реестр самолётов типа Сухой Су-17/20/22. Су 17м4


Истребитель-бомбардировщик Су-17М4. - Российская авиация

Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 (С-54).

Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1980 г.

Последним вариантом Су-17, внедренным в серийное производство, стал С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта 1977 года. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980 году и в этом же году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные в ноябре 1982 года. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил ведущий инженер НИИ ВВС С.В.Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ Г.С.Кузнецов.

На самолете установили катапультное кресло К-36ДМ. С учетом основного назначения машины — атака наземных целей, отказались от регулируемого воздухозаборника, зафиксировав конус в оптимальном положении для трансзвукового низковысотного полета. Максимальную скорость на высоте ограничили значением, соответствующим числу М=1,75. На самолете установили современную рацию Р-862. Внешне С-54 отличался от Су-17М3 небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но по «начинке» это была совершенно другая машина. На Су-17М3 совместная работа различных бортовых систем обеспечивалась летчиком. В ходе испытаний самолета с прицелом АСП-17Б с аналого-цифровым вычислителем выявилась необходимость включения в состав бортового комплекса БЦВМ. Для С-54 разработали ПНК-54 на основе БЦВМ «Орбита-20-22», САУ-22М2, СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем «Клен-ПС», а с телевизионными — телеиндикатором ИТ-23М. На С-54 при пуске УР накладывание центральной метки прицела на цель производилось кнюппелем, а не маневрированием самолета, как на Су-17М3, у которого метка перемещалась кнюппелем после схода ракеты с направляющей.

В состав вооружения входили ракеты Х-25МЛ, а корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, требующие больших углов прокачки лазерного луча подсвета цели из-за значительного отставания бомбы от самолета в момент падения, заменялись КАБ-500Т с телевизионной ГСН. Отсутствие автоматического сопровождения цели требовало такого выбора динамических характеристик контура цель — летчик-оператор — станция «Клен-ПС», чтобы при ручной коррекции линии визирования «Клена-ПС» обеспечивалась необходимая точность наведения X-25МЛ. Эту задачу блестяще решили и Х-25МЛ не потеряла своей эффективности. Вошла в состав вооружения самолета и ракета Х-29Т. Госиспытания успешно завершились в ноябре 1982 года, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре 1983 года. Этим же приказом принимался на вооружение Су-17УМ3.

В январе 1983 года группе работников ММЗ им.П.О.Сухого вручили государственные награды в связи с принятием на вооружение Су-17УМ3 и Су-17УМ4. А в феврале от обязанностей главного конструктора Су-17М4 освободили Н.Г.Зырина. Все дальнейшие работы по машине проводились под руководством главного конструктора А.А.Слезева. Использование БЦВМ в составе бортового комплекса Су-17М4 позволило решить еще одну актуальную проблему фронтовой авиации: атакующие самолеты часто входили в зону поражения собственных боеприпасов, имели место и столкновения с землей из-за несвоевременного выхода из пикирования, особенно ведомых.

После принятия самолета на вооружение на нем отработали систему «Увод». Система строилась по принципу прогнозирования опасной зоны и выбора оптимального времени отворота с учетом маневренных возможностей самолета и зоны эффективного применения оружия. Если пилот не реагировал на соответствующую индикацию, система автоматически выводила самолет из опасной зоны.

Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х годов. В условиях высоких температур и горно-пустынной местности, несмотря на не всегда высокое качество топлива и боевые повреждения, не вызывала нареканий работа двигателя АЛ-21Ф-3, отработанного к тому времени. Не взрывались при попадании пуль и осколков топливные баки с полиуретановой губкой, а после установки в уязвимых местах снизу фюзеляжа бронеплит сократились потери машин от поражения коробки приводов, генератора, топливного насоса и элементов гидросистемы. Установленная в ходе войны система АСО-2В с тепловыми ловушками позволяла во многих случаях успешно решать задачи в условиях использования противником ПЗРК. В Афганистане Су-17М3Р и Су-17М4Р активно использовались не только для контроля результатов бомбо-штурмовых ударов, но и разведки противника при помощи подвесных контейнеров с фото, радиотехнической, ИК и телевизионной аппаратурой. Больше всех в Афганистане пришлось повоевать Су-17М3. В разгар войны в 1985 году Су-17М3 по надежности опережали штурмовики и боевые вертолеты. Имея наработку на отказ 145 ч, они более чем на 11 ч превышали этот показатель по ВВС 40-й армии.

Для решения разведывательных задач часть самолетов, получивших обозначение Су-17М4Р (Су-17М3Р), была оборудована подвесными контейнерами ККР-1/54 для ведения комплексной разведки (радиотехнической, фото-, ИК- и телевизионной). Контейнер содержал в себе АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-систему и осветительные патроны для съемки в ночных условиях. Кроме того, при ведении разведки эти самолеты дополнительно оснащались контейнерами со станциями активных помех.

Серийное производство Су-17 продолжалось 20 лет. За это время завод в Комсомольске-на-Амуре изготовил 2820 машин различных модификаций, что свидетельствует о правильности направления, выбранного П.О.Сухим весной 1965 года. Свыше тысячи машин служили, а многие из них служат и сейчас в ВВС различных стран.

Модификации:Су-17М4 (С-54) — последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) — самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.Су-17М4Р (С-54Р) — разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.

ЛТХ:

Модификация: Су-17М4Размах крыла, м-при мин. стреловидности: 13,68-при макс. стреловидности: 10,02Длина самолета, м: 19,02Высота самолета, м: 4,97Площадь крыла, м2-при мин. стреловидности: 38,49-при макс. стреловидности: 34,45Масса, кг-пустого: 12161-нормальная взлетная: 16400-максимальная взлетная: 19630-топливо (внутреннее): 3770-топливо (ПТБ): 2875Двигатель: 1 х ТРДФ АЛ-21Ф-3Тяга, кгс-максимальная: 1 х 7800-на форсаже: 1 х 11200Максимальная скорость, км/ч-у земли: 1400-на высоте: 1860 (М=1,75)Практическая дальность, км-без ПТБ: 1520-с ПТБ: 2550Практический потолок, м: 14000Экипаж, чел: 1Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30 (боекомплект — 80 снарядов на пушку)Боевая нагрузка: 4070 кг на 12 узлах подвески, УР «воздух-воздух» Р-60, УР «воздух-земля» Х-28, Х-27ПС, Х-25МЛ, Х-58У, Х-29Т, свободнопадающие бомбы до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр и КАБ-500Т, ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25, пушечный контейнер УПК-23-250, контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.

