Рассказы об оружии. Трактор С-65 «Сталинец». Сталинец трактор


Сталинец С-65 - первый советский серийный дизельный трактор

Трактор С-65, с очень ответственным на то время названием «Сталинец», кардинально отличался от своих предшественников двигателем - он был дизельным. С-65 стал первым советским серийным дизельным трактором. Его выпускали на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) с 1937 по 1941 год. Дизельный двигатель М-17 заменял 65 лошадей! Это и обозначает число в названии модели.

«Сталинец-65» с дизельным двигателем расходовал 220 г солярки на 1 л.с. в час. Для сравнения: этот показатель для лигроинового мотора - 34 г на 1 л. с. в час. Кроме дизтоплива М-17 работал на смеси автола с керосином. Мотор легко заводился даже при -30 °С. Пусковой бензиновый двигатель в 20 л. с. имел ручной и автомобильный электростартеры. Трехскоростная коробка передач обеспечивала скорость до 7 км/ч.

Начав массовое производство С-65, ЧТЗ запустил процесс перевода на дизельные двигатели всего тракторного парка страны. Эти кардинальные преобразования СССР завершил через 20 лет. Первым в мире. Трактор С-65 спроектировали и выпускали на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Основой машины стал гусеничный трактор С-60. В его конструкцию внесли минимальные изменения. Главным новшеством стал дизельный бескомпрессорный двигатель - М-17.

Первый дизельный

Дизельный двигатель, изобретенный в 1890 году Р. Дизелем и приспособленный для применения на автотранспорте в 1920-х Р. Бошем, имеет неоспоримые преимущества перед карбюраторным: примерно на 30 % меньше расходует топлива, которое менее опасно в пожарном отношении, у него отсутствует система зажигания, что уменьшает число возможных неисправностей при эксплуатации. Но есть и обратная сторона: в дизельном двигателе нагрузки на все механизмы и детали значительно больше, что приводит к увеличению его массы и размеров, а при изготовлении топливной аппаратуры требуется высокая точность.

В начале 1930-х годов, учитывая все плюсы и минусы дизеля, советское правительство решило, что применение тракторов с таким двигателем будет экономически выгодно, и постановило срочно наладить промышленное производство дизель-моторов и новых тракторов.

В феврале 1935 года проектировать двигатель начали конструкторы ЧТЗ во главе с В. Ломоносовым и в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А.Лебедева. Для ускорения работ к сотрудничеству хотели привлечь американскую фирму Caterpillar, ведь именно ее трактор в свое время стал прототипом для С-60. Однако президент компании от совместной работы отказался, опасаясь конкуренции, и советские конструкторы продолжали проектирование самостоятельно.

На основе двух опытных образцов (ЧТЗ и НАТИ) был создан дизель-мотор М-75. На его основе под руководством инженера Э.Гуревича к 15 июля собрали дизель-мотор М-17. Как и требовалось, в сам трактор внесли совсем небольшие изменения: увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей, в гусеницу добавили одно звено, изменили расположение топливного бака, немного уширили радиатор. 14 августа опытный образец трактора с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег по площадке завода.

На устранение обнаруженных во время испытаний недостатков ушло еще несколько месяцев, в марте 1937 года с конвейера сошли последние тракторы С-60, а 20 июня завод выпустил первый дизельный трактор С-65. Но чуть раньше, в мае, опытный образец нового «Сталинца» получил высшую награду, Гран-при, на международной выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни». Уже в феврале 1938 года 60 тракторов С-65 отправили на экспорт.

Дизель-мотор

Двигатель Дизеля по характеру работы резко отличается от карбюраторного. В цилиндры дизель-мотора засасывается не горючая смесь, а чистый воздух, который при сильном сжатии нагревается до 500°С и выше. В нагретый воздух впрыскивается под дав лением мелко распыленное топливо. Смешиваясь с воздухом, оно воспламеняется и сгорая, образует газы, которые расширяясь приводят в движение поршни.

Первые двигатели Дизеля работали на расти тельных маслах или легких нефтепродуктах. В 1898 году Эммануэль Нобель приобрел лицензию на двигатель Дизеля и приспособил его для работы на нефти.

