный вариант. Уже в 1975 году на серийный самолет по указанию П.В.Дементьева установили ТРД Р-29БС-300 тягой 8300 кгс на «максимале» и 11500 кгс — на форсаже. Заводские испытания С-32М2 с этим ТРД, получившем заводское обозначение С-32М2Д (Д — двигатель), начались в январе 1975 года. После завершения испытаний машина поставлялась на экспорт в 1976-1980 годах под названием Су-22 (серийное заводское обозначение С-32М2К). Эта модификация способствовала стандартизации парка фронтовых самолетов, поставляемых из СССР зарубежным потребителям (двигатели Р-29Б-300 устанавливались на модификациях МиГ-23). Самолеты с этим двигателем имели более короткую и «полную» хвостовую часть фюзеляжа, начиная с 28-го шпангоута (от начала форкиля) и другое расположение и размеры воздухозаборников для охлаждения агрегатов ТРД, чем на Су-17М2. Изменение диаметра хвостовой части фюзеляжа привело к увеличению размаха стабилизатора и высоты самолета из-за подъема киля.

По аналогии с предыдущими этапами модернизации у Су-17М3 и Су-17М имелись экспортные модификации. В апреле 1977 года завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977 года по март 1978 года, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р-29БС-300, радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984 года без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира.

Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.

Модификации:С-32М2Д — прототип Су-22.Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.Су-22М3 (С-52М3К) — доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для ВВС Венгрии.Су-22М3Р — разведчик на базе Су-22М3.Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.Су-22М4Р — разведчик на базе Су-22М4.Су-22Р — разведчик на базе Су-22.Су-22УМ (С-52УК) — учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.Су-22УМ3К — учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

ЛТХ:

Модификация: Су-22Размах крыла, м-при мин. стреловидности: 13,68-при макс. стреловидности: 10,025Длина самолета, м: 18,86Высота самолета, м: 4,86Площадь крыла, м2-при мин. стреловидности: 38,49-при макс. стреловидности: 34,45Масса, кг-пустого: 10445-максимальная взлётная: 18820-топлива: 3770Двигатели: 1 х ТРДФ Р-29Б-300Тяга, кгс-максимальная: 1 х 8000-на форсаже: 1 х 11500Максимальная скорость, км/ч-у земли: 1350-на высоте: 2230Практическая дальность, км: 2500Боевой радиус действия, км: 590Потолок высоты, м: 14000Экипаж, чел: 1Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески:-до 8 УР «воздух-воздух» Р-60,УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МПНУР С-5, С-8, С-13, С-24,-корректируемые авиабомбы КАБ-500;-бомбы свободного падения калибром до 500 кг;-кассетные бомбы;-баки с зажигательной смесью;-подвесные пушечные установки.

su-22-vvs-perusu-22-vvs-peru

Истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Перу.

su-22um-vvs-perusu-22um-vvs-peru

Су-22УМ ВВС Перу.

su-22m-vvs-livii-tripoli-2009-gsu-22m-vvs-livii-tripoli-2009-g

Су-22М ВВС Ливии. Триполи, 2009 г.

su-22m2-vvs-perusu-22m2-vvs-peru

Су-22М2 ВВС Перу.

1.Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.1.Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.

Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.

Су-22М4 ВВС Польши.

Группа Су-22М4 ВВС Польши.

3.Су-22М4 ВВС Польши на пробеге.3.Су-22М4 ВВС Польши на пробеге.

Су-22М4 ВВС Польши после посадки.

4.Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.4.Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.

Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.

5.Су-22М4 ВВС ЧССР.5.Су-22М4 ВВС ЧССР.

Су-22М4 ВВС ЧССР на взлете.

6.Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.6.Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.

Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.

7.Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.7.Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.

Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.

8.Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.8.Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.

Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.

9.Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.9.Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.

Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.

10.Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.10.Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.

Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.

komponovochnaya-shema-su-22m4komponovochnaya-shema-su-22m4

Компоновочная схема Су-22М4.

12.Су-22М4. Схема.12.Су-22М4. Схема.

Су-22М4. Схема.

.

.

Список источников:В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.М-Хобби. Виктор Марковский. Афганские «стрижи».Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.В.Ю.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.Вестник авиации и космонавтики. Истребитель-бомбардировщик Су-17.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Су-17 в боях (19 фото)

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В 70-80-е годы советские истребители-бомбардировщики воплотили в себя всё самое лучшее советского авиапрома. Они обладали удачным соотношением цена-качество, были способны применять самый широкий спектр вооружения, лётно-технические характеристики соответствовали мировым стандартам. Не удивительно, что советские самолёты этого класса пользовались успехом на мировом рынке вооружений.

Первой модификацией Су-17, поставленной инозаказчику и принявшей участие в боевых действиях был Су-20. В соответствии с существовавшей тогда практикой, машина имела «ухудшенный» состав БРЭО.

