Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 "Таран". СССР. Су 152п


Самоходная артиллерийская установка СУ-152П » Военное обозрение

Изучение трофейных образцов и захваченной немецкой документации советскими специалистами привело к появлению целого ряда новых проектов. Среди прочего, военные и конструкторы заинтересовались немецкими самоходными артиллерийским установками полуоткрытой архитектуры. К началу пятидесятых годов было создано сразу три проекта подобной техники. Один из них предлагал строительство самоходки с длинноствольным орудием калибром 152 мм и носил название СУ-152П.

Напомним, на заключительном этапе Великой Отечественной войны трофеями Красной Армии стало большое число новейших бронемашин гитлеровской Германии. Чуть позже удалось получить доступ к технической и конструкторской документации. В ходе изучения трофеев было установлено, что полуоткрытая установка орудия на самоходном шасси, использовавшаяся в нескольких немецких проектах, представляет определенный интерес и может быть использована при создании новой техники. Указания, в соответствии с которыми следовало начать разработку подобных проектов, появились в середине 1946 года.

Единственный прототип СУ-152П в музее. Фото Wikimedia Commons

Проработка облика перспективных бронемашин была поручена отделу №3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск). Работами руководил Л.И. Горлицкий. Достаточно быстро конструкторский коллектив создал предварительные варианты проекта, после чего в течение двух лет продолжал их развитие. Результаты этих работ вновь получили одобрение, после чего был дан старт трем новым проектам. В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года ОКБ-3 должно было создать три самоходки, построенные на унифицированном шасси и имеющие разное вооружение.

Одна из перспективных САУ должна была нести мощное длинноствольное 152-мм орудие М-53, разработанное заводом №172 (г. Пермь). Этот проект получил рабочее название «Объект 116». Позже самоходку обозначили как СУ-152П. Следует отметить, что, несмотря на определенное сходство обозначений, эта боевая машина не имела прямого отношения к ранее разработанным образцам.

В соответствии с техническим заданием, перспективные самоходки трех типов должны были строиться на унифицированном шасси. В рамках нового проекта было решено отказаться от прямого развития существующих самоходных машин и создать требуемое шасси с нуля. Для этого была проведена объемная работа по изучению имеющихся идей и технологий и поиску оптимальных конструкций. Итогом таких работ стало появление оригинальной конструкции самоходного шасси, заметным образом повлиявшей на дальнейшее развитие самоходной артиллерии.

Изначально перспективное шасси разрабатывалось для самоходки СУ-100П / «Объект 105», однако в его конструкции учитывались требования проекта «Объект 108» / СУ-152Г. Такая машина должна была отличаться повышенной прочностью и иметь возможность работы с 152-мм орудиями. В рамках третьего проекта «Объект 116» / СУ-152П бронированное шасси пришлось заметным образом доработать. В связи с использованием более крупного и тяжелого орудия нужно было удлинить существующий корпус и оснастить его измененной ходовой частью. Тем не менее, даже после таких переделок гусеничная машина сохраняла основные черты базовых изделий.

Реконструкция облика машины. Рисунок Dogswar.ru

Перспективная САУ предназначалась для работы на переднем крае, но получила только противопульное бронирование. Как и другие машины своего семейства, самоходка имела корпус, собранный из бронелистов толщиной не более 18 мм. Наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой части и на бортах. Прочие элементы корпуса имели толщину не менее 8 мм. Основная часть соединений выполнялась сваркой. Одновременно с этим предусматривалось несколько клепаных соединений. Компоновка соответствовала другим проектам. В передней части корпуса находилась трансмиссия, позади которой расположили моторный отсек (справа) и отделение управления (слева). Прочие объемы отдавались под боевое отделение.

