Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс". Стелс самолет


Стелс (самолёт) Википедия

Государственная принадлежность Разработчик Название Статус Описание Изображение
США Lockheed Have Blue разработка прекращена первый современный самолёт со схемой «летающее крыло», экспериментальный самолёт, на основе которого был создан ударный самолёт F-117 Nighthawk, полёты с 1977 года
США Lockheed F-117 Nighthawk эксплуатация прекращена первый современный серийный самолёт со схемой «летающее крыло», первый самолёт, на котором удалось значительно снизить радиолокационную и инфракрасную заметность, довольно эффективно применялся в ряде конфликтов, полёты с 1981 года, производство прекращено в 1990 году, снят с вооружения в 2008 году
США Northrop Tacit Blue разработка прекращена экспериментальный, демонстратор технологий
Германия MBB Lampyridae разработка прекращена прототип немецкого малозаметного истребителя
США Northrop B-2 Spirit эксплуатируется малозаметный тяжелый стратегический бомбардировщик, первый современный серийный тяжёлый самолёт со схемой «летающее крыло», полёты с 1989 года, производство прекращено в 1999 году, является самым дорогим самолётом за историю авиации
США McDonnell DouglasGeneral Dynamics McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II разработка прекращена проект всепогодного бомбардировщика для палубной авиации
США NorthropMcDonnell Douglas YF-23 разработка прекращена прототип истребителя пятого поколения, созданный по программе ATF, проиграл в конкурсе самолёту YF-22
США LockheedBoeing F-22 Raptor эксплуатируется малозаметный многоцелевой истребитель, единственный в мире стоящий на вооружении истребитель пятого поколения, является самым дорогим истребителем в мире
США Boeing Bird of Prey разработка прекращена экспериментальный самолёт, на котором отрабатывались технологии снижения заметности
СССР / Россия ОКБ Сухого Су-47 летающая лаборатория экспериментальный малозаметный палубный истребитель с крылом обратной стреловидности
СССР / Россия ОКБ Яковлева Як-201 проект закрыт - -
Великобритания BAE Systems BAE Replica неизвестен проект британского малозаметного истребителя пятого поколения -
СССР / Россия ОКБ МиГ МиГ 1.44 разработка прекращена проект перспективного тяжелого истребителя пятого поколения, был закрыт из-за финансовых трудностей в России
США Lockheed MartinBoeing FB-22 Raptor разработка прекращена проект малозаметного истребителя-бомбардировщика, выполненого по аэродинамической схеме «летающее крыло» с дельтовидным удлиненным крылом, что, по мнению западных экспертов, позволило бы увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета[10] -
США Boeing X-32 разработка прекращена прототип лёгкого истребителя пятого поколения, созданный по программе JSF, проиграл в конкурсе самолёту X-35
Россия ОКБ МиГ МиГ-ХХ неизвестен проект лёгкого многоцелевого истребителя пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ МиГ для замены истребителей четвертого поколения МиГ-29 российских ВВС -
США ? SR-91 Aurora эксплуатируется предположительно сменивший Lockheed SR-71 Blackbird и стоящий на вооружении США с конца 1990-х годов строго засекреченный малозаметный гиперзвуковой стратегический стелс-разведчик схемы «летающее крыло»
США Великобритания Lockheed Martin F-35 Lightning II проходит испытания,находится в стадии мелкосерийного производства перспективный малозаметный лёгкий истребитель-бомбардировщик
Россия ОКБ Сухого ПАК ФА / Су-57 проходит испытания тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого для замены истребителей четвертого поколения Су-27 российских ВВС, прототип начал полёты в 2010 году
Китай Shenyang Aircraft Corporation Shenyang J-20 проходит испытания проект китайского малозаметного истребителя пятого поколения, первый полет прототип совершил в начале 2011 года[11] -
Китай Shenyang Aircraft Corporation Shenyang J-31 / F-60 проходит испытания проект китайского лёгкого малозаметного истребителя, модель Shenyang F-60 впервые была показана 23-25 сентября 2011 года в музее авиации во время авиасалона AVIC, в июне 2012 года прототип был замечен во время транспортировки на статические испытания в Сиань, в сентябре 2012 года появились первые фотографии[12].
Китай Xi'an Aircraft Industrial Corporation Xian H-20 проходит испытания проект китайского тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика, второй современный тяжёлый самолёт схемы «летающее крыло», прототип начал полёты в 2013 году -
Япония Mitsubishi ATD-X Shinshin в разработке проект перспективного истребителя пятого поколения, создаваемого для ВВС Японии в размерности Saab Gripen и близкому по форме к американскому F-22 Raptor, прототип начал полёты в 2016 году
США Boeing/Lockheed Martin и Northrop B-3 (NGB - Next-Generation Bomber, 2018 Bomber, LRS-B - Long Range Strike Bomber) и Northrop B-21 Rider в разработке проекты тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика схемы «летающее крыло», менее дорогого чем B-2
Россия ОКБ Туполева ПАК ДА в разработке проект тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика схемы «летающее крыло», разрабатываемого в ОКБ Туполева для стратегической авиации России -
Россия Индия ОКБ СухогоHAL Т-50УБ / FGFA в разработке проект двухместного тяжелого многоцелевого истребителя пятого поколения -
Индия HAL Medium Combat Aircraft в разработке проект индийского лёгкого малозаметного истребителя пятого поколения для ВВС и ВМФ Индии -
Иран Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company HESA Shafaq в разработке проект иранского лёгкого малозаметного истребителя/штурмовика -

