Супрун, Степан Павлович. Степан павлович супрун


Супрун, Степан Павлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2487 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Видео по теме

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Супрун Степан Павлович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2499 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Супрун Степан Павлович — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку Супрун Степан ПавловичНародження Смерть Поховання Приналежність Вид збройних сил Рід військ Роки служби Партія Звання
2 серпня 1907(1907-08-02)с. Річки
4 липня 1941(1941-07-04) (33 роки)м. Толочин
Новодівочий цвинтар
 Радянська армія
 ВПС СРСР
Винищувальна авіація
1929—1941
Комуністична партія Радянського Союзу
підполковник

uk.wikipedia.org

Супрун Степан Павлович » Испытатели

1907-1941

С.П.Супрун

С.П.Супрун

Дважды Герой Советского Союза (20.05.1940, 22.07.1941), лётчик-испытатель, подполковник.Родился 2 августа (20 июля — ст.ст.) 1907 года в селе Речки близ города Белополья на Украине. В 1910-13 жил в США, c 1913 года в Канаде. В 1924 году окончил 8 классов школы в городе Виннипег.В 1924 г. семья возвращается в СССР. Жил в селе Вострово (Алтайский край) и г.Алма-Ата (Казахстан). В 1925 работал учеником в каретной мастерской г.Белополье, в 1926-28 — столяром в комитете по борьбе с безработицей г.Сумы, в 1928-29 — токарем-фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе.В армии с октября 1929. В марте 1930 года окончил школу младших авиационных специалистов в г.Смоленске, а в июле 1931 года — школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске). Служил в частях ВВС командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи в Бобруйске.С июля 1933 г. на испытательной работе в истребительном отряде НИИ ВВС РККА. Непосредственный начальник — В.А.Степанчонок познакомил его с командиром бомбардировщика ТБ-3 П.М.Стефановским. После вывозного полета на истребителе, Стефановский принял его в группу «Звено-2А» В.С.Вахмистрова. В испытаниях вариантов «Звена» Супрун участвовал до 1938 г.В 1935-39 гг он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме — как одиночный, так и в составе «красной пятерки».В декабре 1937 г. избирается депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.В 1937-38 в составе делегации посетил США, в 1939 — выставку в Париже.Испытывал варианты И-16, самолеты Северский 2PA-L (1938), Ме-109 ЮМО 210 (1938) и др.Уже в 1938 году в его аттестации было записано:«… Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этой части НЕЗАМЕНИМ».В характеристике за 1939 г. отмечается: «Участвовал в облете почти всех опытных самолетов и дал конструкторам целый ряд ценных замечаний, пользуется большим авторитетом в конструкторском мире, влияет на улучшение конструкции самолетов».После перелета в Америку корреспондент газеты «Правда» спросил, как чувствует В.П.Чкалов себя в роли самого бесстрашного человека в мире (ведь ему покорился Северный полюс), он ответил: «Я — самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!». После гибели Чкалова, Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2, а 1 мая 1939 г. продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 «на живучесть», летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет — посадка, полет — посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.Участник боевых действий в Китае: с 3 июля 1939 по 20 января 1940 – командир истребительной группы. Его группа, защищавшая небо над г.Чунцин, состояла из двух подразделений. Одно летало на И-15 под командованием К.К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника.В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей. В марте 1940 г. он в составе советской комиссии по закупке самолетов побывал в командировке в Германии. Здесь он выполнил ряд полетов на совершенно незнакомых ему германских самолетах, в т.ч. He-100, восхитив этим Хейнкеля. Затем производил облет уже закупленных самолетов. С мая по октябрь 1940 в НИИ ВВС Долгов, Дудкин, Кабанов, Ковальчук, Николаев, Супрун, Шапоров и др. испытали Не 100, Bf 109, Bf 110, Do 215B, Ju88A-1, Bu 131D, Bu 133, FW 58B, FW 58C.20 мая 1940 г. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза.В мае 1940 (до июня 1941 г) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина. 25 мая Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1). По результатам госиспытаний самолета И-200 АМ-35А он отметил, что И-200: «является самым доведенным самолетом при поступлении его на гос. испытания, которые опытный самолет прошел хорошо». С 15 по 27 июня Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1). В июле проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.Во время заводских испытаний первого экземпляра истребители И-21 Стефановский и Супрун отметили, что истребитель недостаточно устойчив в воздухе, а посадка на нем опасна. Посадив самолет, Супрун подошел к ведущему инженеру испытания и сказал:— На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия.В январе-феврале 1941 г. участвовал в облете УТИ-26 (Як-7УТИ), с апреля — И-30 (Як-3-1). Отчет об испытании Як-1М с предложением о запуске самолета в серию был им подписан 26 июня 1941 г. К этому времени он облетал около 140 самолетов.23 июня 1941 от имени командования НИИ ВВС вносит предложение по формированию полков из лётчиков-испытателей на базе новейшей техники. И.В.Сталин дает на формирование 6 полков (в т.ч. двух истребительных на МиГ-3) 3 суток. 29 июня С.П.Супрун, П.М.Стефановский, А.И.Кабанов были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ. А уже 30-го Супрун в качестве командира 401 иап особого назначения вылетел на фронт. В первый же день своего прибытия он лично уничтожил 2 вражеских самолета. Супрун лично водил своих летчиков в бой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.Утром 4 июля Степан Павлович слетал на разведку, затем дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С.Павлову и А.А.Манучарову, пожал плечами и сокрушенно сказал:— Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.Шестой вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 «Кондор», атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток.Оставшись один, Супрун вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.Награждён 2 орденами Ленина (26.05.1936, 20.05.1940), китайским орденом.Только в июле 1960 г. его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г.Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.Его именем названа улица в г.Сумы.