Двигатель долгое время использовали как стационарный. Для подачи и распыления горючего применяли воздух, сжатый с помощью компрессора, а этот агрегат был довольно громоздким и тяжелым. С изобретением компактного топливного насоса высокого давления дизели стали устанавливать на тракторы, грузовики, автофургоны, локомотивы. Топливные насосы для дизелей изготавливают из высококачественных материалов, причем обработка деталей производится с очень высокой точностью, в пределах нескольких тысячных долей миллиметра.

Эффективная работа двигателя зависит от способа образования рабочей смеси в цилиндрах мотора. На двигателе М-17 трактора «Сталинец-65» был применен форкамерный способ, который заключается в следующем: топливо, подаваемое в цилиндры двигателя под давлением от топливного насоса, не впрыскивается непосредственно в цилиндр, а предварительно поступает в форкамеру (предкамеру) - часть камеры сжатия. Из-за недостатка воздуха топливо сгорает здесь лишь частично, и образовавшиеся при этом газы с силой устремляются через отверстие форкамеры в цилиндр, увлекая за собой несгоревшую часть топлива. Это обеспечивает лучшее перемешивание воздуха с топливом и интенсивное и полное его сгорание в цилиндре двигателя.

Некоторые детали конструкции

Двигатель С-65 состоит из трех частей: собственно мотора (дизеля), топливного насоса и пускового двигателя. Все механизмы и детали крепятся на массовой отливке из серого чугуна, называемой блок-картером. Внутри блок-картера расположены четыре вставных гильзы (цилиндры), детали кривошипно-шатунного механизма дизеля, распределительный вал и масляная магистраль.

Двигатель расположен на раме трактора, в передней ее части. Рама крепится к корпусу коробки передач и составляет вместе с ним остов машины. Муфта сцепления расположена на верхнем (главном) валу коробки передач, между двигателем и корпусом коробки. Она соединяет и разъединяет коленчатый вал двигателя и механизм передач. Это необходимо при включении и выключении шестерен в коробке передач, а также для плавного трогания трактора с места.

Остальные механизмы трактора, за исключением передачи на ведущие колеса, расположены внутри корпуса коробки передач. Передача на ведущие колеса расположена внутри кожухов, прикрепленных по бокам корпуса коробки. Ходовая часть состоит из двух тележек (левой и правой), двух гусеничных цепей и балансирного устройства. Связь ходовой части с остовом трактора осуществляется шарнирно в трех точках. Задними опорами для остова трактора служат подшипники осей ведущих колес, укрепленные на рамках тележек. Передняя опора - балансир, соединенный с остовом трактора при помощи пальца. Передача движения от вала двигателя к ведущим колесам происходит через муфту сцепления, коробку передач, конические шестерни, фрикционы гусениц и передачу на ведущие колеса.

Для поворота трактора используют действие фрикционов гусениц. При выключении правого фрикциона правое ведущее колесо перестает вращаться, правая гусеница останавливается и трактор поворачивает направо. При выключении левого фрикциона - налево.

Альтернативная модель - СГ-65

Интересно, что одновременно с дизельным на Челябинском тракторном заводе разработали и производили газогенераторный трактор - СГ-65. Газогенератор - установка, перерабатывающая твердое топливо (уголь, торф, древесину, солому, отходы деревообрабатывающих производств) в горючий газ. Разработкой и внедрением таких агрегатов в Советском Союзе занимались уже давно, с целью использовать разнообразное местное топливо вместо жидкого привозного. Еще в начале 1920-х годов С. И. Дека-ленков изобрел тракторный газогенератор. В мае 1936 года на ЧТЗ было организовано экспериментальное конструкторское бюро. Челябинские инженеры приспособили один из вариантов генератора Декаленкова, Д-8, к трактору С-60, и завод выпустил 264 таких машины.

На С-65 установили более совершенный генератор, разработанный в НАТИ, Г-25, который по сравнению с Д-8 давал более очищенный и охлажденный газ. Лучшее качество газа обеспечивало большую мощность двигателя. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65. Газогенераторные двигатели были очень популярны и за рубежом во время Второймировой воны, при дефиците жидкого горючего. Ими оборудовали легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы, мотоциклы, корабли, поезда и даже некоторые танки. После войны газогенераторы быстро исчезли. Однако челябинские тракторы с причудливыми башенками сэкономили немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.

