СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ. Срп это что


СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ - это... Что такое СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ?

 СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП) — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона № 225-ФЗ. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Закона № 225-ФЗ, устанавливаются федеральными законами, за исключением предусмотренных Законом о соглашениях о разделе продукции случаев.

В Законе № 225-ФЗ установлены основания для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях. Соглашения, заключенные до вступления в силу Закона № 225-ФЗ, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения Закона о соглашениях о разделе продукции применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями (ст. 2 Закона № 225-ФЗ). От имени РФ в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы (ст. 3 Закона № 225-ФЗ).

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23 Закона № 225-ФЗ). Особенности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции установлены в ст. 346 НК. Налогоплательщиками налога являются инвесторы по СРП. Если выполнение работ по СРП, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению, исчисление и уплата налога производятся оператором, выступающим в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая с учетом особенностей, установленных в СРП для определения стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому СРП и деятельности, не связанной с выполнением СРП. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,5. Налоговые ставки, установленные в СРП, не изменяются в течение всего срока действия указанного соглашения. При выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», выполняются условия, установленные соответствующим СРП. При выполнении соглашений, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в действие главы 26 НК, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в СРП, с учетом норм законодательства РФ о налогах и сборах, действующих на дату подписания соглашения.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

  • СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД
  • СОГЛАШЕНИЕ О РЕЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ И ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕЭКСПОРТ

Смотреть что такое "СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ" в других словарях:

  • СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — (англ. Production Sharing Agreement) договор (см. ДОГОВОР), в соответствии с которым государство предоставляет частному подрядчику на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на… …   Энциклопедический словарь

  • СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке… …   Юридическая энциклопедия

  • Соглашение о разделе продукции — в РФ договор, в соответствии с которым: РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с… …   Финансовый словарь

  • СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке… …   Юридический словарь

  • Соглашение о разделе продукции — (англ. agreement of division of production) договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу… …   Энциклопедия права

  • Соглашение о разделе продукции — является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке… …   Словарь юридических понятий

  • Соглашение о разделе продукции — (СРП) (англ. Production Sharing Agreement)  специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и… …   Википедия

  • Соглашение о разделе продукции — 1. Соглашение о разделе продукции (далее соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее инвестор) на возмездной основе и на определенный срок… …   Официальная терминология

  • СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и… …   Энциклопедия юриста

  • соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке… …   Большой юридический словарь

taxation.academic.ru

Закон о разделе продукции (текстовая версия)

Уважаемые читатели, по вашим просьбам выкладываю текстовую версию моего видеовыступления.Вам решать, насколько нужна и важна информация в таком виде, насколько удобней ее распространять и анализировать.

Кратко. Во времена Ельцина США заставили парламент России принять закон о разделе продукции, по которому 264 крупнейших месторождения полезных ископаемых были переданы в собственность иностранных фирм и не облагались никакими налогами. Путин в 2002-2004 г. путем поправок отменил это соглашение, за исключением двух не лучших месторождений на Сахалине.нефть

Если подходить к вопросу основательно, то нужно поднимать законы, которые были тогда приняты.

Россия изначально создавалась американцами в самой глубокой форме оккупации, то есть, с прямым внешним управлением, даже тактическим. Потом американцы не смогли держать в России такой большой штат госдепа – столько чиновников, поэтому они передали тактическое управление “cемибанкирщине” – русским олигархам, подтянутым к себе через собственность. Этих олигархов можно назвать американскими по расположению их собственности. Стратегическое же управление американцы оставили за собой.

Управляя Россией, они имели задачу эксплуатации. Какой смысл в колонии, из которой не вычерпывается все до последней возможности? В 90-е годы степень эксплуатации была максимальной. Вывозили абсолютно все имущество - все более-менее ценное, все крупные предприятия. Либо вывозились физически, особенно оборонка, либо (большая часть) переводились с точки зрения собственности. Экономика была слабее нынешней раза в 2, а доходы людей меньше раз в 15. Вот разница в 7 где-то раз и есть объем эксплуатации Соединенными Штатами Америки Российской Федерации лет 15 назад. Это же материальные вещи, они ни куда не деваются, - вот эту разницу они и вывозили.