В 1973 году начались поставки самолетов Су-20 в Египет и Сирию. Позже Египет, «рассорившись» с СССР, продал часть своих истребителей-бомбардировщиков КНР и США, где они изучались как оружие потенциального противника. В конце 70-х Египет применял свои Су-20 в пограничном конфликте с Ливией.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Впервые истребители-бомбардировщики Су-20 были применены в боевых условиях в 1973 г. во время арабо-израильской войны. К началу военных действий ВВС Сирии располагали 15 самолетами этого типа. Уже в первый день конфликта, 6 октября, 12 сирийских Су-20 под прикрытием восьми МиГ-21 нанесли удар по центру управления израильской авиацией «Хеврон». В дальнейшем, 6 и 7 октября, Су-20 действовали группами по 6-12 самолетов, поражая цели в глубине обороны израильтян. Самолеты выходили к целям на предельно малых высотах, применяя противозенитные маневры по высоте, курсу и скорости. В связи с возрастающим противодействием ПВО противника в качестве объектов ударов все чаще стали выбираться пункты управления авиации и радиолокационные посты. Основным оружием Су-20 для поражения опорных пунктов израильтян служили свободнопадающие бомбы ФАБ-500 и ФАБ-250. Войска и боевая техника поражались, как правило, осколочно-фугасными бомбами ОФАБ-250 и РБК-250 с ПТАБ-2,5, а также НАР С-24 и С-5к. Наибольшие потери истребители-бомбардировщики несли во время ухода от цели, а также в повторных заходах на бомбометание, когда самолеты поднимались на высоту более 200 м. В ходе войны сирийские Су-20 выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом восемь самолетов (50% первоначального состава). Все они были сбиты огнем зенитной артиллерии или ЗРК. В воздушные бои сирийские Су-20 не вступали. Однако как показывает опыт боевого применения в 1967г. более раннего истребителя-бомбардировщика Су-7Б, при встрече с израильскими «Супермистерами» или «Фантомами» опредёленные шансы на успех имелись. Первого Су-20 превосходил по скорости, а второму не уступал в горизонтальной манёвренности. При встрече с «Миражами» пилотам рекомендовалось не вступать в бой, и осуществлять маловысотный скоростной отрыв.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Экспортный вариант Су-17М2, получил обозначение Су-22. По требованию министерства авиационной промышленности на него установили ТРД Р-29Б-300, применяемые, также, на самолетах МиГ-23БН и МиГ-27. Это обеспечивало унификацию по силовой установке с МиГами, уже имеющимися в составе ВВС многих стран-союзников СССР. Кроме того, этот двигатель имел более простую конструкцию и, следовательно, меньшую стоимость, а также обладал большей тягой.

Из состава вооружения Су-22 исключили ракеты Х-25, Х-29Л и Р-60. Была сохранена УР Х-23, для ведения воздушного боя истребитель-бомбардировщик оснащался ракетой К-13. Предусматривалась возможность подвески контейнера комплексной разведки ККР (в этом случае самолет получал индекс Су-22Р).

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Серьезным испытанием для Су-17 стал Афганистан. Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25.

На основе опыта боевого применения самолета в 1987 году был проведен ряд доработок, направленных на повышение боевой живучести. В частности, на нижнюю и верхнюю поверхности хвостовой части фюзеляжа установили 12 пусковых устройств ИК-ловушек АСО-2В, а в нижней части фюзеляжа смонтировали бронеплиты . На первом этапе боевых действий Су-17 использовали бомбы ОФАБ-250, НАР С-5 (ими поражались слабозащищенные открытые цели), а также более мощные ракеты С-24, которыми «работали» по укрепленным целям.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Широко использовались разведывательные Су-17МЗ-Р и Су-17М4-Р с контейнерами ККР- 1 в различной комплектации. Самолеты вели аэрофотосъемку в дневных и ночных условиях, осуществляли ИК и радиотехническую разведку (выявление радиостанций противника). В дальнейшем разведчики начали применять новейший тепловизионный комплекс «Зима», имеющий высокую точность и позволяющий обнаруживать по тепловому излучению такие цели, как след проехавшего автомобиля или недавно потухший костер.

В 1980 году возможности ПВО противника заметно увеличились. У «духов» в большом количестве появились 12,7 и 14,5-мм пулеметы, что потребовало совершенствования тактики истребительно-бомбардировочной авиации, а также улучшения тактической подготовки летчиков.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В 1981 году масштабы боевых действий еще более возросли. Вместо недостаточно мощных НАР С-5 стали шире использоваться более эффективные С-8, способные поражать цели из зоны вне досягаемости зенитных пулеметов противника. Самолеты Су-17 начали привлекаться для создания в горах, на караванных тропах противника завалов (для этого использовался залповый сброс ФАБ-250 или ФАБ-500), а также «свободной охоты» на караваны (в этом случае самолет, как правило, оснащался двумя ПТБ емкостью по 800 л, двумя блоками УБ-32 или Б-8М, двумя РБК или четырьмя НАР С-24). В целом, Су-17 проявил достаточно высокую эффективность и живучесть, а потери, которые все же несли «Сухие», во многом были обусловлены ошибками в тактике использования истребителей-бомбардировщиков (так, в 1984 году под Кандагаром один из Су-17 был сбит после шестого захода на цель).

В 1983 году у «душманов» появилось новое оружие — переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) — сначала наши «Стрела- 2», затем американские «Ред Ай» и английские «Блоупайп» и, наконец, наиболее современные американские «Стингеры», способные поражать цель в передней и задней полусфере. Это заставило поднять высоту боевого применения Су-17, что сделало удары менее точными и увеличило расход боеприпасов. Применяла технические «новинки» и советская сторона, началось использование объемно-детонирующих боеприпасов (ОДАБ). Нашли применение и корректируемые бомбы с лазерным наведением, а также УР Х-25Л и Х-29Л.

На Су-20 и Су-22 действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Однако самолеты этого подразделения летали не особенно активно, «от случая к случаю», несмотря на то, что его пилоты имели достаточно хорошую подготовку. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 году пакистанскими истребителями F-16A вблизи афгано-пакистанской границы, еще несколько самолетов этого типа было уничтожено огнем зенитных пулеметов и ПЗРК. Однако едва ли не основные потери афганский полк понес не в воздухе, а на земле: 13 июня 1985 года группа «моджахедов», подкупив охрану, проникла на стоянку и взорвала 13 самолетов, в том числе и шесть Су-22М.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В конце 70-х, начале 80-х Ливия получила полторы сотни истребителей -бомбардировщиков МиГ-23БН, Су-22 и Су-22М.

Ливийские самолёты применялись в 1980-х годах в ходе боёв в Чаде. В последствии действовали там против французского контингента, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии и ЗРК «Хок».

