Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи". Стрижи самолеты


Авиационные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи». Справка | Справка | Вопрос-Ответ

«Стрижи» — это авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-Воздушных Сил России созданная на базе 234 гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка. Официальным днём рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи» на сверхзвуковых реактивных фронтовых истребителях МиГ-29. «Стрижи» располагаются на авиабазе ВВС России Кубинка в Одинцовском районе Подмосковья.

Основной состав пилотажной группы АГВП «Стрижи» в 2017 году:

  • Ведущий — подполковник Сергей Осяйкин
  • Левый ведомый — майор Дмитрий Зубков
  • Правый ведомый — майор Дмитрий Рыжеволов
  • Хвостовой ведомый — майор Денис Кузнецов
  • Левый крайний ведомый — майор Василий Дудников
  • Правый крайний ведомый — майор Сергей Синькевич

«Русские Витязи» — единственная в мире авиационная группа, показывавшая фигуры высшего пилотажа на тяжёлых строевых истребителях Су-27. Группа «Русские Витязи» была сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1 эскадрильи 237 гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка. Как и «Стрижи», они базируются на подмосковной авиабазе Кубинка. Первое выступление «Витязей» состоялось через четыре с половиной месяца после официального дня рождения группы, 24 августа 1991 года, на первом польском авиашоу в Познани. С 2016 года на «Витязи» летают на двухместных многоцелевых тяжёлых истребителях Су-30СМ.

Основной состав пилотажной группы АГВП «Русские Витязи» в 2017 году:

  • № 1 — командир авиагруппы, гвардии полковник Андрей Алексеев
  • № 2 — гвардии капитан Владимир Кочетов
  • № 3 — гвардии подполковник Александр Богдан
  • № 4 — гвардии подполковник Сергей Щеглов
  • № 5 — гвардии подполковник Олег Ерофеев

Зачем нужны «Стрижи» и «Русские Витязи»?

Российские пилотажные группы создавались с целью привлечения молодёжи в авиацию, но главное — для демонстрации возможностей передовой авиационной техники ВВС и взаимодействия с лётчиками других стран.

Пилоты АГВП имеют классную квалификацию «лётчиков 1 класса» и общий налёт свыше 1000 часов. Самолеты «Стрижей» и «Витязей» не отличаются от строевых машин ничем, кроме окраски (цвета российского триколора). В боевых действиях самолёты участия не принимают.

Совместные полёты «Стрижей» и «Русских Витязей»

15 марта 2003 года состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями». Одной из наиболее узнаваемых фигур высшего пилотажа стал гигантский ромб, состоявший из четвёрки МиГ-29 и пяти Су-27. Этот пилотажный строй получил имя «Кубинский бриллиант».

В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации. Уже несколько лет подряд «Стрижи» и «Витязи» летают девяткой над Красной площадью 9 мая и представляют Россию на международных авиасалонах.

Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-29

  • Длина — 17,32 м
  • Размах крыла — 11,36 м
  • Высота — 4,73 м
  • Нормальная взлётная масса — 15 300 кг
  • Максимальная скорость полёта — 2450 км/ч на высоте, 1500 км/ч у земли
  • Вооружение — ракеты средней дальности — 2 х Р-27(Т), ракеты ближнего боя — 6 х Р-73, пушка — ГШ-301 (30/150)

Тактико-технические характеристики истребителя Су-30СМ

  • Длина — 21,9 м
  • Размах крыла — 14,7 м
  • Высота — 6,36 м
  • Нормальная взлётная масса — 24900 кг
  • Максимальная скорость полёта — 2125 км/ч на высоте, 1350 км/ч у земли.
  • Вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, 6 управляемых ракет средней дальности и 6 ракет ближнего боя, свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).

Происшествия

12 декабря 1995 года при заходе на посадку в 25 километрах от расположенной во Вьетнаме авиабазы Камрань произошло столкновение трёх самолетов Су-27 «Русских Витязей» со склоном горы, закрытой облаками. Пилоты возвращались с международного авиасалона «Лима‑95». В результате столкновения самолёты полностью разрушились, четыре члена пилотажной группы — подполковник Борис Григорьев, майоры Александр Сыров, Hиколай Кордюков, и Hиколай Гречанов — погибли. После трагедии в течение почти года эскадрилья «Русских витязей» не поднималась в воздух. С 1996 года «Витязи» возобновили полёты.

В 2006 году самолёт МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» упал сразу после взлёта из пермского аэропорта Большое Савино. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался. Причиной аварии стало попадание птиц в оба двигателя. На месте падения самолёта жертв и разрушений не было.

Смотрите также:

www.aif.ru

История пилотажной группы "Стрижи"

"Стрижи" - пилотажная группа, удостоенная звания лучшей в мире. Своими многочисленным выступлениям на международных авиасалонах, авиационных парадах и прочих мероприятиях «Стрижи» поддерживают высокую репутацию ВВС России, демонстрируя высококлассный пилотаж российских летчиков-истребителей, а также грандиозные возможности отечественной авиационной техники.