Помимо этого, среди механизмов вывоза была не только дань через эмиссию рубля, которая и сейчас осталась, но вот эта идея Олбрайт – государственного секретаря США – о том, что природные ресурсы России не должны принадлежать России. Она официально эту идею озвучила, и официально госдепартамент эту идею выполнил. Что он сделал? Он дал команду российскому парламенту во времена Ельцина принять закон о соглашении о разделе продукции. Подчеркиваю, парламент с самого начала через политические механизмы подчинялся США.

В чем суть этого закона? Российской стране не принадлежат ее природные ресурсы. Позиция американцев была такая: Россия должна быть по статусу, например, как Польша, у которой природных ресурсов нет. Соответственно, природные ресурсы нужно из России убрать. Был принят закон по команде Соединенных Штатов российским парламентом о том, что конкретный список из 264 крупных месторождений газа, нефти, меди и т.д., выведен из юрисдикции Российской Федерации. В мелочь они не полезли - например, в добычу глины для маленького кирпичного заводика.

Например, месторождение находится в Сибири, но по законам России, России не принадлежит, а принадлежит назначенной американцами иностранной компании, - российской нельзя было. Юридически оно как бы вырезалось из территории России. Соответственно, с этого месторождения не платились налоги, и оно не приносило доход России. Там были мелкие платежи – экологические и другие – скорее для антуража, потому что должно быть красиво все обозначено. Конечно, это был грабеж.

А что, не грабеж, когда каждый рубль мы обмениваем на доллар? Только это вы еще так не называете. Когда люди в парламенте России это принимали, они тоже это грабежом не называли, а называли, что так надо. Нас грабят с 91 года. Приватизация – тоже грабеж. Это и есть последствия оккупации и поражения в войне. Победитель может на территории оккупированной страны все. Спасибо скажите, что людей не насиловали американские войска на территории Российской Федерации. А вообще-то у победителей бывали такие привилегии. Кстати, Гитлер вывозил чернозем из Воронежа, потому что он ему понравился.

Был открытый список лучших месторождений. Открыли бы новое месторождение, его бы включили в этот список. Они сказали: все эти месторождения принадлежат нам напрямую через наши компании. Компании добывали природные ресурсы и отправляли, куда считали нужным, но рабочую силу использовали из России, потому что дешевле, чем возить китайцев.

Путин это соглашение о разделе продукции путем поправок отменил, то есть список прекратил свое существование. У нас раз закон принят, то не может исчезнуть. И так 2 месторождения из 264 остались, потому что не хватило сил отнять. Это Сахалин-1, Сахалин-2. Газпром, другие пытались их отнять, была целая история. Прокуратура туда ездила. Но в результате у Путина просто не хватило сил. То есть отняли 262, но вот 2 не смогли, хотя они немного изменили платежи, то есть стали чуть-чуть платить в российский бюджет. Остальные перешли в нормальный правовой режим. Собственно благодаря этому российский бюджет на 2/3 и наполняется. Если б этого не было, у нас сейчас бюджет был бы в 3 раза меньше.

В результате первого восстания Путина – это был 2002, 2003, 2004 год – ему удалось решить много вопросов.

Американцы, конечно, наглые ребята, очень наглые и грабят подчистую. Но все-таки есть определенные правила грабежа. Когда грабят до трусов - трусы нельзя. И когда американцы это соглашение о разделе продукции заставили принять, они, конечно, переборщили. Баланса национальных сил хватило для того, чтобы решить эти проблемы, но не хватило, чтобы решить проблемы, допустим, с рублем. Путин же в это время пытался решить вопрос рубля, и у него это не получилось, потому что с рублем американцы стали, что называется, горой.

Но здесь все-таки сложно, месторождение находится далеко, качество низковато, производительность низковата – они не стали бороться до конца.