1.Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 на рулежке.1.Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 на рулежке.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 на рулежке.

2.Су-17М4 авиации ВМФ СССР.2.Су-17М4 авиации ВМФ СССР.

Су-17М4 авиации ВМФ СССР.

2в.Су-17М4 из состава 20-го Гв.АПИБ с блоками НАР Б-8М1.2в.Су-17М4 из состава 20-го Гв.АПИБ с блоками НАР Б-8М1.

Су-17М4 из состава 20-го Гв.АПИБ с блоками НАР Б-8М1.

2а.Су-17М4 на стоянке.2а.Су-17М4 на стоянке.

Су-17М4 на стоянке.

2б.Су-17М4 на стоянке. 22б.Су-17М4 на стоянке. 2

Су-17М4 на стоянке.

su-17m4-na-stoyanke-1su-17m4-na-stoyanke-1

Су-17М4 на стоянке.

su-17m4-na-stoyanke-2su-17m4-na-stoyanke-2

Су-17М4 на стоянке.

su-17m4-na-stoyanke-3su-17m4-na-stoyanke-3

Су-17М4 на стоянке.

3.Пара Су-17М4 готовится к взлету.3.Пара Су-17М4 готовится к взлету.

Пара Су-17М4 готовится к взлету.

3а.Пара Су-17М4 в полете.3а.Пара Су-17М4 в полете.

Пара Су-17М4 в полете.

Кабина Су-17М4.

5.Су-17М4. Рисунок.5.Су-17М4. Рисунок.

Су-17М4. Рисунок.

6.Истребитель-бомбардировщик Су-17М4. Рисунок.6.Истребитель-бомбардировщик Су-17М4. Рисунок.

Проекции Су-17М4. Рисунок.

7.Проекции Су-17М4. Рисунок.7.Проекции Су-17М4. Рисунок.

Проекции Су-17М4. Рисунок.

8.Компоновочная схема Су-17М4.8.Компоновочная схема Су-17М4.

Компоновочная схема Су-17М4.

9.Су-17М4. Схема.9.Су-17М4. Схема.

.

.

Список источников:Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.М-Хобби. Виктор Марковский. Афганские «стрижи».Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.Армада. В.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.Вестник авиации и космонавтики. Истребитель-бомбардировщик Су-17.Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-17.AviaSkins.ForumsФотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Истребитель Су-17. Фото. История. Характеристики.

 

Советский истребитель модели Су-17 был разработан советскими конструкторами в 60-х годах прошлого века. Особенностью данного аппарата было то, что он оснащен крылом, которое могло менять свою геометрию. Данная машина нашла свое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, данный самолет был использован во многих международных конфликтах.

История создания самолета Су-17

Перед конструкторским бюро Сухого была поставлена задача по созданию качественного истребителя, который мог бы заменить Су-7. Первоначально конструкторы планировали провести глубокую модернизацию данной машины: усовершенствовать систему бортового оборудования, характеристики машины при взлете и посадке. Также новый самолет оснащен крылом с изменяемой геометрией. Данная технология постройки крыла была прогрессивной в то время и придавала самолету отличные характеристики при управлении машиной.

Главным конструктором был назначен опытный руководитель и разработчик Н.Г. Зырин. Новую машину при проектировании обозначали как С-22И. Первый полет прототип самолета Су-17 произвел в августе 1966 года. Уже через год самолет был представлен публике на авиашоу в Домодедово.

Что касается испытаний, то тут нужно отметить тот факт, что самолет показал наилучшие характеристики полета и выполнения посадки и взлета. Конструкторам удалось достичь большей дальности полета машины. Серийное изготовление самолета Су-17 началось с 1969 года под первоначальным обозначением С-32. А первый Су-17 начали изготовлять с 70-х года прошлого века на заводе имени Гагарина, что в Комсомольске. Самолет использовался ВВС СССР в основном на Дальнем Востоке. Производство данной машины продолжалось вплоть до 1990 года, за это время было выпущено 2867 самолетов самых разнообразных модификаций.

Особенности конструкции Су-17

В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.

Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.

Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.

Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.

Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.

За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

Характеристики Су-17

Модификация   Су-17
Размах крыла, м  
при мин. стреловидности   13.70
при макс. стреловидности   10.03
Длина самолета, м   18.90
Высота самолета, м   4.97
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности   38.50
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности   34.50
Масса, кг пустого   9600
Масса, кг максимальная взлётная   16280
Двигатели   1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Тяга, кгс   1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч у земли   1350
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2230
Потолок высоты, м   16500
Дальность полета, км   2300
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30
 Боевая нагрузка - 3000 кг на 7 узлах подвески
 УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

 

Модификации Су-17

Су-17  первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.
 Су-17М  модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;
 Су-17М2  вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;
 Су-17М3  дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;
 Су-17М4  вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;
 Су-17УМ  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3;
 Су-17УМ3  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;

 

Су-17 (1949 г.)

 

Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.

Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.

История

Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.

В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.

После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.

Конструкция

Экспериментальный вариант самолета Су-17 – цельнометаллический среднеплан с экипажем из 1 человека.

Фюзеляж выполнен по типу полумонокока круглого сечения, который разделяется на 3 части: носовую отделяемую, среднюю, хвостовую.

Носовую часть фюзеляжа (НЧФ) занимали: лобовой воздухозаборник, разветвляющийся на 2 воздушных канала, часть оборудования и герметическая кабина.

В состав силового каркаса НЧФ входили десять основных и семь дополнительных шпангоутов, которые крепились верхней частью к основанию фонаря кабины, а нижней – к газоотводным трубам пушечных установок, наружной обшивке, обшивке водных каналов и полу кабины.

Крепление НЧФ к средней части фюзеляжа (СЧФ) происходило за счет двух замков, которые размещались на шпангоуте № 10 в области катапультирующего механизма (под полом кабины). Аварийные ситуации предусматривали отсоединение НЧФ от самолета. Управление процессом выполнялось из кабины летчика, где размещалась гашетка. От нее был проведен трос к пружинному спусковому механизму, который крепился к замкам на 10-м шпангоуте. Воздействуя на гашетку, сначала тяга переходила на раскрытие замков, далее приводился в действие катапультирующий механизм. После отсоединения плавное пикирование НЧФ осуществлялось парашютным механизмом.