пилотажная группа стрижи

Предпосылки создания группы

Пилотажная группа «Стрижи» является частью 234-го полка 16-й воздушной армии, который был сформирован на заре 1950-х годов. Полк предназначался главным образом для участия в воздушных парадах, проводившихся в столице. Базой стал подмосковный аэродром Кубинка, где с середины прошлого века проводились регулярные показы пилотажного искусства для курсантов авиационных училищ, членов правительства и представителей различных дипломатических миссий.

Также пилоты авиационного полка участвовали в эскортировании самолетов глав зарубежных государств, прилетавших в СССР с официальными визитами и самолетов с первыми советскими космонавтами. В 1983 году летчики полка начали осваивать новую модель истребителей четвертого поколения.

На чем летают "Стрижи"?

Пилотажная группа, впоследствии названная «Стрижами», первая в Советском Союзе стала использовать истребители МиГ-29, считающиеся одними из лучших военных самолетов. Сверхзвуковой реактивный истребитель, отличающийся своей легкостью и маневренностью, разрабатывался в конструкторском бюро Микояна с начала семидесятых годов двадцатого века. К середине десятилетия был создан первоначальный эскиз будущего истребителя. Помимо своих летных характеристик, новый самолет должен был обладать современным вооружением и прицельной техникой, одинаково соответствующей требованиям ближнего и дальнего воздушного боя.

состав пилотажной группы стрижи

Первые испытания МиГ-29 состоялись в 1977 году. Выдержав серию испытательных полетов, самолет был запущен в производство в начале восьмидесятых годов. В настоящее время истребитель выпускается в двух вариантах – одноместном и двухместном (учебно-боевая модель). На сегодняшний день выпущено около полторы тысячи машин данной модели.

Появление "Стрижей"

Пилотажная группа «Стрижи» существует с шестого мая 1991 года. Эта дата фигурирует в приказе о создании группы. Тогда же появилась уникальная раскраска самолетов. Первоначальный ее вариант был таков: фюзеляжи белого цвета, сочетавшиеся с килями, окрашенными в ярко-синий. На боках машин красовались синие молнии. На воздухозаборниках были нарисованы черные стрижи.

на чем летают стрижи пилотажная группа

В 2003-м году все самолеты пилотажной группы «Стрижи» подверглись плановому ремонту, после которого техника обрела новый окрас: красно-белый корпус с синими стрижами на верхней и нижней части. Таким образом, техника стала носить на себе цвета Российского флага. На килях истребителей появились буквы «МиГ». Пилотажная группа "Стрижи" впервые продемонстрировала свою программу зарубежной публике во Франции, на праздновании 50-летия летной эскадрильи «Нормандия-Неман». С тех пор группа регулярно показывает мастерство высококлассного пилотирования на всевозможных российских и зарубежных мероприятиях.

Особенности полетов

Пилотажная группа «Стрижи» включает в свои выступления разнообразные фигуры, выполняемые как сольно, так и двумя самолетами одновременно. В репертуаре содержится также множество элементов, исполняемых всей группой. Самолеты группы способны осуществлять такие пилотажные порядки как «молот», «звезда», «стрела», «крест» и другие. Часто проходят совместные полеты пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Так, на авиашоу в 2007 году девятью пилотами этих групп была выполнена "бочка" в пилотажном порядке "Большой бриллиант". Эта фигура была произведена впервые составом, состоящем из разных моделей самолетов.

Основной состав пилотажной группы «Стрижи» состоит из шести летчиков под командованием полковника военно-воздушных сил Осяйкина Сергея Ивановича. Командир группы во время полетов выполняет функцию ведущего. Все участники пилотажной группы "Стрижи" имеют квалификацию летчиков первого класса.

стрижи пилотажная группа миг

О полетах "Стрижей" слагают песни. Существуют разнообразные коллекционные модели самолетов пилотажной группы в уменьшенном виде. А человек, хоть раз видевший воздушное выступление этих асов, вряд ли сможет забыть впечатления от их незабываемых полетов, ведь в группу входят самые лучшие летчики страны.

fb.ru

Пилотажная Группа АГВП Стрижи, Самолеты и Фигуры Высшего Пилотажа

Одной из самых известных в нашей стране пилотажных групп являются Стрижи. И многие из нас воочию видели их полеты, ведь они очень часто проводят различные демонстрационные полеты. И сегодня мы вкратце расскажем вам о них.

История создания пилотажной группы Стрижи

Зародились Стрижи в далеком 1991 году на 237 базе российского гвардейского авиаполка, названного в честь Проскуровского. В данную пилотажную группу вошли самые лучшие и смелые летчики одной малоизвестной авиабазы под названием Кубинка, расположенной под Москвой. Управляют они не без известными самолетами типа МиГ-29.

Основной задачей данной пилотажной группы было и остается подготовка и проведение воздушных парадов. И, честно сказать, свою задачу они выполняют просто по высшему классу. Не зря же набирали в эту группу одних из лучших летчиков. Которые, между прочим, остаются одними из лучших пилотов мира на сегодняшний день.