Корпус СУ-152П отличался от существующего агрегата, использованного в двух других проектах, только своей длиной. Обводы и компоновка оставались прежними. Лобовая проекция прикрывалась наклонными листами наибольшей толщины, а также расположенной под некоторым углом к горизонтали крышей. Непосредственно за наклонной верхней лобовой деталью помещались люк водителя и крышка моторного отсека. Проект предусматривал применение вертикальных бортов, кормовая часть которых дополнялась откидными щитками боевого отделения. Сзади корпус защищался наклонным кормовым листом.

Боевое отделение и казенная часть орудия прикрывались щитом, похожим на использовавшиеся в других проектах. Этот агрегат имел наклонный лобовой лист толщиной 20 мм, треугольные скулы и вертикальные борта. Сверху на щите предусматривалась крыша с проемами для установки оптики. По ряду причин щит орудия собирался при помощи заклепок. Щит монтировался на одной установке с орудием и мог перемещаться вместе с ним в горизонтальной плоскости.

В моторном отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с. Этот двигатель представлял собой дальнейшее развитие серийного В-2 и отличался некоторыми преимуществами эксплуатационного характера. В рамках проекта перспективного шасси для двигателя была создана улучшенная система охлаждения, позволившая уменьшить потребные размеры моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе главного фрикциона сухого трения, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов, выдававшей мощность на ведущие колеса переднего расположения.

Проекции самоходки. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Корпус самоходки «Объект 116» отличался увеличенной длиной, из-за чего потребовалась определенная переработка ходовой части. Теперь на каждом борту корпуса помещалось по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков по-прежнему имели гидропневматические амортизаторы. Появилась дополнительная пара поддерживающих роликов. Расположение и конструкция ведущих и направляющих колес не изменялись. Как и в других проектах семейства, планировалось использовать первую отечественную гусеницу с резинометаллическим шарниром.

В передней части боевого отделения разместили тумбовую установку для монтажа орудия требуемого типа. Использовались секторные механизмы наводки. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 143° при помощи ручных или электрических приводов. Углы вертикальной наводки от -5°до +30° устанавливалось только вручную. В связи с большими габаритами и массой орудия установка получила уравновешивающий механизм пружинного типа. Его колонки располагались вертикально непосредственно за щитом. Применялись гидропневматические противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пневматическим откатником. Орудие укомплектовали телескопическим и перископическим прицелами. Также имелась панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Орудие М-53 представляло собой очередной вариант развития довоенной пушки Бр-2, выполненный с использованием новых идей и технологий. Ранее неоднократно предлагались те или иные варианты модернизации базового образца, и к концу сороковых годов завод №172 представил проект М-53. Предполагалось, что такое орудие можно будет использовать в качестве основного вооружения самоходок противотанкового и штурмового класса.

Изделие М-53 получило сравнительно длинный нарезной ствол-моноблок калибром 152 мм. Использовался горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Также в казенной части имелся досылатель пружинного типа. В связи с большой мощностью орудия и ограниченными характеристиками шасси было решено использовать оригинальный дульный тормоз. В дульной части ствола располагался сравнительно длинный агрегат с 12 парами боковых щелей для выброса пороховых газов. Такая конструкция тормоза позволяла компенсировать до 55% импульса отдачи. Максимальная величина отката достигала 1,1 м.

Опытная СУ-152П на испытаниях. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Отечественные бронированные машины. XX век"

Орудие использовало раздельно-гильзовое заряжание и могло применять все существующие снаряды калибра 152 мм. Боекомплект в виде 30 выстрелов перевозился в кормовой укладке боевого отделения. Для большей безопасности снаряды и гильзы помещались внутри бронированного ящика, открываемого из отсека. Работать с боеприпасами должны были двое заряжающих. При помощи механического досылателя они могли обеспечивать скорострельность до 5 выстрелов в минуту.

Самоходка СУ-152П управлялась экипажем из пяти человек. В отделении управления помещался механик-водитель. Он имел собственный люк и пару смотровых приборов для вождения в боевой обстановке. В передней части боевого отделения, под прикрытием щита, находились командир и наводчик. В корме боевого отделения работали двое заряжающих. По понятным причинам, рабочие места наводчика, командира и заряжающих не оснащались люками. В то же время, для большего удобства посадки или работы борта отделения могли откидываться наружу.

