Каски М-40, М-42, СШ-36/хасанка/, СШ-39/трехклепка/ и СШ-40/шестиклепка/.WW2. Сш 39 каска


СШ-39 | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

СШ-39

Изготовитель:

Советские разработчики

Тип защиты:

Голова

Материал:

Сталь

Время:

1939 - 1942 гг.

Родина:

Россия (СССР)

Область применения:

Россия (СССР)

Пользователи:

Разновидности:

СШ-39 — стальной шлем образца 1939 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих.

До 1939 г. советская армия использовала шлем СШ-36. Однако его недостатки были слишком очевидны и для советских конструкторов необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

В 1937 - 38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем M33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

Подшлемник имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.

Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема.

В послевоенное время, оставшиеся СШ-39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г. Лысьва), сферы перекрашивались заново и на них ставился подшлем с СШ-40 (три подушки), как правило на штампе стоит 1950 г. Такие шлемы передавались в учебные заведения, МЧС и подразделения Гражданской обороны.

ru.warriors.wikia.com

Каски РККА

Доброго всем времени суток, хочу поднять тему касок в РККА. Кому есть чем дополнить, буду рад.

Крайне интересный вариант стального шлема М-1917 "Зольберг" в РККА. Как правило, звезды на них были либо накладными большими (из жести, на весь "лоб", грубо говоря), либо нарисованными, либо их и вовсе не было.Здесь же мы видим звезды на головные уборы комначсостава обр.1936 года которые просто-напросто приделали на стальные шлемы, хотя звездочки изначально предназначались для тканных головных уборов. Примеры таких шлемов попадаются на фото крайне редко.

М1917 (Sohlberg)

                                        

Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см).  Окрашивался шлем в цвет хаки. ТТХ  М1917: вес - 800-850гр., толщина стали - 1,2мм., ширина около - 213 мм., длина около - 287 мм., высота около -170 мм.

    Революция 1917г. помешала  поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.  Шлем  этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Часто на этот шлем, так же как и на «Адриан-15» прикрепляли большую жестяную звезду, или звезду меньшего размера. Иногда звезду просто рисовали.

                                             

Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года.    И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.  К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.

Стальной шлем СШ-36(халхинголка)

        

  Политическая ситуация в Европе в начале 30-х годов вынудила советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который должен был заменить уже устаревшие модели (каски Адриана и М17).   В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.                                 Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки.   Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.  К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.

Стальной шлем СШ-39(трехклепка)