Практически в начале существования пилотажной группы, ее определили в качестве эскорта к самолетам известных политиков и серьезных иностранных дипломатов. Кроме них, летчики занимались эскортом самолетов, в которых находились и первые советские космонавты. В общем то, Стрижи имели достаточно большой послужной список, который с годами лишь расширялся. В следствие чего они и имеют большую популярность на сегодняшний день.

На сегодняшний день пилотажная группа Стрижи почетно находится в составе одного из крупнейших центров, специализирующихся на показе различной авиационной техники. Годами они оттачивали свой опыт полетов и на сегодняшний день с легкостью делают одиночный и даже групповой пилотаж любой сложности. А это под силу далеко не всем пилотам.

Стоит отметить, что летчики, служившие на 237 базе, первыми взялись за освоение, в то время новейших самолетов МиГ-29. Было это в 1983 году. А уже спустя 7 лет, в 1990 году они взялись за выполнение сложнейших пилотажных комплексов. В частности, именно они стали овладевать всеми особенностями пилотажа из 6 самолетов, находясь в плотном строю. Дистанция между ними не превышала трех метров, при этом они выполняли просто невообразимые комплексы фигур.

Начало полетов группы Стрижи

Начиная с 1988 года, два самолета МиГ-29 посещали авиасалоны различных государств, проводя свои демонстрации. В то же время, когда встал вопрос о мировой известности летчиков, они начали заботиться о создании конкретного, яркого и не менее запоминающегося имиджа.

Именно в тот период они и придумали тот окрас, который мы можем увидеть сегодня. За основу летчики взяли белые фюзеляжи. Вдоль бортов самолетов расположили синие молнии, а на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Именно исходя из этого, пилотажная группа и получила свое название. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда летчики выступили в полной своей раскраске, показав поистине высший пилотаж.

За последующие два года полетов, пилотажная группа дала более 50 различных выступлений. В них входили, как наши российские праздники и мероприятия, так и зарубежные. Чуть позже ребята приняли участие в известном авиасалоне МАКС-93. После чего отправились в Малайзию, где и были удостоены почетной наградой, как лучшая пилотажная группа мира.

Совместные полеты Стрижей с Русскими Витязями

Немало важным этапом карьеры Стрижей были и являются их полеты с иной пилотажной группой – Русскими Витязями. Первые полеты с совместным составом были совершены еще до начала двадцатого века. Однако уже с 2002 года обе пилотажные группы набрались большого опыта совместных полетов. И в настоящее время они выступают просто с первоклассными программами, поражая своим мастерством абсолютно всех.

И сегодня, они выступают большим составом с общими программами, в которых одновременно принимает участие до десятка различных самолетов. И если вы не видали еще их выступлений, то однозначно рекомендую посетить их совместный вылет. Массу хороших впечатлений вы однозначно получите.

Программа выступлений группы Стрижи

Одной из основных причин, почему Стрижей так любят – они редко повторяют свои трюки. Их репертуар очень велик, причем, как в одиночных полетах, так и в групповых. Причем, за счет различной комбинации пилотажных порядков и большого разнообразия техник исполнения они и завоевывают сердца российских обывателей. Да и не только их. А выполняют они обычно следующие пилотажные порядки:

  • Пирамида.
  • Молот.
  • Звезда.
  • Стрела.
  • Крест.
  • Крыло.

Один из самых известных случаев произошел на авиасалоне МАКС-2007, когда Стрижи, вместе с Русскими Витязями, группой из 9 различных самолетов выполнили такой элемент воздушной программы, как бочка, причем сделали они ее в пилотажном порядке под названием большой бриллиант. Простыми словами это зрелище просто не описать.

Стоит отметить, что подобного не удавалось повторить ни одной другой пилотажной группе в мире. Так что мы смело можем гордиться за наших российских летчиков. Ведь это одна из немногих вещей, которую мы совершили первые, и, пока что, единственные.

Пилотажная группа Стрижи последнее время радует всех своих зрителей новыми элементами своей программы. В частности, группа из шести самолетов выполняет петлю, причем делают это они не просто так, а с выпущенными шасси и включенными фарами. Все, кто уже успел повидать подобное зрелище – хвалят наших ребят.

Да и стоит сказать, что мастерство наших летчиков не осталось незамеченным и за рубежом. Они получают высокие оценки пилотажа во многих странах мира. Что, естественно, вполне заслуженно.

Аварии пилотажной группы

Но, несмотря на весь профессионализм этих летчиков, полностью избежать аварии все же не удалось. За все 24 года существования пилотажной группы было зафиксировано всего две аварии. К счастью, в обоих из них ни один летчик из состава не пострадал.

Первая случилась в 2006 году – самолет российской пилотажной группы практически сразу после взлета упал на землю. Весь экипаж успешно катапультировался, что, в дальнейшем и спасло их жизни. Согласно имеющимся данным, в аэропорту, где случилась катастрофа, самолет совершал дозаправку. Однако практически сразу после взлета в два двигателя случайно залетели птицы, что и стало причиной ужасной аварии.