wikiredia.ru

Технология Стелс. Коротко и ясно.

 

О самолёте невидимке слышал наверняка каждый. Естественно, самолёт невидим не в нашем понимании, а в понимании радиолокационных станций, то есть, при отсылании на него импульсного сигнала, приёмником для отражения волн он не фиксируется. Однако, встаёт вопрос о том, действительно ли  технология Стелс настолько совершенная, что к примеру тот же американский бомбардировщик B-2 сможет проникнуть на территорию врага абсолютно незамеченным для аппаратуры противовоздушной обороны?

Для того, чтобы лучше разобраться в том, как действует технология Стелс, разберёмv весьма простой пример. Как известно из школьного курса физики, угол падения, равен углу отражения, и в частности это также относится и к типу радиоволн. Технология Стелс построена на факторе обратном этому, то есть, при падении волны на самолёт, она не отражается, но в другую сторону, противоположную действию радиолокатора расположенного на земле, и собственно говоря, именно поэтому корпус самолётов-невидимок исполнен угловато, и на первый взгляд вовсе некрасиво.

 

Технология Стелс долгое время была засекречена

 

Однако, создатели самолётов невидимок не учли одну весьма важную деталь, которая основывается на том, что в зависимости от используемых радиолокационными станциями длин волн, а во всём мире как правило используется метровая частота волны, так как действует она на большом расстоянии и не требует дополнительных усилителей радиосигналов, приёмники для обнаружения самолётов могут вести себя абсолютно по-другому.

Типичным тому примером стала ужасная для всей Америки весть, когда в 1999 году, поступила официальная информация о том, что самолёт-невидимку F-117, стоимость которого составляет 111 миллионов долларов,  сбили прямым попаданием ракеты из ЗРК С-125. Власти США специально устроили расследование данного обстоятельства, ведь сотни проводимых тестов ни разу не выявили обнаружение самолёта. Как оказалось, разгадка данного инцидента оказалось довольно простой, в бывшей Югославии использовался дециметровой диапазон радиоволн, который позволяет обнаружить самолёт на расстоянии до 175 километров.

 

 

Таким образом, можно подвести небольшой итог в том, что технология Стелс уязвима перед:

 

  1. Диапазоном радиоволн отличных от метровых;
  2. Отсутствием комплексной аэродинамической формы самолёта, в результате чего, существенно снижается скорость боевой машины;
  3. Радиолокационными комплексами, ведущими отслеживание самолётов на одной, или более высокой высоте, например с самолёта-радара.

 

Не смотря на то, что ключ к поиску самолёта-невидимки в небе был найден ещё до создания самого самолёта, мысли о производстве действительно невидимых для радаров самолётов не оставляет авиаконструкторов в покое, и вполне вероятно, в самом ближайшем будущем, мы сможем увидеть новые модели , которые действительно смогут быть незамеченными для наземных средств РЛС.