Новая самоходная артиллерийская установка получалась крупнее других образцов своего «семейства». Длина по корпусу увеличилась до 7,3 м, ширина осталась на уровне 3,1 м, высота – менее 2,6 м. Боевая масса превышала 28,5 т. По расчетам, САУ должна была показывать неплохую подвижность. При движении по шоссе максимальная скорость могла достигать 55-60 км/ч. Запас хода – 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водоемы глубиной до 1 м можно было пересекать вброд.

Разработка трех самоходок полуоткрытой компоновки велась одновременно и завершилась в начале 1949 года. Тогда же «Уралмашзавод» приступил к сборке трех опытных образцов. В марте 1949-го прототип «Объект 116» / СУ-152П вышел на полигон для прохождения заводских испытаний. В течение нескольких недель бронемашина прошла более 2900 км и сделала 40 выстрелов. Было установлено, что имеющееся унифицированное шасси не лишено недостатков. Надежность отдельных элементов ходовой части оставляла желать лучшего, а большая боевая масса и мощный импульс отдачи ускоряли изнашивание агрегатов. Кроме того, были выявлены определенные проблемы с артиллерийской частью. В существующем виде САУ не годилась для эксплуатации и потому нуждалась в серьезной доработке.

Вид слева. Дульный тормоз закрыт чехлом. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Отечественные бронированные машины. XX век"

С целью ускорения работ и экономии средств было решено совершенствовать шасси трех самоходок в ходе дальнейшего развития только проекта. Улучшать и отрабатывать базовый образец планировалось только в рамках проекта СУ-100П. При получении желаемых результатов обновленное шасси могло быть перенесено в два других проекта. Что касается орудийных установок, то они совершенствовались отдельно, каждая в рамках своего собственного проекта.

Доработка базового шестикаткового шасси продолжалась до января 1950 году и успела столкнуться с определенными проблемами. Параллельно с этим, в соответствии с рекомендациями заказчика, ОКБ-3 искало пути сокращения боевой массы СУ-152П. Для получения желаемых характеристик эта машина должна была весить около 26 т. Путем заметной переделки определенных деталей эту задачу удалось решить, но только частично. Масса доработанной самоходки сократилась, однако по-прежнему превышала рекомендованный уровень.

В начале 1950 года на государственные испытания вышли сразу три САУ разных типов, среди которых был и «Объект 116» на обновленном шасси и с переделанной артиллерийской частью. Доработанная и усиленная ходовая часть трех самоходок получила хорошую оценку. Также заказчик одобрил имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В то же время, СУ-152П сохранила некоторые негативные особенности комплекса вооружений. В итоге было решено, что все три представленных образца не справились с государственными испытаниями и нуждаются в дальнейшей доработке.

Машины вновь возвратили на завод-изготовитель для очередной переделки. Как и ранее, основные идеи и решения, касавшиеся совершенствования техники, проверялись и отрабатывались на опытных СУ-100П, тогда как СУ-152Г и СУ-152П ждали завершения подобных работ, попутно получая улучшенные системы вооружения. Такое обновление перспективных машин продолжалось до середины пятидесятых годов.

Вид на корму. Можно рассмотреть орудийную установку. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Отечественные бронированные машины. XX век"

К этому времени военное и политическое руководство страны поменяло свое мнение о путях развития боевых бронированных машин и вооружения для армии. Увидев значительные успехи ракетной техники, руководители страны и военачальники стали считать ствольную артиллерию устаревшей. Прямым следствием этого стало решение о закрытии целого ряда перспективных проектов орудий и самоходных установок. Вместе с другими разработками под сокращение попала и САУ «Объект 116». Работы были остановлены, а единственный построенный опытный образец позже передали в музей г. Кубинка, где он остается по сей день. В музейном зале можно оценить длину ствола пушки М-53: даже без дульного тормоза он не только нависает над проходом между двумя рядами техники, но и едва ли не достает до экспоната напротив.