Второй инцидент произошел чуть позже – в 2009 году. Во время совместного полета с известным составом пилотажной группой под названием Русские Витязи случилась катастрофа двух самолетов СУ-27, принадлежавших товарищеской группе. Однако ни самолеты, ни летчики пилотажной группы Стрижи среди пострадавших замечены не были.Больше, за всю историю существования пилотажной группы, никаких серьезных происшествий не происходило. Российские летчики, однозначно, знают свое дело и выполняют его по высшему классу. За что и получают постоянно заслуженные награды.

militaryarms.ru

Пилотажная группа "Стрижи". Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 6 мая исполняется 25 лет со дня первого выступления авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" Военно-воздушных сил (ВВС, с 1 августа 2015 г. - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России.

"Стрижи" - российская авиационная группа высшего пилотажа, сформированная начале 1990-х гг. из летчиков 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка 16-й воздушной Краснознаменной армии ВВС СССР (ныне - 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба, 237 гв. ЦПАТ, авиабаза Кубинка, Московская обл.).

С 1967 г. 237-й авиаполк специализировался на демонстрациях авиатехники и высшем пилотаже, в 1983 г. летчики полка первыми в ВВС СССР приступили к освоению легкого фронтового истребителя МиГ-29. Название "Стрижи" было предложено пилотами группы, позднее оно было одобрено командованием.

В разные годы в состав группы входили более 25 военных пилотов. В настоящее время группа (2-я авиационная эскадрилья 237 гв. ЦПАТ) использует шесть истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ ("учебно-боевой", двухместная модификация). Программы показательных полетов включают групповой высший пилотаж в плотном строю в составе четырех или шести самолетов, синхронный парный пилотаж, одиночный высший пилотаж.

История выступлений группы

Первый демонстрационный полет "Стрижей" состоялся 6 мая 1991 г., эта дата считается днем рождения группы. Первое зарубежное выступление прошло в октябре того же года в ходе дружеского визита делегации советских ВВС в расположение Упландского авиаполка Королевских ВВС Швеции (авиабаза Уппсала).

С 1991 г. "Стрижи" регулярно участвуют в показах авиационного мастерства на авиашоу в российских городах и за рубежом - во Франции (1992, 2013), Малайзии (1993, 2015), Бельгии (1993), Таиланде (1993), Китае (1993, 2004, 2008, 2012, 2013, 2014), Монголии (1993), Венгрии (1994), Германии (1994), Казахстане (1994, 2014), Швеции (1995), Финляндии (1997), США (1997), Болгарии (1997), Нидерландах (1997), Чехии (2005), ОАЭ (2005, 2006, 2007, 2013), Индии (2013), Сербии (2014) и др.

Полеты истребителей группы строем в форме ромба, как отдельно, так и в составе "Кубинского бриллианта" (девятки самолетов совместно с Су-27 пилотажной группы "Русские витязи", которая также базируется в Кубинке), - традиционный элемент программы Международного авиационно- космического салона (МАКС, Жуковский, Московская обл.), Парада Победы на Красной площади в Москве, Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

"Стрижи" участвовали в программах празднования 850-летия Москвы (1997), 290-летия Екатеринбурга (2013), в "Гидроавиасалонах" в Геленджике и др.

Аварии и происшествия

За историю существования "Стрижей" с самолетом группы произошел один авиационный инцидент. 27 июля 2006 г. при взлете из пермского аэропорта Большое Савино МиГ-29УБ (бортовой номер "01 синий") сразу после взлета не смог набрать высоту, упал и загорелся. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался, один из летчиков получил травму голени. Авария произошла из-за попадания птиц в оба двигателя истребителя.

Будущая смена самолетов

Планируется, что в течение 2016 г. пилоты "Стрижей" пересядут с МиГ-29 на более современные машины. В январе 2016 г. главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что решение о том, на каких самолетах "Стрижи" будут выступать в 2017 г., примет министр обороны РФ. Ранее, в 2013 г., вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что пилотажная группа со временем освоит самолеты МиГ-35.

Основной состав авиагруппы

Сергей Осяйкин

Командир авиагруппы "Стрижи", подполковник

Ведущий группы (соло, встречный пилотаж)

В 1994 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1997-м – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. За время службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет составляет 1700 часов. На высший пилотаж летает с 2000 г. Военный летчик 1 класса.

Дмитрий Зубков

Левый ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29С, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1400 часов. Военный летчик 1 класса.

Дмитрий Рыжеволов

Правый ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1100 часов. Военный летчик 1 класса.

Денис Кузнецов

Хвостовой ведомый, майор

Выпускник Уссурийского СВУ 1997 г. В 2002-м окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29СМТ, Як-130. Общий налет составляет 1200 часов. На высший пилотаж летает с 2007 г. Военный летчик 1 класса.

Василий Дудников

Левый крайний ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29СМТ. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1000 часов. Военный летчик 1 класса.

Сергей Синькевич

Правый крайний ведомый, майор

В 2004 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, Ту-134, МиГ-29. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1350 часов. Военный летчик 1 класса.