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

      Технологию штамповки стального шлема разработал лысьвенский специалист Евгений Ширинкин.       За 5 с половиной лет коллективом ИТР завода совместно с НИИ-13 и военными специалистами НКО было опробовано более 8 различных марок стали, относящихся к бронестойким. Все они были получены с различных заводов Советского Союза. В 1939 году ученые-металлурги, сотрудники НИИ-13 и Наркомата черной металлургии предложили для опробования в производстве холоднокатаную легированной броневую стали марки 36СГН, которая была создана в НИИ-13 под руководством М.И.Корюкова. Новая сталь (условное заводское обозначение И-1) была выплавлена в г. Перми в Мотовилихе и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Процесс выплавки 36СГН был сложнее чем у других сталей. В расплав вводили специальные добавки: никель, кремний, которые делали сталь прочнее. Температура плавки броневой стали была 1600-1700 град. Из мартена сталь выходила в слитках по 3-3,5 т. Для дальнейшей работы их необходимо было несколько раз прокатать, чтобы получить плоскую токую заготовку. Лысьвенским металлургическим заводом из стали И-1 (36СГН) была изготовлена партия шлемов, которая, наконец, дала удовлетворительные результаты по отстрелу. Прада, штамповка производилась ещё на не совсем освоенном инструменте – калибровочных – отбортовочных штампах. Требовалась доводка всего штампующего инструмента, усовершенствование подтулейного устройства, отработка технологии производства: термического режима (отжига), закалки, отпуска, обезжиривания, пескоструйки, окраски, сушки, изготовление штампующего калибровочного, отбортовочного инструмента для всех ростов стального шлема, а для этого требовалась большая конструкторская работа, создание технологических карт на весь цикл производства. Главная, особо сложная работа, заключалась в изготовлении калибровочных, отборочных и обрезных штампов. Все эти штампы изготавливались вручную и требовались особо квалифицированные слесари-универсалы (ввиду отсутствия на ЛМЗ Кельеровских станков). А на заводе слесарей такой квалификации было всего два человека: Лошов и Зорин, работающих в инструментальном цехе. Требовалось немедленно обучить новому делу рабочих. К обучению привлекли лучших мастеров инструментального цеха – П.Г.Лямина, П.Я.Безматерных, П.Я.Черемных, которые сами встали за верстаки работать и обучать молодежь – подростков 16-17–ти лет.      После проведения испытаний, приёмки и освоения прозводства новый шлем, получивший наименование "Стальной шлем образца 1939 года (СШ-39) выпускался в цехе № 8 Лысьвенского металлургического завода с 1939 г. по 1941 г. (ориентировочно). В те же годы его производство было освоено и в г. Сталинграде на Металлургическом заводе "Красный Октябрь". Ввиду отсутствия производства броневой стали на ЛМЗ прокат для изготовления СШ-39 поступал в г. Лысьву с Металлургического заводе "Красный Октябрь".      Совершенствование шлема на ЛМЗ было продолжено и в 1939 г. проявились новые образцы стального шлема, которые получили обозначение "Стальной шлем образца 1940 г." (СШ-40). Именно в таких шлемах Красная Армия прошла с боями от Москвы до Берлина и одержала победу над Японией. Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внеше почти от него не отличался. В 1942 г. из-за начала наступления немцев на Волге поставки проката из Сталинграда прекратились. Какое-то время броневой прокат для изготовления стальных шлемов поступал из г. Перми с завода № 172 в Мотовилихе. Но вскоре было принято решение об организации её выплавки и прокае на заводе № 700 (ЛМЗ) в г. Лысьве. Источник: Краткая история создания стального шлема образца 1940 г. (СШ-40) для Красной Армии. В.А.Онянов, начальник цеха № 8 (в войну - цеха "С-8", шифр 41) Лысьвенского металлургического завода (в войну - завода № 700), массово изготовлявшего стальные шлемы в 1941-1945 гг. Лысьвенский музей.

          

 

 

В центре так называемый зенитный шлем РККА

 

Военинтендант I ранга А. А. Шварц в своей каске 2-го опытного образца. 1936 год  В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема. Внешне шлем напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия.

Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Подшлемник экспериментального шлема М30 стал в дальнейшем использоваться на СШ-36. Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией. Возможно, данные стальные шлемы не были утверждены, в связи с тем, что на поле боя трудно было бы различить от немецкого шлема, т.е. возникли бы трудности определения «свой – чужой». Впоследствии наработки по данному шлему послужили для разработки СШ-36.Примерная партия выпущенных стальных шлемов составила 70 штук. Португальский коллекционер Томас Салазар на одном из складов в гор. Санкт- Петербурге нашел 15 таких шлемов, по внешнему виду они не использовались по назначению.

 

p.s.

 

Каска Адриана М1916

Впервые в массовом порядке  стальной шлем появился в апреле месяце 1916 года.  Русские специальные бригады, которые были отправленны во Францию,  что бы сражаться на западном фронте, во многом экипировались французами, так же  эти части получили французскую каску Адриана, но отличалась данная каска только фронтальной эмблемой, на которой был изображен герб Российской Империи.

          

     В том же 1916 году Петербургом был размещен заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но до конца 1916 года в Россию было доставлено только 340 000 едениц. В России эти шлемы были известны как М1916.

            Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов - фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы - светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии. Наряду с достоинствами сразу выявились и недостатки касок Адриана. Малая толщина стали – всего 7 десятых миллиметра, хрупкость козырьков, крайне сложная технология изготовления. Создание каски включало в себя более пятидесяти операций, причем треть из них уходило лишь на одну деталь конструкции: ее гребня.