 

Боевая авиация

Avia.pro

avia.pro

самые известные самолеты-"стелс" » Военное обозрение

В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий «стелс“. Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-"невидимки».

Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии «стелс“ состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок» — порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим «стелс“-самолетам.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МИРЕ СОВРЕМЕННЫЕ САМОЛЕТЫ-"НЕВИДИМКИ»: B-2: американский «дух»F-117: американский «хромой гоблин»F-22: американский «Раптор»F-35: американская «молния»Т-50: российская невидимка J-20: китайский «могучий дракон»Х-2: японская «душа»

B-2: американский «дух»

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб, или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета «призрака» 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели – от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117: американский «хромой гоблин»Lockheed F-117 Night Hawk – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это «хромым гоблином“ (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-"невидимок» F-117А было потеряно шесть самолетов – почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии — югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 «Нева».

F-22: американский «Раптор»Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

На сегодняшний день «Раптор» считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн.

Тем не менее, F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция «Ирбис» истребителя Су-35С способна обнаруживать «Раптор» на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке — в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.F-35: американская «молния»F-35 Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: «Молния» отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее, зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Т-50: российская невидимка Российскими специалистами отдельные элементы технологии «стелс» были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными «стелс»-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) – российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета — он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

Телеканал «Звезда"/YouTube

В конструкторском бюро „Сухой“ заявляют о „беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности“ машины», хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно – в районе 0,3-0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше – 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния для ПАК ФА засекречены.

В Т-50 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

ПАК ФА: боевые крылья будущего Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить «плечо» тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II. ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях.

В настоящее время на Т-50 установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2017 году, всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.J-20: китайский «могучий дракон»Chengdu J-20 – китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 годах.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок.Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме утка: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть – идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Х-2: японская «душа»Mitsubishi ATD-X Shinshin – прототип японского истребителя пятого поколения с технологией «стелс». Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители «Зеро». Истребитель получил поэтическое название Shinshin – «Душа».

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме – к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные Министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – «стелс». Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов.

Согласно предварительным планам, опытно-конструкторские работы по созданию нового F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.

topwar.ru

Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс"

В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий "стелс". Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-"невидимки".

«Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, а эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция»

Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" - порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим "стелс"-самолетам.

Самые известные в мире современные самолеты-"невидимки"

B-2: американский "дух"

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в 45 млрд долларов.

Фото: www.segodnya.ua

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.

B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб, или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета "призрака" 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели – от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.

Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117: американский "хромой гоблин"

Lockheed F-117 Night Hawk – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Фото: vorchun-luka.livejournal.com

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более 6 млрд долларов. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это "хромым гоблином" (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-"невидимок" F-117А было потеряно шесть самолетов – почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция "Лиса пустыни" (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии - югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 "Нева".

F-22: американский "Раптор"

Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Фото: airspot.ru

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации "Исламское государство".

На сегодняшний день "Раптор" считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает 300 млн долларов.

Тем не менее, F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция "Ирбис" истребителя Су-35С способна обнаруживать "Раптор" на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке - в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.

F-35: американская "молния"

F-35 Lightning II ("Молния") задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

Фото: modernweapon.ru

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили 56 млрд долларов, а стоимость одного самолета составила 108 млн долларов), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: "Молния" отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.

Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее, зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Т-50: российская невидимка

Российскими специалистами отдельные элементы технологии "стелс" были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными "стелс"-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

Фото: Марина Лысцева

Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) – российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета - он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

В конструкторском бюро "Сухой" заявляют о "беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности" машины", хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно – в районе 0,3-0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше – 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния для ПАК ФА засекречены.

В Т-50 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить "плечо" тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II. ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях.

В настоящее время на Т-50 установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2017 году, всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.

J-20: китайский "могучий дракон"

Chengdu J-20 – китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 годах.

Фото: www.pinterest.com

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок.

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме утка: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть – идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Х-2: японская "душа"

Mitsubishi ATD-X Shinshin – прототип японского истребителя пятого поколения с технологией "стелс". Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители "Зеро". Истребитель получил поэтическое название Shinshin – "Душа".