19 августа 1981 года два Су-22М ВВС Ливии были сбиты американскими палубными истребителями F-14A над Средиземным морем. По заявлению американцев, «Томкэты» были атакованы ливийскими самолетами, применившими УР К-13, в ответ на что, увернувшись от ракет, ударом «Сайдуиндеров» поразили обнаглевших ливийцев. По утверждению одного из ливийских летчиков, принимавших участия в этом «бою», Су-22М, совершенно не собиравшиеся ни на кого нападать, а совершавшие обычный тренировочный полет, были внезапно атакованы американцами. Вообще, идея атаковать истребители- перехватчики F-14 при помощи истребителей-бомбардировщиков, созданных совсем для других задач, выглядит весьма нелепо. Если бы Муамар Кадаффи в самом деле решил «наказать» американцев, он избрал бы для этого более подходящую технику – истребители МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-25П или «Мираж» F.1, специально предназначенные для борьбы с воздушными целями, имеющие для этого необходимое вооружение и БРЭО, а также экипажи,«натасканные», в первую очередь, на воздушного, а не на наземного противника.

В последствии практически вся ливийская авиация была уничтожена на аэродромах в ходе гражданской войны.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями- бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей новейших по тому времени Су-22М. Эти самолеты с первых дней войны активно использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям израильских войск. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16A ВВС Израиля (вместо нанесения массированного удара сирийцы выполнили серию последовательных налетов, при этом выходя на опасно большие высоты, что позволило израильской ПВО организовать эффективное противодействие). Еще одной областью применения Су-22М в Ливане стало ведение воздушной разведки (самолеты комплектовались контейнерами ККР-1).

Всего в ходе боевых действий в Ливане истребители-бомбардировщики Су-22М совместно с МиГ-23БН совершили 42 боевых вылета, уничтожив 80 танков и два батальона израильской мотопехоты (при этом потери составили семь Су-22М и 14 МиГ-23БН). В ходе боёв более совершенные Су-22М проявили себя лучше, чем МиГ-23БН.

Ценой больших потерь, сирийцам удалось остановить продвижение противника по шоссе на Дамаск. Потери сирийской авиации могли быть намного меньше, используй они более разумную тактику.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Сирийские Су-22М продолжают воевать и сегодня, нанося удары по позициям поддерживаемых западом мятежников.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Как и в других арабских странах, параллельно были заказаны Су-20 и Су-22. Ирак достаточно успешно применял их в боевых действиях против Ирана.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В ходе операции «Буря в пустыне» Су-20 и Су-22М в боях не участвовали. В дальнейшем часть самолётов этого типа перелетела в Иран, где и используется до сих пор.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

В январе-феврале 1995 года Су-22 ВВС Перу были задействованы в боевых действиях с Эквадором в ходе очередного пограничного конфликта.

Эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили один Су-22. Тем не менее, по оценке западных наблюдателей превосходство перуанских ВВС и результативные действия ударной авиации предопределили победу Перу в этой войне.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Болгарский.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Чешский.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

ГДР.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Польский.

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Легендарные самолёты: Су-17 в боях авиация, война, история, самолеты, ссср, факты

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Су-22 краткий обзор самолета (характеристики истребителя бобмадировщика)

Су-22 являясь экспортным вариантом Су-17, в основе схемы которого взята разработка Су-7, мог благодаря крылу изменяемой стреловидности совершать полёты с аэродромов, посадочная полоса которых была вдвое меньше чем у предшественника. После 40 лет эксплуатации это детище советских конструкторов в ряде стран мира остаётся на вооружении их военно-воздушных сил.

История создания СУ-22

Су 7су-7

В середине 60-х годов был принят на вооружение Су-7Б и перед конструкторами поставили новую задачу — найти способы сокращения взлётной и посадочной дистанции для этого типа самолёта. Пытались решить эту проблему с помощью стартовых ускорителей и тормозных парашютов, но вскоре пришли к выводу, что необходимо крыло с изменяемой геометрией. Сделав поворотной лишь внешнюю секцию и тем самым сохранив минимальные смещения центров давления и тяжести при изменении геометрии, разработчики оставили почти не тронутой конструкцию крыла Су-7Б.

Первый в истории советского авиастроения самолёт с изменяемой геометрией крыла получил обозначение С-22И и впервые поднялся в воздух 2 августа 1966 года. Позже начались государственные испытания и после их завершения в ноябре 1967 года машину рекомендовали запустить в серию.

Серийное производство Су-17 (такое обозначение получил самолёт) наладилось только в 1969 году. Самой массовой серией пошёл вариант Су-17М с двигателем АД-21Ф-3. В 1975 году машину оснастили новейшим оборудованием управления вооружением с лазерным дальномером и системой навигации КН-23, которая решала задачу полёта к цели и обратно в автоматическом режиме.

Видео: Экспортный вариант Су-17

Машина Су-22 (экспортный вариант Су-17М2) была оснащена ещё и доплеровской системой ДИСС-2. На Су-22 несколько расширили концевую часть корпуса для установки двигателя Р-29Б-300, чтобы на экспортном самолёте разместить двигатели, заменяемыми с МиГ-23БН/27.

Конструкция самолёта

Конструкция Су-22, Су-17Конструкция Су-22, Су-17

Аэродинамическая компоновка Су-22 традиционна — это моноплан с крылом среднего расположения и хвостовым оперением, состоящим из киля с рулём направления и стабилизатора. Крыло с изменяемой геометрией от 300 до 630 оснащено щелевыми закрылками, установленными в неподвижной части. В консолях крыла смонтированы герметичные топливные баки, в сопряжении крыла с фюзеляжем с обеих сторон размещена пушка НР-30.

В хвостовой части находятся стабилизатор и киль, четыре воздушных тормоза и отсек тормозного парашюта. Сверху фюзеляжа от кабины и до киля идёт гаргрот. Шасси истребителя-бомбардировщика трёхопорное, передняя стойка убирается вперёд против потока, а основные опоры в неподвижную часть крыла перпендикулярно потоку.