 

 

carakoom.com

Рассказы об оружии. Трактор С-65 «Сталинец» » Военное обозрение

Кто-то может быть, скажет, что трактор — не оружие. Но это как подойти к этому вопросу. Конечно, в обычное время трактор — труженик полей, но если настают тяжелые военные времена, трактор становится первейшим помощником у артиллеристов. Так что если не оружие в прямом смысле, то без трактора сложно представить себе некоторые аспекты армейского бытия.

«Сталинец-65», или С-65, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 гг. Цифры в названии означают количество лошадиных сил дизельного двигателя М-17. Это был первый советский дизельный трактор.

Технические характеристики:

Число мест в кабине — 2.Масса, кг — 11 200.Масса прицепа, т — до 10.Габариты, м:длина — 4,09;ширина — 2,395;высота — 2,77;клиренс — 0,405.

Двигатель дизельный, 65 л.с. (47,8 кВт).

Коробка передач — 3 вперёд и 1 назад.Макс. скорость, км/ч — 7,0 вперед и 2,5 назад.

Запас топлива, л — 300.Лигроин/диз.топ.

Немного истории.

В январе 1935 года С. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. Было решено начать подготовку завода к реконструкции, а проектирование дизеля было начато ещё в феврале.

15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.

Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива, мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-сильного бензинового двигателя с электрическим стартером. Заводился, если верить источникам, в 30-градусный мороз вполне спокойно и без танцев с бубнами. "Пускач" можно было завести и ручным способом, с помощью "кривого" стартера. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска.

Новым трактором С-65 был назван не зря. По сравнению с предшественником С-60 изменений было много.

Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом.

Подкладушки внизу не просто так. Машина рабочая, поэтому вечно откуда-то подтекает. Возраст...

В марте 1937 года заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал. После переоборудования 20 июня с него сошел первый дизельный трактор С-65.

В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.

Вообще, мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на поток. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и образец С-65. Он удостоился «Гран-при» выставки.

Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем, работающим на лигроине.

С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.

"Сталинец" внутри.

Кабина, надо сказать, просторная. Сиденье водителя можно назвать роскошным, особенно если сравнить с автомобилями того времени.

Диван, как есть — диван.

Забавная деревянная конструкция окон позволяла неплохо проветривать кабину, что при запредельной скорости трактора в 7 км/ч было не лишним ничуть.

Приборов не сказать, что много, но все по теме.

Общий план кабины. Рычагов многовато, но не для тех, кто соображает, когда за что надо дергать.

Вид из кабины, можно сказать, значительный. Там, впереди, танк стоит. Т-26. "Сталинец" размерами сами видите, как.

Всего за годы выпуска было изготовлено более 37 000 тракторов «Сталинец».

С началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20.

Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки своих орудий средних и крупных калибров. И не только орудий.

Была ещё модификация "Сталинцев" — газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65.

Что сказать в заключение? Могучий трактор. А если еще вспомнить, когда он был разработан и выпускался... Всего-то через 20 лет от сотворения СССР уже был свой трактор со своим, подчеркну, дизелем. Да, в деле оснащения дизелями мы не стали первыми, немцы нас опередили. Но то, что С-65 отпахал всю войну, говорит лишь о том, что дизель был весьма и весьма неплох. Как и трактор, таскавший все 4 года 122-мм и 152-мм гаубицы.

Хорошая машина.

Экспонат для съемки предоставлен Музеем отечественной военной истории (Падиково, Московская область).

Источники:http://zazsila.ru/news/2011-02-19-32http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/686810

topwar.ru

Сталинец - С интернетом по жизни

Трактор "Сталинец-65" 1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов "Сталинец-60" (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65.        "1. Двигатель и трактор в целом работоспособны и надежны в длительной эксплуатации.         2. По своей экономичности дизель М-17 не уступает лучшим заграничным образцам.         3. При испытании не обнаружено таких дефектов, которые могли бы служить основанием для задержки ведущейся подготовки массового производства представленных на испытание моделей".

 

Общий вид трактора С-65   Эти строки из акта испытаний трех экспериментальных советских тракторов "Сталинец"-65 с дизелем М-17, подписанного представителями НАТИ, Наркомзема и Челябинского тракторного завода, означали, что громадная работа, проделанная конструкторами, технологами, исследователями, завершилась успешно. Благоприятный исход испытаний, проводившихся с 1 августа по 23 ноября 1936 года в Жердевской МТС Воронежской области, позволил Советскому Союзу первому в мире приступить к массовому производству дизельных тракторов. Преимущества дизеля очевидны - он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других достоинств.

Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить эти выгоды, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которая должна изготовляться поистине с ювелирной точностью. Ведь каждый цикл за 0,002-0,005 с под давлением около 100 атм в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 г топлива. Чтобы сделать это, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен быть от 60 до 90 мк, а точность ее изготовления составить доли микрона.

Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами "Даймлер-Бенц" и "МАН" в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе. По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны.

В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс - испытание дизелей. Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.

Трактор С-65 буксирует повреждённый танк Т-34-85. Осень 1944 г.

В конце января 1935 года, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, Г. Орджоникидзе говорил о необходимости в кратчайший срок перевести тракторы ЧТЗ на дизели. В начале апреля на ЧТЗ состоялось техническое совещание, образовавшее дизельную комиссию. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ - А. Лебедев.        Группа работников ЧТЗ - Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой "Катерпиллер" о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск "Катерпиллеров", и это, конечно, очень беспокоило Хайкока. Он считал, что советские специалисты в конце концов и сами наладят выпуск дизелей, но затратят несравненно больше средств и времени, чем при техническом содействии "Катерпиллера". А это очены важно для фирмы, поставляющей большую часть своей продукции за рубеж и опасающейся конкуренции. В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем.

В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи. Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся "потомком" моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода. Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч. Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы больших переделок трактора. Конструкторы дизеля успешно справились с этой задачей. Непосредственно в трактор они внесли минимальные изменения. 

Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость движения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки. Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля - коксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня в 3 ч 15 мин ожил вновь - с него сошел первый дизельный трактор С-65. То, чего так боялся мистер Хайкок, произошло в феврале 1938 года - первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство.

В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки - "Гран-при". С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя 20 лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность. Также отметим ещё одну версию "Сталинцев" - газогенераторную. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым - сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова - Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ.

За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65. После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое трудное для страны время. Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из с/х. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях очень часто можно встретить «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые использовали их для бускировки орудий средних и крупных калибров.  

Фотографии трактора С-601.2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                     Фотографии трактора С-65    1.

2.

3.

4.

5.

6.

.

 

                                                                     Источники: Л.Евсеев "Первый дизельный". (Техника-молодёжи №4, 1975 г.) Л.Евсеев "Советский газогенераторный". (Техника-молодёжи №10, 1975 г.) Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии" ("Бронеколлекция" №3, 2002 г.) Галерея автомотостарины

P.S. На 3-м снимке (Фотографии трактора С-65 ) изображены немецкие солдаты. Из Википедии:Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.

История сегодня:

Трактор затонул в 1941 году в 30-ти километрах от поселка Холмечи Суземского района при отступлении 13-ой армии по льду реки. Водитель машины остался жив, успев в последний момент выпрыгнуть из кабины. Первую неудачную попытку поднять со дна реки первый советский дизельный трактор производства Челябинского завода любители старины предприняли в 70-е годы прошлого века. В этот раз "Сталинца" тащили на берег двое суток с помощью предоставленной железнодорожниками тяжелой техники.

В пятницу днем очищенный от грязи и ила "Сталинец-65" доставили на завод дорожной техники "Брянский Арсенал". Здесь трактор отреставрируют (надо будет почти полностью восстанавливать кабину), после чего он займет почетное место в музее военной техники под открытым небом "Партизанская Поляна". Подобных машин в России осталось не более трех.С начала производства в 1937 году, когда "Сталинец-65" удостоился Гран-при парижской международной выставки, Челябинский тракторный завод выпустил около 17 тысяч таких машин. Это был первый в мире дизельный трактор. Имея мощность двигателя в 65 лошадиных сил, он свободно буксировал технику, которая была в два раза тяжелее него.

3атонувший в 1941 году под Брянском автотягач " Сталинец" станет музейным экспонатом.© Фото: Пресс-служба брянской городской администрации и администрации брянской области

Источник: http://bronetehnika.narod.ru/stalinec-60i65/stalinec-60i65.htmlИсточник: http://www.avante.su/2011/01/28/3atonuvshij-v-1941-godu-avtotyagach-stalinec-stanet-muzejnym-yeksponatom.html

stomaster.livejournal.com

Трактор Сталинец 60 - главный трактор первой пятилетки

Подробности Категория: Достижения СССР Опубликовано: 09.08.2016

Трактор Сталинец 60 - Первый советский массовый гусеничный трактор, один из символов индустриализации и коллективизации 30-ых годов.