Чуть позже конструкторам удалось убедить потенциального заказчика в необходимости дальнейшего развития имеющейся техники. Тем не менее, новый проект подразумевал совершенствование самоходки СУ-100П, тогда как два других проекта оставались не у дел. К началу шестидесятых годов на базе этой машины была создана улучшенная самоходная установка СУ-100ПМ, в дальнейшем ставшая базой для нового многоцелевого шасси. Последнее было пригодным для использования в новых проектах военной и специальной техники. Удлиненное унифицированное шасси тоже получило развитие и было использовано в нескольких новых проектах техники различного назначения.

Проект «Объект 116» / СУ-152П должен был привести к появлению перспективной самоходной артиллерийской установки с достаточно мощным вооружением, способной бороться с целями как на переднем крае, так и с закрытых позиций. Тем не менее, наличие массы оригинальных идей и решений привело к известным трудностям, из-за чего разработка всего семейства проектов заметным образом затянулась. В дальнейшем руководство и командование изменило свои взгляды на модернизацию сухопутных войск, вследствие чего проект был закрыт. К теме самоходок с орудиями калибром 152 мм вернулись только в середине шестидесятых годов, но более поздние боевые машины основывались на иных идеях и потому имели минимальное сходство с опытной СУ-152П.

По материалам:http://dogswar.ru/http://otvaga2004.ru/http://tankmuseum.ru/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/http://strangernn.livejournal.com/Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2010. – Т. 3. 1946–1965

topwar.ru

СУ-152П и Объект 120 "Таран". СССР » Военное обозрение

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение "Объект 116". Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53 имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, - несмотря на удлинение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия. Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но, полагаю, что о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны, на мой взгляд, демаскировать орудие даже на асфальте.

СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились....

Объект 120 "Таран"

Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, "Объект 120", она же "Таран". Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) - современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно - современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 - с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, - не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале

А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» - советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, - в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ "Таран", как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, - на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых - то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.

Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно - ведь "Таран", по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6"). В целом же, самоходка вышла довольно легкой - всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз - наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.

Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал - с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным - "всего" 35кг), да в движении... Мало не покажется, уверяю вас.

Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад - тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки...

Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали - выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче - с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.

Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна - наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий "Таран" прямиком в Кубинку, в музей БТТ, где и пребывает по сей день...

topwar.ru

Сверхмощная и слишком легкая САУ СУ-152П. - Не теряйте мужества

САУ СУ-152П с пушкой М-53 (кликабельно)

Всем хороша была ИСУ-152, но уж больно неповоротлива. Как вы знаете, доходило до того, что в обороне САУ приходилось ставить веером, чтобы обеспечить батарее пристойный сектор огня. Поэтому, в послевоенные годы с учетом очень заинтересовавшего советских конструкторов опыта Waffentrager (фактически, ПТП на самоходном гусеничном лафете) было разработано несколько опытных самоходок в таком калибре, самой чудовищной из которых была САУ "Объект 116", или СУ-152П.

СУ-152П, вид сбоку. Хорошо видно семикатковое шасси (кликабельно)

Построенная на базе САУ СУ-152Г/СУ-100П (шасси было удлинено на один каток) машина была вооружена очень мощным орудием М-53 конструкции ОКБ пермского завода № 172. Пушка была оснащена щелевым дульным тормозом и пружинным уравновешивающим механизмом. Секторный механизм горизонтального наведения имел электропривод. Подъемный механизм — ручной. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Боевая скорострельность за счет применения пружинного досылателя составляла четыре-пять выстрелов в минуту.. Насколько мощным было орудие? Ну вот МЛ-20 представляете себе? Тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником марки 53-БР-540Б весом почти 49 кг вылетал из нее с начальной скоростью 600 м/с (дульная энергия, как вы понимаете - 9МДж). А вот М-53 запускал этот же снаряд со скоростью аж в 760 м/с!!! Соответственно, дульная энергия уже 14,4МДж. В 1,6 раза больше.