В герметичном отсеке носовой части размещена кабина пилота со стеклянным фонарём с переплётами, лобовая часть выполнена из бронестекла. Откидываемая часть фонаря открывается вверх и назад на угол 500. Пилот сидит в катапультном кресле К-36Д. Приборная доска имеет аналоговые указатели, информирующие пилота о пространственном положении самолёта и работе оборудования и двигателя.

Су-22М-4 оборудован новым АРК-15, РСБН-2С заменён на РСБН-5, установлен новый прицельно-навигационный комплекс с лазерным дальномером и телевизионной системой.

Тактико-технические данные

  • Длина самолёта — 18,86 м.
  • Высота самолёта — 4,86 м.
  • Вес пустого самолёта — 10445 кг.
  • Максимальный взлётный вес — 18820 кг.
  • Запас топлива — 3770 кг.
  • Силовая установка — 1 ТРДФ Р-29Б-300.
  • Максимальная скорость у земли — 1350 км/час.
  • Максимальная скорость на высоте — 2230 км/час.
  • Практический потолок — 14 тыс. м.
  • Дальность — 2500 км .
  • Боевой радиус — 590 км.
  • Вооружение — 2 х 30-мм НР-30 с запасом по 300 снарядов на каждую.
  • Боевая нагрузка — 3800 кг на 8 точках подвески, 8 УР «воздух — воздух» Р-60, К-13; УР «воздух — поверхность» Х-25МР, Х-25МП, Х-29П, Х-29Т; неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24; корректируемые бомбы КАБ-500, КАБ-1500; бомбы свободного падения калибром до 500 кг.

Эксплуатанты

В Афганистане стоят на вооружении 42 боевых самолёта и 8 спарок Су-22М3. В Болгарии поступили в начале 1984 года на вооружение 18 Су-22М4 и три Су-22М3, ресурс этих самолётов заканчивается.

Вооружённые силы Словакии эксплуатируют 17 Су-22М4 и 3 Су-22УМ3, пять машин из них используются в качестве тренажёров и в воздух больше не поднимаются. После разделения Чехословакии в Чехии остались 34 Су-22М4 и 5 Су-22УМ3, но эти машины в настоящее время не эксплуатируются.

Неизвестна судьба иранских Су-22, но вряд ли, что они могут совершать полёты. В Ливии находятся не менее 35 боевых Су-22 и 4 учебных спарки. На американском континенте Су-22 стоят на вооружении только в Перу и то одиннадцать полученных самолётов стоят в резерве. Сирийским ВС в 1984 году и после поступило на вооружение около 50 Су-22М и Су-22М4 и не менее шести учебных Су-22У.

Видео: Су-22 в Сирии уходит от ракеты ПЗРК

Объединённый Йемен эксплуатирует 30 боевых Су-22 и Су-22М и не менее восьми учебных Су-22УМ. Вьетнам получил для своей армии Су-22М-4П с новейшим бортовым РЭО, в Анголе эксплуатируются машины из восточной Европы с кабинами, оборудованными модернизированными приборами.

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Самолет Су-17- советский истребитель-бомбардировщик

Самолет Су-17- советский истребитель-бомбардировщик
ТипИстребитель-бомбардировщик
Максимальная скорость1400 км/ч
Практический потолок14,2 км
Боевой радиус590 км

Су-17 (изделие "С32", НАТО: Fitter)

Советский истребитель-бомбардировщик, созданный в первой половине 1960-х годов.

Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.

Су-17

История создания

В начале 1960-х годов перед ОКБ П. О. Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7. Модернизация была направлена на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования, а также взлётно-посадочных характеристик самолёта. Было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии. Главным конструктором по новой машине был Николай Григорьевич Зырин.

Су-17

Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ (внутреннее обозначение в ОКБ — С-22И) и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый испытательный полёт он совершил 2 августа 1966 года (лётчик-испытатель В. Ильюшин). В июле 1967 года самолёт был впервые показан общественности на воздушном параде в Домодедово. Испытания выявили улучшение взлётно-посадочных характеристик, а так же увеличение дальности и продолжительности полёта. В ноябре 1967 года вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о запуске серийного производства самолёта в 1969 году. В конструкцию был внесён целый ряд изменений. Предсерийный самолёт получил обозначение С-32.

Su-17

Серийный выпуск Су-17 стартовал на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Первой строевой частью, укомплектованной новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Производство Су-17 продолжалось вплоть до 1990 года, всего построено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, эксплуатировавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я ОМШАЭ Черноморского Флота, базирующаяся на аэродроме Гвардейское в Крыму.

Su-17

Модификации

Базовые варианты

-Су-17 (изделие "С32", Fitter-B по классификации НАТО) — первый серийный вариант.

Последний российский летающий Су-17.

-Су-17М (изделие "С32М"Fitter-C) — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Оснащён новым двигателем АЛ-21Ф-3, имел увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО. Первый испытательный полёт — 28 декабря 1971 года.

Су-17М

-Су-17М2 (изделие "С32М2" (С42), Fitter-D) — имел несколько удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полёт состоялся — 20 декабря 1973 года.

Су-17М2

-Су-17УМ (изделие "С52У", Fitter-E) — первый двухместный учебно-боевой вариант. Первый полёт состоялся — 15 августа 1975 года.

Су-17УМ

-Су-17М3 (изделие "С52", Fitter-H) — сконструирован на базе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора размещён отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Оснащён новым прицельно-пилотажным оборудованием и двумя дополнительными точками подвески для ракет класса «воздух—воздух». Первый полёт произошёл— 30 июня 1976 года. На 1985 год самолёты обладали высшей наработкой на отказ в 145 часов.

Су-17МЗ

-Су-17УМ3 (изделие "С52УМ3", Fitter-G) — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука. Первый полёт состоялся— 21 сентября 1978 года.