Фото: theaviationist.com

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме – к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около 324 млн долларов.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные Министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – "стелс". Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов.

Согласно предварительным планам, опытно-конструкторские работы по созданию нового F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.

МОСКВА, ТАСС, Роман Азанов 1

Оригинал

www.arms-expo.ru

Видимые невидимки: самые известные самолеты-«стелс» - Армия и ОПК

По мере того как террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, организация запрещена в России) теряет свои позиции в Ираке и Сирии, американские ВВС все чаще обеспокоены поведением российских истребителей в небе над зоной конфликта. Об этом сообщило американское издание Aviation Week.

По словам одного из командиров эскадрильи ВВС США (пилот истребителя F-22 Raptor), российские самолеты регулярно "зависают" рядом с силами коалиции на целых 20–30 минут. Он поясняет изданию, что американские пилоты все чаще наблюдают внезапные и потенциально опасные маневры российских истребителей Су-35 и Су-30. При этом F-22 лишен возможности обмениваться данными через тактическую систему.

Истребители ВКС РФ постоянно пролетают в огневом диапазоне наземных войск коалиции и близко к американским самолетам, пилоты которых могут наблюдать их невооруженным глазом из кабины. Но из-за перегруженности воздушного пространства процесс их идентификации затруднен. Еще одна проблема у американца — отсутствие нашлемной системы целеуказания.

F-22 Raptor — первый и единственный в мире многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении ВВС США и созданный с применением технологий "стелс".

Суть "невидимки"

Сегодня наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могут похвастаться США, Россия, Китай и Япония. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией — это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" — порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины  представлена диапазоном: как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим "стелс"-самолетам.

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год, стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.

B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен взять на борт 16 атомных бомб или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира. Дальность полета "призрака" — 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели — от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.

Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом — в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

Lockheed F-117 Night Hawk — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично, и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это "хромым гоблином" (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-"невидимок" F-117А  было потеряно шесть самолетов — почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция "Лиса пустыни" (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии — югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 "Нева".

Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации "Исламское государство".

На сегодняшний день он считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн.

Тем не менее F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция "Ирбис" истребителя Су-35С способна обнаруживать Raptor на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке — в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.

F-35 Lightning II ("Молния") задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: "Молния" отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа,

Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Российскими специалистами отдельные элементы технологии "стелс" были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными "стелс"-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель Су-57 (ранее известный под индексом Т-50) и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

Су-57 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) — российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете. Благодаря своему модернизационному потенциалу, может стать истребителем шестого поколения.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета — он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

В конструкторском бюро "Сухой" заявляют о "беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности" машины, хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно — в районе 0,3–0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше — 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния засекречены.

В Су-57 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить "плечо" тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II.

ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. В настоящее время на самолете установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2019 году, тогда же предполагается начать поставки этих самолетов в войска. Установочная партия будет состоять из 12 машин. 

Chengdu J-20 — китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017–2019 годах.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок.

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме "утка": пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть —  идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

Mitsubishi ATD-X Shinshin — прототип японского истребителя пятого поколения с технологией "стелс". Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители "Зеро". Истребитель получил поэтическое название Shinshin – "Душа".

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме — к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X — "стелс". Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов. Согласно предварительным планам, первый прототип истребителя F-3 поднимется в воздух в 2024–2025 годах.

Роман Азанов

tass.ru

В США успешно испытали новый истребитель с монолитным корпусом

BAE Systems представила и успешно испытала новый стелс-самолет MAGMA, в корпусе которого отсутствуют подвижные части. Управлять воздушным судном приходится в буквальном смысле с помощью окружающей среды!

Компания BAE Systems представила дизайн нового самолета, который может стать важным шагом вперед в области технологии стелс. У нового беспилотного летательного аппарата MAGMA в корпусе отсутствуют подвижные части, в результате чего форма самолета остается фиксированной на протяжении всего полета. Небольшая демонстрационная модель уже совершила первый успешный полет, доказав на практике, что вместо сложных и ненадежных механических средств маневрирования можно использовать обычный воздух.