СУ-152П в музее, в Кубинке (кликабельно)

Конечно, такой снаряд с гарантией выводил из строя любой танк (да и сегодня мало никакому танку не покажется, даже если не пробьет - то поломает, точно.). Конечно, с такой отдачей САУ массой 28,7 тонн справиться не могла, тем более, что орудие, в отличие от ИСУ-152, имело сектор горизонтального наведения в целых 143°, в смысле, ±71,5° (борта машины были откидными).

вид на машину сзади-слева. В корме машины укладка на 30 выстрелов (кликабельно)Поэтому - вот, переразвитый щелевой дульный тормоз с эффективностью 55% и демаскировкой орудия на любом грунте. Но и это помогло очень относительно. САУ мотало отдачей так, что прицел сбивался, а стало быть - ну как из нее прицельно стрелять-то, вообще? Несмотря на мощность орудия принять такую САУ на вооружение оказалось невозможно. Но спустя лет 15 из нее, похоже, проклюнулся "Объект 120", САУ "Таран".+ СУ-152П в Википедии+ вид на машину спереди (плохое качество)

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1633841.html. Please comment there using OpenID.

strangernn.livejournal.com

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) (СССР)

В годы Великой Отечественной прекрасно зарекомендовали себя самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152. оснащённые мощными 152-мм орудиями. Они не толью наносили сокрушительные удары по оборонительным сооружениям противника и скоплениям его живой силы и техники, но и успешно боролись с танками и самоходными арт-системами — в том числе новейшими, с улучшенной бронезащитой. Не подлежало сомнению, что в дальнейшем роль бронетехники в скоротечных маневренных военных операциях еще более возрастет. Поэтому после войны советские КБ приступили к созданию мощных самоходок нового поколения. Одну из них, с пушкой калибра 152 мм, по постановлению Совета министров СССР и Главного бронетанкового управления, заказали сразу трем заводам; № 172 в Мотовилихе и обоим Кировским — ленинградскому и челябинскому.

Специалисты КБ завода №172 взяли за основу баллистику пушки Бр-2 образца 1935 г. Орудию, проектируемому дпя противотанковой самоходки, присвоили обозначение М-31. Его оснастили стволом-моноблоком с мощным дульным тормозом щелевого типа, компенсировавшим до 70% отката — что позволило укротить его почти втрое, до 520 мм (у Бp-2 — 1400 мм). Массивный казенник не только запирал ствол вместе с затвором, но и уравновешивал переднюю часть ствола с противооткатными системами относительно цапф. Полуавтоматический клиновой затвор горизонтального типа обеспечивал большую скорострельность и был удобнее при работе в тесном боевом отделении, нежели поршневой, как на Бр-2, или другие вертикальные — те обладают значительным усилием на рукоятке и потому применяются главным образом на орудиях малого и среднего калибров.

Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. После выстрела вместе со стволом отходили их цилиндры. С помощью подьемного механизма секторного типа с ручным приводом стволу придавали угол возвышения от -5' до +21°. Наибольшая дальность стрельбы достигала 25070 м. При ведении огня с закрытых позиций наводчик и командир машины пользовались панорамным прицелом ЗИС-3, при прямой наводке — телескопическим ТП-47Д.

Конструкторы постарались уменьшить задымление боевого отделения пороховыми газами — после выстрела ствол продувался сжатым воздухом из баллонов.

Орудие предполагалось установить на специальном шасси "715", разработанном в Челябинске. Но в 1947 г. проект рассмотрели в артиллерийском комитете ГАУ и вместо шасси "715" рекомендовали использовать ходовую часть тяжелого танка ИС-7, который тогда создавался на ленинградском Кировском заводе. В Ленинграде занялись перекомпоновкой самой машины, а на 172-м заводе модифицировали пушку — применили пороховые заряды, создававшие в стволе более высокое давление. Новый вариант орудия получил обозначение М-31А.