Су-17УМЗ

-Су-17М4 (изделие "С54", Fitter-K) — последний серийный вариант. Значительно изменён состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, в основании киля установлен характерный дополнительный воздухозаборник. Первый полёт — 19 июня 1980 года.

Су-17М4

Экспортные варианты

-Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет.

-Су-20 (изделие С32МК) — экспортный Су-17М. Оборудован упрощённым БРЭО и меньшей номенклатурой вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года.

Су-20

-Су-22 (изделие С32М2К, Fitter-F) — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель.

Су-22

-Су-22У (изделие С52УК) — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт состоялся— 22 декабря 1976 года.

Су-22У

-Су-22М (изделие С52К, Fitter-J) — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт произошёл— 24 мая 1977 года.

Су-22М

-Су-22УМ3 (изделие С52УМ3К) — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.

Су-22УМЗ

-Су-22М3 (изделие С52М3К) — экспортный Су-17М3 с оригинальным БРЭО.

Су-22МЗ

-Су-22М4 (изделие С54К) — экспортный Су-17М4.

Су-22М4

Су-22М4

Боевое применение

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, практически никогда не использовался в качестве истребителя.

«Боевое крещение» Су-17 состоялось довольно рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, использовавшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшихся на вооружении самолётов. Египет также использовал Су-20. Потери у египтян составили 4 самолёта.

Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) использовались в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались весьма катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июня с целью уничтожения израильского командного пункта; несмотря на большие потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иегуда Адам. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он был убит 9 июня во время столкновения с палестинскими боевиками возле Дамура.

Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны использовались ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты использовались очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовиками Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, но после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» они заметно выросли. Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, но предполагается, что их было не менее 30 самолётов, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух главных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). 19 марта 1986 года несколько волн афганских Су-22 уничтожили пакистанские посты на границе. В районе афгано-пакистанской границы пакистанскими истребителями F-16 были уничтожены 7 афганских Су-22. Есть информация, что в августе 1987 года во время попытки атаковать афганскую президентскую резиденцию советские МиГ-29 сбили четыре афганских Су-22. В 1989 году афганский лётчик совершил угон самолёта Су-22 в Пакистан.

После свержения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно поменялся. В условиях фактического отсутствия централизованной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность и запустение из-за нехватки запчастей и очень низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан всё же получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они применялись для бомбардировок позиций Северного Альянса вплоть до 2001 года. В ходе воздушных боёв между авиацией противоборствующих сторон Су-20/22 сбили не менее одного МиГ-21 при потере пяти самолётов. Все самолёты были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom».

Иракские Су-20 и Су-22 использовались в войне против Ирана (1980—1988). По некоторым данным, 2 октября 1980 года иракский Су-20 сбил иранский истребитель F-4 (по другой версии, уничтоженный F-4 стал жертвой огня ПВО). Однако собственные потери в воздушных боях были немалыми; например, только за один день 19 декабря 1980 года жертвами иранских «Фантомов» стали три самолёта Су-20. Зафиксирован один случай, когда Су-20 был уничтожен иранским боевым вертолётом AH-1 «Кобра». Всего за время конфликта в воздушных боях иранцами было сбито примерно 34 иракских Су-20/22, а общие потери Су-20/22 составляют не менее 64 единиц. «Сухие» в войну являлись основным иракским ударным самолётом и применялись в наиболее насыщеных средствами ПВО районах. По другим данным, к концу войны боеспозобными оставалось менее половины из 160 полученных Ираком Су-20/22. По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от налётов американской авиации; после окончания войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после окончания боевых действий, когда ВВС Ирака принимали участие в подавлении шиитского восстания на юге страны.

ВВС Анголы применяли Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были уничтожены во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» громили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были подбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. ВВС Ливии применяли свои Су-22 для нанесения авиаударов по позициям революционеров в начале гражданской войны в Ливии (февраль 2011). Экипаж одного из самолётов отказался бомбить демонстрантов в Бенгази и катапультировался, чтобы не выполнять поставленную боевую задачу, а неуправляемый самолёт разбился. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году во время конфликта с шиитскими боевиками.

24 апреля 1992 года перуанский Су-22 перехватил американский C-130, нарушивший воздушное пространство. Перуанский пилот дал очередь из пушки, одного из американских пилотов сдуло ветром из пробитой кабины. Тяжело повреждённый американский самолёт был вынужден совершить посадку.

Сирийские Су-22 применяются в гражданской войне для нанесения ударов по укреплениям антиправительственных повстанцев. По состоянию на весну 2014 года уничтожено как минимум 5 самолётов этого типа.

19 февраля 2013 года самолёт Су-22 ВВС Йемена рухнул на жилой дом в столице Йемена. Пилот смог катапультироваться, но позже всё же скончался. В результате катастрофы погибло 15 человек. Сообщалось, что самолёт выполнял учебный полет.

26 апреля 2014 года самолёт Су-22 ВВС Сирии разбился при обстреле города Алеппо.