Большинство самолетов в полете выглядят неподвижными, но если присмотреться, то можно увидеть, что некоторые части все-таки приходят в движение для того, чтобы самолет мог изменять направление полета. Обычно для этих целей используется система подъемников, рулей и элеронов, позволяющих осуществлять смену курса вверх-вниз и вправо-влево. Обычно эти приборы имеют форму горизонтальных или вертикальных стабилизаторов, которые крепятся к задней части крыла и контролируются или пилотом, или бортовым компьютером.

Контрольные (иначе «рулевые») поверхности были важной частью систем управления самолетов еще с начала XX века. Они большие, тяжелые и требуют сложных механизмов управления — а чем сложнее механизм, тем выше вероятность, что он выйдет из строя в критический момент. В таком случае маневренность судна будет ограничена, и последствия могут быть самыми плачевными. Для беспилотных боевых самолетов нового поколения, таких как B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter, управляющие поверхности могут также повлиять на тщательно подобранный профиль невидимости, поскольку движение устройства вверх или вниз мгновенно сделает самолет более заметным для радара.

Нововведения в конструкции MAGMA призваны устранить эти слабости, заменив механические системы на системы перенаправления воздуха из двигателей и воздуховодов. Благодаря первому процессу, воздух из двигателя (в то время, как самолет движется на сверхзвуковой скорости) давит на заднюю кромку крыла; во втором случае для аналогичных целей используется воздуховод. В сочетании, оба процесса позволяют пилоту управлять направлением движения летательного аппарата с помощью окружающей среды.

Можно с уверенностью сказать, что такой значимый апгрейд и в самом деле присваивает новой технологии статус революционной. Преимущества ее настолько велики, что в ближайшем будущем нас может ожидать новое поколение стелс-самолетов!

www.popmech.ru

F-117 — Lurkmore

«

И кирпич будет летать, была бы достаточная тяга

»
— Сергей Павлович Королев
Стелс на фоне пустыни Невада

Lockheed F-117 Night Hawk («Ночной ястреб», народн. стелс, невидимка, чаще «Nighthawk» — гугл. ночной таксист (или козодой), не путать со стратегическим бомбардировщиком Northrop B-2 Spirit!) — американский тактический ударный летательный утюг аппарат тяжелее воздуха, построенный с применением технологии «стелс». В среде лётчиков получил прозвище Wobblin’ Goblin — хромой гоблин — из-за впечатляющих лётных характеристик.

«Бандит» на Хромом гоблине

Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность — ±0,1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность — дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0,8…0,9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.

Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.

Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.

Проверенный советский инструмент для выпиливания летающих утюгов

Когда проект показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот упал в обморок заявил: «I don't care what in hell it looks like, I'll get that ugly son-of-a-bitch to fly!». Лётчиков за руль 117-го сажали только самых опытных, с налётом не менее тысячи часов (это примерно от трёх до пяти лет в строю, для истребителя), чтоб не поубивались. Пытаясь исправить ситуацию, «Локхид» впилили дополнительную прокладку между штурвалом и сиденьем — хитровыебанный автопилот, который корректировал особо мудрые сигналы управления, снижая вероятность завалить самолёт в штопор. Но всё равно: статистика падений данного убердевайса говорит нам, что из семи официально признаных падений пять произошло либо из-за неспособности недостаточно опытного летчика справиться с управлением, либо из-за ошибок наземной подготовки аппарата.

Однако стелс оставался страшной тайной, только в 1988 году правительство СШП признало его существование, показав ретушированную фотографию. В апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию «ночного гоблина» всему миру. Публика была в ахуе от одного вида такого чуда, начался бешеный пеар. Стелс замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах, компьютерных играх и интернетах. И в том же 1990 году выпуск F-117 был прекращен, и деньги, предназначенные на его производство перенаправили на программу Lockheed/Boeing F-22 Raptor (тогда ещё YF-22).