Источники информации:

  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • Летчики. Сборник / Сост. В.Митрошенков, М. «Молодая гвардия, 1978» /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Супрун Степан Павлович / Герои Страны /

testpilot.ru

Супрун, Степан Павлович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (2 августа 1907(19070802) — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[1]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Супрун Степан Павлович, 1938 год
  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).[2]
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
« ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан. »

История гибели[править]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[3].
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[3].
  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[3].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[править]

  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2416 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения[править]

« На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3) »
  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • С. Вишенков. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Hero of the Soviet Union medal.png Супрун, Степан Павлович. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Степан Павлович Супрун Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля [2 августа] 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[2]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске)[3].
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
    ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[4].

  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[4].

  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[4].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2499 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения

  • На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды

Мемориалы

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  • В парке Музеон, в Москве установлена скульптура «летчик Степан Супрун».

Литература

  • Вишенков С. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Супрун Степан Павлович - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Супрун.

Степа́н Па́влович Супру́н (20 июля (2 августа) 1907 — 4 июля 1941) — советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L[1]. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).

Биография[ | ]

Супрун Степан Павлович, 1938 год

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю) 1907 года.

  • 1913 — вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 — по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 — вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 — вступил в ряды РККА.
  • 1930 — член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 — окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).[2]
  • 1933 — начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 — исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 — избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937—1938 — в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 — январь 1940 — участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 — в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 — с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 — записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
ЧкаловскаяДорогим родным.Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики. Вас прошу не беспокоиться.Целую всех.Степан.

История гибели[ | ]

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.
Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы[3].
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:
4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было[3].
  • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:
При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов — Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда[3].

Позже Нестерцев сообщил: какой-то крестьянин 9-10 июля принёс из леса обгоревшие документы Супруна в штаб дивизии, что тот же крестьянин видел обгоревший самолёт близ посёлка Крупки. Сообщался номер найденной Звезды Героя: № 461.

Посмертная история[ | ]

Могила Супруна на Новодевичьем кладбище Москвы. Бронзовый бюст в городе Сумы.
  • 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен[источник не указан 2128 дней]. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
  • 1960 — было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы.

Крылатые выражения[ | ]

На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)

Награды[ | ]

Мемориалы[ | ]

  • В городе Сумы по улице Троицкой, 1 (бывшая улица Дзержинского) установлен бронзовый бюст.
  • Улицы его имени в Севастополе, Москве, Щёлково, Сумах, Борисове, селе Речки.
  • В селе Речки установлена стела, в городе Белополье — барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска.
  • В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.

Литература[ | ]

  • С. Вишенков. Дважды Герой Советского Союза С. П. Супрун. — М., Воениздат, 1956.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Супрун, Степан Павлович. Сайт «Герои страны».

encyclopaedia.bid