  В 1915г. русский Генеральный Штаб принял решение о разработке первого русского стального шлема, прототипом к которому послужила французская каска Адриана обр.1915г. В 1917г. заказ на производство шлемов  был размещен в Финляндии ( тогда еще входившей в состав Российской империи) на заводах Solhberg-Oy   и  Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введен.

        

  После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска.Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой.

Описание жестяной звезды:     Кокарда штампуется из желтой меди по форме пятиконечной звезды; по середине кокарды выштамповываются перекрещивающиеся серп и молот; по очертанию краев звезда имеет ободок. Кокарда с лицевой стороны исключая серпа и молота, покрывается прочной, красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности кокарды, в центре, припаивается медная пластина, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого и края их срезаны под прямым углом. Размеры у кокарды такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 85 мм,а внутренние по кругу диаметром 32 мм. Расстояние между концами горизонтальных лучей 80 мм. Сплав металла: меди 60 - 65% и цинка - 40 - 35%. Примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Штампованные кокарды должны быть сделаны тщательно, правильно и по образцу.

Каска Адриана в Красной армии использовалась до 1941 года.

форум

feldgrau.info

Стальной шлем (каска) обр. 1939 года (СШ-39) в тройном перекрасе. НОВАЯ ЦЕНА!

СШ-39 — стальной шлем образца 1939 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих. До 1939 г. советская армия использовала шлем СШ-36. Однако его недостатки были слишком очевидны и для советских конструкторов необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

В 1937 — 38 гг несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

Подшлемник имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.

Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема.

В послевоенное время, оставшиеся СШ-39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г. Лысьва), сферы перекрашивались заново и на них ставился подшлемник с СШ-40 (три подушки), как правило на штампе стоит 1950 г. Такие шлемы передавались в учебные заведения, МЧС и подразделения Гражданской обороны.

www.zemlyanka-v.ru

СШ-39 "трехклепка" - Россия - Стальной шлем - Стальной шлем

Стальной шлем СШ-39

 

 

 

 

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

 

 

В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

 

 

Подшлемник  имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции.

 

Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема.

 

 

В послевоенное время, оставшиеся СШ39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г.Лысьва), сферы перекрашивались заново и на них ставился подшлем с СШ40 (три подушки), как правило на штампе стоит 1950г. Такие шлемы передавались в учебные заведения, МЧС и подразделения Гражданской Обороны

 

helm.at.ua

Каска/шлем СШ-40

Советская каска для использования в реконструкции Второй Мировой войны. Оригинал с военных складов, модель 1940-го г., произведены в 1950-70е гг. Брезентовый ремешок (концы пришиты к ушам каски), 3 подушки подшлемника из дерматина.

Как выбрать размер?

Размера всего три. Они называются "рост". Первый — самый маленький. Как выбрать размер, если Вы не реконструктор-ортодокс и не изучили наставления РККА? Если Ваше лицо длинное и худое, а голова не больше 58 см — берите рост 1. Если Вы крупный мужчина с круглым большим лицом и размером головы за 58 см — берите рост 3. Если Вы не определились — берите рост 2 (средний).

В ящике 30 касок:

1 рост — 15 штук;2 рост — 14 штук;3 рост — 1 штука.

Поэтому рост 3 редкий и стоит дороже. Рост 1 от роста 2 визуально отличается глубиной и размером колпака (колпак уже и глубже), рост 3 по диаметру почти как 2-й , отличается геометрия затылочной части колпака. По ощущениям на голове разница не большая, если завязать шнур подшлемника на свой размер.

Большинство касок имеют состояние как на фото: новые, без недостатков. Но они хранятся в бумаге и в специальном белом порошке (от плесени, насекомых и пр.). Бумагу и порошок мы не удаляем. На некоторых касках могут быть потёртости (когда по краске провели соседней каской и краска посветлела в месте касания). Их можно удалить, протерев каску любым маслом. Мы не удаляем такие потёртости, и браком они не являются.На некоторых касках есть небольшие царапины до металла, масляные пятна и т. п., которые невозможно удалить без перекрашивания. На такие каски мы предлагаем скидку до 150 р. или бонус (подарок, например декаль-звезду). Мы говорим покупателю о всех недостатках, как только находим их; как правило до оплаты покупателем заказа.