В СЧФ разместили воздушные каналы, которые объединялись в области 17-го шпангоута, ниши шасси, переднюю группу топливных баков, различное оборудование, системы и вооружение. В состав силового каркаса СЧФ вошли 19 шпангоутов, которые были соединены 25 стрингерами, обшивкой и силовой балкой.

Хвостовую часть фюзеляжа (ХЧФ) занимали: удлиненная труба двигателя, задние топливные баки, оборудование тормозного парашюта, тормозные щитки и хвостовая опора. Стыковка ХЧФ и СЧФ выполнена болтовыми соединениями.

Крыло цельнометаллическое, свободнонесущее. Состоит из двух съемных консолей, которые состыкуются с СЧФ на шпангоутах № 16, 21, 25.

Стык обшивки крыла с фюзеляжем проходил по контурному уголку. В состав каркаса консолей входили: главный лонжерон, стрингеры, литые носки, дополнительные стенки, набор нервюр и обшивка. Элероны имели внутреннюю компенсацию. К левому элерону крепился триммер. Каркас элеронов складывался из набора нервюр, лонжерона и дюралевой обшивки.

Хвостовое оперение стреловидного типа, в его состав входят руль поворота и стабилизатор с рулем высоты. Киль сложен из двух частей. Нижняя часть выполнена из трех лонжеронов, набора нервюр, стрингеров и дюралевой обшивки. Она прикреплялась к ХЧФ в трех местах. Аналогичен и состав верхней килевой части, только две нервюры были сделаны из дерева. В деревянной части помещена антенна радиостанции, полностью отсутствовали средний и передний лонжероны, а задний – выполнен в виде деревянной стенки. Обшивка верхней части сделана из шпона, нижней – из дюраля. К хвостовому килю в пяти точках крепился руль поворота, имеющий весовую балансировку. Стабилизатор был сложен из двух половин, каждая из которых имела основной лонжерон, пару вспомогательных, нервюры и обшивку.

На самолете Су-17 была возможность во время полета менять угол килевого установочного угла. На первом опытном экземпляре такая операция проводилась только на земле. Конструкция руля высоты аналогична рулю поворота. Крепится каждая половина с триммером в четырех точках.

Самолет имеет трехопорное шасси с носовым колесом. Основные опоры были рычажного типа, имели выносной амортизатор и фиксировались к фюзеляжу. Убирание основной опоры выполнялось путем уменьшения длины подкоса во время поворота системы шасси вокруг верхней головки стойки. Передняя опора убиралась внутрь конструкции фюзеляжа в момент полета. В убранном состоянии ниши шасси закрывали створки, а опоры фиксировались замковыми механическими механизмами.

В открытом положении фиксацию передней опоры осуществляли гидравлические и шариковые, а основной – гидравлические и роликовые замки. На переднюю опору устанавливалось колесо, размером 530 х 230 мм, а на основные – тормозные колеса, размерами 880 x 250 мм.

Су-17 оснащался жесткой системой управления, включающей руль высоты, руль направления и элероны. Управление рулям высоты и триммерами элеронов электромеханическое.

В состав гидравлической системы входили две независимые подсистемы: основная и дополнительная. Основная задействовалась во время выпуска и уборки шасси, тормозных щитков и закрылков, дополнительная предназначалась для питания бустеров.

Силовая установка представляла собой турбореактивный двигатель ТР-3 с реактивным нерегулируемым соплом и удлинительной трубой. Снять двигатель можно только путем отсоединения ХЧФ, а обслуживание можно проводить через люки в ХЧФ и СЧФ. Термоизоляцию удлинительной трубы обеспечивали наружные кожухи, сделанные из АМЦ и фольгового наполнителя. Система противообледенения предусматривала периодическую подачу горячего воздуха в полый носок. В состав оборудования входила сигнализация обледенения.

Противопожарная система включала:

  • 4-литровый баллон с углекислотой;
  • 6 термодатчиков возле топливных баков;
  • кольцевой коллектор подачи СО2;
  • сигнальную лампу «Пожар».

В состав топливной системы входили две группы баков: передние (общая емкость – 950 л), задние (830 л), трубопроводы, пожарный кран, фильтры и насосы подкачки. Переднюю группу составляли два мягких непротектированных резиновых бака и металлический расходный бак с подкачивающим насосом. Задняя группа – четыре металлических бака, которые располагаются по периметру удлинительной трубы.

 

Боевые самолеты

avia.pro

✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Вход на сайт

закрыть

Су-17 - семейство истребителей-бомбардировщиков, развитие семейства Су-7. Первый советский самолёт с крылом изменяемой стреловидности. Первый полёт опытный Су-17 (Су-7ИГ) совершил 2 августа 1966 года. Двигатель - один ТРДФ Р-29БС-300 или АЛ-21Ф-3.

На базе Су-17 разработано большое количество модификаций:Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4 - серийные модернизации.Су-20 и Су-20Р - экспортные варианты Су-17М.Су-22, Су-22М, Су-22М3, Су-22М4 - экспортные варианты Су-17М2, М3 и М4.Су-17УМ, Су-17УМ3, Су-22У, Су-22УМ3, Су-22УМ3К - учебно-боевые модификации.