Тем не менее, после испытаний, состоявшихся в 1948 г.. установку на вооружение не приняли — не только из-за ее конструкционных недостатков, но и потому, что на заводе №172, в ЦКБ "Трансмаш" и на "Уралмаше" разрабатывались улучшенные пушки того же калибра.

В Мотовилихе еще с 1946 г. шли работы над орудием М-48 с уникальными баллистическими характеристиками. Пороховой заряд в 24,6 кг при выстреле создавал давление пороховых газов 3190 кг/см", а бронебойный снаряд весом 49 кг развивал начальную скорость 1000 м/с. Ствол оборудовали щелевым дульным тормозом — его эффективность достигала 60% — и автоматическим механизмом продувки. Затвор — клиновой полуавтоматический, горизонтальнсго типа.

В июне 1947 г. проект М-48 одобрили в ГАУ. Завод "Большевик" начал выпускать стволы, а артиллерийскую часть орудия делали в Мотовилихе. Однако размещение пушки М-48 на ходовой части ИС-7 признали неудачным и поручили ленинградскому Кировскому заводу разработать специальную самоходную базу чем все и кончилось.

К тому времени в КБ "Уралмаша" изготовили опытные образцы 152-мм пушки М-53, предназначавшейся для полузакрытой самоходки СУ-1 — ее собирались применять и как противотанковую, и как штурмовую.

Ее ствол-моноблок оборудовали дульным тормозом щелевого типа с эффективностью 55%. Затвор — клиновой полуавтоматический горизонтальный. Досылание снаряда осуществлялось механическим пружинным устройством, а гильз с полными и уменьшенными переменными зарядами — вручную. Пороховой заряд в 10,5 кг создавал в стволе давление 2300 кг/см, и тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд массой 48,9 кг получал начальную скорость 760 м/с. В боекомплект входили и остроголовье боеприпасы весом 48,7 кг.

Орудие оснастили гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником, уравновешивающим механизмом, системами наведения секторного типа. Угол возвышения ствола варьировался от -5° до +30°, горизонтальное наведение — за счет электропривода. Пушка находилась на роликовом погоне, что уменьшало усилие при ее поворотах на борт.

Орудие М-53 поначалу предполагалось установить на специальное шасси, созданное на Уральском заводе тяжелого машиностроения, но затем было принято решение использовать ходовую часть 100-мм самоходки СУ-100П, удлинив ее корпус и увеличив число опорных катков с 12 до 14, а поддерживающих роликов — с 6 до 8. Новая машина получила обозначение СУ-152П (Объект 116).

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) сконструирована с открытой установкой орудия. В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение.

Полигонные испытания выявили у нее ряд недостатков, в том числе малую устойчивость при ведении огня прямой наводкой. Поэтому СУ-152П (Объект 116) не была принята ма вооружение армии. Ныне опытная СУ-152П является частью постоянной экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке.

Боевая масса, т 28,5-28,7 Экипаж, чел. 5 Длина с пушкой вперёд, мм 7340 Ширина корпуса, мм 3120 Высота, мм 2570 Клиренс, мм 400 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 25 Калибр и марка пушки 152-мм М-53 Тип пушки 152-мм пушка М-53 Боекомплект пушки 30 Углы ВН, град. -5..+30 Углы ГН, град. -143..+143 Тип двигателя дизельный В-54-105 Мощность двигателя, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 55-65 Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков Удельное давление на грунт, кг/см? 0,75 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1

www.dogswar.ru

152П - это... Что такое СУ-152П?