Модель СШ-40 (стальной шлем 1940-го г.) появился взамен СШ-39 и представлял собой тот же купол (знатоки утверждают, что форма купола стала более круглой, но это скорее из-за технологии производства, чем из-за инженерных решений). Новый подшлемник в СШ-40 состоял из трёх дерматиновых (кожзам) подушек, наполненных волосом, которые крепились к каске на металлических кронштейнах шестью заклёпками. Поэтому каску называют "шестиклёпка" в отличие от её предшественницы модели 1939-го г. "трёхклёпки". Новшество разработчиков состояло в том, что подшлемник можно было удалить (или хотя бы снять стяжной шнурок) и носить каску зимой поверх ушанки. Несмотря на это преимущество подшлемник можно считать неудобным: каска не фиксировалась на голове, и при передвижении её постоянно нужно было поправлять.

В 1968-м году появилась новая модель, купол которой имел вытянутую вверх форму (как яйцо). Из-за того, что каска имела тот же цвет и почти ту же форму "патриоты" часто разгуливают в ней на исторических мероприятиях. Настоящие же СШ-40 уже в дефиците, бум освобождения от них отечественных складов проходит, на рынке всё больше СШ-68. А СШ-40 военного производства — и вовсе предмет коллекционирования и ценятся дороже.

replik.ru

Каски РККА

Доброго всем времени суток, хочу поднять тему касок в РККА. Кому есть чем дополнить, буду рад.

Крайне интересный вариант стального шлема М-1917 "Зольберг" в РККА. Как правило, звезды на них были либо накладными большими (из жести, на весь "лоб", грубо говоря), либо нарисованными, либо их и вовсе не было.Здесь же мы видим звезды на головные уборы комначсостава обр.1936 года которые просто-напросто приделали на стальные шлемы, хотя звездочки изначально предназначались для тканных головных уборов. Примеры таких шлемов попадаются на фото крайне редко.

М1917 (Sohlberg)

                                        

Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см).  Окрашивался шлем в цвет хаки. ТТХ  М1917: вес - 800-850гр., толщина стали - 1,2мм., ширина около - 213 мм., длина около - 287 мм., высота около -170 мм.

    Революция 1917г. помешала  поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.  Шлем  этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Часто на этот шлем, так же как и на «Адриан-15» прикрепляли большую жестяную звезду, или звезду меньшего размера. Иногда звезду просто рисовали.

                                             

Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года.    И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.  К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.

Стальной шлем СШ-36(халхинголка)

        

  Политическая ситуация в Европе в начале 30-х годов вынудила советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который должен был заменить уже устаревшие модели (каски Адриана и М17).   В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.                                 Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки.   Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.  К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.

Стальной шлем СШ-39(трехклепка)