Все время такие вопросы задают. Вот почему Путин сделал то, или вот не сделал то. Но это жизнь. Взять хоть любую фирму. Есть директор, он вроде там главный в своей частной фирме, но у него обязательно есть какой-то зам, который имеет свой люфт и который что-то выпендривается. Не обязательно его сразу увольняют, хотя бы потому, что он неплохой специалист, или у него хорошая поддержка, он знаком с налоговой полицией, инспекцией, например. И его терпят. Путин исчерпал возможности России в системе однополярного мира в первом своем восстании по максимуму. Отнять, допустим, рубль у американцев он уже не смог. А вот решить некоторые предварительные проблемы он смог. Дальше они бы его уже категорически не терпели. Они и так его не терпят после этого. Но если бы дальше, они бы начали тупо бомбить. Вот есть момент, до которого они не довольны и давят, а есть момент, когда они уже говорят: нет, мы уже все. Вот мы уже с вами не готовы мириться, будем бомбить. Дали бы Грузии крылатые ракеты, и Грузия просто стала бы бомбить Россию. И на этой черте Путин в своем давлении остановился, пытаясь восстановить, прибрать части суверенитета. То есть до какого-то момента у него получалось, как наступление в армии. Вот хочется взять Берлин, но не получается. Что-то взяли, продвинулись, потом тылы отстали и уже дальше нельзя двигаться, уже не хватает людей, ресурсов, сильно сопротивление. Это же борьба. Победа определяется силой и мобилизацией каждой из сторон. Вот мы задали определенный баланс. Путин этот баланс исчерпал. Дальше продавливать у него просто не хватает сил. Дальше его объявили бы уже врагом человечества и запустили бы другие механизмы: массовый терроризм, бомбежки со стороны Грузии, дальше нас бы уже рассматривали как ту же Сирию, Ливию и так далее. Это слишком большие риски для народа. Наступать надо, когда есть возможность. Когда враг не достаточно силен, чтобы тебе сопротивляться, и когда у тебя достаточно сил, чтобы что-то отбить и наступать. Это борьба.

http://fedorov-evgeni.livejournal.com/28272.html

fedorov-evgeni.livejournal.com

Соглашение о разделе продукции | Предпринимательское право

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный — (индонезийская модель — по стране происхождения) — из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
  • «прямой» — исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки — п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или «дедушкиной» оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

www.shpora.su

Соглашения о разделе продукции

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Российское предпринимательское право. Учебник. » 16.9. Соглашения о разделе продукции