Характеристики

ЛТХ различных модификаций самолётов Су-17
Су-17 Су-17М Су-17М2 Су-17М3 Су-17М4
Размах крыла, м.. При стреловидности 30 градусов 13,68 13,68 13,68 13,68 13,68
Размах крыла, м.. При стреловидности 63 градуса 10,025 10,025 10,025 10,025 10,025
Площадь крыла, кв. м.. При стреловидности 30 градусов 38,49 38,49 38,49 38,49 38,49
Площадь крыла, кв.м.. При стреловидности 63 градуса 34,45 34,45 34,45 34,45 34,45
Длина самолёта с ПВД, м. 18,097 18,726 18,868 19,026 19,026
Длина фюзеляжа, м. 15,315 15,347 15,547 15,572 15,572
Высота самолёта, м. 4,962 4,857 4,857 5,129 5,129
Вес пустого самолёта, т. 9,950 9,880 10,445 11,550 12,161
Вес взлётный максимальный, т. 16,27 18,12 18,82 19,63 19,70
Вес нагрузки максимальный, т. 2,50 4,00 4,00 4,00 4,07
Вес топлива максимальный без ПТБ, т. 2,79 3,63 3,77 4,00 3,77
Скорость максимальная у земли, км/ч 1350 1350 1350 1350 1350
Скорость максимальная на высоте, число Маха (один из критериев подобия в механике жидкости и газа. Представляет собой отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде - назван по имени австрийского учёного Эрнста Маха) 2,1 2,1 2,1 2,1 1,7
Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч 350 390 390 380 360
Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч 275 290 290 280 285
Скороподъёмность у земли максимальная, м/с 210 220 220 220 230
Потолок практический, км 16,35 15,20 15,40 14,00 15,20
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км 1930 2500 2500 2500 2550
Разбег при максимальном взлётном весе, км 1,25 1,50 1,50 1,60 1,50
Пробег с использованием тормозного парашюта, км 0,70 0,85 0,85 0,90 1,10
Характеристики варианта Су-22М4

-Экипаж: 1 человек-Длина: 19,02 м-Размах крыла: 10,02/13,68 м-Высота: 5,12 м-Площадь крыла: 34,5/38,5 кв.м-Масса пустого: 12 160 кг-Нормальная взлётная масса: 16 400 кг-Максимальная взлётная масса: 19 430 кг-Масса топлива: 3770 кг-Двигатель: Люлька АЛ-21Ф-3 (1х7800/11200 кгс)-Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч-Максимальное число Маха без подвесок: 1,7-Скороподъёмность: 230 м/с-Практический потолок: 14 200 м-Максимальная дальность полёта у земли: 1380 км-Максимальная дальность полёта на высоте: 2300 км-Ресурс самолёта: 2000 лётных часов или 20 лет

Вооружение:

-2 авиапушки НР-30 (по 80 снарядов на ствол)-2 ракеты «воздух-воздух» К-13, Р-60, Р-73-подвесные пушечные контейнеры-свободнопадающие бомбы, кассетные бомбы-НАР от 57 до 330 мм-управляемые ракеты «воздух-земля» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58

На вооружении

На экспорт до 1991 года было поставлено 1165 самолётов Су-17 и их модификаций в 15 стран мира

Состоит на вооружении

-Ангола — 11 Су-22, по состоянию на 2012 год-Вьетнам — 53 Су-22, по состоянию на 2012 год-Йемен — небольшое количество, по состоянию на 2012 год-КНДР — 17 Су-20, по состоянию на 2012 год-Ливия — 40 Су-20, по состоянию на 2012 год-Польша — 26 Су-22М4К и 6 Су-22 УМ3К, по состоянию на 2014 год. В 1984—1988 годах было поставлено 90 Су-22М4К и 20 Су-22УМ3К. В 2014 году было принято решение провести капитальный ремонт и модернизировать 18 Су-22. Стоимость работ для каждого самолёта оценивается в 2,6 миллиона долларов. Модернизированные Су-22 останутся на вооружении до 2024-2026 годов.-Туркмения — 270-Сирия — 60 Су-20, по состоянию на 2012 год-Узбекистан — 24 Су-17, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

-Россия — сняты с вооружения в 1998 году-Украина — 30 Су-17, по состоянию на 1992 год. Сняты с вооружения в 1990-х гг. По состоянию на 2013 год один Су-17УМ3 (б/н 77, с/н 62918) продолжает использоваться для поддержания лётных навыков лётчиков Запорожского АРЗ.-Белоруссия-Азербайджан-Армения-Туркмения-ГДР: Су-22М4-Чехословакия: Су-22М4. После распада Чехословакии поделены между ВВС Чехии и Словакии. В Чехии полностью сняты с вооружения в 2002 году.-Алжир: Су-20, Су-22У-Афганистан: Су-20, Су-22М, Су-22У, Су-22М4-Болгария: Су-22М4, Су-22У-Венгрия: Су-22М. Сняты с вооружения в 1997 году.-Египет: Су-17К, Су-20. Два самолёта были переданы ФРГ в 1985 году.-Ирак: Су-20, Су-22, Су-22У, Су-22М, Су-22М4-Иран: Су-20, Су-22. В 1991 году 44 самолёта получено из Ирака.-Перу: Су-22, Су-22У, Су-22М

wartools.ru

17 - Истребитель-бомбардировщик, Характеристики Самолета и Его Кабины с Фото и Видео

Су-17 – это советский реактивный истребитель-бомбардировщик, созданный в середине 60-х годов и несколько десятилетий состоявший на вооружении ВВС СССР. Су-17 – это первый самолет с изменяемой геометрией крыла, разработанный в СССР.

Су-17 использовался во множестве локальных конфликтов 70-80-х годов, участвовал в афганской войне, в больших количествах этот самолет поставлялся на экспорт. Наиболее массовыми экспортными модификациями этой машины являются самолеты Су-20 и Су-22.

Производство истребителя-бомбардировщика продолжалось до 1990 года. Всего было изготовлено более 2800 единиц этой боевой машины. Су-17 и сегодня стоит на вооружении военно-воздушных сил Польши, Вьетнама, Анголы, Сирии, Узбекистана и Ливии.

История создания Су-17

В 1960 году на вооружение советской армии был принят истребитель-бомбардировщик Су-7, обладавший весьма высокими для своего времени характеристиками. Однако военных не устраивала его посадочная скорость, были и другие замечания относительно конструкции самолета, его электроники и вооружения.

Поэтому уже в начале 60-х годов конструкторам ОКБ Сухого была поставлена задача по модернизации новой машины. В те годы концепция самолетов с изменяемой стреловидностью крыла считалась одной из наиболее перспективных, поэтому и неудивительно, что именно ее решили использовать для улучшения характеристик истребителя-бомбардировщика.