Случай испытать сверхсекретную вундервафлю в деле представился в 1989 году. В это время в Панаме стал намечаться дефицит демократии, а потому туда были направлены два F-117 с целью убить президента Мануэля Норьега. Но начиненные электроникой ассасины попросту не попали бомбами в цель. СМИ СШП заявили, что операция прошла успешно, поскольку гуманные американцы просто хотели напугать врага. Народ схавал, а компетентные люди сделали выводы.

Звездным часом для F-117 стала война в Персидском заливе. Собственно, операция «Буря в стакане пустыне» и началась с удара F-117: в ночь с 16 на 17 января 1991-го 10 «Найтхоуков» из 415-й эскадрильи ВВС США пересекли границу Ирака, дошли до Багдада, в центре иракской столицы ебнули 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками, и, будучи абсолютно незамеченными радарами ПВО Ирака, вернулись на базу. Epic win. Пентагон трубил о «сверхэффективности» стелсов со сверхточными бомбами с эффективностью удара в 80-90% Но существует мнение, что лишь 30% от сброшенных ими «сверхточных» бомб попало в цель. Теоретически, это не так уж и плохо, по сравнению с обычными бомбами, у которых вероятность попадания в заданный квадрат куда ниже одного процента (Союзники во 2-ю Мировую добились аж 3-х процентной точности попадания бомб при бомбардировках Гермашки). Но на практике выходило, что даже и 30% получалось лишь в идеальных сферически-вакумных условиях, ибо иракцы элементарными средствами маскировки часто сбивали наведение подобных бомб (тащемта, помещали под маскировочные сети стальные листы, что создавало ложную цель, или под стальными листами поджигали костерок и жарили шашлыки, что создавало эффект работающего танкового двигателя).

Обломки F-117. Того самого

До 1999 года F-117 работал преимущественно дорогой фотомоделью. Настоящее дело для него нашлось в Югославии, когда блок НАТО решил защитить бедных албанцев и подарить сербам немного демократии. На третий же день с USAF случился невиданный frustration — сербы расхуячили эту посудину. Из чего — хер знает, по официальной версии как нашего Министерства обороны, так и сербского, это был ЗРК С-125. Есть мнение, что постарался МиГ-29, но кого это волнует, если самолёт расхерачили «в упор» и прямой наводкой. Просто грохнули, и всё. И пруфпик имеется.

Американский налогоплательщик начал осознавать, что его много лет круто наёбывали, выдавая еле летающий утюг за супер-оружие. Командование НАТО постиг лютейший баттхерт, теперь F-117 летал на задание не иначе как под охраной истребителей, обвешаных противорадиолокационными ракетами HARM, дабы выжечь все вокруг при малейшем появлении радарного сигнала. К величайшей радости тамошнего «Эльдорадо», расовые балканцы успешно использовали старые микроволновки с отломанными дверцами в качестве ложных целей для ракет (sic!)

Разумеется, со своим эскортом «хромой гоблин» стал просто аццки невидимым самолетом. Думаете, помогло? Югославы через четыре дня, первого апреля, распустили слухи, что был подбит ещё один F-117, правда, он дотянул до Загреба. И ещё один был подбит пятого под Црвени Кот. Впрочем, хитрые пендосы всё отрицают и в список официальных потерь не внесли.

Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?

А все просто. Самолет по технологии «стелс» видим, обнаруживаем и замечаем абсолютно со всех радаров. «Стелс», это, тащем-то, технология снижения заметности, а не технология невидимости. Проще говоря, «стелс» работает схожим образом с маскировкой в твоих любимых танчиках. Чем эффективная площадь рассеяния ниже, тем с меньшей дистанции может быть засвечен стелс-самолет, то есть обливание агрегата радиопоглощающей краской и придание ему хитрых форм похоже на навешивание маскировочной сети и покраска камуфляжем: расстояние засвета уменьшится, но невидимым самолет (или танк) не станет. И наоборот: чем мощнее радар, тем с большего расстояния будет заметен самолет. Например, радар ЗРК С-125 (с которой и был сбит в Югославии F-117) сумеет обнаружить «Найтхоук» с расстояния примерно в сотню метров — ибо минимальная ЭПР, которую может обнаружить С-125 равна около 0,3-0,4 м², ЭПР же F-117 составляет от 0,01 до 0,0025 м², в зависимости от ракурса. Если взять ЗРК С-300 — радар отсюда сумеет обнаружить «Найтхоук» с растояния около 50-60 километров. И так далее.