Всего найдено фотографий: 167,показано: с 1 по 20.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сортировать по: добавлению (↓) | просмотрам (↓) | дате (↓) | регистрации (↓) | с/н (↓) На странице: 10 | 20 | 50 | 100 | 200 | кратко нет в реестре

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Basil, amba, viktorija33, Алан Шанаев, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Марат, Аскер Аскеров, Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Basil, amba, Михаил Степанов, viktorija33, Алан Шанаев, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Китановски Дмитрий

+

комментариев к фото: 2

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Basil, ATKINSON, amba, Михаил Степанов, viktorija33, Алан Шанаев, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Марат, Аскер Аскеров, Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Basil, amba, viktorija33, Алан Шанаев, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, amba, Андрей Егоров, Djoker, Forsberg, Алан Шанаев, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Андрей Марков, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Георгий Данилкин

+

комментариев к фото: 1

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Вадим874, amba, Иван Вукадинов, Андрей Егоров, Алан Шанаев, Andy, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Сергей Коньков, Валентин Козлов, Дмитрий Мюллер, Андрей Цымбал, Ештокин Алексей, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Igor Ponomarev, Китановски Дмитрий (всего - 21)

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, amba, Александр Дошин, viktorija33, Gefest83, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Олег Белов

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, amba, viktorija33, Djoker, Gefest83, Виталий, airwolf, Валентин Козлов, Fencer, Андрей Цымбал, VVN, Владислав Колесниченко, Аскер Аскеров, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, Михаил Лисовский, SergeyL, Вадим874, amba, nav-nav, viktorija33, Djoker, Ivan Krpan, Андрей Вечернин, Иван , Валентин Козлов, Дмитрий Мюллер, Fencer, Андрей Цымбал, Александр Гуторов, Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Сергей Петров (всего - 23)

+

поблагодарили: Сергей, Александр Стукалин, SergeyL, Шаньгин Роман, nav-nav, Djoker, Ivan Krpan, Андрей Вечернин, Валентин Козлов, Дмитрий Мюллер, Fencer, Андрей Цымбал, Александр Лебедев, Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Александр Стукалин, SergeyL, amba, Николай Смирнов, Антон Петров, Дмитрий SherHunter, Виктор Жиренков, viktorija33, Djoker, Алан Шанаев, Сергей Пахотин, Янетов Андрей, Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Александр Лебедев, VVN, Михаил, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Петухов Дмитрий, Китановски Дмитрий, Сергей, Максим Живилов (всего - 26)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, Вадим874, APKAH, amba, Djoker, Алан Шанаев, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Макс С, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Максим Живилов (всего - 21)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, APKAH, amba, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Алан Шанаев, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Демон - AviaPressPhoto, Гайнутдинов Р.А., Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Philip K, С.М.Д.Табиб, Иван Даниелян, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий (всего - 25)

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, APKAH, amba, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Алан Шанаев, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Гайнутдинов Р.А., Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Philip K, Иван Зубов, С.М.Д.Табиб, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий (всего - 25)

+

комментариев к фото: 4

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, APKAH, amba, viktorija33, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Гайнутдинов Р.А., Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Иван Зубов, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Максим Живилов, Старик из бани (всего - 25)

+

комментариев к фото: 9

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, APKAH, amba, Андрей Егоров, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Старик из бани (всего - 22)

+

комментариев к фото: 2

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, amba, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Вадим874, amba, Djoker, airwolf, Максим Хусаинов, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Аскер Аскеров, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Старик из бани

+

поблагодарили: Александр Стукалин, piligrim51, Михаил Лисовский, Вадим874, amba, Djoker, Алан Шанаев, Andy, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Алексей Калинин (всего - 21)

+

поблагодарили: Дмитрий Казаков, Александр Стукалин, piligrim51, Михаил Лисовский, Вадим874, amba, Djoker, Алан Шанаев, Andy, Вячеслав Бабаевский, Сергей Пахотин, Андрей Вечернин, Янетов Андрей, Иван , Валентин Козлов, Fencer, Аскер Аскеров, Евгений Лебедев, Ендальцев Юрий, Philip K, Анастасия Юшкевич - AviaPressPhoto , Китановски Дмитрий, Алексей Калинин, Старик из бани (всего - 24)

+

1 2 3 4 5 6 7 8 9

russianplanes.net

МИГ

                                       СУ-17М4

                                          Истребитель-бомбардировщик

Первая советская машина с крылом изменяемой стреловидности  разрабатывалась на базе модели Су-7. У прототипа новой машины (индекс Cy-7ИГ) обычное крыло было заменено на крыло с изменяемой геометрией (В отличии от большинства машин с изменяемой геометрией крыла, у Су-17 поворотными являются только консоли, что значительно упрощает и удешевляет конструкцию) . В августе 1967 года состоялись первые испытательные полеты. Прототип, оснащенный более мощным двигателем, продемонстрировал отличные летные характеристики. Серийное производство началось в 1970 году.  Су-17М4, модернизированный вариант машины, имел воздухозаборник системы охлаждения, расположенный перед хвостом, и был оснащен новым бортовым оборудованием. Модификация Су-17М3 имела максимальную скорость 2300 км/ч. Так как основное назначение самолета - нанесение ударов по войскам противника с малой высоты, то такая высокая скорость на большой высоте не нужна, и на последующих версиях начиная с Су-17М4, была значительно упрощена конструкция планера и снят регулируемый воздухозаборник. Это вызвало значительное снижение скорости, но машина стала намного проще и дешевле. 165 таких самолетов, несущих гондолы с разведывательным оборудованием, состоят на вооружении  стран СНГ, многие из них в настоящее время находятся на консервации. СУ-17М4 способны нести наиболее разнообразную гамму управляемого вооружения: бомбы КАБ-500л, корректируемые ракеты С-25Л, УР типов Х-25МЛ/МР, Х-27, Х-29Л/Т, противорадиолокационные УР Х-25МП, Х-27, Х-58.  

 

Тактико-технические характеристики  :  
  Год принятия на вооружение Размах крыла, м - при мин. стреловидности - при макс. стреловидности Длина самолета, м Высота самолета, м Площадь крыла, м2 - при мин. стреловидности - при макс. стреловидности Масса, кг - пустого - максимальная взлётная Двигатели Тяга, кгс Максимальная скорость, км/ч - у земли - на высоте Дальность полета, км Боевой радиус действия, км Потолок высоты, м Экипаж, чел Вооружение: - 1981

- 13.68 - 10.025 - 19.02 - 5.129

- 38.49 - 34.85

- 10640 - 19500 - 1 ТРД АЛ-21Ф-3 - 1 х 11500

- 1320 - 1830 - 2550 - 630 - 15200 - 1Встроенное: 2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар.  Подвесное:   Боевая нагрузка - 4250 кг на 9 узлах подвески 8 УР "воздух-воздух" Р-60,К-13;  УР "воздух-земля" Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т;  НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-1500,КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; Баки с зажигательной смесью; Подвесные пушечные установки.