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

      Технологию штамповки стального шлема разработал лысьвенский специалист Евгений Ширинкин.       За 5 с половиной лет коллективом ИТР завода совместно с НИИ-13 и военными специалистами НКО было опробовано более 8 различных марок стали, относящихся к бронестойким. Все они были получены с различных заводов Советского Союза. В 1939 году ученые-металлурги, сотрудники НИИ-13 и Наркомата черной металлургии предложили для опробования в производстве холоднокатаную легированной броневую стали марки 36СГН, которая была создана в НИИ-13 под руководством М.И.Корюкова. Новая сталь (условное заводское обозначение И-1) была выплавлена в г. Перми в Мотовилихе и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Процесс выплавки 36СГН был сложнее чем у других сталей. В расплав вводили специальные добавки: никель, кремний, которые делали сталь прочнее. Температура плавки броневой стали была 1600-1700 град. Из мартена сталь выходила в слитках по 3-3,5 т. Для дальнейшей работы их необходимо было несколько раз прокатать, чтобы получить плоскую токую заготовку. Лысьвенским металлургическим заводом из стали И-1 (36СГН) была изготовлена партия шлемов, которая, наконец, дала удовлетворительные результаты по отстрелу. Прада, штамповка производилась ещё на не совсем освоенном инструменте – калибровочных – отбортовочных штампах. Требовалась доводка всего штампующего инструмента, усовершенствование подтулейного устройства, отработка технологии производства: термического режима (отжига), закалки, отпуска, обезжиривания, пескоструйки, окраски, сушки, изготовление штампующего калибровочного, отбортовочного инструмента для всех ростов стального шлема, а для этого требовалась большая конструкторская работа, создание технологических карт на весь цикл производства. Главная, особо сложная работа, заключалась в изготовлении калибровочных, отборочных и обрезных штампов. Все эти штампы изготавливались вручную и требовались особо квалифицированные слесари-универсалы (ввиду отсутствия на ЛМЗ Кельеровских станков). А на заводе слесарей такой квалификации было всего два человека: Лошов и Зорин, работающих в инструментальном цехе. Требовалось немедленно обучить новому делу рабочих. К обучению привлекли лучших мастеров инструментального цеха – П.Г.Лямина, П.Я.Безматерных, П.Я.Черемных, которые сами встали за верстаки работать и обучать молодежь – подростков 16-17–ти лет.      После проведения испытаний, приёмки и освоения прозводства новый шлем, получивший наименование "Стальной шлем образца 1939 года (СШ-39) выпускался в цехе № 8 Лысьвенского металлургического завода с 1939 г. по 1941 г. (ориентировочно). В те же годы его производство было освоено и в г. Сталинграде на Металлургическом заводе "Красный Октябрь". Ввиду отсутствия производства броневой стали на ЛМЗ прокат для изготовления СШ-39 поступал в г. Лысьву с Металлургического заводе "Красный Октябрь".      Совершенствование шлема на ЛМЗ было продолжено и в 1939 г. проявились новые образцы стального шлема, которые получили обозначение "Стальной шлем образца 1940 г." (СШ-40). Именно в таких шлемах Красная Армия прошла с боями от Москвы до Берлина и одержала победу над Японией. Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внеше почти от него не отличался. В 1942 г. из-за начала наступления немцев на Волге поставки проката из Сталинграда прекратились. Какое-то время броневой прокат для изготовления стальных шлемов поступал из г. Перми с завода № 172 в Мотовилихе. Но вскоре было принято решение об организации её выплавки и прокае на заводе № 700 (ЛМЗ) в г. Лысьве. Источник: Краткая история создания стального шлема образца 1940 г. (СШ-40) для Красной Армии. В.А.Онянов, начальник цеха № 8 (в войну - цеха "С-8", шифр 41) Лысьвенского металлургического завода (в войну - завода № 700), массово изготовлявшего стальные шлемы в 1941-1945 гг. Лысьвенский музей.

          

 

 

В центре так называемый зенитный шлем РККА

 

Военинтендант I ранга А. А. Шварц в своей каске 2-го опытного образца. 1936 год  В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема. Внешне шлем напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия.

Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Подшлемник экспериментального шлема М30 стал в дальнейшем использоваться на СШ-36. Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией. Возможно, данные стальные шлемы не были утверждены, в связи с тем, что на поле боя трудно было бы различить от немецкого шлема, т.е. возникли бы трудности определения «свой – чужой». Впоследствии наработки по данному шлему послужили для разработки СШ-36.Примерная партия выпущенных стальных шлемов составила 70 штук. Португальский коллекционер Томас Салазар на одном из складов в гор. Санкт- Петербурге нашел 15 таких шлемов, по внешнему виду они не использовались по назначению.

 

p.s.

 

Каска Адриана М1916

Впервые в массовом порядке  стальной шлем появился в апреле месяце 1916 года.  Русские специальные бригады, которые были отправленны во Францию,  что бы сражаться на западном фронте, во многом экипировались французами, так же  эти части получили французскую каску Адриана, но отличалась данная каска только фронтальной эмблемой, на которой был изображен герб Российской Империи.