Специалисты ЦАГИ совместно с конструкторами ОКБ Сухого предложили оригинальную конструкцию крыла для нового самолета: угол меняла только его консольная часть (приблизительно половина размаха). Благодаря такой конструкции практически не пришлось менять фюзеляж исходной машины (Су-7). Размер центроплана определялся расположением основных стоек шасси самолета. Кроме того, подобное техническое решение практически не приводило к изменению центровки машины при изменении крыла, самолет показывал хорошую устойчивость при всех углах стреловидности в широком диапазоне скоростей.

Новый истребитель-бомбардировщик получил обозначение МС-19, работы над его созданием стартовали в 1965 году. Прототипом для новой машины стал истребитель-бомбардировщик Су-7БМ. Главным конструктором нового проекта был назначен Зырин. Инженерам необходимо было разработать поворотную консоль и шарнир, а также усилить конструкцию центроплана самолета и создать механизм синхронизации для двух частей крыла.

Дополнительные элементы конструкции сделали самолет на 400 кг тяжелее.

В ходе проектных работ было решено использовать на новой машине механизацию передней кромки крыла (кроме закрылков).

В конце 1965 года чертежи истребителя-бомбардировщика были переданы в производство. 2 августа 1966 года новый самолет поднялся в воздух. В ходе полета пилот несколько раз перекладывал крыло. Успешный ход испытаний позволил показать новый самолет на воздушном параде в Тушино в июле 1967 года. В ноябре того же года появилось постановление Совмина СССР о начале серийного производства новой машины в 1969 году. Она получила наименование Су-17.

Серийное производство Су-17 началось на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, до этого там выпускали Су-7. Первым подразделением, в которое стали поступать Су-17, стал 523-й авиационный полк ДВО.

Су-17 показывал лучшие летно-технические характеристики по сравнению со своим прототипом Су-7БМ. Новый истребитель-бомбардировщик имел большую дальность полета и его продолжительность, несмотря на уменьшенный объем топливных баков и увеличение массы машины, улучшились и его взлетно-посадочные характеристики. Также значительным изменениям подверглось бортовое электронное оборудование самолета.

Если говорить о проекте Су-17 в целом, то необходимо отметить простое и недорогое техническое решение, которое значительно улучшило летные характеристики уже существующей машины. Также оно позволило легко, быстро и дешево наладить серийное производство нового самолета на заводе, который ранее выпускал Су-7.

Модернизация расширила тактические возможности самолета, а также увеличила диапазон его использования. Однако увеличение массы Су-17 практически свело на нет все улучшения, достигнутые на опытных машинах.

Описание конструкции Су-17

Истребитель-бомбардировщик Су-17 – это цельнометаллический моноплан, выполненный по классической аэродинамической схеме со средним расположением крыла. Самолет оснащен одним двигателем, имеет шасси с тремя стойками и крыло, которое может менять свою стреловидность в диапазоне от 30 до 63°. Машина пилотируется одним летчиком.

Су-17 предназначен для уничтожения наземных, воздушных и надводных целей, а также для ведения разведки.

Планер машины изготовлен из алюминиевых сплавов. Кабина пилота находится в передней части самолета, она закрыта фонарем, который открывается назад-вверх. В фонаре кабины установлен специальный перископ, с помощью которого пилот может наблюдать за задней полусферой. Су-17 оснащался катапультными креслами (сначала КС-4С-32, а на более поздних модификациях — К-36ДМ).

Шасси Су-17 – трехстоечное, с одинарным баллоном на всех колесах. Для уменьшения длины пробега Су-17 оснащен тормозным парашютом.

Разные модификации истребителя-бомбардировщика отличались своим бортовым оборудованием. На Су-17МЗ (одна из самых массовых модификаций) устанавливался прицельно-навигационный комплекс КН-23, состоящий из лазерного дальномера «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочного прицела АСП-17БЦ-8 и радиовысотомера РВ-5.

На Су-17 устанавливался турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ): АЛ-21Ф3 или Р-29БС-300.

Самолеты всех модификаций Су-17 вооружались двумя 30-мм пушками НР-30, которые были установлены в центроплане. Также имелось шесть пилонов для подвески ракетно-бомбового вооружения: два под крыльями, и четыре – под фюзеляжем. Модификация Су-17М4 имела десять пилонов для подвески ракет и бомб. Ее боевая нагрузка составляла 4250 кг.

Модификации Су-17 и Су-17М имели бомбоприцел ПБК-2 и стрелковый прицел АСП-5НД-7. На Су-17М2 был установлен более современный стрелковый прицел АСП-17.

Боевое применение Су-17

Первые Су-17 стали поступать в подразделения ВВС СССР в 1972 году. В этот же период начались и экспортные поставки самолета. В 1970-1971 гг. конструкторами ОКБ Сухого была разработана экспортная версия машины – Су-20, которая в 1972 году начала поставляться в Египет. Конструкция Су-20 была практически аналогичной Су-17М, имелись небольшие различия в бортовом оборудовании и системе вооружения самолета.

В 1973 году началась разработка еще одной экспортной модификации машины – Су-22. Су-22 получил новый двигатель Р-29БС-300 и ракеты Р-3С и Х-23.

Первые машины Су-22 получили военно-воздушные силы Перу.

С 1973 по 1990 год было изготовлено около семи сотен самолетов модификации Су-20 и Су-22. Они стояли на вооружении стран-союзниц Советского Союза по Варшавскому договору, а также государств, которым СССР в разные годы оказывал военную помощь.