 

                  на главную                            на выбор оружия

Сайт создан в системе uCoz

stapo.narod.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

15.02.2014Во время визита в расположение 21-й тактической авиабазы ВВС Польши в Свидвине министр обороны Томаш Семоньяк (Tomasz Siemoniak) объявил, что истребители-бомбардировщики Су-22 останутся в боевом составе ВВС, сообщает со ссылкой на defense-aerospace.com 13 февраля 2014 года издание «Военный паритет». Ранее планировалось вывести эти самолеты из состава военной авиации. В Свидвине дислоцируются две эскадрильи, на вооружении которых находятся в общей сложности 32 одноместных Су-22М4К и двухместных учебно-боевых Су-22УМ3К. Эти самолеты были поставлены в 1980-х годах и ни разу не были модернизированы, хотя в 90-х годах такие планы существовали.Военный авиационный завод №2 в Быдгоще уже несколько лет не проводит ремонт истребителей этого типа. Осенью 2013 годы было принято решение до 2015 года вывести все самолеты из эксплуатации, их планировалось заменить беспилотниками.Однако, был сделан вывод, что БЛА не могут заменить пилотируемые самолеты, и было принято другое решение, что самолеты останутся на вооружении на срок от 3 до 10 лет. Окончательное решение будет принято к середине марта 2014 года.

05.04.2014Министерство обороны Польши объявило о намерении продлить срок службы истребителей-бомбардировщиков Су-22 на десять лет, сообщает Jane’s. Для продления сроков боевые самолеты пройдут ремонт и незначительную модернизацию, благодаря которым их ресурс будет увеличен с трех до четырех тысяч часов. Таким образом, Су-22 будут находиться в составе ВВС Польши до 2024-2026 года.По данным Jane’s, в настоящее время ВВС Польши выполняют полеты на 26 истребителях-бомбардировщиках Су-22М4 и шести учебно-боевых версиях таких самолетов Су-22УМ3К. По данным Flightglobal MiliCAS, Польша располагает 23 истребителями Су-22М3К/УМ3К/М4. Согласно планам польского министерства обороны, учебно-боевые версии будут сохранены, из боевых самолетов для продления ресурса будут выбраны наименее подержанные.В общей сложности на ремонт и модернизацию планируется отправить 18 самолетов типа Су-22. Работы будут осуществляться на заводе Wojskowe Zaklady Lotnicze №2. Стоимость работ для каждого самолета оценивается в восемь миллионов злотых (около 2,6 миллиона долларов). На ремонт и модернизацию одного истребителя-бомбардировщика потребуется примерно восемь месяцев.

22.09.2015На территории Военного авиационного завода №2 в Быдгоще 18 сентября состоялась церемония приемки представителями ВВС Польши первых двух модернизированных истребителей-бомбардировщиков Су-22M4.Как сообщает «Альтаир», в апреле прошлого года Министерство национальной обороны Польши приняло решение о продлении сроков эксплуатации парка Су-22 ВВС страны на 10 лет. Проект предполагает проведение модернизации 18 самолетов: 12 одноместных Су-22M4 и 6 двухместных учебно-боевых Су-22UM3K.Авиазавод WZL-2 начал подготовку к выполнению данной программы в середине 2014 года. В феврале 2015 года начался ремонт первого Су-22M4 с бортовым номером 8205 из состава 21 базы тактической авиации (г.Свидвин).Летные испытания первых двух Су-22M4 начались в первой половине сентября. После ремонта и модернизации срок эксплуатации самолетов данного типа продлен еще на 800 летных часов или 10 лет.Программа модернизации Су-22 была разделена на два этапа. На первом предполагалось модернизировать 6 самолетов, на втором – еще 12 Су-22 по результатам испытаний на прочность, проведенных Варшавским технологическим институтом ВВС Польши (ITWL). Испытания прошли успешно. Модернизация еще пяти самолетов должна быть завершена к концу 2015 года. В настоящее время WZL-2 готовится к приемке оставшихся Су-22 для проведения ремонта и модернизации.ЦАМТО

03.08.201650 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ИСТРЕБИТЕЛЯ – БОМБАРДИРОВЩИКА СУ-17 С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ КРЫЛА

Сегодня компания «Сухой» отмечает 50 лет со дня первого полёта истребителя – бомбардировщика Су-17 с крылом изменяемой геометрии, что значительно улучшило взлётно-посадочные данные самолёта, длина разбега которого уменьшилась вдвое. Это позволило успешно сочетать отличные скоростные характеристики Су-17, увеличить дальность и продолжительность полёта, его маневренность.Первый полет на Су-17 совершил лётчик-испытатель Владимир Ильюшин 2 августа 1966 года. В июле 1967 года боевую машину впервые показали на воздушном параде в Домодедово. В 1969 году на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре начался серийный выпуск Су-17.

По воспоминаниям Абрама Рогинко, который являлся в те годы заместителем главного технолога завода, работы над новым крылом самолёта начались еще в 1962 году: «Для нас это было непросто. Помимо неподвижной части крыла была и подвижная. Они соединялись шарниром. Все это должно было действовать максимально надёжно. Пришлось подумать».Первой строевой частью, вооружённой новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Боевая машина стояла на вооружении ВВС нашей страны почти три десятилетия. Её экспортировали во многие страны. Различные модификации истребителя участвовали в десяти войнах и вооруженных конфликтах.Всего на экспорт до 1991 года было поставлено свыше тысячи Су-17 и их модификаций в 18 стран мира. Они до сих пор стоят на вооружении многих стран мира.- Это был бесценный опыт, – говорит Абрам Рогинко. – Завод перевооружился технически, были построены новые корпуса, расширены действующие. Это позволило успешно перейти на производство самолётов 4-го поколения – знаменитых Су-27 и их модификаций, а сегодня и на машины 5-го поколения.Всего из цехов комсомольского авиазавода им. Ю.А. Гагарина вышло почти 2800 самолётов Су-17 всех модификаций. Производство крылатых машин этого поколения продолжалось до 1990 года.ПАО «Компания «Сухой»