          

     В том же 1916 году Петербургом был размещен заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но до конца 1916 года в Россию было доставлено только 340 000 едениц. В России эти шлемы были известны как М1916.

            Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов - фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы - светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии. Наряду с достоинствами сразу выявились и недостатки касок Адриана. Малая толщина стали – всего 7 десятых миллиметра, хрупкость козырьков, крайне сложная технология изготовления. Создание каски включало в себя более пятидесяти операций, причем треть из них уходило лишь на одну деталь конструкции: ее гребня.

  В 1915г. русский Генеральный Штаб принял решение о разработке первого русского стального шлема, прототипом к которому послужила французская каска Адриана обр.1915г. В 1917г. заказ на производство шлемов  был размещен в Финляндии ( тогда еще входившей в состав Российской империи) на заводах Solhberg-Oy   и  Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введен.

        

  После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска.Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой.

Описание жестяной звезды:     Кокарда штампуется из желтой меди по форме пятиконечной звезды; по середине кокарды выштамповываются перекрещивающиеся серп и молот; по очертанию краев звезда имеет ободок. Кокарда с лицевой стороны исключая серпа и молота, покрывается прочной, красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности кокарды, в центре, припаивается медная пластина, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого и края их срезаны под прямым углом. Размеры у кокарды такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 85 мм,а внутренние по кругу диаметром 32 мм. Расстояние между концами горизонтальных лучей 80 мм. Сплав металла: меди 60 - 65% и цинка - 40 - 35%. Примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Штампованные кокарды должны быть сделаны тщательно, правильно и по образцу.

Каска Адриана в Красной армии использовалась до 1941 года.

форум

feldgrau.info

Каски М-40, М-42, СШ-36/хасанка/, СШ-39/трехклепка/ и СШ-40/шестиклепка/.WW2

tankkk 16-02-2016 18:47

1.Немецки шлем М-40,не много отмыт,очень крепкий,много родной краски,клеймо на шлеме не частое Q 64 производитель /F.W. Quist G.m.b.H., Esslingen (Эсслинген)/,размер по Германским стандартам 64,по нашим 56-57,на затылке шлеме выбит штамп TN 1,все на фото.5000р+почта

2.Немецкий копаный шлем М-40,не чищен,не кислочен,вся краска родная,видны остатки одной декали,клеймо на шлеме ЕТ 64,производитель Eisenhuttenwerk AG, Thale Harz (Тхале, Гарц),на задней части шлема выбиты цифры 1286,есть повреждения,все на фото.2300р+почта

3. Немецкий шлем М-42,не чищен,не кислочен,вся краска родная,клейма не нащел,на шлеме родной обруч подшлема на родных кламмерах и остстки подшлема,размер шлема по Германским стандартам 64,наш57,есть повреждение,все на фото.2800р+почта

4 Шлем СШ-36,Хасанка,коп,не кислочен,не чищен,без вмешательств, штампа не видно,на шлеме краска,по выбитому штампу 1-3... рост -1,гребень -половина,шлем на полку или на реставрацию,все на фото.ПРОДАНА

5 Шлем СШ-36,Хасанка,коп,не кислочен,не мыт,без вмешательств, штампа не видно,на шлеме краска и остатки звезды,по замеру рост-2,размер от козырька до затылка-27,7см,от уха до уха-25,2,гребень на месте,шлем под кислоту и на полку или на реставрацию,все на фото.2000р+почта

6 Шлем СШ-39,трехклепка,не мыт ,не чищен,не кислочен,без вмешательств,по размеру не мал,на голову 57-58,внутрянка родная,стойки подшлема целые,шлем без намека на свищи и дыры,все на фото.2500р+почта

7 Шлем СШ-40,шестиклепка,копаный,крепкий без намека на свищи,не мыт не кислочен,не чишен,имеет штамп1-2451,что соответствует росту 1,полосы крепления подшлема остались родные,все на фото.1500р+почта

guns.allzip.org