'Видео предоставлено Агентством "Военинформ" МО РФ'

tass.ru

Стрижи (пилотажная группа) - это... Что такое Стрижи (пилотажная группа)?

«Стрижи́» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Была сформирована 6 мая 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.

«Стрижи» базируются на расположенном в 60 километрах от Москвы аэродроме Кубинка. Лётчики Кубинки первыми в СССР освоили одиночный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях: 1 мая 1946 года они впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. Сегодня Кубинка известна как школа № 1 пилотажного мастерства в России. В начале мая 2011 года пилотажная группа «Стрижи» отпраздновала своё 20-летие новой лётной программой.

История группы

Пилотажная группа «Стрижи» входит в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк. Свою историю он ведёт с 1950 года, когда началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка. Костяком лётного состава стали лётчики-пилотажники. Главной задачей полка была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся 1 мая 1951 года.

С середины 1950-х годов в Кубинке стали проводиться наземные и лётные показы боевой авиационной техники слушателям военных академий, руководству Министерства обороны и Генерального штаба, руководителям советского государства и коммунистической партии, делегатам съездов КПСС, а также государственным и военным делегациям иностранных государств. С начала 1960-х годов лётчики 234-го «пилотажного» полка кроме учебно-боевой подготовки, участия в воздушных парадах и показах авиационной техники стали регулярно эскортировать в воздухе самолёты глав и руководителей иностранных государств, прибывающих в Москву. Кроме самолётов официальных делегаций лётчики полка эскортировали и самолёты, на борту которых находились первые советские космонавты.

9 июля 1961 года в День воздушного флота СССР в Тушино был проведён грандиозный воздушный парад, в котором самое активное участие приняли лётчики 234-го полка[1].

В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29. В 1986 году состоялся визит группы из шести МиГ-29 на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские истребители четвертого поколения. В 1990 году перед лётчиками эскадрильи, летавших на МиГ-29 была поставлена задача освоить пилотаж в плотном строю в составе шести самолётов. Пилоты летали с интервалом и дистанцией около 3-х метров, выполняя сложный комплекс фигур.

Начало полётов

В 1988 году два самолёта МиГ-29 посетили авиасалон в Фарнборо, через год их продемонстрировали в Ле-Бурже. Готовясь к международному дебюту, лётчики задумались об имиджевой стороне своей деятельности. Для самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ придумали оригинальную раскраску — белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы — чёрные стрижи на красном фоне. Эти верткие птицы и дали название группе — в историю группа вошла под именем «Стрижи».

Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа считается 6 мая 1991 года. В тот день «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолётах с оригинальной окраской и новым названием[2].

1990-е годы

В мае 1991 года «Стрижи» посетили Швецию. Полёты могли наблюдать только коллеги и немногочисленные представители СМИ, так как на авиабазу Уппсала широкие массы шведского народа доступ не получили. На широкой публике «Стрижи» появились в мае 1992 года, когда группу пригласили принять участие в грандиозном воздушном празднике на авиабазе Реймс, проводившимся в честь 50-летия прославленного полка «Нормандия-Неман». За два года группа дала 50 выступлений на воздушных праздниках и официальных показах в Кубинке и различных городах России.

Полёт в ромбе

В 1993 году группа принимала участие в авиасалоне МАКС-93, а осенью того же года посетила Бельгию и Таиланд. В декабре «Стрижей» пригласили участвовать в авиасалоне LIMA—93. В Малайзию самолёты доставлялись в разобранном виде военно-транспортными самолётами. Тогда авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».

В 1994 году «Стрижи» приняли участие в воздушном празднике на аэродроме Шпренгер в Германии. В мае 1995 года эскадрилья выполняла функцию эскорта самолёта лидера Ту-160 над Поклонной горой во время грандиозного воздушного парада в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В августе того же года приняли участие в авиасалоне МАКС-95.

В 1996 году приняли участие в гидроавиасалоне «Геленджик-95», а также побывали за границей, приняв участие в авиашоу на финской базе Оулу. 1997 год ознаменовался богатой программой выступлений на авиашоу в болгарском городе Варна, визитом в Голландию в составе российской военной делегации, выступлением на МАКС-97, а также выступлением над Тушино на воздушном празднике в честь 850-летия Москвы. На международном авиасалоне в Финляндии в 1997 году командир группы Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.

В 1998 году группа выступила на гидроавиасалоне в Геленджике, посетила Оренбург и Екатеринбург. Приняла участие в учениях «Боевое содружество-98» на полигоне Ашулук под Астраханью. В 1999 году выступила на МАКС-99.

2000-е годы

2001 год, открывший новое тысячелетие, стал в чём-то рубежным и для «Стрижей». Ряды группы пополнились новыми лётчиками. Программу сольного пилотажа стал отрабатывать гвардии подполковник Вадим Шмигельский, и в октябре 2001 года на празднике в Астрахани он выполнил свой первый показ. Начали осваивать групповой высший пилотаж гвардии майоры Валерий Морозов, Игорь Соколов, Сергей Осяйкин, Дмитрий Копосов, гвардии капитан Алексей Прохоров. Зима и весна прошли в напряжённых тренировках, а в сентябре 2002 года группа блестяще выступила над морским заливом в Геленджике во время очередного гидроавиасалона.