18.11.2016Известный болгарский авиационный эксперт Александр Младенов любезно предоставил нашему блогу фотографии польских истребителей-бомбардировщиков Су-22 и пояснил текущую ситуацию с парком этих самолетов в ВВС Польши.По словам А. Младенова, остатки некогда могучего польского флота самолетов этого типа, которых насчитывалось 90 единиц одноместной модификации Су-22М4 и 20 двухместных Су-22УМ3К, в настоящее время находятся в составе 21-й тактической авиационной базы (ТАБ) ВВС Польши в Свидвине. В ее боевом составе имеются самолеты с продленным ресурсом и прошедшие модернизацию, которые отличаются своим серым камуфляжем, и несколько машин, не прошедшие этих процедур, покрытые зелено-коричневым камуфляжем и чье списание запланировано на конец 2016 – начало 2017 года. После чего в составе части будут находится только модернизированные Су-22, включая 12 одноместных и шесть двухместных самолетов, чью эксплуатацию планируется осуществлять до 2025 года. К этому времени министерство национальной обороны Польши предполагает получить на вооружение самолеты нового поколения, тендер на закупку которых планируется провести в период между 2019 и 2022 годами.21-я ТАБ включает в себя три эскадрильи – 40-ю, 1-ю и Обеспечивающую эскадрилью. Основная задача базы – обеспечивать подготовку молодых летчиков, окончивших польскую Академию ВВС в Деблине, где они проходят обучение на реактивном учебно-тренировочном самолете PZL TS-11 Iskra. Первая группа молодых выпускников академии приступила к полета на учебно-боевых Су-22УМ3К в 2012 году, а в 2017 году они должны получить статус полностью подготовленных пилотов. Новые группы курсантов должны приступить к обучению на Су-22 в 2016 году и начале 2017 года.К второстепенным задач польских Су-22 относятся различные виды поддержки ВВС, сухопутных войск, а также ВМС в процессе их обучения, в первую очередь выступая в качестве «агрессоров» (выступая в качестве учебных целей для расчетов корабельных и сухопутных ЗРК и летчиков истребительной авиации). В интересах сухопутных войск и сил специальных операций Су-22 выполняют задачи по непосредственной авиационной поддержке, при этом привлекаются передовые авианаводчиики, которые проходят обучение по девятиуровневой процедуре действий на поле боя, принятой в НАТО.В ходе процесса обучения используется только неуправляемое оружие. Это свободнопадающие бомбы, 57-мм и 80-мм НАР и 30-мм пушки. В самом начале молодые летчики тренируются в использовании пушек, 57-мм НАР и 50-кг практических бомб. И только после того, как у них появляется практический опыт, их допускают к применению бомб калибром 100, 250 и 500 кг, а также более мощных 80-мм ракет.Хотя Су-22 может применять большой спектр управляемого оружия, оно больше не используется в процессе обучения. Управляемые ракеты, имеющиеся на вооружении (Х-29Л, Х-25МЛ, Х-29Т) требуют очень больших полигонов из-за большой дальности полета (они могут пролететь до 40 км от точки пуска), но в настоящее время таких полигонов в Польше нет. Противорадиолокационные ракеты Х-58У считаются малоэффективными против российских РЛС, так как они изначально были спроектированы для использования против ЗРК стран НАТО.http://bmpd.livejournal.com

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА30.01.2018ФОТОРЕПОРТАЖ: ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М4 НА МАКС-2017

На международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском была представлена историческая экспозиция “Легенды Авиации”, одним из ее экспонатов был истребитель-бомбардировщик Су-17М4. Его прородитель Су-17 стал первым советский самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Последним вариантом Су-17, внедренным в серийное производство, стал С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта 1977 года. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980 году и в этом же году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные в ноябре 1982 года. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил ведущий инженер НИИ ВВС С.В.Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ Г.С.Кузнецов.Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО.Госиспытания успешно завершились в ноябре 1982 года, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре 1983 года. Выпускался в 1978-1990 годах.Су-17М4 экспортировался за границу под обозначением Су-22 и до сих пор применяется в ряде вооруженных конфликтов.ВТС «БАСТИОН», 30.01.2018

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М4 НА МАКС-201713-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-201725.07.201824 июля 2018 года израильские военные выпустили две зенитные ракеты из комплекса ПВО Patriot по самолету «Сухой», якобы зашедшему в воздушное пространство еврейского государства через границу с Сирией.Соответствующее сообщение распространила пресс-служба Армии Израиля.Минобороны Сирии подтверждает информацию о том, что силы ПВО Израиля сбили самолёт Су-22 ВВС Сирии.В Дамаске подчеркнули, что пилот истребителя наносил удары по террористам ИГИЛ. После атаки Армии Израиля он, по предварительным данным, был захвачен бандитами.На данный момент известно, что истребителем-бомбардировщиком Су-22 управлял полковник Омран Мари, его самолёт разбился в бассейне реки Ярмук недалеко от границы с Израилем, где продолжается операция против небольшого анклава ИГИЛ, сообщает rusvesna.su. пилот сирийского самолёта, сбитого силами ПВО Израиля, погиб.ВТС «Бастион»