СУ-152П История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность Дополнительно
САУ СУ-152П в Бронетанковом музее г. Кубинка
Классификация Самоходная противотанковая пушка/Штурмовое орудие
Боевая масса, т 28,5..28,7
Экипаж, чел. 5
Производитель
Годы производства 1949
Длина с пушкой вперёд, мм 7340
Ширина корпуса, мм 3120
Высота, мм 2570
Клиренс, мм 400
Лоб корпуса, мм/град. 25
Калибр и марка пушки 152-мм М-53
Тип пушки пушка
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. -5..+30
Углы ГН, град. -143..+143
Тип двигателя В-105-В
Производитель: ЧТЗ
Марка: В-105-В
Тип: дизельный
Объём: 38 880 см3
Максимальная мощность: 294 кВт (400 л.с.), при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 1715 Н·м, при 1200 об/мин
Конфигурация: V12
Цилиндров: 12
Диаметр цилиндра: 150 мм
Ход поршня: 180 мм
Cтепень сжатия: 14..15
Охлаждение: жидкостное
Тактность (число тактов): 4
Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 55..65
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1
Изображения на Викискладе? СУ-152П

СУ-152П (Объект 116) — советская опытная 152-мм самоходная артиллерийская установка. Серийно не производилась.

Главный конструктор — Г. С. Ефимов[1].

История создания

В 1946 году под руководством Г. С. Ефимова в конструкторском бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» был завершён эскизный проект 152-мм САУ СУ-152П. Пушку М-53 разработало специальное конструкторское бюро Пермского «Мотовилихинского завода».[2]

В сентябре 1948 года был изготовлен опытный образец. В 1949 году были окончены Государственные испытания, после которых был выявлен ряд конструктивных недостатков. На снабжение в армию машина принята не была.[3]

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П сконструирована с открытой установкой орудия.[2]

Броневой корпус и башня

В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение.[2]

Вооружение

В качестве основного орудия использовалась 152-мм пушка М-53, которая изначально была предназначена для полузакрытой САУ СУ-1. Применять её предполагалось как противотанковую и как штурмовую. Пушка установлена на тумбу и оснащена механизмом облегчения заряжания. Для уменьшения усилия на борт при поворотах, пушка была установлена на роликовый погон.[2]

Ствол орудия моноблочный, с дульным тормозом щелевого типа. Эффективность дульного тормоза 55%. Затвор полуавтоматический горизонтально-клиновой. Досылание снаряда производилось с помощью механического пружинного устройства, а гильзы с полным и уменьшенным переменным зарядом досылались вручную. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось электроприводом.[2]

Ходовая часть

Пушку М-53 предполагалось разместить на специально сконструированном шасси. В качестве базы было выбрано шасси САУ СУ-100П. Длина шасси была увеличена и добавлен дополнительный опорный каток.[2]

Сохранившиеся экземпляры

На данный момент (2010 год) сохранившийся экземпляр находится в Танковом музее в городе Кубинка.[4]

Примечания

Литература

  • А.В.Карпенко ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — Санкт-Петербург, 2002. — 44 с. — (1(9)).
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.

Ссылки

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П в танковом музее города Кубинка

dic.academic.ru

152-мм установка СУ-152П с пушкой М-53. Техника и оружие 1996 06

152-мм установка СУ-152П с пушкой М-53

Су-152П представляла собой противотанково- штурмовую установку. В ноябре 1946 года КБ завода «Уралмаш» представило ГАУ эскизный проект 152-мм пушки М- 53, предназначенной для установки в 24-х тонный самоход, спроектированный УЗТМ. Проект пушки был одобрен. Но в ходе последующих согласований КБ «Уралмаша» разработало новую схему на основе значительного смещения орудия вперед. Окончательно техпроект был утвержден ГАУ в конце 1947 года.

Пушка М-53 имела мощный щелевой дульный тормоз с эффективностью 55%. Затвор горизонтальный клиновой полуавтоматический. Заряжание раздельно-гильзовое. Снаряд досылается механическим досылателем пружинного типа, досылание гильзы с зарядом производится вручную.