«Стрижи» на МАКС-2009 «Стрижи» на МАКС-2007

Зимой 2003 года самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях. Впервые в новом обличье их продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка[2]. С этого момента начинается активное сотрудничество с пилотажной группой «Русские Витязи». В этом году на авиабазе Кубинка была проведена огромная работа по замене покрытия и оборудования взлётно-посадочной полосы, на время которой пилотажные группы перелетали на авиабазу в Андреаполь.

В последующие годы группа активно участвовала в авиашоу в России и за рубежом. В 2007 году семёрка самолётов МиГ-29, взлетев с ВПП авиабазы Кубинка, взяла курс на Астрахань — промежуточный пункт маршрута — с конечной целью аэродром Аль-Айн в Объединённых Арабских Эмиратах. «Стрижи» приняли участие во всех показах авиасалона МАКС. 9 мая 2010 года группа пролетела над Красной площадью совместно с «Русскими Витязями» во время воздушной части парада Победы.

В начале июня 2011 года появилась информация о том, что пилотажная группа будет расформирована[3].

В начале мая 2012 года группа совместно с «Русскими Витязями» должна была принимать участие в выставке KADEX-2012 в Астане. Визит, однако, был сорван по неизвестным причинам, несмотря на имеющиеся международные договорённости и длительную подготовку. В запланированные дни летчики выполнили перелёт через Энгельс в Челябинск, однако разрешения на пересечение границы и перелёт в Казахстан от российского правительства так и не получили[4].

2 июня 2012 "Стрижи" в составе ромба в сложных метеоусловиях провели показ на праздновании 70-летия 1 Ленинградского Краснознаменного командования ВВС и ПВО над аэродромом Пушкин Ленинградской области.

Запланированно участие группы в праздновании 100-летия российских ВВС в августе 2012 года[5].

Группа приняла участие в праздновании 100-летия сербских ВВС в сентябре 2012 года.[6]

Совместные полёты с «Русскими Витязями»

«Стрижи» и «Русские Витязи» проводили совместные полёты ещё с конца XX века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолётами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой.

15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка, впервые состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями», 12 июня они одним строем прошли над Красной площадью в честь Дня независимости России, а в августе лётчики двух груп выступили на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском.

На открытии нового Международного Фестиваля Пилотажных Групп в Жуковском в августе 2004 года «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые на широкой публике в присутствии многочисленных иностранных делегаций представили свою новую программу «большого ромба» из девяти самолётов, включающей в себя фигуры высшего пилотажа в совместном строю МиГ-29 и Су-27, и работу групп после роспуска[7].

Программа выступлений

МАКС-2007. Роспуск самолётов "Стрижи" и "Русские Витязи" на авиасалоне МАКС.

Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой самолётов, а также одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации[8]. Не так давно у группы появился новый элемент программы, когда шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира.

Аварии

  • В 2006 году самолет МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» упал сразу после взлёта из пермского аэропорта Большое Савино. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался. Пилотажная группа «Стрижи» направлялась из Кубинки в Тюмень для выполнения демонстрационных полётов. В аэропорту Большое Савино осуществлялась плановая дозаправка. Причиной аварии стало попадание птиц в оба двигателя. На месте падения самолёта жертв и разрушений не было[9].
  • В 2009 году во время совместного полёта с пилотажной группой «Русские Витязи» произошла катастрофа двух истребителей Су-27 из группы «Русские витязи». Самолёты и лётчики из пилотажной группы «Стрижи» не пострадали.

Лётный состав группы

  • Петров Александр Георгиевич. Начальник ЦПАТ, гвардии полковник, одиночный высший пилотаж.
  • Соколов Игорь Евгеньевич. Штурман-летчик авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии подполковник, левый ведомый.
  • Осяйкин Сергей Иванович. Заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии подполковник, правый ведомый.
  • Селютин Виктор Маркович. Заместитель командира ЦПАТ по летной подготовке, гвардии полковник, хвостовой ведомый.
  • Селиванов Дмитрий Валерьевич. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии майор, крайний левый ведомый.
  • Кузнецов Денис Анатольевич. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии майор, крайний правый ведомый.
  • Копосов Дмитрий Александрович. Штурман-программист ЦПАТ, гвардии подполковник, одиночный высший пилотаж, предельные режимы.

Галерея

  • «Стрижи» на авиасалоне в Ульяновске, 2008 год

  • «Стрижи» в полном составе, МАКС-2007

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

100 лет ВВС ч.31:Пилотажные группы "Стрижи" и "Русские Витязи".

Наконец я добрался до интернета,но не на долго. В прошлую пятницу я побывал на празднике в Кубинке,посмотрел на пилотаж и вспомнил о том,что творили эти пилотажные группы на 100 летии ВВС. Поэтому я опять завалю вас кучей фотографий. Ну уж...

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Начнем помолясь. Кубинский бриллиант совсем не пугает птичек.