ВОЙНА В СИРИИ

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М4 (СУ-22М4)Последним вариантом Су-17, внедренным в серийное производство, стал С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта 1977 года. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980 году и в этом же году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные в ноябре 1982 года. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил ведущий инженер НИИ ВВС С.В.Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ Г.С.Кузнецов.На самолете установили катапультное кресло К-36ДМ. С учетом основного назначения машины — атака наземных целей, отказались от регулируемого воздухозаборника, зафиксировав конус в оптимальном положении для трансзвукового низковысотного полета. Максимальную скорость на высоте ограничили значением, соответствующим числу М=1,75. На самолете установили современную рацию Р-862. Внешне С-54 отличался от Су-17М3 небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но по «начинке» это была совершенно другая машина. На Су-17М3 совместная работа различных бортовых систем обеспечивалась летчиком. В ходе испытаний самолета с прицелом АСП-17Б с аналого-цифровым вычислителем выявилась необходимость включения в состав бортового комплекса БЦВМ. Для С-54 разработали ПНК-54 на основе БЦВМ «Орбита-20-22», САУ-22М2, СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем «Клен-ПС», а с телевизионными — телеиндикатором ИТ-23М. На С-54 при пуске УР накладывание центральной метки прицела на цель производилось кнюппелем, а не маневрированием самолета, как на Су-17М3, у которого метка перемещалась кнюппелем после схода ракеты с направляющей.В состав вооружения входили ракеты Х-25МЛ, а корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, требующие больших углов прокачки лазерного луча подсвета цели из-за значительного отставания бомбы от самолета в момент падения, заменялись КАБ-500Т с телевизионной ГСН. Отсутствие автоматического сопровождения цели требовало такого выбора динамических характеристик контура цель — летчик-оператор — станция «Клен-ПС», чтобы при ручной коррекции линии визирования «Клена-ПС» обеспечивалась необходимая точность наведения X-25МЛ. Эту задачу блестяще решили и Х-25МЛ не потеряла своей эффективности. Вошла в состав вооружения самолета и ракета Х-29Т. Госиспытания успешно завершились в ноябре 1982 года, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре 1983 года. Этим же приказом принимался на вооружение Су-17УМ3.В одной из серий в кабине появился индикатор ИТ-23М, позволивший использовать ракету Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения «Тубус-2». Это дало возможность уничтожать сильно защищенные цели на дальностях от 3 до 13 км, против 7 у ее лазерного варианта. Кроме того, новая УР была автономной и наводилась по эталонному изображению местности, что позволяло выполнять любой маневр сразу после пуска.Для решения разведывательных задач часть самолетов, получивших обозначение Су-17М4Р (Су-17М3Р), была оборудована подвесными контейнерами ККР-1/54 для ведения комплексной разведки (радиотехнической, фото-, ИК- и телевизионной). Контейнер содержал в себе АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-систему и осветительные патроны для съемки в ночных условиях. Кроме того, при ведении разведки эти самолеты дополнительно оснащались контейнерами со станциями активных помех.В Афганистане Су-17М3Р и Су-17М4Р активно использовались не только для контроля результатов бомбо-штурмовых ударов, но и разведки противника при помощи подвесных контейнеров с фото, радиотехнической, ИК и телевизионной аппаратурой.По опыту афганской войны, большинство серийных Су-17МЗ и М4 были оборудованы дополнительными кассетами тепловых и противорадиолокационных ловушек. Поначалу самолеты оснастили четырьмя 32-зарядными кассетами АСО-2В под ИК- или ПРЛ-патроны, которые были установлены на хвостовой части фюзеляжа так, что патроны выстреливались вверх. Затем к ним добавили еще 4 кассеты, которые смонтировали по бокам гаргрота, а в дальнейшем появились еще 4 АСО уже снизу под оперением.Для экспорта создали модификацию С-54К (Су-22М4), в комплектации «А» мало чем отличавшуюся от ее прототипа, предназначенного для советских ВВС. Исполнение «Б» для «третьего мира» имело иную систему опознавания и сокращенный состав вооружения.Модернизированный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-22М4 предназначен для поражения наземных и надводных целей, днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, ведения комплексной разведки, а также ведения воздушного боя с авиацией противника.Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.Разработка комплексного тренажера летчика самолета Су-22 М4 началась специалистами ЗАО «РАА «Спецтехника» по заказу ФГУП «Рособоронэкспорт» в интересах Инозаказчика в 2007 году.Разработка и изготовление продолжались около двух лет, и после успешного завершения Государственных испытаний в середине 2009 года тренажер был поставлен Инозаказчику. В начале 2010 года после проведения пуско-наладочных работ, приемо-сдаточных испытаний и обучения специалистов ВВС тренажер был передан в эксплуатацию.Серийное производство Су-17 продолжалось 20 лет. За это время завод в Комсомольске-на-Амуре изготовил 2820 машин различных модификаций, что свидетельствует о правильности направления, выбранного П.О.Сухим весной 1965 года. Свыше тысячи машин служили, а многие из них служат и сейчас в ВВС различных стран.

Модификации:• Су-17М4 (С-54) — последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.• Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) — самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.• Су-17М4Р (С-54Р) — разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлетная масса:– нормальная (с заправкой внутренних топливных баков, 2хР-60, 1т бомб), кг 16400– максимальная (с заправкой внутренних топливных баков, 4т бомб), кг 19430Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 3770Максимальная масса боевой нагрузки, кг 4000Практический потолок (без подвесок), км 14.2Максимальная скорость полета у земли (без подвесок), км/ч 1400Максимальное число М (без подвесок) 1,7Максимальная эксплуатационная перегрузка 7Максимальная дальность полета (с боевой нагрузкой 1 т, 4х ПТБ-800):– у земли, км 1380– на высоте, км 2300Длина разбега при максимальной взлетной массе, мДлина пробега при нормальной посадочной массе (с тормозным парашютом), м 950Размеры самолета:– длина, м 19,02– размах, м 10,02(13,68)– высота, м 5,12Количество членов экипажа 1Силовая установкаКоличество и тип двигателей 1хАЛ-21Ф3Тяга:– на форсажном режиме, кгс 112000– на максимальном режиме, кгс 8000Основное бортовое радиоэлектронное оборудование1. Прицельно-навигационный комплекс1.1 Цифровая вычислительная машина1.2. Бортовое цифровое устройство1.3. Лазерная станция подсвета и дальнометрирования1.4. Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса1.5. Визирная головка1.6. Система цифрового картографирования1.7. Блок коммутации телевизионных сигналов1.8. Дисплей в кабине1.9. Аппаратура управления ракетами «воздух-РЛС» с табло «Луч»1.10. Инерциальная курсовертикаль1.11. Радиотехническая система ближней навигации и посадки1.12. Радиотехическая система ближней навигации1.13. Радиосистема дальней навигации1.14. Система воздушных сигналов1.15. Автоматический радиокомпас1.16. Самолетный ответчик1.17. Аппаратура формирования сигналов управления1.18. Система ввода информации2. Система спутниковой навигации3. Система управления оружием4. Система автоматического управления самолетом5. Радиовысотомер6. Связная приемо-передающая радиостанция7. Ответчик системы госопознавания8. Маркерный радиоприемник9. Система контроля боевых работ10.Бортовой регистратор11. Средства обороны11.1. Станция предупреждения об облучении11.2. Станция активных помех (в контейнере)11.3. Устройства выброса инфракрасных и пассивных помех12. Разведывательное оборудование (в контейнере)13. Система управления ракетами Х-25МР (в контейнере)14. Тепловизионная система (в контейнере)15. Контейнер с радиолокационным прицельным комплексом «Копье»16. Контейнер энергоснабжения и СУО17. Блоки СУО для Х-31АРесурсыРесурс самолета:– назначенный, ч 2000– срок службы, лет 20