Старшее поколение еще помнит легенду советского тракторостроения С-60. По современным меркам несколько неуклюжий, тихоходный, на гусеничном ходу с мощностью двигателя всего 60 л. с., весьма ограниченными функциональными возможностями и скоростью движения чуть более 8 км/час. В качестве топлива использовался один из компонентов переработки нефти – лигроин или «тяжелый бензин». Сейчас только специалисты знают о таком виде топлива, а во времена разработки и производства С-60 оно было вполне современным.

Предпосылки создания

В начале 30-х годов прошлого столетия темпы коллективизации сельского хозяйства только нарастали. Появлялись крупные сельскохозяйственные объединения – совхозы, объемы сельхозработ постоянно увеличивались. Имевшиеся колесные тракторы не справлялись с ними, в распутицу они и вовсе не могли выезжать на полевые работы. Поэтому перед страной остро встала задача по обеспечению сельскохозяйственных предприятий надежной всепогодной тракторной техникой. Харьковский завод «Коммунар» выпускал не более сотни тракторов в год, что не обеспечивало страну нужным количеством тракторов.

В одном из решений партийной конференции ВКП(б) 1929 года была зафиксирована необходимость строительства тракторного завода. Местом строительства был определен Челябинск. Главный вопрос, стоявший тогда перед государственной комиссией, какой из тракторов взять за основу для проектирования – американский «Катерпиллер» или советский «Коммунар». После детального обсуждения было принято решение: прототипом выбрать американский трактор. Перед началом проектирования инженеры разобрали «Катерпиллер» на детали, по результатам их изучения нашли целый ряд недоработок и с учетом этого разработали чертежи советского С-60. Наиболее важные узлы разрабатывались разными группами инженеров. После обсуждения утверждался лучший вариант. Параллельно велось проектирование цехов тракторного завода.

Сталинец 60

Новый трактор и новый завод

Несмотря на то, что только в августе 1930 года был заложен завод, уже начало следующего года ознаменовалось выпуском первого опытного образца. В конце 1934 года на ЧТЗ отмечали выпуск трактора с номером 10000. К этому времени о Сталинце С-60 знала практически вся страна.

Трактор был изготовлен по обычной схеме с передним расположением двигателя и местом для тракториста в задней его части. Для того, чтобы запустить карбюраторный двигатель, использовался бензин либо керосин. С этой целью он снабжался дополнительным пусковым топливным баком с объемом 16 литров. Гусеничный ход обеспечивал удовлетворительную проходимость С-60 практически в любых дорожных условиях.

Но мировую известность тракторы получили после легендарных походов в тяжелейших условиях зимы для спасения грузов с замерзшего во льдах каравана судов, а также для доставки продовольствия городу Мургабу через заснеженные перевалы Памира. Как отмечали в то время советские и зарубежные СМИ, эти испытания выдержали все советские машины, принимавшие участие в походах. Трактор С-60 был представлен на парижскую международную выставку 1937 года, где и был награжден высшей наградой - «Гран-При».

class="eliadunit">

Сталинец 60 - памятник

Будущее за Дизелем

За период с 1 июня 1932 года по 31 марта 1937 года на Челябинском тракторном заводе было выпущено около 69000 тракторов С-60. И все-таки недостатки у машины были, прежде всего низкий КПД из-за использования в качестве топлива лигроина. Поэтому перед инженерами и конструкторами была поставлена задача по разработке тракторного двигателя, работающего на более дешевом дизельном топливе. Одновременно необходимо было провести масштабную реконструкцию завода, что должно было обеспечить повышенную экономическую эффективность машины при проведении сельскохозяйственных работ.

Вскоре огромный труд советских конструкторов был успешно завершен, и государственной комиссии был представлен новый дизельный двигатель М-17.  Государственные испытания трех машин Сталинец С-65 с новым мотором были успешно завершены, и в ноябре 1936 года был подписан приемочный акт. Дополнительным преимуществом было то, что разработанный двигатель вносил небольшое количество изменений в конструкцию трактора. Отличительными чертами С-65 стало то, что топливный бак разместили сзади двигателя, который закрыли капотом с боковыми съемными стенками. Для более равномерного распределения веса машины в гусеницу добавили одно звено. Трактор предназначался для совместной работы с прицепными сельскохозяйственными машинами различного назначения.