    16.9. Соглашения о разделе продукции
      Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (п. 1 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции). Цель соглашения заключается в том, чтобы разведать, есть ли в недрах участка полезные ископаемые, добыть их и разделить между инвестором и государством продукцию (добытые из недр полезные ископаемые). Закон о соглашениях о разделе продукции устанавливает два способа раздела. 1. Раздел только прибыльной продукции. Прибыльная продукция - та, которая остается после передачи инвестору части продукции (компенсационная продукция) в целях компенсации затрат инвестора (возмещаемых расходов), состав которых устанавливается соглашением о разделе продукции (далее - соглашением), и в соответствии с нормами главы 26.4 НК РФ. Компенсационная продукция не должна превышать 75 процентов общего количества произведенной (добытой из недр) продукции, а добытой на континентальном шельфе - 90 процентов ее общего количества (п. 1 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции). За счет компенсационной продукции возмещаются также такие налоги и сборы, как: на добавленную стоимость, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог, акцизы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данный способ раздела весьма выгоден инвесторам, цифры 75 и 90 процентов говорят сами за себя: делить приходится из остающихся 25 и 10 процентов продукции. 2. Прямой раздел, исключающий этап определения компенсационной продукции. Пропорции раздела устанавливаются соглашением, при этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов. Предпосылкой заключения соглашения о разделе продукции является федеральный закон (законы), предусматривающий перечень конкретных участков недр, которые могут передаваться на условиях СРП. Для включения участка в перечень необходимо обоснование целесообразности этого Правительством РФ, решения по данному вопросу законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется также решение соответствующего органа местного самоуправления. Разрешается предоставление на условиях СРП не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Закон предусматривает основание для включения участка недр в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Таковым является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий СРП. Подтверждением отсутствия такой возможности служит проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ "О недрах" и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников (п. 4 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции). Закон, помимо оснований, предусматривает условия для включения в перечни участков недр. К числу таких условий, определяемых правительством, относятся следующие: - если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки приведет к негативным социальным последствиям; - если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура; - если разработка данного месторождения требует использования высокозатратных прогрессивных технологий для добычи трудноизвлекаемых, значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях. Процесс заключения соглашения о разделе продукции - достаточно сложная и длительная процедура. Инвестор по СРП определяется по итогам аукциона. Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, установленных Правительством РФ и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находится участок недр. Указанный аукцион, таким образом, имеет сходство с конкурсом, победитель аукциона, помимо оплаты цены за право заключения соглашения, обязан соблюдать обязательные условия аукциона: обязательным условием аукциона является также выплата инвестором государству компенсаций при нарушении режима традиционного природопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (п. 1 ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции). На наш взгляд, целесообразно было бы проводить не только аукционы, но и конкурсы. Это позволило бы отбирать проекты разработки недр, наиболее выгодные государству. Особенно это касается СРП, предусматривающих компенсацию затрат инвесторов. Аукцион не дает возможность выявить инвесторов, предлагающих реализовать проект с наименьшими затратами. Условиями конкурса могли бы быть многие условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции и включаемые сейчас в соглашение, заключаемое с победителем аукциона, такие, как: количество (соотношение в процентах) привлекаемых российских и иностранных работников для реализации СРП, предоставление российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве, количество материалов, технических средств, оборудования российского происхождения в стоимостном выражении в общем объеме их закупок инвестором для реализации СРП. Обратим внимание, что предметом аукциона является не сам участок недр, а право на заключение соглашения о СРП. В отличие от общих правил ГК РФ о торгах (ст. 447 ГК РФ), предусматривающих максимальный срок 20 дней для заключения договора после завершения торгов и подписания протокола, соглашение о разделе продукции заключается в срок не позднее чем через один год со дня создания специальной комиссии для подготовки проекта соглашения. В свою очередь комиссия, состав которой формируется из представителей федеральных и региональных органов власти, создается Правительством РФ с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ - в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Таким образом, заключению соглашения о разделе продукции предшествует период - до полутора лет со дня завершения аукциона. Представляется, что этот срок чрезмерно велик для того, чтобы сформировать комиссию и выработать условия СРП с конкретным инвестором. Содержание соглашения предопределено законом. Условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции, включаются в соглашение в качестве его обязательных условий. В порядке, определенном этим соглашением, утверждаются программы, сметы выполняемых работ. При этом под работами Закон имеет в виду как подготовительные работы (например, обустройство участка недр, установка необходимого для добычи полезных ископаемых оборудования), так и саму деятельность по их поиску, разведке, добыче. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное количество представителей от каждой стороны - инвестора и государства. При этом обеспечивается и равное представительство со стороны РФ и субъекта РФ, на территории которого находится участок недр (п. 7 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). Помимо координации работ, управляющий комитет утверждает программы работ, сметы расходов инвестора, состав возмещаемых инвестору расходов за счет компенсационной продукции (пп. 5, 8 ст. 346.38 НК РФ). Сторонами СРП являются: а) Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные им лица; б) инвесторы-организации - юридические лица, а также не являющиеся юридическими лицами их объединения, создаваемые на основе договора простого товарищества (о совместной деятельности), осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Объединение представляет собой группу коммерческих организаций, которые в обязательстве со множественностью лиц, основанном на соглашении, имеют солидарные права и несут солидарные обязанности (ст. 3 Закона о соглашениях о разделе продукции). Множество лиц на стороне инвестора рассматривается законодателем как единый инвестор прежде всего из соображений практической целесообразности - раздел продукции производится между государством и инвестором как единым лицом, а порядок дальнейшего ее раздела между участниками простого товарищества определяется договором между ними и выходит за рамки регулирования Законом и самим соглашением о разделе продукции. Кроме того, уже на момент проведения аукциона обеспечивается прозрачность в составе инвесторов с точки зрения оценки их финансовых возможностей в реализации СРП, с одной стороны, и своевременного создания объединений, способных к проведению работ и их финансированию, - с другой. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по его поручению оператором соглашения. Оператор соглашения, помимо функции заказчика - организатора работ по реализации СРП, ведет учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по каждому отдельному соглашению, обособленно от учета деятельности, не связанной с соглашением (п. 4 ст. 7, ст. 14 Закона о соглашениях о СРП). Оператор соглашения не является стороной соглашения о разделе продукции, вся полнота ответственности перед государством за действия оператора возлагается на инвестора: он отвечает за действия оператора как за свои собственные (п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). На момент заключения соглашения оператор, если инвестор предполагает привлечь его для реализации СРП, может быть еще не определен. В качестве оператора могут выступать в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о СРП филиалы или юридические лица, созданные инвестором для этих целей на территории РФ, либо привлекаемые инвестором другие юридические лица. Филиал - структурное подразделение юридического лица. Деятельность филиала - это деятельность самого юридического лица. Поэтому выполнение функций оператора филиалом означает, что деятельность инвестора и оператора (заказчика) сочетаются в одном лице. Индивидуальные предприниматели не могут выступать ни в качестве инвесторов по СРП, ни в качестве операторов. Подрядчики, поставщики, перевозчики и прочие исполнители отбираются инвесторами либо по их поручениям операторами (заказчиками), в том числе на конкурсной основе, самостоятельно. В самом соглашении о СРП их персональный состав не устанавливается. Исполнителями, подрядчиками могут быть и индивидуальные предприниматели. При этом инвесторы обязаны обеспечивать соблюдение требований ст. 7 Закона о СРП о преимущественном праве российских юридических лиц на участие в работах в качестве исполнителей, подрядчиков, поставщиков на основании договоров с инвесторами, о приобретении не менее 70 процентов общей стоимости оборудования, материалов, технических средств, необходимых для реализации СРП, российского происхождения. При нарушении инвестором этого требования его капитальные затраты на приобретение указанного имущества за счет компенсационной продукции не возмещаются (п. 10 ст. 346.38 НК РФ).   Лекция, реферат. 16.9. Соглашения о разделе продукции - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Об авторахГлава 1. Общие положения о предпринимательском праве1.1. Понятие предпринимательского права1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности1.3. Принципы предпринимательского права1.4. Хозяйственные (предпринимательские) правоотношения1.5. История развития предпринимательского (хозяйственного) права1.6. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странахГлава 2. Источники предпринимательского права2.1. Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность - Значение ГК РФ в регулировании предпринимательской деятельности2.2. Понятие и виды источников предпринимательского права - Нормативный правовой акт как источник2.3. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права2.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского праваГлава 3. Право на осуществление предпринимательской деятельности и способы его реализации3.1. Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации3.2. Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности3.3. Момент, с которого возникает право на осуществление предпринимательской деятельности3.4. Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности3.5. Правовые формы реализации права на осуществление предпринимательской деятельности3.6. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельностиГлава 4. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности4.1. Понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности4.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности4.3. Правовые средства государственного регулирования4.4. Правовое регулирование прогнозирования и планирования предпринимательской деятельности4.5. Контроль за осуществлением предпринимательской деятельностиГлава 5. Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности5.1. Общая характерᴎϲтика требований к предпринимательской деятельности5.2. Лицензирование предпринимательской деятельности5.3. Техническое регулирование предпринимательской деятельности5.4. Правовые основы обращения с отходамиГлава 6. Общие положения о субъектах предпринимательского права6.1. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права6.2. Классификация субъектов предпринимательского права6.3. Создание субъектов предпринимательской деятельности- Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда- Государственная регистрация6.4. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности6.5. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельностиГлава 7. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права7.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя7.2. Правовое положение обособленных подразделений7.3. Правовое положение некоммерческих организаций7.4. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий7.5. Правовое положение субъектов малого предпринимательства7.6. Правовое положение инвестиционных фондов7.7. Правовое положение товарных и фондовых бирж7.8. Правовое положение кредитных организаций7.9. Правовое положение страховщиков7.10. Правовое положение финансово-промышленных группГлава 8. Правовые основы несостоятельности (банкротства)8.1. Понятие, признаки банкротства. Основания для обращения в суд8.2. Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности8.3. Процедуры банкротства- Наблюдение- Финансовое оздоровление- Внешнее управление- Конкурсное производство- Мировое соглашение8.4. Особенности банкротства кредитных организаций8.5. Особенности банкротства градообразующих организаций8.6. Особенности банкротства субъектов естественных монополий ТЭКГлава 9. Правовой режим имущества, используемого в предпринимательской деятельности9.1. Права на имущество- Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности- Право хозяйственного ведения имуществом- Право оперативного управления имуществом9.2. Понятие и виды имущества, используемого в предпринимательской деятельности9.3. Правовой режим основных средств9.4. Правовой режим нематериальных активов9.5. Правовой режим оборотный средств9.6. Правовой режим денежных средств и иностранной валюты9.7. Правовой режим ценных бумаг9.8. Правовой режим капиталов, фондов и резервов организацииГлава 10. Предпринимательские договоры10.1. Понятие предпринимательского договора10.2. Договорные конструкции10.3. Заключение, изменение и расторжение предпринимательских договоров10.4. Исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностиГлава 11. Ответственность в сфере предпринимательской деятельности11.1. Понятие санкции и ответственности в хозяйственных правоотношениях11.2. Виды санкций11.3. Виды ответственности11.4. Основания возникновения ответственности перед государством11.5. Условия ответственности сторон в оперативно-хозяйственных отношениях11.6. Снижение размера ответственности по решению суда11.7. Механизм реализации ответственностиГлава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг12.2. Понятие товарного рынка12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках - Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынкеПонятие и виды монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках- Ограничение конкуренции органами власти12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках12.6. Государственный антимонопольный контроль на товарных рынках - Принудительное разделение хозяйствующих субъектовПравовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на рынках финансовых услуг12.8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства12.9. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий12.10. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополийГлава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг13.1. Становление рынка ценных бумаг в современной России13.2. Понятие и виды ценных бумаг13.3. Регулирование рынка ценных бумаг13.4. Отдельные сделки с эмиссионными ценными бумагами - Виды деятельности на рынке ценных бумагГлава 14. Приватизация государственного и муниципального имущества14.1. Понятие приватизации14.2. Правовое регулирование приватизации14.3. Субъекты приватизации - продавцы и покупатели14.4. Решение об условиях приватизации14.5. Объекты приватизации14.6. Способы приватизации14.7. Преобразование унитарного предприятия в ОАО14.8. Продажа государственного или муниципального имущества14.9. Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе14.10. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе14.11. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе14.12. Последовательность применения способов приватизации предприятияГлава 15. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности15.1. Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности15.2. Цели, общие принципы, пределы налогового регулирования предпринимательской деятельности15.3. Правоотношения, возникающие в процессе налогового регулирования предпринимательской деятельности15.4. Средства налогового регулирования предпринимательской деятельности15.5. Ответственность за налоговые правонарушенияГлава 16. Правовое регулирование инвестиционной деятельности16.1. Понятие и виды инвестиций16.2. Понятие и виды инвестиционной деятельности16.3. Этапы инвестиционной деятельности16.4. Субъекты инвестиционной деятельности16.5. Объекты инвестиционной деятельности16.6. Государственное регулирование инвестиционной деятельности16.7. Правовые формы реализации инвестиционной деятельности16.8. Финансовая аренда (лизинг) имущества16.9. Соглашения о разделе продукции16.10. Концессионное соглашениеГлава 17. Правовое регулирование иностранных инвестиций17.1. Понятие и виды иностранных инвестиций17.3. Правовые формы осуществления иностранных инвестиций17.4. Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестицийГлава 18. Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности18.1. Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности18.2. Правовые основы бюджетного финансирования предпринимательской деятельности18.3. Правовые основы бюджетного кредитования предпринимательской деятельности18.4. Государственный контроль и ответственность в сфере бюджетного финансирования и кредитования18.5. Банковское, товарное и коммерческое кредитование хозяйствующих субъектовГлава 19. Правовой режим информации в предпринимательской деятельности