Баллистика пушки аналогов не имеет, и по начальной скорости она почти на 100 м/с (760 против 665) превышает показатели МЛ-20 и ИСУ-152.

Тормоз отката гидравлический, накатник пневматический, длина отката 1100 мм.

Механизм горизонтального наведения пушки секторного типа с электрическим приводом. Вращающаяся часть орудия размещена на роликовом погоне, чем значительно снижено усилие привода поворотного механизма. Система хорошо отцентрирована – геометрический центр роликового погона и центр тяжести вращающейся части находятся на одной вертикали. Ввиду невозможности обеспечить естественное уравновешивание качающейся части был введен уравновешивающий механизм пружинного типа. На фото хорошо видны его две вертикальные колонки. Верхний станок пушки установлен на тумбе, прикрепленной к боевому отделению.

Первый опытный образец пушки М-53 был изготовлен «Уралмашем» и отправлен на УЗТМ 8 сентября 1948 года, второй образец пушки сдан военпреду 30.09.1948 г., а третий – 31.12.1948 г.

Открытая щитовая установка СУ-152П была изготовлена УЗТМ на базе самохода СУ- 100П. Корпус удлинен и увеличено число опорных катков с 12 до 14, а поддерживающих – с 6 до 8.

В 1949 году были проведены испытания самохода с пушкой, в ходе которых отмечена его недостаточная устойчивость при стрельбе.

Установка СУ-152П на вооружение не принималась и в серийное производство не запускалась. Опытный образец СУ-152П хранится в Кубинском музее.

Баллистические данные пушки М-53

Вес снаряда, кг Вес заряда, кг Начальная скорость, м/с Давление в канале, кг/см 2

49 10,3 760 2300

152-мм установка Су- 152П с пушкой. М-53

Схема Су-152П

Казенная часть пушки М-53

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Waffentrager по-русски. САУ Объект 116.

Послевоенная САУ "Объект 116", или СУ-152П вооружалось 152-мм орудием М-53.

В качестве базы выбрано 24-тонное шасси САУ СУ-100П с добавлением дополнительного опорного катка. Корпус имел бронирование толщиной 25 мм.Боевое отделение у Объекта 116 располагалось в корме, соответственно спереди трансмиссионное. Орудие М-53 устанавливалось на тумбе, угол горизонтального обстрела орудия составлял 143 градуса. Расчет был защищен П-образным щитом.

Орудие М-53, выбранное для установки на СУ-152П было очень мощным. При весе снаряда в 49 кг, его скорость в момент покидания канала ствола составляла 760 м/с (для сравнения установленная в ИСУ-152 пушка-гаубица МЛ-20, имела начальную скорость снаряда 655 м/с). Естественно, что для шасси массой 28,7 тонн, отдача этого "монстра" была чрезмерно велика. Для снижения момента отдачи на орудие установили дульный тормоз щелевидного типа с эффективность 55%. Орудие М-53 имело раздельное заряжание, досылание снаряда производилось с помощью механического досылателя пружинного типа, а гильзы с полным и уменьшенным переменным зарядом досылались вручную.

САУ "Объект 116" могла использоваться как для стрельбы с закрытых позиций, так и как противотанковое средство (прикиньте эффект попадания 50-кг "поросенка" в танк из этой "дуры"!). Первый опытный образец пушки М-53 был изготовлен «Уралмашем» и отправлен на УЗТМ 8 сентября 1948 года, второй образец пушки сдан военпреду 30.09.1948 г., а третий – 31.12.1948 г.

Казенная часть орудия М-53

В 1949 году опытный образец САУ "Объект 116", был испытан возкой и стрельбой, причем отмечалась крайняя неустойчивость СУ-152П при стрельбе. Установка СУ-152П на вооружение не принималась и в серийное производство не запускалась.

Опытный образец СУ-152П хранится в Кубинском музее.

mihalchuk-1974.livejournal.com