Сталинец 65

 

Первый дизельный трактор сошел с конвейера ЧТЗ 20 июня 1937 года. Уже в начале 1938 года первая партия дизельных С-65 в количестве 60 штук была поставлена на экспорт, составив серьезную конкуренцию американским «Катерпиллерам», хотя мировая известность пришла к С-65 значительно раньше, после выпуска опытной партии.

В 1937 году на международной выставке в Париже он получил высшую награду «Гран-При» так же, как и его предшественник С-60. Всего было выпущено 37626 экземпляров.  Внешний вид трактора можно увидеть в фильме «Трактористы», снятого в 1939 году. Существенный вклад С-65 внесли в начальном периоде Великой Отечественной войны, значительно облегчив труд артиллеристов при буксировке тяжелых орудий.

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su

трактор Сталинец история создания - 19 Февраля 2011

трактор "Сталинец" С60- история создания

1 июня 1933 года из цехов Челябинского тракторного завода, вышла первая партия советских гусеничных тракторов "Сталинец-60". На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорости от 3 до 5,9 км/ч и развивать тяговую мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" . Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. А затем его сменил модернизированный  дизельный трактор С-65. 

Общий вид трактора С-65

Преимущества дизеля очевидны - он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить такие характеристики, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной системы, которая должна изготовляться с большой  точностью.  Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами "Даймлер-Бенц" и "МАН" в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе. По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс - испытание дизелей. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ - А. Лебедев. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи. Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся "потомком" моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 16-километровый пробег на площадке завода. Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и система впуска. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч. Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы глобальных переделок трактора.Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость передвижения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки. Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля - быстрое  закоксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита во вкладышах, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня  - с него сошел первый дизельный трактор С-65.  в феврале 1938 года - первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки.С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя двадцать лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность. Была ещё модификация "Сталинцев" - газогенераторная. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова - Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 газогенераторных тракторов СГ-65. После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое тяжелое для страны время. Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными сельско хозяйственными машинами, в том числе  с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые так же использовали их для бускировки своих орудий средних и крупных калибров.

Технические характеристики Трактора

Модель С-60 (С-65)Год выпуска 1933 (1937)Число мест в кабине 2 (2)Масса, т 9520 (11200)Масса прицепа, т ~ до 10 (~ до 10)Габариты, м  длина  4,09  ширина  2,395 высота  2,77  клиренс 0,405Ширина трака, мм 500Двигатель карбюраторный, 60 л.с. (44,2 кВт) дизельный, 65 л.с.(47,8 кВт)Коробка передач 3 вперёд и 1 назадМин/Макс. скорость, км/ч 3,0...5,9 вперёд - 3,6...6,97 назад - 2,5Запас топлива, л  300 лигроин/диз.топ.

zazsila.ru

Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики трактора-тягача С-2 «Сталинец-2»

Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Страна: СССР
Тип: Трактор-тягач
Дата выпуска: 1940 г.
Длинна: 4674 мм
Ширина: 2440 мм
Высота: По кабине 2756 мм, с тентом: 3065 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8)
Двигатель: Четырехцилиндровый дизель МТ-17, до 115 л.с. при 1350 об./мин
Дальность хода: 160 км, с прицепом
Максимальная скорость: 25,5 км/ч (по шоссе)
Масса:Собственная: 12000 кг + 1500 кг в кузове + до 19000 кг в прицепе
Вооружение:Нет

На начало 40-х годов 20 века, Красная Армия остро нуждалась в тяжелом тягаче, способном перевозить не только полковые пушки, но и более серьезные тяжелые орудия. Гражданская промышленность к этому времени уже выпускала трактор С-65 «Сталинец», поэтому армейский вариант было решено делать из принципа взаимозаменяемости деталей.

Мирный трактор С-65

«Мирный» трактор С-65

Получившийся в итоге трактор С-2 «Сталинец-2» обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.

Трактор разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе.

Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.

Трактор-тягач С-2 "Сталинец-2"

Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»

Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.

Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.