ВООРУЖЕНИЕ

1. Пушечное вооружение Две встроенные 30 мм пушечные установки, боезапас 80 патронов на каждую2. Управляемые ракеты «воздух-поверхность» Х-58УЭ, Х-25МЛ (МР, МП литер А), Х-29Т (Л), С-25Л, Х-31А3. Корректируемые авиационные бомбы КАБ-500КР4. Управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60 (Р-60М)5. Неуправляемые снаряды С-5, С-24, С-256. Авиабомбы калибра, кг 100, 250, 5007. Разовые бомбовые кассеты РБК-5008. Зажигательные баки ЗБ-5009. Контейнеры мелких грузов КМГУ-210. Подвесные пушечные установки (стрельба вперед-назад) СППУ11. Подвесные топливные баки ПТБ-800 (840 л), ПТБ-1150 (1160л)12. Количество точек подвески 10

Источники: www.sukhoi.org, www.airwar.ru, russianarms.mybb.ru, raa-st.ru, авиару.рф и др.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М4 НА МАКС-2017 МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М3 (СУ-22М3)ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17УМ (УМ3) ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17М2ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА ОКБ «СУХОГО»

bastion-opk.ru

Су-17

Су-17М4

Существенным недостатком истребителя-бомбардировщика Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на воздушном пораде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены.

В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1971 году он полностью сменил в сборочном цехе Су-7БКЛ. Первые 10 машин были направлены в 4 ЦБП и ПЛС в Липецке. В 1973 году самолёт принят на вооружение советских ВВС. В первую очередь новыми самолётами оснащались полки 1 ОДВА (Дальневосточный ВО) и 23 ВА (Забайкальский ВО), что было вызвано обострившимися отношениями с Китаем и близостью к заводу-изготовителю. Первым их получил 523 Оршанский ибап. Модификация Су-17М в первую очередь направлялась в части 16 ВА (ГСВГ), противостоящей наиболее сильной группировке НАТО.

Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным оперением. Консоли крыла поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей надёжности работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации поворота консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется возможность установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъёмной. Для сокращения разбега могли применяться пороховые ускорители СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска 2 подфюзеляжных ПТБ ёмкостью 600, 800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях - 6) узлах внешней подвески самолёт может нести свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500 кг; контейнеры КМГ-У; НАР С-3К, С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; УР Х-23. Пушечное вооружение состоит из двух 30-мм пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях крыла могут подвешиваться пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60. На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен нести тактическое ядерное оружие.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана (в самом начале войны в боях принимал участие 217 апиб, вооружённый самолётами Су-17). На основе опыта боевого применения был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны.

В 1997 году истребительно-бомбардировочная авиация в России была упразнена. Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. В ВВС России остались одни разведчики Су-17М4Р, остальные находится на базах хранения или утилизируются. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей.

Фотографии Cу-17 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • С-22И - прототип. Первый полёт 2 августа 1966 года.
  • Су-17 (С-32) - первый серийный вариант. Оснащался двигателем АЛ-7Ф1-250. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов. Поставлялся в Египет.
  • Су-17М (С-32М) - модернизированный. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3, изменённой конструкцией фюзеляжа, новой топливной системой, составом оборудования, 2 дополнительными узлами внешней подвески. Первый полёт в декабре 1971 года. Выпускался в 1971-1976 годах.
  • Су-17М2 (С-32М2, С-42) - модернизированный. Отличался удлинённой на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400", оптический прицел АСП-17С и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен на 200 л. Первый полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на вооружение 3 февраля 1976 года.
  • Су-17М2-Д - доработанный. Отличался установкой доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения аппаратуры управления ракетой Х-23.
  • Су-17М2Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки активных помех.
  • Су-17М3 (С-52, Су-19) - модернизированный. Разработан на базе Су-17УМ. Отличался конструкцией кабины пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным гребнем, усиленным шасси, новым прицельным комплексом и дополнительными топливными баками. Первый полёт в 1976 году. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-17М3-58-27 - летающая лаборатоия для отработки ракет Х-27ПС, Х-58У.
  • Су-17М3П (С-52П) - доработанный. Оснащался противолокационным вооружением Х-27ПС, Х-58 с аппаратурой целеуказания "Вьюга-17". Переоборудована в строю часть Су-17М3.
  • Су-17М3Р - разведчик на базе Су-17М3.
  • Су-17М4 (С-54) - последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.
  • Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) - самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.
  • Су-17М4Р (С-54Р) - разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.
  • Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-20 (С-32МК) - экспортный вариант Су-17М (коммерческий). Выпускался в 1973-1976 годах.
  • Су-22 (С-32М2К) - экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29БС-300. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-22М (С-52К) - экспортный вариант Су-17М3. Выпускался в 1977-1981 годах.
  • Су-22М3 (С-32М3К) - экспортный с полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов.
  • Су-22М4 (С-54К) - экспортный вариант Су-17М4. Выпускался в 1984-1990 годах.
  • Су-22УМ (С-52УК) - экспортный учебно-боевой. Выпускался с 1979 года.

Лётно-технические характеристики

Су-17 Су-17М4
Двигатель АЛ-7Ф-1 АЛ-21Ф-3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная на форсаже

6800 9600 7800 11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30° разиах крыла при стреловидности 63° длина с ПВД высота

13,68 10,025 18,097 4,962 13,68 10,025 19,026 5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49 38,49
Масса, кг:

пустого взлётная максимальная

9950 16270 12161 19700
Запас топлива, кг 2790 3770
Боевая нагрузка, кг 2500 4070
Скорость, км/ч:

максимальная у земли взлётная посадочная

1350 350 275 1350 360 285
Максимальное число М 2,1 1,75
Максимальная скороподъёмность, м/с 210 230
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 1930 2550
Практический потолок, м 16350 15200
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 7,5
Длина разбега, м

пробега, м

1250 700 1500 1100
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 110-114.
  2. Васильев Н. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. - 1994. - №3-4. - С. 34-35.
  3. Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. - 1992. - №№ 2, 3.
  4. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
  5. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 20-21.
  6. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 29-30.
  7. Марковский В.Ю. Афганские "стрижи". // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 36-40.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // АэроХобби. - 1994. - №3.
  9. Марковский В.Ю., Приходченко В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
  10. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17. // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 33-34.

aviaros.narod.ru