Самый первый на Су-27 №1 идет подполковник Андрей Алексеев

Сразу за ним на Су-27 №5 подполковник Александр Богдан

замыкающая Сушка №9 подполковник Олег Ерофеев

левая Сушка по ходу движения(ближняя к нам) №4 подполковник Сергей Щеглов

правая Сушка по ходу движения(дальняя от нас) №6 майор Денис Плаксин

МиГ-29 №2 левый передний подполковник Валерий Морозов

МиГ-29 №3 правый передний майор Денис Кузнецов

МиГ-29 левый задний №10(на схеме как №7) майор Дмитрий Селиванов

МиГ-29 правый задний №06 (на схеме как №8) подполковник Сергей Осяйкин

Это от нас уходит знаменитый Кубинский бриллиант. ( самолетов: 5 Су-27 и 4 МиГ-29, две замечательные пилотажные группы в одном строю.

Вот их эволюции в таком строю:

Пока просто виражи.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

МиГи сильно дымят. Это такая особенность их движков или просто уже ресурс Ёк?

Пошли вверх

«Стрижи» и «Русские Витязи» проводили совместные полёты ещё с конца XX века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолётами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой.

15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка, впервые состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями», 12 июня они одним строем прошли над Красной площадью в честь Дня независимости России, а в августе лётчики двух груп выступили на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском.

На открытии нового Международного Фестиваля Пилотажных Групп в Жуковском в августе 2004 года «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые на широкой публике в присутствии многочисленных иностранных делегаций представили свою новую программу «большого ромба» из девяти самолётов, включающей в себя фигуры высшего пилотажа в совместном строю МиГ-29 и Су-27, и работу групп после роспуска

На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации

Фото 25.

И именно на законцовках крыльев МиГов при прочих равных условиях начинают возникать срывы потоков в виде этих белых полос

Вот они уже на солнышке

В тесном строю

Фото 31.

Фото 32.

Снова проходят мимо нас,подставив брюшки

Уход

Фото 35.

Вверх

Фото 37.

Фото 38.

Ушли в облако

Пробили его

Еще выше в плотном строю

И мертвая петля

Также через облако

Выход из облака в верхней точке петли

вышли

Фото 46.

И вниз

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

контровой свет

Фото 52.

И вновь группой уходят от нас

Фото 54.

Еще петля,только теперь от нас,а не к нам

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Срыв потока на крыльях

Фото 60.

Фото 61.

Верхняя точка

И теперь уже вниз,оставляя за собой красивые следы

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66.

Фото 67.

И теперь уже на нас будут выходить в нижней точке фигуры

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Ну вот как то так:

Фото 76.

Ох как опять задымили МиГи

Фото 78.

Фото 79.

Фото 80.

Фото 81.

Фото 82.

Фото 84.

Фото 86.

Фото 87.

Фото 88.

Группы начинают расходиться для индивидуального пилотажа группами.

Сушки уходят наверх,МиГи вниз

Фото 91.

И вот перед нами "Русские Витязи" на Су-27. Пять бортов в строю.

Мертвая петля

«Русские Витязи» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Была сформирована 5 апреля 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ.

Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», а также в том, что истребители являются серийными образцами. Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов.

В мае 1989 года на вооружение 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка поступили истребители Су-27. Вскоре были выполнены первые тренировочные полёты в составе пары, тройки, а затем и четвёрки самолётов. Новые самолёты были более сложны в групповом пилотировании из-за больших размеров, массы, инертности.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов, а 5 апреля того же года была официально основана пилотажная группа, получившая название «Русские Витязи». Самолёты Су-27 окрашены в цвета государственного флага России.

В сентябре 1991 года состоялся визит группы в Великобританию, где «Русские Витязи» были в качестве гостей пилотажной эскадрильи «Красные стрелы» из Центральной лётной школы Королевских ВВС Великобритании в Скэмптоне, участвовали в авиашоу в Лукарсе. Группа прошла строем над резиденцией Королевы в Шотландии. За ним последовали показы в других странах, на разных континентах. Состоялось два визита в США. Также были выступления в Канаде во Франции, в Голландии, в Словакии, в Норвегии, в Бельгии и в Люксембурге.

Почему то Сушки не так пугают птичек как МиГиТекущий состав группыПолковник Шпак Игорь Викторович (ушёл в отставку с сентября 2011)Подполковник Алексеев Андрей Анатольевич — Военный лётчик 1 класса, Командир авиагруппы, с 1998 года имеет общий налёт 1200 часов на самолётах Як-52,Л-39,МиГ-29,Су-27.Подполковник Ерофеев Олег Иванович -Военный лётчик 1 класса, с 1997 года имеет общий налёт 1200 часов на самолётах Су-27,Л-39,МиГ-29,Як-52Подполковник Мельник Виталий Викторович — Лётчик-снайпер, заместитель командира группы, с 1992 года имеет общий налёт 1800 часов на самолётах Л-39,МиГ-29,Су-27,МиГ-23,F-15, Мираж-2000, Сааб Вигген.Подполковник Богдан Александр Сергеевич — Лётчик 1 класса, с 1995 года имеет общий налёт 800 часов на Л-39,МиГ-29,Су-27,Як-52Подполковник Щеглов Сергей Владимирович — Лётчик 1 класса, с 1995 года имеет общий налёт 700 часов на Л-39,МиГ-29,Су-27,Як-52Майор Плаксин Денис Владимирович — Лётчик 1 класса, с 2001 года имеет общий налёт 1050 часов на Л-39,Су-27