Всего было изготовлено 1275 тракторов С-2 «Сталинец-2».

Источник: Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»

armedman.ru

С-65 Сталинец, Часть 1 : diecast_43

Глядя на фотографии прототипа данной машины, мне почему-то вспоминается история создания советского стратегического бомбардировщика ТУ-4.В 1944 году, волею судеб, на советской территории приземлился возвращающийся с задания B-29 союзников, поврежденный японцами, чему советское руководство черезвычайно возрадоволось. Летчиков было приказано переправить в расположение своих частей, а самолет под любыми предлогами не отдавать. B-29 в указанное время считался лучшим стратегическом бомбарировщиком, как результат - товарищ Сталин пожелал иметь возможность производить такие-же самолеты. Приказ был буквальным - скопировать один-в-один.Самолет действительно скопировали, действительно один к одному, со всеми нюансами и косяками конкретного экземпляра. Есть байка о том, что Туполев спрашивал у курирующего проект Берии, копировать ли американские звезды при покраске. Берия это вопрос преподнес товарищу Сталину в виде шутки, по реакции которого было понятно, какие звезды нужно рисовать на крыльях.

Трактор же С-65, о котором идет речь вырос из трактора С-60, который в свою очередь был скопирован с американского Caterpillar Sixty. И если кто-нибудь поищет в поисковике картинки двух последних - будет удивлен тому, насколько они похожи. Так и видится Берия спрашивающий у товарища Сталина: А что, на боковинах капота как и у американцев писать sixty? На что мудрый вождь щурится хитрым глазом, выпускает облако дыма из трубки и товарищ Берия, седьмым чувством понимает, вместо sixty нужно написать Сталинец, а то ненароком можно и в лагерь угодить.

Ну а что касается модели, давайте посмотрим на нее поближе.

Выпустил модель, под лэйблом ModelStroy один из известных онлайн магазинов. Ожидание конечно затянулось, миниград и то быстрее шевелится, но результат при всем при этом вышел просто наиотличнейший.Модель выпущена ограниченным тиражом, перед доставкой мне позвонили и спросили, какой номер из серии я хочу иметь, любой на выбор между 2 и 44. Я конечно хотел первый, но мне вежливо отказали, сославшись на то, что первый они оставят себе.

В комплекте с моделью небольшая брошюрка, как с описанием самого прототипа, так и небольшим экскурсом в историю создания модели.На самом деле брошюрка никакой ценности не представляет, так как является простым копипастом из интернетов, но я ее отсканировал, для интересующихся.На последней страничке обнаружился досадный косяк, видимо курьер дал мне не мою книжонку, в результате чего я как бы стал 53-ым обладателем трактора с кабиной.

Посмотреть PDFку книжонки

Трактор выполнен из металла - весит как бруклин, хотя по длине чуть больше запорожца.В модели прекрасно все, детали, ненавязчивый везеринг, аккуратное исполнение, внимание к мелочам.Меньше слов - больше фоток: все кликабельно и доступно до 2048 пикселей по ширине.

Как я уже писал выше, трактор С-65 представляет из себя проапгреженную версию C-60, и является первым советским серийным дизельным трактором, а помимо этой, достаточно почетной роли - первым в мире серийным гусеничным трактором с дизельным двигателем. Катерпиллер же, с которого некоторым образом был скопирован советский образец, работал на лигроине.

На выставке "Искусство и техника современной жизни" проходившей в 1937 году в Париже, опытный образец трактора получил "Гран При", а уже в начале следующего года с конвейера сошли первые экземпляры. Что характерно, первая партия из 60 тракторов в феврале 1938 года была отправлена на экспорт, а не в хозяйства, оправдывать преимущества дизельной машины.

Не смотря на все достоинства модели, она обладает одним, просто таки фундаментально косячным недостатком. На радиаторной решетке напрочь отсутствует логотип ЧТЗ.

Донышко, мотор как и полагается испачкан больше чем все остальное хозяйство.

Рычаги, педали, панель приборов - проработка изумительная.

Сочленение ржавых гусениц заслуживает отдельной похвалы.

Ожидание себя оправдало, модель просто прекрасна.

Ну и напоследок бонус, для желающих окунуться в атмосферу конца 30-х годов.Культовый фильм Трактористы, в главной роли С-65:

Продолжение следует...

diecast-43.livejournal.com