Су-17 и его экспортные модификации Су-20 и Су-22 теоретически имели возможность вести воздушный бой против западных истребителей третьего поколения, но в таком качестве эти машины почти никогда не использовали. Впервые Су-20 был применен во время арабо-израильского конфликта 1973 года. Этот самолет стоял на вооружении ВВС Сирии и Египта. Су-20 наносили удары по израильским военным и промышленным объектам. В ходе боевых действий было потеряно 12 Су-20.

Второй кампанией, в которой применялся Су-17 (на этот раз модификация Су-22) стала война в Ливане в 1983 году. Его применение было очень неудачным: в ходе выполнения одного боевого вылета (десять самолетов) было сбито семь машин.

Су-17 очень активно использовался во время афганской войны, он стал единственным советским самолетом, который прошел эту кампанию от ее начала до конца. Су-17 применялся в качестве бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Кроме того, эта машина в модификациях Су-20 и Су-22 стала основой афганских ВВС. За время этого конфликта было потеряно около тридцати машин (точных данных нет). Несколько самолетов экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) были сбиты истребителями пакистанских ВВС. Один Су-22 был угнан афганским пилотом в Пакистан. Несколько Су-22 попали в руки талибов после захвата ими власти в стране. Позже вся авиация Талибана была уничтожена американцами на аэродромах.

Су-20 и Су-22 являлись основной машиной ВВС Ирака во время ирано-иракской войны. Общие потери этих самолетов во время данной кампании составляют более шестидесяти машин.

Во время первой войны в Персидском заливе Ирак перегнал 44 Су-20 в Иран, чтобы уберечь их от ударов авиации международной коалиции. После окончания войны власти Ирана отказались отдавать самолеты их законному владельцу.

Су-17 применялся ВВС Анголы в ходе гражданского конфликта против партизан организации УНИТА.

ВВС Ливии использовали эти машины для нанесения ударов по силам мятежников на начальном этапе гражданской войны.

ВВС Йемена применяли Су-17 против шиитских мятежников.

В настоящее время ВВС Сирии использует Су-17 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям повстанцев. Известно минимум о пяти потерянных машинах. В начале сентября 2018 года в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор был сбит Су-22М4 сирийских ВВС. Летчик погиб.

Технические характеристики СУ-17 1970 года выпуска

  • Годы производства: 1969-1990гг.
  • Всего изготовлено: 2867 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины ХХ в.
  • Экипаж — 1 человек.
  • Взлетная масса — 16,2 т.
  • Размеры: длина — 18 м, высота — 4,9 м, размах крыла при стреловидности 30 градусов — 13,6 м, при стреловидности 63 градуса — 10 м.
  • Вооружение: 2х30-мм пушки, боекомплект — 160 снарядов, шесть точек подвески, на которые крепятся управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые реактивные снаряды, авиабомбы.
  • Двигатель турбореактивный.
  • Максимальная скорость — 1350 км/ч.
  • Практический потолок — 16,3 км.
  • Дальность полета — 1930 км.

militaryarms.ru

Что представляет собой истребитель Су-22, который был сбит в Сирии? | Справка | Вопрос-Ответ

Во вторник, 5 апреля, в южной части Алеппо террористы сбили истребитель Су-22, который принадлежал ВВС Сирии. Пилот, как сообщают СМИ, попал в плен боевиков запрещенной в России экстремистской организации «Джебхат ан-Нусра». Официальный Дамаск сообщения о крушении Су-22 пока не комментирует.

Су-22 является экспортной версией разработанного ОКБ «Сухой» истребителя бомбардировщика Су-17, принятого на вооружение советской армии еще в 1970 году. До начала гражданской войны в Сирии на вооружении ВВС этой страны стояли 50 таких самолетов.

Самолет Су-22 сирийских ВВС на базе Военно-воздушных сил Сирии в провинции Хомс. Самолет Су-22 сирийских ВВС на базе Военно-воздушных сил Сирии в провинции Хомс. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

Что представляет собой Су-22?

Су-22 — советский истребитель, выпущенный в средине 70-х годов, широко поставляемый на экспорт в различные «горячие точки» мира. С 1970 года по 1980 год стоял на вооружении Советских ВВС. Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг.

Истребитель предназначен для поражения управляемыми ракетами и неуправляемым бомбовым, ракетным и пушечным вооружением неподвижных и подвижных наземных (надводных) целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Конструкция самолета максимально приближена к МиГ-27 и МиГ-23БН.

Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу. Среди других покупателей — Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.

Модификации Су-22

С-32М2Д — первый прототип Су-22.

Су-22 — экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.

Су-22М — экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.

Су-22М3 — доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.

Су-22М3Р — разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.

Су-22М4 — экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства — 1984-1990 гг.

Су-22Р — разведчик, сконструирован на основе Су-22.

Су-22М4Р — разведывательная версия самолета Су-22М4.

Су-22УМ — учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.

Су-22УМ3 — учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.

Су-22УМ3К — усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м           

при мин. стреловидности              

при макс. стреловидности

 

13.68

10.025

Длина самолета, м

18.86

Высота самолета, м

4.86

Площадь крыла, м2 

при мин. стреловидности           

при макс. стреловидности              

 

 

38.49

34.45

Масса, кг     

пустого                            

максимальная взлётная      

с топливом                                

 

 

10445

18820

3770

Двигатели

1 ТРДФ Р-29Б-300

Максимальная скорость, км/ч 

у земли     

на высоте

 

1350

2230

Практическая дальность, км

2500

 

Боевой радиус действия, км

  590

Потолок высоты, м

  14000

Экипаж, чел

  1

Вооружение:      

 

 

Боевая нагрузка

 

 

 

Корректируемые авиабомбы

Бомбы свободного падения калибром до 500 кг;

Кассетные бомбы;

Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.

230-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку)

 

300 снарядов

- 3800 кг на 8 узлах подвески:

8 УР «воздух-воздух» Р-60,К-13; УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8, С-13, С-24;

КАБ-1500,КАБ-500;

 

www.aif.ru