Но анонимус задаст вполне разумный вопрос — если С-125 не могла вообще обнаружить F-117, тогда каким образом она вообще смогла его сбить? А ответ прост — С-125 как ЗРК малого радиуса действия обладала аппаратурой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели «Карат».

Оная аппаратура позволяла вести огонь по целям вообще без использования РЛС — по визуальному контакту, то есть «куда глядю, туда ракета и летит», то есть при таком наведении зенитному комплексу абсолютно похуй, «стелс» самолет или не «стелс», что весьма доставляет. Ну, по крайней мере, этот способ доставил ракету в жопу «стосемнадцатому». Даже две ракеты. Минусы визуального наведения — далеко хуй стрельнешь (максимум километров на 10) и сильная зависимость от погоды (дождь, снег, туман, дым — хуй вообще стрельнешь).

По другим сведениям пиндосы просто не подрассчитали, что сербы до сих пор пользуются советскими радарами метрового диапазона, в котором стелс парадоксально виден всё-таки чуть лучше, чем в евроатлантическом дециметровом, так как радиопоглощающие материалы на него и рассчитывались, в частности, это сотовый наполнитель фюзеляжа.

Полковник Золтан Дани смотрит на тебя, как на сбитый F-117 Слева — подполковник Дейл Зелко, пилот того самого несчастного F-117. Справа — полковник Золтан Дани, зенитчик, сбивший тот самый несчастный F-117. Яйца крепче оказались у второго, а с виду и не скажешь Уже через много лет — заклятые друзья, и вместе готовят блинчики на одной кухне. Зелко — слева, Дани — справа. Такие делы!

К тому же, зенитчик, командовавший тем расчетом ЗРК был весьма подготовлен, ибо обучался в Cовке (зовут его Золтан Дани, на данный момент он работает пекарем в собственной пекарне, и что особенно доставляет — в день сбития F-117, то есть 27 марта, он выпекает фирменные буханки в форме этого летающего утюга). Да и вообще — ЗРК был в засаде, и пилот «Найтхоука» ну никак не ожидал пиздеца. Даже летел по тому же маршруту в четвёртый раз подряд, расслабив булки от ощущения своей невидимости.

По словам Дейла Зелко, пилота того самого F-117: «Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло».

Этот уничтоженный F-117 сразу похоронил всю серию самолётов, навсегда сняв клеймо «неуязвимости», и скоро все оставшиеся самолеты увезли на свалку. Последние боевые вылеты на нем совершились в 2003 году, в условиях практически подавленной ПВО.

Такие делы. Также товарищ Золтан утверждал, что смог сбить заодно и B-2. Вообще, сербы сообщали о сбитии 2-х таких самолетов — борта под именами «Дух Вашингтона» и «Дух Миссури». Правда, оба «сбитых» в Югославии B-2 потом внезапно «воскресли» в небе над Ираком в 2003-ем году, и так же внезапно «воскресали» на авиабазах в США на период с 2006-го по 2008-й. Впрочем, это уже никого не волнует.

[править] Что дальше?

После Сербии стелсы ещё повоевали в Ираке в 2003 году, но уже без всякого пиара. Конгресс решил, что хватит кормить гоблинскую кавалерию, в 2006 сняли с вооружения первые десять штук, и далее их резали небольшими партиями. 22 апреля 2008 совершили последний полет оставшиеся четыре F-117. Goodnight, Night Hawk.

[править] Про распил бюджетных денег

Ымперский пафос пиндосских поцреотов

Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6,56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42,6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111,2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6,56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для «хромых гоблинов», их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 — 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава…

Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика — один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти — также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает).

Для ориентира — стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.

Тру олдфаги скажут, что это за игра

Ещё до начала открытого пиара Кровавая Гебня в СССР описывала сабж в унылых боевиках с поцреотическим уклоном. Например, ещё в 1985 году сверхсекретные разработки загнивающий запад был вынужден распилить.

С началом открытого пиара F-117 он, естественно, начал звездить в унылых американских боевиках с маразматичными сюжетами. Первым был фильм «Филадельфийский эксперимент 2» (1992 г.), про то как фошысты изменили пространственно-временной континуум, украли F-117 с ядерной бомбой и выиграли WW2. На следующий год появился «Перехватчик», где стелс был похищен уже террористами. В 1995 сабж мелькнул в «Захват 2».

Но самым феерическим опусом стал «Приказано уничтожить» (1996), где десантники высаживаются с борта стелса в захваченный террористами Боинг-747. Былинная победа маразма, во-первых, в F-117 десант некуда впихивать, разве что в бомбоотсек, это ж не кукурузник. Во-вторых, эта пирамидка не настолько невидимая, чтобы втупую подлететь к самолёту впритык и приставить трубу, и те даже не замечали бы ни турбулентностей, ничего. По фильму захваченные пилоты даже не делали вид — они как бы и не замечали внешний самолёт. Но быдло схавало. В фильме 2005 года «Стелс» сабж был оснащён искусственным интеллектом и являлся одним из главных героев наряду с живыми актёрами. Только в этом фильме был не сам сабж, а придуманный супер-мего-шопесдецнах самолёт-невидимка.

Параллельно было разрекламлено и прилагательное «невидимый». Даже в одной из серий «Утиных историй» обыгрывается полёт Зигзага и Скруджа на полностью невидимом самолёте.

Гораздо интереснее были игры про F-117. Здесь можно назвать F-117A Stealth Fighter, переделанный Microprose из известного F-19. Более широкую популярность получил F-117 Night Storm, вышедший на SEGA Mega Drive. Авиасимулятор включал в себя как реальные военные кампании США, так и вымышленные (например, насаждение демократии в Северной Корее). Игра была достаточно сложной, небольшое количество боезапаса ограничивало истребление врагов разумными пределами, а сбить стелth могли парой-тройкой попаданий. Также F-117 присутствовал в не менее известной игре Jungle strike, где на нём нужно было выполнять миссии на 7-ом уровне. Невидимым он там ни разу не был, принципиальное отличие от основного вертолёта — бесконечное топливо! Сценаристы даже как-то топорно пытались объяснить эту бесконечность «терминами» в брифинге миссии. Ну и нет возможности зависнуть в воздухе, из-за чего эта миссия крайне трудная — с таким малым обзором (вид сверху-сбоку) он постоянно врезается во все статуи и ангары. В стратегиях F-117 тоже присутствует — Act of war (бомбардировщик), Generals (истребитель укрепсооружений), ну и в этой вашей «Цивилизации», куда уж без нее.

[править] По аналогии с F-117… F-16

Для супернавороченного F-16C тоже «нашлось дело» на Балканах. Два пиндосских самолета мирно патрулировали территорию, на которой насаждалась демократия[1]. В это же время, недалеко от них, боснийские сербы устраивали гонки на православном мобильном ЗРК 2К12Е «Куб» (SA-6). У поцанов в «кубике» созрел хитрый план по сдаче летающих пиндосских утюгов в металлолом, который, с успехом, был претворен IRL: к ебени матери, двумя залпами был сбит один F-16C (это притом, что сбитого лошка крышевал самолет ДРЛО). К счастью, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и шесть дней пробирался к своим, при этом высирая по дороге туеву кучу кирпичей и вспоминая «теплыми словами» фирму-производителя утюга — General Dynamics. По сюжету даже была снята доставляющая клюква «В тылу врага», где расовый итальянец Машков изображал урку по имени Sasha, который был выпилен тем самым ползающем по земле летчиком.

Стелсосрач — тема благодатная, особенно в плане еды, потому не упомянуть о ней никак нельзя. Но повторяться не имеет смысла, так как она уже вполне раскрыта в этой статье. Пример стелсосрача можно увидеть и в обсуждении данной статьи.

13yesПоказатьСкрыть
  • Таким мы его запомнили

  • Анонимус пилотировал F-117

  • Инструкция для стройбата по уничтожению стелсов

  • Французский троллинг F-117 («Можно бы и поработать над управляемостью»)

13yesПоказатьСкрыть
  1. ↑ Босния и Герцеговина
F-117 Nighthawk — залог победы!
F-117 — гордость авиастроения.

lurkmore.co