Первоначально авиационная группа получила название «Голубые Молнии», однако, позднее выяснилось, что пилотажная группа ВВС Японии называется «Blue Impulse», и, чтобы избежать созвучия, решили переименовать эскадрилью в «Русских Витязей», а изготовленные шевроны со старым названием пустили на сувениры.

В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолётов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.

Самолеты на которых летают:Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.

Ну и из пяти Су-27 обычно один Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27, в носовой части установлена РЛС Н001. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986.

Фото 106.

Теперь четверка "Стрижей"

Они попались в момент отстрела тепловых ловушек

Вот их блестящая окраска с отражениями всполохов тепловых ловушек

"Стрижи"— авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Была сформирована 6 мая 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.

В начале мая 2011 года пилотажная группа «Стрижи» отпраздновала своё 20-летие новой лётной программой.С выпущенными шасси.

Пилотажная группа «Стрижи» входит в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк 16-й воздушной армии. Свою историю он ведёт с 1950 года, когда началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка. Костяком лётного состава стали лётчики-пилотажники. Главной задачей полка была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся 1 мая 1951 года.

Фото 114.

В 1988 году два самолёта МиГ-29 посетили авиасалон в Фарнборо, через год их продемонстрировали в Ле-Бурже. Готовясь к международному дебюту, лётчики задумались об имиджевой стороне своей деятельности. Для самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ придумали оригинальную раскраску — белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы — чёрные стрижи на красном фоне. Эти верткие птицы и дали название группе — в историю группа вошла под именем «Стрижи».

На солнышке хорошо выглядят

Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа считается 6 мая 1991 года. В тот день «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолётах с оригинальной окраской и новым названием Командиры группыВалерий Мо

igor113.livejournal.com

Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи"

02:5606.05.2016

(обновлено: 02:57 06.05.2016)

123750

"Стрижи" — авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием "Стрижи".

Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке (Московская область) в середине 1980-х годов, когда самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах.

Опытные летчики быстро освоили новую технику и пилотаж в строю из шести машин, минимальное расстояние между которыми доходило до трех метров.

В октябре 1991 года "Стрижи" впервые выступили за границей на авиабазе Уппсала в Швеции, а в мае 1992 года группа из шести МиГ-29 поразила своим мастерством французских зрителей на празднике, посвященном 50-летию эскадрильи "Нормандия-Неман". Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — "пеленг" переходил в "конверт", "крест", "пирамиду", "крыло" и "звезду".

Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — "тюльпаном", который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.

В последующие годы "Стрижи" с достоинством представляли авиацию нашей страны в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа "Стрижи" была удостоена звания "Лучшая пилотажная группа мира".

С 1993 года "Стрижи" являются непременными участники международного авиасалона МАКС. Они принимали участие в разные годы в летной программе гидроавиасалона в Геленджике и Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге, а также в международных авиационных салонах во французском Ле Бурже и британском Фарнборо.

Пилотажная группа неоднократно выступала с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимала участие в праздновании 850-летия Москвы.

12 июня 2003 года, впервые после длительного запрета на полеты над Москвой, пилотажная группа "Стрижи" в едином строю с четверкой "Русских Витязей" прошла над Красной площадью.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи" в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название "кубинский бриллиант". Именно в таком строю "Стрижи" участвуют в воздушной составляющей парадов над Красной площадью 9 мая.

Воздушное построение "кубинский бриллиант" официально внесено в книгу рекордов Гинесса.

Летчики группы готовятся и выполняют не только полеты на высший пилотаж, но, в том числе, все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты "Стрижи" выполняют на фронтовых истребителях четвертого поколения МиГ-29.

С 2003 года самолеты группы имеют специальную окраску — красно-белую с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами "МиГ" на килях.

Сама подготовка высшего пилотажа проходит по общему принципу — "от простого к сложному", и, как правило, летчик готов к показам авиатехники в воздухе через 2-3 года после зачисления в группу. Средний налет летчика в год составляет от 60 до 100 часов.

Комплекс пилотажа, который выполняют "Стрижи", — плод коллективного усилия всех летчиков группы; все элементы отрабатываются в тренировочных полетах, а затем уже представляются на суд зрителей.

Сегодня летчики группы выполняют полный набор фигур высшего пилотажа. В арсенале выступления — встречный пилотаж пары и соло.

Пилотажная группа базируется на подмосковной авиабазе "Кубинка" и входит в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (г. Липецк).

В 2017 году пилотажная группа "Стрижи" будет выступать на новых самолетах, так как ресурс самолетов, на которых летают летчики группы, подходит к концу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru